Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Урок-путешествие «Достопримечательности малой родины моей». Достопримечательности малой родины россии


Урок-путешествие «Достопримечательности малой родины моей». Краеведение, 8 класс.

Цель урока: 

  • пробудить у учащихся интерес  к истории родного края.

Задачи:

  • оказание помощи школьникам осознать себя частью родного края;
  • развитие чувства прекрасного на иллюстративных примерах;
  • развитие практических навыков исследовательской работы.

Если человек не любит смотреть на старые фотографии своих родителей,не ценит память о них,оставленную в саду,который они возделывали,в вещах ,,которые им принадлежали, - значит,он не любит их. Если человек не любит старые дома,старые улицы – значит унего нет любви к своему городу. Если человек равнодушен  к памятникам истории своей страны – значит он равнодушен к своей стране.  Д.С. Лихачёв

                                                                 Слово учителя: Сегодня у нас необычный урок – урок путешествие по местам,которые вы хорошо знаете, но, я думаю,мало знаете об истории этих мест... Мы пригласили на урок настоятеля Благовещенской церкви с. Новотомниково о. Александра (Филиппова), который будет сопровождать нас по нашим достопримечательным местам, где вы прошли не раз, но не задумывались, что это память о наших предках, наша история.... Знаете ли вы что-нибудь о своей школе...(предполагаемые ответы учащихся: год постройки запечатлён на фасаде здания, школа была церковно-приходской, здесь учились родители) 

АССИСТЕНТ УЧИТЕЛЯ: сведения о школе, Богоявленской церкви, разрушенной в 50-х годах. 

Слово учителя: А я хочу вам показать  копии документов,сохранившихся В Шацком архиве Рязанской области.( перед каждым учащимся -копии документов из архива,интересующие сведения в документе выделены) А также в документе сведения о соседнем  селе Новотомниково, а  просто посмотреть здесь не получиться! Здесь, по в словам поэта, «...мало увидеть, здесь надо всмотреться...!»

Давайте посмотрим на церковь Благовещенья Господня. Мы не раз посещали её, изучая Основы православной культуры в 5 классе. 

АССИСТЕНТ УЧИТЕЛЯ: (сведения о внутреннем убранстве храма).

СЛОВО ИЕРЕЯ благовещенской церкви о.Александра ( настоятеля Александра Филиппова).

Слово учителя – «ПОМЕСТЬЕ ВОРОНЦОВЫХ-ДАШКОВЫХ, Конезавод «Новотомниково».

Заключительный этап урока:

Слово учителя: Нельзя объять необъятного! Так и за короткий урок мы узнали совсем немного. А об истории нашего села можно говорит и говорить. И чтобы урок наш не прошел бесследно я предлагаю вам прочесть замечательную книгу В.А. Кученковой,где вы узнаете много интересного о поместье Воронцовых-Дашковых. И следующее наше путешествие – экскурсия в «Новотомниковскую школу искусств» и к семиствольному дубу в парке.

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/a1443965962.pptx (Презентация: «Достопримечательности малой родины моей»)

 

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/r1443966005.doc (Конспект урока)

 

 

 

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Достопримечательности села | Сростки - наша малая Родина

Наиболее известной достопримечательностью села является, конечно, Всероссийский мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина, в состав которого входят: главное здание музея, располагающееся в здании старой школы; здание фондохранилища; дом-музей Матери В. М. Шукшина; дом, где прошли детские и юношеские годы В. М. Шукшина; комплекс мемориальных мест, некоторые из которых представляют самостоятельный интерес как для уроженцев села, так и для его гостей. К числу таких мест можно отнести: Камушки на р. Катунь – место, где проводили и проводят свободное время в жаркие летние дни большинство cростинской молодежи; г. Пикет (Бикет) - здесь выпускники школы после выпускного бала встречают рассвет, прощаются со школьной жизнью, объясняются в любви и дают клятвы верности; Поповский остров, памятный многим и многим поколениям сростинцев, где прежде располагался школьный стадион и отмечались основные сельские праздники; действующее сельское кладбище, ставшее местом упокоения как многих из тех, кто не покинул родного села, так и для тех, кто в юности ушел из него на поиски лучшей жизни, а в конце жизни – вернулся в него по зову сердца.

Изображение Всероссийский мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина. Здание построено в 1926-1927 гг. под семилетнюю школу колхозной молодежи. Здесь учился А.В Спеков – первый среди жителей Бийского района, удостоенный звания Героя Советского Союза.

В этой школе учился и работал писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусства РСФСР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР – В.М. Шукшин. В 1944 г. он закончил в этой школе семь классов, а после службы в армии продолжил свое образование. 31 августа 1953 г. Василий Макарович получил аттестат зрелости. С 1953 по 1954 год В.М. Шукшин работал учителем в школе рабочей молодежи, одновременно исполняя обязанности директора.

Изображение С 1965 г. в здании школы находился интернат для старшеклассников из ближайших сел. По решению краевого исполкома и райкома партии здание было восстановлено и в 1989 г. передано мемориальному музею В.М. Шукшина. Здесь располагается фондохранилище, историко-литературная экспозиция «Жизнь и творчество В.М Шукшина 1926-1974», выставочный зал. В 2008 году рядом со зданием-памятником построено и сдано в эксплуатацию новое современное здание фондохранилища с культурно-выставочным центром.

Изображение Дом, где провел детские и юношеские годы В.М. Шукшин. Дом построен в 1908 г. старожилом села И.В. Пономаревым.

В 1933 г. И.В. Пономарев арестован и расстрелян по линии НКВД. Дом был разделен на две части между сыновьями Пономарева. Западная половина дома была продана П.Н. Куксину, отчиму В.М. Шукшина, переехавшему в дом вместе с семьей в 1940 г.

В 1942 г. П.Н. Куксин погиб на фронте. Хозяйкой дома осталась мать Василия Макаровича – Мария Сергеевна Куксина. Она прожила здесь до 1957 г. Из этого дома Шукшин уходил учиться в автомобильный техникум, сюда вернулся после армии в декабре 1952 г., а в 1954 г. уехал учиться в Москву. Изображение

В 1957 г. дом был продан, чтобы помочь детям учиться в вузах. Новые хозяева приобрели в 1970-х годах и вторую половину дома. В январе 2002 г. здание было выкуплено государством для музея В.М. Шукшина.

С июля 2002 г. здесь открыта мемориальная экспозиция «Далекие зимние вечера» о детских и юношеских годах В.М. Шукшина. Ее основу составили мемориальные вещи семьи Шукшиных, документы и письма из семейного архива.

Изображение

Дом-музей матери В.М. Шукшина Марии Сергеевны. Дом построен А.Л. Поротиковым, учителем пения Сростинской средней школы 1957-1958 гг. В 1965 г. дом приобрел В.М Шукшин для своей матери М.С Куксиной на гонорар за роман «Любавины». Василий Макарович часто гостил здесь у нее. В этом доме им были написаны рассказы «Волки», «Письмо», «Ноль-ноль целых», «Дядя Ермолай» и другие, доработан сценарий к фильму «Печки-лавочки». В 1974 г. дом был продан Н.В. Никитиной, у которой в 1978 г. выкуплен государством для организации мемориального музея В.М. Шукшина.

Изображение

Здесь создана экспозиция середины 60-х гг. XX века, повествующая о жизни Марии Сергеевны, а также о приездах В.М. Шукшина в Сростки.Из воспоминаний Марии Сергеевны:

«Вася очень любил работать в нашем доме, в Сростках. Работал в зале, в самой большой комнате. Засиживался до глубокой ночи… И радовалась я, что он так работает, и жалела, что отдыха себе не дает. Приедет домой – мне праздник, а сердце ж неспокойно… Вот телеграмма придет, вызовут»

Изображение Скульптура В.М.Шукшина, вылитая в бронзе. Высота скульптуры - 2 м 10 см, вес - 1,5 тонны. Автор – известный российский скульптор – Вячеслав Клыков, изготовил ее как надгробие к могиле В.М.Шукшина на Новодевичьем кладбище. Но памятник не понравился матери – М.С.Шукшиной и жене – Л.Федосеевой.

Скульптура была переправлена на родину в с. Сростки. Долгое время скульптура стояла в саду дома – музея матери. В 2002 году скульптура перенесена на территорию ГИММЗ М.В.Шукшина (бывшей Сростинской школы).

Часовня Василия Великого, выстроенная у кладбища. Заложена 12 мая 1991 патриархом Алексием II, сооружена в 2006. Выстроена в память писателя и кинорежиссера В. М. Шукшина, уроженца села Сростки.

Изображение

Изображение Православный храм святой великомученицы Екатерины, один из красивейших храмов Сибири. Строительство храма было начато в 2004 году, закончено – в 2009 г. Архитектурный проект подготовила Ольга Тятова, архитектор Бийского благочиния. Стены и свод храма выложил из камня талантливейший мастер из села Верх-Катунское Александр Буркин. Облицовочные работы выполнил барнаулец Александр Черныш. Расписывали стены художники Бийского района и г. Барнаула. Официальные источники утверждают, что храм построен на месте ранее стоявшей здесь деревянной церкви с тремя престолами - святой Троицы, святой великомученицы Екатерины и святого Спиридона Тримифунтского. Но это не так – деревянный храм стоял напротив Поповского острова, рядом с г. Пикет.

Изображение

Первое известное упоминание о церкви в селе Сростки было обнаружено в справочной книге по Томской епархии за 1898-1899 год. По воспоминаниям старожилов эта церковь сгорела.

13 июля 1900 года по благословению епископа Томского и Барнаульского Преосвященнейшего Макария был заложен новый храм, который строился «тщанием отставного фельдфебеля Спиридона Назарова Глебова с помощью прихожан». Освящен этот храм 17 ноября 1902 года. Именно в нем, по воспоминаниям земляков, крестили Васю Шукшина. В 1930 году сростинская церковь была закрыта. В начале 30-ых годов с нее сняли купол и колокол и разместили в ней сельский клуб. Вот как вспоминает об этом активная комсомолка тех лет, жительница Сросток Л.М. Воеводина: «Это было большой ошибкой комсомольцев и жителей села тех далеких лет, лишивших наше село замечательного памятника культуры». Изображение В 1933 году последний настоятель этой церкви отец Александр Кисляков был арестован.

11 июля 2009 года при большом стечении народа Преосвященнейший Максим Барнаульский и Алтайский освятил главный придел храма в с.Сростки в честь св. Великомученницы Екатерины. Этот храм возродился в течение пяти лет тщанием Сергея Романовича Кислинского, директора ООО «Сибремпуть» и других жертвователей.

Гора Пикет (Бикет). Изображение Памятник археологии. На территории имеются места древних стоянок эпохи палеолита и курганные могильники VIII-X вв. н.э. Указом президента РФ включена в «Список объектов культурного исторического наследия» федерального значения. Высота над уровнем моря 294 м. Здесь В.М. Шукшин снимал последний кадр фильма «Печки-лавочки».

На склонах Пикета расположено сельское кладбище, на его вершине установлен памятник В. М. Шукшину. Здесь в последнее воскресенье июля проводятся ежегодные Шукшинские чтения, собирающие тысячи людей со всех концов России и из-за рубежа. На южном склоне горы расположена усадьба Р.Ф. Шарова – известного алтайского виноградаря и селекционера.

Памятник В. М. Шукшину.Изображение Установлен на вершине горы Пикет (Бикет) в 2004 г. (см. репортаж Александра Сорокина «Сростки-2004». С этого места хорошо просматривается панорама большей части села, так что у Василия Макаровича есть возможность понаблюдать за жизнью его любимых земляков.

Изображение

Памятник воинам, павшим на фронтах Великой Отечественной Войны. Во время войны из Сросток на фронт ушли 466 человек. Село в то время насчитывало 410 дворов. Вернулись с полей сражений – 230. Среди погибших отчим В.М. Шукшина – П.Н. Куксин (1942 год). Традиционно 9 мая у памятника собираются жители села, чтобы почтить память павших.

Это им, 236 воинам – сростинцам, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины, открыт памятник в день 50-летия Советской власти – 7 ноября 1967 г. Авторы А.В. Звягин и Ефимов. Каменный обелиск состоит из 4-х тумб. Площадь под обелиском 4х4 метра, покрыта бетоном, сам обелиск сечением 1м10см х 50см, высотой 5м 50см. На каменном обелиске изображен воин с ребенком на руках. С обратной стороны стелы высечены слова: «Бессмертен ваш подвиг, земляки, погибшие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Изображение

Памятник расстрелянным партизанам установлен весной 1920 г. местными партизанами в знак вечной памяти о героях, погибших в борьбе с отрядами колчаковцев, расположен в районе кирпичного завода. Среди погибших были: Зубков Данил Васильевич – командир партизанского отряда; Поваринцев Перфилий Антонович – помощник командира отряда. Члены штаба: Кондратов Анатолий Алексеевич, Романов Павел Илларионович, Кузнецов Георгий Иванович. Связные отряда: братья – детдомовцы Митишковы 13 и 17 лет.

Изображение

Гранитный серый валун с надписью «Вечная память жертвам политических репрессий 30-х годов жителям села Сростки» находится по улице Советской, напротив Поповского острова. Установлен на пожертвования и сбор средств детей репрессированных. В 1933-1937 гг. в Сростках взято по линии НКВД 116 человек. Автор проекта и руководитель работ – житель села Н. Н. Фаддеенков. Открыт 19 июня 1997 года.

Место, где находится «Камень скорби», было свидетелем драматических событий в истории нашего села. Именно здесь находилась милиция и «каталажка», куда пригоняли «взятых по линии НКВД» сростинцев, и где они провели последнюю ночь перед отправкой на допросы, пытки и смерть. Здесь на этой площадке ночью метались жены, матери и дети арестованных в надежде увидеть еще раз родное лицо.

Символично, что камень для памятника был привезен с берега Бакланской протоки. Камень, на котором, наверное, любили посидеть, покурить и обсудить свои нехитрые дела сто лет назад наши бакланские мужики.

Камушки. Гранитный массив на берегу одной из проток р. Катунь, удобный для загара и демонстрации умения нырять в воду с высоты.

Изображение

Поповский остров. Остров на одной из катунских проток, заросший тополями и ежевикой. Попасть туда в настоящее время можно только в засушливую пору, когда протока пересыхает, в другую пору им можно только любоваться с высокого обрывистого берега.

Старая школа. Школа, в здании которой учился В. М. Шукшин и многие его земляки. Является главным зданием музея-заповедника.

Усадьба Р. Ф. Шарова. Расположена на южном склоне г. Пикет, на высоком берегу р. Катунь. Здесь произрастают многие сорта винограда, а также фруктовый сад, здесь можно видеть, на что способна алтайская природа, если относиться к ней с любовью и пониманием.

Катунь. Изображение Алтайская река, берущая начало из ледников высочайшей вершины Алтая – г. Белухи. Одна из двух рек (другая – р. Бия), в результате слияния которых в районе г. Бийска образуется крупнейшая водная артерия Западной Сибири – р. Обь. В районе Сросток Катунь разбивается на множество рукавов, образуя живописные острова, богатые ягодами и песчаными пляжами. Поповский остров – один из них. (см. "Фотогалереи")

Придорожный рынок. Расположен на окраине села вдоль Чуйского тракта. Именно рынок стал основным источником доходов сельских жителей в постсоветские годы. В настоящее время представляет собой современный комплекс придорожного сервиса, включающий магазины, рестораны, гостиницу, торговые ряды.

Немного о Чуйском тракте. На выезде из Бийска за мостом через Бию начинается Чуйский тракт. От Бийска главная дорога Алтая идет на юг, проходит через Алтайский край (77 км), Республику Алтай (540 км) и заканчивается у границы с Монголией.

Первые 147 км тракт проходит по правому берегу реки Катунь, затем, в поселке Усть-Сема, пересекает ее и, преодолевая перевалы, отступает от реки. После 358-го км дорога (в селе Иня) снова пересекает Катунь, а затем почти до конца пролегает вдоль реки Чуи, вначале по ее правому берегу, затем, после 547-го км, по левому.

На Чуйском тракте построено 65 мостов, среди них есть памятники архитектуры. На трассе 23 бома - скальных выступа, где водители должны быть особенно осторожны. Василий Шукшин, родившийся в старинном селе Сростки на Чуйском тракте, так написал о главной трассе Алтая: "Красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам".

На месте современного Чуйского тракта долгое время находился, так называемый, Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся еще в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времен пользовались торговцы и воины.

Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положения дощечки к большому священному дереву в урочище Байхач, расположенное в верховье реки Катуни. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами.

Освоение Чуйского тракта русскими купцами началось после добровольного вхождения в 1756 году южных алтайцев в состав Российской империи. Первые письменные сведения о тракте появляются в 1788 г., когда русские купцы впервые достигли реки Чуи у Курайской степи.

По мере того как торговые отношения стали принимать регулярный характер, русские купцы построили первые избушки на Чуе, на месте, которое теленгиты называли Кожо-Агач. Пионерами торговли были бийский купец Хабаров и житель Змеиногорска Токарев. Чуть позже к ним присоединились бийские и змеиногорские купцы. В 1864 г. в Кош-Агаче было уже 10 избушек-складов, а бийский купец Гипев даже построил себе жилой дом.

В это время Чуйский торговый путь представлял собой горную тропу, передвигаться по которой можно было только верхом, особенно тяжелым был участок от Онгудая до Кош-Агача, где товары могли перевозиться только вьючным способом.

Вопрос о необходимости прокладки удобной дороги по Чуйской долине впервые возник в середине 1860-х гг. В течение 60-90-х гг. рассматривалось несколько проектов строительства дороги. По максимальной смете предполагалось не только соорудить дорогу, по которой можно было бы передвигаться на телегах, но и построить шестнадцать постоялых дворов для отдыха и смены лошадей. Многочисленные проекты этого времени остались на бумаге из-за отсутствия средств.

В начале 90-х гг. более или менее удобная дорога была устроена на всем протяжении от Хабаровки до Кош-Агача. Но, несмотря на эти хлопоты, передвижение по тракту оставалось затруднительным, особенно в осеннее и зимнее время.

Строительство на Чуйском тракте началось весной 1901 г. Оно осуществлялось на средства Комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов под руководством инженера И. И. Биля. На стройку были привлечены крестьяне близлежащих деревень и сел, всего в строительный сезон 1901 г. в работе участвовало от 80 до 158 рабочих. Бийские купцы организовали подписку в пользу дороги среди лиц, торгующих в Монголии, и в короткий срок собрали 10000 рублей.

В 1902-1903 годах вьючная тропа переоборудована в колесную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы. В середине 1903 г. строительство колесной дороги было завершено на всем протяжении от Онгудая до Кош-Агача. На строительство было затрачено около 80000 рублей, или в среднем около 160 рублей за версту. Однако полученный результат был еще далек от совершенства.

После строительства Чуйского тракта ремонтные работы не проводились, и к 1913 г. тракт находился в "прежнем первобытном состоянии".

Летом 1914 г. в Горный Алтай была направлена экспедиция, которую возглавил инженер ведомства путей сообщения В.Я. Шишков, будущий известный писатель. Экспедиция проделала огромную работу по трассировке будущего тракта и составлению карт, но дальнейшие изыскания были прерваны начавшейся Первой мировой войной, событиями революции и Гражданской войны.

Новые восстановительные работы на Чуйском тракте были начаты лишь в 1922 г. Был построен мост через Чую около Кош-Агача, в 1923 г. были построены три парома через Катунь на двенадцать подвод каждый.

В 1924-1925 гг. развернулись ремонтно-дорожные работы в горной части тракта. Они велись вручную в труднейших условиях. Именно тогда обсуждался вопрос о выборе направления дороги. Были сторонники левобережного, действовавшего в то время направления: Бийск - Алтайское - Черга - Шебалино - Онгудай - Кош-Агач и нового, правобережного (Катунского): Бийск - Майма - Чемал - Каянча с соединением его со старым направлением у бома Кор-Кечу. Третий вариант предусматривал соединение нового направления со старым в селе Черга.

Был выбран Катунский вариант Чуйского тракта, который значительно сокращал путь до советско-монгольской границы и создавал благоприятные условия для связи областного центра с районами области и городом Бийском. Несколько позже было решено сделать переход с правого берега Катуни на левый в Усть-Семе, а новый тракт соединить со старым в селе Черга.

В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 30-е годы вдоль тракта на расстоянии 15-20 км друг от друга строились "командировки" - рассчитанные на 300-400 заключенных концентрационные лагеря. Раскулаченные сибирские крестьяне стали дорожными строителями.

В районе Мыюты на берегу Семы находился женский лагерь. 10-12 тыс. заключенных пробивали дорогу в многометровых снежных заносах и вели лесоповал вдоль всей трассы. В 1931 году тракт выровняли и покрыли гравием, вместо паромных переправ соорудили мосты, у бомов устраняли опасные участки. Также в этой время было изменено направление Чуйского тракта на участке Бийск-Черга - дорогу перенесли с левого берега на правый.

В 1934 г. заключенными был построен крупнейший в СССР наплавной понтонный мост. Летом 1934 г. состоялся первый автопробег Бийск - Кош-Агач, за 5 дней 28 грузовым и 2 легковым автомобилям предстояло пройти 1100 км труднейшей горной дороги. В 1935 г. были построены и сданы в эксплуатацию деревянный мост через реку Бию в Бийске и деревянный мост через Ишу, а также мост через Катунь у села Усть-Сема. Год спустя было успешно завершено начатое в 1934 г. сооружение Ининского, первого в мире двухтросового висячего моста через Катунь, спроектированного инженером С.А. Цаплиным.

Чуйский тракт на всем протяжении Бийск - Майма - Усть-Сема - Черга - Онгудай - Иня - Кош-Агач - Ташанта был сдан в эксплуатацию 1 января 1935 г.

В 1959 г. в Усть-Семе построен новый железобетонный мост через Катунь, в 1964 г. вступили в действие железобетонные мосты через реки Бию и Ишу.

В 1970 г, на 356-м км у села Иня был построен железобетонный мост через реку Катунь вместо старого подвесного моста 1936 г.

В 1984 г. была пущена в строй новая дорога через перевал Чике-Таман.

Сейчас Чуйский тракт - важная транспортная артерия Горного Алтая, связывающая регион с железнодорожными и водными путями Сибири, а также федеральной трассой Москва - Владивосток.

srostki.secna.ru

Эссе на тему: Моя малая Родина и её достопримечательности

"Моя Родина" – это понятие, которое берёт своё начало с древних времён, и о нём говорили ещё задолго до современной истории государств. О нём написали массу книг и стихотворений, создали немало песен и различных рассказов. И для каждого это понятие было тёплым и радостным. А порой – вызывало тоску. Обязательно ли Родиной является именно то место, в котором был рождён гражданин? именно для меня моей малой Родиной стал небольшой город Тогучин здесь я живу недолго,всего 5 лет, но для меня эти года стали самыми незабываемыми.Мне нравится этот город,здесь много добрых,жизнерадостных людей, которые всегда рады помочь тебе.В городе Тогучин есть природная достопримечательность- река Иня,приток Оби.На реке расположено Беловское водохранилище.Слияние рек Ини с Изылы - еще одно интересное место Тогучинского района. Иня здесь узкая, но глубокая. С крутого правого берега широко открываются поля, дальние леса, озера. Напротив деревни Изылы из лесистого склона выступает светлая плоская скала, в ней в 12 м над уровнем реки небольшая каменная пещера. Внутри пещеры - наклонный и вытянутый вглубь грот, полностью освещаемый дневным светом, в глубине пещера представляет собой ход высотой 0,6–1,2 м и шириной 1–1,5 м с двумя короткими тупиковыми ответвлениями Поляна рядом с пещерой известна как археологический памятник (поселение бронзового века), а в настоящее время – место обильного подножного корма: клубники и дикого лука.Наши леса богаты дарами природы. Здесь произрастают многие виды съедобных грибов и ягод. Лес с незапамятных времён служит нашим предкам и нам. Он лечит и кормит, даёт разнообразное и универсальное сырьё, которое отвечает на самые различные людские нужды. Без древесины не может обходиться ни одна отрасль народного хозяйства. Поэтому, мы должны беречь наши «зелёные кладовые».но самое интересное то,что у нас в Тогучине имеется уникальный тоннель, а уникальность заключается в строении,при непрекращающемся движении поездов, ведется на железнодорожной станции Тогучин Новосибирской области.Общая протяженность туннеля составляет 64 метра. Проходка идет в скальных породах. О сложности проекта говорит тот факт, что аналогичное сооружение во всем мире сооружается только в одном из крупных городов Южной Кореи, но там протяженность тоннеля вдвое меньше. Завершение строительства позволит значительно сократить сообщение между центральной частью Тогучина и окраинами, объездная дорога между которыми ныне составляет несколько километров.Своё эссе хочу закончить стихами Владимира Фомина,Тогучинского поэта, творчество которого насквозь пронизано глубокой любовью к Родине:

Моя Родина – Тогучин

У крупных городовЕсть крупный ранг и чин.Мой город не таков,Мой город Тогучин.Хоть предложенья естьПеребежать в Москву,По сути, только здесьЯ с радостью живу.Здесь, в основном, друзья,Здесь небо голубей,Неспешность бытия,Круженье голубей.Лишь здесь я наблюдал,Как коршун не шутяНаукам поучалКрикливое дитя.Воспоминаний ройМне душу бередит,Как станется поройВдоль речки проходить.Здесь было много ссорИ поцелуй тайком,Здесь наш сосновый бор,Где каждый куст знаком.Куда ж уеду я?Зачем чужая весь?Здесь родина моя,Я счастлив только здесь!

xn--90abejdiwb2aumqh1kvac.xn--p1ai

Проект "Достопримечательности малой родины"

Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Учебный проект по истории

«Достопримечательности малой родины»

Проектная работа слушателя курсов

повышения квалификации

учителей истории и обществознания

I квалификационной категории

Муниципального бюджетного образовательного

учреждения «Подгорненская ООШ»

Бугульминского муниципального района

Некрасовой Любовь Владимировны

Бугульма – 2016

Постановка проблемы

В Бугульминском районе около 100 памятников истории, памятных мест, мемориальных досок, памятников градостроительства. Памятники постепенно разрушаются, исчезают мемориальные доски, а это наша история, это память о героях нашего Отечества…

Для участников проекта оказалось очень важным делом сохранить в памяти своих сверстников памятники истории, мемориальные доски, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественных войн, памятников архитектуры и градостроительства, памятные места г. Бугульма.

Реализация проекта идет на пользу не только старшеклассникам, но и всему сообществу.

Сознавая особое значение культурных ценностей и их важнейшую роль в развитии образования, науки, культуры, а также в обогащении культурной жизни народов, каждое государство стремится к сохранению памятников для последующих поколений. Именно от состояния культурных ценностей, составляющих национальное богатство государства, зависит духовное здоровье нации и будущее народов. Зачастую наше восприятие культуры столь непосредственно, что мы принимаем культурное наследие как должное, не отдавая себе отчета в том, насколько оно хрупко и подвержено разного рода угрозам, исходящим от природы и людей. К их числу относятся: вечный недостаток средств, необходимых для сохранения и поддержания памятников культуры, а также - безразличие, когда сохранение культурного наследия рассматривается как второстепенная задача.

Сохранение памятников способствует популяризации высоких образцов национальной культуры, воспитанию патриотических чувств.

Наша республика, расположенная в центре Российской Федерации, в месте слияния двух великих рек Восточной Европы – Волги и Камы, обладает богатыми историческими традициями и уникальными культурным наследием.

Государственная музейная сеть Татарстана включает более 100 музеев историко-краеведческого, литературно-мемориального и искусствоведческого профиля.

Наша Бугульма признана историческим городом. В пределах ее территорий расположены объекты историко-культурного наследия – мечети и церкви, особняки и усадьбы, мосты, мельницы, участки археологического культурного слоя, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом.

«Бугульма» на татарском языке означает "серпантин", нечто извилистое, постоянно меняющее направление. Согласно первым упоминаниям о Бугульме, которые датируются 1736 годом, это была небольшая деревушка в лесу у речки, рядом с наезженной купеческой дорогой.

infourok.ru

Урок-путешествие «Достопримечательности малой родины моей». Краеведение, 8 класс.

Цель урока: 

  • пробудить у учащихся интерес  к истории родного края.

Задачи:

  • оказание помощи школьникам осознать себя частью родного края;
  • развитие чувства прекрасного на иллюстративных примерах;
  • развитие практических навыков исследовательской работы.

Если человек не любит смотреть на старые фотографии своих родителей,не ценит память о них,оставленную в саду,который они возделывали,в вещах ,,которые им принадлежали, - значит,он не любит их. Если человек не любит старые дома,старые улицы – значит унего нет любви к своему городу. Если человек равнодушен  к памятникам истории своей страны – значит он равнодушен к своей стране.  Д.С. Лихачёв

                                                                 Слово учителя: Сегодня у нас необычный урок – урок путешествие по местам,которые вы хорошо знаете, но, я думаю,мало знаете об истории этих мест... Мы пригласили на урок настоятеля Благовещенской церкви с. Новотомниково о. Александра (Филиппова), который будет сопровождать нас по нашим достопримечательным местам, где вы прошли не раз, но не задумывались, что это память о наших предках, наша история.... Знаете ли вы что-нибудь о своей школе...(предполагаемые ответы учащихся: год постройки запечатлён на фасаде здания, школа была церковно-приходской, здесь учились родители) 

АССИСТЕНТ УЧИТЕЛЯ: сведения о школе, Богоявленской церкви, разрушенной в 50-х годах. 

Слово учителя: А я хочу вам показать  копии документов,сохранившихся В Шацком архиве Рязанской области.( перед каждым учащимся -копии документов из архива,интересующие сведения в документе выделены) А также в документе сведения о соседнем  селе Новотомниково, а  просто посмотреть здесь не получиться! Здесь, по в словам поэта, «...мало увидеть, здесь надо всмотреться...!»

Давайте посмотрим на церковь Благовещенья Господня. Мы не раз посещали её, изучая Основы православной культуры в 5 классе. 

АССИСТЕНТ УЧИТЕЛЯ: (сведения о внутреннем убранстве храма).

СЛОВО ИЕРЕЯ благовещенской церкви о.Александра ( настоятеля Александра Филиппова).

Слово учителя – «ПОМЕСТЬЕ ВОРОНЦОВЫХ-ДАШКОВЫХ, Конезавод «Новотомниково».

Заключительный этап урока:

Слово учителя: Нельзя объять необъятного! Так и за короткий урок мы узнали совсем немного. А об истории нашего села можно говорит и говорить. И чтобы урок наш не прошел бесследно я предлагаю вам прочесть замечательную книгу В.А. Кученковой,где вы узнаете много интересного о поместье Воронцовых-Дашковых. И следующее наше путешествие – экскурсия в «Новотомниковскую школу искусств» и к семиствольному дубу в парке.

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/a1443965962.pptx (Презентация: «Достопримечательности малой родины моей»)

 

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/r1443966005.doc (Конспект урока)

 

 

 

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Проект "Исторические места моей малой Родины"

МАОУ Суерская СОШ 

Упоровского района Тюменской области

 

 

 

 

Проект учащихся 4 класса в рамках ОРКСЭ

Модуль «Светская этика»

«Исторические места моей малой Родины»

 

 

Классный руководитель: Гольцман А. А.

2013 – 2014 учебный год

Содержание.

1.Паспорт проекта ……… 2 стр.

 

2.Аннотация  

- обоснование темы проекта

- проблема

- цель

- задачи

- предполагаемый результат……………. 3 – 4 стр.

 

3.Основное содержание проекта ………… 5 – 18 стр.

 

4.Список использованной литературы ………. 19 стр.

 

5.Авторы проекта ………. 20 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-1-

Паспорт проекта

«Исторические места моей малой Родины».

1.Название работы: «Исторические места моей малой Родины»

2. Фамилия, имя, отечество автора (полностью), класс:

Брант Кирилл Владимирович, 4 класс

Дизер Мария Ивановна, 4 класс

Пахомова София Олеговна, 4 класс

Сарсигеева Дарина Олеговна, 4 класс

3. Фамилия, имя, отечество руководителя работы, место работы: 

Гольцман Анна Александровна, учитель начальных классов, классный руководитель 4 класса МАОУ Суерской СОШ

4. Место учебы, адрес, индекс, телефон:

МАОУ Суерская СОШ Упоровского района Тюменской области

627172   Тюменская обл., Упоровский район, с. Суерка, ул. Гагарина д. 17

Телефон: 8 (34541) 45 415

Вид проекта: творческо-исследовательский.

Задачи образовательных областей:

Социализация

- формирование гражданских, патриотических чувств.

Коммуникация

- развивать свободное общение с взрослыми и детьми;

- развивать все компоненты устной речи детей в различных видах деятельности.

Познание

- 2-

- создать условия для реализации проектной деятельности;

- продолжать обогащать знания детей о родном крае.

Аннотация.

Обоснование темы проекта: 

«Родина – есть священная Тайна каждого человека, так же как и его рождение» - говорил русский философ отец Сергий Булгаков. Действительно, наша жизнь тесно связана с историей нашей страны. И когда мы изучаем историю, невольно возникает вопрос: какой вклад в её развитие внесли наши земляки, что представляла моя малая Родина в важнейшие исторические периоды. И хочется найти на старинных фотографиях, в текстах воспоминаний знакомые лица и имена. И, найдя их, мы гордимся, что наши земляки в трудную ли, в значительную ли минуту для Отечества были вместе со своей страной, своим народом. Мы живём в красивейшем уголке нашей славной Родины, который зовётся село Суерка. Но проведенное анкетирование среди учеников нашего класса показало, что они недостаточно знают историю нашего родного села и какой вклад в историю нашей страны внесли наши земляки. Каждый день, проходя мимо местных достопримечательностей, молодое поколение села не представляет себе их значение. Мы решили создать проект, в котором осветили некоторые исторические моменты нашей Суерки, от момента возникновения села до сегодняшних дней. С помощью этого проекта, мы надеемся, ученики нашей школы познакомятся с новыми фактами из истории нашего села, узнают имена тех, кто когда-то жил здесь и в сложные периоды для нашей страны не остался в стороне, а пожертвовал своей жизнью для её светлого будущего. 

 

Проблема: 

Исходя из вышеизложенного, мы сформулировали проблему: несмотря на богатую историю села Суерка, большая часть учеников нашей школы не интересуется и не знает её, что показало анкетирование. Поэтому мы должны глубже изучить, познакомиться с историческими местами нашей малой Родины.

 

Цель: 

- Узнать историю села, происхождение его названия.

- Показать вклад жителей села в историю страны.

- Создать презентацию. 

 

Задачи: 

1. Собрать информацию об истории села.

2. Познакомиться с героическим прошлым жителей села.

3. Изучить достопримечательности села.

 

                                                            - 3-

 

4. Полученную информацию оформить в виде презентации.

 

Предполагаемый результат:

В ходе реализации проекта мы получим знания о прекрасных местах, приобретём знания об истории села, достопримечательностях, будем знать имена тех, кто основал и прославил село. Хоть оно и мало, но богато историей. Мы можем этим гордиться, потому что всё это - наша Родина, дороже которой не может быть ничего на свете. Время движется вперед и мы вместе с ним. Но мы не можем идти вперёд, не оглядываясь назад, в прошлое. Каждый патриот своей Родины должен знать её историю, возвращаться к прожитому нашего старшего поколения. Не зная прошлого, нельзя представить будущее. Глубже узнав историю Суерки, ребята нашей школы начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, и вот тогда - то можно будет сказать, что цель и задачи проекта выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 4-

Исторические места моей малой Родины

1 слайд 

Мы представляем проект «Исторические места моей малой Родины». 

 

2  - 3 слайд

У каждого из нас есть своя «малая Родина» - это место, где ты родился и вырос. Для нас – это село Суерка Упоровского района Тюменской области.

Наше село является маленькой частичкой огромной страны. Но эта частичка имеет свою богатую историю. Суерка славится людьми, которые известны не только в нашем крае, но и по всей России. Каждый день, проходя мимо местных достопримечательностей, молодое поколение села не представляет себе их значение. И мы решили создать проект, в котором осветили некоторые исторические моменты нашей малой Родины, от момента возникновения села до сегодняшних дней, узнать имена тех, кто когда-то здесь жил. 

Мы думаем, что наша работа покажется интересной и познавательной, так как в ней содержатся не только рассказы, но и фотографии, иллюстрации.

 

4 слайд

 

Суерка – Родина родная,

Леса, пригорки и поля,

Мы все одна семья большая.

Одна Суерская земля!

- 5-

 

5 слайд

Наше село образовалось в 1610 году.

 Сначала оно называлось Осипово. 

 

6 слайд

Осипов  –  фамилия  первого поселенца этой земли, который считается основателем села.

Село Суерка возникло как один из острогов на крутом берегу реки Тобол, построенных, освобожденными от податей, казаками. Название острогу дали по имени небольшой реки Суерь, протекающей неподалеку, в Курганской области. Вслед за казаками шли переселенцы из России. По имени одного из них, Осипа Николаевича Давыдова, пришедшего сюда из Великого Устюга, село, долгие годы называлось еще и Осипово.

 

7 - 8 слайд

В 1783 году дорога от Москвы через Владимир, Казань, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Тару, Иркутск, Верхнеудинск и Нерчинск была официально узаконена в качестве Большого Сибирского тракта. Большая Сибирская дорога, являясь трассой первой категории, сыграла огромную роль в истории. Это не только кандальный путь, но и курьерский, торговый путь. 

Это была красивая дорога. Её можно заметить и сейчас, следуя из Суерки в Упорово, на вершине бугров, расположенных между Суеркой и Бызово.

 

- 6-

   

Одна из частей кандального пути находится по правую руку от деревни Тютрино, вдоль старой (бывшей) дороги Упорово – Суерка. Местные жители называют эту часть поля Потинскими увалами.

9 – 10 слайд

   На берегу реки Тобол широко раскинулось наше село Суерка. Тобо́л  — река в Казахстане и России, левый приток Иртыша. Длина реки — 1591 км, площадь её водосборного бассейна — 426 000 км².

- 7 –

 

11 слайд

В Суерке находится храм, носящий имя преподобного Серафима Саровского. 

В 1901 году было получено разрешение на строительство храма, который строился на средства прихожан, в том числе и купечества, освящён был в 1914 году во имя преподобного Серафима Саровского. Он стал красивейшим памятником архитектуры 19 века: высота колокольни – 29 метров, точёный иконостас покрыт  сусальным золотом, стены украшены фресками.

12 слайд

Не одно столетие славилась Суерка чудотворным образом Божией Матери, история написания которого восходит ко второй четверти восемнадцатого столетия. Тогда в этих краях свирепствовала мировая язва. Одному из прихожан явилась Богородица и повелела написать Смоленскую  икону Божией Матери в Рафайловском монастыре, что и было сделано затворником – иеромонахом Макарием. По написании икона была принесена в Суерку и после  отслуженного перед  нею  молебна бедствия прекратились. Икона Божией Матери по сей день находится в Суерском храме.

   

- 8 -

В 2009 году состоялся областной телеконкурс «7 чудес Тюменской области». По результатам зрительского голосования Упоровский документальный фильм о чудотворной иконе Божией Матери из Суерского Храма Серафима Саровского вошёл в число победителей и занял почётное 6-е место.

13 слайд

Более ста лет назад в Суерке было три купца: Фунин, Ботов и Жильцов. У Фунина (имя история не сохранила) были магазин и двухэтажный жилой дом, который сгорел в 1914 году, а вот лавка – ранее «Ликёроводочный магазин» сохранилась и до наших дней. Это нынешний магазин «Удача».

 

14 – 15 слайд

Многие жители Суерки гоняли ямщину (то есть на лошадях отвозили товар). В селе было место, где можно было отдохнуть, поесть, переночевать – это постоялый двор. В Суерке он сохранился до наших дней. 

Находится он по ул. Советской №60, где живут Н.И. Глебова и Л.И. Вальковская. Раньше дом принадлежал Петру Угренинову, после него Ивану Дементьевичу Власову. Здесь было два дома, один из них находился в ограде. В нём хранилась упряжь, и жили работники, которые управлялись со скотиной. Большие амбары, скотные дворы занимали всё место на берегу. Двухэтажный дом, выходивший на улицу, и есть постоялый двор. Семья жила внизу, а приезжий люд на втором этаже.

- 9 –

   

16 – 17 слайд

  

В нашем селе есть здание, которое построено было в 1926 году. Это был молочный завод. Село было богатое, цветущее, в каждом дворе велось хозяйство. После того, как был построен молокозавод, население молоко сдавало туда. Даже была установлена норма: 20 литров сданного молока, а взамен 1 кг сливочного масла, которое тут же изготавливалось. Качество молочных продуктов было очень высоким. До Великой Отечественной войны масло с нашего молокозавода даже продавали за границу: Германию, Голландию. 

 

- 10 -

Сейчас здание принадлежит ООО «Стройсиб».

 

18- 19 слайд

1921 год был для нашей страны тяжёлым – по стране прокатилась волна политических восстаний. Коснулось это и наших мест. Нужно было срочно собрать хлеб для голодающих России. Были созданы специальные отряды, которые занимались сбором хлеба. Но не все местные крестьяне понимали политику того времени, и поэтому не хотели отдавать,  потом и кровью заработанный  хлеб. Но советская власть этого требовала. Те люди, которые были против этого сбора, объединялись в банды и с оружием выступали против отрядов продразвёрстки. Собранное зерно хранилось в казённом амбаре. Охраняли его комсомольцы, тогда ещё первые на селе. В один из майских дней из лесу появилась банда, амбар подожгли, а тех, кто его сторожил, казнили. 

  

-11- 

Позднее на месте казни установили памятник  с именами погибших. Его можно увидеть и в наши дни. Находится он на берегу Тобола.

 

20 – 23 слайд

Точной даты появления школы в нашем селе нет, но по отчётным данным в архиве, она уже работала в 1921 году.  Находилась она на берегу реки Тобол. 

Это один из домов купца Ботова, который был перевезён из деревни Тютрино. Поставили школу на месте поповских домов. И когда копали яму под фундамент, то рабочие в земле обнаружили клад: одежда, фарфоровая посуда, деньги, бричка со сбруями. 

 

 

 

- 12-

 

Вот так выглядела школа в военные годы. Этот рисунок сделан одним из учеников в 1941 году. 

Так как школа находилась на берегу реки, то с каждым годом при разливе, берег подмывало, и он обваливался. Было принято решение построить новое здание в другом месте.

В 1973 году новая школа распахнула двери для учеников. 

 

 

-13 -

И выглядит она теперь вот так!

 

23 слайд

В селе есть памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. 

 

466 человек ушло на фронт. Вернулись не все. Лишь только 126 увидели свой родной дом, семью. 346 – погибли. Но односельчане всегда помнят об этом. Каждый год  9 Мая возле памятника проводится митинг – дань памяти и уважения погибшим воинам.

- 14 -

24 – 26 слайд

В годы Великой Отечественной войны наше село приютило 160 детей из блокадного Ленинграда. 

 

Часть детей жила в Тютринской школе. Маленькие дети окунулись в мир тепла и добра наших земляков. Местное население, как только могло, помогало детскому дому: продуктами, одеждой, игрушками. 

Среди малышей- блокадников находилась будущая народная артистка России – Светлана Карпинская, которая снялась во многих фильмах, один из которых – «Девушка без адреса».

  

- 15 -

Позднее школа была перестроена. Но память о Ленинградцах всегда жива.

На стене бывшей Тютринской школы находится мемориальная доска.

  

Да и сами блокадники не забывают детский дом. Последний их визит был в 2009 году.

 

 

 

 

- 16 -

27 слайд 

  Известный российский предприниматель, генеральный директор и совладелец нефтегазовой компании ОАО «Сургутнефтегаз». Богданов Владимир Леонидович, который родился и вырос в нашем селе. 

28 слайд

Земляки с благодарностью говорят о нем – ведь именно на средства, пожертвованные им, восстановлен храм. Храм, где он крестился в детстве, храм, рядом с которым на сельском погосте похоронен его отец. В селе, где до сих пор живет его мама.

 

 

 

- 17 -

29 слайд

               Заключение.

В ходе реализации проекта мы получили знания о прекрасных местах, приобрели знания об истории села, достопримечательностях, узнали имена тех, кто основал и прославил село. Хоть оно и мало, но богато историей. Мы можем этим гордиться, потому что всё это - наша Родина, дороже которой не может быть ничего на свете. Время движется вперед и мы вместе с ним. Но мы не можем идти вперёд, не оглядываясь назад, в прошлое. Каждый патриот своей Родины должен знать её историю, возвращаться к прожитому нашего старшего поколения. Не зная прошлого, нельзя представить будущее. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 18 –

Список использованной литературы.

1. Архивные данные из музея МАОУ Суерской  СОШ.

2. Фото, сделанные участниками проекта.

3. Интернет – ресурсы:

а) ihtus.ru›062009/st12.shtml 

б) maps.yandex.ru 

в) turto/area/uporovskiyregion/towntr… 

г) 5bissue5d…2012-08…velikoe-pereselenie… 

д) wiki/Тобол_(река) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-19 –

Авторы проекта.

Учащиеся 4 класса:

 

Сарсигеева Дарина                                     

                  Дизер Мария

 

          Пахомова София                                 Брант Кирилл

                

 

 

 

 

 

- 20 -

 

infourok.ru

«Достопримечательности моего края. Моя малая Родина – микрорайон Александра Невского» — КиберПедия

Номинация «Сценарии»

 

Сочинение на тему: «Достопримечательности моего края. Моя малая Родина – микрорайон Александра Невского»

 

Работу выполнила:

ученица 9 «Б» класса

МБОУ СШ №2 г.Городца

Калягина Татьяна Сергеевна (15 лет)

Координатор:

Калягина Татьяна Михайловна

(учитель истории, Iкатегория)

 

город Городец

2017 – 2018 учебный год

План.

I. Введение.

1. Актуальность выбранной темы……………………………………...….С.3

2. Объект исследования……………………………………………….…..С.5

3. Цель исследования………………………………………….…………..С.5

4. Задачи исследования………………………………………………..…..С.5

 

II. Основная часть.

1. История названия микрорайона «Александр Невский»………………………………….…………………………..…..С.5

2. Экскурсия по микрорайону «Александр Невский»…………………С.7

 

III. Заключение…………………………………………….…………………С.11

 

 

IV. Приложение……………………………………………………………..…С.13

 

 

V. Список используемой литературы…………………..……………………С.19

 

 

I. Введение.

Актуальность выбранной темы.

«С любви к малой Родине,

ее людям начинается любовь к России,

народу, без чего жизнь каждого из нас

была бы пустышкой».

Н.Е. Палькин.

У каждого человека есть своя малая Родина, которую он любит и считает самой лучшей! Эта любовь передается с молоком матери и переходит из поколения в поколение. Трепетное отношение к месту, где мы родились и живем, всегда занимает частичку наших сердец!

Моя малая Родина - это мой родной старинный город Городец, микрорайон Александра Невского и улица Мелиораторов, где живу я и моя семья. Историческое прошлое нашего города известно почти всем городчанам. Еще на занятиях в детском саду юные жители узнают о том, в каком славном городе они живут. В школе и на дополнительных занятиях патриотическое воспитание продолжается, и мы начинаем с гордостью понимать, в каком богатом историей месте нам посчастливилось родиться!

А вот об истории своей улицы задумывается не каждый. Ежедневно ходим мы между домами и порой просто не замечаем, что прекрасное совсем рядом!!! А если взглянуть на это «незамыленным» взглядом? Задуматься, кто и когда все это создал? Чьи руки творили эти кирпичные арки и узоры, кто мастерил нарядные резные наличники? В честь кого, и за какие заслуги названа родная улица?

Любой географический объект: реки, моря, города, улицы, площади имеют свои названия. Эти слова тоже названия нашего языка, но они отличаются от нарицательных и проявляются в языке своеобразно – через факты его истории, физико – географическое условие обитания и другие стороны жизни человека. А так как топоним(название) связан с историей, географией, то важно установить его связь с конкретными историческими событиями, лицами, особенностями природы, ставшими причиной его появления.

Существуют различные классы топонимов: хоронимы – названия любых территорий, областей районов; астионимы – названия городов; урбонимы – названия внутригородских объектов; годонимы– названия улиц; агоронимы – названия площадей; гидронимы – географические названия водных объектов, в том числе лимнонимы – названия озер, потамонимы – названия рек; гелонимы – названия болот, заболоченных мест; оронимы – названия поднятых форм рельефа (гор, хребтов, вершин, холмов), а также многие другие.

Многими учеными в разное время рассматривались топонимы, имеющиеся на территории Городца. Есть топонимы очень старые, пришедшие к нам с конца XVI века. Есть топонимы, рожденные после 1917 года, но они также привлекательны. Именно топонимы могут рассказать нам много интересного о жизни наших предков. О типах их поселения.

Меня заинтересовала история названия микрорайона Александра Невского, где с самого рождения живу я, моя семья, мои друзья, одноклассники и многие учителя моей школы. Часто, проезжая в общественном транспорте, в разговорной речи, можно услышать такие названия моего микрорайона: «Матренино», «Матрёнино», «улица Мелиораторов», «улица Новая» и другие. Почему же моя малая Родина имеет столько непохожих друг на друга названий? Я решила найти ответы на эти вопросы, узнать подробнее о названии родной улицы и возбудить интерес у своих знакомых городчан как к старым топонимам, так и новым, оставленным нам Советской властью, во время которой появилось много мемориальных названий путем переименования улиц, переулков, площадей.

«Название нужно уважать. Менять в случае необходимости нужно грамотно, со знанием истории». К.Г.Паустовский.

Объект исследования.

Объектом исследования является моя малая Родина – микрорайон «Александр Невский» в городе Городце Нижегородской области.

Цель исследования.

Изучить историю названия микрорайона, где я живу, и возбудить интерес у городчан к топонимам через самостоятельную исследовательскую работу.

Задачи исследования.

1. Изучить историю названия микрорайона «Александр Невский» в городе Городце Нижегородской области.

2. Составить план[1]экскурсии по микрорайону.

3. Познакомить с небольшой частицей нашего города Городца и моими любимыми достопримечательностями, расположенными в микрорайоне «Александр Невский».

II. Основная часть.

III. Заключение.

То, что я хотела показать своей небольшой исследовательской работой по моему любимому родному микрорайону «Александр Невский», лишь маленькая частичка исторических памятников древнего Городца.

Многие века жители Городца хранят память об Александре Невском – выдающемся историческом деятеле Руси, святом благоверном князе, великом полководце. Его личность занимает в истории города особое место. Неразрывными нитями связывает она воедино древний и новый Городец, историю церковную и светскую, «предания старины глубокой» и строгие научные факты. Александр Невский скончался почти семь с половиной веков назад, но его благородный образ и поныне живет в памяти городчан.

Современный Городец – это город, в котором история и современность тесно переплелись между собой и создали его особый колорит и его особую красоту. Жителям Городца удалось сохранить богатое историческое наследие. В последние годы появилась возможность отреставрировать старинные улицы и здания, восстановить дух того купеческого Городца, каким он был накануне революционного 1917 года. Сегодня жители города верят, что их планы, направленные на сохранение историко – культурного наследия реализуются. А отреставрированные дома, улочки, монастырь, купеческие особняки и древнейшие памятники истории будут добрым напоминанием о славном Городце.

Одной из особенностей русской топономики является отражать имена выдающихся деятелей на карте Городца. Таких как Толстой, Чехов, Максим Горький, Александр Невский. Многие названия должны быть сохранены для будущих поколений, такие, например, как Александровская набережная – набережная Революции. Они значимы как для людей, так и для истории. Этим самым необходимо поддерживать любовь к малой Родине, воспитывать людей так, чтобы они были ревностными хранителями духа народного!

Я горжусь, что живу в таком маленьком, но очень известном городе с богатой историей. Мне очень дорог мой уютный родной микрорайон. Здорово, что он носит имя великого полководца Святого князя Александра Невского!

На мой взгляд, любовь к своей Родине начинается с малого: с любви к своей семье, к своей улице, к своему городу, с уважительного отношения к окружающим, бережного отношения к природе своего края! Если эта цепочка нарушена, то просто невозможно стать полноценным гражданином своей страны и патриотом своей Родины. Давайте начинать с малого!!!

Кружевами будто убраны лица светлые домов,

И глядит глазами мудрыми городок с семи холмов.

Этот край зовут глубинкою. Здесь закаты так тихи.

Утром улочки старинные также будят петухи.

…И садов вишнево – яблочный дух плывет по мостовой.

Расписной, расшитый, пряничный город наш мастеровой.

Пусть ты будешь лишь дождинкою в море летнего дождя.

Пусть зовут тебя глубинкою, Городецкая земля.

Ну зачем тебя мне сравнивать – стать своя и свой размах.

И такие зори ранние на семи твоих холмах.

Приложение №1.

План экскурсии по любимым местам микрорайона.

Городецкий вал.

Смотровая площадка.

 

Приложение №2.

Приложение №3.

 

Фото Городецкого вала.

Фото Спасского озера.

Приложение №4.

Приложение №5.

Приложение №6.

Список используемой литературы.

1. Газета «Городецкий вестник», статья А.Еранцева «О памятнике А.Невскому».

2. А.Н.Еранцев, М.Н.Еранцев «Александр Невский и Городец: живая связь в веках. Научно-популярное издание. Рецензент: к.ф.н. Б.М.Пудалов, 2007.

3. Города нашей области. Горький. ВВКИ, 1974г.

4. Городецкий район. Сборник подготовлен администрацией Городецкого района при участии министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской обл. Кварц, 2005г.

5. Родин В.А. Праздник орденоносцев // Городецкий вестник – 23 мая 1996г.

6. Роман – журнал №6 (42) 2002г.

7. Климова Л.А. Что за прелесть эти улочки. Городец, 2011г.

8. Кожевников О.В., Добротвор М.Н. Н.М.Добротвор и исследование вопросов культуры в Горьковской области // Россия и Нижегородский край: актуальные проблемы истории. Материалы чтений памяти М.Н.Добротвора. Н.Н., 1998. С.145.

9. Филатов Н.Ф. Города и посады Нижегородского Поволжья в XVIIвеке. Горький, 1989. С.106.

10. И.В.Храмошникова, А.Н.Еранцев, З.С.Коновалова. Городцу – 860 лет. Сборник, подготовленный по заказу администрации Городецкого муниципального района Нижегородской обл. Общая редакция – управление культуры администрации, начальник управления – Л.А.Кафарова.

11. Широких О.С. Капельки солнца: сборник стихов. Составители: Широких С.А., Тальникова Г.Н. – Городец, 2015. – 224с.

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/

[1]См. приложение №1, страница 13

[2]Коллективизация - процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства в СССР.

[3]См. приложение №2, страница 14

[4]См. приложение №2, страница 14

[5]См. приложение №2, страница 14

[6]См. приложение №3, страница 15

[7]См. приложение №3, страница 15

[8]См. приложение №4, страница 16

[9]См. приложение №4, Александр Ярославович Невский – гениальный полководец, талантливый дипломат, защитник православия. Родился в 1220г. в г.Переславле-Залесском. В 20 лет одержал победу в битве на Неве со шведами, за что получил прозвище – Невский. В 1242 г. одержал победу на Чудском озере над рыцарями – немцами. В 1263г., возвращаясь больным из Золотой Орды, он доехал до Городца, принял постриг и 14 ноября 1263г. умер. Имя доблестного сына русского народа, великого патриота Земли Русской и сейчас живо в благодарной памяти потомков. В суровые годы ВОВ был учрежден орден А.Невского (29.07.1942г.)

[10] Памятник сооружен на средства меценатов Е.В.Мамонтова, А.Г.Семенова, ПК «Монолит», АО «Нижегородец АЭРО».

[11] Репортаж об открытии памятника см. в газете «Городецкий вестник». Среди гостей был также генерал – лейтенант И.И.Ефремов.

[12]См. приложение №5, страница 17

[13]См. приложение №5, страница 17

[14]В нач. XVIII в. В России начинает строиться регулярный флот, суда украшали резьбой, на смену судам деревянным пришли пароходы, поэтому корабельная резьба перекочевала на крестьянские дома. Резьба называется «глухой», т.к. выполнена из целого куска дерева.

[15]См. приложение №5, страница 17

[16]Основу коллекции самоваров составило частное собрание Николая Фёдоровича Полякова. Его коллекция насчитывает около 400 самоваров и считается самой большой в России, и она постоянно пополняется

[17]См. приложение №6, страница 18

[18] Вверху ворот изображение герба, под короной два не то головастика, не то «кита-стерлядки». Странный герб для знатного рода. Разгадать эту странность помог документ, хранящийся в Российском государственном архиве древних актов, со следующим описанием: «поле голубое, в котором перепоясания золотое: оное делит посереди поле между двумя дельфинами. Един на верху перепоясания, а другой ниже в правую сторону изображения» (1714г.) Дельфины на гербе старинной фамилии, ведущей свое происхождение из Италии, вполне понятны. Но каково же было городецким мужикам, получившим указ вырезать заморское чудо! Как изображать то, чего никогда не выдел? Так и появились на свет добродушные головастики-стерлядки.

[19]См. приложение №6, страница 18

[20]См. приложение №6, страница 18

Номинация «Сценарии»

 

Сочинение на тему: «Достопримечательности моего края. Моя малая Родина – микрорайон Александра Невского»

 

Работу выполнила:

ученица 9 «Б» класса

МБОУ СШ №2 г.Городца

Калягина Татьяна Сергеевна (15 лет)

Координатор:

Калягина Татьяна Михайловна

(учитель истории, Iкатегория)

 

город Городец

2017 – 2018 учебный год

План.

I. Введение.

1. Актуальность выбранной темы……………………………………...….С.3

2. Объект исследования……………………………………………….…..С.5

3. Цель исследования………………………………………….…………..С.5

4. Задачи исследования………………………………………………..…..С.5

 

II. Основная часть.

1. История названия микрорайона «Александр Невский»………………………………….…………………………..…..С.5

2. Экскурсия по микрорайону «Александр Невский»…………………С.7

 

III. Заключение…………………………………………….…………………С.11

 

 

IV. Приложение……………………………………………………………..…С.13

 

 

V. Список используемой литературы…………………..……………………С.19

 

 

I. Введение.

cyberpedia.su


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров