Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Достопримечательности Тары. Достопримечательности тары


Тара: достопримечательности | Культурный туризм

Город Тара, основанный в 1594 году, является первым русским поселением на территории современной Омской области. Он вошёл в историю России как опорный пункт русской колонизации на юге Западной Сибири, начатой в 1585 году под командованием Ермака. В последней четверти XVII века при царях Федоре и Борисе Годунове развернулось активное строительство крепостей. В числе строителей укреплений выделились Елецкие, потомки чернигово-северских князей.

Весной 1594 года из Тобольска вышел отряд в составе 1540 человек во главе с князем Андреем Елецким. В царском наказе князю Елецкому указывалось: «Итти ставить город вверх Иртыша, на Тару реку, где бы государю было впредь прибыльнее, чтоб пашню завести и Кучума-царя истеснить и соль устроить». Место для города было назначено при устье реки Тары. Наказ, данный князю Елецкому, не определял точного места «заведения» города, оговаривалось лишь, что город должен быть на реке Таре. Но места по Таре не приглянулись, выбрали более пригожие ниже устья Тары, на берегу речки Аркарки, а название справедливо рассудили дать «по реке Таре… ибо сначала положено было город заложить при оной». Строители выполнили наказ к осени 1594 года. На стыке степей и урмана вырос новый город, которому предстояло до начала XVIII века оставаться крайним пограничным оборонительным пунктом Российского государства на юго-востоке Западной Сибири, занимая не последнее место в степной политике Московского государя. Пожалуй, той роли, которой предстояло сыграть Таре в сибирской истории на протяжении первых двух веков, ей не отводило и правительство. Под защитой тарской крепости возникали первые сельские населённые пункты по р. Иртыш и р. Таре.

С самого основания Тара являлась центром пограничного торга и сравнительно крупным по тем временам транзитным пунктом в торговле России с Востоком. В этот период были определены дороги, по которым впоследствии прошёл Московско-Сибирский тракт и Великий чайный путь, включивший в себя и Тару. Но, кроме того, Тара как отдаленный город стала и местом размещения «опальных людей» — декабристов и политических ссыльных. Царизму не удалось превратить сибирских старожилов в стражников. Сибиряки сочувственно относились к ссыльным и как могли, помогали.

В летнее время район благоприятен для пляжного отдыха на реках и озерах. Из них можно особо выделить озера: Петровское, Кольтюгинское, Фрунзенское и Кругленькое. Реки: Иртыш, Оша, Тара, Шиш, Аркарка, Абросимовка, Степановка. На реках Шиш и Тара осуществляются сплавы на надувных байдарках. Также на территории Тарского района располагаются гидрологические памятники природы: «Фрунзенский водно-ботанический культурно-оздоровительный памятник природы», «Междуреченский водный памятник природы», «Красноозерский водный памятник природы», «Иргутский ботаническо-зоологический памятник».

Во времена революции и Гражданской войны Тара являлась убежищем А. В. Колчака, где, по легенде, при отступлении были утеряны сокровища Империи. Здесь окончил среднюю школу и сделал первые шаги на театральной сцене народный артист М. А. Ульянов.

culttourism.ru

Достопримечательности Тара

+Добавить достопримечательностиТара » Достопримечательности

В городе Тара находится драматический театр, названный именем М. Ульянова, есть центральная библиотека района и городская картинная галерея, в которой выставляются полотна местных художников. Кроме этого в городе есть досуговый центр, называющийся Север, клуб для молодежи, называющийся Территория и кинокиноконцертный зал Авиатор.

В городе находится музей военно-морской Ленинградской специальной школы и городской Краеведческий музей, который находится в здании среднеобразовательной школы. В Краеведческом музее находится коллекция предметов, рассказывающая об истории возникновения города и истории его развития, истории развития в городе культуры и промышленности. Есть отдельная экспозиция, рассказывающая о быте и ремеслах народов, населявших эту местность ранее.

На территории города Тара находится Дворец культуры. В этом Дворце культуры проводятся регулярные смотры самодеятельных городских коллективов и фольклорных ансамблей города. На его базе действует несколько кружков, в которых занимается молодежь и более старшее поколение города. Здесь действует хореографический образцовый ансамбль, который называется Школьные годы и хореографическая образцовая студия, называющаяся Восторг. Эта студия является постоянным участником конкурсов, концертов и многих фестивалей. Кроме этого в городе создан фольклорный ансамбль танца и песни Небылицы.

Тарский историко-краеведческий музей (0 голосов)

Тарский историко-краеведческий музей Адрес: Россия, Омская область, Тара, пл. Ленина , д.8 Телефон: +7 (38171) 1-23916E-mail: неизвестноСайт: неизвестно

Братья Волковы (0 голосов)

Братья Волковы Адрес: Россия, Омская область, Тара, пл. Ленина , д.7 Телефон: +7 (38171) 1-25-36E-mail: неизвестноСайт: неизвестно

Дом Купца В.И. Серебренникова (0 голосов)

Дом Купца В.И. Серебренникова Адрес: Россия, Омская область, Тара, ул. Советская, д.9 Телефон: +7 (38171) 1-26-96E-mail: неизвестноСайт: неизвестно

Дом Купца И.Ф. Нерпина (0 голосов)

Дом Купца И.Ф. Нерпина Адрес: Россия, Омская область, Тара, ул. Советская, д.30 Телефон: +7 (38171) 2-86-51E-mail: неизвестноСайт: неизвестно

Дом Купца Н.Я. Носкова (0 голосов)

Дом Купца Н.Я. Носкова Адрес: Россия, Омская область, Тара, ул. Советская, д.24 Телефон: +7 (38171) 2-1916E-mail: неизвестноСайт: неизвестно

Музей 2-Й Ленинградской Военно-Морской Спецшколы (0 голосов)

Музей 2-Й Ленинградской Военно-Морской Спецшколы Адрес: Россия, Омская область, Тара, ул. Сельскохозяйственная, д.1 Телефон: +7 (38171) 1-1183E-mail: неизвестноСайт: неизвестно

Особняк И.Я. Хомякова (0 голосов)

Особняк И.Я. Хомякова Адрес: Россия, Омская область, Тара, ул. Советская , д.18 Телефон: +7 (38171) 2-18-63E-mail: неизвестноСайт: неизвестно

Особняк Купца Я.А. Немчинова (0 голосов)

Особняк Купца Я.А. Немчинова Адрес: Россия, Омская область, Тара, ул. Нерпинская, д.24 Телефон: +7 (38171) 2-30-45E-mail: неизвестноСайт: неизвестно

Север (0 голосов)

Север Адрес: Россия, Омская область, Тара, ул. Ленина , д.18 Телефон: +7 (38171) 2-13-85E-mail: неизвестноСайт: неизвестно

Северный драматический театр имени М.А. Ульянова (0 голосов)

Северный драматический театр имени М.А. Ульянова Адрес: Россия, Омская область, Тара, ул. Советская , д.25 Телефон: +7 (38171) 2-30-86E-mail: неизвестноСайт: неизвестно

Кто красивее?

Отзывы отсутствуют

rus-trip.ru

Главные достопримечательности Тары

Каждый человек, отправляясь в поездку, составляет для себя список достопримечательностей Тары, которые стоит обязательно посетить. Одни разрабатывают индивидуальные способы познакомиться с городом, остальные заказывают различные обзорные экскурсионные туры. Обычно они охватывают основные достопримечательности Тары и дают представление об историческом и культурном наследии города.

Почитатели искусства всегда стремятся найти скульптурные достопримечательности на карте Тары. На крупных площадях города часто можно посмотреть классические скульптуры, с которыми фотографируются все туристы. А вот в знаменитых парках можно увидеть выставки модерновых скульптур и арт-объектов. Они могут быть выполнены из самых необычных материалов и имеют невообразимые формы, над которыми вам необходимо будет еще призадуматься.

В ряду главных достопримечательностей Тары особое место занимают религиозные сооружения. Они являются неотъемлемой частью облика города в России, некоторые из них пережили знаковые религиозные и исторические события. В Таре и за городом можно съездить в прославленные монастырские комплексы, полюбоваться великолепием знаковых православных церквей либо зайти в уютные и миниатюрные часовни, которые так популярны у жителей города.

Во время поездки по окрестностям, можно к тому же посмотреть интересные религиозные достопримечательности. Это могут быть национальные религиозные объекты, многовековые культовые строения или вообще загадочные ритуальные места.

Особую романтику имеют пешие прогулки по Таре. Вы можете предварительно достать карту Тары с достопримечательностями и маршрутами или же просто отправиться в любом направлении. Так это даже увлекательнее. Разрешите себе затеряться на старинных улочках или же провести время в парках. А если устанете, можно перекусить или заказать чашку кофе в каком-нибудь симпатичном кафетерии. Кстати говоря, в Таре есть пара культовых заведений, которые хочет посетить каждый турист.

Если планируете получить глубокие знания по истории города, отправляйтесь в музейные комплексы Тары. Они представят вам обширные экспозиции по этнографии, художественному мастерству, изделиям народного промысла, из археологических экспедиций. Чаще всего эти достопримечательности находятся в центре.

При этом тематические музеи, расположенные на открытом пространстве, часто можно увидеть в загородной местности. Они предлагают посетителям посмотреть занимательные выставки, посвященные национальному быту и народным ремеслам. Это также могут быть инсталляции античных поселений либо боевых фортов. Такие достопримечательности Тары будут интересны для детей.

Для туристов, путешествующих семьей, всегда возникает вопрос: куда сходить с детьми. Самый популярный вариант – поехать в один из аквакомплексов Тары. Чаще всего при заказе семейного абонемента на целый день бывают скидки.

Если вы путешествуете в зимний или весенний сезон, стоит выбрать для отдыха горнолыжные курорты Тары. Здесь масса активностей для маленьких и взрослых: самые разные трассы для катания на горных лыжах, сноуборде, катание на сноутюбах, увлекательные фанпарки для профессиональных райдеров. Как правило, подобные центры расположены в нескольких десятках километров от города. Так что легче отправиться туда на своей машине или взять напрокат автомобиль.

Прекрасный вариант для семейных каникул – активный отдых на природе. Природные достопримечательности находятся рядом с Тарой. Это могут быть реки, каньоны, известные заповедники. Куда лучше отправиться, всегда выбирать вам. Сюда есть возможность доехать как на собственном автомобиле, так и воспользовавшись услугами общественных перевозчиков. Выясните заранее схему движения маршрутных автобусов, курсирующих с автовокзалов города в нужную вам сторону. В таком приключении вы получите массу незабываемых впечатлений от пребывания на свежем воздухе, пополните запасы здоровья и бодрости духа.

Если же вы прибыли в город по деловым вопросам, то на полноценные экскурсионные программы у вас недостаточно свободного времени. В таком случае будет неплохо выбрать краткий указатель достопримечательностей Тары с фото и описанием.

Такой путеводитель непременно можно найти после прибытия в город на железнодорожных вокзалах или же на аэровокзале. Там представлен перечень самых популярных мест, куда сходить в Таре, с названиями и фото достопримечательностей. Не правда ли, это значительно облегчает задачу, что посмотреть в Таре, особенно, если вы ограничены во времени.

При этом, если печатный каталог включает в себя самые популярные места Тары, то в поисковой сети можно посмотреть рейтинг малознакомых, но не менее интересных достопримечательностей с отзывами побывавших там туристов. Заброшенные шахты, загадочные карьеры, уникальные узкоколейки, мосты – эти достопримечательности притягивают ценителей приключений.

Планируя поездку в Тару, следует узнать не только о достопримечательностях, но и о прочих значимых инфраструктурных объектах города. Для передвижения по городу хорошо знать маршруты следования общественного транспорта, местонахождение главных железнодорожных и автобусных терминалов или речных вокзалов, станций метро. Тем не менее такие важные общественные сооружения Тары также могут привлечь внимание путешественников. Часто именно они становятся визитной карточкой города.

Показать больше

akuaku.ru

Деревянная Тара - Памятники культуры - Достопримечательности

Из статьи А.А. Жирова "Деревянная Тара"

Есть несколько преимущество Тары перед другими городами Омской области. Она первый город Омского Прииртышья. Тара – исторический город, она обладает такой историей, которую ни Омск, областной центр, ни другие города области не имели и теперь уже иметь не будут. У них своя история, не такая как у Тары, пока не растерявшей облик типичного провинциального сибирского купеческого города. И этот облик формировала ранее и сохраняет сегодня, прежде всего, двухэтажная деревянная застройка. Вот почему сегодня как никогда остро стоит вопрос о сохранении этого облика. Потеряет Тара эту застройку – потеряет лицо старинного сибирского города. Понимая это, современные застройщики интуитивно, а архитекторы профессионально следуют заложенной более 200 лет назад традиции – стремятся возводить двухэтажные дома. Теперь каменные. Пока только каменные. Хотя нам известно, что дерево долго оставаясь главным в нашей местности строительным материалом, экологически более благоприятно, чем камень. Купцы старой Тары, отстраивая дома с торговым низом и деревянным верхом, выступали людьми не только практичными, но и житейски мудрыми. Дерево «дышит» и в деревянном доме человеку, с точки зрения сохранения здоровья, лучше. Но сегодня на первый план при выборе строительного материала выходят другие мотивации – безопасности, надежности, долговечности и т.д., а вовсе не потому что сибиряки охладели к такому материалу, как дерево.

Тара XIX – начала ХХ вв. была типичным для Сибири купеческим городом. Купечество в Сибири играло более заметную роль, нежели в Европейской общественной жизни. Поскольку в регионе не сложилось помещичьего землевладения самый привилегированный слой общества – дворянство было представлено здесь лишь чиновничеством в лице местной администрации. Чиновники были экономически заинтересованы в добрых, взаимовыгодных отношениях с толстосумами, имевшими свободные денежные капиталы, без которых в условиях свободной рыночной экономики не решаются, как известно, никакие серьезные вопросы. Не случайно купечество имело наиболее солидные домашние строения. Для купца каменный особняк или деревянный дом на каменном фундаменте был визитной карточкой и одним из доказательств его платежеспособности. Купцы брали крупные ссуды под залог домового строения. Престижность каменных домов была столь велика, что в малых городах купцы стремились отделать под камень стены даже одноэтажных домов.

Купеческие усадьбы в небольших сибирских городах, в частности в Таре, были до конца XVIII в. по большей части деревянными, строились из прекрасного леса, снабжались высоким крыльцом и дощатыми стенами, соединялись с низкими банями и сараями как бы в одно надворное строение.

Порой купцы использовали жилую усадьбу для получения дополнительного дохода. Например, на подворье тарского купца Н.В. Шанского, помимо большого двухэтажного деревянного дома и нескольких одноэтажных, погреба, 5 кладовых, завозни с конюшнями и сенником. У него снимали квартиру для старшины Тарской пароходной пристани Олимпиева. Обывательские книги по Таре позволили выделить три типа купеческих домов: наследственные, купленные и построенные.

Наследственные дома, как правило, получали купеческие дочери в качестве приданного, сыновья только после раздела имущества или смерти главы семьи. После вступления в гильдию купцы стремились купить или построить дом или усадьбу. Семьи тарского купца Нияза Айтыкина и его сыновей неоднократно подвергались разделам. В результате в нижней части города образовалась целая группа домов, принадлежавших представителям этого купеческого рода. В основном дома были деревянными, лишь три из них были полукаменными, имевшими каменный низ и деревянный жилой верх.

Отметим, что по данным оценочных ведомостей конца XVIII в. купец 1-й гильдии владел в среднем тремя — четырьмя домами стоимостью от 10 до 20 тыс. руб., купец 2-й гильдии — одним домом стоимостью от нескольких сот руб. до 2 тыс. руб. В первой четверти XIX в. эти цифровые данные выросли: купец 1-й гильдии был владельцем двух - четырех домов (нередко одного каменного) стоимостью от 18 до 50 тыс. руб., купец 2-й гильдии имел два дома стоимостью от 11 до 20 тыс. руб., купец третьей гильдии, как правило, имел один дом стоимостью до 11 тыс. руб. Конечно, были исключения: не все купцы имели собственные дома или стоимость усадьбы значительно отличалась, от вышеуказанных средних данных. В основном, это относится к богатым, известным, купеческим династиям Айтыкиных, Можантиновых, Медовщиковых, Нерпиных, Филимоновых, усадьбы которых представляли шедевры архитектурного искусства конца XVIII - первой половины XIX в. Высокое общественное положение заставляло их и других купцов следовать европейским традициям не только во внешнем оформлении домов, но и во внутреннем убранстве. К сожалению, до нашего времени сохранились только дома Айтыкиных в нижней части города, остальные не сохранились. Вторая половина XIX – начало ХХ вв. примечательна тем, что основательные деревянные постройки уже имели не только наиболее состоятельные купцы, но и другие представители городской элиты: чиновники, торгующие мещане, мелкие предприниматели, отдельные мастеровые люди.

До конца ХХ в. «дожили» двухэтажные дома купцов Щербаковых на площади Ленина (Базарной), ул. Советской (Никольской), ул. Александровской, Пятковых на ул. Советской (Никольской), В.И. Серебренникова на пересечении ул. Спасской и Советской (Никольской), Деевых на ул. Избышева (Пятницкий переулок), Л.М. Глизмана, Смородинниковых, Н.К. Машинского на ул. Дзержинского (Ратушинский переулок), купцов Носковых на ул. Ленина (Зеленой), и Советской (Никольской), Канаревских и владельца торговой бани О.А. Пиманычева (Пимантьева) на ул. Спасской, чиновника акцизного участка И.Я. Хомякова на ул. Советской (Никольской), владельцев кинематографа «Люкс» Кориковых-Михайловых на ул. Советской (Никольской), священника Пятницкой церкви о. С.П. Александрова на ул. Александровской, кузнеца Т.М. Безяева на ул. Ленина (Зеленой) и многие другие. Большая часть из этих домов, в основном в перестроенном, «перекатанном», с большими утратами, но сохранились нашего времени. Продолжают активно эксплуатироваться бывшие торговые и жилые полукаменные дома купцов Шанских на ул. Ленина (Зеленой) и ул. Дзержинского (Кузнечный переулок), дома владельцев пивоваренного завода В.П. Баева и Я.И. Ржиги.

Своеобразными архитекторами городов были наводнения и пожары. При бесхитростности строений XVII- XVIII вв. город быстро восстанавливался.

Сведения о внешнем виде города почерпнуты из известных описаний путешественников и краеведов, документов архивных фондов, опросов старожилов. Такие сведения содержатся в фондах ГАОО, ТФ ГАОО, ТФ ГАТюмО, фондах архива БТИ. В ТФ ГАТюмО сохранились материалы Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Для этой переписи был разработан специальный переписной лист, включавший сведения о количестве жилых и хозяйственных построек, их названия, а также из чего они сделаны и чем покрыты. Правда, не по всем домостроениям такие данные имеются, так как многое зависело от обязательности и работоспособности переписчиков. Часто переписчики ограничивались указанием общего числа строений. Тем не менее, по этим данным можно выявить некоторые тенденции. Большинство усадеб – это усадьбы с одним жилым домом, меньшинство – с несколькими, большинство – одноэтажных, меньшинство – в несколько этажей, или с каменным полуподвальным, с каменным фундаментом, не тесовой, а железной крышей и т.д. Это является свидетельством относительно невысокого уровня жизни населения.

Но лучшие представления о внешнем виде старой Тары, несомненно, могут дать сохранившиеся фотографии.

Появившаяся в конце XIX в. фотография могла запечатлеть тарские домостроения. Первые фотографии и первые фотографы Тары зафиксированы в 1883 г. Но поскольку старинные фотографии деревянных домов ни в музее, ни в архиве, ни в частных коллекциях компактно не отложились, наши занятия сбором таких материалов в конце ХХ – начале XXI вв., потребовавшие определенных усилий и времени, также не принесли ощутимых результатов. Велики утраты, утеряны сведения и фотографии. В Государственной публичной библиотеке в Москве в каталогах имеются данные о фотоальбоме Полторацкой «Виды городов Тобольской губернии», но, вот незадача, самой книги найти не удалось ни в одном отделе библиотеки. Имеются сведения о подготовительной работе И. Шустера, поставившего задачу издать виды Тобольской губернии. В начале ХХ в. выходил набор фотографических открыток тарского книготорговца Борисова. Почтовые открытые письма с картинками неразрывно связаны с их владельцами, они хранились порой в течение всей жизни как дорогая память о прошлом или о родном городе. Ценились они не только за то, что несли вести от близких и родни, ими украшались стены комнат и предметы быта. Сбереженные как своеобразная часть культуры прошлого, видовые открытки удерживают своей тонкой нитью рвущуюся связь времен. Пока мы не в состоянии ответить на вопрос, сколько же всего комплектов видовых открыток Тары было издано в начале ХХ в. Мы склоняемся к тому, что таких выпусков было два. Точно установлено, что один из выпусков был осуществлен при участии книготорговца Борисова.

Часть открыток с видами Тары начала ХХ в. имеется в коллекциях жителей г. Тары, в Тарском историко-краеведческом музее, оригиналы двух снимков обнаружены в фондах Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, три открытки опубликованы в книге тюменского исследователя В.Е. Копылова (они хранятся в музее техники Тюменского технологического университета). В Москве у наследников Е.Я. Пятковой и ее дочери Т.М. Есиповой также имеется несколько открыток с видами Тары. Нам известно, что такие открытки высылались за границу. Но полного комплекта собрать пока не удалось никому. И, тем не менее, усилиями нашего временного творческого коллектива, представляющего общественную организацию, поставившую задачу сохранения историко-культурных и архитектурных памятников г. Тары, была проведена определенная поисковая и аналитическая работа, с результатами которой мы делимся с читателями.

Жизнь домов для многих историков - это, прежде всего, жизнь людей, семей, даже нескольких поколений людей. А поскольку человеку свойственно изменять окружающую его действительность, в том числе и дома, чаще всего это происходит не в лучшую сторону для последних. Дома теряют свою индивидуальность, свой неповторимый облик, сереют, ветшают, и если человек вовремя не позаботится о них, то просто гибнут. Умелая реставрация является одним из способов продления жизни старых зданий. Но плохой ремонт, как характерное для Тары 1980-х гг. «зашубливание» фасадов, только сокращает и без того безрадостную жизнь наших домов. Реставрация старинных зданий даже для областного центра затратна, тем более она не по карману малому провинциальному городу, а уже тем более далеко не каждому собственнику и пользователю. В процессе подготовки к реставрации создается большое количество документов, проводятся историко-архивные исследования, призванные выявить все строительные периоды здания, его назначения и его владельцев.

Предлагаем рассуждения о тех маленьких благах цивилизации, без которых не мыслима современная жизнь, о том, что называется городским благоустройством. В первое столетие своего существования Тара несколько раз перестраивалась, что было связано с частыми пожарами. Более 200 лет назад сложилась своеобразная планировка улиц и структура города. В последствии город развивался именно в этом направлении (если использовать современную привязку на местности, от р. Аркарки в начале ул. Ленина вдоль берега по нижнему ярусу и в направлении с юга на север по верхнему). Первые здания были деревянными, и неудивительно, что при пожарах город сильно выгорал. Из опасения пожара, уличная застройка строго регулировалась. Ширина улиц должна была быть не менее 5 сажен, бани строиться в отдалении от жилья, а печи выкладываться с отступом от стен.

Несмотря на достаточно восторженные отзывы о городе, улицы оставляли желать лучшего. Даже в конце XIX в. (1894 г.) на собрании Городской Думы поднимался вопрос о мощении ряда улиц, в частности, решалась проблема мостить ли улицы

Постройки города скучены, улицы нешироки, в большинстве не замощены и потому, при вязкости грунта, весной, осенью или в дождливое лето чрезвычайно грязны и притом плохо освещены.

Таким образом, в начале XX в. тарчане (не все, а некоторые) уже пользовались такими благами цивилизации, как электричество, кинематограф, телефон, хотя проблемы с благоустройством города по-прежнему оставались, да и остаются до сих пор.

 

Фотоальбом

taragorod.ru

Самсоновский мост - Современная Тара - Достопримечательности

31 июля состоялась торжественная церемония открытия автомобильного движения по мостовому переходу через реку Иртыш у села Самсоново в Тарском районе. Открытие моста приурочено к 410-летнему юбилею старинного сибирского города Тары и к профессиональному празднику создателей этого масштабного транспортного сооружения – Дню строителя. Такой подарок городу сделали специалисты НПО «Мостовик».

Вместе с хозяевами праздника – работниками «Мостовика», открытие моста отмечали омичи, жители Тарского, Седельниковского и других районов омской области, гости из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. В праздничных мероприятиях участвовали члены Правительства России и Омской области, представители ведущих мостостроительных организаций России. Всего на празднике присутствовало более 10 тысяч человек. Жители области смогли увидеть открытие Самсоновского моста в прямой трансляции по телевизионным каналам.

Накануне праздника состоялась презентация Самсоновского моста в НПО «Мостовик», целью которой стало знакомство представителей ведущих проектных и строительных организаций России с уникальным опытом, полученным в ходе работы над проектом, с достижениями специалистов «Мостовика» в освоении новейших технологий в области проектирования, производства металлоконструкций, строительства инженерных сооружений. Уникальные идеи и сложнейшие технологии были разработаны при поддержке и неоценимой помощи специалистов НПИ «Мосты» (Санкт-Петербург) и учёных ЦНИИС (Москва).

Одна из отличительных и уникальных характеристик Самсоновского моста состоит в том, что весь комплекс работ - от идеи до сдачи моста выполнялся силами одного предприятия. Сочетание в рамках одного предприятия группы проектирования, завода по изготовлению конструкций и собственно строительно-монтажных подразделений во многом предопределило успех и сжатые сроки строительства.

Важно также, что впервые в регионе мост был спроектирован омскими инженерами. Все крупные мостовые переходы, построенные в Омске и области, включая проект будущего метромоста, проектировались специалистами Москвы и Санкт-Петербурга. Конструирование и расчёт проводились на основе последних достижений науки, с помощью самых современных программных продуктов, что позволило в короткие сроки создать проект архитектурно привлекательного моста и обеспечить технологичность во время производства металлоконструкций и на монтаже.

Уже сегодня мост в Таре по российским меркам отнесен к разряду сложнейших. Уникальна технология его монтажа. Специалисты «Мостовика» разработали и выполнили монтаж конструкций комбинированного арочного руслового пролёта со схемой 84+189+84 в навес без применения временных опор, что обеспечило существенную экономию и возможность не прерывать судоходство на Иртыше. Для реализации проекта также был разработан сложный проект контроля геодезических работ.

В 2001 году в «Мостовике» начал работу новый завод металлоконструкций. Оборудование, аналогов которому в России пока нет, объединено в единую программно-управляемую линию заготовительного, сборочно-сварочного и малярно-отделочного циклов переработки металлопроката, что позволяет изготавливать конструкции мирового качества с идеальной собираемостью на монтаже. Конструкции именно такого качества и точности были необходимы для строительства Самсоновского моста, где практически все элементы индивидуальные, «штучные», а число одинаковых не превысило четырёх.

Основной объем работ по монтажу русловых пролетов был выполнен зимой 2003 – 2004 гг. В течение трёх месяцев строители смонтировали более 3-х тысяч тонн металлоконструкций, добившись высочайшей точности сборки. А точность при замыкании последнего блока была настолько безупречной, что без малейшей «черноты» совпали все 500 отверстий монтажных стыков замкового блока.

Плотный график работы строителей, расписанный по дням и часам, позволил уже 31 июля провести торжественную церемонию открытия автомобильного движения по мосту. О начале праздника возвестил сигнал парома. Митрополит Омский и Тарский Феодосий совершил обряд освящения. В торжественной процедуре разрезания традиционной красной ленточки принимали участие Губернатор Леонид Полежаев, полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский, председатель областного Законодательного собрания Владимир Варнавский, директор НПО «Мостовик» Олег Шишов. Движение по мосту открыл кортеж, в составе которого находились свадебная машина, нефтевоз, «Скорая помощь», пожарная, милиция. Жизнь моста началась.

Фотоальбом

taragorod.ru

Храмы города Тары - Тарские храмы - Достопримечательности

Глядя на фотографии Тары начала ХХ века, мы видим белые фрегаты церквей среди множества деревянных домов-суденышек. Они "плыли” в вечности над Иртышем на фоне зеленых садов и облаков. Сейчас в Таре сохранилась только Спасская церковь...

Основными источниками для изучения тарских церквей являются материалы ТФ ГАТО, ГАОО, ТФ ГАОО и Метрики 1887 года "для получения верных сведений о древне-православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах”, хранящиеся в архиве института истории материальной культуры РАН, ранее не привлекавшие внимание исследователей. Работа с документами позволила не только уточнить датировку храмов, но и теоретически реконструировать их облик, интерьеры, иконостасы и выявить церковные ценности.

Тара. Базарная площадь. Вид на Пятницкую (Параскевиевскую) церковь

Первым храмом Тары стала Борисо-Глебская церковь, построенная в год основания города (1594 г.). Таким образом, наименование храма относится или к дате основания города, или ко времени постройки храма (2 мая, 24 июля и 2 сентября по ст. стилю дни связанные с памятью святых мучеников Бориса и Глеба). А первой и самой почитаемой иконой – образ Тихвинской Божией Матери, принесенный первым воеводой князем А.Ф. Елецким и хранившийся в воеводской канцелярии, а после её упразднения в Тихвинской кладбищенской церкви. Вскоре из Москвы были доставлены иконы, богослужебные утварь и книги.

Базарная площадь. Успенский собор и пожарная

В начале 1620-х гг. в Таре были основаны Параскевиевский женский и Спасский мужской монастыри. Игумен Спасского монастыря Исайя считался в Таре самым уважаемым человеком (1630-е гг.). Город неоднократно горел, например, в 1629 г. сгорели Борисо-Глебский собор с двумя приделами и все постройки в крепости. Но после всех пожаров город отстраивался, а храмы восстанавливались на прежних местах. В описании города 1701 года упоминаются Успенская церковь в городе, Никольская - во внешнем остроге, Параскевиевская в остроге и Спасская - в южной части посада, а также часовни во имя Софии Премудрости Божией, Сергия Радонежского Чудотворца, у Иртыша - во имя святого преподобного Медоса Чудотворца, вниз по Иртышу - во имя Всемилостивого Спаса. Все храмы были деревянными: на акварельном рисунке 1734 года видно, что Успенская и Никольская церковь были шатровыми, а Пятницкая и Преображенская - клетскими.

Вид на Спасскую церковь

Строительство каменных церквей в Таре начинается во второй половине ХVIII века. Возведение в довольно короткий срок 6 каменных церквей и мечети (1802г.) в городе, население которого составляло всего чуть более трех тысяч человек, достаточно ярко освещает высокий уровень благосостояния жителей города. В Таре довольно долго была сосредоточена торговля с калмыками, бухарцами, кокандцами, а затем и с восточными странами, в основном, через Кяхту. Приведем краткое описание церквей в хронологическом порядке: Спасская церковь (1753-1776) - на средства прихожан, двухэтажная; Казанско-Богородицкая церковь (1777) - на средства купцов Нерпиных, одноэтажная; приписано 3 часовни: 1 каменная, 2 деревянные; Кладбищенская во имя Тихвинской Божией Матери (1784-1789) - на средства купца Ивана Федоровича Нерпина, двухэтажная; Никольский собор (1771-1774) - на средства купца Иакова Перминова, одноэтажный, собор с 1832 года; Параскевиевская церковь (1791-1825) - двухэтажная, тщанием купца Ивана Нерпина, а по смерти его графом Ивеличем; Успенская церковь (1774-1792), до 1832 г. соборная - на пожертвования граждан, колокольня перестроена в 1842-1843 гг. на средства купца Федора Ивановича Пяткова (При описании храмов даты даны по архивным источникам). Таким образом, мы видим, что большинство тарских церквей построены в последней трети ХVIII века, а основными жертвователями были купцы. Прекращение строительства культовых зданий является свидетельством экономического застоя.

Тихвинская (Кладбищенская) церковь города Тары. Фотография 1925 года из фонда Палашенкова Исторического архива Омской области

Кратко охарактеризуем все храмы: в них чувствуется влияние барокко, это проявляется и в решении основного объема, и в декоре, и в интерьерах. Все церкви имели высокие колокольни, но у Параскевиевской она была пятиярусной с явными признаками классицизма, а у Успенской церкви завершалась шатром в русском стиле. Три храма были двухэтажными - Спасский, Тихвинский и Параскевиевский. Три были пятиглавыми, чаще главки по углам крыши имели декоративный характер. Два храма имели оригинальные трехлопастные аттики, в Успенской церкви они напоминали щипцы. А щипцовый аттик Параскевиевской церкви, возможно, имел уникальный для Сибири размер - он закрывал восьмерик под куполом храма. В декоре Успенской церкви использовались четырехлопастные псевдолюкарны, которые ранее украсили Спасский храм. Все церкви имели ограду. 

Никольская улица Тары, начало XX века

В 1903 – 1910 гг. при тарской тюрьме построили домовую церковь.

После октябрьской революции тарские церкви и молитвенные дома, как и все культовые здания России, перешли в собственность государства по закону об отделении Церкви от государства. 10 ноября 1921 г. уездное Бюро юстиции зафиксировало отобранное у различных конфессий имущество. Были перечислены религиозные сооружения: Никольский на ул. Советской (бывшая Никольская), Успенский на Базарной площади напротив особняка Балыковых (совр. им. К. Маркса), Спасский на ул. Спасской, Казанский на Нерпинской, Пятницкий у Пятницкого переулка (совр. ул. Избышева), Тихвинский на городском кладбище (совр. Комсомольский парк), католический костел на Спасской улице, мечеть на Нерпинской (бывшей Немчиновской) и синагога на ул. Александровской. В документе перечислено имущество церквей, например в Спасской церкви было 100 икон, 6 колоколов и другие предметы. После национализации зданий и имущества общины вынуждены были в 1922 году заключить договор на аренду своих церквей. Казанско-Богородицкая церковь в это время в договорах не упоминается.

Казанско-Богородицкая церковь Тары (рис. Поликарпа Ильича Копейкина)

Казанско-Богородицкая церковь Тары и дом Немчинова (фрагмент с фотографии начала ХХ века)

Первой жертвой антирелигиозной государственной политики стал Успенский собор. В великолепном соборе, известном на всю Россию своим девятиярусным иконостасом, имевшем большое книгохранилище с редкими изданиями, древними грамотами и актами, комиссия отметила только колокола. Комиссия, осмотревшая здание в июне 1926 г., пришла к выводу, что оно не подлежит ремонту, и вынесла вердикт о сносе собора.

Успенский собор

Настоятель Тихвинской церкви Василий Михайлович Успенский на собрании духовенства Тарского округа (15.02.27) выступил инициатором создания окружного Благочиннического совета, необходимого для совместного решения вопросов об аренде храмов, организации диспутов и создания в Таре духовного учебного заведения. Это собрание было разогнано местными блюстителями порядка. Вскоре выяснилось, что имущество храма расхищается, так как сторож вынужден уходить просить подаяние. В июне было объявлено о приеме заявок на оставшееся имущество от общин. Снос здания был утвержден постановлением Сибкрайисполкома № 38 – 116 от 28.09.27, по согласованию с органами Наркомпроса, через местные комиссии по Госфондам. Иконостас, дубовый крест, два колокола, дарохранительница, люстра и мебель были переданы в село Самсоново. Остальные вещи передали в Госфонд. Отметим, что колокола с колокольни сбрасывали, предполагая отправить их на лом. Колокол с трещиной передали в Васис.

11 января 1928 г. в газете "Советская деревня” появилась заметка, что у старосты Спасской церкви найдены старинные рукописи начала XVIII века об основании церкви. Вероятно, это событие подтолкнуло краеведа Черноголова выступить в прессе с инициативой создать в Успенском храме музей, объединенный с окружным архивом. Местные власти решили, разобрав собор, построить музей и архив, но вскоре отказались от этой идеи.

Спасская церковь

Пятницкая церковь простояла до послевоенных лет, пока не была взорвана.

Образцом в выявлении методики идеологических "игр”, ведущих к закрытию храмов являются документы о передаче Никольского собора обновленцам. 20 июня 1935 года Тарский окрисполком принял постановление о расторжении договора на аренду собора с тихоновской общиной, так как она не согласилась на совместное пользование зданием с обновленческой общиной. Вполне понятно, что в одноэтажном здании одновременно проводить службы двух конфессий было невозможно. Уже на следующий день председатель горсовета обязан был оформить передачу здания и имущества обновленцам. И все это в маленьком городе, где было несколько храмов. Конечно, староцерковная община обратилась с заявлением во ВЦИК к М.И. Калинину с просьбой о возвращении храма. В письме изложены такие факты: из пяти Тарских церквей только две были действующими, Никольская с тихоновской общиной и Спасская с григорианской. Обновленцы ранее занимали Тихоновскую церковь, но из-за малочисленности не смогли платить налоги и в 1933-м году церковь была закрыта. Из Москвы пришло указание тщательно проверить все факты.

Никольский собор

Механизм закрытия храмов был традиционным: сначала "ликвидировать” священников, затем расторгнуть договор с общиной, потом закрыть храм, позднее его снести.

На основе дел омского государственного архива мы можем проследить историю закрытия и уничтожения некоторых храмов. Отметим противоречивость некоторых данных. "Статистические сведения о религиозных общинах за 1937 год” гласят: церквей - 4, священников - 3, 1 церковь не закрыта, но не функционирует. Несколько позднее: Спасский собор, механически прекратил действовать с 1936 г., в нем размещен музей и архив, требуется капитальный ремонт; Пятницкая церковь, не занята, требуется кап. ремонт”. Дело о закрытии Никольского собора (07.01.1938 - 13.03.1938) было рассмотрено очень быстро, так как началось с телеграммы, в которой содержалась просьба о разрешении разобрать собор, потому что он мешал движению, а кирпич был нужен для строительства педучилища. 13 марта Никольский собор был "ликвидирован”, здание было передано на культурные нужды. Спасская церковь была передана на культурные нужды 24 июня 1938 года. Церковную ограду решили разобрать. Еще в 1935 году была ликвидирована мечеть.

Пятницкая (Параскевиевская) церковь, 1924 г.

Дважды во время войны обращались священники и прихожане с просьбой об открытии православной церкви. Но рассматривая заявления почти год, 14 октября 1944 года уполномоченный по делам религии при Совмине СССР по Омской области ответил отказом. В конце 1940-х годов в Спасском соборе размещались музей и архив, здание требовало ремонта. Пятницкая церковь была не занята.

Спасский собор, в котором в 1970-е гг. размещалась спортшкола, был взят на государственную охрану как памятник республиканского значения в 1974-м году постановлением Совета Министров РСФСР № Р 624. Через 4 года начался ремонт здания, а в 1979 г. в нем открыли краеведческий музей и картинную галерею.

В 1980-е годы в Омской области, по-прежнему, было три храма и три молитвенных дома. Православные Тары подавали заявление о передаче им Спасской церкви, но получили отказ.

Вид Спасской церкви до реставрации 2016-2017 гг.

В результате борьбы с религией пять храмов были снесены, а в Спасской церкви до 1990 года находился музей. "Успешно” завершив борьбу с религией, партийное руководство города лишило Тару истории, градостроительно-планировочной основы и лучших памятников архитектуры. Несомненно, что введение в научный оборот данного материала расширяет представление об истории православия и о "сибирском барокко”. Красота и изысканность культовой архитектуры города, умение выбрать достойный образец подчеркивает развитые эстетические представления местных жителей.

Лебедева Н.И. Храмы г. Тары // Лебедева Н.И. Памятники культового зодчества Омского Прииртышья // Электронная версия.

taragorod.ru

История Тары - Город Тара

Основание города

Князем Андреем Елецким в 1594 г. был заложен город Тара - шестой по счёту город Сибири. Тара - старейший город Среднего Прииртышья. Царь московский, Федор Иоаннович, стремясь обезопасить Тобольск с юга, повелел на границе со степью основать новый город. В царском наказе князю Елецкому говорилось: "Итти город ставить вверх Иртыша на Тару реку, где бы государю было впредь прибыльняе, чтобы пашню завести и Кучума царя истеснить и соль завести…"

Осмотрев устье р. Тара, князь Елецкий решил, что низкие, болотистые земли на реке к заведению пашни не пригодны, к постройке города не удобны. Место было выбрано на высоком левом берегу Иртыша возле реки Аркарки. Это была наиболее приподнятая территория, окруженная с запада заболоченными, трудно проходимыми низинами, с южной и северной сторон - оврагами, с восточной поймой рек Иртыша и Аркарки. Сейчас это центральная площадь города, самое красивое место.

Однако, существует версия, согласно которой изначально город действительно построили в устье реки Тара. Затем, в 1669 году, после пожара или большого наводнения его перенесли на настоящее место. (Пожар в 1669-м - факт достоверный. О наводнении в этом году указано только в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона). В настоящее время недалеко от посёлка Усть-Тара и в историческом центре города Тары ведутся археологические раскопки, призванные установить место первоначального возникновения города.

Важнейшие страницы истории Тары и интересные факты о городе

Отряд Елецкого, насчитывающий 1,5 тысячи человек, к осени 1594 года возвел деревянный город-крепость. Как он выглядел? Изначально была поставлена крепость (90х90 м), город имел стену на 116 городней и был одним из первых рубленных городов Сибири. Позже при образовании посадка была сооружена острожная крепость. В «обозрении столбцов книг Сибирского приказа» в 1624 году письменный голова Василий Тырков оставил потомкам первое описание города-крепости. Город делился на две части – внутреннюю крепость и окружавший ее острог. Острог был опоясан высоким тыном в 500 сажен в окружности (чуть более 1 км), за которым высились шесть башен – две глухие и четыре с проезжими воротами. Посреди острога находилась крепость. Между городнями крепостной стены высилось 5 башен и одна передвижная восьмигранная башня-раскат. В крепости и посадах было 263 двора казаков, стрельцов, пашенных крестьян, 400 человек мужского населения. Город Тара - самое первое русское поселение на территории современной Омской области.

В отличие от многих сибирских поселений, которые сначала возникали как зимовья или небольшие остроги, отмечая этапы прохождения русских на восток, Тара строилась как город, обладающий обширными землями и большими полномочиями.

Город с начала своего основания и в течение всего XVII в. считался пограничным городом с Джунгарией и киргизскими кочевьями. В 1594 г. в городе-крепости оставлено 320 служилых для прохождения службы и защиты от нападений кочующих племен. В 1598 году хан Кучум был разбит тарскими служилыми людьми, и Тара освободилась от угрозы его вторжения.

Для заведения пашни правительство присылало "пашенных" людей, первые из которых прибыли в Тару в 1598 г. В 1599 году за речкой Чекруша была подобрана подходящая елань для заведения "государевой десятинной пашни". В 1621 году Тара была причислена к "хлебным городам".

Служилые люди из Тары первыми в Сибири разведали несколько соленых озер, она являлась пионером в снабжении населения Западной Сибири солью.

Первым храмом Тары стала Успенская церковь, построенная в год основания города (1594 г.). А первой и самой почитаемой иконой - образ Тихвинской Божией Матери, принесенный первым воеводой и хранившийся в воеводской канцелярии, а после её упразднения в Тихвинской кладбищенской церкви. Вскоре, из Москвы были доставлены иконы, богослужебные утварь и книги.

Город рос и быстро развивался. В 1624 г. в Таре было 263 двора и общая численность населения составляла 1300 человек. Застройка города сильно уплотнялась и в 1669 г. во время пожара сгорело 380 дворов, крепость с башнями, Пятницкая и Спасская церкви. Но к концу XVII века город отстроили, а в начале XVIII века разросшийся посад перекинулся за острожную стену и был обнесен земляным валом. Меры по регулированию застройки не были приняты и в 1709 г. во время второго пожара в городе сгорело 380 дворов в посаде, 300 за его пределами, 29 татарских юрт. Население Тары было более 3000 человек.

Развитию г. Тара способствовала дорога из Тобольска в Томск и меновая торговля с Бухарой, Ташкентом, Китаем откуда ежегодно приходили торговые караваны. Продавали собольи, беличьи, лисьи, горностаевые меха; покупали шелка, чай, фрукты. Мало кто знает о том, что впервые россияне узнали о чае и смогли насладиться его вкусом и ароматом благодаря нашему земляку – выходцу из Тары, боярскому сыну Ивану Перфильеву. В 1659 году Иван Перфильев возглавил одно из первых русских посольств в Китае. Он должен был не только передать китайскому императору грамоту царя Алексея Михайловича, но и установить, какие товары найдут в Китае спрос. Именно тогда в Россию были привезены первые десять пудов чая. 

В XVII веке Тара трижды выгорала практически полностью: в 1629, 1658 и 1669 годах. Некоторые историки считают, что пожар 1669 года стал причиной переноса города ниже по течению Иртыша на нынешнее место, однако достоверных доказательств этого пока не найдено.

Из Тары вышли известные всей Сибири купцы и промышленники. Это знаменитые династии Нерпиных, Немчиновых, Айтыкиных, Щербаковых, Пятковых.

Город Тара со дня основания был местом ссылки. Первыми ссыльными были крестьяне, мастеровые, провинившиеся стрельцы, посадские люди, военнопленные литовцы и поляки. В ссылке в Таре были князь ростовский, ладожские стрельцы, восставшие в приднепровских степях крестьяне, пугачевцы и др. В 60-е годы XIX века вблизи Тары основан Екатерининский казенный винокуренный завод, где основную рабочую силу составляли ссыльные. В 1791 г. через Тару проследовал первый русский революционер – А.Н. Радищев. Группа декабристов отбывала ссылку в Таре, в том числе видный деятель «Северного союза» В.И. Штейнгель. С 60-х XIX века начинается второй период русского революционного движения. В 60-е годы увеличивается поток политических ссыльных. В 70-е годы в ссылку прибывают революционеры-разночинцы, пропагандисты-народники. Экономическое положение ссыльных было исключительно тяжелым. Им не разрешалось получать денежные переводы, а найти работу было невозможно. Ссыльные открывали мастерские, устраивали коммуны.

В 1722 г. служивое население Тары отказалось присягать царице Екатерине, за что по указу Петра I было порото и город попал в опалу, что отразилось на карте нового административного деления Российского государства: Тара стала уездным городом Тобольской провинции в Сибирской губернии. Сокращение численности населения Тары и ухудшение ее экономического положения нельзя относить полностью к последствиям бунта. Более существенное значение имело строительство новых крепостей в верховьях Иртыша – Омской, Железинской, Ямышевской, Семипалатинской, Усть-Каменогорской.

К середине XVIII века с развитием торговли в восточной Сибири торговое и военное значение Тары падает, но несмотря на это Тара – третий по величине город Сибири после Тобольска (23000 чел.) и Енисейска (4000 чел.).

В 1782 году Таре официально был приписан статус уездного города в составе Тобольской губернии, а тремя годами позже, 17 марта 1785 года, городу высочайше дан герб.

«Город в нынешнее время не мал и строением не худ, весьма знатен…» – так описана Тара в географическом словаре Российского государства.Восемнадцатый век – золотой век Тары. Население достигает 7 тысяч. Строятся кожевенные, винокуренные, салотопные, мыловаренные заводы, кузницы, мельницы. Множество людей собирали торговые ярмарки – Благовещенская (с 20 марта по 20 мая) и Екатерининская (с 24 ноября по 20 декабря). Торговали одеждой, обувью, кожами, рыбой, скотом и сбруей, мехами (белка, лиса, бобер, горностай).

За короткое время построили 6 храмов, совершенно преобразивших облик города: Никольский собор (построен в 1600г.), Успенский собор (первый по времени основания каменный храм в Таре), Спасская церковь (основана в 1624г.), Параскевиевская церковь (основана в 1624г. и в 1793г. - уже на другом месте), Казанская церковь (к ней принадлежала старинная Георгиевская церковь), Кладбищенская Тихвинская церковь (была заложена 2 июля 1784г.).

Описания города Тары, составленные в конце XVIII начале XIX веков, дают представление об экономике: винокуренное, кожевенное и скорняжное производство, имеются ремесла – серебряное, кузнечное, живописное.

Административно-территориальные преобразования России 1780-х гг. не только установили новые границы губерний, но и определили нормы низового районирования - деления уездов на волости с числом жителей от 800 до 1000 ревизских душ. В Тарском уезде было создано 13 русских и 7 национальных волостей. Уездным городом учреждались гербы, по описаниям которых можно судить о значении или богатстве уезда.

С 1807 г. в Таре могли действовать магистрат, шестигласная Дума, сиротский и сословный суды, гильдейский, мещанский и цеховой старосты.

В 1819 г. в Таре был городничий, четверо квартальных надзирателей, один служитель канцелярии и двенадцать десятников. Из городских обывателей было 37 купцов, 1884 мещан, 211 цеховых, 14 представителей духовенства, 178 крестьян, 21 ямщик, и 181 ясачный.

В итоге административных реформ 1822-1823 гг. Тара осталась окружным городом в составе Тобольской губернии. В городе в 1868 г. насчитывалось 150 торговых и 18 промышленных предприятий.

В 1873 г. в Таре была женская школа (впоследствии прогимназия), уездное и приходское училища на 7019 жителей.

По данным первой Всероссийской переписи населения 1897 г., в Таре насчитывалось 7220 жителя, из них мужчин 3751, городу принадлежало 7400 десятин земли, площадь самого города составляла 519 десятин. Действовали уездные и приходские училища, женская прогимназия, больница, библиотека, почтово-телеграфная контора, пристань и детский дом на 50 детей. Усердно трудились около 300 ремесленников, действовало 17 кузниц, 21 завод, в том числе винокуренный, 5 кожевенных, один стеклянный. На кожевенных заводах выделывались замша из кож оленей, лосей и до 10 тыс. шкурок горностая.

В 1904 г. в Таре было основано "Общество сельского хозяйства", которое призвано повышать культуру земледелия.

С июня 1918-го по ноябрь 1919-го года в Таре господствовала колчаковщина. 1919-й год вошел в историю Тарского района как период активных партизанских действий отряда Артема Ивановича Избышева. После Октябрьской революции обострилась классовая борьба в тарских деревнях. Кулаками были убиты молодая учительница Е. Разгуляева, председатель горисполкома В. Морозов.

В годы первых пятилеток Тара занимала одно из первых мест в области по производству местной промышленной продукции, переработке сельскохозяйственного сырья.

В тридцатые годы эпохи сталинизма воинствующие атеисты снесли 5 храмов, обезглавив всю архитектуру и красу города. Из одного печатного издания о Таре 1970 года: "От пыльной и захолустной Тары не осталось и следа, она неузнаваемо преобразилась". Горестно читать подобные идеологические штампы. В это же вся топонимика города подверглась тотальной замене, исчезли названия улиц, которым по 200 и более лет. Выкорчевывание исторического наследия, национальной культуры особенно заметно в таких провинциальных городах, как Тара.

В годы Великой Отечественной войны на фронтах воевало около 16 тыс. тарчан, почти 7 тыс. погибло. Среди уроженцев Тары - пять Героев Советского Союза, пять полных кавалеров ордена Славы. В годы войны Тара стала второй родиной для воспитанников 2-й Ленинградской военно-морской спецшколы.

В 1964 г. было образовано городское профессионально-техническое училище №48 по подготовке строителей.

12 декабря 1991 г. было подписано постановление об открытии в Таре филиала ОмГПУ.

В 1999 году тарчане отметили знаменательный юбилей: 400-летие начала хлебопашества в Сибири. В 1599 году вблизи г. Тары было распахано первое пашенное поле, появились «десятинные» пашенные крестьяне. В ознаменование этого факта на первом пашенном поле был возведен памятный знак – кирпичная стела, поверху которой размещен древний земельный герб Сибири, а внизу – геральдическая композиция с изображением сохи и соответствующими текстами.

Тара сегодня

Современная Тара - второй по величине районный центр Омской области. Это крупный административный центр, выполняющий ряд функций для всего севера Омской области. Тарчане имеют возможность получить высшее педагогическое и агрономическое образование, не уезжая из дома, - здесь находятся филиалы ОмГПУ и ОмГАУ. В районе имеются 63 общеобразовательные школы, 39 детских садов, 6 учреждений дополнительного образования, СПТУ-25, 4 средних специальных учебных заведения, 46 клубных учреждений, 36 библиотек, школа искусств, историко-краеведческий музей и художественный музей, 7 общественных музеев, парк культуры и отдыха, межрайонная больница на 500 мест, 56 лечебно-профилактических учреждений.

В 2002 г. в Таре был образован Северный драматический театр им. М.А. Ульянова.

31 июля 2004 г. сдан в эксплуатацию Самсоновский мост.

27 декабря 2006 г. в Таре состоялось открытие крытой ледовой арены с искусственным льдом "Олимп".

Город Тара расположен в 300 км от областного центра – г. Омска. Связь города с областным центром, а также с другими населёнными пунктами осуществляется автомобильным транспортом, воздушным транспортом по местным линиям аэрофлота, а в навигационный период речным транспортом по Иртышу. Город издавна славится своим гостеприимством. Он включен в список городов одного из всероссийских маршрутов по рекам Сибири. Тара старается сохранить свою архитектуру, старые здания, чтобы не быть похожей на сотни российских городов, обезличенных типовыми зданиями. Возраст Тары, ее история, наличие природных ресурсов и производственный потенциал заслуживают особого внимания власти и инвесторов.

taragorod.ru


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров