Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Эпидавр: Там, где люди стали равными богам. Эпидавр греция достопримечательности


Эпидавр и святилище Асклепия - путь от смерти к жизни

Добрый день, друзья! Греция — страна с потрясающей природой, тёплыми морскими пляжами и потрясающими древними памятниками. Эпидавр (Επίδαυρος) известен как главная здравница древнего мира и современный театр. Сейчас на месте святилища — археологический сайт, музей и театр с потрясающей акустикой, построенный в 350-330 гг. до н.э. Поликлетом младшим, где проходят современные театральные фестивали. Театр восстановлен и находится под охраной ЮНЕСКО.

Греция. Полуостров Пелопоннес. Арголидский полуостров. Ном Арголида. Επίδαυρος находится в 130 км от Афин. 30 км от Микен, 27 км от Нафплио.

Мы приехали в Эпидавр из Нафплиона, затем отправились в Микены и Коринф, оттуда в Афины.

Содержание статьи

Рассказ мы разделили на две части: о сайте и музее и о том, как попасть на спектакль.

Эпидавр — 12 пункт нашего маршрута по Греции, но всё длинное путешествие мы строили и планировали от этой точки, поскольку давно мечтали увидеть настоящую греческую трагедию в настоящем древнем театре.

Совет: если у вас длинный маршрут и вы хотите попасть в театр, начните с бронирования места в театре. Спектакли не проходят каждый день, — тут нужно подгадать число и пьесу. Хоть древнегреческий театр и рассчитан на 14 000 человек, мест в «зале» может не хватить. Фестиваль очень популярен, в нём участвуют лучшие режиссёры мира.

asklepiy-epidavr

Святилище Асклепия

Греки называли его Асклепион, поскольку посвящёно оно богу врачевания Асклепию.

Совет: когда будете искать место на карте и в интернете стоит рассматривать оба названия: Эпидавр (Epidavros) и святилище Асклепия.

Когда-то город был столицей местности Эпидаврия, с собственным морским портом и островными колониями. Город был богат и знаменит. Несмотря на то, что Асклепионов в Греции было немало, этот храм пользовался мировой известностью и собирал десятки тысяч людей.

Храм Асклепия

Храм Асклепия. Реконструкция

Что же такое святилище Асклепия? Религиозный комплекс с главным храмом и множеством дополнительных построек, включающих театр, стадион, где проводились спортивные состязания в честь бога Асклепия, гостиницы для «клиентов» и дома жрецов, дополнительные храмы греческим богам, хирургические и стоматологические кабинеты, помещения для общения с богами во сне, кабинет сенсорной депривации, святилище египетских богов.

Т.е. в первую очередь Эпидавр это — древняя больница, госпиталь, где людей лечили всеми известными в древнем мире способами.

  1. травами, отварами, настоями (медикаментозно)
  2. змеелечение (говоря нашем языком — фишка храма, где процветал культ змеи)
  3. лечение с помощью внушения (гипноза)
  4. лечение во сне
  5. оздоровление с помощью сенсорной депривации
  6. хирургические операции
  7. реабилитация и оздоровление с помощью целебного воздуха горы Аранео.
  8. лечение диетой
  9. музыка
  10. театр (оздоровление с помощью катарсиса)
  11. спортивные состязания

Наверняка этот список не полный, но и он позволяет понять, что подход к здоровью в древнем мире был комплексным. Поэтому Эпидавр и называют главной здравницей древнего мира.

Место силы

Святилище появилось в микенскую эпоху. Это, так называемый, доисторический период (XVI — XI века до н. э.) Какой храм здесь был и какому богу он посвящён мы не знаем. Но известно, что до Асклепиона, здесь находилось святилище Аполлона, и что Аполлон выполнял функции врачевателя в более ранний исторический период. Многие святилища и позже посвящались обоим богам: и Аполлону и Асклепию.

Другие известные места силы древней Греции — святилище Аполлона в Дельфах, священная роща Зевса в Олимпии, гора в Эфесе.

В Эпидавре не обнаружено уходящих в недра земли расселин или таинственных артефактов вроде омфала, но известна таинственная комната. Жрецы отправляли в это помещение людей, нуждающихся в лечении.

epidavr-4

Помещение представляло собой что-то вроде камеры сенсорной депривации — изолированного места, куда не попадают ни свет и ни звуки, где температура держится на одном уровне (человеческого тела). Т.е человек не получает никаких сенсорных ощущений и находится во тьме и в безвременье.

Здесь болящий засыпал и ему снился сон, из которого жрецы получали информацию о способе лечения. Но самое интересное не это. Интересно то, что человек мог очнуться от сна прооперированным — со свежими надрезами на теле или же рядом с ним обнаруживались капли крови.

И, конечно, жрецы были ни при чём. Хотя уже в то время они могли проводить хирургические операции. Откуда мы это знаем? Всё просто — в древнем мире исцелённые пациенты приносили дары Асклепию, и были эти дары в виде удалённого органа, например почки, отлитой из золота.

Инструменты из музея

Инструменты из музея

Археологами найдено большое количество таких даров и хирургические инструменты. Всё это можно увидеть в музее Эпидавра.

А мы вернёмся к Истории.

Асклепий

Согласно древнегреческим мифам, Асклепий — сын Аполлона и Нимфы Крониды (судя по имени она была из дочерей Кроноса — бога более древнего, чем Зевс, отец Аполлона). В легенде о рождении Асклепия мы видим интересную информацию.

Во время беременности, Кронида изменила Аполлону и он убил нимфу, но на посмертном костре бог разрезал живот женщины и извлёк ребёнка — Асклепия. Таким образом легенда указывает на то, что бог врачевания появился на свет благодаря кесареву сечению.

Затем Аполлон отдал сына на воспитание древнейшему из мифических существ — бессмертному мудрому кентавру Хирону (сыну Кроноса). Всё это гениалогическое древо Асклепия говорит о том, что он владел хтоническими знаниями, связанными с культами древней богини земли Реи, с тайной рождения и смерти. Сам Бог изображался в виде Змея. Позже как человек, но с непременным атрибутом — змеёй или двумя змеями. В брендовом знаке современной медицины мы и сейчас видим чашу со змеёй.

Асклепий и Гигея

Асклепий и Гигея

Асклепий научился оживлять людей. Это удивительное знание и послужило причиной смерти бога. Разгневанный Зевс убил бога своим перуном.

У Асклепия остались дети, которым он передал свои знания, но они больше не рисковали нарушать установленное богами равновесие и воскрешать людей из мёртвых. Имена некоторых детей мы отлично знаем: Здоровье, Гигиена, Панацея.

Научная версия говорит о том, что в Эпидаврии жил реальный человек Асклепий, опытный врач и учёный, научивший своих детей (их называли Асклепиадами) и помощников искусству врачевания. Потомки Асклепия обосновались на острове Кносс.

Культ змеи

В Эпидавре процветал культ змеи, — жрецы пользовали змеелечение. Предварительно пациент приносил жертву змее. Считалось, что излечение наступало после того, как змея лизнёт языком болящего. (Представляю, какой адреналиновый шок испытывал человек).

Змеи были особенными и жили при храме. Позже, уже в римской истории, им довелось спасти Рим от чумы. Одна из храмовых змей Асклепиона была привезена в Рим, когда там началась эпидемия. Змее выстроили храм и поселили на небольшом острове на реке Тибр.

Объекты комплекса Epidavros

Это и есть археологический сайт. Здесь находятся руины, восстановленные или частично восстановленные объекты древнего святилища. Реставрация продолжается постоянно. На данный момент полностью восстановлен театр.

svyatilishhe-asklepiya

  • Основание храма Асклепия (на севере)
  • Абатон — комната для лечения сном (на севере)
  • Святилище египетских богов (на восток от храма)
  • Руины толоса (к западу от храма) (360-320 г. до н.э.). Историки предполагают, что это — площадка для музыкантов. Руины подарили нам удивительной красоты барельефы, которые сегодня находятся в археологическом музее.

tolos-polikleta

  • Катагогейон — место, где останавливались для проживания паломники и больные (на юге)
  • Банкетные залы — римляне проводи в них празднования в честь Асклепия (на западе)
  • Одеон (IV век до н.э ) расположен на западе — это и есть театр, здание для проведения певческих и музыкальных состязаний, сцена.
  • Стадион V-IV веку до н.э — площадка для спортивных состязаний атлетов и (видимо) кулачных бойцов во время игр празднования.
  • Гимнасий — место для спортивных тренировок (рядом со стадионом)
  • Археологический музей, в котором находится интересная коллекция медицинских инструментов, в том числе хирургических. Здесь же хранится то, что археологи сумели обнаружить в сокровищницах комплекса.
Эпидавр

Эпидавр

Театр в Эпидавре

Сцена и зрительный зал находятся под открытым небом. Декорациями служит природа.

На один спектакль может приехать столько зрителей, сколько бывает за сезон в городском театре.

Акустические характеристики каменной чаши театра в Эпидавре легендарны.

Театр в Эпидавре является объектом ЮНЕСКО.

img_7216

epidavr-2

В рассчитанном более чем на 14 000 человек зале слышен малейший шорох. Представляете, как красиво звучит там многоголосое пение?

epidavr-3

Вот отрывок из советского научно-популярного фильма, где звук падающей монетки и рвущейся бумаги записан с последних рядов греческого театра в Эпидавре.

С 1954 года в Эпидавре проходит ежегодный Летний Эллинский фестиваль (театральный фестиваль античной драмы). Тогда же театр стали называть Домом античной драмы. Идут пьесы Софокла, Еврипида, других древних авторов в современной трактовке.

Спектакли идут только на греческом языке без перевода. Поэтому заранее стоит ознакомиться или освежить в памяти содержание трагедии.

Мы мечтали услышать и посмотреть Орестею. И нам невероятно повезло — в день, который мы наметили, как раз шла пьеса Орест.

Пока мы на машине добирались в Эпидавр, я напоминала Гале содержание. Она сопротивлялась и не хотела запоминать имена главных персонажей трагедии. И правда, с их именами всё так путано получалось.

Буквально через 7 минут после начала спектакля мы понимали всё, что происходит на сцене, а Галка радовалась, что узнаёт персонажей по именам, что оказалось в этой трагедии немаловажным.

Билеты мы забронировали из дома, заранее.

В Греции, в нужный день мы на машине приехали в Эпидавр. Вы не представляете, сколько автомобилей подъезжало к театру. Порядок процесса парковки потряс не меньше спектакля и самого асклепиона.

pict9395

Территория парковки огромна. Она разбита на площадки. Везде оперативно и спокойно работают регулировщики движения, направляя поток машин в разных направлениях, к месту парковки.

Тысячи машин парковались моментально, движение не останавливалось ни на минуту.

При таком количестве приехавших на спектакль зрителей мы ожидали долго искать кассу и очередь, чтобы получить свои билеты по брони.

Кассы мы обнаружили сразу, очередь была, но через 11 минут после приезда, билеты были уже у нас в руках. Поразительная организация.

epidavr-6

Как попасть на спектакль

  1. Заходите на сайт: www.greekfestival.gr
  2. Выбираете день, число и место
  3. Оставляете через сайт заявку
  4. Получаете номер брони.
  5. Приезжаете в Эпидавр перед началом спектакля
  6. Предъявляете номер брони, называете фамилию (на чью бронировали) или предъявляете распечатанную заранее бронь.
  7. Получаете билет.

Время работы

  • в летнее время: с 8:00 до 19:00
  • зимой: с 8:00 до 17:00

Сколько стоит

6 евро за вход на территорию раскопок, посещение музея входит в стоимость.

Как добраться

Из Афин

  • с афинского автобусного терминала «Kifissos bus station» (KTEL KIFISSU) ежедневно, три раза в день (09:30, 11:00, 16:30; по воскресениям и в праздничные дни: 09:30, 16:30 ) отправляется междугородный автобус KTEL ARGOLIDAS.

Название маршрута ATHINA-KRANIDI. Выйти на остановке ARCHEA EPIDAVROS. Время в пути — примерно два часа. Будьте внимательны, это — не конечная остановка автобуса. Он идёт дальше. Стоимость билета туда-обратно около 25 €.

В дни театральных и музыкальных фестивалей организуются дополнительные и специальные вечерние рейсы.

  • Из города Микены 47 минут на машине.
  • Из Нафплио 27 км. Мы ехали из Нафплио.

Совет. Можно остановиться в городе Нафплио и оттуда делать вылазки в Эпидавр, Микены, Коринф, Спарту.

Можно остановиться на побережье Эпидавра. Отдохнуть на море и делать вылазки в Эпидавр, Микены, Нафплио, Коринф. Отелей много. Большинство комфортабельные.

Адрес: Ethniki Odos Isthmou Archaias Epidavrou

Эпидавр на карте

Друзья, спасибо вам за интерес к нашему сайту. Подпишитесь на наши обновления одним простым кликом. Мы будем присылать новые статьи на ваш электронный ящик.

С уважением, Алла Сутягина

traveltu.ru

Эпидавр: Там, где люди стали равными богам

Арголида — нет, пожалуй, во всей Элладе области, где на такой малой территории буквально в пешей доступности друг от друга, сосредоточилось столько памятников и свидетелей великой и многовековой истории. Здесь на восточной оконечности волшебного полуострова Пелопоннес, среди апельсиновых и оливковых рощ, рождалась когда-то в древних Микенах гомеровская мифическая Эллада, а спустя три тысячелетия в революционном и свободном Нафплио — Греция современная.20130830073600_epidavros1

Сюда не получится просто сбежать на выходные из шумного города. К этому путешествию в чарующую сказку нужно готовиться заранее, тщательно его планируя, расписывая каждый день на посещение древностей и достопримечательностей, знакомство с историческими и культурными реликвиями. А когда вот-вот представится издали, что уже всё здесь изучено и знакомо, вдруг окажется, что у Арголиды есть ещё немало тузов в рукаве…

Одной из самых таинственных и загадочных жемчужин Арголиды по праву признаётся магический Эпидавр — обитель богов, чародеев и героев.

Эпидаврия: История

Когда-то давным-давно, ещё в мифический период, на северо-востоке Пелопоннеса существовала небольшая область под названием Эпидаврия. Зажатая на крутом скалистом берегу между мощными городами-государствами Микенами и Аргосом она обладала только одним выходом к морю — имевшим для неё огромное стратегическое значение и одноимённым с нею портом и городом Эпидавром.Эпидавр: Там, где люди стали равными богам

  • Заложенный во времена микенской эпохи свой наивысший расцвет Эпидавр переживал в годы правления тирана Прокла, в VII веке до н. э. В тот период город был, прежде всего, крупным портовым и торговым центром Арголиды, пользуясь большим влиянием на полуострове, а колонии его существовали тогда на других значимых островах Эллады: Эгине, Косе, Нисире.
  • Когда Эгина подпала под власть Коринфа, Эпидавр уже не мог конкурировать в морском и торговом влиянии с более сильным соседом. К тому же в V веке до н. э. город в союзе со Спартой выступил в Пелопоннесской, Коринфской и Фиванской войнах, по причине чего стал постоянно подвергаться нападениям афинян и их союзников.
  • А в самом начале своей истории население Эпидаврии было образовано выходцами из Малой Азии, называвшими себя карийцами, а также загадочного племени разбойников и пиратов флегийцев, принёсших из Фессалии культ полубога-получеловека — врачевателя Асклепия, снискавшего себе славу искусного целителя, способного творить чудеса, даже воскрешая мёртвых.

И хотя Эпидаврия перестала играть значительную роль в торговле, но зато приобрела в античном мире широкую славу благодаря грандиозному святилищу Асклепиону, находящемуся в живописной, с многочисленными термальными и животворными источниками, долине, покрытой хвойными лесами и окружённой высокой горной грядой.

К храму стали стекаться тысячи жаждущих исцеления паломников не только из Древней Греции, но и со всего Восточного Средиземноморья.

Асклепий: Как человеку стать богом?

Греческая мифология — штука необычайно запутанная. В каждом полисе — античном городе-государстве Эпидавр: Там, где люди стали равными богамбытовали по поводу происхождения того или иного божества собственные истории, часть которых существовала издревле в этой местности, другие были принесены пришедшими сюда позже племенами и народами.

Иной раз эллины из двух соседних городов до хрипоты спорили кто из богов чьим является сыном, мужем или братом. Когда же, восприняв в свой пантеон греческих богов, за дело взялись римляне, они бесповоротно всё запутали, оставив потомкам ту самую неразбериху, которую за два прошедших тысячелетия не только никто не распутал, но благодаря литературе и кинематографу она ныне окончательно превратилась в клубок сплошных несуразиц и противоречий.

  • Уже во II в. н. э. знаменитый античный географ, историк и писатель Павсаний, оставивший нам первый туристический путеводитель по древней Греции «Описание Эллады», давал в нём несколько слышанных им из «достоверных» источников версий происхождения Асклепия.
  • Согласно одной из версий он был сыном нимфы Корониды от бога Аполлона, которую тот в гневе убил за измену себе с простым смертным. При сжигании тела нимфы на погребальном костре бог-ревнивец вынул из её чрева сына-младенца.

Так, в греческой мифологии впервые был описан метод, ныне известный как «кесарево сечение».

  • Но существует и другая легенда, согласно которой Коронида втайне от Аполлона родила младенца, оставив его на горе Титтион. Неподалёку на склоне паслись козы, одна из которых накормила голодного младенца своим молоком, а сторожевая собака согревала и охраняла его до тех пор, пока ребёнка не обнаружил пастух по имени Арестан.

монета периода римского императора Антонина Пия.В подтверждение этой версии свидетельствует найденная в Эпидавре монета периода римского императора Антонина Пия.

  • Дар прорицания Асклепий получил от своего отца Аполлона, а искусство врачевания он познал от воспитавшего многих мифических героев Эллады мудрого кентавра Хирона, научившего воспитанника распознавать целебные свойства трав и корней лесных и горных растений, готовить лечебные растирки, снадобья и питьё. Асклепий, познав все премудрости врачевания, стал лечить людей. И не просто лечить, но даже возвращать из царства мёртвых, чем вызвал гнев Зевса, ведь люди теперь, став бессмертными, сами уподобились богам.

По Овидию, у Хирона была дочь-весталка, предсказавшая Эскулапу (так римляне называли Асклепия):«Расти для блага мира, дитя. Многие смертные будут обязаны тебе жизнью. Ты будешь обладать даром воскрешать умерших. Но, сделав это раз против воли богов, ты навлечёшь на себя гнев Юпитера, и его громовые стрелы поразят тебя.»

  • Некоторые же источники утверждают, что Асклепий был изначально не богом врачевания, а реальной исторической личностью, царём Фессалии во времена Троянской войны, а также главой семейной врачебной школы, позднее обожествлённым людьми, за его знания и дар целителя.

Культ змеи в мифологии

Согласно преданиям Асклепий лечил в Эпидавре многие считавшиеся неизлечимыми болезни, такие, например, как проказа или рак, змеиным ядом.Эпидавр: Там, где люди стали равными богам

  • Рассказывали также, что Эпидаврия была родиной многих целителей и прорицателей ещё до Асклепия. Так, знаменитый критский царь Минос, чтобы воскресить своего утонувшего в бочке с мёдом сына Главка, пригласил известных чародеев, загадав им загадку. По предсказанию оракула разгадавший её сможет воскрешать из мёртвых. Загадку разгадал Полиидос из Эпидавра, после чего и был заперт по приказу царя в гробнице Главка. Увидев внутри двух змей, Полиидос убил одну, но другая тут же принесла неизвестную траву, которой и оживила первую. Воскресив этой травой умершего сына царя, прорицатель заслужил большую награду и право вернуться на родину.
  • Асклепий, получив эту траву от Полиидоса, хранил её в шкатулке из слоновой кости и с её помощью воскрешал смертных из мёртвых.
  • А по более поздней версии этой легенды уже не Полиидос, а сам Асклепий был на Крите воскресителем Главка. И именно с тех пор змея стала символом врачевания и медицины, а Асклепий на всех скульптурах изображался с посохом, обвитым змеёй.
  • Одна из дочерей Асклепия Игийа (Здоровье) изображалась со змеёй в одной руке, которую поила из чаши, зажатой ею в другой.
  • Культ змеи, как символа омолаживания и здоровья, а также мудрости, был перенят греками от египтян. Так, египетская богиня вечной жизни и здоровья Изида, вошедшая позже и в пантеон греческих богов, часто изображалась со змеёй в руке. Змея также была символом египетского бога врачевания Тота.
  • Обвитый двумя змеями жезл служил символом бога Гермеса, которому тоже был известен дар целительства и прорицания.
  • Рассказывалось также, будто Зевс подарил людям чудодейственное молодильное средство. Вместо того чтобы самим нести бесценный дар, неблагодарные люди взвалили ношу на осла, а тот отдал его змее. Разгневанный Зевс повелел нести тяжёлое бремя старости людям, а змеям подарил вечную молодость, ведь, как известно, змеи живут очень долго. Так люди были наказаны за свою лень.
  • Мать Александра Македонского Олимпиада, чтобы доказать божественное происхождение своего великого сына, утверждала, будто отцом его был не Филлип II, а сам Зевс, явившийся ей в образе змея.
  • Примерно то же утверждал и Гай Юлий Цезарь, называя своим отцом Феба-Аполлона.
  • Захватив Египет, эллинистическая династия Птолемеев ввела в стране нового бога Серапиоса, изображавшегося наподобие Асклепия опершимся на суковатую обвитую змеёй палку.
  • Эскулап, или Эскулапий, как греческий бог врачевания, почитался и древними римлянам. Легенда гласит, что в Риме в начале III в. во время эпидемии чумы прорицательницы-сибиллы предсказали, что мор прекратится, если привезти в город спасительный талисман из эпидаврского святилища. Римляне, следуя пророчеству, привезли из Эпидавра священную змею, которая по прибытии корабля с посланниками сама последовала за ними. Мор в Риме прекратился, и благодарные горожане поселили змею на посвящённом ими Эскулапу острове реки Тибр. Набережную у острова сделали в форме корабля, нос которого украшала статуя Эскулапа. Там же в 291 г. возвели храм, посвящённый богу-врачевателю.Асклепий

По легенде поражённый молнией Зевса за дерзновенные воскрешения людей Асклепий был затем сам воскрешён Аполлоном, став бессмертным и равным богам.

С человеческой же точки зрения, пока Асклепий был простым смертным, искусство врачевания было магией, доступной одним лишь богам. Открыв его людям, он был помещён ими на небо в созвездие Змееносца, заслужив поклонение наравне с самыми почитаемыми небожителями.

Асклепионы: Там, где чудо становилось реальностью

Храмовые сооружения, посвящённые «своим» богам, строились в разных местах Эллады. Так, в Элевсине существовал культ Деметры и Диониса, в Дельфах и на Делосе — Аполлона, во Вравроне — Артемиды, в Олимпии, на Крите, в Дионе и некоторых других местах — Зевса. Соответственно в каждом таком месте имелись их крупные святилища. Но это не значит, что там не почитали других богов и не строили им посвящённых храмов. Со временем подобные святилища становились настоящими храмовыми ансамблями, такими как всем известный Афинский Акрополь.

Эпидавр: Там, где люди стали равными богамКультовые сооружения, посвящённые обожествлённому к тому времени Асклепию, также строились по всему Средиземноморью, но в отличие от других, целиком религиозных памятников, они носили и чисто утилитарный характер, являясь, по сути, первыми в истории санаторно-курортными комплексами. Хотя для желающих поклоняться своим богам, в том же Эпидавре имелись храмы Диониса, Геры, Артемиды, Афродиты и, конечно же, Аполлона.

Считалось, что целителями в этих комплексах служили прямые потомки Асклепия — Асклепиады, одним из которых, к примеру, был знаменитый отец медицинской науки, Гиппократ. Методы врачевания применялись самые разные: лечение настоями целительных растений, принятие термальных и грязевых ванн, банные процедуры и массаж, занятия в философско-интеллектуальных и в то же время спортивных школах-гимнасиях.

Эпидавр: Там, где люди стали равными богамОдним из основных применявшихся методов было лечение во сне, которое до сих пор считается исследователями то ли чудом, то ли волшебством. Больного запирали одного в замкнутой комнате, где он засыпал, а во сне ему сам бог-врачеватель рассказывал о его болезни и методе лечения. Зачастую наутро пациент просыпался уже здоровым, иногда обнаруживая у себя следы хирургического вмешательства и пятна крови на полу и одежде.

Можно было бы этому не верить, если бы не масса найденных в Асклепионах глиняных табличек с описаниями историй болезней и свидетельств об их излечении. Да и множество даров лечебницам от больных в виде золотых, серебряных или бронзовых изображений излеченных внутренних органов: печени, почек, сердца и других, которых также было найдено немало при раскопках подтверждают то же.

О высокой степени врачебного искусства в Асклепионах свидетельствуют также найденные археологами хирургические инструменты, многие из которых ничем не уступают современным.

А одним из чудес этих древних лечебниц можно считать совмещение ими в терапии не только медикаментозных, физиологических и хирургических методов, но и благоприятного психологического воздействия на больных с помощью музыки, театра и других видов искусства.

Амфитеатр: Искусство на службе врачевания

Эпидавр: Там, где люди стали равными богамДревние эллины создали комедию и трагедию, как удивительные виды нового искусства. Да и само слово театр, имеющее в корне своём значение «зрелище, вид, просмотр», греческого происхождения. Некоторые лингвисты даже расшифровывают греческое ΘΕΑΤΡΟ, как аббревиатуру ΘΕΑση της ΤΡαγΩδιας — «просмотр трагедий». Сегодня театр совсем не такой, каким был в классические античные годы, но и сейчас, как и прежде, слово это заключает в себе триединое сочетание разнородных значений: здание, зрелище и восприятие, а сам он служит так же, как это было и в древней Элладе, тому, чтобы нести высокое и интеллектуальное искусство не только избранным, а всем желающим.

На карте современной Греции сегодня находятся в более-менее сохранившемся состоянии, не считая средних и мелких, 11 достаточно крупных античных амфитеатров. Однако даже в этом ряду театр Эпидавра затмевает их всех как своими размерами, так и уникальными акустическими свойствами. К тому же это и наилучшим образом сохранившийся из всех памятник древней театральной архитектуры, построенный в IV в. до н. э. архитектором Поликлитом Младшим. Вместимость его после достройки достигла 14 тыс. мест.

Скопированный с Эпидавра амфитеатр был построен нацистами в местечке Вальдбюне к Берлинской Олимпиаде 1936 г. Как известно, и итальянские, и немецкие фашисты, пытаясь доказать свою преемственность от древних героев, много внимания уделяли античным памятникам Греции и Италии. Но несмотря на пepidavr--epidauros_4607опытку точного воспроизведения древних архитектурных канонов и норм добиться абсолютно такого же уникального акустического эффекта им не удалось. Правда, амфитеатр Вальдбюне существует и действует до сих пор, служа в основном площадкой для рок-концертов.

Благодаря хорошей сохранности театр Эпидавра и сегодня с успехом выполняет свою изначальную функцию, принимая и показывая зрителям как отдельные драматические постановки и концерты, так и целые музыкальные и театральные фестивали. Сам же древний комплекс, по данным Министерства туризма Греции, является второй по посещаемости достопримечательностью Эллады после Афинского Акрополя.

А неподалёку от большого Асклепиона, на окраине расположенной на самом берегу моря деревушки Палеа-Эпидавр, имеется открытый в 1971 г. ещё один, гораздо меньший, всего на две тысячи мест и, возможно, более древний амфитеатр. Здесь и сегодня активно ведутся археологические раскопки.

Как добраться

Эпидавр: Там, где люди стали равными богамИз Афины до Эпидавра можно доехать междугородным автобусом KTEL ARGOLIDAS с афинского автобусного терминала «Kifissos bus station», также называемого KTEL KIFISSU. Маршрут проходящий и называется ATHINA-KRANIDI. Остановка — ARCHEA EPIDAVROS. Отправление трижды в день: 09:30, 11:00, 16:30. По воскресениям и в праздничные дни: 09:30, 16:30. Время в пути около двух часов.

Стоимость билета туда-обратно около 25 €.

В дни театральных и музыкальных фестивалей организуются дополнительные и специальные вечерние рейсы.

До терминала KTEL KIFISSU можно добраться из международного афинского аэропорта «Элефтериос Венизелос» на автобусе-экспрессе Х93, курсирующем круглосуточно каждые полчаса. А от центральной столичной площади Омониа — на рейсовом автобусе маршрута 051 до остановки ANTIGONIS.

 

Эпидавр: Там, где люди стали равными богамСокровищница памятников всемирного культурного наследия Эллады полна больших и маленьких бриллиантов, которые стоят того, чтобы каждый житель Земли, хоть раз в жизни, посетил их. Одним из ярчайших и ценнейших в этом списке, без сомнения, является древний и вечно юный Эпидавр.

Читайте также

tour-greece.com

Греция, часть 12-я: античный театр в Эпидавре

Давно Греции в моем журнале не было, а тем не менее, надо завершать рассказ об этом путешествии 10-летней давности. В предыдущей части, написанной еще в августе, был рассказ 4-го дня путешествия о Коринфском канале, покинув который, мы направились в Эпидавр, одно из наиболее примечательных и славных мест античной Эллады.

Очень подробно писать нет возможности, поэтому будет рассказ в картинках, которые, по-моему, способны и без слов передать незабываемые впечатления от этого места.Здесь видны объекты, которые мы посещали в этот четвертый день путешествия - Эпидавр, Микены и Навплион. Эпидавр расположен в 32 км (20 милях) к востоку от Навплиона и в 63 км (39 милях) на юг от Коринфа.

По дороге из Коринфа в Эпидавр вдоль дороги расположились апельсиновые плантации и вообще пейзажи за окном были хороши. Отчего-то на ходу из автобуса засняла только это:

Остановка в этом месте запланирована не была, но души, находившиеся в нашем автобусе, не выдержали этого зрелища и уговорили притормозить. Апельсины скупались буквально мешками, но это того стоило. Никогда в жизни до и после мне не доводилось отведывать столь вкусных апельсинов, прямо с дерева... Жаль на маленьком фото не видно бесчисленных оранжевых точек, усыпавших древесные кроны:

Провинция на северо-востоке Пелопоннеса — Арголида славится своими цитрусовыми и оливковыми рощами. Поросшие сосновыми лесами горы по берегам Эгейского моря за Коринфским перешейком — обитель духа полубога-получеловека Эскулапа, или Асклепия. Впереди нас ждал Эпидавр (Epídauros), древний город в Греции на берегу залива Сароникос (сохранился в руинах).

Фактически Эпидавр это название двух городов в Древней Греции. Один из них, Эпидавр Лимера — маленький город в Лаконии, на юго-восточной оконечности Пелопоннеса. Другой, гораздо более крупный, находился на восточном берегу Арголидского полуострова на северо-востоке Пелопоннеса. Ныне здесь маленькая рыбацкая деревушка, но в античности это был центр небольшой области Эпидаврии (причем очень древний: в ходе раскопок в Эпидавре были обнаружены остатки крепостных стен и захоронения микенской эпохи). На протяжении 8 и 7 вв. до н.э. этот Эпидавр был весьма активен и пользовался значительным влиянием: сообщается, что он основал колонии на островах Эгина, Кос, Нисир и Калидна (другое название — Тенедос).

В 6 в. до н.э. в торговле, которую вел Эпидавр, наметился упадок. К власти здесь пришла олигархия, выступавшая в Пелопоннесских войнах 5 в. до н.э. в союзе со Спартой, вследствие чего Эпидаврия многократно подвергалась набегам афинян и их союзников. Впоследствии город впал в безвестность, сохранив значение лишь в качестве порта при великом святилище Асклепия (Эскулапа). Вид на святилище из космоса:

Надо сказать, что не в самом Эпидавре, но в его окрестностях и расположены святилище Асклепия с дорическим храмом (380 до н.э.), богато украшенным скульптурами (ныне в местном музее и Национальном археологическом музее в Афинах), с фимелой (толос, архитектор Поликлет Младший, с дорической колоннадой снаружи и коринфской внутри). Там же - абатон (большой, частично 2-этажный портик), храм Артемиды - все 360-330 до н.э. Вне священного участка - стадион, палестра, катаготий (дом для приезжих), театр (350-330 до н. э. архитектор Поликлет Младший). Некоторые из них запечатлены на почтовых марках:

Я уже писала о театре в Дельфах, который мы посетили на 2-й день путешествия, но театр в Эпидавре сохранился гораздо лучше. Справедливости ради надо заметить, что в Эпидавре имеются два античных театра, но туристам обычно показывают только один. Второй гораздо меньших размеров, мне удалось найти только такие его фотографии:

Цитата из Интернета (цитаты и дальше выделены курсивом): Нам рассказывали, что неподалеку от Эпидавра археологи отыскали еще один прекрасно сохранившийся амфитеатр (правда, поменьше — всего на 4 тысячи мест). От разрушений его спас толстый слой земли. Супружеская чета, на земле которой обнаружили амфитеатр, ничего не имела против раскопок на их территории и лишь просила не начинать работ, пока они спокойно не закончат свой век. И оба прожили до ста лет!http://vne.kz/modules.php?op=modload&name=News&file=...POSTNUKESID=59637d225816d2a613e9c89e8c8acfca

А основная достопримечательность, большой театр, выглядит вот так:

Общий вид святилища Асклепия и театра:

Побудил местных жителей построить этот театр огромный поток паломников и больных, посещавших в Эпидавре святилище врачевателя Асклепия, сына бога Аполлона и смертной девушки Коронис. В театр приходили на целый день, принося с собой еду и питье.http://www.odessapassage.com/arhiv/2002/jul2002/arxitek70/index.php3Но о святилище Асклепия и способах лечения больных, которые, кроме прочего, подразумевали лечение молитвой, прогулками и переживаниями мистерий, посвященных культу Асклепия в театре я расскажу в следующий раз. Сегодня места хватит только для рассказа о самом театре.

К середине. 4 в. до н.э. относится ансамбль святилища Асклепия в Эпидавре, центром которого был храм бога-врачевателя Асклепия, но самым замечательным зданием ансамбля был построенный Поликлетом Младшим театр (350—330 до н.э.), один из красивейших театров древности.

В нем, как и в большинстве театров того времени, места для зрителей (театрон) располагались по склону холма. Здесь есть примечания к плану на греческом и немецком языках: http://www.gottwein.de/Hell2000/epid003.php

Всего было 55 рядов каменных скамей, которые вмещали не менее 10 тыс. человек. Изначально существовало 34 ряда, позже римляне достроили еще 21.

Эти ряды обрамляли орхестру — площадку, на которой выступал хор. Концентрическими рядами театрон охватывал более полуокружности орхестры, возвышаясь над ней на 23 метра. Со стороны, противоположной местам для зрителей, орхестра замыкалась скеной, или в переводе с греческого — палаткой.

Первоначально, в 6 и начале 5 в. до н.э., скена и была палаткой, в которой готовились к выходу актеры, но уже к концу 5 в. до н.э. скена превратилась в сложное двухъярусное сооружение, украшенное колоннами и образующее архитектурный фон, перед которым выступали актеры. Перед скеной вперед выдавался одноэтажный проскений с фасадом, украшенным ионическими полуколоннами. Актеры попадали на крышу проскения как из кулис по обе стороны, так и из самой скены.

Несколько реконструкций того, как это могло выглядеть в античные времена:

Из внутренних помещений скены на орхестру вело несколько выходов. Скена в Эпидавре имела украшенный ионическим ордером проскений или просцениум — каменную площадку, поднимавшуюся над уровнем орхестры и предназначенную для проведения отдельных игровых эпизодов главными актерами. Театр в Эпидавре был с исключительным художественным чутьем вписан в силуэт пологого склона холма. Скена, торжественная и изящная по своей архитектуре, освещенная солнцем, красиво вырисовывалась на фоне синего неба и далеких контуров гор и в то же время выделяла из окружающей природной среды актеров и хор драмы.

В наши дни хорошо сохранились орхестра и два яруса сидений, на которых, по оценке, могли разместиться 14-17 тыс. зрителей. Прекрасная сохранность зрительных мест и каменной круглой орхестры, окруженной углублением для сбора воды, с «алтарем» в центре, позволяет оценить в полной мере изящество архитектурного решения.

В античные времена на сцене эпидаврского театра ставили не великие трагедии - "Царь Эдип" или "Троянки", а нечто среднее между священнодействием и театральным представлением с терапевтическим эффектом. Здесь ставились самые разные спектакли, например, "Ифигения". К сожалению, одного сайта больше нет, а Гугль сохранил из него лишь эту маленькую превьюшку картинки с этим событием в трактовке современного нам художника:

Входной билет в театр, не на спектакль, конечно, а для осмотра туристами в наши дни (в натуральную величину):

Театр в Эпидавре и поныне славится прекрасной акустикой. «С последнего ряда обычно слышно, как актер шелестит листами бумаги на сцене», - замечает В.М. Меньшиков в книге путевых впечатлений о Греции. Проверено теми, кто бывал здесь: сидя на верхней скамье в одном конце амфитеатра можно, не повышая голоса, вести беседу с человеком на противоположном конце. А декламация в центральном круге ставит под сомнение необходимость таких технических достижений, как усилители и микрофоны.

Выступающим на сцене не нужно было повышать голос, их слова и так были отлично слышны во всех уголках амфитеатра. Сейчас гиды демонстрируют акустические свойства с помощью монетки, бросаемой на камень в центре сцены. Ее звон слышен даже на самых дальних рядах.

Говорят, если даже разорвать бумажку в акустическом центре театра, то это будет слышно в последнем ряду второго яруса...

В начале 2007 года ученые доказали, что уникальные акустические свойства - чистая случайность. Дело в том, что известняковые ряды поглощают все низкочастотные звуки, как например гул толпы, и отражают высокочастотные, доносящиеся со сцены. Что-то слабо верится...http://andreev-org.livejournal.com/3400.html

Остатки скамей:

Если я правильно понимаю, по этой ссылке можно оценить акустику:Audio Examples http://www.wcl.ee.upatras.gr/audiogroup/AncientAcoustics/Epidauros.html

Это не акустические волны, а рельеф местности, в которой располагается каменная чаша театра:

Возможно, Эпидавр вообще был самым красивым местом в Греции. Главные его храмы построены в золотой век греческой архитектуры. Но землетрясение V века превратило шедевры Эпидавра в груду мрамора. Уцелел только встроенный в склоны холма театр.http://www.victor.com.ua/greece/index/index_epidauros.htm

Старинные фото 1-й половины ХХ века:

Моя панорама театра - использован впервые режим панорамной съемки. Кстати, отчего-то на многочисленных ресурсах, посвященных Эпидавру я не нашла фотографий, сделанных именно в таком ракурсе, похожих на этот мой снимок - может быть, за 10 лет этот вид чем-то застроили?

Еще одна "панорама" театра - не забывайте, что это был 1997 год и фотоаппарат в моих руках был почти что впервые, о многих возможностях я еще не знала (кадр составлен из нескольких и при нажатии можно посмотреть на него в большом разрешении - 447.03 КБ):

Здесь можно увидеть и меня, сидящей в первом ряду. :-)

С начала 50-х гг. XX в. в античном театре Эпидавра ежегодно проводят фестивали, привлекающие самых знаменитых исполнителей со всего мира. Фото 1950-х годов, которые удалось найти:

С 1954 года в театре Эпидавра проходит фестиваль, в котором принимают участие известные греческие и зарубежные театры. Представления начинаются на закате и заканчиваются к полуночи. Естественный задник сцены составляют горы Арголиды, платаны и сосны святилища Асклепия.http://www.greek.ru/tur/guide/pelop/argolida/epid.php

Вот, например, программа одного из прошедших здесь фестивалей:FESTIVAL 2000 30. Juni bis 26. August ANTIKES THEATER VON EPIDAUROS http://www.epidaurus-festival.de/2000.html

Этот крупнейший из сохранившихся античных театров используется в летние месяцы по своему назначению и сегодня.

Лучшие театры мира считают за честь дать представление на этой сцене и ожидают своей очереди. Марка, посвященная знаменитой певице Марии Каллас - фоном ей служит театр в Эпидавре!

Как замечают на одном из туристических сайтов, здесь проводятся уже не религиозные таинства, которые лицезрели одни лишь мужчины, накачивавшиеся вином - для большей глубины восприятия, — а ставятся классические пьесы, на которые съезжаются все желающие. Иногда зрителей, правда, оказывается слишком много, и как-то недавно в Эпидавре разразился скандал, когда амфитеатр на 14 тысяч мест не смог вместить всех тех, кто приобрел билеты (а их было продано 18 тысяч!). Вот схема секторов, если кого-то интересует:

Некоторые фотографии сценических декораций:

Несколько обзорных ссылок самого общего характера для интересующихся искусством античного театра:http://www.krugosvet.ru/articles/112/1011279/1011279a1.htmhttp://www.5ka.ru/31/5334/1.htmlhttp://www.mystic-chel.ru/~ancient-greece/theatre-of-greece.htmhttp://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=551942http://www.ve-group.ru/news_a38.html?n_page=10

Античные театральные маски:

И одну цитату об античном театре приведу и здесь:

Театр родился в древних Афинах почти одновременно с демократией. Начало его восходит ко времени 61-ой Олимпиады (536-532 гг до н.э.), когда поэт Теспис из Икарии, что в Аттике (государстве со столицей Афины), на празднествах Великих Дионисий впервые ввёл в действо мужчину с накрашенным лицом, который вступал в диалог с ведущим хора. Это и был первый актёр.

Немного позже Эсхил добавил ещё одного актёра. Однако хор ("хорос " - в древнегреческой драме группа из 12 чел., сопровождавшая представление или принимавшая в нём участие пением или пляской), исполнявший круговой танец, сопровождаемый песней, продолжал составлять основную часть представления, тогда как диалог заполнял паузы в лирическом тексте. На этом начальном этапе нужна была лишь круглая площадка для хора и актёров, тогда как зрители стояли вокруг них. Впоследствии для зрителей на Афинской агоре воздвигли деревянные подмостки. Однако окончательным решением был выбор естественного спуска на южном склоне Акрополя, где зрители уже располагались только с одной стороны от актёров. Прямо напротив зрительских трибун в V в. до н.э. была воздвигнута сцена, то есть место, где переодевались актёры и участники хора. Между тем в драматических произведениях стала значительно сокращаться лирическая часть и господствующее значение стала приобретать речь актёров.

Классическая архитектурная форма театра окончательно сформировалась в IV в. до н.э. "Чаша ", где располагались места зрителей, планировалась весьма искусно с тем, чтобы гармонировать с местностью, иметь хорошую акустику и обеспечивать удобное прохождение зрителей. В передних рядах были установлены роскошные мраморные сидения для выдающихся лиц общества. Сцена приобрела торжественный вид, оформлялась картинами на сюжет действа. Актёры, число которых между тем возросло, стали выходить и играть на приподнятой передней части сцены.

Греческий театр очень рано узнали и полюбили на Западе. Здесь представления шли в сделанных на скорую руку деревянных театрах. Первая каменная театральная постройка была воздвигнута в Риме в 55-ом г. до н.э. императором Помпеем. Её прототипом явился эллинистический театр на о-ве Митилини. Позже, в эпоху Империй, выкристаллизовался новый тип театра: сцена, оркестр (в древности оркестром - "орхестра" - называлась круглая площадка перед сценой, предназначенная для хора и выделявшихся из него действующих лиц - актёров, примеч. переводчика) и ряды зрителей образовали единое архитектурное целое. http://www.greek.ru/all/art/teatr/

Ссылки по теме:

INTRODUCTION TO GREEK TRAGEDY http://depthome.brooklyn.cuny.edu/classics/dunkle/tragedy/index.htm

Открытки старые http://www.eca.usp.br/enciclopedia/antiguidade/Epidauros.htm

H.G. Wells (1866–1946). A Short History of the World. 1922.91. The Theatre at Epidauros, Greece http://www.bartleby.com/86/2503.htmlhttp://www.bartleby.com/86/2503.gif

The theatre of The Sanctuary of Asklepios at Epidaurus - хорошая ссылка на английском, где все изложено сжато, по делу и в хороших иллюстрациях. Чтобы увидеть их, нажимайте там по ссылкам в тексте http://www.whitman.edu/theatre/theatretour/epidaurus/introduction/epidaurus.intro2.htm

Реконструкции театра в Эпидавре http://www.e-spaces.com/lbw/portfolio/projects/port_cult_her_epid.htmhttp://www.fabricat.com/ENG/sec3.htmlhttp://www.fhw.gr/choros/epidaurus/en/exhibit/model/index1.htmlНесколько реконструкций http://www.lsg.musin.de/geschichte/geschichte/6-griechen/architektur.htmМакеты театров http://www.architekturmuseum.de/ausstellungen/bilder.php?which=138&show=

Architecture from Greece to Rome http://www.sandrashaw.com/Ah2L24.htm

Вячеслав Шевченко. Театрон. http://www.veer.info/52/shevchenko-2.htm

Фото японского туриста в Эпидавре http://lemonodaso.exblog.jp/i28/

В посте также использованы цитаты из следующих ресурсов:http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st027.shtmlhttp://petrov.com.ua/Greece/epidavros.htmhttp://flat.ru/kalmyk/greece/epidaur.htmhttp://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/krugosvet/1/1000720.htm

Ссылки на предыдущие части путешествия в Грецию:Греция, часть 1-я: Афины http://renatar.livejournal.com/67183.htmlГреция, часть 2-я: Афины http://renatar.livejournal.com/67459.htmlГреция, часть 3-я: Дельфы http://renatar.livejournal.com/69565.htmlГреция, часть 4-я: Арахова, Каламбака, Метеора http://renatar.livejournal.com/69857.htmlГреция, часть 5-я: монастыри Метеора http://renatar.livejournal.com/70279.htmlГреция, часть 6-я: пейзажи от Дельф до Метеоры http://renatar.livejournal.com/70478.htmlГреция, часть 7-я: дорога из Метеоры, Фермопилы и Марафон http://renatar.livejournal.com/73708.htmlГреция, часть 8-я: остров Эгина http://renatar.livejournal.com/82044.htmlГреция, часть 9-я: остров Порос http://renatar.livejournal.com/82965.htmlГреция, часть 10-я: остров Гидра http://renatar.livejournal.com/84649.htmlГреция, часть 11-я: Коринфский канал http://renatar.livejournal.com/87761.html

renatar.livejournal.com

В поисках прекрасного. Эпидавр / Материковая Греция / Владимир Кезлинг

Третий греческий день. Знакомимся с античным театром в Эпидавре и ищем прекрасное.

Утром третьего греческого дня мы проснулись в маленькой уютной гостинице, состоящей из нескольких белоснежных домиков. Оплату по картам они не принимали, кэша у нас с собой не было, поэтому после завтрака пришлось ехать в соседний город искать банкомат. Вообще с оплатой банковскими картами в Греции большие проблемы. Апофеозом стала заправка BP, где пришлось выгребать всю скопившуюся мелочь, чтобы расплатиться за заправленный полный бак бензина.

В поисках прекрасного

Новый Эпидавр, рассветом с набережной которого я с вами совсем недавно делился.

В поисках прекрасного

Старый Эпидавр. Единственное место в радиусе пятидесяти километров, где можно найти банкомат.

В поисках прекрасного

Есть ещё античный Эпидавр — центр древней области Эпидаврия, некогда знаменитый на всю Грецию: здесь располагался один из известнейших асклепионов — святилищ бога медицины Асклепия.

В поисках прекрасного

Из Википедии:Жрецы Асклепия занимались лечением больных. На начальных этапах оно состояло в выполнении определённых ритуалов. Больной должен был провести ночь в асклепионе, после чего рассказать о своих снах жрецу-асклепиаду. На основании сна назначалось лечение. Обязанностью жрецов было также составление таблиц, в которых описывалось течение болезни и предпринятые лечебные мероприятия, которые привели к желаемому результату. Таким образом, асклепиады способствовали накоплению медицинских знаний в храмах бога медицины Асклепия.

В поисках прекрасного

Греческий кризис во всей своей красоте. Поставленные несколько лет назад около входа в археологическую зону турникеты не спеша зарастают травой.

В поисках прекрасного

Главная (и единственная) достопримечательность Эпидавра, ради которой мы сюда и приехали, — огромный античный театр, один из крупнейших сохранившихся в мире до наших дней. Вместимость — 14 тысяч человек.

В поисках прекрасного

Самое потрясающее — акустические свойства театра. Пока мы наслаждались открывшимся видом с одного из верхних рядов, приехала довольно большая группа греческих школьников с гидом. Школьники расселись в разных частях театра, а гид, рассказав что-то на греческом, перешла к демонстрации театральной акустики. В центре сцены она сначала говорила шёпотом, потом шелестела бумагой, роняла на пол монеты и производила другие звуки, уровнем своих децибелов стремящиеся к тишине. Ну что ж, снимаю шляпу перед античными инженерами — все производимые звуки были прекрасно слышны на верхнем ряду, несмотря даже на шумных греческих школьников.

В поисках прекрасного

Так как мне не удалось найти ракурс, чтобы театр полностью влезал в кадр, — ловите панораму.

Кроме театра ничего интересного в пределах археологической зоны найти не удалось. Груды камней да пара дорических колонн. Всё.

В поисках прекрасного

Далее мы направились в Нафплио, считающийся самым красивым городом континентальной Греции.

В поисках прекрасного

Но это уже совсем другая история...

В поисках прекрасного

The show will go on!

kezling.ru

Эпидавр / Travel.ru / Греция

К востоку от Нафплиона, на берегу залива Сароникос, лежит Эпидавр (Epidaurus, Epidhavros) - один из древнейших греческих городов и портов, чей театр в свое время считался одним из семи чудес света. Сейчас древний город, основанный более четырех тысяч лет назад, греки так и называют - Архея-Эпидаврос (рядом лежат Палеа-Эпидаврос, Эпано-Эпидаврос и Неа-Эпидаврос, так что несложно и запутаться). В античные времена его влияние было столь велико, что весь Арголидский полуостров носил имя Эпидаврия, а одноименные поселения появлялись практически везде, где обосновывались греческие колонисты. Хотя до наших дней дошли лишь руины, они интенсивно раскапываются и уже успели стать одним из самых известных археологических участков страны.

Визитной карточкой города считается его ошеломляющий древний театр на 14 тысяч мест (приблизительно 330-320 гг. до н. э., внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Акустика этого комплекса столь совершенна, что на его сцене до сих пор проводятся всевозможные фестивали. Второй точкой притяжения является также внесенное в список ЮНЕСКО святилище Асклепия, вокруг которого, в общем-то, и был выстроен древний город. Это один из центров зарождения медицины в её современном понимании и настоящее место паломничества с VI века до н. э. до III века н. э. Сейчас комплекс интенсивно реставрируется и каждый год археологи открывают все новые следы его былого величия.

И это только наиболее видимая часть Эпидавра - здесь сохранились также фрагменты античных терм, огромный гимнасий с множеством комнат (римляне перестроили его в одеон), прямоугольное здание абатона (кимитрион, в современном понимании - госпиталь), круглый толос с лабиринтной планировкой внутренних помещений (явный отголосок культа змеи, имевшей важнейшее значение в древнегреческой медицине - отсюда и современный символ здравоохранения), фундамент большого стадиона, использовавшегося для проведения игр, долгое время конкурировавших с Олимпийскими, и даже маленькое святилище в честь каких-то египетских богов.

Рядом с театром расположился маленький музей (летом открыт с четверга по воскресенье с 8.00 до 19.00, по понедельникам - с 12.00 до 19.00, зимой - с 8.00 до 17.00; входная плата включена в цену билета всего участка), который лучше всего посетить до прогулки по руинам - в 86 году до н. э. римский консул Сулла практически полностью разграбил святилище, поэтому большинство руин без пояснения достаточно малоинформативны. А сама археологическая зона открыта ежедневно: летом - с 8.00 до 19.30, зимой - с 8.00 до 17.00, вход - 6 евро.

Рядом лежит городок Лигурион с неплохим Музеем естествознания (открыт с четверга по воскресенье с 9.00 до 17.00), византийской церковью Айос-Иоанис-Элемонос и микенскими "пирамидами" вдоль северо-восточной дороги. А южнее археологических раскопок начинаются пляжи курортной зоны Палеа-Эпидаврос (иногда называется Ареа-Эпидаврос), в районе которой можно увидеть еще один древний театр, правда гораздо меньших размеров, а также еще один толос микенской эпохи.

guide.travel.ru

Эпидавр (город) — Греция — Планета Земля

Пример высочайшего уровня развития зодчества и художественного вкуса — всемирно известный театр в Эпидавре. Это масштабное строение — образец максимально хорошо сохранившегося из всех древнегреческих театров, которых потомки древних греков не успели разобрать на строительные материалы. Мало того, театр этот действующий, отличающийся исключительной акустикой и гармоничным расположением сцены и амфитеатра.Две с половиной тысячи лет назад Эпидавр был небольшой, но процветающей колониальной империей, занимавшей не только материковую часть, но и близлежащие острова.Греческий муниципалитет Эпидавр находится на берегу Саронического залива (или Сароникос). Это самый большой залив Эгейского моря. Древние выбрали для города очень удачное место: к востоку от Истмийского перешейка, где Эгейское море через Коринфский канал было позже соединено с Коринфским заливом Ионического моря. На север от Эпидавра находилась естественная гавань, на юге — большая удобная бухта.Город был отстроен на восточном берегу небольшого скалистого Арголидского полуострова, на северо-востоке полуострова Пелопоннес. Именно здесь, у подножия гор, в доисторический период появились первые поселения. Сегодня в непосредственной близости от руин древнего города стоит Палеа-Эпидавр.Эпидавр был известен еще с микенской эпохи (3000-1000 гг. до н. э.). Древнее население Эпидавра состояло из карийцев — выходцев из Малой Азии, к которым позднее присоединились ионийцы, пришедшие из Афин, и полумифическое племя разбойников-флегийцев из Фессалии.Именно флегийцы принесли в Эпидавр культ Асклепия — древнегреческого бога медицины и врачевания, сына Аполлона и нимфы Корониды. Рожденный смертным, он благодаря своим способностям снискал себе милость богов Олимпа и обрел бессмертие.Древнегреческие мифы рассказывают ужасные истории о рождении Асклепия, извлеченного из чрева матери (Асклепий и значит «вскрытый»), но все сходятся в том, что в умении воскрешать мертвых ему не было равных, за что боги даже обижались на него.Со временем Эпидавр распространил свою власть на соседние острова, включив их в состав колонии. На протяжении VIII-VII вв. до н. э. Эпидавр основал колонии на островах Эгина, Кос, Нисир и Калидна (другое название — Тенедос).Местное население практически все было занято в обслуживании порта и прибывающих кораблей. Но в VI в. до н. э. объемы торговли Эпидавра стали уменьшаться, в частности, потому что ему не удавалось выдерживать конкуренцию с преуспевавшим Коринфом. Тем не менее в пятом столетии до н. э. Эпидавр еще мог служить в качестве верного союзника Спарты в Пелопоннесских войнах. За свои политические предпочтения Эпидавр не раз подвергался нападениям афинян и их союзников.От полного краха и разорения его спасли два городских сооружения. Первое — святилище Асклепия, имевшее славу целительного. К нему стекались страждущие со всего Восточного Средиземноморья в надежде исцелиться. Путешественники оставляли немало денег в городской казне как дар Асклепию.Второе строение — городской театр, прославившийся на всю Грецию уникальной акустикой, красочностью и масштабностью представлений.Даже после захвата Эпидавра римлянами императоры постоянно заботились о расширении и поддержании этого города. Но в IV в. император Феодосий I, принявший христианство, закрыл языческое святилище Асклепия.После падения Римской империи город окончательно пришел в упадок, а постройки — кроме самых крупных — постепенно были разобраны местными жителями для строительства новых домов.От блестящего прошлого небольшой колониальной империи Эпидавра сохранилось несколько построек и резных камней в местном музее. Но все это — творения выдающихся мастеров.Сегодня на месте древнего Эпидавра находится несколько городков и россыпь рыбацких деревушек.Святилище бога врачевания Аскпепия — Асклепион — дошло до наших дней в руинах, но и в таком виде внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. О приблизительной дате строительства можно судить по трем мраморным плитам, датируемым около 320 г. до н. э., на которых выбиты истории болезни и описание проводившегося лечения семидесяти больных.Зато точно известен год постройки дорического храма в святилище — 380 г. до н. э. В храме Асклепия находилось много скульптур, ныне выставленных в местном музее и в Национальном археологическом музее в Афинах.Пол храма покрывали черно-белые мраморные плиты. В них имелся тайник, а в нем — пасть бронзового змея, в которую опускали дары Аскпепию.Культ змеи прослеживается во многих изображениях на стенах храма. Древние мифы рассказывают, как однажды Асклепий направлялся во дворец критского царя Миноса, чтобы воскресить его умершего сына. Внезапно дорожный посох Асклепия обвила змея, и Асклепий убил ее. Следом появилась вторая змея, с травой во рту, при помощи которой она воскресила первую змею. Асклепий разыскал эту траву и с ее помощью воскресил и сына Миноса, и других скончавшихся.Храмовый комплекс состоял из собственно храма, в котором в древности находилась статуя бога Асклепия из золота и слоновой кости, и других религиозных и светских построек.Среди них выделяется толос, или фимела, — работа архитектора Поликлета Младшего (IV в. до н. э.). Это округлое сооружение из черного и белого мрамора с дорическими колоннами выполняло роль культового террариума: в его подземном лабиринте содержались священные змеи. Змей было очень много, им приносили жертвы в виде мелких грызунов и земноводных. Случалось, их использовали для лечения особо запущенных болезней, и последующую кончину пациента жрецы храма, именуемые аскпепиадами, объясняли отсутствием у несчастного веры в исцеление.Неподалеку от Асклепиона находятся руины кагатория, или дома для приезжих. Он был построен из сырца и имел четыре внутренних дворика с перистилями, вокруг которых в два этажа располагались комнаты.Кагаторий, а также двухэтажный портик Абатон, были важными элементами лечения. Сначала пациент должен был провести ночь в кагатории или в самом Асклепионе (если приносил богатые дары), после чего рассказывал о своих снах жрецу-асклепиаду. Асклепиад разгадывал смысл сна и на основании своих догадок назначал лечение. В обязанность жрецов входило ведение истории болезни: рабы выбивали текст на каменных плитах.Лучше других сохранился античный театр, в котором и в наши дни устраивают представления и который способен вместить до 17 тыс. зрителей. Хорошо сохранились орхестра и два яруса каменных скамей. Особенности театра — чудесная акустика (шепот на сцене слышен на последнем ряду так же хорошо, как и на первом) и великолепный пейзаж, служащий естественной декорацией.В 1938 г. состоялось первое после двухтысячелетнего перерыва представление в приведенном в порядок античном театре в Эпидавре — трагедия Софокла «Электра». Выступления прекратились из-за Второй мировой войны. С 1955 г. театральный фестиваль в Эпидавре проводится каждое лето.

Административная принадлежность: ном Арголида в составе административного округа Пелопоннес.

Официальный статус: руины древнего города Эпидавра.

Ближайший населенный пункт: город Палеа-Эпидавр — 1932 чел. (2011 г.).

Язык: греческий.

Этнический состав: греки.

Религия: православие.

Население окрестностей: 8115 чел. (2011 г.).

Удаленность: 30 км к востоку от Нафплиона, 60 км к югу от Коринфа.

Климат и погода

Средиземноморский сухой.

Средняя температура января: +10°С.

Средняя температура июля: +28°С.Среднегодовое количество осадков: 400 мм.

Относительная влажность воздуха: 60%.

Экономика

Сфера услуг: туристические, торговые, транспортные.

Достопримечательности

■ Исторические: Асклелион, бани, портик Абатон, святилище Артемиды (360-330 гг. до н. э.), античный театр (350-330 гг. до н. э.), стадион, палестра, бассейны с термальными водами.■ Культурные: Археологический музей Эпидавра.■ Город Палеа-Эпидавр: малый древнегреческий театр (середина IV в. до н. э.), пляжи Каламаки, Полемарха и Гиалази.

Любопытные факты

■ Среди развалин Эпидавра сохранились надписи со свидетельствами паломников об их чудесном исцелении, которое они связывали с божественным вмешательством. Однако содержание надписей говорит о том, что в исцелениях играли роль также и врачебные рекомендации местных жрецов-медиков.■ До исцеления посетители преподносили в дар храму выполненное из камня или глины изображение органа или части тела (рук, ног и пр.), требующего исцеления. Такой же дар совершался и после исцеления. В Археологическом музее Эпидавра выставлены каменные изображения исцеленных органов и частей тела, которые древние греки после выздоровления по традиции даровали храму. В целом комплекс служил больницей и реабилитационным центром.■ Название «Эпидавр» носили также две древнегреческие колонии в Восточной Адриатике, древнегреческий город в провинции Лакония и один из округов провинции Лакония.■ В наше время посох Асклепия из древнегреческого мифа — распространенный символ излечения: палка, которую обвивает змея.■ Театр в Эпидавре, как предполагается, должен был способствовать оздоровлению пациентов: древние греки считали, что переживания от увиденного «очищают» человека.■ Еще одна группа надписей представляет собой детальные отчеты о возведении зданий (в частности, храма Асклепия и Фимелы) с перечислением имен архитекторов, произведенных работ и финансировавших их богатых горожан.■ С именем Асклепия греческий миф связывает Змееносца — большое экваториальное созвездие, именуемое 13-м знаком зодиака, но не входящее в зодиакальный круг.■ В современной истории Греции город Эпидавр прославился тем, что в 1821 г. здесь была провозглашена независимость греческого народа от Турецкой империи.■ Асклепионы строились по всей Древней Греции — известно о 300 таких храмах.

geosfera.org

Древняя Греция: Микены и Эпидавр

Наверняка всем известно выражение «крито-микенская культура». Хотя бы из школьной программы по истории. Сегодня мы отправимся прямо в центр крито-микенской цивилизации — древний город Микены, основанный во втором тысячелетии до н.э. (если верить мифам — Персеем). В доантичный период город был крупным центром Микенской цивилизации, погибшей в результате бронзового коллапса.Одним из самых известных архитектурных памятников микенской культуры — циклопическая стена с львиными воротами, фотография которых, как мне кажется, даже была в школьном учебнике истории. Львиные ворота являются входом в акрополь Микен. Построены в середине XIII века до н. э. вместе с расширением крепостной стены города. Своё название получили от барельефа с изображением львов, помещённого над ними, который является древнейшим образцом монументальной скульптуры в Европе.

Для своего возраста (более 3000 лет) город сохранился неплохо, археологическая зона достаточно большая.

Лично меня больше всего в Микенах впечатлила гробница Агамемнона (или, как её ещё называют, Сокровищнице Атрея). Вот её координаты: 37.727 372, 22.754 062.

Перед гробницей огороженный каменными стенами коридор длиной 36 и шириной 6 метров, ведущий ко входу. Высота входа 5,40 м, а ширина — 2,66 м. Закрывалась гробница двухстворчатой дверью, как видно по отверстиям на пороге. Когда-то стены рядом с дверью были украшены каменными барельефами из зеленоватого камня.

На самом деле, конечно, достоверно не известно, кто же здесь был на самом деле похоронен, ведь гробница была разгромлена уже много столетий назад.

Масштабы впечатляют:

Ученые датируют гробницу примерно 13 веком до н.э. Хотя в последнее время говорят о том, что гробница может быть и немного более поздней — около 1250 г. до н.э., чтобы совпадать с эпохой, когда правил мифический царь Атрей — отец гомеровских героев Агамемнона и Менелая.

Примерно в 50 км от Микен есть ещё одно замечательное древнегреческое место — Эпидавр. Здесь тоже имеется внушительных размеров археологическая зона, вход платный. Наиболее известной достопримечательностью Эпидавра является древний театр, который был способен вместить до четырнадцати тысяч зрителей на своих трибунах.

По-моему, прекрасный вид:

Это один из немногих древнегреческих театров, которые не только достаточно хорошо сохранились, но и продолжают действовать и в наше время. Зал под открытым небом обладает уникальной акустикой, а сама его конструкция является образцом сочетания гениальной инженерной мысли, искусно воплощенной в жизнь.

Мы сюда приехали уже вечером перед закрытием, поэтому людей почти не было:

Древний античный город Эпидавр сегодня представляет из себя руины бывших храмов и домов. Не смотря на множество других заслуг, Эпидавр ценили прежде всего за его медицину. Главным объектом поклонений здесь являлся Асклепиос — бог врачевания. Поклонение богу исцеления в Эпидавре восходит к доисторическим временам. Здесь было святилище богу врачевания Асклепию. Сюда приезжали лечиться все — и бедняки, и цари. Асклепион — руины древнего храма, являющийся центром паломничества всех жаждущих исцеления.

Один из самых древних стадионов в мире, он был построен в 5 — 4 веке до н.э. В отличие от других стадионов этой эпохи (Олимпия, Немея), он имел каменные сидения. Хотя здесь и не происходили «Всегреческие игры», здесь проводились другие состязания в честь Асклепия.

Начало путешествия по Греции здесь:

Часть 1. Мыс Сунион и храм ПосейдонаЧасть 2. Дельфы античные и современныеЧасть 3. Галаксиди, Коринфский залив и дорогиЧасть 4. Навпакт и ПатрыЧасть 5. Древний Тиринф и НафплионЧасть 6. Зима и лето за 1 деньЧасть 7. Остров-крепость МонемвасияЧасть 8. Мистра, Аргос, Коринфский канал

Продолжение здесь:Часть 10. Древний КоринфЧасть 11. Афины

ru-travel.livejournal.com


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров