Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Хотылёвский археологический комплекс. Хотылево брянская область достопримечательности


описание, история, экскурсии, точный адрес

Усадьба Тенишевых в Хотылёво (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Усадьба Тенишевых в селе Хотылёво, несмотря на удаленность от города и, тем более, от обеих столиц, была своеобразным провинциальным центром культурной жизни в 19 веке. 300 лет ею владели Тютчевы, а в 1888 г. поместье купил князь В. Н. Тенишев. Это был разносторонний и очень энергичный человек: он участвовал в организации и развитии современного Брянского машиностроительного завода, городского этнографического общества, написал несколько книг и научных работ.

Супруга князя, Мария Клавдиевна коллекционировала предметы прикладного искусства, основала Смоленский музей, мастерскую в Талакшино, сама была художником и меценатом, общалась со многими известными художниками, которые приезжали в усадьбу. Часть своей коллекции она передала Московскому археологическому музею. В 1903 г. Тенишевы продали усадьбу, а в 1905 она сильно пострадала от революционно настроенных местных крестьян.

М. А. Врубель в Хотылёво писал «Пана», И. Е. Репин создал несколько рисунков и этюдов — эти картины сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее.

Что посмотреть

Основная часть усадьбы — парк площадью 0,09 кв. км, разбитый в начале 19 века и благоустроенный под руководством хозяйки. Он тянется вдоль берега Десны, отделяя его от сельских домов, и разделен на две части: верхнюю регулярную, где стоят хозяйственные постройки и Преображенская церковь, и нижнюю ландшафтную с вековыми деревьями и гранитной лестницей к реке.

Верхняя часть парка засажена липами, хотя раньше представляла собой сложную композицию из цветов, кустарников и деревьев. Нижняя — более разнообразна, она буквально утопает в лиственной и хвойной зелени.

Вход в парк — с центральной площади села через «Железные ворота». От них к берегу ведет аллея, посередине которой стоял барский дом, но его сожгли немцы во время Второй Мировой войны, остались только лестницы веранд. Раньше через овраг было перекинуто несколько арочных мостов, сохранился только один.

Преображенская церковь, построенная еще в 1763 г. при Тютчевых, сейчас обветшала и выглядит удручающе. Она не очень похожа на обычные храмы: нет ни куполов, ни сводов, колокольня разрушена. Раньше храм поражал барочным декором — как внешним, так и внутренним. Сохранились остатки лепнины, которые только частично отражают былое великолепие.

Практическая информация

Адрес: Брянская область, Брянский район, с. Хотылёво.

Село находится в 20 км от Брянска. Сюда ходят автобусы и маршрутные такси, но их остановка примерно в 1 км от усадьбы, поэтому лучше попросить водителя высадить чуть раньше.

tonkosti.ru

Хотылёво | Путешествие по Брянску

  Путешествие в межледниковье.

Хотылевский археологический комплекс

Ранний верхний палеолит  в окрестностях с. Хотылёво.

    На территории современной Брянщины известны позднепалеолитические памятники, где обнаружены замечательные произведения искусства и быта, вошедшие в международный фонд первобытной культуры. К таким уникальным памятникам древних людей следует отнести верхнепалеолитические   стоянки, известные по названиям: Хотылевская, Елисеевичская, Юдиновская и Тимоновская, Супоневская. Наиболее древняя из таких стоянок – Хотылевкая, имеющая абсолютный возраст около 25 тысяч лет.

    В районе села Хотылево располагается плотный куст археологических памятников, заполняющих хронологический интервал от древнего палеолита до Древней Руси включительно. Есть здесь и средневековое городище, и древнеславянские и праславянские селища, и городище раннего железного века, и стоянки эпохи бронзы, неолита и мезолита. Однако, наиболее примечательными памятниками этого участка долины Десны, получившими всемирную известность, являются палеолитические стоянки Хотылево 1 и Хотылево 2, открытые и исследовавшиеся брянским археологом Ф.М.Заверняевым. Поэтому в своей работе я хотела бы остановиться именно на этой стоянке древних людей, так как очень богатые коллекции по первобытному искусству были собраны во время раскопок Хотылевской стоянки – Хотылево . Немаловажна также стоянка Хотылево 1.

       Источниковедческая база  работы представлена научными и периодическими изданиями отечественных авторов.  Материал, обнаруженный при вскрытии различных участков памятника, был неоднократно опубликован  автором раскопок Заверняевым Ф,М. в серии статей  в брошюре « Хотылевское  нижнепалеолитическое местонахождение и в  монографии «Хотылевское  палеолитическое местонахождение».  В первой работе  представлены описания места обнаружения и предварительная сводка  материалов местонахождения. В книгах подробно описаны эти события, но мне хотелось бы узнать, так сказать , из первых уст, потому что книга не может так точно передать информацию, чем человек, который участвовал в исследованиях этих стоянок. Но, к моему сожалению, такой возможности не представилось, поэтому всю информацию я брала из книг. На территории села Хотылево есть музей, находящийся в здании библиотеки, в котором представлены некоторые экспонаты, найденные во время исследования стоянок

ХОТЫЛЕВО- 1

Стоянка Хотылево -1 – это древнейший памятник эпохи Микулинского межледниковья в центре Русской равнины. Ее протяженность вдоль Десны составляет 1 километр. Эту стоянку обнаружил в 1948 году Ф. М. Заверняев, а в 1959 – 1964 годах исследовал её.

Эта стоянка сохранила следы пребывания и деятельности древних людей на территории средней полосы России в мустьерскую эпоху палеолита. Среди обнаруженных здесь кремневых изделий – скребки разных типов, наконечники, ножи и подобное, а также множество обломков. Это позволило Ф. М. Заверняеву придти к выводу о существовании здесь, близ выходов кремневого сырья, первобытной мастерской. В древних речных отложениях археологи обнаружили кости ископаемых животных

  1. ХОТЫЛЕВО- 2

         В 1967 году Заверняевым близ сельского кладбища была обнаружена и в 1969 – 1981 годах исследована палеолитическая стоянка Хотылево -2(Кладбищенская балка) относится к развитой поре верхнего палеолита.. Очень богатые коллекции по первобытному искусству были собраны во время раскопок именно этой стоянки.

Исследования Хотылевской стоянки дали обильный и разнообразный художественный материал, который можно разделить на две группы: скульптурные изваяния малых форм и графические изображения на костяных поделках , меловой корке кремневых орудий. 

Ее основной культурный слой содержит остатки жилищ, очагов, хозяйственных ям, кремневые и костяные изделия. Так же были найдены шесть установленных вертикально черепов мамонтов, являвшихся остовом древнего жилища.

2.1 АНТОПОМОРФНАЯ СКУЛЬПТУРА

Из хотылевских находок важнейшее значение представляет антропоморфная скульптура, экспонировавшаяся в 1979 году в Эрмитаже на Всесоюзной выставке.

Хотылевская антропоморфная скульптура представлена реалистическими, стилизованными и примитивно-схематическими формами. К художественной реалистической скульптуре относятся три женские статуэтки и острие с барельефным изображением лица человека. Стилизованная скульптура представлена статуэткой с антропоморфной головкой навершием. К примитивно-схематической скульптуре относятся три фигурки и несколько застежек с головками-навершиями. Все эти предметы культуры изготовлены из бивней мамонтов – очень нежного и в то же время достаточно твердого материала.

                   2.1.1  РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА

Наиболее интересны изделия, исполненные в реалистической манере. Она дает нам общее представление о физиологии древнего человека верхнепалеолитического времени, о его эстетических восприятиях и духовном развитии. В этом смысле настоящим художественным шедевром древнейшего искусства является очень мелкое барельефное изображение человеческого лица в основании острия изделия, исполненное простым кремневым резцом с последующей правкой микроорудиям. Интерес к этой миниатюрной скульптуре вызывается тем, что она изображает мужское лицо, хотя, правда, не все исследователи с этим согласны. В палеолитическом искусстве такие изваяния встречаются очень редко. Воспроизведение мужского лица, несомненно, ценно, так как оно в известной мере портретное, изображает в общих чертах лицо самого хотылевского человека верхнепалеолитического времени. Это и дает нам уникальную возможность как бы взглянуть на «фотографию» одного из древнейших людей Брянщины. В нем хорошо угадывается округлое скуластое лицо с острым подбородком.

2.1.2 ПРИМИТИВНО-СХЕМАТИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА

Из примитивно-схематической скульптуры наибольший интерес представляет шиловидная булавка-застежка с головкой на дугообразной шейке. Здесь, на венчике головки и тыльной стороне шейки можно увидеть по десятку вертикальных нарезных полосок. Совпадение количества таких насечек и манера их нанесения не случайна. Видимо, это какое-то неизвестное нам количественное выражение, связанное с зачатками математических знаний и даже лунным календарем верхнепалеолитической культуры.

2.1.3 ОБЪЕМНАЯ СКУЛЬПТУРА

Наличие на Хотылевской верхнепалеолитической стоянке объемной скульптуры малых форм, в первую очередь, реалистической, женской, указывает на присутствие у местных племен матриархально-родового строя, зарождение в этой среде духовных представлений.

2.1. ПРЕДМЕТЫ С ГРАВИРОВКОЙ

Имеющиеся в хотылевской коллекции предметы с гравировкой представляют для понимания первобытной культуры и искусства огромнейший интерес, и поэтому хочется остановиться на них подробней. Для удобства разделим всю коллекцию изделий на пять групп.

К первой группе отнесем костяные наковальни, ретушеры, подставки, кости со следами резания, случайные осколки, употреблявшиеся при обработке изделий из кремния и кости. Несмотря на хаотическое расположение на поверхности этих изделий насечек, нарезок и царапин, они порой образуют удивительные «узоры», воспринимаемые как простейшие примитивные рисунки.

Ко второй группе изделий относятся предметы с простейшими, уже более явными схематическими рисунками, большинство из которых выполнено тонкими и удлиненными нарезками и царапинами. Иногда они образуют пучки, различные углы. Некоторые нарезки имеют направление уже близкое к параллельному, образуя несколько запутанные гравировки, смысл которых чаще невозможно угадать. Однако определенная закономерность их нанесения, намечающаяся геометризация элементов и постепенное выделение их из хаотического состояния говорят о преднамеренном нанесении такого «орнамента». Самым уникальным изделием этой группы является обломок ребра с определенно нанесенными на него нарезками, где явно проступает ритмичность, отдельные элементы осмысленной условности.

К третьей группе отнесем изделия, имеющие орнаментальные или декоративные гравировки. Наиболее ярко и полно такой орнамент представлен на остриях, изготовленных из бивней мамонтов. Орнаментальные композиции на хотылевских остриях довольно сложны и выразительны. Образующими элементами орнамента служили простейшие геометрические элементы и знаки: вертикальные, горизонтальные и косые нарезки, врезанные прямоугольники, микротреугольники и точеные углубления. Простейшие элементы орнамента соединялись в крестики, треугольники, ромбы и собранные в орнаментальные пояски ряды, комбинировались в геометрические узоры.

В хотылевской коллекции встречаются, действительно, подлинные шедевры первобытного геометрического орнамента как по содержанию и сложности композиции, так и по полноте изобразительных элементов. Сложность компоновки такого орнамента указывает не только на кропотливый труд и выразительные возможности человека палеолитического времени, но и глубину его мышления.

К четвертой группе отнесем изделия из кости с ритмичным расположением нарезок. Самым уникальным из них является «манок» из полой птичьей трубчатой кости с отпиленными сочленительными концами длиной 18,3 сантиметра, обнаруженный в небольшой ямочке рядом с прекрасной реалистической и условной женской статуэткой. На одном конце трубочке нанесен концентрированный орнаментальный поясок, насчитывающий три ритмично расположенных звена. Геометрические элементы этих орнаментальных звеньев представляют собой косые и горизонтальные нарезки, образующие ромбы, треугольники и крестики – перекрестия. Графический декор нанесен настолько тонкими нарезками, что он едва просматривается невооруженным глазом.  В распределении самих образующих элементов чувствуется какая-то продуманная система.

К пятой группе отнесем кремневые изделия с графическими рисунками на мелкой корке. Таких изделий найдено около ста. Среди нарезок на мелкой корке те же самые несложные композиции из простых геометрических элементов, образующие углы, треугольники, нарезки, ромбы, перекрестия, штриховки… Встречаются количественные выражения, среди которых, вероятно, могли быть счетные бирки, указывающие на зарождение простейших математических знаний. Это могли быть и изделия для гадания, волшебства, заклинаний или самое древнее воплощение «духов предков». На хотылевских кремнях часто фигурируют числа 5, 7, 11 и простейшие геометрические рисунки.

Значение обнаруженных предметов с графическими изображениями, если учитывать их почти 25-тысячный возраст, невозможно переоценить. И по своему назначению, и по смысловому содержанию изделия эти довольно разнообразны. Они могли отражать различные стороны хозяйственной, бытовой и идеологической жизни обитателей Хотылевской стоянки.

2.2. КОСТЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ     

Среди костяных поделок Хотылевской верхнепалеолитической стоянки в значительном количестве обнаружены пластинчатые отщепы, снятые с бивней. Узоры здесь более примитивные, отнести их можно к запутанным гравировкам более ранних стоянок. Наиболее четно на пластинчатых заготовках прослеживается только одна геометрическая фигура – крупный, порой довольно расплывчатый ромб.

  1. ДРУГИЕ СТОЯНКИ В СЕЛЕ ХОТЫЛЕВО

Несколько стоянок (Хотылево-3,4,5,7), относящихся ко времени мезолита и неолита и расположившихся близ села Хотылево по обеим сторонам реки Десны, было исследовано в 1958 году Е. А. Шмидтом и Ф. М. Заверняевым. Сделанные здесь в поверхностном слое отдельные находки носили достаточно случайный характер.

С конца 1950-х годов известно и расположение по соседству со стоянкой Хотылево-2 поселение Хотылево-6, которое исследовал в 1981 году А. Н. Сорокин. Найденные здесь в нижнем культурном слое орудия труда относятся к периоду палеолита, а в верхнем слое находки указывают на смену различных археологических культур времени мезолита, неолита, эпохи бронзы (среднеднепровская культура), раннего железного века (юхновская культура).

К юхновскому времени относятся и два городища, обнаруженные А. К. Амброзом в 1955 году и Ф. М. Заверняевым в 1958 году близ северной части села, причем на втором з них, помимо лепной юхновской керамики, встречена и гончарная древнерусская.

Кроме того, советскими археологами в 1955 – 1974 года обнаружены и обследованы шесть селищ, расположенных либо на территории села, либо поблизости от него. Три из них (Хотылевские селища – 3,4,6), относящиеся к колочинской культуре V-VIIвеков, изучал известный советский археолог П. Н. Третьяков, причем на четвертом селище, расположенном на территории современной школы, были вскрыты остатки квадратного жилища и несколько хозяйственных я. Из остальных наиболее интересны материалы Хотылевского селища – 1, полученные исследовавшим его Ф. М. Заверняевым. Здесь были обнаружены остатки жилищ и предметы, относящиеся к почепской культуре, а в верхних слоях – керамика и предметы, относящиеся к роменской культуре.

Брянская область является одним из тех немногих уникальных регионов России, в которых  практически без хронологических разрывов прослеживается вся история становления человечества. Недаром археологи считают Брянскую землю  « палеолитической  Меккой». Уникальны  древнейшие археологические объекты Подесенья, относящиеся к ашельскому  и мустьерскому времени ( местонахождения Хотылево,Неготино,Бетово).Сменившие, поглотвшие неандертальцев кроманьонцы дали начало человеку современного типа. Их поселения так жеполучили всемирную известность, благодаря уникальным  произведениям первобытного искусства ( стоянки Хотылево 2,Елисеевичи, Юдиново). Археология свидетельствует о культурных связях и процессах, объединивших в палеолите всю  Европу.

 Таким образом, Хотылево является одним из немногих пунктов, где остались следы жизнедеятельности людей почти беспрерывно от палеолита до эпохи Древней Руси. С большой долей уверенности можно утверждать, что селение продолжало существовать и в более позднее время, хотя первое документальное упоминание о нем относится лишь к началу XVII века, когда находившаяся в Хотылево Никольская церковь была в годы смуты сожжена, а на месте была поставлена часовня. 

Осмотрев самые красивые места Брянска, можно совершить увлекательно путешествие на много веков назад. Если вы любите древнюю историю, хотите знать свои истоки – вам нужно в Хотылево!

 

 

 

 

  • Фрагмент лопатки мамонта стоянка Хотылево-2. Возраст 22 – 24 тысячи лет

 

www.puteshestvie32.ru

Управление культуры, молодёжной политики и спорта Брянского муниципального района

  Территория усадьбы Тенишевых связана с богатой и интересной историей села Хотылёво. Впервые усадьба упоминается в начале XVII века как имение Тютчевых. В 1892 году усадьба перешла в собственность князя Вячеслава Николаевича Тенишева – одного из учредителей Акционерного общества «Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод» (ныне Брянский машиностроительный завод). В.Н. Тенишев являлся крупнейшим Российским промышленником, субсидировавшим строительство первого в России завода автомобилей.

 

 

 

 

 

 

 

Кроме практической инженерной работы В.Н. Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, он выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе «этнографического бюро» - по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян.

Жена хозяина усадьбы - Мария Клавдиевна Тенишева - была видной меценаткой и художницей-прикладником, собирательницей коллекции русского прикладного искусства. В.Н. Тенишев дал ей не только княжеский титул, но и духовную опору, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве ученой, просветительницы, художника и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла ремесленную школу в Бежице и вложила большой труд в создание усадьбы в Хотылево. Парк и постройки усадьбы в нем, как в основных чертах, так и в мельчайших деталях - продукт ее творческого труда. Но история имения началась двумя столетиями раньше. В 1620 годы половиной села владел Степан Игнатьевич Тютчев, а другой половиной – его брат Дмитрий Игнатьевич. Именно потомки Дмитрия Игнатьевича заняли наиболее заметное место среди брянских Тютчевых в XVII-XVIII в.в.. Его правнук Петр Гаврилович, родившийся в 1673 году, в годы службы занимал довольно важную должность – провинциал-фискала Севской провинции. Хорошие отношения Петра Гавриловича с кабинет-секретарем Петра I А.В. Макаровым вызвали доносы завистников и привели к возбуждению в 1731 году уголовного дела. Хотя обвинение не подтвердилось, оно серьезно повлияло на здоровье П.Г. Тютчева и ускорило его смерть. Из его детей известны двое – Михаил Петрович и Фаддей Петрович. 

Фаддей Тютчев, получил по наследству от родителей около полутора тысяч душ, к концу своей жизни сумел утроить их количество. В вотчинах Фаддея Петровича на его средства были построены каменные церкви в Трубчевском и Рославльском уездах, но раньше всего им был построен храм в с. Хотылево. В годы смуты он был сожжен и вместо него построена часовня. Просуществовала она довольно долго и лишь в 1680 году было велено в церковных документах «впредь писать церковь Николая Чудотворца да в приделе Флора и Лавра, а часовни не писать». По преданию новую церковь построил кто-то из князей Барятинских, но документов не сохранилось.

Двумя столетиями позже Никольская деревенская церковь старанием священника Михаила Феодоровского на средства церкви и прихожан была перестроена функционировала как кладбищенская.

Одновременно с Никольской церковью с 1759 года в Хотылево рядом с господской усадьбой было начато строительство каменного Преображенского храма (первоначально – со вторым алтарем во имя Казанской Божией Матери).

 

Храм был закончен и освящен в 1763 году.  Имена архитекторов неизвестны. Храм был построен в стиле нарядного елизаветинского барокко. Внутренняя отделка с обилием лепных украшений. Известный мемуарист второй половины XVIII – нач. XIX в.в. Гавриил Добрынин, который сопровождал Севского Епископа Кирилла Флоринского, отметил что в селе «церковь каменная, снаружи хороша и внутри…» и украшена «не скупою рукой».

Упоминается в мемуарах Г.Добрынина и описание дома Фаддея Петровича Тютчева – «двухэтажный дом, хотя и деревянный, однако же выгоден и огромен. Мебелирован богато и со вкусом…расположение покоев, их многочисленность, обои, картины, комоды, шкафы, столики, бюро – красного дерева, в надлежащем порядке и чистоте. Зал, где был сервирован стол для 50 персон, освещала люстра, на столе сверкали хрусталь и серебро, а ужин отличался обилием напитков и разнообразием блюд».  О самом Фаддее Петровиче у Добрынина тоже остались следующие записи: «помещик любил музыку и содержал в доме капельмейстера из числа смоленских шляхтичей, он принимал у себя духовных и светских лиц, был прост и добродушен в общении с людьми более скромного положения». При хотылевском доме было два сада: регулярный и нерегулярный. Здесь росли яблоки, груши, крыжовник, сливы, барбарис.

В 1880 году хотылевское имение было потеряно его прежними владельцами. По словам княгини М.К. Тенишевой оно «за карточные долги было отобрано одним аферистом», а в 1892 году его купил князь Вячеслав Николаевич Тенишев (1843-1903 г.г.).

Началось строительство каменного дома по проекту академика архитектуры Николая Дмитриевича Прокофьева.

Князь не жалел средств для благоустройства хотылевского имения. Дом был выстроен в екатерининском стиле. Особенно красив был портик с четырьмя высокими колоннами, обращенный в сторону парка. Парк, заложенный в начале XIX века, был перепланирован и благоустроен. Здесь была сооружена гранитная лестница, спускавшаяся к Десне, были разбиты аллеи, устроены игровые площадки, пруд, а овраги соединили два арочных каменных моста. На самом возвышенном месте был построен летний дом, откуда открывался живописный вид на реку.

М.К. Тенишева в своей книге «Впечатления моей жизни» писала: «картина оттуда была захватывающей красоты, то поднимавшая в душе безмолвную молитву, тихую, бессознательную грусть, то сладко будившая воображение с порывом страстной любви к моей Родине. Никогда и нигде за границей я не переживала подобных ощущений». На берегу Десны был построен причал с лодочной станцией, а через Десну – железный мост. На средства князя В.Н. Тенишева была построена железнодорожная станция Хотылево. Парк и постройки усадьбы в нем, как в основных чертах, так и в мельчайших деталях - продукт ее творческого труда.

В село был завезен племенной скот, устроен небольшой конный завод (в 1895 году в нем было около 20 полукровных лошадей английской породы). Некоторые хотылевские крестьяне мечтали наняться на работу в хотылевское имение. Село состояло из 140 домов, почти все мужчины работали на заводе, женщины оставались в селе и занимались полевыми работами. Когда Мария Клавдиевна предложила крестьянам устроить в селе школу, они хором отказались. Но, не смотря на их отказ, Тенишева превратила кабак в одноклассное народное училище.

М.К. Тенишева всегда была окружена известными русскими художниками. Ее круг составляли С.Малютин, Н.Рерих, В.Серов, В.Поленов, М.Врубель, К.Коровин и другие. Некоторые из них бывали и работали в Хотылево. Здесь М.А. Врубель написал своего знаменитого «Пана». По свидетельству Б.К.Яновского, «пейзаж на картине взят с натуры - это вид с террасы Хотылевского дворца на открывающиеся дали».

Бывал в усадьбе и великий русский художник И.Е.Репин. В Хотылево он написал несколько этюдов и сделал ряд рисунков, ныне хранящихся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Так же, как и Врубель, Репин не остался равнодушным к открывавшейся взору деснянской красоте.

Благотворительность, которой занималась Мария Клавдиевна в Хотылево была лишь малой толикой того, что делалось ею для социально-культурного развития Бежицы.

В 1899 году Тенишевы продали Хотылевское имение графине Марии Николаевне Граббе, которая и владела им вплоть до 1917 года, а сами перебрались в Талашкино (Смоленская губерния), купленное еще в 1893 году у подруги Марии Клавдиевны - Екатерины Святополк-Четвертинской.

Супруги Граббе пытались вести дела в имении с учетом достижений сельскохозяйственной науки и передового опыта, внедряли травосеяние. В 1905 году на их полях 3 десятины было засеяно клевером и 2 десятины – тимофеевкой.

С 1905 года, народные волнения затронули и Хотылево, был сожжен летний дом имения, в церкви во время службы разбросаны антиправительственные листовки. Россия, а вместе с ней и Хотылево, вступила в новую эпоху, а тенистые парки, красивые дома, пароходы на Десне стали лишь прекрасным воспоминанием... В 1943 году, во время освобождения Брянской области от немецко-фашистских захватчиков, немцы взорвали дом Тенешевых, церковь так же многое утратила в своем обличии... 

 

Место расположения усадьбы на сервисе Яндекс.Карты

 

 *При подготовке материала была использована следующая литература:

  1. Городков В.Н., Очерки архитектуры Брянского края. – Брянск: ЗАО «Издательство «Читай-город», 2006. – 240 с., илл.
  2. Городков А.В., Дубровский А.М., Кеня И.А., «Мария Тенишева: духовное наследие в Брянском крае». – Брянск, 2008. – 20 с., илл.

 

xn--80aczempcmhc1h.xn--p1ai

Хотылёвский археологический комплекс - Достояние планеты

Хотылёвский археологический комплекс

В районе села Хотылёво располагается плотный куст археологических памятников, заполняющих хронологический интервал от древнего палеолита до Древней Руси включительно. Есть здесь и средневековое городище, и древнеславянские и праславянские селища, и городище раннего железного века, и стоянки эпохи бронзы, неолита и мезолита. Однако, наиболее примечательными памятниками этого участка долины Десны, получившими всемирную известность, являются палеолитические стоянки Хотылёво 1 и Хотылёво 2, открытые и исследовавшиеся брянским археологом Ф.М.Заверняевым.

Стоянка Хотылёво 1 является одним из древнейших памятников археологии в бассейне Десны и в центре Русской равнины и относится к эпохе Микулинского межледниковья. Жившие здесь неандертальцы оставили многочисленные кремневые орудия (бифасы, остроконечники, скребла, ножи и др.) и следы их производства, кости ископаемых животных, залегающие в древних речных отложениях. Протяженность местонахождения - свыше 1 к м. вдоль берега Десны.

Стоянка Хотылево 2 (Кладбищенская балка) относится к развитой поре верхнего палеолита. Ее основной культурный слой датируется временем 23.000-24.000 лет назад и содержит остатки жилых комплексов: жилищ, очагов, хозяйственных ям. Среди находок - кремневые орудия (ножи, скребки, резцы, наконечники, острия, изделия с притупленным краем и др.), костяные изделия (шилья, наконечники, лопаточки из ребер, заготовки орудий и поделок, украшения). Наиболее значимые находки - древнейшие на Русской равнине произведения искусства - статуэтки из бивня мамонта, большая часть которых изображает беременных женщин. Это так называемые "палеолитические венеры". Ближайшие аналогии материалам Хотылево 2 известны на памятниках центральной Европы,относящихся к так называемому граветтийскому эпизоду. Необычайно богата ископаемая фауна стоянки, включающая мамонта, северного оленя, волка, песца, птиц, лемминга и иных животных. Новейшие исследования (К.Н.Гаврилов) подтвердили предположения о том, что помимо основного культурного слоя на территории стоянки имеются следы пребывания человека в более ранний и поздний период верхнепалеолитической эпохи.

Кроме стоянок Хотылёво 1 и 2 в районе Хотылёво известен еще ряд палеолитических памятников, число вновь открытых древних стоянок постоянно растет. 

Источники: http://www.ae-dmit.ru; http://www.archeo.ru; http://archaeolog.ru; https://ru.wikipedia.org; 

dostoyanieplaneti.ru

Экспедиция в усадьбу Тенишевой - mmdj

10 мая, в рамках работы над сайтом нами была предпринята экспедиция в Хотылево. Там находится одно из интереснейших мест в Брянской области - Парк княгини Тенишевой. Вообще Тенишевы  для г.Брянска фигуры довольно значимые.

* Тенишевы жили в Бежице (с 1956 года - Бежицкий район Брянска) с 1892 по 1898 годы. Князь Вячеслав Тенишев - один из основателей и владельцев крупнейшего в регионе и в России Брянского завода (ныне Брянский машиностроительный завод - БМЗ). Его жена Мария открыла шесть общеобразовательных школ, несколько ремесленных школ и училище. За создание училища (в июне 2007 года на этом здании в память о меценатах установлена мемориальная доска) Тенишевы получили благодарность от императора Николая II.  В Хотылево, в усадьбе княгини, часто гостили знаменитые художники и люди искусства того времени. Илья Репин, Михаил Врубель сделали здесь ряд набросков и картин, прославивших эти места. В частности, в Хотылево была написана известная картина Врубеля "Пан". (по материалам gorodbryansk.info)

От самой усадьбы Тенишевой, к сожалению, осталось очень мало, только ворота сторожат вход в парк, но туда мы пойдем позже.

01. Ворота в парк
Напротив входа в усадьбу находятся до сих пор величественные остатки церкви Преображения. Туда мы и отправились сначала.
02. Так сейчас выглядит церковь Преображения

Храм построен в 1759-63гг. на средства тогдашнего хозяина Хотылева помещика Фаддея Петровича Тютчева. С XVII века на этом месте стояла деревянная Никольская церковь, она была сожжена во время "смуты" и неоднократно перестраивалась. Само имение один из Тютчевых проиграл в карты и его выкупил Тенишев у какого-то афериста.

03. Другой ракурс

В 1934г. купола-навершия были разрушены, и в здании находилось общежитие местного техникума, а позже СПТУ.

04.  Видны остатки красивейшего оформления фасада

Идем внутрь. В 2007 году крыша еще цела была, если судить по фотографиям на сайтах. Теперь же - см. фото ниже. Когда переделывали здание под общежитие, здание реконструировали - посередине сделали второй этаж, добавили над ним потолок, сбили всю лепнину. Безжалостное время словно само пытается убрать следы этой переделки. Если не вмешаться, скоро здесь останутся только стены церкви.

05. От общежития осталась синяя краска, видимые границы перекрытий между первым и вторым этажами. Дверь на "втором этаже" тоже, очевидно, прорубили позже.
06. Тут была печная труба (?)
07. Элементы декора между крышей и потолком второго этажачудом сохранились
08. Видите проем сверху? Это был проход в разрушенную колокольню.Скоро и мы туда заберемся..
09. Окно
10. Четко видна граница между бывшими этажами

Также сохранилась довольно узкая и крутая лестница в колокольню, теперь по ней можно забраться наверх и оценить здание оттуда.

11. Лестница
12. Вид сверху. Видны остатки декора
13. Состояние крыши
14. Спускаемся и идем в парк
15. Вид из парка на церковь.
* Вот с этой точки можно попытаться представить как церковь выглядела во времена Тенишевых. Мы нашли реконструкцию известного брянского архитектора В.Н. Городкова. На ней можно рассмотреть, кроме самой церкви, ворота и часть аллеи парка. 

Если уж продолжать разговор о самом парке, то нелишне показать как он выглядел и немного рассказать о нем.

Как видите, масштабы впечатляют... После смерти Тенишева в 1903 году, усадьба перешла к графине М.Н.Граббе. А в 1905 году во время крестьянских волнений  летний дом в парке был сожжен полностью . В Великую Отечественную войну главный дом разрушен фашистами.  Так что к настоящему времени от усадьбы сохранились лишь гранитные лестницы от веранд главного дома в парк к реке, несколько хозяйственных корпусов и «железные ворота»:Источники: 1. Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. М. Наука 1998 2. va-brk.narod.ru (илл.)

Давайте посмотрим как парк выглядит сейчас. Рекомендуем сверяться с планом парка.

16. Липовая аллея. (самое ухоженное место)
17. Тут стоял усадебный дом, уничтоженный фашистами (остались только лестницы). Теперь футбольное поле. Фото со стороны ворот
18. Фото на остатки дома со стороны р.Десны. На исторических фото и реконструкции (см. выше) эта лестница вполне узнаваема.
19. Лестница к Десне (см. реконструкцию)
20. Вид из парка на реку (если идти от лестницы). 

Вдоль берега можно погулять. Если пойти влево - метров через 200 будет подвесной мостик (о нем в конце).

21. Возвращаемся к лестнице и рассматриваем поближе
22. Вид на реку
23. Вид на реку чуть подальше
24. В наличии белки
25. А вот и мостик
26. Довольно узкий и впечатления надежности не оставляет.
27. Вид с моста
28. Еще мост
29. И еще...
30. С другого берега мостик довольно красивый

Вот и все. На очереди фотоотчет о роще "Соловьи" в г. Брянск

mmdj.livejournal.com

Усадьба Тенишевой в Хотылево - Фотофиксация жизни

Хотылёво — село в составе Глинищевского сельского поселения Брянского района Брянской области России. Расположено в 6 км к северо-западу от границ города Брянска, на правом берегу Десны.Впервые упоминается в начале XVII века как имение Тютчевых. В 1872 году имение купил коммерции советник, будущий член Государственного Совета Владимир Эмилиевич Ромер, от которого в 1892 году оно перешло к князю В. Н. Тенишеву, а с 1900 года — графине М. Н. Граббе. В 1890-х годах в усадьбе Тенишевых бывали многие представители русской культуры: И. Е. Репин (1896), М. А. Врубель (1899) и другие. До настоящего времени в селе сохранились элементы усадьбы с парком и частично — каменный храм Преображения.1

2

3

4

5

6

7

8

9 охранник на месте главного здания. Остались только ступеньки

10

11

12

13

14

15 остатки советского прошлого

16

17

18

19

Tags: Брянск, заброшенности, маршрут одного дня, путешествие, религия, усадьба, я люблю свою страну

voldema.livejournal.com

Усадьба Тенишевых (с. Хотылево) - Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева

В полутора десятках километров вверх от Брянска на правом высоком берегу Десны находится парк бывшей усадьбы Тенишевых. Парк, как часть усадьбы, занимает центральное положение в застройке села Хотылево, раскинувшегося живописно и прихотливо. Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. В 1888 г. усадьбы была куплена у князя А. Гедройца князем В. Тенишевым.

Вячеслав Николаевич Тенишев был незаурядной фигурой в России последней четверти XIX века. Образованный, опытный и энергичный инженер, он совместно с разбогатевшими предпринимателями П.И.Губониным и В.Ф.Голубевым учредили в июле 1873 года "Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода" (нынеОАО "Брянский машиностроительный завод"). На обязанности Тенишева лежало все инженерно-техническое руководство заводом. Его знания и энергия способствовали тому, что завод быстро вырос и уже к 1900 году занял второе, после Петербургского Путиловского завода, место в России по объему выпускаемой продукции.

Кроме этой практической инженерной работы Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе "этнографического бюро" - по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян. Известна его попытка организации "Свободной школы" в Петербурге.

Жена хозяина усадьбы - Мария Клавдиевна Тенишева - была видной меценаткой и художницей-прикладником, собирательницей коллекции русского прикладного искусства. Она стала создательницей и основательницей Смоленского музея, подаренного ею городу, и художественной мастерской в селе Талашкино (ныне музей-усадьба "Талашкино" Смоленской области). Весьма крупная и значительная коллекция была подарена ею Московскому музею археологии.

В столице и в Талашкине М.К.Тенишева была окружена видными русскими художниками. Ее круг составляли С.Малютин, Н.Рерих, В.Серов, В.Поленов, М.Врубель, С.Коровин и другие. Некоторые из них посещали ее в Хотылеве и работали здесь. В Хотылеве М.А.Врубель написал своего знаменитого "Пана". По свидетельству Б.К.Яновского, "пейзаж на картине взят с натуры: это вид с террасы Хотылевского дворца на открывающиеся дали". В Хотылеве бывал и великий русский художник И.Е.Репин. Он написал здесь несколько этюдов и сделал ряд рисунков, ныне хранящихся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Так же, как и Врубель, Репин не остался равнодушным к деснянской красоте, открывавшейся здесь взору.

Для удобства связи усадьбы с Бежицей В.Н.Тенишевым была построена платформа "Хотылево" на Риго - Орловской железной дороге. От нее проложена шлаковая дорога и сооружен стальной мост через Десну. Этот мост был разрушен во время Великой Отечественной войны. В 1903 г. Тенищевы продали усадьбу Граббе.

Многие жители села являлись рабочими Брянского завода. Некоторые из них принимали активное участие в революционном движении. Не чуждо революционным веяниям было и Хотылевское крестьянство. В 1905 году усадьба явилась объектом гнева угнетенного крестьянства. Это выразилось, в частности, в поджоге "Летнего дома", который с тех пор прекратил свое существование.

Церковь Преображения - замечательный памятник культового зодчества, один из немногих на брянской земле усадебных храмов сер. 18 в. в стиле пышного и нарядного елизаветинского барокко. Построена в 1763 г. на средства одного из богатейших брянских помещиков Фаддея Петровича Тютчева.

Бесстолпное трехчастное здание, кирпичное и оштукатуренное, имеет своеобразную композицию, которая значительно искажена утратами. Двусветный, сильно вытянутый по продольной оси объем после разборки завершений имеет одинаковую высоту всех частей и выглядит как единое целое благодаря общему характеру их членений. Основной квадратный в плане четверик храма, более широкий и с закругленными углами, прежде был увенчан малым восьмериком с купольной кровлей. К нему примыкают небольшой прямоугольный алтарь с закругленной восточной стеной и короткая прямоугольная трапезная с четвериком паперти, над которой ранее возвышалась колокольня (сохранились остатки нижнего яруса).

Богатый барочный декор фасадов отличается изяществом деталей. Внутренняя отделка здания была очень пышной, с обильной полихромной лепниной. От нее остались фрагменты в виде скульптур ангелов и различных архитектурных деталей на стенах нынешнего чердака здания.

Парк заложен в начале XIX века и реконструирован при участии М.К.Тенишевой в 1890-х годах. Он невелик по площади, всего 9 гектаров. В плане представляет собой вытянутую вдоль берега фигуру, заключенную между застройкой села и Десной. Начинаясь у сельской площади, от стен бывшей Преображенской церкви, парк спускается по крутосклону берега к водному зеркалу Десны. Словно желая полюбоваться своим отражением, деревья "толпятся" у самой реки, а некоторые даже спустились в воду.

План парка в Хотылево

Планировка парка смешанная и состоит из двух зон: регулярной и ландшафтной. Зоны определены рельефом местности. Верхняя зона, где располагается часть парка и остатки усадьбы, имеет регулярную планировку.

Композицию парка "держит" поперечная аллея. Она связывает "Железные ворота" входа в парк с сельской площади и берег Десны с некогда бывшей там пристанью катеров. Поперек аллеи, примерно в середине ее, располагался барский дом. Одноэтажный и нарядный, он был построен во второй половине XIX столетия в духе загородных итальянских вилл эпохи Возрождения (с налетом той провинциальной декоративности, которой отличались западноевропейские постройки третьей четверти XIX века и которая давала повод называть этот стиль "венским ренессансом"). Хотылевский дом был сожжен гитлеровцами во время их кратковременного хозяйничанья здесь.

Перед домом поперечная аллея пересекается двумя продольными аллеями. Первая, длиною 350 метров, соединяет верхний парк с хозяйственным двором и фруктовым садом, расположенным в левой части усадьбы. Вторая, основная продольная аллея, пересекает перед фасадом всю территорию усадьбы, от западной окраины через фруктовый сад устремляясь к березовой роще и далее к полям. Двумя арочными романтичными мостиками она перекидывается через овраги, спускающиеся к реке.

Дом был открыт в сторону сельской площади парадным "зеленым залом" - окруженным стеной зелени, узким (ширина 25 метров) цветочным партером. Парковым фасадом дом смотрел на реку. Перед ним полукруглая площадка, от которой начинается гранитная лестница спуска к реке. В верхней части лестницы грот. В него можно войти и отдохнуть в прохладе. Отсюда красивый вид на Десну.

Склон берега и нижняя прибрежная зона имеют ландшафтную планировку с небольшим числом троп и дорожкой вдоль берега реки. Здесь же располагался "рыбный пруд" (не сохранился). Его чаша находилась несколько выше уровня Десны. Дорожка соединяла пруд с поперечной аллеей и далее, в правой части парка, выходила на подъездную дорогу к мосту. Она дважды поперечными дорожками, ныряющими на дне оврагов под арки мостиков, соединялась с верхним парком.

Таким образом, архитектурно - планировочная композиция парка логично сочетает регулярные устройства с "натуральными", четкие прямые аллеи, "зеленые залы" и "кабинеты" - с прихотливо вьющимися дорожками, со свободной планировкой, приближенной к живой природе. Центр композиции - это упомянутый выше "зеленый зал" цветочного партера перед домом усадьбы. Слева от него, если смотреть от Железных ворот, поперечные аллеи, соединенные между собой тремя короткими прямыми аллеями, образуют еще три зеленых зала, обрамленных плотными рядами высоких лип. Здесь на лужайках размещались игровые и спортивные площадки: русская лапта, лаун-теннис, крокет и другие. Перед средним из этих залов находится открытая, на возвышении, поляна. На ней стоял "Летний дом". Справа от партера располагались службы и фруктовый сад.

Не считая нескольких хозяйственных построек бывшей усадьбы, на территории парка сохранились отдельные элементы парковой архитектуры: Железные ворота, две гранитные лестницы веранд главного дома, гранитный (с гротом) лестничный спуск к реке, один арочный каменный мост через овраг. Характер их архитектуры общий с архитектурой дома.

Парк имеет разнообразное по видам растений озеленение. Раньше площадь цветочного партера перед домом обрамлялась рядами лиственниц, десятью туями (по пяти с каждой продольной стороны) и серебристыми елями. Ныне это экзотическое обрамление утрачено. По аллеям - однопородная посадка из лип. Ландшафтную часть парка украшают местные породы деревьев и кустарников: липа, клен остролистный, дуб черешчатый, тополи черный и берлинский, ольха, осина, береза, ель обыкновенная, сосна, лиственница, черемуха, сирень, бузина и другие. Встречаются экземпляры сосны кедровой сибирской.

Хотылевский парк - это парк внешних видов. Регулярная часть его умеренно парадная и уютно замкнутая в прямоугольные зеленые стены аллей. Ландшафтная же часть во многих местах открывается разрывами и "окнами" в зелени на реку и заречье, направляя внимание зрителя на отдельные виды широкого деснянского пейзажа. С площадки "Летнего дома" открывается вид сверху на "рыбный пруд", нижний парк и на уходящую вдаль пойму с серебряным изгибом реки.

Аллея лестницы торжественно показывает Десну "в упор" на коротком участке, вписанном в ажурную раму из ветвей деревьев, как бы приглашая приблизиться к ней. Поперечные дорожки, спускающиеся по логам, открывают новые и разные виды, обрамленные полукруглыми арками мостов, переброшенных над оврагами. Извивающаяся прибрежная дорожка на своих поворотах заставляет взглянуть вдоль Десны в голубую даль. Такое включение внешних видов в парк необыкновенно обогащает его содержание, как бы раздвигает его границы далеко, далеко.

К сожалению, современное состояние парка внушает тревогу за его будущую судьбу. Бессмысленно разрушается красивая лестница и другие парковые сооружения. Исчезают ценные деревья, заменяясь случайной порослью. Руководство сельского производственно-технического училища, в ведении которого находится парк, рассматривает его территорию как резервную для строительства своих зданий. Учебный корпус, клуб и ряд хозяйственных построек расположены в парке. Предусматривается строительство жилых домов и других зданий училища. Думается, что это неразумно и недопустимо: для нового строительства у нас еще достаточно свободной территории.

Чтобы ограничить использование парка под застройку, необходимо срочно установить охранную зону парка как ценного памятника. Парк в Хотылеве, пожалуй, единственный пример в Брянском крае террасного прибрежного парка со своеобразной планировкой, активно включающей в свою композицию внешние виды отмеченных незаурядной красотой окрестностей. Надо его сохранить.

  • Городков В. По старинным аллеям. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. - С. 78-87.
  • Дубровский, А.М. Усадьба Тенишевых в Хотылеве / А.М. Дубровский // Усадьбы Брянского края: из истории культурного наследия Брянщины: в 2-х т. Т. I.- 2017. - Т. 1. - С. 197-205
  • Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. - Орел, 1905. - Т. 1.- С. 129-130.
  • Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Брянская область. - М., 1977. - С. 38-40.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 180-184.
  • Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. - Л., 1991. - С. 93, 100-101, 127-129.
  • Бочарова Н. Посмотреть родину // Точка. – 2008. - №7. – С. 106-107
  • Городков В. Преображенская церковь в Хотылеве//Брян. газ. - 1993. - Окт. (№40). - С. 6.
  • Деханов В. Усадьба Тенишевых в Хотылево: следы минувшей красоты//Брян. газ. - 1999. - авг. (№32). - С. 6.

 

libryansk.ru


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2018     Предложения лучших туроператоров