Страны
         Турфирмы 
       
Отели          Билеты        
Подобрать тур
|
 Болгария  Греция  Египет  Израиль  Индия  Испания  Италия  Кипр  Китай  ОАЭ  Россия  Таиланд  Турция  Финляндия  Франция  Хорватия  Черногoрия  Чехия  Автобусные туры |
Термез. Часть 1: город на Крайнем Юге. Термез достопримечательностиДостопримечательности Термеза. Исторические памятники Термеза.
Самый южный город Узбекистана, Термез сосредоточил вокруг себя исторические и архитектурные памятники самых разных эпох, начиная от времен Кушанского царства (I в. до н.э.): городище Дальверзинтепе, которое считается самым древним буддийским строением на территории Узбекистана, комплекс Каратепа и буддийская ступа Зурмала. Далее видно, как Ислам шагал по Средней Азии: появляются крепость Кирк-Киз - музей невероятно богатого мастерства средневекового зодчества, ханака (святая обитель) Кукилдор-ота - одна из самых почитаемых достопримечательностей Термеза, великолепный ансамбль Султан Саодат, мавзолей Хаким-ат-Термези, который стал местом поклонения мусульман всего мира.
Городище Дальверзинтепе
Джаркурганский минарет
Крепость Кирк-Киз
Комплекс Каратепа
Мавзолей Хаким ат-Термези
Буддийская ступа Зурмала
Термезский археологический музей
Комплекс Фаязтепа
Ханака Кукилдор-Ота
Сангардакский водопад
© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».Копирование и использование данного материала - только с разрешения автора. интересные места, обзоры и фотографииТермезский археологический музейРекомендовать место 1 Музеи Термеза Термезский Археологический музей считается единственным, специализированным музеем в регионе Центральной Азии.Во входном зале музея установлены уникальные статуи из камня и гипса, каменный бассейн и керамические сосуды (хумы) большого размера, различных исторических эпох. Здесь же экспонируется рельефная карта области, где обозначены 20 археологических памятников, которые относятся к разным периодам истории региона. Термезский археологический музей был создан 24 октября 2001 года, а 2 апреля 2002 года,в честь 2500-летия Термеза, двери музея открыты для всех желающих.Музей интересен археологическими находками: древними монетами, предметами живописи, скульптурами, предметами быта и пр. Всего насчитывается 27 000 бесценных сокровищ истории, состоявшие из коллекций археологии, нумизматики, живописи, скульптуры, фото, предметов быта.Среди экспонатов музея есть письменные источники: книги, переписка правителей, хозяйственные документы. Все эти экспонаты хранятся в библиотеке музея, которая насчитывает около 16 000 книг и документов. В основном вся литература в музее написана на арабском и персидском языках, которая относится к периоду средневековья. Кроме того, здесь имеются и специально оборудованные залы для показа драгоценных металлов и камней. Термезский археологический музей – один из немногих музеев, которые предлагают посетителям такой выбор экспонатов по античному периоду Средней Азии. Многие из находок уникальны и единственные в своём роде. В музее проводят экскурсии на узбекском, русском, таджикском, персидском и английском языках. Увлекательная и познавательная экскурсия придется посетителям по душе. Посетители музея получат массу удовольствия, отправившись в мир археологии. г.Термез, ул. Ат-Термезий, 29А А какие достопримечательности Термеза вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место. Архитектурный ансамбль Султан-СаадатРекомендовать место 1 Архитектурный ансамбль Султан-Саадат расположен на окраине города Термез, в центре Сурхандарьинской области Узбекистана. Мемориальный комплекс состоит из усыпальниц представителей династии термезских сейидов, считавшихся прямыми потомками пророка Мухаммеда. Архитектурный ансамбль комплекса формировался на протяжении XI - XVII веков и включает в себя различные мемориальные и культовые сооружения.Несмотря на различное время постройки, все строения имеют схожее стилистическое оформление. Фасады украшены фигурной кладкой жженого кирпича, служившего также и материалом для несущей конструкции. В XV веке арка входного портала была облицована майоликовой плиткой. В XIX веке здания комплекса постепенно разрушались и приходили в запустение. В 2005 году ансамбль мавзолеев Султан-Саадат был торжественно открыт после завершения реставрационных работ. В настоящее время этот величественный мемориальный комплекс открыт для всех желающих. Узбекистан, Сурхандарьинская область, город Термез www.openarium.ru Какие интересные места стоит посетить в Термезе?Термез — узбекский город, дата основания которого неизвестна, но в 2002 году был отпразднован 2500-летний юбилей. Самый южный город Узбекистана известен тем, что недалеко от него находится «Мост Дружбы», соединяющий страну с Афганистаном. Именно по этому мосту выводились советские войска после окончания десятилетней афганской войны. Мост периодически закрывался в целях безопасности, но сейчас ограничений в передвижении нет. Археологи обнаружили, что старый город располагался немного восточнее современного. Название «Термез» переводится с древнеиранского как «место прохода». В древние времена здесь была переправа через некогда могучую реку Амударья. Имена Александра Македонского и Чингисхана тесно связаны с историей города — в разное время он был захвачен этими великими полководцами. На протяжении трёх столетий с IX по XII века Термез был крупным и богатым городом с развитой торговлей, ремеслом, славился как культурный и научный центр. Войска Чингисхана стёрли Термез с лица земли. Спустя время город отстроился заново и снова пережил и расцвет, и упадок. Непростая, нелёгкая и насыщенная история города отражена в его достопримечательностях. Сегодня это современный город, которому есть что показать туристам и чем потрясти их воображение. Знакомство с городом, как ни странно, лучше начать не с обзорной экскурсии, а с посещения «Археологического музея» (ул. Ат-Термезий, 29а). Собственно, в этом нет ничего удивительного, так как чтобы лучше понять большинство достопримечательностей Термеза, необходимо погрузиться в прошлое, коридор в которое находится именно здесь — в музее археологии. Музей построен только в 2002 году и является единственным археологическим музеем во всём регионе Центральной Азии. Именно благодаря своей монополии музею удалось собрать в одном месте огромное количество артефактов, самые ранние из которых датируются более сотней тысяч лет до н. э. Археологические раскопки в окрестностях города практически не прекращаются, так что обновление экспозиции происходит регулярно. Создатели музея огромные молодцы, они смогли соединить новейшие технологии и древностями. В специальных залах можно увидеть различные трёхмерные изображения, при помощи которых воссоздают картинки из повседневной жизни древнего города. Помимо великолепного собрания артефактов, а их в музее более 76 000 единиц, в здании находится обширная библиотека с читальным залом, где можно найти книги по истории и археологии края, включая старинные издания. Очень удобно, что экскурсии в музее проводятся на различных языках: русском, узбекском,таджикском, персидском и английском. Ну а теперь, когда при помощи музея вы смогли погрузиться в прошлое, самое время пройтись по известным местам Термеза и его пригорода. Культовый «Комплекс Султан Саодат» — мемориальное сооружение. Это усыпальница сейидов, считающих прямыми потомками пророка Мухаммеда. На сегодняшний день сохранилось около половины от первоначальных построек. Кроме того, во время реставрационных работ, которые проводятся регулярно начиная с XIV века, каждый реставратор добавлял что-то от своего времени, таким образом комплекс предстаёт перед нами украшенный смесью различных эпох. «Джаркурганский минарет» относится к памятникам архитектуры. Минарет находится в кишлаке Минор в 60 километрах от Термеза. Раньше здесь был полный ансамбль, состоящий из мечети и минарета, но сейчас осталась только башня минарета, величественно и печально глядящая на людей. Высота этого сооружения около 21 метра, а диаметр более 5 метров. Минарет примечателен тем, что на нём нанесено имя человека, создавшего его — Али ибн Мухаммад из Серахса. Предполагается, что башня была гораздо выше, минимум в два раза. «Ханака Кырк-Кыз» переводится как «Сорок девушек» — крепость, находящаяся в кишлаке Намуна. По преданию здесь жили своего рода амазонки того времени и помимо того, что отражали атаки на свою крепость, ещё и практиковали нападение на соседние города. Постройки крепости сохранились плохо, но всё же можно представить себе как выглядели здания в те далёкие времена, этому способствую оставшиеся на сводах поблёкшие, но неутратившие красоты фрески. «Буддийский комплекс Фаяз-Тепа (Фаязтепа)» находится в 16 километрах от Термеза на пути, где проходили древние караваны. Комплекс совсем небольшой, но это тот случай про который говорят: «Мал золотник, да дорог!». Здесь археологами была найдена потрясающая статуя Будды, сейчас составляющая гордость исторического музея в Ташкенте. Комплекс был открыт относительно недавно — в 1963 году. Самыми ценными находками были найденные изображения Будды, демонстрирующие эволюцию рисунка: от самых примитивно исполненных до высоко-художественных. «Буддийская ступа Зурмала» до сих пор вводит в ступор историков и учёных. Неизвестно ни точное время постройки, ни то являлась ли ступа самостоятельным сооружением или была частью какого-то комплекса. «Буддийский культовый центр Каратепа» — ещё одна достопримечательность религиозного значения. Археологи считают, что уже в II — IV столетиях нашей эры здесь был центр буддистской культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные ступы, фрески на стенах с изображение Будды, животных и птиц. Даже спустя столетия место обладает потрясающей энергетикой, заряжает положительными эмоциями и наполняет гармонией. Термез — удивительный город, построенный на смешении культур, реликвий и эпох. Караванные пути, проходившие через город, способствовали неоднородности населения. Именно Термез способствовал распространению такой религии как буддизм на Дальний Восток и в Китай. Занимающий стратегическое местоположение город неоднократно разрушался, подвергаясь нападениям самых талантливых полководцев, но, словно птица Феникс возрождался вновь. Сегодня Термез — это современный город со всеми атрибутами: чистые широкие улицы, дороги, проспекты, здания из стекла и бетона, кинотеатры и супермаркеты. Но не стоит обманываться внешним видом, это древний город, расположенный на земле, пропитанной мудростью Востока. Приезжайте и убедитесь в этом сами. gid.turtella.ru Термез. Часть 1. Велосипедная прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности. 2013 г.Административный центр Сурхандарьинской области, Термез, является самым южным городом Узбекистана. Его возраст превысил 2500 лет. Знающие древнеиранский язык граждане смогут определить, что название города говорит о существовании здесь важной переправы. История Термеза богата и сложна. Земля, на которой он был построен, входила в состав многих государств. В конце концов, к концу XVIII века от него остались только два кишлака, которые вошли в состав Российской империи в 1893 году. В 1929 году селение стало городом. В настоящее время численность его населения составляет 150 тысяч человек. Поезд на Термез прибывал в Карши уже затемно. Какое-то время я находился на улице, но потом прошёл в здание вокзала. Оказалось, что поезда Ташкент - Термез и Термез - Ташкент приходят в Карши примерно в одно время, практически встречаясь на данной станции. Мне сразу пришла в голову мысль, что подобные вещи в расписании всегда ведут к путанице, тем более, если дело происходит ночью. Когда до их прибытия оставалось полчаса (мой должен был появиться первым), было объявлено, что оба состава опаздывают. Наконец, с задержкой на час, к перрону стал подходить первый поезд. Как назло, диктор объявил о его наименовании невнятно (узбекская речь дублировалась на русском). Т.к. у меня в руках был складной велосипед, то медлить не стоило. Я осведомился о прибывавшем поезде у какого-то работника: - Скажите пожалуйста, это поезд Ташкент - Термез? Получив утвердительный ответ и глянув на табличку "Ташкент - Термез", прикреплённую на одном из вагонов (кое-где их не было вообще), я стал искать свой, подспудно понимая, что вероятность ошибки пока не исключена, т.к. оба поезда называются примерно одинаково, да и чего только не бывает, когда трещит по швам расписание движения. Проводник посмотрел мой билет и пригласил проходить располагаться. После этого все сомнения отпали и мне предстояло следующее важное дело - разместить свой багаж. Т.к. время было уже ночное, то я прошёл в вагон налегке, оставив велосипед рядом с купе проводника. Моё место оказалось занято. Я попросил лежащего на нём пассажира показать билет. Оказалось, что у него всё нормально. Пришлось сообщить о возникшей проблеме проводнику. Он отреагировал спокойно: - Не волнуйтесь, брат, уедете... Сейчас найду Вам место. Когда я через несколько минут вышел на улицу, он стоял и трепался с коллегами. Я напомнил ему о своём деле, и он снова встрепенулся: - Да-да, сейчас всё сделаем. Давайте билет, я схожу к начальнику поезда. Достаточно быстро он вернулся и спросил у меня на ходу: - Вы куда едете? - В Термез!... - А мы в Ташкент!!!... Через несколько мгновений я стоял на платформе с вещами и счастливо глядел вслед удаляющемуся поезду: "Следующий точно мой!...". Утром я проснулся на верхней полке от стойкого ощущения, что вот-вот скачусь вниз. Было уже светло, за окном простирались горные вершины и слышался натужный скрип тормозов. Моим соседом оказался мужчина средних лет. Он являлся жителем Термезской области, а потому мы поговорили о здешних реалиях. Часть железной дороги в Термез проходила по территории Туркмении,т.к. в советское время её прокладывали исходя из технических соображений, а не политических. После обретения независимости республиками Средней Азии, отношения между ними ухудшились. У Узбекистана, по-моему, они неважные абсолютно со всеми соседями. Это сказалось на железнодорожном сообщении, часть поездов отменили. В 2009 году Узбекистан построил дорогу из Карши в Термез по своей территории. Для этого пришлось пересекать горы. Пассажиры же получили возможность любоваться красивыми пейзажами. На въезде в Термезскую область ко мне подошли пограничники с собакой и попросили показать содержимое рюкзака. - Что я на наркоторговца похож? - Да... - Ну проверяйте тогда. Много вы так наловите... Хотя было немного обидно, что проверили только меня, а никого из узбеков не тронули, в моих словах не слышалось злости. Возможно, это один из путей доставки афганских наркотиков. Пусть делают, что хотят, лишь бы опасное зелье не попало дальше в Узбекистан, а затем в Россию. Похоже на культовое сооружение. Несмотря на то, что физико-географические характеристики Термезской области не слишком привлекательны для людей, проживает в ней более 2 миллионов человек. После некоторого снижения из окна поезда можно было наблюдать различные селения. Поезд медленно тянется, огибая одну гору за другой. Наш разговор также нетороплив. - А что, остались в Узбекистане колхозы или совхозы? - Нет, теперь только фермерские хозяйства. - Фермер сам работает или нанимает людей? - Нанимает. - Платит им, наверное, немного? - Очень мало. - А сам богатеет потихоньку, расширяет производство? - Да, понемногу увеличивает своё хозяйство. - Так со временем получится, что все работают, но при этом один богатый, а другой бедный. Несправедливо... Опять революция будет... - Наверное, - мой собеседник не знает, соглашаться со мной или нет. Так вот мы, без какой-либо помощи Карла Маркса, разобрались в причинах появления классовой борьбы... Встречаются совсем небольшие хуторки. Каково здесь жить?... Навьюченный ослик дожидается хозяина. В этой горной пустыне невесело. Рабочий, увидев поезд, машет нам рукой. А потом, какое-то время будет сидеть в ожидании следующего в такой бытовке. Один-одинёшенек... Странно, но овцы находят здесь некий корм. По крайней мере его им хватает для того, чтобы передвигаться без посторонней помощи. Пару раз было видно какое-то производство. Видимо, разрабатывают родные горы. Приближался городок Кумкурган. Мой сосед позвонил по мобильному телефону. - Что позвонили, чтобы супруга плов ставила на плиту? - Нет, насчёт плова я ещё раньше сказал. - Вы в частном доме живёте или в квартире? - В частном. Мне так больше нравится. - Зато вернётесь сейчас, заходите отдохнуть с дороги, а жена начнёт приставать, что нужно по дому поработать, в огороде повозиться... - Не скажет. В моём доме я хозяин. - Ну не жена, так жизнь заставит. - Для этого у меня сын есть. Со своей женой сделают всё необходимое... Похоже, что мой собеседник дожил до самого счастливого периода в своей жизни. Оазис недалеко от Кумкургана. Пустыня, решившая сопровождать нас далее, подсказала, что температурный максимум моего путешествия ещё не пройден. Вдруг, среди песков, показался грузовик. Подсказывая, что время торговых караванов осталось в прошлом... В Термезе, недалеко от вокзала, я уловил запах чайханы и решил перекусить. Хотя было ещё утро, здесь уже расположились две компании, которые пили водку. (Видны на фотографии). Достаточно быстро двое молодых парней разгорячились настолько, что разговор их всё больше походил на крик. (Они в середине). Тогда от группы более старших выпивающих отделился мужчина и подошёл к ним. Слов я не понял, но, судя по интонации, смысл сказанного был примерно таким: "Не дома! Сидите тише!...". Молодые люди сразу притихли. Дедушка, сидящий справа, чуть позже подозвал меня и протянул два больших яблока. Видимо, счёл, что я больше всех заслуживал поощрения, потому что, как и он, пил чай. Вскоре я уже стоял у стойки гостиницы. Портье, немолодой уже мужчина, записывал мои данные в книгу. - А с какой целью к нам прибыли, в командировку? - Нет. Я турист. Приехал посмотреть город, погулять по нему и сфотографировать достопримечательности... - Посмотреть достопримечательности!... Вам повезло, я сейчас всё расскажу.... - он отложил на какое-то время ручку... Я вспомнил фильм "Кавказская пленница" и подумал, не добавить ли в список интересующих меня вещей и тосты. Пока мой собеседник в хорошем настроении. Но эта термезская жара... Как я потом ездить буду?... - Велосипед можете поставить на ночь сюда, - он показал мне в сторону небольшого закутка в стороне. - Я его тогда и пристёгивать не буду. - Конечно, не бойтесь, он не пропадёт, - к нам приближалась женщина, также работающая здесь. - Я и не боюсь. Даже буду рад, если работники гостиницы найдут время покататься на нём. - А если кто-нибудь из них уедет на Вашем велосипеде или сломает? - было видно, что в холле давно не с кем было поговорить. - Ну и хорошо. Наконец-то появится уважительная причина купить новый. Тут я сразу понял, что это неправда, т.к. мой старичок, проехавший вместе со мной по улицам более двухсот городов, был очень дорог мне... Пока я устраивался в номере, работники гостиницы набросали мне небольшой список со схемой проезда. Уезжал из Термеза я вечером следующего дня, поэтому сегодня решил осмотреть окрестности. Достаточно быстро я выехал за пределы города, взяв с собой две бутылки воды. Погода была отличной, высокая температура наружного воздуха (более 30 градусов) удачно гармонировала со свежим ветерком. Казалось, что педали крутятся сами, создаваемый моим движением поток воздуха пригибал верхушки деревьев, а решившие посоревноваться со мной в скорости птицы почти сразу позорно отставали. Я чувствовал, что люблю всё вокруг. Хлопковые поля, строгого президента страны, надоедливых милиционеров... Даже встреченного ишака, запряжённого в большую тачку, монотонно и без каких-либо эмоций тащившего доверенный ему груз к месту назначения. Надо сказать, что какое-то время, вдоль дороги чувствовались явные следы недавнего благоустройства. А ведь я уже находился вне пределов Термеза. Продолжаю наслаждаться велопрогулкой. Хочется воскликнуть "Да здравствует Солнце!...". Увидев щит, информирующий о том, что на дороге работает радар, сбавляю скорость. Поле с бахчевыми напоминает, что сегодня нужно ещё успеть купить дыню. У поворота к комплексу Хакима ат-Термези оглядываюсь назад. И сразу волна радости накрывает меня с головой. Оказывается, всё это время я преодолевал пологий, но протяжённый подъём. Проезжаю ворота и фотографирую их сзади (из-за положения солнца). Территория мемориального комплекса огромна. В современном Узбекистане это встречается часто. Она благоустраивается, и это тоже здесь обычное явление. Остановился около почтенного аксакала, чтобы положить ему купюру. На этом месте когда-то стояла цитадель. Сейчас часть её восстановлена заново. Обернёмся. Далее входим непосредственно на территорию комплекса. Вид на ворота изнутри. Кругом шикарная растительность. Традиционная беседка. Без подобных сооружений под здешним солнцем долго не протянешь. Музей истории Термеза и наследия Термезидов. Здание построено в годы независимости. Конечно, здесь есть пруд. Думаю, понятно, что причиной появления традиции создания водоёмов (хаузов) является здешний климат. Рассмотрим сооружения у берега поближе. Ещё одна беседка (на вводном фото показана она же только с иного ракурса). Мавзолей ат-Термези. Первое сооружение над могилой святого было возведено в XI веке. Современное здание, думаю, обрело нынешний облик недавно. На окраине территории находится древнее городище. Но вход в него запрещён, т.к. там начинается пограничная зона. Открытое захоронение уважаемых людей. В Узбекистане подобные вещи встречаются часто и, видимо, являются элементом традиции уважения к старшему поколению. После этого посмотрим буддийский комплекс Фаяз-тепа, находящийся в нескольких километрах дальше. Считается, что он был возведён в I - II веках, но уже в III веке был покинут, а позднее разрушен. Его останки обнаружили в 1960-х годах советские археологи под руководством Л. И. Альбаума. Комплекс расположен уединённо, кругом абсолютно голая полупустыня. Недалеко от него стоит жилой дом, в котором я попытался получить какую-нибудь информацию, но навстречу мне выскочила собака, затем несколько детей. Пришлось развернуться, уже после того, как я отъехал, на дорогу вышла женщина, некоторое время смотрела в мою сторону и ушла назад. А хотел я осведомиться о принадлежности данного сооружения, которое стояло у дороги. Вывесок на нём я не нашёл, двери были закрыты. Это уже Фаяз-тепа. Учёные полагают, что данный монастырь был оплотом распространения буддизма в регионе (но не единственным). Ступа (традиционное буддийское сооружение с замурованными внутри реликвиями). Внутри неё замурована ещё одна ступа, меньшего размера. После обнаружения она выглядела, конечно, не так. Это уже после проведения реконструкции. В настоящее время поверхность ступы испещрена более поздними письменами, которые можно считать посланием археологам будущего. Останки монастыря также получили цивилизованный вид. Наверное, принято решение пока его не воссоздавать в полном объёме. Среди помещений выделили жилые, хозяйственные и культовые. Здесь, похоже, был храм. Несмотря на абсолютную сушь и сильную жару можно увидеть ростки новой жизни. Пора возвращаться в Термез. Значительная часть пути идёт теперь под уклон, но я уже устал, и вода вся выпита. Вспоминаю об этом, глядя на сухое русло арыка. Принцип работы системы орошения мне объяснили ещё в Учкургане. Закрывается плотина на основном гидроузле, вода поступает в каналы и арыки, а дальше распределяется подобными несложными устройствами. Я уже не тороплюсь, а потому обратил внимание, что еду почти вдоль границы. На противоположном берегу Амударьи уже Афганистан, а за столбами, установленными недалеко от дороги, начинается погранзона. Во время афганской войны Термез играл большую роль для соетских войск. На картах и сейчас остались обозначения объектов, говорящие об их военном прошлом. Уже после возвращения домой, узнав о моём посещении этого региона, человек, воевавший в Афганистане, сразу оживился: - Термез? Так у нас там госпиталь был... Часового на вышке не видно. Наверное, сейчас время послеобеденного отдыха. После возвращения в гостиницу я сбегал на ближайший рынок, где купил дыню и других продуктов. Перекусил и немного отдохнул. Т.к. уже начинало темнеть, то выбрался покататься по вечернему городу, понимая, что нужно его посмотреть для завтрашнего фотографирования, а те места, в которые не попаду на следующий день, снимать сейчас. Ворота парка. Как я понял, носящего имя Бабура. Знакомые лица! (Или морды?). Вечером газоны усиленно поливались. Слева от данного здания висит плакат с изображением борцов. Видимо, здесь проходят занятия спортом. Музыкально-драматический театр. Движусь по направлению к речному порту. Похоже, что в это время шла вечерняя приборка. Хозяйки выходили на узкие улочки с вёдрами воды и выливали её на дорогу. Что, вообще-то, логично, т.к. таким образом можно уменьшить количество грязи и пыли на ней. Неожиданно увидел скопление народа. Выяснилось, что я нахожусь рядом с местной мечетью. Из которой ночью будут выходить арабские проповедники, приезжавшие с важной миссией. Люди собирались уже с вечера, чтобы их увидеть. Львы с бочками. Не помню уже, где они стояли. Страшные... Оказалось, что порт закрыт для свободного посещения, т.к. находится на пограничной реке. Набережной тоже нет. Думаю, что по той же причине. О близости воды напоминает катер в камуфляже. Обратно поехал другой дорогой, попав в сумерках в протяжённую промзону. Здесь и встретил закат. Когда въехал в центр, то увидел проблески света. Оказалось, что это включили фонтаны с подсветкой. Их, как минимум, два. Первый. И второй. Так закончился первый день в Термезе. Назад Вперёд Перейти к другим рассказам boris-mavlyutov.livejournal.com Достопримечательности Термеза – древнего города УзбекистанаТермез – южный город Узбекистана, который сосредоточил вокруг себя архитектурные и исторические памятники самых разных времен, начиная с периода Кушанского царства: городище Дальверзинтепе, которое является самым древним буддийским сооружением на территории страны, комплекс Каратепа и буддийская ступа Зурмала. Позднее заметно, как ислам продвигался по Средней Азии: возникают крепость Кирк-Киз – музей богатого мастерства средневекового зодчества, ханака Кукилдор-ота – почитаемая достопримечательность Термеза, удивительный ансамбль Султан Саодат, мавзолей Хаким-ат-Термези, который выступает местом поклонения мусульман со всего мира. Городище Дальверзинтепе Дальверзинтепе неслучайно является объектом пристального внимания. Специалистов это необычное место притягивает тем, что раскрывает много тайн истории. Любознательного человека Дальверзинтепе покорит интересной находкой – кладом золотых вещей весом в 36 кг, которые состоят из колец, ожерелий и другого, что подтверждает о высоком искусстве ювелиров того периода. Людей с развитым духовным началом приведет в это место известное буддийское святилище. Романтикам будет интересна легенда о любви и коварстве. Дальверзинтепе располагается в Шурчинском районе Сурхандарьинской области, это в 60 км на север от Термеза. Исследования специалистов предоставляют возможность определить время расцвета городища – период Кушанского царства (1 в. до н.э. – 4-5 вв. н.э.). Это проверил археолог Л.И. Альбаум в 30-е годы 20-го века тем, что нашел при раскопках древние монеты и небольшие фрагменты керамики, которые относятся к Кушанской эпохе. https://flic.kr/p/JrfG4J Археологическая экспедиция в 1959-1960 гг. подтвердила, что Дальверзинтепе в античное время на самом деле был культурным центром. Уже тогда использовалось земледелие с помощью орошения, и образовалась цивилизация городского типа, что объясняется присоединением Бактрии к Ахеменидам. В это время Дальверзинтепе выступал центром жизни местной администрации, воинских частей и знати. Также военные походы Александра Македонского повлияли на урбанизацию города. С завоеванием города арабами связан его упадок. Сейчас Дальверзинтепе представляет собой следующее: на юге Вышгород – это самая возвышенная его часть, которая окружена рвом, где и были обнаружены гончарные печи, винодельня, небольшой храм. На севере есть строения в виде прямоугольника. За городом – буддийский храм, в котором много фигурок Будды, дэватов, гениев, Бодхисатв. На северо-востоке – мусульманское кладбище. На северо-западе – храм бактрийской богини. Интересно, что городище Дальверзинтепе является самым древним буддийским сооружением на территории Узбекистана. Комплекс Каратепа Комплекс Каратепа («Черные холмы») служил центром буддийской культуры в 3-4 веках н.э. Сооруженный на трех песчаных холмах, комплекс Каратепа находится на северо-западе городища Старый Термез и занимает площадь около семи гектаров. Раньше комплекс включал в себя десятки монастырей и храмов в виде наземно-пещерных строений. На стене одного из храмов остался фрагмент изображения Будды, который преодолел чувственные желания, лень, недоброжелательность и другие помехи, чтобы почувствовать дхьяну. Рисунок сделан клеевыми красками и передает атмосферу тщетности мирских желаний. https://flic.kr/p/Kdr3fs Как и в любом буддийском храме, тут есть многочисленные ступы – строения куполовидной формы для хранения реликвий, не оснащенными доступом во внутрь. В результате того, что территория Центральной Азии камнями не богата, они возводились из глины. Но ученые обнаружили подтверждение того, что в Каратепе была и каменная скульптура Будды. В период Кушанского царства (1-3 в. н.э.) буддийский культовый центр Каратепа назывался «Кхадева-ка вихара» или Царский монастырь. Это время символизирует собой расцвет буддизма на данной территории. В 5-м веке пещеры Каратепы применялись для погребений. В 9-12-м веках в них обрели приют отшельники-суфии. Буддийская ступа Зурмала Эпоха Кушанского царства подарила еще один памятник культурного наследия – ступу Зурмала. Она располагается на юго-востоке городища Старый Термез, которое находится от Термеза на расстоянии 12 км. Эта башня сейчас представляет собой сооружение высотой 14 м, которое построено из квадратного кирпича-сырца, с типичным для кушанского времени рисунком на нем – черта и две ямки. Археологи, изучив памятник, сделали своеобразный итог: 1,2 миллиона кирпичей потребовалось на возведение ступы Зурмала. https://flic.kr/p/Jrf1xj Функциональным назначением ступы считается то, что она была основным символом буддизма, служила средством буддийских ритуалов и выступала хранилищем реликвий. Ступа Зурмала сферической формы похожа на погребальный курган и напоминает живым о недолговечности бытия, а также означает паринирвану – смерть Будды и его захоронение. Первое время после смерти Будды ступы служили своеобразными божьими домами, где в ящик кубической формы помещали прядь волос с его головы, лоскут его одежды, часть его мощей. Данный ящик ставили на вершину ступы, над ней устанавливали Благой Зонтик, который в переносном смысле защищал от невзгод и страданий. https://flic.kr/p/JrfbYu Ступа Зурмала состояла из подножия прямоугольной формы 22х16 м и самого «тела» – цилиндр диаметром 14,5 м. Строение было оборудовано лестницей, которая вела на платформу основания для ритуальных обходов верующих. Хорошо просматривается и переход кирпичной кладки к сферическому завершению. Археологи выяснили, что подножие ступы было покрыто мергелистым известняком, а для украшения применялся также жженый кирпич. До сих пор нет точных сведений о том, была ли ступа Зурмала самостоятельным сооружением или же примыкала к какому-либо храмовому комплексу. Крепость Кирк-Киз Крепость Кирк-Киз была сооружена в 9-10 вв. н.э. Она располагается в Термезском районе, в кишлаке Намуна. Это здание является резиденцией саманидского эмира, который летом любил побыть вдали от шума и суеты большого города и с этой целью построил себе данную крепость. Имена зодчих неизвестны, которые из простой глины сделали архитектурную поэзию крепости, а мельницы времени «перемололи» большую часть строения. Но даже в настоящее время можно увидеть сохранившиеся фрагменты уникальной живописи на сводах. https://flic.kr/p/JGY21G Поэтическое название крепости «Кирк-Киз», что переводится, как «Сорок дев», не могло не взбудоражить умы романтиков того времени, потому что речь шла о Женщине. Также были сочинены легенды о крепости, где в каждой преобладает женский пол. Большой дворец с широкими коридорами, которые ведут в зал для приема гостей, несколько десятков комнат, замысловатая архитектура стен, сводов и куполов – все это позволяет согласиться с учеными. Они утверждают, что крепость Кирк-Киз является музеем средневекового зодчества. Ханака Кукилдор-Ота Ханака (святая обитель) Кукилдор-ота является одной из самых почитаемых достопримечательностей Термеза. Сооруженная в 11-м веке, она одна из немногих ханак в Центральной Азии, которая выделяется фронтальной композицией, украшенной многочисленными яркими узорами. Великолепие архитектуры ханаки Кукилдор-ота свидетельствует о том, что она была отреставрирована в 15-м веке – в эпоху Темуридов. https://flic.kr/p/JS9fkX Внутри здания есть немало надгробных плит. И под одной из них лежат останки святого Кукилдор-ота – почитаемый в мусульманских кругах святой, великий религиозный деятель, который славился своей праведной жизнью. Именно в его честь и был сделан комплекс Кукилдор-ота. Обыватели верили, что, принимая участие в обряде поминовения этому святому, нужно отрезать себе клок волос. И этот участок волос отращивать до того, как определенные важные события не произойдут в жизни. Ханака Кукилдор-ота – величественное здание со множеством комнат, которые отделаны кирпичом. Как и в ансамбле Султан Саодат, и в комплексе ат-Термези, тут применен стиль трехъярусного открытого фасада, строение выдержано в симметрии. Фасад представляет собой монументальный вход, который ведет в большой зал с большим куполом, по обеим его сторонам расположены комнаты. Все здание богато декорировано невероятно красивыми узорами из ганча. Ансамбль Султан Саодат «Султан Саодат» с арабского переводится как «владычество сейидов». Сейиды являются прямыми потомками пророка Мухаммеда. Основателем их рода был Хасан-ал-Эмир, который являлся представителем пятого поколения имама Хусейна – внука Мухаммеда. Также Султан Саодат – это название фамильной усыпальницы, которая находится в 3 км от Термеза, на берегу реки Сурхандарья. Первым мавзолеем ансамбля Султан Саодат стала построенная в середине 30-х годов 13-го века усыпальница халифа. В тот же период или немного позже жителями разрушенного монголами Старого Термеза был возведен город. Он в исторических источниках называется Мадинат ар-Риджал («Город ученых мужей»). https://flic.kr/p/7B3tRy Ансамбль Султан Саодат тянется с запада на восток и имеет длину 70 м. Сейчас сохранилась едва ли половина его построек. Первоначальная усыпальница ансамбля состоит из двух помещений (мечети и мавзолея) и айвана (сводчатого вестибюля), который объединяет оба помещения. В боковых стенах есть два входа: с южной стороны – в мечеть, с северной – в мавзолей. Главный фасад здания удивляет простотой и изящностью декора, тем более поражает, что выполнен он из простого жженого кирпича. На протяжении всей длины стен мавзолея находятся плоские ниши. Сейчас все пространство мавзолея занимают безликие надгробия. Султан Саодат иногда реконструировали. Впервые это было в 14-15 веках – восстановили изначальный вид здания, прежний декор соответствовал стилю того времени, выгравировали надпись, которая ценна для ученых. Следующая реставрация была выполнена в конце 19-го века шейхом, который был хранителем комплекса, потомком сейидов. Сейчас также ведутся восстановительные работы. В главной усыпальнице Султан Саодат хоронили и останки многих известных членов сейидов, которые покинули родину. Менее знатных представителей хоронили в менее монументальных мавзолеях, которые расположены на севере и востоке комплекса. https://flic.kr/p/8ErtyM Султан Саодат был до 30-х годов 20-го века активным местом паломничества мусульман. А после установления четкой границы между Узбекистаном и Афганистаном паломничество к нему почти прекратилось. Мавзолей Хаким ат-Термези На берегу Амударьи, что на юго-западе городища Старый Термез можно увидеть голубые купола восстановленной сейчас усыпальницы шейха одного из суфийских орденов. Этот архитектурный памятник выступает мавзолеем «мудреца из Термеза» — Хакима ат-Термези, полное имя которого Абу Абдуллох ибн Хасан ибн Башир. Он был великим теоретиком исламского суфизма, выдающимся ученым и основателем ордена дервишей. Родился ат-Термези в 824 году в кишлаке (деревни) Бус, недалеко от Термеза. Согласно легенде, в возрасте десяти лет к нему явился старец и благословил его на изучение Корана, как и на изучение жизни, поступков Мухаммеда и толкование высказываний. Под влиянием старца юный ат-Термези выбирает свой путь. https://flic.kr/p/dkRxEj Ат-Термези прожил долгую жизнь, посвятив себя истине. Был захоронен во дворе ханаки. Она была построена в 11-м веке на месте разрушенного буддийского храма. Подземная худжра (келья) была для ат-Термези местом проживания, молитв и общения с учениками. В 11-м веке над могилой мудреца был сооружен мавзолей, рядом с ним – чилляхана (место для уединения во время поста и молитв). Вначале мавзолей был довольно аскетическим сооружением с украшенным резным ганчем куполом. После во времена темуридов была построена новая усыпальница с шедевром камнерезного искусства – монументальным надгробием из белого мрамора. В 2001 году к празднованию 2500-летию города Термез был фактически полностью отреставрирован облик мавзолея, что символизирует возрождение исламских ценностей. Теперь Хаким ат-Термези считается покровителем города, а его мавзолей служит местом поклонения мусульман всего мира. Джаркурганский минарет Джаркурганский минарет – это памятник исламской архитектуры времен Бактрийского царства. Он располагается в 60 км от Термеза в кишлаке Минор. Это единственный исторический памятник, на котором есть имя мастера, его сделавшего, – Али ибн Мухаммад из Серахса. Минарет был сооружен в 1108-1109 годах н.э. и изначально был строением сорокаметровой высоты. Ученые считают, что Джаркурганский минарет был или не достроен, или разрушен. Этот памятник примыкает к мечети, руины которой были обнаружены учеными в 1879 году. Есть мнение, что в непростые времена верх минарета и руины мечети были разобраны жителями для хозяйственных нужд. Минарет стоял обособленно от мечети, на что указывает отсутствие следов примыкания. https://flic.kr/p/JKbECt Уникальность Джаркурганского минарета для среднеазиатской архитектуры состоит в его членении вертикальными декоративными гофрами «елочкой», как в башенных мавзолеях Хорасана и Индии. Они создают ощущение простоты и изящества и выполнены из жженого кирпича. Сам фундамент минарета сделан из жженого кирпича на известковом растворе. В настоящее время высота Джаркурганского минарета составляет 21,6 м, диаметр – 5,4 м. Несмотря на разрушения он впечатляет свой гармоничностью и вызывает ощущение законченного сооружения. Сейчас в Термез приезжает все больше и больше туристов, которые желают узнать тайны и красоты прошлых эпох. В этом древнем городе Узбекистана каждый памятник – легенда, а каждый холм хранит в себе неизведанное. www.miraterra.ru Достопримечательности Термеза | Места для посещения туристовВ юго-западной части городища Старый Термез, на возвышенном берегу Амударьи, у стен древней цитадели издали видны купола архитектурного комплекса Хакима ат-Термези. Средневековый Узбекистан дал миру немало выдающихся личностей, и один из них Иса Мухаммад ибн Савра ибн Муса ад-Даххак ас-Сулами, известный в исламском мире под именем имама ат-Термези. Ханака Кырк-кызЛегенда о прекрасной и отважной царице Гульаим повествует, что напали чужеземные племена на владения Гульаим и одолели в битве ее войско. Все мужчины или сложили головы на поле брани, или попали в плен к завоевателям. Собрала тогда царица новое войско, но состояло оно всего лишь из сорока подруг Гульаим, таких же смелых и красивых, как она. Мемориальный комплекс Султан-СаодатВ Термезе есть архитектурные памятники, в которых проявляется дух преемственности поколений, память о славном историческом прошлом сурхандарьинской земли. К таким местам, овеянным памятью о предках, относится мемориальный комплекс Султан-Саодат. Он расположен совсем рядом, в трех километрах, от городища Старый Термез. Буддийский культовый центр Коратепа и ФаязтепаВ северо-западной части Старого Термеза, на левом берегу Амударьи возвышается трехглавый холм. Местные жители назвали его Коратепа – Черный холм. С южной, самой высокой его вершины хорошо видна цитадель, опоясанная стенами, и руины кварталов древнего города. Буддийская ступа ЗурмалаК юго-востоку от городища Старого Термеза на обочине дороги, ведущей в областной центр, высятся остатки сооружения, известного под названием башня Зурмала. Руины башни давно привлекали внимание археологов. Еще в 1926 году они высказали предположение, что это ничто иное как буддийская ступа. Городище Старый ТермезДревнегреческий астроном и географ Клавдий Птолемей в своем трактате «Руководство по географии» рассказывает, что Александр Македонский, покорив Согдиану, устремился на завоевание Бактрии. На правом берегу Амударьи или, как ее называли в древности, Окса, в удобном для переправы месте он возвел крепость, получившую наименование Александрия Оксианская. Городище ДальверзинтепаВ ряду памятников эпохи Кушан, каких немало на земле Узбекистана, особое место занимает городище Дальверзинтепа, расположенное в 60 километрах к северу от Термеза. Некогда здесь был крупный кушанский город, центр исторической области Саганиан, стоявший на одном из важнейших направлений Великого шелкового пути и занимавший площадь более 36 гектаров. Городище ХалчаянНемного севернее городища Дальверзинтепа, у селения Халчаян, близ небольшого сурхандарьинского города Денау, внимание археологов издавна привлекали несколько бугров, под которыми, по их мнению, могли скрываться древние поселения. Произведенные в шестидесятых годах прошлого столетия раскопки самого большого холма вскрыли руины античного дворцового здания, возведенного на рубеже нашей эры. Городище ЗартепаМощные, хорошо сохранившиеся крепостные стены с полукруглыми башнями городища Зартепа высятся совсем неподалеку от Старого Термеза. Уже во II веке до н.э. на территории в 16 гектаров здесь раскинулся большой торговый город. Толщина стен, окружавших его, достигала 9 метров, а внутри них был оборудован коридор шириной около 3 метров. Городище АйртамКак известно, «его Величество случай» часто сопутствует большим научным открытиям. Когда летом 1932 года сурхандарьинский рыбак раскинул свои сети у обрывистого берега Амударьи в десяти километрах от городища Старый Термез, то вместо улова он вытащил на берег обломок каменного рельефа с изображением музицирующих женщин. Так случайная находка положила начало изучению одного из самых замечательных буддийских памятников на территории Узбекистана. www.manzaratourism.com город на Крайнем Юге: varandejТермез - небольшой (135 тыс. жителей) центр Сурхандарьинской области, горы и равнины которой я показывал в прошлых частях, стал для нас последним пунктом узбекских скитаний. И пожалуй, по общей силе впечатления я бы поставил Термез сразу после Самарканда, Хивы, Бухары и Ташкента: есть в нём какая-то особая мрачная абсолютность. Всё. Это край. Дальше дороги нет, и за Амударьёй даже не пустая, а чужая земля, которую можно покорить, но нельзя приручить. Название города возводят то к греческому "Термус" ("Жаркий"), то к персидскому "Тарамита" ("Влажный"), летом температуры здесь подходят к 50 градусам, а в Алма-Ате и Ташкенте не зря шутят, что "есть на свете три дыры - Термез, Кушка и Мары": если существует Крайний Север - почему не быть Крайнему Югу? Но при этом из узбекистанских городов только в Ташкенте да Самарканде чаще встречаются русские лица: дело в том, что есть отдельно Старый Термез, один из центров древней цивилизации, который я оставлю на следующую часть, и есть Термез нынешний, выросший из основанной в 1891 году близ кишлака Патта-Гиссар русской крепости. Прогулку по Термезу начнём у железнодорожного вокзала - хотя на самом деле здесь мы её закончили (остросюжетную историю про украденный и обретённый рюкзак я уже рассказывал в обзоре поездки и повторял посте про железные дороги страны). Но вокзал - не только ворота Термеза, но и его отправная точка - на месте станции найдены древнейшие на городском полуострове между Амударьёй и Сурхандарьёй археологические находки, и по сути именно железная дорога служит границей Старого и нового Термезов: 2. У вокзала довольно симпатичный интерьер, а само его здание явный продукт постсоветской реновации "первой волны" - скорее всего, в ближайшие годы его упакуют в голубой фасад с айваном, как у вокзалов Карши, Ургенча или Ташкента. При входе на этот вокзал самый строгий в Узбекистане досмотр, причём мужчин и женщин разводят по разным КПП, и женский гораздо строже: ведь за Амударьёй Афганистан со всеми своими побочными эффектами. 3. Правее вокзала (если стоять лицом ко входу) - шуховская башенка, столь привычная на среднеазиатских станциях: 3а. Но самое интересное здание станции Термез - домик касс с голубым куполом, особенно при взгляде с платформы: это вокзал старой Бухарской железной дороги, "брата" которого я видел на другом её конце - станции Пролетарабад. Термезскую крепость в 1891 году поставили на границе двух протекторатов - российского Бухарского ханства и британского Афганистана, то есть в точке напряжения Большой игры, где британцы, например, руками якобы непокорных афганцев вполне могли отхватить отрезанную горами Сурхандарью. Ни русский царь, ни бухарский эмир в таком повороте заинтересованы не были, и поэтому помимо торгового Кагана в Бухарском ханстве появился ещё один русский городок - военный Термез. Связь с ним, однако, была ненадёжной, зимой случалось так, что перевалы заносило снегом, а Амударью крыл тонкий лёд, негодный ни для лодок, ни для саней, и потому в 1916 году два русских города Бухарии соединила железная дорога, целиком проходившая по землям эмира через Карши и туркменский Келиф, где тоже сохранился подобный вокзал, но без купола. 4. От вокзала в центр ведёт прямая улица Ат-Термизи - таковых ("Термезцев") в исламском мире было два: один собирал хадисы в одну из 5 канонических сунн, другой был крупнейшим в этих краях суфием, и его мавзолей в Старом Термезе я ещё покажу в следующей части. О ком речь тут - не знаю, но скорее всего о втором. В паре кварталов от вокзала - обязательный в узбекских городах парк с выкопанным в 1920-30-е годы озером, в который мы не углублялись - вот лишь парковый амфитеатр да памятник Алпамышу - это не султан, отчаянно бившийся с монголами, а герой тюркского эпоса во всём треугольнике отсюда до Алтая и Татарии: носителями легенды о нём было монгольское племя кунгратов, влившееся во все эти народы, и их южный оплот, нависающий над Сурхандарьёй горный Байсун считался степными соплеменниками родиной богатыря. 5. А напротив него - самая интересная достопримечательность "нового" Термеза: археологический музей, с 2002 года обитающий в пафосном здании каримовского стиля. Пишут, что он тогда же и был создан, но рискну предположить, в основу его легли более старые коллекции - не могло же в областном центре не быть краеведческого музея, и не могли же его обойти стороной находки из бесчисленных здешних городищ? 6. Экспозиция там небольшая, но впечатление от неё грандиозное, и в отличие от столь же известного музея в Нукусе, тут и билеты продают, и фотографировать разрешают за вполне человеческие деньги, а смотрительницы залов молоды, милы и компетентны. Кое-что отсюда я показывал в обзоре узбекского Юга, а сейчас покажу лишь интерьеры: 7. Лучшие вещи собраны в огромном купольном зале у входа, а более подробное знакомство с вехами истории - на втором этаже, и с археологическими находками соседствуют такие вот "условные реконструкции по мотивам". Мне, конечно, интереснее всего было всё, что связано с греко-буддизмом и ролью Термеза как оплота этой религии в Средней Азии. 8. Музей и парк открывают нынешний центр Термеза, а дальше по главной улице - всё, что полагается узбекскому областному центру. Напримпер, Дехкан-базар с чайханами и торговыми комплексами на красной линии: 9. Почтамт с курантами "как в Ташкенте": 10. Многоэтажная густиница "Сурхан", в переулочке за которой притаилась наша гостиница "Рамз", сносная, дешёвая и с русским персоналом. Обе они как раз на полпути от базара до хокимията, а тротуаром тут служит тенистая аллея этих странных субтропических сосен, о которых я уже говорил прошлой части. А русских в Термезе по узбекским меркам немало, "на глаз" я бы сказал где-то 5-7%, и думаю, подавляющее большинство из них - потомки военных, будь то гарнизон Термезской крепости или офицеры Афганской войны, которой Термез был крупнейшей базой советского тыла, где не один призыв проходил учебку. Легко в Термезе повстречать и самих афганцев - то есть не ветеранов войны, а жителей Афганистана, в основном тех же таджиков и узбеков, иные из которых с эмирских времён сохранили тут родню. Но в отличие от русских, мой ненамётанный глаз не выхватывал их из толпы. 11. Хокимият на перекрёстке - самое высокое здание Термеза, довлеющее над городом даже при взгляде из окрестных степей: вообще, хокимияты-башни (ещё такие я видел в Бухаре, Самарканде и Навои) запомнились мне одним из символов Узбекистана. В состав СССР Термез вошёл в 1924 году со всей Бухарской Народной Республикой, а его областной статус был по среднеазиатским меркам весьма стабилен: Сурхандарьинский округ создан в 1926 году, в 1930-38 упразднялся, а в 1941 просто сменился на область с тем же названием. 12. В основном же центр Термеза - такие вот малоэтажки, и эта, почти напротив хокимията, из них выделяется озадачивающей вывеской: 13. Собственно, это всё та же улица ат-Термизи, за хокимиятом уходящая направо. С другой её стороны - центральный парк, Вечный огонь со Скорбящей матерью, и сам по себе зелёный массив выдаёт бывшую эспланаду. Если бы я приехал в Термез всего-то на полгода раньше - то улица эта вывела бы меня прямиком в Термезскую крепость. Но крепости в Термезе больше нет - её снесли прошлой зимой, буквально за несколько месяцев до моего приезда. 14. Зачем? Одни говорят, "потому что обветшала", другие - "кому-то понадобилась эта земля", и все клянутся и божатся, что отношение к России не при чём. Может быть так и есть, теперь это вряд ли удастся узнать: если на той же Украине подобное действо сопровождалось бы выступлениями с высоких трибун, дракой депутатов, тоннами мата от девочек в фейсбуке, беснующейся толпой с флагами и парой-тройкой сломанных упавшими кирпичами конечностей, то в Узбекистане прошлое предпочитают искоренять под каким-нибудь благовидным предлогом и с масляной улыбкой на лице. Медресе, однако, не сносят ни за ветхостью, ни под застройку, а список уничтоженных советских и русских памятников и просто зданий (включая бывшие церкви) растёт год от года - кажется, Узбекистан единственная страна бывшего СССР, где идеологическая борьба с прошлым не ограничивается монументами, но и затрагивает непосредственно архитектурное наследие (разве что ещё было в Грузии времён Саакашвилли такое бывало). Так что крепость будет лишь на чужих фотографиях (копирайт сохранён) отсюда и отсюда. И хотя военные стояли в ней до 21 века, она ведь успела даже несколько лет побыть музеем.... 15а. Крепость представляла собой почти правильный прямоугольник (лишь его северная сторона, обращённая в нынешние дворы, была скошена) 900 метров по периметру с башнями на углах, и была совсем не похожа на крепости тех же лет вроде Каунаса, Керчи или Кёнигсберга - против афганцев из "буферных" ханств да басмачей-повстанцев из окрестностей не надо было городить полуподземных укреплений с забористыми немецкими названиями, хватало и классических стен с бойницами: 15б. Кое-что внури оставалось и от воинской части: 15в. А по своему устройству крепость напоминала древнейшие селения Хорезма - так называемые "города с жилыми стенами". Один знакомый, служивший в Термезе срочную, расказывал, как в 1980-х годах они жили здесь "прямо в стене". Но показательно, что первый его вопрос, когда я сказал, что пишу про эти края был именно "Как там в Термезе? Крепость стоит?!". Не стоит уже, извините... 16. отсюда. Словом, это был абсолютно уникальный для Средней Азии памятник, и его уничтожение - дичайшее варварство, мне за эту крепость было даже обиднее, чем за Монумент Свободы в Самарканде, и оба они - в числе тяжелейших утрат культурного наследия после распада СССР. Настроение моё от известия об этом было испорчено буквально до конца поездки. 16а. По другую сторону парка у хокимията раскинулся и сам Русский Термез, оказавшийся внешне гораздо скромнее Русского Самарканда или Кагана. Всё-таки это был даже не город, а действительно лишь посёлок при крепости: 17. О жизни Русского Термеза есть интересный текст в журнале rus_turk. 18. У домиков "русского" вида порой совершенно азиатские дворы: 19. Что-то, конечно, на общем фоне слегка выделяется - вот например пара домиков на широкой улице, пересекающаяся с ат-Термизи на углу бывшей крепости (но оба они несколько западнее): 20. Это, например, первая в Термезе школа (1906) детей гарнизона. Мемориальная доска, кстати, висит и сообщает об этом на русском и узбекском языках. Обратите внимание, что и телебашня на торце не ташкентская, а московская. 21. На западе Русский Термез ограничивает другая широкая улица Шарафа Рашидова, за которой сплошь воинские части, может быть действующие, а может и бывшие. Самое капитальное здание Русского Термеза, распластавшееся на пол-квартала, по крайней мере раньше занимал противочумный штаб Туркестанского военного округа (что удивительно, назывался он так и в СССР). 22. В музее же мне сказали, что изначально это был так называемый Государственный дом, то есть видимо администрация посёлка Термезсской крепости: 23. Рядом широкий арык, ведущий сквозь квартал к хокимияту. Если бы я шёл по нему не сворачивая, то вышел бы к уже советскому Дому офицеров, где свои страсти кипели в 1979-89 годах - как в некоторых текстах о городе пишут, "распад СССР начался в Термезе". Но я о столь знаковом месте не знал, и трижды проходил совсем рядом, но так и не дошёл до Дома офицеров. 24. А с канала свернул на следующем перекрёстке к стоящей в геометрическом центре русских кварталов церкви Александра Невского (1901): 25. Вот так она выглядела до революции: 25а. И по печальному виду сложно догадаться, что она возвращена верующим ещё в 1990 году: община очень бедная, это видно невооружённым глазом, но зато здесь чувствуется любовь и забота друг о друге, столь ценные в далёком недружелюбном краю. У входа в храм греются коты (см. прошлую часть), в уголке фотографии с Великой Отечественной и выставка детских рисунков. 26. Дальше просто дома и улицы Термеза - я ходил здесь в основном вслепую,, и скорее всего проглядел что-то важное. Интересное ощущение Термеза - он вроде и не очень ухожен и не очень чист, но есть в нём какая-то бесчеловеченая правильность, даже выхолощенность, что ощущается иногда в городах Крайнего Севера. Крайний Север перед безлюдной страшной Арктикой и Крайний Юг перед древней и благословенной Ойкуменой - в чём-то противоположности сходятся. 27. Свойство термезсского пейзажа в том, что по сравнению с другими узбекистанскими городами в нём как-то очень мало жизни: 28. Как будто военный лагерь остроился до пяти этажей, разросся до сотни тысяч жителей, наполнился пришлыми людьми, женщинами и детьми, но всё равно остался военным лагерем. И в то же время дух какой-то осмысленности жизни сильно отличает Термез в лучшую сторону от столь же неуютного Нукуса. 29. Но в общем-то я почти не нашёл мест, где глазу было, за что зацепиться: 30. Я знал, что где-то там должен быть речной порт на Амударье, и зачем-то забрёл в заброшенную промзону: 31. Но в промзоне быстро почувствовал, что не хочу здесь быть, и по рельсам поспешил к ближайшей улице. На самом деле - это я уже потом посмотрел в викимапии - промзона совсем не припортовая, за ней ещё пространства махаллей, площади и парки, ДК Речного порта (а вдруг это интересная сталинка?!) и даже целые поля в низине... мне жаль теперь, что я туда не дошёл, но эта колея в промзоне так и осталась самой южной точкой моих путешествий (хотя формально таковой можно считать Асуан - в Египте и Турции я был давным-давно в режиме овощетуризма). 32. А вот слава Термеза как адски ментовского города, где туриста могут досмотреть, слегка обыскать и оскорбить неудобными вопросами хамскими тоном, судя по всему в прошлом - полицейских я здесь и не припомню сходу, кроме чрезмерного бдительного досмотра у входа на вокзал.Да, вокзал... Напоследок перенесёмся на северную окраину Термеза, в его За Линию, где раскинулись уютные кишлакоподобные махалли - некогда южные предместья Старого Термеза, ставшие северными предместьями Термеза нынешнего. Тем не менее, три древних постройки находятся буквально в радиусе километра-двух от вокзала, поэтому покажу здесь и их. Если пойти от вокзала строго на север - можно найти небольшую (54 на 54 метра) квадратную древнюю крепость: 33. Ей, в отличие от Русской крепости, не угрожает ничего - она всё-таки своя, узбекская. В народе её называют Кирк-Киз, а археологи дают ей порядка тысячи лет - 9-11 века, расцвет мусульманского Термеза, носившего в те века прозвище "Шахри-Гульгаль" ("Шумящий город"). А вот что это было - так никто толком и не знает, и не добавляет ясности название - "Кирк-Киз" в переводе значит "Сорок дев": 34. Легенда, разумеется, гласит, что эта была крепость, последний оплот обороны Термеза ни то от арабов, ни то от монголов, где засели сорок дочерей местного эмира во главе с красавицей Гаухар. Глиняные стены были неприступны, девы отстреливались из луков, пока не кончались стрелы, и по одной версии все они погибли в охваченном огнём здании, а по другой смертельно раненная Гаухар вышла и сняла шлем, и вражеский полководец так поразился её красоте, что раскаялся и ушёл с войском восвояси. В принципе, такие легенды в Средней Азии не редкость, своя Крепость Сорока Дев есть и в Хорезме, в Туркмении они обороняли пещеру от разбойников, да и название народа "киргизы" какое-то очень уж подозрительное, и само собой, о происхождении этой легенды написаны тонны книг, но убедительной версии происхождения так и нет до сих пор. Воевали тут, однако, жарко, мужчин на все фронты не хватало, и некоторые пишут, что женщины за оборону городов действительно брались нередко. 35. По другой версии это была укреплянная дача правителя, где он мог уединиться. Мне больше нравится вариант, что Кирк-Киз - это женское медресе или даже женская суфийская ханака - редчайшее, но всё же иногда встречающееся заведение в Средней Азии, и здесь некоторые археологи даже говорят об архитектурных особенностях "здания, рассчитанного на прожвиние женщин". Местный хронист Ахмад ибн Мухаммед Сагани Устурлоби (по нашему говоря Ахмад Мухамедыч Чаганианский по прозвищу Астролябия), племянник того самого суфийского Хакима ат-Термези, упоминал в своих трудах женскую академию во главе с чрезвычайно образованной для своей эпохи Рухайдой бинти Варрок во главе, и что поплатилась эта академия в итоге за её правдорубство: Рухайду пригласил к себе сам Халиф, а в ответ она припомнила ему все разрушения и злодеяния, сравнив с диким кабаном (а кабан - это, на секундочку, свинья!), после чего Халиф пригрозил наместнику разрушить город, и Рухайде оставалось лишь закрыть школу, распустив учениц по домам, чтобы отвечать за свою ПОЗИЦИЮ(тм) самостоятельно. Что стало с ней в дальнейшем, Ахмад Астролябия умалчивает, равно как и нашлось ли зданию другое применения после. 36. Ну а скорее всего это был, как и столь же овеянный легендами Таш-Рабат в Киргизии, прозаичный караван-сарай. 37. В одном из закоулков обнаружилось дерево в леточках, сразу заставившее меня вспомнить буддийское прошлое Термеза: 37а. Другое, не менее загадочное здание, стоит ещё ближе к вокзалу (где-то в километре), но наискось на юго-восток, практически через квартал от локомотивного депо. Сооружение с куполом и айваном известно как Кокильдора - но на самом деле этим словом называли обряд стрижки косичек у подросших мальчиков, который здесь проводился. Больше всего Кокильдора похожа на мавзолей: 38. Если бы не целый лабиринт комнат - невероятное количество дверей можно оценить по кадрам и выше, и ниже, но двери связывают и каждое из помещений с соседними: 39. По основной версии это ханака или гостиница для паломников 16 века, но вот тут, например, аргументировано доказывается, что это был дом саида Ала аль-Мульк начала 13 века, а в 14 веке его потомка с тем же именем почтил своим визитом Тамерлан. В такие версии хочется верить, думая, что вот в этих самых комнатах звучал голос великого полководца: 40. Как бы то ни было, Ала аль-Мульк в Термезе действительно жил, и дом его действительно навещал Тимур, а чуть поодаль, где-то в 2 километрах от вокзала вдоль путей, задворками к железной дороге, находится огромный комплекс мавзолеев у его могилы - Султан-Саодат: 41. ...Как и многие среднеазиатские города, Термез был опустошён Чингисханом и уже не смог вернуть былое величие Шумливого города. Тем не менее, жизнь тут ещё теплилась, и новый, уже небольшой Термез вырос вокруг обители Термезских сеидов - богословов из числа потомков Пророка, в века после нашествия ставших своеобразными идеологами борьбы мусульман с монгольским господством: тот самый Ала аль-Мульк жил как раз в годы Чингисхановой напасти и воодушевлял народ на борьбу с непобедимым врагом и возрождение жизни в опустошённом городе. Вообще, такие династии священнослужителей и богословов, своего рода живых хранителей города, в Средней Азии были не редкостью - я уже показывал когда-то бухарский Чор-Бакр, ну а Султан-Саодат примерно то же место занимал для Термеза. Правда, если там был город мёртвых с множеством зданий и кладбищенских дворов, то здесь скорее площадь, Регистан Мёртвых в окружении мавзолев: 42. Старейшие постройки тут относят к 10 веку, самые поздние - к 17. В каждом из этих зданий - несколько десятков могильных плит: 43. Замыкает площадь исходное здание с могилой аль-Мулька - по разные стороны айвана мавзолей (прямо), мечеть и ханака (по бокам), в основном 10 века постройки: 44. Изразцы тимуридских времён очень красивы, а рисунок их какой-то донельзя местный, сурхандарьинский, не похожий на всё, что есть по ту сторону Гиссарских гор: 45. 46. А вокруг необычайно красивое кладбище с высокой незнакомой травой: 47. Да руинами глиняных мавзолеев каких-то очень причудливых форм: 48. Но знаете... Своя рубашка ближе к телу, и да простят меня усопшие сеиды, но скромные домики Русского Термеза мне были интереснее шедевров древности. Думаю, оно и по тексту заметно... 49. А Амударью и берег Афганистана за ней я всё-таки увидел: ведь близ Термеза великая река образует едва ли не острый угол, и от города она почти со всех сторон. Старый Термез стоит чуть севернее нового, но точно так же на амударьинском берегу. О чём - в следующей, заключительной части. ЮЖНЫЙ УЗБЕКИСТАН-2015Обзор поездки и оглавление серии.Ташкент, Бухара, Самарканд, Хорезм - см. оглавление.Дорога из Самарканда и общий колорит Кашкадарьи и Сурхандарьи.Кашкадарья.Шахрисабз.Лянгарское ущелье.Карши.Сурхандарья.Байсун.Чаганиан. Дорога на Денау, или В поисках парья.Термез. Город.Термез. Старый Термез. varandej.livejournal.com |
 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров |