Страны
         Турфирмы 
       
Отели          Билеты        
Подобрать тур
|
 Болгария  Греция  Египет  Израиль  Индия  Испания  Италия  Кипр  Китай  ОАЭ  Россия  Таиланд  Турция  Финляндия  Франция  Хорватия  Черногoрия  Чехия  Автобусные туры |
Города России: Касимов. Достопримечательности касимова рязанской областиГород Касимов на ОкеФото города Касимов Карта Касимова Касимов в путеводителе «Волга, Кама, Ока, Дон...» (1955 г.) Город Касимов расположен на левом берегу реки Оки, расстояние от Москвы - 260 км, от Рязани – 180 км. Административный центр Касимовского района Рязанской области. Население – 33,684 тыс. человек (2009 год). Из истории города КасимоваГород Касимов был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. То место, где располагалось поселение, жили мещеры - финно-угорский народ. Поэтому город назвали Городец-Мещёрский. После пожаров и разорения татаро-монголами город был отстроен заново выше по течению Оки и стал называться Новый Низовой Городец. В XV в. он был подарен казанскому царевичу Касиму и до 1681 г. являлся центром Касимовского царства. В 1471 году был переименован в Касимов. Затем входил в Казанскую, Азовскую и Рязанскую губернии. Город Касимов строился на стыке двух религий: христианской и мусульманской. Город Касимов – достопримечательностиГлавными достопримечательностями города Касимова являются набережная реки Оки и сохранившиеся мечеть и церкви. В восточной части города на высоком берегу Оки находится самая старая церковь – Богоявленская (Георгиевская). Здесь раньше был Богоявленский монастырь. В этой же части города находятся мечеть с минаретом и мавзолеи. Башня-минарет сложена из известняковых блоков. По приказу Петра мечеть была разобрана и восстановлена лишь при Екатерине II. Сейчас здесь расположена часть экспозиций краеведческого музея. Есть и действующая мечеть, построенная в 1906 году. В центральной части города расположены Никольская, Благовещенская и Троицкая церкви, а также Вознесенский собор. Торговые ряды. на Соборной площади построены в виде трех корпусов с колоннами в стиле ампир. В Старом Посаде находится Ильинская церковь. Интересны и старинные особняки в центральной части города, выполненные по проекту архитектора Гагина. В окрестностях можно осмотреть памятники архитектуры - усадьбу Баташевых в Гусь-Железном и Гусевский погост. Соединение двух религий в городе Касимове сказалось и на сувенирах и подарках, которые здесь продают. Это шубы и дубленки, мочалки и рамы, пряники и шоколад. Справочная информация
tripguide.ru
deadokey.livejournal.com Касимов / Travel.ru / РоссияКаси́мов - небольшой город на левом берегу реки Оки, административный центр Касимовского района Рязанской области, в состав которого не входит. Главная особенность этого города - сосуществование в нем двух культурных традиций - русской и татарской. Достопримечательности КасимоваМусульманские святыниВ Касимове друг с другом соседствуют разновременные постройки русской и татарской архитектуры. Православные церкви города ничем особым не примечательны, такие можно встретить в любой другой русской глубинке. А вот мусульманские строения - самые что ни на есть касимовские достопримечательности. Таких построек здесь четыре: Старая и Новая мечети, мавзолеи (по-татарски - текие) Шах-Али-хана и Маган-Мухаммед-султана. Старая мечеть была поставлена на этом месте в 1467 году, когда Касимов еще назывался Новый Низовой Городец и только-только был отдан царевичу Касиму. Ее первое здание было разрушено в 1702 году и восстановлено в 1768 году. В XIX веке достроен второй этаж. В таком виде здание и существует сегодня. А вот минарет мечети остался с XV века, он разрушен не был и сохранился до наших дней без значительных изменений. Башня минарета, сложенная из блоков известняка, сильно отличается от самой мечети. Стены практически глухие, только в нескольких местах прорезаны узкими окошками. Наверх минарета можно подняться по узкой винтовой лестнице. Сейчас в здании мечети находится филиал краеведческого музея Касимова. Новая мечеть менее интересная, зато действующая. Она появилась в 1906 году. Сложена из красного кирпича. Мавзолей Шах-Али-хана находится недалеко от Старой мечети. Это одно из самых старых зданий города, оно появилось в 1555 году. Сложено из плит известняка. Внутри находятся могилы самого Шах-Али-хана, его жены и родственников. В мавзолей можно попасть с экскурсией. Мавзолей Авган-Мухаммед-султана находится на окраине Касимова. В нем покоится один из правителей города, умерший в 1648 году. Также здесь похоронена его жена и родственники. Мавзолей сложен из красного кирпича. Православные храмы городаВознесенский собор - главный храм города, стоящий на Соборной площади. Он был построен в 1864 году по проекту архитектора Воронихина, а освящен в 1862 году. Внутри есть росписи 1890 года. Главные святыни этого собора - икона Иоанна Предтечи и Евангелие, подаренные церкви царем Алексеем Михайловичем Романовым. Церковь Богоявления, в народе прозванная Георгиевская (по одному из пределов) - самый старый храм Касимова. Она была построена в 1700 году в стиле нарышкинского барокко. Предание гласит, что до церкви на этом месте стоял Богоявленский монастырь, в котором князь Александр невский перед смертью принял постриг с именем Алексий. По другой легенде, на территории этого храма был погребен шут Балакирев. Никольская церковь относится к самому началу XVIII века и является одним из самых старых храмов Касимова. Раньше рядом с церковью существовал монастырь, от которого сегодня ничего не осталось. Благовещенская церковь построена в древнерусском стилев 1740 году у въезда на Соборную площадь. Колокольня при ней - в 1868 году. Главные святыни церкви - иконы Тихвинская Богоматерь и "Троица". Пышная барочная Успенская церковь строилась с 1756 по 1775 год на Соборной площади благодаря купцу Максиму Александровичу Милованову. Ранее на ее месте стоял деревянный храм, который неоднократно горел. Троицкая церковь (1752 год) имеет два этажа - "восьмерик на четверике" (первый этаж-куб, второй этаж — восьмигранник). На первом этаже арочные проемы и коридор создают подобие галереи по периметру здания. Ильинская церковь строилась с 1811 по 1848 год. Другие памятники архитектурыГлавная архитектурная доминанта города - Соборная площадь, на которой находится большая часть купеческих усадебных домов. Оформление площади было создано в начале XIX столетия местным архитектором-самоучкой И. С. Гагиным. Основные достопримечательности Соборной площади:
Несколько значимых памятников находятся на Улице Набережной:
МузеиВ Касимове есть Краеведческий музей, расположенный в доме, когда-то принадлежащем купцу Алянчикову (XIX век) и в здании бывшей Ханской мечети (XV-XIX век). Экспозиция рассказывает об интересной и непростой истории города, о том, как в Касимове переплелись русская и татарская культуры. В коллекции музея более 40000 экспонатов. Адрес: Рязанская обл. г. Касимов, пл. Соборная, д.7/8. Тел.: +7 (49131) 438-36, +7 (49131) 220-61 E-mail: [email protected]Музей "Русский самовар" хранит частную коллекцию из трехсот разнообразных экспонатов, повествующих о четырех веках русского чаепития.
Музей космонавтики братьев Уткиных находится в школе, которую закончил космонавт Уткин. Адрес: Рязанская обл. г. Касимов, ул. Уткина, д. 14. Тел.: +7 (49131) 226-70Праздники и фестивали КасимоваЕжегодно в мае в Касимов на открытый фестиваль народного творчества "Золотая Ладья" приезжают мастера-ремесленники со всей области. Одновременно на нескольких площадках проходят мастер-классы, выставки-продажи, концерты для детей и взрослых.
Что привезти из КасимоваВ Касимове продаются сувениры как русской, так и татарской тематики. Здесь можно купить традиционные татарские головные уборы и украшения. Более прагматичные товары Касимова - изделия местных фабрик. В городе работают сетевязальная фабрика и фабрика по производству рабочих перчаток и рукавиц. Традиционные съедобные сувениры - пряники и горький шоколад. Городской транспорт КасимоваЕсть автобусы и маршрутные такси. Рестораны и кафе КасимоваВ городе есть несколько мест общественного питания. Цены довольно высокие. Куда можно доехать из этого городаИз Касимова можно доехать до достопримечательностей Касимовского района: поселка Гусь-Железный с массивным псевдоготическим Троицким собором и Гусевского погоста, а также до поселка Елатьма, некогда бывшего уездным городом, в котором сохранились несколько старинных церквей, усадебных домов, торговые ряды и крепостные рвы. Как добраться до КасимоваНа автобусеДо Касимова на автобусе можно доехать с Щелковского автовокзала Москвы. Автобусов бывает несколько день, время в пути - примерно 6 часов. С Касимовского автовокзала отправляются регулярные рейсы в Рязань, Сасово, Шилово, Муром, Нижний Новгород, Владимир, кроме того, курсируют пригородные маршруты (Ахматово, Елатьма, Озёрный , Перво, Крутоярский, Полутино, Лашма, Сынтул, Чарус и пр.) На поездеЕхать в Касимов на поезде из Москвы очень неудобно. Касимов — конечная станция однопутной неэлектрифицированной дороги. Здесь курсируют пригородные поезда до Шилово. Несколько раз в месяц есть прицепной вагон из Москвы. Идет он около 13 часов. В расписании его можно найти под номером 072Ц. Железнодорожный вокзал в Касимове находится далеко от центра города в правобережной части. По водеС мая по сентябрь на набережной устанавливается пассажирская пристань "Касимов", принимающая проходящие пассажирские теплоходы по маршрутам Москва - Южный порт и Нижний Новгород - Рязань. Официальная справочная информацияКасимов - административный центр Касимовского района Рязанской области. Расстояние от Москвы - 300 км. Расстояние от Рязани - 156 км. Площадь города - 32 кв.км. Население - 34,5 тыс. чел. Телефонный код - 49131. Город Касимов расположен в центре Восточно-Европейской равнины на северо-востоке Рязанской области в центре Мещерской низменности, в 262 км от Москвы. В соответствии с географической системой координат, Касимов находится на 54°56' северной широты и 41°21' восточной долготы. Город стоит на левом берегу Оки на высоких холмах, изрезанных оврагами. Река изгибается в этом месте в виде большой петли и имеет ширину около 380 метров. История КасимоваИстория Касимова начинается в 1152 году: город был основан суздальским князем Юрием Долгоруким. Тогда он назывался Городец Мещерский и находился в некотором отдалении от современного города. Городец выполнял оборонительную функцию - это был не только город, но и крепость, защищавшая Владимиро-Суздальское княжество. В 1376 Городец погиб при набеге татаро-монгол. А затем был возрожден на новом месте, где стоит и сейчас. В тот момент поселение называлось Новый Низовой Городец. Это название оно носило до 1471 года. XV век был временем противостояния России и Татарского ханства с центром в Казани. Но два татарских царевича - Касим и Якуб - оказали помощь московскому царю. За что последний в 1452 году отдал им Новый Низовой Городец, получивший в 1471 году свое новое название - в честь Касима. Вокруг города появилось Касимовское ханство в составе Руси, просуществовавшее до 1681 года. В XVII веке город был поделен на три части, каждая из которых находилась в своем подчинении. Татарская слобода и Старый посад были подчинены касимовскому хану, Ямская слобода - московским правителям, а Марфина слобода - воеводе. В царствование Петра I Касимов был отнесен к категории дворцовых волостей. В 1708 году Касимов передается в Казанскую губернию. А в 1719 году последовало распоряжение: Касимов переходит в Шацкую провинцию Азовской, или, как ее еще называли, Воронежской губернии. В 1796 году, после административного деления России на губернии, Касимов стал уездным городом Рязанской губернии. С 1929 года - центр Касимовского района Московской области, с 1937 года район стал частью Рязанской области. До сих пор в Касимове проживает большая татарская диаспора. Здесь находится две мечети и два мавзолея правителей.
guide.travel.ru Касимов: история и достопримечательностиСегодня речь пойдет о третьем пункте нашего автопутешествия по Рязанской области — Касимове. Этот небольшой город целых три столетия был столицей татарского ханства под самым боком Москвы… Первое поселение на месте нынешнего Касимова было основано в XI веке, называлось Городец Мещёрский и выполняло роль пограничного форпоста Владимиро-Суздальского княжества. Жили здесь в то время в основном представители финно-угорских племен — мордва, мурома и давшее название всей местности племя мещёра… В XIV веке Городец Мещерский был полностью сожжен татаро-монголами, но вскоре отстроился вновь, правда немного выше по течению. А столицей ханства он стал следующим образом: великий князь московский Василий II «Тёмный» принял в свое войско двух спасавшихся от междоусобной войны казанских царевичей. Они со своей дружиной помогли Василию Темному в борьбе за московский престол, за что великий князь пожаловал Касиму и Якубу Городец Мещерский со всеми окрестностями. Таким образом около трех веков, до 1681 года между московскими и рязанскими землями находилось самое настоящее татарское ханство. За это время здесь осело большое количество татар, которые правда после революции в основном перебрались в Казань. В конце XVIII столетия род касимовских ханов прервался, и их земли были присоединены к дворцовым волостям. Касимов стал уездным городом. Типичным «уездным городом N» бывшая ханская столица остается и поныне. Широкие пустынные площади, основательные торговые ряды с закрытыми ставнями, богатые купеческие особняки на главной улице. О былом величии, правда, касимовцы не забывают: Центральная торговая площадь города с несколькими зданиями торговых рядов спускается к протекающей внизу Оке.
Торговые ряды в воскресенье вечером абсолютно пустынны, витрины всех лавок закрыты деревянными ставнями. Покрытые кракелюрами пузатые колонны похожи на ноги какого-то гигантского неповоротливого зверя. На одном из холмов Касимова сохранилась старая мечеть с еще более старым минаретом. Мечеть XVIII века постройки, а минарет — аж XV. На минарет можно подняться и обозреть оттуда панораму города, но мы приехали слишком поздно и он был уже закрыт. Напротив мечети находится еще одна мусульманская достопримечательность — теккие (усыпальница) одного из касимовских ханов — Шаха-Али. Усыпальница построена в 1555 году и украшена резьбой по камню. В общем и целом, Касимов оказался на удивление приятным и спокойным городом — надеюсь, на этом наше знакомство с бывшей ханской столицей в 250 км от Москвы не закончится.
CommentsЧитайте дальше:globetrekker.ru Касимов Рязанская область - Калейдоскоп путешествий
Касимов Рязанская область
Касимовский храм Успения Пресвятой богородицы
Окский берег. Вековые липы, Темный бор... Он весь, как на руке, Перед вами - древний, многоликий Городец Мещерский на Оке. Всяк приезжий удивлялся очень: «Вот те на! Ты не гляди, что мал! Однова с Москвою, Между прочим, Долгорукий город основал!» Касимовский район расположен на северо-востоке Рязанской области. Местность эта издавна известна своими непроходимыми болотами, озерами, лесами и называется Мещерой. Интересна история главного города этого района — Касимова. Сначала он назывался Городец Мещерский. Городец был заложен в 1152г. как опорный пункт на юго-восточной границе владений суздальского князя Юрия Долгорукого и находился от современного центра Касимова несколько ниже по течению Оки, при впадении в нее речки Бабенки, то есть на 1—1,5км южнее. Кроме собственных земляных валов с деревянными башнями, стенами и рвами Городец имел вокруг себя еще пять передовых укреплений: на севере — Сынтульскую крепость, на востоке — Земляной Струг, на юге — Столбище, еще южнее, на противоположном берегу Оки, — Баишевскую и на западе Бабенскую крепости (илл.128). После пожара 1372г. и особенно после разорения города и упомянутых выше крепостей татарами Городец в 1376г. был перенесен на новое место, туда, где он стоит и теперь. Остатки всех этих укреплений зарисовал и нанес на план города в 1830-х гг. касимовский архитектор-самоучка И.С.Гагин. В 1445г. на востоке от Московского княжества, когда Городец уже принадлежал Москве, образовалось Казанское царство. Хан Улу-Мухаммед, изгнанный из Золотой орды и ставший сначала во главе Казанского царства, был умерщвлен своим сыном Махмутеком, убившим и одного из своих братьев, конкурента на ханский престол. Другие братья Махмутека, царевичи Касим и Якуб, опасаясь за свою жизнь, бежали в 1446г. на службу к московскому князю, который в это время нуждался в помощи. Князь Василий в борьбе за Великое московское княжение, оспариваемое у него двоюродным братом Дмитрием Шемякой, был ослеплен последним. Оба татарских царевича честно воевали на стороне московского князя. Касим разбил татар Сеид-Ахмеда, а в 1450г. — Шемяку. Князь Василий, боясь нового беспокойного соседа — Казанское царство — считал полезным держать на границе с ним внутри своего государства верных слуг из татар, зависимых от русского князя. Поэтому он в 1452г. пожаловал Городец Мещерский в удел царевичу Касиму, положив тем самым начало «удельному татарскому ханству», находившемуся в прямой зависимости от великого князя и просуществовавшему здесь, на русской земле, больше двухсот лет. После смерти Касима в 1471г. Городец был переименован в Касимов.
Город стоит на левом берегу Оки на высоких холмах, изрезанных оврагами. Река изгибается в этом месте в виде большой петли и имеет ширину около 380м. Как выглядел город в XVв., сейчас представить трудно. Но известно, что вокруг его деревянной крепости, ограниченной с севера и юга глубокими оврагами, до сих пор существующими, располагались слободы: за южным оврагом на Татарской горе — Татарская, дальше, по направлению к речке Бабенке и старому Городцу, — Пушкарская и с восточной стороны вдоль дороги на Владимир вытянулась Ямская. От этого времени в городе сохранилось лишь одно сооружение — толстая круглая башня-минарет, которая была возведена вместе с мечетью вблизи дворца царевича Касима в 1467г. на Татарской горе. Все постройки, как и минарет, были сложены из известняковых блоков (илл.130). Мечеть по указу Петра I в 1702 г. была разобрана, но минарет остался. Долго татарам не давали восстановить ее. Только в 1768 г. после разрешения Екатерины II мечеть стали строить вновь из белого камня на старом основании. Остатки этой древней кладки видны в нижней части ее первого этажа; в XIX в. над ней был надстроен из кирпича второй этаж с большими прямоугольными окнами. Мечеть XIX в. представляет собой прямоугольный двухэтажный объем с минаретом у северо-западного угла (илл. 129). При входе с северной стороны расположены сени, из которых можно пройти в теплую молельню, находящуюся в южной половине здания, и в башню; восточную часть мечети занимают две кладовые с отдельным входом. На втором этаже помещается прихожая и летняя молельня, которая отделана мрамором. Над крышей возвышается шпиль с «яблоком» и стоящим над ним полумесяцем — символом магометанской веры. В минарете имеется винтовая лестница, сложенная из белокаменных блоков, по которой можно подняться на его ходовую площадку; она освещается маленькими щелевидными окнами. Круглая сравнительно узкая верхняя часть минарета завершается белокаменным сводом. Вблизи мечети стоит мавзолей (по-татарски — текие) Шах-Али-хана, построенный в 1555г. (илл.131). Это небольшое сооружение простой прямоугольной формы с низким белокаменным сводом тоже сложено из блоков известняка. Несколько маленьких арочных проемов окон без наличников и несложный карниз на фоне глади стен составляют почти все его убранство. Единственными украшениями являются лишь каменная плита с арабской надписью в профилированной рамке, расположенная над входом в мавзолей, и помещенный выше ее остроугольной формы сандрик. Надпись над входом гласит: «Строитель и собственник этого здания — Шах-Али-хан, сын Шейх-Адмяр-султана: 21 числа месяца рамазана 962 года [9 августа 1555 г.]». Вокруг нее, отделенные узкой полосой, высечены стихи из корана. Внутри мавзолей разделен поперечной стеной на два помещения: одно большое, в котором находятся могилы Шах-Али-хана, его жены и нескольких родственников, и другое малое, бывшая молельня, где читали коран для поминания погребенных здесь лиц. Сюда имеется отдельный вход с западной стороны мавзолея. Надгробные плиты в нем плохо сохранились. Еще в XIXв. после произведенных здесь реставрационных работ, писали: «Сильно пострадали внутри текии гробницы и надгробные камни и, к сожалению, пострадали не столько от времени, сколько от рук человеческих». С южной стороны, справа от главного входа, расположена лестница, ведущая вподвал, под которым ниже есть еще одна камера. Возможно, что она является частью подземного хода, ведущего к минарету, или тайником. Третий памятник татарской архитектуры — мавзолей Авган-Мухаммед-султана (илл.132) построен в 1649г. на татарском кладбище, раскинувшемся с южной стороны речки Бабенки, на восточной окраине Старого посада, где жило в XVIIв. почти только русское население. В 1622г. хивинский хан Ильбарс-султан отправил младшего брата Авган-Мухаммед-султана к старшему брату Хабаш-султану, чтобы тот умертвил его. Но Хабаш-султан сжалился над одиннадцатилетним мальчиком, и Авган-султан тайно был вывезен из Хивы русским послом к московскому царю, где нашел защиту и получил образование. Позже он получил Касимовский удел «в кормление» и до своей cмерти служил русскому царю. Умер Авган-Мухаммед-султан в Москве в 1648г. Его жена Алтын-ханым перевезла его в Касимов и построила здесь над его могилой мавзолей — небольшое прямоугольное сводчатое здание из кирпича. Оно украшено тесаными деталями и рельефными изразцами, покрытыми желтой, зеленой и коричневой глазурью. Главный фасад его — западный, с богато декорированным порталом и двумя окнами по сторонам. Над входом расположена арабская надпись с датой смерти Авган-Мухаммед-султана. Внутри мавзолея надгробные камни, кроме одного, не сохранились: в северном окне западной стены имеется подоконная плита с арабской надписью: «…владелец и собственник этого здания Авган-Мухаммед-султан, сын Араб-Мухаммеда в 1059г. [1649]». Кроме Авган-Мухаммед-султана, в текие были похоронены его жена и родственники. Наиболее ранние писцовые книги Касимова относятся к 1627г. В это время население городка уже значительно выросло как за счет татар, переселявшихся сюда из Казанского царства и Золотой орды, так и за счет русских. В это время Касимов, как и Городец XIIв., тоже был обнесен земляными валами с деревянными стенами и восемью башнями, из которых две были проездными. В крепости стояла деревянная Вознесенская церковь, воеводский и пушкаревский дворы, амбары с пушками и пороховыми припасами и т.п. Царевичи и цари татарские имели здесь свой двор. В городе числились те же слободы: Татарская, Пушкарская и Ямская. Почти все постройки Касимова начала XVIIв. были деревянными, за исключением мечети, царского дворца и мавзолея Шах-Али-хана в Татарской слободе, мавзолея Авган-Мухаммед-султана и еще одной «палатки», которая не сохранилась на Старом посаде. Мостовые также были из бревен. Город часто горел, но только в XVIIIв. некоторые деревянные церкви были заменены каменными. Наиболее интересной и старой из них является церковь Богоявления с приделом Георгия Победоносца — покровителя ратных людей (илл.133). Она возведена в 1700 г. на территории Пушкарской слободы вместо двух ветхих церквей и чаще называется по приделу Георгиевской, а в народе Егорьевской. Расположенная на крутом обрыве берега Оки она хорошо видна в силуэте города, особенно со стороны реки. На этом месте, с северовосточной стороны уже упоминавшегося Городца Мещерского — крепости XIIв., в XIIIв. находился Богоявленский монастырь. Георгиевская церковь пятиглавая, с высоким четвериком и низкой трехчастной апсидой (илл.133). Еще более высокая трехъярусная колокольня ее завершена небольшой барочной главкой со шпилем. Между колокольней и храмом располагается низкая одноэтажная трапезная, расширенная в прошлом веке. Из всех касимовских церквей в оформлении Георгиевской церкви более всего чувствуются традиции барокко конца XVII в. Так прямоугольные окна обрамлены характерными для нарышкинского стиля наличниками с разорванными фронтончиками, поддерживаемыми полуколонками, опирающимися на кронштейны. Оригинальный пояс ложных кокошников, в которых наивно использован мотив раковины, широко применявшийся в московской архитектуре конца XVIIв. и превратившийся здесь в кружевную орнаментацию, украшает четверик храма и одновременно свидетельствует о творчестве местных мастеров. История города Касимова. Матрона Анемнясевская.Отдельные элементы в декоре карнизов повторяют мотивы подобных декоративных деталей церквей Рязани, например, церкви Бориса и Глеба, Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в кремле. Другая древняя церковь — Никольская (1703—05гг.) располагается к северу от Соборной площади, самой высокой точки города, на месте которой стояла в XIV—XVIIвв. крепость Касимова. Никольская церковь построена по благословенной грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского посадским человеком Яковом Петровичем Яцковым. В XVIIв. здесь был Никольский монастырь, а вся территория к северу от крепости за Никольским оврагом называлась Новым посадом и усиленно заселялась русскими. Одноглавая каменная Никольская церковь представляет собой небольшой двухсветный четверик, завершенный сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает такой же ширины полукруглая одноэтажная апсида. Первоначальная трапезная являлась продолжением стен четверика. В XIXв. церковь была расширена за счет двух симметрично расположенных пристроек, в которых размещаются приделы, с полукруглыми апсидами. Так было испорчено в XIX в. большинство церквей не только в Касимове. В это время появилось даже образное выражение: «надо церковь распузить». Фасады Никольской церкви скромно оформлены лопатками и простой формы карнизами. Окна обрамлены полуколоннами и треугольными фронтончиками. В церкви сохранился резной позолоченный иконостас XVIII в. Живопись интерьера в 1950 г. реставрирована, а в трапезной части церкви — дополнена. Высокая трехъярусная колокольня завершается большим барабаном с главой, переходящей в шпиль. Никольская церковь, сверкая белизной стен среди группы окружающих ее деревьев, имеет в панораме города важное значение и украшает его. К западу от Никольской церкви ближе к реке Оке когда-то стояла деревянная Казанская церковь начала XVIIв., вокруг которой впоследствии возник монастырь того же названия. От него плохо сохранилась часть каменной ограды с двумя башнями XVIIIв. (вдоль улицы Свердлова). Поздние монастырские здания XIX—XXвв. не представляют художественной ценности. В 1753г. была заложена Троицкая церковь (пл.Свердлова). Ее силуэт как бы замыкал группу куполов церквей и колоколен северной части Касимова, которая, постепенно снижая свой рельеф к речке Северке, сливалась здесь с вековым бором.Закончена строительством Троицкая церковь, как об этом свидетельствует надпись 1767г. на каменной доске, заложенной в стену паперти, была в 1765г. Собственно храм состоит из четверика, который с помощью арок (тромпов), расположенных в его углах, переходит в низкий восьмерик, несущий небольшой барабан с маленькой главой. Апсида церкви имеет форму несколько вытянутого полукруга. Восьмигранная колокольня, находящаяся с западной стороны трапезной, расширенной в XIXв., окружена двухъярусной галереей с арками на столбах. Каждой широкой арке первого яруса соответствуют два узких арочных проема вверху. Паперть второго этажа возведена в связи с устройством там, под ярусом звона, церкви Одигитрии. Сохранился один из первоначальных порталов трапезной, расположенный на ее западном фасаде. Его арочный проем украшен двумя резными граненными полуколонками с архивольтом и киотом для иконы. К сожалению, при позднейших переделках старые окна с наличниками были растесаны и устроены новые прямоугольные окна, исказившие общий вид памятника. В настоящее время здесь ведутся реставрационные работы. К концу XVII — началу XVIII столетия политическое значение Касимова как опорного пункта русского государства на востоке в борьбе против татар окончательно пало. Род касимовских царей вымер. После смерти последней царицы Фатьмы Султан-Сеитовны Касимов перешел в полное управление русского царя. Очевидно, после посещения Касимова Петром I были разобраны не только татарская мечеть, но и стены деревянной крепости. Расположенный на транзитной дороге Москва — Нижний Новгород в начале XVIIIв. Касимов быстро растет и богатеет за счет развивающейся торговли. Соборная площадь превращается в ядро русской части города и хаотически застраивается домами и лавками. Вместо древних деревянных церквей здесь возводят каменные. Одной из первых, на косогоре вблизи спуска к реке, была построена Благовещенская церковь (1740). По типу она повторяет Никольскую церковь. Она окружена множеством приделов с главками. Основная глава храма украшена ажурным кованым крестом прекрасной работы местных кузнецов. Вид Благовещенской церкви несколько портят паперти XIXв. Шатровая колокольня возведена в 1868г. в псевдорусском стиле. Другая церковь, построенная на площади в XVIIIв. — Успенская (1775), расположена в ее южной стороне. Она пятиглавая, ее большой четверик имеет приземистые пропорции и пониженную трехчастную апсиду. Верх четверика оформлен ложными кокошниками, аналогичными кокошникам Георгиевской церкви. Успенская церковь неоднократно переделывалась. Так, ее главы и кресты были возобновлены в 1810г. Все пятиглавие храма кажется не пропорциональным объему четверика. В 1830-х гг. архитектор И.С.Гагин пристроил к ней крыльца в ампирном стиле; в это же время были переделаны и некоторые оконные проемы. В интерьере Успенской церкви до сих пор сохранились росписи первой половины XIXв. и отделка стен искусственным мрамором. Трапезная относится к 1911—12 гг., трехъярусная колокольня построена в 1789г. На месте деревянной церкви Вознесения, стоящей в центре Соборной площади, в 1748г. был построен каменный Вознесенский собор.В 1780г. Касимов получил проект регулярной планировки, по которому и начинает застраиваться его центр. При этом вокруг всех существующих церквей и мечети были созданы обширные площади, которые обособили их от рядовой жилой застройки. В 1820-х гг. архитектор Гагин разработал детальный проект перестройки Соборной площади. Вход на нее с восточной стороны, против апсид старого Вознесенского собора XVIIIв., он оформил полукруглой колоннадой. В западной части он предполагал возвести ансамбль Торговых рядов. Но замысел Гагина был осуществлен неполностью. Из четырех корпусов Торговых рядов было сооружено под его руководством только три. Окруженные колоннами хороших пропорций с низкими аттиками, они представляют собой монументальные сооружения ампира и служат до сих пор украшением Касимова (илл.135). В центре площади возвышается громадный Вознесенский собор, возведенный на месте собора 1748г. по проекту рязанского губернского архитектора Н. И. Воронихина. Его колокольня, бывшая самой высокой вертикалью города, недавно разобрана. Собор построен в стиле архитектуры второй половины XIXв. с применением в декоративной обработке фасадов не только ложнорусских мотивов, но и татарских.В соответствии с планом 1780г. были определены границы Соборной площади. Она приобрела форму вытянутого вдоль реки Оки прямоугольника, близкого к квадрату. Вскоре по периметру площадь начинает застраиваться дворянскими и купеческими домами. Наиболее интересный из них — дом Наставина — стоит в северо-восточном ее углу (угол улиц Губарева и Малой). Он построен в 1813г. княгиней Е.И.Путятиной, а свое название получил по фамилии последних владельцев — купцов Наставиных. Главный фасад его оформлен четырехколонным портиком коринфского типа на высоком белокаменном цоколе, с красивой ажурной чугунной решеткой (илл.136). Первоначальная отделка его интерьеров не сохранилась. Вся восточная сторона площади была застроена общественными зданиями: пожарным депо с каланчой (каланча в XXв. была разобрана, а депо приспособлено под универмаг), присутственными местами, духовным училищем. Последнее было построено в 1830-х гг. по проекту Гагина. На углу площади между Школьным переулком и улицей Губарева стоит особняк начала XIX в. Его скругленный угол украшен колоннами и бельведером. Когда-то он принадлежал «купецкой жене Арине Муромцевой с лавками» за аркадой в первом этаже. Дома, расположенные по южной стороне площади, так же как и дом Муромцевой сочетали жилые помещения с торговыми лавками. Дом купца Губина (угол улицы Губарева) был построен в XVIIIв. и имел в нижнем этаже галерею с арками, в которой располагались лавки с товарами. В 1843г. дом был перестроен и приобрел свой современный вид. Видное место в застройке площади занимали дома и лавки богатых винных откупщиков Алянчиковых. Их главный трехэтажный особняк с бельведером и воротами был построен архитектором Гагиным. Дом имел большой хозяйственный двор и сад. С северной стороны Соборной площади, за новым рынком, большой участок занимает двухэтажный дом с четырехколонным портиком на втором этаже. По сторонам его расположены каменные ворота и флигель, фасад которого обращен на улицу Губарева. Дом этот был построен в XVIIIв. и принадлежал земскому комиссару Ф.С.Скорнякову. За крупные услуги, которые он оказывал заводчикам Баташевым, последние в знак благодарности выстроили для него этот особняк. Известно, что парадная лестница в доме имела замечательные чугунные перила в виде лиры, отлитые на баташевском заводе в Гусе Железном. Впоследствии дом переходил от одного владельца к другому, а затем принадлежал городу. Здесь помещались земская управа, Торгово-промышленный банк, лазарет. Он подвергался многочисленным переделкам и потому от его первоначальной отделки ничего не сохранилось. В районе площади расположены еще целый ряд жилых домов первой половины XIXв. Некоторые из них принадлежат авторству архитектора Гагина. К ним относится двухэтажный особняк с мезонином на улице Воровского, 4. Особенно широко жилое строительство развернулось в Касимове после пожара 1828г., когда сгорело 218 дворов. Начинает застраиваться не только самый центр города, но и набережная Оки. На Новом посаде, на набережной реки, в начале XIXв. был построен усадебный дом, принадлежащий Барковым. В 1830-х гг. он был перестроен, и его четырехколонный портик, украшавший центральную часть фасада, был заменен шестиколонным с ложным фронтоном над ним. Толстые приземистые колонны украшены капителями наподобие коринфских. Между колоннами сделана ампирная решетка. Портик сильно выдвинут вперед. Цокольная часть его обработана пятью ложными арками, из которых лишь центральная ведет в хозяйственные помещения. Калитка и ворота одновременны перестройке. Интерьеры особняка тоже переделаны, но известно, что его зал и картинная галерея были отделаны «под мрамор». Около дома когда-то располагался большой сад с прудами, аллеями, беседками и скульптурами, выполненными из дерева. Примененные в доме Барковых в отделке фасадов детали часто встречаются в подлинных постройках Гагина, это дает основание предполагать его авторство в этом особняке. Во всяком случае перестройка 1830-х гг. несомненно велась по его проекту. Еще один дом, выстроенный по проекту Гагина, на Набережной, 77, в 1844г. для богатого кожевника П.Г.Шемякина, является примером провинциального ампира и имеет сходство в некоторых деталях с домом Барковых. Этот каменный двухэтажный особняк с антресолями и мезонином стоит внутри двора. Цокольный этаж его, перекрытый сводами и предназначенный для хозяйственных нужд, снаружи оформлен ложными арками с рустом. Внушительный четырехколонный портик поддерживает фронтон с полукруглым трехчастным окном — излюбленная архитектурная деталь для Касимова первой половины XIXв. Этот архитектурный элемент служит также основным декоративным мотивом наряду с полу колоннами и для высокой каменной ограды, окружающей усадьбу с улицы. Въездные ворота с калиткой богато оформлены столбами с тяжелыми полуколоннами и белокаменными завершениями в виде ваз. До Октябрьской революции дом принадлежал крупному торговцу каракулем — Кастрову. Все эти гражданские здания довольно полно представляют характерные особенности жилых домов Касимова начала и первой половины XIXв. Большой интерес имеют также и дома татар с лавками для товаров, построенные в XIXв. Выполненные из кирпича с белыми деталями, в которых использованы национальные мотивы, они придают особый колорит городу. Несмотря на регулярную сетку улиц, осуществленную по плану 1780г., Касимов производит очень живописное впечатление. Оно создается благодаря сильному рельефу местности: оврагам, пересекающим его, и долинам речек Северки и особенно Бабенки. Узкой лентой вьется она среди бархатного ковра зелени, внизу под высокой горой, у края которой проходили в XIIв. земляные укрепления Городца Мещерского и следы которых теперь едва угадываются. В XIXв. их исследовал и зарисовал Гагин, много сделавший не только для украшения города, но и для изучения его истории. За долиной реки Бабенки поднимается высокое плато Старого посада с березовой рощей, заброшенным татарским кладбищем и стройным силуэтом Ильинской церкви (1811—48), стоящей у самого обрыва над Окой, на остром мысу холма, между оврагами, спускающимися к реке. Застройка Старого посада сохраняет еще древний характер со свободно сложившейся планировкой территории, маленькими деревянными домами, часто тоже отделенными друг от друга оврагами и высокими заборами, напоминающими подчас частоколы. Большим украшением Касимова является широкая гладь Оки с низким заливным берегом, раскинувшимся напротив него. travelclubonline.ru |
 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров |