Город тараз достопримечательности. Тараз: Город на перекрестке тысячелетий
     Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Тараз. Часть 1: условный центр. Город тараз достопримечательности


Тараз. Часть 1: условный центр: varandej

Центр Джамбульской области Тараз (345 тыс. жителей) - город для восприятия исключительно сложный. Я бы сказал, у Тараза отсутствует центр - есть только дальняя окраина и очень дальняя окраина, а на этих окраинах - базары, древние мавзолеи и городища, остатки уездного, но более мусульманского, чем русского города Аулие-Ата, сталинская архитектура советского Джамбула, показанный в прошлой части вокзал на Турксибе и многое другое. Но среди бесконечных запущенных улиц не сориентироваться без карты и не махнуть рукой без заранее намеченного маршрута. Разноцветные осколки былого в серой глине, так впечатлившие меня на степных городищах - по сути образ всего исторического Казахстана.

В первой части (из двух) - те окраины Тараза, которые можно условно сгруппировать в центр: Зелёный базар, уездный квартал Аулие-Аты, Древний Тараз и Центральная площадь.

Как уже говорилось в прошлой части, после Чимкента с его бешеным ритмом сонный провинциальный Тараз успокаивает, а воздух тянь-шаньских предгорий после воздуха пустыни оборачивается кислородным отравлением. Но в общем, радовать Тараз перестаёт очень быстро - он мог бы поспорить с Кызылордой за титул "самого запущенного областного центра Казахстана". Причём запущенность тут отнюдь не живописная, как в каком-нибудь Архангельске, а мрачная - мусор, заросли вытоптанного бурьяна, сточные канавы на месте арыков, заболоченные (!) парки, сопровождающий почти повсюду едва заметный запах гнили. При этом Тараз не кажется бедным - ощущение именно пофигизма и никому-не-нужности. Ни в одном городе Казахстана не слышал от людей столько сожалений об исходе русских: "Вот жили у нас нормальные люди, а теперь эти из аулов понаехали, которые даже бумажку до урны донести не умеют!", "Мы с вами друг друга хоть понимали нормально, а теперь эти понаехали - узбеки, киргизы, китайцы какие-то; говоришь им - а они не понимают!" - такие фразы я слышал здесь от людей разных национальностей. А Тараз действительно многонационален: казахов тут 57% (один порядок с Карагандой и Алма-Атой), русских 25% (больше, чем где-либо на Юге, кроме Алма-Аты), 6% узбеков, 4% - дунген, 3% - корейцев (наиболее заметны, благодаря обилию забегаловок, дунгане) и явно гораздо больше официальной цифры киргизов... В общем, город очень противоречивый, а в его однообразных запущенных улицах как мало где легко заблудиться:

2.

Для начала отправимся в Древний Тараз - по сути это парк в центре города, опознающийся по многоэтажному зданию с заглавного кадра. Здесь же комплекс "Динамо", и за футбольным полем хорошо видны купола древних построек:

3.

Тараз, а это его историческое название от казахского произношения реки Талас - город очень древний, впервые упоминается под 568 годом как торговый пункт на Великом Шёлковом пути. В 751 году в его окрестностях случилась битва Арабского халифата с Китайской империей, и никогда ни до, ни после арабы или персы не переступали Чуйской долины на восток, а китайцы - на запад. В 893-999 годах Тараз - северо-восточный край империи Саманидов, в составе которой город принял ислам. Однако затем персов Саманидов потеснили тюрки Караханиды - их империю в 840 году на руинах Уйгурского каганата основали два племени: чигили (их правитель носил титул Арслан-хан - "король Лев") и янгма (соответсвенно, Богра-хан - "король Верблюд"), ну а общий правитель был известен как карахан ("чёрный хан"). В 960 году карахан Муса ибн Абдаль-Карим Богра-хан утвердил ислам государственной религией своей державы, тем самым создав первое тюркское мусульманское государство в Средней Азии. Тут, конечно, есть ряд оговорок: тюркская Волжская Булгария приняла ислам в 823 году, а персоязычная, но вполне себе среднеазиатская Саманидская держава была мусульманской на момент своего возникновения, и всё же исламизация Караханидии - очень знаковое событие среднеазиатской истории, за которым в 999 году последовало завоевании караханидами с Харун Богра-ханом во главе бывшей империи Саманидов - Самарканда, Бухары и Ферганской долины. С этого момента, пожалуй, Мавераннахр превратился с Туркестан.

4. Вход в Древний Тараз, вид наружу на улицу Ибраева. За воротами - небольшая новая мечеть "дворового типа":

У Караханидии традиционно было две столицы - в разные периоды Баласугун (близ Токмака в Киргизии), Узген (в Ферганской долине), Кашгар (в нынешнем Китае) и Самарканд, в одной из которых правили Богра-ханы, а в другой Аслан-ханы, и Тараз был в "верблюжьих" владениях. Здесь на самом деле покоится лишь удельный князь Ша-Махмуд Богра-хан, умерший в 1058 году - но молва то отождеставляла его с Харуном и Абдаль-Каримом, то вообще представляла Карахана этаким единым лицом, великим завоевателем во имя Аллаха. Того, кто покоится в мавзолее, называли Святой Дед, и в 1856 году под таким названием (Аулие-Ата по-казахски) с подачи узбекских купцов возродился город у его могилы. И хотя в этом мавзолее покоится вполне заурядный правитель, он всё ещё чтим и посещаем:

5.

Да и возраст впечатляющий - середина 11 века, ровесник Новгородской Софии. Почему-то здесь обошлось без буйства террактовых орнаментов, как на мавзолеях Айша-биби из прошлой части - но согласно той легенде, именно к этому Карахану шла через пустыню Айша, чтобы погибнуть от укуса замеи в сутках пути от цели.

6.

У входа камень с надписью неясного возраста и происхождения:

6а.

К концу 12 века и Караханидская держава ослабела, и ещё до нашествия монголов её разгромили в 1212 году найманы - древние кочевники Семиречья, тогда монголоязычный народ, позднеее слившийся с казахами. Говорят, найманы были несторианами (такая ветвь христианства), и если бы завоеватель, подобный Чингисхану, появился у них, а не у восточных соседей - даже сейчас мир бы выглядел совсем иначе. Но пришёл Чингисхан, смёл найманов и добил города распавшейся Караханидии. Второй мавзолей по соседству, как считается, построен в 1262 году для монгольского наместника Шамансура.

7.

...Год назад в этом скверике мне повстречался явный евротурист с фотоаппаратом. Изголодавшись по общению европейского типа, я сразу же накинулся донимать его разговорами: это оказался итальянец, который путешествует по свету на мотоцикле - с полгода назад он забросился в Магадан и оттуда по сложной синусоиде с заходами в Монголию, Китай, Киргизию, Туркмению, далее через Россию и Украину ехал домой. Казахстан, как заправские АВПшники, ругал и назывался скучным - "На весь город всего 3 достопримечательности!". Но хорошо помню, как с этим итальянцем мы прошли за мавзолей Шамансура к блестящему куполу полуподземной мечети - тогда там было ухоженно и людно.

8.

На арыке неспешно крутилось водяное колесо, хотя и не черпало воду, как должно бы:

9.

Каково же было моё разочарование, когда в этот раз я увидел запертвые ворота с дырой, в которую можно пролезть, а за ними - лишь одно запустение. Конечно, осталась и нория, и навесы над раскопами (прошлые кадры, как вы понимаете, я снял в этот раз) - но вокруг пустота и запертые двери, да какой-то недострой "под старину":

10.

Между тем, полуподземная мечеть едва ли не интереснее обоих мавзолеев. Её датируют чуть ли не 9 веком, эпохой Саманидов, и в это легко веришь. Помню, как мы с этим итальянцем вошли в тёмный низкий зал, освещённый лишь огоньками свечей и устланный коврами, где тем не менее щебетали птицы. Я, будучи уверенным, что тут пусто - сверкнул вспышкой и лишь в её свете разглядел неподжвиного старика на подушках у михраба. Я извинился перед ним, а глаза понемногу привыкли к темноте. Когда же итальянец ушёл, старик вдруг подозвал меня и осветил свечёй едва заметный крест на глиняной стене - как будто бы даже тень от креста, вот только отбрасывать её было нечему. Есть там и тени мусульманских надписей... это было одно из сильнейших впечатлений той поездки, повторить которое оказалось не суждено.

11.

Справа - запертая дверь мечети, слева - реплкики чего-то на старых фундаментах. Вроде бы всё это закрыто на реконструкцию, но как долго она продлится? Что же до мечети, то скорее всего её смотритель попросту умер.

12.

Выйдя через единственные ворота, я направился к следующему памятнику на улице Байзак-батыра у перекрёстка с улицей Казыбек-би:

13.

Это баня Кали Юнуса, обязательный атрибут восточных городов... вот только построена она в начале ХХ века, а от средневековой бани в Туркестане не отличается ну практически ничем! Формально она работает как музей, но и год назад, и сейчас закрыта на реконструкцию.

14.

По той же улице Байзак-батыра я вернулся к парку Древнего Тараза - у последнего единственные ворота, обращённые в противоположную сторону. А улица отделяет от парка грандиозный (порядка 800 метров в поперечнике!) Зелёный базар, под которым и скрывается большая часть культурных слоёв древнего города. Кок-Базар - возможно, крупнейший в Казахстане после алматинской барахолки, хотя и порядком уступает туркетсанскому базару в своё колорите - но тем не менее, вместе с последним стал основой для поста о восточных базарах Южного Казахстана: больше зарисовок оттуда можно увидеть там. Сейчас же речь о другом - вглубь базара вклинивается улочка Адамбаева, в перспективе которой хорошо видна пара минаретов:

15.

Это мечеть Аулие-Ата, ближайшая к центру города. Построена она была в 1913 году, и как и большинство мечетей Средней Азии, представляет собой двор с несколькими постройками. Собственно здание мечети  - вот, и только на первый взгляд современное:

16.

Деревянный интерьер - вполне себе аутентичен:

17.

И весьма красив:

18.

Однако перестройка старых мечетей, причём в первую очередь их экстерьеров, в Средней Азии принимает пугающее масштабы. К архитектуре своих храмов у нынешних мусульман гораздо меньше почтения, чем у христиан - вот ведь и в Москве старую мечеть снесли под корень для постройки новой.

19.

Продолжаю путь вглубь базара - но с прошлого года куда тут порядком поубавилось толчеи. Видны относительно старые здания - я не знаю, сколько существует этот рынок, но с раннесоветских времён точно:

20.

В сущности, мы на его задворках, и я помнил, что у постройки с двумя башнями можно пройти на площадь Джамбула - кольцо меж двух базаров. Но я упёрся в тупик, и мне посоветовали идти в обход:

21.

И каков же был мой шок, когда я увидел, что 3/4 базара заброшены! Год назад такого не было. Как я позже убедился в киргизском Оше, это новое веяние по всей Средней Азии - разукрупнение рынков, причём зачастую их "разбрасывают" даже по разным населённым пунктам. Вроде как из Оша, где с рынка началась киргизско-узбекская резня 2010 года, это и пошло: власти поняли, что гигантские базары - потенциальный источник волнений. Формальный повод к закрытию Кок-Базара - как раз-таки раскопки древнего Тараза. Местные, впрочем, страшно недовольны: "Раньше мне что-то надо было - я на Кок-Базар шёл и знал, что найду! А теперь? Теперь 6 рынков сделали, по всему городу, на одном не нашёл - на другой езжай, а туда даже автобус прямой запустить не могут!".

22.

Вместе с рынком опустел и автовокзал, откуда раньше ездили в Талас... впрочем, лежбище тех таксистов недалеко:

23.

Тут же и какой-то явно старый дом:

24.

Я вышел к улице Толе-би - главной в городе: на неё "нанизана" и Центральная площадь, и многоэтажка у Древнего Тараза, и новые собор и мечеть. Кок-Базар, как видите, сдаваться не собирается и потому в его районе улица забита стихийной торговлей - не позавидуешь жителям этих домов! В одной из здешних забегаловок обнаружились пельмени - и это было счастье, есть самые обычные пельмени, а не самсу, плов и куырдак.

25.

Площадь Джамбула, украшенная советским ещё (1961) памятником оному (а Джамбул Джабаев - это казахский поэт-акын, родившийся в 1846 году в семье бедного чабана из Чуйской долины, а умерший в 1945 году, когда уже 7 лет как на карте был город его имени) - это транспортное кольцо между двумя базарами, по-прежнему остающееся крупнейшим в городе транспортным узлом. Толчея тут всё ещё адовая, а напротив закрытого Кок-Базара всё кипит рынок Шахристан с красивыми "самаркандскими" воротами:

26.

Сюда стоит углубиться, чтобы взглянуть на памятник "Джентельменам удачи". Удивительно, но культовая фраза про Джамбул из советского фильма стала брендом уже постсоветского города, поменявшего название. Здесь она, к тому же, чуть-чуть иная, хотя и с той же сутью: "Хочу в Джамбул, там тепло, там моя мама".

27.

Есть тут и другие скульптуры. "Шахристан" по сравнению с "Кок-Базаром" выглядит куда как благообразнее - по крайней мере от расфомирования рынка торговля тут станет чуть более цивилизованной.

28.

А вот на рассвете люляйки (цыганки) совершают алас-алас - окуривают автобус чрезвычайно мерзко воняющими травами. Водители, тем не менее, этот обряд чтут и цыганок подзывают сами:

29.

А от базара улица Толе-би ведёт через кварталы старой Аулие-Аты - и здесь запущенность Тараза достигает апогея!

30.

Как уже говорилось, своё труднопроизносимое название город получил в 1856 году, а 8 лет спустя, за несколько месяцев до Чимкента, его покорил генерал Черняев. В Российской империи Аулие-Ата стал центром самого восточного уезда Сырдарьинской области, по которой мы едем от самого Аральского моря. Здесь к началу ХХ века жило 12 тыс. человек, из них 72% составляли узбеки (причём именно узбеки по тогдашней классификации, а не сарты, как в Чимкенте)... но по духу город оставался абсолютно восточным и очень религиозным. Главную роль же название Аулие-Ата сыграло в 1921 году, когда не владевшие казахским ташкентские большевики по его образцу переименовали Верный в Алма-Ату (правильный казахский вариант Алматы) - только если тут вполне закономерное Святой Дед, там получился бессмысленный Яблоко-Дед.

31.

Между тем, домики от уездной Аулие-Аты остались местами вполне неплохие (а вот церковь, как водится, не сохранилась):

32.

33.

34.

35.

Хотя в основном и здесь всё очень невзрачно - но всё же куда как целостнее, чем в Чимкенте или Кызылорде:

36.

Характерный для Семиречья резной фронтон. Там я такие отождеставлял с дунганскими домами, но сейчас уже совсем в этом не уверен:

37.

Затем кончается и уездная часть, снова проходим мимо Древнего Тараза и синей многоэтажки, и через квартал оказываемся на Центральной площади (не знаю, есть ли у неё официальное название):

38.

Идеологически чуждое название Аулие-Ата город носил до 1936 года - видимо, сказывалось незнание местными большевиками, что оно значит. Затем два года он назывался Мирзоян, и наконец в 1938 получил название Джамбул - как уже говорилось, при жизни самого Джабаева. Тот, впрочем, писал в 1920-30-е (то есть уже будучи глубоким стариком) такие вещи, как "Поэма о Ежов-батыре", "Аксакал Калинин", "Клим-батыр",  но всё же думаю, Советам он верил искренне, позади у него была долгая и непростая жизнь - из нищего аула он ушёл подростком, научившись играть на домбре, и зарабатывал на жизнь как уличный музыкант. Интересно также, что Джамбул был из рода Шапрашты, к потомкам которого принадлежит сам Нурсултан Назарбаев. В общем, не берусь судить, почему город Джамбул, ставший в советские времена индустриальным (химическим) гигантом и с подачи Василия Алибабаевича вошедший в фольклор, был переименован в 1997 году. Как бы то ни было, Джабаев в Казахстане уважаем и сейчас - и область оставили Джамбульскую, и памятник на площади... вот только Драмтеатр (основан в 1936 году) на Центральной площади всё же имени Абая:

39.

На другой стороне - редкий для Казахстана сталинский ансамбль городской администрации - в центре Акимат, справа суд, остальные здания не опознал. Всадник на постаменте - это полулегендарный Байдибек, друг и соратник Тамерлана, к которому возводят родослвную казахи Старшего жуза:

40.

На южной стороне - не попавшие в кадр офисы "Казфосфата" (в прошлой части я уже показывал издалека три гигантских химзавода, перерабатывающих фосфаты Каратау) и "Казкоммерцбанка", почтамт, ЗАГС (слева) и краеведческий музей (справа). Дальше по этой улице пойдём в следующей части:

41.

Если пройти квартал на юг по проспекту Абая (который ведёт мимо театра) - выйдешь к огромному областному акимату с "восточной" реновацией. Джамбульская область в Казахстане на 6 месте и по площади, и по населению, то есть вполне себе средненькая, но простирается от киргизской границы до Балхаша, и в первую очередь знаменита тем, что включает казахскую часть знаменитой Чуйской долины. Достопримечательностей в ней, правда, немного - древние города заканчиваются, а чудная семиреченская природа ещё не начинается. Наиболее интересны, пожалуй, развалины Акыртас в полусотне киломтеров восточнее Тараза - остатки огромного и загадочного каменного здания, которое разные исследователи называли крепостью арабского завоевателя Кутейбы (715-19), дворцом карлукским ханов (13 век), несторианским монастырём или джунгарским дацаном и даже металлургическим заводом Средних веков... но я туда в любом случае не добрался, дальше на восток уезжал ночным поездом, так что моё знакомство с Джамбульской областью исчерпывается Айша-биби да этим акиматом:

42.

Если же от зданий на Центральной площади пройти на север...

43.

...будет как бы огромная ступень, под которой проходит живописный бульвар, близ площади даже не слишком запущенный:

44.

У его начала - воинский обелиск:

45.

45а.

На другом конце запущенность уже вступает в свои, кажется, законные на территории Тараза права. "1000 мелочей" - довольно ёмкое описание достопримечательностей этого города:

46.

У выхода с бульвара расселись всё те же люли, вполне возможно не чуждые благ Чуйской долины. Здесь пока и закончу:

47.

В следующей части - об окраинах, которые в "центр" сгруппировать уже не получится, так как они на разных концах города. Тем не менее, такой запущенности, как здесь, там уже не наблюдается.

КАЗАХСТАН-2013Путь через пустыню. Вступление.Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.Общее о Казахстане.КТЖ - Казахстанские железные дороги.О трёх казахских жузах.Восточные базары.Русские люди Казахстана.Дорога в ТуркестанОрск. Старый город, а остальное не успел.Актюбинск. Старый город и центральная площадь.Актюбинск. Центр и Жилгородок.Ташкентская магистраль. Саксаульская - Приаралье.В поисках Аральского моря.Аральск. Порт, потерявший море.Ташкентская магистраль. Казалинск - Кызылорда.Кызылорда. Город на Сырдарье.Ташкентская маггистраль. Кызылорда - Туркестан.Южный КазахстанСауран. Крепость в пустыне.Туркестан. Хазрет-Султан.Туркестан. Повседневный город.Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.Чимкент. Вавилон Средней Азии.Чимкент. Старый город.Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.Сайрам. Гнездо Святых.Дорога в Тараз через Айша-биби.Тараз древний.Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.Вылазка в КиргизиюДорога в Талас.Талас. Областной центр по-киргизски.Манас-Ордо.СемиречьеНемного Турксиба. Капчагай - Уштобе.Джунгарские ворота.Озеро Алаколь.Дорога через всё Семиречье.Талды-Курган.Алма-АтаЗарисовки по горячим следам.Флешбек. Осколки города Верного.Арыки, инсталляции, детали.Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.Вверх по Алма-Ате. Выше центра.Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.Большое Алматинское ущелье.Продолжение в Киргизии.

От Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "А про Латвию что, всё что ли?!".

varandej.livejournal.com

Город Тараз

Одним из древнейших городов Казахстана является Тараз, остатки которого скрыты под застройками современного города Тараза. Упоминание об этом городе сохранилось в китайских источниках середины 1 в. до н.э. и связано оно с политической историей одного из первых государств на территории Казахстана, именуемом "Кангюйским объединением". Уже в это время город играл важную торговую роль на трассе Великого Шелкового пути. Таким образом, возраст города по письменным источникам определяется в 2000 лет. Как один из центров Западно-Тюркского каганата, Тараз был известен византийским историкам. Именно сюда, в город на берегах Таласа, было послано посольство императора Юстиниана во главе со стратегом/военным наместником/восточных территорий Земархом Киликийским, которое принимал каган тюрков Дизабул /Истеми/. Случилось это в 568 году, в разгар ирано-византийских войн, когда каждая из этих великих империй искала союзников в лице тюрков. Посетивший в 630 г. город Сюань Цзян сообщает, что Тараз - значительный торговый центр, в нем живут купцы разных стран. В то время город имел в окружности 8-9 ли.,(т.е. 2,5-2,7 км). В 751 году неподалеку от Тараза, в местности Атлах, объединенные силы тюрков и арабов разгромили китайскую армию, а 893 году Саманид Исмаил ибн Ахмед взял город Тараз. При Тюргешах, Карлуках, а затем при Караханидах Тараз был столицей, а также одним из крупнейших пунктов на Великом Шелковом пути. Отсюда дороги шли на Восток-в Китай, на запад-в Иран, и Византию, на север-к кимакам и кыпчакам, на юг-восток в Среднюю Азию. Вокруг Тараза находились такие известные города, как Атлах, Нижний Барсхан, Джикиль, Хамукат, Джувикат. Вот что сообщает о Таразе в Х веке знаменитый арабский путешественник и географ Аль-Макдиси: "Тараз-большой укрепленный город, с множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У второй медины большая река, за ней часть города, через нее есть переход. Соборная мечеть среди рынков". Средневековый Тараз был многолюдным городом с тенистыми садами и шумными базарами, где можно было услышать персидскую, согдийскую, тюркскую, китайскую и славянскую речи. До наших дней с тех времен сохранились такие жемчужины мусульманского зодчества, как мавзолеи Айша-Биби и Бабаджи-хатун, Карахан и Давудбека. Накануне монгольского нашествия город был разрушен войсками Хорезмшаха Мухаммеда. Пережил Тараз и монгольское нашествие. В конце XIII в город Тараз продолжал оставаться важным центром в монгольской империи, а затем в державе Тимура. Был он известен и позднее, вплоть до XVI в., когда земли Семиречья вошли в состав Казахского ханства. В 1856 г. город получил новое название Аулие-Ата "Святой старец", а в 1936 в январе был переименован в г.Мирзоян. В мае 1938 г. городу было дано название Джамбул, в честь народного акына Джамбула Джабаева. Важными этапами развития города Джамбула, явились 50 -70-е годы. В это время построен целый ряд новых зданий и промышленных объектов, получили развитие строительство, транспорт, просвещение, здравохранение, наука. 8 января 1997 года Президент Республики Казахстан принял исторический указ о переименовании г.Джамбула (Жамбыла) в город Тараз. Городу возвращено его историческое название

Общая информация о г. Тараз

Город Тараз, расположенный на юго-западе Жамбылской области, в центре Талас -Асинского оазиса, на левом берегу реки Талас. Численность населения города составляет более 348 900 человек при занимаемой площади в 110 квадратных километров (протяженность в длину - 23,5 км, в ширину -12,5 км.). Расстояние от г. Тараз до г. Астаны (столицы) составляет 1255 км. Кроме областного центра на территории Жамбылской области расположены 3 города районного значения: Каратау, Жанатас и Шу. Всего по г. Таразу включены 6 памятников археологии (городища Тараз и Торткуль 1-17 вв., усадьба Тонкерис 6-12 вв.), 13 памятников истории, 53 памятников архитектуры и градостроительства, отражающих периоды формирования планировочной структуры и застройки исторической части города, 7 - памятников монументального искусства. Управление туризма, физической культуры и спорта акимата Жамбылской области http://www.zhambylsport.kz/

visitkazakhstan.kz

Тараз, Спорт, Достопримечательности, Население

В 1917 году через город проложена Семиреченская железная дорога от Арыси до Верного, что ускорило развитие города. В советское время дорога стала уже частью Турксиба (1930).

В 1936-38 годах город носил имя первого секретаря ЦК КП(б) Казахстана Левона Мирзояна, который впоследствии был репрессирован и расстрелян 26 февраля 1939 года.

В 1938 году город из Мирзояна был переименован в Джамбул, по имени казахского поэта Джамбула Джабаева.

4 мая 1993 Постановлением Президиума Верховного Совета Казахстана транскрипция названия Джамбулской области на русском языке была изменена на Жамбылскую область, а Джамбул — на Жамбыл.

8 января 1997 года Указом Президента Казахстана «учитывая ходатайства местных исполнительных органов и пожелания общественности Жамбылской области, на основании заключения Государственной ономастической комиссии при Правительстве Республики Казахстан» город Жамбыл переименован в город Тараз.

Центральная площадь города

Центральная площадь города

Осенью 2002 года Тараз отметил большой праздник: городу исполнилось 2000 лет, что официально признала ЮНЕСКО.

Этимология

Происхождение названия неизвестно. Если оно тюркское, то можно допустить его перевод как «лента, веревка, протягиваемая через площадку при игре с мячом и конных состязаниях». Таразом начали его называть арабы — в силу специфики арабского языка название Талас приобрело форму Тараз. На казахском языке это слово созвучно слову «весы».

Спорт

В городе существует футбольный клуб «Тараз». Его домашней ареной является стадион «Центральный» вместимостью более 12,5 тыс. зрителей.

Достопримечательности

В городе сохранились такие памятники средневековой архитектуры как Мавзолей Карахана (мавзолей Аулие-ата, XI век), Мавзолей Шамансура (XIII век), а также Мечеть Наметбая (1867 год), Баня Кали-Жунуса (XIX век) и др.

Население

Население города в конце 19-го века

По данным переписи 1897 года в городе Аулие-Ата было 11 722 жителей (6940 мужчин и 4782 женщин).

Распределение населения по родному языку в 1897 году: узбеки — 72,1 %, русские (включая великоросов, малоросов и белорусов) — 11,6 %, казахи — 5 %, сарты — 3,2 %, таджики — 3,2 %, татары — 2,2 %.

В Аулие-атинском уезде в целом в 1897 году проживало 276 169 человек, распределение населения по родному языку был следующим: казахи — 90,8 %, русские (включая великоросов, малоросов и белорусов) — 3,8 %, узбеки — 3 %, тюркские наречия без распределения 0,8 %, сарты — 0,5 %, немцы — 0,25 %, татары — 0,22 %, китайцы — 0,16 %, таджики — 0,13 %, лезгины — 0,1 %.

Население города в настоящее время

По последним данным свыше 70 % населения города составляют казахи. Также в городе проживают русские, узбеки, корейцы, татары, турки, киргизы, немцы, курды, дунгане, греки, азербайджанцы, уйгуры, чеченцы и другие. В городе функционирует «Дом дружбы народов».

Город в кино

По сценарию знаменитой комедии Джентльмены удачи один из её героев, Василий Алибабаевич, — родом из Джамбула: «Хочу в Джамбул, там тепло, там моя мама». Эта фраза выбита на пьедестале памятника героям комедии, установленном на рынке "Шахристан" Тараза.

 

www.travellers.ru

Тараз: Город на перекрестке тысячелетий

Последние раскопки на территории Тараза помогли ученым раскрыть тайны устройства средневековых городов Казахстана и жизни их обитателей. О результатах исследований и удивительных открытиях читайте в нашем материале.

Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»

Более 2 000 лет назад на берегу реки Талас появился город. За это время он не раз переживал периоды расцвета и упадка, у своих древних стен встречал караваны купцов и закрывал ворота перед полчищами завоевателей. Если бы камни могли говорить, они поведали бы нам удивительные истории о бедах и радостях, победах и поражениях жителей древнего Тараза. Сегодня ученые пытаются заставить говорить остатки крепостных стен, развалины дворцов, бань и караван-сараев. Они извлекают из земли остатки прошлого и раскрывают перед нами тайны истории. Рассказом об археологических раскопках на территории Тараза с нами поделился известный казахстанский археолог, доктор исторических наук, академик Национальной академии наук Республики Казахстан Карл Молдахметович Байпаков.

Раскопки Древнего Тараза

Раскопки Древнего Тараза

Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина

Масштабные археологические раскопки древнего Тараза начались в 2011 году. Вопрос об изучении города всегда стоял на повестке дня археологов. История Тараза тесно связана с историей Великого Шелкового пути. Торговый путь начинался в Чанане (Китай) и доходил до районов Средиземноморья, существовало несколько ответвлений в Индию и Иран. Очень большой отрезок проходил через территорию Казахстана. Именно на этом участке пути и находился город Тараз. Без преувеличения можно сказать, что история города имела мировое значение, о древнем Таразе писали арабские, греческие и персидские авторы. В позднем Средневековье упоминания о нем можно найти в русских и европейских источниках. Тараз — город на перекрестке нескольких дорог. Одна из них вела в сторону Шымкента, далее — Ташкента, и через сырдарьинский коридор уходила на запад. На юг вела большая дорога в Фергану. Кроме того, из Тараза шли дороги на север в страну кыргызов, кимаков, и т. д. Это был крупный узловой центр.

Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»

Интерес к истории города не угасал никогда. Исследование Тараза имеет большую историю. Здесь побывали многие выдающиеся ученые, и в их числе Василий Владимирович Бартольд. Это фигура номер один в российском и европейском востоковедении. Он первым еще в конце XIX века сделал привязку древних городов к современным картам. В дальнейшем здесь работала группа его учеников. Члены так называемого «Туркестанского кружка любителей археологии». Это было мощное общественное объединение с центром в Ташкенте. Они проводили раскопки на территории многих городов, в том числе и в Таразе. Неоднократно историей Тараза занимались и советские археологи, большую работу проделали такие ученые, как Бернштам, Сенигова и многие другие.

Раскопки восточной бани в 2011 году

Раскопки восточной бани в 2011 году

Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»

В 2011 году поддержку раскопкам на территории древнего городища оказал аким Жамбылской области Канат Бозумбаев. Именно он взялся решить главную проблему переноса Центрального рынка. Центр древнего города находился на том месте, где впоследствии появился и бурно разросся этот базар. Территория базара перекрывала историческую часть городища. Проводить раскопки на этой земле было невозможно. Благодаря волевому решению местных властей базар был перенесен в другое место, и ученые смогли приступить к работе. Одним из стимулов к началу раскопок стала начавшаяся уже в то время подготовка к проведению EXPO – 2017. Тараз был выбран в качестве одного из объектов культурного наследия, который можно было показать зарубежным гостям, приехавшим на Всемирную выставку. Кроме того, подобный объект прекрасно вписывается в программу по развитию туризма, о которой говорят уже многие годы.

Территория раскопок

Территория раскопок

Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»

В 2011 году, когда территория была полностью очищена от рыночных построек и сооружений, ученые смогли приступить к исследованиям. Проводить раскопки решили по новой и дорогой методике. Согласно ей, работы проводились широкими площадями с тщательной стратиграфией (датирование культурных слоев — прим. авт.) территории. Для проведения раскопок была приглашена большая группа ученых. В работах принимали участие специалисты из Польши и Великобритании. Ученые из России занимались изучением останков домашних животных, которые были обнаружены при раскопках древнего города. Это направление исследований называется палеозоологией. Несколько десятков специалистов из Казахстана работали по различным направлениям, среди них были археологи, востоковеды, архитекторы. 

3-й строительный горизонт древнего Тараза

3-й строительный горизонт древнего Тараза

Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина

Древний город представлял из себя бугор, так как за многовековой период развития центральная часть росла не только вширь, но и вверх. Высота этого бугра составляла приблизительно 12 метров. Разрезав бугор траншеей, археологи отчетливо увидели культурные слои.

Применение геомагнитного сканера

Применение геомагнитного сканера

Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина

Была исследована топография города. Многие данные были известны и ранее, но использование космических снимков, аэрофотографий, а также современных георадаров и теодолитов помогло выстроить более точную картину.

Фортификационная система Тараза

Фортификационная система Тараза

Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»

Город имел традиционную схему и состоял из трех частей. Центр города занимала цитадель, где располагался дворец правителя города, там же располагались дома его знати и охраны. Рядом находился шахристан — внутренний город. Здесь жили богатые чиновники и городская знать, а также располагались крупные ремесленные мастерские. Третья зона, рабат (пригород — прим. авт.), была местом проживания ремесленников, мелких торговцев и простого народа.

Схема расположения раскопов на территории Тараза

Схема расположения раскопов на территории Тараза

Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина

Исследование культурных слоев цитадели и шахристана наглядно показало историческое развитие города от периода возникновения до затухания и деградации после монгольского нашествия. Изучены слои, связанные с дальнейшим возрождением и упадком в кокандское время. Тараз продолжал традиции других городов, которые восходят к первым векам нашей эры, таких как Отрар, Туркестан и прочие. Здесь мы имеем определенную связь формирования урбанизации на территории Казахстана. Проблема изучения истории древних казахстанских городов была поднята только в последние 50 лет. До этого в среде западных ученых бытовало мнение, что Казахстан — это страна номадов. А города — явление второстепенное и не связанное с глобальными историческими событиями, происходившими на данной территории. 

Вопросы формирования древнего города до сих пор остаются открытыми. С чего начинался город? Некоторые ученые считают, что с цитадели. Другие утверждают, с базара или храма. Есть разные точки зрения.

Медресе XI-XII веков

Медресе XI-XII веков

Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина

Во время раскопок Тараза поиски самых нижних слоев начали с цитадели. Цитадель имеет квадратную форму и размеры 130 на 150 метров. Она была окружена стенами, которые не сохранились до нашего времени.

Баня-хаммам XI-XII века

Баня-хаммам XI-XII века

Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина

В ходе предыдущих раскопок на территории цитадели была открыта восточная баня-хаммам. Это баня крестообразной планировки с подпольной системой отопления. Остатки стен высотой до полутора метров были украшены росписями, искусные орнаменты выполнены в геометрических мотивах. Ранее считалось, что бани подобного типа появились в XIII веке. Благодаря раскопкам, проведенным на территории Отрара и Тараза, ученым удалось доказать, что они были уже в конце XI века. Баня на востоке всегда играла важную роль, это был своеобразный клуб, куда приходили играть в настольные игры, обсуждать последние новости и сплетни. В то же время это было лечебное заведение, где лечились теплом, паром, а также разнообразными травяными настоями. Богато украшенная баня скорее всего была дворцовой, и доступ туда был открыт только высшей знати.

Раскоп бани в 2012 году

Раскоп бани в 2012 году

Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»

Во время раскопок 2011 года была найдена еще одна баня, к ней подходил водопровод из глиняных обожженных труб, который подводил воду из специальных отстойников. Этот водопровод снабжал чистой водой всю цитадель и шахристан.

Расположение раскопок по периоду их изучения

Расположение раскопок по периоду их изучения

Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина

К сожалению, ученым до сих пор не удалось найти дворцовый комплекс древнего Тараза. Главная проблема заключается в том, что на территории городища долгие годы находился центральный базар. В основном базар состоял из легких построек, они не сильно повредили исторические культурные слои. Однако строительство над территорией древней цитадели капитального мясного павильона с подвалами и холодильниками практически уничтожило часть археологического памятника. Археологи считают, что по роковой случайности именно на месте павильона и находился дворец. Работы продолжаются, и ученые не теряют надежды найти хотя бы отдельные фрагменты дворца.

Караван-сарай Тортколь в Таразе

Караван-сарай Тортколь в Таразе

Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина

Еще одной интересной находкой археологов стал караван-сарай. Он находился прямо внутри древнего города. Эта постройка прямоугольной формы имеет большой двор и помещения для хранения товаров — своеобразный небольшой базарчик, окруженный со всех сторон стенами. Если проводить аналогию, то это прообраз современного торгового центра. Там останавливались купцы из Самарканда, Багдада и других городов.

Недалеко от центра города, примерно в 5 километрах, на трассе Великого Шелкового пути был найден еще один хорошо сохранившийся караван-сарай. На этом объекте прекрасно видны топография и устройство караван-сарая. Сохранились даже помещения, где останавливались и жили купцы. Это сооружение представляло собой целую крепость, защищенную толстыми стенами и башнями. Изучение этого объекта позволило ученым получить полное представление об устройстве и функционировании подобных объектов.

Часть инфраструктуры города — водонакопитель

Часть инфраструктуры города — водонакопитель

Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»

Помимо того, что Тараз являлся узловым центром, здесь в верховьях реки Талас находились мощные серебряные рудники. Тараз снабжал серебром практически всю Среднюю Азию. Согласно источникам, на территории Тараза был монетный двор. Монеты, отчеканенные здесь, получили широкое распространение на торговых путях древнего Востока. Во время раскопок Тараза была собрана большая коллекция монет. По ним ученые могут понять подробности отдельных периодов жизни города. Качество металла и чеканка многое расскажут о развитии ремесла. Изображения или имена, указанные на монете, помогут выстроить генеалогию династии правителей города. Кроме того, монеты позволят безошибочно датировать слой, в котором они были найдены.

Остатки глиняного водопровода

Остатки глиняного водопровода

Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»

Одной из самых многочисленных вещественных находок являются остатки керамики. Археологи нашли множество образцов, принадлежащих к разным эпохам. В находках, относящихся к X веку, есть остатки поливной керамики. Эта техника пришла из Арабского халифата и получила широкое распространение в древних городах Средней Азии. Изделия, изготовленные по этой технологии, отличаются особой красотой и покрыты разноцветной глазурью. На некоторых осколках имеются надписи, сделанные на арабском языке. Многие изделия изготавливались непосредственно в городе, о чем свидетельствуют найденные остатки мастерских и печей для обжига. Кроме того, встречаются образцы изделий, привезенных из Китая. Подобные находки дают бесценную информацию об уровне развития ремесла и торговых связей. 

Жилые кварталы древнего Тараза

Жилые кварталы древнего Тараза

Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина

Размеры шахристана составляли приблизительно 300 на 400 метров. В период расцвета в Таразе проживало до 20 000 человек. По тем временам это был очень крупный город. Находки археологов свидетельствуют, что Тараз был многонациональным и многоконфессиональным городом. Бок о бок здесь проживали мусульмане и зороастрийцы, христиане и буддисты.

Реконструкция жилых кварталов

Реконструкция жилых кварталов

Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина

Раскопанные на территории Тараза городские кварталы имели уникальную планировку, и она сильно отличается от привычной разбивки кварталов европейского типа. Центром квартала в Таразе являлась улица, с обеих сторон которой располагались дома. С обоих концов улица перегораживалась воротами, которые закрывались на ночь. Таким образом каждый квартал превращался в небольшую крепость, которая надежно защищала жителей от ночных разбойников. Во время штурма города такая планировка создавала нападающим дополнительные трудности. Им приходилось захватывать по отдельности каждый обороняющийся квартал.

Дома жителей располагались рядом друг с другом. Большинство из них были рассчитаны на проживание одной семьи, попадаются крупные строения, в которых жили большие семьи, состоящие из нескольких поколений. В таких домах люди жили в отдельных секциях, объединенных общим двориком. Интересно, что подобные общие дома часто датируются временем, когда город находился в периоде кризиса. Это говорит о том, что в трудные времена люди объединялись и жили большими семьями.

Реконструкция здания медресе

Реконструкция здания медресе

Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина

На территории шахристана была найдена и раскопана уникальная мечеть. Согласно данным из определенных источников, когда Исмаил Ахмад Самани взял город Тараз, он перестроил одну из церквей, имеющихся в городе, в мечеть. Ученые считают, что именно эта мечеть была обнаружена при раскопках. Так археологические находки подтверждают достоверность письменных источников. 

Исследование фортификационной системы Тараза

Исследование фортификационной системы Тараза

Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»

Весь город был окружен мощными стенами с башнями по углам. Собственные отдельные стены имели цитадель и шахристан Тараза. Таким образом город опоясывали несколько колец укреплений. Штурм и захват такого города представлял очень сложную задачу и требовал значительного количества воинов. Остатки этих укреплений частично сохранились. Толщина стен на отдельных участках составляла до 5 метров. Стены были неодинаковой толщины, они имели очень толстое основание и сужались кверху. Стенобитные орудия, используемые при осаде, били в основном по надежно укрепленному нижнему ярусу. На стенах были сооружены парапеты и стрелковые площадки.

Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина

Цитадель и шахристан Тараза имели четыре въезда, расположенных с разных сторон. В стенах Тараза археологи находят каменные ядра, используемые монголами при штурме города. В районе ворот было найдено немало наконечников стрел, что свидетельствует об упорной обороне города.

Реконструкция таразских бань

Реконструкция таразских бань

Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина

Во время археологических работ на большой площади были раскопаны верхние культурные слои, относящиеся к эпохе Караханидов. Это время расцвета Великого Шелкового пути и цивилизации на территории Средней Азии. Не зря эпоха с IX до начала XII века получила название «мусульманского ренессанса». В то время жили такие известные восточные ученые, как Авиценна и Бируни, такие поэты, как Хафиз и Омар Хайям. Одновременно с развитием торговли, ремесла и науки происходил расцвет городской культуры. Благодаря проведенным раскопкам этот период в истории города довольно хорошо изучен.

Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина

Впереди у ученых изучение периода, когда Тараз был столицей Карлукского каганата. К сожалению, получить более полное представление о городе того периода пока не получается. Это сложная работа, так как слой находится значительно ниже, и необходимо добраться до него, не уничтожив Караханидский горизонт. На данный момент культурный слой караханидского периода законсервирован и музеефицирован. Для изучения эпохи карлуков приходится делать небольшие шурфы. Уже сегодня археологи могут сказать, что город в эпоху карлуков сильно отличался. Если при караханидах строительство велось из камня, который добывали в карьерах недалеко от города, то в карлукскую эпоху применяли кирпичи, сделанные из глины. Существовали определенные установленные технологии кладки, а также формы и размеры строительных блоков и кирпичей. Карлукская эпоха в жизни города продолжалась с VIII до середины IX века. До этого в жизни города были эпохи Тюргешского и Западно-тюркского каганата. Это очень интересный и малоизученный период в жизни древнего города. Самые нижние и ранние культурные слои относятся к первым векам нашей эры. Это подтверждает возраст города, которому, по мнению ученых, не менее 2 000 лет. В ранних слоях обнаружены образцы керамики, сделанной на гончарном круге и относящейся к эпохе государства Кангюй.

Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»

Параллельно с раскопками идет работа по консервации найденных исторических памятников. Часть объектов восстанавливается методом детальной реконструкции. На месте раскопок открыт музей, где любой желающий сможет увидеть остатки древнего города. Археологические исследования древнего Тараза начались недавно, и впереди очень много работы и интересных открытий. Раскопки городов процесс очень медленный и трудоемкий. Ученым еще предстоит сделать немало интересных открытий.

Vox Populi выражает огромную благодарность Карлу Молдахметовичу Байпакову. За предоставленные фотоматериалы мы благодарим ТОО «Археологическая экспертиза» и его директора Дмитрия Воякина, а также руководство заповедника-музея «Памятники древнего Тараза».

Фотогалерея

Тараз: Город на перекрестке тысячелетий

Поделиться галереей

Автор: Фото из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина, фото из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»

www.voxpopuli.kz


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2018     Предложения лучших туроператоров