Страны
         Турфирмы 
       
Отели          Билеты        
Подобрать тур
|
 Болгария  Греция  Египет  Израиль  Индия  Испания  Италия  Кипр  Китай  ОАЭ  Россия  Таиланд  Турция  Финляндия  Франция  Хорватия  Черногoрия  Чехия  Автобусные туры |
Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (Ольховка). Ольховка достопримечательности волгоградская областьБелогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (Ольховка)Координаты: N49 47.916 E44 25.656. Удобней всего ехать до стороны Иловли, с трассы М6. Проехав несколько поселков нужно свернуть с трассы налево по указателю. Подробнее... В XIX веке одним из красивейших и богатейших монастырей Нижнего Поволжья являлся стоящий среди живописных меловых гор с их таинственными пещерами, среди древних могучих дубов Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (Ольховка). Он ведет свое начало с 1860 года, тех пор, как в Каменном Броде (Ольховский район) была основана Свято-Троицкая Каменнобродская женская община, когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом (официально эта земля будет подарена позднее его женой). Со всех сторон это место окружено меловыми белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы, и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьёт родник. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков Каменнно-Бродской Белогорской обители. История будущей обители началась с того, что П.И. Персидский едет из Ольховки в Москву, где приобретает три иконы: Преображения, Богородицы и Богородицы Всех скорбящих радости и две большие иконы Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав её, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство. Владыка предложил ей первую настоятельницу. Сначала общинники числом до 60 человек жили в частном доме с. Каменный Брод недалеко от Ольховки. Но вскоре число сестер возросло до 90 человек. Рядом с Ольховкой они обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников (даже радоновый и сероводородный), вода некоторых из них наполняла специальный бассейн. Продолжалось строительство - монахини возвели хлев для крупного рогатого скота, конюшню, свинарник, птичник, пекарню с келейной и избой для пекарей, появилась и гостиница для паломников. Разрасталась монастырская слобода, где жили паломники и местные служки и приказчики. На 1887 г. здесь подвизаются 9 монахинь и 7 послушниц. Укрепление духовной, хозяйственной и людской базы общины привело к рассмотрению дела по переименованию Каменно-Бродской женской общины в общежительный монастырь с именем Белогорского Николаевского. Но вернулись к этому вопросу позже - лишь в 1903 г. духовные власти утверждают название смену статуса общины в Ольховке и название Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь. В 30-е годы Белогорский Каменнобродский монастырь (Ольховка) находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов. Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря. На территории обители в здании крестильни разместилась МТС с парком тракторов, а в здании трапезной держали скот. Во время войны в Белогорском Каменнобродском монастыры устраивают госпиталь, а после – государственный конезавод. Возрождение Белогорского Каменнобродского монастыря в Ольховке началось с приездом сюда 20 августа 1991 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, привезшего сюда иеромонаха Савву. Сейчас оставшиеся 6 зданий восстановлены, действует и церковь в одной из построек. В ней хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости». На кирпичах сохранившейся части ограды можно увидеть надпись «М.С.С.» (монастырь святых сестёр), а на уцелевшем надгробном камне следующие слова: «Под сим камнем покоится настоятельница Каменнобродской женской обители монахиня Афанасия, в миру - Марфа Николаевна Филиппова». Эта подвижница умерла в возрасте 68 лет, 52 из которых отдала служению Богу и людям. Одной из самых главных достопримечательностей Белогорского Каменнобродского монастыря являются пещеры, вырытые в меловой горе чуть ли не во времена монголо-татарского ига. По преданию, в пещерах Белогорского Каменнобродского монастыря близ Ольховки было три яруса, по словам старожилов, ранее из самого храма или других построек обители можно было пройти в меловые пещеры, по пути миновав даже подземный ручей. Также они описывали подземную залу, куда попадали через колодец первого яруса, и в центре которой находился выточенный из мела круглый стол. Вокруг стола из мела были выточены сидения, в его центре находилась выточенная также из мела большая чаша с маслом или святой водой, а по краям стояли небольшие чаши с маслом (очевидно лампады). По воспоминаниям стариков в ходах были келии, в которых подвизались затворницы. Лабиринты строились таким образом, чтобы в случае опасности их можно было затворить. Находили в них, по словам местных жителей, даже замурованную лодку. Но здесь и терялись, бывало, дети, откапывавшие старые входы в подземелье. Сохранились десятки автографов, как хулиганов или туристов, так и верующих или монахинь дореволюционного времени. На дне же колодца, уходящего на второй уровень, видны залежи песка. Сегодняшние послушники Белогорского Каменнобродского монастыря эпизодически расчищают колодец, находя здесь старые куски воска, обломки медной кружки для сбора пожертвований, монетки начала XX в. и т.п. вещи. Получить хотя бы краткое представление о сегодняшнем состоянии пещер Белогорского Каменнобродского монастыря можно из работ исследователей-спелестологов К. Э. и Ю. В. Полевых: «Пещеры при Белогорском Каменнобродском монастыре… имеют вход с восточной стороны, разветвление ходов соответствует четкой ориентации по сторонам света. Сами пещеры также занимают весьма удачное стратегическое положение, что неоднократно констатировалось исследователями на других примерах для данной категории памятников. От входа просматривается обширная открытая местность, склон достаточно крут, а возможный выход в балку, по другую сторону холма, давал возможность максимально полного контроля местности. От входа в пещеры идут три основные галереи в северном, южном и западном направлении, выход ориентирован на восток. Первый ярус представляет собой пещерный комплекс общей протяженностью около 200 м. По воспоминаниям старожилов из них был выход в балку по другую сторону холма. Этот выход не обнаружен. Так же среди местного населения распространены мемораты о существовании второго яруса, который шел до с. Ольховка, Михайловка и т.д.». Также на землях Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого монастыря в Ольховском районе имеется памятник природы - дубы-великаны. Возраст дубов - от 300 до 400 лет, величина крон у некоторых из них более 20 м., высота - 15 м., а диаметр стволов - 2 м. В средней полосе нечасто таких великанов встретишь, а для здешних мест эта уникальная дубовая роща - удивительное чудо. Привлекают множество верующих и несколько святых источников с различной на вкус и запах водой – от сероводородной до серебряной. У одного из источников находится бассейн, выложенный бутовым камнем. В него собирается вода из родника. Здесь купаются летом и подают воду на монастырский огород. Недалеко – заброшенная купальня. До последней достопримечательности в районе Ольховки, «Святой могилы», от села Каменный Брод несколько километров. Находится она на землях Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого монастыря, в километре от нее — монастырский лес. Красивой легендой окутана небольшая сопка. Рядом ни деревца, ни кустарника. Стоит на сопке крест, видимый с проходящей около холма дороги. Рассказывают, будто семь с половиной веков назад был в этих краях князь Александр Невский. С просьбой к татарскому хану: облегчить тяжелый труд русских невольников, занятых устройством каменного брода через полноводную реку Иловлю. Шатер княжеский стоял на этой сопке. А когда по дороге домой князь заболел и скончался, на вершине ее забил родник. Совсем недавно строители восстанавливающегося Гусевского монастыря обнаружили уничтоженный советскими войсками священный источник с целебной водой. Нашли же его по рядом стоящему дереву, своей крестообразной формой как бы символизирующему святость этого места. У Белогорского монастырья есть своё подворье в Волгограде - приход и храм Иоанна Кронштадтского. Путеводитель: как доехать до Белогорского Каменнобродского монастыряМонастырь находится недалеко от автодороги Иловля-Камышин, поэтому подъехать к нему можно с двух сторон. Жителям Волгограда или Москвы удобней всего заезжать со стороны Иловли, с трассы М6. При движении со стороны Волгограда достаточно выехать из центра города на север, ориентируясь на указатели на Москву и двигаться до Иловли (вы проедете Солдатское поле, Царицынскую сторожевую линию, сероводородный источник). На подъезде к Иловли будет большая стоянка с множеством кафе и фур, сразу за ней перекресток (N49 19.636 E44 01.067), на котором необходимо повернуть направо и далее двигаться прямо (ориентируйтесь на указатель на Ольховку). Вы проедет несколько населенных пунктов, мост через Иловлю, затем начнутся меловые горы. Последний населенный пункт перед поворотом на монастырь - село Михайловка. На перекрестке (N49 47.110 E44 25.589) сверните налево (будет указатель на монастырь) и езжайте прямо около 1.5 километров. Стоянка для автомашин и вход для посетителей находятся справа от центрального входа. При движении со стороны Камышина вам необходимо свернуть на перекрестке (N50 03.349 E45 13.814) на север в сторону Котово и на следующем перекрестке (N50 03.409 E45 13.756) менее чем через 100 метров свернуть налево по указателю на Ольховку. Далее двигайтесь прямо, проехав Ольховку и село Каменный брод, не пропустите указатель на Каменнобродский Белогорский монастырь. Ближайшая к монастырю железнодорожная станция, находящаяся примерно в 20 километрах, - Зензеватка, до неё можно добраться электричкой от вокзала Волгоград-1 или поездом со многих станций. Возможно, по автодороге Иловля-Камышин также ходят какие-то рейсовые автобусы с остановкой в Ольховке или у поворота на монастырь, однако нам такая информация неизвестна. Что посмотреть и что делать в Каменнобродском Свято-Троицком монастыре в ОльховкеПриехав в Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (N49 47.914 E44 25.657) первым делом самое логичное будет зайти на территорию монастыря. При подготовке поездки обратите внимание, что служители очень ревностного относятся к внешнему виду посетителей. На территории находится храм (по состоянию на 2012 год не функционирует), зимний храм (функционирует круглый год), церковная лавка и другие постройки. Именно в церковной лавке можно купить билеты в пещеры в меловых горах (50р. взрослый, 25р детский) и свечи (в пещерах запрещено пользоваться фонарем). Вход в пещеры (N49 47.657 E44 25.495) находится немного в стороне от Свято-Троицкого монастыря почти на вершине горы. Подняться туда можно по крутому спуску со стороны автомобильной дороге или по пологой тропинке от монастыря. У входа в пещеру собираются группы, которые уходит вглубь сопровождающий. Если вы подошли к прикрытому входу, но никого нет, значит, в данный момент гид проводит экскурсию и скоро вернется. Не забывайте, что в пещерах прохладно даже в жаркий летний день. Вернувшись к Каменнобродскому монастырю Ольховки, прогуляйтесь в противоположную сторону: там находится несколько источников. Первый из них - с питьевой водой. Второй, оформленный в виде деревянного домика, - сероводородный, в нем можно принимать ванны, выстояв очередь. Третий (радоновый) находится чуть дальше, он также используется для купаний, умываний и обливаний. Завершить посещение Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого монастыря можно прогулкой к огромным, 400-летним дубам, которые находятся с другой стороны дороги напротив входа в пещеру. Если вы не планируете самостоятельное путешествие, вы можете присоединиться к экскурсии в Ольховку и Белогорский Каменнобродский монастырь. Возможно, вам будет полезен наш отчет о поездке в Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь. Скачать трек и точки для Garmin (*.gdb) | OziExplorer (*.plt и *.wpt) | Google Earth (*.kml) Добавить фото/информацию vetert.ru Ольховские пещеры | Команда КочующиеВ XIX веке одним из красивейших и богатейших монастырей Нижнего Поволжья являлся стоящий среди живописных меловых гор с их таинственными пещерами, среди древних могучих дубов Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (Ольховка). Он ведет свое начало с 1860 года, тех пор, как в Каменном Броде (Ольховский район) была основана Свято-Троицкая Каменнобродская женская община, когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом (официально эта земля будет подарена позднее его женой).
Со всех сторон это место окружено меловыми белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы, и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьёт родник. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков Каменнно-Бродской Белогорской обители. История будущей обители началась с того, что П.И. Персидский едет из Ольховки в Москву, где приобретает три иконы: Преображения, Богородицы и Богородицы Всех скорбящих радости и две большие иконы Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав её, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство. Владыка предложил ей первую настоятельницу. Сначала общинники числом до 60 человек жили в частном доме с. Каменный Брод недалеко от Ольховки. Но вскоре число сестер возросло до 90 человек. Рядом с Ольховкой они обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников (даже радоновый и сероводородный), вода некоторых из них наполняла специальный бассейн. Продолжалось строительство - монахини возвели хлев для крупного рогатого скота, конюшню, свинарник, птичник, пекарню с келейной и избой для пекарей, появилась и гостиница для паломников. Разрасталась монастырская слобода, где жили паломники и местные служки и приказчики. На 1887 г. здесь подвизаются 9 монахинь и 7 послушниц. Укрепление духовной, хозяйственной и людской базы общины привело к рассмотрению дела по переименованию Каменно-Бродской женской общины в общежительный монастырь с именем Белогорского Николаевского. Но вернулись к этому вопросу позже - лишь в 1903 г. духовные власти утверждают название смену статуса общины в Ольховке и название Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь. В 30-е годы Белогорский Каменнобродский монастырь (Ольховка) находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов. Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря. На территории обители в здании крестильни разместилась МТС с парком тракторов, а в здании трапезной держали скот. Во время войны в Белогорском Каменнобродском монастыры устраивают госпиталь, а после – государственный конезавод. Возрождение Белогорского Каменнобродского монастыря в Ольховке началось с приездом сюда 20 августа 1991 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, привезшего сюда иеромонаха Савву. Сейчас оставшиеся 6 зданий восстановлены, действует и церковь в одной из построек. В ней хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости». На кирпичах сохранившейся части ограды можно увидеть надпись «М.С.С.» (монастырь святых сестёр), а на уцелевшем надгробном камне следующие слова: «Под сим камнем покоится настоятельница Каменнобродской женской обители монахиня Афанасия, в миру - Марфа Николаевна Филиппова». Эта подвижница умерла в возрасте 68 лет, 52 из которых отдала служению Богу и людям. Одной из самых главных достопримечательностей Белогорского Каменнобродского монастыря являются пещеры, вырытые в меловой горе чуть ли не во времена монголо-татарского ига. По преданию, в пещерах Белогорского Каменнобродского монастыря близ Ольховки было три яруса, по словам старожилов, ранее из самого храма или других построек обители можно было пройти в меловые пещеры, по пути миновав даже подземный ручей. Также они описывали подземную залу, куда попадали через колодец первого яруса, и в центре которой находился выточенный из мела круглый стол. Вокруг стола из мела были выточены сидения, в его центре находилась выточенная также из мела большая чаша с маслом или святой водой, а по краям стояли небольшие чаши с маслом (очевидно лампады). По воспоминаниям стариков в ходах были келии, в которых подвизались затворницы. Лабиринты строились таким образом, чтобы в случае опасности их можно было затворить. Находили в них, по словам местных жителей, даже замурованную лодку. Но здесь и терялись, бывало, дети, откапывавшие старые входы в подземелье. Сохранились десятки автографов, как хулиганов или туристов, так и верующих или монахинь дореволюционного времени. На дне же колодца, уходящего на второй уровень, видны залежи песка. Сегодняшние послушники Белогорского Каменнобродского монастыря эпизодически расчищают колодец, находя здесь старые куски воска, обломки медной кружки для сбора пожертвований, монетки начала XX в. и т.п. вещи. Получить хотя бы краткое представление о сегодняшнем состоянии пещер Белогорского Каменнобродского монастыря можно из работ исследователей-спелестологов К. Э. и Ю. В. Полевых: «Пещеры при Белогорском Каменнобродском монастыре… имеют вход с восточной стороны, разветвление ходов соответствует четкой ориентации по сторонам света. Сами пещеры также занимают весьма удачное стратегическое положение, что неоднократно констатировалось исследователями на других примерах для данной категории памятников. От входа просматривается обширная открытая местность, склон достаточно крут, а возможный выход в балку, по другую сторону холма, давал возможность максимально полного контроля местности. От входа в пещеры идут три основные галереи в северном, южном и западном направлении, выход ориентирован на восток. Первый ярус представляет собой пещерный комплекс общей протяженностью около 200 м. По воспоминаниям старожилов из них был выход в балку по другую сторону холма. Этот выход не обнаружен. Так же среди местного населения распространены мемораты о существовании второго яруса, который шел до с. Ольховка, Михайловка и т.д.». Также на землях Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого монастыря в Ольховском районе имеется памятник природы - дубы-великаны. Возраст дубов - от 300 до 400 лет, величина крон у некоторых из них более 20 м., высота - 15 м., а диаметр стволов - 2 м. В средней полосе нечасто таких великанов встретишь, а для здешних мест эта уникальная дубовая роща - удивительное чудо. Привлекают множество верующих и несколько святых источников с различной на вкус и запах водой – от сероводородной до серебряной. У одного из источников находится бассейн, выложенный бутовым камнем. В него собирается вода из родника. Здесь купаются летом и подают воду на монастырский огород. Недалеко – заброшенная купальня. До последней достопримечательности в районе Ольховки, «Святой могилы», от села Каменный Брод несколько километров. Находится она на землях Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого монастыря, в километре от нее — монастырский лес. Красивой легендой окутана небольшая сопка. Рядом ни деревца, ни кустарника. Стоит на сопке крест, видимый с проходящей около холма дороги. Рассказывают, будто семь с половиной веков назад был в этих краях князь Александр Невский. С просьбой к татарскому хану: облегчить тяжелый труд русских невольников, занятых устройством каменного брода через полноводную реку Иловлю. Шатер княжеский стоял на этой сопке. А когда по дороге домой князь заболел и скончался, на вершине ее забил родник. Совсем недавно строители восстанавливающегося Гусевского монастыря обнаружили уничтоженный советскими войсками священный источник с целебной водой. Нашли же его по рядом стоящему дереву, своей крестообразной формой как бы символизирующему святость этого места. У Белогорского монастырья есть своё подворье в Волгограде - приход и храм Иоанна Кронштадтского. Как доехать, где находится:Путеводитель: как доехать до Белогорского Каменнобродского монастыря Монастырь находится недалеко от автодороги Иловля-Камышин, поэтому подъехать к нему можно с двух сторон. Жителям Волгограда или Москвы удобней всего заезжать со стороны Иловли, с трассы М6. При движении со стороны Волгограда достаточно выехать из центра города на север, ориентируясь на указатели на Москву и двигаться до Иловли (вы проедете Солдатское поле, Царицынскую сторожевую линию, сероводородный источник). На подъезде к Иловли будет большая стоянка с множеством кафе и фур, сразу за ней перекресток (N49 19.636 E44 01.067), на котором необходимо повернуть направо и далее двигаться прямо (ориентируйтесь на указатель на Ольховку). Вы проедет несколько населенных пунктов, мост через Иловлю, затем начнутся меловые горы. Последний населенный пункт перед поворотом на монастырь - село Михайловка. На перекрестке (N49 47.110 E44 25.589) сверните налево (будет указатель на монастырь) и езжайте прямо около 1.5 километров. Стоянка для автомашин и вход для посетителей находятся справа от центрального входа. При движении со стороны Камышина вам необходимо свернуть на перекрестке (N50 03.349 E45 13.814) на север в сторону Котово и на следующем перекрестке (N50 03.409 E45 13.756) менее чем через 100 метров свернуть налево по указателю на Ольховку. Далее двигайтесь прямо, проехав Ольховку и село Каменный брод, не пропустите указатель на Каменнобродский Белогорский монастырь. Ближайшая к монастырю железнодорожная станция, находящаяся примерно в 20 километрах, - Зензеватка, до неё можно добраться электричкой от вокзала Волгоград-1 или поездом со многих станций. Возможно, по автодороге Иловля-Камышин также ходят какие-то рейсовые автобусы с остановкой в Ольховке или у поворота на монастырь, однако нам такая информация неизвестна. Что посмотреть и что делать в Каменнобродском Свято-Троицком монастыре в Ольховке Приехав в Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (N49 47.914 E44 25.657) первым делом самое логичное будет зайти на территорию монастыря. При подготовке поездки обратите внимание, что служители очень ревностного относятся к внешнему виду посетителей. На территории находится храм (по состоянию на 2012 год не функционирует), зимний храм (функционирует круглый год), церковная лавка и другие постройки. Именно в церковной лавке можно купить билеты в пещеры в меловых горах (50р. взрослый, 25р детский) и свечи (в пещерах запрещено пользоваться фонарем). Вход в пещеры (N49 47.657 E44 25.495) находится немного в стороне от Свято-Троицкого монастыря почти на вершине горы. Подняться туда можно по крутому спуску со стороны автомобильной дороге или по пологой тропинке от монастыря. У входа в пещеру собираются группы, которые уходит вглубь сопровождающий. Если вы подошли к прикрытому входу, но никого нет, значит, в данный момент гид проводит экскурсию и скоро вернется. Не забывайте, что в пещерах прохладно даже в жаркий летний день. Вернувшись к Каменнобродскому монастырю Ольховки, прогуляйтесь в противоположную сторону: там находится несколько источников. Первый из них - с питьевой водой. Второй, оформленный в виде деревянного домика, - сероводородный, в нем можно принимать ванны, выстояв очередь. Третий (радоновый) находится чуть дальше, он также используется для купаний, умываний и обливаний. Завершить посещение Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого монастыря можно прогулкой к огромным, 400-летним дубам, которые находятся с другой стороны дороги напротив входа в пещеру.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ОЛЬХОВСКИЕ ПЕЩЕРЫКак-то раз герои сегодняшней истории решили совершить небольшую поездку в одно из красивейших мест нашей области, о котором не раз слышали восторженные отзывы друзей и знакомых. «Почему бы не прокатиться по близлежащим населенным пунктам, расширить свой кругозор, пока на смену теплым солнечным лучам не пришли осенние ветра и грозы», — подумали они и на следующий же день отравились в маленькое путешествие. Преодолев около 80 километров, наши герои прибыли в пункт назначения — село Каменный брод, в котором расположен Свято-Троицкий мужской монастырь. Свернув в нужном направлении, взорам путешественников открылся потрясающий вид на меловые горы, хранящие в себе множество загадок и тайн. Подгоняемые любопытством, они поспешили к воротам монастыря. Благодаря имеющейся в сети информации, путешественники заранее выяснили наиболее интересные факты о монастыре. Кстати, полное название монастыря — Свято-Троицкий Каменнобродский Белогорский мужской монастырь — запомнить с первого раз не так просто. Оказывается, монашеские поселения существовали в этих местах еще со времен татаро-монгольского ига, а официальное открытие монастыря датируется 1860 годом. С того времени произошло множество событий: храм и здания монастыря были разрушены, во время войны здесь был размещен госпиталь, позже — конезавод. И только в 1991 году началось возрождение монастыря, случилось это благодаря приезду архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа. Строительство продолжается и по сей день. Герои убедились в этом сами — во время их приезда храм был закрыт на реконструкцию, поэтому они сразу поспешили в церковную лавку, чтобы приобрести билеты на экскурсию. Кстати, вход в монастырь в неподобающей одежде запрещен, о чем предупреждает соответствующая табличка на воротах обители, поэтому майки и шорты лучше оставить дома. Сжимая в руках заветные билеты, наша троица двинулась по узкой тропинке, ведущей через овраг, ко входу в таинственные пещеры. Поднявшись на вершину, мы столкнулись с другой группой путешественников, бурно обсуждавших увиденное и услышанное в пещерах. К слову, даже в будний день здесь достаточно тех, кто приезжает помолиться за родных и близких, набрать воды из целебного источника, прикоснуться к дубам-великанам. Не успев перевести дух после восхождения на крутую гору, с которой открывается великолепный вид на монастырь и прилегающую к нему территорию, нас взял в оборот экскурсовод, внезапно появившийся из пещер. — Вас всего трое? Больше никого не будет? — строго спросил он. Мы молча кивнули. — Тогда за мной, — скомандовал молодой мужчина с грустными глазами, и мы покорно последовали за ним. Велев зажечь принесенные с собой свечи, мужчина начал свой рассказ. Конечно, в роли экскурсоводов мы ожидали увидеть здесь монахов, но все оказалось иначе. Интереснейший рассказ о тайнах и загадках меловых пещер в исполнении этого человека, по велению судьбы оказавшегося в этом месте, до сих пор вспоминается с улыбкой. Двигаясь по узким коридорам, разглядывая тут и там разнообразные надписи, оставленные как представителями современного поколения, так и путешественниками прошлого века, мы старались следовать за нашим гидом, который, стремясь нас напугать, иногда прибавлял шаг и резко поворачивал в другом направлении. В кромешной темноте, без горящих свечей в руках, потеряться в извилистых коридорах холодных пещер — дело пяти минут. Поэтому, вцепившись друг в друга, по пути разглядывая надписи на стенах и иконы, мы спешили за нашим экскурсоводом-шутником. Спустя несколько минут мы немного освоились и сошлись в том, что неплохо было бы раздобыть фонарь и отправиться на поиски сокровищ, которых, по словам старожилов, здесь спрятано великое множество. Увидев задумчивые выражения наших лиц, экскурсовод поделился с нами, что и сам был бы непрочь отправиться на поиски клада. По его словам, одно время пещеры взрывали с целью обнаружить спрятанные богатства, но горы не спешат расставаться со своими тайнами. Сейчас открыт лишь один ярус меловых пещер, хотя на самом деле их пять. Представляете, пять ярусов, полных загадок! К сожалению, время, отведенное на посещение пещер, подошло к концу, и наш гид, попрощавшись, проводил нас к выходу, где его уже ждала новая группа. Жмурясь от яркого солнца, мы покинули холодные коридоры пещер, заметив в одном из них термометр, столбик которого показывал температуру + 12 градусов. На выходе нас окликнул второй экскурсовод, томившийся в ожидании следующей группы туристов. Стрельнув сигарету, случайный знакомый с интересом разглядывал нашу троицу. Разумеется, любопытство взяло надо мной верх, и я поинтересовалась у молодого человека, как и почему он оказался здесь. Немного смутившись, парень быстро «свернул» намечавшийся доверительный разговор, сказав, что это «мутная история». Добавив, что перед ним стоял сложный выбор, и он предпочел провести эти годы в монастыре. — Решил разобраться в себе и понять, кем я должен стать в этой жизни, — сказал молодой человек, пряча лукавый взгляд. Решив не лезть к нему в душу, я поинтересовалась расположением целебных источников, и мы снова двинулись в путь. Конечно, все обещанные источники самостоятельно мы обнаружить не смогли, но впечатлений получили массу. На нашем пути встретились вековые дубы, шелестящие на ветру атласными лентами, привязанными к ветвям. Взявшись за руки, втроем нам все-таки удалось обхватить один из четырех огромных дубов. Конечно, как и многим туристам, оказавшимся в этих местах, нам хотелось повязать на одну из ветвей атласную ленту, загадав самое сокровенное желание, но мы прислушались к табличкам, прикрепленным к деревьям, извещающим о том, что это всего лишь суеверие. Побродив еще немного по территории монастыря, мы отправились домой. Наша небольшая, но увлекательная поездка подошла к концу. Рассматривая приветливо раскачивающиеся при легком дуновении ветра шапки подсолнухов, я в который раз убедилась в том, что необходимо использовать любую возможность путешествовать. Нет нужды ехать за тридевять земель в поисках новых впечатлений. Прекрасное рядом, стоит только захотеть это увидеть. Источник Сокровища земные и духовные. Что хранит Каменно-Бродский монастырьСо всего мира туристы и паломники приезжают в волгоградский Каменно-Бродский монастырь, чтобы посетить таинственные Ольховские пещеры, окунуться в исцеляющие источники и приложится к чудотворной иконе. История Каменно-Бродского монастыря в Волгоградской области овеяна легендами. По преданию на его месте ещё до татаро-монгольского нашествия существовал мужской скит с очень строгим уставом. Позже на месте мужского монастыря учредили женскую общину, а при советской власти обитель превратили в конюшню. И лишь недавно монастырь стали восстанавливать. Монастырем сегодня интересуются не только паломники, но и спелеологи, и просто искатели приключений: в меловых горах под монастырем в свое время монахи вырыли пещеры по образцу Киево-печерских, чтобы молиться и вести отшельническую жизнь. О протяженности пещер сегодня можно только догадываться. 20 экскурсий в день Первые поселенцы в Ольховском районе, где и расположен монастырь, появились в начале XVIII века. Большей частью это были малороссы. Именно они основали на берегу реки Иловля поселок Каменный Брод: «каменный», так как он у основания меловых гор, и «брод» – потому что в некоторых местах Иловля настолько мелкая, что ее вполне можно пересечь верхом на лошади или пешком. В 20-х годах ХХ века монастырь разогнали, и до 90-х годов он был в запустении. Во время войны здесь располагался госпиталь для больных тифом, а после войны монастырь передали Государственному конезаводу. Само поселение на картах в интернете до сих пор обозначено как поселок Госконюшня. Добраться до монастыря несложно. Он расположен в 75 километрах к северу от поселка Иловля по московской трассе. Сегодня здесь постоянно проживает всего 8 монахов. Именно они своими силами и при помощи послушников восстанавливают обитель, расчищают целебные источники, а также водят по монастырским пещерам всех желающих. Монах Елисей рассказывает, что когда в монастырь прибывают паломники, ему приходится проводить до 20 экскурсий в день – настолько всех притягивают древние пещеры. Попасть в пещеру непросто. Нужно подняться на несколько сотен метров в гору, которая так и называется – Святая гора. После весеннего дождя тропинку к пещерам сильно развезло, но это не мешает удалым молодцам пытаться преодолеть подъем на автомобиле. «Раньше вообще на самый верх заезжали на машинах, – рассказывает монах Елисей, – сейчас дорогу перекопали, но все равно пытаются». Идти по тропинке тяжело – сплошная глина и мел. Но преодолевшие этот путь будут вознаграждены: перед входом в пещеры есть небольшая смотровая площадка, откуда открывается удивительный вид на монастырь и храм. Вход в пещеры заперт. Монах открывает навесной замок своим ключом и отворяет дверь в пещеры, которые были обнаружены здесь задолго до основания обители. Точную дату никто до сих пор назвать не может, но монахи считают, что подземные ходы появились во времена татаро-монгольского нашествия, а это примерно 9 веков назад. В пещере, как и положено, очень темно и для освещения своего пути, паломники используют свечи. Таинственные пещеры Ольховского монастыря «Пещеры имеют форму креста и расходятся во все четыре стороны света, – начинает свой привычный рассказ монах. – Пещеры имеют три яруса, но сейчас нижние этажи затоплены и попасть туда невозможно». Общая глубина пещер, по словам монаха Елисея, составляет около 100 метров. Когда в 1984 году волгоградские спелеологи раскопали заваленный вход в подземелье, они обнаружили несколько лабиринтов, исписанных разнообразными автографами. Чаще других встречались «М. Леонида» (по всей видимости, как склонны полагать ученые, «монахиня Леонида»), «Пелагея 1906», «Н. Макаренко 1899» и другие. Сегодня же, если вы захотите разглядеть эти автографы – потратите уйму времени и, скорее всего, не найдете. Своды пещеры закопчены и сплошь испещрены куда более современными надписями, типа «здесь был Вася» и т.п. «Вот здесь находится маленькая келья, – монах показывает на небольшой выступ в лабиринте, – здесь молились монахи во времена гонения. Все лабиринты были устроены таким образом, что их легко можно было затворить». Каким образом сдвигались эти многотонные плиты известняка непонятно. Ведь ни о каком использовании техники речи даже и не шло. Молва приписывает подземельям Каменно-Бродского монастыря несметные богатства, спрятанные не то монашками, не то Степаном Разиным, не то Александром Невским. «А здесь за стеной находится храм», – добавляет Елисей. «С монастыря тоже есть вход в подземелья, – продолжает монах, – но он был взорван большевиками. Так как в храме был очень дорогой иконостас, крест, решили все это спрятать здесь, в пещерах». Действительно, если верить рассказам местных жителей, то когда в 1927 году власти приказали насельницам монастыря вместе с монахиней Еннафой покинуть обитель, матушка вместе с сестрами заперлась в храме. После безуспешных попыток открыть двери храма красноармейцы их выломали, но так и не нашли ни самих монахинь, ни церковных ценностей. Говорят, что все богатство, включая колокол, спрятано в пещерах. Быки в храме В 1990 году архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен обратился к властям с просьбой возвратить церкви отнятую обитель. Спустя год, 17 июля 1991 года, Волгоградский областной совет народных депутатов издал документ, согласно которому Русской Православной Церкви, наконец, переданы строения нескольких обителей, в том числе и Каменно-Бродской. При этом в самом здании монастырской церкви «Всех Скорбящих Радости» вплоть до самой зимы 1991 года стояли быки, и священнослужителям пришлось обустраивать храм с простеньким иконостасом прямо в одной из комнат дальнего корпуса. Сегодня храм восстановлен, в нем ведутся службы, и по большим церковным праздникам на них собирается много паломников. Также здесь находится и особо почитаемая икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Православные верят, что именно этот святой образ помогает в борьбе с алкоголизмом и другими греховными зависимостями. Источники для Елизаветы Сразу за церковью расположены источники. До революции их было девять. Сегодня сохранилось только пять. Вода в них различается. Есть источники с радоновой водой, так называемой «серебряной» и сероводородной. По преданию, вода в этих источниках обладала такой удивительной силою, что лечиться в монастырь приезжали представители самых знатных фамилий: князья Трубецкие, Голицыны, Строгановы. Поговаривают, бывала и сама Елизавета Петровна. Специально к приезду царской дочки даже выложили дорожку к источникам. Мощеная тропинка, конечно, не сохранилась, а вот вода в источниках есть, как прежде. Паломники набирают ее целыми бутылями. Считается, что наиболее полезная радоновая вода. Она оказывает противовоспалительное, болеутоляющее, успокаивающее действие, способствует снижению повышенного давления, нормализации деятельности нервной, эндокринной и иммунной систем. Дубы-колдуны На территории монастыря также находится природный памятник – дубы-великаны, которым по самым скромным подсчетам от 300 до 400 лет. Величина крон некоторых деревьев достигает 20 метров, а диаметр стволов – до 2 метров. Говорят, если обнять такое дерево, можно зарядиться положительной энергией на многие месяцы. Именно за такой «подзарядкой» сегодня спешат многочисленные туристы в Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогородский монастырь. Пожалуй, это один из немногих уголков природы, где сегодня можно прикоснуться к нашей истории, памятники которой берегут монахи монастыря.
___________________________________________________________________________________________________ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ИНФО:Команда Кочующиеhttp://www.volgaprav.ru/2014/08/tainstvennye-peshhery-olxovskogo-monastyrya/Памятники природы. Достопримечательности Волгоградской области.http://vetert.ru/rossiya/volgogradskaya-oblast/sights/42-belogorskij-kamenobrodskij-svyato-troickij-monastyr.phpКаменно-Бродский монастырь.
komanda-k.ru Достопримечательности и интересные факты про ОльховкаОльхо́вка — село в России, административный центр Ольховского района Волгоградской области, центр Ольховского сельского поселения.Зміст1 История2 География и климат3 Население4 Радио5 Примечания6 СсылкиИсторияТочная дата основания не установлена. По сведениям местного волостного правления от 1894 года, Ольховка стала активно заселяться в 1750-1760 годах. Предположительно основу составляли беглые, купленные и выменянные на собак крестьяне центральной России, Малороссии, Дона. Население быстро росло. В 1770 году Ольховка стала слободой, близ которой вырос хутор атамана Волжского войска Василия Макаровича Персидского, Ему-то Екатерина Великая в 1781 году высочайше пожаловала "...в вечное и потомственное пользование 12341 десятин и 1400 сажей всяких угодий при реке Иловли", где стояли слободы малороссиян Ольховка и Гусевка. А слобода с тех пор стала называться Персидской Ольховкойhttp://kua.volganet.ru/activity/folder_9/folder_1/downloads/c041253a-edf2-2c10-4c85-911f3de74044.В 1819 году в слободе Ольховка была построена церковь во имя трех святителей на средства помещиков Михиила, Павла, и Алексея Персидских.С 1861 года слобода - волостной центр. В 19-м веке Ольховка активно застраивается. В 1881 году в слободе действовало уже 2 школы — земская и церковно-приходская, был 1 мост, 20 колодцев. Через десять лет, в 1891 году, в Ольховке уже есть врач и фельдшер, ветеринарный врач и ветфельдшер. В 1894 году в Ольховке насчитывалось уже 1 889 душ мужского пола, 1 900 женского. В 1896 году население Ольховки составило 4028 душ, занимавших 671 двор, а жилые постройки смежены с усадьбами господ Персидских и Перфиловых. К тому моменту действуют: 2 деревянные колесные мастерские, 5 торговых мануфактур, 15 торговых мелочных лавок, 10 деревянных ветряных мельниц, 2 маслобойки из саманного кирпича и накрытых железом, 4 лавки с кожевенными товарами, почтовая контора на 9 лошадей, 4 постоялых двора, 1 трактир, 3 винные лавки. C 1928 года - районный центрhttp://volga.rusarchives.ru/atd/atd2.pdf#page=10.География и климатСело расположено в 178 км к северу от Волгограда на берегу реки Ольховка (правый приток Иловли), в 8 км от ж/д станции Зензеватка на линии Саратов — Волгоград.Среднегодовая норма осадков - 402 мм. Согласно классификации климатов Кёппена тип климата - влажный континентальный с жарким летом (Dfa)НаселениеРадио 105,5 Радио Белый лебедьПримечанияСсылки Ольховский район на сайте «Волгоградская область»Категория:Населённые пункты Ольховского районаКатегория:Районные центры Волгоградской области ru.keeptravel.com Ольховский район - Заповедная РоссияОльховский район расположен почти в центре Волгоградской области, к юго-западу от Камышина, по обоим берегам среднего течения реки Иловли. Входит во Фроловский территориальный округ области. Граничит с шестью районами Волгоградской области - Котовским, Камышинским, Дубовским, Иловлинским, Фроловским и Даниловским. Район состоит из 13 сельских администраций, объединяющих 31 населенный пункт. Районный центр — село Ольховка. Район занимает 3,2 тыс. кв.км. Население – 17,7 тыс. чел. Со всех сторон место, на котором образовалось село Ольховка окружено белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы и стелился можжевельник. На северо-западной окраине села Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьет родник. По легенде, останавливавшийся здесь князь Александр Невский просил татарского хана облегчить тяготы русских рабов, строивших каменный брод через р. Иловлю. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю. Ольховская волость начала обживаться довольно поздно, в 30-е годы XVIII в. Селения Каменный Брод и Ольховка заселялись выходцами из Украины. Район образован в 1928 году. Сегодня основу экономики Ольховского района составляет сельскохозяйственное производство. Протяженность района с севера на юг около 75 км, а с запада на восток около 85 км. Территория Ольховского района относится к степной зоне. Доминирующие виды этих степей — плотнодерновинные засухоустойчивые злаки: ковыль Лессинга, ковыль украинский, ковыль-волосатик, или тырса, и типчак. В условиях засушливого климата в зональных растительных группировках района заметное место занимают коротковегетирующие и раннецветущие однолетние эфемеры вроде бурачка пустынного, а также разнообразные луковичные, клубнелуковичные и короткокорневищные эфемероиды: тюльпан Биберштейна, тюльпан Геснера, или Шренка, адонис, или горицвет волжский, лютик, касатик, или ирис низкий, астрагал Геннинга, лапчатка приземистая, валериана клубненосная и другие. Наиболее крупные естественные лесные массивы в настоящее время на территории района представлены пойменными лесами в долине Иловли и байрачными лесами по балкам правобережья Иловли и восточного макросклона водораздела Иловли и Волги. Основное богатство лесного фонда района составляют дубняки, которые сохранились в пойме Иловли, частично смешанные, хотя встречаются и почти чистые насаждения. Помимо дуба, здесь произрастают тополь черный, или осокорь, тополь белый, или серебристый, тополь дрожащий, или осина, ива белая, или ветла, вяз гладкий. Из достопримечательностей: Гусевский женский монастырь Ахтырской Божьей Матери и Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь (1860 г.), который расположен неподалёку от села Каменный Брод. Неподалеку от Свято-Троицкого Белогорского Каменно-Бродского монастыря, в его северной части, бьют святые источники, а над одним из них (сероводородным) сооружена деревянная купель для погружения в воду. В пойме Иловли близ Каменно-Бродского Свято-Троицкого монастыря, сохранилось несколько вековых дубов — остатки некогда многочисленной заповедной дубовой рощи. Все эти дубы-великаны являются памятниками природы и находятся под охраной государства. Возраст дубов — от 300 до 400 лет, величина крон у некоторых из них более 20 м., высота — 15 м., а диаметр стволов — 2 м. www.zapoved.net Ольховский район, Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырьГерои этой поездки, возможно, покажутся вам знакомыми, если вы читали наш отчет о посещении Донского природного парка. Это Любовь Дмитриевна с дочерью Ирой, наши гости из Балакова и Настя. А сама экскурсия проходила также в рамках многодневной экскурсионной программы, один день из которой как раз таки и был посвящен экскурсии в Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь. Выезжаем мы снова в 9 часов с нашей базы отдыха и уже вскоре въезжаем в Волгоград. Первая часть нашего пути пролегает по московской трассе, по которой мы и отматываем километр за километром. А первая наша точка лежит не так далеко от дороги, но нет ни одного указателя или даже намека на то, как дотуда доехать. Это нам никак не мешает, и в скором времени мы подъезжаем к этнографическому музею казацкой народной архитектуры и быта. Сам музей представляет собой несколько зданий, расположенных на небольшой огороженной площадке. У ворот нас встречает женщина, которая отговаривает от экскурсии, ссылаясь на высокую цену. На самом деле было видно, что и она не особо горит её проводить. Поэтому покупаем билеты только на вход и самостоятельно осматриваем экспозицию. Экспозиция первого здания представляет собой стандартный казачий быт. Здесь можно увидеть разнообразную домашнюю утварь, комнаты уставлены старорусской мебелью (кровати, стол, самовар), на стенах висят народные одежды. В следующем здании можно увидеть различные приспособления и инструмент ремесленников, гончарную мастерскую. Тут мы замечаем двух коней, пасущихся на небольшом лугу. А в конюшне, которая одним входом обращена к лугу находится несколько стойл, в одном из которых стоит ещё одна лошадка. Завершает нашу прогулку ещё одно здание, скорее напоминающее сарай. Здесь расположен также различный инструмент ремесленников и землепашцев. Кроме этого, можно увидеть сани и несколько телег. Под конец нашего осмотра, разговорившись с работниками музея, рекомендуем им более вдумчиво заняться рекламой и поставить хотя бы стенд или указатель у дороги. Они ссылаются на недостаток средств и прочие условия, которые делают практически невозможным какое-либо продвижение вперед. То же, что тот час, который мы провели у них, они посвятили только общению друг с другом, их ничуть не смущает, хотя за это время можно было бы провести либо экскурсию за более сходную цену (или хотя бы не настаивать на оплате экскурсии за 10 человек, хотя нас было всего четверо), либо смастерить незатейливый щит с надписью и указателем. Да что там говорить – даже сделать сайт-визитку под силу любому человеку, более-менее знакомому с компьютером. Покинув казачий музей, возвращаемся к трассе, неподалеку от которой находится здание, в котором раньше размещался ресторан, угощавший гостей этнографического музея различными народными казачьими блюдами. Но, увы – ремонт затянулся надолго, и уже несколько лет ресторан закрыт. Чуть вернувшись назад, сворачиваем с московской трассы на дорогу, ведущую до Ольховки. Здесь водитель может расслабиться – движение очень слабое, а качество покрытия дороги на неплохом уровне. Вскоре вдалеке начинают виднеться меловые горы и, проехав ещё несколько километров, делаем остановку у живописной меловой горы. Сделав несколько фотографий, продолжаем свой путь. За несколько километров до Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого монастыря делаем остановку в одной из деревушек на дороге – покупаем холодную воду и мороженое в магазине. Я обещаю, что мы будем в монастыре быстрей, чем я доем мороженное и так и происходит. Оставив машину на стоянке у центрального входа, который закрыт, обходим стену справа и заходим вовнутрь дворика. Практически сразу нас возвращают обратно к входу – в монастыре необходимо соблюдать строгие правила в одежде, которым не все мои спутницы удовлетворяли: обязательна юбка и головной убор. Любовь Дмитриевна возмущается – главное не то, как человек одевается, а то, что у него в душе. Но послушник непреклонен, на лавке у входа в дворик разложена различная одежда, которую можно одеть поверх мирской. Наконец, удовлетворив строгим требованиям, мы начинаем свою прогулку по внутреннему дворику монастыря. Здесь несколько зданий. Сам храм сейчас ремонтируется, поэтому икона находится в другом здании, где и проходят все службы. Отдельное здание для проживания монаха и семерых послушников, один из которых и встретился нам на входе. Чуть позже мы встретили и монаха, который явно был навеселе, что нам и подтвердил наш новый знакомый-послушник. В ещё одном здании находится церковная лавка, где помимо всего прочего можно приобрести и билеты в пещеры в меловых горах. Осмотрев всё за стеной, снова выходим наружу, на этот раз через задний выход. Пройдя немного по тропинке, выходим к поилке, где раньше поили лошадей, а сейчас люди набирают воду. Чуть дальше – купель с сероводородным источником. К ней уже выстроилась очередь. Последний источник – радоновый. Мы как раз застаём момент, когда несколько мужчин с удовольствием обливаются прохладной водой. Любовь Дмитриевна омывает только ноги, мы же воздерживаемся от подобных процедур. Обратный путь также пролегает мимо территории монастыря. Что ж, пришло время для самого интересного – пещер в меловых горах. Одна из тропинок ведет прямо от дороги и круто поднимается вверх. Но мы, натренированные подъёмом на Большое Богдо во время одно из предыдущих поездок на Баскунчак, преодолеваем этот путь практически без проблем. С другой стороны дороги растут огромные 300-летние дубы, ровесники Петра I. Наверху уже полно народу и пока мы устраиваем фотосессию на площадке перед входом в пещеры, экскурсовод собирает остальных посетителей и уводит их вглубь пещер. К тому времени, когда мы зашли вовнутрь, их голоса раздавались где-то далеко в темноте, поэтому решаем подождать их возвращения и пойти со следующей группой. В пещере царит прохлада, и мы с удовольствием усаживаемся на лавочках недалеко от выхода. Через некоторое время группа людей возвращается, мы знакомимся с экскурсоводом и начинаем свой путь. Помимо нас в группе было ещё 3-4 человека, но поскольку я шел замыкающим, не всегда хорошо слышал рассказ. Да и чего греха таить – периодически я сворачивал с основного пути в боковые ответвления, но сделав пару шагов и ничего интересного не обнаружив, возвращался обратно. Таким образом, мы сделали круг по пещерам, ведомые нашим экскурсоводом, посмотрели часовню и келью. В одном из мест виднеется ход вниз – на нижний ярус, но туда экскурсия, к сожалению, не проводится. В некоторых местах пещер ощутимо прохладно – виден даже пар изо рта. Успев даже немного замерзнуть, выходим наружу, на жаркое августовское волгоградское солнце. Обратный путь к монастырю и машине держим по другой тропинке, которая не такая крутая и ведет прямо к стоянке. На этом наша экскурсия по Белогорскому Каменнобродскому Свято-Троицкому монастырю завершена, и пора выдвигаться в обратный путь. Рядом с монастырём отсутствует какая-либо инфраструктура, поэтому снова заезжаем в уже знакомый нам магазинчик в ближайшей деревушке. Ещё с дома у нас припасены арбуз и дыня – ищем место, где можно остановиться, чтобы с аппетитом съесть кого-нибудь из них. Дорога ведет вдоль реки Иловля, но подъездов практически нет – все берега заросшие. В одном из мест есть небольшая стояночка и даже столик, но настолько грязно и замусорено, что решаем двигаться дальше. С другой стороны дороги по-прежнему тянутся меловые горы. В одном из мест через горы проводили газопровод, и как будто огромный нож вырезал кусок из мелового торта – в горах образовался проём. Дорога приводит к пересечению с московской трассой, и вскоре мы делаем последнюю остановку за сегодня – у сероводородного источника. В отличие от источника в монастыре, здесь сероводородная вода бьет огромным напором, приглашая всех желающих принять душ. Таких источников в Волгоградской области только один, а по всей России – 8. Не можем и мы удержаться от такого вида лечебных процедур, моментально переодеваемся и принимаем сероводородные ванны. Здесь много людей, многие специально останавливаются ради источника. Не радует только то, что само место не очень обустроено и приходит в упадок, а всё что сейчас здесь есть, очевидно, было сделано давно. После купания немного перекусываем и со свежими силами преодолеваем оставшиеся километры до нашей базы отдыха. Фото: Анастасия Буйлова, текст: Илья Шувалов, август 2010 vetert.ru Ольховка - Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь3. По пути в Ольховку и обратно нас сопровождал замечательный экскурсовод. Например, он рассказал про самую длинную улицу нашего города, которая берет начало от реки Волги и называется Комсомольская; за железнодорожным мостом она уже Невская; эта же улица переходит в проспект Жукова, пока ехали по проспекту, узнавал еще больше исторических фактов из жизни полководца Жукова в годы Великой Отечественной войны; проспект Жукова переходит в улицу Историческая, которая в свою очередь переходит в Историческое шоссе; а за границами города - трасса на Москву, по которой ранее доводилось ездить. А на границе Городищенского и Иловлинского районов узнал много нового про Петра Первого и Царицынскую сторожевую линию 4. Рядом с Ольховкой был обнаружен незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников, вода некоторых из них наполняла специальный бассейн. Продолжалось строительство - монахини возвели хлев для крупного рогатого скота, конюшню, свинарник, птичник, пекарню с келейной и избой для пекарей, появилась и гостиница для паломников. Разрасталась монастырская слобода, где жили паломники и местные приказчики 5. На 1887 год здесь проживают 9 монахинь и 7 послушниц. В 1903 году духовные власти утверждают смену статуса общины в Ольховке и название Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь 6. В 30-е годы Белогорский Каменнобродский монастырь находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов. Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря. Во время войны в Белогорском Каменнобродском монастыре устраивают госпиталь, а после - государственный конезавод 7. Возрождение Белогорского Каменнобродского монастыря началось с приездом сюда 20 августа 1991 года архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, привезшего сюда иеромонаха Савву. Восстановлены некоторые здания, действует церковь в одной из построек. В ней хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Всех Скорбящих Радость". На кирпичах сохранившейся части ограды можно увидеть надпись "М.С.С." (монастырь святых сестёр), а на уцелевшем надгробном камне следующие слова: "Под сим камнем покоится настоятельница Каменнобродской женской обители монахиня Афанасия, в миру - Марфа Николаевна Филиппова". Эта подвижница умерла в возрасте 68 лет, 52 из которых отдала служению Богу и людям 8. По пути к входу в пещеры. К нему можно добрать со стороны трассы, или через территорию монастыря - как мы и сделали экскурсионной группой 9. Мужчин в монастыре очень мало - всего четыре монаха, ни одного послушника. Один из них сопровождал экскурсионную группу, второй отвечает за охрану территории, третий - готовит кушать, четвертый - проводил церковную службу 10. Густой туман.. 11. 12. Одинокий домик.. 13. Вход в одну из самых главных достопримечательностей Белогорского Каменнобродского - пещеры, вырытые в меловой горе во времена монголо-татарского ига 14. Пещеры являются несколькоярусными. По преданию, ранее из самого храма или других построек обители можно было пройти в меловые пещеры, по пути миновав даже подземный ручей 15. 16. Внутри весьма много лабиринтов, встречаются тупиковые, специально затворенные.. 17. Юрий Александрович - талантливый экскурсовод. Устраивает индивидуальные и групповые эескурсии по городу и области. Реально потрясен, как можно содержать в голове множество интересных фактов! Если интересно, то поделюсь контактами 18. Лена - как старшая группы, кому я и выразил в начале благодарность за приглашение 19. 20. 21. Самый настоящий мел 22. 23. 24. Внутри, перед самым входом.. 25. Сохранились множество надписей монахинь дореволюционного времени. Но печально, что большинство надписей - дело рук вандалов.. 26. Получить краткое представление о сегодняшнем состоянии пещер Белогорского Каменнобродского монастыря помогают работы исследователей: "Пещеры при Белогорском Каменнобродском монастыре имеют вход с восточной стороны, разветвление ходов соответствует четкой ориентации по сторонам света. Сами пещеры также занимают весьма удачное стратегическое положение, что неоднократно констатировалось исследователями на других примерах для данной категории памятников. От входа просматривается обширная открытая местность, склон достаточно крут, а возможный выход в балку, по другую сторону холма, давал возможность максимально полного контроля местности. От входа в пещеры идут три основные галереи в северном, южном и западном направлении, выход ориентирован на восток. Первый ярус представляет собой пещерный комплекс общей протяженностью около 200 метров. По воспоминаниям старожилов из них был выход в балку по другую сторону холма. Этот выход не обнаружен. Так же среди местного населения распространены мемораты о существовании второго яруса".. 27. Лучше не отставать, так как в пещере очень темно.. 28. 29. 30. 31. Затем отправились дальше.. Вход на территорию монастыря со стороны меловых гор 32. Котики рядом с кухней монахов.. 33. Внутри церкви очень красиво! В это время проходила служба 34. 35. Мимо источников дорога ведет к дубовой роще.. 36. Для наглядности. Такой широкий дуб для меня не удивление :) Видел подобный в усадьбе Ивана Сергеевича Тургенева в Спасском-Лутовиново, когда мне было лет шесть 37. Ленты на ветвях дубов - суеверие! 38. По дорожке уверенно шагает котик :) 39. Уникальное место, где на одном месте располагаются источники с разным составом воды. Радоновый источник - с небольшим содержанием радиоактивных веществ, не вредным для здоровья. Рядом же - сероводородный источник 40. Серебряный источник 41. Еще один осенний пушистик :) 42. Погодка преподнесла коррективы в плане выделенного свободного времени, чтобы пройтись еще раз там, где особенно понравилось. Поэтому напоследок запечатлел еще несколько видов, а затем экскурсионная группа выдвинулась в город. Было очень интересно и увлекательно! 43. 44. Бытовое здание на территории монастыря 45. 46. 47. 48. 49. Те самые уцелевшие надгробные камни.. Больше фотографий в альбоме на Яндекс.фотках. *Условия использования фото affonin.livejournal.com
temkaa.livejournal.com |
 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров |