Страны
         Турфирмы 
       
Отели          Билеты        
Подобрать тур
|
 Болгария  Греция  Египет  Израиль  Индия  Испания  Италия  Кипр  Китай  ОАЭ  Россия  Таиланд  Турция  Финляндия  Франция  Хорватия  Черногoрия  Чехия  Автобусные туры |
Путешествия по городам России и зарубежья. Кусково достопримечательностиУсадьба Кусково в Москве | Путешествия по городам России и зарубежьяИстория ныне известной Усадьбы Кусково начинается в конце XVI в., когда Шереметевым принадлежал один небольшой участок этой земли, «кусок», как называл его граф Борис Петрович Шереметев. Все остальные земли в округе принадлежали графу Алексею Михайловичу Черкасскому. Всё изменилось после союза сына Бориса Шереметьева и единственной дочери Алексея Черкасского. С тех пор Шереметевы стали полноправными собственниками всей этой земли. А название так и осталось — Кусково. Для приёма гостей по приказу графа был отстроен дворец и усадебный комплекс с прилегающей архитектурной композицией, чем и сейчас может полюбоваться любой посетитель уже музея-усадьбы Кусково. Роду Шереметевых усадьба принадлежала более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы. Попасть на территорию усадьбы можно только через кассу. В 2015 г. за прогулку в парке нужно заплатить символическую сумму в 40 р. За вход в каждое из зданий цена колеблется от 50 до 150 р. Для первого посещения мы решили ограничиться общим билетом за 350 р., включающим в себя парк, Дворец, Американскую оранжерею и Грот, и отдельно заплатили 100 р. за фотосъёмку. Также входные билеты можно приобрести в каждом из зданий, не возвращаясь в кассу у входа. Парк в Усадьбе КусковоВходим во французский парк с множеством аллей, прудов и дорожек. Аккуратно выстриженные деревья и кустарники правильной геометрической формы так и заманивают в свои зелёные лабиринты. Ещё непонятно, в какую сторону идти, но охранник на входе нас заверил, что кругом стоят указатели, так что заблудиться невозможно. Аллея деревьев перед Итальянским домиком. А вот и сам Итальянский домик. Повсюду стоят красивые белые статуи. Ещё одна аллея, но уже ведущая к Гроту. Ряд туннелей из переплетенных ветвей рядом со Дворцом. Очевидно, Кусково — одно из излюбленных мест для свадебных церемоний и фотосессий, где каждая невеста чувствует себя настоящей принцессой. За время нашей непродолжительной прогулки мы успели увидеть несколько свадеб и просто фотосессий. Пруды – неотъемленная часть всей парковой композиции. Самый большой находится прямо перед Дворцом. Если погода позволяет, можно расположиться на газоне, почитать книгу или пообщаться с друзьями. С этого же места открывается чудесный вид на Грот, Итальянский домик и палатку с мороженым. С тыльной стороны Грота тоже есть пруд. Несмотря на его маленькие размеры, в пруду плавают разноцветные рыбки, и берега позволяют спуститься прямо к воде. Есть на территории усадьбы и третий пруд, напротив Голландского домика, но мы там, к сожалению, не успели побывать. Гуляя по парку, неожиданно набрели на вольер для птиц, в котором жило семейство павлинов со своими птенчиками. Прогулка среди высоких кустов выдалась несколько хаотичной, каждый поворот ужасно интриговал, глаза разбегались, хотелось побывать везде и всюду одновременно, но время поджимало, и надо было идти во Дворец. Дворец в Усадьбе КускововБольшой дом — так раньше назывался Дворец — именно здесь граф Шереметев принимал гостей. Кареты проезжали мимо большого пруда и по пологим пандусам поднимались прямо к парадной двери. Бело-красные мраморные стены в вестибюле Дворца. К нашему удивлению, одна из комнат оказалась Бильярдной. Оказывается, во второй половине XVIII в. бильярд был очень популярен. Комнату украшает резной камин над которым расположилась немного мрачное панно «Пейзаж с руинами у воды». На каждой стене висят картины неизвестных русских художников XVIII в. Потолок с пятью симметрично расположенными панно, на которых изображены «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Столовая просторная и светлая. В ее отделке не использовались шелковые ткани, так как они впитывают запахи. С левой стороны столовую украшает полукруглая ниша с мраморным бюстом Александра Македонского. К столовой примыкает буфетная, служившая для хранения посуды. Обычно все богатые дома той эпохи отапливались изразцовыми печами, но здесь так же присутствуют мраморные камины, пришедшие в Россию из Западной Европы. Наверное, с двойным отопление стало вдвойне теплее. В одном углу комнаты печь, а в другом — камин. Самой яркой комнатой усадьбы Кусково является малиновая гостиная с позолоченными рамами картин и люстрой «Листопадом». По бокам зеркала установлены мраморные бюсты фельдмарашала Бориса Петровича Шереметева и его супруги графини Анны Петровны. На картинах — парадный (в полный рост) портрет императрицы Елизаветы Петровны и графа Петра Борисовича Шереметева. Парадная спальня — также мода заимствованная из Европы. В интерьер включены портреты владельцев усадьбы. Непонятно, для каких целей предназначалась такая маленькая кроватка, в декоративных, или же действительно для отдыха? Кабинет-конторка значительно скромнее парадных гостиных. Изначально, стены оживлялись множеством картин симметрично вставленных в дубовые панели по размерам и сюжетам. В 80-х гг. XVIII в. картины были сняты, но следы их пребывания и сейчас можно наблюдать на стенах. Особую ценность представляет стол с изображением панорамы Кусковского парка. На столешнице не рисунок, а мозаика набранная из различных пород дерева. Замаскированная под обои потайная дверь. Хотелось бы знать, куда она ведёт. Диванная — дань моде, пришедшей в Россию с Востока во второй половине XVIII века. Комната с большим пристенным диваном предназначена для отдыха. Висящие на стене небольшие женские портреты в овальных рамках, так называемые «женские головки», особенно модные в России в то время. За Диванной видна Библиотека, по большей части служившая для хранения в витринах различных научных предметов: глобуса, звездной сферы, камеры-обскура, подзорной трубы, стекла, кости, перламутра и т.п. Эти предметы должны были свидетельствовать о просвещенности и изысканном вкусе владельца усадьбы. Резное золоченое кресло было изготовлено на заказ в известной московской мастерской П. Споля специально к приезду к Екатерины II в Кусково в 1787 г. Вседневная опочивальня была предназначена для отдыха в течение дня. Голубая гамма стен и мебели создает атмосферу покоя и уюта. Камин декорирован французскими мраморными вставками с рописью «в помпеянском стиле». Живопись Вседневной опочивальни представлена камерными (до половины тела) портретами детей графа Петра Борисовича Шереметева. Картинная — маленькая домашняя галерея. На стенах Картинной размещались произведения живописи различных западно-европейских школ XVI-XVIII веков: немецкой, итальянской, французской, фламандской, голландской. Картины практически полностью покрывали стены и самостоятельная ценность картин отчасти утрачивалась, так как они подбирались по размеру и сюжетам с соблюдением сходной цветовой гаммы. Танцевальный зал или Зеркальная галерея — самый большой и торжественный зал дворца, предназначавшийся для парадных обедов и танцев. Большое количество зеркал зрительно расширяет комнату. Стены украшены золочеными венками и медальонами с профилями античных воинов. Тут же увидели очередную фотосессию. На этой фотографии особенно хорошо видно, что Дворец — деревянный! Идём в сторону Большой каменной оранжереи, оглядываемся назад на Дворец… Ещё один вид на Дворец из самого «сердца» парка. Вид с того же места на Большую каменную оранжерею. Построенная в 1770-х гг. Большая каменная оранжерея изначально предназначалась для размещения топиарных (фигурных) растений, сейчас тут располагаются различные выставки. Американская оранжерея в усадьбе КусковоНаша цель была правее Большой каменной оранжереи — это Американская оранжерея. Ранее — теплицы для тропических растений, сейчас — также выставочный зал. Во время нашего посещения тут расположилась выставка Русского фарфора XVIII — начала XX вв. Впервые в истории музея представлена наиболее полная в стране коллекция русского фарфора. Экспозиция построена по хронологическому принципу начиная с середины XVIII в. и кончая началом XX столетия. Демонстрируются изделия самых лучших фарфоровых заводов России: императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова, Сафронова и других заводов Гжели, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова. Фотографировать выставку нам категорически запретили. Павильон «Грот» в Усадьбе КусковоПавильон «Грот» — самое необычное строение всей Усадьбы и очередная дань Европейской моде! Именно Кусковский Грот единственный в России, сохранивший свою первозданную внутреннюю отделку до наших дней. Первые гроты начали строить XVI в. в Италии (в переводе и итальянского «пещера»), внутри которых устраивали либо купальни, либо фонтан. В Усадьбе Кусково Грот так же играл роль спасительного места в знойный летний день. Купол павильона венчает бьющий фонтан. «Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Однако ж частая починка гротов навлекает затруднение». (Левшин В.А. «Необходимое и полное домоводство», 1795 г.) Грот состоит из трёх залов: центрального, северного и южного. Центральный зал расписан под зелёный и розовый мрамор. Тут же выставлены несколько картин, выполненных целиком из ракушек. Нам сказали, что в Гроте стоит столик, исполняющий желания. Нужно найти на нём свой знак зодиака и загадать желание, и оно непременно сбудется! Идём в северный зал, выполненный в холодных тонах. На потолке и стенах целые картины из раковин! И каждый посетитель павильона обязательно должен найти на потолке драконов. На фотографии ниже тоже сидит дракончик! Он кирпичного цвета с закрученным хвостом и зубастой разинутой пастью — справа на фото! А тут в центре фотографии желтый дракон борется с зелёной змеёй. Переходим в южный зал, его цветовая гамма тёплая в отличие от северного зала. Жаль, на фотографии не видно, как блестят и мерцают стены при попадании на них солнечного света! И на потолке тоже живёт дракон! На фотографии ниже он на самом верху, поедает виноград. Фотография не самая удачная, хвост дракона обрезался, зато видны опущенные вниз крылья и раскрытую пасть. В другом конце зала (между окнами) сидит красивая райская птичка. Не очень понятно, что она делает, может быть, пьет воду из фонтана? Оформление интерьеров длилось около 10 лет. (1761 – 1775 гг.) Этой работой занимался немецкий мастер Иоганн Фохт. В отделке использовались туф (пористая горная порода, использующаяся как отделочный материал), стекло, кусочки зеркал, гипсовая лепнина и тысячи раковин 24-х видов. Куклы, установленные в нишах обеих залов, были куплены графом П.Б. Шереметевым в 1775 г. специально для Грота. Фрагмент стены вблизи.Вернувшись домой, мы с удивлением обнаружили, что не обошли и половины всей усадьбы! Так что визит придётся повторить. towntravel.ru Кусково - усадьба Шереметевых | Дворец, парк, музей. МоскваСодержание статьи Усадьба Кусково одна из главных достопримечательностей Москвы. Ее владельцами были графы знаменитого рода Шереметевых. Расположена она на востоке Москвы, и представляет собой не только главный дворец и прилежащие к нему постройки, но и облагороженную и обустроенную парковую территорию, по которой мы отправились гулять в один погожий летний день. Вопрос «Как провести день в Москве?» с легкостью может поставить в тупик и приезжих туристов и местных жителей, но не потому что в Москве некуда сходить. Наоборот, в столице так много достопримечательностей, что выбрать наидостойнейшие из них получится не сразу. Например для знакомства с Москвой можно выбрать речную прогулку на теплоходе по Москве-реке. Но справедливости ради стоить отметить, что прогулка займет всего несколько часов, а оставшийся день вероятнее всего вы проведете на Кремлевской площади, Тверской и Арбате, но что делать если в вашем распоряжении не один день в Москве, а скажем три или четыре. Вот мы и составили импровизированный рейтинг самых популярных туристических мест Москвы. Рейтинг очень условный и не сформировавшийся даже в мыслях, поэтому здесь он не появится, но появится один из его пунктов. Это усадьба Кусково. Усадьба Кусково — как добратьсяУсадьба Кусково расположена на востоке Москвы в районе Вишняки. Самый простой способ доехать до усадьбы это метро.
Самый простой вариант это доехать до усадьбы Кусково со станции метро Рязанский проспект, здесь и автобусов больше и ехать недолго. График работы музея Кусково можно уточнить на официальном сайте музея Кусково, но помните, что музей не работает по понедельникам и вторникам. Усадьба КусковоОказавшись на территории парка сразу же чувствуешь себя словно шагнул в прошлое с помощью машины времени. Сразу представляется, как по это самой липовой аллее прогуливаются знатные особы, гуляют дамы с собачками, а кавалеры скачут на конях. Первый вопрос, возникающий в голове при упоминании Кусково связан с названием. Почему именно Кусково? Все весьма прозаично. Первое упоминание о Кусково уходит корнями в 1623 год, до этого момента у графа Бориса Петровича Шереметева был во владении лишь один небольшой надел, сам граф называл его «кусок», прочие же земли принадлежали Алексею Михайловичу Черкасскому, будущему государственному канцлеру. С ним и породнился граф Шереметев сосватав своего сына за дочь канцлера. После этого Шереметевы стали единоличными хозяевами Кусково, а название сохранилось. Дворец появились здесь гораздо позже, только к 1774 году. Любопытным фактом может послужить и то, что над всем архитектурным ансамблем усадьбы работали крепостные архитекторы Фёдор Аргунов и Алексей Миронов. Перед дворцом раскинулся Большой дворцовый пруд, а за прудом видна территория запрудного парка Кусково. Вход во дворец платный, при входе на территорию музея Кусково мы купили комплексный билет в который входит посещение всех павильонов усадьбы и дворца. Экспозиция дворца это интерьеры. Можно долго любоваться и красотой интерьеров и уникальностью постройки и расположения комнат. Комнаты идут одна за одной, двери в них сделаны на одной оси, таким образом выход из предыдущей комнаты является входом в следующую. Сами же комнаты располагаются напротив от окна, таким образом впуская максимальное количество света в помещение. «Большой дом», так называли дворец в XVIII веке, был построен в стиле классицизма. Он являлся увеселительной резиденцией графа Петра Борисовича Шереметева. Дворец Шереметевых одно из немногих архитектурных наследий, в котором все сохранилось в первозданном виде, вплоть до дощатых полов, каминов и печей. Прогулка по дворцу выводит нас в большую залу, предназначавшуюся для торжественных церемоний и балов, отсюда симметричные входным выходные двери выводят нас из дворца в парк Кусково. Парк усадьбы КусковоСимметрия, всегда отличающая строения XVIII века и здесь является главным элементом архитектурного стиля и напротив главного дворца на другом конце парка мы видим здание большой каменной оранжереи. Обзор закрывает обелиск, установленный в парке в конце XVIII века в честь посещения усадьбы императрицей Екатериной II. По самому же парку можно гулять намного дольше, чем по дворцу, заблудиться конечно будет сложно, но потребуется некоторое время, чтобы разобраться с направлениями, тем более, что симметрия и здесь смеется и играет с посетителем, запутывая его. Осмотр парка мы начали с Голландского домика. Голландским домик называется из-за мотивов, которые послужили центральными при постройки сооружения. Дом выстроен в голландском стиле XVII века, внутренние интерьеры тоже выдержаны в голландском стиле. Правда здесь можно заметить русскую избыточность. Плитка, которой голландцы украшали дома была очень дорогой, таким образом в декоре ее использовали по минимуму, лишь чтобы подчеркнуть красоту интерьера. Здесь кухня целиком выложена плиткой, как признак дороговизны отделки. В той же части парка, что и голландский домик расположен павильон «Эрмитаж», павильон отреставрирован, но посетить его нам не удалось, он был временно закрыт. В нем располагается экспозиция фарфора. Так, гуляя по парку, мы вышли к Большой каменной оранжерее. В оранжерее располагается сразу две экспозиции. Первая это портретная выставка всех представителей династии Шереметевых, вторая это выставка керамики и фарфора. От оранжереи открывается красивый вид на главный дворец. В другой части парка расположена американская оранжерея, в которой тоже находится коллекция фарфора и вольер для птиц. И то и другое строении являются современными реконструкциями. Парк музея Кусково очень красив и разнообразен. Кроме самих павильонов его украшением служат многочисленные мраморные статуи, подстриженные изгороди и крытые переходы. Павильон Грот, Усадьба КусковоТак мы добрались до самого красивого из павильонов. Павильон «Грот» построен в стиле барокко, является единственным павильоном в России, сохранившим свою первоначальную «гротовую» отделку помещения. Внутренние помещения оформлены стеклом и известковым туфом, таким образом создается атмосфера настоящего грота, олицетворяющего сочетание стихий камня им воды. За павильоном «Грот» расположен пруд с рыбками и Менажереи, правда это тоже современная реконструкция. Недалеко от павильона «Грот» итальянский домик. Так мы опять добрались до главного дворца и до сооружений, расположенных поблизости. Таких как кухонный флигель. Также рядом с дворцом расположена церковь, но в момент посещения усадьбы она была на реконструкции, поэтому вблизи фотографировать было нечего. На фото она справа от дворца. Прасковья ЖемчуговаВ здании дворца расположена еще одна экспозиция. Вход в нее расположен с торца дворца, лестница поднимает нас на второй этаж и окунает в удивительную жизнь одной простой барышни, а точнее крестьянки, ставшей барышней — Прасковьи Жемчуговой. Прасковья родилась в семье крепостного кузнеца Ковалёва. В числе других крепостных она была передана Петру Шереметеву в качестве приданного от его супруги Варвары Черкасской. В семилетнем возрасте Прасковья Ковалева была взята на воспитание в Кусково графиней Марфой Михайловной, в замужестве княгиней Долгорукой. У девочки рано обнаружился талант к музыке и ее начали готовить для театральной труппы усадьбы, в которой она и