Страны
         Турфирмы 
       
Отели          Билеты        
Подобрать тур
|
 Болгария  Греция  Египет  Израиль  Индия  Испания  Италия  Кипр  Китай  ОАЭ  Россия  Таиланд  Турция  Финляндия  Франция  Хорватия  Черногoрия  Чехия  Автобусные туры |
Активный туризм на Юге России. Хурзук достопримечательностиХурзук: неоцененный заповедник деревянного зодчества в сердце КавказаВ Карачаево-Черкесию мы с коллегой antplat ехали прежде всего смотреть несколько сохранившихся здесь византийских храмов - ну и пообщаться со здешними музыкантами на тему кавказского folk-revival. Про старинный карачаевский аул Хурзук я узнал уже в процессе подготовки маршрута - и, естественно, обойти его стороной мы просто не могли: место это, на мой вкус, столь же уникальное, сколько и недооцененное. Западный и Центрально-Западный Кавказ по сравнению с другими кавказскими регионами относительно беден на архитектурную этнографию. Оно и понятно: камень как строительный материал на Западном Кавказе всегда был в меньшем почете, чем на Центральном и Восточном, и здесь появилось ни живописных многобашенных комплексов, как у вайнахов, сванов и осетин, ни старинных укрепленных аулов-муравейников, как у дагестанцев. Те же черкесы, населявшие некогда все Черноморское побережье и предгорья западной половины большого Кавказа, предпочитали легкие и быстровозводимые жилища из глины, дерева, плетня. Черкесский аул проще было оставить при подходе превосходящего по силам врага – с тем, чтобы раствориться в лесу, как призракам, и донимать противника постоянными нападениями. Во время столетней войны в Черкесии русской армии и казакам пришлось сполна почувствовать на себе эту горскую тактику… Но после тех событий и старинных адыгских сел на карте больше не найти – львиная доля черкесских родов, не пожелавших смириться с русской властью, вынуждена была стать мухаджирами и уйти в Османскую Империю. Оставшимся же пришлось переселиться из родных мест в отведенные «резервации» на равнине. Куда лучше сохранилось наследие тюркоязычных карачаево-балкарцев, которые в XIX веке избежали массовых выселений. Однако в основном это касается именно Балкарии, и именно с каменным зодчеством: там и Верхний Чегем со средневековым комплексом склепов-кешене и древним селом Эльтюбю, и развалины старинных селений в верховьях Черека Балкарского (у нынешнего селения Верхняя Балкария). Карачаевцы - фото XIX века Так вот, Хурзук, находяшийся в горном Карачае, в верховьях Кубани, к юго-востоку от Теберды, этот дефицит "визуальной этнографии" в КЧР компенсирует сполна - ведь это уникальный в своем роде заповедник ДЕРЕВЯННОЙ горской архитектуры. Самое главное, что место вроде бы и посещаемое: это хороший вариант заброски для горных туристов, и краеведами он описан неоднократно, но информации в Интернете о нем все равно сильно меньше, чем могло бы быть: так, в ЖЖ я нашел единственный годный и содержательный отчет с картинками. А ведь я немного припомню в России мест, где можно так запросто познакомиться с "иным", принципиально отличным от русского, деревянным жилым зодчеством. Подозреваю, что за этим надо ехать в Восточную Сибирь, по якутские и бурятские балаганы и хотоны... А вот оно, почти рядом - и где, на Северном Кавказе, который с деревянным зодчеством особо и не ассоциируется... Когда-то деревянных аулов в Карачае было куда больше, благо годный для строительства лес здесь и в наше время растет охотнее, чем в более восточных областях Кавказа. Но Уллукамское (то есть, по-карачаевски, Кубанское) ущелье, в котором располагается селение, осталось в этом смысле, насколько я могу судить, своеобразным «оазисом». Во-первых, наверное, дело в полутора десятках лет среднеазиатского изгнания карачаевцев в послевоенные годы - ведь деревянные постройки, оказавшись без хозяйской руки, разрушаются скорее каменных. Во-вторых, именно здесь располагаются самые что ни на есть «коренные» карачаевские села. Вообще-то по пути из Черкесска в Хузрук есть как минимум два очень интересных места. Прежде всего - Шоанинский храм X века у осетинского села Коста-Хетагурово близ Карачаевска. туда мы ездили отдельно, и, наверное, отдельным должен быть и рассказ. Недоезжая храма прямо у дороги находится еще один любопытный памятник: остатки казачьей крепости на берегу Кубани у станицы Красногорская. Крепостную башню кто-то из местных уже приспособил под собственные нужды, соорудив ей верхний ярус и встроив ее во вполне банальный современный забор... Я раньше не бывал на Кавказе в середине весны - и, как выяснилось очень зря. В это время тут вполне начинаешь начинаешь верить сказке про двенадцать месяцев. В узком ущелье на северной стороне еще не думает таять снег, а на южном уже расцветает медуница. Опять же, ясная и теплая погода может смениться промозглым мокрым снегом, который тотчас преобразит все вокруг и заставит забыть, какой месяц стоит на дворе. Хурзук - село относительно крупное, тут живет около полутора тысяч человек. Но видно, что аул постепенно вымирает - работы нет (разве скотоводство да рубка леса "вчерную", большая, кстати, проблема для этих мест), молодежь уезжает. Заколоченный универсам... Зато мечеть новенькая, силикатная... Как раз пришел час молитвы, репродукторы транслируют азан, но хурзукцы что-то не спешат. Да свежий простор вокруг... А вот, собственно, и то, зачем мы сюда ехали - срубные приземистые тесные старинные дома, крытые дерном: Родовые дома сохранились в Хурзуке точечно. "Раньше было другое дело, - рассказали местные, - шестьдесят лет назад отсюда до самого Учкулана (село в четырех километрах ниже Хурзука) можно было пройти прямо по крышам. Но когда здесь жили грузины, они большую часть домов пустили на дрова". После депортации карачаевцев 1944 года, действительно, территории к югу от Теберды ("Клухорский район") были отданы Грузии, в составе которой находились до 1955 года. Опустевшие аулы Карачая заселили сваны... Впрочем, исчезать старые постройки продолжают и сейчас. В старых срубах, естетственно, уже не живут, предпочитая более современное более комфортное жилье. Родовые дома используются как хозпостройки и убежища для скота, либо же стоят и вовсе без присмотра - буквально недавно очередной дом в селе, например, сгорел. Дерновая крыша - это очень удобно: на ней можно пасти овец без боязни, что те куда-то денутся... Тем не менее, старинных домов в Хурзуке по-прежнему немало: Рядом с архаичными срубами есть дома и почти "станичного" вида первой половины XX века, с большим русским влиянием: как отметил antplat, чуть не главная ценность Хурзука в том, что здесь можно увидеть все этапы эволюции аульской архитектуры вплоть до наших дней... Влияние городской и русской культуры в Хузруке, кстати, было традиционно сильно: так, еще с 1900-х годов прекрасно по тогдашним меркам оборудованная школа, основанная учителем и садоводом В.Витковским... Сохранилось ли школьное здание - не знаю. Часть старых домов имеет явный "грузинский" акцент. Я решил, что они относятся к сороковым-пятидесятым, однако в комментах дали ценные поправки: "...эти дома с верандами грузинского характера начали появляться в Карачае еще во второй половине 19 века, разумеется, благодаря связям с Грузией. Вообще, до присоединения Карачая к России связи карачаевцев с Закавказьем были гораздо более тесными, чем с Предкавказьем. Грузинская архитектура пришлась карачаевцам по вкусу и такого рода дома строили и в первой половине 20-го века и даже после возвращения из ссылки в 1957-м году" В Хурзуке, впрочем, есть еще одна достопримечательность - она же старейшая из всех. На нависающей над селением скале стоит средневековая боевая башня, одна из нескольких сохранившихся в небогатой на них Карачаево-Черкесии - "Мамия-Кала" или, по-другому, "Гошаях".. Тропу к башне мы искать не стали - все-таки надо было торопиться назад, чтобы до темноты успеть проехать горную часть пути и вернуться в Черкесск. Посему покидаем Хурзук и возвращаемся в город, сделав напоследок еще несколько кадров. Об общих впечатлениях от "путешествия в Черкесию" и другие репортажи о Кавказе и Закавказье можно прочитать в моем журнале ru-travel.livejournal.com ПРИРОДА, ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ АУЛА ХУРЗУКПРИРОДА, ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ АУЛА ХУРЗУККулчаева Хаджият Халитовна 11 Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF Введение: Я родом из аула Хурзук и жил там до тех пор, пока не пошёл в школу. Сейчас я с родителями живу в Карачаевске, но очень часто бываю в своём родном ауле.Этим летом я гостил в Хурзуке у своей тёти и услышал много интересного об этом ауле от родственников, соседей и друзей. Информацию, которую я слышал от разных людей, была разной, часто не совпадала и я решил узнать о своей малой Родине побольше - это и послужило мотивацией к написанию исследовательской работы. Актуальность: Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной аул, город, страну все более и более растущими и расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, реки и дремучие леса – все это в равной степени формируют чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся. Цель моей исследовательской работы заключается в том, чтобы вспомнить забытое, открыть неизвестные для меня страницы истории своей малой родины, аула Хурзук, узнать легенды связанные с историей моего аула. Объект исследования:Одно из древнейших поселений нашей республики аул Хурзук. Предмет исследования:история возникновения поселения, его природа и легенды аула. Гипотеза: Знания о своей малой Родине расширяет кругозор и делает человека интересным в общении. Задачи: 1. Выяснить особенности развития истории аула Хурзук. 2. Узнать о знаменитых людях малой родины. 3. Найти исторические памятники и достопримечательности своей малой родины. Собрать материалы о Хурзуке (иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.) 4. Взять интервью у долгожителей, ветеранов и других жителей посёлка. 5. Изучить литературные источники и интернет ресурсы по данной теме. 5. Учиться сотрудничать с одноклассниками и родителями. Методы исследования: экспедиционный. Место исследования:аул Хурзук. Хурзук – один из древнейших аулов Карачаево-Черкесии. Местные жители любят шутить, что «с Хурзука начинается Россия», так как он граничит с Грузией, на самом деле для нас наша большая Родина начинается отсюда с малой Родины. Интерес к этой земле, последнее время, сильно возрос и у туристов, и у учёных. Так как аул является очень древним, до сих пор историки спорят о времени возникновения аула. Одни считают, что аул возник в Сармато-аланский период (6-8 вв.), другие же в 12-13 вв, в период распада Аланского царства. Доказательством первого варианта могут служить городище в Узун-Коле, которое было исследовано Кузнецовым В.А. и Алексеевой Е.П., а также постройки и керамические изделия, найденные за башней (в результате сравнения с данными Биджиева Х.Х. и Плетневой С.А.). Поселение окрестностей аула Хурзук существовали в сармато-аланский период, также через территорию Хурзука проходила часть Генуэзского Торгового пути. Но сам аул Хурзук был основан в 12-13 вв., именно тогда начали строить из камня ограждения и башню, а многие памятники истории аула связаны с язычеством тюркского происхождения, которую принесли на Кавказ булгары и кипчаки. Далее в своей работе я буду опираться на полевой материал, который я собрал, рассказы местных аксакалов и литературные источники. Об истории аула. Около семисот лет тому назад родоначальник карачаевцев – Карча с четырьмя друзьями – Наурузом, Адурхаем, Будияном, Трамом и кучкой их приверженцев выселялись из Крыма. Передвигаясь на восток, в Абхазию вдоль берега Черного моря, они останавливались у населенных пунктов Гурзуф и Учколан, где природа отличалась своей мягкостью и красотой. Прожив немного в Абхазии, они вынуждены были пробраться в Джегуту, но и здесь они не смогли остаться долго, так как их преследовали представители племени кизильбеков. Так они поселились в Баксане (КБР), но и здесь через 40 лет им пришлось вступить в борьбу с кабардинцами. В этот период, согласно преданию, карачаевский охотник по имени Боташ охотился с товарищами на высотах Садырла и попал случайно в долину Уллу-Кама. Народ, соблазнившись рассказами Боташа, переселился в долину Кубани. Здесь было основано первое селение на месте современного Карт-Джурта, затем стали сюда стекаться абреки или же отдельные семьи из Сванетии, Абхазии, Дагестана и Кабарды. Они смешивались с местным населением, и был создан сначала Хурзук, потом Учкулан. Таким образом, по одним источникам а. Хурзук около 700 лет, по другим источникам здесь люди появились чуть раньше, во время распада Алании. Убегая от татаро-монгол аланы скрывались в горах, то есть в труднодоступных местах, куда относится и Хурзук. О названии Гурзуф в Крыму Название аулу Хурзук, скорее всего дали в честь аула Гурзуф, где некогда останавливался Карча со своими товарищами. С тюркского языка название аула означает «Солнцем особо освещаемая земля». Такой перевод больше подходит Гурзуфу, который находится в Крыму, а Гурзуф имеет более 2000 летнюю историю. По другой версии, у легендарного родоначальника карачаевцев была единственная дочь, которая после замужества поселилась в другом селении. В знак большой любви к своей дочери Карча и назвал это селение Хурзук. Есть ещё версия, что это название дал народ в знак глубокого уважения к дочери своего родоначальника. И сейчас красивую, умную, воспитанную девушку карачаевцы называют гурией (хур къыз кибик). А по карачаевским легендам дочь Карчи была очень красивой и такой умной, что часто даже отец слушался ее совета. Существуют и другие мнения относительно происхождения названия Хурзук. Кузнецов, например, толкует это название так «каменистая впадина» (с осетинского языка), а Лайпанов К.Т. предлагает перевод «хвост животного» (с хакасского языка). В литературе также встречаются обозначения, как «голодный волк», «каменный мешок». С периода основания до 1943 года аул постепенно развивался и расширялся. Аул Хурзук всегда, кроме 1943-1956 гг, носил это название. А во время выселения эта земля со всеми селениями района принадлежала грузинам и называлась Зебваке, а район Клухорским. В этот период дома строились из дерева. А после выселения, возвратились сюда не все, более половины жилищ были уничтожены и люди не могли поселиться. Были уничтожены целые кварталы, возвратившись, население поселилось компактно, по сторонам основной дороги. Так из двух мечетей осталась одна, которая была переоборудовали в клуб. В настоящее время ее заново передали под мечеть, которая является одним из самых почитаемых мест в ауле. Она находится за мостом по правую сторону от трассы. Также, после возвращения, вместо двух школ стала работать одна – это говорит о том, что количество населения очень уменьшилось. В настоящее время действует в селе современная двухэтажная школа. О природе аула. Природа как история аула очень интересна и разнообразна. Северо-восточную часть аула занимают скалы, а с остальных сторон аул окружают горы со смешанными лесами, богатые растительностью и животными. Здесь растут ели, березы, сосны, а на подножиях гор и холмах растут кустарники: облепиха, можжевельник, барбарис. Барбарис – это кустарник высотой до 2-2,5м с вероподобной кроной. Он обладает противовоспалительным, желчегонным, мочегонным, противомикробным, вяжущим, кровоостанавливающим и антисептическим действиями. Цветет в апреле-мае, созревают плоды в сентябре - октябре. Барбарису карачаевцы, в частности хурзукчане, благодарны за айран. По легенде, в одной карачаевской семье жил младенец с сестрой, которую звали Айра. Проголодавшись, мальчик начал плакать и сестра решила ему дать кипяченое молоко, оказалось, что молоко закисло от плодов барбариса, которые попали в молоко случайно. Но так как не было другого молока, Айра решила дать кислое молоко. Впоследствии мальчик требовал свою айру («айрой» он называл напиток, которую ему давала его сестра Айра), и не хотел больше пить простое молоко. После для закваски использовали небольшое количество айры. В результате этот кисломолочный напиток получил название айран. Летом здесь можно собрать в больших количествах: чернику, малину, бруснику, смородину, землянику, а осенью барбарис, облепиху, шиповник, крыжовник. Население также пользуется лечебными травами: душица, зверобой, чабрец, мать-и-мачеха и т.д. В горах обитают медведи, волки, лисы, зайцы, белки, рыси, дикие козы, шакалы, а из птиц в лесу можно встретить дятлов, кукушек. На крышах домов обитают голуби в больших количествах, воробьи, синицы, соловьи, можно встретить иволгу, в скалистой части обитают орлы. В последние годы сильно увеличилось количество ворон, также очень редко, но встречаются соколы, а ястребы в больших количествах, так что животным и растительным миром аул богат. О населении. В настоящее время в ауле живут 1198 человек в 270 дворах. Из них 1198 человек карачаевцы, двое русских, одна христианка, остальное население придерживается ислама, сунниты. Старожилов в селе (за 80 лет) – 6 человек. Аул хоть и считается одним из маленьких, но он дал очень известных и достойных людей Родине, как говорится: «Главная гордость аула – это его люди». Жители аула гордятся своими земляками – генералами – Магометовым Солтаном Кеккезовичем, Семеновым Владимиром Магомедовичем, Героем Советского Союза Касаевым Османом Муссаевичем, Байрамкуловым Джатдайем народным героем Карачая. Он является героем первой Мировой войны, полный Георгиевский кавалер. Поэтессой Байрамуковой Халимат Башчыевной, народным композитором и певцом Узденовым Альбертом Магомедовичем и т.д. Есть в ауле интересные люди, украшающие повседневную жизнь и помогающие воспитанию современной молодежи - это Узденов Ибрагим, Хапаев Бородин, который очень умело переводит современные эстрадные песни на родной язык, пишет сам стихи, умеет очень интересно рассказывать анекдоты, Курманов Смагил, который из дерева делает различную мебель, утварь. Моя тетя, Мадина Курманова, из этого же аула, дважды побила мировой рекорд по скоростному вязанию. За три минуты она набрала 272 петли. Джатдоев Мурат один из тех, кто 1998 году покорил Эльбрус на лошадях. О традициях. Хотя в селе и нет мест для отдыха (ни клуба, ни зала, ни театра) народ умеет по- своему веселиться: устраивает той не только в праздники, но и по различным поводам: рождение ребенка, свадьба, дни рождения и т.д. В праздник в одном доме народ собирается со всего аула. Почти во всех вечеринках, праздниках, развлечения проходят на народный лад. Той проводят под национальную музыку, поются песни народные, порой и очень старинные, особо популярны народные частушки. При исполнении танцев и песен имеются некоторые изменения, но суть остается. Также в ауле сохранились обычаи и традиции празднования рождения ребенка, свадеб, праздников жатв, религиозных праздников. Хотя население мусульманское некоторые элементы язычества сохранились до сих пор, например, когда долго летом не бывают дожди, молодежь привязывает осла, ставят перед ним зеркало и купают его. Также они могут ездить по аулу, обливая всех подряд. Девушки используют сих пор по языческие гадания. Наиболее популярным из них является «Туз гютдю». До сих пор сохранился обычай: если долгое время в семье не рождается сын, но вот вдруг родился, то ножки долгожданного мальчика кладут в сосуд с медом. О достопримечательностях. У ворот аула видна боевая башня на левой стороне, прямо на скале. Чтобы попасть в башню нужно подняться на холм, а с холма по насыпям камней и маленьким тропинкам можно уже подняться к башне. Это боевая башня «Мамия–къала», в народе ее еще называют «Гошаях къала», была построена в 13 веке во время вторжения татаро - монгол в Аланию. Чтобы укрыться от татаро - монгол местное население забралось в труднодоступные места, такими являлись и земли Хурзука. На скале, откуда были видны основные дороги, они построили боевую башню. Башня была трехэтажная. На каждом этаже имеются по две бойницы. Балки, разделявшие этажи не сохранились, но места их укрепления четко видны. Самым интересным является состав раствора, который использовали в строительстве - это яйца со скорлупами и песок. Количество кальция в единице объема старого раствора как раз соответствует количеству кальция в новом растворе. А кальций находится в скорлупе (были проведены множество опытов для установления состава раствора). Это соответствует и тому, что в аланском мире, когда строили общезначимые постройки, участвовало все население, поддерживали трудом, материально и морально. До наших дней дошла информация о том, что при строительстве башни использовали яйца (орлиные, перепелиные, то есть диких птиц), только вряд ли можно было найти столько диких яиц. Во время Отечественной войны снарядом была отломлена небольшая часть с южной стороны башни. Для восстановления ушло около 500 яиц. По расчетом учеников хурзукской школы, если бы использовались обычные куриные яйца, то ушло бы более 32000 яиц. Может быть, использовались яйца большего и меньшего размеров: диких и домашних птиц. Камни для строительства переносили с левого берега реки Уллу–Кам, поскольку там они были твердыми и гладкими. Дверь башни направлена на север и построена аркой. «Мамия Къала» В настоящее время имеется один путь– тропинкой спереди, поскольку здесь каменистая возвышенность. Весной опасно сюда подниматься (возможен камнепад). Специальной дороги у подножия скалы нет, перебраться можно только через пастбища. Есть и другая версия об истории башни, в которой говорится, что она была построена родственником княгини Гошаях, которая в свое время (16век) пряталась там. Она является очень известной личностью в Карачае, так как была просвещенной, образованной женщиной в то время, когда карачаевские женщины считались хранителями домашнего очага и домохозяйками. Также можно связать историю строительства башни с тем, что здесь проходил Транскавказский Шелковый путь. При строительстве дорог руководствовались безопасностью и рационализмом. Магистральные дороги прокладывались в основном по хребтам и отрогам, что обеспечивала их обзор и охрану от внезапных нападений. По словам аксакала Тохчукова Унуха Курманбиевича (86 лет) – башня была необходима жителям для охраны аула от набегов и похищения детей, что было частым явлением в те далёкие времена. Сейчас башня нуждается в реставрации специалистов, поскольку кроме восстановленного учащимися отверстии имеются и другие небольшие разрушения Если же при входе в аул не повернуть налево и не идти к башне, а продолжить путь по центральной дороге, на правой стороне у перекрестка улиц (центральной и ведущей к мосту) можно увидеть старое здание из дерева. Это первая светская школа для девушек в Карачае. Здание первой светской школы для карачаевских девушек в Карачае Ещё два памятника, которые заслуживают внимания и рассказывают об истории аула – это мельница на берегу реки и памятник Боташу на перекрестке улиц, расстояние между ними несколько шагов. Наверное, я начну с мельницы. Это мельница известна по всему Карачаю, так как хозяйкой ее была первая женщина - предприниматель в Карачае, Кульчаева Эрши. Она не только владела мельницей, но и наравне с мужчинами вела хозяйства. Еще могу добавить, что она была лично знакома с Лениным и была революционеркой. Эрши была единственной женщиной, с которой считались и мужчины, и администрация. Население ее любило и уважало, как за ее деловые качества, так и за чувство юмора. Но мельница Эрши развалилась и жители аула заново отстроили мельницу на том же месте, на берегу реки с таких же размеров , чтобы она напоминала о деятельности и активности Эрши, которая даже в пожилом возрасте (за 80 лет) являлась примером для подражания. Само же здание охватывает 40кв.м. и в настоящее время имеет лишь историческую ценность. Восстановленная мельница Эрши Фамилия Боташевых установила памятник своему родоначальнику Боташу, вышеупомянутому охотнику, который посчитал не только пригодным для проживания территорию аула Хурзук, но и первым вырастил здесь ячмень прямо на том месте, где построен памятник. Памятник установлен на большом, выделяющемся камне, так как камни являлись объектами поклонения в языческое время. Таким образом «Боташ-таш» отражает историю не только фамилии Боташевых, но и народа. Далее если по этой улице идти прямо, перейдя мост, можно увидеть тропинку на холм, который местные жители называют «Шхайты». Идя по тропинке вверх, можно попасть на поляну, где находится ещё один фамильный памятник Уздену, который установлен фамилией Узденовых на их родовой земле, своему родоначальнику. На постаменте памятника изображены фамильные тамги Узденовых, знаки которым отмечали свой крупнорогатый скот и коней представителей Узденовых. А также там можно увидеть изображения лука со стрелами, меча, ножниц, диких коз и т.д., то есть рисунки на постаменте отражают жизнь карачаевцев во времена Уздена (около 16в). Памятник Уздену Не спускаясь вниз от этого памятника идёт тропинкой в лес на восток, там видна возвышенность, покрытая осыпью. По осыпи если подниматься вверх можно выйти к пещере. Пещера находится довольно в скрытой местности и в настоящее время служит гнездом для птиц. Говорят, что в конце 19 в начале 20 вв. распространялась эпидемия чумы и тифа, поскольку тогда не могли лечить, а болезни были заразны, то таких больных уводили далеко за населенный пункт и родственники заносили пищу, не подходя к больному, оставляли еду около пещер-дорбунов. По словам аксакала Узденова Ибрагима (87 лет) – эта пещера служила, как раз одним из таких убежищ для больных (прокаженных) и долгое время люди обходили ее стороной. А о названии пещеры «Хырт-дорбун» в ауле ходит такая легенда, один многодетный отец кормил свою семью охотой и наступила пора, когда он не находил добычу, тогда, чтобы прокормить семью он стал воровать овец соседей и обрабатывать их на этой пещере, а домой спускал уже разделенные туши. Соседи догадывались о проделках Хырта и стали следить за ним и оказались в этой пещере, где нашли шкуры овец. Поняв, что за ним идут и что его поймали, он выпрыгнул через отверстие на задней стороне, которая выходила окном в аул. Хырт дорбун. Отверстие на овраг За отверстием овраг и поэтому соседи перестали преследовать его дальше и Хырт в селе больше не появлялся. С тех пор пещеру так и называют «Хырт-дорбун» (пещера Хырта). Длина ее 16 м, она узкая, высота разна от метра до шести метров. С внутренней стороны местами покрыта сажей, что является доказательством того, что пещера являлась пристанищем для человека. В аул нужно возвращаться теми же тропинкам и дорогами которыми поднялись. Перейдя мост рядом со школой если подниматься по тропинке, ведущей вверх на холм, и пройдя по дороге можно увидеть источник – «Шыйых суу», который является священным источником для карачаевцев, особенно для хурзукчан. Почему хурзукчане считают его священным источником? Говорят, что в начале 19в в семью Дудовых прибыли гости из Кабарды и обслуживал их молодой слуга Дудовых , другой национальности. Гость после выпитой бозы невзначай оскорбил слугу, указывая на его происхождение. На что молодой парень взялся за кинжал и убил гостя. Естественно, он убежал, покрыв позором семью Дудовых. Князь Дудов приказал его поймать, но парень успел перейти реку, по карачаевским обычаям – после того, как враг переходит реку без коня, преследования прекращаются, но один чабан с другой стороны реки выстрелил в беглеца и он умер. Говорят, когда копали для него могилу, появился этот источник. Считают, что он появился из-за того, что парень был безгрешен, и похоронили его недалеко от источника. В 1851 году в Хурзуке был суд над ворами. Первым судили работника Дудова, который украл 20 серебряных рублей. Там этот вор выхватил пистолет из своего рукава, выстрелил в пристава и убил. Когда старшина захотел поймать его, то его также убил мечом. Ещё двух он тяжело ранил и убежал. И тогда Крымшамхалов с несколькими людьми догнал его и на месте «Шыйых суу» убил. После того, как тело показали аулчанам, его не разрешили хоронить его на кладбище. И тогда они решили похоронить его на месте, где он был убит. В настоящее время, во время религиозных праздников многие мусульмане приходят молиться к этому источнику и берут воду, считая, что вода имеет лечебные свойства, доказано, что в составе воды имеется серебро. Местные предприниматели 1995-1996 гг. хотели реализовать в бутылки эту воду. Но вода быстро портилась и технологии хранения других вод не подходили, хотя вода признавалась, чуть ли не самой чистой. Недалеко от источника, на правой стороне находилась «священная сосна». О происхождении ее в народе сложилась такая легенда: между двух вершине Эльбруса находился источник живой воды. Его охранял черный ворон и никого не допускал к нему. Однажды, когда ворон носился над долиной Хурзука и Кубани, какой-то старик, всю жизнь посвятивший на добычу хоть капли этой чудесной воды, в ярости подстрелил ворона. Капля крови упала у берега р.Уллу-Хурзук и из нее выросла «священная сосна». Много времени хурзукчане испытывали к ней суеверный страх и поклонялись ей. Сосна находилась между двумя камнями. Само строение дерева очень отличалосьот других сосен: два совершенно одинаковых дерева выходят из одного корня и ствола. Эти деревья были как бы сиамскими близнецами. В народе дерево называли «Джангыз терек» и посвящали ему песни и верят в его силу до сих пор. Во времена выселения остающиеся без присмотра кладбища были разгромлены, за исключением двух кладбищ находившихся рядом с сосной. А может и в самом деле дерево обладало сверхсилой? В 1957 году профессор Хабичев посетил дерево, и оно стояло там, где было. Сейчас дерева нет, но есть ещё одно дерево – элемент язычества. Оно находится в двух шагах от «Шыйых суу» рядом с могилой. К дереву приходят, загадывают желание, и завязывают лоскуток ткани. Одним из значимых достопримечательностей аула является народная лечебница «Джылы Суу». Чтобы добраться туда надо ехать по дороге рядом с рекой Уллу – Хурзук, переходя 11 мостов с одного берега на другой. Дорога туда начинается с памятника «Боташ -таш». Недалеко от источника имеется одна из пещер, где в свое время жили братья Джуккаевы в 1943-1957 гг. Они единственные, которые остались на родной земле во время выселения. До выселения их мать, увидев сон о надвигающийся угрозе, отправила своих сыновей на места выпаса домашнего скота. Начиная с первых дней выселения до возвращения карачаевцев на Родину, братья присматривали за аулом издали (историю аула в этот период жители знают из рассказов братьев). Жизнь этих братьев в течение 14 лет занимает определенное место в истории карачаевцев. Можно ещё долго рассказывать о достопримечательностях и красотах аула, но главное богатство Хурзука это его Жители. Жители аула всегда отличались тем, что любили и любят юмор. Даже в 19 веке пристав Петрусевич из-за тонкого юмора и свободолюбия хурзукчан называл «Хурзук-бузук», то есть непослушными. Профессор Текеев Кемал Мусаевич в своей книге «Карачаевцы и балкарцы » отметил, что хурзукчане «отличаются от остальных карачаевцев своеобразным характером с присущим только им юмором». То ест хурзукчане – это свободолюбивые, дружелюбные, веселые, трудолюбивые и гостеприимные люди. Вывод: После завершения исследовательской работы, я понял, как благотворно она повлияла на меня и всех тех, кто помогал мне её делать. В результате исследования я узнал много интересного из истории аула, услышал легенды связанные с достопримечательностями Хурзука. В процессе исследования моя гипотеза подтвердилась, я действительно расширил свой кругозор и могу теперь сам рассказывать о своём удивительном ауле, его истории, природе, замечательных жителях. Я надеюсь, что у меня будет возможность ещё более детально заняться историей а. Хурзук и я смогу внести свой вклад в науку. Цель исследовательской работы достигнута, задачи выполнены. Заключение: Совершенно очевидно: если люди знают историю родного уголка, они умеют ценить его прошлое, любить настоящее и вносят свой вклад в развитие любимого края.Источники:
Просмотров работы: 437 school-science.ru Хурзук – древнейший аул КавказаХурзук - это древнейший аул Карачаево-Черкессии, если не всего Кавказа. Именно отсюда началось расселение карачаевцев на окрестные территории. Здешним родовым домам по 200 лет и, глядя на них, можно понять, каковы были эти земли в самом начале 19 века. Родовые дома Хурзука - зрелище незабываемое. Это срубы из самых прочных деревянных бревен, которые строились на склонах гор. Крыша их - земляной настил, поросший дерном. Нередко на такой крыше можно встретить мирно пасущихся коров. Согласитесь, корова на крыше дома - экзотичный вид. Эти дома стоят уже по 200 лет и, наверное, простоят еще столько же: они настолько прочны, что ни коровы, ни бурные весенние водные потоки, спускающиеся с гор, не способны нанести домам существенного ущерба. Сейчас древние родовые дома Хурзука мирно соседствуют с современными строениями, облицованными пластиком. Налицо старый и новый мир, прошлое и будущее.
Хурзук - это древнейший аул Карачаево-Черкессии, если не всего Кавказа. Именно отсюда началось расселение карачаевцев на окрестные территории. Здешним родовым домам по 200 лет и, глядя на них, можно понять, каковы были эти земли в самом начале 19 века. Родовые дома Хурзука - зрелище незабываемое. Это срубы из самых прочных деревянных бревен, которые строились на склонах гор. Крыша их - земляной настил, поросший дерном. Нередко на такой крыше можно встретить мирно пасущихся коров. Согласитесь, корова на крыше дома - экзотичный вид. Эти дома стоят уже по 200 лет и, наверное, простоят еще столько же: они настолько прочны, что ни коровы, ни бурные весенние водные потоки, спускающиеся с гор, не способны нанести домам существенного ущерба. Сейчас древние родовые дома Хурзука мирно соседствуют с современными строениями, облицованными пластиком. Налицо старый и новый мир, прошлое и будущее. Родовые дома - это, в принципе, военные сооружения. В неспокойное время здесь пряталась вся семья, а иногда и несколько - дети, старики, женщины. Из этих неприступных домов очень удобно было обороняться. Историки до сих пор спорят, каким слоям населения принадлежали в прошлом такие дома. Одни утверждают, что их строили бедняки, в то время как у богачей хватало денег на каменные дома. Другие же ученые считают, что, поскольку деревянный дом гораздо теплее и уютнее каменного, их строили карачаевцы, вне зависимости от уровня достатка. Стремительные горные реки и огромные камни преграждают путь к аулу Хурзук, спрятанному в чаше кавказских гор. В центре Хурзука установлена памятная стела народному герою Карачая, герою Первой мировой войны, полному Георгиевскому кавалеру Джатдаю Байрамукову. В 28 лет он был убит ищейками ОГПУ, несмотря на то, что сам Ленин своей рукой подписал ему мандат: «За прошлое простить, считать большевиком». А еще в окрестностях Хурзука стоит боевая башня - одна из двух, вообще существующих в Карачаево-Черкессии боевых башен. Карачаевцы - народ мирный, который всегда старался избегать войн, предпочитая бою дипломатию или тихий отход поглубже в горы, поэтому и боевых башен у них немного. Но эта есть, хотя местные никогда к ней не ходят, отговариваясь старой легендой. Была у местного князя-чародея дочь-красавица, которая однажды влюбилась в молодого бедного пастуха. Конечно, отец воспротивился такой неравной любви, заточил дочь в высокой неприступной башне, а мост к башне разрушил. Но вскоре отец сжалился, рассудив, что дочь уже взрослая и имеет право сама распоряжаться своей жизнью, поэтому наделил ее волшебной способностью строить и разрушать мост к башне по собственному желанию. Однако князь пригрозил, что если дочь решит остаться с пастухом, он проклянет ее и завещает все свои богатства кому-то другому. В результате, дочь поплакала, но смирилась с волей отца. А вскоре князь нашел для девушки жениха - сына правителя соседнего княжества. Девушка и юноша поженились. Она продолжала жить в башне, а молодой князь ходил в военные походы. Когда он возвращался домой, свистел особым свистом, и жена строила мост, чтобы он мог подъехать к башне. Но однажды случилась беда. Юная княгиня узнала, что ее прежний возлюбленный-пастух перестал вздыхать по ней и женился на простой селянке. Девушка настолько разгневалась на него, саму себя, своего отца и мужа, что когда ее молодой супруг в очередной раз ехал по мосту к башне, она, в ярости, одним мановением руки разрушила мост, и юноша сгинул в пропасти. С тех пор девушка утратила способность строить мост и оказалась отрезана от мира в своей одинокой башне. Местные старожилы утверждают, что и по сей день в лунную ночь можно слышать горестные рыдания, которые доносятся из старой башни. Поэтому никто не рискует подходить к ней близко. Такой он, Хурзук - древний, легендарный, таинственный. kavkaz-tours.ru Хурзук: неоцененный заповедник деревянного зодчества в сердце КавказаЯ , пожалуй, никогда так плотно не путешествовал, как этой весной и летом... Кавказ и Закавказье, Босния и Средняя Азия плюс Алтай и Беларусь по работе плюс куча вылазок выходного дня в соседние области - впечатления давно уже стали перекрывать друг друга, наступила и усталость, и перенасыщение. Отчасти, поэтому и ЖЖ я почти забросил на долгий срок: хотелось написать сразу о многом, но не хватало то времени, то усидчивости. Поэтому буду, пожалуй, выбирать наиболее интересные и незаезженные места и сюжеты - вернее, те, что мне таковыми покажутся. Начну примерно с того места, с которого забросил писать о поездках в ЖЖ - с весенней поездки по Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, продолжу, очевидно, вылазкой в Ингушетию и Дагестан (с Грузией и Азербайджаном посередине), которая у меня случилась в середине лета. В Карачаево-Черкесию мы с коллегой, кунаком и товарищем antplat ехали прежде всего смотреть несколько сохранившихся здесь византийских храмов - ну и пообщаться со здешними музыкантами на тему кавказского folk-revival. Про старинный карачаевский аул Хурзук я узнал уже в процессе подготовки маршрута - и, естественно, обойти его стороной мы просто не могли: место это, на мой вкус, столь же уникальное, сколько и недооцененное. Западный и Центрально-Западный Кавказ по сравнению с другими кавказскими регионами относительно беден на архитектурную этнографию. Оно и понятно: камень как строительный материал на Западном Кавказе всегда был в меньшем почете, чем на Центральном и Восточном, и здесь появилось ни живописных многобашенных комплексов, как у вайнахов, сванов и осетин, ни старинных укрепленных аулов-муравейников, как у дагестанцев. Те же черкесы, населявшие некогда все Черноморское побережье и предгорья западной половины большого Кавказа, предпочитали легкие и быстровозводимые жилища из глины, дерева, плетня. Черкесский аул проще было оставить при подходе превосходящего по силам врага – с тем, чтобы раствориться в лесу, как призракам, и донимать противника постоянными нападениями. Во время столетней войны в Черкесии русской армии и казакам пришлось сполна почувствовать на себе эту горскую тактику… Но после тех событий и старинных адыгских сел на карте больше не найти – львиная доля черкесских родов, не пожелавших смириться с русской властью, вынуждена была стать мухаджирами и уйти в Османскую Империю. Оставшимся же пришлось переселиться из родных мест в отведенные «резервации» на равнине. Куда лучше сохранилось наследие тюркоязычных карачаево-балкарцев, которые в XIX веке избежали массовых выселений. Однако в основном это касается именно Балкарии, и именно с каменным зодчеством: там и Верхний Чегем со средневековым комплексом склепов-кешене и древним селом Эльтюбю, и развалины старинных селений в верховьях Черека Балкарского (у нынешнего селения Верхняя Балкария). Карачаевцы - фото XIX века Так вот, Хурзук, находяшийся в горном Карачае, в верховьях Кубани, к юго-востоку от Теберды, этот дефицит "визуальной этнографии" в КЧР компенсирует сполна - ведь это уникальный в своем роде заповедник ДЕРЕВЯННОЙ горской архитектуры. Самое главное, что место вроде бы и посещаемое: это хороший вариант заброски для горных туристов, и краеведами он описан неоднократно, но информации в Интернете о нем все равно чильно меньше, чем могло бы быть: так, в ЖЖ я нашел единственный годный и содержательный отчет с картинками. А ведь я немного припомню в России мест, где можно так запросто познакомиться с "иным", принципиально отличным от русского, деревянным жилым зодчеством. Подозреваю, что за этим надо ехать в Восточную Сибирь, по якутские и бурятские балаганы и хотоны... А вот оно, почти рядом - и где, на Северном Кавказе, который с деревянным зодчеством особо и не ассоциируется... Когда-то деревянных аулов в Карачае было куда больше, благо годный для строительства лес здесь и в наше время растет охотнее, чем в более восточных областях Кавказа. Но Уллукамское (то есть, по-карачаевски, Кубанское) ущелье, в котором располагается селение, осталось в этом смысле, насколько я могу судить, своеобразным «оазисом». Во-первых, наверное, дело в полутора десятках лет среднеазиатского изгнания карачаевцев в послевоенные годы - ведь деревянные постройки, оказавшись без хозяйской руки, разрушаются скорее каменных. Во-вторых, именно здесь располагаются самые что ни на есть «коренные» карачаевские села. От Черкесска до Хурзука чуть более ста километров по, что ценно, неплохой дороге: на всем ее протяжении асфальт. Едем с кунаками из Черкесска - нас сопровождает талантливый композитор, продюсер и музыкант-шычэпшынао и апапшынао продюсер Тимур, а за рулем восходящая звезда карачаевской сцены Руслан. Руслан - истинный джигит, и даже на слепых изгибах горной дороги меньше сотни не сбрасывает... Ощущения те еще, зато успеваем по солнцу, пусть и выехали неприлично поздно, после обеда. Вообще по пути из Черкесска в Хузрук есть как минимум два очень интересных места. Прежде всего - Шоанинский храм X века у осетинского села Коста-Хетагурово близ Карачаевска. туда мы ездили отдельно, и, наверное, отдельным будет и рассказ. А недоезжая храма - еще один любопытный памятник: остатки казачьей крепости на берегу Кубани у станицы Красногорская. Крепостную башню кто-то из местных уже приспособил под собственные нужды, соорудив ей верхний ярус и встроив ее во вполне банальный современный забор... Я раньше не бывал на Кавказе в середине весны - и, как выяснилось очень зря. Я уже писал: в это время тут вполне начинаешь начинаешь верить сказке про двенадцать месяцев. В узком ущелье на северной стороне еще не думает таять снег, а на южном уже расцветает медуница. Опять же, ясная и теплая погода может смениться промозглым мокрым снегом, который тотчас преобразит все вокруг и заставит забыть, какой месяц стоит на дворе. Хурзук - село относительно крупное, тут живет около полутора тысяч человек. Но видно, что аул постепенно вымирает - работы нет (разве скотоводство да рубка леса "вчерную", большая, кстати, проблема для этих мест), молодежь уезжает. Заколоченный универсам... Зато мечеть новенькая, силикатная... Как раз пришел час молитвы, репродукторы транслируют азан, но хурзукцы что-то не спешат. Да свежий простор вокруг... А вот, собственно, и то, зачем мы сюда ехали - срубные приземистые тесные старинные дома, крытые дерном: Родовые дома сохранились в Хурзуке точечно. "Раньше было другое дело, - рассказали местные, - шестьдесят лет назад отсюда до самого Учкулана (село в четырех километрах ниже Хурзука) можно было пройти прямо по крышам. Но когда здесь жили грузины, они бревнами из старинных домов топили зимой печи". После депортации карачаевцев 1944 года, действительно, территории к югу от Теберды ("Клухорский район") были отданы Грузии, в составе которой находились до 1955 года. Опустевшие аулы Карачая заселили сваны... Впрочем, исчезать старые постройки продолжают и сейчас. В старых срубах, естетственно, уже не живут, предпочитая более современное более комфортное жилье. Родовые дома используются как хозпостройки и убежища для скота, либо же стоят и вовсе без присмотра - буквально недавно очередной дом в селе, например, сгорел. Дерновая крыша - это очень удобно: на ней можно пасти овец без боязни, что те куда-то денутся... Тем не менее, старинных домов в Хурзуке по-прежнему немало: Рядом с архаичными срубами есть дома и почти "станичного" вида первой половины XX века, с большим русским влиянием: как отметил antplat, чуть не главная ценность Хурзука в том, что здесь можно увидеть все этапы эволюции аульской архитектуры вплоть до наших дней... Влияние городской и русской культуры в Хузруке, кстати, было традиционно сильно: так, еще с 1900-х годов прекрасно по тогдашним меркам оборудованная школа, основанная учителем и садоводом В.Витковским... Сохранилось ли школьное здание - не знаю. Часть старых домов имеет явный "грузинский" акцент. Я думал, что они выстроены в сороковых или пятидесятых, когда опустевший Карачай был присоединен к Сванетии - но меня поправили: мода на такие дома началась еще до революции. В Хурзуке, впрочем, есть еще одна достопримечательность - она же старейшая из всех. На нависающей над селением скале стоит средневековая боевая башня, одна из нескольких сохранившихся в небогатой на них Карачаево-Черкесии - "Мамия-Кала" или, по-другому, "Гошаях".. Тропу к башне мы искать не стали - все-таки надо было торопиться назад, чтобы до темноты успеть проехать горную часть пути и вернуться в Черкесск. Посему покидаем Хурзук и возвращаемся в город, сделав напоследок еще несколько кадров. В общем, продолжение следует. Апрельское "путешествие в Черкесию" - общие впечатления conlaich.livejournal.com Аул Хурзук, Карачаево-ЧеркессияВ Хурзуке я уже был пару раз, спускаясь с гор и поднимаясь. Надо бы про него рассказать. После Карачаевская, Кубань течет в узком, но невысоком ущелье. Но от поселка Эльбрусский и выше ущелье становится все шире и шире... Виды почти как на Памире. Это еще не Хурзук - это Учкулан - он немного в стороне от дороги. Из него тоже в горы ходят. Местная мечеть Долина Кубани у Учкулана Местная остановка с предвыборной агитацией и рекламой Автозаправка Вот и Хурзук. Слева долина, ведущая к кислым нарзанам: 2011 Эльбрус с севера. ч.1 Хурзук - Джылы-Суу - перевал Машкова И еще один рассказ - 2010. Приэльбрусье. Ирикчат - Джилы-Су - Хурзук А справа верховья Кубани, куда мы следуем. У въезда в аул память стела в честь Джатдая Каитбиевича Байрамукова - народного героя Кавказа, героя Первой мировой войны. Вообще, среди карачаевцев много военачальников. По числу представленных к званию Героя во времена Великой Отечественной, относительно других народов они были в лидерах, но Сталин не любил этот народ, и как и крымских татар, и вайнахов, выселил их в среднюю Азию на 15 лет. Ну а освободившиеся дома заняли сваны - горные грузины. Такая вот дружба народов была. Герой со стелы смотрит на Эльбрус. Среди облаков и горных хребтов виден его белый склон Чей-то дом, неплохо выглядит Если приглядеться, то на скале над аулов можно увидеть башню Гошаях (Мамия Кала). Сторожевая башня, которой полторы тысячи лет. К башне забраться непросто и стоит она высоко Еще одна достопримечательность села - старинные сакли. Им по несколько сот лет. Деревянные избы покрыты сверху слоем земли, очень экологично. Сейчас их берегут как память о прошлом. Есть и просто брошенные дома,н о их немного, аул вполне себе живой, много детей как и раньше. Хотя с безработицей в КЧР не все решено, люди как-то живут, дома каменные, бедности не видно. Мечеть новая, кирпичная Поля с овощами. В основном капуста Рядом со старыми домами постройки послевоенной эпохи Зачем-то на заброшенный магазин повесили рекламу Единой России Прекраснейшая автобусная остановка. На Кавказе в советское время тсарались их украсить. В Абхазии много похожих сохранилось, да и у нас в Краснодарском крае. Вертушка. От коров Самая красивая сакля у речки, текущей со склона Эльбруса Сакля в Хурзуке на фоне хребта Енукол Большей частью соатльной Хурзук обычное село с кирпичными домами, есть пара магазинчиков. В сторону заставы много мусора у дороги, увы. До заставы вполне проезжая для низкой городской машины грунтовка Нас встречают суслики, тут их много обитает Много мусора, увы. Но это последний мусор. Долина Кубани выше Хурзука У слияния двух потоком - с Эльбруса и Главного Кавказского Хребта, расположена застава Хурзук. Здесь мы оставили машину и отправились пешком в альплагерь Узункол. Дорога до заставы проезжая, дальше к альплагерю на низких уже не проехать, да и жигули жалко будет. Comments: kalugafoto.net Путеводитель От Маруха до Эльбруса. М83. Аул Хурзук - р. Битюк-Тёбе-Кол - пер. Балк-Баши (3689 м, 1 А) - р. Кызыл-Кол - теплые источники Джилы-Су (38 км, дорога, тропа, 2 дня).
автор - Арсенин Владимир Васильевич Перейти к содержанию книги Первый день занимает плавный, без резких взлетов подход по долине к подножию перевала. Дорога выходит из узкой улочки аула на луг и скоро вступает в лесистое ущелье. Затем идет у реки и, обходя подступающие к воде скалы, много раз меняет берега. Лишь незадолго до развилки Кюкюртлю и Битюк-Тёбе-Кол (около 12 км, 2000 м) она перебирается окончательно на правую сторону и приподнимается на оголившийся склон. Вход в долину Кюкюртлю с разрушенной лесопилкой остается внизу. Дорога в это ущелье отделилась раньше и видна среди деревьев возле коша на уступе левого склона, на мысу. Река Битюк-Тёбе-Кол пробила теснину, путь идет поверху, кое-где пересекая редкие сосны. На левом берегу, где лес тянется дольше, стоят пастухи и проложена тропа. Правый борт (склон хр. Садырла), которым мы идем, задернован. Вверху обнажены осыпи, выбиты овечьи тропы. У дороги и по всему травянистому склону множество нор сусликов. В хорошую погоду возле них сидят и сами хозяева. Приближение человека на несколько десятков шагов заставляет зверьков прятаться. Не следует останавливаться вблизи норы: горный подвид малого суслика, обитающий в Приэльбрусье, является носителем чумы, переносчиком служат блохи. Правда, естественный отбор формирует популяции, в которых большинство особей не подвержены заражению. Однако малая часть оказывается чувствительной к инфекции (к тому же из-за изолированности урочищ имеются популяции, где раньше болезни не было и иммунитет не выработан), и время от времени, с интервалами от года до десятков лет, происходит вспышка заболеваемости. В этом случае ущелья или целые районы объявляются карантинной зоной, запрещенной для посещения. Впереди выросло нагромождение льдов и скал западного плеча Эльбруса. Каменные россыпи словно покрыты пятнами рододендронов, но на самом деле это результат выветривания лав. В 20 км от аула Хурзук у слияния нескольких ручьев, образующих Битюк-Тёбе-Кол, дорога заканчивается. Здесь стоит последний кош. Чуть дальше на луговине можно разбить бивак. Неподалеку от реки виден красный язычок нарзана Махийланы-Тёбендеги-Гара. Всего в долине больше 20 минеральных источников, в том числе теплый (18-20,5 °С) Джилы-Су, иначе Тохтар-нарзан, находящийся на левом берегу (2593 м). Возле него расположены постройки базы отдыха, мимо которых мы проходили. В 1913 г. директор хурзукской школы Т. Биджиев выложил каменный колодец и построил на свои средства домик для больных. Он также организовал метеонаблюдения в ущелье. Эльбрус с перевала Балк-Баши. Перевал Балк-Баши хорошо виден на востоке - верхушка гребешка-контрфорса, поднимающегося из долины к месту стыка ледовых сбросов Эльбруса с хр. Садырла. Тропка пробита по гребешку: внизу осыпи, скрепленные травой, далее очень сильно разрушенные скалы. Снизу от коша не разглядеть, что, перед тем как выбраться на гребешок, надо перейти балку, служащую входом в укрытую в складках правого склона котловину, где пасут быков. У выхода на перевал слева внизу открывается осыпной цирк одного из истоков р. Чомарт-Кол, вдоль которого можно пройти на Худее, к пос. Эльбрусский (М85). С продуваемой ветром площадки открывается далекий вид на ущелье Уллу-Хурзук. Совсем близкой кажется Западная вершина Эльбруса, путь к которой прегражден, однако, мощными сбросами. Мы находимся на высоте фирновых полей эльбрусских ледников. Внизу виден ближайший л. Уллу-Чиран с нитями поверхностных морен. К нему по пологим осыпям сбегает едва различимая тропка. Уровень следующего глетчера Кара-Чаул заметно выше. Его широкий и слегка выпуклый язык лишен моренного чехла. Дальше, напротив седловины Эльбруса, выступает остров скал с плоским верхом. Ниже ледников, моренных и лавовых бугров лежит травянистое плато Ирахик-Сырт, приподнятое над неглубоким ущельем р. Кызыл-Кол, притока Малки; с левой стороны к реке подступают крутые осыпи хр. Ташлы-Сырт. Мощный поток начинается от л. Уллу-Чиран. В литературе начала прошлого века встречается иное название - ледник Малкинский, тогда считали Кызыл-Кол основным истоком Малки. Путь на Малку проходит старой дорогой по плато Ирахик-Сырт в стороне от р. Кызыл-Кол, которая в верхнем течении заключена в теснину. Чтобы попасть на дорогу, спускаемся несколько сот метров в широкий «карман» за левой мореной л. Уллу-Чиран, где можно ночевать, и выходим к левому берегу реки. По каменистым полям и лугу идет тропа. В 2 км от ледника она соединяется с тропой от пер. Бурун-Таш (М85) и перебирается по камням на правый берег к краю плато Ирахик-Сырт. Поднявшись на сотню метров на плато, оказываемся на дороге.В высокую воду переправа через Кызыл-Кол может оказаться сложной. Чтобы не рисковать, лучше перейти л. Уллу-Чиран (с левой морены примерно 100 м спуска по конгломерату) и правыми моренами сойти к правому берегу реки или сразу на плато. Путь по плато Ирахик-Сырт составляет 6 км. Размытая, местами заросшая дорога идет среди кочковатых (результат промерзания) лугов, на которых пасут лошадей. Реки не слышно, она скрыта за краем плато. Дорога короткими зигзагами приспускается с восточного края плато в долину ручья, текущего с л. Кара-Чаул. На пригорке левого берега стоит кош. Ручей впадает в Кызыл-Кол, который уже вырвался из теснины и широко разлился по плоской террасе на месте ушедшего озера (2500 м). Образовалось оно около 10 тыс. лет назад, когда лавовый поток - его невысокая, несколько десятков метров, гряда видна километром ниже по течению - запрудил реку. На дне скопился вулканический песок, туфы, мелкие кусочки выброшенных из кратера пород (лапилли). Со временем Кызыл-Кол пропилил в преграде щель, и озеро исчезло. На ровном левом берегу реки разбросано несколько кошей (урочище Сурх). Отсюда начинается дорога в Кисловодск (ее серпантин желтеет на склоне) и продолжается тропа к Малке. Переправа через Кызыл-Кол - вброд на перекате. Пройдя мимо кошей, поднимаемся несколько десятков метров торной тропой на упомянутую лавовую гряду. С задернованного гребня внизу, на 200-метровой глубине, показывается Малка. Виден лишь короткий ее участок, потому что река уходит в каньон с нависающими стенками. Прямо под нами мостик, к которому спускается тропа. Рядом с ней Кызыл-Кол обрушивается к Малке 40-метровым водопадом Султан. На правом берегу возле моста выбивается мощной струей теплый минеральный источник Джилы-Су (2360 м), в нескольких сотнях метров ниже по реке стоят палатки и шалаши народного курорта. Бросается в глаза скопление конгломератных (точнее, брекчиевых - с неокатанными обломками) останцев в балке Кала-Кулак рядом с источником. На просторных пологих склонах правобережья Малки поверх каньона тут и там разбросаны коши, исчерчены тропами луга. За плавной линией хр. Кара-Кая угадывается ущелье правого притока Малки - р. Шау-Кол. Туда, срезая оконечность хребта, идет дорога. По долине Шау-Кол и его притоку Ислам-Чат пролегает путь к пер. Кыртык-Ауш (3242 м) в с. Верхний Баксан в Баксанском ущелье. На Ислам-Чат можно также попасть, перевалив через хр. Кара-Кая. Пологий подъем начинается от правого берега р. Кара-Кая-Су, вливающейся в Малку чуть ниже курорта. Широкая зеленая лощина, подводящая к перевалу, хорошо просматривается. Вернемся в урочище Сурх. В полутора сотнях метров к северу от ближайшего к водопаду Султан коша, у подножия заросшей каменной гряды на краю луга, сохранилась надпись экспедиции 1829 г. На вросшей в землю глыбе в рост человека можно прочесть: 1829 годасъ 8 по 11 iюлялагерь подъ КомандоюГенералъ оть КавалерЕминуель Отсюда вышла группа восходителей: физик А. Купфер, основатель сети метеорологических и магнитных наблюдений в стране; Э. Ленд, известный как один из основоположников электротехники и физико-географ; ботаник К. Мейер; зоолог Э. Менетрие; архитектор Горячих Вод И. Бернардацци; казак П. Лысенков; проводники К. Хаширов и А. Соттаев. На второй день Килар Хаширов достиг Восточной вершины Эльбруса. «Килар... сумел, - писал А. Я. Купфер, - воспользоваться утренним холодом и значительно раньше нас миновал границу вечных снегов. Когда Ленц достиг места своей последней остановки, Килар уже возвращался с вершины. Снег начал размягчаться только с 11 часов; он нашел его еще твердым до самой вершины, и только спускаясь, он встретил те же трудности, что и мы». Комментариев нет - Ваш будет первым!budetinteresno.info Путеводители и описания на budetinteresno!!!Также смотри: содержание книги ::: CD с картами Кавказа ::: форум по безопасности/погранцам
Река Уллу-Хурзук, впадающая в р. Уллу-Кам возле аула Хурзук, образуется от слияния рек Кюкюртлю и Битюк-Тёбе-Кол, начинающихся у ледников западного склона Эльбруса. Долиной Битюк-Тёбе-Кол можно пройти к высокому, но простому пер. Балк-Баши, который выводит на северные склоны Эльбруса в истоки р. Малки. М83. Аул Хурзук - р. Битюк-Тёбе-Кол - пер. Балк-Баши (3689 м, 1 А) - р. Кызыл-Кол - теплые источники Джилы-Су (38 км, дорога, тропа, 2 дня). Первый день занимает плавный, без резких взлетов подход по долине к подножию перевала. Дорога выходит из узкой улочки аула на луг и скоро вступает в лесистое ущелье. Затем идет у реки и, обходя подступающие к воде скалы, много раз меняет берега. Лишь незадолго до развилки Кюкюртлю и Битюк-Тёбе-Кол (около 12 км, 2000 м) она перебирается окончательно на правую сторону и приподнимается на оголившийся склон. Вход в долину Кюкюртлю с разрушенной лесопилкой остается внизу. Дорога в это ущелье отделилась раньше и видна среди деревьев возле коша на уступе левого склона, на мысу. Река Битюк-Тёбе-Кол пробила теснину, путь идет поверху, кое-где пересекая редкие сосны. На левом берегу, где лес тянется дольше, стоят пастухи и проложена тропа. Правый борт (склон хр. Садырла), которым мы идем, задернован. Вверху обнажены осыпи, выбиты овечьи тропы. У дороги и по всему травянистому склону множество нор сусликов. В хорошую погоду возле них сидят и сами хозяева. Приближение человека на несколько десятков шагов заставляет зверьков прятаться. Не следует останавливаться вблизи норы: горный подвид малого суслика, обитающий в Приэльбрусье, является носителем чумы, переносчиком служат блохи. Правда, естественный отбор формирует популяции, в которых большинство особей не подвержены заражению. Однако малая часть оказывается чувствительной к инфекции (к тому же из-за изолированности урочищ имеются популяции, где раньше болезни не было и иммунитет не выработан), и время от времени, с интервалами от года до десятков лет, происходит вспышка заболеваемости. В этом случае ущелья или целые районы объявляются карантинной зоной, запрещенной для посещения. Впереди выросло нагромождение льдов и скал западного плеча Эльбруса. Каменные россыпи словно покрыты пятнами рододендронов, но на самом деле это результат выветривания лав. В 20 км от аула Хурзук у слияния нескольких ручьев, образующих Битюк-Тёбе-Кол, дорога заканчивается. Здесь стоит последний кош. Чуть дальше на луговине можно разбить бивак. Неподалеку от реки виден красный язычок нарзана Махийланы-Тёбендеги-Гара. Всего в долине больше 20 минеральных источников, в том числе теплый (18-20,5 °С) Джилы-Су, иначе Тохтар-нарзан, находящийся на левом берегу (2593 м). Возле него расположены постройки базы отдыха, мимо которых мы проходили. В 1913 г. директор хурзукской школы Т. Биджиев выложил каменный колодец и построил на свои средства домик для больных. Он также организовал метеонаблюдения в ущелье. Эльбрус с перевала Балк-Баши. Перевал Балк-Баши хорошо виден на востоке - верхушка гребешка-контрфорса, поднимающегося из долины к месту стыка ледовых сбросов Эльбруса с хр. Садырла. Тропка пробита по гребешку: внизу осыпи, скрепленные травой, далее очень сильно разрушенные скалы. Снизу от коша не разглядеть, что, перед тем как выбраться на гребешок, надо перейти балку, служащую входом в укрытую в складках правого склона котловину, где пасут быков. У выхода на перевал слева внизу открывается осыпной цирк одного из истоков р. Чомарт-Кол, вдоль которого можно пройти на Худее, к пос. Эльбрусский (М85). С продуваемой ветром площадки открывается далекий вид на ущелье Уллу-Хурзук. Совсем близкой кажется Западная вершина Эльбруса, путь к которой прегражден, однако, мощными сбросами. Мы находимся на высоте фирновых полей эльбрусских ледников. Внизу виден ближайший л. Уллу-Чиран с нитями поверхностных морен. К нему по пологим осыпям сбегает едва различимая тропка. Уровень следующего глетчера Кара-Чаул заметно выше. Его широкий и слегка выпуклый язык лишен моренного чехла. Дальше, напротив седловины Эльбруса, выступает остров скал с плоским верхом. Ниже ледников, моренных и лавовых бугров лежит травянистое плато Ирахик-Сырт, приподнятое над неглубоким ущельем р. Кызыл-Кол, притока Малки; с левой стороны к реке подступают крутые осыпи хр. Ташлы-Сырт. Мощный поток начинается от л. Уллу-Чиран. В литературе начала прошлого века встречается иное название - ледник Малкинский, тогда считали Кызыл-Кол основным истоком Малки. Путь на Малку проходит старой дорогой по плато Ирахик-Сырт в стороне от р. Кызыл-Кол, которая в верхнем течении заключена в теснину. Чтобы попасть на дорогу, спускаемся несколько сот метров в широкий «карман» за левой мореной л. Уллу-Чиран, где можно ночевать, и выходим к левому берегу реки. По каменистым полям и лугу идет тропа. В 2 км от ледника она соединяется с тропой от пер. Бурун-Таш (М85) и перебирается по камням на правый берег к краю плато Ирахик-Сырт. Поднявшись на сотню метров на плато, оказываемся на дороге.В высокую воду переправа через Кызыл-Кол может оказаться сложной. Чтобы не рисковать, лучше перейти л. Уллу-Чиран (с левой морены примерно 100 м спуска по конгломерату) и правыми моренами сойти к правому берегу реки или сразу на плато. Путь по плато Ирахик-Сырт составляет 6 км. Размытая, местами заросшая дорога идет среди кочковатых (результат промерзания) лугов, на которых пасут лошадей. Реки не слышно, она скрыта за краем плато. Дорога короткими зигзагами приспускается с восточного края плато в долину ручья, текущего с л. Кара-Чаул. На пригорке левого берега стоит кош. Ручей впадает в Кызыл-Кол, который уже вырвался из теснины и широко разлился по плоской террасе на месте ушедшего озера (2500 м). Образовалось оно около 10 тыс. лет назад, когда лавовый поток - его невысокая, несколько десятков метров, гряда видна километром ниже по течению - запрудил реку. На дне скопился вулканический песок, туфы, мелкие кусочки выброшенных из кратера пород (лапилли). Со временем Кызыл-Кол пропилил в преграде щель, и озеро исчезло. На ровном левом берегу реки разбросано несколько кошей (урочище Сурх). Отсюда начинается дорога в Кисловодск (ее серпантин желтеет на склоне) и продолжается тропа к Малке. Переправа через Кызыл-Кол - вброд на перекате. Пройдя мимо кошей, поднимаемся несколько десятков метров торной тропой на упомянутую лавовую гряду. С задернованного гребня внизу, на 200-метровой глубине, показывается Малка. Виден лишь короткий ее участок, потому что река уходит в каньон с нависающими стенками. Прямо под нами мостик, к которому спускается тропа. Рядом с ней Кызыл-Кол обрушивается к Малке 40-метровым водопадом Султан. На правом берегу возле моста выбивается мощной струей теплый минеральный источник Джилы-Су (2360 м), в нескольких сотнях метров ниже по реке стоят палатки и шалаши народного курорта. Бросается в глаза скопление конгломератных (точнее, брекчиевых - с неокатанными обломками) останцев в балке Кала-Кулак рядом с источником. На просторных пологих склонах правобережья Малки поверх каньона тут и там разбросаны коши, исчерчены тропами луга. За плавной линией хр. Кара-Кая угадывается ущелье правого притока Малки - р. Шау-Кол. Туда, срезая оконечность хребта, идет дорога. По долине Шау-Кол и его притоку Ислам-Чат пролегает путь к пер. Кыртык-Ауш (3242 м) в с. Верхний Баксан в Баксанском ущелье. На Ислам-Чат можно также попасть, перевалив через хр. Кара-Кая. Пологий подъем начинается от правого берега р. Кара-Кая-Су, вливающейся в Малку чуть ниже курорта. Широкая зеленая лощина, подводящая к перевалу, хорошо просматривается. Вернемся в урочище Сурх. В полутора сотнях метров к северу от ближайшего к водопаду Султан коша, у подножия заросшей каменной гряды на краю луга, сохранилась надпись экспедиции 1829 г. На вросшей в землю глыбе в рост человека можно прочесть: 1829 годасъ 8 по 11 iюлялагерь подъ КомандоюГенералъ оть КавалерЕминуель Отсюда вышла группа восходителей: физик А. Купфер, основатель сети метеорологических и магнитных наблюдений в стране; Э. Ленд, известный как один из основоположников электротехники и физико-географ; ботаник К. Мейер; зоолог Э. Менетрие; архитектор Горячих Вод И. Бернардацци; казак П. Лысенков; проводники К. Хаширов и А. Соттаев. На второй день Килар Хаширов достиг Восточной вершины Эльбруса. «Килар... сумел, - писал А. Я. Купфер, -воспользоваться утренним холодом и значительно раньше нас миновал границу вечных снегов. Когда Ленц достиг места своей последней остановки, Килар уже возвращался с вершины. Снег начал размягчаться только с 11 часов; он нашел его еще твердым до самой вершины, и только спускаясь, он встретил те же трудности, что и мы». М84. Джилы-Су - «Долина нарзанов» - Кисловодск (пешком 48 км, дорога, 2 дня). По дороге, которая тянется травянистыми плоскогорьями севернее Эльбруса и оканчивается у кошей в долине Кызыл-Кол, пастухам доставляют продукты, топливо, прогоняют скот (часто провозят). По ней можно пройти до турбазы «Долина нарзанов» (машины бывают редко), расположенной в ущелье р. Хасаут, левого притока Малки. На пути туда пересекаешь глубокую долину Харбаза - другого притока Малки. Из «Долины нарзанов» ходит автобус в Кисловодск. Дорога крутыми зигзагами взбирается на сотню метров на левый борт ущелья Кызыл-Кол и, перевалив через оконечность хр. Ташлы-Сырт, плавно спускается на всхолмленное плато средней высотой около 2400 м. Есть обходная конная тропа, начинающаяся на валу над водопадом Султан (М83). Она траверсирует крутые осыпи над тесниной Малки, затем заболоченным лугом поднимается мимо коша на дорогу. С тропы виден водопад на Малке в начале каньона. Этот переход называется пер. Кая-Ишик. До того как проложили автомобильную дорогу, он был основным. Глинистая, изрытая дождевыми потоками колея держится поначалу у края плоскогорья над обрывами. Минуем 2-метровый каменный столб-менгир, стоящий лицом к Малке. Далее проселок извивается между пологими холмами. Впереди колеблются в дымке неясные контуры Скалистого хребта с красноватым пиком г. Кинжал. За спиной пол-обзора занимает Эльбрус. На зеленом просторе бродят табуны лошадей. Коши пастухов, иногда это каркасные домики, прячутся в укрытых от ветра балках у родников. Если здесь заночевать, увидишь, как очертания Эльбруса прорисовываются «светящимся мелом по аспидной мгле» (Н. Тихонов). Примерно в 12 км от Джилы-Су начинается 500-метровый спуск в лесистую долину Харбаза (есть сокращающая серпантин тропа), деревья подступают к самой кромке плато. Здесь попадаешь в душистое субальпийское и лесное разнотравье. Под березами на берегу чистого ручья или у речки удобно остановиться на ночлег. Следующий участок - подъем на Харбазское плато, снова на высоту около 2300 м. Сразу за бродом через мелкий Харбаз, под скалой слева от дороги, есть глубокая ниша, где укрываются от ненастья пастухи. Через 7 км тягун выводит к придорожному магазину, куда выезжают и машины с плато Бечасын. Тракт, вобравший дороги с обширных приэльбрусских пастбищ, расширился, появились километровые столбы. Светлая лента продолжает подниматься среди невысоких холмов. Опять вырос на юге «колосс двуглавый». В 15 км от соединения дорог начинается длинный спуск серпантином в ущелье Хасаута. Дорога ныряет в густой лес, состоящий из березы, рябины, ольхи, черемухи. Склоны Хасаутской долины, защищенной с грех сторон горами, отличаются богатством трав: больших размеров достигают папоротники, цветут ирисы, тюльпаны, анемоны разных оттенков. На дне ущелья (1300 м) стоит замок с зубчатой башней - турбаза «Долина нарзанов». По ущелью Хасаута насчитывается около 20 минеральных источников. До Кисловодска чуть больше 30 км.
Комментариев нет - Ваш будет первым!budetinteresno.info |
 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров |