Страны
         Турфирмы 
       
Отели          Билеты        
Подобрать тур
|
 Болгария  Греция  Египет  Израиль  Индия  Испания  Италия  Кипр  Китай  ОАЭ  Россия  Таиланд  Турция  Финляндия  Франция  Хорватия  Черногoрия  Чехия  Автобусные туры |
Конспект урока " Культура Византии". 6 класс. ФГОС. Достопримечательности византии 6 классКультура Византии (6 класс) – кратко об образовании в Средние векаКультура Византии охватывает период европейского Средневековья. Она стала фактической наследницей древнегреческих традиций, параллельно впитав в себя культуры восточных народов, во множестве населявших территорию империи. Византийская культура: исторический периодСтрого определенных территориальных или периодических границ у нее нет. Считается, что начальный этап ее развития берет начало от основания Константинополя – то есть, с 330 года, а ее конец определен серединой 15 века, когда в 1456 году империя была окончательно уничтожена турками. Однако неоспоримо влияние Византии на культуру Древней Руси и других славянских государств, так что она продолжила свое существование в этих странах. Считается, что 11 век стал периодом ее расцвета. Культура византии развивалась под влиянием различных исторических событий в рамках борьбы язычества и христианства, а также становления государства от античности до средневекового времени. Результатом этих процессов стало то, что в основу византийской культуры было положено христианство. Византийская культура: особенностиОна считается очень самобытной, поскольку, в отличие от культуры Европы в Средние века, в нее вкраплены элементы восточных цивилизаций. В то же время невозможно не заметить влияние уже ушедшей античности и нового веяния – мусульманства. Доминантная роль религии определила основную черту это оригинальной культуры – человек в ней ориентировался на мир высшей истины, идеальный и часто иррациональный. Это объясняется тем, что в центре всей парадигмы стояла религия. Рис. 1. Византийская икона. По той же причине византийское искусство представляет собой совершенно особый культурный феномен, который сегодня рассматривается на уроках истории в 6 классе. Дело в том, что художники в этот культурные период считались проводниками духовности, соответственно, на своих полотнах они воплощали божественный мир, а не собственное видение мира реального. Образование в империи было доступно всем, а школа давала возможность продвинуться по социальной лестнице и занять видный пост. Если в Западной европе школы были церковными, то в Византии – светскими, Священное писание изучалось в них вместе с античными философией и поэзией. Рис. 2. Книга из Византии. Роль и дальнейшее влияние византийской культурыОсобое влияние она оказала на культуру Киевской Руси, которая после крещения наследовала ее традиции. Они стали основой для ее собственных культурных традиций, причем заимствовано было почти все. Так, князь Владимир после своего визита в столицу Византии был так впечатлен местной архитектурой, что сразу же повелел строить на Руси храмы по образцу византийских. Кроме того, полностью было перенято и искусство иконописи. Рис. 3. Византийский храм. Роль ее в европейских и мировых масштабах тоже была заметной, в основном потому, что византийская культура синтезировала в себе античные образцы греко-римского периода с восточными элементами. Невозможно также переоценить ее влияние на искусство восточной и южной частей Европы. Что мы узнали?Из статьи, которую можно использовать для доклада на уроке истории, мы узнали, что Византийская культура складывалась на протяжении более чем 10 веков: с момента основания Константинополя до взятия его турками. Изложенная кратко о культуре Византии информация помогла составить общее представление о том, что лежало в ее основе – это была религиозная составляющая, также искусства и цивилизация развивались благодаря общедоступности образования. Византийская культура оказало значительное влияние не только на Киевскую Русь, которая считается ее наследницей, но также на Южную и Восточную Европу. Тест по темеОценка докладаСредняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 131. obrazovaka.ru Культура Византии. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. - Культура Византии.Комментарии преподавателя1. Развитие образования.
В VII-VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были
Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство. Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди. Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали
Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи. В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали 2. Научные знания.Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых - медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе.
В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, - они должны были поражать воображение иноземных послов. Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе). Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовлениястекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» - зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше. Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов. Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений. 3. Архитектура.
Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений. Христианский храм в плане разделялся на три части:
Своими апсидами - полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой - местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре. Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.
Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе. В X-XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении - барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.
4. Живопись.В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшатьмозаикой - изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла - смальты. Смальту укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками - картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. В оформлении храмов сложился канон - строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме. Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод - обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматеринапоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах - треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле - Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы - его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа. В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица - все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Они кажутся плоск Культура византии 6 класс докладКонстантин Багрянородный за свой счет издавал обширные сборники и энциклопедии из произведений старой литературы, ставших редкостью. По его приказу была составлена историческая энциклопедия. Византийская эпоха заканчивается в 1453 г., когда Константинополь захватили турки-сельджуки и последний император Константин Палеолог погиб на поле брани. Закат византийской литературы сопровождается "плачами о падении Константинополя", о муке и позоре его исторической изжитости. 4. Фресковая живопись ВизантииФресковая живопись Византии почти не сохранилась. Более долговечными и типичными для византийского стремления к красочности и великолепию оказались мозаики. Античные мозаики составлялись из кубиков мрамора и цветного камня и применялись в декоре свода. Известна еще флорентийская мозаика, набранная из вплотную пригнанных кусочков мрамора и камня в технике инкрустации. Византийская же мозаика делалась из смальт (окрашенных эмалями кусочков стекла) и служила для украшения стен и сводов. Дворцовые мозаичные композиций (Константинополь, Палермо) представляют охотничьи или пасторальные сцены. Но по преимуществу византийские мозаики находятся в церквах. 5. Декоративно-прикладное искусство ВизантииКнижная миниатюра Книжная миниатюра Византии многокрасочна: встречаются образцы торжественного стиля и более реалистические, более красочные и более строгие, принадлежавшие к императорской и монастырской школам. Керамика и стекло Византийская керамика еще мало изучена. Вначале изготовлялась поливная одноцветная посуда, с IX в. она имела формованный рельеф. Наибольший интерес представляют облицовочные плитки, выпуклые и вогнутые, украшенные декоративными мотивами. На плоских плитках изображались Богоматерь с младенцем или святые. Нередко композиция составлялась из многих изразцов. Позднее посуда стала полихромной. С IX в. применяется техника сграффито, т.е процарапывание по глазури или удаление широких участков поливы. Если говорить о стекле, то наиболее примечательны витражи из настоящего стекла, покрытого цветными эмалями и вправленного в свинец, которые обнаружены в окнах апсиды монастыря Хора (Кахрие Джами в Константинополе), созданные не позднее 1120 г. На них изображены в человеческий рост Богоматерь, Христос, святые в богатых византийских одеждах, фон украшен медальонами, розетками, завитками. Цвета — синий, зеленый, багряный. Ювелирное дело и обработка металлов В ювелирных изделиях применялись чернь, жемчуг, драгоценные камни и в особенности эмали. Наибольшей славой византийские ювелиры пользовались благодаря великолепию палитры своих эмалей. Это перегородчатые эмали: кресты, оклады священных книг, короны. Иногда эмали сплошные, но чаще — на золотом фоне: византийцы считали, что этим металлом покрыто небо, и высоко ценили золото. Наиболее интересными являются изделия из лимбургского реликвария, венгерская корона. Они изготовлялись в царских мастерских, но серебряные изделия уступают золотым. Для изготовления дверей использовалась бронза (двери собора Святой Софии — с тонким орнаментальным рисунком, гравировкой). Византийцы получали множество заказов на храмовые двери из европейских стран, кроме того, изготавливали ажурные бронзовые лампадофоры, кресты, кадила, плакетки (пластинки), царские врата (алтарные двери). Камень В области камнерезного искусства византийцы оставили только образцы архитектурного декора, например, капители Святой Софии. Резьба очень тонкая, иногда напоминающая резьбу по слоновой кости. Скульптурный рельеф плоский, ажурный, с обильным растительным орнаментом. Ткани Подлинность византийского происхождения тканей можно, определить преимущественно по орнаменту: излюбленный мотив — круг с фигурой животного (льва, слона, орла — символа власти). Сохранились шелка, вышитые золотой нитью. Из такого шелка выполнена далматика — просторная длинная одежда Карла Великого. 6. Иконопись в ВизантииВизантия — родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, — в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой — в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет — часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту. Задачи иконописи — воплощение божества в телесном образе. Само слово "икона" означает по-гречески "образ", "изображение". Она должна была напоминать о том образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Это "мост" между человеком и божественным миром, священный предмет. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Верующие называют его "фаворским", ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реально жившими людьми, имевшими земные черты. Архитектурная структура иконы и технология иконописи складывалась в русле представлений о ее назначении: нести священный образ. Иконы писали и пишут на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом — грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а затем наносят изображение: сначала рисунок, а потом живописный слой. В иконе различают поля, средник — центральное изображение и ковчег — узкую полоску по периметру иконы. Иконографические образы, разработанные в Византии, тоже строго соответствуют канону. В первые три века христианства были распространены символические и аллегорические изображения. Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной лозы, доброго пастыря. Только в IV-VI вв. стала складываться иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего восточно-христианского искусства, 7. Развитие художественной культурыЭллинистическое искусство, даже в пору расцвета не бывшее единым, породило несколько художественных школ: Коптскую в Египте, Сасанидскую а Персии, Сирийскую и т.д. Произошло разделение латинского Запада и греческого Востока (Византии). Однако эллинистические основы, христианская идеология обусловили сходство отдельных ветвей в сюжетах, формах, технологии, приемах средневекового искусства, размыли границы. Происходило взаимовлияние, взаимопроникновение при сохранении основного направления. Меняются и географические границы византийского искусства: Кавказки Закавказье, Малая Азия, Южная Италия, Сирия, Палестина, Синай, Греция, Нижний Египет Адриатическое побережье. Славянские страны Балканского полуострова то входят, то выходят из области Византийского искусства. Меняющиеся экономика и общественное устройство воздают текучесть искусства, его сюжетов, стилей, технических принципов. Этому способствует и постоянное изменение географии культурно активных центров. И поэтому следует отрешиться от ходячих представлений о косности византийской культуры, возникших в Западной Европе на почве различия вероисповеданий и различия в развитии культуры (презрение Возрождения к Средневековью). Собственно византийское искусство начинается с VII в., но античная традиция в Византии никогда не прерывалась, и античная цепь сдерживала шаги развития искусства, которое во многом выполняло функцию передачи культурного наследия и духовного воспитания. Наиболее прочно был связано традициями прошлого Константинополь (Второй Рим). Правители любого происхождения требовали подражания римским образцам, зодчие и художники выполняли их волю, что в новых исторических и социальных условиях приводит к эстетическому оскудению. В области живописи этот процесс связан с мозаичной техникой, процветавшей в IV-VI вв. вплоть до ХН в. По византийским мозаикам можно проследить этот процесс эллинистического угасания: утрачивается монументальность, потухает цветность, рисунок становится более геометричным, схематичным. K XIV в. мозаику сменяет фреска, а затем станковая икона. Но угасание эллинистической традиции сопровождается положительным процессом вливания искусства переднеазиатских провинций. На Востоке вырабатывались новые линейно-ритмические элементы. VII в. — это конец позднеантичного периода в культуре Византии и начало Средневековья. Арабы становятся хозяевами Востока, славяне — Балкан, лангобарды — Италии, т. е. обостряется классовая борьба. "Низы" общества усваивают более понятное им искусство ее восточных монахов, массами бегущих от арабов. Борьба императора с церковью, разрыв между угасающим императорским и крестьянско-мещанским искусством в VIII-IX вв. принимает форму иконоборчества. Иконы, запрещенные императором как языческие вдовы, распространялись монахами как святыни. Эта борьба заканчивается в IX в. победой иконопочитания вместе с усилением сирийского и палестинского влияния в искусстве. При Василии I (836-886) формируется новый, канонический тип архитектуры и новая иконография. Создаются новые храмы с росписью, по форме и содержанию представляющей значительный шаг вперед. Вторая половина IX в. — это ранневизантийская фаза, совпадающая с дороманской формой на Западе. Но в отличие от Запада, Византия вдет по пути компромиссов между императорской традицией и восточными формами, и стилистическое единство достигается лишь в Х-XII вв. в средневизантийский период, совпадавший с романским на Западе. Культура ВизантииСтанковая живопись Византии тесно связана с восточноэллинистическим портретом в технике энкаустики (восковые краски, вжигаемые в основу). Точная дата и время перехода на темперу по левкасу неизвестно. В XII в. станковая живопись становится наряду с миниатюрой ведущим типом живописи. В XII в. были созданы шедевры византийской иконописи. Представление о ее высоком уровне дает икона Владимирской Богоматери, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Это необычайно человечный образ матери, предчувствующей будущую трагическую судьбу своего сына, что достигается скупыми и чрезвычайно точно найденными средствами, среда которых главную роль играет тонкая одухотворенная линия и мягким приглушенный колорит. Владимирская икона — один из шедевров мировой живописи. laservirta.ru Культура ВизантииВ Византии с наступлением Средневековья не произошло такого упадка культуры как в Западной Европе. Она успешно продолжила развитие достижений римской цивилизации. Стала достойной наследницей античной культуры. В Византии в начале Средних Веков было больше образованных людей, чем в Западной Европе. Для управления обширными землями требовалось большое количество грамотных чиновников. Разрушение Рима Также развитию образования способствовало наличие и большая доступность учебных заведений. Талантливые выпускники школ, даже будучи детьми простолюдинов, могли занять высокое положение в обществе. Полный курс обучения состоял из трёх этапов: подготовительного, среднего, высшего. Образование В начальной школе обучали, чтению, письму, учили считать, преподавали церковное пение. Детей из знатных семей чаще всего обучали на дому приглашённые преподаватели. Такая школа могла быть государственной, церковной или частной. В средней школе изучали грамматику, риторику, частично философию, музыку, геометрию, астрономию. В некоторых школах изучалась только математика. Эти школы были частными и платными. Высшее образование включало в себя знание филосо̀фии, которая делилась на теоретическую и практическую. К первой относили богословие, математику, медицину, музыку. Ко второй – этику, политику, историю. Высшее образование В IX веке в Константинополе была открыта первая в Европе вы̀сшая школа. Здесь же было создано высшее медицинское училище. В ранний период в Византии ещё сохранялись старые центры античной образованности: Афѝны, Александрѝя, Бейру̀т, Га̀за. Однако борьба с язычеством привела к упадку некоторых из них. Исчез научный центр в Александрии. При Юстиниа̀не была закрыта высшая школа в Афинах. Постепенно центром научных знаний становится Константино̀поль. Византийцы сохранили античные знания по математике, астрономии, медицине. Они также пользовались изобретениями и достижениями арабских ученых. Через Византию об этих трудах узнали и в Западной Европе. Одним из ярких представителей византийских учёных был Лев Матема̀тик (790–870 годы). Приёмный зал резиденции византийских императоров украшали изобретённые им механизмы: статуи рычащих львов, поющих и порхающих птиц и другие механические фигуры. Они должны были изумлять иноземных послов, показывать могущество Византии. Также он изобрёл «светово̀й телегра̀ф», представлявший собой систему сигнальных башен, которая позволяла в течение часа передать нужное сообщение от границы империи в Константинополь. Византийцы накопили много знаний по географии. Известный труд Стѐфана Византѝйского «Э̀тника» в алфавитном порядке описывает все известные на то время народы мира. Содержит цитаты античных авторов, объясняет названия местностей и народов. В нём присутствуют сведения исторического и мифологического характера, прорицания, описания чудес, пословицы. Успехов в Византии достигла и историческая наука. Сочинения создавались на основе античных документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений. Одним из выдающихся историков был Проко̀пий Кесарѝйский. В своём сочинении «История войн Юстиниа̀на с пѐрсами, ванда̀лами и го̀тами» он ярко и доходчиво описал современную ему жизнь. Прокопий Кесарийский Потребности ремесла и медицины стимулировали развитие химии. В Византии сохранялись рецепты производства стекла, керамики, смальты, эмалей и красок. Ремесло в Византии Был изобретён «грѐческий огонь», который на длительное время обеспечил Византии перевес в морских сражениях. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. Христианский храм существенно отличался от античного. Последний выступал как обитель бога, все обряды происходили снаружи храма. Поэтому главным в храме был его внешний вид. Христианская церковь строилась как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения. Христианская церковь Именно в таком ключе построен храм Святой Софии в Константинополе, ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Внутри он кажется необъятным. Эффект безграничного пространства создаёт купол диаметром 31 метр. Он имеет 40 окон, и когда солнечный свет заливает подку̀польное пространство – он как бы парит в воздухе. Храм Святой Софии Византийские храмы и постройки украшались моза̀иками – изображениями из разноцветных камней, укреплённых в сырой штукатурке. Фрѐсками – картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Получила развитие ѝконопись. Популярностью пользовалась и кнѝжная миниатю̀ра. Книжная миниатюра Высокого уровня в Византии достигло прикладно̀е искусство. Византийские изделия из слоновой кости и камня, эмали, керамика, художественное стекло и ткани ценились в средневековом мире и имели широкое распространение за пределами страны. Быт населения Византии во многом отличался от такового в Западной Европе. Несмотря на большую роль христианства, античные влияния оставались значительными в течение всего существования Византийской империи. Также в формировании византийского быта немаловажным было влияние Востока. Жизнь в Византии строилась вокруг семьи и церкви. Византийцы считали семью своей главной опорой в мирской жизни. Церковь – в духовной. Жильё византийцев зависело в первую очередь от их социального статуса и материального положения. Дома знати отличались роскошью и красотой. Они сохраняли многие черты римских жилищ. Жилища бедняков и простых крестьян были достаточно простыми. В сёлах дома были одноэтажными и строились из камня или тростника, обмазанного глиной. В городах дома часто были многоэтажными. Знатные византийцы В Византии были распространены разнообразные развлечения. Возможность участвовать в развлечениях во многом зависела от социального и материального положения человека. Но самым любимым всенародным развлечением были соревнования на константинопольском ипподро̀ме. Такие соревнования сопровождали различные праздники и торжества. Вход на Ипподром был свободен. Посетители делились, в зависимости от того, какую партию они поддерживали, на зелёных, голубых, красных или белых. Каждый возница одевался в одежду цвета своей партии. На ипподроме Соревнования начинались лишь после появления самого императора. Публика награждала победителей соревнований аплодисментами, а император золотом. В начале Средних Веков Византия оставалась наиболее культурной страной Европы. Правители европейских стран приглашали византийских мастеров к своим дворам. Константинополь стал центром науки и образования, в котором обучались многие европейцы. Сильным было византийское культурное влияние в славянских землях. Русь, Болга̀рия и Сѐрбия приняли христианство из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. Первые каменные храмы Руси были построены мастерами из Византии. Византия и Русь В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран. Это влияние сказалось практически на всех областях общественной и культурной жизни. Культура Византии была перекрёстком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом. Подведём итоги. Византия сохранила античное культурное наследие, развила образование и науку, архитектуру и искусство. Ромѐйская империя повлияла на культурное развитие своих соседей. videouroki.net Культура Византии - История - 6 класс5 Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура Византии» Предмет: Всеобщая история Дата проведения___________
Ход урока. 1. Организационное начало урока. 2. Проверка домашнего задания: 3. Сообщение темы и целей урока.
План урока: 1.Развитие образования. 2. Научные знания. 3. Архитектура. 4. Живопись. 5. Культурные связи Византии 4. Изучение нового материала. - В начале Средних веков Византия не переживала такого упадка культуры, как Западная Европа. Как вы думаете, почему? 1) Город – центр торговли, ремесла и сильной власти и культуры 2) Византия становится наследницей античной культуры 3) Влияние христианства на культурное развитие Византии - Давайте поговорим о развитии образования в Византии. В VII – VIII веках греческий язык стал государственным языком. Для государства нужны были образованные люди, которые должны были составлять законы, указы, договора, поэтому государство заботилось об образовании. Образованные люди достигали власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотности и в образовании была не только в Византии, но и в провинциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и образованные люди. Наряду с церковными школами стали открываться государственные и частные, где обучали письму, чтению, счёту, церковному пению. - А как вы думаете, по каким книгам обучались дети? - Прежде всего это, конечно же, Библия и другие религиозные книги. Но кроме того изучались труды древних учёных, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения Византийских учёных, решались сложные арифметические задачи. - В 9 веке в Константинополе при императорском дворце была открыта высшая школа, в которой преподавали религию, мифологию, историю, географию и литературу. - Давайте составим таблицу: « Научные знания в Византии». Я вам буду рассказывать, а вы попытайтесь выделить основные моменты, и мы запишем в таблицу.
Научные знания. В Византии сохранились античные знания по математике и применялись для исчисления налогов , в астрономии, а также в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских учёных – медиков, философов. Византия было сокровищницей учёных и творческих людей. Лев Математик изобрёл звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстоянии, автоматическое устройство в тронном зале, которое приводилось в движение и должно было поразить иностранных послов. Создавались учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного монастыря в Константинополе было создано медицинское училище ( первое в Европе) Развитие ремёсел и медицины способствовало развитию ХИМИИ. Сохранились древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарства; был изобретён « греческий огонь»- смесь из нефти и смолы, которую нельзя было погасить водой. С помощью этого огня византийцы одержали немало побед в сражениях на суше и на море. Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Особенно успешно развивалась история. Основанная на документах, рассказов очевидцев , личных наблюдениях. Архитектура. - Христианская религия изменила значение и устройство храма. Давайте рассмотрим таблицу и сравним храмы. - В древнегреческом храме статую бога помещали внутри. А религиозные церемонии проводились снаружи. Поэтому важно было внешний вид храма сделать особенно нарядным. - А вот христиане собирались для молитвы внутри, поэтому архитекторы старались сделать как внутреннее, так внешнее убранство церкви красивым. Знакомство с новыми терминами Притвор – помещение у западного, главного входа. Неф – вытянутая основа храма, где собирались верующие для молитвы Алтарь – место, куда могли входить только духовные лица. Апсид – полукруглая сводчатая ниша, которая выступала наружу. - Самым замечательным сооружением в Византии был храм Святой Софии - Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной святыней всего христианского мира. На его строительство было привлечено 10 тыс. человек, и строился он в течение 5 лет. Его называли « чудом из чудес», воспевали в стихах. Посетителей он поражал своей красотой и огромными размерами. Гигантский купол диаметром 31 м вырастал как бы из двух полукуполов. Каждый из них опирается на 3 маленьких полукупола. Этот купол окружён венком из 40 окон. В X-XI веке вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм, установленный на круглом возвышении – барабане. Церквей становится больше, но они меньших размеров. А храмы становятся более лёгкими, устремлёнными ввысь. Виды архитектурных храмов Базилика – это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное на три, пять и более продольных нефов, средний неф обычно шире и выше боковых Крестово-купольный – это чаще всего квадратные в плане здания; четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Мозаика. Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени. Для украшения стен храмов использовали мозаику – изображения из кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты, которую укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Разноцветные кубики смальты ( сплав стекла и краски) укрепляли в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой. При движении верующих в храме кусочки смальты искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями. Иконопись. В храмах и жилищах помещали иконы – живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на деревянных дощечках. Одна из наиболее почитаемых икон - « Владимирская Богоматерь» привезена на Русь из Византии. Чем картина отличается от иконы? Картина
Икона
5. Подведение итога урока. Ответьте на вопросы на стр. 67 6. Домашнее задание: Параграф 7, термины, вопросы, задания в рабочей тетради multiurok.ru Trojden | Культура Византии: Ведюшкин В. А.Каковы особенности развития культуры Византии по сравнению с культурой Западной Европы? 1. Античное наследие и христианство. В раннее Средневековье Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. На Западе многие достижения античности были уничтожены. Византия оставалась главной хранительницей культурного наследия и античного мира, и прилегающих к ней стран Востока. Но и её культура сильно изменилась под воздействием христианства. Античная мудрость теперь считалась языческой и приходила в упадок, её место занимало богословие. Высоким уровнем отличались византийские школы, в которых по-прежнему сохранялись античные традиции. Детей учили читать по поэмам Гомера и басням Эзопа. Начальные и средние школы в Византии были в большинстве своём частными или государственными, а не церковными и монастырскими, как в Западной Европе. Византийская наука раннего Средневековья не знала себе равных в Европе. Сохранялись и развивались античные знания в математике, медицине, географии. Выдающимися были достижения византийских историков. Они объединили в своих трудах библейскую и античную историю. И та и другая рассматривались лишь как преддверие последнего, самого важного периода истории, начало которому положила земная жизнь Иисуса Христа. Отныне смыслом истории становится распространение христианства во всём мире. В византийской школе. Миниатюра 2. Рождение христианского храма. Христианская церковь, в отличие от античного храма, считалась не жилищем Бога, а местом, где верующие собирались для молитвы и совершения обрядов. Поэтому главной задачей зодчих стало создание соответствующего духу христианства внутреннего пространства (интерьера), внешний же вид здания считался менее важным. Интерьеру церкви следовало быть вместительным и удобным для богослужения, иметь отдельные места для священнослужителей и для прихожан. В IV веке, когда христианство было разрешено и начало испытывать потребность в храмах, таких зданий ещё не было, их только предстояло создать. Сначала стали использовать уже имеющиеся здания — базилики, прежде служившие залами суда или торговли. Базилика — это прямоугольное здание, разделённое рядами колонн на три или пять проходов. Эти проходы называют нефами (от латинского «навис» — корабль). Считалось, что только корабль церкви может провести верующих через опасное море жизни к небесному пристанищу. Воплощением такого корабля и был неф. Средний неф обычно был шире и выше боковых. Чаще всего он перекрывался двускатной крышей, поддерживаемой деревянными стропилами. Интерьер базилики Сан-Аполлинаре-ин-Классе в порту Равенны. VI в. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом — апсидой, находился алтарь — наиболее почитаемая часть храма. На востоке, по христианским представлениям, находился рай, и именно в эту сторону следовало обращать лицо во время молитвы. Доступ в алтарь имели только священники. Верующий, входя в базилику с запада, как бы вступал на путь спасения, который вёл к алтарю. Позже в восточной части базилики продольные нефы стали пересекаться поперечным — трансептом. Такая базилика имела в плане форму креста — главного символа христианства. Для полного совершенства базилике не хватало купола, напоминающего небо. Тогда зодчие попытались соединить базилику с куполом. Гениальным решением этой сложной архитектурной задачи стал константинопольский храм Святой Софии — Премудрости Божией. 