Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Медвежьегорск, Карелия: достопримечательности и их фото. Медвежьегорск достопримечательности


что обязательно посмотреть (фото, адреса, описания)

История Медвежьегорска (и даже его названия) не изобилует радостными подробностями, но мы должны ее принять и такой – сейчас город развивается, здесь открыли даже горнолыжную базу. А окружающая природа – острова, леса, Онежское озеро – всегда отличались особенной красотой.

Медвежьегорск был основан заводчиком Захарьевым, который в конце 18-го века основал здесь пилорамы и лесозаготовительную фабрику. По густым чащам бродило множество медведей, одного из которых – медвежонка – отловили и отдали на развлечение семье деятеля. Медвежонку жилось хорошо, пока он, не рассчитав силу, не сдавил до смерти одного из рабочих. Захарьевым, скрепя сердце, пришлось его пристрелить. Похоронили любимца на песчаном холме, который так и называется – Медвежья Гора. Построенная здесь впоследствии железнодорожная станция переняла меткое название.

Медвежья Гора превратилась в город во время Первой мировой войны благодаря строительству в этих местах железной дороги, соединяющей Баренцево море и Петербург. В 30-е годы XX века становление Медвежьегорска продолжилось: через него проходил знаменитый Беломорско-Балтийский канал, более известный как Беломорканал.

Сейчас Медвежьегорск – тихий уютный городок на берегу Онежского озера, здесь есть что посмотреть и куда сходить.

Карта

Достопримечательности, отмеченные на карте города:

Железнодорожная станция Медвежья гора

Пусть сам город давно переименован, станция сохранила свое историческое название. Местные называют ее Медгорой. Здание, несмотря на регулярные реконструкции и обновления, сохранило свой первоначальный исторический облик. Первый поезд до Мурманска здесь прошел в 1917 году, с тех пор Медгора – пункт остановки практически всех курсирующих по Карелии составов.

Между путями до сих пор переходят по настилам, а само здание напоминает крепкий деревенский дом зажиточного крестьянина.

Железнодорожная станция

Музей истории железнодорожного транспорта

Адрес: ул. Артемьева, 12Режим работы: с 10:00-17:00, выходной – воскресенье, понедельник

Музей, расположенный в одном-единственном вагоне на железнодорожной станции Медвежья Гора, рассказывает не только об истории Октябрьской железной дороги, но и о самом городе и окрестностях.

Музей истории жд транспорта

Городской музей в бывшем здании Управления Беломорканала НКВД СССР

Адрес: ул. Дзержинского, 22Телефон: 8(81434) 58232Сайт: http://nmrk.karelia.ru/site/section/376Режим работы: пн-пт с 9:00-17:00, воскресенье с 11:00-15:00, суббота — выходной

Какая бы темная история не стояла за постройкой здания и самого Беломорканала, сейчас это место отдано под мирные цели: музей Медвежьегорского района. Помимо классического набора краеведческого музея: раскопок, одежды, предметов быта, здесь показана история ББК (Беломорско-Балтийского канала) и представлена экспозиция «Маленький город в большой войне», рассказывающая о взятии Медвежьегорска финнами и о положении поселения в 1941-45-м годах.

Городской музей

В музее можно договориться об организации экскурсии по военным укреплениям Медвежьегорского района.

Городской музей внутри

Укрепрайон

Как добраться: по координатам: N062 54.085, E034 25.998 или с экскурсией, которую по предварительной договоренности организует Медвежьегорский музей.Телефон для бронирования экскурсий: 89214560740

Захватив Медвежьегорск в 1941 году, финны немедленно начали возводить повсюду опорные пункты и укрепления. Постройки велись руками наших же военнопленных, число которым не велось и с чьими жизнями не считались. Каждая высота в городе была отведена под какой-нибудь пункт: наблюдательный или опорный.

Укрепрайон вид

Сейчас все эти катакомбы, опоясывающие район – предмет изучения краеведческими отрядами, любопытствующими мальчишками и туристами-энтузиастами. Эти места, будоражат фантазию: ведь именно здесь, говорят, годами скрываются беглые преступники, зарыто награбленное добро со времен Второй мировой войны.

Укрепрайон

Национальный парк «Водлозерский»

Часть парка находится на территории Архангельской области, а часть – в Карелии. Это особо охраняемая территория со свежайшим лесным воздухом, проложенными тропами – пешеходными, лыжными, водными, комбинированными. Протяженность троп немаленькая – от 10 км. Поэтому будьте готовы к настоящему походу, захватите с собой необходимое снаряжение.

Национальный парк Водлозерский

Для любителей созерцательного отдыха предусмотрены моторные лодки, с которых можно увидеть памятники деревянного зодчества, стоянки и захоронения древних людей. Есть даже парусное судно, на котором можно совершить водную прогулку по Водлозеру.

Национальный парк Водлозерский вода

Если вы хотите испробовать несколько разных маршрутов, есть возможность остаться в парке на несколько дней: на территории размещены гостевые дома, они доступны для бронирования.

Национальный парк Водлозерский вид

Заброшенная деревня Пегрема

Как добраться: деревня расположена на западном берегу Уницкой губы. Сначала нужно проехать до села Уница, от него 28 км по ухабистой дороге.Посетить Пегрему можно в составе организованного тура: http://карелов-мир.рф/2012-02-01-10-24-12/424—2-4500-

Последний житель покинул эту деревню еще в 70-х годах прошлого века. Сейчас Пегрема – несколько полуразрушенных деревянных домов, и старая часовня Валаама Хутынского, сохранившаяся с 1770 года.

Заброшенная_деревня_Пегрема_вид

Считается одним из Карельских мест силы, потому что здесь были найдены артефакты, относящиеся к каменному веку – в этом районе селились наши древние предки. При этом находки (в частности, открытое святилище и поляна идолов) говорят о том, что здесь проводились религиозные обряды. Камни вокруг – бывшие идолы, имена которых канули в небытие вместе с их почитателями. Амбар Кузнецова, находящийся в качестве памятника на о. Кижи привезен отсюда, из Пегремы.

Заброшенная деревня Пегрема

Урочище Сандармох и мемориальное кладбище

Если ехать из Медвежьегорска в сторону гогода Повенец, то в местечке Сандармох вы найдете одно из самых печальных свидетельств нашей истории: мемориальное кладбище и расстрельные списки заключённых, направленных на строительство Беломорканала, а также Соловецких переселенцев. Всего здесь было убито около 10 тысяч человек.

Мемориальное кладбище

В часовне при кладбище можно ознакомится с расстрельными списками и поставить свечку.

Урочище Сандармох

Музей истории Беломорско-Балтийского канала и город Повенец

Адрес: Повенец, ул. Ленина, 18Телефон: 8(81434) 4-37-94Сайт: http://adm-povenec.ru/Режим работы: с 10:00-17:00, выходной – понедельник

Если вы уже выехали в сторону Повенца, чтобы посетить Сандармох, потратьте еще немного времени и доберитесь до города, чтобы заехать в музей истории Беломорканала.

Великая советская стройка загубила сотни тысяч советских заключенных, которые массово перевозились в этот регион, чтобы в рекордные сроки построить водный путь длиной 227 км. Их жизнь и здоровье в расчет не брались, на охрану труда и благоустройство жилья деньги не выделялись.

Находится этот небольшой музей в здании администрации Повенца. Здесь расскажут и покажут реликвии, сохранившиеся со времен «всесоюзной стройки». Особенно ценны личные вещи каналоармейцев, которых у заключенных было не так уж много. Плакаты, мотивирующие обреченных на смерть людей сократить тюремный срок непосильным трудом, тексты выступлений ударников из разряда «я пил, воровал, и благодарен Советской власти, что дала мне шанс…», фотографии, архивные документы.

Музей канала

Если вы добрались до Повенца, обязательно посмотрите шлюзы ББК. Именно в Повенце размещаются основные шлюзы, которые могут поднимать и переправлять корабли выше или ниже. Это сооружение называется «Повенецкая лестница», она может поднять судно на 69 метров.

Шлюзы

Видео

Красивое видео о природе Медвежьегорска:

kudarf.ru

Медвежьегорск, Карелия: достопримечательности и их фото

Медвежьегорск (Карелия) — небольшой симпатичный городок, который расположен на Онежском озере. Вплоть до 1938 года это местечко называли Медвежьей Горой. Железнодорожная станция, где делают непродолжительную остановку поезда из Москвы, Петербурга и Петрозаводска, именуется так и сейчас. Город является одним из промышленных центров Карелии, находится на северо-западе Повенецкого залива. Его окружают живописные скалы и невысокие холмы, которые покрыты густыми хвойными лесами.

История города

В далеком прошлом на месте Медвежьегорска шумел непроходимый лес, в котором жили дикие животные. Это была болотистая местность. И сегодня одна из улиц города называется Болотной.

Медвежьегорск начали возводить с началом строительства на реке Кумсе в 1794 г. лесопильного завода. Владельцами его были Андреев, Гагаринов и братья Захарьевы, выходцы из села Толвуя. Постепенно единоличными хозяевами завода стали Захарьевы. До наших дней это предприятие не сохранилось, не осталось и следа от его здания. Но зато уцелел двухэтажный деревянный дом Захарьевых.республика карелия медвежьегорск

После вступления Российской империи в Первую мировую войну (1914 г.) возникла острая необходимость в строительстве железной дороги, ведущей к Баренцеву морю. Возведение мурманского порта, двух портов в Сороке и Кеми, а также железной дороги началось в 1915 году. Последняя должна была соединить Петроград с Романовым-на-Мурмане.

Станцию "Медвежья гора" построили на необжитом и безлюдном берегу озера. При станции постепенно появился посёлок, имевший то же название. В 1915 году возникла пристань на берегу озера.

В 1930 году советским правительством было принято историческое решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Поселок и станция "Медвежья гора" и стали административным центром. Как известно, канал был пущен в строй в августе 1933 года. Через пять лет решением ВС РСФСР этот рабочий посёлок получил статус поселка городского типа и название Медвежьегорск (Карелия).

В годы ВОВ в районе города три года проводились боевые действия финских и советских войск.

Неожиданная известность

Сегодня многих туристов привлекает Республика Карелия. Г. Медвежьегорск получил широкую известность в 90-е годы XX века. В 1984 году режиссер В. Меньшов снимал здесь фильм, который в дальнейшем стал очень популярен. Его название — «Любовь и голуби». Дом, в котором в фильме жил главный герой со своей семьей, не сохранился.

Климат в этом северном городке довольно суров. Средняя температура февраля — -12 °C, в июле она не превышает +16 °C. В год выпадает 600 мм осадков.

Достопримечательности

Небольшой город Медвежьегорск (Республика Карелия), фото которого можно увидеть в рекламных буклетах туристических агентств, имеет такое количество скульптур медведя, что их хватило бы на пол-России.

город медвежьегорск республика карелия фото

Медведи там есть мраморные и бронзовые, гипсовые и деревянные. Имеются и целые скульптурные композиции, можно увидеть мишку с рыбой, с хлебом-солью.

Фигура медведя с символом города выполнена в полный медвежий рост. В передних лапах он держит высоко над головой изображение герба Медвежьегорска. Как вы понимаете, это животное - символ города. Статуя изготовлена из натурального дерева, а постаментом послужил обычный камень.

Беломорский канал

Главной достопримечательностью Медвежьегорска, конечно же, является Беломорско-Балтийский канал. Но туристы должны знать, что объект охраняется, и фотосъемка на нем запрещена.

Городской музей

В. П. Ершов — учитель школы-интерната № 4 — в 1962 году создал школьный краеведческий музей в таком прекрасном городе, как Медвежьегорск (Карелия). Изначально коллекцию составляли домашние предметы горожан, иконы, вышивки, а также элементы национальных костюмов.

Статус муниципального музей получил в 1991 году. Он размещен в старинном здании, которое является памятником архитектуры. Когда-то в нем находилась гостиница работников Беломорканала.

Вокзал

Он находится в центральном районе города. Здание построено в 1916 году. Почти сразу же после завершения строительства отсюда стали отъезжать первые поезда.

Это оригинальное сооружение из дерева со шпилем и шатровой крышей. Оно много раз перестраивалось и реконструировалось, но и сегодня сохранило первоначальный вид.карелия медвежьегорск отдых

Автором проекта стал гражданский инженер Р. М. Габе. Здание строилось еще тогда, когда поселение не являлось городом.

Памятник героям ВОВ

Как и во всей России, чтят память героев ВОВ жители города. Медвежьегорск (Карелия), фото которого вы видите в нашей статье, имеет свой монумент в честь павших героев. Памятник установлен на могиле воинов, где покоится 1015 бойцов, отдавших жизни за свою Родину.медвежьегорск карелия

Он находится в сквере по улице Кирова. Это обелиск из черного мрамора с памятной надписью. Благодарные жители города несут к нему цветы, и отсюда начинаются все праздничные шествия в День Победы.

Памятник Кирову

Памятник в торжественной обстановке был открыт летом 1958 года. Инициатором его создания выступила администрация города. Сегодня он находится на улице Дзержинского, а вначале был установлен в парке Железнодорожников.республика карелия г медвежьегорск

Церковь

Этот небольшой храм находится на улице Артемьева. Скромное деревянное здание выкрашено в светло-голубой цвет, прихожане часто приходят сюда помолиться. Пастор церкви – А. А. Рындин.

Сандармох

Еще одно памятное место, которое всегда будет напоминать об огромных жертвах, о которых мы не должны забывать. Это огромное лесное урочище, ставшее местом массовых расстрелов НКВД, находится в пятнадцати километрах от Медвежьей Горы и в девятнадцати километрах от села Повенец.

На площади около десяти гектаров захоронено более 9500 человек пятидесяти восьми национальностей, котоые были убиты в 1938 году. Это самое крупное на северо-западе нашей страны захоронение жертв репрессий Сталина. республика карелия медвежьегорск

В основном это были поселенцы и заключённые из Соловецких лагерей. Но есть среди жертв и местные жители. На сегодняшний день на этой огромной территории обнаружили 236 расстрельных ям. Впервые захоронения нашли летом 1997 года.

Карелия (Медвежьегорск): отдых

Если вы любите горнолыжный спорт, то хотим вас обрадовать. В Медвежьегорске есть хорошо оборудованный горнолыжный склон. На нем две трассы, длина которых — от 350 до 400 метров. Кроме того, есть трассы для детей и для профессионалов.

Любят эти места и рыболовы. Для них здесь построены базы и гостиницы. Одна из них находится на берегу озера. Здесь всего три номера, уютный холл. В этой гостинице любят останавливаться ценители зимней рыбалки. Подледный лов в описываемых местах увлекателен. Это во многом объясняется наличием каменных луд. Вы можете поймать здесь сига и талию, корюшку и налима, окуня (рядом с лудами), судака и леща.

Прекрасно отдохнут здесь и любители охоты (в сезон). Осенью на поле садится гусь, в ноябре на картофельные поля выходит кабан, есть глухариные и тетеревиные тока, утки, медведи, волки, лоси.

Гостиницы

Наверное, всех, кто собирается в эти места, гостиницы Медвежьегорска (Карелия) волнуют в первую очередь. Город небольшой, поэтому отелей здесь немного. Если вы едете в Медвежьегорск отдыхать (охота, рыбалка), то вам лучше поселиться за городом, к примеру в отеле «Солнечном», расположенном у Онежского озера, совсем рядом с ж/д станцией «Медвежья гора». Можно поселиться в гостевом доме «За Онегу».

Но если вы приехали в город по делам, то лучше поселиться в гостинице «Онежской». Она находится в центре города, в четырехэтажном здании, построенном в 1981 году. Гостиница предлагает для размещения 65 одноместных, двухместных и трехместных номеров. При ней работают ресторан и бар.гостиницы медвежьегорска карелия

Отзывы туристов

Огромное количество положительных отзывов оставляют рыболовы и охотники, посетившие Медвежьегорск. По их мнению, в городе прекрасно организован отдых. Множество специальных баз и прекрасная природа заряжают энергией на долгое время.

fb.ru

Медвежьегорск. На краю Онежского озера

Карелия — это край бесчисленных озёр, где берег какого-нибудь озера есть почти в каждой деревне. Но есть два самых больших озера, которые выделяются на их фоне, — Ладожское и Онежское. Именно на Онежском озере стоит Петрозаводск, а на самом северном его кончике находится Медвежьегорск — небольшой город (14 тысяч жителей), порождённый в XX веке железной дорогой и лесной промышленностью. Довольно типичный для республики райцентр, окружённый водой, лесом и карельскими скалами, среди которых шумят поезда. Впереди — рассказ о городе, каким я увидел его в начале осени 2017 года.

Медвежьегорск стал для меня первым пунктом короткого четырёхдневного сентябрьского путешествия, в котором я совместил, как ни странно, Карелию и Новгородскую область, которые относительно Петербурга расположены в разных направлениях (что стало причиной такой комбинации, я расскажу позднее). Началось это путешествие вечером на Ладожском вокзале, где меня ждал скорый поезд Петербург - Мурманск, который мне предстояло покинуть на рассвете в шесть часов утра на станции Медвежья Гора. В городе Медвежьегорске станция называется именно так.

Верхняя полка плацкартного вагона. Вечером проезжаем Волхов, потом, ближе к ночи, — Лодейное Поле, Подпорожье, Свирь, где нам меняют электровоз. Потом ночь, только немного поспал, а уже приходит время вставать. За окном начинался рассвет, мелькал тёмный карельский лес, потом показались дома небольшого города, и пути довольно крупной железнодорожной станции. Поезд стоит здесь 15 минут: меняются локомотивные бригады. Как ни странно, я оказался единственным в своём вагоне пассажиром, который выходил в Медвежьей Горе, хотя этот поезд пользуется у жителей Карелии популярностью. Из других вагонов людей высаживалось уже побольше.

2. Ранним утром станция выглядела примерно так (лучшего снимка сделать не удалось). Деревянный вокзал, построенный в 1916 году, уже знаком мне по поездке на Кольский полуостров два года назд. Мой поезд вскоре тронулся и поехал дальше на север: уже в 11 вечера сегодня он будет в Мурманске. А я решил дождаться рассвета и остался на вокзале, где успел подремать в зале ожидания. А когда рассвело, отправился гулять по городу.

Кликабельная карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:

Начну рассказ о городе с вокзала. Тем более, что и исторически город берёт исток именно отсюда. Здесь проходит железная дорога Санкт-Петербург - Мурманск, построенная во время Первой мировой войны для связи с незамерзающим Мурманским портом. Движение по ней было открыто в 1916 году. На северном краю Онежского озера раздался гудок паровоза, и открылась станция Медвежья Гора. Выросший при ней пристанционный посёлок стал городом в 1938 году — одновременно с карельскими же Кондопогой и Беломорском.

3. До наших дней здесь сохранился красивый деревянный вокзал с башенкой. Его зелёный цвет очень гармонично смотрится в окружении карельских лесов. Надеюсь, его не додумаются разукрасить в серый с красной полосой.

На самом деле, утром, когда рассвело, я, выйдя из вокзала, почти сразу пошёл в город. Поэтому большинство фотографий станции сделано позже, уже через несколько часов, когда я дважды на неё возвращался.

4. Станция большая. Здесь находится локомотивное депо (ТЧ-25 Октябрьской ЖД), а станция всё время заставлена грузовыми поездами, многие из которых везут уголь в Мурманский порт. Время от времени проезжают пассажирские поезда, как тот, что виден на первом пути.

5. А тут видна электричка. С этим видом транспорта здесь, к сожалению, плохо. Только раз в день ходит электричка в Петрозаводск, а пригородное сообщение на север (маршрут Медвежья Гора - Кемь) действует только в летний период. Причём такая картина здесь уже давно.

6. Кроме действующего транспорта, вспомним и про почётного ветерана. Возле здания вокзала стоит паровоз-памятник серии Эр с вагоном и гидроколонкой. Внутри вагона, кстати, есть небольшой музей, но я его, к сожалению, не посетил, поскольку в момент моего прихода не было смотрителя.

7. К югу от станции находится та самая Медвежья гора, давшая ей название, — покрытая лесом скалистая сопка, которую огибает железная дорога вдоль берега Онежского озера. Топоним этот существует давно, и является калькой с карельского Karhumägi. Медвежьегорск получил существующее "городское" название вместе со статусом города, а станция называется Медвежьей Горой по-прежнему (железная дорога, как известно, консервативна). Впрочем, её сокращённое название Медгора зачастую в обиходе применяется по отношению к самому городу.

На Медвежьей горе, кстати, находится интересная достопримечательность — оборонительные сооружения времён Великой Отечественной войны, построенные финнами во время оккупации Медвежьегорска. Но об этом месте будет отдельный пост.

8. От вокзала направимся в город. Вот Привокзальная площадь со стоянкой таксистов. Правее кадра находится маленькая автостанция и несколько магазинов.

9. Прямо от вокзала уходит улица Кирова. Народу на улицах пасмурным сентябрьским утром было не много, и я погружался в сонную атмосферу северной провинции. Карельские малые города ­выглядят тихими и спокойными.

10. От железной дороги 1916 года в Медвежьегорске сохранился не только оригинальный вокзал, но и несколько домов железнодорожных рабочих поблизости от него. Это узнаваемые дома типового проекта, разработанного именно для Мурманской магистрали: точно такие же я видел даже на заполярной станции Имандра.

11. А это уже советские дома. Вероятно, где-то 1930-х годов постройки.

12. В соседстве с пятиэтажками:

13. Пройдя квартал от вокзала, выхожу на улицу Советскую — главную магистраль города. В кадр попала школа, в которую в этот утренний час шли ученики разных возрастов.

14. Напротив школы (она видна на заднем плане) — парк Воинской Славы и братская могила красноармейцев, погибших в боях за город.

В военной истории страны Медвежьегорск отметился ещё в первые годы своего существования, когда был лишь пристанционным рабочим посёлком. В гражданскую войну здесь были бои Красной армии с британскими интервентами, которые занимали значительную часть Карелии, включая Медгору, в 1919-20 годах. А уже в Великую Отечественную город был оккупирован союзными немцам финскими войсками с 5 декабря 1941 по 23 июня 1944 года. Во время оккупации здесь действовал концлагерь для советских военнопленных. Первую попытку наступления в Карелии советские войска предприняли ещё в январе 1942 года, но она, известная как Медвежьегорская наступательная операция, оказалась неудачной.

15. Кинотеатр "Дружба" типового проекта рядом с мемориалом. Судя по виду, уже не действующий.

16. Идём дальше. Советская улица ведёт в сторону центра города.

Сегодняшний Медвежьегорск — городок с населением 14 тысяч жителей (на момент распада СССР было 20 тысяч). В постсоветские годы он, как и большинство карельских райцентров, к сожалению, пребывает в упадке. Уже почти десять лет, как не действует лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, который был в городе самым крупным предприятием. Основным работодателем остаётся железная дорога: благо, хотя бы станция здесь крупная. В этом отношении ситуация напоминает Беломорск.

17. Кто такой "Астрономч к"?

18. А вот пятиэтажные дома 75-й серии, по которым легко узнаётся Карелия.

19.

20. А дальше я перехожу по мосту через реку Кумсу, которая рядом впадает в Онежское озеро...

21. ...и за ней начинается центр города, который в Медвежьегорске довольно чётко выражен. Советская улица переходит в улицу Дзержинского.

Осевая магистраль города пересекает здесь улицу Карла Либкнехта, которая играет роль главного автодорожного выезда из города: уходя дальше на северо-запад, она в итоге приводит к развязке с трассой "Кола" (Петербург - Мурманск). Этим маршрутом я на следующий день уезжал на автобусе в сторону Петрозаводска.

22. Этот главный медвежьегорский перекрёсток образует небольшую площадь с множеством магазинов. Ещё запоминается здесь гостиница "Онежская" с, видимо, советской вывеской. В интернете о ней много отзывов, среди которых я не видел ни одного положительного. Впрочем, сам я ночевал не в ней, поэтому ничего сказать не могу.

23. У этого же перекрёстка есть деревянный Символ города. Куда же без него?

24. А вот эта вывеска на торце пятиэтажки — наверное, родом из девяностых.

25. А ещё по соседству есть пешеходный деревянный мостик через Кумсу. Интересный, но, увы, ветшающий. Скорее всего, ему стоять осталось недолго.

26. Идём дальше по Дзержинского. Центр Медвежьегорска запомнился советскими домами ярко-жёлтого цвета. В этой части город довольно ухоженный. А в целом облик у города типичный для Карелии: мне здесь вспоминались то Питкяранта, то Суоярви, то Олонец, то Беломорск.

27. А на улице Горького мне вспомнилось одно из мест в Петрозаводске.

28. На второстепенных улицах и во дворах с благоустройством уже заметно хуже. Хотя свой уют есть и в таких местах.

Жизнь в городе неторопливая, люди приятные и спокойные. В Медвежьегорском районе я посетил пока что только сам райцентр, а также бывший уездный город, а ныне посёлок Повенец. У Медвежьегорска есть даже свой пригород — посёлок Пиндуши с лесокомбинатом (который, в отличие от Медвежьегорского, действует). Есть и интересные места в районе, которые я ещё планирую посетить. Особенно выделяются два небольших края: Заонежье к югу от города, на вдающемся в Онежское озеро полуострове, изрезанном длинными заливами, а также Сегозерье на северо-западе района — глухие места с лесами и деревнями вдоль побережья Сегозера.

29. Но вернёмся на главную улицу Дзержинского. Это — школа № 3, здание, видимо, ещё довоенное.

30. А это площадь Кирова. И, наверное, самое примечательное здание города, очень нетипичное для городов такого размера — гостиница Беломорканала, построенная в 1930-е годы (когда Медгора ещё не стала городом). Собственно, Беломорско-Балтийский канал начинается из Онежского озера возле посёлка Повенец в 25 километрах к востоку отсюда, и именно Медвежья Гора была базой стройки. Здесь находилось управление Беломорско-Балтийского ИТЛ (Белбалтлага), и отсюда шло руководство строительством. Здание выглядит мрачно — даром, что это была лишь гостиница; впечатление усиливает широко известная история этой стройки. Сейчас, похоже, здание частично пустует, частично занято краеведческим музеем, а также разными магазинами.

31. Возле бывшей гостиницы установлен памятник Кирову, идентичный памятнику в Петрозаводске. Памятника Ленину в Медгоре почему-то нет, как и в Беломорске.

32. Рядом ещё есть якорь на постаменте:

33. Площадь Кирова, хоть и просторная, не выглядит каким-то городским центром притяжения. Народу на ней мало, а из каких-либо заведений запомнился только ларёк "Пудожский хлеб" (где, кстати, продают вкусные карельские калитки). Ещё на площади находится районный дом культуры.

34. Рядом с ним — танк Т-34 на постаменте. Ещё один памятник освободителям города в Великой Отечественной войне. Установлен в 1969 году, в честь 25-летия освобождения.

35. Чуть дальше площади Кирова находится управление Беломорско-Балтийского канала. Оно и сейчас размещается в Медвежьегорске, несмотря на то, что сам канал через город не проходит.

36. Прилегающие пятиэтажные кварталы с тихими дворами. Железные фонарные столбы, как в этом кадре, почему-то есть почти в каждом карельском городе.

37. А вот и Онежское озеро. К нему город выходит дворами и маленькими улочками. Пейзаж озера в тот день был предельно минималистичным.

38. Но также на его берег можно выйти через городской парк.

39. Здесь даже есть песчаный пляж и небольшая прибрежная зона отдыха. В этом кадре хорошо видна самая северная точка Онежского озера: вот она, прямо тут, где береговая линия поворачивает направо. Антипод этого места, то есть самая южная точка, находится в Вытегорском районе Вологодской области, недалеко от села Ошта. По прямой дотуда 235 километров.

Если посмотреть на карту, то северная половина Онежского озера выглядит довольно причудливо. Собственно, основная его часть на севере вытянутая и узкая, но особенно интересно выглядит множество совсем узких и длинных заливов, изрезающих северо-западное побережье.

40. Вот таким я увидел Онего в Медвежьегорске. В тот день здесь был полный штиль (складки на переднем плане — это не рябь на воде, а песчаное дно), а вода, несмотря на конец сентября, была ещё не холодной (я пробовал рукой).

41. Песчаный берег украшают крепкие сосны:

42. Улицы поблизости от городского парка застроены в основном частным сектором.

43. Как и везде в Карелии, немало барачных двухэтажек. Но они постепенно расселяются. Новые дома для их жителей я видел ближе к окраине, когда уже уезжал из города, но не заснял.

44. Дворы этих домов выглядят примерно так:

45. Это снова главная улица города; здесь она уже меняет название с Дзержинского на Ленина. В кадре — вид обратно, в сторону центра. Можно разглядеть обнесённую колючей проволокой тюремную больницу. Кстати, людей в камуфляжной форме ФСИН в городе иногда можно увидеть (порой в качестве обычных прохожих). И наверное, по уровню зарплат это местная элита (возможно, наряду с машинистами в депо).

46. Улица Ленина дальше переходит в Повенецкую, а затем и покидает город в виде автодороги на Пиндуши, Повенец и дальше на Пудож, откуда можно ехать дальше на восток в Архангельскую область — в Каргополь и Няндому.

47. Потом город заканчивается, и в свои права вступает природа. Город окружён сосновыми борами, растущими на каменистой почве среди валунов. Очень типичный для Карелии пейзаж.

На фотографиях можно увидеть присутствие рельефа. Это и сама Медвежья гора, и другие лесистые холмы, мелькающие вдалеке в городском пейзаже. Вдоль северного побережья Онежского озера местность действительно холмистая. Неподалёку от города проходит гряда Масельга — водораздел Балтийского и Белого морей. Северо-запад Медвежьегорского района (упомянутое Сегозерье) находится уже в бассейне Белого моря.

48.

49. Немного пройдя через лес, я вышел к железной дороге. Это всё та же Мурманская магистраль. Вернее, не совсем. Здесь, на коротком участке за Медвежьегорском, она разделяется на две ветки. Причина в том, что изначально путь на этом перегоне был извилистым из-за большого уклона (начинается подъём на вышеупомянутую Масельгу), а потом, когда локомотивы стали мощнее, его спрямили, сократив на несколько километров, но старый путь оставили для грузового движения. И в кадре именно он.

50. Ещё карельский лес:

51.

52. Некоторые деревья выделяются причудливой формой:

53. Ну а вот и главный магистральный ход, по которому идут пассажирские поезда на Мурманск. Он двухпутный. Я тут провёл несколько минут, надеясь запечатлеть какой-нибудь поезд, но ничего не ехало.

Так, дойдя до северо-востока города, и даже выйдя за его черту, я пошёл обратно в центр (на самом деле, часть представленных выше снимков сделана уже на обратном пути), отобедал в кафе в центре, а затем направился на саму Медвежью гору с её наследием войны. Про неё саму я расскажу уже в другой раз, но на пути к ней я немного осмотрел залинейную часть Медвежьегорска, то есть ту, которая за железной дорогой. От вокзала туда ведёт длинный пешеходный мост.

54. Состоит эта часть города почти целиком из частного сектора. В кадре видно, как улица поднимается на склон Медвежьей горы. Но в итоге она проходит мимо неё.

55. На улице Первомайской неожиданно нашёлся квартал сталинских домов. Как оказалось, это бывший военный городок.

56. Ещё одна медвежья скульптура в городе, уже ветхая и побитая. На сей раз это медведица с медвежатами.

57. И среди чьих-то вполне жилых и ухоженных домов стоят руины бывшей военной части. Она была расформирована в 1990-е годы.

58. А дальше снова карельский лес. И грунтовая дорога...

Как уже сказано, на Медвежьей горе сохранился интересный памятник военной истории — укреплённый узел "Кархумяки", оборонительные сооружения финских войск, построенные в 1941-44 годах. Именно туда и отправимся в следующий раз. Там же будут виды на город с горы.

nord-ursus.livejournal.com

Медвежьегорск: достопримечательности | Культурный туризм

В 1914 году Российская империя вступила в Первую мировую войну. Возникла необходимость в железной дороге к незамерзающему Баренцеву морю. В 1915 году началось сооружение Мурманского порта в Кольском заливе, двух небольших портов в Кеми и Сороке, а также железной дороги, которая должна была соединить Романов-на-Мурмане с Петроградом. Станция Медвежья гора была построена на необжитом берегу Онежского озера. При станции появился одноименной посёлок. В 1915 году на берегу озера была построена пристань.

В 1930 году советское правительство принято решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Административным центром стройки и Беломоро-Балтиского ИТЛ (Белбалтлага) стала станция Медвежья Гора и посёлок при ней. Канал был открыт 2 августа 1933 года. В 1938 году постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 сентября рабочий посёлок Медвежья Гора получил статус города с названием Медвежьегорск.

В годы Великой Отечественной войны в районе Медвежьегорска почти три года продолжались боевые действия советских и финских войск.

В 1984 году в Медвежьегорске проходили съемки фильма Владимира Меньшова «Любовь и голуби» Дом, в котором проживала семья главного героя, не сохранился. Также здесь снимались фильмы «Четвёртая высота» (1977), «И на камнях растут деревья» (1985), «Платина 2», «Охота на пиранью».

Количество скульптур титульного зверя в городе зашкаливает: медведи бронзовые, мраморные, гипсовые. Есть и скульптурные композиции а-ля «Утро в сосновом бору», и мишки на севере — с рыбой, с хлебом-солью. Самая главная достопримечательность Медвежьегорска — Беломорско-Балтийский Канал (ББК), который начинается в селе Повенец, расположенном в 24 км от города (объект охраняется и фотосъемка запрещена.).

culttourism.ru

Прогулки по Карелии: Медвежьегорск - go2all

Медвежьегорск — город маленький и вполне уютный. В отличие от большинства карельских городов, ландшафт здесь не плоский как стол, а сбегающий с холмов к Онежскому озеру. Набережной там нет, но если выбраться на берег — красота гарантирована.

Когда-то поселок назывался Медвежья Гора (по-карельски — Karhumägi). Стоял себе тихо на берегу озера, пока не стал административным центром строительства Беломорканала — в 1930-е годы эта печально знаменитая стройка дала жизнь многим городам от Белого моря до Онежского озера. В 1938 году статус поселка повысился до города, и Медвежья Гора превратилась в солидный Медвежьегорск.

Количество скульптур титульного зверя в городе зашкаливает: медведи бронзовые, мраморные, гипсовые. Есть и скульптурные композиции а-ля «Утро в сосновом бору», и мишки на севере — с рыбой, с хлебом-солью.

Места здесь живописные, фактурные. Именно поэтому сонный Медвежьегорск стал кинематографической столицей Карелии: здесь снимали фильмы «Четвёртая высота», «И на камнях растут деревья», «Платина 2», «Охота на пиранью»… Больше всего местные жители гордятся тем, что в 1984 году Владимир Меньшов выбрал их город для съемок фильма «Любовь и голуби».

С тех пор многое изменилось. Дом с маленьким двориком по адресу ул. Нижняя, 12 на окраине Медвежьегорска, где съемочная группа Меньшова гоняла голубей — не сохранился. Был пожар, потом новый хозяин «историческое» строение разобрал. Сейчас на этом месте стоит новый дом, где живет молодая семья.

Сегодня Медвежьегорск делает робкие попытки стать горнолыжным курортом. Подъемники пока далеки от совершенства (надо цепляться за промасленный крюк — и страшно, и пачкотно), да и гор маловато. Зато много снега — можно кататься даже апреле.

В годы Великой Отечественной финны, которые оккупировали город, выдолбили в окрестных горах сеть пещер и лабиринтов. Теперь по этим оборонным укреплениям проходит лучший медвежьегорский экскурсионный тур. Масштабы катакомб просто фантастические; правда, часть используется под склады, часть недоступна — ради безопасности самих туристов. В одной из пещер несколько лет подряд проходили рок-фестивали, потом — дискотеки.

Летом реконструкторы и любители военной истории проводят в окрестностях Медвежьегорска бои с переодеваниями.

А туристы, которые регулярно ездят в Карелию или забрасываются на Соловки через Кемь, отлично знают «Медвежку», хотя ни разу не заходили дальше платформы. Дело в том, что это единственная станция, на которой продают вкуснейшие пироги с клюквой, черникой и брусникой, пирожки с рыбой (рыбники) и просто копченую рыбу. Ни до, ни после Медгоры на ветке Москва-Мурманск такого счастья нет.

Железнодорожная станция Медвежьегорска сохранила старое название Медвежья Гора. Так что, если едете на поезде — берите билет до Медгоры. Лучше всего приезжать в Медвежьегорск на своем автомобиле. Места вокруг красивые, есть на что посмотреть. А вот общественный транспорт не отличается ни регулярностью, ни комфортностью. В городе есть несколько кафе.

Об экскурсиях по Медвежьегорску и за городом можно договориться в городском краеведческом музее (ул. Дзержинского, 22).

В пяти километрах от загородного клуба «Малая Медвежка» оборудован горнолыжный склон. Две трассы длиной 350-400 метров со значительным уклоном и одна 400-метровая пологая трасса для обучающихся катанию взрослых и детей. Сноубордистов и фрирайдеров ждут не тронутые ратраком целинные склоны. Есть трасса для скоростного спуска с перепадами и трамплинами. Склон оборудован подъемниками. Помимо горнолыжных трасс, имеются равнинные лыжни различной протяженности (от 2-х до 5-ти километров). Для детишек построена специальная горка «Карапуз». В перечень предоставляемых услуг входит и катание на тюбингах.Достопримечательности

Что еще посмотреть в городе? Краеведческий музей Медвежьегорска, оборонные сооружения вокруг города, захоронение Сандармох (в 19 километрах от города), шлюз ББК в Повенце, храм святителя Николая в Повенце (27 километров от Медвежьегорска).

История Медвежьегорска — это история местных заводов. До 1710 года здесь работал Вичковский железоделательный завод, заложенный Петром I в 1703 году. Однако истоком Медвежьегорска принято считать лесопильный завод промышленника Захарьева, построенный в 1792–1794 годах на реке Кумсе. От того завода не осталось и опилок, но сохранился деревянный двухэтажный дом потомков Захарьева (1900).

В период Первой мировой войны началось строительство Мурманской железной дороги для прямого сообщения с Мурманским портом. В 1915 году на берегу Онежского озера соорудили пристань, чтобы водным путем доставлять продовольствие, оборудование и военнопленных. У пристани появились первые домики, склады, временное паровозное депо. Годом позже по проекту инженера Габбе возвели вокзал в виде голландской церкви — он сохранился до наших дней. Так появилась станция Медвежья Гора.

Существует легенда, объясняющая это название. В начале XX века здесь на сотни верст простирался лес, и лишь на высокой горе стоял дом Захарьева да внизу, где на порогах пенились воды реки Кумсы, работали пилорамы. К реке часто приходили медведи. Однажды местные мужики поймали медвежонка и подарили его хозяину. Медвежонок стал любимцем семейства, вырос и однажды, разыгравшись, сильно помял рабочего. Зверя пришлось застрелить. Его похоронили на вершине песчаной горы с небывалыми почестями. Когда через несколько лет в этих краях начали прокладывать железную дорогу, начальник строительства поселился у Захарьевых. Он услышал историю о ручном медведе и назвал новую станцию Медвежьей Горой.

В1933 году поселок был преобразован в поселок городского типа, в 1938 получил статус города. В его развитии сыграл свою роль Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое море и Онежское озеро. С началом его сооружения Медвежья Гора превратилась в огромный пересыльный пункт для заключенных.

Во время Второй мировой войны город был оккупирован финнами и освобожден 23 июня 1944 года подразделениями 313-й стрелковой дивизии. Это были тяжелые бои, особенно на территории укрепрайона горы Лысуха, остатки которого сохранились до сих пор и представляют собой целую систему военно-инженерных сооружений. Все господствующие высоты, окаймляющие Медвежьегорск с трех сторон, финны превратили в опорные пункты с многочисленными огневыми точками, проволочными заграждениями и минными полями.

После освобождения города часть укреплений была взорвана, инженерное оборудование демонтировано, но даже частично разрушенный укрепрайон поражает масштабностью и уникальностью конструкций. Вырубленные в скалах и забетонированные двух- и трехэтажные доты, ангары для техники, помещения для личного состава и тому подобные сооружения соединены траншеями. Наружу выходят лишь бронированные колпаки с отверстиями для наблюдения и стрельбы. Этот памятник военной истории посещают не только российские, но и финские туристы.

На экскурсию в Медвежьегорск можно выехать из Петрозаводска. Не забудьте только заранее забронировать номер в одном из отелей города.

go2all.livejournal.com

Главные достопримечательности Медвежьегорска

Каждый человек, собираясь в путешествие, создает для себя список достопримечательностей Медвежьегорска, которые непременно нужно посмотреть. Одни планируют независимые способы познакомиться с городом, другие выбирают различные ознакомительные экскурсии. Традиционно они охватывают основные достопримечательности Медвежьегорска и помогают лучше понять исторические события и культурные традиции города.

Почитатели творчества всегда отмечают для себя скульптурные достопримечательности на карте Медвежьегорска. На главных городских площадях чаще всего можно увидеть классические скульптуры, с которыми фотографируются все туристы. А вот в любимых среди местного населения парковых ансамблях можно увидеть экспозиции hi-tech изваяний и арт-объектов. Они бывают изготовлены из самых нетрадиционных материалов и имеют невообразимые формы, над которыми вам необходимо будет еще подумать.

Среди главных достопримечательностей Медвежьегорска особо следует выделить религиозные объекты. Они являются центром архитектурного ансамбля города в России, большая часть из них пережили знаковые религиозные и исторические события. В Медвежьегорске и за пределами можно посетить прославленные монастыри, полюбоваться изящным обликом знаковых христианских храмов либо заглянуть в тихие и небольшие часовни, которые так популярны у горожан.

Исследуя местность рядом с городом, можно еще наткнуться на необычные религиозные достопримечательности. Это могут быть объекты других религиозных течений, многовековые культовые объединения или вообще таинственные места силы.

Очень романтичны пешие променады по Медвежьегорску. У вас есть выбор: предварительно купить карту Медвежьегорска с достопримечательностями и маршрутами или просто отправиться туда, куда душа захочет. Тогда это даже будет более захватывающе. Позвольте себе потеряться на колоритных переулках или побродить по паркам. А если захотите передохнуть, можно подкрепиться или же попить кофе в каком-либо симпатичном кафе. Кстати, в Медвежьегорске есть пара культовых мест, о которых мечтает всякий гость города.

Если хотите получить наиболее полное представление о городе и его истории, отправляйтесь в музеи Медвежьегорска. Они содержат богатые экспозиции по народоведению, искусству, изделиям народного промысла, по археологии. Традиционно подобные достопримечательности располагаются в центре.

В то же время открытые тематические музеи часто можно встретить за пределами города. Они организуют занимательные шоу-румы, рассказывающие о национальных традициях и народном творчестве. Это также могут быть инсталляции древних градов или военных крепостей. Такие достопримечательности Медвежьегорска будут весьма познавательны для детей.

Для семейных путешественников всегда возникает вопрос: куда сходить с детьми. Самый популярный вариант – сходить в один из аквакомплексов Медвежьегорска. Чаще всего при покупке семейного билета на целый день бывают льготные тарифы.

Если вы едете отдыхать в зимнее или весеннее время, рекомендуем посмотреть в качестве варианта для активного досуга горнолыжные курорты Медвежьегорска. В таком месте масса развлечений для маленьких и взрослых: разнообразные трассы для катания на горных лыжах, сноуборде, катание на ватрушках, захватывающие фанпарки для экспертов. Часто эти комплексы расположены в нескольких десятках километров от города. В связи с этим легче отправиться туда на личном транспорте или взять в аренду автомобиль.

Отличная перспектива для семейных каникул – активный природный туризм. Такие достопримечательности обычно бывают рядом с Медвежьегорском. Это могут быть водоемы, ущелья, знаменитые заповедные места. Выбор места всегда остается за вами. Сюда можно добраться как самостоятельно, так и на общественном транспорте. Посмотрите заблаговременно расписание маршрутных автобусов, отправляющихся с автовокзалов города в необходимую вам сторону. В такой поездке вы получите много незабываемых эмоций от общения с природой, приведете в порядок состояние души и тела.

Если же вы посещаете город с деловой целью, то на длительные экскурсии у вас нет свободного времени. В таких обстоятельствах можно найти для себя сжатый путеводитель по достопримечательностям Медвежьегорску с фото и описанием.

Такой путеводитель всегда можно присмотреть после приезда в город на железнодорожных вокзалах или в аэропорту. В таком путеводителе представлен список самых интересных мест, куда сходить в Медвежьегорске, с названиями и фото достопримечательностей. Не правда ли, это очень упрощает вопрос, что посмотреть в Медвежьегорске, особенно, если вы ограничены во времени.

При этом, если справочник представляет самые посещаемые места Медвежьегорска, то в сети есть шанс отыскать список новых, но не менее интересных достопримечательностей с отзывами туристов, их посетивших. Неработающие каменоломни, таинственные кратеры, уникальные узкоколейки, виадуки – эти достопримечательности притягивают искателей приключений. Например: Беломорско-Балтийский канал (Беломорканал).

При планировании поездки в Медвежьегорск, рекомендуем получить информацию не только о достопримечательностях, но и о прочих значимых инфраструктурных объектах города. Для передвижения по городу стоит знать схему движения городского транспорта, расположение ЖД и автовокзалов или портов, станций метро. При этом подобные важные транспортные узлы Медвежьегорска также могут привлечь внимание путешественников. Нередко именно они формируют у прибывшего первое впечатление о населенном пункте.

Показать больше

akuaku.ru

Город Медвежьегорск, Карелия - путешествия на карте

Медвежьегорск (карел. Karhumägi, фин. Karhumäki) — город (с 1938) в России, в Республике Карелия, административный центр Медвежьегорского района. До 1938 года населённый пункт назывался Медвежья Гора, а железнодорожная станция называется так до сих пор.

История

Предпосылки создания поселения

В 1914 году Российская империя вступила в Первую мировую войну. Возникла необходимость в железной дороге к незамерзающим заливам Баренцева моря. В 1915 году началось сооружение Мурманского порта в Кольском заливе, двух небольших портов в Кеми и Сороке, а также железной дороги, которая должна была соединить Романов-на-Мурмане с Петроградом.

Постройка станции и посёлка

Станция Медвежья гора была построена на необжитом берегу Онежского озера. При станции появился одноименной посёлок. В 1915 году на берегу озера была построена пристань. Материалы для строительства железной дороги стали доставляться водой из Петрограда не в Повенец, как раньше, а в будущую Медвежью Гору. В строительстве дороги в качестве наблюдателей участвовали офицеры из союзных России стран: Англии и Франции. Также было построено временное здание депо.

В 1916 году по проекту архитектора Р. М. Габе было построено деревянное здание вокзала с шатровой крышей и шпилем. Здание это, с небольшими переделками, сохранилось до сих пор. В ноябре 1916 года пошли первые поезда. К этому времени при станции проживало уже 300 жителей, в двух посёлках — в Захарьевском и Железнодорожном. В административном отношении станция находилась на территории Повенецкого уезда.

Гражданская война

После Февральской революции и падения монархии в России в 1917 году началось обострение противостояния политических партий. В конце 1917 объявило о независимости Великое княжество Финляндское. Во время Гражданской войны 1918—1920 годов и интервенции независимости потребовала и Северная Карелия, причём как от России, так и от Финляндии.

В ноябре 1917 года через Медвежью Гору прошёл первый поезд на Мурманск, тогда в ней насчитывалось 300 жителей. Некоторые из них работали на лесопильном и смолокуренном заводах, другие — в железнодорожных мастерских.

С конца февраля до начала апреля 1919 года шли непрерывные бои на участке Сегежа — Медвежья гора. В марте 1919 года на станции Медвежья гора торжественно открыли красноармейский клуб имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург. А в мае 1919 года Медвежью Гору оккупировали англо-американские интервенты. 23 мая они выбили отряды большевиков из Медвежьей Горы, после чего бои развернулись на подступах к станции Кяппесельга и в Заонежье.

В эти же дни из Кеми в Медвежью Гору по железной дороге были доставлены катера-истребители, из которых была сформирована белогвардейская Онежская флотилия. Понимая стратегически выгодное положение города, был создан флот и база для более 20 гидросамолётов, сильная береговая артиллерийская батарея. 6 июня 1919 года прибыло «Передовое крыло» (англ. Forward Wing) британской морской авиации в составе четырёх новейших по тем временам бомбардировщиков «Fairey IIIC» (см. Fairey III).

Советская власть

В июне 1920 года на населённых карелами территориях Олонецкой и Архангельской губерний была образована Карельская трудовая коммуна. В неё вошли город Петрозаводск и карельские волости Олонецкого, Петрозаводского и Повенецкого уездов.

Декретом ВЦИК от 20 сентября 1926 года утверждено и с 1 октября введено в действие новое административное деление Повенецкого уезда, по которому была образована Медвежьегорская волость с центром в посёлке при станции Медвежья Гора.

В 1927 году, в соответствии с декретом ВЦИК от 29 августа 1927 года о районировании в Автономной Карельской ССР, вместо ликвидированных уездов и волостей было образовано 26 административных районов, в том числе Медвежьегорский район.

В 1930 году советское правительство приняло решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Административным центром стройки и Беломоро-Балтийского исправительно-трудового лагеря (Белбалтлага) стала станция Медвежья Гора и посёлок при ней. Канал был открыт 2 августа 1933 года, 17 августа вышло постановление Совета народных комиссаров СССР № 1774—384с «О Беломорско-Балтийском комбинате». Главная цель создания комбината — «освоение Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина и прилегающих к нему районов». Управление Беломорско-Балтийского комбината НКВД СССР осталось в посёлке при станции Медвежья Гора.

В Медвежьегорске действовали заводы по выделке кожи и пошиву обуви, производства Комбината обрабатывали древесину на двенадцати лесопильных рамах, выпускали столярные изделия и мебель.

В 1930-годы население посёлка значительно увеличилось.

В 1938 году постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 сентября рабочий посёлок Медвежья Гора получил статус города с названием Медвежьегорск.

В 1930-е годы в Медвежьегорском районе были за­крыты 11 церквей.

Военные годы

 

Железнодорожная станция Медвежья гора, 1943.

22 июня 1941 года Германия начала боевые действия против СССР. Ранним утром 25 июня силы советской авиации нанесли авиаудар по территории Финляндии, которая предоставила свои аэродромы под базы Люфтваффе. После этого Финляндия, будучи союзником Германии, также вступила в войну против СССР.

29 июня с территории Финляндии против СССР началось совместное наступление финских и германских войск. 10 июля началось наступление в Восточной Карелии, которое вели части «Карельской армии» Финляндии. Их целью было восстановление контроля над территориями, утраченными во время зимней войны 1939-40 годов, а также продвижение дальше на восток.

В августе 1941 года из Медвежьегорска в Беломорск было эвакуировано Управление ББК и техучастков.

5 декабря 1941 года части «Карельской армии» Финляндии вошли в Медвежьегорск.

11 декабря, после отступления всех частей Красной армии, советские подрывники взорвали последний шлюз канала. Вода из водораздельного бьефа свободно сливалась в Онежское озеро через поселок Повенец, который был практически уничтожен потоком. Линия фронта остановилась на Беломорско-Балтийском канале, фарватер которого стал своего рода нейтральной полосой.

В январе 1942 года советские войска провели Медвежьегорскую наступательную операцию. Существенно потеснить финские силы не удалось, но в результате операции медвежьегорская группировка противника оказалась вынуждена ввести в бои все имевшиеся резервы и не смогла предпринять наступательных действий в кампании 1942 года.

В 1942 году командующим финской армией Густав Маннергейм отдал приказ о начале строительства долговременного рубежа на Масельском перешейке.

К середине 1944 года финская армия создала прифронтовой Медвежьегорский рубеж обороны, который перехватывал перешеек между озером Сегозеро и Повенецким заливом Онежского озера.

Медвежьегорск и подступы к нему были превращены в мощный и глубоко эшелонированный узел обороны. Были построены две линии — передовая в основном полевого характера (в непосредственной близости от линии фронта) и основная долговременная, на удалении от линии фронта от 10 до 20 км. Передовая линия, выдвинутая с Масельского перешейка и основной рубеж, расположенный в самом узком месте перешейка, соединили берега двух озёр по кратчайшему расстоянию. На всех господствующих высотах с севера, северо-востока и северо-запада от города были построены 11 опорных пунктов с огневыми точками, прикрытыми проволочными заграждениями и минными полями. На 1 км фронта медвежьегорского укрепрайона приходилось по 4-5 дотов и несколько дзотов.

В июне 1944 года советские войска начали наступление в Карелии. 21 июня началась Свирско-Петрозаводская операция — после артподготовки части 313-й дивизии форсировали Беломорско-Балтийский канал. Преодолевая сопротивление противника, войска армии за первый день продвинулись на 14-16 км по всей 70-километровой полосе наступления. Солдаты дивизии обошли посёлок Повенец с севера и северо-запада, овладели им и стали продвигаться на Медвежьегорск. В тот же день к Медвежьегорску подошли войска 32-й армии Карельского фронта (в составе 313-й, 176-й и 289-й дивизий). Однако попытка взять город лобовой атакой сходу не удалась. Советские войска овладели городом к вечеру 23 июня 1944 года.

Послевоенный город

В августе 1944 года, после освобождения Медвежьегорска, в городе вновь было создано Управление Беломорстроя НКВД. Основной задачей было восстановление Беломорско-Балтийского канала, взорванного перед отступлением советских войск в 1941 году и окончательно разрушенного во время войны, так как линия фронта проходила по трассе канала. Требовалось полностью восстановить 1—7-й шлюзы Повенчанской лестницы, плотины, водоспуски. Общая стоимость восстановительных работ составила около 100 млн рублей, объём земляных работ — 1706 тыс. м³, бетонных — 41 тыс. м³. 12 декабря 1944 года Государственный комитет обороны СССР постановил ввести канал в эксплуатацию летом 1946 года.

Первоначально основной рабочей силой стали мобилизованные румыны — жители Черновицкой области. 19 и 22 августа в Медвежьегорск прибыли два этапа численностью 3600 человек. В октябре — третий этап (261 человек), а затем небольшими группами: греки, болгары, кабардино-балкарцы. В мае 1945 года начались строительные работы по восстановлению канала. В декабре 1945 года из петрозаводского спецлагеря прибыли 445 бывших советских военнопленных в Финляндии.

16 июня 1946 года канал был восстановлен, прошёл первый пароход.

В октябре 1946 года в Медвежьегорске был организован Медвежьегорский инвалидный исправительно-трудовой лагерь МВД СССР (Медвежьегорлаг), находившийся в подчинение ГУЛАГа.

В январе 1956 года в Медвежьегорске открылся кинотеатр «Дружба», ныне не работает. В ноябре 1958 года в городе был установлен памятник С. М. Кирову. Статуя была изготовлена в двух экземплярах: для Петрозаводска и Медвежьегорска.

В 1956 году была открыта Медвежьегорская школа-интернат, которой было присвоено имя С. М. Кирова.

Достопримечательности

  • здание железнодорожного вокзала, 1916 (архитектор — Р. М. Габе)
  • здание Управления Беломорканала НКВД СССР, 1934
  • финский укрепрайон времён Советско-финской войны 1941—1944 годов. Оборонительные укрепления сохранились на горе Лысуха.
  • пещеры
  • водопад на реке Вичка

Памятники, захоронения

  • Памятник советским воинам-освободителям (танк Т-34)
  • Мемориальное кладбище «Сандармох» — место массовых расстрелов репрессированных в 1937—1940-х г.г граждан СССР.
  • Братская могила жертв иностранной интервенции 1918—1920 годов и комплекс захоронений советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Расположена на ул. Коммунаров, захоронен 31 боец.
  • Братская могила советских воинов 32-й армии Карельского фронта, погибших в годы Великой Отечественной войны. Расположена в сквере на ул. Кирова. Захоронено 1015 бойцов (1014 бойцов)
  • Место прорыва войсками Карельского фронта узла обороны финских войск (1944)
  • Памятный знак воинам, погибшим в Республике Чечня

tropki.ru


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров