Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

По следам истории: Крупнейшие культурные памятники Казахстана. Достопримечательности казахстана в основу которых положены легенды


ЛЕГЕНДЫ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ · Легенды · Казахстаника · Портал «История Казахстана»

Казахские легенды, свидетельствующие о многих исторических процессах прошлого, стали неотъемлемой частью духовного наследия народа. Древние казахские легенды и предания, рассказывающие о том, как были названы реки, озера, горы необъятной степи, всегда были зеркальным отражением жизни далеких предков. 

Чаще всего в основе легенд лежит какое-то действительное, бывшее в истории событие, и чаще всего это событие привязано к конкретной местности, горе, горному перевалу, реке или озеру, которые существуют и до сегодняшнего дня, и, глядя на которые люди, например, могут сказать: «Вот эта местность называется «Гора Казыгурт» потому, что тысячи лет тому назад сюда приставал ковчег пророка Ноя после всемирного потопа». Именно такие легенды являются топонимическими, то есть объясняющими, почему данный географический объект получил такое название. 

Порой трудно отличить миф от легенды, а легенду от исторического предания. Легенды, тем более, топонимические, рассказывающие о происхождении географического названия, это особый жанр казахского фольклора. 

В Казахстане свыше 85 тысяч рек и 48 тысяч озер. Среди них 21 озеро площадью более 100 квадратных километров. В основном, реки и озера сосредоточены в Северном и Центральном Казахстане, рядом с Аральским и Каспийским морями. Каждое из них овеяно легендами и преданиями, которых столько же, сколько озер и рек. 

К топонимическим легендам также относятся сказания о горах Улутау, в которых зародилась казахстанская государственность, легенды о Бурабае, Баянауле, Караганде, Жеке батыре и многих других географических названиях. О подлинности событий, происшедших в далеком историческом прошлом, и ставших легендой, судить не приходится, поскольку на то они и легенды, чтобы быть вымышленными историями. Здесь народная фантазия, великий источник вдохновения для поэтов и писателей, сама все уже придумала и объяснила. И именно названия, их анализ, помогают ученым выявить исторические процессы, породившие то или иное обозначение. Порой изменение названия не менее информативно, чем самоназвание. 

Вслушиваясь в названия Едиль, Жаик, Тарбагатай, Каркаралы, даже умудренные опытом знатоки языка не смогут сразу объяснить, что значат эти слова. Самое, казалось бы, с виду неприметное географическое название может при более тщательном его изучении обнаружить интереснейшие моменты в своем содержании, достойные их описания или повествования в пределах целого романа. Не так редко топонимы фиксируют в себе ценнейшие сведения по этногенезу, древнейшей истории народа, являясь иногда единственным свидетельством существования в прошлом некой цивилизации. В подавляющем большинстве случаев географические и другие названия при их этимологизации дают весьма ценные данные. И это положение остается правомерным даже в том смысле, если определенный топонимический объект гора или озеро имеет или имел два или несколько названий. Так, древние греки именовали Амударью и Сырдарью – Окс и Аракс. У одного только Каспия известны имена Хвалын, Гиркан, Хазар, Хорасан, Дербент и т.д. Все названия – результат имевших место в истории событий или явлений. Поэтому для более адекватного истине представления об их первичной семантике ученым, кроме чисто лингвистических приемов реконструкции, необходимы глубокие познания по истории и этнографии. Без знания истории нельзя понять правильно и более поздние, и даже современные географические названия. 

Но есть множество легенд, напрямую связанных с действительно историческими личностями, с событиями, которые действительно происходили когда-то, но в настоящее время трудно это доказать документально, поэтому эти истории стали историями-легендами, чем они и интересны сегодняшнему читателю. Таковы, например, легенды о Коркуте, сочиненные поздними авторами-комментаторами и расшифровщиками смысла текстов музыкального и фольклорного наследия великого мудреца и композитора. 

Легенды – особый жанр устного народного творче¬ства, в котором народная фантазия свободно распоряжается фактическим материалом, произвольно истолковывая события. Например, в одном варианте легенды о Бурабае легендарного белого верблюда Бура убивает на охоте хан Касым, в другом изложении той же легенды это делают разбойники-браконьеры, то есть, легенды могут быть подвержены изменениям в зависимости от исторической конъюнктуры. 

Значительную группу легенд составляют любовные истории, завершившиеся трагедией, гибелью или разлукой возлюбленных, к ним относятся истории красавицы Айши биби, девушки Балхаш, Баян сулу и Козы Корпеш. К ним же относятся трагические любовные истории, связанные с происхождением таких географических достопримечательностей как Камень-Загадка, Шайтанколь, Алтайтас и т.д. 

Особое место занимают легенды о казахских батырах, показывающие героизм и смелость предков, отважно боровших в прошлом с безжалостными врагами. К таким легендам относятся сказания о царице массагетов Томирис (район современного Тараза), подвиг пастуха Ширака, пожертвовавшего своей жизнью в пустыне Кызылкумы во имя спасения Родины. Эти истории стали легендарными не только потому, что прошло очень много времени с тех пор, когда они происходили на самом деле, но и потому, что подтвердить их подлинность опять же никто не может, а в исторических документах они зафиксированы только один раз. Например, сказание о царице Томирис, пожертвовавшей сыном ради победы над жестоким царем персов Киром, записано только у древнегреческого историка Геродота, жившего в V веке до н.э., в его знаменитой книге «Истории». Множество было споров по поводу того, к какому народу относятся массагеты, к древним тюркам или персам, или к кому-то другому, но точно доказать кто они – массагеты – не удалось никому, хотя большинство аргументов сходится к тому, что Томирис все-таки тюркская царица. 

Точно также только один раз зафиксирована в исторических документах, в сочинении греческого военного историка Полиэна «Стратегема» легенда-сказание о подвиге пастуха Ширака, не пожалевшего своей жизни ради спасения своего народа и заведшего армию персов в жаркие пески. Топоним – достояние народа, его создание. Понять это значит быть более бережными и осторожными в обращении с ними, ибо они – история народа. Последнее правомерно и тогда, когда одно или иное название возникает в настоящее время. 

Топонимы в некотором смысле – зеркало народной жизни, его быта, морально-этических представлений, эстетических понятий, верований, древних традиций, народной мудрости и т. п. Сколько познавательной ценности содержит в себе, например, семантика слова Сарыарка – название огромного региона Казахстана. Туран, Тюркский каганат, Вели¬кая Степь, Золотая Орда, Казахское ханство, Туркестанский край – это разные названия одной и той же страны. Казахская земля и в глубокой древности были цветущею страной, в которой зародилась и достигла окончательного развития одна из древнейших цивилизаций мира – степная цивилизация. «…Географические названия, являясь продуктом векового творчества народа, аккумулируют в себе богатейшую информацию. Именно поэтому они являются предметом изучения и лингвистов, и историков, и искусствоведов, и географов, и этнографов, и археологов, и представителей многих других дисциплин. Одной из основных функций истинно народных топонимов является, если можно так выразиться, их адресная, номинативная функция. И эта их роль в наш век интенсификации на всех уровнях – и между людьми разных народов, и различными государствами в век научно-технической революции и социально-экономического прогресса – значительно возрастает. Соответственно должна быть более высокой ответственность людей за сохранение топонимических памятников в их правильной форме», – писал в свое время казахский писатель, историк Акселеу Сейдимбеков в книге этнографических очерков «Поющие купола».

e-history.kz

семь трагичных историй о великой любви

Проходят столетия, и в потоке истории забываются детали, краски и лица. Но по бескрайним степям казахской земли развеваются сказы о трагических судьбах и самоотверженной любви.

В камнях и в водах, в воздухе и наскальных рисунках застыли легенды воинственного степного народа. Sputnik Казахстан расскажет читателю о легендарных историях влюбленных, их бездонных чувствах и о тех местах, что согласно преданиям стали последним пристанищем любящих сердец.

Мавзолей Козы Корпеш − Баян Сулу (V-VII век, Восточно-Казахстанская область, Аягузский район)

История любви Козы Корпеш и Баян Сулу навечно застыла в камнях гробницы. Величественный мазар высотой 11,65 метров воздвиг дядя Козы Корпеш — Тайлак би. По степи еще разносятся напевы трагической легенды, в которой до сих пор слышны клятвы Сарыбая и Карабая поженить еще не рожденных Козы и Баян. После смерти Сарыбая на охоте, Карабай, забыв обещания, решает отдать свою дочь местному борцу Кодару. Ревнивый палуан убивает возлюбленного будущей супруги. Опечаленная Баян мстит за Козы и оставляет умирать Кодара в колодце. А после вонзает острый клинок себе в сердце на могиле любимого.

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Мавзолей Козы Корпеш-Баян Сулу, (Восточно-Казахстанская область)

Скала Жумбактас (озеро Бурабай, Акмолинская область)

Сотни влюбленных со всех уголков страны держат свой путь в Кокшетау, чтобы своими глазами увидеть великолепие загадочного камня "Жумбактас". На каменной скале с одной стороны можно заметить девушку с развевающимися на ветру волосами, с другой — лодку. По легенде дочь богатого бая сбежала с возлюбленным, бедным акыном, от своего отца. Но спрятаться молодым не удалось. Сыновья бая своими стрелами убили безродного джигита. Опечаленная горем девушка молит бога превратить ее в камень. С тех пор она навечно соединилась с природой в тихой глади озера Бурабай в виде каменного изваяния.

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Скала "Жумбактас", озеро Боровое (Акмолинская область). Историческое название - Аулиеколь, что в переводе означает "Священное озеро"

Мавзолей Енлик-Кебек (XVIII век, Восточно-Казахстанская область, Абайский район)

Две надгробные плиты с надписями "Енлик − Кебек" молчаливо хранят в себе память о жестокости, бессмысленной семейной вражде и трагической любви. Как шекспировские Ромео и Джульетта, так и батыр Кебек и красавица Енлик стали жертвой междоусобиц двух родов. Плодом их всеобъемлющей любви стал сын, но счастье сердец длилось недолго. Степной авторитет Кенгирбай би решает казнить пару. Енлик и Кебек умерли жестокой смертью: их привязали к хвосту лошади, а обезображенные трупы бросили в могилу. Их сына, которому было всего 4 месяца, оставили на произвол судьбы.

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Мавзолей Енлик-Кебек, (Восточно-Казахстанская область)

"Шайтанколь" ("Чертово озеро", Карагандинская область, город Каркаралинск)

История озера глубиной 1200 метров с устрашающим названием наполнена мраком. Легенды степи гласят, что именовать его "Шайтанколь" стали после того, как таинственные воды погубили три молодые жизни. В далекие времена дочь богача Сулушаш полюбила Алтая, сына бедняка и служанки. Не получив благословения строптивого отца, влюбленные вместе с общим другом Кайсаром бежали из родного дома. Свои дни молодые проводили возле Каркаралинска, охотясь на животных и птиц. Но в один трагический день Алтай срывается со скалы и разбивается насмерть, а Сулушаш тонет в озере, пытаясь спастись от свирепого льва. Убитый горем Кайсар бросается с обрыва.

© Sputnik / Анатолий Устиненко

"Шайтанколь", что в переводе с казахского означает "Чертово озеро"

Народная песня "Кусни-Корлан"

Трагические мотивы народной песни "Кусни-Корлан" заставляют сердца слушателей трепетать и переживать за тех, кто больше никогда не сможет воссоединиться. Так могут любить только вольные народы бескрайних степей — один раз и навсегда. Кусни и Корлан — имена дочерей богатого бая, в которых были влюблены все джигиты степи. Народный любимчик и певец Естай всем сердцем был восхищен красотой Корлан, но влюбленным быть вместе было не суждено. Корлан вышла замуж не по своей воле за богача и родила четырех детей. Естай всю свою жизнь хранил подаренное ею кольцо, которое осталось при нем даже после смерти.

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Мотивы народной песни заставляют сердца трепетать и переживать за тех, кто больше никогда не сможет воссоединиться

Мавзолей Айша биби (XII век, город Тараз)

Мавзолей Айша биби по праву считается музеем-хранилищем орнаментальных сокровищ Центральной Азии. Массивные колонны длиной 3,4 м украшены красивейшими узорами и арабской вязью. " Осень… Тучи… Земля прекрасна", — такие слова высечены на одной из них. Гробница была воздвигнута батыром Караханом, который влюбился в дочь своего заклятого врага. По древней легенде Айша биби и Карахан, не получив благословения, бежали из родного аула, но жестокие стражники хитростью подложили в головной убор Айша биби ядовитую гадюку, которая укусила девушку. Перед смертью батыр понес невесту в ближайший аул к мулле и поклялся любить ее вечно. Рассказывают, что до самой смерти батыр Карахан, облачившись в белые одеяния, охранял могилу Айша биби.

© Sputnik / Анатолий Устиненко

Мавзолей Айша-Биби, (Жамбылская область)

Озеро Балхаш (юго-восток Казахстана, Балхаш-Алакольская котловина)

В чистых водах Балхаша, крупнейшего солёного озера в стране, погибли два любящих сердца, которые не смогли жить друг без друга. По древней казахской легенде, юная красавица по имени Балхаш из богатой семьи полюбила джигита-бедняка. Узнав об этом, в порыве злобы и ярости родной отец решает насильно выдать дочь замуж за другого и приказывает утопить возлюбленного Балхаш в озере. Узнав о жестокости отца, девушка накануне свадьбы решает прыгнуть в объятия волн и умереть вслед за любимым.

© AFP 2018 / PATRICK BAZ

Озеро "Балхаш" с высоты птичьего полета

ru.sputniknews.kz

Главные достопримечательности Казахстана: фото, названия и описание

Туристические поездки в страны бывшего советского союза сегодня набирают большую популярность. И на то есть ряд довольно весомых причин. Во-первых – это безвизовый въезд, сравнительно недорогая стоимость туристических маршрутов и отсутствие необходимости знать иностранный язык.

Проблема заключается лишь в том, что далеко не всегда существуют готовые маршруты для туристов, и нередко заниматься планированием будущего путешествия приходится самостоятельно. Для того, что бы сделать правильный выбор было проще, стоит детально рассмотреть все достопримечательности той или иной страны. В данной статье речь пойдёт о достопримечательностях Казахстана.

Очевидно, что главной достопримечательностью этой братской страны является бескрайняя степь, которая хранит в себе множество бесценных артефактов напрямую связанных с историей человечества. Помимо прочего земля Казахстана богата огромным количеством природных памятников и примечательными объектами современной культуры.

Мавзолей Айша-Биби

Данный мавзолей является единственным памятником в Центральной Азии, с фасадом, который полностью украшен резной терракотой. История появления мавзолея связана с красивой легендой о молодом батыре, который влюбился в красавицу Айшу.

Чувства оказываются взаимными, но по трагичной случайности девушка погибает от укуса ядовитой змеи. Именно на месте её гибели молодой батыр и воздвиг мавзолей, равных которому нет и по сей день. В настоящее время мавзолей Айша-Биби по праву считается хранилищем культурных сокровищ центральной Азии, а технология постройки не разгадана учёными до сих пор.

Мавзолей находится под защитой и включен в список самых ценных архитектурных сооружений человечества.

Местоположение: село Айша-Биби Жамбылского района.

Мавзолей Бабаджа-Хатун

Отличительной чертой этого мавзолея является необычная форма его купола, которая не встречается больше нигде. Он выполнен по принципу «зонтика» и имеет шестнадцать рёбер. Помимо высокой архитектурной ценности мавзолей так же является объектом паломничества и относится к святым местам в мусульманском мире.

Местоположение: село Айша-Биби Жамбылского района.

Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави

Мавзолей был простроен примерно в пятнадцатом веке в городе Туркестан, расположенном на Юге Казахстана. С ним так же связана древняя легенда, если верить которой, поэт и философ Ходжа Ахмед Яссави в возрасте 63 лет отрёкся от мирской жизни и остаток своих лет провёл в уединённой келье.

После смерти его похоронили с почестями в небольшом мавзолее. Но спустя двести лет по приказу Амир Тимура на могиле Яссауи воздвигли новое сооружение, однако до смерти Тимура успевают построить только купол небесно-голубого цвета, который  на сегодняшний день является самым большим в центральной Азии. Это место так же имеет большое значение в Исламской культуре и является объектом паломничества.

Местоположение: Туркестан.

Руины города Отрар

Руины одного из древнейших городов средней Азии имеют поразительную историческую, культурную и как следствие туристическую ценность. Город находился на одной из главных веток шёлкового пути и являл собой крупный торговый, ремесленный и культурный центр.

Территориально руины древнего города находятся в Южном Казахстане недалеко от села Талапты, в окрестностях которого возможно встретить огромное количество различных исторически-важных достопримечательностей. Так же в этой местности присутствуют развалины большого количества более мелких поселений, так что изучать эту территорию можно довольно долго.

Космодром Байконур

Наверное, нет человека, проживающего на территории бывшего СССР, который не слышал бы о космодроме Байконур. Ко всему прочему он так же широко известен и по всему миру. Байконур представляет собой первый и крупнейший в мире космодром, история его названия весьма необычна и возникла в связи со шпионскими играми Советских разведчиков, которые стремились запутать потенциального противника.

Дело в том, что на территории Казахстана действительно существует город Байконур, и расположен он относительно недалеко от космодрома, но по факту город и космодром являются разными географическими точками. Раньше космодром считался объектом закрытого типа, однако в настоящее время у туристов появилась возможность централизованно посещать запуски ракет. Ко всему прочему посещение предполагает довольно интересную обзорную экскурсию.

Каньон Чарын

В народе это природное чудо называют младшим братом Большого Каньона в США. Его возникновение связано с сильным и быстрым течением реки Чарын, протекающей среди голой степи. Территориально каньон находится на расстоянии чуть менее двухсот киллометров от Алматы. Обтёсанные быстрым течением каменные глыбы имеют необычную форму и привлекают своей красотой туристов из многих стран мира.

Местоположение: Чарынский национальный парк.

Урочище Тамгалы-Тас

Это историческое место примечательно для туристов в первую очередь из-за обнаруженных здесь наскальных рисунков. Именно тут на скалах были найдены чудесной красоты изображения Будды и Бурханов. Наскальная живопись так же сопровождалась тибетскими надписями и необычной техникой резьбы по камню. Любителям древней культуры точно найдется, на что посмотреть.

Местоположение: 120 км от города Алматы.

Аксу-Жабаглинский заповедник

Первый национальный парк Казахстана, основанный ещё в 1926 году. Площадь парка составляет 740 квадратных километров, а основной достопримечательностью считается каньон реки Аксу, глубина которого составляет пятьсот метров, а длина восемнадцать километров.

Местоположение: У хребта Таласский Алатау(в западном конце) в Толебийском, Тюлькубасском и Байдибекском районах Южно-Казахстанской области.

Алтын-Эмель

Ещё один национальный природный парк, который расположен в долине реки Или. Примечателен тем, что на  его территории встречается большое количество уникальных природных и исторических объектов различной ценности. Наибольшую известность из них получила дюна «Поющий Бархан».

Боровое

В Казахстане это место называют Бурабай. Является местом массового отдыха. Красивая природа, горы, озёра, оборудованные туристические зоны всё это создаёт достаточно благоприятную атмосферу не только для индивидуальных поездок, но и для семейных выездов. На территории курортов так же находится большое количество оздоровительных лечебниц, которые знамениты применением нетрадиционной медицины.

Дворец мира и согласия в Астане

Современная архитектурная достопримечательность, построенная в 2006 году. Многие Казахстанцы даже причисляют её к одному из чудес света. И на самом деле сооружение поражает своей оригинальностью. Появился дворец с подачи главы государства Нурсултана Назарбаева, сегодня в нём проходят съезды с участием мировых лидеров и представителей традиционных религий.

Местоположение: проспект Тауелсиздик — 57.

Спортивный комплекс Медео

Крупнейший в мире высокогорный спортивный комплекс расположен в урочище Заилийского Алатау недалеко от Алматы. Всего в «Медео» было установлено более 120 мировых рекордов. Помимо спортивных мероприятий в течении нескольких лет «Медео» переоборудовался в крупную концертную площадку для проведения известного музыкального фестиваля «Голос Азии» с участием многих мировых знаменитостей.

Местоположение: улица Горная — 465.

Мечеть Нур-Астана

Не смотря на то, что данная мечеть достаточно молодая и была построена только в 2005 году, уже сегодня она имеет большое культурное и религиозное значение и является одной из крупнейших культурных достопримечательностей не только Астаны, но и Казахстана в целом. Нур-Астана является второй по величене мечетью в средней Азии.

Местоположение: проспект Кабанбай Батыра — 36.

Телебашня «Коктобе»

Телебашня «Коктобе» располагается почти на вершине одноимённой горы, расположенной в Юго-Восточной части Алматы. Её особенностью является её высота, которая составляет 371 метр над землёй, при этом сама башня располагается в на высоте полтора километра над уровнем моря. Телебашня «Коктобе» по праву входит в двадцатку самых высоких телебашен в мире.

Алма-Атинский зоопарк

Один из первых зоопарков, появившихся на территории республики Казахстан. Он был создан в 1937 году и успешно существует, и по сей день. Расположен он в предгорье «Коктобе» Площадь его просто огромна, условно зоопарк поделён на семь сегментов: хищники, млекопитающие, копытные, приматы, аквариум и т.д. Для животных и птиц оборудованы специальные вольеры, клетки и водоёмы.

Местоположение: улица Орманова — 66.

Вознесенский кафедральный собор Алматы

Рекомендуется к посещению гостям города, собор расположен в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Его полное название – Свято-Вознесенский кафедральный собор Русской православной церкви. Является довольно ценным объектом культурного и архитектурного наследия.

Местоположение: улица Гоголя — 40.

Карта Казахстана «Атамекен»

Данная достопримечательность расположена в Астане. Казахстан – довольно большая страна, а её культурные достопримечательности раскиданы порой по самым удалённым уголкам.

Масштабная карта страны «Атамекен» даёт туристам возможность ознакомиться с основными культурными местами страны всего за несколько часов. Ну а в случае, если что-нибудь вызывает особый интерес, то тогда уже можно ехать на место имею при себе небольшой набор знаний.

Местоположение: Коргалжинское шоссе — 2/1.

Музей первого президента республики Казахстан

Музей целиком посвящён новейшей истории государства с момента обретения независимости. Стоит отметить, что в музее содержится огромное количество уникальных исторических документов взятых из архивов.

Местоположение: проспект Абая — 11.

Монумент «Астана-Байтерек»

Настоящий символ столицы Казахстана, величественный монумент, значение которого трактуют как независимость и стремление к возрождению.

Местоположение: Байтерек.

Другие достопримечательности:

dostoprimechatelnosti-m.ru

Открытый урок на тему : «Исторические легенды Казахстана»

Открытый урок на тему :  «Исторические легенды Казахстана»

Цели :  

Формировать чувство гордости за свою Родину, изучить легенды казахского народа.

Развивать умение учащихся  работать с дополнительной литературой, память, мышление, мелкую моторику.

Осуществлять гражданско-патриотическое воспитание

Оборудование:   слайд, рисунки, картинки, выставка.

                                                Ход занятия

1.Орг.момент

2.Сообщение темы и цели

3.Вступительное слово воспитателя

1.ученик

Я стою на горе, Казахстан предо мной

Я смотрю  напрягая вниманье и зренье

И не в силах я скрыть своего изумленья

Перед этой прекрасной,могучей страной

Нет во всем мире уголка теплее чем родной дом, родная земля которая богата преданиями. Проходят века, а предания живут.

Независимый   Казахстан с чудной природой своей,со скрытыми причудами подземных богатств, все чаще привлекает внимание туристов. До сих пор он таил в своих широких просторах никому неизвестные разносторонние особенности исторических и культурных памятников и ценностей. В Казахстане немало мест для туризма. Они в условном порядке разъединяются на различные регионы как Западный,Восточный, Южный, Северный, Центральный Казахстан. У каждого из них есть присущие себе природные и историческое замечательные просторы. В одной из книг Бека можно прочитать удивительную легенду о создании Казахстана. Она гласит;,В дни соотворения мира бог создал небо,землю,моря и океаны,все страны,все материки,а про Казахстан забыл. Вспомнил в последнюю минуту,а материала уже нет. От разных мест быстренько отхватил он кусочек-краешек у Америки,крошку  Италии, отрезок африканской пустыни, полоску Кавказа, сложил и прилепил туда где положено быть Казахстану. Не поверить в эту легенду почти невозможно,потому что на нашей удивительной земле можно найти все; Заглянем в глубь веков познакомимся с легендами  нашей Родины. Ведь именно в этой стране почти о каждой достопримечательности слажена легенда.

Одним из самих  удивительных мест является  город Туркестан.Город Туркестан –древний город наших прадедов.Он расположен между реками Каратау и Сырдарья,на великом Шелковом пути.По нему  шли в город нескончаемые вереницы караванов.В давние времена город назывался Шабгар,позднее его переименовали в город Яссы.Слово  Туркестан означает место,где остановились тюрки.С древних  времен наши прадеды входят в тюркские племена.Они возводили этот город,открывали учебные заведения-медресе.Старшим учителем в одном из них в Туркестане был Ходжи Ахмет Яссауи.  Вашему вниманию видеоролик.

Песня «Туркестан»

Кл. руководитель: Наши дети рассказывают стихи о Туркестане.

2 ученик

 О Туркестан, восьмое чудо света, обетованная земля

Позволь мне приклонится пред тобой

Нам посчастливилось родится на светой земле! 

3 ученик     

Величие твое проверено веками, ниспослан нам судьбой

Пророком свыше дан, ты создан по завету Тамерлана

Священный для Востока – Туркестан.

4 ученик 

 Священность  мест мы чувствуем

Когда подходим тихо к Мавзолею, 

Арыстанбаб, Ахмет Яссауи

Кто прикоснулся к вам, тот стал мудрее.

 

Кл. руководитель: «Дети  должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».Ребята сейчас я вам раздам сюжетные картинки о городе Туркестан.И мы вместе с вами раскрасим эти рисунки.  куй

Следующий загадочный город который хранит в себе тайны и секреты отечественной истории. Что расскажет нам этот город о жизни наших предков об их подвигах и самоотверженных поступках? Город  Отырар  один из крупных городов,появивщихся  в  казахской степи в средние века. Второе  его  название-Фараб.Он располагался на перепутье рек Арыси и Сырдарьи.Основным занятием жителей этого древнего города было ремесленничество.Город в своей истории много раз подвергался разрушениям и много раз заново рождался.Отрар был красивым городом,широкими улицами и каменными домами.Его окружали высокие стены для защиты от врагов. Вашему вниманию видеоролик.

 стих об Отраре

5 ученик

Мы знаем немало о красоте Отрара,

Который постигла ужасная кара

И эта же участь других городов Казахстана

Постигла жестокая рука Чингисхана.

6 ученик

В  твоих гробницах.мощи  древних предков

Великих Ханов,нам роднойземли

Отрар Великий, Слава  наших дедеов

Здесь много воинов,за нашу степь  легли.

7 ученик

Когда пройдешь ты по святым местам

Как  будто Вас очистил сверху кто-то

И ты поймешь,что здесь живет душа

Великого  Казахского народа

 Одним еще удивительных мест является «Роща танцующих берез,,  в национальном парке  Боровое.О появлении этой рощи существует множество различных легенд. Одна из них гласит, что когда-то в давние времена у подножия горы Бурабай жил народ, который часто устраивал многолюдные празднества с различными конкурсами, сопровождающиеся песнями и танцами. Посмотреть на столь веселый народ захотелось и хану. Но появиться в своем собственном  обличии он не мог, так как знал, что как только они увидят его, будут смущены и не смогут вести себя также непосредственно. Поэтому на праздник он отправился с одним лишь охранником, переодевшись в обычную одежду. Когда праздник был в самом разгаре, на поляну выбежали девушки одна краше другой. Хан настолько увлекся столь потрясающим зрелищем, что забылся и выбежал с возгласом : «Долгих лет вашей красоте!»  Девушки же узнав правителя, так были смущены и испуганы, что застыли на том же самом месте, превратившись в белые березы. Так и исполнилось пожелание хана. По сей день красота  девушек в виде грациозных берез привлекает как местных  жителей, так и туристов. «Роща танцующих берез» в Боровом – это уникальное место, попав в которое, вы будто соприкоснетесь с миром загадочной природы и таинственных  легенд.

Кл. руководитель:  Вашему вниманию стихи о Бурабае           

8 ученик                                                                                

Бурабай – у основанья Окжетпеса   

Горы обрывистой, крутой, 

Родник, звенящий среды  леса       

большой становится водой.

9 ученик

Он сотни кочек огибая, 

потом ласкает валуны

Волной высокой Бурабая,

что помнит песни старины.

10 ученик

А валуны,как будто седла,

недвижимы, но на волне

Качаются и где-то сонно,

прибой вздыхает о коне

11 ученик

Глядятся сосны в гладь без грая,

 ну где, скажи, еще найдешь

Прекрасней сосен Бурабая,

зеленых шишек крупный дождь

12 ученик

А рядом с соснами березы,

седые держат облака

Да так, что на коре белесой,

чернеют мышцы по бокам

13 ученик

Мне каждый холм знаком и дорог,

ведь это Родина, она

Вся, от стволов и до иголок,

как книга, переплетена

Кл. руководитель:

Ребята, народ Казахстана богат различными легендами о музыке, музыкальных инструментах. А сегодня я вам расскажу легенду о домре и о Коркыте.

Легенда о домбре

В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всем на свете забывает. Старший брат был самолюбивым  и тщеславным. Вот однажды  захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост  строить.  А   младший брат все играет да играет. Так день прошел, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Видеоролик «Легенда о домбре»

Казахский танец «Домбра»

Кл. руководитель: Легенда о Коркыте.

На берегу Сырдарьи когда-то жил прародитель казахов –Коркыт. Он побывал во всех концах света и не обрел нигде вечности. Боясь, что на земле его застигнет смерть, он расстелил на воде чудесный ковер и стал плавать на нем по Сырдарье, неустанно наигрывая на кобызе. Коркыта слушали птицы, останавливая свой полет, звери Сары-Арки приходили на берег Сырдарьи послушать его, река времени останавливала свое течение, чтобы послушать звуки кобыза. Даже смерть не могла подступиться к нему.

В один из таких дней мудрец, расстелив на бушующей реке Сырдарье свой ковер, играл на кобызе очередной кюй. Услышав поистине волшебный звук кобыза, 40 девушек с Сары-Арки побежали послушать музыку и увидеть исполнителя. Среди них была хромая девушка. Сверстницы смеялись над ней, упрашивая остаться.  Вначале звук кобыза казался им совсем рядом. Они шли очень долго. В горячих песках Каракумов смерч настигал одну за другой. До Сырдарьи дошла только хромая девушка. Увидев волшебного музыканта, она испустила дух. До сих пор среди барханов сохранились 39 холмиков и около реки место гибели хромой девушки, которая шла к  прекрасному.

Видеоролик Коркыт без слов.

Кл. руководитель:

Следующий путь лежит в столицу нашей Родины.город Астану.В этом молодом,быстрорастущем городе много замечательных архитектурных построек,которые объязательно станут историческими памятниками нашей Родины.Одним из таких памятников является архитектурный комплекс «Астана-Байтерек» Этот монумент символизирует священное дерево-дерево мудрости и стойкости. Видеоролик.

 

Кл. руководитель:Круг «От сердца к сердцу»

Я приглашаю  вас в круг «От сердца к сердцу».Благодарю вас и предлагаю снова обратится со словами благодарности к нашей Родине.Давайте скажем ей свои добрые пожелания!

Кл. руководитель:

Мои просторы-КазахстанаЛюблю я вас всегда, мои просторы,Леса, моря,цветущие поля.Красивы, высоки и наши горы,Любимая ты Родина моя!Люблю тебя, как землю золотую,Расти и процветай, земля моя

Мы с вами сегодня изучили лишь некоторые легенды Казахстана.Но изучение этой темы нельзя считать завершенной.Еще очень много легенд казахского народа.

Спасибо всем вам!

Просмотр содержимого документа «Открытый урок на тему : «Исторические легенды Казахстана»»

Открытый урок на тему : «Исторические легенды Казахстана»

Цели :

Формировать чувство гордости за свою Родину, изучить легенды казахского народа.

Развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой, память, мышление, мелкую моторику.

Осуществлять гражданско-патриотическое воспитание

Оборудование: слайд, рисунки, картинки, выставка.

Ход занятия

1.Орг.момент

2.Сообщение темы и цели

3.Вступительное слово воспитателя

1.ученик

Я стою на горе , Казахстан предо мной

Я смотрю напрягая вниманье и зренье

И не в силах я скрыть своего изумленья

Перед этой прекрасной ,могучей страной

Нет во всем мире уголка теплее чем родной дом, родная земля которая богата преданиями. Проходят века, а предания живут..

Независимый Казахстан с чудной природой своей ,со скрытыми причудами подземных богатств, все чаще привлекает внимание туристов. До сих пор он таил в своих широких просторах никому неизвестные разносторонние особенности исторических и культурных памятников и ценностей. В Казахстане немало мест для туризма. Они в условном порядке разъединяются на различные регионы как Западный ,Восточный, Южный, Северный, Центральный Казахстан. У каждого из них есть присущие себе природные и историческое замечательные просторы. В одной из книг Бека можно прочитать удивительную легенду о создании Казахстана. Она гласит;,В дни соотворения мира бог создал небо ,землю,моря и океаны,все страны,все материки,а про Казахстан забыл. Вспомнил в последнюю минуту,а материала уже нет. От разных мест быстренько отхватил он кусочек-краешек у Америки ,крошку Италии, отрезок африканской пустыни, полоску Кавказа, сложил и прилепил туда где положено быть Казахстану. Не поверить в эту легенду почти невозможно ,потому что на нашей удивительной земле можно найти все; Заглянем в глубь веков познакомимся с легендами нашей Родины.. Ведь именно в этой стране почти о каждой достопримечательности слажена легенда.

Одним из самих удивительных мест является город Туркестан.Город Туркестан –древний город наших прадедов.Он расположен между реками Каратау и Сырдарья,на великом Шелковом пути.По нему шли в город нескончаемые вереницы караванов.В давние времена город назывался Шабгар,позднее его переименовали в город Яссы.Слово Туркестан означает место,где остановились тюрки.С древних времен наши прадеды входят в тюркские племена.Они возводили этот город ,открывали учебные заведения-медресе.Старшим учителем в одном из них в Туркестане был Ходжи Ахмет Яссауи. Вашему вниманию видеоролик.

Песня «Туркестан»

Кл. руководитель: Наши дети рассказывают стихи о Туркестане.

2 ученик

О Туркестан, восьмое чудо света, обетованная земля

Позволь мне приклонится пред тобой

Нам посчастливилось родится на светой земле!

3 ученик

Величие твое проверено веками, ниспослан нам судьбой

Пророком свыше дан, ты создан по завету Тамерлана

Священный для Востока – Туркестан.

4 ученик

Священность мест мы чувствуем

Когда подходим тихо к Мавзолею,

Арыстанбаб, Ахмет Яссауи

Кто прикоснулся к вам, тот стал мудрее.

Кл. руководитель: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».Ребята сейчас я вам раздам сюжетные картинки о городе Туркестан .И мы вместе с вами раскрасим эти рисунки. куй

Следующий загадочный город который хранит в себе тайны и секреты отечественной истории. Что расскажет нам этот город о жизни наших предков об их подвигах и самоотверженных поступках? Город Отырар один из крупных городов ,появивщихся в казахской степи в средние века. Второе его название-Фараб.Он располагался на перепутье рек Арыси и Сырдарьи.Основным занятием жителей этого древнего города было ремесленничество.Город в своей истории много раз подвергался разрушениям и много раз заново рождался.Отрар был красивым городом,широкими улицами и каменными домами.Его окружали высокие стены для защиты от врагов. Вашему вниманию видеоролик.

стих об Отраре

5 ученик

Мы знаем немало о красоте Отрара,

Который постигла ужасная кара

И эта же участь других городов Казахстана

Постигла жестокая рука Чингисхана.

6 ученик

В твоих гробницах.мощи древних предков

Великих Ханов,нам роднойземли

Отрар Великий, Слава наших дедеов

Здесь много воинов,за нашу степь легли.

7 ученик

Когда пройдешь ты по святым местам

Как будто Вас очистил сверху кто-то

И ты поймешь,что здесь живет душа

Великого Казахского народа

Одним еще удивительных мест является «Роща танцующих берез,, в национальном парке Боровое.О появлении этой рощи существует множество различных легенд. Одна из них гласит, что когда-то в давние времена у подножия горы Бурабай жил народ, который часто устраивал многолюдные празднества с различными конкурсами , сопровождающиеся песнями и танцами. Посмотреть на столь веселый народ захотелось и хану. Но появиться в своем собственном обличии он не мог, так как знал , что как только они увидят его, будут смущены и не смогут вести себя также непосредственно. Поэтому на праздник он отправился с одним лишь охранником, переодевшись в обычную одежду. Когда праздник был в самом разгаре , на поляну выбежали девушки одна краше другой. Хан настолько увлекся столь потрясающим зрелищем , что забылся и выбежал с возгласом : «Долгих лет вашей красоте!» Девушки же узнав правителя, так были смущены и испуганы, что застыли на том же самом месте, превратившись в белые березы. Так и исполнилось пожелание хана. По сей день красота девушек в виде грациозных берез привлекает как местных жителей, так и туристов. «Роща танцующих берез» в Боровом – это уникальное место, попав в которое, вы будто соприкоснетесь с миром загадочной природы и таинственных легенд.

Кл. руководитель: Вашему вниманию стихи о Бурабае

8 ученик

Бурабай – у основанья Окжетпеса

Горы обрывистой , крутой,

Родник, звенящий среды леса

большой становится водой.

9 ученик

Он сотни кочек огибая,

потом ласкает валуны

Волной высокой Бурабая,

что помнит песни старины.

10 ученик

А валуны ,как будто седла,

недвижимы, но на волне

Качаются и где-то сонно,

прибой вздыхает о коне

11 ученик

Глядятся сосны в гладь без грая,

ну где, скажи, еще найдешь

Прекрасней сосен Бурабая,

зеленых шишек крупный дождь

12 ученик

А рядом с соснами березы,

седые держат облака

Да так , что на коре белесой,

чернеют мышцы по бокам

13 ученик

Мне каждый холм знаком и дорог,

ведь это Родина, она

Вся, от стволов и до иголок,

как книга , переплетена

Кл. руководитель:

Ребята, народ Казахстана богат различными легендами о музыке, музыкальных инструментах. А сегодня я вам расскажу легенду о домре и о Коркыте.

Легенда о домбре

В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет , так обо всем на свете забывает. Старший брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат все играет да играет. Так день прошел, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Видеоролик «Легенда о домбре»

Казахский танец «Домбра»

Кл. руководитель: Легенда о Коркыте.

На берегу Сырдарьи когда-то жил прародитель казахов –Коркыт. Он побывал во всех концах света и не обрел нигде вечности. Боясь, что на земле его застигнет смерть, он расстелил на воде чудесный ковер и стал плавать на нем по Сырдарье, неустанно наигрывая на кобызе. Коркыта слушали птицы, останавливая свой полет, звери Сары-Арки приходили на берег Сырдарьи послушать его, река времени останавливала свое течение, чтобы послушать звуки кобыза. Даже смерть не могла подступиться к нему.

В один из таких дней мудрец, расстелив на бушующей реке Сырдарье свой ковер, играл на кобызе очередной кюй. Услышав поистине волшебный звук кобыза, 40 девушек с Сары-Арки побежали послушать музыку и увидеть исполнителя. Среди них была хромая девушка. Сверстницы смеялись над ней, упрашивая остаться. Вначале звук кобыза казался им совсем рядом. Они шли очень долго. В горячих песках Каракумов смерч настигал одну за другой. До Сырдарьи дошла только хромая девушка. Увидев волшебного музыканта, она испустила дух. До сих пор среди барханов сохранились 39 холмиков и около реки место гибели хромой девушки, которая шла к прекрасному.

Видеоролик Коркыт без слов.

Кл. руководитель:

Следующий путь лежит в столицу нашей Родины.город Астану.В этом молодом,быстрорастущем городе много замечательных архитектурных построек,которые объязательно станут историческими памятниками нашей Родины.Одним из таких памятников является архитектурный комплекс «Астана-Байтерек» Этот монумент символизирует священное дерево-дерево мудрости и стойкости. Видеоролик.

Кл. руководитель:Круг «От сердца к сердцу»

Я приглашаю вас в круг «От сердца к сердцу».Благодарю вас и предлагаю снова обратится со словами благодарности к нашей Родине.Давайте скажем ей свои добрые пожелания!

Кл. руководитель:

Мои просторы-КазахстанаЛюблю я вас всегда, мои просторы,Леса, моря,цветущие поля.Красивы, высоки и наши горы,Любимая ты Родина моя!Люблю тебя, как землю золотую,Расти и процветай, земля моя

Мы с вами сегодня изучили лишь некоторые легенды Казахстана.Но изучение этой темы нельзя считать завершенной.Еще очень много легенд казахского народа.

Спасибо всем вам!

kopilkaurokov.ru

Легенды о казахских батырах — catch.today

Существует великое множество легенд о батырах. Их подвиги и достижения останутся в истории казахского народа навечно. Подобные мифы и сказки давно уже обрели статус культурного наследия, они переходят из поколения в поколение, никак не искажаясь. Мы предлагаем вам познакомиться с самыми интересными и захватывающими легендами о казахских батырах.

Кобланды батыр и сказ о потерянном времени

Вот уже на протяжении многих лет эта загадочная и мистическая история Кобланды батыра ставит в замешательство самых опытных ученых. Великий воин принимал участие во многих битвах с перерывом в несколько десятков лет. Одна из казахских легенд гласит, что по странному стечению обстоятельств батыр попал на остров Барсакельмес, на котором провел три дня, в то время как в реальном мире прошло аж 33 года.

Об этом странном происшествии бытует несколько легенд. Из достоверных источников выяснилось, что Кобланды батыр принимал непосредственное участие в зарождении Казахского ханства. Будучи вождем кипчаков, он поддержал ханов Жанибека и Керея. Произошло это событие в 1465 году. Также в исторические сводки попала схватка с бием Акжолом, которого он случайно убил. Именно это повлияло на первый серьезный кризис Казахского ханства.

Между тем, есть и иные поверья. Из достоверных источников выяснилось, что Кобланды под знаменем Золотой орды Токтамыша сражался с армией железного Тимура. В одной из баталий Кобланды чуть было не лишил жизни копьем насквозь железного Тимура, но ему удалось лишь повредить его ногу. Только битва эта состоялась на реке Терек в 1395 году. Интервал между этими двумя датами насчитывает целых 70 лет. Назревает несколько вопросов: где же все это время находился Кобланды, куда он мог исчезнуть на более чем полстолетия, интереснее всего в этом моменте то, как после всех этих лет ему удалось остаться несокрушимым воином, способным повергнуть врага трехметровой саблей.

Также история гласит, что Кобланды принимал участие еще и в походе на Казань вместе с ногайцами. Помимо этого, он сражался с кызылбашами, которые намеревались возвести ханство на территории Дагестана. Все эти события случились сразу же после распада Золотой орды, то есть за 60 лет до возникновения казахского ханства. Можно предположить, что во время появления Казахского ханства батыр был уже в 90-летнем возрасте. Маловероятно, что он был в хорошей физической форме, чтобы одолеть бия Акжола.

Ответом на эту задачу служит сказание об острове Барсакельмес. Согласно ему, преследуемый врагами народный герой переплыл Арал и очутился на пустынном острове. На нем он проспал три дня кряду, после чего двинулся в обратный путь. Вернувшись, он понял, что прошло уже 33 года. Все его враги стали седыми стариками, а любимая жена — старухой. С тех пор остров Барсакельмес и обрел в народе дурную славу. Возможно, ловушка существует и по сей день.

Легенда о Толагай батыре

Жили когда-то в степях Сарыарки несколько кочевых племен. Всего у них было вдоволь, были они счастливы. И поскольку все у них было, эти люди так и говорили: «Всего у нас достаточно, все у нас есть, вот только одного у нас нет. Нет у нас батыра, который мог бы защитить нас, наше благополучие и наше богатство». И вот в одной семье родился ребенок с золотым хохолком на голове. Увидев, что мальчик этот необычный, собрался весь народ и затеял великий пир по случаю рождения своего батыра.

Мальчик рос не по дням, а по часам, через некоторое время он стал настоящим богатырем. Его родственники, чтобы не сглазить его, стали называть его не собственным именем, а придуманным — Толагай. Так за ним это имя и утвердилось.

В один год перестали идти дожди, жара высушила землю. Бедствие, обрушившееся на людей, заставило задуматься и Толагая. И тогда обратился он за советом к старцу по имени Дана.

Старец Дана ему сказал: «Дорогой Толагай, мы живем на открытой местности, рядом с нами нет гор, вокруг которых останавливались бы тучи. Поэтому и дождей у нас нет».

На это Толагай сказал: «Дедушка, если вы разрешите, я пойду и принесу на своей спине такую гору. Можно так сделать? «Тогда старик сказал: «Свет моих очей, Толагай, ты думаешь о своей родной земле, о своем народе, переживаешь за них! Нелегко принести на спине гору. И, тем не менее, на юге есть огромные горы Алатау, и там есть у них свой старец. Сходи, попроси у него разрешения!» И Дана благословил Толагая, пожелав ему доброго пути.

Отправился Толагай к горам Алатау, дошел до Великих гор и приветствовал их: «Мир вашему дому!» И изложил он тут горам свою просьбу. Древние горы Алатау выслушали его, оказали ему почет, поняли и, выполняя его просьбу, положили ему на плечи молодую гору, совсем еще ребенка среди гор.

И вот пошел Толагай, неся на себе гору, поначалу шел он легко, но через некоторое время тяжесть горы стала сказываться, ослабел Толагай. Прошло много времени, пока батыр медленно шел к себе домой, осторожно неся на плечах молодую гору. Очень устал Толагай, едва добрался до края родной земли, как упал и заснул, а гора, которую он нес на плечах, так и придавила его.

С того дня, говорят, Толагай спит под горой. Спит до сих пор. А маленькая гора-ребенок, которую принес батыр, с годами выросла, да так и называется — Толагай.

Легенда о Коруглы

Коруглы — герой, воин, поэт, певец и музыкант, о нем имеется множество эпических поэм. Мать легендарного Коруглы умерла при родах в могиле, поэтому мальчика назвали Коруглы — «сын могилы».

В городе Жамбильбель правил хан по имени Агалык. После него правителем был хан Жыгалы, после него с пятнадцатилетнего возраста городом и местностью правил султан Коруглы, у которого постоянно рядом была личная охрана из сорока смелых джигитов.

Богатым и славным городом стал город Жамбильбель с его правлением, множество народа стекалось в него. Город был таким большим, что распространялся на сорок верст вокруг, имел сорок башен, стены были шириной шесть метров, на них стояли стражники. Внутри города были построены красивые здания, мечети, медресе. Народ жил богато и счастливо. В сравнении с ханским троном хана Коруглы, подобный трон царя Соломона казался небольшим невзрачным креслом. Сады во дворце Коруглы были такие пышные и красивые, что по сравнению с ними сады иранских царей казались небольшими садиками с цветочками. Стоило лишь один раз увидеть сказочно прекрасный Жамбильбель, как мечта о том, чтобы еще и еще оказаться в нем, навеки поселялась в душе человека.

Когда Коруглы исполнилось тридцать лет, к нему приехали старец Кызыр и сорок паломников, а вместе с ними двенадцать имамов-священнослужителей.

Они сказали: «О, великий султан! Разве могут быть у нас мечты, разве могут быть у нас желания?! Ты проси у нас чего хочешь, а мы попросим за тебя у бога, чтобы он исполнил твои мечты!»

Коруглы ответил святым старцам: «Мои отцы и деды были правителями в этом городе. Но ни у одного из них имя не стало известным на весь мир! Я прошу у вас, чтобы жизнь моя оказалась длинная, лет мне прожить сто и более и чтобы имя мое стало известным всему миру! Других желаний у меня нет!»

Услышав эти его слова, святые старцы вознесли господу молитву, в которой просили исполнить желания Коруглы. Так они выпросили для Коруглы у бога сто двадцать лет жизни. И все эти годы он не терпел бедствия или несчастья, жил всегда счастливо, а слава о нем распространилась во всех странах и народах мира. Коруглы со своим войском участвовал во многочисленных войнах и всегда побеждал. Стоило врагам услышать, что Коруглы идет на них войной, так они тут же падали духом, и кызылбасы (персы) разбегались в разные стороны.

Когда Коруглы исполнилось сорок лет, в его славу, богатство и в него самого влюбилась дочь царя горы Кап (Кавказ) по имени Агажунус и стала ему женой. Когда Коруглы исполнилось сорок пять лет, в него влюбилась дочь индийского царя Мыскал и стала ему женой. В пятьдесят лет в него влюбилась дочь иранского царя Гульнар и стала его женой.

От других народов он взял по одной девушке. Всего у Коруглы было двенадцать жен.

Но ни одна из этих женщин не родила ему ребенка. Когда Коруглы просил у святых старцев долгих лет, славы, богатства и счастья, он не задумывался о наследнике. Он думал, что все в его власти. Старцы трижды спрашивали у Коруглы, чего он желает больше всего, и все три раза Коруглы не догадался попросить у бога сына или дочь.

Когда Коруглы исполнилось сто лет, он сильно сокрушался по поводу того, что не имеет своих детей. И как-то он решился и выкрал у человека по имени Калдар сына, которого звали Хасан. Коруглы полюбил Хасана как родного и желал сделать его наследником своего богатства.

Когда городом стал править хан Хасан, город и его жители зажили еще лучше, наступило время, «когда на спине у барана жаворонок вьет гнездо». Очень счастливая пора.

В возрасте ста двадцати лет Коруглы удалился в горную пещеру, выход из которой знал только он один. Дорога эта вела в подземное царство.

Легенда о Жеке батыре

О времени, в котором жил Жеке батыр, известно нам совсем немного. Но в каждом народе есть свои герои, которые непременно сражались за правду, за честь казахской земли до последнего вздоха. Характер Жеке батыра поражает набором своих человеческих качеств. Это сильная, волевая, самодостаточная личность. Он был скоромным человеком, но в то же время очень ответственным и решительным в своих действиях. С громадного расстояния длинная стрела батыра вонзалась прямо в сердце противнику. Яростные бои сменялись короткими передышками. Одинокий рыцарь в жесточайшей борьбе в одиночку сражался, но не смог преодолеть несметные полчища врагов. Потеряв зрение, батыр разрывал врагов руками с такой силой, которой хватило бы на двоих. Однако, силы были совсем не равны, неиссякаемое упорство и мужество билось внутри батыра. Едва поняв для себя, что каким бы мужественным ни казался он, воевать в одиночку не имеет смысла. Обескровленный, одинокий рыцарь, упав на спину, окаменел в родных степях.

Источник: http://www.ertegi.ru/

catch.today

По следам истории: Крупнейшие культурные памятники Казахстана

По следам истории: Крупнейшие культурные памятники Казахстана

Главное фото: ca-portal.ru

18 апреля во всем мире отмечается Международный день памятников и исторических мест. Этот день был утвержден в 1982 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, созданной при ЮНЕСКО. Культурное наследие в каждой стране является ценным даром, которое передают из поколения в поколение и важно сохранить его в первоначальном обличии. В Казахстане немало исторических памятников и мест, которые достались нам в наследство от предков. Редакция BNews.kz подготовила подборку крупнейших памятников средневековья.

Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави

Фото: из открытых источников

Одним из знаменитых и уникальных памятников культуры Казахстана является Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави, воздвигнутый на месте небольшой усыпальницы в конце XIV в. по велению Эмира Тимура, почитавшего Ходжа Ахмета Яссави мавзолей, стал шедевром средневековой архитектуры Казахстана. В дворце-мавзолее более тридцати помещений: церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей и т.д. Купола зала, мечети и мавзолея украшены глазурованными бирюзовыми кирпичами, а фасады расписаны куфическими надписями из синих, голубых и белых глазурованных кирпичей. Кроме того, купола знаменитого мавзолея считаются одними из самых больших в Центральной Азии. По сей день ежегодно тысячи туристов посещают святое место, чтобы увидеть чудо средневековой архитектуры.

Мавзолей Арыстан-баба

Фото:из открытых источников

Мавзолей проповедника Ислама, учителя и духовного наставника Ходжа Ахмеда Яссави Арыстан-баба расположился в 150 километрах от г. Шымкента. Первая перестройка мавзолея датируется XIV-XV вв. Как говорится в легенде, строительство мечети Ходжа Ахмеда Яссави по распоряжению Эмира Тимура терпело неудачу. Виной всему был внезапно появлявшийся зеленый бык, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-баба, а затем над могилой Х.А.Яссави. Эмир последовал настоянию святого. По сей день паломники первым делом посещают мавзолей учителя Арыстан-баба, а потом мавзолей Х.А.Яссави. В мавзолее под стеклом представлен Коран - великолепный образец средневекового каллиграфического искусства, а сам мавзолей является одной из мусульманских святынь. С 1982 года Мавзолей Арыстан-баба находится под охраной государства.  

Букеевская орда: город Жангира

Фото:из открытых источников

Комплекс ханской ставки Букеевской орды, которая была основана в 1801 году, расположен в Западно-Казахстанской области. В 1801 г. у султана Бокея родился сын, будущий хан Жангир, который и положил начало оседлой жизни в этих местах. Поселок, который начинался с дома хана, вырос в ханскую ставку, стал первым центром политико-экономической и культурной жизни Букеевской орды. Сегодня город Жангира практически восстановлен и стал музейным комплексом. Комплекс ханской ставки Букеевской орды является памятником архитектуры XIX в. В состав историко-музейного комплекса входит и пантеон памяти из трех мавзолеев, которые построены в разных архитектурных стилях. Особо следует сказать о здании ханской мечети. Говорят, что подобное архитектурное решение вряд ли где еще встретишь. В нем органично сочетаются восточный и европейский стиль. В мечети расположен музей независимости, где представлены экспозиции, отражающие становление суверенного Казахстана.

Городище Баскамыр

Фото:из открытых источников

Еще одним знаменитым памятником археологии является городище Баскамыр. Историческое наследие находится на левом берегу р.Жезды, в 83 км на северо-западе от г. Жезказгана Карагандинской области и датируется X-XII вв. Городище Баскамыр – это остатки средневекового замка, обнесенного тремя мощными стенами с цитаделью и фланкирующими башнями. Городище связано со строительной деятельностью кипчаков. Вокруг и на площадке городища расположен могильник Баскамыр, состоящий из двух мазаров и погребения позднего средневековья. 

Дворцовый комплекс «Акыртас»

Фото:из открытых источников

Дворцовый комплекс Акыртас – одно из самых загадочных и интересных сооружений на территории всего Казахстана. Исторический памятник культуры находится в 45 километрах от г.Тараз Жамбылской области. Многие специалисты до сих пор не могут определить точную дату его строительства. Комплекс представляет собой сооружение древней культуры номадов, состоящее из массивных блоков красного песчаника. Многие специалисты считают, что здесь располагался буддийский либо несторианский монастырь, другие полагают, что дворец строили арабы, а некоторые проводят параллели между Акыртасом и египетскими пирамидами. Это свидетельствует о том, что строители еще тогда владели удивительными инженерными технологиями. В настоящее время на территории комплекса ведутся археологические раскопки. В рамках Государственной программы «Культурное наследие» в будущем планируется создание музейного комплекса под открытым небом.

Мавзолей Тектурмас

Мавзолей Тектурмас - памятник архитектуры XIV века, расположенный на юго-восточной окраине города Тараз, на правом берегу реки Талас. Это один из культовых памятников региона, который представляет из себя купольное четырехугольное сооружение, построенное из жженого кирпича. В переводе на русский «Тектурмас» означает «гора не просто так стоит». Мавзолей считается местом захоронения некоего Султана Махмудхана. Одни считают, что это местный святой, другие – главнокомандующий войсками Караханидов. В 1935 году мавзолей был разрушен, лишь в 2002 году, к 2000-летию Тараза, началось его восстановление. За реконструкцию взялся молодой архитектор Нурлыбек Баекеев. Исторический памятник был восстановлен по сохранившейся старой фотографии.

bnews.kz

Древние легенды Казахстана.

Древние легенды Казахстана.

"Чтобы стать легендой, нужно сперва умереть»

Элизабет Тейлор.

Культура и быт казахского народа.

Легенд об Айша биби существуют 28 различных версий. Одна из них о любви Айша биби к своему жениху. Согласно самой распространенной - Айша биби была дочерью известного ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани. После его смерти она воспитывалась у шейха Айкожы.Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед (в честь которого возведен мавзолей Карахана в Таразе) попросил ее руки, однако ее воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путем поехала в Тараз. К несчастью, ее жених никогда не смог ее увидеть больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе.Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на мести ее гибели. Попутчица Айша биби Бабаджи хатун стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша биби в мавзолее Бабаджи хатун. Следующая легенда гласит: Айша биби, дочь поэта, ждала своего суженого, возвращавшегося с победой с поля битвы.Получив весть, что войско уже совсем близко, девушка, оседлав скакуна, помчалась ему навстречу. Нетерпение ожидания было столь велико, что сердце девушки не выдержало и она закрыла глаза на руках своего возлюбленного. Горе жениха было беспредельно… И тогда безвестный зодчий решил рассказать потемкам о великой любви. Восемь столетий пронеслось с тех пор над усыпальницей Айша биби.Время не пощадило камни. Но даже то, что осталось, одна стена со стрельчатой аркой входа и двумя полуразрушенными колоннами - поражает красотой и изяществом. По преданиям и известным легендам в мавзолее похоронена дочь известного поэта и ученого XII века Хаким ата, которая внезапно умерла во время визита к своему жениху Кара хану.Народные предания донесли до нас поэтическую легенду любви и преданности юной красавицы Айша к отважному воину Кара хану. Красавица Айша была дочерью знатного человека Хаким ата, в народе его звали Зенгы баба, ученика Ахмеда Яссауи. 16-летнюю Айшу Карахан полюбил с первого взгляда. Несравненная Айша тоже воспылала страстью к Карахану.Отец Айши отказался отдавать свою дочь за Карахана, который хоть и был ханом, но не слишком знатного рода. Опечаленный юноша уехал в родные места, земли его рода находились в районе современного Тараза. Предупредив мать Ануар анна, но не добившись благословение отца, Айша собралась в дорогу.      «Шесть рек  ты перейдешь, а седьмую перейти не сможешь, - сказал ей вдогонку отец. Шесть рек перешла Айша. Перед седьмой остановилась, помня заклятье отца. 

К Любви своей она спешила, И сорок дев, как сорок роз,Венок ей создали. Но силаЗловещая, наслав мороз,Ее сгубила на порогеК осуществлению мечты.Неужто посмеялись БогиИ тщетны все усилия? Ты,К нему стремясь, его любилаШесть рек прошла, а на седьмой.Змея, которую носила В груди завистница, Любовь убила…

Заклятие отца сбылось. Укус змеи, выползшей из-под камня оказался смертельным. Умершую красавицу Айшу биби похоронили тут же. Хранительницей могилы стала ее неразлучная няня, подруга - Бабаджа хатун. Преданность ее госпоже не знала границ. Поэтому, когда Бабаджа умерла, ее похоронили неподалеку.Карахан прибыл слишком поздно… Потрясенный и убитый горем Карахан приказал воздвигнуть на могиле своей возлюбленной красавицы мавзолей на холме, тем самым, вписав имя Айши в вечность.С тех пор, как денег не жалея, твой милый купон здесь вознес, чтоб виден был он с той аллеи, откуда нежных радуг мост он перебросил в двадцать первый…Карахан, говорят, прожил долгую жизнь. У него было несколько жен, вот только имен их история до нас не донесла. Умирая, Карахан завещал похоронить себя в таком месте, откуда был бы виден мавзолей Айши.

Опят их здесь соединила,Венчаньем, завершив союзДвух любящих. О них просила Та воспитательница Муз,Которая своей судьбою Сумела так Любовь спасти,Тысячелетием собою Смогла Любовь к ним донести.Десять веков мавзолей Карахана и Айши биби были самыми высокими зданиями в Таразе. Тем, кто сумел навек запомнить Чем славным эти купола,Два мавзолея, что наполнитьСумеют истиной тела:«Любовь сильна, как смерть»,Напомню,- так молвил мудрый Соломон, Во время оно.Здесь исполнит Любовь свой в Вечности закон.

Сам мавзолей выглядит невероятно легким и изящным. Более восьми веков стоит он наперекор ветрам и непогодам как свидетель великой любви, Сегодня к мавзолею приходят женщины просить о супружеском счастье и материнстве. Все невесты, побывшие здесь, говорят, что испытали необыкновенное воздействие той ауры, которая исходит от резных стен мавзолея.По преданию, в древности звуки и голоса в строении отдавались эхом на расстоянии 50 - 100 метров. Десять веков мавзолей Карахана и Айша б-Биби были самыми высокими зданиями в Таразе.

Прошло одно тысячелетье,А любящие все живут…Влюбленных радостные дети,Из мира тонкого идут.Айша-Биби, дитя Ислама,Арабских слов, постигши вязь,Свои залечивает раныИ, любит вновь, уж не боясь Ни змей, ни вековой разлуки.Постигла Жизни древний смыслПростая суть земной науки,Любви проявленная мысль Любовь жива. И правы Боги,Вас разлучившие в тот разТеперь постигла, что разлукиНе вечен вековечный лед,Зима пройдет, опять на рукиТебя любимый твой возьмет,И зернышко Любви воскресшейНачнет здесь в душах прорастатьИ новые напишет песни,Научит счастьем всех сиять.

Считается, что те, кто посетит в день свадьбы мавзолей «вечной невесты», будут жить долго и счастливо. Молодожены Тараза и близлежащих районов в день свадьбы исправно посещают мавзолей Айша-Биби и Карахана, словно передавая им весточку друг от друга…

Источник:Книга «Қазақстан тарихы» (История Казахстана».

www.silkadv.com


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2018     Предложения лучших туроператоров