Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Нижняя Синячиха (Урал): фото и отзывы. Нижняя синячиха достопримечательности


Воскресная прогулка. Нижняя Синячиха. Часть первая

Одним погожим июльским днём, мы с родными, приехавшими погостить с Волги, решили прогуляться по уральской глубинке, показать родной край. В качестве одной из ярчайших и значимых достопримечательностей выбрали село Нижняя Синячиха.

В селе расположен музейный комплекс под открытым небом «Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова», в составе которого находятся 1 православная церковь, 5 православных часовен, несколько крестьянских домов-музеев и старинных технических сооружений.

Село было основано в 1680 году рядом с оживлённой Государевой дорогой, связывавшей европейскую часть России и Сибирь. В память о старом Сибирском тракте ныне на музейном участке дороги установлены верстовые столбы и сторожевая будка.

Спасо-Преображенская церковь

В 1794 году в Нижней Синячихе по указу Саввы Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенского храма, который освятили в 1823 году. По местной легенде церковь строил итальянец, однако по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как Спасо-Преображенская церковь является единственным на Урале образцом сибирского барокко.

На переднем плане Часовня Спасская (1881 г.) из деревни Юрты

С конца 1960-х годов XX века, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал небывалый в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность (на Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов). В начале 1980-х годов рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества.

Согласно книге «Режевские сокровища», И. Д. Самойлов родился в деревне Исаково, что на реке Реж. В этих же местах он собрал большую часть своего знаменитого собрания предметов деревянного зодчества и крестьянской народной росписи.

В 80-е годы Самойлов постепенно перевозит на территорию, прилегающую к Спасо-Преображенской церкви, интересные исчезающие образцы деревянной застройки - часовни, крестьянские усадьбы, сторожевую башню, ветряную мельницу и т. д. Так складывается архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Приказом Свердловского областного управления культуры от 1 апреля 1988 г. №89 Нижнесинячихинский музей был включен в государственную сеть в качестве самостоятельной единицы, впервые выделены средства для ежемесячного содержания штатов - научных сотрудников, уборщиц, сторожей.

Часовня Возненесия Господня

Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен, в прошлом подобные строения ставились не только в сёлах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала: Часовня Зосимы и Савватия; Часовня Ильи Пророка; Часовня Вознесения Господня; Часовня Александра Невского; Спасская часовня.

Посещение начали с Часовни Вознесения Господня (1885 г.) из деревни Карпова, внутри которой расположена экспозиция, посвящённая творчеству местной умелицы Христианы Денисовны Чупраковой.

Все коврики, скатерти, шторки, полотенца, поделки и рисунки были выполнены руками Христианы Денисовны.

Помимо экспозиции Христианы Денисовны Чупраковой, Часовня Возненесения стала выставочным залом местной художницы Анны Ивановны Трофимовой. Многие её акварели высоко оценены уральскими художниками Г. Мосиным, А. Бурлаковым, М. Брусиловским, а некоторые работы внесены в республиканские каталоги.

Далее Часовня святых Зосимы и Савватия Соловецких.

Часовня во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких (начало XIX в.) перевезена из деревни Кокшаровой Верхнесалдинского района.

Часовня святых Зосимы и Савватия Соловецких

В этой часовне представлен один из видов народного искусства - резьба по дереву. Резьбой украшали ворота, карнизы домов, наличники окон, мебель, посуду, орудия женского труда и другую домашнюю утварь. Здесь можно до бесконечности любоваться творением рук человеческих.

Через дорогу расположена пожарная станция.

Если внимательно приглядеться к дозорной каланче на крыше пожарной станции, то, кажется, можно увидеть макушку дозорного. Вот он свистнет, забьет в колокол, и надо будет выводить пожарные машины.

Пожарная станция

А как же они выглядели, пожарные машины XIX века?

Среди малых архитектурных форм, представленных в музее-заповеднике, можно увидеть пожарный чан, напогребницу или надъямник, колодец с колесом из деревни Савиной Алапаевского района.

Пожарный чан

Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В XVII веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень.

Сегодня роль этой башни изменилась. Стоит она и своим видом рассказывает об умелых, талантливых зодчих, сотворивших башню, о поражениях, неудачах и победах первых переселенцев на Урале.

Нижнесинячихинский прудВетряная мельница

Село Нижняя Синячиха

На противоположном берегу на высоком утёсе - Камешке стоит «шкатулочная» Часовня Александра Невского.

Часовня св. Александра Невского (1871 г.) из села Останино Алапаевского района долгое время стояла пустая, просто ветшала и рушилась. Привезли эту часовню в музей и поставили на Камешке. Таким образом, природный уникум над речкой Синячихой получил достойное завершение: необычная по архитектуре часовня-ротонда, восьмерик с круглой верандой наверху, как бы дополнила вершину скалы. Вся роспись часовни, яркая и сочная, эффектно смотрится на расстоянии, особенно выделяются глазастые наличники.

Побывав в Доме Заводоуправления и осмотрев там большую экспозицию посвящённую создателю музея - Ивану Даниловичу Самойлову, спустились к дороге, где заглянули в кузницу.

Кузница

Кузница (кузня) в жизни любой деревни играла значительную роль. В кузнице ковали различные металлические предметы, необходимые в сельском обиходе. И кузнец был важной персоной на селе. Он ставил подковы лошадям, ковал крепкие металлические засовы для дверей, делал замки и ключи к ним.

Около кузницы можно увидеть стан для подковывания лошадей и якорь, как памятник кузнечному делу.

На правом берегу, напротив плотины возвышается сторожевая башня (начало XX в.).

Нет ли где дыма? Вот забота смотрящего с этой высокой сторожевой башни. И округа вся, как на ладони, каждого видно, а поговорить не с кем. Не каждый отважится забраться так высоко! Сторожевая (пожарная) башня сложена из 60-ти венцов и имеет высоту более 30 метров! Она привезена из посёлка Красногвардейского Артёмовского района.

Сторожевая башня

Река Синячиха

За селом на пригорке возле кладбища стоит Часовня Илии Пророка.

Бедную крестьянскую избу, амбар или лесную сторожку напоминает это нехитрое создание русского плотника, творившего «жилище Бога» по подобию собственного. Но им можно любоваться и вблизи, и на расстоянии. Особенно когда в солнечную погоду блестит главка купола, покрытая осиновым лемехом…

Вид на село от Часовни Илии Пророка

Вид на село с Камешка

Часовня Александра Невского

Мой папа

Ветряная мельница-шатровка (1914 г.), стоящая сейчас на высоком берегу речки Синячихи, приехала» из деревни Мочищенск Гаринского района, с самого севера области. В оба конца работники музея, плотники-реставраторы проделали 600-километровый путь. Иной раз даже мощные «Уралы» приходилось буксировать гусеничным трактором до паромной переправы через северную реку Сосьву.

Внутри мельницы экспонируется коллекция древних мукомольных орудий - ступы, песты, ручные жернова, крупорушка. Также здесь можно познакомиться с разными видами мельниц, узнать об истории и принципах работы мельничных механизмов.

Без малого восемьдесят лет назад из-за напора весеннего половодья не выдержала стоявшая с демидовских времен заводская плотина на речке Синячиха, и пруд возле села "убежал". Теперь плотина восстановлена, а пруд - около двадцати гектаров водного зеркала, - как и прежде, украшает ландшафт вблизи Нижней Синячихи.

Плотинка

Воскресная прогулка. Нижняя Синячиха. Часть вторая

dkarpunin.livejournal.com

Музей-заповедник деревянного зодчества Нижняя Синячиха Свердловская область > Достопримечательности Урала. Маршруты, описание, фотографии >

Нижняя синячиха Свердловска область Екатеринбург

26.07.2016 22:27:47

Нижняя Синячиха знаменита благодаря Музею-заповеднику деревянного зодчества. Причем многочисленные «экспонаты» – крестьянские дома разных веков, бани, амбары, множество часовен и башни разных назначений – здесь стоят вперемешку с жилыми домами, а по музейной территории бродят козы с коровами и пролегает шоссе.

Нижнесинячихинский музей-заповедник был открыт в 1978 году благодаря усилиям подвижника-краеведа, реставратора и коллекционера уральской старины Ивана Даниловича Самойлова. В 1967 году Самойлов начал реставрацию Спасо-Преображенского храма в Нижней Синячихе. Построенный как заводской храм, он является памятником сибирского барокко. Причем не просто памятником, а одним из лучших образцов. Затем из близлежащих деревень были перевезены различные деревянные постройки XVII-XIX веков, которые на месте были обречены на забвение и неминуемое разрушение: пять часовен, башня острога, сторожевая башня, ветряная мельница, деревенская усадьба с амбаром, конюшней и баней, действующая кузница. Удалось отреставрировать и Спасо-Преображенский храм, где в разное время размещались склад, мельница и зерносушилка. Кстати, это единственное каменное здание заповедника. Теперь в храме можно познакомиться с коллекцией икон, церковной утвари и старопечатных книг. Здесь же экспонируется уникальная коллекция народной росписи домов и предметов быта.

Домовая роспись. Белая горница в Нижней Синячихе. Автор: Лариса Позднякова

Белая горница, фрагмент

У дверей и окон обереги – часто это совы, считавшиеся хранительницами жилья, реже другие птицы-звери, также имевшие по преданиям защитную силу. Около печи – цветок, символизирующий гостеприимную хозяйку, которая раскинула руки навстречу гостям. В половине дома, где жили молодые, символ супружества – петух с курочкой. На потолках солнце и цветочные венки. На дверях – древо жизни. В кладовой – символы достатка. Цветовая гамма пришла в домовую роспись тоже из древнерусской живописи:  изумрудно-зеленые тона – надежда на плодородие и сытую жизнь; солнечно-желтые славят гостеприимство и хлебосольство; белый – чистота, бессмертие; пурпурный – тяжелая жизнь, золотой – слава и царственность. И тут же новые цвета и новые образы. Солдаты уходят на фронт, станционный смотритель встречает паровоз, рядом с совами и курочками появляются львы, попугаи, верблюд и фламинго... (Подробнее о домовой росписи читайте в книге "УРАЛ. Антология лучшего")

Деревенская усадьба, XIX век. Автор: Лариса ПоздняковаКрестьянская усадьба, XIX век

На территории музея-заповедника можно увидеть как трансформировалась крестьянская усадьба от века к веку. Здесь  воссозданы деревенские подворья XVII, XVIII и XIX веков.  Конечно, наиболее уникальна и интересна – самая старая усадьба. Изба еще стоит в глубине, за забором, не выходя одной стеной на «красную линию» улицы. Забор сложен из целых бревен, а банька в три венца просто поражает воображение.

Баня в три венца. Автор: Лариса ПоздняковаБаня в три венца, Нижняя Синячиха

Интересна и собранная в музее коллекция часовен, у каждой из них своя история и своя архитектура. Ну и, конечно, башни – сторожевая, пожарная и башня острога (реконструкция арамашевской). Особый интерес представляют собой фестивали и праздники, которые  проходят на территории музея-заповедника. Например, Яблочный спас в Нижней Синячихе.

Часовни Нижней Синячихи. Автор: Лариса ПоздняковаСправа часовня Вознесения, слева - Савватия и Зосимы Соловецких

Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчестваи народного искусства им. И.Д. СамойловаСвердловская область, с. Нижняя Синячиха, (34346) 7-52-37Режим работы: ежедневно с 10.00 до 17.00. В праздничные дни расписание может меняться

Официальный сайт музея-заповедника

Самоцветное кольцо Урала. Путеводитель по Свердловской области. Автор: Издательство Азимут

Текст: Светлана ЛогиноваФото: Лариса Позднякова

 

Путешествуйте по Свердловской области с путеводителем "Самоцветное кольцо Урала". Купить путеводитель.

 

comments powered by HyperComments

www.aziko.ru

Нижняя Синячиха | Клуб путешественников

Вот наконец то добрались но Нижней Синячихи. Интересное старинное село в самом центре Свердловской области. Но географический центр Свердловской области не означает что здесь центр в понимании цивилизации, наоборот, здесь нет больших городов, а царствуют рудники, копи, леса, старинные поселения. Здесь самоцветная кладовая Урала. И клады эти еще не все найдены. И еще, этот край — родина моих предков.

Добирались от Нижнего Тагила по сказочной дороге — царство снежных елей и сосен:

Нижняя СинячихаДо Алапаевска от Нижнего Тагила примерно километров 120 на восток.Проезжаем деревни, основанные в XVII — XVIII веках: Николо-Павловское, Шиловка, Краснополье, Петрокаменское, Мурзинка, Нейво-Шайтанский.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Краснополье

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Краснополье

Все время вдоль красивейшей реки Урала Нейвы с ее скалами, утесами.От Алапаевска совсем рядом — 10 км на север и подъезжаем к Нижней Синячихе. 

Село Нижняя Синячиха было основано в 1680 году рядом с Государевой дорогой, связывавшей европейскую часть России и Сибирь. О Старом Сибирском тракте теперь напоминают верстовые столбы и сторожевая будка.

Сразу, при въезде в поселок, замираем от неожиданной красоты и монументальности местного храма.

Готический, высокий храм, очень велик для такого небольшого села.Спасо-Преображенская церковь на самом деле не готика, а является редким и лучшим образцом сибирского барокко. Ее строил тобольский зодчий, в 1794 году в по указу С. Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство, а освятили его в 1823 году.После революции началось запустение и разрушение Спасо-Преображенской церкви.И только в 1960-х годах ее начинает восстанавливать местный инженер Иван Данилович Самойлов, который работает над ней 10 лет.

В начале 1980-х годов рядом со Спасо-Преображенским храмом силами Самойлова началось создание музея деревянного зодчества. С единомышленниками Самойлов ездил по глухим деревням и селам Среднего Урала, искал ценные деревянные строения, а также собирал экспонаты для музея народного творчества. Найденные строения аккуратно разбирались, перевозились в Нижнюю Синячиху, здесь заново собирались и реставрировались.

Из пяти районов области перевезено и отреставрировано три усадьбы крестьян XVII—XIX веков, четыре часовни, башни острога и сторожевая, ветряная мельница, пожарная с дозорной каланчой, построена плотина-мост, восстановлен старый пруд площадью 25 га.

в музее

Так был создан Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства, посмотреть который сюда съезжаются тысячи туристов.Кроме деревянных зданий в музее представлены предметы быта и орудия труда крестьян, единственная в мире коллекция народной росписи по дереву (Урал, Западная Сибирь, XIX в.), иконы местного письма XVIII и XIX в., рукописные и старопечатные книги XIX в..

в музее

Музей находится под открытым небом и свободен для посещения.

СинячихаВот в этом кафе мы неплохо пообедали:

Старинный дом единственное, что осталось от Нижнесинячихинского железоделательного завода. Это бывшее здание заводоуправления. Здесь не только кафе, но и экспозиция музея, размещены выставки картин алапаевских художников и русского художественного текстиля и ручного ткачества.

Фото зимней Нижней Синячихи здесь:

kp74.ru

фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ

Уральское деревянное зодчество и самая богатая коллекция уральской домовой росписи — добро пожаловать в музей под открытым небом.

В селе Нижняя Синячиха нужно побывать обязательно хотя бы один раз в жизни, чтобы своими глазами увидеть спасенные уральские деревянные постройки XVII-XIX веков, свезенные сюда из разных деревень Алапаевского района, а главное — самую богатую коллекцию уральской домовой росписи.

Поездка в Нижнюю Синячиху — это путешествие в мир уральской деревни.

Село имеет богатую историю, первые сведения о нем относятся к 1680 году.  Нижняя Синячиха возникла на дороге, ведущей на Ирбит; обозы с товарами из Москвы и с севера России ежегодно проходили через него, следуя на знаменитую Ирбитскую ярмарку.

В XVIII веке в Нижней Синячихе выплавляли железо. Здесь находился Синячихинский железоделательный завод, который в 1766 году приобрел петербургский предприниматель и заводчик Савва Яковлев. Династия Яковлевых оставила по себе достойный след. По указу наследника  Сергея Саввича в Нижней Синячихе был построен Спасо-Преображенский храм — жемчужина храмового строительства на Урале. Сегодня это единственный пример сибирского барокко в нашем крае.

В советские времена храм не действовал, в нем разместили зерносушилку, использовали здание под складские помещения. Долгие годы храм медленно разрушался, и, возможно, сегодня его бы не было вовсе, если бы не Иван Данилович Самойлов. Человек, вся жизнь которого стала примером настоящего подвижничества. Исключительно благодаря его энтузиазму, силам и огромному труду Нижняя Синячиха не только не утратила Спасо-Преображенский храм, но и приобрела статус Музея-заповедника народного искусства, превратившись в музей под открытым небом.

Годы разрухи сделали свое дело — почти все фрески были отбиты, но под куполом роспись сохранилась, и ее можно видеть.  Сегодня храм функционирует как музей. Здесь выставлены иконы, церковная утварь, книги, находится собрание росписи по дереву. Гордость экспозиции — «белая горница».

Шанс увидеть расписные стены, двери, потолки выпадает нечасто. По росписям Нижней Синячихи мы можем судить о мастерстве народных художников, живших в поселках и деревнях по реке Кармак на востоке Свердловской области. Это они — кармакские красильщики шли по уральским деревням в поисках заказа и расписывали горницы цветами и птицами, защищавшими дома и его обитателей от всякого лиха и супостата.

Сегодня музей-заповедник Нижней Синячихи насчитывает 24 деревянные постройки. Это не только крестьянские избы XVII, XVIII и XIX веков, это и усадебные постройки: конюшня, амбар, надпогребенница, баня, сложенная из 3-х (!) бревен, колодец с «журавлем». Это кузница и пожарная, это сторожевая башня, башня острога. Это небольшие уютные сельские часовни.

У каждой постройки — своя история.

Особенно хорошо в Нижней Синячихе летом. Вы увидите необыкновенно красивые места: волнистая линия невысоких холмов, убегающие вдаль луга, низкий горизонт.

Планируя поездку, не отказывайтесь от возможности заехать в Алапаевск — здесь в детские годы жил Петр Ильич Чайковский. Сохранился дом, в котором жила семья, и сегодня в нем находится музей детства композитора.

Нижняя Синячиха находится в 160 км от Екатеринбурга и всего в 10 км от Алапаевска.

Хорошее чтение:

И. Д. Самойлов «Сокровища Нижней Синячихи» 

39 просмотров за сентябрь, 99 за август, 12017 всего

turizm.ngs.ru

фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ

Уральское деревянное зодчество и самая богатая коллекция уральской домовой росписи — добро пожаловать в музей под открытым небом.

В селе Нижняя Синячиха нужно побывать обязательно хотя бы один раз в жизни, чтобы своими глазами увидеть спасенные уральские деревянные постройки XVII-XIX веков, свезенные сюда из разных деревень Алапаевского района, а главное — самую богатую коллекцию уральской домовой росписи.

Поездка в Нижнюю Синячиху — это путешествие в мир уральской деревни.

Село имеет богатую историю, первые сведения о нем относятся к 1680 году.  Нижняя Синячиха возникла на дороге, ведущей на Ирбит; обозы с товарами из Москвы и с севера России ежегодно проходили через него, следуя на знаменитую Ирбитскую ярмарку.

В XVIII веке в Нижней Синячихе выплавляли железо. Здесь находился Синячихинский железоделательный завод, который в 1766 году приобрел петербургский предприниматель и заводчик Савва Яковлев. Династия Яковлевых оставила по себе достойный след. По указу наследника  Сергея Саввича в Нижней Синячихе был построен Спасо-Преображенский храм — жемчужина храмового строительства на Урале. Сегодня это единственный пример сибирского барокко в нашем крае.

В советские времена храм не действовал, в нем разместили зерносушилку, использовали здание под складские помещения. Долгие годы храм медленно разрушался, и, возможно, сегодня его бы не было вовсе, если бы не Иван Данилович Самойлов. Человек, вся жизнь которого стала примером настоящего подвижничества. Исключительно благодаря его энтузиазму, силам и огромному труду Нижняя Синячиха не только не утратила Спасо-Преображенский храм, но и приобрела статус Музея-заповедника народного искусства, превратившись в музей под открытым небом.

Годы разрухи сделали свое дело — почти все фрески были отбиты, но под куполом роспись сохранилась, и ее можно видеть.  Сегодня храм функционирует как музей. Здесь выставлены иконы, церковная утварь, книги, находится собрание росписи по дереву. Гордость экспозиции — «белая горница».

Шанс увидеть расписные стены, двери, потолки выпадает нечасто. По росписям Нижней Синячихи мы можем судить о мастерстве народных художников, живших в поселках и деревнях по реке Кармак на востоке Свердловской области. Это они — кармакские красильщики шли по уральским деревням в поисках заказа и расписывали горницы цветами и птицами, защищавшими дома и его обитателей от всякого лиха и супостата.

Сегодня музей-заповедник Нижней Синячихи насчитывает 24 деревянные постройки. Это не только крестьянские избы XVII, XVIII и XIX веков, это и усадебные постройки: конюшня, амбар, надпогребенница, баня, сложенная из 3-х (!) бревен, колодец с «журавлем». Это кузница и пожарная, это сторожевая башня, башня острога. Это небольшие уютные сельские часовни.

У каждой постройки — своя история.

Особенно хорошо в Нижней Синячихе летом. Вы увидите необыкновенно красивые места: волнистая линия невысоких холмов, убегающие вдаль луга, низкий горизонт.

Планируя поездку, не отказывайтесь от возможности заехать в Алапаевск — здесь в детские годы жил Петр Ильич Чайковский. Сохранился дом, в котором жила семья, и сегодня в нем находится музей детства композитора.

Нижняя Синячиха находится в 160 км от Екатеринбурга и всего в 10 км от Алапаевска.

Хорошее чтение:

И. Д. Самойлов «Сокровища Нижней Синячихи» 

40 просмотров за сентябрь, 99 за август, 12021 всего

turizm.ngs70.ru

Окрестности Алапаевска. Часть 2: Нижняя Синячиха: varandej

Я уже показывал Хохловку - музей деревянной архитектуры Пермского края. Теперь покажу Нижнюю Синячиху - её аналог в Свердловской области, в 12км от Алапаевска. Два музея в целом похожи - и размером (около 20 построек), и инаковостью (так как деревянный Урал непохож ни на Сибирь, ни на Север), и положением вдали от крупных городов, и ландшафтностью.Но сам набор построек в двух музеях отличается очень сильно, и главная "фишка" Нижней Синячихи - две крестьянские избы 17 века. Ну а кроме того, Нижняя Синячиха считается самым "живым" из музеев деревянного зодчества России.

Синячиха - это река, на которой в 1769 году были основаны в 5км друг от друга два завода. Верхняя Синячиха ныне представляет собой также весьма интересный заводской посёлок, куда я не успел. Нижняя Синячиха же лишилась завода задолго до Революции и к моменту создания музея (1980-е годы) представляла собой село.

Две Синячихи расположены в 12км от Алапаевска, автобусы в Верхнюю Синячиху ходят каждые полчаса, а от развилки до Нижней Синячихи, которая опознаётся по церкви - минут 20 ходьбы.Нынешняя Синячиха - село совсем маленькое, меньше иных деревень. Тем не менее, сохранился каменный центр с купеческими домами и лавочками, над которым доминиурет красивейшая Спасо-Преображенская церковь (1794):

Построенная как заводской храм, она является памятником не уральского, а сибирского барокко с "пламенеющим" силуэтом и кривыми линиями. Да не просто памятником - а одним из шедевров:

И при этом - самый западный памятник этого стиля. Вообще, с точки зрения физической географии здесь уже Западная Сибирь, и особенно это ощущается там, где нет заводов.

Музей начинается прямо за церковью, на склоне:

Музей этот начал создавать еще в советское время Иван Данилович Самойлов - главный инженер Алапаевского района, чем и обусловлен выбор места за 180км от областного центра, но на хорошо изученном создателем месте. И видимо с тем, что музей был отчасти "авторской" работой, связана его устройство - он не обособлен от окружающей местности. Прямо сквозь музей проходит шоссе, музейные избы стоят вперемежку с обитаемыми, а отдельные памятники поставлены  в стороне среди кварталов села на своих естественных местах - например, мельница за речкой у жилой избы:

Посреди музея люди купаются в пруду, гуляют свадьбы... Осмотреть постройки снаружи можно хоть ночью, а в каждом здании за вход отдельная плата - 10р. И при этом ни малейших признаков вандализма!

Ближняя к церкви часть музея - это три часовни. Преображенская часовня из села Юрты - крайняя справа на кадре с общим видом, ниже более крупные Вознесенская часовня из села Карпова (красная) и Зосимы и Савватия из деревни Кокшарово:

"Стела" на переднем плане - на самом деле стенд с правилами поведения в музее (в том числе запрещено выпасать скот), ко мне обращённый ребром.Украшения Зосимо-Савватиевской часовни:

Если верить табличке, основана часовня была беглыми сподвижниками Степана Разина в конце 17в. Дверь же её была заперта, и в музей резьбы по дереву я так и не попал.

Во второй часовне - экспозиция настенных ковров и тряпичных кукол мастерицы Христины Денисовны Чупраковой:

Вещи очень красивые и трогательные, и от того навевают даже какую-то грусть:

Ушедшее детство, позабытая сказка....

Между часовен - старинный колодец:

А за ним две усадьбы. Слева - изба 17 века, справа - изба 19 века. Видите разницу?

У избы 19 века - потрясающая резьба:

А в избе 17 века - коллекция домовой росписи из разных мест, в том числе наличники:

Внутрь попасть не удалось (почему-то было заперто), но кое-что видно и через окно:

А чуть ниже - полный комплекс усадьбы 17 века (обелиск сбоку - в память основания Нижне-Синячихинского завода):

Как и изба бабы Кати, эта усадьба представляет собой маленькую крепость, окружённую заплотом - забором из горизонтальных брёвен. В 17 веке вещь незаменимая, потому что то башкиры придут, то вогулы, то просто лихие люди. Сама усадьба собрана из отдельных построек, уцелевших в разных сёлах с допетровских времён.Собственно дом - поменьше, чем "изба бабы Кати", но облик вполне себе древний, а внутренний вид совпадает с коптеловской избой на 9/10:

Фрагмент сруба 17в. с аутентичным окошком. Почти бойница - тут дело и в холоде, и в опять же периодических набегах:

Колодец-журавль. Как видно на этих двух кадрах, заплот - действительно, укрепление:

В сараях и под навесам - экспозиция инвентаря и повозок. За заплотом - картофельная грядка (!) и баня 17в. с крышей на уровне человеческого роста:

Стены из полубрёвен, окно почти на уровне земли. Сложно понять, как человек тут вообще помещался:

Но вдумайтесь - в этом срубе более 300 лет бывали люди. В этом срубе какая-нибудь юная остячка парила берёзовым веником беглого разбойника, который сжёг её стойбище и убил её родных, а саму взял в жёны. Или дородная баба смывала со своего мужика заводскую копоть. История не сохранила их имён - но сколько помнит этот крошечный сруб?!

И тут же, рядом - обычные жилые избы:

Перед входом в усадьбу - деревянная надпогребница 18 века: в погребах под такими хранилось добро на случай пожара. А на заднем плане кузница, перед которой зачем-то установлен якорь:

Чуть повыше - пожарное депо начала 20 века с деревянным баком. А колокол на двух столбах - та самая пожарная рында:

Рядом - башня Арамашевского острога (1660-е). Острожные башни - неотъемлемый экспонат скансенов Урала и Сибири:

На обратном пути увидел на крыльце башни вот эту женщину, словно пришедшую из сказок. И в то же время непохожа на ряженную - может быть, реально из 17 века в гости зашла?

Еще одно здание - бывшая контора Нижне-Синячихинского завода (1770-е), ныне занятая временными выставками:

Оглянемся назад - три часовни и Преображенская церковь:

Внизу - пожарная каланча начала ХХ века из Ирбита:

За каланчой - заводской пруд (плотина современная) и камень с часовней на вершине:

Часовня Александра Невского из села Останино отличается необычной круглой формой, и на камне стоит как родная:

В пруду купались люди, по камню из воды взбирались мальчишки, залезали до середины и ныряли в пруд вниз головой.

За плотиной на соседнем холме кладбище, а часовня Ильи Пророка (1802) - видимо, "родная":

Вид от кладбища на камень:

Наличники часовни:

Вид с камня:

Вид на музей, при контровом свете похожий на наваждение:

...Даже несмотря на то, что от Екатеринбурга до Синячихи около 3 часов пути с пересадкой (или около двух на автомобиле), музей пользуется популярностью. Пожалуй, это действительно одно из самых ярких мест на всём Урале.

В следующей части - о монастыре Новомучеников, куда я попал практически случайно.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010Первая часть (апрель-2010).Вступление.Пролог №1. Хохловка.Пермь Великая.Усолье.Березники.Соликамск. Соборная площадь.Соликамск. По центру.Соликамск. Усть-Боровский сользавод.Чердынь. Пейзажи.Чердынь. Архитектура и музеи.Ныроб.Пролог №2. Ильинский.Свердловская область.Полевской (Северск). По городу.Полевской (Северск). Северская домна.Полевской. По городу.Алапаевск.Коптелово.Нижняя Синячиха и монастырь Новомучеников.Ирбит.Малая родина..

varandej.livejournal.com

Нижняя Синячиха -

Нижняя Синячиха — маленькое старинное село, которое находится в 12 километрах от Алапаевска и примерно в 160 километрах от Екатеринбурга в Свердловской области. В первую очередь, поселок Нижняя Синячиха известен своим музеем русского деревянного зодчества под открытым небом. Вторая местная достопримечательность — коллекция образцов уральской домовой росписи. Благодаря этим двум музеям-экспозициям народного творчества, Нижняя Синячиха занимает важное место в туристическом маршруте Каменный пояс и Серебряное кольцо Урала, а также является особо охраняемым ЮНЕСКО объектом культуры.

Нижняя Синячиха ведет свою историю начиная с 1680 года, когда на левом берегу реки Синячиха, примерно в километре от устья реки Нейвы, было начато строительство Нижнесинячихинского передельного завода. Позднее завод был перенесен — о его существовании на этом месте говорят только бывшее каменно здание заводоуправления (как его называют в Синячихе — «белый дом») и плотине на реке Синячиха. Сегодня Нижняя Синячиха представляет из себя небольшое село в 20−30 домов, которое расположено вдоль дороги, ведущей на Алапаевск, Ирбит и Нижнюю Салду.При этом Нижняя Синячиха — это один из известных туристических центров Среднего Урала и Свердловской области. Сюда приезжают и любители истории и культуры из Екатеринбурга и других уральских городов, и туристы из-за рубежа. В Нижнюю Синячиху привозят и многих высокопоставленных гостей.

Самым привлекательным объектом внимания в Нижней Синячихе был и остается музей-заповедник деревянного зодчества и древнерусского народного искусства. Оказавшись здесь, можно как будто окунуться в живую историю русской народной старины, очутиться среди домов и построек, которые существовали несколько столетий назад.

Музей-заповедник деревянного зодчества в Нижней Синячихе

Музей-заповедник представляет собой собрание изб, домов, построек и часовен, которые находятся прямо под открытым небом. В Нижней Синячихе находится около 15 «образцов» — это дворы и крестьянские усадьбы XVII, XVIII и XIX веков, величественные церкви и деревянные часовни, общественные постройки — кузница и пожарная башня, сторожевая башня и острог, ветряная мельница и деревянные колодцы, колокольни, заборы и палисадники. Сами «образцы» — это реальные постройки, которые были перевезены сюда, в Нижнюю Синячиху, со всей Свердловской области (в основном — из ее Алапаевского и близлежащих районов). Постройки, представленные в музее, относятся к XVII, XVIII, XIX и началу ХХ века. Почти везде можно увидеть народную деревянную резьбу, резные башенки, перила, конки и ставни. Интересно также и посмотреть на внутреннее убранство и утварь, которые находятся в самих постройках. Это и повозки-телеги, и плетеные корзины-короба, горшки, тазики, лохани… В домах восстановлен интерьер эпохи: около печи стоят ухваты, горшки, ступки, туеса, в углу стоят предметы ремесленничества — прялки, веретена, чесалки…

Особенно интересно взглянуть на деревянные механизмы и шестеренки ветряной мельницы — поражает воображение, как такой механизм из деревянных частей может вообще работать! При этом та называемые «общественные постройки» находятся в рабочем состоянии: «действуют» печи, кузница и мельница — во время народных праздников здесь проводят мастер-классы.

Любопытна сама история создания музея в Нижней Синячихе. Ее автором и создателем является Иван Данилович Самойлов, главный инженер-землеустроитель Алапаевского района Свердловской области. На создание музея под открытым небом ушло почти 20 лет: здания и коллекции перевозили, реставрировали с 1968 по 1987 гг. Самойлов собирал коллекцию из зданий и предметов народного творчества во время свои служебных командировок: как главный землеустроитель Алапаевского района Свердловской области, ему часто приходилось объезжать окрестные деревни и села. Он привозил расписные прялки, березовые туеса, промысловые инструменты… История коллекции, которая позже была размещена в Нижнесинячихинском музее, началась еще в 1945−46 гг., когда И.Д.Самойлов, будучи фронтовиком, прошедшим нелегкий путь от Москвы до Берлина, обнаружил в избах Белоруссии расписные стены и потолки и задался целью — найти такую же красоту на родном Урале. Как оказалось, исследователь оказался прав: действительно, только лично он обнаружил в старинных избах уральских деревень узоры на бытовые и орнаментальные темы — на ставнях, обшивке стен и потолка.

Коллекция построек была собрана Самойловым И.Д. с соседних деревень практически вручную — избы нумеровали, разбирали, перевозили машинами, затем собирали вновь и при необходимости реставрировали. Есть в коллекции и реконструированные здания: например, сторожевая башня — она была воссоздана по чертежам, найденным Самойловым в архивах, — до середины ХХ века на Урале уже не осталось ни 1 такой башни, хотя ранее они встречались достаточно часто.

Экспозиция древнерусского искусства в Нижней СинячихеВторая достопримечательность Нижней Синячихи — музей деревянного древнерусского искусства. В здании Спасо-Преображенской церкви, находится уникальная коллекция народной росписи по дереву, здесь можно также увидеть редкие иконы местного уральского письма и рисунки на «бытовые» темы. Коллекция расписных стен и потолков в избах уральских девревень обнаружила такой феномен, который получил официальное название «уральская домовая роспись».

В этой выставке стоит обратить внимание на несколько образцов. Во-первых, это, конечно, белая горница. Она перевезена в Нижнюю Синячиху их села Мезень Алапаевского района, где была расписана тугулымскими мастерами по народной росписи по дереву еще в начале XX века. Белая горница — самая чистая, опрятная и красивая комната в доме, которая всегда была готова к приему гостей. А называется она «белой» еще и из-за своего вида: стены расписаны узорами поверх белой окраски стен.

Во-вторых, интересно посмотреть на самый старый экспонат — расписная деревянная прялка, на которой указана дата — 1869 года.

В-третьих, это коллекция икон уральского письма. Эта коллекция совершенно уникальна и не имеет аналогов нигде больше в России. В музее представлены несколько десятков икон, среди которых много тех, которые специалисты относят к старообрядческим.

В-четвертных, это коллекция самодельных кукол народной мастерицы Христины Чупраковой, расположившаяся в одной из часовенок экспозиции.

Экскурсия по Нижней Синячихе — это возможность окунуться в атмосферу крестьянского быта и жизни прошлых столетий, прикоснуться к вещам, которые использовались в ту эпоху. Гуляние по музею под открытым небом — также является прекрасным способом порелаксировать и остаться наедине с природой и самим собой.

avtotur96.ru


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2018     Предложения лучших туроператоров