3. Собор Святой Софии. Юстиниан задумал создать главный храм империи, который воплощал бы идею могущества его государства и торжества христианской веры. Храм Святой Софии в Константинополе. VI в. Четыре минарета появились гораздо позже, после завоевания Константинополя турками Интерьер храма Святой Софии Храм был сооружён всего за пять лет (532—537). Внешне он отличался простотой и не казался слишком большим. Но интерьер производил совсем иное впечатление. Перед взором вошедшего неожиданно открывалось грандиозное подкупольное пространство. Храм казался верующим чем-то непостижимым, нерукотворным. Особенно сильное впечатление производил вознесённый высоко вверх огромный купол диаметром 31,5 м. Как же удалось зодчим представить камень лёгким, почти невесомым? Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета распределили тяжесть купола собора на 4 мощных столба посредством арок, перекрывающих промежутки между этими столбами, а также парусов - треугольных поверхностей между арками и нижними краями купола. Изобретение таких парусов было большим архитектурным достижением того времени. Зодчие искусно замаскировали массивные столбы, сделав их почти незаметными зрителю. Появилось обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый только арками и парусами. Многочисленные окна прорезаны в основании купола с таким расчётом, что простенки между окнами почти не видны и купол кажется парящим над зданием. В конце X века послы русского князя Владимира побывали в соборе Святой Софии и так вспоминали об этом: «...не знали - на земле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой...» Не случайно именно Софии - Премудрости Божией были посвящены величественные соборы, построенные в XI веке в Киеве и Новгороде. Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Возведение столь грандиозного сооружения технически было настолько сложным, что повторить его никто и никогда не пытался. В дальнейшем в византийской архитектуре восторжествовал другой тип храма — крестово-купольный. Купол, поставленный на цилиндрический или многогранный барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на 4 столба, соединённые арками. Своды, примыкавшие к куполу с четырёх сторон, в плане образовывали подобие креста, что и дало название этому типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослужения, достаточно вместительными и прочными. Их в большом количестве строили и в самой Византии, и всюду, куда проникало её влияние, в том числе и на Руси. Крестово-купольная церковь Богоматери в Салониках. XI в. Христос-Вседержитель. Мозаика. XII в. 4. Образ мира. Византийский храм восхищал современников не только совершенством своей архитектуры. Мраморные орнаменты пола, роскошные одеяния священников, гармоничное пение, тщательно продуманные церемонии религиозных обрядов — всё это глубоко воздействовало на верующих. Храм являл собой образ мира. Поскольку христианство видело в устройстве мира определённый порядок, то это обязательно проявлялось в устройстве и оформлении церквей. Существовали строгие правила изображения библейских сцен и их размещения внутри храма. Чем важнее было то, что изображалось, тем выше или ближе к алтарю его обычно помещали. Византийская чаша Прежде всего глаза и мысли входящего в церковь обращались к куполу, олицетворяющему небесный свод. Поэтому там часто изображали Христа в окружении ангелов. От купола взор обычно опускался на алтарь, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. Дальше глаз переходил к эпизодам земной жизни Богоматери и Христа. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки, предсказавшие его пришествие; апостолы, его ученики; мученики, пострадавшие за веру в него; цари, его земные наместники; епископы, возглавлявшие его церковь. Существовали свои правила изображения святых и мучеников. Широко раскрытые глаза, высокий лоб, тонкие губы, удлинённые пропорции лица и фигуры - всё говорило о высоких помыслах, бесплотности, святости. Все фигуры изображались лицом к зрителю: всюду верующий встречал обращённые к нему лики святых. Евангелие. Византия. XI—XIII вв. Размеры изображённых фигур зависели от их важности в христианской иерархии. Фигуру Христа или Богоматери изображали более крупно, чем остальные, а лишённые души башни или деревья - меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей. 5. Мозаика, фреска, икона. От Древнего Рима Византия унаследовала сложную и трудоёмкую технику мозаики. Мозаика складывалась из многих тысяч мелких разноцветных кубиков смальты. Позже наряду с мозаиками использовались фрески — живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде. Богоматерь Владимирская — шедевр византийской иконописи XII в. В храмах помещались также иконы — изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, выполненные на гладких деревянных досках. Со временем некоторые иконы стали устанавливать на алтарную преграду, отделявшую алтарь от остального пространства храма. Позже из этого обычая появился характерный для русских церквей иконостас. Расцвет византийской иконописи относится к XII— XIV векам. Икона Владимирской Богоматери, один из знаменитейших шедевров той эпохи, тогда же была привезена из Византии на Русь. А позже, в XIV веке, на Руси творил величайший греческий художник Феофан Грек, принадлежавший уже не только византийскому, но и древнерусскому искусству. Византийская культура оказала огромное влияние на всю средневековую Европу и многие страны Азии. Византийские мастера работали в разных странах, у них учились местные архитекторы и художники. Особенно велико было значение Византии для развития культуры славянских стран, Армении и Грузии. Византийский историк VI века Прокопий Кесарийский о храме Святой Софии Несказанной красотой славится он. Блеском своих украшений прославлен он и гармонией своих размеров. Нет в нем ничего излишнего, но нет и ничего не хватающего, так как он весь во всех своих частях, в надлежащей мере являясь более пышным, чем обычно, и более гармоничным, чем можно ожидать от такой громады, наполнен светом и лучами солнца. Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нём самом: такое количество света распространяется в этом храме. Огромный сферический купол, покоящийся на этом круглом здании, делает его исключительно прекрасным. И кажется, что купол не опирается на твёрдые основы... но золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает это место... И всякий раз, как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело; его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах. Чем храм Святой Софии восхищал современников? Какие черты византийского искусства упомянуты в данном описании? 1. Почему в Византии наука была более развита, чем в Западной Европе? 2. Перечислите основные части византийского храма. Каково было их назначение? 3. Почему для Юстиниана было так важно строительство храма Святой Софии? 4. Докажите, что христианский храм являл собой образ мира. 5. Какие виды искусства использовались для украшения храма? 6. Какое влияние оказало византийское искусство на искусство других стран? Вспомните из курса мировой художественной культуры и назовите древнерусские храмы, построенные по византийскому образцу. 7 7. Подумайте, о чём могут рассказать дошедшие до наших дней памятники византийской архитектуры, а также иконы, фрески, мозаики. 8. Рассмотрите на фотографиях (с. 63—66) византийские храмы. Найдите и назовите основные части храма. Можно ли по этим изображениям выделить основные этапы в развитии византийской архитектуры? 9. По ресурсам Интернета найдите изображения византийской мозаики, фресок и икон. Дайте свои пояснения. trojden.com Конспект урока " Культура Византии". 6 класс. ФГОСТехнологическая карта урока № Предмет: Всеобщая история Класс:_______ Дата проведения___________ Культура Византии. Образование славянских государствЦели познакомить с материальными и духовными достижениями Византии; выяснить вклад византийской культуры в сокровищницу мировой культуры; объяснить причины расцвета империи. Планируемые результаты предметные: научиться объяснять причины расцвета империи; описывать памятники истории и культуры Византии; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия; решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов, работая над проектом "Византийская мозаика»; личностные УУД: формировать познавательный интерес к изучению нового; использовать новые знания и умения при изучении объектов прошлого. Основные понятия Мозайка, фреска, иконопись Ресурсы иллюстрации учебника; мультимедийная презентация Тип урока открытия нового знания. Ход урока
Деятельность учителя: Приветствие, положительный настрой на сотрудничество. Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи. Деятельность учащихся: Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку II. Мотивационно - целевой этап Поэт О. Мандельштам в стихотворении «Айя-София» так написал об этом храме: Айя-София — здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи, подвешен к небесам... Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и аксерды, Им указав на запад и восток? Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон — света торжество; На парусах, под куполом, четыре Архангела прекраснее всего. И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет, - И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот. Документы сообщают, что в день освящения храма Святой Софии император Юстиниан воскликнул: «Слава Всевышнему, который избрал меня для совершения этого великого дела! Я превзошел тебя, Соломон!» О чем говорил император? Почему Юстиниан сравнивал себя с библейским царем Соломоном? Об этом мы поговорим на нашем уроке. III. Актуализация знаний (Ответы учеников.) Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе — столице империи, оно оказало влияние на развитие культуры таких стран, как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени под его влиянием оказались и страны Западной Европы. - Предположите, какие вопросы мы должны рассмотретьна нашем уроке. (Ученики формулируют цели урока, используется метод «Разноцветные листья».) Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация) Тема урока: «Культура Византии. Образование славянских государств». (Знакомство с планом урока.) План урока 1. Культура Византии: а) развитие образования; б) научные знания; в) архитектура и живопись; г) культурные связи Византии. 2. Образование славянских государств. Формулирование проблемных вопросов урока. Почему образование и наука в Византии в VI—XI вв. были развиты лучше, чем в Западной Европе? Почему Юстиниан сравнил себя с библейским Соломоном? IV. Работа по теме урока 1. Культура Византии Представьте себе, что мы присутствуем на заседании круглого стола по теме «Культура Византии». Мы должны выступить в роли искусствоведов, поэтому разобьемся на творческие группы и будем готовиться к предстоящему заседанию. Задание для первой группы: работая с текстом п. 1 § 7, подготовьте материал о развитии образования в Византии и составьте схему. Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 § 7, подготовьте материал о достижениях византийской науки и заполните таблицу. Задание для третьей группы: работая с текстом п. 3 § 7, подготовьте мультимедийную презентацию на тему «Экскурсия по памятникам византийской архитектуры». Задание для четвертой группы: работая с текстом п. 3 § 7, подготовьте экскурсию на тему «Живопись Византии». Задание для пятой группы: работая с текстом п. 4 § 7, подготовьте плакат-рекламу о культурных связях Византии. Презентация работы первой группы Развитие образования в Византии Резко возросла потребность в хорошо обученных чиновниках Грамотные люди встречались даже среди крестьян и ремесленников Развитие школ 1 " Церковные Частные Государственные В этих школах: • обучали чтению, письму, счету и церковному пению; • изучали Библию и другие религиозные книги; • изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила иСофокла, сочинения византийских ученых и писателей; • решали сложные арифметические задачи Презентация работы второй группы Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии и строительстве. Лев Математик изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние и автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой Медицин Составляли учебные пособия по медицине. Для обученияврачебному искусству в XI в. в Константинополе было созда- но первое медицинское училище в Европе Химия Изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь из неф-ти и смолы, которую нельзя погасить водой. Это позволяло одерживать победы в сражениях на море и на суше География Византийцы умели чертить карты и планы городов. Купцыи путешественники составляли описания разных стран и на- родов История Историки обычно описывали короткий отрезок времении сосредоточивали внимание на современных им событиях, очевидцами и участниками которых они были. Крупным историком был Прокопий Кесарийский — участник многих походов и войн Юстиниана. В своих трудах он прославлял императора, его победы в войнах и грандиозные постройки. Но одновременно он тайком страстно обличал Юстиниана и его окружение. Так, в написанной Прокопием «Тайной истории» он с ненавистью описывал последствия полити- ки Юстиниана, называл его «бешеным зверем», несущим гибель государству, рассказывал о разорении и бесправии на Презентация работы третьей группы Слайд 1. Именно христианство изменило назначение и устройство храма. В древнегреческом храме помещали статую бога внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади, поэтому стремились сделать внешний вид храма особенно нарядным. Слайд 2. Христиане собирались для общей молитвы внутри церкви, поэтому архитекторы заботились также о красоте ее внутренних помещений. Интерьер церкви должен был отвечать многим требованиям: быть вместительным и удобным для богослужения, иметь отдельные места для священнослужителей и для простых верующих. Слайд 3. У раннехристианской общины не сразу появились свои культовые сооружения. В период с I по III в. христианское богослужение нередко совершалось в катакомбах — обширных подземельях, вырытых на глубине от 8 до 25 м и служивших местами захоронений. Позже стали использовать уже имеющиеся здания. Слайд 4. Базилика представляет собой здание продолговатой прямоугольной формы с двускатной крышей. Вход в базилику размещался в торце здания; противоположная сторона имела форму апсиды — полукруглого выступа. Базилика могла разделяться на несколько нефов, имевших самостоятельные перекрытия, как правило, количество нефов было нечетным (чаще всего 3, иногда 5). Нефы имели прямоугольный план и отделялись один от другого рядами колонн, соединенных между собой арками; центральный неф был выше и, как правило, шире боковых. В восточной части базилики находился алтарь. Он был обращен на восток, где, по христианском представлениям, расположена гора Голгофа — место распятия Христа. Доступ в алтарь имели только священники. Слайд 5. В X—XI вв. стали возводить крестово-купольные храмы. В плане такой храм имел вид греческого креста, центральная часть которого перекрывалась куполом, покоившимся на барабане, в свою очередь опиравшимся на четыре колонны, образуя в интерьере паруса — сферические треугольники. Такие храмы распространяются не только в Византии, но и за ее пределами — и Болгарии, на Руси, в Закавказье. Слайд 6. Для полного совершенства базилике не хватало купола — символа неба. Поэтому зодчие попытались объединить базилику с куполом. Гениальным решением этой сложной архитектурной задачи стал храм Святой Софии в Константинополе. Слайд 7. Юстиниан создал храм, который воплотил идею могущества его государства и торжества христианской веры. Он был построен за пять лет (532—537). Храм Святой Софии возвели архитекторы Анфимий из Трал и Исидор из Милета. Слайд 8. Тяжесть купола архитекторы распределили на четыре мощные столба посредством арок, а также парусов — треугольных поверхностей между арками и нижними краями купола. Изобретение парусов было большим архитектурным достижением. Зодчие искусно замаскировали массивные столбы, сделав их незаметными зрителю. На высоте 51м почти квадратное здание кончалось огромным куполом, диаметр которого 31,5 м. Появляюсь обманчивое ощущение, что купол легко парит. Через сорок окон купола внутрь храма льется свет. Создается впечатление, что купол завис в воздухе, свет падает на центр зала, а с боков помещение затемнено, что делает храм еще выше. Слайд 9. Несмотря на всю тяжесть, прочность постройки такова, что она выдержала ряд землетрясений. Лишь в 989 г. купол был разрушен сильным землетрясением, но восстановлен вызванным из Армении архитектором Трдатом. Слайд 10. Стены храма украшала мозаика, но в 1453 г. Константинополь был захвачен турками, которые превратили храм Святой Софии в мечеть. Турки замазали византийские мозаики и закрыли их огромными щитами с изречениями из Корана. Слайд 11. В конце X в. послы русского князя Владимира, побывав в соборе Святой Софии, писали так: «...не знали — на земле мы или на небе: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой...» Не случайно именно Софии — Премудрости Божией посвящены величественные соборы, построенные в XIв. в Киеве и Новгороде. Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Возведение столь грандиозного сооружения технически было настолько сложным, что повторить его никто больше не пытался. ФИЗМИНУТКА Проводится одним из учащихся Презентация работы четвертой группы В Византии существовали три типа изобразительного искусства: мозаика, фреска и икона. Мозаика - изображение из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла - смальты. От Древнего Рима Византия унаследовала сложную трудоемкую технику мозаики. Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени. Разноцветные кубики смальты укреплялись в грунте с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой. Кусочки смальты при попадании на нее света мерцали, искрились, переливались, отражали его своими гранями. Мозаичный ансамбль «Император Юстиниан с придворными» из церкви Сан-Витале в Равенне — один из лучших образцов византийской мозаики. Застывшие, вытянутые вверх фигуры императора, выделенного короной и пурпурной одеждой, придворных, воинов и служителей церкви одним своим видом должны были утверждать незыблемость существующих порядков. Нимб над головой императора и передача им в дар архиепископу золотой чаши с монетами напоминают о тесном союзе императорской власти с христианской церковью. Позже наряду с мозаиками стали использовать фрески — живопись водяными красками по сырой штукатурке. К достоинствам фрески относится быстрота исполнения и выразительность цвета. В период с XIIпо XIVв. многие храмы Малой Азии, Греции, Кипра, Македонии, Сербии и других стран были украшены фресками. Самым главным достижением Византии этого периода стала иконопись. В храмах, домах появились иконы - изображения Иисуса Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики икону можно переносить с места на место, дарить, брать с собой в поход. Первой третью XII в. датируется икона Божией Матери, получившая в Руси название Владимирской. Эта икона попала на Русь из Византии около 1131 г. как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. В 1155 г. икона была перевезена во Владимир, а в 1395 г. — в Москву. Презентация работы пятой группы Византия — самая культурная страна Европы Византия — самая культурная страна Европы В Константинополь отправлялись любознательные люди для изучения математики, медицины, права, греческого языка Короли, князья и епископы других стран приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров Особенно большое влияние оказала византийская культура на развитие и культуру славян У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран Вопросы для обсуждения на заседании круглого стола
2. Образование славянских государств Мы должны продолжить работу по формированию навыков составления сложного плана. Задание: дома вы должны будете составить сложный план по теме «Образование славянских государств» (§ 8 учебника). При написании плана учитывайте следующие рекомендации. Как составлять сложный (развернутый) план
V. Подведение итогов урока
(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.) VI. Рефлексия «БЛАГОДАРЮ» В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий. ИЛИ беседа по вопросам: В. Боровицкой: ...Все на свете уходит — остается искусство. Цепь веков не прервется голосами поэтов. Смотрят фрески соборов и полотна портретов. На земле одряхлевшей будет горько и грустно, Только пусто не будет, пока живо искусство. Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать эти шедевры и восхищаться ими. Домашнее задание (дифференцированное)
infourok.ru |
 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров |