Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Железнодорожный (Гердауэн). Средневековый городок с разоблачением. Железнодорожный калининградская область достопримечательности


Панорама Железнодорожный (Калининградская область). Виртуальный тур Железнодорожный (Калининградская область). Достопримечательности, карта, фото, видео.

Железнодоро́жный (до 1946 года Гердауэн, нем. Gerdauen, польск. Gierdawy) — посёлок городского типа в Правдинском районе Калининградской области России, административный центр городского поселения «Железнодорожное».

Географическое положение

Расположен на реке Стоговка (бассейн Преголи), у границы с Польшей, в 70 км к юго-востоку от Калининграда и в 22 километрах от города Правдинска. Железнодорожная станция на линии Черняховск — Ольштын (Польша).

История

Населённый пункт основан в XIV веке как город Гердауэн. Название Гердауэн произошло от имени Гирдава, одного из племенных вождей пруссов из знатного рода Рендалиа. Имя Гирдава происходит от прусского слова «гирдин», что означает «говорить»; «держать речь». В 1260 Гирдава вместе со своим отцом добровольно принял христианство. Во время прусского восстания 1262 года бежал в Кёнигсберг, под защиту Тевтонского ордена. Династия перестала существовать как правящая, а населенный пункт перешёл в собственность Ордена. В 1325 году рыцарь Тевтонского ордена Хайнрих фон Айзенберг построил на месте прежних укреплений каменный замок и плотину с водяной мельницей. В Гердауэн стали прибывать переселенцы из Германии, селившиеся вокруг крепости. Со временем Гердауэн стал крупным провинциальным городом. 66 земельных наделов, которые Орден передал городу, были освоены за семь лет. С того же времени в поселке стоит и церковь. В 1389 году поселение у стен замка Гердауэн получило городские права. В XV веке в Гердауэне завершилось обустройство оборонительных сооружений. Стена кирхи соединялась с крепостной стеной (позднее за эти исчезнувшие городские ворота стали считать жилой дом, построенный по соседству и имеющий въездную арку). Гердауэн стремился быть свободным городом, вёл борьбу с Тевтонским орденом. После сорока лет войны порядок и спокойствие в городе восстановил крестоносец фон Шлибен из Саксонии. Став ленным владением, город потерял административную независимость, став частным городом (права горожан при этом не изменились). В XVIII веке в имении фон Шлибена от чумы вымерла половина селян, в живых остались около 800 человек. В 1718 году замок имел 50 пивоваренных заводов. От всех этих пивоварен к 1939 году осталась лишь одна пивоварня «Brauerei Kinderhof». В 1909 году в Гердауэне была построена замковая мельница. В довоенных путеводителях по Пруссии были маршруты, проходившие через Гердауэн, в том числе на озеро Бактинзее у плотины, где до XVIII века существовал четырёхметровый плавающий остров.. В Первую мировую войну город потерял около половины своей застройки, и был заново отстроен в 1916—1918 гг. коллективом авторов под руководством Гейнца Штоффрегена, став выдающимся примером «Восточнопрусского восстановления». Вторая мировая война, сохранив воссозданную застройку, уничтожила большую часть более старых домов. После Второй мировой войны Гердауэн в составе СССР. В 1946 году переименован в Железнодорожный. Статус городского поселения МО «Городское поселение Железнодорожное» — с 1 февраля 2006 года…   ... (Русский)

www.streetvi.ru

Пос. Железнодорожный Калининградская область: galkyk

В начале лета я обещала вам, что буду рассказывать о городах Калининградской области. Так уж вышло, что лета в этом году практически не было, как и наших поездок по области. И вот уже сейчас, осенью, мы-таки посетили один из городков, вернее поселок городского типа -Железнодорожный.

Это Храм Святых апостолов Петра и Павла. Он очень красив и бросается в глаза первым, но никакого отношения к истории не имеет. Построен он был в 2010 году.

А теперь все-таки об истории. Этот поселок в 70 км от Калининграда назывался Гердауэн, и во времена Восточной Пруссии был городом с численностью населения более 5 тыс. Сейчас в нем живет чуть больше 2 тыс. человек. Пивоварня Киндерхоф, которой славился Гердауэн, сохранилась и в советское время. Также во времена СССР были там маслодельный и кирпичный заводы, и крупный железнодорожный пограничный переход. Сейчас ничего из выше перечисленного не осталось.

Этот поселок отличается от других в области тем, что во время Второй Мировой войны там почти не было боев, и здания очень мало пострадали. Очень мало пострадали во время войны... Но не после...

Каменный замок и платина с водяной мельницей - это то, с чего начался Гердауэн в 1325 году. Замок находится на возвышенности,

которую можно преодолеть, взбираясь по каменным ступеням

То, что осталось от ворот замка и крепостной стены

А это собственно замок. После войны здесь никто не жил, и постепенно здание разрушилось.

А это бывшая каретная, которая советскими людьми была приспособлена под ветеринарную лечебницу.

Слева от замкового комплекса расположено озеро, которое называется - река Железнодорожная. Во времена Гердауэна это было озеро Бактинзее с плавучим островом посредине. Сюда приезжали туристы из разных концов Пруссии.

Мы были здесь в солнечный день и красота сверкающей воды не могла не произвести на нас впечатления

Вдалеке виднелся сам поселок

с очертаниями старой кирхи, к которой мы еще чуть позже подойдем поближе

Но, сейчас мы идем вдоль дороги и видим Замковую мельницу. Умеющие читать по-немецки не дадут мне соврать)

Построена она, как опять же не дадут мне соврать умеющие читать, в 1909 году. В послевоенное время она не использовалась и также, как другие здешние строения, нещадно разрушается временем и людьми.

Зато рядом с ней есть замечательное кафе "Старая мельница"

с такой ухоженной и красивой территорией

Обходим озеро и подходим к самому поселку, где после войны сохранилось много жилых домов и старая кирха

Кирха была построена в 1345 году. В советское время здесь расположили склад, а потом - дом культуры. Когда для дома культуры было построено новое здание и кирха была заброшена, она постепенно начала разрушаться, и в конце 90-х годов была законсервирована на деньги немецких благотворителей. С 2008 года ее крыша пришла в негодность, что постепенно сказывается на кирхе, мягко говоря, не лучшим образом.

Мы походили по поселку, заглянули в магазинчики, прошлись по рыночной площади, и даже поговорили с местными жителями, которые сразу же признали в нас приезжих. Почему? Потому что мы иначе одеты? Нет. Потому что они знают всех своих в лицо? Возможно. Но, скорее всего потому, что наши глаза блестят от вида этих полуразрушенных зданий, а местные уже к ним привыкли, и совершенно спокойно разбирают эти здания на кирпичи... В прямом смысле. И живут вот так, не особенно понимая какие памятники архитектуры им достались.

По дороге домой мы встретили еще одно строение, мимо которого не могли проехать - кирху в поселке Поречье.

Построена она была в 15 веке. В боях во время войны была обстреляна, но уцелела. После войны использовалась как склад. В кирхе сохранились средневековые фрески. А сейчас после того, как часть крыши обрушилась, идет активное разрушение церкви.

galkyk.livejournal.com

Железнодорожный (Гердауэн). Средневековый городок с разоблачением.: varandej

Железнодорожный, бывший Гердауэн - крошечный ПГТ (2,8 тыс. жителей) у польской границы, в 70 километрах на юго-восток от Калининграда через Правдинск. Его часто преподносят как единственный в Восточной Пруссии уцелевший средневековый город: вон - орденская кирха, а вон жилые дома начала 15 века и остатки крепостной стены с воротами... в принципе, я догадывался, что это слишком хорошо для правды, и так и оказалось: да, у Гердауэна средневековье было насыщенным, а Вторая Мировая почти не нанесла ему урона, но город в упадке уже несколько веков, несколько раз горел, а его центр был почти полностью разрушен в Первую Мировую войну. Все "средневековости" тут созданы в 1917-21 годах.

Но это не значит, что ехать сюда не стоит. Именно Желдор такие мифы окружили не случайно: он действительно очень средневековый по своему духу. Как ожившие картины Брейгеля.

Окрестности Гердауэна - место, где в Калининградскую область заглядывает историческая область Бартия, центром которой традиционно считается Кентшин (Растенбург). Вармия и Бартия с 1248 по 1772 год (с 1466 - в подчинении Польши) слагали Варминское княжество, правил которым князь-епископ - пожалуй, самый необычный, хотя и не редкий в старой Европе, подвид феодала... однако входил ли в это княжество Гердауэн, я так и не разобрался, вроде бы всё-таки нет. Как бы то ни было, он был основан ещё пруссами, чей князь Гердав из рода Рендалия в 1251 году рассудил "не надо, не надо, я сам!" - и принял Крещение. При жизни это стоило ему побега с родины во время Прусского восстания 1260-х годов, когда сожгли его замок, зато посмертно он упоминался как Святой Гердав (хотя, вроде бы, официально канонизирован не был). После подавления восстания сюда вернулись его потомки, владевшие замком до 1336 года. А замок тут был мощный - в прошлой части я упоминал, что Фридланд в 1347 году сожгли литовцы... но Гердауэн они штурмовать даже не рискнули. В 1389 году поселение у замка стало городом и начало строиться - согласно уже упомянутым мифам, именно тогда, в 1389-1407 годах были построены его "средневековые дома". Но вот дальше дела пошли наперекосяк: сначала - война Прусского союза городов с тевтонцами (т.е. между городами и замками!), закончившаяся поражением первых, а для Гердауэна - переходом в частное владение: в 1454 году город был взят рыцарем Георгом фон Шлибеном и после передан ему в награду. Шлибены владели Гердауэном до Наполеоновских войн. и в последующие века городок пережил многочисленные войны и пожары и эпидемию чумы 1708-11 годов, а в ХХ веке он почти не пострадал от Второй Мировой войны, но был разрушен ещё в Первую Мировую. После ухода немцев городок стал в общем-то мало кому нужен, и сейчас его население вдвое меньше, чем было в 1939-м, а типовое и непроизносимое название не располагает что-то искать.Но - пейзаж его действвительно вызывает ассоциации с европейским Средневековьем:

2.

Городок состоит из нескольких районов. На одном берегу озера (точнее, мельничного пруда) - условные Старый город и Новый город (обозначаю их так сам, официально такого деления нет) примерно в километре друг от друга. За озером, восточнее - мельница и замок на холме; севернее - руины пивзавода, а ещё восточнее - железнодорожная станция на линии Черняховск-Ольштын. Центр всего этого - площадь между Старым и Новым городами, которую если не в прошлом, то ныне вполне можно называть Рыночной. Поражает нищета - такие кадры я мог бы снять в детстве, выпавшем на начало и середины 1990-х, а в последние годы мне такое в России попадалось нечасто. К слову, Железнодорожный ещё и погранзона, и чаще всего на погранцов туристы нарываются именно здесь, и пограницы не то чтобы вредные - им просто скучно, поэтому если нет калининградской прописки, законные три часа общения с ними обеспечены... но нам не встретились.

3.

На базарчик глядят полуразрушенные фахверковые склады, которым обычно и приписывают средневековость... на самом деле они вряд ли старше 19 века, а скорее тоже построены после Первой Мировой: немецкий фахверк не более средневеков, чем бревенчатые русские амбары. Но здания очень колоритны, вон к тем козырьками крепилась лебёдка, по которой товары загружались в "двери" на втором и третьем этажах:

4.

Старый город - это буквально три улицы и три квартала:

5.

Дом напротив кирхи часто принимают за "перестроенные городские ворота (1406)", но на самом деле и ему чуть меньше ста лет:

6.

Но главное тут - не архитектура, а атмосфера. Ведь верится же в его средневековость, правда?

7.

Напротив "ворот" - полуразрушенная кирха (1345):

8.

Тут Юрий Уран-238 (который и возил сюда нас с Катериной taiohara) обратил моё внимание на закладное клеймо:

8а.

Раньше в кирху можно было беспрепятственно зайти и подняться на башню, но теперь вход заделан решёткой:

9.

Задняя часть кирхи совершенно разрушена, при этом неподалёку уже есть отдельная православная церковь. Глядя на эти руины и чей-то сарай в привторе.

10.

Старый город... признаться, если бы я узнал, что Железнодородный не средневеков, лишь по возвращении, я бы сильно расстроился, потому что гуляя по этим трём с половиной улочкам, я бы верил, что вокруг меня дома эпохи меча, алхимии и деревянных башмаков. Безусловно, такому восприятию способствовала бы и запущенность - ведь у меня первая ассоцация со Средними веками отнюдь не рыцарская доблесть и не костры инквизиции, а грязь и вонь залитых помоями городов, крысы, вши, рахит и табу на мытьё. Тут - атмосфера не прилизанного средневековья из книг 19 века, а именно что настоящего, "тёмного Средневековья":

11.

12.

13.

14.

А на перестроенные ворота тут похожи многие дома, хотя скорее это просто арки во двор сквозь хозяйственный нижний этаж. Этот же дом запечатлён у меня на вводном кадре:

15.

Даже интересно - неужто надпись "Nafta" сохранилась с довоенных времён? Если уж тут не сгорела деревянная керосиновая лавка - видимо, Вторая Мировая и правда обошла Гердауэн стороной.

16.

Тут вообще много деревянных артефактов:

17.

Но обойти всё это хватит получаса:

18.

Город стоял меж двух длинных озёр, западное осушили под сельхозугодия ещё в 1822 году, а вот на восточное по-прежнему глядят дома Старого города. За прудом - мельница и замок, видна мельничная плотина:

19.

Но сначала отправимся в Новый город, выросший судя по всему в 19 веке южнее старого. Как часто бывает, он легче отделался в Первую Мировую войну, и в нём больше зданий рубежа 19-20 веков. Что и зачем, я долго копал в "Подземелья Кёнигсберга", но всё же до конца не разобрался. Как я понимаю, вот тут слева - ратуша:

20.

Чем при немцах был ДК, я не разобрался, но наверное какой-нибудь Народный дом или спортзал. Дальше залив озера вплотную подходит к главной улице, до осушения второго озера там был перешеек, который и можно считать южной границей Старого города:

21.

Центр Нового города - крайсхаус, то есть Окружная администрация (в отличие от ратуши - городской администрации):

22.

Очень впечатляющая для такого городка постройка, напоминающая скорее усадбеный дворец:

23.

Напротив - почтамт... По крайней мере тут сейчас обитает почта, и преемственность весьма вероятна:

24.

У него потрясающе красивая дверь - жаль только, что кадр с ней вышел нерезким:

25.

Другие дома в этой части города:

26.

И вид на осушенной озеро - при немцах был луг, без должного ухода превратившийся в болото:

27.

Теперь переместимся к мельнице, откуда можно оценить озеро во всей красе. Вдали видна уже знакомая труба на задворках крайсхауса. В 18-19 веках достопримечательностью озера был плавучий остров, скорее всего сплетение корней и коряг, на котором образовалась почва и выросла трава. Говорят, на этом острове можно было пасти коров, но где-то в 19 веке он наконец "причалил" и врос в берег.

28.

Питер Брейгель-младший, "Зимний пейзаж с разрушенной кирхой":

29.

Нынешнее здание мельницы построено в 1909 году, но скорее всего мельница на этом месте существует столько же, сколько сам Гердаэуэн:

30.

Над мельницей - замок, а вернее усадьба на его месте:

31.

У Гердауэнского замка было много владельцев, из которых выделяются пруссы Рендалия, рыцари фон Шлибен (1454-1809), и наконец бароны Ромберг, при которых, в 1872 году, вокруг замка выросла уже более привычная русскому глазу  усадьба. С 1882 года и до конца войны замком владел род фон Янсон.

32.

Но вопреки расхожему мнению, тевтонский Старый замок не был снесён, а так и стоял в усадебном парке и стоит до сих пор:

33.

Усадебный дворец же был разрушен уже послевоенной бесхозяйственностью. Под флигелем - подлинные замковые подземелья, и Юрий, вооружившись фонариком, отправился туда:

34.

И вернулся с небольшой добычей:

35.

Заброшенная усадьба - это непременный атрибут постсоветской старины, хоть под Москвой, хоть под Минском, хоть под Кёнигсбергом:

35а.

На соседнем холме - уже упомянутая новая Петропавловская церковь (2010). Если поехать вдоль пруда - будет станция и выезд из города, а если по распадку - развалины пивзавода.

36.

Местность по ту сторону холма называлась раньше Киндерхоф ("Детский двор"), и судя по названию была частью усадьбы. Пивзавод образовался из замковой пивоварни, как самостоятельное предприятие оформившись в 1865 году, и по словам Юрия, изначально делал пиво на воде из местной артезианской скважины. Ещё в 1990-е пиво из Железнодорожного знал каждый калининградец. Слышал, что обанкротили завод в 1998 году сами немцы - уже не помню, какая фирма, завладевшая несколькими заводами в Калининградской области и решившая, что бывший Киндерхоф ей сам по себе конкурент, а в собственности - обуза. Скважина также давно забилась...

37.

В 2008 году завод сгорел, и ныне его разбирают на стройматериалы. Ещё стоят один из корпусов и труба:

38.

Но стоять им осталось недолго:

39.

Я услышал стук молотка и ультразумом заснял, как именно уничтожается прусская старина:

40.

Покидаем Железнодорожный... уже на выезде из города, увидев рельсовые пути, я потребовал остановиться! Нет, ну правда - какой Железнодорожный без железной дороги?

41.

Красный гидрант для заправки водой паровозов, довольно внушительный вокзал и две водонапорные башни (одна закрывает другую), очень похожие на водонапорки маленьких станций России. Пути здесь двух видов колеи - "русские" и "стефенсонские".

42.

Железная дорога Инстербург-Алленштейн (Черняховск-Ольштын) прошла здесь в 1872 году, и у станции сложился ещё один район:

43.

Последним впечатлением от этого городка-без-времени стал фасад вон того дома:

44.

Про обратную дорогу в Калининград вдоль Мазурского канала - в следющей части.

P.S.А единственный город бывшего СССР, где сохранилась рядовая застройка европейского Средневековья - я так понимаю, Таллин. Или ещё есть? Или и таллинская средневековость сильно переоценена?

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.Литовский транзит.Восточная ПруссияБальга. Форпост крестоносцев.Ода немецкой архитектуре.Немецкая инфраструктура.Янтарный край.Заграничная Россия. Современный колорит.Калининград/Кёнигсберг.Город, который есть.Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..Площадь Победы, или просто Площадь.Внутреннее кольцо. От Фридландских ворот до моста.Внутреннее кольцо. От Фридрихсбургской крепости до Площади.Внутреннее кольцо. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.Внешнее кольцо и аэродром Девау.Хуфен и Марауниенхоф.Город-сад Амалиенау.Ратхоф и Юдиттен.Понарт.Музей Мирового океана.Самбия, или Земландия.Янтарный берег. Зеленоградск (Кранц).Куршская коса.Янтарный берег. Светлогорск (Раушен).Янтарный берег. Янтарный.Балтийск (Пиллау). Город.Балтийск (Пиллау). Гавань у Русской набережной.Западные ворота России. На Балтийскую косу и обратно.Натангия, Вармия, Бартия.Багратионовск (Прёйсиш-Эйлау).Дорога через Правдинск (Фридланд)Железнодорожный (Гердауэн).Вдоль Мазурского канала.Надровия, или Малая Литва.Дорога на Черняховск.Черняховск. Инстербург и Георгенбург.Черняховск (Инстербург). Центр.Черняховск (Инстербург). Предместья и Веселовка.Озёрск (Даркемен).Гусев (Гумбинен).Советск (Тильзит). Центр.Советск (Тильзит). Предместья.Неман от замка Рагнит до моста королевы Луизы..

varandej.livejournal.com

Город Железнодорожный. Калининградская область

В последнее время в Калининграде наладилось с погодой, светит  солнце и никаких дождей, что позволяет мне совершать небольшие путешествия в пределах Калининградской области. В прошлые выходные я посетил город Багратионовск, о чём сделал соответствующую запись в этом блоге. Так получилось, что вместо Багратионовска я хотел ехать совершенно в другое место, но увы, опоздал на автобус. И вчера, я встал раньше обычного чтоб поехать именно туда, куда я собирался на прошлых выходных, а именно в посёлок Железнодорожный ( нем. Gerdauen ).

Посёлок Железнодорожный находится в двух часах езды на автобусе от Калининграда у самой границы с Польшей. До 1946 года посёлок носил немецкое название Gerdauen. Населённый пункт основан в XIV веке как город Гердауэн. Название Гердауэн произошло от имени Гирдава, одного из племенных вождей пруссов из знатного рода Рендалиа. Имя Гирдава происходит от прусского слова «гирдин», что означает «говорить»; «держать речь».

Поскольку посёлок находится в приграничной зоне, то перед поездкой туда нужно обязательно взять с собой паспорт. Некоторых туристов по прибытии проверяют доблестные сотрудники пограничной службы, забегая вперёд скажу, что и меня в этот раз проверяли, но к счастью я отделался устным предупреждением. Оказывается для въезда в приграничную зону нужен особый пропуск, который можно получить там же, но лучше заранее. Только я не понял, этот пропуск нужен всем или только тем, кто не имеет прописки в области. Короче за всё время моего прибывания в Железнодорожном, меня останавливали 2 раза для проверки документов.

В поездке меня сопровождали две спутницы, хотя путешествовать я всегда предпочитаю один, мне так комфортней. В Железнодорожном автобус совершает две остановки, одну на центральной площади, а другую на железнодорожном вокзале. Мы вышли на площади и до вокзала так и не добрались. Сразу на площади можно увидеть одну из самых ярких поселковых достопримечательностей.

Два разрушенных немецких дома выглядят очень эпичными, кстати, именно увидев на одной из фотографий эти дома, я принял решение посетить это место. Истории этих домов я не знаю и почему они стоят разрушенные в центре посёлка мне тоже не известно. На второй фотографии видно, как из-за домов виднеется кирха, которая была построена в XV веке. Кирху также видно и на старинной фотографии, которая открывает этот пост.

Современный вид этого исторического сооружения, как и многих других в посёлке да и в области в целом, вызывает чувство жалости. Даже после Первой мировой войны кирха выглядела куда лучше.

А вот так сейчас.

Естественно, что надежды на восстановление этого сооружения нет и оно продолжится разрушаться под действием времени, природных условий и человека.

Осмотрев кирху мы отправились дальше вниз по улицам, на поиски достопримечательностей.

Я не забываю напоминать о том, что путешествовать и зарабатывать деньги можно одновременно. Компания Альпари предлагает своим клиентам услугу «Портфели ПАММ-счетов». Узнать об этом подробнее можно здесь.

Так гуляя по посёлку мы нарвались на пограничный контроль, как я уже писал выше — всё обошлось без неприятностей и даже осадка не осталось. Пограничник оказался очень вежливым усатым дядей, просто работа у него такая — всех подозрительных личностей проверять.

Недалеко от площади, где останавливается автобус, находится бывшая окружная администрация городка Gerdauen. В 1930-1940 годах она выглядела так:

Сейчас фасад здания порос мхом небольшими деревцами, а на крыше свили гнездо аисты.

На заднем дворе этого некогда величественного здания пасутся милые козы.

Именно это здание мне почему-то напомнило родной город Кемерово. Там в центре есть здания в подобном стиле, с такими же колоннами, белыми выступающими кантами и прочим.

А вот этот дворик мне особенно понравился, такое ощущение, что в переулке время замерло и всё осталось почти таким, каким было больше полувека назад.

Вот нашёл старую архивную фотографию, которая была сделана в этом переулке, она была сделана как раз под тем выступающим углом дома слева.

Вот я чисто случайно снял кадр почти с того же ракурса.

Фасад одного из домов в этом переулке украшает вот такой герб.

Этот дворик находится прямо возле старой кирхи и если спускаться из него прямо к озеру, то можно увидеть ещё несколько достопримечательностей посёлка Железнодорожный. Внизу у озера можно встретить полуразрушенное здание замковой мельницы 1909 года постройки.

А вверху на пригорке находится и сам замок, точнее то, что от него осталось, а осталось не так много. Сохранились только дворовые постройки, в которых, судя по всему, обитают бездомные, и крепостная стена с воротами.

Осмотрев то, что осталось от замка мы пошли в обратную сторону на центральную площадь. Можно было конечно дойти до вокзала, но увы, времени до автобуса оставалось не так много и нужно было обязательно на него успеть.

Вот такой вот выдалась прогулка по Gerdauen.

Архивные фотоматериалы брались с сайта www.bildarchiv-ostpreussen.de

www.web-fair.ru

Железнодорожный (Калининградская область) - это... Что такое Железнодорожный (Калининградская область)?

Посёлок городского типа

Железнодорожный

Немецкая застройка в центре посёлка Здание бывшей ратуши Здание бывшей Кирхи Разрушенная замковая мельница

Железнодоро́жный (до 1946 года Гердауэн, нем. Gerdauen, польск. Gierdawy) — посёлок городского типа в Правдинском районе Калининградской области России. Расположен на реке Стоговка (бассейн Преголи), у границы с Польшей, в 70 км к юго-востоку от Калининграда и в 22 километрах от города Правдинска. Железнодорожная станция на линии Черняховск — Ольштын (Польша)[1].

История

Населённый пункт основан в XIV веке как город Гердауэн. Название Гердауэн произошло от имени Гирдава, одного из племенных вождей пруссов из знатного рода Рендалиа. Имя Гирдава происходит от прусского слова "гирдин", что означает "говорить"; "держать речь". В 1260 Гирдава вместе со своим отцом добровольно принял христианство. Во время прусского восстания 1262 года бежал в Кёнигсберг, под защиту Тевтонского ордена. Династия перестала существовать как правящая, а населенный пункт перешел в собственность Ордена[2].

В 1325 году рыцарь Тевтонского ордена Хайнрих фон Айзенберг построил на месте прежних укреплений каменный замок и плотину с водяной мельницей[3]. В Гердауэн стали прибывать переселенцы из Германии, селившиеся вокруг крепости. Со временем Гердауэн стал крупным провинциальным городом. 66 земельных наделов, которые Орден передал городу, были освоены за семь лет[3]. Некоторые из домов, возведенных еще в XIV веке, существуют до сих пор. С того же времени в поселке стоит и церковь.

В 1389 году поселение у стен замка Гердауэн получило городские права[4].

В XV веке в Гердауэне завершилось обустройство оборонительных сооружений. Стена кирхи соединялась с крепостной стеной, а городские ворота стали в жилой дом, существующий до настоящего времени.

Гердауэн стремился быть свободным городом, вёл борьбу с Тевтонским орденом. После сорока лет войны порядок и спокойствие в городе восстановил крестоносец фон Шлибен из Саксонии[3]. Став ленным владением, город потерял независимость и городской статус. В XVIII веке в имении фон Шлибена от чумы вымерла половина селян, в живых остались около 800 человек[3].

В 1718 году замок имел 50 пивоваренных заводов. От всех этих пивоварен к 1939 году осталась лишь одна пивоварня «Brauerei Kinderhof»[4].

В 1909 году в Гердауэне была построена замковая мельница.

В довоенных путеводителях по Пруссии были маршруты, проходившие через Гердауэн, в том числе на озеро Бактинзее у плотины, где до XVIII века существовал четырехметровый плавающий остров.[3].

Вторая мировая война особого вреда Гердауэну не принесла.

После Второй мировой войны Гердауэн в составе СССР. В 1946 году переименован в Железнодорожный.

Статус городского поселения МО «Городское поселение Железнодорожное» — с 1 февраля 2006 года.

Посёлок находится далеко от областного центра (по автодороге — 74 км, по железной дороге — 135 км), он являет собой наилучший образец сохранившегося в неприкосновенности города со средневековой застройкой, изрядно, правда, обветшалой и продолжающей разрушаться.

Население

По данным переписи 1989 году в Железнодорожном проживало 3246 человек, в том числе 1557 мужчин и 1689 женщин. В 2002 году население посёлка составляло 2945 жителей. В 2009 году — 2863 человека.

Динамика населения Железнодорожного Год 1875 1885 1890 1910 1933 1939 1989 2002 2009 жителей
2 864 2 887 2 858 4 578 4 712 5 125 3 246 2 945 2 863

Экономика

В советский период в Железнодорожном работали пивоваренный, маслодельный и кирпичный заводы[1]. Также находился крупный железнодорожный пограничный переход, в нём европейская железнодорожная колея стыковалась с широкой колеёй. После развала СССР и с развитием автоперевозок значение железнодорожного перехода значительно снизилось. По данным на 2010 год регулярного движения поездов нет.

По состоянию на 2010 год пивоваренный завод заброшен, его здания самовольно разбираются местными жителями на кирпичи[5].

На территории муниципального образования «Городское поселение Железнодорожное» находятся промышленные предприятия: ООО «Сириус» (кирпичный завод), дорожное предприятие ДП2, филиал железной дороги, филиал ОАО «Молоко», Железнодорожный лесхоз, сельскохозяйственное предприятие Правдинское свинопроизводство, ЗАО "Знамя труда, колхоз «Заря», КФХ и личные подсобные хозяйства, частное предприятие «Марби», частные предприятия по торговле, бытовым услугам, обработке дерева, учреждения культуры, образования, медицины. Федеральные структуры: гидрометеорологический пост, таможенный пост, пограничный пункт, почтовое отделение, отделение Сбербанка России, пункт милиции, подразделение МЧС России.

Органы власти

Глава муниципального образования «Городское поселение Железнодорожное» Валерий Александрович Белорусский[6]

Достопримечательности

  • Орденский замок (XIV век) и замковая территория
  • Орденская кирха (XV век)
  • Историческая застройка посёлка
  • Водяная мельница
  • пивзавод «Киндерхоф» (по состоянию на 2010 год заброшен и постепенно разрушается[5])
  • хозяйственный постройки XIV века в переулке Кооперативном
  • Хаускрайс (управление сельского хозяйства)
  • памятник архитектуры школа-интернат № 6
  • больница «Катионов»
  • две братские могилы воинов, погибших в 1812 году
  • братские могилы воинов погибших в годы Второй мировой войны
  • Железнодорожный вокзал
  • Жилые дома
  • Приход
  • водонапорные башни
  • бюргерские дома

Литература

  • Conrad G. Neun Urkunden zur Geschichte der Stadt Gerdauen (1398—1708) // Zeitschrift der Altertumsgesellschaft Insterburg. H.5. Insterburg, 1898. S. 1-19.
  • Conrad G. Ein Verzeichnis von Urkunden der Stadt Gerdauen // Altpreußische Monatsschrift. Bd. 36. 1899. S. 138—141.
  • Kasiske K. Die Siedlungstätigkeit des Deutschen Ordens im östlichen Preußen bis zum Jahre 1410 (Einzelschriften der Historischen Kommission für ost- und westpreußische Landesforschung, Bd. 5). Königsberg i. Pr., 1934.
  • Frederichs H. Gerdauen, Kr. Gerdauen // Deutsches Städtebuch / Hrsg. von E. Keyser. Bd. I. Nordostdeutschland. Stuttgart — Berlin, 1939. S. 54-55.
  • Der Kreis Gerdauen. Ein ostpreußisches Heimatbuch / Zusammengest. und bearb. von O.-W. Bachor. 2. Aufl. (Ostdeutsche Beiträge aus dem Göttinger Arbeitskreis. Bd. XLIII). Würzburg, 1968.
  • Müller-Dultz W. Das Depositum der Stadt Gerdauen // Altpreußische Geschlechterkunde. Jg. 20. 1972. H. 1/2. S. 1-14.
  • Рогачевский А. Л. Учредительная грамота г. Гердауэна (к 600-летию города) // Калининградские архивы. Материалы и исследования. Научн. сб. Вып. 2. Калининград, 1999. С. 33-48.
  • Рогачевский А. Л. К истории городского землевладения в средневековой Пруссии: грамота Тевтонского ордена г. Гердауэну 1407 г. (из берлинского архива) // Старая Европа. Очерки истории общества и культуры. Памяти Александра Николаевича Немилова (1923—2002). Сб. науч. ст. / Под ред. А. Ю. Прокопьева. СПб., 2007, ISBN 978-5-8465-0669-5, С. 70-114.

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Реферат Железнодорожный (Калининградская область)

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Население
  • 3 Экономика
  • 4 Органы власти
  • 5 Достопримечательности
  • ЛитератураПримечания

Введение

Немецкая застройка в центре посёлка

Здание бывшей ратуши

Железнодоро́жный (до 1946 года Гердауэн, нем. Gerdauen, польск. Gierdawy) — посёлок городского типа в Правдинском районе Калининградской области России. Расположен на реке Стоговка (бассейн Преголи), у границы с Польшей, в 70 км к юго-востоку от Калининграда и в 22 километрах от города Правдинска. Железнодорожная станция на линии Черняховск — Ольштын (Польша)[1].

1. История

Населённый пункт основан в XIV веке как город Гердауэн. Название Гердауэн произошло от имени Гирдава, который жил на холме, в своей деревянной крепости. Затем он уехал в Кенигсберг.[2]).

В 1325 году рыцарь Тевтонского ордена Хайнрих фон Айзенберг построил на месте прежних укреплений каменный замок и плотину с водяной мельницей[2]. В Гердауэн стали прибывать переселенцы из Германии, селившиеся вокруг крепости. Со временем Гердауэн стал крупным провинциальным городом. 66 земельных наделов, которые Орден передал городу, были освоены за семь лет[2]. Некоторые из домов, возведенных еще в XIV веке, существуют до сих пор. С того же времени в поселке стоит и церковь.

В 1389 году поселение у стен замка Гердауэн получило городские права[3].

В XV веке в Гердауэне завершилось обустройство оборонительных сооружений. Стена кирхи соединялась с крепостной стеной, а городские ворота стали в жилой дом, существующий до настоящего времени.

Гердауэн стремился быть свободным городом, вёл борьбу с Тевтонским орденом. После сорока лет войны порядок и спокойствие в городе восстановил крестоносец фон Шлибен из Саксонии[2]. Став ленным владением, город потерял независимость и городской статус. В XVIII веке в имении фон Шлибена от чумы вымерла половина селян, в живых остались около 800 человек[2].

В 1718 году замок имел 50 пивоваренных заводов. От всех этих пивоварен к 1939 году осталась лишь одна пивоварня «Brauerei Kinderhof»[3].

В 1909 году в Гердауэне была построена замковая мельница.

В довоенных путеводителях по Пруссии были маршруты, проходившие через Гердауэн, в том числе на озеро Бактинзее у плотины, где до XVIII века существовал четырехметровый плавающий остров.[2].

Вторая мировая война особого вреда Гердауэну не принесла.

После Второй мировой войны Гердауэн в составе СССР. В 1946 году переименован в Железнодорожный.

Статус городского поселения МО «Городское поселение Железнодорожное» — с 1 февраля 2006 года.

Посёлок находится далеко от областного центра (по автодороге — 74 км, по железной дороге — 135 км), он являет собой наилучший образец сохранившегося в неприкосновенности города со средневековой застройкой, изрядно, правда, обветшалой и продолжающей разрушаться.

2. Население

По данным переписи 1989 году в Железнодорожном проживало 3246 человек, в том числе 1557 мужчин и 1689 женщин. В 2002 году население посёлка составляло 2945 жителей. В 2009 году — 2863 человека.

Динамика населения Железнодорожного Год 1875 1885 1890 1910 1933 1939 1989 2002 2009 жителей
2 864 2 887 2 858 4 578 4 712 5 125 3 246 2 945 2 863

3. Экономика

В советский период в Железнодорожном работали пивоваренный, маслодельный и кирпичный заводы[1]. Также находился крупный железнодорожный пограничный переход, в нём европейская железнодорожная колея стыковалась с широкой колеёй. После развала СССР и с развитием автоперевозок значение железнодорожного перехода значительно снизилось. По данным на 2010 год регулярного движения поездов нет.

По состоянию на 2010 год пивоваренный завод заброшен, его здания самовольно разбираются местными жителями на кирпичи[4].

На территории муниципального образования «Городское поселение Железнодорожное» находятся промышленные предприятия: ООО «Сириус» (кирпичный завод), дорожное предприятие ДП2, филиал железной дороги, филиал ОАО «Молоко», Железнодорожный лесхоз, сельскохозяйственное предприятие Правдинское свинопроизводство, ЗАО "Знамя труда, колхоз «Заря», КФХ и личные подсобные хозяйства, частное предприятие «Марби», частные предприятия по торговле, бытовым услугам, обработке дерева, учреждения культуры, образования, медицины. Федеральные структуры: гидрометеорологический пост, таможенный пост, пограничный пункт, почтовое отделение, отделение Сбербанка России, пункт милиции, подразделение МЧС России.

4. Органы власти

Глава муниципального образования «Городское поселение Железнодорожное» Валерий Александрович Белорусский[5]

5. Достопримечательности

  • Орденский замок (XIV век) и замковая территория
  • Орденская кирха (XV век)
  • Историческая застройка посёлка
  • Водяная мельница
  • пивзавод «Киндерхоф» (по состоянию на 2010 год заброшен и постепенно разрушается[4])
  • хозяйственный постройки XIV века в переулке Кооперативном
  • Хаускрайс (управление сельского хозяйства)
  • памятник архитектуры школа-интернат № 6
  • больница «Катионов»
  • две братские могилы воинов, погибших в 1812 году
  • братские могилы воинов погибших в годы Второй мировой войны
  • Железнодорожный вокзал
  • Жилые дома
  • Приход
  • водонапорные башни
  • бюргерские дома

Литература

  • Conrad G. Neun Urkunden zur Geschichte der Stadt Gerdauen (1398—1708) // Zeitschrift der Altertumsgesellschaft Insterburg. H.5. Insterburg, 1898. S. 1-19.
  • Conrad G. Ein Verzeichnis von Urkunden der Stadt Gerdauen // Altpreußische Monatsschrift. Bd. 36. 1899. S. 138—141.
  • Kasiske K. Die Siedlungstätigkeit des Deutschen Ordens im östlichen Preußen bis zum Jahre 1410 (Einzelschriften der Historischen Kommission für ost- und westpreußische Landesforschung, Bd. 5). Königsberg i. Pr., 1934.
  • Frederichs H. Gerdauen, Kr. Gerdauen // Deutsches Städtebuch / Hrsg. von E. Keyser. Bd. I. Nordostdeutschland. Stuttgart — Berlin, 1939. S. 54-55.
  • Der Kreis Gerdauen. Ein ostpreußisches Heimatbuch / Zusammengest. und bearb. von O.-W. Bachor. 2. Aufl. (Ostdeutsche Beiträge aus dem Göttinger Arbeitskreis. Bd. XLIII). Würzburg, 1968.
  • Müller-Dultz W. Das Depositum der Stadt Gerdauen // Altpreußische Geschlechterkunde. Jg. 20. 1972. H. 1/2. S. 1-14.
  • Рогачевский А. Л. Учредительная грамота г. Гердауэна (к 600-летию города) // Калининградские архивы. Материалы и исследования. Научн. сб. Вып. 2. Калининград, 1999. С. 33-48.
  • Рогачевский А. Л. К истории городского землевладения в средневековой Пруссии: грамота Тевтонского ордена г. Гердауэну 1407 г. (из берлинского архива) // Старая Европа. Очерки истории общества и культуры. Памяти Александра Николаевича Немилова (1923—2002). Сб. науч. ст. / Под ред. А. Ю. Прокопьева. СПб., 2007, ISBN 978-5-8465-0669-5, С. 70-114.

wreferat.baza-referat.ru

Железнодорожный (Калининградская область)

Железнодоро́жный (до 1946 года Гердауэн, нем. Gerdauen, польск. Gierdawy) — посёлок городского типа в Правдинском районе Калининградской области России, административный центр городского поселения «Железнодорожное».

Содержание

  • 1 Географическое положение
  • 2 История
  • 3 Население
  • 4 Экономика
  • 5 Органы власти
  • 6 Достопримечательности
  • 7 Известные жители
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки
  • 10 Примечания

Географическое положение

Расположен на реке Стоговка (бассейн Преголи), у границы с Польшей, в 70 км к юго-востоку от Калининграда и в 22 километрах от города Правдинска. Железнодорожная станция на линии Черняховск — Ольштын (Польша).

История

Населённый пункт основан в XIV веке как город Гердауэн. Название Гердауэн произошло от имени Гирдава, одного из племенных вождей пруссов из знатного рода Рендалиа. Имя Гирдава происходит от прусского слова «гирдин», что означает «говорить»; «держать речь». В 1260 Гирдава вместе со своим отцом добровольно принял христианство. Во время прусского восстания 1262 года бежал в Кёнигсберг, под защиту Тевтонского ордена. Династия перестала существовать как правящая, а населенный пункт перешёл в собственность Ордена.

В 1325 году рыцарь Тевтонского ордена Хайнрих фон Айзенберг построил на месте прежних укреплений каменный замок и плотину с водяной мельницей. В Гердауэн стали прибывать переселенцы из Германии, селившиеся вокруг крепости. Со временем Гердауэн стал крупным провинциальным городом. 66 земельных наделов, которые Орден передал городу, были освоены за семь лет. С того же времени в поселке стоит и церковь.

В 1389 году поселение у стен замка Гердауэн получило городские права.

В XV веке в Гердауэне завершилось обустройство оборонительных сооружений. Стена кирхи соединялась с крепостной стеной (позднее за эти исчезнувшие городские ворота стали считать жилой дом, построенный по соседству и имеющий въездную арку).

Гердауэн стремился быть свободным городом, вёл борьбу с Тевтонским орденом. После сорока лет войны порядок и спокойствие в городе восстановил крестоносец фон Шлибен из Саксонии. Став ленным владением, город потерял административную независимость, став частным городом (права горожан при этом не изменились). В XVIII веке в имении фон Шлибена от чумы вымерла половина селян, в живых остались около 800 человек.

В 1718 году замок имел 50 пивоваренных заводов. От всех этих пивоварен к 1939 году осталась лишь одна пивоварня «Brauerei Kinderhof».

В 1909 году в Гердауэне была построена замковая мельница.

В довоенных путеводителях по Пруссии были маршруты, проходившие через Гердауэн, в том числе на озеро Бактинзее у плотины, где до XVIII века существовал четырёхметровый плавающий остров..

В Первую мировую войну город потерял около половины своей застройки, и был заново отстроен в 1916—1918 гг. коллективом авторов под руководством Гейнца Штоффрегена, став выдающимся примером «Восточнопрусского восстановления». Вторая мировая война, сохранив воссозданную застройку, уничтожила большую часть более старых домов.

После Второй мировой войны Гердауэн в составе СССР. В 1946 году переименован в Железнодорожный.

Статус городского поселения МО «Городское поселение Железнодорожное» — с 1 февраля 2006 года.

Посёлок находится далеко от областного центра (по автодороге — 74 км, по железной дороге — 135 км). Он являет собой наилучший образец возрожденного города, который даже современники путали с сохранившейся средневековой застройкой, изрядно, правда, обветшалой и продолжающей разрушаться.

Население

Численность населения 1875 1885 1890 1910 1933 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2009 2010 2012 2013 2014 2015
2864 ↗2887 ↘2858 ↗4578 ↗4712 ↗5125
↘3380 ↗3661 ↗3772 ↘3246 ↘2945 ↘2863
↘2767 ↗2809 ↘2802 ↗2831 ↘2830

По данным переписи 1989 году в Железнодорожном проживало 3246 человек, в том числе 1557 мужчин и 1689 женщин.

Экономика

В советский период в Железнодорожном работали пивоваренный, маслодельный и кирпичный заводы. Также находился крупный железнодорожный пограничный переход, в нём европейская железнодорожная колея входит на территорию России. До товарной станции Черняховск линия европейской колеи продолжается, параллельно идёт линия с широкой колеёй. После развала СССР и с развитием автоперевозок значение железнодорожного перехода значительно снизилось. С 2010 года регулярного пассажирского движения нет.

По состоянию на 2012 год пивоваренный завод заброшен, его здание самовольно разобрано местными жителями на кирпичи.

На территории муниципального образования «Городское поселение Железнодорожное» находятся промышленные предприятия: ООО «Сириус» (кирпичный завод), дорожное предприятие ДП2, филиал железной дороги, филиал ОАО «Молоко», Железнодорожный лесхоз, сельскохозяйственное предприятие Правдинское свинопроизводство, ЗАО "Знамя труда, колхоз «Заря», КФХ и личные подсобные хозяйства, частное предприятие «Марби», частные предприятия по торговле, бытовым услугам, обработке дерева, учреждения культуры, образования, медицины. Федеральные структуры: гидрометеорологический пост, таможенный пост, пограничный пункт, почтовое отделение, отделение Сбербанка России, пункт милиции, подразделение МЧС России.

Органы власти

Глава муниципального образования «Городское поселение Железнодорожное»

Достопримечательности

  • Орденский замок (XIV век) и замковая территория
  • Орденская кирха (XV век)
  • Историческая застройка посёлка
  • Водяная мельница
  • пивзавод «Киндерхоф» (по состоянию на 2010 год заброшен и постепенно разрушается)
  • хозяйственный постройки XIV века в переулке Кооперативном
  • Хаускрайс (управление сельского хозяйства)
  • памятник архитектуры школа-интернат № 6
  • больница «Катионов»
  • две братские могилы воинов, погибших в 1812 году
  • братские могилы воинов погибших в годы Второй мировой войны
  • Железнодорожный вокзал
  • Жилые дома
  • Приход
  • водонапорные башни
  • бюргерские дома

Известные жители

  • Теодор Гиппель-старший — немецкий государственный деятель, писатель и критик. Мэр Кёнигсберга.

Литература

  • Conrad G. Neun Urkunden zur Geschichte der Stadt Gerdauen (1398—1708) // Zeitschrift der Altertumsgesellschaft Insterburg. H.5. Insterburg, 1898. S. 1-19.
  • Conrad G. Ein Verzeichnis von Urkunden der Stadt Gerdauen // Altpreußische Monatsschrift. Bd. 36. 1899. S. 138—141.
  • Kasiske K. Die Siedlungstätigkeit des Deutschen Ordens im östlichen Preußen bis zum Jahre 1410 (Einzelschriften der Historischen Kommission für ost- und westpreußische Landesforschung, Bd. 5). Königsberg i. Pr., 1934.
  • Frederichs H. Gerdauen, Kr. Gerdauen // Deutsches Städtebuch / Hrsg. von E. Keyser. Bd. I. Nordostdeutschland. Stuttgart — Berlin, 1939. S. 54-55.
  • Der Kreis Gerdauen. Ein ostpreußisches Heimatbuch / Zusammengest. und bearb. von O.-W. Bachor. 2. Aufl. (Ostdeutsche Beiträge aus dem Göttinger Arbeitskreis. Bd. XLIII). Würzburg, 1968.
  • Müller-Dultz W. Das Depositum der Stadt Gerdauen // Altpreußische Geschlechterkunde. Jg. 20. 1972. H. 1/2. S. 1-14.
  • Рогачевский А. Л. Учредительная грамота г. Гердауэна (к 600-летию города) // Калининградские архивы. Материалы и исследования. Научн. сб. Вып. 2. Калининград, 1999. С. 33-48.
  • Рогачевский А. Л. К истории городского землевладения в средневековой Пруссии: грамота Тевтонского ордена г. Гердауэну 1407 г. (из берлинского архива) // Старая Европа. Очерки истории общества и культуры. Памяти Александра Николаевича Немилова (1923—2002). Сб. науч. ст. / Под ред. А. Ю. Прокопьева. СПб., 2007, ISBN 978-5-8465-0669-5, С. 70-114.

Ссылки

  • Сайт землячества, объединяющего уроженцев бывшего Гердауэнского уезда и их потомков
  • Железнодорожный (Калининградская область) — статья из Большой советской энциклопедии.
  • Герб Железнодорожного
  • Путешествие в Калининград

Примечания

  1. ↑ 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Проверено 6 августа 2015. Архивировано из первоисточника 6 августа 2015.
  2. ↑ Итоги::Калининградстат
  3. ↑ 1 2 БСЭ
  4. ↑ Вост. Пруссия: История города Гердауэн (нем.)
  5. ↑ 1 2 3 4 5 Журнал «Вокруг Света»
  6. ↑ 1 2 пuBO.ru
  7. ↑ Ostpreußen, seine Vergangehiet, Gegenwart und Zukunft. — Kriegs-Veröffentlichungen des deutschen Bundes Heimatschutz, 1. Heft. — München: Georg D.W. Callwey, 1915. — С. 38-39.
  8. ↑ H. Arbeiten des Architekten Heinz Stoffregen-Bremen. — Der Baumeister. — München: Georg D.W. Callwey, 1926. — С. 189-192.
  9. ↑ Д.Б.Сухин. Путь Восточной Пруссии к современной архитектуре». "инстерГОД". "инстерГОД" (02.06.2010).
  10. ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
  11. ↑ Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
  12. ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
  13. ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  14. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Калининградская область. Численность и размещение населения. Проверено 3 февраля 2014. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2014.
  15. ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года. Проверено 2 января 2014. Архивировано из первоисточника 2 января 2014.
  16. ↑ перепись населения 2010 года_том1.xlsx Всесоюзная перепись населения 2010 года. Калининградская область. Таблица 10. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов. Проверено 28 ноября 2013. Архивировано из первоисточника 2013-11-228.
  17. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Проверено 31 мая 2014. Архивировано из первоисточника 31 мая 2014.
  18. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Проверено 16 ноября 2013. Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013.
  19. ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Проверено 2 августа 2014. Архивировано из первоисточника 2 августа 2014.
  20. ↑ Официальный портал Правительства Калининградской области
  21. ↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок pivzavod не указан текст
  Калининградская область

Административный центр: КалининградГорода: Багратионовск | Балтийск | Гвардейск | Гурьевск | Гусев | Зеленоградск | Краснознаменск | Ладушкин | Мамоново | Неман | Нестеров | Озёрск | Пионерский | Полесск | Правдинск | Приморск | Светлогорск | Светлый | Славск | Советск | Черняховск

Муниципально-территориальное деление:

Городские округа: Гвардейский | Гурьевский | Гусевский | Калининград | Ладушкинский | Мамоновский | Озёрский | Пионерский | Светловский | Советский | ЯнтарныйМуниципальные районы: Багратионовский | Балтийский | Зеленоградский | Краснознаменский | Неманский | Нестеровский | Полесский | Правдинский | Светлогорский | Славский | Черняховский

Статьи: География | Герб | Гимн | История | Население | Административно-территориальное деление | Флаг

  Населённые пункты Правдинского района

Районный центр: ПравдинскАйвазовское  • Алехино  • Антоново  • Белкино  • Белый Яр  • Березово  • Бородино  • Быстрянка  • Бычково  • Вершины  • Вишнёвое  • Вольное  • Гоголевское  • Гончарово  • Гребное  • Грушевка  • Гусево  • Дальнее  • Дворкино  • Домново  • Дружба  • Ермаково  • Железнодорожный  • Желудево  • Зайцево  • Зареченское  • Зверево  • Зеленцово  • Знаменка  • Знаменское  • Ивановка  • Извилино  • Каменка  • Каштаново  • Киселевка  • Кленовое  • Климовка  • Короленково  • Костромино  • Костюковка  • Кочкино  • Кочубеево  • Кошевое  • Красное  • Краснополье  • Крутой Яр  • Крылово  • Крымское  • Курортное  • Лазарево  • Лесное  • Линево  • Липняки  • Лискино  • Луговое  • Лукино  • Малиновка  • Малодворки  • Михайловка  • Мозырь  • Нагорное  • Некрасовка  • Никитино  • Ново-Бийское  • Ново-Бобруйск  • Новое  • Новоселки  • Новостроево  • Озерки  • Октябрьское  • Охотничье  • Панфилово  • Перевалово  • Передовое  • Песочное  • Поддубное  • Подлипово  • Поречье  • Привольное  • Прогресс  • Пруды  • Пчелино  • Раздольное  • Ровное  • Родники  • Рощино  • Рябинино  • Свободное  • Северный  • Севское  • Седово  • Сергеевка  • Смольное  • Совхозное  • Солдатово  • Соловьёво  • Сопкино  • Сосновка  • Темкино  • Тихое  • Тростники  • Федотово  • Филипповка  • Фрунзенское  • Холмогорье  • Холмогорье  • Чаадаево  • Чайкино  • Чайковское  • Черемухово  • Черепаново  • Чистополье  • Шевцово  • Шевченко  • Щербинино  • Ягодное

Железнодорожный (Калининградская область) Информацию О

Железнодорожный (Калининградская область) Комментарии

Железнодорожный (Калининградская область)Железнодорожный (Калининградская область) Железнодорожный (Калининградская область) Вы просматриваете субъект

Железнодорожный (Калининградская область) что, Железнодорожный (Калининградская область) кто, Железнодорожный (Калининградская область) описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2018     Предложения лучших туроператоров