Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Антонио Ринальди архитектор Петербурга XVIII века. Работы. Ринальди антонио достопримечательности


Ринальди Антонио – выдающийся итальянец в России XVIII века

Ринальди Антонио – итальянский архитектор, работавший в России во второй половине XVIII века. Его авторству принадлежат многочисленные постройки в Гатчине, Ораниенбауме, Царском селе и, конечно, в самом Петербурге. С его именем связан переход от барокко к классицизму в русской архитектуре.

Ринальди Антонио: краткая биография

О молодости архитектора известно очень немного. Под вопросом даже год и место рождения. Скорее всего, это был Неаполь. Принято считать, что именно на юге Италии и прошло детство Ринальди Антонио. Биография его пестрит белыми пятнами, но, вероятно, он принадлежал к дворянской фамилии. Такие предположения строятся, исходя из того, что будущий архитектор учился у мастера Л. Ванвителли (который, кстати, был ненамного старше его), а тот брал в свою мастерскую юношей из окрестностей Неаполя с хорошим происхождением. Наставник был одним из самых известных в Италии архитекторов эпохи позднего барокко. Под руководством учителя молодой мастер выполнил свои первые работы.

ринальди антонио

Ринальди приехал в Россию в 1951 году. Перед этим он побывал в Англии и Германии, и германская архитектура оказала большое влияние на будущие постройки. В России на тот момент классицизм уже практически сменил барокко. Популярностью пользовались такие архитекторы, как Соколов, Растрелли, Камерон. Согласно контракту, Ринальди должен был провести 7 лет на службе у графа Разумовского, гетмана Малороссии. Планировалось, что он примется за обустройство будущего административного центра края – города Батурина. Грандиозному проекту не суждено было завершиться. Для гетмана архитектор построил только один дворец, после чего в 1954 году отправился в Петербург.ринальди антонио биография

В столице архитектор плодотворно трудится над заказами императора Петра III. Он возводит комплекс сооружений в Ораниенбауме, строит Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, работает в Царском Селе. Ринальди занимается третьим, самым скандальным, проектом Исаакиевского собора, который позже был перестроен Монферраном. Одна из последних работ архитектора – Католическая церковь святой Екатерины, где он долгое время был старостой прихода.ринальди антонио архитектор

Архитектор был полон творческих планов, но трагическая случайность помешала им сбыться. Во время строительства Большого Театра в Петербурге он оступился на лесах и упал. Работать он больше не мог. Мастеру определили пожизненную пенсию и, когда он отправился на родину, исправно передавали ее через консула. Последние годы жизни архитектор систематизировал и наводил порядок в своих проектах и чертежах. Умер Ринальди Антонио в Риме, в 1974 году.

Итальянский период

Перед поездкой в Россию на родине архитектор провел около 40 лет. Этот период был отмечен непосредственным влиянием учителя, Луиджи Ванвителли. Часто обучение происходило на практике. Ринальди работал как ученик и помощник архитектора. Он принимал участие в проектировании замка Казерта, одной из самых крупных европейских построек дворцового типа. Он предназначался для самого короля. Замок стал одним из прекраснейших образцов позднего итальянского барокко. При этом в нем уже четко просматриваются некоторые черты классицизма.ринальди антонио биография

Строительство монастыря святого Августина в Риме тоже проходило при участии Антонио Ринальди. Архитектор здесь по-прежнему работал в команде. А вот собор в монастыре святой Магдалены в Пезаро он проектировал уже самостоятельно. Ринальди проявил себя как зрелый сформировавшийся мастер. Именно тогда на него обратили внимание и пригласили в Россию.

Гатчина

На Украину Ринальди Антонио попал благодаря брату фаворита Елизаветы Петровны, Кириллу Разумовскому. На тот момент он был гетманом Малороссии и очень влиятельным человеком. С архитектором заключили контракт и велели приступить к проектированию резиденции гетмана в Батурине. Планировалось сделать этот город столицей края, возвести еще несколько пышных зданий и провести перепланировку улиц. Параллельно с проектированием резиденции Ринальди строит дворец для Разумовского. Кирилл Григорьевич был неплохим управленцем, но не чурался взяток и поборов. В 1754 году его вызвали в Москву для отчета о вверенной территории, после которого финансирование и полномочия гетмана были существенно ограничены. Планы по переустройству Батурина свернули и от услуг архитектора отказались, выплатив компенсацию. В том же году он отправляется в Санкт-Петербург.ринальди антонио итальянский архитектор работавший в россии

Ораниенбаум

В Петербурге Ринальди приняли на службу при дворе Петра III. Когда его правление закончилось, Екатерина II сделала мастера придворным архитектором, и в этой должности он состоял до 1784 года. Первый императорский заказ был на строительство комплекса сооружений в Ораниенбауме. Здесь Ринальди возвел Дворец Петра III, павильон катальной горки, Оперный дом, а позже – Китайский дворец. Петровский дворец не был предназначен для жилья, скорее он являлся павильоном для отдыха. Миниатюрное двухэтажное здание весьма необычно в плане пространственного решения. Он выстроен как квадрат, один из углов которого закруглен плавной дугой. За счет этого приема небольшая постройка кажется довольно внушительной. Китайский дворец предназначался для проживания Екатерины II в 1762–1768 годах. В это время был в моде стиль шинуазри, эксплуатирующий китайскую тему, и несколько внутренних помещений были отделаны согласно веянию моды. После успешного завершения работ в Ораниенбауме, архитектору поручили руководить постройками в Царском Селе.китайский дворец

Царское село

Работы над царскосельскими постройками относятся к наиболее напряженному периоду работы Ринальди Антонио. Архитектор возводит здесь несколько павильонов, обелисков и памятников. Он проектировал и руководил постройкой Чесменской, Морейской, Крымской колонн, Кагульского обелиска, памятника Ланскому. Все мемориальные сооружения прославляли мощь русского флота и армии. Китайский павильон и Китайский театр продолжали тему шинуазри. Европейскому стилю Ринальди придает русское звучание. Китайские мотивы прослеживаются как в интерьерах, так и снаружи – например, в оформлении загнутых углов крыши Китайского театра. К сожалению, эта постройка была уничтожена во время войны и увидеть ее можно лишь на фотографиях.китайский театр

Петербургские постройки

Мраморный дворец, выполненный в стиле зрелого классицизма, называют вершиной творчества Ринальди Антонио. Такое название он получил из-за стен, облицованных натуральным камнем. На тот момент это было единственное здание в Петербурге с таким декором. Розовый мрамор использовался как в наружной отделке, так и в интерьерах. Дворец П-образной планировки стал настоящим украшением Невской набережной. Сейчас здесь находится филиал Русского музея.мраморный дворец

К другим петербургским постройкам мастера относятся Князь-Владимирский собор, колокольня храма Вознесения Господня, католическая церковь святой Екатерины на Невском проспекте и Тучков буян – комплекс складских помещений.

Архитектор принимал участие в работе над третьим Исаакиевским собором. В проекте Ринальди здание должно было венчаться пятью куполами и стройной высокой колокольней. К моменту смерти Екатерины II оно было достроено до карниза, но завершить работу мастер не смог из-за травмы. Ринальди отправился в Рим, а на мраморном основании собора были спешно возведены кирпичный купол и приземистая колокольня. Строительство вызвало большой резонанс в обществе, эпиграммы и остроты сыпались со всех сторон. Позже собор был перестроен в окончательном варианте.исаакиевский собор проект

Ринальди Антонио начал свою жизнь в Италии и окончил ее там же. Но период жизни в России был «сердцем» его биографии, ей он отдал весь свой талант и творческие силы. В формирование архитектурного облика Петербурга и его окрестностей Ринальди внес огромный вклад.

fb.ru

Архитектор Антонио Ринальди - Занимательный Петербург

Антонио Ринальди родился на юге Италии, скорее всего в Неаполе, в дворянской семье. Учиться архитектуре начал в мастерской Луиджи Ванвителли — одного из ведущих мастеров позднего итальянского барокко и непосредственного предшественника классицизма. Юный Антонио вместе с другими учениками, которых мастер считал членами своей семьи, в группе учеников были и сыновья зодчего, непосредственно участвовал в создании многих архитектурных шедевров Ванвителли — в этом и заключался метод обучения. Одно из крупнейших дворцовых сооружений — дворец неаполитанских королей Казерта близь Неаполя, созданный архитектором Ванвителли, строился с участием Ринальди. Известно также, что Ринальди руководил строительством собора для женского монастыря святой Магдалены в городе Пезаро и участвовал в создании монастыря святого Августина в Риме. В 1751 году уже сформировавшийся архитектор Антонио Ринальди был приглашен в Россию. Его рекомендовали на службу к гетману Малороссии К.Г. Разумовскому — брату всесильного фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Контракт определял срок службы в России в течение семи лет с обучением русских учеников архитектуре.

Работы архитектора в России начались с постройки дворца в резиденции гетмана — городе Батурине. У Ринальди был готов проект реконструкции всей резиденции, но он не был осуществлен. В это же время архитектор спроектировал и построил дворец гетмана в городе Глухове и храм Воскресения Христова в городе Почеп. Однако лучшие произведения зодчего, определившие его значение в русской и мировой архитектуре, были созданы в Петербурге. В 1754 году Ринальди становится архитектором малого двора — так в то время называлось окружение наследника российского престола будущего императора Петра III. Императрица Елизавета Петровна подарила наследнику бывшую усадьбу князя А. Д. Меншикова. Ринальди начинает большие работы в Ораниенбауме, которые будут продолжаться более двух десятилетий. Однако сам архитектор называл себя архитектором великой княгини. Уже тогда Екатерина покровительствовала Ринальди. В Ораниенбауме архитектор возводит дворец Петра III и создает замечательный архитектурно-парковый ансамбль собственной дачи с его главными постройками — Китайским дворцом и Катальной горкой. В Гатчине Ринальди строит Гатчинский дворец-замок и ряд парковых сооружений. После Ринальди работы в Гатчине продолжил Винченцо Бренна.

После восшествия на престол Екатерина II сделала Ринальди ведущим архитектором Петербурга, но работы в загородных резиденциях не прекратились. В Царском Селе зодчим возведены известные мемориальные памятники: Орловские ворота, Чесменская колонна, Кагульский обелиск. Самое известное здание, построенное Ринальди в Петербурге, пожалуй, Мраморный дворец. Дворец предназначался для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова, но фаворит умер раньше завершения строительства. Дворец отошел в казну, а позднее Екатерина подарила его своему внуку Константину Павловичу. Архитектор столкнулся с непростой задачей. Ему предстояло не только вписать строящийся дворец в уже сложившийся ансамбль Дворцовой набережной, но и завершить ее облик. Новый дворец должен был встать в один ряд с Зимним дворцом Растрелли, Малым Эрмитажем Валлен-Деламота, Старым Эрмитажем Фельтена и Эрмитажным театром Кваренги; на противоположном берегу Невы находилась Петропавловская крепость. И архитектор блестяще справился с этой задачей. Мраморный дворец уравновесил громаду Зимнего и вместе с тем не стал соперничать с ним ни по протяженности фасада, ни по пышности декора, при этом Мраморный дворец отличается строгостью и величавостью.

В 1772 году по проекту Ринальди завершается возведение монументального каменного здания пеньковых складов на Тучковом буяне. Архитектор мастерски решил проблему строительства утилитарного здания. Распластанный силуэт складов как бы слит с простором реки и прекрасно обозревается с разных точек набережной. Тучков буян — одно из немногих зданий старого Петербурга, дошедшее до нас практически без изменений. Через два года после утверждения проекта складов получает одобрение проект Ринальди достройки Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне. Собор с его крупными и в то же время легкими куполами — один из первых образцов пятиглавого собора в Петербурге. В его архитектуре прослеживается бережное отношение Ринальди к традициям древнерусского зодчества.

В 1762 году архитектор С. И. Чевакинский предложил создать новую городскую площадь — Исаакиевскую, в центре которой должен находиться собор. Идею поддержала императрица. Работа Ринальди по проектированию зданий на Исаакиевской площади имела особое значение в градостроительной истории Петербурга. У архитектора был обширный замысел, связанный с формированием композиции этой площади — одной из крупнейших площадей, определяющих облик центра города. Выбором места для собора, который строился с 1768 года, Ринальди предопределил местоположение ныне существующего собора О. Монферрана. Сам собор, стены которого «вошли» в тело нового здания, несомненно, повлиял на разработку монферрановского проекта. Проекту Исаакиевского собора Ринальди отдал много сил и творческой энергии, однако грандиозному замыслу не суждено было сбыться. Строительство затянулось на многие годы, и это предопределило судьбу собора. В 1802 году со значительными изменениями его достраивал В. Бренна. А в 1818 году началось строительство собора по проекту О. Монферрана. Возможно, авторству Ринальди принадлежит и дом Мятлевых, входящий в ансамбль Исаакиевской площади. В течение XIX столетия дом неоднократно перестраивался, но его фасад, обращенный на площадь, сохранил свой первоначальный облик.

Влияние Ринальди, несомненно, прослеживается и в еще одном здании исторического центра Петербурга. Это известный дом Волконских на набережной Мойки, 12, где сейчас находится Музей-квартира А. С. Пушкина. После отъезда из России Валлен-Деламота Ринальди достраивал костел святой Екатерины на Невском проспекте, внеся в его проект существенные изменения. Творческое влияние Ринальди ощущается и в ансамбле Театральной площади, где сейчас находится здание Консерватории. Ранее на этом месте был Большой театр, построенный Ринальди. По воспоминаниям современников, театр Ринальди был одним из самых больших в Европе и вмещал свыше трех тысяч человек. Принадлежит Ринальди и проект комплексного оформления дорог, которые вели из столицы в две главные императорские резиденции — Петергоф и Царское Село. Верстовые столбы — мраморные пирамиды двух типов в течение 17-ти лет возводили вдоль Царскосельской и Петергофской дорог. Более 30 лет жизни Ринальди в России были наполнены интенсивной и разнообразной творческой деятельностью. Даже в преклонном возрасте он был полон энергии и, наверное, построил еще не одно здание, если бы не трагический случай. Во время осмотра возводимого по его проекту Большого театра архитектор упал с лесов. Из-за полученной травмы Ринальди не смог дальше работать. Ему была назначена пожизненная пенсия, но архитектор не захотел больше оставаться в России. Продав свой дом в Петербурге, он уехал в Рим. Пенсия регулярно передавалась ему через российского консула. Последние десять лет жизни архитектор посвятил систематизации своих проектов и рисунков. Антонио Ринальди умер в Риме 10 февраля 1794 года.

Читайте похожие материалы:

petersburglike.ru

Антонио Ринальди | Архитектура Санкт-Петербурга

Объемно-пространственным композициям его произведений присуща определенная ясность. Фасады его зданий лишь оживлены пилястрами и колоннами, декоротивные элементы подчинены общей, в основном спокойной композиции. Они сдержанны по прорисовке и рельефам. В произведениях Ринальди многое еще напоминает об уходящем с арены мировой архитектуры барокко. Об этом говорят как отдельные архитектурные элементы в композиции фасадов, так и скульптурные украшения и декоротивные вазы, причудливой лентой обрамляющие парапеты ринальдиевских дворцов.

В особенности же это чувствуется в интерьерах, насыщенных изящной орнаментальной лепкой. Но обо всем этом мастер говорит своеобразным, более сдержанным по своим эмоциональным качествам архитектурным языком. Произведения Ринальди приковывают внимание зрителя и своим композиционным замыслом, и гармоническим единством декоративного убранства с архитектурой. Возведенные искусными руками талантливых мастеров, которые были большими самостоятельными художниками, они являются гордостью русской культуры XVIII века. Вместе с Ринальди работали русские живописцы Федор Данилов, Иван Акимов, Григорий Молчанов, один из интересных итальянских орнаменталистов Серафино Бароцци и известный мастер декоративной живописи Стефано Торелли. Крупнейшим представителем венецианской школы XVIII века Джованни Баттиста Тьеполо был исполнен великолепный плафон «Отдых Марса». Художественный образ Мраморного дворца во многом был предопределен сотрудничеством Ринальди с замечательными русскими скульпторами Козловским и Шубиным. Каждый из них, используя мифологические и исторические сюжеты, воплотил героические и патриотические идеи своего времени.

Читать дальше

 

XVIII век открыл все богатейшие месторождения русских цветных камней. Русский камень - мрамор с Урала.

Мраморы и граниты с тивдийских и рускольских ломок Карелии, необыкновенно разнообразные по структуре и по цвету, использует Ринальди и во внешнем облике и в интерьерах зданий. Надо заметить, что Ринальди впервые покрывал стены мрамором. Широкое применение этого приема началось позднее, лишь в эпоху строгого классицизма Ринальди первый облицевал стены здания пудожским камнем. Так отделан Гатчинский дворец. Незаслуженно забытый, этот камень мог бы и теперь украшать фасады новых зданий, в первую очередь в самой Гатчине.

Читать дальше

 

В мировом декоративном искусстве русскому художественному паркету XVIII—XIX веков принадлежит одно из первых мест. Он оригинален как по форме, так и по технике исполнения. Значительный интерес представляют паркеты, сделанные по рисункам Ринальди. Нам известно более сорока ринальдиевских паркетов. В их композиционном строе нашли свое определенное выражение черты стиля рококо. Это проявилось и в преобладании множества длинных и коротких изогнутых линий, и в мягких переходах тонов, и в том, что композиция многих паркетов построена по схеме эллипса. И все же в рисунках ринальдиевских паркетов заметны уже переходные черты. Для их орнаментики характерна как бы замкнутая в себе и более уравновешенная динамика, чем в безоговорочно рокайльных произведениях. При всем разнообразии и живописности этим паркетам уже присуща ясная, классицистическая композиционная система, в основу которой положен принцип симметрии.

Читать дальше

 

Одной из характерных черт русской архитектуры была органическая связь архитектурного сооружения с природой.

Умело вписать здание в окружающую среду, сохраняя свободу замысла, — это та традиция, которой надо следовать. Именно архитектура сооружений, созданных Ринальди, органически слитая с природным окружением, придает ему особую значимость.

Ринальди решал парадные интерьеры по принципу анфилад, которые были необходимы во дворцах, где проходили приемы и празднества. Но анфилады во дворцах Ринальди не создавали впечатления бесконечной галереи, столь характерной для дворцов барокко. Не стремился зодчий и к полному единству внутреннего декоративного убранства здания. Каждый зал его анфилад имел свой, неповторимый облик, соответствовавший функциональному назначению. Парадные залы в произведениях Ринальди при всей насыщенности декоративными элементами подкупали своей строгостью и простотой.

Читать дальше

 

Всем интерьерам работы Ринальди в равной степени присущи черты переходного времени. Если в композиции ряда залов Гатчинского и Мраморного дворцов введен ордер, то он имеется и в Овальном зале Китайского дворца, и в проектах парадных залов, относящихся к разным годам. Черты рококо и обилие декоративных приемов и средств также характерны для интерьеров Ринальди, созданных на протяжении всего его творческого пути. В одних они, в соответствии с назначением помещения, достигали полноты своего звучания, в других носили более камерный характер. Даже характерная для орнаментики Ринальди деталь, так называемый «цветок Ринальди», как контрапункт в музыке, проходит в оформлении Гатчинского и Мраморного дворцов и «расцветает» на фасаде костела св. Екатерины, к достройке которого Ринальди приступил в 1775 году.

Читать дальше

 

В переходные периоды, подобные эпохе раннего классицизма, подлинные таланты создавали произведения исключительной художественной ценности. Таким художником был, бесспорно, Ринальди. Он отходит от основных принципов барокко, но, прокладывая пути к строгому классицизму, еще тесно связан с предыдущей архитектурной эпохой.

Читать дальше

 

Среди чертежей отдела рисунка Государственного Эрмитажа обращает на себя внимание принадлежащий Ринальди проект торжественной Триумфальной арки. Г. Г. Гримм, не связывая этот проект с Орловскими воротами, высказал суждение о том, что эта арка, возможно, предполагалась для установки где-либо в Екатерининском парке Царского Села. Но, может быть, этот проект скорее следует рассматривать как еще один вариант Орловских ворот? В нем встречаются декоративные элементы (овальные венки, гирлянды, и особенно арматура), известные нам по другому памятнику Ринальди, связанному также с именем Орлова, — Мраморному дворцу. Представляется возможным, что использование одинаковых декоративных элементов было продиктовано желанием Ринальди объединить общей художественной тональностью сооружения, связанные одним и тем же адресом.

Читать дальше

 

www.ilovepetersburg.ru

Ринальди Антонио

РинальдиРодился около 1709 - 1710 годовскончался 10 февраля 1794 года в Риме

Биография

Сведений о детстве Антонио Ринальди почти нет. Он родился в 1709 или 1710 году на юге Италии, скорее всего в Неаполе. Учился у Луиджи Ванвителли, представителя позднего итальянского барокко. Вместе с другими учениками Ринальди участвовал в строительстве порученных Ванвителли объектов. За время работы в Италии Ринальди приобрёл некоторую известность.

В 1751 году архитектор был приглашен на службу в Россию. Контракт был подписан на семь лет, в его условия входило обучение итальянцем русских мастеров.

В 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором "малого двора", то есть входит в ближайшее окружение цесаревича Петра III. По предложению наследника престола архитектор начинает свою работу в Ораниенбауме. Там он строит дворец Петра III, Оперный дом, ансамбль Собственной дачи с Китайским дворцом и Катальной горкой. Работая в Ораниенбауме, Ринальди уже называл себя "архитектором великой княгини", таким образом завоёвывая доверие будущей Екатерины II.

После восшествия на престол Екатерины II Ринальди стал ведущим архитектором Санкт-Петербурга. Одной из его первых петербургских работ стал костёл Святой Екатерины на Невском проспекте, начатый уехавшим из России архитектором Валлен-Деламотом. В 1766 году под руководством архитектора начинается перестройка Князь-Владимирского собора. Спустя два года Ринальди начал строить Мраморный дворец, ещё через два года - новое здание Исаакиевского собора. Тогда же архитектор строил дворец в Гатчине. Позже по проекту Ринальди было возведено здание Тучкова буяна. Существует версия, что Ринальди спроектировал дом Мятлевых на Исаакиевской площади. По проекту Антонио Ринальди был построен Большой театр на Театральной площади, на месте которого позже построили здание Консерватории.

В 70-е годы 18 века архитектор работал в основном в Царском Селе. Здесь он создал Китайские театр и павильон. Кроме этих строений Антонио Ринальди спроектировал Чесменскую и Морейскую ростральные колонны, Кагульский обелиск и Крымскую колонну.

Антонио Ринальди разработал проект комплексного оформления дорог, ведущих из Санкт-Петербурга в Царское Село и Петергоф. Согласно этому плану вдоль дорог были установлены мраморные верстовые столбы, некоторые из которых сохранились до наших дней.

На всех зданиях спроектированных Антонио Ринальди можно увидеть его фирменный автограф - скрещённые пальмовая и лавровая ветви. Примечательной особенностью в его работе является использование редко применяемых в оформлении зданий материалов. Так при строительстве Мраморного дворца он использовал русский мрамор, добываемый в карьерах близ Ладожского озера. При постройке дворца в Гатчине был применён пудожский известняк, что придало строению оригинальный запоминающийся облик.

Антонио Ринальди проработал в России более 30 лет. Его активную деятельность прервал несчастный случай - архитектор упал со строительных лесов возводимого им здания Большого театра. Из-за травмы он не смог продолжать работу. Архитектору назначили пожизненную пенсию, Ринальди распродал все свое имущество в Петербурге и в 1784 году уехал в Рим. Пенсию зодчему регулярно выплачивали через русское посольство. Последние 10 лет Антонио Ринальди занимался систематизацией своих проектов и рисунков. Архитектор умер 10 февраля 1794 года в Риме.

Основные творения:
  • Князь-Владимирский собор
  • Мраморный дворец
  • Римско-католический собор Св. Екатерины
  • Дворец Петра III в Ломоносове
  • Китайский дворец
  • Павильон Катальной горки

 

guida-spb.com

Ринальди, архитектор Санкт-Петербурга. Биография, список работ

 

Антонио Ринальди один из итальянских архитекторов о биографии которого вне пределов России известно очень немного. До сих пор не прекращаются споры о тех или других тенденция европейской моды наложивших отпечаток  на творчество мастера в Санкт-Петербурге и его пригородах.

Список архитекторов 18 века

Краткая биографическая справка:

Дата рождения:  1709 г., город Неаполь (Италия) , предположительно

Дата смерти:        10 апреля 1794 г., г. Рим (Италия)

 

Зодчий Ринальди в Италии и Европе

Дата и место рождения (предположительно г. Неаполь) до сих пор точно не известны, об этом судят только по косвенным признакам.

Известно, что Ринальди был учеником великого архитектора того времени Луиджи Ванвителли, автора самого крупного сооружения XVIII века в Европе (Королевская резиденция в г. Казерт). Считается что Ванвителли брал в ученики только уроженцев юга Италии и в частности Неаполя.

Авторы этого небольшого очерка попытались собрать информацию о европейских зданиях, послуживших прообразом шедевров Ринальди в России. Получилось не густо:

1. Королевская резиденция в г. Казерт (рядом с г. Неаполь), построен с 1752 по 1780 гг., сооружение сделавшее великим учителя Антонио Ринальди — Ванвинтелли.

2. Дворец Нимфенбург (г. Мюнхен), построен с 1664 по 1675 гг., считается что он послужил прообразом Гатчинского дворца.

Ни одного здания построенного мастером в Европе и являющимися общепризнанными архитектурными шедеврами нам найти не удалось.

В Санкт-Петербург Ринальди прибыл 1751 г., так что в сооружении дворца в г. Казерт он не мог принять участия.

 

Антонио Ринальди в России

Сразу после прибытия в Петербург зодчий согласно контракту отправился в г. Батурин (Черниговская область современной Украины) для строительства дворца  гетмана Разумовского, брата фаворита императрицы Елизаветы Петровны.

И только в 1754 г. вернулся в Санкт-Петербург. Свою карьеру в столице мастер начал при дворе будущего императора Петра Фёдоровича, хотя впоследствии он всегда называл себя архитектором Великой княгини, жены Петра III (в дальнейшем императрицы Екатерины II).

 

Произведения Ринальди в Петербурге и пригородах

В этом разделе мы просто перечислим самые известные произведения великого зодчего в нашем городе и его пригородах.

Санкт-Петербург:

Мраморный дворец  1768 — 1785 гг.

Князь-Владимирский собор   1766 — 1789 гг.

Исаакиевский собор (проект 3-го собора) 1768 г..

Католический храм св. Екатерины (закончил строительство) 1782 г..

Фигура ангела Петропавловской крепости    1777 г..

Пригороды Петербурга:
Гатчина:

Большой дворец ( 1-й вариант)   1766 — 1781 гг..

Кингисеп, старое название — Ямбург:

Екатерининский собор

Ораниенбаум:

Въездные Почётные ворота            Дворец Петра III

Китайский дворец                            Павильон Катальной горы

Царское Село:

Китайский театр (Александровский парк)

Чесменская колонна (Екатерининский парк)

Морейская колонна (Екатерининский парк)

Орловские ворота (Екатерининский парк)

Кагульский или Румянцевский обелиск (Екатерининский парк)

 

Фотографии:

Антонио Ринальди, зодчий Петербурга Антонио Ринальди, зодчий Петербурга Дворец Нимфенбург, Германия Дворец Нимфенбург, Германия Дворец в Гатчине, пригород Петербурга Дворец в Гатчине, пригород Петербурга

 

 

 

1703piter.ru

Ринальди Антонио (1709 — 1794) — Энциклопедия Царского Села

Антонио Ринальди (около 1709 — 1794) - итальянец на русской службе.

Родился около 1709 года в Италии. Вероятнее всего А. Ринальди принадлежал к достаточно почтенному дворянскому роду. Крупнейший зодчий позднего итальянского барокко.

Приехал в Россию из Италии в 1752 году по приглашению графа К. Г. Разумовского, гетмана Украины. К тому времени он был уже сложившимся сорокатрехлетним мастером, прошедшим выучку у ведущего итальянского архитектора Луиджи Ванвителли, при котором состоял помощником на строительстве по заказу неаполитанского короля одного нз крупнейших дворцовых сооружений Европы — замка Казерта близ Неаполя.

До отъезда в Россию А. Ринальди успел побывать в Англии.

В 1754 году, вернувшись с Украины в Санкт-Петербург «ни с чем», Ринальди оставался у гетмана на частной службе и жил в его доме. Приобретя покровительство князя Д. М. Голицына и И. И. Бецкого, А. Ринальди становится архитектором так называемого "малого двора", как тогда именовалось ближайшее окружение наследника престола — будущего императора Петра III, по предложению которого он начинает работать Ораниенбауме.

Покровители рекомендовали Ринальди великой княгине Екатерине Алексеевне, будущей Екатерине II, в 1757 году принят ею «на полное содержание» и назначен архитектором в Ораниенбаум. По сообщениям современников, Ринальди находился у будущей императрицы в «большой фортуне» и заложил на ее Собственной даче в Ораниенбауме «большой сад и у тельный дом».

В 1761 году Ринальди уже обладает прочным положением первого придворного архитектора наследника престола. С 1762 года — придворный архитектор императрицы Екатерины II и, кроме того, ведущий архитектор Петербурга.

Главным консультантом великой княгини в деле разбивки Собственной дачи являлся И. И. Бецкой, который прожил много лет за границей и был хорошо знаком с новейшими приемами в европейской архитектуре и паркостроении. В этой же роли Бецкой, по-видимому, выступал и при создании Екатериной «английского» сада в Царском Селе, к которому императрица приступили в 1768 году.

В обсуждении вопроса расположения будущего садь вероятно, участвовал и Ринальди, хорошо зарекомендовавшие себя работами на Собственной даче в Ораниенбауме. Хозяйка Царского Села, как известно, отдавала предпочтение английским паркам и ревностно собирала посвященные им альбомы и гравюры. При этом Екатерину II интересовали не только сады по себе, но и их архитектурные украшения.

Мечтая о садах в «новом вкусе», Екатерина вместе с тем жаловалась в письмах, что не может добиться от своих зодчих нужного результата. Нарисовать план задуманного ею пейзажного сада на пустующей территории к югу от дворца она поручила главному царскосельскому архитектору В.И. Неелову, снабдив его гравюрами, планами, путеводителями по английским садам и архитектурными увражами. Будучи увлечена новым замыслом, императрица всегда торопила архитекторов и, как правило, сама выбирала места будущих построек, нередко лично назначала образцы для них и ставила одну и ту же задачу перед несколькими исполнителями. Под впечатлением изданий по английским паркам, и прежде всего от путеводителя по Стоу, Екатерина запланировала в новом царскосельском саду строительство многочисленных «храмов»:

Марса, Венеры, Дианы, а также Ротонды, Пирамиды, и в первую очередь — знаменитого Палладиева моста, для которого В. И. Неелов скопировал из путеводителя фасад. Неелову было предложено и несколько проектов «готических» зданий поскольку к готике Екатерина испытывала в этот период оса пристрастие. Некоторые из этих проектов так и остались на бумаге. Другие, будучи осуществленными, не сохранились.

И если для Неелова в качестве источников были указаны парковые павильоны, то для Ринальди отправными точками могли стать другие мотивы Стоу, такие как Триумфальные ворота, Ростральная колонна, обелиск, отсылавшие к античным прототипам, посвященным военным победам.  Вероятно, именно они подсказали зали идею Орловских ворот, Чесменской колонны, Катульского обелиска.

Ринальди сочинил для Царскосельского сада также проекты Китайского и Готического павильонов, создал серию проектов небольших плотин и каскадов, выполнил рисунки внутренней отделки Грота, которая если и была выполнена Растрелли из морских раковин и камней, то оказалась значительно поврежденной. Легкий и нарядный лепной декор Грота, исполненный «каменного и квадраторного дела мастером» М. Кеза с группой лепщиков в 1771 году, обладает присущей творчеству Ринальди изысканностью рисунка и цвета. Характер отделки, ее мотивы — пветы, гирлянды, раковины — напоминают о том, что Ринальди был даровитым учеником Луиджи Ванвителли — виднейшего представителя итальянского рококо.

В 1770 году Екатерина получила копию недавно опубликованная труда о парке Кью — возможно, это была книга У. Чемберса «Планы, фасады, разрезы и перспективные виды садов и построек в Кью в Суррее». Увлечение просвещенной монархини архитектурными идеями Чемберса сказалось на появлении в императорском саду многочисленных китайских затей. Царскосельский «китайский» ансамбль образовал удивительный сплав «китайшины в 1740-х и 1770-х годов. Вероятно, это объясняется тем, что проекты из старых увражей Халфпенни, Райта и Овера были в это время вновь взяты на вооружение и наравне с проектами Чемберса и другими новейшими образцами появились во Франции в альбомах Ж.-Л. Ле Ружа, которыми активно пользовались архитекторами Екатерины.

Увлечение Чемберсом наиболее явственно проявилось в сооружении Китайской деревни. Постройка подобных «деревенек» стала развлечением для коронованных особ, по своей функции близкой придворному барочному саду. В числе возможных авторов проекта Китайской деревни называют имя Ринальди, в связи с тем, что к этому времени архитектор уже создал в близкой стилистике некоторые интерьеры Китайского дворца в Ораниенбауме. Высказывается мнение, что «Ринальди в начале 1770-х годов сделал для императрицы деревянную модель Китайской деревни, которая включала повторение знаменитой пагоды в Кью», и что именно он «вовлек» В. И. Неелова в разработку этого проекта.

Известно, что в 1772 году русскому посланнику в Лондоне А. С. Мусину-Пушкину были посланы деньги на модель китайского строения (вероятно, именно «кевской» пагоды). Тогда же Кабинетом были ассигнованы средства на оплату работ по изготовлению «Китайской модели», которая исполнялась в мастерских Конторы строений домов и садов мастерами, работавшими под началом Ринальди в Ораниенбауме. Увлекший Екатерину в 1770 году масштабный замысел со временем не только потерял актуальность, но и оказался таким дорогостоящим, что она не сочла возможным воплотить его в первоначальном виде — с восьмиярусной башней-пагодой по образцу фарфоровой пагоды в Нанкине, с легкой руки Чемберса ставшей символом «англо-китайского» сада, и другими эффектными затеями, при том что отделка китайских домиков продолжалась, по мере выделения средств, до самой смерти императрицы.

Учитывая, что Ринальди создал себе репутацию работами по разбивке сада на Собственной даче императрицы в Ораниенбауме, возможно принять во внимание предположение Д. А. Кючарианц о том, что ему же принадлежит глубоко продуманный выбор места дпя Большого каприза и Китайской (Скрипучей) беседки в Царскосельском саду, композиционно включенных в ансамбль китайских сооружений, целостность которого предполагает одного автора.

Архивные данные похволяют допустить участие Ринальди и в разработке проекта Скрипучей беседки, называвшейся первоначально «Китайским домом», хотя в указе 1778 года о ее постройке автором проекта назван Ю. М. Фельтен. Обстоятельства исполнения проекта до сих пор не выяснены в деталях. Путаница имен не приходится удивляться — ведь императрица, создавая свой сад, стремилась добиться воплощения образов, уже обозначившихся в ее воображении, и, выбирая наиболее подходящий из нескольких вариантов различных авторов, сама правила эскизы. При этом известно, что нередко она теряла чертежи.

Более определенно можно говорить о причастности Ринальди к разработке проекта Китайского театра. Сохранилось семь его чертежей: планы первого и второго этажей, главный фасад, два поперечных разреза (на одном листе) и плафон зрительного зала.  Проект Ринальди предусматровал обработку фасадных стен неглубокими нишами и росписи стен китайскими мотивами. Вероятно, именно ему следовал И. В. Неелов, осуществивший постройку здания. К моменту начала строительства относится записка императрицы: «Китайский снаружи театр в назначенном квадрате строить против Зверинца: буде отыщу план, пришлю, а буде нет, то надлежит план делать, взяв за основание внутренне расположение Ораниенбаумского театра».

Проектирование английского сада в Царском Селе совпало с начатом Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, а его строительство — с разгромом турок. Победа в этой войне имела огромное политическое значение для России, повысила ее статус на европейской арене и привлекла к ней всеобщее внимание в Европе, eщe не забывшей, какую серьезную угрозу представляли турки в течение предшествовавших двух столетий, когда «весь христианский мир пребывал в страхе и бил тревогу». Сад доносит отзвуки военных и дипломатических успехов Екатерины Великой, результатом которых современникам представлялся «небывалый подъем международного значения России», когда «держава второго класса стала считаться первою военною державою в Европе» и «морским государством».

Идею российского триумфа можно было выразить, лишь обратившись к величественным формам древней классики. Возникла необходимость в создании памятников торжественных и в то же время благородно-сдержанных. Так с памятников, посвященных победам над Турцией, началась «царскосельская античность». Вдохновивишись этой задачей, Ринальди воздвиг монументы, в которых продемонстровалал свое чувство формы и декоративное чутье. Именно они определили мемориальный аспект Царскосельского сада, в значительной части посвященного военной славе России, и увековечили победы, имевшие огромное значение для укрепления ее авторитета, «небывалого подъема международного значения».

Екатерина знала возможности Ринальди как тонкого декоратора, знатока классических форм и оценила присущее ему чувство камня. Особое художественное чутье при работе с этим материалом, вероятно, сформировалось у Ринальди еще на родине, где он часто видел облицованные мрамором стены и усвоил унаследованные от античности декоративные традиции и навыки применения камня в архитектуре.

С ассортиментом и цветовой гаммой русских мраморов и гранитов архитектор познакомился, занимаясь строительной практикой в Санкт-Петербурге и Гатчине, возводя по собственным проектам дворцы и сооружая новую Исаакиевскую церковь, при которой производилась заготовка и обработка цветного мрамора также и для Царского Села.

Постоянно применяемый А. Ринальди нежно-розовый доломитовый мрамор Тивдии с Белой горы из южной Карелии, имеющий в полировке глубокий теплый тон, является одним из самых замечательных декоративных материалов российского происхождения и наиболее удивительным камнем царскосельских построек. Старинные каменоломни, ньше уже закрытые, давали замечательные плиты этого камня для внутреннего убранства дворцов и храмов. Академик А. Е. Ферсман писал, что «трудно найти материал более мягких и более нежных тонов».  

Хотя авторство А. Ринальди до сих пор остается неподтвержденным для таких памятников, как Кагульский обелиск, Морейская и Крымская колонны, «Памятник заслугам», они несут на себе все особенности его художественного почерка.

Отмечая монументами победу за победой в первой Русско-турецкой войне, Екатерина весело сообщала в письме: «Если война сия продолжится, то царскосельский мой сад будет походить на игрушечку. После каждого воинского деяния воздвигнется в нем приличный памятник». Морским победам и победителям — братьям Орловым — Екатерина посвятила малую и большую ростральные колонны — Морейскую и Чесменскую.

Морейская колонна, поставленная в 1771 году в честь победы при полуострове Морея в Средиземном море в феврале 1770 года, стала I первым монументом царскосельского сада императрицы.Пропорции Морейской колонны, как и построенных вслед за ней Чесменской (бесспорно спроектированной Ринальди) и Крымской, соответствуют принятым для римско-дорического ордера.

 

В 1771-1772 годах по проекту Ринальди был воздвигнут Катульский обелиск — разработанный Ринальди памятник в честь побед русской армии под командованием фельдмаршала Н. Румянцева над турками при реке Кагуле (на юге нынешней Молдавии).

Местоположение всех трех монументов наводит на мысль, что, возможно, мжениям для каждого из них определялось с расчетом на географические аллюзии: Кагульский обелиск, посвященный победе при реке Кагул, был установлен на лугу, плавно спускавшемся к «прудкам», и воспринимался от дворца стоящим у «реки»; Морейская колонна в честь победы при полуострове Морея кажется стоящей на полуострове, Чесменская колонна, посвященная трем сражениям, разыгравшимся среди морских просторов, выступает на водной глади Большого озера.

Еще одним творением Ринальди считается Крымская колонна — памятник присоединения Тавриды, установленный в 1777 году за пределами сада, посреди находившегося здесь Запасного двора кордегардий, построенных в формах турецкой архитектуры, в честь заключения в 1774 году Кючук-Кайнарджийского мира.

Особый монумент императрица посвятила своим «сотрудникам», заслуги которых она ценила и подчеркивала, что это является первейшим из ее основных правил. «Кто не уважает заслуги, - писала ова в одной из ранних своих записок, — тот сам их не имеет; кто не старается отыскать заслугу и не открывает ее, тот не достоин в ней способен царствовать». Мраморный «Памятник заслугам», созданный в начале 1770-х годов, также относят к творчеству Ринальди. 

О парке Стоу — главном образце садовых построек раннего екатерининского времени — напоминают не только рассмотренные выше памятники, с их характерными для сооружений этого периода памятными надписями, но и триумфальная мраморная арка, которая украшала въезд в Царское Село со стороны Гатчины, подаренной Екатериной графу Г. Г. Орлову. В 1771 году по проекту Ринальди В. И. Неелов построил временную арку для встречи Г. Г. Орлова, возглавившего борьбу с распространившейся в Москве эпидемией чумы. Арка из гранита и мрамора - Гатчинские (Орловские) ворота, также спроектированная Ринальди, была сооружена в 1777-1782 годах.

В 1779 году, когда работы по сооружению Орловских ворот еще продолжались, Екатерина в письме Ф.-М. Гримму упомянула о падении Ринальди с лесов. Архитектору было уже около семидесяти лет, и его деятельность в Царском Селе после этого прекратилась — развитие масштабных замыслов императрицы потребовало усилий новых, молодых архитекторов, благодаря творчеству которых царскосельский ансамбль вскоре достиг своего наивысшего расцвета.

В 1784 году Ринальди уехал в Рим, где через десять лет умер. Прекрасные творения архитектора сохраняются в Санкт-Петербурге и его пригородах как свидетельства славных лет екатерининской» царствования, а имя «одного из великих зодчих России» два столетия спустя сияет новым блеском.

Постройки в Царском Селе по проекту А. Ринальди, или с его участием, в хронологическом порядке

 

Источники:

  • И. Степаненко. Ринальди. Сборник: Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб. : Аврора, 2010. - 303 с.
  • Кючарианц Д. А. Антонио Ринальди. Л., 1976.
  • Петров А. Н. Пушкин: Дворцы и парки

 

tsarselo.ru

Ринaльди Антoниo - Санкт-Петербург - все о северной столице России

1709 - 1794 г.г.

Антонио Ринальди появился на свет в 1709 году в Италии, точная дата его рождения, к сожалению не известна, в семье дворянина. Обучался будущий архитектор у Луиджи Ванвителли, который занимался обучением отпрысков проживающих вблизи. Учёба проводилась в Неаполе, сообща с иными воспитанниками Ванвителли Ринальди принял участие в строительстве порученных преподавателю объектов. За время своей работы в Италии Ринальди получил популярность и зарекомендовал себя как талантливый и перспективный архитектор.

В 1751 году конструктор был приглашен на службу в Россию. Он был выслан к К. Разумовскому, договор был подписан на 7 лет. В Малороссии Ринальди трудился немало и конструктивно. Начал Ринальди со строительства резиденции для главы Украины в Батурине. Разработанный Ринальди чертеж абсолютной перестройки резиденции осуществлен, к сожалению не был.

Антонио Ринальди к 1754 году делается зодчим "малого двора", т.е. входит в наиближайшую свиту будущего правителя Петра III. По предложению преемника престола конструктор начинает собственную работу в Ораниенбауме. Там он возводит Оперный дом, дворец Петра III, комплекс дачи с Китайским замком и Катальной горой. Работая в Ораниенбауме, Ринальди более именовал себя зодчим великой княгини, следовательно, завоёвывая доверие Екатерины II.

В 1768 году начинается работа над возведением Мраморного дворца. Завершает его он к 1785 году. В одно и то же время с Мраморным замком архитектор завершает дворец в Гатчине.

После того как Екатерины II взошла на престол, Антонио Ринальди был назначен главным архитектором С-Петербурга. В 70-е годы конструктор трудился, как правило, в Царской Деревне. Тут он возвёл Китайский павильон и Китайский театр. Помимо этих построек Антонио Ринальди принадлежит проект Чесменской и Морейской ростральных колонн, Кагульского обелиска и Крымской колонны.

В 1766 году под управлением архитектора наступает реконструкция Князь-Владимирского храма. В 1772 году по плану Ринальди вблизи было закончено возведение Тучкова буяна.

По желанию Екатерины II в 1768 году конструктор начинает возводить новое помещение Исаакиевского храма. Данная его работа не сохранилась, потом собор был перестроен. Вполне вероятно непосредственно авторству Ринальди принадлежат дом Волконских, дом Мятлевых Исаакиевской площади. По плану великого архитектора был построен Большой театр, место которого позднее заняло помещение Консерватории. В 1763-1783 годах был возведён костёл Святой Екатерины на Невском проспекте, над которым Антонио Ринальди работал совместно с Ж. Б. Валлен-Деламотом.

Антонио Ринальди придумал чертеж комплексного дизайна главных дорог из С-Петербурга в Монаршее Село и Петергоф. Сообразно данному проекту вдоль дорог были размещены мраморные столбы, некие из них дошли и до наших дней.

На всех помещениях спроектированных Антонио Ринальди можно узреть его фирменный знак - скрещённые лавровая и пальмовая ветки. Приметной спецификой в его работе считается применение не часто использующихся в оформлении построек, которые были использованы. Так при строительстве Мраморного дворца он применял российский мрамор, доставаемый в карьерах около Ладожского и Онежского озёр. При строительстве сооружений в Гатчине был применён особый пудожский известняк, который собственно и дал постройке уникальный незабываемый вид.

Антонио Ринальди работал в Белокаменной около 30 лет. Его интенсивную работу прервало происшествие – архитектор упал со старых лесов возводимого им дома Большого театра. 1784 год ознаменовался для него возвращением в Италию, поселился в Риме. Конструктору была назначена пожизненная компенсация, которую ему часто оплачивали через российское посольство. Антонио Ринальди скончался 10 февраля 1794 года в Риме.

 

Добавить комментарий

vivaspb.com


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров