Достопримечательности хуло грузия. Окрестности Аджарии: селение Хуло и уникальная канатная дорога
     Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Перевал Годердзи и поселок Хуло. Достопримечательности хуло грузия


Село Хуло в Грузии и канатная дорога

Высокогорное селение Хуло и его канатная дорога

Многим отдыхающим в Батуми местные жители рекомендуют съездить в селение Хуло и добавляют, что там невероятно красиво и интересно. Всем тем, кто уже запланировал эту поездку, будет интересна эта статья. Ну и тем, кто только думает куда съездить и что посмотреть в окрестностях Батуми просто необходима.

Содержание статьи:

Самое интересное в Хуло и его достопримечательности

В общем Хуло - это небольшое высокогорное село, но считается оно районным центром, который объединяет в себе несколько десятков деревушек в окрестности. В посёлке пара улочек, небольшой базарчик, красивые виды вокруг и доброжелательные жители.

Самой знаменитой достопримечательности в этой местности является канатная дорога без единого столба, которая создана для перевозки людей с Хуло в село Таго на противоположной вершине.

С виду канатка выглядит неплохо, но когда мы узнали что она старше нас, стало немного не по себе. Кроме этого, протяжность её почти 2 километра, а высота более 300 метров над землёй.

Насчёт экстремальности, то она намного круче, чем канатная дорога в Батуми. Сам вагончик вмещает  в себя 10 человек, но мы видели, как местные желающие побыстрее добраться домой, набились в него как селёдки в бочку. После чего начали возникать вопросы, как канатка ещё функционирует с такой эксплуатацией и вообще доедет ли она до конца.

Но всё это было только при наблюдении за процессом, а когда садишься внутрь, все мысли куда-то улетучиваются, становится легко, приятно и интересно. Одним словом, советуем прокатиться и ощутить прилив адреналина, тем более что стоимость проезда всего-то 80 тетри. А если вы захотите быть единственными в этом летучем вагончике, можете договориться с его контролёром за 5 лари проехаться без соседей.

Остальное, чем заманивают сюда туристов, это пейзажи, церковь на горе, местный этнографический музей и небольшая художественная галерея.

Как добраться

Находится знаменитый Хуло в 100 километрах от Батуми. Дорога к нему хорошая и живописная, но извилистая, поэтому занимает не менее двух часов. Самостоятельно и очень дёшево (5 лари), добраться до селения можно на одной из маршруток, которая отправляется практически каждые полчаса со старого автовокзала в Батуми.

Если хотите более комфортный транспорт, тогда обращайтесь к любому таксисту в городе или же закажите специализированный трансфер, что скорее всего выйдет дешевле, так как таксист “видит туриста из далека”.

А если ещё хочется немножко басен и рассказов по дороге, ищите подходящего водителя - экскурсовода на бульваре возле канатной дороги или статуи “Али и Нино”.

И, напоследок, всем маленькая рекомендация: объедините поездку в Хуло с путешествием по горной Аджарии, так будет намного интереснее.

Расположение на карте

Фото селения Хуло и его достопримечательностей

Читайте также:

⇒ Изучаем Батуми самостоятельно

⇒ Аджарский винный дом

⇒ Водопад Махунцети и арочный мост царицы Тамары

batumilife.ru

Перевал Годердзи и поселок Хуло в Грузии

Один из самых труднодоступных перевалов Грузии – Годердзи. Через него проходит Трансаджарская трасса, соединяющая регион Самцхе-Джавахети и Аджарию. Через перевал Годердзи добираются из Ахалцихе в Батуми.Перевал Годердзи

Описание местности

От Ахалцихе до Батуми две дороги. Сложная, но более интересная ведет через Годердзи. Составляя туристический маршрут, ее рассматривают как способ попадания в Батуми.

Начало перевал берет от храма Зарзма, проходит через города Хуло и Шухахеви, а заканчивается в Аджарии. Дорога через перевал сказочно красива. В живописности она не уступает ни одной дороге Грузии. По пути встречается масса достопримечательностей, необычных мест и шедевров природы.

Верхняя точка Трансаджарской трассы находится на высоте 2025 метров над уровнем моря. Ее протяженность 185 км, на перевал приходится 110 км.

Состояние дороги

Несмотря на относительно небольшую высоту над уровнем моря, любители поездок с комфортом не советуют выбирать дорогу через перевал. Но на самом деле она преодолима, если подгадать правильное время и подходящие погодные условия.

Нужно учесть, что:
  • дорога от начала перевала до Хуло – это некачественный грунт;
  • местами есть асфальт, который не ремонтировали уже много лет;
  • по дороге встречаются горные реки, поэтому не стоит планировать поездку в дождь;
  • кое-где попадаются глиняные участки;
  • в плохую погоду дорогу закрывают – в любой момент возможен сход селя.

Транспорт

Дорога тяжелая, но в период с мая по сентябрь по ней возможно проехать почти на любой машине. Риск все равно остается, постоянные кочки и ямы могут испортить и машину, и саму поездку.

Лучше всего с грунтом справится внедорожник с полным приводом. В нем гораздо комфортнее трястись по ухабам и больше вероятности, что машина уцелеет.

Другие способы добраться до Годердзи:

  • на маршрутке или автобусе от Батуми или Ахалцихе;
  • автостопом, но машины на этом пути встречаются редко, можно много часов дожидаться попутку;
  • любителям активного отдыха до перевала возможно проехаться и на велосипеде;
  • если своей машины нет, лучше взять транспорт в аренду.

Время в пути

От приморского Батуми до перевала примерно два часа. Но времени для прохождения всего пути понадобиться гораздо больше. Все потому, что тяжелая дорога не даст разогнаться транспорту. К тому же, приходится делать постоянные остановки для фотосессий и прогулок.

Чтобы проехать перевал в хорошую погоду, нужно 3-4 часа без остановок. С ноября по апрель времени понадобится в два раза больше только на внедорожнике.

Погода

Зима в этих окрестностях мягкая, температура низко не опускается. Комфортно прогуливаться и сложно замерзнуть. С приходом весны тает снег, открывая сезон походов в горы.

Летом здесь жарко и влажно. Гости из Батуми часто наведываются сюда, чтобы отдохнуть от надоевших пляжей. Осенью на Годердзи тоже хорошо. Начинается сбор урожая, и местные жители устаивают праздники и ярмарки.

Достопримечательности и попутные поселения

Проезжая перевал, по пути встречаются города и маленькие поселения. Там можно познакомиться с доброжелательными местными жителями, узнать их культуру и обычаи.

Грузинский народ гостеприимный, некоторые с удовольствием предлагают ночлег и перекусить.

Хочется останавливаться через каждые несколько минут и любоваться просторами Грузии. Но если времени нет, можно ограничиться посещением самых важных мест и достопримечательностей.

Где остановиться по пути через Годердзи:

  • храм Зарзма – древний памятник архитектуры. Постройка начала 14 века.

храм Зарзма

  • Годердзийский лес. Существовал еще миллионы лет назад. Когда-то здесь был огромный тропический лес с пальмами. 25 миллионов лет назад произошло извержение вулкана, накрывшее пытающей лавой все вокруг. Такие места сегодня находятся только в Грузии и Средней Азии.

Годердзийский лес

  • Зеленое озеро – еще одна местная достопримечательность. Не доезжая до Годердзи, стоит знак поворота на это озеро. Часто его почти не видно вдалеке из-за густого тумана. Это делает его таинственным и обладающим какой-то магией.

Зеленое озеро

  • Водопад Махунцети – один из самых красивых в Аджарии. Туда чаще всего водят туристов. Летом в его чаше купаются, вода чистая и прозрачная.

Водопад Махунцети

  • Рядом с водопадом находится старый арочный мост. Он построен еще во времена царицы Тамары.

Водопад Махунцетимот мост

  • Кеда — село в горах. Поселение ничем не примечательно, но в 3-х км от Кеды есть крепость и в 8-ми км — древняя церковь. Еще маленькое село гордится своим собственным музеем.

Кеда

  • Бешуми — климатический летний курорт в 7 км от перевала. Летом популярен среди грузин, а осенью его никто не посещает. Дорога в Бешуми из грунта и в непогоду практически непроходимая.

Бешуми

  • Хуло — высокогорный поселок. Его посещают многие туристы, чтобы прокатиться на канатной дороге.

хуло

  • В часе езды от Хуло есть арочный мост Дандало. Это каменное сооружение построили в средние века и расположили через реку Ачарисцкали. Его длина 20 м, ширина 3,3 м, а высота над уровнем воды 14 метров. От моста идёт трекинговый маршрут на 6 км.

арочный мост Дандало

Хуло

Отдыхающим в Грузии местные советуют побывать в поселении Хуло, рассказывая о его красоте. Это районный центр, хотя в нем всего несколько улиц и окрестных деревень.

Коренное население составляет 1100 человек. Зимой жителей становится больше, некоторые возвращаются с высокогорья. Из-за исторических событий, большинство хулийцев мусульмане. Когда-то давно Хуло был захвачен турками. Помимо мечетей, в поселке стоит единственный православный монастырь – Схалта.

В поселке работают пара магазинов и банков. Есть Хулойский музей этнографии и маленькая художественная галерея. В урожайный сезон встречаются ярмарки и базары.

Больше всего грузинский Хуло знаменит общественным транспортом – канатной дорогой без единого столба. Она проходит над ущельем и помогает местным жителям перемещаться из одной части поселка в другую.

Удивительный транспорт работает в горах Аджарии в 90 км к востоку от Батуми. Построен фуникулер в 1985 году, соединяет Хуло с деревней Таго, на другой стороне ущелья. С ноября по апрель деревня становится закрытой от цивилизации из-за снегов, блокирующих единственную и опасную грунтовую дорогу.

Даже сам Хуло периодически отрезан от внешнего мира. Так произошло в январе 2016 года, когда Грузию накрыли огромные снегопады. Единственная дорога была заблокирована на неделю.

Фуникулер старый, но надежный. На его станции есть заправка и кафе грузинской кухни. Для туристов канатная дорога покажется экстремальным приключением, но с нее открываются захватывающие виды Грузии с высоты.

Протяженность двух уровней подъемника 4 км, а высота более 300 м над уровнем земли.

С подъемника попадают на горнолыжный курорт. Он открылся недавно и работает нестабильно.

Горнолыжный курорт Годердзи

Конечная станция канатки – горы Чанчахи. На северо-западном склоне располагается горнолыжный курорт. Горные склоны здесь чистые, а аджарский снег особенный: всегда свежий и упругий.

Кабинки фуникулера вмешают до 6 человек, вместе с лыжным снаряжением. Правда туристы жалуются на низкие потолки.

Протяженность лыжной трассы относительно короткая – 8 км. Но здесь отличное место для любителей фрирайда. На карте треки помечают синим цветом. Новички начинают с первого уровня подъемников – это первые 2 км склона.

Перевал полон сюрпризов и интересных мест. Рядом есть и другая дорога, соединяющая Ахалцихе и Батуми. Она ровная и легкопроходимая, но не такая живописная. Чтобы полюбоваться на горные просторы, погулять среди лесов и древних построек выбирают перевал Годердзи.

Рекомендуем к просмотру

gruziyagid.ru

Фуникулер в селе Хуло, немного адреналина не помешает

Фуникулер в селе ХулоЕсли ,отдыхая в Батуми, вы решите посмотреть живописные виды гор и испытать немного адреналина, то можете побывать во многих местах, благо природа Аджарии богата.

Очень живописным и, что не мало важно, экстремальным, является фуникулер в селе Хуло.

Это место находится в 90 километрах от Батуми. По пути к селу вы можете заехать в массу интересных мест: Водопад Махунцети и Мост царицы Тамары, Аджарский винный дом. На протяжении всего маршрута вы можете сделать много ярких, интересных и красивых фото.

Следует учесть, что дорога к фуникулеру трудна и извилиста. Есть участки дороги, которые разбиты, так как на данной местности производится строительство гидростанций.По времени дорога занимает около 1.5 часа Многое будет зависеть от наглости коров, которые, бес сомнения, встретятся на вашем пути!

Приехав на место, вы обнаружите канатную дорогу 30-летней давности. Она, конечно, может вызвать некоторые опасения, но тем не менее, она соединяет две деревни. Сокращая расстояние с 6 километров по извилистой дороге, до 6 минут на высоте 330 метров!

Наблюдая внизу реку и дорогу, вы, без сомнения, будете поражены! Кабинка будет, скорее всего, забита людьми, что создает ощущение, будто едешь в трамвае. только пейзажи в окне просто волшебные. Доехав до другого селения, которое именуется Таго, не торопитесь назад. Да, возможно, уже будет целая очередь людей, которые захотят в Хуло. Но позвольте себе немного помедлить. Пройдите наверх, глубже в селение, примерно метров 100-150. Вы попадете на открытую площадку со свежим, прохладным воздухом и незабываемой картиной природы. Как только вы увидите ее, вы поймете, что ехали не зря.

Не торопитесь. Дышите глубоко. Наслаждайтесь величественным видом огромных гор и маленьких уютных сельских домиков. Окунитесь в чарующую атмосферу Аджарского края!!!

comments powered by HyperComments Загрузка...

otdyh-v-batumi.ru

Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи.

Дорога через перевал Годердзи, связывающая Батуми и Ахалцихе, Аджарию и Самцхе-Джавахети, манила меня несколько лет. Что-то загадочное видел я в названии этого места, поэтому, как только сошлись звёзды (было лето и в наличии имелся автомобиль с повышенной проходимостью), я поспешил осуществить свою давнюю мечту. Впечатления немного смазались мрачной погодой (сам перевал так вообще был покрыт густым туманом) и отсутствием времени на любое отклонение от основной дороги, но общие выводы я сделал. Хотя в целом этот рассказ посвящен Трансаджарской трассе, о встречах, произошедших на ней, и тех видах, которые с неё открываются, ниже речь пойдет и о тех природных и исторических сокровищах, что находятся в стороне от дороги.

1. Подъезжаю к границе Аджарии.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

Я двигался с запада на восток, из Батуми в сторону Ахалцихе, в этом направлении я и начну описывать дорогу. Про Батуми сказано миллион слов, поэтому не буду тратить время. Первый город на моем пути - Хелвачаури - являлся фактической окраиной Батуми, и за год до того, как я проехал его насквозь, стал частью аджарской столицы. Местные наведываются сюда для покупки мебели и текстиля, а туристы бывают лишь транзитом. В 15 километрах от Батуми возле села Аджарисцкали моя дорога прощается с рекой Чорохи, Чорохи сворачивает в сторону турецкой границы, до которой отсюда километров 7, не больше. В той стороне течет река Мачахела, один из притоков Чорохи, и, двигаясь вдоль нее, можно добраться до одноименного национального парка. Там на небольшом расстоянии друг от друга спрятаны несколько (про два я точно знаю) средневековых арочных мостов и развалины древних пограничных крепостей. Об этих местах мало что известно, даже мои познания сугубо теоретические, но поездку сюда можно выделить в однодневную экскурсию, которую я когда-нибудь с удовольствием себе устрою. А пока продолжаю движение вдоль другого притока Чорохи - Аджарисцкали. Ещё километров через 15 находятся известные всем, кто бывал в Батуми, водопад и арочный мост Махунцети (см. мой давнишний рассказ). А между Махунцети и Аджарисцкали у дороги красуется самое известное винное хозяйство в этой части Грузии - Аджарский винный дом. Я посещал это приятное место с хорошей атмосферой, но вино их производства покупать не стал. Во-первых, оно стоит приличных денег. Во-вторых, как утверждают мои знающие толк в вине друзья, оно этих денег совершенно не стоит. А в-третьих, и это наверное самое главное: работники хозяйства как-то совершенно проигнорировали наш приезд. Вполне возможно, что достаточно было лишь обратить наше внимание на то, что местное вино делают из эндемичного аджарского винограда, который не встречается более нигде, это тебе не какой-нибудь известный на весь мир саперави, и мы бы развесив уши раскошелились, но сотрудники предпочли сделать вид, что нас нет. Впрочем, об Аджарском винном доме я как-нибудь расскажу отдельно, а пока движемся дальше.

Одну за другой мы проезжаем аджарские деревни. Они такие же как и во многих других уголках Грузии, с той лишь разницей, что в некоторых из них молиться ходят не в храм, а в мечеть - таков итог многовекового влияния Турции. В 40 километрах от Батуми или ровно на 1/4 пути находится маленький и скучный городок Кеда. Я не уверен в туристическом потенциале этого скромного даже по грузинским меркам райцентра, но здесь имеется информационный туристический офис. Возможно, заблудшему путешественнику там могут подсказать какие-то локальные маршруты или снабдить редкими картами, хотя сомневаюсь.

2. 38 км от Батуми. Вид с Трансаджарской трассы на реку Аджарисцкали и разбросанные домики Кеда.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

Следующее место, у которого я не мог не остановиться, находится в поселке Варджаниси. Прямо у края дороги на высоком постаменте установлен СУ-100, подобно многим другим памятникам в Грузии, обросший легендами. Местные жители утверждают, что эта боевая машина дошла до самого Берлина и, отслужив положенный срок, была установлена в этом неизвестном селе по личному распоряжению Сталина. Особенность памятника еще и в том, что в отличие от России, где танк имеется чуть ли не в каждом городе, в Грузии подобных мемориалов единицы (для меня этот - первый).

3. 45 км от Батуми. Мемориал в Варджаниси.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

Трансаджарская трасса примечательна древними арочными мостами, коих, наверное, не меньше десятка и зачастую - действующих (по некоторым даже проезжают на машинах). Еще парочку можно увидеть в северо-западной Аджарии, а за пределами республики мосты почти (один из редких мостов показан в рассказе о поездке в Ркони) не встречаются. Здесь они тоже не на каждом шагу и в основном спрятаны по притокам так, что для их поиска нужны время и желание. Но парочка мостов находится прямо у дороги и не остановится возле них - непростительно. Об одном, расположенном в Махунцети, я уже говорил. Второй - в два раза дальше от Батуми и носит название Дандало. Его несравненное преимущество - отсутствие посетителей и туристов, никто не лезет в кадр.

4. 55 км от Батуми. Мост Дандало.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

Шуахеви - третий город на моем пути. Весь городок - несколько двух-трехэтажных зданий и небольшой частный сектор, представленный разрозненными районами. Объективно: делать здесь нечего, разве что остановиться на обед в ресторане, занимающем самое красивое здание в городе. Но опять же, если обладать неограниченным временем, то можно отправиться в путешествие по нехоженым краям. Так, от Шуахеви отходит дорога, приводящая к микроскопическому селу Гузлети и дальше к летним домикам пчеловодов и пастухов. Обратно теоретически можно вернуться другой дорогой, захватив по дороге крепость Кикхани, - самый что ни на есть медвежий угол Грузии где-то у границы с Турцией. В этих краях рождаются реки бассейна Аджарисцкали, возле них встречаются крепости (точнее то, что от них осталось) и храмы. И всё это в густом хвойном лесу на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря. Любой любитель природы, гор и походов будет счастлив здесь, но побывать в этой глухомани - высший пилотаж, и я пока лично не знаю никого, кто бы на это отважился.

5. 65 км от Батуми. Шуахеви.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

6. Ресторан в Шуахеви.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

7. Мозаика в Шуахеви, посвященная двухсотлетию Георгиевского трактата. Примечательно, что Аджария не входила в Картли-Кахетинское царство, заключившее договор с Российской империей, но благодаря этому договору в регионе появилась сила, способная вернуть эти земли Грузии. Сам договор, то как он выполнялся и последовавшие за его подписанием события оставили в грузинской истории множество шрамов, которые нынешние власти толкуют в удобном для себя ключе (и на этих фактах учат новое поколение), но одно можно сказать точно: не будь этого документа современных границ всех соседних стран не существовало бы, и я совсем не уверен, что грузинский этнос выиграл бы от этого.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

8. Водопад в окрестностях Шуахеви.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

9. Как только в Грузии стартуют выборы, каждый уголок, каждый забор и каждый фасад превращается в сцену для агитации и оказывается заклеен плакатами. Выборы в органы местного самоуправления должны пройти через два дня, поэтому вся страна пестрит красными и синими афишами с рожами неулыбчивых политиков. Пройдут годы, плакаты сначала превратятся в лохмотья, потом от них останутся обрывки с грязными пятнами от клея. И никто, ни выигравшие ни проигравшие, не удосужится счистить оставшийся за собой мусор. По дороге к перевалу плакаты агитации встречались в самых неожиданных местах: в одном месте их даже прилепили прямо на землю.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

От Шуахеви до следующего городка Хуло полчаса неспешной езды и 15 километров пути. Местность между городами заселена довольно плотно и жизнь кипит, что удивительно, учитывая отдаленность района. Сам административный центр по населению превосходит Шуахеви незначительно, но при этом выглядит несколько более цивильно, обладая всеми городскими атрибутами, включая канатную дорогу (не туристическую!), связывающую Хуло с высокогорной деревней Таго. Дорога, протяженностью почти 2 километра, построена лет 30 назад, и на всем своем протяжении не имеет ни одного опорного столба, при том, что в некоторых местах проходит на высоте более 300 метров над ущельем реки Аджарисцкали (вот ссылка на видео кому интересно). Довлеющий над городом новодельный храм словно перечеркивает информацию о том, что большинство в районе - мусульмане, но скорее всего не противоречит ей, поскольку мусульманское население рассредоточено по многочиcленным поселкам. Мусульманство здесь впрочем тоже довольно условное. Если кровные родственники местных жителей по ту сторону границы порой устраивают суды, руководствуясь Шариатом, то подобранный мной на трассе аджарец Джасбул, ловивший попутку до Годердзи, настоятельно зазывал меня в гости, чтобы предаться многодневному распитию чачи.

10. 80 км от Батуми. Хуло.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

11. Проезжая Хуло.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

Участок Кеда-Хуло, ускоренное видео (8 мин.)

Казалось бы: Хуло - это ровно середина трассы. Я доехал сюда менее чем за 2 часа, делая периодические остановки на фотографирование. Можно выдохнуть. Но после Хуло начинается самое интересное, поскольку заканчивается асфальт, а там, где нет асфальта, туристы становятся путешественниками... Сначала пытаешься объезжать дыры в асфальте, концентрация которых увеличивается в геометрической прогрессии, а потом попадаешь на гравийку, по которой можно двигаться относительно сносно. Интересно, что островки асфальта встречаются почти на всем протяжении трассы, а это наводит на мысль о том, что возможно когда-то дорога была асфальтирована полностью. Если до Хуло было просто красиво, то дальше некоторые виды завораживают. Мы едем, то и дело накрапывает дождь, я иногда делаю фото-остановки. Джасбул что-то рассказывает о своей жизни, но его русский настолько плох, что больше половины его слов остаются не расшифрованными. Джасбул служил где-то в Сибири, считал ее краем экумены, и то, что я живу еще дальше не укладывается в его понимании. Через каждую минуту он предлагает заехать к нему в село, которое находится в нескольких километрах от Годердзи. И я начинаю сомневаться, что ему важнее: моя компания или возможность не идти эти километры пешком, да еще и под дождем. И все же я вынужден отказаться, поскольку меня ждут, но наверняка этот рассказ был бы более красочным, окажись я в гостях у Джасбула.

12. 3 минуты езды от Хуло. Облака легли на горные вершины.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

13. 20 минут езды от Хуло. Аджарисцкали делает крутой поворот.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

14. 22 минуты езды от Хуло. Горный водопад.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

После Хуло бросается в глаза высокая концентрация мечетей. Весьма вероятно, их можно обнаружить и в селах, что мы проехали, но в большинстве своем они мало отличаются от обычных домов. За Хуло же стоят мечети в классическом понимании, с минаретами и построены они на виду, обычно в центральном месте.

15. 94 км от Батуми. Село Беглети.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

16. Добротные дома, спутниковые тарелки, автомобили... Село живёт.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

17. Соседнее село Табакмела.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

18. Там же, слегка другой ракурс.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

19. 95 км от Батуми. Село Бодзаури.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

20. Еще один наглядный пример агитации.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

Последний заслуживающий упоминания объект по эту сторону перевала - горнолыжный курорт Годердзи, заложенный Саакашвили и достроенный уже после его ухода. Курорт был открыт в середине декабря 2015 года и стал четвертым в Грузии, после Гудаури, Бакуриани и Хацвали в Сванетии. На момент описываемых событий курорт еще строился, поэтому я не смогу показать виды, которые открываются с его подъемников, и я даже не уверен работают ли они в летнее время. На опорах, что только устанавливались летом 2014 года, сейчас функционирует двухуровневая канатная дорога длиной 4 километра. На первый уровень поднимаешься в закрытой кабине, аналогичной тем, что есть в Тбилиси и Батуми, а следующие 2 километра - в кресельном подъемнике.

21. Последние километры перед перевалом.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

22. 110 км от Батуми. Горнолыжный курорт Годердзи.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

Вершина горы Чанчахи - конечная станция канатки - имеет отметку 2400 метров над уровнем моря. Если на северо-западном склоне горы обустроился горнолыжный курорт, то у подножия восточного склона ждут приезжих деревянные домики летнего курорта Бешуми, бешено популярного среди внутренних туристов. Летом здесь полно гостей из столицы, причем не тех, что бесплатно ходят с рюкзаками в походы, такие в Грузии большая редкость (если они вообще есть), а людей совсем другой породы, предпочитающих даже в такую глушь приехать на "лабутенах и в штанах". Сюда едут, чтобы прочистить легкие кристальным горным воздухом и отдохнуть от городской жары.

23. Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

Когда мы подъехали к верхней точке перевала, вокруг стоял такой плотный туман, что было сложно что-то разглядеть на несколько метров вокруг себя. Джасбул пошел своей дорогой куда-то в сторону Зеленого озера, еще одной известной достопримечательности. А я начал неспешный спуск в Самцхе-Джавахетию. Дорога шла мимо изрядно потрепанных, заштопанных кусками заржавевшей жести, дачных деревянных домов. Говорят, что они покидаются хозяевами на зимнее время, но тогда непонятно куда деваются многочисленные коровы. В погожий день здесь можно сделать уйму необычных фотографий - мест похожих на Годердзи в других частях Грузии попросту нет.

Участок Хуло-Годердзи, ускоренное видео (8:18)

24. 112 км от Батуми. Перевал Годердзи.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

25. Летние домики поселков Годердзи и Лодидзири вдоль дороги..Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

26.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

27.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

28.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

29. Нарядная тёлка.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

30. Лодидзири - последнее аджарское село на дороге.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

От села Лодидзири до границы между республикой Аджария и краем Самцхе-Джавахети чуть меньше трех километров. Граница отмечена знаком, изображающим монастырь Зарзма. Предыдущее поколение без стеснений расстреливало знак из оружия, нынешнее - облагородило монастырь и построило к нему асфальтовую дорогу, которой отродясь не было даже в богатые годы...

31. 115 км от Батуми. Граница двух регионов.Грузия, монастырь Зарзма

Самцхе-Джавахети встречает меня солнцем, радугой... и самым, как мне показалось, убитым участком дороги. Дело даже не в покрытии, а в нескольких горных речушках, которые приходится форсировать. Вода выносит на дорогу булыжники и размывает грунт. Полагаю, прохождение именно этого короткого участка и требует хорошего клиренса. Тем удивительнее была одна встреча. Представьте, я только покорил очередную реку, едва не оставив в ней бампер, и тут мне на встречу выезжает идеально белая, словно только купленная, малолитражка, в которой сидят молодой турок со своей подружкой. Почти наверняка они въехали в Грузию в Вале и, обнаружив на картах Гугла короткую дорогу, решили по ней добраться до Батуми. Я аж закричал, увидев эту парочку, (мой возглас оказался на записи видео-регистратора). Остановившись, я пытался вразумить турка: "Эй, дурень! Бросай ружьё, да всплывай поскорей!" Но английского он не понимал и, отмахнувшись, поехал дальше. Эти ребята если и добрались до Батуми, то их машине и нервам изрядно досталось.

32. РадугаГрузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

33. Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

34. 120 км от Батуми. Летний поселок Уткисубани.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

Участок Годердзи-Зарзма почему-то запомнился мне лучше всего. Выглянувшее солнце тому способствовало или несколько крутых серпантинов, неверно отмеченных на карте навигатора, не знаю. За перевалом дорога идет вдоль реки Дзиндзисцкали, берущей начало на склоне Чанчахи, близ курорта Бешуми. И если до этого она поднималась по пологим склонам, то здесь в нескольких местах буквально выкопана и отвоевана у природы. Спуск по другую сторону перевала, протяженностью всего 15 с небольшим километров, проходит неожиданно быстро: буквально полчаса дороги отделяют неприступные горы от долины.

35. Перевал позади.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

О монастыре Зарзма, куда я заехал следом, расскажу подробно, но в другой раз. Городок Адигени мне ничем не запомнился - так, промелькнули какие-то невзрачные домики на обочине. От Адигени до конечной точки Трансаджарской трассы города Ахалцихе 35 км. Где-то посередине этого отрезка есть поворот в сторону Абастумани, знаменитого в прошлом курортного поселка, где жил и погиб, разбившись на мотоцикле, брат Николая II Георгий Александрович. Остатки его дворца и несколько других достопримечательностей, в числе которых обсерватория, термальные источники и канатная дорога, находятся в плачевном состоянии, но, думаю, когда-нибудь отреставрируют и их. За Абастумани дорога уходит на Зекарский перевал, который уже так просто не одолеть, а дальше - Саирме и короткой дорогой в Багдати и Кутаиси. К тому моменту как окончательно распогодилось я подъезжал к Ахалцихе (см. подробный рассказ). Сюрреалистичные облака провожали меня до самого Боржоми.

Участок Годердзи-Зарзма, ускоренное видео (5:55)

36. 127 км от Батуми. Монастырь Зарзма.Грузия, монастырь Зарзма

37. По дороге в Ахалцихе.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

38.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

Об участке Ахалцихе-Боржоми также есть подробный рассказ.

39.Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

Я бы хотел добавить несколько слов и об истории Трансаджарской трассы, но к сожалению не владею этой информацией. Слышал, что чуть ли не до семидесятых годов прошлого века дорога была очень узкой и частный транспорт по ней не ходил. Учитывая близость границы с одной из стран НАТО здесь была серьезно охраняемая пограничная зона и туристические походы были невозможны. Вероятнее всего до Советской власти дороги вообще не существовало, то есть какая-никакая грунтовка вероятно связывала Батуми и Хуло, а дальше к перевалу добирались тем же способом, что и тысячу лет назад - козьими тропами на ишаках и пешком. Когда дорога была построена на всем (или почти на всем) её протяжении был асфальт, который вероятно сильно пострадал уже в первую зиму и на участке Хуло-Адигени с тех пор не восстанавливался. Движение через перевал обычно закрыто со второй половины сентября по май. В мае прямо сквозь снег пробивается тоннель и транспорт вновь начинает ходить.

13 июня 2014 г.

Смотреть другие рассказы о Грузии.

Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через Яндекс.Деньги или PayPal.

vartumashvili.livejournal.com

Грузия 2016: Трансаджарская дорога, перевал Годердзи, Хуло и каменные арочные мосты

От Ахалцихе до Батуми есть две дороги: 320 км за 5 часов по трассе Е60 или 177 км за почти 6 часов по раздолбаной трансаджарской дороге, ведущей через красивые места. Нетрудно догадаться, каков был наш выбор.

Первая остановка была минут через 40 от старта в Ахалцихе, у монастыря Зарзма. Изначально церковь на этом месте построил монах Серапион Зарзмели, позднее здесь же была выстроена более величественная церковь, которой местный феодал Георгий Чорчанели пожертвовал деревни и имения. Здания, которые высятся на холме сегодня, постройки начала XIV века.

Во дворе монастыря расположены руины более старой часовни.

Монахи были приветливы, готовы ответить на любые вопросы, интересовались откуда мы явились. Возможно это особенность небольших нетуристических монастырей, в которых мне до этого бывать не доводилось, но люди здесь были куда приятнее и доброжелательнее, чем в Печорском монастыре.

Вид с высоты открывается прекрасный.

В галерее у входа в храм надпись на древнегрузинском, датированная XVI в. Это поминальная запись настоятеля Гавриила: помимо него в ней указаны также «его мать, дочь Иване I (князя Самцхе) - Гаяне, бывшая Гулдам» и «отец его Шио, бывший Шота».

Впереди нас ждал долгий трудный путь, поэтому долго задерживаться не стали и поехали дальше.Почти сразу от монастыря дорога ушла от реки и, петляя, начала взбираться в гору. То тут, то там попадались куски асфальта, щедро присыпанные песком и камешками - асфальтированной эта дорога стала лет пятьдесят назад и с тех пор не знала ремонта вовсе. На легковой машине здесь вполне можно проехать, опасность представляла лишь пара ручьёв, пересекающих дорогу.

Но гораздо комфортнее (и быстрее!) трястись по кочкам на внедорожнике, не страшась оторвать машине что-нибудь. Потому что здесь всё время хочется смотреть по сторонам, а не высматривать коварные ямы и колдобины на дороге.

Мы поднимаемся всё выше и вот уже появляется на склонах снег. Это в мае-то!

По дороге, которая давно уже стала грунтовой, текут ручьи талых снегов.

Будет ли впереди снежный забор по краям дороги, который так интересно выглядел на чужих видео?

Будет! Начинается фотосессия :) Высота снежной стенки впечатляет.

Без фото на перевале уехать нельзя. Местный житель предлагает сфоткать всю нашу компанию.

На перевале холодно и очень ветрено, поэтому мы побыстрее сваливаем вниз, к зелёным полям.

И эта дорога гордо зовётся магистралью! К слову, мы застали активные строительные работы в некоторой её части: строился огромный мост, какие-то тоннели. Возможно, в скором времени трасса перестанет быть такой интересной, но будет более комфортной.

А пока так:

В деревнях, которые мы проезжали, удивили мечети и доносившееся с минарета пение муллы. Хотя удивляться тут нечему: это влияние Турции, которая здесь совсем близко. Грунтовая дорога окончилась в городе Хуло. Самая интересная достопримечательность города - канатная дорога над долиной. Когда мы увидели едущую с той стороны кабинку, то на ум сразу пришла будка самоубийств из Футурамы.

Как я хотела прокатиться! К сожалению, мы приехали как раз в обеденное время... Поговорив с нами, пузатый грузин, продающий билеты, хотел было прокатить туристов, поступившись обедом, но не удалось: диспетчер станции сказал, что поднялся сильный ветер и в целях безопасности канатную дорогу закрыли совсем. Тут уж даже гостеприимство не поможет.

Пришлось уйти обедать без адреналина :) Рядом со станцией канатки стоит домик, где на первом этаже древняя заправка, а на втором кафе. На вид оно совершенно ужасное, но еда там отменная! Вот этот жёлтый дом на картинке ниже. К слову, шашлык там не готовят. Потому что на первом этаже заправка :) Накормили нас там от души, суп был вкуснейший, а блюдо дымящихся хинкали заставляло забыть о том, что нам куда-то надо ехать...

А ехать было надо. Немного прошлись по городку, поднялись к церкви, которая оказалась современной, и поехали дальше.

От Хуло дорога асфальтовая, ехать по ней отлично, несмотря на множество поворотов. Впечатляет то, как грузины водят: дорога узкая, периодически машины идут на обгон. А когда появляется встречка обгон не прекращается, просто встречка и машина, которую обгоняют, прижимаются к обочине, а обгоняющий прошмыгивает между ними. Пару раз так расходились и четыре машины...

В часе езды от Хуло можно посмотреть на арочный мост Дандало. Этот каменный мост перекинут в средние века через реку Ачарисцкали поблизости от одноименного села. Длина моста достигает 20 метров, ширина 3,3, а высота над уровнем воды 14 метров. От моста идёт трекинговый маршрут почти на 6 км, по которому хотелось бы прогуляться. Но время не ждёт и нам надо снова ехать дальше.

А дальше нам попалось странная бетонная конструкция, перекинутая над рекой. Что это - для меня загадка.

Но рядом с этой штукой есть какие-то лавочки и кафе, а также обязательное место, где можно попить.

Следующая остановка на нашем пути снова у средневекового моста - Махунцети. Несмотря на свои небольшие размеры этот мост известен больше, т.к. находится ближе к Батуми.

Мост Махунцети, длина 19,5 метров, ширина 2,5 метра, высота над водой всего 5,6 метров.

Рядом этим мостом жизнь просто кипит! Продают сувениры, вино, варенье, чурчхелу; зазывают перекусить или продегустировать напитки. Мы не удержались и купили варенье из грецких орехов и из шишек. А также самую отвратительную и засохшую чурчхелу в мире.Через деревню ведёт дорожка к одноименному водопаду Махунцети. Ничего примечательного, но ноги размять стоит.

От Махунцети всего 45 минут отделяло нас от Батуми, и мы отправились навстречу этому городу.

ptica-sekretar.livejournal.com

Перевал Годердзи, Грузия. - кучерявый гид

Нехорошо получилось. События вокруг моей родины прервали незавершённое повествование о путешествии по Грузии. Прошло уже почти год с момента, как я вернулся оттуда, а часть фотографий – точнее, самый увлекательный путешествия – остался за кадром. Злоупотребляя служебным положением, используя больничный, я хочу довести рассказ до конца. Сегодня я расскажу об удивительном переезде по самому трудному маршруту, из Боржоми через перевал Годердзи в Батуми, город на берегу Чёрного моря.Маленькие высокогорные коровы пасутся на лугу на перевале Годердзи, отделяющем Аджарию от Самцхе-Джавахети.

Вместе с товарищем мы совершили длинное путешествие на автобусах и попутках из Армении через пол-Грузии и мечтали попасть на море. Встретившись двумя неделями ранее в Ереване, мы проехали северную Армению, через каньон Дебед добрались до грузинской границы, оттуда через Тбилиси и Мцхета с ответвлением на Казбек приехали в Боржоми. В Боржоми мы сделали перерыв, отоспались, напились целебной воды и собрали силы перед последним, самым непроработанным участком нашего путешествия.

Свои путешествия я всегда планирую заранее. Я оставляю зазор для непредвиденных обстоятельств, но составляю маршрут путешествия так, чтобы не застрять в одном из населённых пунктов по пути в тот самый неудачный день, когда единственный автобус из города уходит до рассвета, а следующего нужно ждать до первого нечётного понедельника. В Грузии и Армении путешествовать было легко, так как между всеми городами регулярно ездят маршрутки, а в любом городе моментально можно найти homestay, не отходя от автовокзала. Весь маршрут и переезды были грубо спланированы заранее, ориентируясь по информации в путеводителе Lonely Planet. Единственный непроработанный этап путешествия приходился на переезд из Боржоми в Батуми.Так выглядит автобан М1. Фото отсюда.Добраться из Б в Б, на самом деле, очень просто. Как и везде, между этими городами ходят маршрутки, и я не ошибусь, если скажу по памяти, что ходят они каждый час, а время в пути составляет 5 часов. Вся грузинская автомобильная сеть сконцентрирована вокруг автобана М1, который проходит по равнине в центре страны с востока на запад. От автобана, как от ствола дерева, ответвляются второстепенные дороги на север и юг. Между отдельными ответвлениями этого автодорожного дерева существуют ещё более второстепенные дороги, но качество их дорожного покрытия часто сильно хромает. Даже на грузинских картах, где качество автодорог представляется на порядок лучше, чем на самом деле, многие мелкие дороги прорисованы как «частично асфальтированные» или даже «грунтовые». Самый надёжный способ добраться между городами в Грузии, чем и пользуются маршрутчики – это выехать по второстепенной ветке на автобан М1, доехать до нужного съезда и свернуть на следующую второстепенную дорогу, которая приведёт к пункту назначения.А так выглядит дорога на горном перевале Годердзи. По классификации грузинского картографического бюро, это "частично асфальтированная дорога".Дорога в Батуми на маршрутке проходила бы по тому же участку пути, по которому я сюда приехал, ведь маршрутка из Боржоми должна добраться до автобана, чтобы ехать в Батуми. Иными словами, часть пути из Боржоми в Батуми мне пришлось бы ехать по той же дороге, где я уже проезжал по пути в Боржоми из Тбилиси. Во-первых, это был бы большой крюк. Во-вторых, я очень не люблю возвращаться.Ещё на этапе планирования маршрута я выдвинул предложение добираться в Батуми по тонкой, едва прорисованной на карте (прерывистой на карте от Гугла) дороге, которая проходит через перевал Годердзи – мало изученный в блогосфере горный перевал на границе региона Самцхе-Джавахети и автономной республики Аджарии. Информацию о состоянии дорог или фотографии найти оказалось невозможным. Воздушная линия между Боржоми и Батуми составляет 150 км. Гугл не мог просчитать прямой маршрут и упрямо предлагал ехать в обход 320 километров по М1. Мы приняли решение добраться до Боржоми, и разобраться на месте, насколько реально проехать в Батуми по прямой, но грунтовой дороге.

Из местных никто не мог дать точную информацию по поводу перевала Годердзи. То есть, все, кого я спрашивал, очень убедительно утверждали, что знают этот перевал, знают эту дорогу, много раз по ней ездили, и один за другим давали противоречащую друг другу информацию. Первую действительно полезную информацию нам дали на автовокзале Ахалцихе. Отсюда несколько раз в день уходит маршрутка до Адигени – последнего населённого пункта, куда, согласно карте Гугла ведёт дорога. За Адигени, если верить Интернету, начинается неизвестность.Комната информации на автовокзале Ахалцихе.Мы добрались до Адигени. По дороге маршрутчик интересовался тем, кто мы, откуда едем, куда хотим попасть и какой у нас маршрут. Узнав, что мы едем в Батуми, он сказал, что наши шансы невелики, но если перевал уже открыли после длинной зимы, то нам может повезти. Он высадил нас возле автовокзала, развернулся и уехал обратно. Над дорогой низко висели густые облака пыли, вдоль заброшенного здания автовокзала стояло три таксиста на своих старых автомобилях (дви «джиги» и одна «нива»), рядом на обочине лежала кучка гравия. И тишина.Дорога возле автовокзала Адигени. За поворотом прячется автозаправка, сразу за ней прекращается движение машин. Через 15 километров начинается труднопроходимый перевал Годердзи.Я не хочу усугублять атмосферу в Адигени, но ощущение на тот момент было именно таким. В очередной раз, Google Maps оказался прав. В противоречие с картой грузинских автодорог, любезно выданной нам в Tourist Information Office на проспекте Шота Руставели в Тбилиси, автомобильная дорога заканчивалась на Адигени.Дорога от Ахалцихе до Адигени. Вдалеке начинаются горы, отделяющие регион Самцхе-Джавахети от Аджарии.Друг ушёл посмотреть здание автовокзала. Вернулся через двадцать минут. За это время, что я стоял на обочине с выставленным пальцем, мимо меня не проехала ни одна машина. Следующих два с половиной часа каждый из нас по очереди искал остановить попутку, но все автомобили, которые проезжали мимо, сворачивали на заправку за следующим поворотом и возвращались через несколько минут с полным баком. Как и обещал маршрутчик, в Батуми никто не ехал.За зданием автовокзала Адигени начиналось тотальное разрушение.Весёлые таксисты возле здания автовокзала поинтересовались, кто мы, откуда мы и куда едем, но подвезти до Батуми не предложили. Назвали такую цену, чтобы мы от них сразу отстали. Дорожная пыль продолжала висеть над землёй, хотя машины мимо не проезжали. Постепенно начинало хотеться кушать.Спустя долгое умиротворённое время ожидания свершилось чудо. Нас окликнули таксисты и показали пальцем на бегущего навстречу нам мужчину. «Вы, парни, хотите в Батуми?» Мы поторговались о цене и согласились.Мужчину звали Сулико. За рулём видавшего жизнь микроавтобуса «форд транзит» он вёз школьников из Ахалцихе в Кобулети, через Батуми и тот самый перевал Годердзи. Мы погрузились в микроавтобус, и поехали. Нас сразу предупредили, что по дороге будем делать остановки: посмотрим монастырь, водопад, а потом пообедаем. Мы были согласны на всё!Пейзаж вокруг Адигени.В автобусе ехали восьмеро школьников, выпускники последнего класса деревенской школы из-под города Кобулети. Четверо парней и четверо девушек. Вместе с ними в автобусе ехала учительница русского языка, учитель физкультуры/ДПЮ и завуч. Последняя была пожилая женщина типичной внешности завуча и настолько крупной комплекции, что она не покидала маршрутку на время привалов. Учитель ДПЮ быстро подружился с нами и всю дорогу травил байки о старой жизни. Казалось, ему было даже неважно, слушают ли его, потому что его произношение было сильно исковеркано акцентом и порой приходилось махать головой в знак согласия, хотя смысл предложения был прожёван.

Учительница по русскому языку больше других обрадовалась нам, как попутчикам. Она очень хотела, чтобы дети поговорили с нами, но из всех абитуриентов лишь одна девочка понимала русский. Говорить с нами она отказывалась, потому что стеснялась языкового барьера. Остальные школьники не понимали даже самых простых слов и объяснялись с нами жестами. Такой компанией, с восемью школьниками, двумя учителями, пожилой завучем и Сулико за рулём мы уехали из Адигени. Первых пять минут продолжалась асфальтированная дорога, но эта роскошь вскоре закончилась.В долине виднеется последний асфальтированный участок дороги по пути на перевал. На повороте на холме слева дорога уже грунтовая.Дорога свернула на юг, и поползла из долины на гору. Здесь уже не было асфальтового покрытия. Следующий асфальт появится лишь через 3,5 часа. Почти всё это время наш старенький «форд транзит» будет ползти по ухабам на первой передаче, но Сулико это не смущает. Он точно так же шутит, бьёт по плечу учителя физкультуры и смотрит на него (а не на дорогу) во время разговора, что кажется, будто он управляет кораблём, а ухабы под нами – это волны, не способные пробить покрышку, сломать ось или поцарапать днище автобуса.Первая остановка случилась вскоре после начала грунтовой дороги. Автобус, ревя, взобрался по бездорожью на крутой склон и остановился посреди какой-то деревни. В тени фруктового дерева мужики играли в нарды. Рядом дзюрчала вода из водопоя. Через центральную деревенскую площадь наискось падала тени от колокольни. Мы приехали в деревню Зарзма, чтобы школьники посмотрели одну из древнейших грузинских церквей.Я заглянул в церковь и воспользовался оставшимся временем, чтобы пройтись по деревне. На огородах почти везде стояли спутниковые тарелки, но это было единственным элементом современной эпохи. Через открытые окна я видел простой сельский быт, настолько безвременный, что по предметам внутри домов было невозможно определить эпоху.Кроме мужчин за столом с нардами, других людей в деревне видно не было. Стоял жаркий майский день, хотя здесь, в предгорье, дышалось очень легко. На одном огороде я встретил людей, граблями вспахивавших землю. Они остановились и выпрямились, когда услышали, как я их фотографирую, махнули мне рукой и вернулись к своей монотонной работе.После Зарзмы дорога стала ещё хуже. Следующих 50 километров Сулико вёл наш автобус 3 часа. Я никогда ещё не видел такой разбитой дороги.Иногда дорогу рассекал стекающий с гор поток талой воды. Несколько раз мы переезжали через живые водопады. Наш водитель Сулико даже не обращал на это внимание: он точно так же продолжал шутить и бить в бок своего собеседника, не замечая воды под колёсами автобуса.Дорогу рассекали потоки воды с гор. Автобус мужественно преодолевал все неровности почвы.Школьники общались между собой на грузинском, много шутили и громко смеялись. Время от времени они били меня в бок, чтобы показать что-то за окном. Красота горного массива была феноменальная, я не успевал щёлкать затвором фотоаппарата. Карточка памяти закончилась минут через пятнадцать. Автобус скакал на каждой кочке, и я несколько раз бился бровью о видоискатель фотоаппарата.

В тот день нам навстречу проехало три машины: один «камаз», одна «волга» и один «уазик». Если бы не случайная встреча со школьной экскурсией, мы бы в тот день в Батуми не добрались.Дорога была длинная, и среди прочего, Сулико рассказал, как он нас нашёл. Оказалось, что на автовокзале Ахалцихе он искал попутчиков. Водитель маршрутки, который привёз нас в Адигени, сообщил Сулико о том, что двое парней с рюкзаками хотят добраться в Батуми и ловят попутку в Адигени. Сулико приехал в Адигени и нашёл нас там же, где маршрутчик-информатор нас оставил. За два с половиной часа в Адигени мы так и не остановили ни единой машины. Неизвестный маршрутчик, можно сказать, спас нам день.Высокогорные луга на перевале Годердзи.Через некоторое время горная идиллия сменилась ярко-зелёными лугами, а вскоре после этого на холмах появились первые деревянные домики. Здесь начинается муниципалитет Хуло. Отмеченный на картах маленькой точкой, город Хуло находится в самом конце трудного грунтового пути. Одноимённый округ состоит из рассыпанных по горам и долинам деревням, во многих из которых жители до сих пор ведут традиционный образ жизни, а в другие на лето приезжают отдыхать туристы.Здесь живут мусульмане, на что указывают минареты на мечетях в каждой деревне - напоминание о периоде османской оккупации Аджарии. Зимой местные спускаются жить в низинную часть деревни, а когда сходит снег, возвращаются в горы. Они разводят маленьких горных коров и не любят фотографироваться.Высота перевала Годердзи составляет 2025 метров. Здесь стоит памятный знак, бетонный мемориал с советских времён с надписью на грузинском и русском языках. Половину года, до начала мая, перевал завален снегом. Дорога закрыта. В зависимости от сезона, дорога открывается иногда в середине мая, а в холодные годы открытие может затянуться до июня. Когда я ехал через перевал в прошлом мае, он был открыт всего неделю.Хуло отделён от всего мира труднопроходимой грунтовой дорогой, половину года закрытую на зиму. Вдохнуть жизнь в этот отрезанный уголок Грузии намеревался бывший президент Грузии Саакашвили. В его планах/предвыборных обещаниях было строительство в Годердзи горнолыжного курорта. Я видел свезённые в кучу строительные материалы, и на каком-то участке дороги даже работали «камазы», но до того момента, когда Хуло станет популярным горнолыжным курортом, пройдёт ещё очень много времени. Для начала сюда нужно провести асфальтированную дорогу.Преодолев перевал, дорога начала медленно снижаться в долину. Мы проехали много десятков серпантинов, прежде чем наш старенький «форд» ощутил под собой мягкий асфальт. Как только перевал был преодолён, Сулико остановил автобус рядом с дорожным рестораном. Здесь для школьников был заказан обед.

Даже сейчас, когда я вспоминаю тот обед, у меня текут слюни. После трудного переезда, проведя три часа в постоянных скачках на грунтовой почве и битье головой об оконное стекло, я наконец-то опустился в мягкий стул. Моему разыгравшемуся аппетиту открылась сказочная картина. На первое подавали острый, похожий на харчо густой наваристый суп. Это довольно распространённое блюдо в Грузии совершенно не известно за её пределами. На второе принесли хинкали, самый стандартный обед в Грузии. Еда прерывалась тостами учителя ДПЮ. Он вставал, поднимал в воздух бокал, говорил длинный тост по-грузински, все чокались, а потом друг и я получали краткий смысл тоста на русском.

Когда все доели, учитель ДПЮ сказал: «девочки хотят потанцевать». Это был знак к тому, что нужно переместиться внутрь помещения, где было прохладнее, чем на веранде. В зале стояло два стола. За одним из столов разместились мужчины, женщины сели за отдельный стол. Кто-то достал из сумки компакт-диск с грузинскими песнями. Одна за другой, девочки выходили в центр комнаты и танцевали традиционные танцы под народную музыку. По идее, к ним должны были присоединиться мальчики, но те отмахнулись и остались за нашим столом пить вино и слушать бородатые тосты учителя ДПЮ.

До Батуми оставалось 50 километров. По асфальтированной дороге остаток пути мы проехали всего за час. До Батуми наш автобус сделал ещё одну остановку возле водопада Махунцети, а рядом с водопадом Сулико нашёл мост царицы Тамары (так, к слову, называются все древние мосты Грузии).Маленькое социологическое исследование: как фотографируются люди в зависимости от профессии на сравнении фотографий учителей и туристки из России.После обеда мы окончательно сдружились с этими ребятами. Хотя между нами царила языковая пропасть, мы понимали друг друга по жестам и глазам. Было тяжело прощаться с автобусом в тот момент, когда Сулико высадил нас с другом на оживлённом перекрёстке где-то в центре Батуми. О грузинском гостеприимстве можно рассказывать часами, но я приведу один небольшой запоминающийся пример. Сулико спросил адрес у меня адрес хостела в Батуми, куда мы ехали. Не ориентируясь в большом городе, он позвонил минимум трём своим друзям, чтобы спросить, где находится улица, чтобы подвезти нас прямо под дверь хостела. Это была небольшая, возможно, недавно переименованная улица в старой части города. Только когда трое друзей не смогли по памяти объяснить Сулико, как проехать на эту улицу по названию, он вынужден был высадить нас на площади рядом с автовокзалом, чтобы дальше мы искали дорогу сами, при этом много раз извинившись.

Ещё там, в ресторане в горах, когда девочки танцевали народные танцы, а учитель ДПЮ говорил тосты за жизнь, вокруг играла грузинская музыка и лилось рекой грузинское вино – в тот момент мне казалось, что я был очень счастлив. В один день я получил все те эмоции, о которых потом говорят «незабываемые». Я стал свидетелем грузинской культуры, что называется, изнутри. Девочки танцевали не ради нас и не ради своих одноклассников, а делали это, потому что в Грузии принято танцевать и петь песни после сытного обеда. И старый учитель много говорил не потому, что хотел произвести на меня впечатление, а потому что в Грузии принято говорить длинные тосты. Всё происходящее было настолько естественно и насыщенно, насколько я никогда не мог бы себе представить. Я не фотографировал за столом, потому что боялся нарушить гармоничное застолье. Непроработанный этап моего путешествия стал самым запоминающимся из всей поездки и является той самой историей, которая всплывает в памяти первой, когда речь заходит о Кавказе.

Больше репортажей о Грузии, Армении и отдельных городах по пути моего транскавказского путешествия - по ссылкам!

kucheryavchik.livejournal.com

Горная Аджария|Путешествие в Грузию

Есть в Грузии не очень популярные места. Всем туристам известна Сванетия, известна военно-грузинская дорога, Кахетия и многое другое. А вот Горная Аджария не так популярна. Когда Вам предлагают экскурсию в Горную Аджарию, я гарантирую, она закончится на водопаде Махунцети. Но ведь Вам интересно совсем другое?! Неправда ли? Я большой поклонник Горной Аджарии, поэтому предлагаю Вам уникальный авторский тур в настоящую Горную Аджарию.

Если вы хотите поближе познакомится с бытом и культурой Аджарии, то тур в Горная Аджария  для Вас. Самый лучший вариант  — это начало маршрута из Батуми. Неплохо будет начать из Ахалцихе, тогда третий день этого тура будет для Вас первым. Если вы находитесь в Кутаиси или в Тбилиси, то в расчет необходимо взять  время в пути «Кутаиси-Батуми», «Тбилиси-Батуми» или «Тбилиси-Ахалцихе».

Посмотри это видео, если сомневаешься!

Аджарский видео

 

Описание тур Горная Аджария 

День 1.  Махунцети — мост царицы Тамары-Схалта.

 Утренний выезд из Батуми в направлении единственной дороги в горную Аджарию. Первые природные достопримечательности, которые мы встретим на своем пути – это две знаменитые реки Аджарии – Чорох и ее приток  Аджарисцкали. Попадая в район Кеда, мы посетим водопад Махунцети и арочный мост Тамары. Далее мы направляемся в монастырь Схалта. Поздним вечером приезжаем в Хуло. Ночь в Хуло.

Водопад Махунцети – одно из самых популярных мест в горной Аджарии. Водопад Махенцети расположен в районе Кеда. Высота водопада – 20 метров. Одно из лучших мест, где можно спрятаться от знойной батумской жары.

Арочный Мост Царицы Тамары –  один из многих подобных арочных мостов в Аджарии. Мост построен во времена правления Царицы Тамары, за что и получил свое название. Большое количество подобных мостов в Аджарии связано со стратегическим расположением Республики.

Монастырь Схалта – уникален тем, что является единственным монастырем в Аджарии. Монастырь расположен в Хулойском районе. Здесь же находится церковь Пресвятой Богородицы XIII века, винный погреб и каменная ограда. Ее возведение приписывают имени царицы Тамары.

День 2.Хуло — Годердзи – Зеленое Озеро 

Ранним аджарским утром мы проведем обзорную экскурсию по Хуло. Познакомимся с бытом и культурой Аджарии. Прокатимся на необычной канатной дороге в Хуло. Далее мы отправимся в направлении траснаджарской магистрали и достигнем высшей точки перевала Годердзи. Перед нами откроется Горная Аджария. Преодолев высшую точку перевала Годердзи, мы поедем на пикник на Зеленое Озеро, где проведем оставшееся время. Ночь в этот день запланирована в Бешуми.

Хуло – небольшой поселок в Горной Аджарии с населением 2000 человек. Расположен высоко над рекой Аджрасцкали.

Перевал Годердзи – трансаджарская магистраль — живописная дорога с альпийскими лугами, соединяющая регион Самцхе-Джавахети и Аджарию. Зимой здесь лежит снег высотой несколько метров.

Перевал ГодердзиПеревал Годердзи

Зеленое Озеро – достопримечательность Горной Аджарии природного происхождения. За сине-зеленый цвет воды – озеро получило название «зеленое». Вода в озере не холодная, а ледяная. Рыба здесь не водится. С озером связано много легенд. Купаться в нем можно, но очень осторожно!

День 3.  Крепость Хихани

Утром, позавтракав в Бешуми, мы отправимся к крепости Хихани. Наш путь к крепости пройдет по горам и альпийским лугам Аджарии.  Сама дорога, а точнее, ее отсутствие уже является достопримечательностью Горной Аджарии. Нас ожидает подъем пешком к крепости Хихани на высоту 1900 метров. С крепости открывается вид на всю Горную Аджарию и на села у подножия горы. После спуска с крепости будет организован пикник в Горной Аджарии. Ночь в Бешуми. Во второй половине мы полностью преодолеем перевал Годердзи и немного заглянем в район Адегени, где посетим монастырь Зарзма. Возвращение в Бешуми. Моя история поездки к крепости Хихани здесь 

Крепость Хихани видео

Бешуми – горно – климатический курорт Аджарии. Бешуми находится на высоте 1950 метров. Летом здесь свежая прохлада, а зимой — эти места покидают и перебираются в Хуло. Бешуми — любимый курорт местных жителей.

Крепость Хихани – уникальная крепость в Грузии. Расположена на границы с Турцией на высоте 2665 метров. Период постройки X-XI век. Крепость Хихани в средневековые времена имела стратегическое назначение. Сейчас от крепости остались руины и несколько башен. Если Вы хотите узнать как добраться к крепости Хихани? Вам сюда! 

Монастырь Зарзма — монастырь основан Серапионом Зарзмским. Найдя место для строительство, Серапион и его брат начали строить церковь. Но местные жители враждебно встретили Серапиона. Тогда Серапион совершил чудо: в один день рассеклась скала, хлынул поток и почти затопил все село. Поэтому место и было названо «Зарзма» — от слово «зари», которое в Грузии используется для обозначения трагедий.

День 4.  Аджарский винный дом 

Аджарский винный домАджарский винный дом

Утренний выезд из Бешуми в направлении Батуми. Посещение крепостей в районе Шуахеви. Крепость Аджара и Кавиани. Тур «Горная Аджария» завершается в Аджарском винном доме. Ужин в Аджарском винном доме. Мастер-класс по аджарскому танцу. Трансфер в Батуми.

Аджарский винный дом – ресторан и винный завод в одном. Аджарский винный дом был построен в 2010 году, когда бывший президент Грузии М. Саакашвили активно развивал туризм в Грузии. Место быстро набрало популярность. Вечерами здесь можно насладиться национальной грузинской музыкой и посмотреть аджарские танцы в исполнении ансамблей.

 

best-georgia.ru


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2018     Предложения лучших туроператоров