добилась поразительных успехов, впечатлив императрицу Екатерину II, во время ее визита в Кусково, и получив от нее алмазный перстень. За время своих выступления Прасковья обзавелась сценическим псевдонимом и стала Жемчуговой. Красотой Прасковьи был пленен наследник Петра Борисовича Шереметева, Николай. Но происхождение графа запрещало ему связать свою судьбу с крепостной девушкой. В 1797 году уже император Павел I жалует графу Николаю Петровичу звание обер-гофмаршала, которое обязывает его находится в Санкт-Петербурге. Туда и уезжает Николай, взяв с собой Прасковью. Но в Петербурге у нее обостряется туберкулез от сырого столичного климата. При Павле I Николай снова не решается официально оформить отношения с Прасковьей. Через год он дает вольную всей ее семье, и только в 1801 году, уже с разрешения императора Александра I, он женится на Прасковье Жемчуговой. В 1803 году у них появляется сын Дмитрий, который станет единственным наследником рода Шереметевых. Через три недели после родов Прасковья Шереметева уходит из жизни на 35-ом году жизни. Эта история взбудоражила умы и чувства их современников и будоражит чувства всех, кто только знакомится с ней. Такие места, как усадьба Кусково нужно посещать не только для того чтобы хорошо и с пользой провести день, здесь еще можно научиться любить историю целого государства и отдельных его членов. Или если вы уже заболели любовью к истории, то узнать что-то для себя новое и побывать в тех местах, где жили исторические личности. Музей-усадьба Кусково именно такое место где сплелась история, где можно перенестись на двести лет назад и пройтись по тем коридорам и аллеям, где гуляли графы и графини Шереметевы. turisticum.ru Усадьба КусковоСтаринная дворянская усадьба Кусково – бывшее имение графов Шереметевых – великолепный образец садово-парковой архитектуры XVIII века. А датированный началом 1770-х годов дворец – один из самых старых, если не старейший деревянный дом Москвы. С 1919 года здесь открыт Государственный музей-усадьба «Кусково». Усадьба графов Шереметевых дошла до наших дней практически в первозданном виде. История имения Первые документальные упоминания о Кускове датируются началом XVI века, когда В.А. Шереметев выменял земли у А.А. Пушкина. С тех пор почти 300 лет усадьбой владел род Шереметевых, и если она и продавалась, так только внутри семьи. Так, сподвижник Петра I, полководец и дипломат, фельдмаршал Борис Петрович Шереметев в 1715 году купил Кусково у брата. При его сыне, графе Петре Борисовиче, унаследовавшем усадьбу в 1719 году, Кусково приобрело европейскую известность. Во многом этому способствовал его выгодный брак. Дело в том, что Шереметевы владели всего лишь небольшим участком, а все остальные земли в округе принадлежали государственному канцлеру Алексею Михайловичу Черкасскому. После брака в 1743 году графа Петра Борисовича с единственной дочерью князя Варварой, которая состояла камер-фрейлиной высочайшего двора и считалась самой богатой невестой в России, Шереметевы стали единственными собственниками этих земель. Кстати, сначала Варвара Алексеевна была сосватана за известного сатирика князя Антиоха Кантемира, который от женитьбы отказался, посчитав, что брак помешает его литературным и научным занятиям. Петр Шереметев, уйдя в отставку с придворной службы, был рад заняться благоустройством имения. Он лично руководил строительными работами во всех областях: разбивкой парка, постройкой и отделкой дворца и павильонов. Кусковский ансамбль в целом сложился в 1750–1770 годах. Деревянный дворец, выстроенный под руководством известного московского архитектора Карла Бланка в стиле раннего русского классицизма, предназначался для торжественного приема гостей в летнее время. Дворец был двухэтажным и состоял из парадного этажа и антресоли, на высоком каменном цоколе. К парадному входу дворца ведет белокаменная лестница и пологие пандусы – спуски для въезда карет. Структура усадьбы Самой ранней постройкой усадьбы является церковь Спаса Всемилостивого, построенная в 1737 году в стиле «аннинского барокко», а колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений. Вместе с дворцом и кухонным флигелем эти постройки образуют ансамбль Почетного двора, расположенного на берегу Большого пруда. Вскоре слава о блестящей «летней загородной увеселительной резиденции» семьи Шереметевых разошлась по всей России и даже Европе. Главное назначение Кускова в то время было развлекать и удивлять многочисленных гостей. В 1770–1780-е годы Кусково посещало до 30 тысяч человек за прием, в том числе и венценосных особ: императрица Екатерина II побывала здесь в 1774 году, гостил в Кускове и император Священной Римской империи Иосиф II и многие другие. В программу праздников включались фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверк, оркестры, морские парады, игры и карусели и, конечно же, балы и театральные постановки. Идее увеселения, праздника и была подчинена вся структура усадьбы, где были и аллея игр, карусель, «потешная флотилия», усадебные «музеи» и библиотека. Был здесь «Диоген», врытый в землю, – сидел он в дубовом чану со снимающейся крышкой; философ был сделан из алебастра и расписан под цвет натурального тела, он имел при себе муравленый кувшин и шнуровую книгу в кожаном переплете. В единственном в Москве французском регулярном парке с мраморными скульптурами и сложной системой прудов, каналов и мостов были разбросаны многочисленные павильоны, многие из которых дошли до наших дней. «Пруды Кускова были полны дорогих рыб; рыбы было столько, что неводом вылавливали зараз по 2000 карасей, а однажды из пруда была вынута раковина с жемчугом; в старину на пруде было несколько рыбачьих хижин, стояли яхты с шлюпками и лодками, был остров с руинами, были матросы в шкиперских кафтанах кофейного и вишневого цвета с белыми пуговицами», – писал исследователь старой Москвы Михаил Пыляев. В западной и восточной частях усадьбы были построены Голландский и Итальянский павильоны, которые дошли до наших дней в наибольшей сохранности. Самый ранний из увеселительных павильонов усадьбы Кусково – Голландский домик, выстроенный в 1749 году в память об эпохе Петра I, – первым встречал гостей, въезжавших в усадьбу через подъемный мост. Этот дом был весь выложен внутри изразцами или плитками самого разнообразного рисунка, с мраморным полом, украшен по стенам множеством картин с голландскими видами фламандской школы, изображавшими домашний быт. Итальянский домик служил дворцом для «малых приемов» и одновременно местом хранения редких произведений искусства. В восточной части кусковского парка на берегу небольшого живописного прудика располагается павильон Грот. Это барочное здание с каменной вазой на куполе и колоннами построил в 1756–1761 годах крепостной архитектор Шереметевых – Федор Аргунов. В настоящее время кусковский Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную отделку с XVIII века, и, без сомнения, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений усадьбы. В юго-западной части парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника), использовавшийся для приема гостей, которые могли уединяться на втором этаже без прислуги (туда можно было попасть только при помощи лифта). Павильон был построен в 1765–1767 годах под «смотрением» Карла Бланка. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты плафонной росписи второго этажа. Но музей провел огромную реставрационную работу (были восстановлены архитектура и скульптура фасадов, отреставрированы паркеты и лестница), и Эрмитаж открылся для посетителей в 2013 году. Кроме того, в Кускове были построены две оранжереи, без которых не обходилась в то время практически ни одна усадьба. Американская оранжерея построена в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. В 1763 году по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова была создана Большая каменная оранжерея, которая стала самым большим павильоном дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо выращивания фруктов и цветов она использовалась и для приема гостей. Внутри павильона был устроен «воксал», небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. Театры Кусково В Кускове помимо постоянного театра (Нового на 150 мест) существовала еще «воздушная сцена» в саду из липовых шпалер с большим амфитеатром на 80–100 мест. «Такой «воздушный театр» был еще в Нескучном, селе Д.В. Голицына. Роща возле театра была некогда превосходным английским садом, и в этой роще стоял летний дом графа Петра Борисовича, где он постоянно жил в «неприемные» дни. Дом этот назывался «домом уединения», – пишет исследователь старой Москвы Михаил Пыляев. Здесь граф принимал только близких друзей. Созданный в 1760-е годы «воздушный театр» давал возможность увидеть представление публике, смотревшей спектакль с дорожек парка. «Простолюдины при каждом забавном слове помирали со смеху, всему давая свой толк, и чрез то представляли из себя другое очень занимательное зрелище», – писал неизвестный участник одного из кусковских праздников. Крепостной театр был всегда важен для жизни усадьбы, а при Николае Петровиче Шереметеве и вовсе затмил остальные крепостные театры империи: собственный театральный оркестр, богатые декорации, костюмы от лучших портных. Пыляев приводит следующие данные: в 1811 году, по сделанной в театре описи, «театрального платья» парчового, шелкового и т. д. было сундуков семнадцать, а разных уборов, перьев, обуви и т. п. – 76 сундуков. Своих актеров граф отправлял учиться в Москву и Петербург, причем обучали их не только актерскому мастерству, но и языкам, стихосложению. Но знаменитым на всю Россию фаворита Павла I, обер-гофмаршала высочайшего двора Николая Шереметева, сделал не его театр или государственная служба, а тот факт, что он официально женился на крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой. Не надо забывать, что просвещенное российское дворянство прекрасно совмещало передовые европейские идеи и аристократическое воспитание с восточным образом жизни. У многих помещиков были гаремы крепостных девок, которые порой содержались в весьма суровых условиях. О том, чтобы отказать барину или его гостям, не могло быть и речи. Поэтому многолетние просьбы Шереметева сначала к Павлу I, потом к Александру I о разрешении официального брака с его возлюбленной актрисой (которой он, впрочем, давно дал вольную) встречали абсолютное непонимание и отказ. И лишь в 1801 году пятидесятилетний граф Шереметев получил от молодого императора Александра I подарок – специальный эдикт, давший ему право жениться на польской дворянке Параскеве Ковалевской (документы про дворянство, понятное дело, были поддельными). В 1803 году в семействе Шереметевых родился сын, граф Дмитрий, а через двадцать дней после рождения сына умерла Прасковья Шереметева-Жемчугова. Жизнь графа потеряла смысл. В 1804 году он окончательно распустил свой крепостной театр и занялся благотворительностью. В память о любимой он построил в Москве Странноприимный дом (ныне здание НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского). Усадьба Кусково в XIX веке Когда в 1812 году французы заняли Москву, в Кускове были расквартированы солдаты маршала Нея. В 30-х годах XIX века в усадьбе разобрали театр. Та же участь постигла обе беседки по сторонам Голландского домика. С начала ХIХ века в Кускове больше не устраивали приемов, сохраняя в неприкосновенности центральную часть с французским парком, усадьба использовалась под дачи. Кроме выстроенного по проекту Николая Бенуа в регулярной части усадьбы Швейцарского домика, все остальные позднейшие постройки возводятся в Запрудной и Пейзажной частях при дачах. Последним владельцем усадьбы до революции 1917 года был Сергей Дмитриевич Шереметев. Усадьба в послереволюционное время После Октябрьской революции все принадлежавшие Шереметевым поместья, усадьбы, дворцы были национализированы. Сергей Дмитриевич передал в полное распоряжение большевиков усадебные архитектурные ансамбли в Кускове, Останкино, Остафьево, Странноприимный дом, Вороново и Фонтанный дворец в Санкт-Петербурге. До своей смерти в 1918 году Шереметев вместе с художниками С.Ю. Жуковским и В.Н. Мешковым занимался составлением описи музейных ценностей усадьбы Кусково. Сегодня коллекции музея, состоящие из основного собрания графов Шереметевых и последующих поступлений, насчитывают около 6 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры XVI–XIX веков. В усадьбе сохранились редкие образцы художественной мебели и декоративно-прикладного искусства, книги из фамильной библиотеки и уникальная по полноте и исторической значимости усадебная «Портретная галерея». В 1938 году в Кускове создан Музей керамики на основе национализированного в конце 1918 года лучшего в Москве собрания русского фарфора А.В. Морозова. Кроме того, в усадьбе регулярно проходят музыкальные концерты, традиционный концертный сезон в Танцевальном зале дворца начинается в мае и заканчивается в сентябре. www.culture.ru Усадьба Кусково в Москве — подробная информация с фотоУсадьба Кусково – старинное имение на востоке Москвы, которое принадлежало графам Шереметевым. До наших дней сохранились павильоны, дворец и роскошный парк со скульптурами. Кусково действовало как летняя резиденция графов. Во дворце проводились торжественные приемы и танцевальные вечера. У Шереметевых гостила лучшая московская публика. Усадьба Кусково. Голландский домикУсадьбу Кусково еще называют «Подмосковным Версалем». Будто неведомая сила перенесла уголок Франции в Москву, на территорию района Вешняки. Прогуливаясь по парку с изваяниями из мрамора, изысканными павильонами и тихими водоемами, можно ощутить себя где-то в Париже. У водоема величественно раскинулся дворец в стиле раннего классицизма с нотками барокко. Роскошное убранство здания сохранилось – во время революции владения не коснулась горькая участь большинства усадеб. Сегодня наследием прошлого могут полюбоваться туристы. «Подмосковный Версаль» относится к красивейшим дворянским резиденциям Российской Империи. Туристы могут осмотреть около 20 крупных объектов усадьбы Кусково. Среди них – дворец, Грот, оранжерея, Итальянский домик, старинная церковь. В прошлом столетии усадьбу объединили с музеем керамики. Теперь тут хранится одна из самых больших коллекций изделий из этого материала. Видео: Усадьба КусковоОт идеи до воплощения: история КусковоНазвание у усадьбы звучное – имя владению дал Петр Шереметев. В наследство от отца ему досталась земля. «Кусок», – приговаривал новый хозяин. Участок был небольшой. Шереметевы владели этой территорией с конца XVI столетия. В XVII веке здесь уже размещался боярский двор, жилье крепостных и церковь. В XVIII столетии в наследство вступил Петр Борисович Шереметев, который активно занялся возведением построек. Правда, места было немного – владелец Кусково заглядывался на широкие просторы соседнего имения. Остальные земли в округе принадлежали государственному канцлеру Черкасскому. И. П. Аргунов. Портрет графа Петра Борисовича ШереметеваНе меньше интереса Петр проявлял и к наследнице состояния Черкасского – Вареньке. Молодые люди знали друг друга с юных лет. Варя дружила с сестрой Петра, Натальей, и нередко гостила в Кусково. Юная прелестница очаровала юного Шереметева своей живостью, веселым и легким нравом. У Петра и Вари дело уже шло к свадьбе, но перед этим Наталья вышла замуж за Ивана Долгорукова. После смерти императора Петра II весь род Долгоруковых оказался в опале. Отцу Вареньки такое родство не понравилось – не хотелось попасть в немилость к Анне Иоанновне. Влюбленным пришлось дожидаться подходящего времени. Варвара стала фрейлиной императрицы и отбивалась от всех женихов. Петр ждал десять лет, пока к власти не пришла Елизавета Петровна. Тогда пара поженилась. Варя была завидной наследницей, одной из самых богатых невест. Состояние Шереметева удвоилось – теперь супруги владели 44 имениями в 28 губерниях. На них работало 140 тысяч крепостных. Брак был счастливым, муж и жена жили душа в душу. Не забывали обустраивать и семейное гнездышко. Петр Шереметев решил возвести новый дворец. Старый был построен еще его отцом и затем разрушился из-за ветхости. Одновременно со дворцом решено было построить и другие замысловатые здания, а заодно разбить сад. Созданием дворца занимался архитектор Карл Бланк по проекту французского специалиста Шарля Де-Вайи. Была у графа еще одна большая усадьба – Останкино. Но другому владению Петр уделял намного меньше внимания. Здесь же старался вовсю: построил целый ансамбль зданий. Да и территория усадьбы Кусково превышала Останкино – 230 гектаров. Обе усадьбы окружены лесопарковой зоной, имеют пруды. Помимо известных архитекторов, к созданию дворца и других архитектурных объектов привлекались также крепостные мастера. Супруги создавали уютный дворцовый комплекс не для уединения – их манили пышные приемы и многолюдные гуляния. Масштабная стройка охватила 1750-1770 годы. Центром композиции стал дворец. Рядом создали парк с большим прудом. Для увеселений обустроили оранжерею, бильярдную, зверинец. На территории также возвели охотничий домик. Украсили пространство павильонами, беседками, мраморными скульптурами. Архитектурный комплекс создавали в барочно-рокайльном стиле. Усадьба Кусково на рисунке XVIII векаБеседка в Зверинце возле Кусково. Гравюра XIX векаСемья Шереметевых славилась гостеприимством. В теплый период усадьба Кусково наполнялась веселыми голосами и смехом – в гости съезжалось московское дворянство. Иногда граф организовывал особо роскошные балы, приглашая на праздник до 30 тысяч человек. Скучать у Шереметевых было некогда: катались на лодках по огромному водоему возле дворца, смотрели балетные постановки и слушали выступления оркестров. Хозяин усадьбы Кусково баловал дворян салютами. Театр графа Шереметева срывал аплодисменты – он считался лучшим в Москве. От брака Вари и Петра появилось шестеро детей – три сына и три дочери. Наследником усадьбы Кусково был Николай. У него был богатый опыт путешествий по Европе. За границей он набрался революционных идей и решил организовать жизнь Кусково по европейским канонам. Еще при жизни отца Николай очаровался актрисой крепостного театра Шереметевых – Прасковьей Жемчуговой. Смерть Петра оказалась сильным ударом для юного Шереметева, но Жемчугова его поддержала. Вскоре пара поженилась и перебралась в Останкино. Усадьбу Кусково позабыли. Лишь спустя несколько десятилетий сын Николая восстановил прошлую роскошь. Возле плана усадьбы. 1975 годКусковский просек. 1910 годТри столетия усадьба находилась в собственности Шереметевых. После революции имение объявили музеем, а через два десятилетия объединили с керамической выставкой. В период войны в усадьбе Кусково размещали казармы. Сегодня взглянуть на поместье приезжают туристы. В этом месте, кажется, слышен отголосок старины, когда в усадьбе проводили концерты классической музыки и выставки. Очарование дворца ШереметевыхУже при входе в дворцовый комплекс открывается великолепный вид. Сочно-зеленые газоны, тщательно подстриженные деревья, архитектурные постройки – все объекты с французским шармом. В Кусково сохранились дворец и павильоны, парк с клумбами и скульптурами, водоем. На участке есть древняя церковь и музей керамики. Дворец – центральное сооружение усадьбы Кусково. В XVIII веке владельцы звали здание скромно – «Большой дом». Создавали дворец в традициях русского зодчества. Строили недолго – шесть лет. В качестве основного материала выбрали дерево, а стиль – ранний классицизм с элементами барокко. Дворец решено было вытянуть вдоль водоема. «Большой дом» изначально делали так, чтобы летом наслаждаться отдыхом вместе с гостями. Он объединял два этажа: парадный с величественными залами и антресоли – с погребом для вина и хозяйственными помещениями. ДворецПарадный подъезд дворцаШереметев не скупился при создании дворца в Кусково. Граф пригласил лучших художников и скульпторов из-за рубежа. Участие принимали русские мастера – как крепостные, так и вольные. Туристы сегодня подмечают отголоски прошлого: затейливый вензель, наклонная поверхность для въезда во дворец у входа, фигуры сфинксов. На передней части – родовой герб с надписью «Бог хранит все». К основному входу тянется эффектная лестница из белого камня. Сфинкс у парадного входа во дворецБюст на парковой аллееСкульптура льва в усадебном паркеГраф хотел пощеголять перед гостями, поэтому выбрал модное тогда анфиладное размещение комнат. Помещения последовательно примыкали друг к другу, а дверные проемы были расположены на одной оси. На стенах разместили зеркала, чтобы создать ощущение бесконечного коридора. Во дворце обустроили и парадные залы, и уютные камерные комнаты. Во время балов гости спешили в танцевальное помещение. Для развлечений служили бильярдная и карточная комнаты. Семейные вечера проводили в шпалерной, украшенной гобеленами. В этой комнате организовывали и музыкальные вечера. Во дворце находилась картинная галерея, библиотека и гостиная с механическим органом. Убранство залов разное, но оно гармонирует между собой и создает общую художественную идею. Накрытый столГостиннаяТанцевальный зал Интерьер одного из личных покоев графаКлассический декор парадных заловДо наших дней остались дощатые полы, камины и печи, лепнина, зеркала и осветительные приборы. Часть обстановки воссоздана по старинным описаниям. Восстановили тканную поверхность стен и мебели. Следуя модной тенденции, каждый зал Шереметев решил оформить в разных цветах. Комнаты называли по цвету обивки: белая, голубая, малиновая... Полностью пришлось восстанавливать парадную опочивальню, оформленную зеленым шелком с розами. Эту комнату создали специально для Екатерины II, когда величественная дама решила посетить усадьбу Кусково. Изящная обивка была утрачена в XIX веке – ее воссоздавали по изображениям и клочкам, найденным за плинтусами и мебелью. Историки считают графа шутником, ведь он использовал разные уловки для украшения дворца. Многие элементы оформления бутафорские. Можно рассмотреть папье-маше, орнамент в технике гризайль для объема, искусственный мрамор, зеркала для визуального увеличения коридоров. Из прошлого дошли до нас и старинные картины: русская и европейская живопись, портреты императоров, изображения владельцев дворца графов Шереметевых. Один из наиболее интересных экспонатов дворца – орган. Музыкальный инструмент одновременно выполнял роль часового механизма. В определенное время звучала запрограммированная мелодия. Всего было десять композиций, которые использовались в разный период дня. ДиванСекретерКоллекция картинЦветущий рай усадьбы КусковоНе меньше приятных эмоций приносит туристам прогулка по парку. Прямые дорожки создают аккуратный геометрический орнамент, разделяя пространство на части. Переплетения тропинок «охраняют» павильоны и статуи. В центре парка в Кусково расположилась фигура богини Минервы. Она известна как защитница деятелей искусств и ремесел. При создании парка учитывали все детали, вплоть до высоты растений и цвета листвы. Работали над обустройством садовники-иностранцы. Французский парк делился на три части. Центр занимало открытое пространство – с цветниками, дорожками и газонами, разными скульптурами. Статуи в основном изображают греческих богов, римских героев и львов. Всего в парке более 60 скульптур. Правую и левую часть занимают павильоны и аллеи. Четыре скульптуры изображали утро, день, вечер и ночь. Фигуры разместили так, что солнце освещало их по очереди (кроме последней). Боковые части включают «перспективное письмо». Так называли декоративные изображения в виде архитектурного объекта. Создавалось ощущение объема – казалось, что совсем рядом находились руины, мельница или беседка. Некоторые садовые обманки сохранились до сих пор. Французский парк усадьбы КусковоПомимо французского парка, с северной стороны находился английский парк. Там тоже было немало затей: храм тишины, индийская хижина, дом уединения и львиная пещера. При создании зеленой зоны подбирали деревья по форме и оттенкам, прорубали аллеи. Прогуливаясь по центру французского парка, туристы попадают в Большую каменную оранжерею. Разве мог Шереметев обойтись без коллекции растений? Ведь в XVIII веке знатные люди наперегонки старались собрать тропические виды. Когда-то на месте каменной оранжереи находилась деревянная, но крепостной архитектор преобразил пространство. Так в усадьбе Кусково появился дом с центральным восьмиугольным павильоном. Он располагался между двумя галереями из стекла. В оранжерее гости не только прогуливались среди тропических растений, но и проводили балы. Танцевали в центральной части. Яркий «цветочный бал» организовали к приезду Екатерины II. Танцевальные мелодии лились из внутреннего балкона, где располагались музыканты. Гости, уставшие от шума, отдыхали среди деревьев зимнего сада: лавровых, кофейных, лимонных, апельсиновых. Парковая аллеяБелки в парке КусковоБольшая каменная оранжереяБлагодаря оранжерее владельцев усадьбы Кусково круглый год снабжали свежими фруктами. К столу подавали персики, апельсины, лимоны и ананасы. Зимний сад позволил графу Шереметеву блеснуть перед императрицей. В лютые морозы он передавал к столу знатной особы корзинку со свежайшими персиками. Удивительные объекты паркаНарядный Грот считается наиболее экзотическим сооружением на территории усадьбы Кусково. Каменный павильон сделан в стиле барокко. По задумке крепостного архитектора, Грот должен ассоциироваться со стихией камня и воды. Внешний облик павильона симпатичный: статуи в нишах, изображения львов над окнами, настенные украшения в виде водяных потоков. Внутри Грот обрамлен перламутровыми раковинами, цветным стеклом, кусочками зеркал и лепниной из гипса. Из раковин выложены узоры диковинных зверушек, птиц и рыб. Любопытный объект усадьбы Кусково – павильон Эрмитаж. Его обстановку хранили от чужих глаз. Внутрь могли попасть только избранные, друзья графа. Первый этаж был отведен для прислуги. Используя подъемный механизм, слуги подавали гостям напитки и закуски. На второй этаж поднимались на механическом лифте. ГротПавильон ЭрмитажГолландский домик и соседние строения тоже были призваны развлекать публику. Этот объект создали в память о правлении Петра I и его интересу к Голландии. Домику «доверили» приветствовать гостей, которые приезжали в усадьбу через подъемный мост. Возле нарядного павильона располагался водоем с карпами. Рыбы приплывали на звучание колокольчика. Рядом – сад с тюльпанами и гиацинтами, а также огород с капустой. С другой стороны владения воссоздали итальянскую атмосферу. Изящный домик для скромных приемов, редкие произведения искусства, пруд, клетки для пернатых – объединение нескольких объектов создало дух Италии. На участке усадьбы Кусково также находился Швейцарский домик, Воздушный театр, здание управляющего, кухонный флигель, место для карет и сушилка. Самой старой постройкой считается церковь Спаса Всемилостивого. Она действует и сегодня. Рядом с храмом находится колокольня – новое строение усадьбы. Церковь Спаса ВсемилостивогИкона на фасаде храмаАнгел с крестом на куполе церквиГордость Кусково: коллекция керамикиТуристы посещают усадьбу Кусково и ради музея керамики. Обширную коллекцию расположили в подвальном помещении дворца. Вход – с юго-западной стороны, возле церкви. Гости могут увидеть образцы мейсенского фарфора, венецианского стекла, итальянской майолики. Общий фонд музея – 50 тысяч предметов. Часть из них занята в обстановке дворца. При музее работает мастерская керамики, где продаются авторские работы современных художников. В залах музея керамикиСтоловый сервиСупница Керамическая композиция "Хлеб и соль молодым"Чайные сервизы.jpg Объём: 114 КБПосещение старинной усадьбыДоехать в Кусково несложно на общественном транспорте. Сначала – на метро до «Рязанского проспекта», оттуда – автобусом №133 или 208. Остановка так и называется: «Усадьба Кусково». Путешественникам на собственном транспортном средстве нужно отыскать адрес: ул. Юности, 2. Подъезжать в выходные стоит к открытию, иначе негде будет оставить машину. Экскурсия школьников в КусковоУсадьба Кусково открыта в теплое время с 10 утра до 6 вечера. С середины октября и до середины весны – до 16:00. Но касса всегда закрывается на час раньше. Объект не работает по понедельникам и вторникам. Также недоступен в последнюю среду месяца. Осмотреть парк усадьбы можно до 20:00 (покупка билетов до 19:30). Каждое третье воскресенье месяца музей действует бесплатно. Некоторые посетители заказывают экскурсии по Кусково – предварительно или в день визита. Маршруты рассчитаны на 1,5 часа. Дополнительный бонус при посещении – регулярные фондовые выставки. Сотрудники музея организовывают по 3-4 экспозиции в год. Летом в танцевальном зале дворца проводят концерты и музыкальные фестивали. В старинной роскошной обстановке можно послушать орган, арфу, фортепиано. Интересный способ познакомиться с усадьбой Кусково – поучаствовать в квесте. Для увлекательной игры нужно мобильное устройство с интернетом. Участие платное, но сумма делится на всех. Количество участников не ограничивается. В среднем прохождение квеста составляет два часа. Нужно всей командой отвечать на вопросы, подмечать неожиданные детали и распутывать клубок загадок. wikiway.com Усадьба «Кусково» - У Господа нет на Земле других рук, кроме нашихЖемчужина архитектурного искусства XVIII века усадьба Кусково в прошлом летняя загородная увеселительная резиденция графов Шереметевых, которой они владели с XVI века. Когда-то «Кусково» было самым популярным светским местом в Москве. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приемов собирала до 30 тысяч гостей. Известно, что по замыслу графа Петра Шереметева, «Кусково» должно было быть роскошнее всех других усадеб и не уступать царским резиденциям по своей красоте. Строительство Кусковского дворца началось в 1769 году и продолжалось до 1775 года. Во второй половине XVIII века эта усадьба была хорошо известна всем москвичам. Два раза в неделю по четвергам и воскресеньям граф организует там гуляния, куда не нужно покупать билетов или ждать приглашения. Всякий прилично и чисто одетый человек может развлекаться в парке и в доме по своему вкусу в эти «дни открытых дверей». Прогуляться по парку с дамой, увидеть театральное представление, покататься на качелях-каруселях или просто поудить рыбу мог позволить себе любой мещанин, оттого «бывало, всякое воскресенье, от мая до августа, дорога кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету» по словам Н.М.Карамзина. Мы идём против часовой стрелки. Сейчас мы находимся в восточной, "итальянской" части парка. Первое, что мы видим, это павильон «Грот». Грот – один из самых примечательных павильонов Кусково. Построенный по проекту Ф.Аргунова павильон напомнит Грот в Царском селе, только скромнее и меньше. Итальянская мода на гроты докатилась до России к середине XVIII века. К этому времени гроты, как помещения, сохраняющие прохладу, утратили свое прямое назначение и даже претерпели значительные изменения, превратившись из отделанных мрамором пещер с фонтанами в садовые павильоны. В этом павильоне соединились две стихии: вода и камень. Это видно с первого взгляда на павильон, стоящий на берегу прудаи увенчанный символическим фонтаном, вода которого «стекает» по ребрам крыши. Закрашенные сейчас зеленой краской, эти ребра были сделаны из блестящего белого металла, подчеркивающего имитацию воды. Когда-то стены и потолок Грота были декорированы раковинами, туфом, стеклом, зеркалами и лепниной, создавая волшебный подводный мир, населенный невиданными животными, птицами и рыбами. Для украшения стен и сводов использовались раковины средиземноморских моллюсков. Раковины возами доставляли из Голландии, бывшей поставщиком этого диковинного товара. Рядом с Гротом, на берегу того же маленького пруда архитектор Ю.Кологривов возвел Итальянский домик. С характерной для юга плоской крышей и лоджией, служившей «висячим садом», Итальянский домик был не только дворцом искусств с богатой коллекцией итальянской живописи и скульптуры, но и малым дворцом для приема гостей. Граф Николай Петрович Шереметев был богаче известного богача Н. Б. Юсупова в десять раз. Поэтому мог себе позволить любую степень роскоши. В Итальянском домике можно было полюбоваться картинами Рафаэля, Рембранта, Корреджо, Веронезе и других известных итальянских художников. Напротив — «Менажереи», домики для содержания водоплавающих птиц (лебеди, гуси и утки, журавли, американские гуси и пеликаны), которых посетители кормили из рук. Грот, Менажереи и Итальянский домик представляют собой группу, посвященную Италии. На территории усадьбы было много различных видов развлечений, одно и них Звериниц (или Птичник). В большой клетке находились различные виды птиц, которые радовали посетителей своим пением. Сейчас тут сидят два молчаливых павлина. Дальше идёт Большая каменная оранжерея. Сады и парки конца ХVIII - начала XIX вв. играли роль если не частных ботанических садов, то обширных коллекций растений. Такие вельможи, как Шереметевы, Голицыны, Юсуповы наперегонки старались привить в отечестве последние европейские достижения. В оранжереях Кусково росли и созревали персики и ананасы, апельсины и лимоны. Шереметев любил блеснуть, послав в декабре к столу императрицы корзинку с персиками из своих оранжерей. Постройка выполняла роль не только оранжереи, но и танцевального зала. В 1780 г. именно здесь был устроен «цветочный бал» в честь визита Екатерины II. Усадьба невероятно симметрична. От одного павильона до другого проложены прямые аллеи, в основном липовые. Небольшой павильон Эрмитажа (от фр. ermitage — место уединения) строился с 1765 по 1767 г. по проекту К.Бланка. Если все прочие павильоны Кусково были доступны для публики, то Эрмитаж всегда оставался местом для избранных. Сюда приглашали лишь тех, с кем хозяин хотел поговорить на равных без помех и лишних ушей. Мы оказались уже в западной части парка. К ней относится Эрмитаж, Голландский и Швейцарский домики. Вся западная часть парка словно посвящалась простеньким домашним радостям, уюту и уединению, тогда как восточная часть была посвящена искусствам и светским удовольствиям. Голландский домик — одна из самых старых построек Кусково (1749 год), построенный в память об увлечениях Голландией Петром Первым. Цель его была не только развлекать гостей, но и просвещать , знакомить с европейским бытом. Построенный из красного кирпича, с крутой крышей, он отражается в водах небольшого пруда. Этот домик воплощал в себе представления людей XVIII в. о жизни голландских бюргеров, одновременно являясь подражанием стилю петровских резиденций. Подъемный мост был перекинут через проток между Большим дворцовым и Голландским прудами, так что Голландский домик на берегу одноименного пруда был первым, удостаивавшимся внимания гостей. Сейчас справа от этого моста находится второй вход в усадьбу Кусково. Рядом с ним - множество кафе и шашлычных, лодочная пристань и велопрокат, но мы туда не пойдём, иначе придётся плативть за вход в парк второй раз. В пруду обитали карпы, приученные по звону колокольчика подплывать к служителю за кормом. От Голландского домика, параллельно главной планировочной оси, уходила аллея игр («игры Малия»), разбитая в 1750 г. Сейчас никаких игр тут нет. Спустя век (в 1870-х гг.) рядом с Голландским домиком появится Швейцарский домик, построенный по проекту Н.Л.Бенуа. Это строительство было последним в Кусково. В начале ХХ века в этом домике жил последний владелец Кусково Сергей Дмитриевич Шереметев. Сейчас здесь размещается администрация музея. Мы вышли в самый центр Кусково, на центральную площадь, которая называется Партером. Партер расположен между Дворцом и Большой каменной оранжереей. Представляет собой прямоугольник со множеством статуй и цветников. Глядя из окон Зеркального зала Дворца или выйдя из него на балкон, мы получаем ощущение единого огромного зала, раскинувшегося до Большой каменной оранжереи. Все, вплоть до высоты растений и цвета их листвы на плоской площадке парка учтено и просчитано, как цвет обивки мебели в залах. Обелиск в честь Екатерины II сооружен после приезда и посещения усадьбы в Кусково Екатериной II. Императрица приезжала сюда в 1774 года, после того, как Россия одержала победу над Турцией. На монументе размещена надпись: "В незабвенную милость Екатерина II пожаловала графу Петру Борисовичу Шереметеву в 1785 году во время пребывания его губернским предводителем московского дворянства". На центральной оси партера была установлена колонна со статуей Минервы. Изображение императрицы Екатерины в виде богини разума Минервы было весьма популярным в то время. В партере и в аллеях раньше выставляли до 60 сохранившихся мраморных фигур. Симметрично по обеим сторонам партера размещали бюсты на высоких постаментах. А вот эта статуя никакой не Нептун, уж тем более не Посейдон, а всего лишь "Аллегория реки Scanmindre". Четыре скульптуры, изображающие время суток, размещены были так, чтобы солнце поочередно освещало фигуры «Утро», «День» и «Вечер» в соответствующее время суток, всегда оставляя в тени грустную «Ночь». Фотографировать все статуи в Кусково не имеет смысла, ну вот Лев и Лев, да и чёрт с ним. Как и в Архангельском, здесь имеются тоннели из дикого винограда или плюща, они идут параллельно задней стороне Дворца. Итак, мы обошли парк и идём ко входу во Дворец Кусково. Для этого нам надо обойти несколько хозяйственных построек и пройти через зелёный тоннель, который называется "Трельяжная галерея кухонного корпуса". И мы попадаем на огромную зелёную поляну. Во времена Шереметевых на этой поляне устанавливались столы для тех гостей, кому не досталось места во дворце. Как уже говорили, зайти сюда на ужин мог любой прилично одетый человек. Это просто какой-то коммунизм. Граф Шереметев, друг народа, никому не запрещал приобщиться к празднику жизни тем или иным способом. Словно Чапаев, который говорил Петьке: "Командир завсегда с бойцами. Если я курю - садись и ты покури. А если я обедаю, садись и ты покури". Этот павильон называется "Кухонный флигель (корпус)". Отсюда прислуга разносила всевозможные блюда во Дворец и в другие места, где находились гости. Ну а нам перекусить в усадьбе не удалось. Там только одно кафе, остальные находятся рядом, но уже не на территории, и если прервать прогулку на обед, придётся заново покупать билет. В том же единственном кафе официанты несут еду часа два, и просто жалко времени. Самым старым зданием здесь является Спасская церковь, построенная в 1737-39 гг. В нишах здания церкви раньше стояли 4 статуи, а крышу венчала статуя ангела с крестом, которую недавно восстановили. Но на церковном языке церковь называется по-другому, немного странно: "Храм происхождения честных древ". Церковь эта маленькая, светлая и очень уютная. Колокольня появилась значительно позже, в 1792 г., по воле Николая Петровича Шереметева, хорошо известного нам благодаря своей скандальной женитьбе на крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой. Как может блестящий богатейший граф жениться на крепостной? За большие деньги нашли в архивах факты о том, что Прасковья Ковалева ведет свой род от древней дворянской польской фамилии Ковалевских. В результате Параша и вся ее семья получили вольную. А в 1801 году граф Николай Петрович Шереметев венчался на Прасковье Ивановне, урожденной Ковалевой, правда, тайно. В 1803 году у четы Шереметевых родился сын Дмитрий. А через 20 дней Прасковья скончалась от туберкулёза, так и не узнав, что граф сумел вымолить у царя законность прав для их сына. Мы находимся перед главным Дворцом усадьбы Кусково. Кто смотрел новый сериал "Екатерина"? Там все действия на улице в первых сериях, по крайней мере приезды и отъезды императриц, происходят здесь, на вот этом пятачке. Строительство усадьбы началось в 1750-е гг. Кусково граничило с обширными владениями князя А. М. Черкасского, и говорят, даже название свое получило от того, что шереметевский кусок земли был невелик на фоне соседских просторов. После женитьбы на княжне Черкасской шереметевские владения резко расширились за счет приданого невесты. Императрица Елизавета, часто навещавшая Москву, любила гостить у своего морганатического супруга А.П.Разумовского в подаренном ему селе Перово, где по проекту Растрелли для государыни был возведен дворец и устроена парадная резиденция. Летом 1754 г. Шереметеву удалось залучить к себе в усадьбу дорогую гостью, следовавшую по дороге в Перово. Прием в Кусково понравился императрице, и она пообещала еще раз приехать туда. В ожидании высочайшего визита Б.П.Шереметев развернул строительство, он решил удивить Елизавету, сосредоточив в Кусково все известные ему развлечения. Проект планировки парка и застройки усадьбы был выполнен Ю.Кологривовым и включал в себя фрагменты работ других архитекторов, таких как К. Бланк, Ф. Аргунов, Г. Дикушин, А. Миронов. Сейчас на территории музея Кусково сохранилась лишь центральная часть регулярного парка. По описанию очевидца, парк выглядел так: «В оранжереях огромные лавровые и померанцевые деревья столетнего возраста. На островках виднелись то рыбачья хижина, то китайские беседки под сенью могучих кедров. На берегу возвышались два маяка. По озерам плавала раззолоченная яхта с пушками и китайская джонка, важно скользили лебеди. По дорожкам свободно разгуливали журавли, фазаны, павлины, пеликаны». Большинство этих «затей» были недолговечными, и вскоре они исчезли безвозвратно. В XVIII веке не пытались создавать вечное, а жили ради сиюминутных развлечений, расцвечивая свои дни деревянными увеселительными дворцами, роговыми оркестрами, крепостными театрами... Вид на Кусково с другой стороны озера. Слева направо мы видим: дворец, церковь с колокольней, кухонный флигель и корпус, Грот, Итальянский домик. Остальные павильоны не видны за деревьями. Один из шереметевских праздников особенно запомнился современникам. В 1775 году Екатерина II пожаловала в Кусково в сопровождении австрийского императора Иосифа, послов и иностранных гостей. На въезде в усадьбу их встречали триумфальные ворота. Визит государей был обставлен настолько пышно, что Иосиф решил, будто приехал к члену императорской фамилии, устраивающему прием за казенный счет. Очевидцы писали следующее: "Из театра возвращались по саду, освещенному тысячами огней; на пруду плавали лодки и гондолы с песенниками и хорами музыкантов; два маяка по обеим сторонам пруда сияли огнями, на другой стороне пруда горели щиты с вензелем царицы и сыпались каскады разноцветных огней." Перед началом фейерверка государыне подали механического голубя, и с ее руки он полетел к щиту с ее изображением и парящей над нею Славой; вместе с этим щитом в один миг вспыхнули другие – и пруд, и сад залились ярким светом. Во время фейерверка разом было пущено несколько тысяч больших ракет, и иностранцы, бывшие на празднике, удивлялись, как частный человек мог тратить несколько тысяч пудов пороху для минутного удовольствия. Для банкетов во дворце оборудован специальный зал с буфетной комнатой, имеющей выход к кухонному корпусу.В особо торжественных случаях стол могли сервировать в любом танцевальном зале усадьбы – в Зеркальной галерее, в Гроте или в Большой оранжерее. Готовые блюда приносили в буфетную из отдельно стоящего кухонного корпуса по специальной трельяжной галерее, густо окруженной липой. О начале торжественного обеда гостей извещал пушечный выстрел стоявших под окнами банкетного зала пушек, которым вторили выстрелы с яхты. Стол поражал не только количеством и изысканностью блюд и перемен, но и экзотическими фруктами и компонентами блюд. Длительное застолье превращали в шоу. Зал для торжественного обеда украшали цветами и померанцевыми деревьями в кадках. По размеру и количеству этих деревьев можно было судить о размере капитала хозяина, так в Кусково у графа Шереметева было около 600 померанцевых деревьев. Перед каждым прибором принято было ставить небольшой букет. Букеты эти несли персональное пожелание гостю и, зная значение каждого цветка согласно модному тогда «языку цветов», гостю предстояло самостоятельно расшифровать это послание. Зеркальная или белая галерея, использовавшаяся как бальный зал или как банкетный в особо торжественных случаях, выходит окнами в парк. Кому-то может пригодиться карта. Для тех, кто соберется погулять в Кусково в ближайшее время. Что нового появилось к лету 2016 года? Во-первых, в птичник завезли аж двух самцов-павлинов, которые соревнуются в красоте и истошно орут на весь мир. Сфотографировать нормально их невозможно, слишком частые прутья решетки, объектив не пролезает, и на любом фото будет полоса от решетки. Спасская церковь на ремонте. Она работает, но леса снаружи ужасно портят вид. На территории усадьбы теперь только пирожки и кофе. Шашлыки можно поесть снаружи, у входа, который напротив острова. Автомобилистам я рекомендую парковаться там же, а не на главной стоянке, отсюда намного ближе идти. Усадьба Кусково в кинематографе Другие усадьбы и парки: Усадьба АбрамцевоУсадьба АлтуфьевоУсадьба АрхангельскоеУсадьба Большие ВяземыУсадьба БобловоУсадьба БратцевоУсадьба ВалуевоУсадьба ДубровицыУсадьба ЗахаровоУсадьба Знаменское-ГубайловоУсадьба КусковоУсадьба Ленинские ГоркиУсадьба ЛюблиноУсадьба МелиховоУсадьба МурановоУсадьба ОстафьевоУсадьба СвибловоУсадьба СередниковоУсадьба ТаракановоУсадьба УзкоеУсадьба Усачёвых-НайдёновыхУсадьба Ховрино (Грачёвка)Усадьба ШахматовоУсадьба Ярополец-ГончаровыхМузей-заповедник КоломенскоеМузей-заповедник ЦарицыноАлександровский садЕкатерининский паркЛефортовский паркНескучный садПарк искусств МузеонЦПКиО имени Горького raven-yellow.livejournal.com Усадьба Кусково - уникальный памятник культуры XVIII века.Усадьба Кусково — уникальный памятник культуры XVIII века, один из самых ранних образцов летних загородных резиденций России. Усадьба, принадлежавшая графам Шереметевым, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний; до наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, а также единственный в Москве французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами. В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково». Сегодня — это один из крупнейших в мире обладателей коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности. Ежегодно в музее организуются выставки; проводятся концерты классической музыки; возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний. История усадьбы Кусково.Впервые Кусково упоминается в конце XVI в. и уже как владение Шереметевых. В 1623—1624 гг. здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года — случай в истории усадеб довольно редкий. Расцвет имения связан с именем Петра Борисовича Шереметева, сына знаменитого петровского фельдмаршала. В 1750 — 1770-х гг. в Кускове была организована обширная резиденция с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Создание этого выдающегося ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс сооружён в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в. Постройки этого стиля сохранились в основном в окрестностях Санкт—Петербурга, для Москвы и Подмосковья этот комплекс уникален. История усадьбы Кусково.В 1774 году по проекту французского архитектора Шарля де Вайи (по другим источникам К. Бланка?) был сооружён дворец (Большой дом), который вовсе не был призван поражать своими размерами, а поражал изысканностью и великолепием внутреннего убранства. Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Кроме того французский парк украшают многочисленные скульптуры, обелиск и колонна со статуей богини Минервы. Достопримечательности. Дворец в Кусково.Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. Летний дворец графа П.Б.Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно — пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше; зеркала и осветительные приборы. В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера. Голландский домик в Кусково.Этот павильон был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры «разных времен и народов», Голландский домик – характерное явление в русской усадебной культуре середины XVIII века. Он считается одним из самых первых, художественно завершенных образцов подобных сооружений. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В настоящее время гости музея имеют возможность увидеть полностью сохранившуюся внутреннюю планировку Голландского домика и основные детали архитектурного декора. Посредством воссозданных интерьеров окунуться в «быт голландского бюргера» того времени. Итальянский домик в Кусково.Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого. Эрмитаж в Кусково.В юго-западной части кусковского регулярного парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника). Как и другие парковые павильоны, в XVIII веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. К тому же, его оригинальное устройство позволяло уединиться на втором этаже без прислуги. Подобные «эрмитажи» были тогда чрезвычайно модными. Эрмитаж был построен в 1765 –1767 гг., под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей. Грот в Кусково.«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах. Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б. Шереметевым по «заключенному контракту». Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова. Американская оранжерея в Кусково.Была построена неизвестным архитектором в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. «Каталог растений» 1786 года разъясняет термин «Американская оранжерея» как постройка «большого тепла», которая представляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго — восток и юго — запад. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального использования солнечных лучей, особенно в зимнее время. Подобные конструкции обеспечивали разнообразный тепловой и световой режим, необходимый для выращивания тропических растений. Для лучшего поглощения солнечного света использовали простое зеленоватое стекло, оранжерея исключительно утилитарное назначение. Большая каменная оранжерея в Кусково.К 1763 году была сооружена Большая каменная оранжерея по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова — самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо прямого функционального назначения она использовалась и для приема гостей: наряду с остекленными галереями для растительных экзотов в центре Большой каменной оранжереи был устроен «воксал» — небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника. Сегодня в залах оранжереи развернуты экспозиции Государственного музея керамики. travellgide.ru как добраться, цены, описание и фотоУсадьба Кусково действительно прекрасна – в роскошной летней резиденции Шереметьевых хорошо сохранились дворец и павильоны, единственный в Москве регулярный французский парк с цветниками и множеством скульптур, есть большой пруд. Основные постройки в усадьбе были возведены в 18 веке графом Петром Борисовичем Шереметьевым. Он частенько называл землю, которая ему досталась в наследство от отца, «куском» — отсюда и пошло название усадьбы. Кусково имеет еще одно название – Подмосковный Версаль. Уже от входа открываются чудесные виды на ухоженные газоны, аккуратно подстриженные деревья и прекрасные архитектурные сооружения. Действующая усадебная церковь Спаса Всемилостивого. Шпиль стоящей рядом колокольни очень напоминает архитектурные решения питерских Адмиралтейства и Петропавловской крепости. Ангел на крыше церкви. Дворец в музее-усадьбе Кусково, построенный в стиле раннего классицизма с элементами барокко — деревянный. Ко входу ведут два пандуса для въезда карет, заканчивающиеся фигурами сфинксов. Затейливый вензель – одно из украшений дворца. К возведению дворца и павильонов привлекались как известные архитекторы того времени, так и крепостные мастера. Пирамидка на берегу пруда. Не очень поняла ее предназначение. Может быть, солнечные часы? Голландский домик был построен в честь Петра Первого. Внутреннее убранство было привезено из Голландии и полностью сохранилось. В солнечный день в Кусково фото получаются просто прекрасными. Недалеко от Голландского домика мы увидели фотосессию возле павильона Эрмитаж. Прошли немного дальше по аллее, и нашим глазам открылась вот такая картина: Классическая музыка в прекрасном антураже. Свадьба в Кусково. Ну очень красиво и романтично. :) Центральная часть французского регулярного парка. Статуи большей частью изображают львов, римских героев и богов. Всего их больше 60. Парк украшен не только скульптурами, но и цветами. Каменная оранжерея, построенная крепостным архитектором Ф.С. Аргуновым. В центральной части проводились балы, а в стеклянных крыльях зимних садов — гуляли среди тропических растений. Еще один парковый павильон, Итальянский домик, похож на небольшой дворец. Нарядный Грот отражается в водах Итальянского пруда. Его внутренняя отделка перламутровыми раковинами поражает воображение. Именно этот прекрасный павильон был местом обеда императрицы Екатерины Второй во время ее визита в имение Шереметьева в 1774 году. Летом гостеприимные Шереметьевы часто проводили балы, собиравшие весь цвет московского дворянства: на особо роскошных вечерах присутствовало до 30 тысяч гостей. Увеселений было множество: катание на лодках по большому усадебному пруду, театральные оперные и балетные постановки, парады, выступления оркестров, фейерверки. Театр графа Шереметьева считался лучшим в Москве. В последнем десятилетии 18 века на кусковской сцене блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова, к которой был неравнодушен Н.П. Шереметьев. В 1800 году граф и актриса переехали в Останкино, а Кусково было позабыто. Только через десятилетия его сын возродил былую роскошь. После революции шереметьевское владение избежало участи большинства дворянских усадеб – его объявили музеем-заповедником и впоследствии разместили тут музей фарфора. В наши дни здесь регулярно проводятся концерты классической музыки, выставки. Как добраться до КусковоНа общественном транспорте: м. «Рязанский проспект», далее автобусом 133 или 208 до остановки «Музей Кусково». На автомобиле: Москва, улица Юности, дом 2. В выходные приезжать лучше к открытию – потом будет сложно припарковаться. Координаты: 55°44’11″N 37°48’34″E Часы работыВ летний период с 15 апреля по 14 октября — с 10-00 до 18-00 (касса работает до 17-00) В зимний период с 15 октября по 14 апреля — с 10-00 до 16-00 (касса работает до 15-00) Понедельник и вторник – выходные дни. Последняя среда каждого месяца – санитарный день. Стоимость билетовМузей-усадьба принимает участие в акции Департамента культуры города Москвы «Музеи — бесплатно в третье воскресенье каждого месяца». В обычные дни вход на территорию и в музеи платный. Цены (2011 г.): Копирование текста и фотографий запрещено! Материалы охраняются Законом об авторских правах. Теги: Усадьбы pro-stranstva.ru |
 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров |