Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Равенна – краткий путеводитель по городу. Равенна достопримечательности самостоятельно


Что посмотреть в Равенне и почему стоит ее посетить?

Равенна…

Для некоторых путешественников название этого города мало о чем говорит. Кто-то вообще не слышал о нем. Но у тех, кто побывал в Равенне, остаются незабываемые воспоминания.

Я жила в разных городах Италии, но именно в Равенне мое сердце обрело дом.

Чем так уникален этот город? Что посмотреть в Равенне и почему стоит ее посетить? Об этом я вам и расскажу….

Дело в том, что Равенна, сравнительно небольшой город, всего около 160 тыс жителей, уникально сочетает в себе историческое и культурное наследие. Равенна является одним из главных кандидатов на культурную столицу Италии в 2019 году.

Расположен этот город на Паданской равнине, в 10 км от Адриатического моря, в регионе Эмилия-Романья. В далеком прошлом Равенна строилась как портовый город, в I веке н.э. море омывало границы ее современного центра. Именно близость моря так привлекало к этому городу правителей. Сейчас с морем Равенну соединяет лишь длинный канал.

Что посмотреть в Равенне и когда ее лучше посетить

За несколько столетий Равенна трижды была столицей — Западной Римской империи, Королевства Остготов и Византийской империи. Благодаря такому историческому опыту в наследие города вошли уникальные памятники искусства. Многие из них, а точнее восемь, были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году. Все они являются памятниками мозаичного искусства, которое развивается здесь и по сей день. Подобных мозаик не найти больше нигде в мире. Именно поэтому круглый год сюда съезжаются тысячи туристов со всего мира, чтобы полюбоваться мозаичной сказкой.

Подробнее о том, что посмотреть в Равенне читайте статью «Топ 10 достопримечательностей Равенны»

Поэтому в первую очередь, в Равенне нужно посмотреть все исторические достопримечательности. Я с удовольствием организую для вас экскурсию по Равенне, из которой вы узнаете много интересных фактов и увидите город глазами жителя.

Уделите также время, чтобы не спеша прогуляться по улицам города, зайти в маленькие homemade бутики, в открытые для посетителей мозаичные мастерские, выпить кофе в одном из баров на главной площади Пьяцца дель Пополо, насладиться аперитивом в вечерние часы, погрузиться в атмосферу города, так естественно сочетающим в себе ушедшую в века, но сохранившуюся в стенах, историю и современность, неброскую, необременительную, но утонченную, со вкусом.

Хотя Равенна довольно популярный город среди туристов, большое количество туристов в городе даже в самый сезон не нарушают спокойную атмосферу города и не мешают наслаждаться его достопримечательностями.

Самый романтичный сезон, чтобы посетить Равенну — это, несомненно, весна. Весна в этом городе необыкновенна! Все вокруг просыпается после многодневных зимних туманов. Город наполняется благоухающими ароматами цветущих деревьев, украшающих старинные улочки. В одном из городских парков, самый уютный из которых расположился в крепости Рокка Бранкалеоне, можно понежиться под лучами весеннего солнца, а можно прогуляться вдоль моря по бескрайней полосе песчаного пляжа, еще не изрезанного и не заставленного лежаками и зонтиками.

Летом всего лишь в 10 минутах езды на машине от исторического центра хорошо развита пляжный отдых. Так можно совместить два вида отдыха — пассивный, на цивилизованном пляже, и более активный, осмотр исторических и культурных ценностей. Сосредоточие пляжной жизни со всеми вытекающими услугами находится в таких приморских районах города, как Марина-ди-Равенна, Пунта Марина, Лидо Адриано и другие. Таким образом сама Равенна даже в летние месяцы сохраняет свое спокойствие и достоинство.

Практически круглый год в Равенне можно наслаждаться музыкальными и театральными мероприятиями, тематическими фестивалями, посвященные вину, шоколаду, местной кухне и т.п. Одно из самых известных мероприятий это — Равенна Фестиваль, который зародился в 1990 году благодаря Кристине Мацавеллани Мути.

Равенна Фестиваль посвящен музыке и искусству. Фестиваль привлекает публику с разными интересами и вкусами благодаря своей разнообразной программе, которая включает в себя симфонические и камерные оркестры, оперу, балет, этническую музыку. Всем этим можно наслаждаться не только в старинном Театре Данте Алигьери, но и в стенах византийских базилик, а также на площадях города. К участию в Фестивале каждый год привлекаются известные артисты со всего мира.

Приехав в Равенну осенью, вы можете попасть на осеннюю трилогию, завершающую Равенна Фестиваль. А также на Праздник Санджовезе, посвященный местным винам и проходящий прямо на улицах города в конце октября.

Экскурсии по Равенне

Равенна — это город, который не просто понять, лишь прогулявшись самостоятельно по его улицам. Это город со сдержанным характером, который надо уметь раскрыть; со скрытыми сокровищами, в которые нужно заглянуть.

Я предлагаю вам увидеть город глазами жителя, по-новому взглянуть на средневековые камни и окунуться в сердце итальянской культуры. Не галопом по Европе, без скучного потока информации.

Предлагаю вам на выбор две экскурсии по Равенне, которую провожу я лично, а также моя подруга Татьяна.

Равенна и известные люди

Этот город был хорошо известен русскому поэту Александру Блоку, который посвятил Равенне свои строки. Вот некоторые из них:

Всё, что минутно, всё, что бренно, Похоронила ты в веках. Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота Уже не ввозят мозаик. И догорает позолота В стенах прохладных базилик.

(А. Блок)

Равенна известна также тем, что здесь похоронен великий итальянский поэт Данте Алигьери. Именно в этом городе Данте нашел приют после 15-летнего скитания из-за изгнания из родной Флоренции. Здесь он прожил последние пять лет жизни и закончил писать свою «Божественную комедию«. Когда после своей смерти, поэт получил всемирное признание, флорентийцы решили исправить свою ошибку и вернуть прах героя в родной город. Но жители Равенны были с этим категорически не согласны. И все же при сотрудничестве Микеланджело, останки Данте отправились во Флоренцию, но по прибытии оказалось, что саркофаг пустой. Так жители Равенны отстояли свое право на прах любимого поэта и продолжали перепрятывать его, пока спустя несколько столетий он не обрел, наконец, покой в гробнице, открытой теперь на всеобщее обозрение.

В Равенне проживает известный итальянский дирижер, художественный руководитель театра «Ла Скала» (1986г — 2005г) Риккардо Мути, а также его бывшая жена Кристина Мути, которая является организатором «Равенна Фестиваля».

Далее я приготовила для вас полезную информацию, которая упростит организацию вашего путешествия и обогатит его, поэтому, в надежде на вашу благодарность, прошу вас поделиться этой статьей в любой соцсети, которой вы пользуетесь. Всего лишь один клик..))

Где остановиться в Равенне

Вот рекомендуемые мной отели хорошего соотношения цена/качество. Здесь останавливались мои друзья и остались очень довольны. Прекрасное обслуживание и удобное расположение. А для тех, кто ищет что-то особенное и хочет за доступные деньги оказаться в средневековом дворце, ниже я расскажу о такой возможности.

Отель Диана

Идеально для тех, кто хочет ощутить атмосферу города Отель находится в самом сердце Равенны. Идеально для тех, кто хочет ощутить атмосферу города, не теряя времени, и выйдя из отеля, сразу же ступить на выложенные брусчаткой улочки в самом центре. Парковка стоит 2€ за день. Подробнее об отеле посмотрите здесь.

Отель Астория

Этот отель особенно подходит тем, кто путешествует на машине Отель находится около Крепости Рокка Бранкалеоне, в котором находится самый уютный парк города. Отсуда 10 минут пешком до самого центра, а также до ж/д вокзала. Особенно подходит тем, кто путешествует на машине, но все же хочет остановится в непосредственной близости к центру города. Парковка бесплатная прямо возле отеля. Подробнее об отеле посмотрите здесь.

Отель Каппелло

Отель находится в старинном здании Равенны времен эпохи Возрождения. Зайдя внутрь, вы переноситесь на несколько веков назад. Семь эксклюзивных комнат, готовые принять гостей, прихожие и залы сохранили атмосферу Венецианской эпохи: огромные люстры из венецианского стекла, фрески XV века, роскошный интерьер. И не смотрите, что у отеля всего три звезды, он достоин войти в список культурного наследия города. А пока вы можете воспользоваться невысокими для такого уровня ценами и окунуться в особую атмосферу, ведь здесь по народным приданиям жила Франческа-да-Полента, несчастную любовь которой воспевал Данте в своей Божественной комедии. Отель прекрасно подходит как для семей, так и для пар, ищущих особое романтическое место. Подробнее об отеле посмотрите здесь.

Отель находится в старинном здании Равенны времен эпохи Возрождения

Где покушать в Равенне

Очень рекомендую к посещению следующие места. Все из них любимые местными, доступные по ценам и находятся в самом центре Равенны.

Энотека Ка де Вен 

Что в переводе с романьольского диалекта означает Дом вина.

Очень колоритное заведение в старинном здании с расписными сводчатыми потолками. Только местные блюда и вина. Лучше забронировать столик заранее.

Адрес: Via Corrado Ricci 24 Ravenna

сайт: http://www.cadeven.it

Остерия Мариани

Ресторан находится в бывшем здании кинотеатра, где на большом экране по прежнему часто показывают фильмы, как аккомпанемент к ужину. Только местные блюда и вина.

Адрес: Via Ponte Marino 19 RAVENNA

сайт: http://www.mariani-ravenna.it/osteria-ristorante-passatelli-ravenna-centro/

Ресторан и энотека Каппелло

Энотека, ресторан и отель находятся в средневековом здании эпохи Возрождения. С весны по осень доступны также столики на улице, откуда можно наблюдать за жизнью героев Равенны. Широкий выбор лучших итальянских вин. И все по доступным ценам. Очень советую зайти даже просто на бокал вина. 

Адрес: Via IV Novembre 41 Ravenna

Пиццерия Бабалеус

Если же вам захотелось настоящей вкусной итальянской пиццы, то вам именно сюда. Лучше бронировать заранее, иначе придется ждать в очереди.

Адрес: Vicolo Gabbiani 7 Ravenna

Транспорт и парковки в Равенне

Равенна находится в весьма выгодном месте. Отсюда легко добраться на поезде до множества других жемчужин Италии, таких как Болонья (1 час), Венеция (2 часа), Флоренция (2 часа). Равенна также находится в часе езды от известного как город Феллини Римини. Также всего за час-полтора езды на машине вы доберетесь до города-государства Сан-Марино (либо поездом до Римини и оттуда на автобусе).

Ж/Д вокзал Равенны расположен прямо в центре города. Ближайшие аэропорты — Римини, Болонья, Венеция.

Ближайшие пляжи находятся в 10 минутах езды на машине. Между центром Равенны и ее прибрежными районами можно передвигаться также на автобусах, отправляющихся либо с остановки ж/д вокзала, либо с Пьяцца Кадути. Имейте ввиду, что летом в выходные дни очень трудно найти парковку вдоль пляжей. Вы можете оставить машину на бесплатной парковке и воспользоваться услугой бесплатных автобусов, курсирующих вдоль всего побережья.

Почти весь исторический центр города является пешеходной зоной и зоной ограниченного движения. Поэтому удобнее всего по центру Равенны передвигаться пешком или на велосипеде.

В центре города вы без труда найдете платную парковку. Что же касается бесплатной, то самая ближайшая к центру это не асфальтированная парковка возле крепости Рокка Бранкалеоне. Оттуда до центра минут 10 пешком.

www.somethingaboutitaly.com

один круизный день, отзыв от туриста GalaN на Туристер.Ру

3-й день круиза (1 июня 2012 г.)

Равенна.

В Равенну приехали в половину третьего.

От вокзала пошли прямо по улице.

Проходим мимо Basilica di S.Giovanni Ev.

Внутри довольно аскетично.

Остатки мозаичной росписи

Вдоль стены церкви высажены розы.

Рядом с базиликой есть небольшой сквер. Жара, многие устали и кое-то расположился под тенью деревьев.

Очень поразило, что много чернокожих. Более-менее привычно, когда они торгуют всяким сувенирным ширпотребом около основных достопримечательностей.

Но когда просто так слоняются без дела, смотреть было удивительно. Мне вообще создалось ощущение, что Равенна — африканская резервация.

По дороге еще завернули в Арианский Баптистерий. Вход бесплатный.

Церковь святого Духа рядом с Баптистерием.

Затем отправились в сторону Ратушной площади.

В Италии наверное в каждом городе есть своя собственная «Пизанская башня

Вышли на площадь Пьяцца-дель-Попполо (Piazza del Popolo).

Ратуша видна из всех примыкающих к площади улочек

От площади пошли в сторону могилы Данте.

По дороге — памятник Гарибальди

Мавзолей виден издалека

Дворик монастыря рядам с могилой Данте

От могилы Данте выходим на площадь piazza S. Francesco с одноименной базиликой Святого Франциска

В церкви пятого века можно увидеть византийскую мозаику. Для этого в автомат надо бросить монетку номиналом 50 центов. Зажжется свет на 1 минуту — и наслаждайся)))

Интересная сценка подсмотрена мной на площади.

«Ну, пожалуйста, поставьте мне зачет)))

Рядом с базиликой возвышается дворец Palazzo della Provincia.

Отражения города на капотах машин

Потом я решили сходить к Базилике святого Виталия. Но вход в нее оказался платным, то ли 9.50, то ли 11.50 евро. Там еще и музей был. Поэтому я не стала уточнять куда сколько стоит.

В городе провели 2 часа. Запланировано было много чего, но из-за жары и усталости половину пропустили. Так что Равенна у нас была покорена частично.

Сегодня не только у нас был тяжелый день

Возвращаемся в порт.

Страстному рыбаку даже 32-градусная жара не помеха.

И вид с лайнера на порт и пляжи Равенны.

www.tourister.ru

Путеводитель ~ Италия ~ Равенна ~ ! А что и как смотреть в Равенне?

Что и как смотреть в Равенне? Для начала скажем сразу - Равенна это не место для всяких адских развлечений и шоппинга. И не пляжный курорт (хотя вокруг Равенны есть несколько такого рода объектов, но не слишком популярных - по сравнению с тем же Римини). Если вы любитель пляжного отдыха - просто уходите отсюда. В Равенну едут, "за туманом, так сказать, чтобы "прикоснуться к вечности". Вот она-то тут практически везде...

Город застраивали римляне, заложив тут порт Классис ещё во втором веке. Наверное, римские фундаменты лежат в основе почти всех построек города.  В 402 году император Гонорий перенёс столицу Западной Римской империи в Равенну. После того, как Гонорий и его сестра Галла Плацидия (они, кстати, активно сожительствовали) избрали Равенну своей постоянной резиденцией, город приобрёл важное значение! Мавзолей Галлы Плацидии поэтому - важная достопримечательность города. С 493 по 526 единоличным правителем варварского королевства остготов, со столицей в Равенне, стал Теодорих. От него тоже остался дворец и мавзолей.

Самые примечательные мозаики (а Равенна по праву считается мировой столицей древних мозаик) находятся именно в мавзолее Галлы Плацидии. Мозаика в Равенне - статья дохода. Её продают, проводят мастер-классы, предлагают приобрести полуфабрикаты. На каждом шагу в сувенирных магазинах вы увидите "сборные" мозаики с инструкциями, которые вы можете приобрести и "выложить" где-нибудь у себя дома. Есть и специальные магазины, посвященные этой теме - их тоже очень много. Там также можно приобрести все материалы и инструменты для того, чтобы заняться этим ремеслом. Если вы не знаете как делать мозикик - не страшно. В городе есть несколько мастерских, где можно самому научится этому. Один из таких центров находится по адресу  Argentario, 21, это магазин Annafietta... Есть и музей мозаики. Весьма и весьма информативный - как в художественном, так и в техническом, прикладном смысле. Плоды современного "народного творчества" в этом направлении вы также увидите повсюду - кто-то выполняет в виде мозаик таблички на дверях, кто-то выкладывает цветочки на фасаде, ну и так далее и тому подобное.

Восемь равеннских памятников эпохи поздней античности внесены ЮНЕСКО в 1996 году в список Всемирного наследия также благодаря находящимся там мозаикам. Это Мавзолей Галлы Плацидии (около 440 года), Баптистерий православных (середина V века),   Базилика Сан-Витале (526—547 годы), Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе (549 год). А также построенные при короле Теодорихе (493-526 годы) Арианский баптистерий, Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Архиепископский музей и капелла апостола Андрея, Мавзолей Теодориха. Также интересны Собор Святого Духа (XVIII век), Базилика Сан-Франческо, где отпевали Данте и плавают в подвале рыбки, Национальный музей Равенны...

В XIII веке к власти в Равенна приходит семейство да Полента. В это время в Равенне нашёл свой последний приют Данте, воспевший дочь своего покровителя, Франческу Поленте.  Равенна упомянута в V песне "Ада" "Божественной комедии" Данте. Тут он умер и был похоронен. Гробница Данте - одно из самых популярных мест у туристов в Равенне.  В 1441 году Венецианской республике удалось изгнать да Полента и подчинить себе Равенну. Для обороны города венецианцы выстроили сохранившуюся крепость Бранкалеоне. В начале XVI века благодаря завоеваниям Чезаре Борджа и папы Юлия II вся Романья вошла в состав Папской области и  три столетия Равенна вела неприметное существование в составе Папской области.

А тем временем, город медленно тонул. В мае 1636 года море затопило центр города. Благодаря ирригационным мерам, которые предприняло папство, удалось проложить сеть каналов, позволившую осушить равеннские болота. Равенну называют сестрой Венеции,  Несмотря на то, что море от города изрядно удалено, грунтовые воды  образуют целые озера, а глубокие подвалы многих старых домов заполнены водой постоянно. Уровень воды в подвалах зданий и сейчас колеблется от 30 до 130 сантиметров. В подвале базилики Сан-Франческо даже рыбок развели. При этом насосы для откачки стоят только в базилике Сан-Витале. А остальное и так простояло тысячу лет...

Свой след в истории Равенны оставил лорд Байрон, знатный поэт и еще более знатный гуляка. Сюда его привела в 1819 году любовь к белокурой девятнадцатилетней графине Терезе Гвиччиоли. Он жил в Палаццо Гвиччиоли недалеко от гробницы Данте. Байрон написал тут "Дневник Равенны". А потом его прогнали, так как он совсем охренел...

Имейте в виду, что никак нельзя обозреть городские достопримечательности с верхних точек. Несмотря на то, что в городе довольно много башен и колоколен (кампанилл), для туристического посещения они закрыты, так как довольно опасны.  Главная Городская Сторожевая Башня сильно накренена - не хуже пизанской!

Для осмотра мозаик много денег не понадобится - все муниципальные музеи тут довольно дешевы, от 2 до 5 Евро. Кроме того, за 9,5 Евро можно приобрести комбинированные билеты, позволяющие "навестить" сразу несколько мест за весьма скромную плату. Как правило - 5 мест. В каждом вам этот билет будут компостировать, так что его нужно будет сохранять. На этом же билете размещен график работы музеев - за исключением маленьких сезонных "тонкостей" все они, в общем и целом, всегда доступны с 10 утра до 17 часов вечера. И, кстати, некоторые мозаики - в таких местах, как Арианский баптистерий, Дворец Теодориха, Церковь Иоанна - вообще можно осмотреть бесплатно.

Этот город создан для любителя пеших прогулок. Исторический центр представляет собой пешеходную зону с многочисленными кафе и барами. Наибольшее оживление (и наиболее дорогие кафе) наблюдаются рядом с базиликой Сан-Витале. Ночью в центре практически никого нет  - большинство туристических маршрутов рассчитаны на однодневное посещение Равенны. Отель в Равенне вам, скорее всего, не понадобится. Но, тем не менее, таковые есть. И если вы решите, что вам стоит немного пожить среди древних дворцов, базилик и мозаик - бронируйте его здесь.

И, наконец, где поесть... В Равенне множество небольших итальянских пиццерий и тратторий, где можно за небольшую плату насладиться итальянской кухней. Типичный обед из пиццы и пива обойдется в 10 - 15 Евро. Бюджетно и вкусно пообедать можно в кафе самообслуживания на центральном рынке (Mercato Coperto на Piazza Andrea Costa) за 7,5-10 Евро. На главных площадях города будет чуть дороже, там придется отдать за чашку капуччино около 2 Евро. Местную кухню региона Эмилья Романья можно отведать в Ristorante Al Passatore (Via G. Guaccimanni, 76, напротив дворца Теодориха). На Пьяцца Дель Пополо, центральной площади города, компактно расположено множество баров и ресторанов на открытом воздухе. Или, скажем, Piadineria Mosaico (Via Argentario, 26) - прямо напротив ворот, ведущих в базилику Сан-Витале. Не бог весть как изысканно, зато быстро и не так дорого - несмотря на место - порция тальятелли за 9 Евро, салатик - 5,5 Евро, бокал вина - 3,5 Евро. 

В понедельник в некоторых местах выходной, это следует иметь в виду. На территории города почти везде Free WiFi, хотя качество, конечно, в разных местах разное.

Рекомендуем также неплохой сайт по Равенне - http://www.turismo.ra.it. К сожалению, информации на русском языке там нет - английский, итальянский и немецкий. Также читайте о том, как самостоятельно доехать на электричке из Римини до Болоньи и Равенны.

columb.su

достопримечательности на карте с фото и описанием

С гидом нашего сайта вам будет проще разобраться с самыми интересными местами Италии. Главные достопримечательности Равенны не оставят вас равнодушными, многие из них являются уникальными историческими реликвиями. Связь с историей государства отражается в архитектурном оформлении некоторых зданий, поэтому вы сможете ощутить ее, просто гуляя по окрестностям. читать далее

Распечатать Оценить!

Поставьте свою оценку!

0

10101 - Выберите город - Анкона (3) Бари (2) Бергамо (5) Болонья (11) Больцано (3) Брешиа (5) Венеция (77) Верона (7) Виченца (4) Генуя (7) Джульяно-ин-Кампанья (3) Искья (9) Кальяри (11) Капри (6) Катания (12) Ливорно (2) Мессина (4) Милан (21) Модена (3) Неаполь (58) Новара (2) Падуя (8) Палермо (26) Парма (6) Перуджа (7) Пескара (1) Пиза (11) Прато (2) Пьяченца (1) Равенна (4) Реджо-ди-Калабрия (1) Реджо-Эмилия (1) Рим (103) Римини (3) Салерно (9) Сардиния (9) Сассари (6) Сиракузы (8) Сицилия (19) Тренто (2) Триест (1) Турин (10) Феррара (5) Флоренция (45)

Конечно, в обязательном порядке стоит посетить самые знаменитые достопримечательности Равенны, так как поговорка о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, полностью оправдывает себя. Не забудьте сделать красивые фотографии и современное селфи на их фоне. Однако, не только исторические места заслуживают внимания. Вы можете посетить и новые достопримечательности Равенны, в которых отражена современная культура народа.

Путешествуя самостоятельно, без экскурсовода, обязательно составьте расписание ваших «визитов» в самые интересные места этого города. Рейтинг достопримечательностей доступен на нашем сайте. Вы можете прочитать отзывы и что-то для себя почерпнуть. Лучше заранее подумать о том, куда хотелось бы попасть. Не все заведения работают каждый день, а некоторые открываются всего на несколько часов. Равенна, карта достопримечательностей которого доступна на страницах нашего онлайн-гида, произведен на вас неизгладимое впечатление. А если вы захотите после поездки оставить сообщения о своих впечатлениях, мы будет только рады этому! Дополняйте нашу информацию, пишите отзывы о достопримечательностях Равенны, фото которых сделаете во время визита в этот город. Возможно, они помогут и другим туристам определиться с посещением интересных мест в этой стране.

Комментарии

Идёт загрузка...

it.rukivnogi.com

Путеводитель ~ Италия, Равенна ~ все достопримечательности

ravenna-ger.png

Ravenna, город в итальянском регионе Эмилия Романья, расположенный в 10 километрах от Адриатического моря, с которым его соединяет канал. Является портом. Население 146.989 человек (2004 год).

Первоначально Равенна была поселением этрусков, а может умбров или фессалийцев. Ясность внесли только римляне, которые однозначно появились тут во II веке до нашей эры. Равенна была нужна им как военный порт Классис. После 402 года Равенна — столица Западной Римской империи, а затем столица государства варваров-остготов, после она полюбилась византийцам, потом папам римским, все её хотели - и в итоге сей населенный пункт утратил "эпохальное столичное" значение и в 1860 году безропотно вошел в состав Итальянского королевства, став одним из тихих небольших итальянских городков.

Тем не менее, многочисленные правители там много чего и понастроили; с Равенной связано имя Данте, который тут похоронен, лорда Байрона, который просто любил тут бывать. Упоминали город Александр Блок, Герман Гессе, Карл Густав Юнг, Иосиф Бродский, Оскар Уайлд...

Равенна - столица очень древних мозаик, которые сохранились тут очень хорошо. Раз в два года здесь проходит фестиваль "Мозаика Равенны". Также здесь можно найти огромное количество разных архитектурных и исторических памятников, которые относятся как к античности, так и к средним векам. В 1996 году в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО в связи с этим были включены многие местные достопримечательности. А в 2019 году Равенна может стать очередной Культурной столицей Европы!

День города — 23 июля. Покровителем считается святой Аполлинарий.

Официальный сайт comune.ravenna.it

Итак, что и как посмотреть в Равенне? Ниже - список достопримечательностей; информация о вокзале, транспорте, а также общие советы! Также читайте о том, как самостоятельно доехать на электричке из Римини до Болоньи и Равенны.

Найти и забронировать отель вы можете самостоятельно по этой ссылке!

columb.su

Равенна – краткий путеводитель по городу • ITALIATUT

При взгляде на великолепные мозаики мавзолея Галла Плачида (mausoleo di Galla Placida) в Равенне (Ravenna) покрываешься мурашками. Эти работы невероятной красоты и технической точности, бесконечного покоя и художественного вкуса занесли этот маленький город в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мозаики Равенны отражают богатую историю города, который трижды становился центром крупных империй, и современный характер территории, которая связана с Адриатическим морем и центральной равниной.

равенна

При мысли об этих местах в голову приходит Оскар Уайльд и его приезд в город в 1877, на коне («Год назад я вдыхал воздух Италии…» его впечатления о Равенне принесло ему премию). До него городом, поцелованным временем, наслаждался лорд Байрон, а Данте был здесь еще раньше, здесь же находится и его могила.

10 июня 1819, когда сюда приехал Байрон, он подумал, что попал в сон. Город стал его источником вдохновения. Сейчас его поэзия звучит невероятно:

«Волшебные сумерки!.. в одиночестве Пинета… на молчаливых берегах, покрытых дивным лесом, на месте которого когда-то шумело море, до крепости Цезарей».

Появляется естественное желание познать Равенну, так воспетую великими поэтами. Начнем с библиотеки Классенсе (Biblioteca Classense). В одном из ее залов стоит бюст женщины – возлюбленной Байрона, сделанный в 1821 Лоренцо Бартолини. Бесконечная нежность, переданная скульптором во взгляде, обезоруживает, как будто ее глаза все еще несут любовь. Также они полны надежды и энтузиазма. Библиотека, расположенная на улице Баккарини (via Baccarini), связана с древним монастырем и содержит шедевры национального наследия: 800 000 томов, старинных кодексов, инкунабул, редких манускриптов, карт и икон. Между мавзолеем и библиотекой небольшое расстояние – около 20 минут пешком, и они связаны искусством и красотой.

«Я в седле; приятный влажный воздух, дорога поет под подковами моего коня, под впечатлением от Равенны, заканчиваю день, любуясь объятым пламенем турецким небом..» Оскар Уайльд

Краткая история Равенны

Равенна – прекрасный город, привлекающий в свое время Боккаччо, Леопарди, Юнга и Клима; бывший центр Восточной Римской империи, столица готов во времена Теодора и византийской Италии; затем средневековый и венецианский город, современный и новый центр. В античности – процветающий порт (сегодня он смещен где-то на 5 км). Равенна завоевала авторитет в 1 в. до н.э. при императоре Августе, который построил здесь морскую базу. Вскоре город стал христианским – примерно во 2 в. н.э. – и с ослаблением Рима стал столицей империи в 402 г. н.э. В 6 в. территорию завоевали остготы, и в 540 она стала частью Византийской империи. Этот период принес Равенне многочисленные религиозные и светские здания, мозаики в греко-римском стиле, одна из которых – самая известная – Галлия Плачида.

Достопримечательности Равенны

В нескольких метрах от мавзолея мы видим еще один памятник архитектуры из списка ЮНЕСКО – базилика Сан Витале (Basilica di San Vitale) 6 в. Как и в предыдущем здании, взгляд ваш будет теряться среди бесконечного пространства и света, мозаик и фресок. Также в списке ЮНЕСКО неонианский баптистерий 5 в., капелла архиепископа 6 в., базилика Святого Апполинария (Basilica di Sant’Appolinare) в Классе. Последнее здание отличается не просто красотой, но и художественной простотой.

равенна

Расстояние от моря до центра города небольшое. Здесь, вдали от любимой Флоренции, в 1321 умер Данте, подхватив на местных болотах малярию. Центр современной Равенны – Народная площадь (Piazza del Popolo) – посвящена великому поэту, от нее улица Алигьери ведет к его могиле. Флорентийцы с гордостью приходят к его могиле зажечь лампаду под потолком – как символ вечности искусства.

равенна

Кроме памятников архитектуры и замечательной природы, в Равенне еще и высокий уровень жизни. Здесь много велосипедных дорожек, которые пересекают весь город. Также здесь проводят различные праздники, например, фестиваль Равенны (июнь-июль), мероприятия, посвященные опере, балету, концерты классической музыки, выставки; Равенна джаз; премия Гуидарелло по авторской журналистике; мероприятия, связанные с Данте.

Курорты Равенны

Вокруг города расположены морские курорты с песчаными пляжами: Казальборсетти (Casalborsetti), Лидо Адриано (Lido Adriano), Лидо ди Классе (Lido di Classe), Лидо ди Данте (Lido di Dante), Лидо ди Савио (Lido di Savio), Марина ди Равенна (Marina di Ravenna), Марина Ромеа (Marina Romea), Порто Корсини (Porta Corsini) и Пунта Марина Термы (Punta Marina Terme). Организация сервиса на пляжах очень динамичная, поэтому можно выбрать как спокойный, так и активный вариант отдыха на море. Дети оценят тематический парк Мирабиландия.

 

 

italiatut.com

Италия, часть 2 - прогулки по Равенне

Поезд на Равенну отправился в 9.08, прибыл на место в 10.25. Билет на одного в один конец - 4,80 евро (2 класс). Отправляется поезд с 10го пути (расписание меняется очень редко, но уточнить на табло путь все же стОит).

Окрестности Болоньи, которые мы рассматриваем через окно поезда, очень приятные: проклюнулась зеленая травка, пашни приготовлены для посева, и безлюдно – выходной. По пути поезд останавливается на станции Imola – здесь расположена одна из трасс Формулы-1. На вид городок небольшой и спокойный, наверное, трасса где-то далеко за городом. Правда, мне потом сообщили, что трасса в 800 метрах от центра города – как же там люди живут?

За тысячу лет неизменна,Здесь время неслышно бежит,Красавицей спящей РавеннаУ теплого моря лежит.

Победы, геройства, измены…В мозаиках старых церквейВеличие древней РавенныИ сотни историй о ней.

И хочется мне непременно,Забыв про рутину пути,К тебе возвратиться Равенна,По улицам этим пройти.

Алексей Хазар

Tu qui es ego fui et qui ego sum tu eris.(надпись на надгробии)

Лишь по ночам, склонясь к долинам,Ведя векам грядущим счет,Тень Данта с профилем орлинымО Новой Жизни мне поет.

Александр Блок

Немного истории

Равенна – последняя столица Западной Римской империи, не больше и не меньше! Как мы помним из школьного курса истории Древнего мира, Римская Империя, наводившая страх на всю Европу и значительную часть Азии и Африки (разрушили Карфаген, гады!), разделилась на 2 части – Восточную со столицей в Константинополе и Западную со столицей в Риме. Восточная просуществовала аж до 1453 года, когда доблестный Мехмед Завоеватель взял Константинополь (ныне Стамбул), а вот Рим пал перед сметающими все на своем пути варварами Алариха на тысячу лет раньше – в 410 г. Столицей Западной империи стала Равенна.

Как ни странно, именно при остготах Равенна оставалась столицей королевства и именно в те времена приобрела уникальный облик, которым поражает туристов сейчас. Здесь находилась резиденция остготского короля Теодориха, и в центре города можно полюбоваться остатками его дворца, а за городом – его гробницей. Позднее Равенну захватили византийцы, а потом, до самого 1859 года городом владели периодически то Венецианская республика, то Ватикан.

В этом городе Данте Алигьери, изгнанный из родной Флоренции, закончил «Божественную комедию», здесь он умер в 1321 г. и здесь же покоится его прах. По улицам Равенны наверное, любил прогуливаться лорд Байрон, живший здесь в доме рядом с монастырем францисканцев. Этот город воспел Блок в «Итальянских стихах». Здесь любил бывать Густав Климт, и кто знает, может быть, не одна из его работ была написана под впечатлением именно от Равенны…

Базилика Сан-Джованни-Евангелиста

Через дорогу от вокзала среди сосен нас встречает узорчатая мозаичная колона, а чуть дальше, как на картинке – похожая на игрушку базилика Сан-Джованни-Евангелиста (Basilica of S. Giovanni Evangelista) в обрамлении голубого неба и мохнатых еловых веток. Базилика построена из красного кирпича, который мало затронуло время (самое время закряхтеть и сказать: да, умели строить в прежние времена, перед входом – беломраморный портал с поразительно красивой тонкой резьбой. Во внутреннем дворике – клумбы из фиалок и древний саркофаг, притулившийся у стены. Позднее мы увидим множество таких же саркофагов, и не только в Равенне, но, поскольку именно этот был первым увиденным нами, он был удостоен отдельной фотографии Внутри базилики простая кирпичная кладка, внизу стен развешаны многочисленные мозаики под стеклом и в рамках, похожие на детские рисунки. В алтарной части церкви сохранились остатки фрески, и висят несколько икон.

Базилика была построена по приказу Галлы Плацидии, сестры императора, она спокойно простояла с 5 века до 1944 года, когда она была серьезно повреждена бомбежкой, и сейчас перед нами – отреставрированный вариант.

Из динамиков, спрятанных в углах, несутся заунывные песнопения. Честно говоря, они настолько натурально звучат, что когда мы шли по дворику ко входу, то были уверены, что внутри идет служба и поет церковный хор.

Перед церковью – памятник объединению Италии: поверженный воин, женщина с лавровым венком в руках, развевается государственный флаг. У подножия памятника – сурового вида львы.

Базилика Сант-Апполинаре Нуово (S.Apollinare Nuovo)

По улице влево от памятника нужно пройти пешком метров 300, и перед вами - церковь Сант-Апполинаре Нуово (S.Apollinare Nuovo), базилика 6 века с башней (9-10 вв.), арочный вход которой прячется за пышными пальмовыми зарослями. Это первая из череды базилик с прекрасными мозаиками, которые и являются главной достопримечательностью Равенны, и входят в список культурного наследия ЮНЕСКО.

При осмотре мозаик туристам предоставляется возможность приобрести единый билет стоимостью 7,50 евро, с которым можно смело посещать следующие объекты: церковь Сант-Апполинаре Нуово (S.Apollinare Nuovo), Неонианский баптистерий (Neonian Baptistery), Archiepiscopal museum, церковь Сан-Витале (San Vitale), мавзолей Галлы Плацидии (Mausoleum of Galla Placidia). Эти билеты продаются у каждого такого объекта. С 1 марта по 15 июня взимается еще и дополнительная оплата 2 евро.

Рассказывать про мозаики бесполезно: это нужно видеть самому, чтобы понять, какой это титанический труд – выложить целую картину из малюсеньких кусочков цветного стекла, да так, чтобы и по прошествии многих сотен (и даже тысяч!) лет они радовали глаз и навевали разные мысли – и грустные, и радостные. А таких картин в каждой из базилик Равенны множество. Именно благодаря прекрасным мозаикам в церквях Равенна была и является сейчас если не столицей Западной империи, то, по крайней мере, одной из столиц мирового искусства.

Полюбоваться мозаиками в сети можно здесь:http://www.ravennamosaici.it/index3.html

Дворец Теодориха

Через сотню метров по этой же стороне улицы (via di Roma)– довольно живописные руины 5-12 вв.– это дворец Теодориха, который несколько поколебал мои представления об остготах как диких варварах, бездумно разрушивших Великую Римскую империю. В 12 веке прямо на фундаменте дворца и его стенах была возведена церковь Сан-Сальваторе, от которой остались фрагменты стен и башня.

Мы с мужем стали соображать, входит ли в стоимость единых билетов вход (объявлений на сей счет не было), и если нет, то почем билеты (этого тоже нигде не было указано), как из двери близ окошка вышел итальянец, кокетливо обтянувший свое объемное брюшко ярким свитером, и пояснил, что достаточно записать свои имена в книгу, лежащую в окошке, что мы и сделали, записав имена, страну и город, из которых мы прибыли. Наверное, изучают потребительский туристический спрос Характерно, что на странице, где мы писали, а впереди нас расписались уже человек 30, были итальянцы из Эмилии-Романьи, итальянцы из других провинций, и, кажется, несколько испанцев. Изучив наши записи, дядька-итальянец ооочень удивился

Внутри дворца мы побродили по живописным развалинам (птичий помет и перья хрустят под ногами), и внезапно муж исчезает в проеме стены, где я его только что сфотографировала. Я заглядываю внутрь проема, и обнаруживаю там крутую темную лестницу - оказывается, в башню можно подняться, что мы и делаем. На самом вверху – небольшая студия, уставленная мозаиками на чуточку наклоненных стендах – вероятно, это то, то сохранилось во дворце, и сейчас восстанавливается.

По виа ди Рома и городские ворота

Дальше по улице – церковь Di Chiesa, 13-18 вв., в которой сейчас городской театр Teatro Rasi, дорожка к ней красиво обрамлена аккуратно постриженными деревьями. Прямо на эту дорожку выходят окна жилых домов – наверное, душевно вечерами пить чай на балконе и изо дня в день созерцать этакую древность.

Гулять по спокойным улицам Равенны чрезвычайно приятно: древние жилые дома, запах хорошего кофе и сдобных булочек. То и дело встречаются то круглые, то прямоугольные башни колокольни, несколько неприкаянно стоят огромные городские ворота, бывшие частью ныне несуществующих городских стен, за которые город давно разросся, но о них – по мере встреч с ними

А вообще, улицы и дома Равенны типично итальянские: яркие стены, покрытые штукатуркой разных оттенков – от желтково-желтого до ярко-красного и сочно-розового, разновысокие фасады тесно прижаты друг к другу, образуя шеренгу живописных домиков, окна закрывают особые «средиземноморские» ставни – с вертикальными прорезями. Встречаются и совсем маленькие дома – всего на пару окошек вверх и бок.

Еще дальше по этой же улице – беломраморный пышный фасад церкви Санта-Мария-ин-Порто (Basilica of Santa Maria in Porto), из-за которого, если отойти и бросить взгляд немного сбоку, виднеется самая настоящая римская базилика – к ней позднее (в 16 веке) просто пристроили барочный фасад. Таких древних церквей, к которым пристроены декоративные фасады, множество по всей Италии, а в самой Равенне других церквей почти нет – они практически все бывшие римские базилики, приведенные «к общему знаменателю» - представлениям Римской католической церкви о том, как должна выглядеть церковь. Внутри – очень красивое убранство, но была служба, и мы тихонько удалились. Если будет время и желание, стоит обратить внимание на мраморный барельеф с изображением Девы Марии в левом крыле, называемую также «греческой Мадонной» (по легенде, она волшебным образом перенеслась сюда из Константинополя).

Рядом в невысоком здании – картинная галерея Равенны с длинноногим «троянским конем» на лужайке.

От церкви видны городские ворота – Porto Nuova, которые были взорваны итальянскими партизанами в 1944 г. и восстановлены 1997 г. По узкой улице Zagarelli alle mura мы доходим до очередных ворот – Porta Sisi, на них шкоды-туристы (итальянцы) вешают какие-то объявления, и радостно ржут – на них, наверное, их товарищ, разыскивается Интерполом Еще одни ворота, Porta S.Мama (17 век), расположены рядом – чуть дальше по улице. Не доходя до них – небольшая церквушка слева, во дворе ее множество людей с младенцами – видимо, сегодня их крестили. Мы покрутились вокруг ворот, народ возле церкви тем временем схлынул, и мы уделили внимание и ей тоже. Внутри – желтые стены с картинами, и мы уже собрались сфотографировать убранство, но начинается служба, и мы тихонько уходим. Церковь 19 века, в дворике – статуя святого, около нее куча цветов.

Еще дальше четвертые городские ворота – Portonaccio. Справа и слева к ним примыкают малоэтажные жилые дома, и такое впечатление, что одной из стен левой квартиры является массив ворот Ворота в массе своей постройки 18-19 веков, но подозреваю, что построены они были на месте античных арок-ворот.

По via G. Baccarini мы выходим к парочке зданий явно античного происхождения. В одном из них – выставка мозаик, рекламой которой обвешан весь город, это Domus del Triclinio (S. Nicolo), второй – Biblioteca Classense, e museo del Risorgimento, мрачноватое закрытое здание, оно, скорее всего, не работает вообще, т.к. вход был загорожен какими-то строительными лесами.

Базилика S. Agata Maggiore и о европейских свадьбах

Буквально за углом – базилика Святой Агаты ин Маджоре (S. Agata Maggiore), где гости ждут жениха и невесту – тут сейчас венчание. Люблю итальянские свадьбы – как правило, на них собираются все поколения и ветви многочисленной итальянской семьи, бабульки в шляпах и перчатках, дедульки в сюртуках и со строгими выражениями лиц, подружки невесты, гордые от предстоящей миссии, и немного растерянные друзья жениха. Церковь увешана белыми лентами, кругом белые и остро пахнущие лилии. Тетки – одни в туфлях и костюмах, другие – постарше – метут землю подолами норковых шуб. Никогда не понимала, отчего итальянки предпочитают именно коричневые норковые шубы, но дело вкуса.

Где-то давно прочитала, что, по словам Валентино, у настоящей стильной итальянки должен быть салатового цвета костюм и шоколадного цвета норковая шуба, а также коричневые же туфли-лодочки, наверное, итальянки прислушиваются к его рекомендациям

Скорее всего, такие свадьбы проводятся не только в Италии, но и, скажем, во Франции, и в Испании, но на испанских и французских свадьбах присутствовать пока не пришлось. Зато одна из моих коллег ездила на свадьбу своих друзей – жених русский, невеста-француженка. Невеста многие годы живет и работает в Москве (есть такие иностранные люди, которые желают жить непременно в России), а вот замуж решила выходить во Франции, в родовом поместье на Луаре. Причем она младшая из 14 детей в семье, и свадеб у них не было уже довольно давно – лет 15, на эту свадьбу собралась все многочисленное дворянское семейство, и, как рассказывала моя коллега, впечатлений – на всю жизнь.

Базилика 5 века утоплена в земле метра на 3-4 - нарос культурный слой, во дворе стоит несколько саркофагов, внутри, если присмотреться, можно увидеть несколько сохранившихся коринфских колонн примерно 6 века. Балдахины справа от алтаря как будто накрывают места, где раньше стояли саркофаги – именно там те, что во дворе, и стояли! Саркофаги содержали останки святых и одного из местных епископов по имени Агнеллус (Agnellus). Еще были мозаики, безвозвратно уничтоженные, потом их заменили фресками, также утерянными – сохранились несколько фрагментов, а над алтарем - так даже с парой павлинов.

S. Francesco и вокруг

От места предстоящей свадьбы мы выходим на площадь Caduti per la Liberta, на которую горделиво смотрит палаццо дела Провинциа (Palazzo della Provincia)– а вот сразу за ним – просторная площадь piazza S. Francesco, а с другой стороны – небольшая церковь S. Maria delle Croci.

Дальний край площади завершается церковью Святого Франциска (S. Francesco), столь же прекрасной, сколь и древней (5 век). Нам очень повезло – работает она ограниченное время, буквально несколько минут между окончанием воскресной службы и тем моментом, когда парочка строгих падре (вероятно, монахов ордена, который тут расположился, они даже подпоясаны веревками и в сандалиях на босу ногу) начнет просить туристов освободить помещение. В этот самый промежуток мы туда и попали, и успели оценить и крепость кладки (действующий францисканский монастырь все-таки), и прекрасный пол с красочным гербом, и некоторую таинственность.

Выйдя из церкви, некоторое время приходишь в себя – всего за каких-то 15 минут успел представить себе, что живешь в монастыре, и там происходит что-то ужасное – ну что-то типа «Имени розы» А жизнь продолжается: по площади разбросаны сосновые шишки, и какой-то малыш в голубом плащике активно пинает по всей площади одну такую шишку. И не устает же! А рядом с нами на скамеечке утомленно рухнула мама малыша, которая все же зорко посматривает на свою детку. Папа тут же читает газетку – вот такие они, папы

В здании Biblioteca Oriani когда-то жил лорд Байрон – об этом свидетельствует табличка на стене. Но главная ценность кроется в глубине площади, в садике слева от церкви – сначала за узорчатой оградой вы увидите несколько каменных саркофагов, которые как стоят в отдельном решетчатом павильоне, так и просто выставлены вдоль дорожек. Муж, глядя на трещины вдоль крышек у некоторых саркофагов, даже пошутил, что, вынеся эти саркофаги из церкви, монахи оказали вОмперам неоценимую услугу

Наконец, вы обнаруживаете перед небольшим павильоном толпу людей, которые по очереди заглядывают в небольшое окошко – там расположена могила Данте. Кстати, через решетки можно полюбоваться и внутренним двориком монастыря. Рядом – посвященный Данте музей.

Город к этому моменту уже ожил, народ выполз на улицы, да и туристов стало на порядок больше. Везде висят афиши – предстоит концерт Башмета. На соседней улице – закопченный фасад церкви Святой Марии Магдалины (1748-49).

Piazza del Popolo и вокруг

По via C.Ricci мы выходим на поразительно красивую площадь Пьяцца-дель-Попполо (Piazza del Popolo). Меня давно уже мучает вопрос: совпадение многих названий с римскими – случайность, или в этом есть какой-то глубокий смысл? Или это просто типичное название для итальянского города, вроде улицы Ленина или Центральной, обычной для российских городов?

Парочку обелисков с фигурами святых охраняет парочка важных карабинеров в черном, даже в темных очках, но с красными плащами. Очень готично, и несколько по-вампирски Площадь окружают здания муниципалитета, с противоположной стороны площади – оранжевый фасад церкви S. Maria del Suffragio, в которой тоже идет служба, и она битком забита народом. Заглядываем на соседнюю площадь – через арку от Попполо – там памятник Гарибальди на коне, площадь же гордо именуется, как и следовало ожидать, piazza Garibaldi. А еще отсюда очень красивый вид на могилу Данте.

Арианский баптистерий (Battistero degli Ariani)

Начинается дождь, и я, схватив мужа за руку, быстро-быстро куда-то за ним иду, спрятавшись под зонтом. Когда оказываемся во дворе церкви Святого Духа (Spirito Santo), перед нами очередная древность: Арианский баптистерий, также возведенный во время правления Теодориха – примерно в 5 веке. При дворе правителя царила арианская «ересь», одно из течений христианства, признанное в 4 веке опасным. Оно, как и многие другие ереси, не исчезло бесследно. Его продолжали исповедовать варвары и, несмотря не репрессии, часть населения Римской империи, особенно на востоке.

Снаружи баптистерий суров и утоплен в земле, внутри пуст, но стоит поднять голову – и стоишь так, пока шея не затекает – потолок украшен яркой замечательно сохранившейся мозаикой с изображением Христа и апостолов. Собственно, нагота Христа и есть воплощение доктрины ариан, что Христос – сын божий, но удерживаемый в человеческом теле.

Вход сюда свободный, у входа тоже большая тетрадка, в которую нужно записаться. И тот же самый дяденька-итальянец, что общался с нами у дворца Теодориха, стоит у входа и беседует со смотрительницей. Увидел нас – заулыбался, кивнул головой – узнал

Базилика Святого Духа (Spirito Santo)

В ее дворе и стоит частично засыпанный арианский баптистерий. Базилика 6 века являлась церковью арианских епископов, потом стала католической церковью. Нынешний облик церкви почти не отличается от первоначального – только фасад 16 века пристроили. Внутри все очень просто.

Падающая равеннская башня

По скользким от дождя булыжникам мостовой идем по пустынной улочке. Внезапно перед нами – настоящая падающая башня! Удивительно, сколько таких башен в провинции Эмилья-Романья – такое впечатление, что в каждом городе есть своя. Становится непонятным, отчего же самая известная – в Пизе? Наверное, ее распиарил Галилей, когда бросал с нее разные предметы, дабы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела. Помню даже стихи из какой-то детской книжки: «Упали вместе разных два ядра,/не верили глазам профессора» Рядом с башней ходить страшновато, даже несмотря на то, что укреплена она солидными стальными полосами – наклон все же угрожающий.

На одной из соседних улиц стоит бывшая церковь S.Domenico (13-17 вв.), внутри какая-то экспозиция. Гуляя по улицам, выходим на просторную piazza Kennedy, сплошь уставленную машинами, отсюда уже виден зеленый купол Duomo.

Duomo

Громада Дуомо (Кафедрального собора) впечатляет со всех сторон! Но все-таки приятнее всего смотреть на ее со стороны небольшого скверика со стороны пьяцца Кеннеди, где среди кустов прячется Неонианский баптистерий (Battistero Neoniano) с покрытой мозаиками потолком, и забавная бронзовая скульптурная композиция Святого семейства.

А вообще тут целый архитектурный комплекс: баптистерий, Дуомо, Археологический музей и капелла S. Andrea. На все про все заветный единый билетик, купленный у S.Apollinare Nuovo.

Дуомо был построен в 5 веке епископом Орсо, и зверски порушен в 1733 году. Заново отстроил сие творение архитектор Джованни Франческо Буомамичи (Giovanni Francesco Buonamici). Казалось бы, что при такой постройке «с нуля» церковь должна смотреться как единое целое – ан нет, она выглядит как настоящая сохранившаяся древность с пристроенным гораздо позднее фасадом – как и положено в Равенне И башня 10 века тоже смотрится из-за барочного фасада крайне нелепо. ЗачОт реставратору. Некоторые фрагменты оригинальной базилики можно лицезреть в Архиепископском музее (Archiepiscopal Museum).

В сам собор мы не попали – отчего-то он был закрыт, так что мы полюбовались пышным фасадом со стороны прилегающей площади, и потопали в баптистерий. У входа – навороченная вертушка-проходная, и суровая тетенька.

Неонианский баптистерий (Battistero Neoniano)

Он датируется концом 4 века и, следовательно, это старейшее здание в Равенне. Да и для насыщенной культурными ценностями Италии это серьезная заявка Правильной формы восьмиугольное здание утоплено в земле, и спускаться нужно несколько ступенек. Зато когда попадаешь туда, забываешь обо всем на свете – до того красиво! Весь потолок украшен поразительной красоты и яркости мозаиками примерно 450 года, выполненными по заказу епископа Неона – отсюда и название баптистерия. Когда шея начинает напоминать о себе, выходим на свежий воздух. В голове какое-то помутнение прямо – то ли от некоторой душности внутри (собираются тучи, наверное, опять будет дождь), то ли от нереальности этой красоты. Говорят, что в 1930 году, будучи в Равенне, баптистерий посетил Карл Густав Юнг, отец психоанализа, и вышел отсюда потрясенным…

Капелла di S. Andrea

Она была построена во время правления короля Теодориха епископом Петром II, когда господствующей религией была та самая арианская «ересь». Также украшена мозаиками христианской тематики, особенно поражает тот факт, что Христос изображен энергичным воином. Часть стены украшена изображениями представителей фауны лесов, окружающих Равенну.

Баптистерий окружен небольшим садиком и цветочными клумбами, чуть дальше – решетчатые ворота и за ними здание со стенами из материала, от которого возник такой эффект, что сразу за решеткой – еще одна стена. И мне показалось, что между решеткой и этой стеной застрял большой черный котище, отчаянно мяукавший. Я уже хотела бежать обратно в баптистерий, и обратиться к смотрительнице за помощью – нужно же спасать бедное животное – и сделала шаг назад – визуальный эффект пропал, и оказалось, что кот нагло стоит во дворе и просунув голову в решетку, мяукает на нас, причем довольно агрессивно. Когда мы стали отступать, кот пролез через решетку, и пошел за нами, неспешно и уверенно, продолжая мяукать. «Это боевой сторожевой котище, он охраняет мозаики», - сказал муж. Я даже забоялась – а вдруг прыгнет, кто его знает, что там на уме у этого животного? И как бы в подтверждение этих слов кот уселся на асфальт, мяукнул нам на прощание, убедился, что мы отошли на безопасное расстояние, и гордо удалился.

Вдоль городской стены

От Дуомо мы выходим по заброшенной улочке мимо заброшенной же церкви к очередным городским воротам, Porta Gaza, 18 век. Тут тихий жилой квартал, напротив церквушка, а подножия ворот – большая каменная сосновая шишка. Наверное, в честь сосновых лесов, окружающих город.

Проходим сквозь ворота и тут же видим то, что искали давно – стенд с изображением городской стены, некогда окружавшей город, где обозначены все сохранившиеся ворота. Всего их 9, как и в Болонье. Стенд обезображен какими-то вандалами, зато когда мы прошли метров 50 далее, обнаружили еще один точно такой же, и чистый! Кстати, возле чистого стенда какой-то мемориал со старыми фотографиями – как мы поняли, что-то вроде «Молодой гвардии» - то есть в память об участниках Сопротивления. Правда, не поняли, сопротивления кому.

Начинается дождь, и мы под зонтом совершаем прогулку вдоль городской стены. Стена в плохом состоянии, заваливается, и обнесена зеленой сеткой, чтобы не лазили. От ворот № 5 (минут 5 неспешным шагом от предыдущих) остались только основания, большие круги с остатками кирпичной кладки. Входим в эти ворота и идем по радиальной улочке мимо военной части, к Дуомо. В переулке дорожное происшествие – кто-то не вписался в поворот, и полицейские неспешно заполняют бумаги.

Вилла с мозаиками

На одной из улиц обнаруживаем турбюро, причем работающее! Оно на соседней улице с базиликой Сан-Витале, и мы получаем там подробную и красочную карту города, где обозначены все достопримечательности. Карта у нас была, скачанная из инета, но довольно мелкая, так что, наверное, сразу по приезде в Равенну имеет смысл посетить турбюро и разжиться планом местности.

Муж внезапно устремляется куда-то на тихую улочку, я за ним. Оказывается, за неприметным желтым фасадом церкви S. Eufemia (18 век) скрывается очередной интересный музей: когда-то на месте церкви стояла античная вилла, полы которой были выложены мозаиками. Не так давно виллу оперативно откопали и восстановили, открыв экспозицию для туристов.

Вход происходит через церковь, слева от алтаря. Сама церковь особо ничем не примечательна, обычное убранство. Зайдя в боковой придел, обнаруживаете там вполне земную кассу и лоток с сувенирами. В единый билет вход в виллу не включен, пришлось доплатить по 3 евро. Ощущения несколько похожи на посещение Базилики Цистерны в Стамбуле: темно, искусственное освещение, колонны, на полу и части стен – мозаики. Кажется даже, что где-то капает вода.

Выйдя на свет, обходим кругом стоящих на соседней улице ворот Porta Adriana, и направляемся к Сан-Витале.

Базилика Сан-Витале (S.Vitale)

Сначала мы хотели войти в базилику, как положено – через ворота-арку, за которой начиналась прямая дорожка в темное нутро базилики. Ан нет – дорогу нам перегородила пара итальянцев, которые радостно сообщили, что вход – дальше, то есть нужно обойти весь комплекс, а тут – выход. Поползли в обход, обнаружили музейного вида здание, но сначала решили, что это музей при базилике, и прошли его, уткнулись в автомобильную стоянку и тупик, поняли, что вход все-таки в здании, и вошли. Тут действует единый билет.

Нигде больше разница между средневековым и римским каменным зодчеством не бросается в глаза так, как здесь! Именно тут были скомбинированы римская и византийская техника строительства и разработаны новые, более крупные формы обожженного кирпича, характерные больше для Средних веков. Это как раз то самое, что не давало мне покоя во время этой поездки – здания древние, а кирпич иной

Церковь была построена в 526-537 гг. Юлианом Аргентарием (Giulianus Argentarius) и освящена в 548 г. архиепископом Максимианом (Maximian). В плане церковь восьмиугольная и завершается полукруглым куполом. Переход к куполу образуется вогнутыми нишами. Сам купол сложен из обожженного кирпича; его вес уменьшается в результате того, что во внешний слой при помощи известкового раствора вмонтированы амфоры (глиняные кувшины для вина). Но главная ценность базилики – ее уникальные мозаичные картины: император Юстиниан с приближенными и императрица Феодора со своим двором. Купол и ниши украшены фресками 18 века работы мастеров из Болоньи и Венеции, но всеобщее внимание приковано к мозаикам.

На полу справа от алтаря – самый настоящий лабиринт. Маленькие стрелки начинаются в центре лабиринта и ведут извилистым путем к центру базилики. В ранние века христианства лабиринт был символом греха и путем к очищению, и нашедший выход из лабиринта очищался от грехов и «перерождался». На выходе из лабиринта открывается самый лучший вид на чудесные мозаики. Фотографировать, кстати, запрещено.

Выходим из базилики и топаем по садику к мавзолею Галлы Пласидии. Снимать базилику снаружи лучше всего из-за ограды – самые выгодные ракурсы именно там. Мавзолей же – из этого садика. Вдоль ограды стоят бедные каменные саркофаги, штук 5. Интересно все-таки, зачем из базилик повытаскивали эти саркофаги и расставили их – где скромненько под стенкой, где просто кинули посреди сада? Например, в некоторых церквях Болоньи для саркофагов построены такие беседки на ножках, где они стоят себе, «гроб качается хрустальный», а в Равенне это как-то не предусмотрено.

Мавзолей Галлы Плацидии

Галла Плацидия (Galla Placidia (386-452)) – сестра римского императора Гонория (Honorius), который известен тем, что перенес столицу Западной Римской империи из Милана в Равенну. Мавзолей, по форме напоминающий крест, был построен около 425-450 г. В мавзолее - древнейшие мозаики Равенны (450 год). Они изготовлены всего какой-то век спустя после того, как христианство стало официальной религией Византийской империи. И, не имея других образцов, мастера обратились к наследию античности. Крылатые амуры, птицы, дельфины, гирлянды цветов, перенесенные из античных декораций, стали обозначать райский мир, в который попадут спасенные души, виноградная лоза - кровь Христа, пролитую за спасение человечества, орел - знак могущества Зевса, напоминал теперь о могуществе и вознесении Христа. Таинственное место.

По дороге к крепости

Буквально через дорогу от внушительного комплекса Сан Витале и Галлы Плацидии - две приятные, но не работающие церкви – Санта-Кроче (S.Croce) и Санта-Мария-Маджоре (Santa Maria Maggiore). Сразу вспоминаются соответственно флорентийский и римский аналоги (по названию), и от этого немного странно.

Базилика Санта-Мария-Маджоре построена в 6 веке, и перестроена в 17 в стиле барокко. Колокольня заметно древнее, что неудивительно – она датируется 9-10 веком. Когда-то тут тоже были мозаики, но они – увы – не сохранились. Если попадете внутрь, можно осмотреть изображение Святого Петра, навещающего Святую Агату в тюрьме, работы местного художника Luca Longhi.

Вторая церковь вообще окружена какими-то канавами, остатками древнего фундамента, трубами… А ведь она тоже была построена Галлой Плацидией в первой половине 5 века! Сейчас же мы имеем возможность лицезреть фасад 17 века, стены 15 века и колокольню века эдак 18 – настоящий пазл!

Дальше по дороге - еще одна церковь, S. Giovanni Battista, (9 век) с барочным фасадом 17 века, с которым диссонирует арочная колокольня явно римского происхождения. На балконе соседнего дома с правой стороны – огромный кувшин

Перед тем, как побежать на штурм крепости Rocca Brancaleone, мы обходим кругом ворот Porta Serrata – уфф, кажется, все ворота посмотрели!

Крепость Rocca Brancaleone

Суровая крепость охраняет город с 1457 г., она была частью городских укреплений, и вы обязательно ее увидите, когда будете подъезжать к городу на поезде, отрезок железнодорожного пути проложен параллельно крепости. Крепость делится на 2 части: Rocca, этакую твердыню квадратной формы общей площадью 2180 кв. метров в левом углу всего комплекса, в каждом углу – по неприступной башне, и Цитадель (Citadel), которая занимает 14 тыс. кв. метров, внутри которой сейчас парк, причем довольно неказистый – но я склонна приписывать это тому, что «не сезон». Народу там мало, угловые башни используются народом как общественные туалеты (пардон за натурализм), информационные стенды размалеваны, вероятно, юными варварами, кои не перевелись и, наверное, будут во все времена. По парку рассредоточены деревянные столы, компания людей пытается устроить на одном из них нечто вроде пикника. Аттракционы накрыты брезентом и еще не работают. Забралась на стену и посмотрела вниз – страшно! Фонтанчик неподалеку от куска стены, на котором я балансировала, пока муж не поймал, по дну выложен кусками стенной кладки, в центре несколько каменных пушечных ядер – вероятно, из этой крепости. Вход в Цитадель закрыт деревянной решеткой, полюбовались на льва над входом, и потопали в мавзолей Теодориха.

Мавзолей Теодориха

Путь наш лежал мимо оживленной трассы, через мост над железнодорожным полотном, то бишь через дорогу от крепости. Вид с моста – прямо «Москва – товарная», по левой стороне дороги проходим метров 200, и вот он – мавзолей. Надо отметить, что согласно встреченной нами по пути схеме района, вокруг мавзолея раскинулся парк. Проверять на местности мы не пошли, но от дороги это смотрелось как большое глинистое поле, но никак не парк.

Мавзолей был построен в 520 г. На верхнем этаже, вероятно, и стоял саркофаг, но, подобно остальным саркофагам Равенны, его постигла незавидная участь – он бесследно пропал.

Считается, что мавзолей короля остготов Теодориха является одним из символов Равенны. Его тяжеленный купол диаметром 10 метров и весом 300 тонн сделан из цельного куска камня, и именно это волновало меня больше всего – а вдруг упадет?:) Более того – он огорожен сплошным забором, кругом какая-то стройка, вход – 2 евро (не помню точно).

«Борис Муратов в книге «Образы Италии» пишет, что именно у гробницы Теодориха каждый путешественник ощущает ход веков, а отвлеченное понятие “история” становится понятным и близким любому туристу. Именно через Равенну проходит путь от мира античности к эпохе Воз рождения, от Рима - к Венеции и Флоренции».

ЮНЕСКО-список ценностей

В Равенне целых 8 культурных ценностей, внесенных в список культурного наследия ЮНЕСКО:

1. базилика San Vitale,2. мавзолей Галлы Пласидии,3. Арианский баптистерий (Battistero degli Ariani, Arian Baptistry),4. Неонианский баптистерий (Battistero Neoniano),5. Капелла di S. Andrea,6. базилика S.Apollinare Nuovo,7. мавзолей Теодориха,8. базилика di S. Apollinare in classe

Стихи про Равенну

Читать, или нет – по желаниюhttp://www.polutona.ru/?show=1000338http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=44183&pid=0

nat-ka.livejournal.com


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров