Полуостров рыбачий достопримечательности. Путешествие на север Мурманской области: полуострова Рыбачий и Средний
     Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Полуостров Рыбачий в России, курорт Кольский полуостров. Полуостров рыбачий достопримечательности


Полуостров Рыбачий: путешествие на автомобиле

В середине июля по служебной необходимости мы с коллегами оказались в двухнедельной командировке в Мурманске. Поскольку в Мурманск прибыли на моём автомобиле, свободное от работы время старались проводить активно: посмотрели город, неоднократно ловили рыбу в Кольском заливе, два раза съездили на Териберку, а также мне удалось посетить полуостров Рыбачий…

В один из выходных дней я валялся на диване съемной квартиры и решил почитать в смартфоне информацию о полуострове Рыбачий и обзоры автомобильных путешественников. Чем больше читал, тем сильнее загорался идеей съездить туда. Учитывая плохие дороги и отсутствие подготовки к поездке, я планировал доехать только до перевала Муста-Тунтури, погулять там по скалам, по местам боёв и вернуться обратно. На сборы ушло не более получаса, по сути никаких сборов и не было, просто я выпил кофе, выкурил сигарету и поехал. Планировал по пути заправиться, заехать в магазин за какой-нибудь едой и водой, однако как-то проскочил все магазины и, заправившись, поехал имея на заднем сиденье бутылку с примерно 50мл воды. Такое отношение к провизии было большой ошибкой, понял я это быстро. Все две недели нашей командировки стояла жара около 30С, что вкупе с большой влажностью создавало жуткую духоту. День поездки не стал исключением и пить я захотел уже километров за 50 от Мурманска.

Трасса от Мурманска до КПП Титовка отличная, документы на КПП проверяют у всех. Как я понял, главное требование для свободного проезда – гражданство Российской Федерации. После КПП поворот направо на грунтовку, собственно, с этого момента и начинаются приключения. Дорога вдоль реки Титовки вся в ямах и ухабах, как и весь остальной путь, наверное нет смысла расписывать качество “покрытия”, потому что такового там нет, обзоров полно в интернете, скажу лишь что проехать вполне возможно, если аккуратно.

Дорога вдоль реки ТитовкаДорога вдоль реки Титовка

Дорога вдоль реки изобилует живописными видами и я неоднократно останавливался чтобы полюбоваться и сделать снимок. К сожалению, фото не передает высоту.

Водопад у реки ТитовкаВодопад у реки Титовка

Через какое-то время дорога уходит левее реки и, извиваясь, поднимается выше и выше к перевалу. Не Кавказ конечно, но в скалистых северных сопках есть своя, особая красота, не просто так люди, побывавшие в этих местах однажды, едут сюда снова и снова.

По дороге к перевалуПо дороге к перевалу

Пока ехал вдоль Титовки, очень сильно хотел пить, было такое ощущение что нёбо слиплось и потрескалось, однозначно решил что доеду до перевала и развернусь обратно. В какой-то момент, при объезде очередной ямы, мне показалось что в дорожной пыли валяется бутылка, проехал, посмотрел в зеркало – вроде действительно бутылка. Остановился, подошел и обалдел, в дорожной пыли лежала полторалитровая запечатанная бутылка воды “Святой источник”. В тот момент для меня это было знамение, знак что надо ехать дальше, за перевал. И действительно, стоило напиться как сразу поднялось настроение и появились силы и желание ехать дальше. До перевала Муста-Тунтури после этого добрался быстро.

Перевал Муста-ТунтуриПеревал Муста-Тунтури

К сожалению, я не был подготовлен к этой поездке и не имел плана, каких-то точек с достопримечательностями, поэтому, остановившись на перевале, просто погулял по окрестным скалам. Забирался на вершины в поисках следов войны. Нашёл.

Перевал Муста-ТунтуриПеревал Муста-ТунтуриНемецкая колючая проволокаЭхо войны

За перевалом дорога стала спускаться вниз, также изобилуя видами достойными кисти художника. Я неоднократно останавливался и любовался. Таким образом добрался до полуострова Средний. Путь через полуостров Средний мне не понравился: убитая дорога, мотающие машину из стороны в сторону ямы, скорость 10км/ч, однообразный пейзаж слева и губа Большая Мотка справа. Время от времени на побережье губы встречались стоянки приезжих рыбаков и туристов. Достопримечательности Среднего – памятники павшим в боях советским воинам. На Средний, на мой взгляд, надо ехать именно чтобы прикоснуться к истории Великой Отечественной войны, не проездом как я, а вдумчиво, зная конкретные точки. Именно в этих местах и про события, происходившие в этих местах, было написано Константином Симоновым стихотворение “Сын артиллериста”.

Сын артиллеристаНапомнило “Сын артиллериста” К. Симонова

Место гибели Мустейкиса Л.И.

Место гибели Мустейкиса Л.И.

Место гибели Мустейкиса Л.И.

Полуостров Средний - это войнаПолуостров Средний – это война

Средний я объехал по восточному берегу и попал на перешеек с Рыбачьим. Для себя поставил задачу попасть на мыс Немецкий, в самую северную точку полуострова, которая является и самой северной точкой европейской части континентальной России. В одном из обзоров прочел, что добираться туда лучше по западному побережью Рыбачьего, я так и поступил. Проехав перешеек, сразу свернул налево на дорогу ведущую на мыс Немецкий, оставив справа заброшенный поселок Большое Озерко. Полуостров Рыбачий уже не так однообразен как Средний, по крайней мере мне так показалось. Я ехал навстречу солнцу, порой оно сильно мешало объезжать камни и ямы, но зато виды открывались просто фантастические.

Заехал на РыбачийЗаехал на РыбачийТригопункт на краю земли
Тригопункт на краю земли

Дорога по западной стороне Рыбачьего лучше чем по восточной стороне Среднего, скорость тоже 10-15 км/ч, но как-то разнообразнее чтоли. Меньше болтает машину из стороны в сторону, зато много больших камней и бродов. Если не торопиться то вполне проезжая почти на любом автомобиле.

Вперед и только вперед!Вперед и только вперед!

Пожалуй, самое сильное впечатление на меня оставил пляж, не доезжая примерно одного километра до Червяного ручья. Темно-серый песок, прозрачнейшая, как слеза ангела, морская вода в лучах заходящего солнца, штиль и теплый вечер… Купаться сразу не стал, решил взбодриться на обратном пути, но, забегая вперед, скажу что не удалось, поскольку отлив к тому времени отодвинул воду метров на 150 и вид пляжа был уже не такой сказочный. Фото не может передать, это надо видеть лично, оно того стоит!

На горизонте Кийские островаНа горизонте Кийские острова

От этого места осталось рукой подать до мыса Немецкий. Немного поплутав по дорогам тундры в безуспешных попытках объехать стоящую на пути воинскую часть, добрался до места назначения.

То самое южное побережьеТо самое южное побережье

Ниже короткая видео-зарисовка, которую я слепил из роликов снятых на мобилку. Снимал одной рукой, второй держал руль, соответственно  участки, которые пришлось преодолевать держа руль двумя руками, остались за кадром.

В конечной точке я пробыл не более часа, погулял, полюбовался морем и поехал обратно. Обратный путь пролегал по тому же маршруту. Выехал из дома примерно в 14-30, вернулся обратно около 9-30.

Пока ехал по Рыбачьему, встретил машину французских путешественников. Людей возле не заметил, поэтому просто проехал мимо. Уже вернувшись в Питер, зашел на сайт указанный на борту их авто и почитал информацию о них, об автомобиле и их путешествиях. Почитайте, интересно взглянуть на нашу страну глазами иностранцев, видевших её не только на футбольных стадионах и барах больших городов. Читать здесь>>

PinzgauerPinzgauer

P.S. Cчитаю своим долгом просить вас, друзья, не мусорите, пожалуйста. Тундра ничего не заберет, все что вы оставили будет лежать десятилетиями если не столетиями. Слой почвы очень маленький, не рвите её протекторами шин, она очень долго будет заживать, там есть дороги.

P.P.S. Ещё неделю назад был уверен что на машине на Рыбачий больше не ездок, но сейчас уже в голове мысли о правильной подготовке и как спланировать маршрут. Поеду, обязательно ещё поеду, но уже не торопясь, с рыбалкой и ночевками в палатке…

vzapase.ru

Полуостров Рыбачий

Морская рыбалка, удивительные закаты, захватывающая езда по бездорожью, старые бункеры и окопы времен ВОВ – всё это ежегодно привлекает сюда любителей приключений. Полуостров Рыбачий протянулся на 60 километров вдоль побережья Баренцева моря и Мотовского залива. Берега окаймляют черные сланцевые скалы, круто спускающиеся к морю, а пейзаж в глубине полуострова дополняют небольшие холмы и горы из известняка и песчаника, покрытые тундрой.

Поездка на Рыбачий – весьма популярный туристический маршрут в Мурманской области. Дорога к нему с материка пролегает через живописный перевал Муста-Тунтури, а затем по соседнему небольшому полуострову Средний, который связан с Рыбачьим 2-х-километровым перешейком. Так что путешествие выходит довольно насыщенным и интересным.

Наиболее популярные места на полуострове – это самая северная точка – мыс Немецкий и самая высокая – вершина Эйна (299 метров). Красивые пейзажи вас ждут и в многочисленных бухтах и заливах полуострова – Зубовская губа, Цып-Наволок, Корабельная и другие. Благодаря теплому течению, море здесь не покрывается льдом круглый год, а в прибрежных водах – целые косяки трески, сельди, мойвы. Так что рыбалка на полуострове приносит массу удовольствия любителям хорошего улова.

История полуострова Рыбачий уходит в первую половину XIX века. Именно тогда в 1826 году при определении государственных границ было решено отнести его к Российской империи, несмотря на то, что здесь были многочисленные норвежские и финские поселения. Особое значение полуостров приобрел во время войны 1941-1945 годов. Здесь велись ожесточенные бои за Мурманск. Об этих трагических событиях напоминают не только установленные памятники советским защитникам и часто встречающиеся кресты на каменных возвышениях, но и заброшенные военные бункеры, землянки, окопы, прорытые прямо в скалах. А если внимательно смотреть под ноги, то иногда можно увидеть даже заржавевшие гильзы или осколки гранат.

В послевоенное время полуостров был сильно милитаризован, здесь располагалось множество военных гарнизонов, и практически вся территория была недоступна для посещения. Сейчас же большинство из них закрыты, хотя кое-где всё же туристам приходится проезжать через кпп, однако эта процедура для граждан РФ ограничивается только простой проверкой документов.

Показать больше

akuaku.ru

Полуостров Рыбачий - Мурманская область

Полуостров Рыбачий находится на самом севере Мурманской области. Туристов он встречает удручающим зрелищем заброшенного поселка Большие Озерки. Покинутые разрушенные дома сразу вызывают желание двинуться дальше. На полуострове всего два жилых населенных пункта, а постоянно проживают там меньше 150 человек.

Полуостров Рыбачий, Мурманская область Полуостров Рыбачий. Побережье.

Сам полуостров - это невысокое плато, изрезанное небольшими речками, ручьями и озерами. Самая высокая точка - 334 м.

Во время второй мировой войны за полуостров велись ожесточенные бои, и до сих пор по всей его территории можно увидеть остатки орудий и военных укреплений. В послевоенные годы здесь находились военные базы, большой порт, колхоз, несколько населенных пунктов, но постепенно все это было заброшено и пришло в запустение. По всему полуострову остались лишь полуразвалившиеся дома, советские и немецкие доты, брошенная и ржавеющая техника. До 2009 года полуостров был пограничной зоной, и для его посещения нужно было оформлять пропуск, сейчас проехать сюда можно свободно.

Здесь осталась одна действующая военная база, в поселке Вайда-Губа, около одноименного залива. Неподалеку от поселка расположен маяк и памятник воинам, павшим в боях Великой Отечественной войны. Здесь же расположена одна из первых в России метеостанций, она была построена здесь больше века назад.

Мыс Немецкий Мыс Немецкий

Самый популярный маршрут лежит к самой северной точке полуострова Рыбачий - мысу Немецкий.

Формально, полуостров омывается Баренцевым морем, но при взгляде на огромные бирюзовые волны возникает ощущение, что ты стоишь на берегу сурового и безграничного северного океана. Кстати, полюбоваться на эти волны здесь можно почти всегда, вне зависимости от сезона. Даже летом на побережье очень часто дует ветер, а зимой море не замерзает. Хотя ехать сюда зимой только для того, чтобы полюбоваться на виды, не самая хорошая идея. Летом температура редко поднимается выше 20 градусов. Лето очень короткое, относительно тепло здесь только в июле-августе, уже в сентябре начинаются ночные заморозки.

Полуостров Рыбачий - как добраться?

Кольский, полуостров Рыбачий Заброшенный поселок на полуострове

Добраться до полуострова Рыбачий можно только на автомобиле. Погранзона отменена, для проезда достаточно российского паспорта. Так как полуостров является природным парком, формально нужно заполнить в электронном виде согласование для его посещения, но по факту, на полуострове нет никого, кто мог бы проверить, согласовано посещение или нет.

Самый простой вариант – заказать экскурсию в какой-нибудь тур-фирме, которая этим занимается. Я могу порекомендовать компанию Нордэкстрим, они возят на полуострова Рыбачий и Средний и делают это хорошо. Здесь есть подробный отчет с фотографиями о поездке с ними.

Но если вы решили рискнуть своим авто – знайте, что вам нужен хорошо подготовленный внедорожник, и желательно, не один. Второй внедорожник очень пригодится, для того, чтобы вытаскивать первый.

От Мурманска надо ехать по трассе А-138, примерно через 100 км. будет река Титовка. Переезжаем через нее и сворачиваем направо. Едем около 50 км до поселка Большое Озерко, расположенного уже на полуострове.

Здесь дорога заканчивается, то, что идет дальше дорогой назвать очень сложно. Но по рекам и камням можно попробовать доехать до самой северной части европейской территории России – полуострова Немецкий.

Видео поездки на полуостров Рыбачий

goodroute.ru

Север... Часть 2. Полуострова Средний и Рыбачий... День 5

Перепубликация из ЖЖК содержанию

День 5. 16 июля. СредаМаршрут: Губа Малая Волоковая - м. Волоковый - м. Маталаниеми - Поселок - г.Земляная - Поселок - м. Маталаниеми - Земляное - ур. Мал. Озерко - Бол. Озерко - м. Коровий - р. Червяной - Керванта - губа Вайда - Вайдагуба - м. Тонин - м. Немецкий - Вайдагуба - губа Вайда - м. Кекурский - Мыс Скорбеевский - губа Скорбеевская - г. Перевальная

Расстояние: чуть больше 100 км.

Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.

Воднявшись с самого утра, позавтракав и завершив водные процедуры, мы отправились вглубь полуостровов. Первоначальный план предполагал, что мы объедем по часовой стрелке Средний, затем выедем на перешеек с Рыбачьим и средней дорогой (а если останется много времени, то и путем по берегу моря... он мне казался гораздо более сложным) отправимся в Вайдагубу. В районе мыса Немецкий, на самом краю земли, планировалась следующая стоянка.

На Среднем меня волновал только один брод - уже на северном побережье полуострова нам предстояло переправиться через реку Выкат. На стадии подготовки поездки мы уже знали, что Выкат для нас может быть и не проходим; но ведь уровень воды год от года разнится - ничто не мешало нам попробовать. В наименее удачном (и наиболее вероятном) случае мы бы вернулись по берегу к прямой дороге с перевала на Большое Озерко.

(волновавший меня брод)

Дорога по берегу оказалась на удивление хорошей.

(хорошей оказалась не только дорога, но и погода!)

- Автор - Серега

В будущем мы много раз замечали несоответствия нарисованной на карте тропки и реального "автобана" или же, наоборот, изображенной крупной дороги и присутствовавшего в реальности каменного триала. Основные дороги полуостровов много лет разбивались военной техникой, курсировавшей туда-сюда между Земляным, Большим Озерком, Вайдагубой и Цыпнаволоком, в то время как береговые "протаптывались" заезжими автомобилистами... и оставались в большей сохранности...

Первый же небольшой брод - через ручей, вытекающий из озера Палви - скрывал в каньоне живописный водопад...

(местоположение брода на карте)

- Автор - Жека

- Автор - Жека

- Автор - Жека

- Автор - Жека

- Автор - Жека

Чувствовался контраст перешейка, где постоянно дул холодный ветер, и этой небольшой долины на Среднем полуострове, в которой можно было найти даже высокорастущие для тундры кустарники и разнообразные цветочки.

Всех так и тянуло мокнуться в нижней чаше водопада, но впереди был дальний путь, поэтому никто не решился задерживать процессию...

Дорога проходила то вдоль отвесных скал, то по кустам, то вновь спускалась к ручейкам и речкам. В прошлом году, отправляясь на север на девятине, я была свято уверена в том, что если дорога и есть (пускай даже по тундре), то ее можно пройти на недоприводе; а если ее нет - то и внедорожник бесполезен. Дороги на полуостровах представляют собой тот самый класс, для которых строятся бездорожники;) - крупные валуны, глубокие лужи, каменные подъемы, много страшнее Воттаварских, по которым нельзя влетать "ходом". Но по сравнению с Рыбачьим, полуостров Средний - это всего лишь цветочки. Все дни, что мы провели на полуостровах, меня не покидала радостная мысль, что я даже не попыталась соваться туда на своей девятине.

- Автор - Леха

- Автор - Жека

Больше всего нас занимала окружающая природа... Все было в новинку... И два плавника, смутно смахивающих на касаток, которые неспешно отплывали от берега, и буйная тундровая растительность... Здесь, на дальнем севере, где, казалось бы, должны быть лишь только мертвые камни, все так и светилось жизнью! А древние разрушающиеся горы давали этой жизни плацдарм для существования.

- Автор - Жека (как приятно лежать на гладком ковре тундры!)

Южный берег Среднего - это практически бесконечные каменные пустыни - огромные голые площади, усыпанные крупными сточенными морем камнями, поросшими разноцветными лишайниками. Норвежцы пишут научные работы по феномену этих полей (ради интереса, запустите в гугле поиск названия "мыс Маталаниеми"...)... высота, с которой отступило море, по их измерениям составляет около 90 метров, при этом камни как будто чьей-то могущественной рукой уложены волнами. Мы не геологи, поэтому не могли поражаться научной ценности полей... зато любовались их суровой северной красотой...

(а вот, собственно и пустыни на карте...)

(темно серые поля - это и есть каменные пустыни...)

(вот там на скале стоят наши экипажи... здесь, как нигде, виден природный масштаб...)

Каменные плиты полуостровов поднимаются от воды ступенями, отражая уровень тысячелетиями уходящего океана. Нижняя ступень южном побережье Среднего - светлосерая крупная галька, частично поросшая водорослями - это отливная полоса... Дальше - на следует уровень каменных пустынь, простирающихся на сколько хватает глаз. Где-то в "пустыни" даже видны следы от военной техники - кажется, что кто-то проехал здесь совсем недавно, перевернув камни другой стороной, еще не успевшей сменить нарутальный каменный цвет благодаря растительности... Но с таким же успехом заблудившийся гость мог здесь побывать и 10, и 20 лет назад. Природа севера медленно возвращает свое...

На следующей ступени - зеленый ковер из березы и других низкостелящихся растений.

Практически везде спуск к воде закрыт; в отличии от Белого моря, слишком высоки обрывы ступеней.

Встречали мы и следы присутствия человека (скорее даже военного человека): брошенный каменный домик с видом на губу Печенга и Норвегию. Домик расположен примерно там, где во времена Второй Мировой стояли защитные батареи... Наиболее подробное описание военной истории этого берега можно найти в документе "Немецкая разведка о Русском севере, 1939 - 1943 гг." (по ссылке).

(забор вокруг дома опутан колючей проволокой)

(вид вдаль...)

- Автор - Жека (сортир даже без двери около домика... оооочень важная постройка в тундре!)

Колючая проволока на заборе наталкивает на некие подозрения о его использовании... Дом пуст, но видно, что периодически он кем-то используется для разовых ночевок. Когда-то в дом приходила и наземная линия связи, второй конец которой уходит куда-то в центр полуострова...

Были и другие свидетельства присутствия военных, а так же многочисленные памятники защитникам полуостров времен войны.

(некая военная фигня недалеко от дороги)

На осмотр памятников советской "военной архитектуры" мы практически не останавливались...

Когда мы отъезжали от домика, над губой Печенга уже шел ливень, грозивший накрыть и нас.

(вид на Губу реки Печенга... над ней начинается дождь)

А мы стремились как можно быстрее добраться до мыса Земляной, проходя брод за бродом (стоило дороге отвернуть от берега моря, как количество бродов росло в геометрической прогрессии).

- Автор - Леха

- Автор - Леха

Увы, нам так и не суждено было реализовать сей план. Не доезжая буквально километр - два до мыса Земляной, мы наткнулись на брод существенно выше колена глубиной и с достаточно жидким дном. Никто не рискнул его опробовать на себе - пришлось развернуться (Нивам - развернуться... а для меня, т.к. я уже успела проехать пол брода до "островка", это была первая лужа, взятая задом). Вероятно, если бы мы натолкнулись на него уже после посещения Рыбачьего, мы бы прошли, даже не задумываясь... Но на тот момент, возможности машин еще не были настолько опробованы. А ведь на самом мысу было, что посмотреть... Умолчу о красотах Земляного до его личного посещения;)

(вот примерно тут мы и встряли. расстояние до мыса - менее 2х км)

Для дальнейшего пути у нас было два варианта: либо возвращаться до основной дороги на Большое Озерко, либо попробовать пройти через центр полуострова, т.е. через брошенный поселок Земляное. Мы нацелились на второй.

(наш новый путь)

Мы еще не успели доехать до дороги через центр полуостровов, а Белый экипаж лишился следующего амортизатора - на этот раз левого переднего. Короткая остановка, к несчастью, пришлась именно на тот момент, когда на нас выливались остатки дождя, пришедшего с Печенги. Пока Ромыч откручивал склинивший амортик, пассажиры отсиживались в сухом салоне машины.

(вот он, дождик, пришедший с Печенги)

(комплект спортивный амортизаторов Плаза... в багажнике)

Немного не доезжая первого водопада, мы свернули в центр полуостровов.

(точка, из которой идет вполне приличная дорога через центр Среднего)

Дорога пошла в гору и одновремено начала попадаться какая-никакая кустистая растительность.

- Автор - Кирюндель

- Автор - Кирюндель

- Автор - Кирюндель

- Автор - Жека

(фрагменты дороги через полуостров)

Поселок Земляное, расположенный в самом центре Среднего, вообще оказался окружен чем-то, что отдаленно напоминало настоящий лес. Где-то я читала, что Земляное все еще жилой поселок... но стоило нам въехать на окраину, сомнений не осталось: там давно никого нет. Брошенные дома, оставленная прямо посреди дороги техника... Не знай я истории этих мест, предположила бы, что лет 15 - 20 назад здесь началась война и жители убегали, бросая все, что имели. Но реальность более печальна - столь удачно расположенный поселок с капитальными постройками просто бросили в связи с передислокацией военных частей.

Естественно, мост через Выкат был разрушен, но рядом машины уже "протоптали" вполне приемлимый брод.

(вот тот самый разрушенный мост)

Неподалеку виднелись и те, кто, собственно, сей брод себе соорудил: полноприводные камазы с такими же полноприводными прицепами... расхитители металла. Один камаз стоял прямо на дороге, а другой, вместе с рабочими, - за кустами. Это они делали вид, что спрятались, пока разрезали очередной металлический элемент, чтобы погрузить его к себе в кузов.

Земляное оставило непрятной осадок уныния.

Дальше дорога пошла преимущественно по лесу (если так можно было назвать кустарник, росший вдоль дороги). До выезда на берег нам оставалось пересечь несколько неглубоких бродов и совершить лишь одну остановку - около очередного военного монумента в центре полуострова. Примечательно, что даже здесь монумент подкрашивается и подновляется - работа мурманских военно-патриотических отрядов.

Стоило нам достичь моря, как дорога резко улучшилась. Кое-где были даже свалены кучи песка - свидетельство того, что дорогу периодически засыпают заново. В итоге свой путь по Среднему мы не сократили, зато миновали потенциально непроходимый для нас брод через Выкат.

Продолжая свой путь к перешейку между Средним и Рыбачьим, мы наткнулись на еще одно интересное природное явление - дымящийся ручей.

- Автор - Леха

То ли после дождя, то ли от разницы температур воздуха и воды, над ручейком поднималась призрачная дымка, которую, к сожалению, лишь примерно удалось запечатлеть на фотоаппарат. Раньше ручей носил название Кохмело-йоки, теперь он безымянный ручеек, зажатый между двумя горами: Сахарная голова и Угловая... Этому ручейку посвящена отдельная часть книги "Осиротевшие берега"...

(а вот и ручеек...)

Наш объезд Среднего закончился выездом на "автобан", идущий от перевала к Большому Озерку.

К слову о перешейке между Средним и Рыбачьим... Как и предыдущий перешеек, на котором мы дневали, в свое время он служил плацдармом для волока судов из бухты Озерко в Большую Волоковую губу. Это путь был хорошо известен уже в 15-м веке; а пользовались им чуть ли не до 20-го (последние свидетельства использования волока, найденные автором "Осиротевших берегов" (Михаилом Орешетой), датируются 1896 годом). В наше время перешеек украшает буровая вышка и рабочий поселок, выросший вокруг нее. Информационные щиты, стоящие на всех отворотах к буровой, гласят, что разработки ведет недропользователь ООО "Арктические технологии". Что именно там добывают - остается лишь догадываться: каких только сообщений в сети мы не читали, начиная от того, что на Рыбачьем нашли нефть, и заканчивая речами об алмазах.

На перешейке мы остановились на совещание: какую дорогу выбрать в качестве основной для путешествия к Вайда-Губе. Проезд по Среднему всех достаточно сильно измотал и мы, естественно, хотели быстрее добраться в Вайду... Так что выбор пал на более хорошую (судя по карте) - среднюю дорогу.

(два варианта дороги... ох, не верьте таким картам!)

Поселок вокруг буровой вырос как раз там, где на всех картах обозначено на перешейке очередное Большое Озерко. Наш путь пролегал именно через него. Далее мы должны были свернуть на право и начать подниматься на сопки.

(поворот в поселок - точка 1; поворот на нашу "типа хорошую" дорогу - точка 2)

В поселке мы заметили людей, направляющихся к зеленой буханке и о чем-то споривших. Проехав мимо, через метров 200 мы были вынуждены остановиться, т.к. эта буханка ехала за нами и отчаянно подавала все мыслимые и не мыслимые свето-звуковые сигналы. Первой мыслью было: "ща придется объяснять, как мы попали на территорию их небось закрытого поселка". Вторая мысль: "сейчас огребем".

Я несколько замешкалась, выглядывая из машины, и когда таки высунула голову, обнаружила Ромыча в объятьях крупного мужика с длинными светлыми космами в непонятно-каком костюме и с улыбкой до ушей. Объятья со стороны незнакомцев были настолько теплыми, что в первый момент они мне показались лучшими Ромычевскими друзьями (ну малоли что... бывают неожиданные встречи).

Пара минут на обмен приветствиями - и вот мы в курсе дела. Мужики работают на местной буровой установке; сами с Питера... геофизики.

Север - удивительное место. Здесь тебе могут быть рады только потому, что ты существуешь. В данном случае нам были вдвойне и втройне рады, т.к. прибыли мы с родного для геофизиков города Петербурга (что ясно читалось на номерах машин).

Первый и совершенно искренней вопрос к нам звучал примерно как "А вы, что, ЗДЕСЬ трезвые ездите?"..."По местным дорогам - только на стакане!"... И поведали нам печальную историю о том, как та самая новая буханка, на которой они нас преследовали, приняла столь странные формы. Оказывается то была чуть ли не единственная попытка проехать по Рыбачьему без алкоголя, которая закончилась на боку. При этом по словам "аборигенов", после принятия пары стаканов с ними ничего и никогда не случалось.

Только въехав на Рыбачий, мы не особо придали значение всем этим объяснениям. Позже во время наших совсем не быстрых продвижений закралось объяснение для этой правды жизни: трезвый человек просто развернется на пол пути и не поедет дальше (как мы и сделали позже при попытке проехать в Зубовскую губу). Пьяный - вопросов задавать не будет и просто молча и, как говориться, скрипя зубами доедет до конца... может быть, конечно, с большой долей лихачества;)

Буханка, естественно, осведомилась о наших планах и первым же делом порекомендовала не соваться на центральную дорогу по полуострову - там броды по пояс, они на своей машинке там уже сидели. По их словам вдоль побережья путь был намного лучше. Тем более, что им самим туда надо: их знакомый лопарь на мотоцикле сверзился со своей техники в какой-то грязи и они едут его спасать (сами при этом с лопарем были знакомы всего несколько часов).

И вот наша процессия, теперь уже из четырех машин, выдвинулась вдоль южного, а затем и западного побережья Рыбачьего. По качеству дорога сильно смахивала на огибающую полуострова Средний: те же небольшие бездорожные участки, но, правда, намного больше бродов. Зато дорога была явно наезжана... и вдоль нее периодически встречались люди. То геологи с Нарьян-Мара, то еще кто-нибудь...

Жизнь здесь нетороплива и размерена. Если мы встречали людей - то обязательно останавливались... Если останавливались - то наши проводники обменивались всеми последними новостями. Кроме того, провожатые активно следовали собственной философии об обязательном стакане в голове водителя. Видимо, у них была выработана определенная частота приема "лекарства"... и однажды мы даже остановили всю процессю для того, чтобы у буханки открылась передняя дверь, в нашу сторону был передан некий беззвучный тост от водителя, и водитель отправил себе в желудок очередной граненый стакан чего-то крепкого (затрудняюсь сказать, что это было: водка, самогон или спирт..).

Чем больший градус был в головах наших провожатых - тем больше им нравилось женское общество в наших машинах, которого они были лишены у себя на буровой. Мы, так же замечая эти перемены, старательно думали, как избавить себя от откровенно пьяного общества на ночь. Так начал медленно рождаться план отказа от ночевки на Немецком в пользу перемещения вглубь Рыбачьего.

Дорога, тем временем, открывала нам все новые красоты полуострова. Многочисленные броды и водопадики уже не вызывали у нас того же восторга, что при начале движения через Средний, но в нескольких местах мы все-таки останавливались для съемки. Природа Рыбачьего отличалась от Среднего большей мягкостью: встречалась даже настоящая трава... и песчаные пляжики!

Фрагмент этой дороги, кстати, проходит по дну моря во время отлива; этот кусок заканчивается приличным бродом в СОЛЕНОЙ воде (кажется, речь идет о губе Червяного ручья). Предполагаю, что во время максимального прилива этот участок не проходим.

(вот он брод через губу ручья...)

(точка впереди - наши бессменые провожатые)

(проверка Нивы после соленого брода)

(небольшой водопадик у места впадения ручья в море)

На последнем отрезке дорога ведет уже не по берегу, а через материк, а именно, через Керванту. Здесь на пути мы встретили всего лишь один существенный брод, после чего достигли наконец губы Вайда и поселка Вайдагуба.

(обсуждение схемы проезда)

(проходим этот самый брод... избранный путь - результат долгого совещания!)

Поселок этот насчитывает сотни лет истории, но на сегодняшний день там обжиты лишь пара домов, а функционирует разве что метеостанция. Неподалеку от поселка - современная военная часть, но она как будто не хочет иметь ничего общего с старыми разрушенными зданиями и общей заброшенностью.

Главное, что нас поразило в Вайде, - это помойка из металла и дерева, занимающая огромную площадь вокруг поселка. Кто-то здесь себе оборудовал небольшое стрельбище - по большей части помойки были расставлены тренировочные цели... Будь это место поближе к перевалу, его давно б растащили металлоломщики... А так им туда было, видимо, просто не добраться.

Забавно, что даже здесь мы нашли синий телефон, поставленный, кажется, уже в каждом населенном пункте России.

- Автор - Кирюндель

- Автор - Кирюндель

- Автор - Кирюндель (кажется, последние 3 фотографии - это Вайдагуба... однако не уверена, т.к. Кирюндель не снабдил свои фото подписями... это может оказаться и Скорбеевска, о которой - чуть дальше... на подробный осмотр мы ни в Вайде, ни в Скорбеевке не останавливались...)

Все, что бросается в глаза при въезде в поселок, - это наследие советского прошлого. Но есть в Вайде и следы более ранней истории, которые мы, увы, не успели осмотреть... Цитирую О. Решета: "Вот слева от дороги между Кекурским и Немецким мысами высится над обрывом внушительный дот. Скользя по гальке, поднимемся выше него и через 100-200 метров попадем на территорию могильника каменного века. Хорошо сохранился круг, в котором танцевал ритуальные танцы шаман. Рядом жертвенная яма, а пониже, на ровном плато, хорошо видны около 35 могил. Могильник нашел Валинг во время экспедиции в 1995 году. По мнению Эриксена, аналогичное захоронение сохранилось в Норвегии, у поселка Мортекенес. Следующий памятник находится почти у дороги. Это хорошо сохранившиеся шесть могил, принадлежащих саамам раннего каменного века". Кроме того, в районе Вайды можно найти пронумерованные камни - одну из загадок Рыбачьего... Прохлопали ушами мы и древний лопарский колодец... Из-за общей усталости и накатывавшего чувства голода, камни с колодцем мы так же отложили на следующий раз.

В Вайде нас догнали наши бессменные провожатые. Видно, что здесь градус уже превысил все допустимые нормы, и самый нестойкий геофизик начал просить нас забрать его ну хоть куда-нибудь, где есть женщины... В Никель, в Печенгу... все равно... На помощь нам пришли его более трезвые "товарищи"... Далее, видимо, они сами уже старались не допустить столкновений... Больше мы этих забавных геофизиков не встречали.

А нашей следующей целью был мыс Немецкий - самая северная точка Европейской части России. Своим видом она полностью оправдывает свое пафосное географическое положение: черные острые скалы из хрупкого камня, спускающиеся к самой воде... и маяк ("маяк Вайдагубский") навивают мысли о том, что мы наконец-то достигли края земли. К слову, мыс Немецкий, не смотря на свое название, никакого отношения к Немцам не имеет. Утверждается, что "немцами" на руси называли всех иноземцев... Подробнее о Вайдагубе и мысе Немецком можно прочитать в описании тайника "Северный ветер. Мы у него в ладонях" на Геокешинге (по ссылке).

- Автор - Жека (самая северная российская материково-береговая водоросля...;) )

(Татьяна разминается найденным буем...)

(Вайдагубский маяк)

Мыс Немецкий - это очень специфические острые скалы, полная противоположность каменным полям Среднего... Кстати, на мысе мы впервые встретили Рыбачинский золотой корень (возможно, раньше мы просто не обращали на него внимания)...

Приехав на место мы поняли, что спокойно переночевать здесь все равно не получится: слишком уж этот отрезок суши был населен. Ближайшее место, которое как-то походило на приемлимую стоянку было либо на обратном пути в районе Кийских островов, либо дальше, вдоль северного побережья Рыбачьего, куда мы и двинулись, сожрав по банке консервов.

Оценив время, которое нам понадобилось на проезд по дороге от Большого Озерка до Вайды, мы прикинули свои шансы и нацелились на Зубовскую губу, где, по слухам, была отличная стоянка и рыбалка, т.е. можно было устроить дневку. До Зубовки оставалось примерно 20 км по неизвестной нам дороге и мы прикидывали, что часа через 2 мы будем уже сидеть у костра и обсуждать сегодняшний день.

(вот, куда мы намылились...)

С Вайдагубы нам надо было выехать не на ту дорогу, по которой мы приехали, а на ее ответвление в сторону поселка Мыс Скорбеевский. Пару раз неправильно повернув, мы оказались практически на мысе Кекурский.

(здесь даже на карте видно, сколько раз можно неправильно повернуть... побывав во всех указанных точках, мы в итоге направились по основной дороге направо из точки 6)

- Автор - Жека (Камни мыса Кекурский и военные памятники тундры)

- Автор - Жека (еще раз Кекурские камни)

Черные камни, как на Немецком, здесь покрывал зеленый ковер тундры... потрясающее зрелище. Наверное, если б нам не светила впереди как путеводная звезда Зубовка с ее рыбой и затонувшим в бухте судном, мы бы здесь и остались, благо чуть по дальше, за мысом, есть несколько вполне пресных ручьев. На Кекурском, в отличии от Немецкого, хотелось остаться, да и есть желание туда вернуться. К слову, о мысе и о происхождении его названия можно прочитать по ссылке, приведенно выше для мыса Немецкий.

Все-таки не задержавшись на Кекурском, мы вернулись на правильную дорогу к Скорбеевскому. Веселенькая растательность Вайды сменилась зеленым ковром из березы, мха и тп. Тундра начала напоминать то, как я представляла себе Рыбачий по чужим рассказам: голые поля, где периодически встречаются останки военной техники разных лет.

- Автор - Кирюндель

Где-то я читала, что в Зубовку можно проехать и по берегу океана - в следующий раз, если я надумаю вернуться на рыбачий, придется испробовать именно эту дорогу. Дорога по центру полуострова оказалась не то, чтобы каменным триалом... а вообще не дорогой. Машины ехали на нас, а не мы на машинах (в своем УАЗе я чувствовала себя как на легковой машине, пытающейся проехать по ленобластному бездорожью). Крупные камни, так и норовящие треснуть по мосту или баку, сменялись глубокими бродами, а те, в свою очередь, передавали эстафету не менее страшным мостам.

Однако, до Скорбеевского мы доехали относительно быстро.

- Автор - Жека (останки построек в Скорбеевке)

Типичная военная часть имела типичную кончину. Все обустроенные каменные дома брошены, вокруг во всю орудуют металлоломщики. Стекла выбиты, двери разломаны... А над сгоревшим домом поднимался еще свежий дымок. Не надо быть пророком, чтобы догадаться: расхитители металла еще и поджигатели... Очень хотелось плюнуть им в лицо, но здравый смысл предлагал обратное.

Уже в районе Скорбеевского мы начали понимать, что Зубовка от нас слишком далеко, чтобы продолжать ломиться туда без отдыха. В качестве потенциальной стоянки мы рассматривали губу Скорбеевку. Мы даже нашли туда хороший подъезд, но место было уже занято с противоположной стороны охотниками за металлом (рядом с несколькими людьми на берегу реки стоял камаз), так что нам пришлось ретироваться.

(вот примерная схема поиска этого "подъезда": в районе точки 9 есть отворот к морю (точка - не точная)... далее около точки 9 можно будет под углом (в левом повороте) пересечь ручей и въехать наверх на его берег... )

Так мы двинулись дальше в тундру по крайне не рекомендованной нам дороге через центр полуострова. Камни и броды становились все страшнее. Мосты - практически исчезли. Большую их часть заранее хотелось объехать, а не испытывать их на прочность собственными колесами. Один из мостов, переправу, сделанную из перевернутой военной техники, даже пришлось модифицировать, чтобы ее могли пройти нивы (УАЗ под жестким контролем штурмана прошел и так).

- Автор - Жека (мост - такой, каким его проехал УАЗ... с большиииими дырками, в которые спокойно помещалось УАЗовское колесо)

(окрестности вокруг мостика)

(модифицированный мост для нив... основные дырки засыпали камнями)

- Автор - Жека (Нива проходит мост)

В качестве потенциальной стоянки мы прицеливались уже не на реку Зубовку, а на противоположный берег Зубовской губы - мыс Майнаволок. Но когда увидели, что очередно отворот к морю ведет прямиком к военным, решили не искушать судьбу. Хотя, может и стоило...

Примерно через час пути от Скорбеевского мы уже даже не искали стоянку: просто встали на первом попавшемся озере у дороги. Карты легли так, что это озеро оказалось на горе Перевальная: не самая высокая точка Рыбачьего (самая высокая - гора Эйна, выстоа 299 метров; перевальная же имеет всего 243 метра), но с нее открывается отличный вид, как на окрестности, так и в историю. По договору между Российской Федерацией и Финляндией, заключенному в марте 1918 года, полуострова были поделены на двое; граница, в частности, прошла по центру поселка Вайдагуба и по горе Перевальная. Какое-то время граница не охранялась, но во время Финской войны эти земли видели много крови.

(наша стоянка на карте)

(выбранное место стоянки в реальности)

- Автор - Жека (я осматриваюсь...)

Маленькие озера, а тем более на высотах, редко заболачиваются. Не смотря на свои размеры и явно снежное происхождение, они все короткое северное лето остаются кристально чистыми, хоть и не глубокими. на одном из таких озер мы и встали: загнали машины в тундру поближе к воде и поставили палатки. Увы, но мягкий ковер Кекурского уже успел смениться ягелем и лишайниками, покрывающими целые россыпи камней, иногда - острых. Места для палаток искали не из принципа "ровно", а из идеи "поменьше острых углов под собой". С костром при полном отсутствии дров так же не вышло: готовили в феррине на горелке.

Стоило нам остановиться, как прилетели комары... в очень больших количествах. Распаренных и грязных после долгой дороги, нас так и тянуло мокнуться в озеро, но даже представить момент раздевания в таких полчищах кровососущих насекомых было невозможно.

Помогла переменчивая северная погода. Когда мы заканчивали ужин, подул сильный ветер и сдул всех комаров. У меня образовалось 5 минут на купание...

- Автор - Кирюндель (еще одно фото из серии "Как я провела лето")

Вылезала из воды я уже под начинающимся дождем. Вместе с приходом дождя резко похолодало, поэтому народ хором разбежался по палаткам и под тяжестью впечатлений почти мгновенно провалился в тяжелый сон.

Продолжение следует...К содержанию

Если вы пришли на эту страницу в поисках информации о дорогах / достопримечательностях Рыбачьего, рекомендую обратиться сюда: Весь Рыбачий на одной странице.

ekatarios.blogspot.com

достопримечательности России, курорт Кольский полуостров

Рыбачий расположен на севере Кольского полуострова и представляет собой плато, резко обрывающееся около моря, сложенное преимущественно из песчаных и известняковых пород и покрытое тундрой. Море около полуострова богато рыбой и не замерзает круглый год, благодаря одному из теплых направлений Норвежского течения. Вероятно, по этой причине земли Рыбачьего были освоены поморами-рыбаками еще в 16 веке: тогда на полуострове появились первые поселения. В 17 веке место служило своеобразной площадкой для торговли с Европейскими странами, а уже в начале следующего столетия Рыбачий, в результате передела границ, официально закрепился за Российской империей, хотя фактически все население полуострова составляли финны и норвежцы. Русские же, как правило, приплывали на Рыбачий летом для рыбного промысла. После революции в России полуостров перешел к Финляндии, но в 1940, по итогам русско-финской войны, оказался в составе СССР. Во время Великой Отечественной войны территория являлась стратегически важным участком фронта, так как располагалась в непосредственной близости от границы. В 1944 году Рыбачий и его побережье стали местом ожесточенных битв между советской армией и немецкими захватчиками. По свидетельству некоторых ученых полуостров должен буквально стоять на костях погибших солдат, так как захоронения просто не успевались производиться. И до сих пор здесь легко можно обнаружить следы событий почти 70-летней давности. Послевоенное время ознаменовалось развертыванием на острове, из-за близости к Норвегии, входящей в НАТО, военных баз. В настоящее время подавляющее большинство гарнизонов закрыли, строения забросили, что придало некоторым участкам Рыбачьего мрачноватый и даже несколько постапокалиптический вид, что привлекает особого рода туристов, интересующихся именно заброшенными объектами. Кроме того, когда на полуостров разрешили свободный въезд, он стал пользоваться большим успехом у путешественников, несмотря на суровый климат: мало где на севере можно встретить такое обилие красивых мест, сосредоточенных на сравнительно небольшой территории. Еще в 70-е годы 20 века на Рыбачьем тщетно искали полезные ископаемые, но через 20 лет поиски повторились с применением новых технологий, в результате чего на прибрежных территориях обнаружили крупные залежи нефти. Разработка месторождения пока не производилась, зато, в ходе многочисленных экспедиций, ученые пришли к выводу о необходимости присвоения полуострову статуса охраняемого природного объекта. Если Рыбачий станет заповедником, то ни о какой производственной деятельности речи идти не будет, и природное богатство и красота полуострова сохранятся неизменными.

Поделись с друзьями!

Ближайшие достопримечательности:

www.vipgeo.ru

Путешествие на север Мурманской области: полуострова Рыбачий и Средний

Неповторимая красота Русского Севера всегда манила путешественников. Полуострова Рыбачий и Средний, омываемые суровым Баренцевым морем, — это самые северные земли европейской части нашего государства. Сегодня путешествия по этим живописным тундровым местам Мурманской области набирают популярность не только из-за их красоты, но и из-за желания туристов узнать больше об истории этой отдаленной части России.

Географические особенности

Административно вся территория принадлежит Печенгскому району Мурманской области, и здесь существует три населенных пункта — Цыпнаволок, Вайда-Губа и Зубовка. Рыбачий и Средний соединены с материком длинным 2 км перешейком. А перешеек, соединяющий оба полуострова между собой, протянулся на километр.

Берега полуостровов сложены сланцевыми скалами черного цвета и круто обрываются в воду. Здесь много небольших заливов и бухт. Интересно, что море, омывающее эту часть суши, не замерзает даже в зимние месяцы из-за влияния теплого Нордкапского течения.

Поверхность Среднего и Рыбачьего покрыта невысокими холмами и взгорьями с тундровой растительностью, на которой встречаются заболоченные участки, а также березовые и ивовые перелески. Самые высокие точки сосредоточены на Гордеевом мысу, Кекуре и Гремящинской пахте. По сравнению с самими полуостровами перешейки сильно понижены, и на них видны следы прежде существовавших проливов. Не случайно на старинных картах Рыбачий обозначен как остров.

Раньше через перешейки существовал волок, которым пользовались викинги и поморы, потому что обход на деревянных парусных судах вокруг Рыбачьего по бурному северному морю был опасен. На память о старом волоке остались названия Малой и Большой Волоковых губ.

Единственную дорогу, ведущую с материка на полуострова, первоначально построили иноки Печенгской обители для своих конных обозов. Во время Великой Отечественной войны ее заняли немецкие войска. Поэтому вдоль всего пути сохранилось немало укреплений и колючей проволоки.

Подъезд к началу всех маршрутов — Титовке проходит от Мурманска по федеральной трассе М18 «Кола» (около 100 км). Здесь с автомобильной дороги сворачивают на грейдер, проложенный по долине р. Титовки, и преодолевают перевал в хребте Муста-Тунтури, ведущий к Среднему полуострову.

Перевал Муста-Тунтури

Другой путь на Средний ведет по дороге, которую построили немецкие солдаты во время Второй мировой войны. Она нужна была им для доставки боеприпасов к передовой. И ходя этой старой дороге более 70 лет, она сохранилась в довольно хорошем состоянии.

Немецкая дорога

История Лапландского берега

Изначально отдаленные земли, расположенные на берегу Северного-Ледовитого океана, заселяли лопари (или саамы). А с 60-х годов XIX века здесь появилось несколько колоний переселенцев из Финляндии и Норвегии. Всего было построено 9 колоний, в которых проживало около 500 человек. В это время лопари откочевали со стадами своих оленей на материковую часть Кольского полуострова.

Дорога вдоль морского побережья

Русские рыбаки приплывали на Рыбачий только летом. Они ловили в здешних водах много рыбы и вели активную торговлю с европейскими странами. После революции 1917 года западной частью полуострова стала владеть Финляндия. А в 1940 году все земли отошли СССР.

Возможности для путешествий

Сегодня полуострова Рыбачий и Средний набирают популярность у любителей активного отдыха. В летнее время здесь проводят пешеходные и велосипедные туристические маршруты. Сюда приезжают участники джип-туров и мотопробегов. А зимой туристические фирмы проводят на Рыбачьем и Среднем интересные туры на снегоходах. Вело- и мототуристы обычно объезжают вокруг Среднего полуострова, а Рыбачий пересекают с юга на север, реже — второй полуостров также объезжают по периметру.

Джиппинг и путешествия на квадроциклах очень популярны в здешних местах, так как дают возможность водителям и пассажирам проехать по дорогам разного качества и бездорожью, усеянному камнями, преодолеть броды через тундровые реки, а также постоянные подъемы и спуски с сопки на сопку. Иногда путь проходит прямо по заболоченной тундре или же через плоские прибрежные отмели — литорали.

Центром туристической жизни полуостровов в последнее время стал бывший поселок Озерко, расположенный возле одноименной бухты Мотовского залива, возле перешейка, связывающего Рыбачий и Средний. Раньше в нем находится большой гарнизон зенитчиков, но последние жители покинули эти места еще в 1994 году. Сейчас здесь разместилась база отдыха «Большое Озерко», где можно с комфортом остановиться на ночлег в деревянных домиках.

Самые интересные достопримечательности

Путешественники приезжают на полуостров по разным причинам. Кому-то хочется полюбоваться северной природой. Кто-то хочет своими глазами увидеть места древних поселений и побывать на современных оленеводческих стоянках. Многих также интересуют памятники, связанные с военным прошлым Рыбачьего и его бывшие военные городки. Следы войны здесь можно найти повсюду. Между камней встречаются ржавые осколки мин и снарядов, остатки советской и немецкой колючей проволоки, корпуса от гранат, разбитое оружие и гильзы...

Самая северная точка полуостровов — мыс Немецкий. В прежние времена его называли Кегором. Историки считают, что он был заселен еще с каменного века. В XVI веке здесь находилось торговое поселение Вайда, через которое шла оживленная продажа товаров между Россией и странами Западной Европы. В годы Великой Отечественной войны на мыс совершались налеты авиации, мимо проходили немецкие катера и подводные лодки, однако боев поблизости не велось. Сейчас здесь расположены метеостанция и Вайдагубский маяк — самый северный в России. Маяк поднимается на высоту в 29 м, а его свет виден с расстояния в 20 миль.

Вайдагубский маяк

Интересно побывать на четырехкилометровом хребте Муста-Тунтури, который на севере обрывается в море отвесными скалами. В переводе с финского его название означает «черная тундра». С востока через этот хребет проложена единственная дорога, ведущая на полуостров Средний. А с его высших точек открываются прекрасные виды на бескрайнее Баренцево море.

На вершинах хребта много сохранившихся со времен войны укреплений, построенных из камней — дотов, траншей, бункеров и других укрытий. И это не случайно, ведь Муста-Тунтури — это то место, где было остановлено наступление немцев в годы Великой Отечественной войны. Здесь фашистские войска так и не смогли перейти сухопутную границу нашего государства. Поэтому на одной из высот хребта стоит единственный пограничный знак, уцелевший в годы войны от всей западной границы бывшего СССР.

Укрепления на хребте Муста-Тунтури

Имена всех защитников Муста-Тунтури, к сожалению, до сих пор не известны. И ежегодно команды поисковиков проводят здесь раскопки, чтобы останки найденных воинов могли найти последний приют на оборудованных кладбищах. Силами энтузиастов уже много лет на вершинах этого хребта устанавливаются памятные обелиски.

Памятный обелиск

Любителям брошенных мест на Рыбачьем и Среднем тоже есть на что посмотреть. На полуостровах очень много выселенных, безлюдных поселков и бывших воинских городков, поскольку в послевоенные годы оба полуострова были сильно милитаризированы. Военные объекты сосредоточены вокруг бухты Озеро, на мысе Немецкий, а также вдоль всего северного берега Рыбачьего. Здесь можно увидеть пустые дома, военные аэродромы, стрельбища, береговые артиллерийские батареи, бункеры и другие оборонительные сооружения.

На мысе Пумманки стоят два каменных исполина, которые стараются посетить все туристы, приехавшие на полуострова. Это овеянные народными легендами скальные уступы — Два Брата, считающиеся священными у местных жителей — саамов. Высокие скалы, которые стоят у самого берега Баренцева моря, издавна были для мореходов отличными ориентирами. А неподалеку от Двух Братьев протянулась живописная береговая линия, состоящая из рыжих камней причудливой формы.

Скалы Два брата

Природа полуостровов

В наши дни на территории обоих полуостровов происходит хозяйственных выпас северных оленей. Поскольку и Средний, и Рыбачий теперь входят в состав недавно созданного природного парка, на полуостровах запрещены все виды охоты. Но зато сбор ягод и грибов, которые встречаются здесь в изобилии, абсолютно легален.

На тундровых просторах водятся песцы, зайцы, лисицы, водоплавающие птицы и редкие виды орлов. Огромное количество птиц гнездится на обрывистых берегах, особенно на западе Немецкого мыса. Прибрежные воды богаты рыбой. Здесь есть треска, мойва и сельдь. И совсем близко к берегу подплывают касатки и морские котики.

Советы для тех, кто хочет принять участие в путешествии на полуостровах

С недавнего времени погранзона на полуостровах отменена. И для проезда туда достаточно российского паспорта. Однако, чтобы попасть на Средний и Рыбачий теперь необходимо оформить разрешение на посещение местного природного парка. Подать заявку можно на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области. Документы обычно проверяют в Титовке, на бывшем пограничном посту.

Хорошие дрова на Рыбачьем найти очень трудно, поэтому при поездке на машине, лучше запастись дровами заранее. Или продумать вариант приготовления пищи на газовой горелке.

Покрытие сотовой связью существует не на всей территории полуостровов, а только в отдельных точках.

www.domotdiha.ru

Полуостров Рыбачий - Путешествуем вместе

Честно говоря, те выходные дни я должен был провести в полётах над Соловецкими островами. Но прогнозы погоды были удручающими, и я не поехал. Пилоты покатили туда хотя бы просто посмотреть на тамошние места. А я там уже был и перспектива бродить по островам в пасмурную погоду (когда я там был раньше в солнечную) совершенно не вдохновляла. Остался дома. И тут мне предложили составить компанию в поездке на Средний и Рыбачий полуостровы у нас на Кольском.Погода, кстати, по прогнозам тоже намечалась суровая. Однако выбирая между двумя местами, где мёрзнуть (в квартире или на природе), выбрал второй вариант. Ну, хотя бы прокатиться, посмотреть и определиться на будущее с уже неспешной поездкой на самый северный край нашего края (извините :)) ).

Про начало нашей экспедиции я уже написал... Неожиданно хорошо выспавшись под грохот водопада, подкрепившись бутербродами и чаем или кофе, мы двинулись вдоль реки Титовки на север. Самые отважные трое забрались на крышу нашего "все-вне-дорожника" и оттуда обозревали окрестности, развлекали себя рассказами и случаями из жизни. Небо на горизонте вселяло надежду. Боже, как мы жестоко ошибались!

Машину хоть и бросало из стороны в сторону на ямах и ухабах,как утлое судёнышко во время шторма, однако это не мешало иногда доставать фотоаппарат и фотографировать прямо на ходу, конечно, при страховке с двух сторон. Причём, страховка была на редкость надёжная: иногда и камеру к носу было не поднести - так крепко меня держали товарищи. Хотя, честно говоря, большая часть пути затем проходила по обычной однообразной тундре, где взгляду было не за что зацепиться, так что камеру я не доставал.

Надо сказать, что народу мы встречали очень много: рыбаков и туристов на обычных машинках, и компании квадроциклистов и велосипедистов, и "джиперов".

Такая вот тундра, такой вот пейзаж...

Подъезжаем к перевалу. После непродолжительной остановки народ тоже захотел потусоваться на крыше и нас там разместилась целая "грядка".

Миновали перевал и почти сразу перед нами появилась цель нашей поездки.

Следы ожесточённых боёв во время Великой Отечественной войны встречаются тут повсеместно.И стоит много памятников и обелисков героям, защищавшим Заполярье.

Опять выглянуло солнышко. Как позже оказалось, это было его прощальным приветом.

Ещё раз оно осветило море, но где-то уже далеко позади на юге. А по курсу нас встречало низкое тёмное небо, ветрище прямо в лицо и морось с туманом. На крыше мы давно уже ехали вдвоём с напарником - остальных сдуло в сухую большую "кабину". Как хорошо, что на полпути я напялил непродуваемый и непромокаемый плащ, как мой сосед по насесту на крыше! Что-либо сфотографировать по пути было невозможно - сырость моментально оседала на фильтре объектива. И на кой чёрт я ввязался в эту авантюру?

Однако, мы добрались! Мыс Немецкий - самая северная точка Кольского полуострова и европейской части России. Дальше только океан и северный полюс.

Птички над головой. Приходилось иногда нагибаться...

Ветер по-прежнему свистит с севера, неся морось. Получается, что делаешь один кадр и полчаса вытираешь стекло фильтра, отвернувшись. Так что никаких градиентных фильтров, размыва воды и прочих "художественностей" не будет. Чистая хроника событий и констатация фактов. К сожалению. Тем более, что в таких поездках всё происходит по принципу "галопом по европам": времени мало, а посмотреть нужно много.

Скалы на побережье меня очень впечатлили.

...

В воде тоже было на что посмотеть. "Полярик" бы не помешал, конечно, но под дождём его накручивать...

Я - в шоке от этих скал. Отдельные полосы размером и формой мачете можно было отделить от массива. Край такого тесака почти такой же острый получался.

...

Знаете это растение? Про него много чего интересного рассказывают.

Море - океан.

Вот нас и квадроциклисты нагнали. Поехали на самый берег, видимо.

А наши решили на птичек посмотреть. Их там очень много и они нам были не рады.

...

Ещё бы! Только, вон, мелкие вылупились. Не летать, не бегать толком не умеют. Прячутся, замирают и ждут, когда непрошеные гости уйдут. Прошу не ругаться - все меры предосторожности были приняты. Фото сделано издалека "телевиком" на максимальном приближении (и скадрировано ещё для увеличения). Мы природе не враги.

Да, тут же ещё два маяка стоят: старый и новый, работающий и нет.

На один я "постеснялся" идти (судя по знаку, где-то разрешили обгон :)) ), а на другой залез, конечно.

Неземная картина с него открывается в одну сторону (а в другую и в третью - серый туман).

А в четвёртую сторону - вон тот мыс со скалами, куда мы должны были дальше ехать.

Ну вот, опять все в сборе и ждали только меня. Закинул рюкзак за спину, скатился по трухлявой лестнице... Поехали.

Расстояние было совсем небольшое, поэтому приехали быстро. И сразу полезли на утёс - оглянуться вокруг.

...

"Рисунок" у здешних скал тоже очень фактурный.

Какие же тут силы так постарались? Смотрится необыкновенно.

Тут уж я не выдержал, спустился к подножию скал и ломанулся к берегу, пока народ был занят фотосессиями. А ведь ещё хотел подняться на вторую вершину соседнего утёса. В общем, бегом-бегом промчался по этим каменным складкам и немного попугал их фотокамерой.

...

...

...

...

Смотрю, а на той вершине уже гуляют... Поспешил к ним.

Оглянулся ещё раз на каменные волны на берегу.

Вот и вершина. Ветер тут знатный. И обзор отличный.За фото спасибо прекрасной незнакомке, которую мы тут обнаружили сидящей на вершине и смотрящей вдаль в полном одиночестве (сам так люблю делать под настроение в своих одиночных вылазках, когда не спешу). А девушка путешествует одна (!) пешком (!) вокруг полуострова (!). Вот я уже дома пишу, а она ещё там (ребята сказали, что у неё в планах закончить поход к концу июля). Со своей "колокольни" могу ей только позавидовать: и сколько всего разного увидеть можно не спеша, и природа, наверняка, даст шанс хорошей погодой это запечатлеть.

О, как специально один из наших участников поездки подошел на то же место, где я был, для масштаба.

Опять с сожалением покидаю и это место - пора в путь дальше.

За нашим передвижением зорко наблюдают с воздуха...

Проезжаем Скорбеевку... Когда-то тут был настоящий военный посёлок, стоит дом даже в четыре этажа, пара - поменьше и мелких куча. Интересно, с нами в поездке был мужчина, который тут обитал в своё время. На мой вопрос: "где же тут шахты под ракеты?" ответил, что стояли тут мобильные комплексы. Показал, где был "штаб" и бытовая инфраструктура посёлка. Теперь здесь гуляет ветер и царит запустение. Понятно, что, как у нас принято, всё разбито и разодрано, деревяшки ото всюду сняты: то ли под костры, то ли под другие цели...

...

...

Ещё раз убедился: почти всегда где нет человека - там красота :))

Холодные северные воды.

Обнаружил тут небольшой фрагмент таких же скал, как и в Вайде-губе.

Ромашки.

Кругом скалы и камни...

...И вдруг - настоящий пляж! Где же солнышко и мой купальный костюм?!

Побродил по берегу туда-сюда, подышал морским воздухом и пошел в лагерь: мы тут встали на ночёвку.

Военные годы напоминают о себе почти везде.

Наша дружная компания на стоянке. После ужина я лично отвалился спать в палатку, надеясь, что ночью или к рассвету погода поменяется. Тогда нужно быть в форме. К сожалению, просыпаясь несколько раз ночью и выглядывая за полог палатки, видел опять то же серое небо. Ребята же ночью ходили прогуляться по пляжу на мыс. Один экстремал всё же залез в воду (но он подготовленный и закалённый).

Я же отлично выдрыхся до утра. Потом вспомнил, что накануне забыл потрогать солёную воду моря, собрался и пошёл на берег.

А тут такой сюрприз! Мурманские ребята приехали погонять под парусом на волнах. Достал камеру, конечно :))

...

...

Эх, пришло время собираться домой. Ехать обратно часов пять (до Мурманска), а была мысль заехать ещё в одно место.

Местная рябина - взрослое дерево в пол-метра росточком.

А поехали мы на хребет Муста-Тунтури, на места боёв. Там у подножья находятся захоронения погибших бойцов, памятники, часовенка. Небольшой музей, который жив энтузиазмом людей, его создавших. Вот опять же, о какой памяти и патриотическом воспитании молодого поколения можно говорить с высоких трибун, когда дорога в такое место убита напрочь. Как туда попадать? На нормальной машине туда не добраться от отворотки с основной дороги. Даже мы на ГАЗ-66 застряли в огромной луже, хоть и не надолго...

...Поднялись наверх и походили...

Местами поверхности скал не видно - всё усыпано металлом. Гильзы, пули, осколки, хвостовики мин, "рубашки" от гранат...

Посмотрели на огневые точки, пробитые пулями листы металла...

Прошли по окопам и высеченным в скалах укрытиях...

...

Поклонились памяти наших бойцов... Внизу зашли в часовню, на захоронение.Затем в музее послушали очень интересный, живой, эмоциональный и не протокольный рассказ о происходивших тут событиях во время войны.

Уже ближе к вечеру поехали домой. Было ещё одно приключение, косвенно относящееся к поездке на полуостров - даже такую, казалось бы неубиваемую машину мы умудрились сломать, прыгая по бесконечным кочкам. Пришлось на попутках добираться до города, забирать свои машинки со стоянки и возвращаться на трассу за остальными участниками путешествия. И погода так нас и не отпускала, продолжая временами моросить мелким дождём.

noveltour.livejournal.com


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2018     Предложения лучших туроператоров