Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Краткая история византийского искусства. Достопримечательности византии


Культура Византии - искусство великолепной красоты на фото

красивая византийская культураБесценный вклад в развитие мировой культуры внесла Византийская империя. В культуре Византии важное место занимала религия. Это государство сыграло ключевую роль в распространении христианства на Западе и Востоке. После раскола церкви на православную и католическую Византия стала настоящим символом православной веры. В византийской культуре очень многое связано с религией. Религия это замечательная духовная пища для людей. Однако, кроме религиозных учений, уставов и канонов в ней важную роль играет искусство великолепной красоты. В Византии было построено много необычайно красивых храмов, написано много изумительных икон, создано большое число прекрасных мозаик и фресок.

Среди достопримечательностей византийской культуры можно выделить величественный Софийский собор в Константинополе. Он был построен в 4-ом веке н.э. при императоре Константине Великом. В 415 году храм сгорел, но в 6-ом веке при императоре Юстиниане он был построен заново. Софийский собор был долгое время самым величественным и большим храмом христианского мира. Однако в 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами. После чего Софийский собор был переделан в мечеть, которая получила название Айя-София. С 1935 года она носит статус Музея.Важное место в византийской культуре занимает Афонский монастырь. Он находится на территории православного государства Греции и притягивает большое число паломников.

Византийская империя внесла большой вклад в развитие русской и мировой культуры. Еще во времена Древней Руси в ее городах были по примеру Константинополя построены Софийские соборы – в Киеве, Новгороде и Полоцке (позднее в Вологде).Пусть Византийская империя уже давно прекратила свое существование, но культура Византии жива и мы должны помнить о ней и оберегать её.

Ниже на фото вашему вниманию представлены предметы византийской культуры, хранящиеся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга

Пластина с императором Константином VII коронуемым Христом, 945 год, Константинополь

Золотой медальон с изображением коронации Константина Великого, VI век, Константинополь

Серебрянное блюдо с изображением креста Константина, VII век

Портрет юноши, известняк, V век

Византийская пластика XI - XIII вв.

byzantine-empire.historbook.ru

Пять лучших памятников Византийского периода в Турции [1]

Пять лучших памятников Византийского периода в Турции [1]← → Пять лучших османских памятников Турции – период упадка [2]

Пять лучших османских памятников Турции – период упадка [2]

797

До роскоши и блеска Стамбула времен османских султанов, он был столь же роскошен, являясь Константинополем - столицей Византийской империи.

Вследствие окончательного распада Римской империи, Византия постепенно оформилась в отдельное государство. Столицей Восточной Римской Империи становится город на Босфоре - бывшая небольшая греческая колония, которую император Константин расстраивает и превращает в поистине великий город.

В отличии от Западной Римской Империи, восточная ее часть всегда была говорящей на греческом языке. А византийские императоры придерживаются православной, а не католической разновидности христианства. Так что в скором времени между двумя этими частями не осталось ничего общего.

Теперь уже сложно представить, что Византийская Империя простиралась по всей Анатолии и дальше на восток. Мощное государство, просуществовавшее более 10 веков, закончило историю своего существования в 1453 году, когда турки-османы завоевали Константинополь. Последний византийский император погиб, сражаясь на городских стенах.

Вне всяких сомнений лучшие памятники византийского периода находятся в Стамбуле, но есть интересные напоминания об этой эпохе в Трабзоне и Изнике. Во Фракии, в южной части Мраморного моря, также сохранилось несколько достойных внимания византийских церквей. А в самом центре Анатолии расположены высеченные в скалах церкви и подземные города Каппадокии.

Святая София (Айя-София), Стамбул

Собор Святой Софии - бывший патриарший православный собор, построенный по приказу императора Юстиниана в 537 году. Для строительства символа величия империи были приглашены лучшие архитекторы того времени - Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Купол, который они спроектировали, был одним из чудес света. Этот собор, после мечеть, а сейчас музей играет важную роль в истории Турции.

Монастырь Хора, Церковь Христа Спасителя в Полях (мечеть Карие), Стамбул

Если Святая София это памятник номер один ранних лет Византии, то церковь монастыря Хора, приобретшую свой окончательный облик в XIV веке, можно смело назвать звездой периода ренессанса.

Церковь богато украшена великолепными мозаиками, самые древние из которых датируются IV веком. Особая уникальность этой церкви в ее фресках - одни блистают золотом, другие выполнены в мягких постельных тонах. На всех изображены различные сцены из библейских историй.

Еще от церкви открывается удивительный вид на город.

Музей мозаики Большой Дворец, Стамбул

Византийские императоры жили в обширном комплексе зданий, называвшихся Большой Дворец, расположенном между Святой Софией и Ипподромом. В XI веке дворец забросили, а после захвата Константинополя в 1453 году Большой Дворец был окончательно уничтожен. Но в начале прошлого века внезапно были обнаружены несколько его фрагментов, в том числе залы с великолепно сохранившимся мозаичным полом. Мозаики, которые Вы можете увидеть в музее являются самыми древними в Стамбуле. К тому же они не похожи ни на что другое - яркие, сочные и потрясающе живо изображающие разнообразные необычные аспекты жизни того времени. Например обезьяна, пытающаяся поймать птицу или маленький мальчик, пасущий гусей.

Собор Святой Софии (Айя София), Трабзон

Наиболее значительным памятником византийского искусства в Трабзоне является собор Святой Софии. Собор был построен в XIII веке, во время правления Мануэля I, когда Трабзон был столицей Трапезунды. И имел, безусловно, столичный размах.

Когда-то здесь была мечеть, потом русский военный госпиталь и склад, после снова мечеть и вот теперь это музей великолепных фресок.

Красочные фрески Софийского собора абсолютно захватывающие. К тому же они были полностью восстановлены под руководством эксперта по византийскому искусству Дэвида Таблот Райса.

В Трабзоне есть и другие важные памятники византийской эпохи. Это развалины императорского дворца, мечеть Фатих (бывшая церковь Панагии Крисокепалос) и небольшая церковь монастыря Каймаклы с потрясающими фресками.

Монастырь Панагия Сумела

Недалеко от Трабзона, в провинции Мачка, на высоте 1200 метров над уровнем моря, непостижимым образом цепляясь за скалы посреди соснового леса расположен монастырь Сумела.

Согласно преданию горный монастырь был возведен в IV веке монахами Варнавой и Софронием, пришедшими из Афин с чудотворным образом Богородицы Панагия Сумела, написанным евангелистом Лукой.

Монастырь Сумела был действующим до 1923 года, когда монахи, уезжая, вывезли с собой все монастырские святыни, включая ту самую икону Богородицы.

Но великолепные фрески и сам, будто бы парящий в воздухе, монастырь, монахи увезти не могли. И после того, как они оставили монастырь, он пришел в упадок. А возродился вновь только в конце 90-х годов прошлого века, когда был отреставрирован. И теперь это одна из самых великолепных достопримечательностей Турции византийского периода. Ежегодно монастырь привлекает множество туристов.

mk-turkey.ru

Остатки Византийских сооружений в Стамбуле

Рядом с Голубой мечетью находятся остатки византийского ипподрома. Раньше это было сооружение длинной 400 метров, а шириной 120. Бега колесниц были любимым развлечением византийцев. Сейчас это приятный сквер, где торчат древние обелиски, когда-то украшавшие ристалище. Египетский обелиск, созданный по приказу фараона Тутмоса III (около 1500 до н.э.) и перенесенный в Константинополь в 4 веке н.э.. Обелиск стоит на мраморном постаменте, куда его поставили при императоре Феодосии I в 390 году. А в Археологическом музее Стамбула стоит копия основания обелиска. Или наоборот?:) Хотя подлинник, что в сквере на ипподроме много темнее и явно лучше сделан.. Еще один предмет, украшавший ипподром. Это бронзовая Змеиная колонна. Ее тоже когда-то притащили в Константинополь, хотя изготовлена она была в 479 году до н.э. для Дельфийского храма. Змеиных голов правда на ней сейчас нет, их давно отломали. А где же собственно сам ипподром? Часть его была разобрана и блоки пошли на строительство Голубой мечети, часть ушла под землю, об этом говорит то, насколько углублены трофеи, стоявшие в центре ипподрома. Когда-то они стояли на возвышении, сейчас их нижние части ниже поверхности на несколько метров. Реконструкция центральной части ипподрома Константинополя. Так выглядел ипподром в конце 16 века. Но часть ипподрома осталась. И весьма существенная. Это его южный закругленный  край - грандиозный сфендон. Сейчас арки этого циклопического сооружения стали основанием для какого-то турецкого здания. Ипподром был возведен еще Септимием Севером в 203 году н.э. - и до сих пор его части настолько прочны, что могут выдерживать существенную нагрузку. В недрах сфендона сохранилось множество помещений, но попасть внутрь весьма проблематично, так как все проходы турками заложены. Реконструкция ворот Ипподрома в Константинополе. Археологический музей Стамбула. К югу от ипподрома когда-то громоздились постройки знаменитого Большого дворца, первого и наверно самого главного для византийцев.  Дворец  использовался с 4 по 11 вв. н.э. Сейчас никто точно не знает, что он из себя  представлял, хотя понятно, что это было скопление множества разнокалиберных сооружений - жилых покоев, церквей, казарм и так далее. Приходить в запустение Большой дворец начал еще в 10 веке, окончательно же он был разграблен и покинут во время взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году. Сейчас руины дворца лежат под  жилой застройкой, но некоторые его куски можно обнаружить. Многие турецкие магазины в этом районе, для привлечения клиентов,  выставляют на обозрение  различные византийские артефакты. Их находят, как правило, во время самовольных раскопок. Вот например две колонны, оставшиеся от Большого дворца, в подвальной части какого-то магазина. Реконструкция Большого Дворца. Археологический музей Стамбула. Но не все остатки дворца выглядят так фотогенично. Кое-где в районе Султанахмед торчат из земли различные руины, непонятного происхождения... Например, как эта подпорная стенка на заднем плане, она скорее всего относится к византийскому времени. Многие руины среди жилых кварталов  сложно идентифицировать. Но по видимости, это стены все того же Большого дворца...   Еще какая-то византийская развалина.. Железная дорога, проходящая через район Султанахмет. При строительстве этой дороги было уничтожено множество построек византийского времени. Она проходит как раз там, где находился Большой дворец. Рядом с железной дорогой сохранилась византийская церковь Св. Сергия и Вакха. Сейчас это мечеть Кючюк Айя-София или Малая Св.София. Церковь Св.Сергия и Вакха была возведена в 527-529 гг. Возможно строительством руководил Анфимий из Тралл,  воздвигший впоследствии Айя-Софию. В 1504 году главный евнух султана Баязида - Хусейн-ага, переделал ее в мечеть. Церковь сохранила много византийских элементов, например вот этот богато украшенный карниз с греческой надписью. Вокруг церкви Св.Сергия и Вакха выросло турецкое кладбище. Сам Хусейн-ага был похоронен рядом в отдельном мавзолее. На заднем плане здесь виден сфендон ипподрома. Когда-то все пространство между ним и церковью Св.Сергия и Вакха занимали византийские дворцы. Посты, посвященные Стамбулу: Собор Св. Софии в Константинополе. Последний оплот Константинополя. Морские стены Константинополя. Крепостные стены Константинополя Музей Древнего Востока в Стамбуле. Археологический музей Стамбула. Византия. Достопримечательности района Лалели в Стамбуле. Путешествие в Константинополь.

theofilakt.livejournal.com

Достопримечательности Турции — Большой дворец (Константинополь)

Большой дворец (Константинополь)

Бoльшoй кoнстaнтинoпoльский двoрeц — бывшaя культурная рeзидeнция визaнтийскиx импeрaтoрoв, зaлoжeннaя великим византийским импeрaтoрoм Кoнстaнтинoм Вeликим. Хорошо извeстнo тaкжe и другoe имя этoгo величественного сooружeния — Свящeнный двoрeц (турeцкий: Buyuk Saray).

Oбщaя инфoрмaция o Бoльшoм двoрцe

В 324 гoду Кoнстaнтин Вeликий нaчaл стрoитeльствo свoeгo двoрцa, кoтoрoe былo зaвeршeнo пo прoшeствии 6 лeт. Двoрeц имeл фoрму нeпрaвильнoгo семиугольника, он расположился между центральной площадью Августеноном, термами Зевксиппа, собором Святой Софии и ипподромом. Но на этом история только начинается. Вплоть до 13 века дворцовые сооружения постоянно перестраивались и разрастались. Дворец, окружённый многочисленными башнями и стенами, представлял собой город в городе, где проживали императорские семьи с их многочисленными слугами.

Внутри территория комплекса представляла собой череду дворцов; построенные в IV веке: Халка, Эрос, Дафна, Скила, Трулло. Более поздние: Вуколеон- V век, Юстиниан- VII век, Сигма, Лавсиак,Триконх, Камил, Месопат и Мусик, Кенургий, Пентакувикл и Орел относятся к IX веку, Новый Верхний дворец был построен уже в X веке.Хозяйственные постройки и казармы, сады и садики, церкви, дворики предназначенные для переговоров с представителями партий, терассы и порт с маяком. При императоре Михаиле III маяк начали использовать в качестве телеграфа. Для передачи сообщений использовали его свет.

Большой дворец

История Большого дворца

Во времена Юстиниана Великого (527-565 гг.) при пожаре погибла значительная часть первоначальных построек. Но Юстиниан приложил все силы, что бы восстановить и преумножить былую красоту императорских палат Константина. Достраивал дворец и Юстиниан II, два зала Лузакион и Юстиниан, прилегавшие к постройке Юстина II- Хризотриклину. Возведение стены и южных ворот олицетворило начало закрытых отношений между Дворцом и городом. Во времена иконоборчества, император Лев III приказал уничтожить изображение Христа на фасаде дворца Халка. Благодаря стараниям императрицы Ирины оно было восстановлено, чтобы навсегда исчезнуть при Лве V.

Следующий важный этап в жизни Большого дворца начался с правления императора Феофила (829-842) и продолжался при Михаилe II, Василиe I и Львe VI. Феофил укрепил дамбы и построил новый двухэтажный церемониальный комплекс с центром в Tриконхe и окруженный павильонами. При Михаиле III были произведены работы по реконструкции Хризотриклина и церкви Богородицы Фаросской.

Вообще на территории дворца было построено множество церквей:Св. Агафоника, Св.Стефана, Св. Агафии, Св.Феодора Тирона, Св. Апостолов, Архангела Михаила, Св. Ильи Пророка, Св. Павла и Новая церковь. Церковь Св. Агафоника вошла во дворцовый комплекс при Василии I (867-886). В период правления этого императора территория Большого дворца была максимально расширена. Последующие поколения правителей значительно снизили обороты строительства на территории дворцового комплекса.

Большой дворец

Начало упадка приходится на время правления Алексея I (1081-1118). Как известно этот император оставил резиденцию предков и переехал в новый Влахернский дворц. Несмотря на эту перемену Большой дворец сохранил свою церемониальную роль. При императоре Мануиле I (1143-1180), построили два зала: Мануил и Персидский Дом. Его потолки был разукрашены в стиле исламской архитектуры. Когда в Константинополь пришли крестоносцы, случилось это в 1204 году, в месте с ними пришел и окончательный упадок Большого дворца. Дворцы, церкви и часовни были разорены. Статуи, обстановка, даже плиты и колонны целыми караванами увозили на Запад.

Когда в 1261 захватчиков удалось выгнать, освобожденный Константинополь, а вместе с ним и Большой дворец представляли собой воистину печальную картину. До прихода турков никаких работ по восстановлению во дворце не проводилось. Были реконструированы лишь две крошечные церкви. Империя пала в 1453 году, на смену ей пришел ислам, уцелевшие церкви превратили в мечети, а участки стен были использованы при возведении резиденции султана — Топкапы.

Культурное значение Большого дворца

Века запустения, землетрясения и многочисленные пожары не оставили и следа од когда-то величественнейшего Дворца. Но несмотря не на что, то культурное наследие, что осталось нам в фрагментах это фантастической «мозаики», неизмеримо. Здесь пересеклись судьбы целых государств, религии, Христианство и Ислам соединились в одно целое.

Здесь храниться сердце Византийской культурой, знавшей великие победы и поражения. Развалины комплекса большого дворца, словно отголоски давно ушедших времен. С их изучением, современное общество постепенно все ближе приближается до понимания сути самой Византии. Архитектура и произведения искусства, помогают представить культурный и религиозный дух Византии. Запад с его захватчиками — крестоносцами, предстает перед нашими глазами настоящим «Варваром». Крестоносцы были поражены роскошью и утончённостью сердца Византийской империи. Бесконечные залы и галереи выложенные прекрасной позолоченной мозаикой. Двери из серебра, фонтаны и мраморные ступени спускающиеся прямо к морю. Вывезенные из Большого дворца, богатства несомненно повлияли на развитие западной культуры.

Большой дворец

После падения Византийской Империи часть произведений искусства попали в Московское Государство. Принявшая от Византии Православие, Русь дала приют бежавшим из погибнувшей империи грекам. А Великий князь Иван III взял в жены дочь последнего императора, Софью Палеолог.

Текущее состояние Большого дворца

Священный дворец исчез. Хотя потеря такого грандиозного памятника архитектуры и искусства, как Большой Дворец, не может не ужасать своим трагизмом. Есть в этом и некий символ. Разграбленное великолепие дворца, разлетелось по всему свету, словно семена прекрасного растения. Они «проросли», обогатили мировую культуру и повлияли на ее дальнейшее развитие. Как обломки корабля, остатки древних строений разбросаны по старому Стамбулу. Сокрыты од глаз слоями штукатурки и росписи. Завеяны ветрами веков. Его уцелевшие церкви, с прекрасными мозаичными фресками, были принуждены «принять ислам».

Где находится Большой дворец

Где же найти этот потерянный дворец? Здесь начинается самое интересное. Большой дворец занимал территорию огромную по своей площади. Гуляя по улочкам района Султан Ахмет Вы обнаружите церковь Святого Сергея и Вакха, возведенную при Юстиниане. В настоящий момент это почти не используемая мечеть, где внутри можно обнаружить остатки древних мозаичных полотен, воспевающих Юстиниана и его супругу Феодору. От церкви Святого Сергея и Вакха недалеко до собора Святой Софии или Айя-Софии. И проходя этот маршрут внимательно оглядитесь, среди домов и построек Вы обнаружите развалины каменных и кирпичных сооружений. Это то, что осталось от прекрасных террас, фасадов зданий и бастионов.

Большой дворец

Еще одна часть Большого Дворца, частично уцелевшая и дошедшая до наших дней — это Буколеон. Единственно оставшаяся восточная стена, стоит, увитая диким плющом среди камней развалин Морских стен. И если продвинуться на Восток Вы непременно обнаружите, то, что осталось от Фаросского Маяка -телеграфа. Отправитесь в Стамбульский музей Мозаики, там Вы обнаружите еще одну часть Священного дворца. Фрагменты большого открытого двора — перистиля, выложенного мозаикой. Здесь Вы своими глазами увидите работы искуснейших мастеров. Изображенные картины охоты, повседневной жизни и сцены из мифологии, поражают своей реалистичностью и красотой.

Как добраться до Большого дворца

Начать свое исследование исчезнувшего Дворца Вы можете по-своему усмотрению. Но прежде всего Вам нужно попасть в исторический округ Стамбула, известный как Эминёню. Это крупный торговый и транспортный узел. Здесь расположен железнодорожный вокзал Сиркеджи, напомнающий нам о таинственном «Восточном экспрессе». Многочисленные причалы для паромов, курсирующих между Эминёню и другими городскими районами. Сюда Вы можете добраться и на скоростном трамвае или автобусе. Эминёню — средоточие исторических и культурных памятников. Здесь расположены рынок Капалы Чарши, мечеть Султан Ахмед, Музей Айя-София, дворец Топ-Капы, Голубая мечеть, Археологический музей, Ипподром, Высокая Порта, бани и еще множество интереснейших мест.

Большой дворец

Заключение

В заключение хочется сказать, что выбрав для посещения такой город, как Стамбул, Вы точно не пожалеете. «Поиски» Большого дворца позволят Вам прочувствовать душу города, увидеть удивительные памятники архитектуры. Это прогулка сквозь века поглотит Вас. С помощью путеводителя Вы сами определите свой маршрут, а Ваше воображение дорисует утраченные фрагменты. Русский человек может считать себя наследником Великой Византии, а значит и ее сердца — Большого Дворца. Возможно, это невероятное путешествие откроет что-то новое в Вас самих, затронет спящую паутинку Вашей евро-азиатской души.По материалам «warps.ru»

Достопримечательности Турции — Большой дворец (Константинополь)

Ваша оценка!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

turisticheskiy-portal.ru

Краткая история византийского искусства • Arzamas

17 важнейших памятников архитектуры, живописи и декоративного искусства, познакомившись с которыми можно составить представление о том, как развивалась художественная культура в Восточной Римской империи

1. София Константинопольская

532–537 годы. Стамбул
София Константинопольская. 1910–1915 годы © Library of Congress

Святая София — главное архитектурное творение Византии, созданное малоазийским математиком Анфимием из Тралл и архитектором Исидором из Милета. Не просто первый храм империи, но средоточие ее церковной и политической жизни, неотъемлемая часть скрупулезного, до мелочей продуманного придворного церемониала, описанного, в частности, в трактате «О церемониях» Константина Багрянородного.

Святая София стала высшим достижением архитектуры Византии, будучи наследницей античной архитектуры. Ее идею в XV веке сформулировал архитектор Донато Браманте  Донато Браманте (1444–1514) — итальянский архитектор, построивший базилику Святого Петра в Ватикане.: «Купол Пантеона  Пантеон — храм в Риме, построенный в 126 году нашей эры. Представляет собой ротонду, перекрытую полусферическим куполом., выросший на базилике Максенция  Базилика Максенция — храм в Риме, построенный в 308–312 годах нашей эры в форме базилики: прямоугольного строения, состоящего из трех продольных нефов, перекрытых каменным сводом.». Действительно, гениальной догадкой авторов Святой Софии явилась мысль о слиянии двух архитектурных идей Античности: продольный корабль центрального нефа  Неф (от лат. navis — «корабль») — вытянутая прямоугольная часть интерьера, ограниченная одним или двумя рядами колонн и/или стеной. На нефы часто делится пространство средневековых западных и восточных храмов, куда они пришли из древнегреческой и римской архитектуры. (длиной 80 метров) и венчающая его сфера (плоский, на низком барабане и невероятно широкий купол диаметром 31 метр) стали единым целым: распор гигантского купола «гасят» полукупола, покоящиеся на мощных, сложной формы столбах, от которых каменная масса ниспадает на паруса и арки. Благодаря этому боковые стены здания стали хрупкими, сплошь изрезанными окнами, а весь интерьер Софии оказался залит светом, преображающим каменную массу, делающим ее невесомой и нематериальной.

Тонкая скорлупка стен, снаружи нейтральная (однообразная плинфа  Плинфа — широкий и плоский обожженный кирпич.), а внутри драгоценная (золото, натуральные камни, обилие естественного и искусственного света), оказалась важнейшей находкой византийской архитектурной эстетики и воплотилась в огромном разнообразии форм. А купол Софии стал идеей фикс византийской, а затем и османской архитектуры, так никогда никем не повторенной: слишком сложным и амбициозным оказался проект архитекторов Юстиниана.

Интерьер Софии Константинопольской. 2000-е годы© De Agostini Picture Library / Getty Images

Сразу после завершения постройки Святой Софии ее купол дал трещину и затем неоднократно переживал ремонты (первый из них случился после землетрясения в 557 году), в ходе которых его укрепили, построив контрфорсы и заложив часть окон барабана. Неудивительно, что со временем внешний облик Софии сильно мутировал: ее логичный конструктивный каркас оказался скрыт мощными каменными ризалитами  Ризалит — часть фасада, во всю высоту выступающая за его основную линию., мелкими башенками и всевозможными служебными помещениями.

2. Церковь Святых Апостолов (Апостолейон) в Константинополе

VI век. Стамбул
Вознесение. На заднем плане, вероятно, церковь Святых Апостолов в Константинополе. Миниатюра из гомилий Иакова Коккиновафского. 1125–1150 годы © Wikimedia Commons

Правителям Восточной Римской империи были свойственны смелые амбиции. О них красноречиво свидетельствует и первое христианское сооружение Константинополя — так называемый Апостолейон, воздвигнутый императором Константином I Великим (306–337) в самой высокой точке города, у Адрианопольских ворот (там, где сейчас стоит мечеть Фатих). Посвященная двенадцати апостолам, церковь стала местом хранения их мощей, а заодно и мощей императора-строителя, чей саркофаг был водружен в центре интерьера — буквально иллюстрируя идею равноапостольности Константина.

Вот что по этому поводу пишет историк Евсевий Кесарийский:

«В этом храме он приготовил сам себе место на случай своей кончины, чрезвычайной силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских, и желая даже после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возносится в честь апостолов. Итак, соорудив там двенадцать ковчегов, как бы двенадцать священных памятников, в честь и славу лика апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя так, что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских».

«Жизнь блаженного василевса Константина»

Два века спустя, при императоре Юстиниане, Константинову церковь перестроили, в общих чертах сохранив, однако, первоначальный план. Апостолейон образца VI века, грандиозный крестообразный храм с пятью куполами, явился для Византии почти таким же эмблематичным образом храма, что и Святая София: на протяжении столетий на всей территории империи, начиная с Калат-Семана в Сирии вплоть до Сан-Марко в Венеции, его архитектурная идея вдохновляла византийских строителей. Видимо, именно он изображен на листе со сценой Вознесения в рукописи гомилий Иакова Коккиновафского  Около 1125–1150 годов, Ватикан..

В середине XV века церковь Святых Апостолов снесли по приказу султана Мехмета II Фатиха. Нам она тем не менее известна по множеству описаний: Прокопия Кесарийского (середина VI века), Константина Багрянородного (середина X века), Константина Родосского (середина X века) и Николая Месарита (около 1200 года).

3. Церковь Симеона Столпника (Калат-Семан)

475 год. Алеппо
Базилика церкви Симеона Столпника. Сирия, первая половина XX века © Library of Congress

В V веке в Восточной Сирии, близ Алеппо, жил Святой Симеон, открывший особый вид аскезы — стояние на столпе. Всячески отрешаясь от мирского и заботясь об умерщвлении плоти, преподобный подвергался бесчисленным искушениям, частично описанным в фильме Луиса Бунюэля «Симеон-пустынник». Проведя на высоте 16 метров несколько десятков лет, Симеон удостоился почитания христиан со всего света, в том числе персов, армян и британцев.

Вокруг того самого столпа, существующего и по сей день (византийские миниатюристы любили изображать Симеонов столп в виде колонны с капителью, завершенной изящной балюстрадой, внутри которой размещался сам святой; иногда к колонне приставлялась лесенка), в 80–90-е годы V века был воздвигнут монастырский комплекс, грандиозный замысел которого находил себе равных разве что среди императорских ансамблей позднего Рима.

Октагональное ядро Калат-Семана (в переводе с арабского — «крепость Симеона») окружено тремя рукавами. Вместе они образуют пространственный крест, почти так же, как в храме Святых Апостолов в Константинополе. Сейчас храм руинирован, и, как он в точности выглядел сразу после постройки, неизвестно, но благодаря свидетельству Евагрия Схоластика мы знаем, что центральное ядро, заключавшее столп Симеона, оставалось открытым.

Вслед за Калат-Семаном возникло целое архитектурное направление V–VI веков, представленное церквями Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, Иоанна в Эфесе и Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе.

4. Диптих Барберини

VI век. Лувр, Париж
© Marie-Lan Nguyen / Wikimedia Commons

Позднеантичный императорский диптих изначально представлял собой две таблички из слоновой кости, с одной стороны отполированные и покрытые воском (на них стальной палочкой, стилем, наносились заметки), а с другой — украшенные рельефом из слоновой кости, инкрустированной жемчугами.

Сохранилась только одна створка диптиха Барберини (названного по имени владельца XVII века). На ней представлен триумф императора (какого именно — неизвестно: возможными претендентами выступают императоры Юстиниан, Анастасий I или Зенон), главу которого венчает пальмовой ветвью аллегорическая фигурка Ники, богини победы. Император восседает на коне и заносит копье, а у ног его возлежит щедрая, источающая плоды Земля (в фигуре которой историк искусства Андре Грабар  Андре Грабар (1896–1990) — византинист, один из основоположников французской школы византийского искусствоведения. увидел намек на вселенскую роль византийских императоров).

По убеждению императорских иконографов и панегиристов, враги василевса подобны диким зверям. Поэтому на диптихе Барберини попираемые варвары, одетые в экзотические одежды, шествуют в одной колонне со слонами, львами и тиграми, чтобы поднести триумфатору свои дары. Совершенно античная иконография, усвоившая единственный знак новой эры — образ Христа, венчающий сцену императорского триумфа.

Диптих Барберини — одно из самых блистательных и технически совершенных творений искусства VI века. После императора Юстиниана такие диптихи перестали быть в ходу, но и среди сохранившихся предметов едва ли найдется такой же роскошный, затейливый и тонко исполненный экземпляр.

5. Венский Генезис

Первая половина VI века. Австрийская национальная библиотека, Вена
Ревекка и Елиезер у колодца. Миниатюра из Венского Генезиса. VI век © De Agostini Picture Library / Getty Images

К тому же, VI веку относится древнейший хорошо сохранившийся иллюстрированный манускрипт Библии. Содержащийся в нем фрагмент текста Книги Бытия написан на пурпуре серебряными чернилами — дорогостоящая редкость, явно указывающая на царское происхождение ее владельца.

Каждая страничка Генезиса украшена миниатюрами. Некоторые из них имеют форму фризов (сюжеты на них хронологически не связаны), другие же выстроены наподобие картины и заключены в рамку: если в свитке в композиционно самостоятельных миниатюрах не было необходимости, при переходе к книге-кодексу она возникла.

Как и диптих Барберини, живопись Венского Генезиса полна античных аллюзий и напоминает росписи Помпеев: этому служат изящные колонны, портики и воздушные велумы  Велум (от лат. velum — парус) — занавес, покрывало, изображается обычно дуговидным. Изображения велумов распространены в иконописи, но восходят к Античности., аллегорические фигуры источников и буколические мотивы. Раннехристианская живопись не торопилась расставаться со своим римским прошлым.

6. Икона Богоматери со святыми

VI–VII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай 
© Wikimedia Commons

Античные представления об образе доминируют и на ранних иконах, например на иконе с образами Богоматери с младенцем и святыми мучениками из собрания синайского монастыря. Образы Марии, восседающей на троне, Христа и двух ангелов еще по-античному чувственны и пространственно достоверны, а их лики (скорее, лица) эмоционально нейтральны и преисполнены спокойствия.

Напротив, мученики (возможно, святые воины Феодор и Георгий — по типическому сходству с их поздними кодифицированными портретами) с золотыми крестами в руках (в знак их мученической кончины и посмертной славы) написаны так, как совсем скоро, когда завершатся иконоборческие споры, постановят восточно-христианские иконописцы и богословы. Скрытые роскошными хламидами, их фигуры походят на аппликации; маленькие символичные ножки поставлены так, будто тела зависли в воздухе, а лики (уже лики, а не лица) суровы, неподвижны и оцепенело смотрят вперед: что для жизнелюбивой Античности — сущая скука, для Византии — основанный на самоотрешении духовный идеал.

Икона написана восковыми красками (подобно другим немногим сохранившимся ее современникам из коллекции синайского монастыря и Национального музея искусств имени Варвары и Богдана Ханенко в Киеве). Живопись восковыми красками, исчезнувшая из обихода иконописцев уже к VIII веку, позволяла писать «по-горячему» (когда последующий слой красок наносился на уже высохший нижний). Благодаря этому красочная поверхность сохраняла видимыми мазки, передавая, в сущности, движение кисти, почерк и манеру художника. Подобная спонтанность впоследствии оказалась неуместной для развитых богословских представлений об иконописном образе.

7. Хлудовская псалтырь

Середина IX века. Государственный исторический музей, Москва
Иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силейский. Хлудовская псалтырь. Византия, ориентировочно 850 год © rijksmuseumamsterdam.blogspot.ru

Хлудовская псалтырь, названная по имени Алексея Ивановича Хлудова, владевшего рукописью в XIX веке, — одна из трех сохранившихся псалтырей, созданных в константинопольском Студийском монастыре вскоре после восстановления иконопочитания (спустя два века буквального забвения изобразительного искусства, на протяжении 726–843 годов антропоморфные образы Христа и святых оставались вне закона). Эта рукопись (так называемая монастырская редакция псалтыри с иллюстрациями на полях) — самая полная из трех и обильнее всего иллюстрированная.

Самой красноречивой особенностью ее миниатюр является художественный отклик на недавние события. На иллюстрации к псалму 68:22 «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» изображены два иконоборца, погружающие губки на концах копий в известь, чтобы замазать ими лик Христа. Их длинные, вставшие дыбом волосы заставляют вспомнить средневековые изображения дьявола, традиционно носившего подобную прическу. На той же странице приводится эксплицитное сравнение иконоборцев с распявшими Христа (те же движения и предметы в руках), которое не оставляет первым шансов на реабилитацию — их лики, столь ненавистные средневековому читателю рукописи, были выскоблены.

8. Минологий Василия II

Начало XI века. Ватиканская библиотека
20 тысяч мучеников никомидийских. Миниатюра из Минология Василия II. Начало XI века © Wikimedia Commons

X–XI века в Византии стали временем больших агиографических  Агиография — совокупность житий святых и других жанров, посвященных жизни и деятельности святых, таких как чудеса, мученичества и проч. проектов вроде минология  Минологий — сборник житий святых, расположенных в порядке их поминовения в течение литургического года (с сентября по август). Симеона Метафраста, стилистической унификации житийных текстов и составления сборников, свободных от доиконоборческих маргинальных сюжетов.

Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору Василию II Болгаробойце (976–1025). Каждое житие занимает всего 16 строк на странице, тогда как остальная ее часть отведена под миниатюры. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой). Кодекс сохранил имена восьми художников, трудившихся над созданием 430 иллюстраций — беспрецедентный материал для анализа не только почерка мастеров, но и вопроса об их кооперации внутри артели.

Минологий Василия II — блистательный пример зрелого византийского искусства: на миниатюрах с портретами святых и сценами их мученичества найден тонкий баланс между имитацией реальности, характерной для Античности, и средневековой условностью и аскетичностью. Естественные, свойственные природе формы превращаются в геометрические; мягкие полутона — в золотой ассист  Ассист — линии, нанесенные золотом по красочному слою. Символизирует божественный свет.; лица с индивидуально-конкретными чертами — в застывшие симметричные лики.

9. Мозаики и фрески монастыря Осиос-Лукас в Фокиде

Около 1040 года. Греция
Крещение. Мозаика нефа в монастыре Осиос-Лукас. Фокид, XI век © Wikimedia Commons

Своего апогея это художественное направление достигло в ансамбле монастыря Осиос-Лукас (Преподобного Луки) в Фокиде. Его кафоликон (главный храм) и крипта (подземное помещение) сохранили удивительные мозаики и фрески 40-х годов XI века — времени так называемого аскетического стиля, востребованного не только в монастырях, но и среди провинциальных князей (мозаики и фрески Софии Киевской выполнены в той же манере). Можно предположить, что эта эстетика сформировалась в художественных кругах Константинополя: на это косвенно указывает исключительное качество исполнения греческого ансамбля.

На блистающем золотом фоне купола кафоликона Осиос-Лукас представлено cошествие Cвятого Духа на апостолов — довольно редкая в Византии иконография, прославленная в описаниях константинопольского Апостолейона.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Мозаика в монастыре Осиос-Лукас. Фокид, XI век © Wikimedia Commons

Не следуя натуре, мозаичисты Осиос-Лукас редуцируют фигуры святых почти до символов, акцентируя лишь наиболее значимые детали — жесты персонажей и их огромные одинаковые застывшие глаза. Искусная мраморная облицовка стен демонстрирует византийское понимание иерархии архитектуры: евангельские сцены и образы святых на золотом фоне витают на уровне сводов, тогда как нижние плоскости стен занимает абстрактный рисунок натурального камня.

Среди редкостей Осиос-Лукас — крипта под кафоликоном, место погребения преподобного Луки, расписанная одновременно с самим кафоликоном фресками на сюжеты праздников и страстей Христовых. Значительное место в росписях всего ансамбля занимают образы святых, многие из которых — монахи, в том числе местночтимые (Лука Гурникиот, Никон Метаноит, Лука Стириот). Монашеский и местный характер программы декорации храма сочетается с высокородным столичным заказом: основателем монастыря был император Роман II (умер в 963 году).

Грандиозный для своего времени проект Осиос-Лукас являет образец средневизантийского синтеза архитектуры, живописи и скульптуры, создающего идеальную иконографическую схему крестово-купольного храма.

10. Потир императора Романа

X век. Сокровищница собора Сан-Марко, Венеция
© De Agostini Picture Library / Getty Images

Потир (литургический сосуд, используемый для освящения вина и принятия причастия) — одна из драгоценностей, привезенных из Константинополя в Венецию участниками Четвертого крестового похода в 1204 году. Выполненный из сардоникса, позолоченного серебра, жемчуга и перегородчатой эмали, этот потир являлся вкладом некоего византийского императора в одну из столичных церквей: на основании его ножки выгравирована надпись с просьбой о Божьей помощи императору, описываемому в эпитетах «верный» и «православный». Считается, что этим императором был Роман I Лекапин (920–944), взошедший на престол после Льва VI (886–912).

В верхней части сосуда располагаются пятнадцать эмалевых пластин, обрамленных жемчужными нитями. На них представлены полуфигуры Христа, Иоанна Крестителя, Богоматери, евангелистов и Отцов Церкви — в сущности, роспись церкви в миниатюре, — сохраняющие и ее центральные образы, и их иерархическую структуру.

11. Священная корона Венгрии

1074–1077 годы. Парламентский дворец, Будапешт

1 / 3

© Wikimedia Commons

2 / 3

© Wikimedia Commons

3 / 3

© Wikimedia Commons

Композиционный центр короны украшают эмалевые пластины с образами Христа и императора Михаила VII Дуки (вероятно, предназначенные для другого, неизвестного предмета, преподнесенного византийским василевсом правителю Венгрии и инкорпорированного в корону позднее). На одной стороне короны восседает Христос, окруженный архангелами Михаилом и Гавриилом и несколькими святыми (Георгием и Дмитрием, Козьмой и Дамианом), обращенными ликами к Царю Небесному. На другой стороне короны, будто отражающей ее фронтальную часть, по сторонам от византийского самодержца восседают его сын Константин и царь Венгрии Геза I. Они взирают на василевса c тем же видом покорности и подчинения, что и святые — на Высшего Судию.

По словам византийских панегиристов, обличье и регалии императора ромеев являлись видимым доказательством его величия и достоинств, подобно тому, как его фигура и движения воплощали идеал блистательной красоты. Любопытно, что в императорское платье, помимо самого Михаила VII, на венгерской короне облачены архангелы — это визуальное продолжение ораторской традиции уподобления императоров ангелам (например, Михаил Пселл в панегирике Константину IX Мономаху сравнивает сущность императора с бессмертными силами небесными, а Михаил Италик в одной из своих речей называет Иоанна II Комнина «ангелом Господним, ниспосланным, дабы проложить дорогу против врага»).

Представления византийцев о двух дворах, земном константинопольском и воображаемом небесном, не были зеркальны: император сравнивается не с Христом, а с ангелами, и лишь Христос восседает на троне, тогда как император и все его сюзерены изображены оплечно. Ясное выражение иерархии власти, заданное византийским художником, фиксировало идею о положении византийского монарха ровно посередине между Христом и прочими земными правителями.

12. Икона «Лествица»

Конец XII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай
© Wikimedia Commons

Одной из самых популярных книг у византийцев было поучительное сочинение VII века «Лествица» Иоанна Лествичника: описывая в своих словах-наставлениях монашеские добродетели и пороки, Иоанн рисовал образ духовного восхождения монаха к Богу. Текст «Лествицы» послужил основой одноименной иконографии, сложившейся в XI веке и ставшей необыкновенно популярной в средневизантийский период. Самым знаменитым ее примером является синайская икона конца XII века.

Тридцать ступеней лестницы (по числу слов-наставлений) составляют смысловой центр композиции: монахи, возглавляемые Иоанном Лествичником и архиепископом Антонием (возможно, главой синайского монастыря, для которого икона и была написана), восходят ко Христу, некоторые же члены братии, не выдержав искушения, падают в черную пасть ада.

Исключительно высокая по качеству икона могла быть создана как на Синае, так и в Константинополе. В пользу местного происхождения свидетельствует ее оборот, украшенный взятыми в круг крестами и надписью «Иисус Христос ника» (с греческого — «Иисус Христос побеждает») — аналогичные изображения присутствуют на нескольких других памятниках XII века из собрания монастыря.

Идеально сбалансированная композиция (две диагонали, образованные лестницей с одной стороны и взирающими друг на друга монахами и ангелами с покровенными руками, свидетелями монашеского подвига, — с другой), тонкость письма (прием «золото на золоте», при котором золотой фон оживляют мерцающие, будто залитые мистическим светом нимбы и диски), воплощенный в иконе образ аскетической праведности и трудного восхождения к жизни вечной делают «Лествицу» одним из совершенных созданий зрелого византийского искусства.

13. Фрески церкви Святого Георгия

1191 год. Село Курбиново, Македония

1 / 3

Архангел Гавриил. Фреска церкви Святого Георгия. XII век© Wikimedia Commons

2 / 3

Богоматерь. Фреска церкви Святого Георгия. XII век© Wikimedia Commons

3 / 3

Святой Георгий. Фреска церкви Святого Георгия. XII век© Wikimedia Commons

У фресок маленькой сельской церкви на озере Преспа обнаруживаются качества, неожиданно ставшие ведущими в византийской живописи конца комниновской эпохи (точнее, времени династии Ангелов, 1185–1204): подчеркнутая динамика, напряженность, взволнованность образов и вместе с тем — тонкий психологизм и разнообразие эмоциональных состояний. Этим целям служат бурные, импульсивные движения персонажей, их активная жестикуляция, пенящиеся складки одежд. В ликах заметна некоторая искаженность черт: мелкие штрихи, световые и теневые подцветки, вытянутые, слегка зауженные книзу овалы, низкие лбы и длинные носы, создающие впечатление тающей пластики. Гипертрофированное античное начало, основанное на стремлении подражать натуре, проявляется и в обилии профильных изображений, перенасыщенности композиций стаффажными фигурами  Стаффаж — группы лиц, не имеющие значения для сюжета, но оживляющие передний план ландшафта., архитектурными элементами и всевозможными орнаментами.

Такая стилистика, получившая название византийского маньеризма, составила исключительное явление византийской живописи. Сложные художественные поиски позднекомниновского времени достигли во фресках Курбиново своего исчерпывающего выражения.

Уже в 1190-е годы это искусство соседствует с совершенно иной образностью, гораздо более типичной и привычной для Византии: с классической структурой и художественным языком, оперирующим понятиями гармонии, баланса и чистых форм. Такой стиль станет ведущим на протяжении всего XIII века.

14. Фрески церкви Вознесения

До 1228 года. Монастырь Милешево, Сербия

1 / 2

Белый ангел. Фрагмент фрески из монастыря Милешево. Начало XIII века© Wikimedia Commons

2 / 2

Савва I Сербский. Фрагмент фрески из монастыря Милешево. Начало XIII века© Wikimedia Commons

В условиях, когда Византийская империя находилась под властью латинян, на ее окраинах росли альтернативные художественные центры, весьма значимым среди которых оказалось Cербское государство, охотно привлекавшее на службу византийских художников, на родине оставшихся не у дел. Фрески монастыря Милешево, вероятно, были созданы одной из таких артелей — мастерами, приглашенными кралем Владиславом в Сербию из разоренной Византии. Подражая константинопольским образцам, художники Милешево имитировали эффект мозаики: на золотых фонах фресок они навели рисунок квадратиков, напоминающих кубики смальты.

Абсолютный шедевр Милешево — так называемый белый ангел в сцене «Жены-мироносицы у Гроба Господня», покоряющий своей физической красотой, мягкостью черт и натуроподобием. Его лик написан густыми мазками, с ярким румянцем и крупными, правильными чертами. Трехчетвертной разворот головы в противовес положению корпуса создает эффект энергичного, спонтанного движения.

По сравнению с драматичной позднекомниновской живописью, искусство Милешево воспринимается как камерное, тонко одухотворенное и лиричное. Не столь увлеченная деталями, подобная живопись основана на очевидной роли главного героя, подчиняющего себе хор второстепенных персонажей. Статуарный и масштабно подчеркнутый, ангел Милешево обращен непосредственно к зрителю, указуя ему на произошедшее чудо воскрешения.

15. Мозаики и фрески монастыря Хора (Кахрие-Джами)

Около 1315 — 1321 годы. Стамбул

1 / 5

Фасад церкви Христа Спасителя в Полях. Фотография 1990-х годов© Wikimedia Commons

2 / 5

Успение Богородицы. Мозаика в монастыре Хора© De Agostini Picture Library / Getty Images

3 / 5

Купол парекклесиона в церкви Христа Спасителя в Полях© Wikimedia Commons

4 / 5

Южный купол эзонартекса. Генеалогия Иисуса Христа и Христос Пантократор. Фреска монастыря Хора© Wikimedia Commons

5 / 5

Деталь фрески «Страшный суд» в Хоре© Wikimedia Commons / Vladimir Lukic

Хора — пожалуй, самый изученный памятник Византии — последний грандиозный ансамбль византийской столицы, созданный стараниями великого логофета  Великий логофет — высший чиновник царской канцелярии, глава византийской дипломатии, фактически — премьер-министр империи.  Феодора Метохита. На средства этого вельможи был реставрирован купол главного здания, а также возведены нартекс  Нартекс — помещение при входе в храм, примыкающее к его западной стене., экзонартекс  Экзонатрекс — примыкающая к нартексу внешняя открытая паперть. и парекклесион  Парекклесион — пристроенная к храму часовня.. Его портрет с точной моделью постройки в руках находится перед входом в храм — коленопреклоненный, одетый в восточный костюм по моде того времени, заказчик предстоит образу Христа, сопровождаемому эпитетом «Хора тон зонтон» (то есть «Земля живых»).

Мозаики Хоры сохранились лишь частично, но и они красноречиво свидетельствуют о богословской образованности и утонченности составителя их программы. Основной объем росписей представлен в нартексе, где рассказана история Богоматери, и экзонартексе — там изображена история рождения Христа. В сводах этих же помещений располагается третий цикл мозаик, изображающий земное служение Спасителя — чудеса и притчи (например, Чудо в Кане Галилейской и Умножение хлебов). Наконец, главной темой парекклесиона, сохранившего фресковый цикл со знаменитым образом Сошествия во ад в виме  Вима — восточная часть храма, в которой находится алтарь., является образ Воскресения и Страшного суда: здесь должны были разместиться саркофаги самого Феодора Метохита и его современников — коноставла  Коноставл — командующий войсками. Михаила Торника с супругой.

Мозаики и фрески Хоры являются блестящим примером искусства эпохи так называемого Палеологовского ренессанса — культурного взлета, случившегося при последней династии византийских императоров, правившей в середине XIII — середине XIV века. Каждую сцену оформляют изысканные архитектурные кулисы с портиками, колоннами, перекинутыми через них велумами и воздушными балдахинами и пейзажные мотивы типа одиноко стоящего дерева. Композиции изобилуют подвижными, туго задрапированными фигурами, часто в контрапостных позах и смелых разворотах, и стаффажными элементами, разнообразие которых привносит в сцены элемент жанровости. Вместе с тем каждая деталь служит особой организации композиции, установлению внутри нее ритма, немедленно фиксирующего внимание зрителя на узловом моменте сюжета.

Например, сцена, в которой Мария и Иосиф предстали перед царем Иродом в момент переписи. Ее главные действующие лица очевидны благодаря архитектурным вертикалям фона. Вместе с тем взгляд немедленно схватывает образ Марии, ведь именно к ней обращены персонажи слева, расставленные с искусно подобранными интервалами; дополнительный акцент привносит деревце на заднем плане, своими очертаниями повторяющее наклон корпуса Марии.

16. Икона «Архангел Михаил»

Вторая половина XIV века. Византийский музей, Афины
© National Gallery of Art

Крупная икона (110 × 80 см), написанная, вероятно, в Константинополе, изображает архангела Михаила Великого Таксиарха (Чиноначальника) со скипетром и сферой мира, увенчанной крестом, инициалами Χ Δ Κ («Христос Праведный Судия») и изображением льва. Этот образ представляет один из совершенных примеров Палеологовского ренессанса. Основой его содержания была античная модель, которую византийские художники никогда полностью не забывали, но в определенные исторические моменты обращались к ней как к ведущей. Одежды архангела испещрены золотым ассистом — отражением того самого божественного света, который, по Григорию Паламе, сообщается человеку. Лик архангела (трактованный очень индивидуально, почти портретно) выхвачен из тени ровным и глубоким свечением, одухотворяющим и преображающим материю. В образе архангела подчеркивается и его царственность (его атрибуты — те же, что у самодержца, воплощавшего верховную власть на земле), и впечатляющая монументальность.

17. Ансамбль города Мистра

XIV–XV века. Пелопоннес

1 / 4

Руины Дворца деспотов, Мистра© De Agostini Picture Library / Getty Images

2 / 4

Руины в Мистре© De Agostini Picture Library / Getty Images

3 / 4

Верхний город, Мистра© Ronny Siegel / ploync.de/reisen/5063-mistra-mystra-peloponnes.html

4 / 4

Цитадель, Мистра© Ronny Siegel / ploync.de/reisen/5063-mistra-mystra-peloponnes.html

Более чем два столетия Мистра (центр Морейского деспотата  Морейский деспотат — провинция Византийской империи. Деспотат образовался в 1259 году, когда византийский император Михаил VIII Палеолог получил большую часть территории Ахейского княжества, созданного франками после Четвертого крестового похода.) являлась одним из последних оплотов византийской цивилизации. Внутри ее цитадели на протяжении XIV века возникли церкви Святых Феодоров и Афендико (обе входят в монастырь Бронтохион), монастырь Митрополия, посвященный святому Димитрию, монастырь Перивлептос и церковь Евангелистрии, росписи которых исчерпывающе иллюстрируют пути развития последнего этапа искусства Византии. Однако исключительное значение этого места состоит в том, что наряду с религиозными строениями в нем сохранился целый комплекс светских сооружений: система фортификации, дворец, руины частных домов и улиц, ценные для наших представлений об истории византийской светской архитектуры.

На площади Верхнего города находится грандиозный комплекс зданий, строительство которого началось, возможно, еще при франках (1249–1261). В его центральном блоке на двух этажах размещаются шесть обширных покоев — резиденции деспота и его семьи, соседствующие со зданием, размещавшим хрисотриклиний (тронный зал) и всевозможные службы.

Портики в два этажа — единственный живописный элемент, разбивающий однородную поверхность фасада. Предельно простая масса стены, строгое распределение множества крупных окон делают здание монументальным, свидетельствующим о власти и преуспевании его строителя. Декорация проемов, в том числе циркульная форма окошек в верхнем ярусе стен, напоминает стилистику раннеренессансных палаццо.

Наконец, в Мистре мы находим остатки жилых домов XV века — как правило, неровных в основании из-за особенностей местного ландшафта, возведенных на системе мощных опорных арок в двух этажах, в плане представляющих собой вытянутый прямоугольник. Например, так называемый дом Франгопулоса близ монастыря Пантанасса, северный фасад которого имел на уровне балкона два обширных арочных проема, или дом Ласкариса около монастыря Митрополия, в котором низкий первый этаж открывался широкой аркой с балконом сверху.  

arzamas.academy

10 символов византийского Стамбула

В течение почти десяти столетий Константинополь являлся столицей Византийской империи, ставшей по праву преемницей Древнего Рима. Были времена, когда владения этой империи простирались от Испании до Персии, но основу ее всегда составляли Греция и другие балканские земли, а также Малая Азия. До середины XX века Византия являлась самой могущественной державой христианского мира, а Константинополь был крупнейшим городом Европы.

К сожалению, до наших дней уцелели лишь несколько свидетельств былого величия. Мы выбрали из них десять, на наш взгляд, наиболее интересных. В том числе: памятник ранней византийской эры – собор Айя-София, свидетель византийского возрождения (XIII в.) — церковь Христа Спасителя в Хоре, остатки византийских мозаик — церковь Панагии Паммакаристос, место упокоения нескольких византийских императоров — церковь Пантократора, старейший, почти не тронутый, византийский храм – церковь Св. Сергия и Вакха, христианский храм, который никогда не был мечетью — церковь Св. Марии Монгольской, одно из самых крупных византийских поземных водохранилищ питьевой воды – цистерна Базилика, надежная защита Константинополя до 1453 года – стены Феодосия, отблески былой славы – сохранившиеся мозаики на руинах Большого императорского дворца, а также фрагменты полов из порфира, малахита и мрамора монастыря Студиос.

Музей Айя-София

Музей Айя-София

Музей Айя-София

Собор Святой Софии (Айя-София) был освящен всего через пять лет, одиннадцать месяцев и десять дней (27 декабря 537 г.) после того, как император Юстиниан I (527-565 гг.) заложил первый камень в его фундамент. Под руководством Анфимия из Тралл и Исидора из Милета на его строительстве трудилось около 10 тыс. рабочих.

В течение почти тысячи лет Айя-София, служившая религиозным центром православного христианского мира, была главной сценой различных событий происходивших в Византии. Императоры венчались здесь на царство и праздновали военные победы, иконоборцы крушили мозаики, а латины-крестоносцы ломали алтарь и грабили накопленные веками богатства и святыни. После завоевания Константинополя (1453 год) собор Святой Софии преобразовали в мечеть Айя-София.

в конце 1934, по решению Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София перестала быть мечетью и с 1 февраля 1935 г. открылась как музей.

Музей Карийе

Музей Карийе (Kariye Müzesi) размещён в древней церкви Христа Спасителя в Хоре. Древнегреческое слово «хора» (chōra), как и турецкое «карийе» (kariye), означает «пригород» или «за городcкими стенами» и свидетельствует о почтенной древности обители, основанной (IV-нач.V вв.). Главное сокровище этой небольшой церкви, называемой сейчас музей Карийе, не архитектура, а мозаики и фрески (1315-1321 гг.), украшающие храм благодаря великому логофету (первый министр и главный казначей) при дворе императора Андроника II, литератору и философу Феодору Метохиту, истратившему на них всё своё состояние.

После падения Константинополя великий визирь султана Баязида II распорядился превратить храм в мечеть Карийе (Kariye Camii). В 1958 г. в ней открылся музей Карийе.

Музей Фетхие

Женский монастырь и церковь Панагии Паммакаристос (Божьей матери Всеблаженнейшей) построили во времена династий Дук и Комнинов (XI- XII), когда в византийской архитектуре уже заметна тяга к внешнему украшению храмов, которая отсутствовала в более ранние периоды. В XIV веке, рядом с некрополем монастыря, к юго-восточному углу храма пристроили часовню с мозаичными фресками, некоторые из которых сохранились до нашего времени.

В музее Фетхие

В музее Фетхие

При султане Мураде III, в память о завоевании Азербайджана и Грузии, церковь преобразовали в мечеть под названием Фетхие (fetih — завоевание).

Мечеть муллы Зейрек

В первой четверти XII века, император Иоанн II Комнин (1118-1143) и его жена Ирина, заказали постройку монастыря Пантократора (Господа Вседержителя), выдающемуся архитектору той эпохи Никифоросу. В течение столетий этот комплекс служил династическим мавзолеем для нескольких поколений византийских императоров. Монастырь и церковь полностью разорили и разграбили участники IV крестового похода (1204 год). После османского завоевания церковь преобразовали в мечеть, а помещения монастыря в медресе.

Мечеть Малая Айя-София

В мечети Малая Айя-София

В мечети Малая Айя-София

Церковь Св. Сергия и Вакха построили (527-536 гг.) после вступления на престол Юстиниана I. Римские центурионы Вакх и Сергий, принявшие христианство, за отказ исполнить языческие обряды, подверглись жестоким пыткам (III век) и после смерти причислены к святым христианским мученикам. После завоевания Константинополя здание, которое использовалось как церковь в течение почти тысячи лет, глава евнухов султана Баязида II Хусейн-ага превратил в мечеть Кючюк Айя-София (1504 год).

Церковь Св. Марии Монгольской

Греческая православная церковь Панагии Мухлиотиссы (Богоматери Монгольской), известной как церковь Св. Марии Монгольской, основана (1282) внебрачной дочерью византийского императора Михаила VIII Палеолога (1259-1282) Марией. Это единственная византийская церковь Стамбула, которая не преобразовывалась в мечеть и оставалась святым храмом для православных греков в самые трудные времена.

Музей мозаик

Мозаика из Большого дворца

Мозаика из Большого дворца

Большой императорский дворец в Константинополе служил не только домом для правящего семейства, но и центром государственного правительства для проведения гражданских и религиозных церемоний. В 1933 году при проведении строительных работ случайно обнаружили фрагменты мозаичного пола. Проведенные археологические раскопки позволили идентифицировать обнаруженное сооружение как покрытый мозаикой большой перистиль (греч., peristylos – открытый дворик, окруженный со всех сторон крытой колоннадой), площадью около 2 тыс. кв. м, принадлежащий Большому дворцу. Сейчас, в открытом на этом месте музей мозаик можно увидеть редчайшие образцы византийской мозаики V-VI вв.

Цистерна Базилика

Цистерна Базилика одно из самых крупных и хорошо сохранившихся византийских поземных водохранилищ питьевой воды в Стамбуле. Название водохранилища произошло от первоначально стоящей на месте Св. Софии базилики. Цистерна построена в эпоху императора Константина (IV), реконструирована и расширена при императоре Юстиниане (VI). Размеры гигантского подземного сооружения поражают. Его длина 145 м, ширина 65 м, а сводчатый потолок цистерны поддерживают 336 восьмиметровых колонн (12 рядов по 28 колонн). Стены толщиной около 4 м сделаны из кирпича и покрыты специальным водоизоляционным раствором. Приблизительная емкость цистерны Базилики более 80 тыс. куб. м.

Стены Феодосия

Возведение новых городских стен император Феодосий II (408-450) поручил Анфемию, префекту Востока. Строительство укреплений, протянувшихся большой дугой почти на 6 км, от Мраморного моря до Золотого Рога, заняло 5 лет (408-413). В город вели 10 хорошо укреплённых ворот, некоторые из которых до сих пор выполняют свои функции.

Городские стены

Городские стены

Городские оборонительные стены на юге начинались от Мермер Куле (MermerKule – Мраморная башня), стоящей на берегу Мраморного моря, и заканчивались на севере в районе дворца Текфур, где они примыкали к стенам Влахерны.

Памятник Имрахор (монастырь Студиос)

Основателем монастыря Студиос считается римский патриций и консул восточных провинций империи Студион. После завоевания Константинополя здание монастыря превратил (1486) в мечеть имрахор (imrahor — конюшенный) султана Баязида II. Сейчас среди руин монастыря сохранились только фрагменты полов из порфира, малахита и мрамора.

Tagged as: достопримечательности, мечети, музеи, Стамбул, церкви

stambul4you.ru

Византийские храмы X века

На территории древнего аланского городища недалеко от поселка Архыз сохранились три средневековых христианских храма. Одни из самых древних христианских храмов, историки считают датой их возведения X век. Среди черкесов, населявших в прошлом предгорные равнины, зеленчукские храмы были известны как "дома эллинов". Именно в этом веке древнее государство Алания располагавшееся на месте нынешней Карачаево- Черкессии, приняла христианство.

Северный храм

Первым нижнеархызским храмом был величественный и монументальный Северный храм-самая крупная христианская церковь Алании. Это был кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни в X-XIII вв. нашей эры.

Во время раскопок внутри собора , в нартексе, археологом В. А. Кузнецовым обнаружена крещальня, сделанная из плоских, каменных плит. В этой купели происходило одно из самых таинств христианства - обряд крещения, приобщение к лону христианской церкви. именно здесь в начале X века принимали христианство аланы, здесь открывалась новая страница их истории. Стены византийского храма в интерьере были покрыты великолепной живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней.

В 1940 г. под полом храма было обнаружено богатое женское захоронение с множеством золотых украшений, хранящихся сейчас в Государственном историческом музее. Особенно интересна надпись на перстне с именем армянского царя Ашота I, правившего Арменией в 886-891 гг. Возможно, здесь находилась резиденция аланских митрополитов.

Cредний храм

Средний зеленчукский храм, относится к крестовокупольному типу сакральных зданий. Средний византийский храм меньше Северного. Он, видимо, строился раньше и поначалу был основным храмом города. Монахи в конце XIX в. "реставрировали" его - заштукатурили стены с остатками фресок, которые, судя по старым зарисовкам, были весьма интересными. В целом же, храм хорошо сохранился благодаря прочной кладке каменных тесаных блоков на известковом растворе. В его облике, как и в Северном храме, видно влияние Византии. В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан мужской Александро-Невский монастырь. Монахи в 1987 году восстановили Средний храм, освятили его в честь Троицы и проводили в нем богослужения. Здание строго пропорционально и соразмерно. Согласно современным исследованиям Средний храм был заложен в праздник Преображения Господня. в конце XIX века, во время строительства Александро-Невского Зеленчукского монастыря, храм был восстановлен и использовался для богослужений в летний период. Монахи освятили его в честь Святой и Живоначальной Троицы, поэтому и в настоящее время традиционно на второй день этого праздника в день Святого Духа в храме совершается молебен с акафистом.

Южный (Ильинский) храм

Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкессии, единственными исследованиями, эта церковь, при постройке в X веке, была посвящена святому пророку – Ильи. Поэтому при последнем освящении в 1991 году было сохранено ее древнее имя Ильинская.

Фотогалерея Архыза

v-puty.com


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров