Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Достопримечательности Алнашского района. Алнаши достопримечательности


Достопримечательности города Алнаши

  1. Области России
  2. Республика Удмуртия
  3. Алнаши

Список достопримечательностей формируется на основе отзывов посетителей и отсортирован по рейтингу, который также формируется на основе отзывов посетителей. Таким образом, вверху списка находятся самые интересные достопримечательности.

Посмотреть фотографии, прочитать отзывы, на основе которых построен рейтинг, оставить свой отзыв, можно перейдя по ссылке на названии конкретной достопримечательности.

Если Вы не нашли в этом списке интересного места, о котором хотели бы поделиться впечатлениями - оставьте информацию на нашем форуме, в разделе Что посмотреть.

Раскрыть

Интерактивная карта

Показать в списке

Деревянное зодчествоЦеркви, соборыДома-музеиКраеведческиеСкульптура, памятники

Деревянная мечеть

Алнаши (Республика Удмуртия): Достопримечательность Деревянная мечеть

1865 год. Старейшее подобное сооружение в Удмуртии

Адрес: н/п Татарский Тоймобаш (3 км от Алнаши)

Рейтинг: 7.65

Памятник Трокаю

Алнаши (Республика Удмуртия): Достопримечательность Памятник Трокаю

Т.К. Борисов(Трокай) -основоположник государственности Удмуртии. Этот памятник считается первым памятником этому политическому деятелю

Адрес: н/п Алнаши

Рейтинг: 7.65

Свято-Троицкий храм

Алнаши (Республика Удмуртия): Достопримечательность Свято-Троицкий храм

1836 год. В советское время хлебозавод. В настоящее время действующий. В храме имеется мироточивая икона Святой Троицы

Адрес: н/п Алнаши, ул. Ленина 25,

Телефон: 8 (34150) 3-11-31

Рейтинг: 3.50

Мемориальный дом-музей Ашальчи Оки

Алнаши (Республика Удмуртия): Достопримечательность Мемориальный дом-музей Ашальчи Оки

Ашальчи Оки (Лина Григорьевна Векшина) является первой удмуртской поэтессой. Мемориальные вещи, предметы быта. Является филиалом Алнашский историко-литературного музея

Адрес: н/п Алнаши, ул.Первомайская, д. 5,

Телефон: (34150) 3-11-04

Рейтинг: 0.00

Мемориальный дом-музей Г.Д. Красильникова

Красильников считается классиком удмуртской литературы, внес большой вклад в развитие удмуртской литературы и прозы в частности. Руководитель союза писателей Удмуртии.

Режим работы: с 8.30 до 16.30, обед с 12 до 13, Выходной Суббота, воскресенье

Адрес: н/п Алнаши, ул. Красильникова.

Телефон: (34150) 3-11-04

Рейтинг: 0.00

Все найденные Достопримечательности передать в навигатор: или

По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите [email protected]

autotravel.ru

Алнаши - Алена Чуданова

Голюшурм, Булдавось, Варзи-Ятчи, Ашальчи Оки

Алнашский район считается «самым удмуртским» районом республики. И дело здесь не только в национальном составе его населения, но и в количестве уроженцев района, добившихся больших достижений в развитии удмуртской самобытности. Десятки имен, находящихся на слуху любого более-менее образованного жителя республики: Председатель Госсовета УР Александр Соловьев, Министр УР по делам молодежи Владимир Соловьев, один из основателей удмуртской автономии Трофим Борисов, автор герба и флага Удмуртии Юрий Лобанов, писатель Геннадий Красильников, поэтесса Ашальчи Оки и многие, многие другие.

Интересных мест в районе не меньше, чем интересных людей. Отдых здесь действительно на любой вкус: и исторический, и оздоровительный, и с друзьями можно выбраться на рыбалку или шашлыки. Расположение от Ижевска в 120 км или 2 часах езды, недалеко, а сколько всего интересного! Палео-деревня, единственное действующее место языческих жертвоприношений, мульти-национальная здравница, первый в Удмуртии литературный музей.

В подробностях:

  • Урочище Голюшурма

Когда в Египте строили пирамиды, на территории современной Удмуртии, как оказалось, жизнь тоже била ключом. На правом берегу Нижнекамского водохранилища по сей день находят следы селищ и городищ бронзового века. Археологи, чёрные копатели и просто интересующиеся приезжают в бывшую деревню Голюшурм, чтобы своими глазами увидеть оборонительный вал VI-XIIвв., поискать в траве скребки и обломки древних эпох. Сейчас на этом месте всего лишь потрясающе красивая панорама на леса, холмы и гладь водохранилища. Но скоро, благодаря инвесторам найденным на форуме, проходившем в Ижевске на прошлой неделе, на этом месте появится палео-деревня. Проект действительно интересный и привлекательный: инфраструктура развита, виды красивые, историческая ценность достоверная, Ижевск близко. Так что те, кто жаловался на то, что живых инвесторов в глаза не видел, просто не знал, чем их соблазнить.

Пока деревню не построили приехать в Голюшурм можно, чтобы с одной точки увидеть слияние Ижа и Камы и сразу три региона России. Стоя на земле удмуртской, в материке, разделяющем 2 реки, вы будете видеть Татарстан, а на противоположном берегу Башкортостан. Эвона как! :)

Летом сюда едут купаться, загорать, ловить рыбу, собирать травы и ягоды. На склонах холма текут 13 родников с минерализованной водой, а если поискать, то даже можно найти выходящую на поверхность дико дорогую голубую глину. Пока будете любоваться окрестностями, под ногами увидите цветы, занесенные в Красную книгу, а над головой парящих ястребов и орланов, которых сложно встретить в других районах республики. Как верно подметила директор местного музея Марина Валентиновна, здесь такой простор, что «на этом месте ощущаешь себя богом». В сравнении с Байгурезь, скажу, что здесь гораздо красивее, а по энергетике (лично для меня) значительно сильнее.

  • Санаторий «Варзи-Ятчи»

Визитка района, здравница, уже более 120 лет принимающая желающих вылечить свои болячки с помощью целебных грязей и вод. Приезжают сюда не только из Удмуртии, но и из соседних регионов. Цена путевки около 18.000 рублей. Курорт гостеприимный – погулять по его парку и попить полезной водички из источника может любой желающий – ворота открыты. Если хотите узнать больше подробностей о процедурах и методах лечения – загуглите, мне за рекламу не платили)

Расскажу только одну веселую особенность: при въезде в санаторий стоит козел. Рогатый. Не всегда же на курорт семьёй приезжают… ну и вот, видимо предостережение стоит))

  • Алнашский объединенный историко-литературный музей
На самом деле, это 3 музея, находящихся в разных местах. В Историко-краеведческом музее можно узнать о культуре и знаменитых уроженцах Алнашей.

В Литературном доме-музее Ашальчи Оки вам расскажут о знаменитом враче-окулисте и поэтессе Лине Векшиной.

Увидите цветок Ашальчи, давший ей псевдоним, и кривую березку, посаженную ею во дворе со словами: «Мы тоже были кривенькими, да вот хорошими людьми выросли».

Мемориальный дом-музей Геннадия Красильникова рассказывает о жизни и творчестве одного из лучших удмуртских писателей. При желании можно совершить пешеходную прогулку «Литературные Алнаши», посетить дома других национальных авторов, коих в селе около 50-ти. Но это для истинных фанатов удмуртской литературы)

  • Деревня Кузебаево

Вот здесь аккуратнее. Это единственное в республике место, где находится действующая куала и места молений языческих удмуртов. Жертвоприношения, обряды, заговоры, всё это очень серьезно и сакрально. Ходить туда без особой цели не стоит.

В 90-х здесь проходил республиканский Гербер. После этого, как считают местные жители, боги рассердились на них, за то что те пустили кого попало в святые места. Потому, если всё-таки соберетесь в Бадзым куалу, Булдавось или Кереметвось, будьте готовы к тому, чтобы быстро ретироваться оттуда по просьбе следящих за этими объектами удмуртов.

Кроме священных рощ и родников, возле Кузебаево можно с интересом поразглядывать разломы земной коры и русло протекающей реки.

По красоте и текстуре они очень напоминают горные каньоны. А ещё здесь летают цапли и заходит на нерест рыба семейства лососевых.

  • Свято-Троицкий храм.
Построен в стиле классицизма в 1836г. Интересен, в первую очередь, своими фресками, сохранившимися на фасаде здания
  • Площадь памяти погибших в локальных конфликтах

Впечатления:Очень веселое путешествие! Большой компанией, состоящей из директора музея Марины Валентиновны, специалиста по туризму Татьяны, начальника отдела экономики Алнашского района Георгия Александровича и водителя Анатолия мы за день наколесили по району километров больше, чем расстояние до Ижевска. Раз 10 пересекали удмуртско-татарскую границу, пытались найти язык с аборигенами марийской деревни, искали по лесам святой родник с иконами, шутили над козлом в Варзи-Ятчи, искали в траве скребки древних народов, с удовольствием жевали щавель и пробовали дикую редьку. Больше всего удивило, что командовал парадом Георгий Александрович. Мудрый политик, понимает, что туризм может стать хорошим источником финансирования района и всерьез занимается разработкой этого направления. Всем бы районам такую поддержку и понимание!

В общем и целом, в Алнаши ехать стоит. Может быть, вы мало что слышали об этом районе ранее, но место действительно достойное внимания!

chudanova.livejournal.com

Алнаши, на границе трех Республик

Ална́ши (удм. Алнаш) — село в России, административный центр Алнашского района Удмуртии.

Село расположено на юге республики, у слияния рек Тойма и Алнашка.

Через Алнаши проходит федеральная магистраль М7.

В 12 километрах к югу от села находится одноимённая железнодорожная станция Алнаши.

Население — 6765 человек.

Район располагается в бассейне Камы, южная граница района проходит по берегу Нижнекамского водохранилища. В этом месте сходятся границы Удмуртии, Татарстана и Башкирии.

 

 

 

История

Приход села Алнаши открыт по определению Священного Синода от 31 июля 1751 года и образован из селений Можгинского прихода. В 1761 году дана грамота на строительство деревянной церкви, которая построена и освящена 20 мая 1763 года во имя Святой Троицы. Село до 1791 года было в ведении Казанской епархии, а с 1791 года — перечислено в Вятскую. При разделе Елабужского уезда на волости в 1796 году среди прочих образована Асановская волость, в состав которой вошло село, позднее образована Алнашская волость с центром в селе Алнаши. Указом от 14 мая 1815 года Вятская духовная консистория предписала начать строительство каменного храма. Петропавловский престол каменного храма освящён 1 октября 1822 года, Троицкий — 29 июня 1836 года.

                                 река Кама, Удмуртия

По итогам десятой ревизии 1859 года в 62 дворах казённого села Алнаши (Троицкое) проживали 187 жителей мужского пола и 238 женского, размещалась становая квартира, торжок и работали две мельницы. В 1867 году в селе открыта земская школа. К 1897 году в селе проживало 804 человека.

В 1921 году при разделе Елабужского уезда Алнашская волость передана в состав Можгинского уезда Вотской АО. В 1924 году при укрупнении административных единиц образованы укрупнённые волость и сельсовет, в 1929 году был образован Алнашский район и село становится районным центром. В 1940 году закрыта сельская церковь.

Люди, связанные с селом Груздев Иван Николаевич — уроженец села, призван Алнашским РВК в августе 1941 года. Отличился будучи младшим политруком взвода пешей разведки, в разведывательном бою 18 августа 1942 года из ручного пулемёта истребил 17 фашистов, пленил немецкого солдата, награждён орденом Красного Знамени.

 Филипп Григорьевич Кедров — поэт и писатель, уроженец села, призван Алнашским РВК в январе 1940 года. Попадал в окружение, сражался в партизанском отряде. Отличился будучи командиром роты, 13 февраля 1944 года его рота под миномётным и пулемётным огнём противника достигла немецких траншей, нанесла большой урон пртивнику. В решительной схватке погиб на поле боя, награждён Орденом Отечественной войны I степени.

 Князев Геннадий Алексеевич — уроженец села, призван Алнашским РВК в январе 1944 года. Отличился будучи командиром взвода автоматчиков, 9 октября 1944 года участвовал в разведке при прорыве обороны противника на границе Восточной Пруссии, со своим взводом очистил траншеи от противника и в числе первых ворвался на территорию Восточной Пруссии. Награждён орденом Красного Знамени.

Красильников, Геннадий Дмитриевич (1928—1975) — удмуртский писатель

Мельников Николай Фёдорович — уроженец села, генерал-майор, призван Алнашским РВК в 1937 году. На фронте с 1943 года.

Постников Николай Елисеевич (1960—2010) — автор более 200 популярных в республике песен на стихи удмуртских поэтов, в том числе на собственные стихи.

АЛНАШСКИЙ РАЙОН УДМУРТИИ

Ална́шский райо́н (удм. Алнаш ёрос) — муниципальное образование на юге Удмуртской Республики.

Административный центр — село Алнаши.

Район граничит с Граховским районом на западе, Можгинским — на севере, а также с республикой Татарстан, Агрызским районом — на востоке и Менделеевским — на юго-западе. Площадь района — 896 км², население на 1 января 2009 года — 20 794 человек.

Район образован 15 июля 1929 года.

 

Рельеф и почвы

Район расположен на Можгинской возвышенности, которая представляет собой слабовозвышенную, слегка всхолмленную равнину со спокойным характером рельефа. В доагрикультурное время в растительном покрове преобладали пихтово-еловые леса с участием широколиственных пород (липа, клён, дуб, вяз, орешник). В настоящее время доминируют вторичные осиново-берёзовые и липовые леса.

На территории района преобладают серые и дерново-карбонатные тяжелосуглинистые почвы, которые обладают высоким естественным плодородием и являются одними из лучших почв в Удмуртии.

                                            Карта Удмуртии, Алнаши

Климат

Среднегодовая температура воздуха изменяется в пределах +2,3—2,6 °C. Средняя температура января -14,0—14,2 °C, июля — +18,9—19,2 °C. Сумма активной температуры 2000—2100 °C. Безморозный период около 130—135 дней в году, за год выпадает 490—530 мм осадков.

 

Гидрология

Район располагается в бассейне Камы, южная граница района проходит по берегу Нижнекамского водохранилища. По территории Алнашского района протекают реки — Варзи, Тойма, Алнашка, Варали, Варага, Утчанка и множество других. Среднегодовые модули стока рек 4,5—5,0 л/сек*км², плотность речной сети — 0,58 км/км².

                                              Удмуртия, Алнаши

Предыстория

Впервые населённые пункты современного Алнашского района упоминаются в Ландратской переписи 1716 года в составе сотни Андрея Байтемирова Арской дороги Казанского уезда. 11 сентября 1780 года был издан высочайший указ об открытии Вятского наместничества. Вновь образованное наместничество было разделено на 13 уездов, в том числе был создан Елабужский уезд, в состав которого вошла территория современного района. Позднее в результате реформы 1796 года уезд был разделён на волости, границы волостей регулярно менялись образовывались новые. В 1921 году в связи с образованием Вотской АО в северной части части упразднённого Елабужского уезда, образован Можгинский уезд. В 1924 году при укрупнении административных единиц образованы укрупнённые Алнашская и Большекибьинская волость.

ДостопримечательностиГородище «Кузебаевское-1» — памятник археологии Мазунинской археологической культуры

Дом-музей Ашальчи Оки — дом в селе Алнаши, в котором после войны жила удмуртская поэтесса Ашальчи Оки

Обелиск воинам, погибшим в годы гражданской войны в деревне Писеево

Удмуртская языческая молельня около деревни Кузебаево

Санаторий «Варзи-Ятчи»

СТАТЬЯ О ПОЕЗДКЕ В АЛНАШСКИЙ РАЙОН

Алнашский район считается «самым удмуртским» районом республики. И дело здесь не только в национальном составе его населения, но и в количестве уроженцев района, добившихся больших достижений в развитии удмуртской самобытности. Десятки имен, находящихся на слуху любого более-менее образованного жителя республики: Председатель Госсовета УР Александр Соловьев, Министр УР по делам молодежи Владимир Соловьев, один из основателей удмуртской автономии Трофим Борисов, автор герба и флага Удмуртии Юрий Лобанов, писатель Геннадий Красильников, поэтесса Ашальчи Оки и многие, многие другие.

 

Интересных мест в районе не меньше, чем интересных людей. Отдых здесь действительно на любой вкус: и исторический, и оздоровительный, и с друзьями можно выбраться на рыбалку или шашлыки. Расположение от Ижевска в 120 км или 2 часах езды, недалеко, а сколько всего интересного! Палео-деревня, единственное действующее место языческих жертвоприношений, мульти-национальная здравница, первый в Удмуртии литературный музей.

 

В подробностях:

Урочище Голюшурма

Когда в Египте строили пирамиды, на территории современной Удмуртии, как оказалось, жизнь тоже била ключом. На правом берегу Нижнекамского водохранилища по сей день находят следы селищ и городищ бронзового века. Археологи, чёрные копатели и просто интересующиеся приезжают в бывшую деревню Голюшурм, чтобы своими глазами увидеть оборонительный вал VI-XIIвв., поискать в траве скребки и обломки древних эпох. Сейчас на этом месте всего лишь потрясающе красивая панорама на леса, холмы и гладь водохранилища. Но скоро, благодаря инвесторам найденным на форуме, проходившем в Ижевске на прошлой неделе, на этом месте появится палео-деревня. Проект действительно интересный и привлекательный: инфраструктура развита, виды красивые, историческая ценность достоверная, Ижевск близко. Так что те, кто жаловался на то, что живых инвесторов в глаза не видел, просто не знал, чем их соблазнить.

Пока деревню не построили приехать в Голюшурм можно, чтобы с одной точки увидеть слияние Ижа и Камы и сразу три региона России. Стоя на земле удмуртской, в материке, разделяющем 2 реки, вы будете видеть Татарстан, а на противоположном берегу Башкортостан. Эвона как! :)

Летом сюда едут купаться, загорать, ловить рыбу, собирать травы и ягоды. На склонах холма текут 13 родников с минерализованной водой, а если поискать, то даже можно найти выходящую на поверхность дико дорогую голубую глину. Пока будете любоваться окрестностями, под ногами увидите цветы, занесенные в Красную книгу, а над головой парящих ястребов и орланов, которых сложно встретить в других районах республики. Как верно подметила директор местного музея Марина Валентиновна, здесь такой простор, что «на этом месте ощущаешь себя богом». В сравнении с Байгурезь, скажу, что здесь гораздо красивее, а по энергетике (лично для меня) значительно сильнее.

 

Санаторий «Варзи-Ятчи»

Визитка района, здравница, уже более 120 лет принимающая желающих вылечить свои болячки с помощью целебных грязей и вод. Приезжают сюда не только из Удмуртии, но и из соседних регионов. Цена путевки около 18.000 рублей. Курорт гостеприимный – погулять по его парку и попить полезной водички из источника может любой желающий – ворота открыты. Если хотите узнать больше подробностей о процедурах и методах лечения – загуглите, мне за рекламу не платили)

Расскажу только одну веселую особенность: при въезде в санаторий стоит козел. Рогатый. Не всегда же на курорт семьёй приезжают… ну и вот, видимо предостережение стоит))

 

                  Алнашский историко-литературный музей              

На самом деле, это 3 музея, находящихся в разных местах. В Историко-краеведческом музее можно узнать о культуре и знаменитых уроженцах Алнашей.  В Литературном доме-музее Ашальчи Оки вам расскажут о знаменитом враче-окулисте и поэтессе Лине Векшиной. 

Увидите цветок Ашальчи, давший ей псевдоним, и кривую березку, посаженную ею во дворе со словами: «Мы тоже были кривенькими, да вот хорошими людьми выросли».

Мемориальный дом-музей Геннадия Красильникова рассказывает о жизни и творчестве одного из лучших удмуртских писателей. При желании можно совершить пешеходную прогулку «Литературные Алнаши», посетить дома других национальных авторов, коих в селе около 50-ти. Но это для истинных фанатов удмуртской литературы)

                                  литературный музей

 

 

Деревня Кузебаево

Вот здесь аккуратнее. Это единственное в республике место, где находится действующая куала и места молений языческих удмуртов. Жертвоприношения, обряды, заговоры, всё это очень серьезно и сакрально. Ходить туда без особой цели не стоит.

                         удмуртская священная роща

В 90-х здесь проходил республиканский Гербер. После этого, как считают местные жители, боги рассердились на них, за то что те пустили кого попало в святые места. Потому, если всё-таки соберетесь в Бадзым куалу, Булдавось или Кереметвось, будьте готовы к тому, чтобы быстро ретироваться оттуда по просьбе следящих за этими объектами удмуртов.

                                             удмуртская Кереметь 

Кроме священных рощ и родников, возле Кузебаево можно с интересом поразглядывать разломы земной коры и русло протекающей реки.

По красоте и текстуре они очень напоминают горные каньоны. А ещё здесь летают цапли и заходит на нерест рыба семейства лососевых.

Свято-Троицкий храм.

Построен в стиле классицизма в 1836г. Интересен, в первую очередь, своими фресками, сохранившимися на фасаде здания

 

Впечатления:

Очень веселое путешествие! Большой компанией, состоящей из директора музея Марины Валентиновны, специалиста по туризму Татьяны, начальника отдела экономики Алнашского района Георгия Александровича и водителя Анатолия мы за день наколесили по району километров больше, чем расстояние до Ижевска. Раз 10 пересекали удмуртско-татарскую границу, пытались найти язык с аборигенами марийской деревни, искали по лесам святой родник с иконами, шутили над козлом в Варзи-Ятчи, искали в траве скребки древних народов, с удовольствием жевали щавель и пробовали дикую редьку. Больше всего удивило, что командовал парадом Георгий Александрович. Мудрый политик, понимает, что туризм может стать хорошим источником финансирования района и всерьез занимается разработкой этого направления. Всем бы районам такую поддержку и понимание!

В общем и целом, в Алнаши ехать стоит. Может быть, вы мало что слышали об этом районе ранее, но место действительно достойное внимания!

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

http://chudanova.livejournal.com/

фото Алены Чудановой.

сайт Википедия.

http://www.udmurt.ru/

http://alnashi.udmurt.ru/

 

komanda-k.ru

Достопримечательности Алнашского района

Достопримечательности Алнашского района

На территории Алнашского района существуют следующие виды памятников истории и культуры и природы:Санаторий «Варзи-Ятчи» — уникальная грязевая лечебница. Основана в XIX .

Северный торфяник Варзи-Ятчинских лечебных минеральных грязей.Южный торфяник Варзи-Ятчинских лечебных минеральных грязей.Кузебаевский торфяник лечебных минеральных грязей.Муважинский торфяник лечебных минеральных грязей.Варзибашский торфяник лечебных минеральных грязей.Варзино-Алексеевский торфяник лечебных минеральных грязей.Родник Ильинский в деревне Ильинское.Родник «Мощный» в районе дер. Рождественское.Речка Карашурка — нерестилище ручьевой форели.Нижне-Сырьезское урочище — разнообразие видового состава трав.

Памятные места:Место бывшего села Голюшурма. Поселение было образовано купцом Стахеевым в XIX в. Снесено в конце 60-х годов XX в.Тыловось — место языческого моления удмуртов в районе деревни Удмуртский Тоймобаш.Булдавось — место языческого моления удмуртов в районе деревни Кузебаево.Кереметвось — место языческого моления удмуртов в районе деревни Кузебаево.Булдавось — место языческого моления удмуртов в районе деревни Пирогово.Плотина медного завода — в районе деревни Врзино-Алексеево.Тополя Трофима Борисова — в районе д. Кизеково.Тополя Филиппа Кедрова — в районе бывшей д. Силе (выселок Луч).Ключ Ашальчи Оки в районе райбольницы в с. Алнаши.Ключ Николая Байтерякова в районе с. Варзи-Ятчи.

Исторические захоронения:Могила первой удмуртской поэтессы Ашальчи Оки /Лины Григорьевны Векшиной/ / 1898 — 1973 /, кладбище с. Алнаши.Могила народного поэта Удмуртии, Германа Алексеевича Ходырева/1932- 1995/.

Памятники зодчества:Свято-Троицкий храм 1836 г. Школа классицизма в с. Алнаши.Свято-Никольский храм в с. Варзи-Ятчи.Деревянная церковь в с. Ключевка.Деревянная мечеть в д. Татарский Тоймобаш.

Памятники народного /деревянного/ зодчества :Деревянная ветряная мельница в д. Шадрасак-Кибья XIX в.Крестьянская изба Дмитриевых в д. Кузебаево XIX в.Крестьянская изба Сперанских в д. Муважи ХГХв.Здание начальной школы в д. Ятцаз XIX в.Дом священника в с. Алнаши, Садовая, 4 XIX в.

Источник текста и фото

Запись опубликована в рубрике Достопримечательности с тэгами Алнашский р-н. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.

udmurtia.drugiegoroda.ru

Панорама Казаково (Алнашский район). Виртуальный тур Казаково (Алнашский район). Достопримечательности, карта, фото, видео.

Казаково — деревня в Алнашском районе Удмуртии, входит в Ромашкинское сельское поселение. Находится в 4 км к юго-востоку от села Алнаши и в 87 км к юго-западу от Ижевска. Население на 1 января 2008 года — 318 человек.

История

До 1751 года жители деревни Казакова числились прихожанами Казанско-Богородицкой церкви села Можга, а после открытия прихода в селе Алнаши — Свято-Троицкой церкви. По итогам десятой ревизии 1859 года в 30 дворах казённой деревни Шудья-Казаково Верхняя (Казаково) Елабужского уезда Вятской губернии проживало 104 жителя мужского пола и 108 женского. В 1921 году, в связи с образование Вотской автономной области, деревня передана в состав Можгинского уезда. В 1924 году при укрупнении сельсоветов она вошла в состав Алнашского сельсовета Алнашской волости, а в 1925 году передана в Кучеряновский сельсовет. В 1929 году упраздняется уездно-волостное административное деление и деревня причислена к Алнашскому району. В 1929 году в деревне Казаково образован колхоз «имени Крупской». В 1950 году в результате объединения колхозов соседних деревень образован укрупнённый колхоз «имени Крупской», с центральной усадьбой в деревне Казаково. В 1958 году колхозы «имени Пушкина» и «имени Крупской», объединены в колхоз «Россия», который в 1963 году был переименован в колхоз «Правда», центральная усадьба колхоза размещалась в деревне Старая Шудья. В 1958 году деревня перечислена в Алнашский сельсовет. В 1991 году Алнашский сельсовет разделён на Алнашский и Ромашкинский сельсоветы, деревня передана в состав нового сельсовета. По решению общего собрания колхозников деревень Казаково и Шишкино от 10 февраля 1992 года эти деревни отделились от колхоза «Правда» и образовали колхоз «Казаково». 16 ноября 2004 года Ромашкинский сельсовет был преобразован в муниципальное образование «Ромашкинское» и наделён статусом сельского поселения.

Социальная инфраструктура

Казаковская начальная школа — 20 учеников в 2008 году Казаковский детский сад

Люди, связанные с деревней

Игнатьев Иван Карпович — уроженец деревни, призван Алнашским РВК в июле 1941 года. Участник парада Победы 24 июня 1945 года. Награждён Орденом Отечественной войны II степени, фронтовыми медалями.

Примечания…

  ... (Русский)

www.streetvi.ru

Село Алнаши

Краткая информация о Алнашах

Фотографии Алнашей

Добавить фото

Были в Алнашах и сделали снимки города и интересных мест? Разместите их! Многие посетители нашего сайта делают фото в своих поездках. Публикуйте свои фото из Алнашей и из других городов! Отмечайте если Вы тоже видели эти места! Теперь появилась возможность добавления с мобильной версии сайта, что намного облегчает перенос фото из Алнашей со смартфонов на сайт!

Сувениры из Алнашей

Добавить сувенир

Были в Алнашах и привезли сувениры? Покажите их всем! Магнитики на холодильник, тарелки, вымпелы, кружки и все что Вы привозите с собой из командировок и поездок в Алнаши! Размещайте и отмечайте если у вас уже есть такие ! Разместите их фото! С мобильной версии сайта это сделать намного проще и перенос фото магнитиков из Алнашей со смартфонов на сайт будет удобнее!

Последние отзывы

Добавить отзыв

Нам интересно Ваше мнение о селе Алнаши. Есть ли интересные достопримечательности в этом селе? Что делать вечером в селе? Есть ли места куда можно сходить? Напишите о транспорте в селе. Легко ли добраться до нужного места? Опишите отношение к приезжим?

Последние вопросы

Добавить вопрос

Если у Вас есть вопросы по данному населенному пункту или Вы ищите людей из деревни Мокрецы, проживающих в нем, Вы можете задать задать соответсвующий вопрос. Надеемся, что наши пользователи помогут Вам с ответами.

www.komandirovka.ru

Наши Алнаши

Это село – явно одно из самых известных и знаковых в Удмуртии. Казалось бы, оно расположено на границе республики с соседним Татарстаном, практически на самой трассе М-7, но непостижимым образом именно здесь сохранилась удмуртская самобытность.

Земляки

Алнаши в Удмуртии известны всем и каждому. Иронично-завистливо Алнашский район называют «удмуртским Израилем» – талантливых знаменитостей, связанных с этой землей, и вправду немало. Только навскидку, без заглядывания в справочники и энциклопедии, сразу вспоминаются имена Трофима Борисова, Геннадия Красильникова, Ашальчи Оки, Николая Байтерякова, Германа Ходырева, Анатолия Уварова, Кузьмы Куликова, Николая Кузнецова... Да места не хватит, чтобы всех перечислить! Память об этих и многих других земляках здесь чтят, о чем говорит наличие в Алнашах нескольких музеев. И что с того, что классик удмуртской литературы Геннадий Красильников местный, а Лина Григорьевна Векшина (Ашальчи Оки) родилась в соседнем Граховском районе – здесь прожила этот удивительный поэт и врач большую часть своей жизни.

Да и Трофим Кузьмич Борисов начинал не как политический деятель, а как врач и этнограф – не зря же еще век назад был студентом историко-филологического факультета Петербургского университета, но потом все-таки забросил гуманитарные науки и поступил на медицинский факультет Казанского университета. Какой интересной «тюрьмой народов» была Российская империя – удмурт из глубинной деревеньки Кизекгурт получал образование в двух престижных университетах!

Из глубины веков

Алнашам как селу исполнилось уже 260 лет. Еще в самой середине «осьмнадцатого столетия» решением Священного Синода был открыт здесь церковный приход, известна и точная дата подписания документа – 31 июня 1751 года.

Только историю нашу невозможно втиснуть в рамки официальных дат. Здешние места исторические, и это очевидно, хотя бы потому что совсем неподалеку расположены Пьяный (ныне – Красный) Бор и Ананьино – села, давшие названия целым архео-логическим культурам. Не зря же и на Алнашской земле немало древних памятников – возле Варзи-Ятчей, Кузебаево, Петропавлово... Выходит, люди в этих благодатных местах обитали и тысячу, и полторы тысячи лет назад!

Алнашские археологические памятники изучали видные ученые Г.Н. Потанин, П.В. Алабин, А.А. Спицын, А.П. Смирнов... Да и народ окрестный не лыком шит, про чудь белоглазую в алнашских деревнях вам непременно легенды расскажут, а то и покажут места, где она сама себя в землю зарыла. Ну, не знаю, как насчет подземных чудских тайн, а медную руду на алнашской земле добывали – Варзино-Алексеевский завод графа А.И. Тевкелева исправно переплавлял ее в металл. Жаль, рудные запасы оказались невелики и поверхностны. Да и пугачевщина прошлась разорением по здешним краям – до сих пор одну из речек в Алнашском районе прозывают Пугачкой.

К этому времени деревня Алнаши уже стала селом, так что «бессмысленный и беспощадный» бунт коснулся в первую очередь местного духовенства, активно занимающегося проповедничеством и обращением в христианство. Судите сами, в 1768 году алнашские священнослужители окрестили 125 мужских и 57 женских душ. Посеянные с таким трудом семена новой веры вырывались с корнем. Как пишет известный исследователь истории православия в Вятской губернии П.Н. Луппов: «...19 дек. 1773 г. бунтовщики взяли священника вотского с. Алнаш Василия Михайлова, отвезли от села вёрст за 5 и здесь в дуброве убили, предварительно подвергнув его жестокому мучению...». Да и два других алнашских священника через полгода были убиты пугачевцами.

Честно говоря, воюют-то ведь люди, а не идеи – в каждой из них при желании можно обнаружить рациональное зерно. Слишком много крови было пролито, прежде чем человечество только стало подходить к этой мысли. Сегодня в Алнашском районе наряду с православными храмами существует и языческая куала в Кузебаеве – для кого-то экзотика, а для других место поклонения богам, которым молились еще деды-прадеды.

Об особенностях местной веры писал еще Павел Николаевич Луппов в своей работе «Из наблюдений над бытом удмуртов Варзи-Ятчинского края, Вотской Автономной области». Ученый в начале 1920-х годов посетил несколько молитвенных шалашей и описал их. Но уже тогда наряду с мудором и воршудом отметил историк и висевший на стене медный крест. Да и моления в куале в то время устраивались все больше под христианские праздники, а скорее всего, каждая религия учитывала календарный цикл. И тем не менее не может не внушить уважения незатейливый и наивный ответ сопровождавшего Луппова удмурта:

– Сколько лет находится мудор в вашем шалаше?..

– Кто его знает, может, уж тысяч шесть», – отвечал мне старик.

Два столетия назад

Православным храмам на Алнашской земле, конечно, поменьше будет, но и из этого семечка здесь еще до революции выросли плоды. Не зря ведь на старых картах порой название села писали как Троицкое – по храму. Возник он, разумеется, не сам собой сразу же после открытия церковного прихода. «Вятские епархиальные ведомости» в декабре 1873 года сообщали о Троицкой церкви села Алнашского:

«Каменная, построена в 1836 г. на месте деревянной, построенной в 1763 г. В ней три престола: во имя Св. Троицы, Св. Ап. Петра и Павла и Трёх Святителей.

При ней состоят два священника, диакон и три дьячка. Дома имеют собственные. Церковною землёю не пользуются.

В приходе 30 селений, от 3 до 12 в. от церкви; прихожан 2806 м. п. и 2991 ж., в том числе Вотяков 2567 м. п. и 2681 ж. Раскольников в приходе 18 м. п. и 15 ж., язычников из Вотяков 104 м. п. и 124 ж., Татар, уклонившихся из православия в магометанство, 24 м. п. и 24 ж.

От г. Вятки в 350 в. Ближайшие сёла: Биляр в 15 в., Варзиатчи в 22 в. и Кураково в 23 в.».

Век назад приходы сел Алнаши и Варзи-Ятчи входили в 3-е благочиние с центром в селе Можга, а вот село Асаново – в 1-е с центром в уездном городе Елабуге. Однако так было не всегда, на обложке архивного документа четким почерком написано «Ведомость о состоянии церквей и их Священноцерковнослужителях за 1815-й год по благословению Благочинного Тихогорского иерея Андрея Качкинского». В его благочиние, помимо Тихих Гор, входят села Икское Устье, Кураково, Алнаши, Можга, Челны, Сарали, Качки и Мещеряково.

Указана в документе и дата церковного «заведения в 1761-м году по благословению Преосвященного Гавриила Епископа Казанского, освящена в 1763-м году» – лишь 10 лет спустя после открытия прихода в Алнашах начали строить храм. Как и многие сельские церкви, алнашская Троицкая не богата: «Утварию не достаточна. Наличных денег 180 р. 90 коп., воску 35 фунт. Приходских дворов 375. Мужеска пола 1675-ть, женска 1795-ть. Прихожане из вотяков новокрещены, а частию из русских. Село сие со всех сторон ближайших сёл не имеет».

Почти два столетия назад, в 1815 году, настоятелем Троицкого храма в Алнашах служил священник Василий Краснопёров. Ему уже 52 года, а в сан его рукоположил преосвященный Амвросий епископ в 1797 году. В Алнашском приходе отец Василий служит семь лет – с 1808 года, и вряд ли это назначение следует считать повышением. В семинарии батюшка неучён, зато «по вотски и черемиски знает». При священнике проживают три практически взрослые дочери, два же сына обучаются в Духовной семинарии в губернской столице Вятке и «содержатся коштом отца своего».

Батюшка, конечно, фигура своеобразная, судя по данной ему церковным начальством характеристике, – и штрафован не раз бывал, и в монастырь посылаем на исправление. Ну, да кто без греха!.. Зато алнашский дьякон Михаил Замятин «штрафован не бывал». И «по нравственности и по должности хорош. По вотски знает, а по черемиски отчасти».

И Краснопёровы, и Замятины в церковной истории Вятской губернии фамилии известные. В Алнашах у дьякона Михаила Замятина пономарем служил еще отец Петр Васильевич. Да и дьяконский брат Гавриил пономарем тут же в Троицком храме служит, и сынок Степан (по церковному Стефан) здесь же в Алнашах через какое-то время будет нести дьяконскую службу. А вот внук Илья Стефанович Замятин, что еще и не родился даже, станет в 1860-70-е годы дьяконом в соседнем селе Грахово. 

Село – по удмуртски «черкагурт»

Разумеется, сельские батюшки в святые не метили, и священник – человек со своими грехами, страстями, искушениями! Но в начале ХХ века либеральная газета «Елабужские вести» то и дело обрушивалась с критикой то на асановского священника Павла Смирнова, то на алнашских священника Иоанна Васнецова и дьякона Владимира Лобовикова, то на варзи-ятчинского отца Евгения...

Почва была подготовлена, семена безверия брошены и вскоре проросли. Атеистические сорняки забили своими буйными побегами и язычество, и не всегда просто приживавшееся на удмуртской земле христианство, и мусульманство. Смотришь на архивные документы, все эти многочисленные ведомости и списки закрытых или закрываемых в 1930-40-е годы культовых зданий – и просто оторопь берет: как же большевики боялись любой религии! Вот, к примеру, список закрытых в 1940 году церквей. Алнашский район только в тот год лишился мечети в Татарском Тоймобаше – здесь разместилась школа, а также Троицкой церкви в райцентре – в храме открыли кинотеатр. В Варзи-Ятчах церковь закрыли еще в 1936-м, в Асанове – в 1937-м, в Ключёвке – в 1939-м... Алнашские батюшки Павел Круглев и Василий Богомолов сполна хлебнули лагерной жизни.

А ведь не случайно в удмуртском языке появилось слово «черкагурт» – село. И только та деревня (гурт) становилась в понимании народа селом, в которой построили церковь. После долгого перерыва Алнаши снова стали селом, потому так радостно мне было несколько лет назад рассматривать старые стены Троицкого храма в Алнашах, слушать рассказ отца Михаила о мироточащих иконах. И благословение батюшки на дорогу – как без этого! И что с того, что кто-то из нас был мусульманином, а кто-то атеистом, что с того! Ибо уважение к чужой вере – одна из основ мира.

Из века в век...

Сегодня село Алнаши является центром одноименного района. Неплохой путь прошла когда-то затерянная в лесах деревушка, ставшая селом во второй половине XVIII века, а спустя еще век – волостным центром... Кем бы ни был легендарный Анлаш, считающийся первопоселенцем здешних мест, он мог бы гордиться своими потомками.

В статистическом сборнике «Вятская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859-1873 годов» на странице 194 даны сведения и об Алнашах. Основаны они были на итогах последней, десятой, ревизии. В казенном селе Алнаши (Троицком) при речке Алнашке в это время в 62 дворах проживают 187 жителей мужского и 238 женского пола. Имеются в селении и православная церковь, и торжок, и две мельницы. Кроме того, популярен был базар в Варзи-Ятчах, что в конце столетия дало для уездного земства повод отнести трактиры этого села (а также Грахово) к 1-му разряду по обложению сбором: «В сих сёлах существуют значительные еженедельные базары и стечение на них жителей из окрестных селений бывает многолюдное».

Уже в 1867 году в Алнашах было открыто земское начальное училище 2-го разряда. По данным Журнала Елабужского земства, в 1884 году в Алнашском училище обучалось 60 мальчиков и 8 девочек, практически все они относились к сельскому сословию. Удмуртов из них насчитывалось 40 мальчиков и 3 девочки. Однако число учащихся очень быстро росло: в 1895 году в Алнашском училище получали образование уже 110 учеников, в Асановском – 72, в Голюшурминском – 65. Всего же подобных учебных заведений на территории Елабужского уезда было 45.

В уездной прессе из Алнашей был опубликован прелюбопытный анекдотический случай, случившийся на экзамене в земском училище. Присутствовавший при этом земский начальник спросил ученика о том, что такое дьявол. Ученик, не задумываясь, ответил, что дьявол – тоже начальник. Уж не знаю, каков был тогдашний земский начальник, но, по крайней мере, библиотека в Алнашах уже была. И пользовались ею как ученики, так и взрослое население.

В Алнашском земском училище в это время преподает Александр Андреевич Спасский. Ему еще и тридцати лет не исполнилось. Родом учитель из села Великорецкого Орловского уезда Вятской губернии. Образование получил в духовной семинарии – позже он станет служить в Христорождественской церкви соседнего села Грахово и преподавать в тамошнем училище.

Земские учреждения Вятской губернии немалое значение придавали и профессиональному образованию. Одно из таких учебных заведений было основано в 1897 году в селе Асаново – это земская учебная сельскохозяйственная ферма. От нее отсчитывает свою историю известный далеко за пределами Алнашского района Асановский сов-хоз-техникум. Да и церковно-приходские школы исправно функционировали в каждом селе, а Елабужское отделение Вознесенского братства всерьез занималось миссионерскими школами в удмуртских, марийских и татарских деревнях и селах.

А вот по медицинской части село Алнаши обслуживал в основном Варзи-Ятчинский врачебный участок. И даже когда появилась на карте Елабужского уезда Алнашская волость, четыре ее селения лечили врач и фельдшеры из Грахово, а 32 селения наблюдались в тех же Варзи-Ятчах.

Варзи-Ятчи и Кузебаево уже и тогда славились своими лечебными грязями и водой, специалисты смело сравнивают воздействие их источников с Пятигорскими. В книге В.А. Весновского «Путеводитель по курортам Урала», изданной в 1902 году в Перми, Варзи-Ятчам уделено немало места:

«Воды устроил пот. почётн. Гражданин П.К. Ушков. В 1889 году владелец пожертвовал все возведённые постройки, стоимостью до 25 тыс. руб. Елабужскому уездному земству».

Нет, не прогадал елабужский купец Ушков, когда основал здесь лечебницу, – и не все в этой жизни деньгами измеряется. Думал, видимо, Петр Капитоныч и о такой ныне не самой популярной категории как память. Кстати, водами и грязевыми ваннами, помимо, в то время не таких уж многочисленных, приезжих, преимущественно лечились крестьяне Елабужского и соседних уездов. И ведь помогало! Так что в новый век Варзи-Ятчи вступали уже раскрученным брендом. Настолько раскрученным, что существует легенда или быль о том, что в 1912 году курс лечения здесь проходил сам царевич Алексей Николаевич. Подробно рассказывает об этом событии в своей книге «Золотой ларец» краевед А.В. Новиков.

Надо сказать, лечебница эта перед революцией изрядно избаловала варзи-ятчинцев: спрос на квартиры рождал предложение, в селе оживилась торговля, появилась работа, и не только в поле... Газета «Елабужские вести» отмечала в 1906 году:

«Лечебный сезон в Варзиятчах ныне нужно считать особенно удачным... Приезжих больных отовсюду очень много. Ежедневно отпускается больше 200 грязевых и др. ванн. Ощущается громадный недостаток в квартирах... Много больных разместилось по квартирам в селе».

В другой заметке под названием «Местные хулиганы» газетчики хлестко обличали некоторых варзи-ятчинцев, что вымогали деньги на водку у больных, возвращающихся с серных ванн. В общем, крестьянский мир-община не всегда мог устоять перед соблазном легких денег. Цивилизация со всеми ее пороками постепенно вторгалась и в удмуртскую глубинку.

Впрочем, в Алнашах из этих «прелестей» цивилизации был пока знаком разве что кабак. Жизнь здесь в основном протекала тихо. Большой мир был где-то далеко, даже Екатерининский тракт, связывающий когда-то Елабугу и Сарапул, в ХХ веке постепенно стал приходить в упадок. Да и ближайший телеграф находился в селе Можга, а прочими почтовыми отправлениями занималось волостное правление. Зато счастье-то какое – и призывной участок, и военно-конский участок расположились в новом волостном центре – Алнашах! Милости просим, как говорится! Ладно хоть судебный следователь с камерой обосновались в Пьяном Бору. Да и становая квартира 3-го стана осталась в Варзи-Ятчах, как было и прежде, когда Алнаши входили в Асановскую волость. 

Алнаши – от войны до войны

ХХ век катком прошелся по Алнашам, как и по всей стране: русско-японская, германская, гражданская... В фонде военной цензуры то и дело встречаются письма, так и не дошедшие когда-то с германского фронта в алнашские деревни или дошедшие с заштрихованными цензорами кусками текста. Пользуясь случаем, пересылаю их потомкам.

Алнаши, Дьяконову от неизвестного. Сентябрь 1916 г. «...Рассказывают про русских солдат, в особенности про молодых, это прямо таки стальные, до чего храбрые, выносливые, а главное никогда не бывает подавленное настроение... Восхищаются все нашей артиллерией».

Алнашская волость, дер. Кучераново, Н.И. Петровой от Е.Д. Петрова. Сентябрь 1916 г. «Скоро наступят холода; нам выдали вместо сапог ботинки и вот поскорее вышлите мне тёплые носки и портянки, а в основном у нас никакой нужды нет. Пища хорошая. Чаю сахару выдают много, но одно горе – не могу забыть вас дорогие мои детки».

Алнашская волость, дер. Асаново, И.И. Панфилову от Василия Степанова с Кавказского фронта. «Мы находимся около Чёрного моря... воюем с болгарами. Наверно придётся здесь на этой земле умереть, т. к. воды нет, сам хочешь пить да и лошадей надо поить. Эх, война, скоро ли конец...».

Варзиятчинская волость, п. Рождествен. Е.К. Короваевой от Я. Короваева. «Австрийца сильно разбили под городом Луцком, тут нам всего очень много, спирта, пива и вина, даже в одном складе захватили 80 бочек и конечно попили наши солдатики основательно и бросились в атаку с таким геройством, что моментально выбили его из окопов и гонят без отдыха»

«Живём всё время под большим артиллерийским огнём, но Господь хранит, в нашей батарее пока ещё никого не убило. У нас командир очень хороший, тихий, мечтательный... он всегда ставит батарею на позицию тихо и обдуманно и в хорошее место».

Пройдет совсем немного времени и в Алнаши прибудет вернувшийся из германского плена офицер, звали его Викторин Михайлович Молчанов. Именно здесь в это время жил и служил мировым судьей его брат Александр Михайлович. Дальнейшие события описаны В.М. Молчановым, будущим командиром Ижевской дивизии в армии адмирала Колчака, «последним белым генералом», воевавшим с красными до самого конца российской земли, в его воспоминаниях. Сам он называет выступление алнашских крестьян против большевиков восстанием, хотя о термине, конечно, можно спорить. Но ясно одно – большевиков удмурты не любили, как бы ни пытались впоследствии официальные историки представить их поголовно сторонниками Советской власти, при этом почему-то непременно ставя знак равенства между Советами и коммунистами.

Об алнашских крестьянах генерал Молчанов писал: «Большинство жителей были против большевиков. Они хотели порядка. Я бы не сказал, что все они были монархистами. Но все они хотели порядка. Они говорили: «Нам не нужны никакие социалисты. Если Государя императора больше нет, тогда должен быть кто-то, кому мы можем доверить власть».

Около сотни пеших добровольцев и двадцать конных – столько было в алнашской дружине, командовать которой волостной сход попросил боевого офицера Молчанова. На войско это, разумеется, походило мало – все-то во-оружение поначалу составляла пара винтовок да несколько шашек. Однако и село Алнаши на просторах разрушенной империи было не единственным. Вскоре отряд Молчанова вырос в численности до 500 человек. Собственно, у алнашской дружины и было-то пара боев, впрочем, весьма успешных. А дальше пути боевого офицера и алнашцев разошлись. Будущий генерал прошел с ижевцами свой боевой путь до Дальнего Востока, затем была эмиграция. А куда от себя убежишь?!

Хлебнули горя в алнашских селах и деревнях в это смутное время: белые, красные – и всем не живется спокойно на родной земле!.. А порядка, которого так хочется крестьянину, все нет и нет – сплошные бои да расстрелы. Дрожь пробирает от количества отпетых в Троицкой церкви села Алнаши молодых мужчин и парней, расстрелянных только в апреле 1919 года. А вскоре и былое административное деление начало утрачивать смысл – Вятская губерния просуществует еще несколько лет, но Алнашская волость уже входит в Можгинский уезд Вотской автономной области. Пройдет еще немного времени, и на карте Удмуртии появится Алнашский район. Так началась советская эпоха села Алнаши. И честно признаемся, не все в ней было плохо. Но это уже другая история, совсем не для проекта «Губерния».

 

Сергей Жилин 

28.06.2012 13:58Katia

Mne ochen ponrawilsia tekst, intersno uznat o meste swoego rozhdenija. Hotia sejchas prozhiwaju zagranicoj, no chasto wozwrashajus myslami kak segodnia wygladit Udmurtia. Bolshoe spasibo

02.06.2015 23:24Сергей Жилин

Катя, вам большое спасибо за добрые слова!

28.10.2017 13:02что было на заре интернета

история доткомов http://www.youtube.com/watch?v=lI9xbfATK8s&t=70s

27.03.2018 20:32Жилье без ипотеки

Альтернатива ипотеке, жильё в аренду с выкупом и рассрочку от собственника http://arenda-s-vykupom.info

.

02.06.2018 20:23Самара автобусы аренда

Самара автобусы аренда

http://abba-trans.com/page/samara-avtobusi-arenda/

.

Комментировать

d-kvadrat.ru


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров