Франция версаль достопримечательности. Достопримечательности Франции — Сады и парк Версаля
     Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Версальский дворец в Париже. Франция версаль достопримечательности


история, интересные факты, архитектура (фото)

Право умереть в покоях Версальского дворца всегда имели лишь представители королевской семьи. Но ради маркизы де Помпадур, которая была официальной фавориткой, другом и советником Людовика XV, посвящённой практически во все тайны Версаля, король сделал исключение.

Она была умна, расчётлива, не давала правителю скучать и делала ставку на его увлечение искусством, приглашая ко дворцу самых известных и интересных людей того времени – Монтескье, Вольтера, Бюффона и др. А потому сумела сохранить благорасположение короля даже тогда, когда болезнь лёгких сделала своё чёрное дело, подорвав здоровье, и уничтожив красоту.

Умерла она в возрасте сорока трёх лет в дворцовых покоях и была похоронена в Париже возле дочери. Говорят, когда похоронная процессия направилась к столице, король, стоя на одном из балконов Версаля под проливным дождём, сказал: «Ну и ужасную погоду вы выбрали, чтобы в последний раз прогуляться, мадам». За этой шуткой таилась глубокая печаль.

Дворец короля

Находится Версальский дворец в одном из самых респектабельных городов Франции, Версале, в двадцати километрах от Парижа в юго-западном направлении, по адресу: Place d’Armes, 78000 Versailles. На географической карте мира этот уникальный памятник архитектуры можно обнаружить по следующим координатам: 48° 48′ 15.85″ с. ш, 2° 7′ 23.38″ в. д.

История Версаля началась, когда Людовик XIV увидел замок министра финансов Во-ле-Виконт, по красоте, масштабности и величию значительно превосходящего такие королевские резиденции, как Лувр и Тюильр. Такого «король-солнце» стерпеть не мог, а потому решил построить замок, который являлся бы символом его абсолютной власти. Город Версаль для строительства новой королевской резиденции он выбрал не случайно: как раз недавно во Франции произошло Фрондское восстание, а потому проживание в столице показалось ему довольно опасным.

Люксембургский дворец
Люксембургский дворецЛюксембургский дворецЛюксембургский дворец в Париже1090250

Строительство дворца

Строительство дворца началось в 1661 г. и в работах было задействовано более 30 тыс. строителей (чтобы увеличить количество рабочих, Людовик запретил всё частное строительство в окрестностях города, а в мирное время на стройку отправляли солдат и матросов). Несмотря на то, что во время строительства экономили буквально на всём в итоге была потрачена огромная сумма денег – 25 млн. лир или 19,5 тонны серебра (почти 260 млрд. евро). И это, притом, что строительные материалы королю продавали по самым низким расценкам, а расходы исполнителей, если те превышали смету, не оплачивались.

Версальский дворец

Версальский дворец

Несмотря на то, что официально он был открыт в 1682 году, строительные работы на этом не остановились, и дворцовый комплекс постоянно разрастался за счёт возведения новых зданий вплоть до французской революции 1789 года. Первым архитектором этого уникального памятника архитектуры стиля барокко являлся Луи Лево, которого впоследствии сменил Жюль Ардуэн-Монсар. За оформление парков, которое проводилось одновременно с возведением дворца, отвечал Андре Ленотр, а за внутреннюю отделку – королевский живописец Лебрен.

Работы были сложными: сперва необходимо было осушить болота, засыпать их землёй, песком и камнями, после чего выровнять почву и создать террасы. Вместо находившейся там деревушки нужно было обустроить город, где должны были поселиться придворные, прислуга и охрана.

Параллельно с этим шли работы в садах. Учитывая, что Людовика XIV называли «королём-солнце», Ленотр так спланировал парк Версаля, чтобы его аллеи, если смотреть на них с верхних этажей дворца, расходились из центра, подобно солнечным лучам. На начальном этапе работ нужно было вырыть каналы и построить водопровод, который изначально предназначался для подведения воды к фонтанам и искусственным водопадам.

Учитывая, что обеспечить водой нужно было более пятидесяти фонтанов и прудов, работа эта была непроста – и акведука, который изначально был построен, оказалось недостаточно. В конце концов, после многочисленных проб и попыток была создана гидравлическая система, в которую вода поступала из протекающей неподалёку Сены.

Людовик XIV умер, не достроив своё строение, в 1715 году, а после его смерти Людовик XV, которому исполнилось тогда лишь пять лет, а с ним и весь двор на какое-то время уехал в город Париж. Правда, пробыл он там недолго, через семь лет возвратился в Версаль и через некоторое время приказал продолжить строительные работы.

Одним из существенных изменений, которые он внес в планировку, являлся снос Лестницы послов, единственной церемониальной дороги, ведущей в Большие Королевские покои – это он сделал для того, чтобы соорудить комнаты для своих дочерей. Он завершил работы над оперным залом и по настоянию своей фаворитки мадам Помпадур построил Малый Трианон.

В последние годы жизни Людовик XV занялся реконструкцией фасадов: по одному проекту это должны были быть работы со стороны внутренних дворов замка, по-другому – предполагалось создать фасады в классическом стиле со стороны города. Надо заметить, что этот проект длился чрезвычайно долго и был завершён лишь в конце прошлого века.

Описание Версаля

Специалисты утверждают, что замок Версаль являл собой место, где монархи, а с ними и королевский двор, отдыхали с большим размахом, плели интриги, заговоры и создавали многочисленные тайны Версаля. Традицию эту основал Людовик XIV – и она успешно была продолжена его потомками, а особых размахов достигла при Марии-Антуанетте, которая очень любила развлекаться с придворными и творить историю Франции, интригуя и создавая тайны Версаля.

В окончательном варианте общая площадь дворцовых помещений, не включая парка составила около 67 тысяч квадратных метров. В нём было установлено 25 тысяч окон, 67 лестниц, 372 статуи.

Версальский дворец

Версальский дворец

Версальский дворец

Это основное здание, в котором обитало несколько поколений французских правителей. Официально попасть в замок можно было через парадный вход – чугунные решётчатые, украшенные золотом ворота с королевским гербом и короной. Перед основным фасадом замка, со стороны Зеркальной галереи, были установлены два одинаково вытянутых бассейна, облицованных гранитными плитами.

С правой стороны от входа была обустроена двухэтажная королевская капелла (второй ярус был предназначен для монарха и членов его семьи, внизу находились придворные). В северной части находились Большие апартаменты короля, состоящие из семи салонов, в южной – покои первых дам.

Всего Версаль насчитывает около семисот комнат различного предназначения. Тронный зал дворца назывался Салоном Аполона – здесь монарх принимал иноземных послов, а вечером здесь часто устраивали театральные представления и музыкальные спектакли.

Одним из наиболее известных помещений является Зеркальная галерея, которая всегда играла в жизни дворца важную роль: здесь проводили значимые приёмы, для чего устанавливали серебряный трон, а также происходили балы и пышные празднества (например, королевское бракосочетание). Здесь же толпились придворные в ожидании короля, когда он направлялся в часовню – это был великолепный случай подать ему прошение.

Зеркальная галерея всегда выглядела примечательно: её семнадцать оконных проёмов, выполненных в форме арки, выходят в сад, между ними находятся огромные зеркала, визуально увеличивающие пространство (всего галерея насчитывает 357 зеркал). Потолок чрезвычайно высок, около 10,5 метра, а само помещение имеет 73 метр в длину и 11 в ширину. Поскольку многие зеркала установлены напротив окон, то создаётся впечатление, будто галерея по обе стороны имеет окна. Интересно, что до 1689 года мебель здесь была сделана из чистого серебра, но потом была переплавлена на монеты, которыми покрыли военные расходы.

Большой Трианон

Замок в классическом стиле, облицованный розовым мрамором. Монархи использовали для самых разнообразных целей: начиная от встреч с фаворитками и заканчивая охотой.

Малый Трианон

Дворец являет собой переход от стиля рококо к классицизму и был построен по инициативе одной из фавориток Людовика XV, маркизы де Помпадур. Правда, она умерла за несколько лет до окончания строительства, а потому в нём обитала другая фаворитка, графиня Дюбарри. Когда королём стал Людовик XVI, он передал замок Марии-Антуанетте, где она отдыхала от дворцовой жизни (даже король не имел права прийти сюда без её разрешения).

Через некоторое время рядом с этим дворцом королева построила небольшую деревню с домиками из соломенной крыши, ветряной мельницей – словом, так как она себе представляла жизнь крестьян.

Парк и сады

Версальский дворец и парк – два неотделимых друг от друга понятия. Сады Версаля состоят из огромного числа террас, которые постепенно понижаются по мере удаления от замка. Занимают они площадь около ста гектаров, причём вся эта территория абсолютно ровная и найти на ней какой-нибудь небольшой холмик невозможно.

Здесь находится несколько дворцовых построек, среди них – Большой и Малый Трианон, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, французский павильон, грот, а также предусмотрены смотровые площадки, аллеи, скульптуры, система фонтанов и каналов, из-за которой сады Версаля прозвали «маленькой Венецией».

Дальнейшая судьба Версаля

Около ста лет Версальский дворец являлся резиденцией французских королей. Так, было до тех пор, пока в результате восстания 1789 года Людовик XVI и Мария-Антуанетта были арестованы и перенаправлены в город Париж, где через некоторое время сложили головы на гильотине. После этого Версальский дворец практически сразу перестал являться административным и политическим центром Франции, а сам он был разграблен, вследствие чего многие шедевры оказались безнадёжно потеряны.

Версальский дворец

Версальский дворец

Когда к власти пришёл Бонапарт, он взял замок под свою защиту и велел начать разрабатывать план по восстановлению дворцового комплекса (для этого была привезена мебель из Фонтенебло и Лувра). Правда, все планы не удались, и его империя рухнула. Версалю это пошло только на пользу, потому как к власти вернулись Бурбоны, которые начали активно восстанавливать замок, а затем передали музею.

Роль замка в жизни общества на этом не ограничилась и тайны Версаля продолжили твориться в его кулуарах: когда немцы захватили Версаль во время франко-прусской войны, они разместили здесь главный штаб, а в Зеркальной галерее провозгласили Германскую империю. Здесь же через месяц они подписали с Францией мирный договор, после чего какое-то время во дворце заседало французское правительство.

После окончания Первой мировой войны французы, чтобы отомстить немцам, в Зеркальной галерее заставили их подписать Версальский договор. А вот через сорок лет после Второй мировой войны во дворце Версаля произошло французско-немецкое примирение. После войны французы начали повсеместно собирать деньги на восстановление замка, а в Версаль со временем вернулись многие утраченные ценности, ЮНЕСКО внесло в свой список, а в начале двадцать первого века он присоединился к Ассоциации европейских королевских резиденций.

Как попасть в Версаль

Желающим добраться в Версаль самостоятельно, нужно учитывать, что по понедельникам Версальский дворец для посещения закрыт. Кроме того, знающие люди не рекомендуют сюда ехать в воскресенье, когда у французов выходной, и вторник – в этот день большинство музеев Парижа закрыто, а потому многие люди едут сюда. Дабы избежать очередей, лучше приезжать рано утром или между 15.30 до 16.00.

статуя Свободыстатуя Свободыстатуя СвободыСтатуя Свободы109024.330

Тот, кто желает добраться до этого памятника архитектуры самостоятельно, вначале должен доехать до Парижа, который является ближайшим к Версалю крупным городом. Дальше существует несколько вариантов: до Версальского дворца можно добраться на поезде или доехать на автобусе.

Дальше нужно самостоятельно доехать до железнодорожной станции и сесть на один из трёх железнодорожных маршрутов «Версаль Париж» (дорога займёт около сорока минут). Если воспользоваться линией С, то следует учитывать, что поезд отправляется отсюда каждые пятнадцать минут, а за билет нужно будет заплатить около 2,5 евро. А вот поездка с вокзала Paris Saint Lazare обойдётся дороже на одно евро. Кроме того, раз в час до города, где расположена резиденция королей, идёт поезд с вокзала Paris Montparnasse.

Желающим ехать самостоятельно на автобусе в Версаль, можно посоветовать воспользоваться маршрутом №171, остановка которого находится на станции Pont de Servres на конечной станции девятой линии метро. В данном случае дорога займёт около тридцати пяти минут, а билет обойдётся дешевле – около полутора евро.

awesomeworld.ru

Версаль / Travel.ru / Франция

Визитной карточкой региона Иль-де-Франс является, несомненно, Версаль (Versailles) - некогда знаменитая королевская резиденция, а ныне - респектабельный пригород Парижа (всего 17 км от Лувра) и столица департамента Ивелин (Yvelines).

Достопримечательности

Здесь располагается уникальный комплекс Версальского дворца www.chateauversailles.fr, включённый в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Строившийся почти полвека (с 1664 по 1715 гг.) колоссальный ансамбль и в наши дни поражает воображение, хотя по тем временам это было достаточно "бюджетное" сооружение, расходы на возведение которого жестко экономились. Однако в итоге получилось удивительное сооружение, сочетающее в себе элементы практически всех известных на то время архитектурных стилей и на долгие годы ставшее образцом для подражания для всей европейской аристократии. К многочисленным залам и галереям, отделанным с удивительным вкусом и изяществом, следует добавить огромный парк, выполненный по всем канонам ландшафтного дизайна и изобилующий небольшими виллами, также выстроенными в XVIII веке для членов королевской семьи. Неудивительно, что в наши дни дворцовый комплекс Версаля является одним из самых посещаемых туристических объектов Франции.

Дворец открыт для посещения с четверга по воскресенье; с апреля по октябрь - с 9.00 до 18.00, с ноября по март - с 9.00 по 17.00; доступ закрывается в период проведения общественных праздников; вход - 13,5 евро. Стандартный билет предоставляет свободный доступ к ключевым залам и галереям дворца, но если планируется посетить виллу Пти-Трианон в парке, музыкальные вечера Grandes Eaux Musicales или "танцующие фонтаны", стоит приобрести так называемый "паспорт" (стоимость этого абонемента различна в зависимости от времени года и дня недели, в среднем от 16 до 25 евро). Парк открыт с апреля по октябрь с 7.00 до 20.30; с ноября по март - с 8.00 до 18.00; вход свободный, за исключением дней проведения Grandes Eaux Musicales. При этом следует иметь в виду, что за один день осмотреть огромный комплекс дворца даже на треть явно не получится.

guide.travel.ru

самый роскошный дворцовый комплекс в мире, Франция (16 фото).

Версаль - достопримечательность Франции мирового значения. Этот необычной красоты дворцово-парковый ансамбль - бывшая резиденция французских королей. Творцом этого замка был сам Людовик XIV, который создал его с простого загородного домика Луи XII. Это великолепное сооружение, на создание которого, правитель, опустошил всю казну Франции, стало своеобразным неповторимым памятником правления его эпохи. Версаль самый большой в Европе и представляет собой неповторимый неразрывный ансамбль громадных архитектурных творений и превращенного ландшафта.

В 1801 году дворец Версаля открыт как музей для посетителей, а позже всё остальное. В 1837 году на территории замка организовано исторический музей Франции. В 1979 году Версаль занесли в списое всемирного наследия ЮНЕСКО. С Версалем ассоциируется ряд весомых событий как французской, так и мировой истории. В 18 веке на территории дворца было подписано множество межнациональных соглашений. А в 1919 году заключили договор о завершении Первой мировой войны, который дал основу Версальской системе (порядок отношений, в послевоенный период, между государствами).

Это громадное архитектурное творение воплощает идеи абсолютизма. Большие залы и спальни оформлены с ярко выраженной роскошью: украшены фресками, резьбой по дереву и мрамору, картинами, скульптурными произведениями, шелком, бархатом, позолотой, бронзой.

Выделяющимся со всех является Зеркальный зал. На 70-ти метровой стене расположено 17 громадных зеркал с позолоченными скульптурами между ними.

Самым известным местом для прогулок туристов пешком является главный парк Версаля. Именно по этой территории с разнообразными фонтанами, бассейнами, скульптурами и зелеными декоративными зонами, прогуливались в свое время знатные люди Франции.

Памятник самому Людовику XIV находится на перекрестке трех основных улиц города, который был установлен 150 лет назад.

Очень красивым и неповторимым является окружение дворца. Легендарные сады в Версале были созданы целым полком рабочих и талантливым дизайнером Андре Ленотра, который воплотил здесь идеал классицизма. Все попытки скопировать красоту этого парка были напрасны, никому не удалось повторить размах этой достопримечательности.

По центру сада тянется Большой канал, длинной 1,6 км., а вокруг него растут декоративные деревья, клумбы, водоемы. Везде по территории плещутся фонтаны, которых насчитывается 1400. Самый известный из них – колесница Аполлона, а также памятник в честь самого Короля –Солнца. Возле дорожек красуются скульптуры с мрамора и бронзы. Напротив сада построен из мрамора Большой Трианон, где король мог уединиться и отдохнуть от придворной жизни. Малый Трианон Людовик XV возвел для мадам дю Барри, где они вместе любили проводить время. Здесь также построена уютненькая деревушка, которая связана с именем Марии Антуанетты. На ее территории расположены старинная мельница, хижины и молочная ферма.

Версальский дворец доступен для посещения с весны по второй месяц осени, красотой садов Версаля можно любоваться круглый год.

Добраться до Версаля можно самым простым способом – на метро, так как станция Versailles-Rive Gauche, находится в 15 минутах ходьбы от него.

Путешествие по Версалю. Франция.

planetofdream.com

Достопримечательности Франции — Сады и парк Версаля

25.02.2017

Версаль является одной из самых роскошных резиденций французских монархов и популярнейшей достопримечательностью Франции. Каждый год его посещают от трех миллионов туристов.

Общая информация о садах и парке Версаля

Сады Версаля славятся своими роскошными фонтанами, гротами, скульптурами и были подобием арены для проведения праздников и придворных утех. Также служили сценами для постановки пьес и даже опер. Общая площадь всех парков и садов Версаля составляет свыше 100 гектаров. Здесь расположено огромное количество разных смотровых площадок и аллей, а построенная система искусственных каналов, имеющая разветвленную структуру, превратила Версаль в маленькую Венецию.

Парковый фасад дворца Версаля имеет длину около 640 метров, в центре которого находится Зеркальная галерея, протяженностью от 73 метров. По стоимости парк Версаля даже сложно оценить на современные деньги (в те времена государству Версаль обошелся в 10,5 тысяч тонн).

1999 год оказался роковым для Франции. В этот год ураган Лотар пролетел над страной и практически полностью уничтожил этот замечательный парк. И только спустя два года Ассоциация по сохранению архитектурного наследия подарит 50 саженцев молодых деревьев, которые и буду высажены в Версале. Созданная таким образом роща стала символом дружбы между Америкой и Францией, так как Ассоциация создана в США.

2008 год был знаменателен для Версаля скандальной выставкой Джеффа Кунса, являющегося одним из известнейших художников современности. Такие работы мастера, как «Висящее сердце», «Кролик» из нержавеющей стали и пластиковый «Лобстер» вызвали протест у национального совета писателей Франции.

Сегодня в Версале проходят классические международные выставки, известные музеи мира привозят свои экспонаты. В 2009 году здесь проходила выставка редких придворных костюмов из Эрмитажа (г. Санкт-Петербург).

История садов и парка Версаля

Благодаря своему расположению невдалеке от Парижа деревенька Версаль еще в 16-м веке приглянулась королю Франции, а красивейшие угодья были очень удобными для королевской охоты. А именно охота была основным увлечением Людовика XIII, которому он любил предаваться в построенном небольшом охотничьем павильоне.

Версаль

У его сына Людовика XIV также присутствовала страсть к охоте. При этом старый Лувр поднадоел молодому монарху, и в 1660 году он перебрался жить в охотничий павильон отца. А спустя десять лет в провинции Версаль появился гармоничный и торжественный дворец, выполненный в классическом стиле, рядом можно было увидеть роскошный парк с фонтанами, звучащими переливами струй и, конечно же, услышать голоса прекрасных придворных дам. Правительство и королевский двор переехали в Версаль, а вокруг дворца образовался городок.

Однако, строительство дворца было настолько грандиозным, что продолжалось на протяжении всего 18-го века. Сады и парк Версаля со скульптурами, бассейнами, фонтанами, гротами и каскадами были преобразованы в декорации для придворных увеселений и празднеств во время правления нескольких династий французских королей.

Каждый из последующих наследников Короля-Солнца вносил свой вклад в облагораживание Версаля. Так, Людовик XV в парке построил Оперу и миниатюрный изящный замок Малый Трианон. Во время правления Людовика XVI к нему была достроена библиотека. А Марией Антуанеттой было принято решение поселиться в Малом Трианоне, для собственных развлечений ею был построен театр, в постановках которого участвовала сама королева.

Культурное значение садов и парка Версаля

Версальский парк и дворец называют одним из чудес света. Эти известные сады овеяны огромным количеством легенд. Различные источники причины создания Версаля в том великолепии, которое описывается в этой статье, описывают в нескольких аспектах. Первый вариант — Людовик XIV решил соорудить дворец для своей подруги сердца Лавальер. Вторая причина кроется в возникновении опасности в Лувре для французских королей, поэтому молодой король принял решение построить новый дворец за чертой города. Была и третья причина.

Людовик XIV был известен как монарх, построивший совершенное государство, в основу которого положена культура классицизма и идеалы долга и самопожертвования. В то время Франция была страной, идеально рассчитанной и расчерченной по линейке, и представленной в виде действующего точно механизма. Театральность классицизма выражалась во всем — от проведения придворных баллов до военных сражений (офицеры враждующих армий должны раскланяться друг с другом перед обменом ударами). Король в этом спектакле являлся главным действующим лицом, и ему были просто необходимы декорации соответствующего масштаба.

Именно для этого и послужил вначале Версаль со своим дворцом, парком и садами. И то, что он был воздвигнут на болотистой местности тоже являлось своего рода победой монархии над окружающим ее миром. Дворцовый парк воплощает дух классицизма. Ведь не случайно его не раз пытались копировать многие европейские монархи, главный архитектор Версаля, Ленотр, с разрешения Людовика работал и в Лондоне, и в Вене.

Версаль

Вниз от версальского дворца спускаются ряды террас, на которых располагались декоративные посадки. Специально обученные садовники придавали деревьям, практически, идеальные геометрические формы, которые превращались и в ромбы, и в шары. Цветы здесь сажать было не принято, поэтому под клумбами понимались вьющиеся растения, а возле бассейнов с водой располагались статуи и било большое количество фонтанов. Парк занимал достаточно большую территорию, которая также с математической точностью рассчитывалась Ленотром и обихаживалась садовниками.

Во время проведения придворных праздников в водоемах Версаля находили свое отражение огни фейерверков. По ним плавали придворные в оригинально разукрашенных лодках. Идеально вписывались в архитектуру парка торжественные королевские выходы, а величие и дороговизна дворца олицетворяли мощь короля (ведь инвестирование было очень значительным и не было выброшено даром на ветер).

Версаль переживал исторические события вместе с Францией. Так, во время революции сюда врывался вооруженный народ, а спустя несколько десятилетий в Зеркальной галерее дворца провозглашена Германская империя. Парково-дворцовый комплекс делится на несколько составляющих. Непосредственно, сам дворец, в котором долгое время проживали французские короли, члены их семей и приближенные ко двору. Основной достопримечательностью дворца является Зеркальная галерея, в которой насчитывается более 357-ми зеркал и 73 расписанных плафонов.

Большой Трианон представлен комплексом зданий, выполненных в классическом стиле. Его предназначение заключалось в проведении разных увеселительных мероприятий (от свиданий с фаворитками до места проведения отдыха во время охоты). Здание отличается элегантностью и хорошим вкусом. Малый Трианон представлен в стиле рококо являлся местом обитания фавориток королей. Именно здесь проводили время в уединении графиня Дюбарри, маркиза де Помпадур, Мария-Антуанетта. В этой части здания царит интимность, уют и теплая атмосфера.

Сады и парк Версаля требуют отдельного восхищения и внимания. При ознакомлении с этим чудом творения можно увидеть работы множества различных дизайнеров ландшафта, садовников, архитекторов и скульпторов. Дворец и Трианоны окружены многочисленными лужайками, дорожками, двориками, фонтанами и беседками, благодаря которым дворцовый комплекс имеет романтичный и изысканный вид.

Центральной осью сада является Большой канал, имеющий ширину свыше 1,5 км и направленный на запад, чтобы заход солнца отражался в поверхности воды. В парке насчитывается 1400 фонтанов, самый выдающийся из которых является «колесница Аполлона» (памятник во имя Короля-Солнца).

Версаль

По боковым сторонам аллеи располагаются рощи, в которых придворные танцевали на фоне садовых камней, декоративных ламп летом. Бронзовые и мраморные статуи обрамляют собой дорожки. В зимнее время более трех тысяч деревцев и кустарников перемещали в оранжерею Версаля. Центром культурной жизни Иль-де-Франса становится Версаль летом. Здесь в Оперном театре можно увидеть оперу и балет, а также послушать знаменитые голоса мира. В садах и парке полюбоваться светомузыкальным шоу поющих фонтанов.

Заключение

Необходимо еще раз обратить внимание на историческое и культурное значение садов и парка Версаля. Посетив эти места, турист окунается в атмосферу французских королей с присущим им пафосом и роскоши.Источник

Достопримечательности Франции — Сады и парк Версаля

Ваша оценка!

mastertours.ru

Версаль, Франция

версаль франция

Знаменитый Версаль (Франция) – это небольшое селение, которое на 24 километра удалено от Парижа. Изначально Людовик XIII избрал эту местность для строительства небольшого охотничьего замка. Именно здесь французский король планировал наслаждаться любимым занятием – охотой. Так и было до тех пор, пока его сын, легендарный Людовик XIV, имевший куда более честолюбивые намерения, не решил скромный замок в Версале превратить в дворцово-парковый ансамбль небывалой роскоши. Так, в 1661 году и началась история создания Версаля, который является достопримечательностью Парижа и в наши дни.

История дворцово-паркового ансамбля

В течение 1661-1663 годов на строительство была потрачена огромная сумма, что стало причиной протестов казначеев короля. Однако Короля-Солнце это не останавливало. Несколько десятилетий кипело строительство, к которому привлекались тысячи работников. Первый архитектор Версаля – это Луи Лево. Затем ему на смену пришел Жюль Ардуэн-Мон-сар, который руководил строительными работами три десятилетия. Оформление парка Версаля король поручил Андре Лено Тру. Назвать это произведение ландшафтного искусства обычным парком сложно. Здесь зодчий заложил множество бассейнов, гротов, фонтанов и каскадов. В парке, украшенном разнообразными скульптурами, парижская знать наслаждалась пьесами Мольера и Расина, замечательными операми Люлли. Весь версальский комплекс представлял собой грандиозную по размерам и роскоши сцену. Позже эту традицию продолжила Мария Антуанетта, построившая здесь театр. Королевская особа и сама любила играть в нем.

Сегодня версальские парки занимают площадь, равную 101 гектару. Тут располагаются многочисленные смотровые площадки, променады, аллеи. На территории дворцово-паркового комплекса также имеется собственный Большой канал. Он представляет собой целую систему каналов. Именно поэтому ее и называют «маленькой Венецией».

Здание самого Версальского дворца поражает воображение туристов своими размерами не меньше. Парковый фасад в длину достигает 640 метров, а Зеркальная галерея, которая располагается в его центре, имеет в длину 73 метра. Такие размеры не могли не повлиять на отношение подданных к Королю-Солнцу. Вокруг него всегда царила полубожественная атмосфера, и Людовик XIV заботливо ее культивировал, наслаждаясь собственным величием.

В 1682 году Версальский дворцовый комплекс обрел статус постоянной королевской резиденции. Сюда вскоре переселили весь штат придворных. Здесь сформировался специфический придворный этикет, отличающийся неукоснительным кодексом поведения. На этом изменения в Версале не закончились. После смерти Короля-Солнца в 1715 году Людовик XV, его сын и наследник, поручил строительство здания Оперы и знаменитого Малого Трианона, миниатюрного изящного замка, где проживала впоследствии Мария Антуанетта, придворному архитектору Жаку Анжу Габриэлю. Следующий король Франции пристроил к замку еще и элегантную в архитектурных формах библиотеку. Однако ход истории не изменишь: октябрь 1789 года для дворца стал фатальным, и некоторые строения не уцелели.

Как добраться?

Версальский замок для туристов открыт в определенное время. Так, с мая по сентябрь его двери открыты с 9.00 до 17.30. Насладиться видами работающих фонтанов можно с июля по сентябрь по субботам и с апреля по октябрь по воскресеньям.

Добраться в Версаль можно как на личном транспорте, так и на электричках, метро и автобусах. От центрального парижского вокзала дорога займет минут двадцать-тридцать. О том, как доехать до Версаля, вам также подскажут многочисленные указатели.

Стоит отметить, что знаменитый Петергоф, расположенный в пригороде Санкт-Петербурга, создан по подобию Версаля.

 

womanadvice.ru

Экскурсии во Франции – Версаль

В небольшом городке Версаль недалеко от Парижа находится один из самых знаменитых музеев мирового уровня, шедевр уникальной архитектуры ландшафта в виде грандиозного дворцово-паркового комплекса, исторический памятник резиденции французских королей с прекрасным Версальским парком, замком Фонтенбло и вотчиной Франциска Первого.

общая информация

На протяжении 107 лет Версаль являлся второй столицей Франции. Именно здесь находится самый крупный дворец на территории Европы. Интерес представляет и проходившая в нем жизнь королевского двора 17 века.

Экскурсия проходит через анфиладу из семи салонов. Вы побываете в больших королевских апартаментах, где давал приемы Король Солнца, знаменитой зеркальной галерее и парадных апартаментах королевы.

Версаль был построен на территории в 100 гектар, на том месте, где был расположен довольно небольшой дворец и охотничья угодья, на которые Людовик Тринадцатый выезжал со свитой. Именно тут Королем Солнца Людовиком Четырнадцатым было решено создать грандиозный парк, который был бы достоин Королевского титула. Дав соответствующее поручение Ленотру, он пожелала возвести то, что могло бы достойно восславлять могущество Короля.

Здесь находятся уникальные коллекции картин известных художников, редкие гарнитуры мебели старинной работы и великолепные гобелены. Вокруг Версальского дворца раскинулся цветущий Версальский парк, в котором подобрано уникальное сочетание элементов ландшафтного дизайна, со статуями, рощицами и прогулками на карете.

Выезжая сюда на экскурсию, имейте в виду, что она рассчитана на весь день. Осмотреть Версаль за несколько часов невозможно. Не хватит даже одного дня. Но даже то, что вы успеете увидеть при нехватке времени, произведет на вас огромное впечатление, и вы будете желать вернуться сюда вновь.

Ежедневно Дворец Версаля принимает посетителей с 9 до 18.30, кроме понедельника.

Экскурсии могут быть предложены как пешеходные, так и автомобиле с длительностью поездки - 4 часа;

Выбирая экскурсию на автобусе с русским гидом, длительность которой также рассчитана на 4 часа, вы заплатите около 76 евро за одного человека. В полную стоимость входят услуги гида, входной билет в Версальский дворец, доставка на транспорте до места проведения экскурсии и обратно в отель.

Для детей младше 12 лет предусмотрена скидка 30 процентов.

описание достопримечательностей, музеев, краткая историческая справка

Располагаясь от Парижа в 22 км, когда-то в Версале планировалось построить скромный охотничий дворец (Людовик Двенадцатый, 1634 г., архитектор Ф. Леруа). Но после решения Людовика XIV о перестройке Версаля (1661-1710) и размещения здесь королевского двора, на площади в 101 га, раскинулось все великолепие королевской роскоши: уникальные дворцы, огромные парки, величественные фонтаны, цветущие рощи и скульптурные композиции.

История появления дворца Фонтенбло связана со строительством маленького домика недалеко от родникового источника под названием Бло. С XIII века этот замок стал предназначаться для многочисленных приемов в качестве королевской резиденцией. Именно здесь Король встречал многих коронованных особ Европы, императора Петр 1 и даже папу Пий 7. В этом замке Наполеон прощался с генералами во время отречения от престола и отсюда отправился на остров Эльбу. На основе галереи Франциска Первого были созданы галереи Лувра и Версаля.

Вплоть до наступления революции, Версальский дворец был резиденцией французских королей, главная часть ансамбля которого имеет длину фасада в 576,2 м. Особого внимания заслуживают и шесть роскошных представительских залов, выполненных в искусном сочетании стилей барокко и рационального классицизма.

Версальский комплекс встречает площадью Армий, одной из самых крупных в Европе. К площади тянутся лучами три аллеи, связывающие с выходом в город. Именно здесь перед дворцом находится величественная конная статуя Людовика Четырнадцатого. И хотя отсюда парк еще не виден, тем сильнее от него создается впечатление, так внезапно он открывается в бесконечной перспективе.

В зале Зеркальной галереи, длиною 73 м, шириной 10,6 м и высотой 12,8 м, в богато украшенных декором стенах вы увидите семнадцать огромных окон и равное им количество зеркал, на создание которых ушло более пятисот стекол. Уникальную роспись плафона выполнил художник Лебрен. Знаменита эта галерея тем, что здесь произошло заключение знаменитого Версальского соглашения 1919 г.

В северо-западной части парково-архитектурного комплекса расположены еще два великолепных дворца: Малый и Большой Трианон, представляющие собою яркий образец блистательной жизни королевского двора Версаля.

Изумительный вид имеют цветущие Версальские Сады, с их композиционно выстроенными скульптурами, бассейнами и фонтанами, каскадами водоемов и гротов. Именно здесь для парижской знати устраивались всевозможные придворные празднества, прослушивание опер Люлли, пьес Мольера и Расина.

В этом дворцово-парковом ансамбле воплотилась идея грандиозной сцены, пришедшаяся по нраву как традиция преемникам Людовика. К примеру, Мария Антуанетта, построив для себя и своих друзей своеобразную «деревушку», создала свой театр и развлекалась в нем с многочисленными друзьями в театральных постановках-пасторалях, исполняя роли в представлениях, в которых имитировалась крестьянская жизнь.

Местность, на которой был возведен Парк Версаля, была болотистой низменностью. Чтобы создать устойчивый рельеф, здесь все было полностью изменено, включая изменение и создание новых рельефов, и их перепадов, водоемов. Высадку зеленых насаждений проводили уже взрослыми деревьями, вывозимые из опального тогда Во-ле-Виконта. Казалось бы, словно целый лес перевозился сюда на подводах, такие записи сохранились от местных очевидцев.

Для того времени стоило больших усилий и смекалки, чтобы создать устройство управления множеством фонтанов и организации в них водоснабжения. Так была создана целая система водоканалов, названная «маленькая Венеция».

Каскадные фонтаны стали воплощением идеи прославления Людовика, которых здесь насчитывается 1400. В то время электричества еще не было, и воду подавала поражающая масштабы насосная машина, расположенная на Сене.

Скульптурные ансамбли, украшающие главные фонтаны и весь Версальский парк играют роль сценических эпизодов в аллегорическом повествовании. Некоторые из них были вывезены из парка Во-ле-Виконта.

Фонтаны работают по выходным, в субботу и воскресенье, с апреля до начала октября, по 1-2 часу. Водные бассейны размещены вокруг основной оси всего ансамбля, остальным же фонтанам отдана роль украшения отдельных боскетов.

Наиболее интересной находкой Версальского парка стали водные зеркала-партеры, расположенные вблизи дворца и уходящий вдаль Большой канал.

После смерти Людовика Четырнадцатый в 1715 г., унаследовавший престол Людовик Пятнадцатый продолжил традицию, и наняв Жака А. Габриэля в качестве придворного архитектора, Мир сегодня видит превосходные его работы в виде здания Оперы и знаменитого изящного и миниатюрного дворца Малого Трианона (Petit Trianon), в котором вскоре проживала Мария Антуанетта. Во времена Людовика Шестнадцатого к этому дворцу пристроили элегантную библиотеку.

Спускаясь по южной стороне лестницы «100 ступеней» вы увидите оранжерею, с сотнями экзотических цветущих растений. За нею протянувшаяся ось парка завершается великолепным озерцом Швейцарцев. По другую сторону, уже в северном направлении, протянулась аллея Детей. Здесь находятся фонтаны «Пирамида» и «Дракон», а в её самом конце расположен большой водный бассейн с фонтаном Нептуна.

что взять в дорогу

В дорогу с собой для удобства возьмите заранее приобретенную брошюру о Версальском дворце с картой парка. Имея на руках подробный план всех достопримечательностей культурно-паркового комплекса, вы в полной мере сможете увидеть самые яркие места.

Также вы можете захватить с собою немного еды, если рассчитываете задержаться в Парке и заказать дополнительные экскурсии.

возможные дополнительные расходы

Дополнительные расходы могут быть связаны с заказом непредусмотренных туром экскурсий. В целом, можно выделить два вида этой экскурсии, а именно:

Первый вариант

4-хчасовая экскурсия вместе с дорогой. Гид рассказывает об истории создания самого величественного королевского дворца и символа власти Французской Королевской власти - Версаля. Комфортабельный автобус доставляет туристов ко дворцу, в котором Вы со своим гидом посещаете Большие Королевские Аппартаменты, знаменитую Зеркальную галерею, побываете в Королевской Часовне, Малых Аппартаментах Короля, и в Аппартаментах Королевы и Дофина (супруги и сына Людовика Пятнадцатого). Экскурсия включает в себя также посещение Версальского парка с его незабываемыми фонтанами и водными бассейнами.

Второй вариант.

4-хчасовая экскурсия начинается после того, как Вас доставляют на комфортабельном автобусе. Вы уже имеет на руках заранее приобретенные билеты, и проходите без ожидания очереди вместе с гидом в Зал Больших апартаментов.

В холле Вам выдают аудиогид на русском языке с наушниками, и Вы самостоятельно осматриваете Большие Королевские Апартаменты, Зеркальную галерею, Королевскую Часовню, Малые Апартаменты Короля и Апартаменты супруги и Дофина Людовика Пятнадцатого, следуя указаниям аудиогида.

Ваш гид, с которым Вы приехали в Версаль, ожидает Вас у входа и проводит в Версальский парк, где Вы можете ознакомиться и полюбоваться водными бассейнами и фонтанами, со скульптурными композициями, под увлекательный рассказ гида об истории Версаля.

Стоимость экскурсии с аудиогидом стоит почти в два раза дешевле, чем вся экскурсия с гидом. И все же остается еще много не увиденного, того, что не входит в обычную экскурсию. Именно поэтому, желая ознакомиться шире с достопримечательностями Версаля, вам потребуются дополнительные расходы.

Если вы захотите, то Вы можете заказать Отдельного сопровождающего гида для проведения индивидуальной экскурсии с доплатой 120 евро в час. Оплата услуг гида проводится на все время проводимой экскурсии.

Будьте внимательны, в стоимость экскурсии не включена стоимость входных билетов, которые оплачиваются туристов уже на месте прибытия в Версаль.

Время проезда от Парижа до парка Версаля составляет до двух часов.

При желании можно заказать экскурсию с гидом на индивидуальном автомобиле только для 3-х туристов, при этом вы оплачиваете парковку в парке Версале – полная стоимость 640 евро.

Заказывая индивидуальную экскурсию без гида с индивидуальным автомобилем на 3-х туристов, вы с оплатой парковки в парке Версале, - стоимость 250 евро.

Питание за Ваш счет для гида и вашего водителя (примерно 25 евро) не входит в стоимость экскурсии, как и плата за входные билеты в парк.

Питание организуется на месте в специализированных точках за дополнительную плату.

подготовка к поездке

Перед тем как отправиться на экскурсию в Версальский Парк, вам следует ознакомиться со временем его работы.Парк открыт ежедневно, кроме понедельника с 9 до 18-30.Нерабочие дни 26 декабря и 1 января.

Стоимость входного билета - 13,5 евро с гидом и резервацией, стоимость которой надо оплатить отдельно 26 евроСтоимость билета после 15 ч. – 10 евроСтоимость входного билета с аудиогидом – 8 евро

warps.ru

рассказ про поездку в Версаль

Самостоятельное путешествие во Францию позволило мне увидеть Версальский дворец и другие достопримечательности Версаля, погулять по аллеям парка, посетить Трианоны, купить сувениры из Версаля; хотите знать больше - читайте рассказ про самостоятельную поездку в Версаль

 

Первое знакомство с Версалем я свёл как и все, поездкой в переполненной электричке и толкотнёй на платформах по приезде. Ладно хоть без толкотни непосредственно при входе во дворец обошлось… На самом деле добраться в Версаль из Парижа самостоятельно можно полудюжиной способов, однако почти все туристы почему-то предпочитают один-единственный вариант – они садятся в пригородную электричку RER «жёлтой» ветки и набивают её под завязку. Такой оборот события, в общем, понятен: поезд с обозначением «С5» прибывает едва ли не к воротам Версальского дворца, на вокзал "Versailles Rive Gauche", а оттуда до самого известного в мире дворцового ансамбля рукой подать. Однако лично я эту станцию недолюбливаю, да и битком набитые поезда мне портят настроение, так что для предпочитаю другие способы добраться в Версаль из Парижа. Городок ведь располагает сразу тремя вокзалами, и пока оравы туристов штурмуют "Rive Gauche", можно преспокойненько доехать по той же «жёлтой» ветке RER на станцию «Versailles Chantiers», только садиться придётся не на поезд с литерой «C5», а на состав «C7». Кроме того, добраться в Версаль из Парижа по железной дороге можно электричкой с вокзала Defance, которая приходит на станцию «Versailles Rive Droite» - ехать всего 18 минут, отправления 4 раза в час. Доехать от вокзала Монпарнас до вокзала «Versailles Chantiers» можно за 25 минут, и отправлений тоже множество. Да, конечно, оба непопулярных вокзала Версаля находятся несколько в стороне от центра, это правда, но попасть оттуда во дворец проще простого, даже если идти пешком, ну а коли разузнать заранее расписание автобусов Версаля, так и вообще всё просто. Кроме того, никто не мешает добраться в Версаль из Парижа на автобусе маршрута 171 – тот ходит от станции метро «Porte Sevres», и порой интервалы движения составляют всего 6 минут. Путь выйдет несколько более долгим, чем на поезде, зато в качестве бонуса пассажир получит виды пригородов Парижа, вполне адекватные в этой части Иль-де-Франс. Одноразовые билеты стоят 3.35 евро в одну сторону, и если вы не планируете ещё пару-тройку вылазок за пределы французской столицы, вполне можно обойтись такими билетиками – покупать «Navigo Decouverte» зоны 4 ради одного Версаля просто нет смысла, лучше взять тогда недельный проездной Парижа на зоны 1-2, им и ограничиться.

 

К слову, планируя самостоятельно добраться в Версаль из Парижа стоит обратить внимание на проблему обратных билетов: "Rive Gauche" во второй половине дня просто-таки набит неудачниками, торчащими в громадных очередях ради покупки билетика – не позаботились заранее, вот и тратят время попусту. Поэтому купить обратный билет из Версаля в Париж надо ещё в Париже, сказав кассиру волшебные слова «алле-ретур», если, конечно, у вас нет одного из тех проездных, которые я настоятельно рекомендую покупать всем, кто собирается спланировать самостоятельное путешествие в Париж.

 

С другой стороны, оба остальных вокзала Версаля толп народа лишены, и билеты там можно купить безо всяких яких. Опять же, напомню, между ними и входом во дворец расстояние невелико, и вдобавок его можно преодолеть местным транспортом – расписание и схема маршрутов автобусов Версаля есть на сайте www.phebus.tm.fr Парижские проездные зоны 4 действуют в лучшем виде, но если вдруг понадобится купить билетик (гуляли, допустим, по Версальскому парку и вышли чёрт знает куда), то проезд на автобусах Версаля стоит нынче 1.90 евро.

 

Как все пути ведут в Рим, так все пути Версаля ведут ко входу в знаменитый дворец. Те, кто приехал из Парижа на "Rive Gauche", сразу выходят на осевую линию ансамбля, остальные подтягиваются по боковым веткам, расходящимся от центра композиции словно лучи. Когда-то эта схема символизировала власть короля над страной – три дороги тянулись во все концы Франции, на юг, север и восток от Версаля.

 

Сейчас важнейшей артерией является Avenue de Paris, по ней турпоток вливается в первый двор ансамбля. За ним нужно следовать до поры до времени, но сперва разумно будет заглянуть в туристический офис Версаля, на углу этого проспекта с Avenue du General de Gaulle. Там обычно пасётся куча народа – одним нужна бесплатная карта города, другие интересуются заказом экскурсий, третьим хочется забронировать отель, - так что приготовьтесь к некоторому ожиданию: карта Версаля очень даже пригодится в дальнейшем, да и буклеты с информацией про интересные объекты не помешают: одним дворцовым ансамблем достопримечательности Версаля не исчерпываются. А, туристический офис также продаёт путеводители по Версалю, в том числе на русском языке, так что желающие изучить дворец в деталях приглашаются к стендам.

 

В турофисе есть кое-какие сувениры, однако лучше сделать покупки в другом месте, и уж конечно проигнорировать соседнее здание, оккупированное магазином "Press Maneges": там цены совершенно непотребные, и магнитики с видами Версаля, например, обойдутся в 6 евро вместо нормальных трёх, открытки идут по полтора евро, словом, ценники завышены донельзя. Спрос меж тем есть, да ещё какой, ведь тем туристам, кто не удосужился купить сувениры и спохватился о них перед отъездом, деваться попросту некуда. Я же подскажу чуть позже несколько полезных местечек, где можно купить сувениры из Версаля куда дешевле, так что "Press Maneges" можно и нужно оставить в покое.

 

Перейдём теперь к осмотру дворца. Рассказывать про красоту главной достопримечательности Версаля бессмысленно, эту достопримечательность надо лично увидеть, а вот порассуждать о том, как и почему стали строить дворец, определённо стоит. Дело даже не в том, что французский ансамбль стал прообразом таких известных дворцово-парковых комплексов, как отечественный Петергоф, баварский Херренхимзее, португальский Келюш, венский Бельведер, берлинский Сан-Суси – это только прямые заимствования планировки и стиля, подражаний не счесть, не говоря уж про общее влияние на умы и архитектуру. Версаль важен тем, что Людовик XIV рассматривал его как символ своей ничем не ограниченной власти, власти, способной повелевать миром и уж, конечно преобразовывать природу. По общим прикидкам, затраты на сооружение дворца и обустройство парка обошлись примерно в ту же сумму, в какую влетели все грандиозные преобразования Парижа, предпринятые бароном Османом. Вольтер не зря говорил, что если бы король затратил на свою столицу хотя бы одну пятую того, что ему стоила победа над природой в Версале, то Париж был бы также хорош везде, как хорош он возле Пале-Рояля и Тюильри …

 

Строительство Версаля потребовало напряженного труда огромного количества мастеров, художников различных специальностей. Вся территория будущего парка была выровнена, находившиеся там поселки снесены, не пощадили строители даже охотничий замок, принадлежавший отцу заказчика, королю Людовику XIII. Собственно, эта сравнительно небольшая постройка, возведённая в 1624 году и перестроенная десятилетие спустя архитектором Леруа, дала толчок всему предприятию: принц, будущий Людовик XIV, не раз бывал в Версале и наверняка оценил как его расположение – вроде как достаточно близко от Парижа, чтобы держать город под неусыпным контролем, и в то же время далеко от Парижа, который монарх ненавидел, считая его рассадником проклятой Фронды. И вот Парижу с его грязными кварталами, кривыми улочками и жуткой неупорядоченностью король-солнце решил противопоставить четкий и размеренный план, отображавший мечты о жёсткой иерархии. Декарт в своё время возмущался, что, мол, старинные города, разрастаясь с течением времени из небольших посадов и становясь большими городами, обычно столь плохо распланированы, по сравнению с городами-крепостями, построенными на равнине по замыслу одного инженера, что  можно подумать, будто это скорее дело случая, а не разумная деятельность людей. Наверное, если бы была возможность, философ распорядился бы снести все кривые улицы и заменить их прямыми проспектами. У Людовика XIV такая возможность была…

 

Считается, что образ Версаля был навеян повелителю Франции ансамблем Во-ле-Виконт, принадлежавшим генеральному контролеру финансов Н. Фуке. Над этой впечатляющей усадьбой работали самые выдающиеся мастера того времени, чьи имена скоро прославятся на весь мир - Лево, Лебрен и Ленотр. Их совместное творчество, как гласит легенда, произвела столь сильное впечатление на короля, что тот немедленно отправил Фуке в отставку, предал суду, конфисковал имения и сгноил в тюрьме. Авторам же проекта было велено превзойти самих себя и создать нечто еще более поразительное. Местом воплощения королевской воли стал строящийся новый дворец в Версале. Каждый из них отвечал за определенный участок работы, так что всю организацию огромного комплекса под названием Версаль можно поделить на три составные, взаимодействующие части - здания, интерьеры, парковая зона.

 

И вот прежде чем начнётся наша экскурсия по Версальскому дворцу, давайте познакомимся с главными действующими лицами поближе. Французский живописец Шарль Лебрен был учеником итальянской школы. В 1642 году он приехал на Апеннинский полуостров, где в течение четырех лет изучал античную скульптуру, произведения мастеров эпохи Возрождения и болонской школы. Один из основателей Королевской академии живописи и скульптуры, он с 1668 года стал ее директором. Шестью годами ранее Лебрен был признан "первым живописцем короля". Современники считали его настоящим диктатором художественной жизни Франции второй половины XVII века. Для живописи Шарля Лебрена характерны нормативность классицистической композиции и театрализованная патетика, которые сочетаются с пышной декоративностью, то есть его творчество содержит именно те черты, которые считаются признаками так называемого большого стиля абсолютистской монархии Людовика XIV. При возведении комплекса Версаля Лебрен руководил созданием декоративных ансамблей (росписи плафонов, картоны для гобеленов, эскизы садовой скульптуры, мебели и т.п.). Вместе с ним работал "генеральный контролер строений" Людовика XIV Андре Ленотр, развивавший принцип геометрической планировки и подстрижки насаждений, характерный для садов эпохи Возрождения. Сочетая рационализм классицизма с пространственным размахом итальянского барокко, Ленотр создал систему построения обширного регулярного, так называемого "французского" парка. Он известен также как автор проектов Сент-Джеймс-парка в Лондоне и парка в Гринвиче (1662). Наконец, Луи Лево (или, правильнее, Ле Во) с 1654 года считался "первым архитектором короля". Сооружения Лево отличались строгой элегантностью, сложностью планировки, декоративным богатством внутренней отделки.

 

Три  выдающихся мастера, каждый ас в своём деле, сотворили Версальский дворец буквально из ничего, из задрипанной деревни. Даже сейчас, когда туристы могут перемещаться по миру сколько угодно и любоваться самыми выдающимися сооружениями, ансамбль Версаля всё равно поразителен.

 

Это убеждение всецело разделяет великое множество людей, так что желающих попасть внутрь обычно просто полчища, если, конечно, дело не в понедельник, когда Версальский дворец закрыт для посещения. Очереди на вход достигают гигантских размеров, а если учесть, что тургруппы пропускают приоритетно, некоторым стоять приходится по два часа – сперва в кассу час, потом ещё столько же на досмотр. Поэтому я всем, кто собрался посетить Версаль самостоятельно, советую в обязательном порядке приобрести карточку «Paris Museum Pass», которая даёт, во-первых, бесплатный вход в Версальский дворец и другие сооружения ансамбля; во-вторых, обеспечивает проход без очереди, надо просто подойти к контролю безопасности и предъявить карточку. А так придётся отдать 18 евро за комплексный билет «дворец и Трианоны», либо 15 евро только за дворец, но, по моему убеждению, нет смысла экономить трёшницу, лишая себя возможности увидеть знаменитые парковые павильоны изнутри. Попасть во дворец Версаля бесплатно можно также по первым воскресеньям каждого месяца с ноября по май - но тогда и народищу притаскивается немерянно. Что касается входа в парк, то он вообще бесплатен всегда, кроме летних суббот и воскресений, когда включаются фонтаны – уточнить расписание мероприятий и вообще время работы парка и дворца можно на сайте http://www.chateauversailles.fr

 

Теперь, покончив с практическими, приземлёнными, так сказать, вопросами, можно перейти к созерцанию прекрасного и отдаться дворцу всем сердцем.

 

Планировку Версаля формируют три дороги, расходящиеся веером. По ним королевская воля гонцами распространялась по всей Франции, и по ним же знать, жившая в прилегающих ко дворцу кварталах, стекалась по утрам, чтобы принять участие в церемониях двора. Каждый день в 5:30 парадные ворота Версальского дворца распахивались и посетители выходили в первый двор, нынче украшенный конной статуей Людовика XIV – его всегда называли Двором Министров. Так называемые Крылья Министров, два длинных здания в глубине, завершают облик Версаля на первом этапе, передавая эстафету Королевскому двору, также ограниченному зданиями: слева находится Старое крыло, справа Крыло Габриеля; доступ в эту часть дворца разрешался только каретам короля. Наконец, третий, последний двор, носит имя Мраморного. Его окружают старинные корпуса, напоминая о былом существовании охотничьего замка. Чередование кирпича и тёсаного камня в фасаде порождает атмосферу нарядности праздничности, служебные флигели, соединённые со дворцом, придают композиции живописность, увенчанные крутыми кровлями башни расчленяют композицию в соответствии с задуманным планом. Последовательное уменьшение размеров каждого следующего двора тоже часть плана, этот ход позволяет постепенно вводить посетителя во дворец и в то же время ансамбль оказывается связанным с веером из трёх проспектов, расходящихся в разные стороны.

 

Из Королевского двора галерея ведёт к западному фасаду Версальского дворца, самому прекрасному и самому знаменитому. Его гармония тем более удивительна, что занимались строительством два разных архитектора: центральный корпус возводил великий Лево, боковым крыльям сумел придать стилевое единство не менее великий Ардуэн-Мансар. Замысел сосредоточить внимание наблюдателя на горизонталях им обоим полностью удался; для этого строители обустроили плоские кровли вместо привычных для Франции остроконечных, а одинаковую линейность и высоту корпусов подчеркнуло двухуровневое членение ордера. Нижний ордер с арочными проёмами окон несколько отличается от верхнего, выполненного в строгом ритме пилястров и колонн, но вместе они составляют единое целое. Обратите внимание, что центральный корпус и два крыла принадлежали непосредственно королевской семье, а венчающий здание аттиковый этаж предназначался для размещения разного рода знатных персон. В самом-самом центре здания располагалась спальня короля, дополнительно подчёркивая его власть и значение.

 

В создании эффекта парадности парадности интерьеров Версаля и их великолепии огромная роль принадлежит декоративному искусству, достигшему в XVII веке блестящего расцвета. Отделка интерьеров велась длительное время и не завершилась даже со смерть Людовика XIV. Все же основную часть работ "первый художник" и его помощники выполнили сами. Парадные апартаменты Версальского дворца представляют собой анфилады залов, из которых многие посвящены олимпийским богам и носят их имена - зал Геркулеса, зал Венеры, зал Меркурия. Потолки украшены плафонами с аллегорической живописью, прославляющий величие Франции. Стены облицованы цветным мрамором, украшены скульптурами и картинами, рельефами из золоченой бронзы. Убранство обильно и разнообразно, формы массивны, но строго подчинены правильным очертаниям, в которых господствуют прямые линии, прямые углы и правильные полуокружности. Центральный, самый главный корпус дворца занимают отделанные с необычайным великолепием залы для торжественных церемоний, приёмов и балов – в первую очередь всем, кто посетил Версальский дворец, припоминается, конечно, Зеркальная галерея длиной 73 метра, фланкируемая залами Мира и Войны. На громадном полуциркульным своде Зеркальной галереи расположены фрески работы Лебрена. Все они изображают сцены славных побед французского оружия. В этих картинах тонко смешиваются черты барокко и черты классицизма. Если "Переход через Рейн" символизирован колесницей Юпитера, опрокидывающего врагов и сопровождаемого по барочным канонам множеством мифологических фигур, то в композиции "Приготовление к голландскому походу", напротив, преобладает элемент классической рассудочности, в позах и постановке основных фигур чувствуется некоторая статичность. Главное - при всем богатстве украшений в Версальском дворце царит чувство меры и продуманное согласование частей. Хотя лично я не уверен до конца, что французский король, чьи военные успехи воспевают творения Лебрена, в полной мере наслаждался ими – особых успехов-то Людовик XIV на самом деле не добился, будучи принуждён и зарейнские области покинуть, и Голландию в покое оставить. Только страну разорил…

 

Из окон дворца открывается лучший вид на Версальский парк, куда непременно следует отправиться после окончания экскурсии. Парк отличается необычайной гармоничностью и не будет преувеличением сказать, что на огромной территории перед зрителем предстаёт настоящий гимн классицизму. Строгая организованность всех элементов начинается с дворца, который, как уже было сказано, на парковой стороне отличается одинаковой высотностью, подчеркнутой линейностью всех корпусов, что вполне соответствует плоскостному стилю парка. Как ни удивительно, а по сравнению с общей трёхкилометровой длиной Версальского парка перепад высот выражен крайне незначительно, и равен лишь двадцати пяти метрам; иными словами, перед нами явное свидетельство того, что планиметрическое начало взяло верх над пространственным. Со стороны парка дворец смотрится, как огромный, широко распространившийся карниз.  Его фасады подчинены главной, и, по существу, единой теме - теме ордера. Перед главным фасадом расположен так называемый "водяной партер" с двумя симметричными водоемами. От него лестницы ведут к фонтану Латоны, изображающему богиню с ее двумя детьми - Дианой и Аполлоном; эта скульптурная группа возвышается над искусно созданной пирамидой концентрических бассейнов. От фонтана Латоны длинный зеленый газон выводит посетителя парка к величественному фонтану Аполлона, тоже впечатляющему донельзя. Античный бог изображён катающимся на запряжённой четвёркой лошадей колесницу, которая в стремительном движении выносится из-под воды; подвластные Аполлону тритоны трубят в раковины, возвещая о скором приближении божества. Надо сказать, что выбор композиции не случаен – как известно, в позднем периоде развития Греции Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных свойств. Кому же как не Аполлону авторы проекта парка должны оказывать честь находиться честь находиться близ самого прекрасного дворца самого могущественного в Европе "короля-солнца"?

 

Насмотревшись и нафотографировавшись, двигаемся дальше, тем более что вот-вот появится ещё один кандидат на создание массы фотографий: сразу за бассейном Аполлона начинается Большой канал шириной 62 метра и длиной 1520 метров; его вдалеке строго перпендикулярно пересекает Малый канал. Расцвет садово-паркового искусства сделал возможным создание необыкновенного оптического эффекта – вечером наблюдателю кажется, будто солнце на закате опускается в зеркальные воды каналов, то есть выходит, что даже стихийная и непредсказуемая природа становится частью размеренной композиции Версаля. Вообще, культу Солнца было уделено в декоре Версаля особое место; ведь "солнцем" называли самого короля. Многочисленные дорожки расходятся лучами из определенных центров, и вся эта рациональность, вместе взятая, образует симметрию парка, в котором "роща склоняется к роще, каждая аллея имеет брата. Одна половина партера - отражение другой, глазу мучительно видеть это насилие над природой; деревья как статуи и статуи подобны деревьям". Пожалуй, нигде так ярко не проявляется рационализм, а, следовательно, и холодный, академический классицизм, как в подстрижении деревьев и кустов, в попытках человека обуздать и переделать природу. Неопрятным, своенравным лесным массивам не нашлось места в Версальском парке, и лишь многие годы спустя дикие деревья снова заняли значительную часть принадлежавшей им когда-то территории. В настоящее время лишь небольшая часть парка сохранила организацию первоначального замысла. Но и до сей поры стоят нарядные  павильоны, декоративные элементы, различные скульптуры. В их создании принимали участие Ф. Жирардон, А. Куазевокс и другие авторы, а вдохновляли их творчество античные мифы. Чарующие слух названия говорят сами за себя - фонтан нимф Дианы, фонтан Нептуна, статуя Венеры, фонтан амуров. Стоит отметить, что многие скульптуры Версаля имеют в своей композиционной и пластической основе барокко, и в этом отношении они контрастируют с необычайно четкими линейными, геометрическими образцами архитектуры. Другой "живой" деталью в царстве расчета и геометрии стала бесконечно струящаяся вода фонтанов, хотя и тут строители не позволили природе разгуляться. В мирке ритма и пропорций не нашлось места бурным страстям водопадов или живым потокам ручейков. В Версале повсюду проявляется стремление человека подчинить природу разуму и воле. Это вершина в развитии французского, так называемого регулярного парка.

 

Так как Версальский парк занимает приличную площадь, прогулка по нему потребует немало времени и сил. Облегчить знакомство с местностью призван туристический паровозик, каждые полчаса курсирующий по территории. Стоит такое удовольствие 6.90 евро, отправления осуществляются с площадки возле левого крыла дворца, если стоять к нему спиной и смотреть на Гранд-канал. Билеты действительны на весь день, то есть можно выходить на остановках, осматривать очередную достопримечательность Версаля и снова садиться на поезд (если свободные места найдутся). Справки насчёт этой возможности  посмотреть Версальский парк удобно навести на сайте http://www.train-versailles.com

 

Другим способом увидеть многогранную красоту парка с недавних пор являются электросамокаты. Прокатная контора, предоставляющая в аренду это чудо техники, находится перед входом во дворец, на Place d'Armes, там ещё рядом туристический офис Версаля. Прокат стоит 10 евро за час, участие в экскурсиях, которые проводятся, когда набирается приличное число желающих, обойдётся немного дешевле. По парку также катаются электромобильчики, но их за использование надо отдать кругленькую сумму в 30 евро за час и иметь при себе водительские права. С другой стороны, если взяться за дело компанией из четырёх человек, то аренда электромобиля в Версале выйдет ненамного дороже, чем стоят 4 билета на туристический паровозик.

 

Есть в Версале ещё одно оригинальное развлечение – катание на лодке по Гранд-каналу. Полчаса аренды влетят в 11 евро, час обойдётся в 15 евро. Для того чтобы покататься на лодке по Гранд-каналу потребуется залог в 100 евро или документы.

 

С помощью вышеперечисленных средств передвижения можно осмотреть Версальский парк достаточно оперативно, хотя, если честно, осматривать его надо неторопливо несуетливо: парковая атмосфера располагает к вдумчивым прогулкам. Я, например, гулял по парку трижды, и всё равно многие его уголки остались для меня «terra incognita».

 

Наибольший интерес для туристов, желающих осмотреть Версальский парк самостоятельно, представляет парочка мини-дворцов, известных как Трианоны. Первый объект, Большой Трианон, появился на территории Версаля ещё при Людовике XIV, когда кусок местности к северу от Гранд-канала король выкупил для своих нужд. Небольшое провинциальное селение Трианон снесли под корень, вместо него появилась изысканная постройка, предназначенная для отдыха по-королевски; французский монарх говаривал, что, мол, Трианон был создан лично для него, в то время как Версаль - для двора. Постройку исполнили в стиле классических итальянских палаццо - одноэтажное здание из нежно-розового мрамора с большими арочными окнами и дорическими пилястрами между ними отлично вписывается в окружающий пейзаж. В правом крыле дворца жили фаворитки короля - мадам де Ментенон и мадам де Помпадур. Внутреннее убранство оказалось с течением времени утрачено, однако его впоследствии достойно восполнили, и сейчас интерьеры Большого Трианона выглядят совершенно роскошно.

 

Неподалёку от Большого Трианона расположен Малый, построенный в 1762-1764 годах Жаком Анже Габриелем. Приглашение Людовиком XV именно этого зодчего не случайно: Габриель был типичным представителем классицизма, чьи рациональные по планировке, четкие и ясные по форме, изящные по отделке произведения до сих пор радуют глаз своей логической завершенностью. К Малому Трианону прилегает пейзажный парк с Бельведером, храмом Любви и Малым театром. Все постройки были возведены в начале последней четверти XVIII века, буквально за десятилетие до грянувшей революционной бури. Самым известным «жильцом» дворца стала небезызвестная Мария-Антуанетта, избравшая его для безмятежного времяпрепровождения вдали от нудного Версаля. А расслаблялась будущая жертва гильотины в Деревне Королевы. Та стала заключительным штрихом в создании ансамбля Версальского парка. Искусная имитация сельских домов с соломенными крышами, молочной фермы и мельницы, приводимой в действие небольшим ручейком радовала супругу незадачливого Людовика XVI вплоть до самого падения режима, Мария-Антуанетта проводила в идиллической деревушке время со своими дамами тогда, когда ей хотелось побыть его на свежем воздухе вдалеке от широких, длинных аллей Версаля, на которых люди чувствовали себя маленькими и беззащитными. Строительство ансамбля началось в 1785 году, и до начала Великой Французской революции зодчие возвели полдюжины живописных зданий, включая мельницу, на чьи крылья следует ориентироваться при прогулке по парку; оно понятно, указатели есть, но лишний ориентир всё же не помешает. Сейчас искусственная деревня смотрится очень здорово: в прудах водится рыба, на огородах «жируют» овощи, вокруг полное умиротворение…

 

 

Версальский ансамбль славится своей красотой, но поверьте мне, когда включаются фонтаны Версаля, парк и дворец преображаются. А поскольку включаются они, что называется, «в час по чайной ложке», то желающих увидеть дивное зрелище просто море. Поэтому разумно совершить три поездки в Версаль: одну совершенно в точно в понедельник, когда дворец закрыт, зато открыт и практически пустынен парк, вторую для осмотра дворцовых помещений, третий же визит приурочить ко времени, когда работают фонтаны Версаля – их запускают с 11 до 12 и с 15:30 до 17 часов по субботам и воскресеньям; в это время за вход в Версальский парк придётся заплатить 8.5 евро. Есть ещё ночные фонтанные шоу Версаля, они проходят в июле, августе и начале сентября каждую субботу и в кое-какие другие дни – за дополнительной информацией отсылаю на сайт http://www.chateauversailles-spectacles.fr

 

Великолепные дворец и парк привлекают внимание туристов практически целиком, оставляя прочие достопримечательности Версаля далеко позади. Между тем, в городе есть как минимум полдюжины очень интересных зданий, осмотр которых станет, по-моему, приятным дополнением к основной программе визита. Вот, например, на Rue de la Paroisse в паре кварталов от дворца стоит элегантная церковь Нотр-Дам. Её построили в период с 1684 по 1686 году по распоряжению Людовика XIV, и занимался строительством никто иной, как знаменитый архитектор Ардуэн-Мансар. Благодаря его таланту церковь вышла на редкость сбалансированной и гармоничной; особый шарм придаёт ей расположение в створе Rue Hoche, это позволяет сперва оценить здание в перспективе, а потом приблизиться и изучить его отдельные детали.

 

Поскольку симметрию всей округе задаёт Версальский дворец, будет, пожалуй, излишним удивляться тому, как симметрично относительной церкви Нотр-Дам расположен собор Версаля – если взять карту города и сложить её вдвое по центральной Avenue de Paris, то храмы почти что совпадут. Колоссальный собор Сен-Луи возвели в середине XVIII века по проекту, вызывавшему в своё время немало споров. Кое-кто из противников строительства без обиняков говорил, что болотистая почва не выдержит такой крупной постройки, и проблемы с фундаментом действительно преследовали собор очень долго. В результате крупный храм был закончен только почти через сто лет после закладки первого камня. Впрочем, итоги работ следует считать более чем удовлетворительными: храм вышел хоть куда, и смотрится роскошно как снаружи, так и внутри – стиль рококо обязывает уделять огромное внимание оформлению. Так что рекомендую обязательно посетить собор Сен-Луи, о существовании которого большинство приезжающих в Версаль, поди, и не подозревает…

 

Дополнительным стимулом добраться до версальского собора станет наличие рядом с ним ресторанчика "Chez Gaby", который я обязательно должен прорекламировать. Посещение заведения позволяет пообедать в Версале недорого, благо здесь предлагают клиентам полноценный обед из трёх блюд всего за 9 евро! Представляете, оказывается можно недорого пообедать всего за 9 евро в таком наводнённом туристами местечке, как Версаль, получив за эти скромные деньги закуску, основное блюдо и десерт! Напитки, правда, не включены в указанную цену, но всё равно трапеза получается очень недорогой.

 

А всё потому, что во время прогулки по Версалю мы с вами отклонились от протоптанных, хорошо известных туристам путей. Стоит продолжить эту тенденцию, и в окрестностях Rue Royale найдётся множество занятных домишек, аккуратных двориков, пустынных переулков с выбивающейся из-за заборов зеленью. Гулять по этой части городка чертовски приятно, в том числе и потому, что туристов вокруг нема, если кто и попадается, так исключительно местные жители. В доме 14 по Rue Royale мне попалось, кстати, другое отличное местечко, где можно недорого пообедать в Версале, ресторан «La Voltaire». Это заведение с французской кухней предлагает комплексные обеды всего за 11.50 евро, тоже три блюда, и тоже очень выгодно. Эти цены куда приятнее тех, что выставляют заведение в центре города, такие, как, например, "Place d'Armes" на одноимённой площади. Да, вид на Версальский дворец от столиков прилагается, но цены… 5 евро просят тут за ерундовый сэндвич, почти столько же стоит заурядный омлетик, а уж обед влетит в копеечку…

 

Абсолютно та же ситуация с сувенирами: я уже упоминал про лавочку рядом с турофисом и вокзалом «Rive Gauche», где цены запредельные, так вот надо всего лишь отойти маленько в сторону от тургрупповских маршрутов, и цифры ценников волшебным образом уполовинятся. Вот, скажем, по адресу Rue Carnot 45 есть магазин "Civite Royale", где можно купить сувениры из Версаля очень даже дёшево: громадная открытка-панорама обойдётся в 1.20 евро, сувенирный колокольчик с идиллическим пейзажем парка стоит 3.50 евро, стеклянный шарик с макетом дворца внутри идёт по 6.80 евро.

 

Само собой, в округе есть и другие магазины, где можно дёшево купить сувениры из Версаля, но я привожу только те точки, которые попались мне на глаза – не было у меня, знаете ли, цели рыскать по улицам в поисках самых дешёвых сувениров. Могу, впрочем, назвать ещё одно небезынтересное местечко, пусть и не впрямую связанное с сувенирной продукцией, однако позволяющее её приобрести. Это блошиный рынок Версаля, разливающийся по площади, образованной пересечением Rue de la Paroisse и Rue du Marechal Foch. На лотках и прямо на земле разложено множество всякой всячины типа бижутерии и солнцезащитных очков, есть возможность купить диски с французской музыкой, ну и, само собой, одежда тоже присутствовала, причём вроде бы добротная.

 

Тут же, по соседству есть крупный супермаркет "Monoprix", скрывающийся от посторонних глаз стеллажами косметики. Стеллажи эти маскируют подлинное нутро магазина, на самом деле почти целиком отданного продуктам и напиткам – отличный шанс купить воды или сока перед прогулкой по Версальскому парку, можно также последовать примеру местных жителей и запастись багетами-сыром-колбасой-бутылочкой вина для пикника.

 

Есть продуктовый супермаркет и в другой части Версаля, почти рядом с вокзалом "Versailles Chantiers", в доме 47 по на Rue Etats Generaux. К услугам "Franprix" лучше всего обращаться тем, кто рассчитывает совместить посещение Версаля с поездкой в Рамбуйе: запасаешься, стало быть, едой перед тем как сесть в электричку, и перекусываешь на ходу, если времени на полноценный обед не нашлось. Во дворец Рамбуйе ведь вход ограничен, и опоздавшие на очередной сеанс могут только локти кусать в досаде. Так что давайте попробуем добраться из Версаля в Рамбуйе, чтобы увидеть тамошний замок-дворец…

www.vazlav.info


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2018     Предложения лучших туроператоров