Страны
         Турфирмы 
       
Отели          Билеты        
Подобрать тур
|
 Болгария  Греция  Египет  Израиль  Индия  Испания  Италия  Кипр  Китай  ОАЭ  Россия  Таиланд  Турция  Финляндия  Франция  Хорватия  Черногoрия  Чехия  Автобусные туры |
Звенигово. Звенигово достопримечательностиИстория города Звенигово | Официальный сайт муниципального образования «Звениговский муниципальный район»Город ЗВЕНИГОВО (Затоны ЧЕКУРСКИЙ, ЗВЕНИГОВСКИЙ, ЗВЕНИЖСКИЙ, ПРОВОЙ) Город Звенигово - административный центр муниципального образования "Звениговский район", расположен в 88 км. южнее от столицы Республики Марий Эл - города Йошкар-Ола. Своим возникновением город обязан бурному развитию пароходных перевозок во второй половине ХIХ в. Появляющиеся в то время одна за другой пароходные компании "По Волге", "Самолет", "Нептун", "Кавказ и Меркурий" и другие, используя с выгодой для себя тот факт, что регионы Волги и Урала еще не были связаны с центром России железными дорогами, ежегодно перевозили по воде сотни миллионов пудов всевозможных грузов. В 1858 г. пароходное акционерное общество "Дружина" основали владельцы механического завода в Костроме братья А.П. и С.П.Шиповы. В 1860 г. оно уже имело 16 пароходов, в том числе 7 пассажирских и 9 буксирных, которые в основном курсировали между Рыбинском и Нижним Новгородом. Для расширения собственной ремонтной базы, и для удобного размещения судов в зимнее время, "Дружина" облюбовала удобный затон в почти не обжитой людьми лесистой местности на левом берегу Волги, в 70 верстах выше города Казани и 52 ниже города Чебоксары. Хотя он расположен на луговой стороне реки, берег там настолько высок, что во время половодья остается недоступным для паводковых вод. Длина затона составляла 2 км, ширина - 150-200 метров, глубина - около 5 метров. Земля принадлежала крестьянам красноярской и ошургинской общин, у которых владельцы "Дружины" и арендовали 15 десятин за небольшую плату. Здесь в 1860 г. и были заложены первые механические мастерские. Незадолго до этого напротив затона, в котором началось строительство будущего завода, возникло русское поселение - выселок Чекуры. Именно от него и пошло одно из названий затона - Чекурский. Второе название - Звенижский (Звениговский) возникло от названия впадающей в затон небольшой речки Звениги. Одно время часть жителей называла это селение "Провой" - слово являлось местным вариантом русского определения "паровой" и было связано с наличием судоремонтного завода. Происхождение названия будущего города также объясняется громкими звонами, издаваемыми заводом. В 3 км. к востоку от города Звенигово есть священная роща - кyсото "Микола курык". Первоначально на берегу затона были построены кузница, слесарня, амбар для хранения стройматериалов и четыре флигеля для мастеровых. В 1863 г. здесь работали паровая машина и четыре механических станка, было построено несколько казарм для мастеровых. В 1892 г. это был уже целый завод с 3 паровыми машинами, 2 паровыми котлами, 22 механическими станками, паровым молотом и другим оборудованием. Работали четыре мастера, которые "при готовой квартире и отоплении" получали в день от 50 коп. до 1 руб. 20 коп. Под их началом находилось около 200 рабочих, мастеровых людей и учеников. Интересна судьба одного из мастеровых людей А.И.Губырина. Трудовой путь он начал простым подмастерьем, быстро дослужился до механика, а затем и управляющим заводом. В 1886-1887 гг. по его проекту в Звениговском затоне были построены три плоскодонные деревянные баржи с паровыми двигателями и машинными устройствами вместительностью до 60 тысяч пудов груза каждая (всего пароходов у "Дружины" в те годы было 24, барж - до 150). В 1886-1890 гг. в затоне на воду было спущено восемь пароходов усовершенствованной Губыриным конструкции. Вместе с производственными постройками на берегу затона появлялись и другие строения. В 1878 г. при заводе была устроена деревянная церковь "во имя святого и чудотворца Николая", предметы внутреннего убранства и утварь для которой были собраны по подписке служащими и мастеровыми завода. В этом же году "Дружина" открыла училище на 40 детей обоего пола. Для лечения заболевших рабочих и членов их семей имелись отдельный флигель и аптека с постоянным фельдшером. Пароходство "Дружина" содержало три торговых заведения - бакалейную и мануфактурную лавки и рейнский погреб. В 1894 г. построена колокольня церкви во имя Святителя Николая Чудотворца. К 1907 г. - в России в эти годы назрела революционная ситуация - дела "Дружины" заметно ухудшились, и владельцы общества приняли решение избавиться от судов и механического завода в Звениговском затоне. Новый владелец немедленно начал демонтаж и распродажу оборудования, процесс развала производства вскоре довершил пожар, уничтоживший почти все постройки, кроме лесопилки. По одной из версий, пожар ради получения страховки организовал сам новый владелец предприятия - богатый купец И.И.Тет. После пожара лесопилку и остатки некоторых строений выкупили бывший управляющий затоном А.Н.Николаев и лесопромышленник А.Т.Зимин, к которым позже присоединился судовладелец А.К.Иванов. Новая компания полностью восстановила завод и начала выпускать на нем небольшие пароходики для мелких казанских судовладельцев. Постоянных рабочих на производстве было немного, и администрация регулярно привлекала к работам сезонников. Несколько лет, начиная с 1915 г., в этом качестве в составе бригады из Вятской губернии в Звениговском затоне плотничал будущий Главный маршал авиации К.А.Вершинин. После Октябрьской революции, в феврале 1918 г. Советская власть издала Декрет о национализации флота. В 1920 г. на заводе был пожар, в огне которого сгорели лесопильный цех и токарная мастерская. После гражданской войны за возрождение предприятия из пепла застрельщиками выступили комсомольцы И.И.Кондаков, К.Чубаров, М.К.Чулков, Н.Н.Гортэ и др. По их предложению завод стал именоваться - "Красный волгарь". С образованием механического завода местность вокруг него начала быстро обживаться. В затон перебрались многие жители выс. Чекуры, здесь поселялись, найдя работу, крестьяне из соседних деревень левобережья. В 1904 г. в затоне проживало более 300 человек, которые ютились в земляных бараках. В селении появились улицы: Соляная (Гагарина), Лесная (Вершинина), Заводская, Стекольная. Люди плели канаты, заготавливали мочало, пекли булки, кондитерские изделия. Все эти товары, а также продукция садов и огородов активно продавались и покупались по воскресеньям на местном базаре. Помимо механического завода, в Звениговском затоне в том месте, где в 2001 г. построен новый авторечвокзал, в 1906-1913 гг. работал небольшой стекольный завод. Его владельцем был И.Я.Григорьев. На берегу р. Волга стояли склады леса со штабелями древесины и пиломатериалов. Здесь связывались плоты, ежегодно на баржах и в плотах по реке отправлялись сотни тысяч кубометров леса. Торговлю вел лесопромышленник А.Т.Зимин. Чтобы жители затона и ближайших деревень не занимались самовольной рубкой леса, по указанию Чебоксарской уездной управы в 1895 г. организовано казенное лесничество, открыты полицейский и земский участки. В 1902 г. двухклассное училище в затоне перешло в ведение земства и стало называться школой. С 1908 по 1912 г. она размещалась в двух зданиях: два класса находились в здании церкви на втором этаже, еще два - в частном доме Камболова (ул. Вечеркина). В 1918 г. церковь сгорела, позднее на ее месте был построен клуб речников. В начале ХХ в. среди населения затона были распространены эндемический зоб, которым в данной местности в различных населенных пунктах страдало до 80 процентов населения, оспа, скарлатина, трахома и другие болезни. Высокой была смертность. Заводской медпункт размещался в ветхом домике, имел всего лишь две койки и долгое время оставался единственным лечебным учреждением на всю Памъяльскую волость. Некоторые изменения в области здравоохранения в затоне связаны с именем земского врача Е.Г.Алексеева-Ильина, направленного в затон Казанским губернским управлением в 1907 г. Он неустанно занимался организаторской работой. В 1910 году, воспользовавшись тем обстоятельством, что завод был продан новому хозяину, Е.Г.Алексеев-Ильин выхлопотал у Чебоксарской земской управы разрешение на приобретение двухэтажного деревянного дома, в котором ранее жил управляющий заводом и где размещалась его контора. В этом здании он разместил больницу с 10, а позже 25 койками. Евгений Григорьевич, как единственный сельский врач на всю волость, немало занимался и просветительской работой, его часто можно было видеть среди рабочих механического завода, лесорубов, сплавщиков. Он читал лекции на санитарные темы. Е.Г.Алексеев-Ильин проработал в пос. Звенигово несколько десятилетий, в 1924-1927 годы заведовал Звениговским кантонным здравотделом, в 1951 г. награжден орденом Ленина. 7 апреля 1983 г. в знак признания его заслуг на здании новой поликлиники Звениговской центральной районной больницы установлена мемориальная доска с барельефом доктора Ильина. 5 октября 1924 г. в Звениговском затоне состоялся первый кантонный съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов. Согласно его постановлению, Звениговский затон стал считаться центром Звениговского кантона и был переименован в рабочий пос. Звенигово. Тогда в нем проживало 611 человек. В 1929 г. в поселке начал работать радиоузел. Через год в организовано "Молочное товарное общество", в который входило 44 хозяйства. Члены артели ежегодно сдавали заводу "Красный волгарь", детскому саду и больнице 3500 литров молока. Для укрепления молочного товарищества были приобретены девять племенных коров. Для приезжих открыт Дом крестьянина на 20 мест. По состоянию на 1 октября 1930 г., население пос. Звенигово составляло 3392 человека. В поселке действовала фабрично-заводская семилетка. Школа в 1933 г. стала средней. К 1930 году в поселке уже имелись две больницы, в них работало девять врачей. В феврале 1931 г. открылось Звениговское отделение Госбанка СССР. С первых же дней оно приступило к кредитованию хозяйственных органов, предприятий, торговых организаций и колхозов кантона. В 1931 г. образован Звениговский лестранхоз, а в 1936 г. его реорганизовали в Звениговский лесхоз. В 1933 году открылась артель "Волгарец", в которую вошли две мастерские по индивидуальному пошиву и ремонту обуви. Был открыт пищекомбинат, который выпускал кондитерские изделия и напитки. В приспособленных деревянных зданиях размещались две хлебопекарни, в поселке также работали две столовые, баня, две парикмахерские. В тридцатые годы в поселке работали два детских сада, их посещало 140 детей. В 1936 г. во вновь построенном двухэтажном здании была открыта начальная школа, впоследствии она стала восьмилетней, а с 1974 г. - средней школой № 2. В 1955 году построено каменное здание средней школы № 1. Работали заслуженные учителя школы Марийской АССР - Татьяна Николаевна Скобелева (1951) и РСФСР (1958), Екатерина Васильевна Ембатурова (1960), Прасковья Трофимовна Михайлова (1966), Тамара Сергеевна Кусакина (1969). 9 октября 1939 г. появился приказ о создании Звениговского молочного завода. Сначала это был небольшой цех, который производил молоко разливное, масло сливочное, творог. Из оборудования на нем имелись ручные сепараторы, примитивные маслобойки и прочее оборудование. До начала 60-х годов он располагался в верхней части поселка в районе Стекольного. Весь производственный процесс происходил в ветхом деревянном здании при помощи рук и ног работниц. Воду брали из колодца, лед для охлаждения рубили в затоне, молочные фляги грузили и разгружали вручную. 11 февраля 1940 г. в боях с финнами геройски погиб кузнец-стахановец танкист Сергей Николаевич Бутяков. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 24 сентября 1940 г. судоремонтному заводу присвоено имя героя, в сквере завода установлен памятник-бюст С.Н.Бутякову. С началом Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) промышленность поселка перестроили на военный лад. Завод им. С.Н.Бутякова приступил к изготовлению аэросаней и корпусов авиационных бомб. В связи с тем, что сроки были поставлены самые жесткие, на монтаж аэросаней пришлось переводить даже машинные команды флота. Ремонт судов было решено перенести на февраль-март 1942 г. Участки перевели на казарменное положение. Испытания аэросаней по пересеченной местности проводились в ночное время. Как только были готовы первые 35 аэросаней, необходимых для формирования мотобатальона, на завод прибыл его личный состав. После полной комплектации батальона, он своим ходом отбыл на ст. Шелангер - позже звениговцы читали в газете "Известия", как этот батальон бился с фашистами под Москвой. Всего в цехах завода им. Бутякова было изготовлено 80 аэросаней, причем три машины бутяковцы собрали на собственные средства. Новый деревообделочный цех был переоборудован под изготовление корпусов авиабомб. За сутки изготавливали по 128 бомб весом 100 килограммов каждая. В работе станочникам помогало хорошо организованное социалистическое соревнование. В теплое время года все основные перевозки завод осуществлял водным путем. Зимой же задача отправки готовых корпусов авиабомб значительно осложнялась. По лесным, занесенным снегом, и без того труднопроходимым дорогам на истощенных колхозных лошадях продукция завода отправлялась на железнодорожную ст. Шелангер. Этим же транспортом на обратном пути на завод доставлялись стальное литье и толстолистовой металл. Тяжелые листы толстолистового металла весом 550-600 килограммов, дабы сделать их транспортабельными, непосредственно на станции разрезали на четыре части. Возчиками были женщины. Палубные команды флота, судокорпусный и литейный цехи с началом весны форсированными темпами вели ремонт судов. Весной 1942 г. завод получил еще одно важное задание фронта. За навигацию нужно было переоборудовать более 10 пассажирских пароходов в плавучие госпитали и санитарные суда. Бутяковцам поручили переоборудовать несколько буксиров в канонерские лодки для Волжской военной флотилии. Кроме этого, завод выпускал плавучие понтоны для переправы военной техники через водные преграды. Как и большинство других трудовых коллективов, бутяковцы помогали фронту не только самоотверженным трудом. Поддержав почин саратовского колхозника Ферапонта Головатого, заводчане собрали средства на строительство самолета "Комсомолец-бутяковец", за что получили благодарственную телеграмму от И.В.Сталина. Немалый вклад в дело победы над врагом вносили и размещавшиеся в Звенигове предприятия местной промышленности - лестранхоз, райлесхоз, промартель "Волгарец", рай пищекомбинат. Перестроив в короткий срок свою работу на военный лад, они освоили производство более 25 видов новой продукции и постоянно перевыполняли планы. Звениговский лестранхоз снабжал завод им. Бутякова лесо- и пиломатериалами. Лестранхоз и лесхоз выпускали для фронта сани, телеги, хомуты и прочее, а также ширпотреб для населения, обеспечивали топливом предприятия, организации и учреждения. Промышленная артель "Волгарец" выполняла заказы по выпуску швейных и сапожных изделий. Бригада рыбаков рай пищекомбината в апреле 1943 г. дала сверх плана 4 тонны рыбы для снабжения рабочих и воинских частей. В 1943 г. в боях с фашистами отличился бывший воспитанник Звениговского фабрично-заводского училища Никифор Николаевич Марков, которому было присвоено звание Героя Советского Союза. В его наградном листе указывалось: "В ночь с 25 на 26 сентября 1943 года тов. Марков в составе разведчиков из 19 человек форсировал Днепр в районе Сошиновки. Первым ворвался на правый берег Днепра, вступил в ожесточенный бой с превосходящими силами противника. В течение всей ночи вместе с группой разведчиков вел бой за расширение плацдарма... В ожесточенном бою, неоднократно переходящем в рукопашные схватки, Н.Н.Марков уничтожил девять немцев, в том числе одного офицера, и захватил ручной пулемет...". Память о погибших в годы Великой Отечественной войны жива. В городе установлены Памятник учителям, учащимся, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), Памятный знак в честь кораблей и экипажей Волжской военной флотилии, погибшей в Сталинградской битве и Памятник обелиск воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), Стелла Героям Советского Союза. После Великой Отечественной войны рабочий пос. Звенигово продолжал развиваться. На заводе им. С.Н.Бутякова появились судокорпусный цех (судоремонтный), хорошие термический и гальванический участки, токарные станки для обработки гребных валов длиной до 8 м, трубогибочные станки. Параллельно с судоремонтом на предприятии начало развиваться судостроение, одним из первых таких заказов стало строительство 12 тралботов для прибалтийских республик. В это время большие изменения проходили и на берегу. Строй участок "Марстройтреста" начал строить трехэтажные многоквартирные дома из силикатного кирпича, в 1957 г. началось щебение проезжей части улицы Ленина с разборкой ветхих строений у спуска в Нижний поселок. На улицах Школьной, Бутякова возводились восьми квартирные дома, которые серийно выпускались на Красногорском домостроительном комбинате. 3 февраля 1959 г. по улицам Звенигова начал курсировать автобус. Всего на маршрут выводились две машины - одна курсировала с остановками от автотранспортной конторы до улицы Стекольной, другая шла от улицы Стекольной улицы до с. Красный Яр. В 1961 г. началось проектирование и строительство высоковольтной линии электропередач "Памъяльская станция - Звенигово" от Единой государственной энергосети. В 1963 г. эта линия и головная трансформаторная подстанция в пос. Звенигово были сданы в эксплуатацию. В январе 1963 г. в хозяйственном магазине пос. Звенигово был открыт пункт проката хозяйственных товаров. Преимущества этого вида услуг в первую очередь оценили женщины, с первых же дней установилась очередь на единственную стиральную машину, вскоре пункту проката была выделена еще одна стиральная машина. 1 января 1968 г. в пос. Звенигове была создана межколхозная строительная организация "Марколхозстройобъединение". Новая организация разместилась в конторе леспромхоза, где ей выделили три маленькие комнаты. Весь январь заключались договора с колхозами, был открыт счет в отделении Госбанка, утвердили годовой титул, составили финансовый план. Подготовили документы для отвода земли под строительство собственной производственной базы. Хотя отдела кадров еще не было, начали набирать специалистов ведущих профессий - каменщиков, монтажников и рабочих. Закреплять кадры можно было, только предоставляя людям жилье. После возведения первых объектов, организация принялась и за жилищное строительство. Начали строить четырех и восьми квартирные дома по улице Горького. В декабре 1971-го сдали в эксплуатацию 40-квартирный дом (дом № 45 по улице Ленина). Накопив определенный опыт, организация стала строить уже 70-квартирные дома. В районном центре не хватало объектов соцкультбыта, было решено размещать их во встроенно-пристроенных вариантах. Так в Звенигове появились детская библиотека, аптека, молочная кухня, радиотелевизионная мастерская. 10 июля 1974 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании рабочего пос. Звенигово в город районного подчинения с сохранением прежнего наименования. В городе Звенигово построено 13 двухэтажных кирпичных домов, 13 трех и пятиэтажных домов и 1029 одноэтажных деревянных домов - всего 109260 квадратных метров жилой площади. Население составляло 10758 человек, в том числе 4453 рабочих, 1412 служащих, 79 колхозников. В молодом городе имелись леспромхоз (создан в 1943 г. на базе рай промкомбината), мех лесхоз, дорожно-строительное управление, комбинат бытового обслуживания, автотранспортное предприятие (основано в 1963 г.), две строительные организации - ПМК-90 "Волжскпромстрой" и ПМК "Марколхозстройобъединение". В городе также находились базы Сосновского спец отделения "Марагрохимобъединения", ПМК управления "Марводэксплуатация", ПМК треста "Марсельхозмонтаж". В 1971 г. прорабу Звениговской межрайонной строительной организации Елене Иосифовне Субботиной было присвоено звание "Заслуженный строитель Марийской АССР". Торговлей в городе занимались 28 магазинов на 60 рабочих мест, работали пять предприятий общественного питания. Город располагал двумя больницами на 295 коек, в которых работали 46 врачей, двумя средними школами, школой-интернатом, профтехучилищем. В Звенигове функционировали Дом культуры, клуб речников, Дом пионеров, детская музыкальная и детская спортивная школы. Для малышей были открыты пять детских садов. В состав города также входили деревни Шелангуш, Сергушкино, Чуваш-Отары, переданные ему в 1973 г. Однако через несколько лет, после того, как численность населения в районном центре достигла 14 тысяч человек, деревни вновь были возвращены в административное подчинение Красноярскому и Исменецкому сельсоветам. В 1974 г. в городе Звенигово начало выпускать продукцию еще одно промышленное предприятие - нынешний завод "Зонд". В его цехах первоначально изготавливались лабораторные зажимы, селеновые выпрямители, датчики. Первая продукция была отправлена на головной завод в город Йошкар-Олу 18 августа. Небывалый в истории отечественного речного флота эксперимент осуществил в навигацию 1975 г. экипаж теплохода "ОТ-2055" из Звениговского затона под командованием капитана Николая Ильича Вечеркина. Вечеркин доказал, что при неизменной мощности теплохода-толкача в 2000 л.с. можно втрое увеличить грузоподъемность речного состава. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Н.И.Вечеркину была присуждена Государственная премия СССР. С тех пор все суда подобного типа на Волге стали работать по методу звениговского капитана. В декабре 1976 г. марку звениговских судоводителей поддержали звениговские судостроители - Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР присвоил высшую оценку - Государственный Знак качества - буксиру-толкачу "Волгарь", что строился на заводе им. С.Н.Бутякова. В 1974 г. в районном центре началось строительство центральной больницы. Нужно было снести 13 частных домовладений. Это вызвало большие споры. Пригласили главного инженера института "Марийскгражданпроект". Нашли другой вариант - весь планшет застройки объекта перенесли на 36 метров в сторону, и снесли 5 хозяйств. Строительство начиналось при главвраче К.И.Сабирове, а закончилось лишь при А.Н.Липатове. В 1981 году был сдан первый корпус с поликлиникой, а в 1982 году - инфекционное отделение. В 1976 г. в Звенигове заработал цех № 10 Йошкар-Олинского завода "Контакт", в котором трудились 220 человек. В том же году в строй действующих вошла центральная котельная. В 1983 г. началось строительство нового водозабора в районе д. Сергушкино мощностью 9 тыс. кубометров питьевой воды в сутки. В 1988 г. строители приступили к возведению новых очистных сооружений мощностью 7,2 тыс. кубометров в сутки, ввод которых осуществился в 1994 г. Еще в 1970 г. в Звенигове началась реконструкция пекарни, которая в дальнейшем превратилась в крупный хлебокомбинат. С 1989 г. началась строительство нового производственного корпуса Звениговского молочного завода, который строился для переработки 60 тонн молока в смену. Провели его техническое перевооружение и на тех же площадях появилась возможность перерабатывать 100 тонн молока. Такого количества сырья в районе, правда, не производилось - переработчики стали закупать молоко в соседних районах, областях и республиках. Гормолкомбинат постепенно превратился в мощное стабильно работающее предприятие. К 2000 г. он производил 23 наименования продукции, некоторые виды которой были отмечены медалями Всероссийских конкурсов. Вся молочная продукция в продажу поступала в современной упаковке из синтетической пленки. За опытом в Звенигово все чаще и чаще стали приезжать коллеги из других регионов России. В 1991 г. город украсил новый очаг культуры - центр досуга и культуры "Голубая мечта". В самом начале 90-х годов в Звенигове начали восстанавливать Свято Никольскую церковь. Многие жители города и окрестных деревень взялись за это дело добровольно. Когда-то это здание было церковью, в годы Советской власти его передали Дому пионеров. В августе 1993 г. строители приступили к наружным реставрационным работам. 23 сентября того же года над церковью поднялся купол с крестом. В 1995 г. вступил в действие ретранслятор, позволяющий жителям города смотреть Марийское телевидение. В самом конце 90-х был введен в эксплуатацию новый узел электросвязи с АТС на 5000 номеров, что позволило снять проблему установки телефонов. Была проведена газификация индивидуального сектора, газифицировано более 400 домов. В 90-е годы ХХ в. в городе Звенигово, как и во всех других городах, стали снова появляться частные магазины. Одним из самых известных предпринимателей здесь стал местный житель Ф.В.Керимов. Первый свой магазин он купил в 1994 г., второй он взял в аренду, третий в 1996 г. купил. Свой четвертый, самый большой магазин предприниматель построил в 1998 г. Развитие предпринимательства помогает городу пополнять казну, предоставил работу более 30 горожанам. К своему 25-летию, отмеченному в 1999 г., Звениговский завод "Зонд" приступил к активному поиску выхода из экономического тупика, в котором пребывал последние пять-шесть лет. В 1993-м году здесь было прекращено производство полупроводниковых приборов, а в 1995-м резко сократился выпуск умножителей напряжения и трансформаторов для телевизионных заводов. Адресатом приложения своих усилий заводчане определили российскую экономику. С учетом имевшегося опыта изготовления высоковольтных трансформаторов ими была предпринята попытка внедриться в число поставщиков катушек зажигания для Горьковского автозавода. В декабре 1998 г. это изделие было поставлено на конвейер. Отработанные в процессе освоения производства катушек зажигания методы организации работ, способы привлечения инвестиций использовались для развития других направлений производства. К 2004 г. производство промышленной продукции на заводе было прекращено. Предприятие находилось в конкурсном производстве, на его площадях разместилось "Общество с ограниченной ответственностью "Котран" с сохранением профиля производства завода. В октябре 1999 г. в городе Звенигово построен самотечный канализационный коллектор. В 90-х годах десятки звениговцев участвовали в двух чеченских войнах. 30 декабря 1999-го г. в городе Грозном во время штурма позиций боевиков в составе роты мотострелков смертельное осколочное ранение получил девятнадцатилетний звениговчанин Алексей Волков. Он скончался 4 января 2000 г. в госпитале города Моздок. В целях сохранения и развития национальной культуры, истории Звениговского района 22 февраля 2000 г. в здании бывшего отдела образования по адресу: г. Звенигово, ул. Кооперативная, дом 23 - был открыт районный краеведческий музей. В становлении и укреплении материально-технической базы музея немалую помощь оказали такие предприятия, как ОАО "Зеберс", завод "Зонд", Звениговский ГМК, завод им. Бутякова, совхоз "Звениговский" и другие трудовые коллективы. Только в первый год его работы по музею было организовано и проведено 41 школьная экскурсия. Историческими памятниками города являются здание первой больницы кантона, построено в 1889 г., здания отдела главного механика и "Караванки", построены в 1892 г., здание первой школы поселка Звенигово, построено в 1902 г. Археологическим памятниками являются Большая Гора святилище, Звениговское селище и 2 Звениговские стоянки. В апреле 2001 г. одна из старейших улиц города - Кооперативная переименована в честь недавно умершего капитана Вечеркина Н.И. В 2003 г. в городе Звенигово МУП "Звениговстрой сервис" сдал в эсплуатацию 1-й 6-этажный дом жилищного строительного кооператива "Онар". В 2004 году городу Звенигово исполняется 30 лет. Улицы асфальтируются, строятся новые дома, идет подготовка к празднику. Выселок Чекуры Исчезнувший выселок. Возник в середине XIX в. в связи с развитием торговли между городами Москва, Нижний Новгород и Казань на правом берегу р. Волга. Русская деревня - выс. Чекуры входила в состав Посадско-Сотниковской волости. Располагался выселок в 80 верстах от губернского города Казань и 66 - от уездного города Чебоксары. Проживали люди разных сословий. В 1866 г. в 86 дворах проживало 211 мужчин и 234 женщин. Появление выселка, а затем города Звенигово связано именно с населенным пунктом Чекуры. admzven.ru ЗвениговоНаселение — 12,0 тыс. человек (2010). Расположен на левом берегу Волги (Куйбышевское водохранилище), пристань, в 90 км к югу от Йошкар-Олы, в 32 км от ближайшей железнодорожной станции Шелангер. Содержание
ИсторияСвоим возникновением город обязан бурному развитию пароходных перевозок во второй половине ХIХ в. В 1858 г. пароходное акционерное общество «Дружина» основали владельцы механического завода в Костроме братья А. П. и С. П. Шиповы. В 1860 г. оно уже имело 16 пароходов, в том числе 7 пассажирских и 9 буксирных, которые в основном курсировали между Рыбинском и Нижним Новгородом. Для расширения собственной ремонтной базы, и для удобного размещения судов в зимнее время, «Дружина» облюбовала удобный затон в почти не обжитой людьми лесистой местности на левом берегу Волги, в 70 верстах выше города Казани и 52 ниже города Чебоксары. Хотя он расположен на луговой стороне реки, берег там настолько высок, что во время половодья остаётся недоступным для паводковых вод. Длина затона составляла 2 км, ширина — 150—200 метров, глубина — около 5 метров. Земля принадлежала крестьянам красноярской и ошургинской общин, у которых владельцы «Дружины» и арендовали 15 десятин за небольшую плату. Здесь в 1860 г. и были заложены первые механические мастерские. Незадолго до этого напротив затона, в котором началось строительство будущего завода, возникло русское поселение — выселок Чекуры. Именно от него и пошло одно из названий затона — Чекурский. Второе название — Звенижский (Звениговский) возникло от названия впадающей в затон небольшой речки Звениги. Одно время часть жителей называла это селение «Провой» — слово являлось местным вариантом русского определения «паровой» и было связано с наличием судоремонтного завода. Происхождение названия будущего города также объясняется громкими звонами, издаваемыми заводом. Первоначально на берегу затона были построены кузница, слесарня, амбар для хранения стройматериалов и четыре флигеля для мастеровых. В 1863 г. здесь работали паровая машина и четыре механических станка, было построено несколько казарм для мастеровых. В 1892 г. это был уже целый завод с 3 паровыми машинами, 2 паровыми котлами, 22 механическими станками, паровым молотом и другим оборудованием. Вместе с производственными постройками на берегу затона появлялись и другие строения. В 1878 г. при заводе была устроена деревянная церковь «во имя святого и чудотворца Николая»., предметы внутреннего убранства и утварь для которой были собраны по подписке служащими и мастеровыми завода. В этом же году «Дружина» открыла училище на 40 детей обоего пола. Для лечения заболевших рабочих и членов их семей имелись отдельный флигель и аптека с постоянным фельдшером. Пароходство «Дружина» содержало три торговых заведения — бакалейную и мануфактурную лавки и рейнский погреб. К 1907 г. — в России в эти годы назрела революционная ситуация — дела «Дружины» заметно ухудшились, и владельцы общества приняли решение избавиться от судов и механического завода в Звениговском затоне. Новый владелец немедленно начал демонтаж и распродажу оборудования, процесс развала производства вскоре довершил пожар, уничтоживший почти все постройки, кроме лесопилки. По одной из версий, пожар ради получения страховки организовал сам новый владелец предприятия — богатый купец И. И. Тет. После пожара лесопилку и остатки некоторых строений выкупили бывший управляющий затоном А. Н. Николаев и лесопромышленник А. Т. Зимин, к которым позже присоединился судовладелец А. К. Иванов. Новая компания полностью восстановила завод и начала выпускать на нём небольшие пароходики для мелких казанских судовладельцев. Постоянных рабочих на производстве было немного, и администрация регулярно привлекала к работам сезонников. Несколько лет, начиная с 1915 г., в этом качестве в составе бригады из Вятской губернии в Звениговском затоне плотничал будущий Главный маршал авиации К. А. Вершинин. В 1920 г. на заводе был пожар, в огне которого сгорели лесопильный цех и токарная мастерская. За возрождение предприятия из пепла застрельщиками выступили комсомольцы И. И. Кондаков, К.Чубаров, М. К. Чулков, Н. Н. Гортэ и др. По их предложению завод стал именоваться — «Красный волгарь». С образованием механического завода местность вокруг него начала быстро обживаться. В затон перебрались многие жители выс. Чекуры, здесь поселялись, найдя работу, крестьяне из соседних деревень левобережья. В 1904 г. в затоне проживало более 300 человек, которые ютились в земляных бараках. В селении появились улицы: Соляная (Гагарина), Лесная (Вершинина), Заводская, Стекольная. Помимо механического завода, в Звениговском затоне в том месте, где в 2001 г. построен новый авторечвокзал, в 1906—1913 гг. работал небольшой стекольный завод. Его владельцем был И. Я. Григорьев. Население
Достопримечательности
Экономика
Несмотря на свои небольшие для города размеры, имеет достаточно длинную береговую линию. На берегах имеется множество кафе, благоустроенных пляжей. Примечания
Ссылки
Звенигово Информация оЗвениговоЗвениговоЗвенигово Информация Видео Звенигово Просмотр темы.Звенигово что, Звенигово кто, Звенигово объяснение There are excerpts from wikipedia on this article and video www.turkaramamotoru.com История Звениговского района | Официальный сайт муниципального образования «Звениговский муниципальный район»Звениговский район История Звениговского района ведет отсчет с 28 августа 1924 год, когда постановлением Президиума ВЦИК было утверждено образование девяти кантонов в составе Марийской Автономной Области, и одним из них был Звениговский кантон. С 1932 года кантоны стали называться районами. Район расположен в южной части Республики Марий Эл по левобережью реки Волги. Территория района 274 тыс. 878 га., из них 81,4% занимают лесные массивы и 11,3 % составляют сельхозугодия. Протяженность района с востока на запад 80 километров, с севера на юг – 60 километров. С юга граничит с Чувашией, на западе – с Килемарским районом, на востоке с Моркинским районом.В состав кантона на момент организации входило 15 районов: Красноярский Полевский, Звениговский, Исменецкий, Керебелякский, Большешигаковский, Кужмарский, Нагоринский, Карамасский, Сотнурский, Помарский, Большепаратский, Мамасевский, Азъяльский, Суховражский. В административном отношении в районе имеется: 3 городских поселений, 7 сельских поселений, 83 населенных пункта. Неповторим своей красотой наш Звениговский район! И особенно это видно по Государственному природному парку «Марий Чодра». Он был создан в декабре 1985 года и в целом занимает 36,6 тыс. гектаров. Сосновые боры, хвойные и широколиственные леса, множество родников и минеральных источников. Притягивает туристов река Илеть с многочисленными притоками, с холодными ключами, бьющими из-под земли. Озера карстового происхождения Глухое и Мушендер объявлены памятниками природы, вода в них чистая и прозрачная. Каких только не встретишь животных в парке! Необычен и растительный мир. Настоящее чудо природы –«Плавающий остров». В парке есть один уникальный живой исторический памятник природы – это дерево, которое носит название «Дуб Пугачева». По преданию, 15 июля 1774 года, отступая из-под Казани, Емельян Пугачев с отрядом в 300 человек остановился на Кленовой Горе именно под этим дубом. В декабре грозного 1941 года в п. Красногорский на базе зобной станции, был развернут эвакогоспиталь № 3071. За годы войны в нем поправили свое здоровье более 10 тыс. раненых солдат и офицеров. Сейчас это госпиталь участников воин им. 50 лет Победы в котором лечатся ветераны воин со всей республики и близлежащих областей. В мае 1942 года на базе эвакуированного Гомелевского деревообрабатывающего комбината в 7 километрах от железнодорожной станции на берегу реки Ишут был создан Суслонгерский домостроительный комбинат, переименованный в дальнейшем в марийский завод холодильного оборудования, ныне это филиал АНПО «Марихолодмаш». В 1968 году основан Красногорский завод «Электродвигатель», в настоящее время это - Открытое Акционерное общество является крупнейшим производителем электродвигателей для стиральных машин, холодильного оборудования и другой бытовой техники в Волго-Вятском регионе. Основной специализацией предприятия было производство электродвигателей для нужд Министерства обороны. В 1999 году произошло акционирование. При этом предприятие сохранило основную производственную специализацию и продолжает освоение новых видов изделий. Товарная номенклатура насчитывает более 100 наименований продукции. Наш завод специализируется на выпуске осевых и центробежных вентиляторов для охлаждения радиоэлектронной аппаратуры, асинхронных трехфазных двигателей, используемых в качестве электроприводов. Предприятие выпускает асинхронные электродвигатели типа КД и ДАК мощности от 60 до 250 Вт для бытовой техники (стиральных машин, кухонных комбайнов, электромясорубок, соковыжималок и др.) и общего назначения (например, вакуумных компрессоров). Выпускаемые предприятием электродвигатели серии ДАО могут применяться для привода вентиляторов в холодильном, медицинском оборудовании, для тепловентиляторов. Благодаря высокому техническому и профессиональному потенциалу, модельный ряд продукции завода постоянно обновляется и совершенствуется. В 2004 году предприятие было награждено дипломом с медалью за освоение и разработку новых типов двигателей (5-я Российская выставка «Изделия и технологии двойного назначения. Конверсия ОПК», г. Москва). Основная гарантия качества выпускаемой продукции – мощный производственно-технический комплекс. В составе предприятия имеются механический, сборочный цеха, участки алюминиевого и пластмассового литья, гальванический, лакокрасочный, инструментальный, транспортный цеха, другие производственные участки, оснащенные современнм оборудованием. Весь этот потенциал используется в целях производства основной продукции завода, а также оказания услуг заинтересованным организациям: «Красногорский завод «Электродвигатель», начиная с 1999г., принимает активное участие в российских и республиканских конкурсах, международных специализированных выставках. За годы участия продукция завода не раз была награждена дипломами. Электродвигатели ДАК164-180/60, ДАО86-10,-16 и КД180-4/56 РКАС являлись дипломантами Конкурса «100 лучших товаров России» (г. Москва) в номинации «Продукция производственно-технического назначения» в 2001г. В 2006 году были награждены дипломом победителя в конкурсе «Лучшие товары Республики Марий Эл» электродвигатели ДАК 63-180-1,5, ДАТ 53672, ДАТ 53673, ДАК 125-2200-8. Высокое качество продукции, профессиональный подход к клиенту и строгое выполнение договорных обязательств «Красногорского завода «Электродвигатель» позволяет поддерживать репутацию надежного делового партнера на российском рынке. Многие успешные предприятия уже давно сделали этот выбор и активно продолжают сотрудничать с нами. Наша основная задача – производство долговечной и качественной продукции, необходимой отечественным товаропроизводителям. Одно из старейших предприятий района и поселка Красногорский – Акционерное Общество «Комбинат автофургонов», он образован в 1928 году как Красногорский лесопильный завод, который превратился в современной машиностроительное предприятие. сегодня одно из крупных предприятий, специализирующихся на выпуске кузовов-фургонов и кузовов-контейнеров оборонного и гражданского назначения.ОАО «Красногорский комбинат автомобильных фургонов» сегодня одно из крупных предприятий, специализирующихся на выпуске кузовов-фургонов и кузовов-контейнеров оборонного и гражданского назначения.Коллектив успешно освоил выпуск новой продукции: была проведена перепланировка производственных площадей, построены новые цеха, внедрена новая техника и передовая технология, изготовлено необходимое нестандартное оборудование, активизировалась рационализаторская деятельность рабочих и инженерно-технических работников, обучены новым профессиям и прошли перетарификацию сотни людей, освоена новая система планирования и экономического стимулирования, комплексная система управления качеством продукции.В результате напряженного труда комбинат с первых дней работал стабильно, выполнял и перевыполнял производственные задания, неоднократно выходил победителем в социалистическом соревновании среди предприятий Марийской республики, награждался грамотами и переходящими Красными знаменами, заносился в Книгу трудовой доблести. В 1974 году присвоено звание: «Предприятие высокой культуры производства и организации труда». Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР и ЦК профсоюза награждали коллектив почетными дипломами и премиями. 70 человек награждены орденами и медалями страны. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 14 декабря 1982 года комбинату присвоено высокое звание: «Красногорский комбинат автомобильных фургонов имени 60-летия Союза ССР».Построенный в центре лесного массива Марийской автономной области на реке Илеть в месте пересечения со строящейся в то время железной дорогой Зеленый Дол — Йошкар-Ола, лесопильный завод являлся градообразующим предприятием. Вместе с заводом рос и благоустраивался поселок Красногорский. Построено хозспособом более 50 тыс. кв. м. жилья, социально-культурные объекты: столовая, баня, школа, клуб, детские дошкольные учреждения, магазины, заасфальтировано более 60 тыс. кв. м. улиц и подъездных путей. Проложен водопровод, линия электропередачи Помъялы — Красногорский, проведена газификация.В период перехода к рыночной экономике предприятие находилось в нелегком положении. Значительное сокращение госзаказа и конверсия заставили коллектив осуществить решительные изменения в структуре управления производством, более основательно заниматься маркетингом, все перемены использовать для достижения главной цели — сохранения основного потенциала производства.В настоящее время комбинат уверенно чувствует себя в бизнесе, изыскивает заказы и увеличивает выпуск высококачественной продукции. Для этого весь коллектив – от руководителей до рабочих - прикладывает максимум усилий и уверенно смотрит в будущее. 28 января 1956 года был освоен Шелангерский химзавод «Сайвер». Пройдя путь от производства древесного угля и скипидара до выпуска высококачественных лакокрасочных материалов, завод занял достойное место в ряду других российских лакокрасочных производств. В 1994 году завод стал Открытым Акционерным Обществом «Шелангерский химзавод «Сайвер». И сегодня предприятие динамично развивается и наращивает объемы выпуска лаков и красок. В производстве своих продуктов «Сайвер» использует сырье как российское сырье, так продукцию известных зарубежных производителей и, в первую очередь, компании DuPont. Только за период с 2001 по 2006 годы объемы производства и реализации продукции выросли на 185 % и составили 13600 тонн ЛКМ.Система менеджмента качества сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ISO 9001-2001. За высокое качество и стабильные финансовые показатели продукция предприятия неоднократно награждалась дипломами Торгово-промышленной палаты Республики Марий Эл, а также дипломами Всероссийского конкурса «100 Лучших товаров России». К своему 85-летнему юбилею предприятие пришло с новыми торговыми марками, этикетками и модернизированными лакокрасочными материалами для различных потребительских сегментов - от элит до эконом-класса. Продукция предприятия пользуется стабильным спросом во многих регионах России. В 2000 году сформирована эффективная дилерская сеть по продаже продукции под торговыми марками «SaiverLUX», «САЙВЕР», «АКРОМАР», «SAITEX» и «STАRT».В планах акционерного общества «Сайвер» расширение выпуска современных экологически чистых материалов с повышенными потребительскими свойствами Современным образцом высокоуровневых предприятий молочной индустрии является ОАО «Звениговский городской молочный комбинат». Завод выпускает более 25 наименований продукции. На всероссийских конкурсах не раз был серебряным и золотым дипломантом конкурса, что говорит о высочайшем качестве выпускаемой продукции.Сегодня ЗАО «Звениговский ГМК» - ведущее молокоперерабатывающее предприятие Привожского Федерального Округа, чья продукция по достоинству оценена не только жителями Республики Марий Эл, но и жителями других регионов России – Чувашии, Башкирии, Татарстана, Нижнего Новгорода, Москвы и других регионов. Продукция комбината изготавливается по традиционным технологиям, а ассортимент включает в себя свыше 45 наименований различных сыров, масла и цельномолочной продукции. Эксклюзивный сыр «Фантазия» копченый и с пряностями, сыр «Имеретинский», масло топленое, шоколадное, творожные крема с плодово-ягодными наполнителями, кефир на натуральных кефирных грибках и знаменитый сыр «Звениговский», сыр «Сулугуни» знают и в Абхазии. Развитие г.Звенигово сегодня неразрывно связано с ЗАО «Звениговским ГМК». Комбинат задает темп развития города и региона, являясь крупнейшим молокоперерабатывающим предприятием в Марий-Эл. Миссия комбината - выпускать исключительно натуральные сыры и молочные продукты, безопасные и полезные для людей. Мясокомбинат «Звениговский» начал свою работу как часть крупного агропромышленного комплекса в декабре 1995 года. Тогда он выпускал 1-1,5 тонн колбас и копченостей в день. Сегодня «Звениговский» — это крупное мясоперерабатывающее предприятие по производству экологически чистых мясопродуктов, обладающее современным технологическим комплексом и самостоятельно осуществляющее весь процесс переработки, от забоя скота, выпуска колбас и деликатесов до отгрузки готовой продукции под заказ конкретного потребителя. Сейчас выработка достигает 40 тонн в день, а в предпраздничные дни превышает 70 тонн.Вкусная колбаса получается только из качественного свежего мяса. Поэтому вся работа огромного животноводческого комплекса (70 тыс. голов) переводится на научную основу. Здесь давно освоена компьютерная программа автоматизации селекции в свиноводстве, которая позволяет вести племенной учет на самом современном уровне. В хозяйстве уделяется повышенное внимание развитию собственной кормовой базы (это основа ведения животноводства). Зеленый корм, сено, сенаж, силос заготавливают на своих сельхозугодиях. Для выращивания зерна предприятие арендует около 15 тыс. гектаров плодородных земель в Республике Татарстан. Потребности свинокомплекса в комбикормах удовлетворяются собственным комбикормовым цехом. Здесь же готовят премиксы, включающие в себя необходимое количество витаминов и микроэлементов. Высокое качество продукции подтверждается и на самых престижных конкурсах и выставках. Она ежегодно становится лауреатом и дипломатом Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России», агропромышленной выставки «Золотая осень». Продукцию мясокомбината выделяют среди конкурентов на международных форумах, где участвуют известные фирмы многих европейских стран. Район является промышленно-аграрным. На территории района работают промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Имеется 3 железнодорожных станции, клубные, библиотечные, дошкольные, школьные, и лечебные учреждения. Славу району, его главную «достопримечательность» делают несомненно люди. А хорошими людьми Звениговская сторона славится. Основоположником марийской музыки является уроженец д. Кокшамары И.С.Ключников-Палантай. Всему миру известен московский композитор Андрей Эшпай. В период Великой Отечественной войны пять человек, призванных из района стали Героями Советского Союза- это рабочие завода Марков Никифор Николаевич, Бутяков Сергей Николаевич, рабочий Шелангерского хлебоприемного предприятия – Полежайкин Сергей Иванович, ученик Кокшамарской школы- Колгривов Михаил Михайлович. В настоящее время в районе проживает 10 Кавалеров Ордена Ленина. Это передовики промышленного и сельскохозяйственного производства. Лауреат Государственной премии РСФСР, капитан, 2 помощник механика – Вечеркин Николай Ильич, в честь его улица Верхняя Набережная, стала именоваться – улица Вечеркина, Герой России, выпускник Красногорской школы № 1 – Владимир Шарпатов, командир Белорусской партизанской бригады Охотин Родион Артемьевич. Неоценимый вклад в развитие культуры республики внесли прозвики и поэты- Александр Мичурин-Азмекей, Иван Осмин, Василий Эльмар. Пройдет время и еще краше станет Звениговский район и слава о трудолюбивых звениговцах еще больше разнесется по всей стране. admzven.ru г. Звенигово - Заповедная РоссияГеографическое положение Город Звенигово расположен на левом берегу Волги (Куйбышевское водохранилище) примерно на одинаковом расстоянии между городами Казань и Чебоксары. Площадь города составляет 45 кв. км. Численность населения – 11 729 человек (на 2014 г.). Звенигово – административный центр Звениговского района (55° 58 с.ш. 48° 01 в.д.). Климат В городе преобладает умеренно-континентальный климат с длинной холодной зимой и тёплым летом. Средняя температура июля +25°C, января ?19°C. Территория г. Звенигово относится к зоне неустойчивого увлажнения, среднегодовое количество осадков – 400 мм. Наибольшее их количество выпадает в июле. Природные достопримечательности Рядом с городом протекают реки Волга и Звенига. Город находится в окружении хвойных и сосновых лесов. В реках города водится такая рыба как лещ, окунь, судак, жерех, сом. История Возникновение поселка, а затем и г. Звенигово связано с судоремонтным заводом общества "Дружина". Звенигово основан в 1860 г. как посёлок при Звенижском затоне в устье р. Звенига. К началу ХХ в. Звениговский затон стал серьезным промышленным центром в округе, появились инженеры и оформился рабочий класс. Во время Первой русской революции здесь уже проходили митинги, забастовки, стычки с полицией. В 1927 г. образовался Звениговский кантон (впоследствии — район) Марийской Автономной области (впоследствии — Марийская Автономная Советская Социалистическая Республика, ныне — республика Марий Эл). Тогда же впервые появляется официальное название — п. Звенигово. 20—30-е годы — бурное развитие Звенигова: школа, библиотека, клуб речников, лесхоз, маслозавод, газета, но в основе, конечно, механический завод. После Великой Отечественной войны развитие Звенигова продолжалось. Развивались автотранспортное предприятие, дорожное ремонтно-строительное управление, больница, магазины, гостиница, — инфраструктура. С 1974 г. Звенигово получает статус города со всеми необходимыми атрибутами. В городе есть Дом культуры, кинотеатр. В просторной бревенчатой избе расположился краеведческий музей. Знаменитые люди Среди знаменитых уроженцев Звенигова - Бутяков С. Н. – Герой Советского Союза, Вершинин К. А. – главный маршал авиации. Как добраться Через город Звенигово проходит трасса «Звенигово – Шелангер – Морки» (88К-012). Расстояние до г. Москва 745 км, г. Чебоксары - 82 км, г. Казань – 80 км, г. Йошкар-Ола - 92 км, г. Ульяновск - 268 км. В 32 км от города находится ближайшая железнодорожная станция Шелангер. Ближайший аэропорт Йошкар-Ола находится в 81 км от города. www.zapoved.net Звенигово - это... Что такое Звенигово?
Звени́гово (мар. Провой) — город (с 1974) в России, административный центр Звениговского района Марий Эл. Население — 12,0 тыс. человек (2010).Расположен на левом берегу Волги (Куйбышевское водохранилище), пристань, в 90 км к югу от Йошкар-Олы, в 32 км от ближайшей железнодорожной станции Шелангер. ИсторияСвоим возникновением город обязан бурному развитию пароходных перевозок во второй половине ХIХ в. В 1858 г. пароходное акционерное общество «Дружина» основали владельцы механического завода в Костроме братья А. П. и С. П. Шиповы. В 1860 г. оно уже имело 16 пароходов, в том числе 7 пассажирских и 9 буксирных, которые в основном курсировали между Рыбинском и Нижним Новгородом. Для расширения собственной ремонтной базы, и для удобного размещения судов в зимнее время, «Дружина» облюбовала удобный затон в почти не обжитой людьми лесистой местности на левом берегу Волги, в 70 верстах выше города Казани и 52 ниже города Чебоксары. Хотя он расположен на луговой стороне реки, берег там настолько высок, что во время половодья остается недоступным для паводковых вод. Длина затона составляла 2 км, ширина — 150—200 метров, глубина — около 5 метров. Земля принадлежала крестьянам красноярской и ошургинской общин, у которых владельцы «Дружины» и арендовали 15 десятин за небольшую плату. Здесь в 1860 г. и были заложены первые механические мастерские. Незадолго до этого напротив затона, в котором началось строительство будущего завода, возникло русское поселение — выселок Чекуры. Именно от него и пошло одно из названий затона — Чекурский. Второе название — Звенижский (Звениговский) возникло от названия впадающей в затон небольшой речки Звениги. Одно время часть жителей называла это селение «Провой» — слово являлось местным вариантом русского определения «паровой» и было связано с наличием судоремонтного завода. Происхождение названия будущего города также объясняется громкими звонами, издаваемыми заводом. Первоначально на берегу затона были построены кузница, слесарня, амбар для хранения стройматериалов и четыре флигеля для мастеровых. В 1863 г. здесь работали паровая машина и четыре механических станка, было построено несколько казарм для мастеровых. В 1892 г. это был уже целый завод с 3 паровыми машинами, 2 паровыми котлами, 22 механическими станками, паровым молотом и другим оборудованием. Вместе с производственными постройками на берегу затона появлялись и другие строения. В 1878 г. при заводе была устроена деревянная церковь «во имя святого и чудотворца Николая»[1]., предметы внутреннего убранства и утварь для которой были собраны по подписке служащими и мастеровыми завода. В этом же году «Дружина» открыла училище на 40 детей обоего пола. Для лечения заболевших рабочих и членов их семей имелись отдельный флигель и аптека с постоянным фельдшером. Пароходство «Дружина» содержало три торговых заведения — бакалейную и мануфактурную лавки и рейнский погреб. К 1907 г. — в России в эти годы назрела революционная ситуация — дела «Дружины» заметно ухудшились, и владельцы общества приняли решение избавиться от судов и механического завода в Звениговском затоне. Новый владелец немедленно начал демонтаж и распродажу оборудования, процесс развала производства вскоре довершил пожар, уничтоживший почти все постройки, кроме лесопилки. По одной из версий, пожар ради получения страховки организовал сам новый владелец предприятия — богатый купец И. И. Тет. После пожара лесопилку и остатки некоторых строений выкупили бывший управляющий затоном А. Н. Николаев и лесопромышленник А. Т. Зимин, к которым позже присоединился судовладелец А. К. Иванов. Новая компания полностью восстановила завод и начала выпускать на нём небольшие пароходики для мелких казанских судовладельцев. Постоянных рабочих на производстве было немного, и администрация регулярно привлекала к работам сезонников. Несколько лет, начиная с 1915 г., в этом качестве в составе бригады из Вятской губернии в Звениговском затоне плотничал будущий Главный маршал авиации К. А. Вершинин. В 1920 г. на заводе был пожар, в огне которого сгорели лесопильный цех и токарная мастерская. За возрождение предприятия из пепла застрельщиками выступили комсомольцы И. И. Кондаков, К.Чубаров, М. К. Чулков, Н. Н. Гортэ и др. По их предложению завод стал именоваться — «Красный волгарь». С образованием механического завода местность вокруг него начала быстро обживаться. В затон перебрались многие жители выс. Чекуры, здесь поселялись, найдя работу, крестьяне из соседних деревень левобережья. В 1904 г. в затоне проживало более 300 человек, которые ютились в земляных бараках. В селении появились улицы: Соляная (Гагарина), Лесная (Вершинина), Заводская, Стекольная. Помимо механического завода, в Звениговском затоне в том месте, где в 2001 г. построен новый авторечвокзал, в 1906—1913 гг. работал небольшой стекольный завод. Его владельцем был И. Я. Григорьев. ДостопримечательностиЭкономика
Несмотря на свои небольшие для города размеры, имеет достаточно длинную береговую линию. На берегах имеется множество кафе, благоустроенных пляжей. ПримечанияСсылкиdic.academic.ru Звенигово - это... Что такое Звенигово?
Звени́гово (мар. Провой) — город (с 1974) в России, административный центр Звениговского района Марий Эл. Население — 12,0 тыс. человек (2010).Расположен на левом берегу Волги (Куйбышевское водохранилище), пристань, в 90 км к югу от Йошкар-Олы, в 32 км от ближайшей железнодорожной станции Шелангер. ИсторияСвоим возникновением город обязан бурному развитию пароходных перевозок во второй половине ХIХ в. В 1858 г. пароходное акционерное общество «Дружина» основали владельцы механического завода в Костроме братья А. П. и С. П. Шиповы. В 1860 г. оно уже имело 16 пароходов, в том числе 7 пассажирских и 9 буксирных, которые в основном курсировали между Рыбинском и Нижним Новгородом. Для расширения собственной ремонтной базы, и для удобного размещения судов в зимнее время, «Дружина» облюбовала удобный затон в почти не обжитой людьми лесистой местности на левом берегу Волги, в 70 верстах выше города Казани и 52 ниже города Чебоксары. Хотя он расположен на луговой стороне реки, берег там настолько высок, что во время половодья остается недоступным для паводковых вод. Длина затона составляла 2 км, ширина — 150—200 метров, глубина — около 5 метров. Земля принадлежала крестьянам красноярской и ошургинской общин, у которых владельцы «Дружины» и арендовали 15 десятин за небольшую плату. Здесь в 1860 г. и были заложены первые механические мастерские. Незадолго до этого напротив затона, в котором началось строительство будущего завода, возникло русское поселение — выселок Чекуры. Именно от него и пошло одно из названий затона — Чекурский. Второе название — Звенижский (Звениговский) возникло от названия впадающей в затон небольшой речки Звениги. Одно время часть жителей называла это селение «Провой» — слово являлось местным вариантом русского определения «паровой» и было связано с наличием судоремонтного завода. Происхождение названия будущего города также объясняется громкими звонами, издаваемыми заводом. Первоначально на берегу затона были построены кузница, слесарня, амбар для хранения стройматериалов и четыре флигеля для мастеровых. В 1863 г. здесь работали паровая машина и четыре механических станка, было построено несколько казарм для мастеровых. В 1892 г. это был уже целый завод с 3 паровыми машинами, 2 паровыми котлами, 22 механическими станками, паровым молотом и другим оборудованием. Вместе с производственными постройками на берегу затона появлялись и другие строения. В 1878 г. при заводе была устроена деревянная церковь «во имя святого и чудотворца Николая»[1]., предметы внутреннего убранства и утварь для которой были собраны по подписке служащими и мастеровыми завода. В этом же году «Дружина» открыла училище на 40 детей обоего пола. Для лечения заболевших рабочих и членов их семей имелись отдельный флигель и аптека с постоянным фельдшером. Пароходство «Дружина» содержало три торговых заведения — бакалейную и мануфактурную лавки и рейнский погреб. К 1907 г. — в России в эти годы назрела революционная ситуация — дела «Дружины» заметно ухудшились, и владельцы общества приняли решение избавиться от судов и механического завода в Звениговском затоне. Новый владелец немедленно начал демонтаж и распродажу оборудования, процесс развала производства вскоре довершил пожар, уничтоживший почти все постройки, кроме лесопилки. По одной из версий, пожар ради получения страховки организовал сам новый владелец предприятия — богатый купец И. И. Тет. После пожара лесопилку и остатки некоторых строений выкупили бывший управляющий затоном А. Н. Николаев и лесопромышленник А. Т. Зимин, к которым позже присоединился судовладелец А. К. Иванов. Новая компания полностью восстановила завод и начала выпускать на нём небольшие пароходики для мелких казанских судовладельцев. Постоянных рабочих на производстве было немного, и администрация регулярно привлекала к работам сезонников. Несколько лет, начиная с 1915 г., в этом качестве в составе бригады из Вятской губернии в Звениговском затоне плотничал будущий Главный маршал авиации К. А. Вершинин. В 1920 г. на заводе был пожар, в огне которого сгорели лесопильный цех и токарная мастерская. За возрождение предприятия из пепла застрельщиками выступили комсомольцы И. И. Кондаков, К.Чубаров, М. К. Чулков, Н. Н. Гортэ и др. По их предложению завод стал именоваться — «Красный волгарь». С образованием механического завода местность вокруг него начала быстро обживаться. В затон перебрались многие жители выс. Чекуры, здесь поселялись, найдя работу, крестьяне из соседних деревень левобережья. В 1904 г. в затоне проживало более 300 человек, которые ютились в земляных бараках. В селении появились улицы: Соляная (Гагарина), Лесная (Вершинина), Заводская, Стекольная. Помимо механического завода, в Звениговском затоне в том месте, где в 2001 г. построен новый авторечвокзал, в 1906—1913 гг. работал небольшой стекольный завод. Его владельцем был И. Я. Григорьев. ДостопримечательностиЭкономика
Несмотря на свои небольшие для города размеры, имеет достаточно длинную береговую линию. На берегах имеется множество кафе, благоустроенных пляжей. ПримечанияСсылкиbiograf.academic.ru Звенигово. Марий ЭЛ » Туризм. Путеводитель. Справочная. На Курорте.RUТелефонный код г. Звенигово: 83645*****Справочный телефон Звенигово: 22-2-22 История города Звенигово:Город Звенигово основан в 1860 г. как посёлок при Звенижском затоне в устье реки Звенига; позже Звениговский судоремонтный завод. ПГТ Звенигово с 1927 г., город с 1974 г. Название реки русское, характеризующее её по "акустическому" признаку: сравните с распространёнными Говоруха, Ревяка, Шумиха.Своим возникновением город обязан бурному развитию пароходных перевозок во второй половине XIX века. Появляющиеся в то время одна за другой пароходные компании "По Волге", "Самолет", "Нептун", "Кавказ и Меркурий" и другие, используя с выгодой для себя тот факт, что регионы Волги и Урала еще не были связаны с центром России железными дорогами, ежегодно перевозили по воде сотни миллионов пудов всевозможных грузов. Экономика и предприятия Звенигово:ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬОАО "Шелангерский химический завод Сайвер"425100 Республика Марий Эл, Звениговский р-н, п. ШелангерТелефон: Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста. Предлагает: Эмали, грунтовки, шпатлёвки, олифа, белила, оксоль, водоэмульсионные краскиЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬОАО "Красногорский завод Электродвигатель"425040 Республика Марий Эл, Звениговский р-н, пгт Красногорский, ул. Машиностроителей, 1Телефоны: Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста. Предлагает: электродвигатели для стиральных машин, электродвигателиСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВОМУСХП "Совхоз Звениговский"Республика Марий Эл, Горномарийский р-н, ст. ШелангерТелефон: Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста. Часовой пояс г. Звенигово: Отклонение от московского времени в часах - 0Географическая широта: 55°58'Географическая долгота: 48°01'Откройте для себя г. ЗВЕНИГОВО! Путешествуйте по Марий ЭЛ республике ! Мы будем чрезвычайно вам благодарны, если Вы пришлете ссылку на фото или фото, подходящие к г. ЗВЕНИГОВОУ. или же какую-либо новую статью по темам: отдых, описание, досуг и др. - г. ЗВЕНИГОВО. Это может быть и более подробная карта ЗВЕНИГОВО Источник: Регионы России. Статистический сборник.. Госкомстат Россиигород ЗВЕНИГОВО. Марий ЭЛ республикаwww.putevoditel.nakurorte.ru |
 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров |