Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Проект "Туризм без чемодана": едем в Ивье (+Видео). Ивье достопримечательности


Проект "Туризм без чемодана": едем в Ивье (+Видео) :: Главное :: Гродненская правда

02.06.2017. просмотров: 2023

Проект "Туризм без чемодана": едем в Ивье (+Видео) В поиске новых впечатлений, интересного и приятного отдыха необязательно отправляться в далекое путешествие. Много удивительного и необычного, достойного внимания и открывающего нам новые грани жизни можно узнать и увидеть, не уезжая за пределы нашей области. Для этого не нужно брать отпуск, копить на поездку деньги и паковать большой чемодан. Достаточно подарить себе выходные – и воспоминаний хватит не на одну неделю.

Чтобы вы, дорогие читатели, получили готовые рецепты выходного дня и, собравшись в короткое путешествие «без чемодана», взяли с собой нашу газету как путеводитель. С нами не соскучитесь! Мы уже посетили Лидский, Новогрудский, Сморгонский, Гродненский, Щучинский, Островецкий, Ошмянский, Волковысский, Слонимский, Кореличский, Зельвенский, Мостовский, Свислочский,  Берестовицкий  и Вороновский районы, а сегодня вместе с «Гродзенскай праўдай» приглашаем в Ивье.

IMG_2171.jpg

Оказавшись здесь впервые, редкий путешественник сразу не отметит уникальность этого небольшого городка. Неповторимость местечка в многообразии национальных традиций и самобытности этнического колорита, которые веками формировали жившие здесь в мире и согласии белорусы, поляки, татары и евреи. Экскурсию по маленькому городу с большой историей провела для нас старший научный сотрудник Ивьевского музея национальных культур Марина Позняк.

ГОРОД ЕВЫ И ИВЫ

Статус города Ивье получило в 2000 году, однако история местечка насчитывает более шести столетий. Название населенного пункта, по легенде, связано с именем жены великого князя Литовского Гедимина Евы, известной своей благотворительной и просветительной деятельностью. Проезжая как-то по этим местам, она настолько прониклась красотой здешних ландшафтов, что попросила мужа построить здесь замок. Вскоре он был возведен, а вокруг него сформировалось поселение.

По другой версии, город обязан своим названием зарослям ивняка, некогда окружавшим его плотной стеной. Ива и сейчас в районе распространена повсеместно.

IMG_2435.jpg

ОДНА ТЕРРИТОРИЯ – ЧЕТЫРЕ КОНФЕССИИ

Ивье часто называют «белорусским Иерусалимом»: здесь в мире и согласии на протяжении столетий живут католики, православные, мусульмане и иудеи. В 2012 году на центральной площади города установлен памятный знак «В честь дружбы и единства конфессий Ивьевщины». Он представляет собой четыре величественные стелы с арками, каждая из которых посвящена одной из четырех конфессий. На католической части монумента размещена греческая анаграмма Христа, изображение святого Иоанна Павла ІІ и его слова «Адкрыйце дзверы Хрысту», на православной – лик Иисуса, покров Богородицы и цитата из Евангелия «Я есть путь, и истина, и жизнь», на иудейской – менора и приветствие «Мир вам», а на исламской – полумесяц и Коран.

Монумент выполняет еще и практическую функцию указателя для туриста: каждая арка обращена в сторону храма той или иной религии.

IMG_2197.jpg

ИВЬЕ-ДЕ-ЖАНЕЙРО

Старейшему памятнику архитектуры в Ивье – костелу святых Петра и Павла – более пяти сотен лет. Он начинал строиться в 1495 году в стиле поздней готики, потом неоднократно перестраивался, приобретая барочные черты. Во время боевых сражений, ареной для которых становилось Ивье, храм не раз повреждался, однако до наших дней сохранились фундамент и контрфорсы постройки XV века.

На небольшой возвышенности у костела стоит статуя Христа, из-за которой туристы нередко сравнивают Ивье с Рио-де-Жанейро. На самом деле в Ивье стоит копия статуи Христос-Царь из португальского города Алмада. Если посмотреть на город из-за спины Иисуса, создается впечатление, что он обнимает Ивье руками.

IMG_2242.jpg

ТАТАРСКАЯ «СТОЛИЦА»

Если въезжать в Ивье со стороны М6, сразу оказываешься в бывшей татарской слободе, где по сей день татары сохраняют компактность проживания.

Мусульманская мечеть была построена в 1882 году на средства графини Эльвиры Замойской. Ее не коснулись ни войны, ни разрушения, в советское время это была единственная действующая мечеть на территории Беларуси.

Район выделяется тесно стоящими домиками и ухоженными огородами с огромными теплицами, где местное население выращивает лук, редис, салаты, помидоры, огурцы. Масштабный вариант огородничества переняло и местное население. Если прокатиться по деревням, можно увидеть такие же большие земельные наделы и теплицы.

СЛЕДУЯ УКАЗАТЕЛЯМ

Если дальше следовать указателям на монументе «В честь дружбы и единства конфессий Ивьевщины», то можно увидеть большую синагогу – сейчас в ней находится спортивная школа. В городе было три синагоги: большая, средняя и меньшая – для учебы, молитвы и собраний. Еврейское население полностью истребили во время гетто 1942 года, поэтому их культура сохранилась только в культовой и бытовой архитектуре. Ежегодно в Ивье проходит митинг-реквием по невинно убитым во время Великой Отечественной войны евреям. Их потомки приезжают из Израиля, США и других стран.

Православие в Ивье – самая молодая религия. Церковь в честь священномученика младенца Гавриила Белостокского была открыта в 1994 году.

IMG_2228.jpg

КИНО НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

В центре города на берегу реки Ивьянка расположен летний амфитеатр – любимое многими местными жителями место. Здесь проходят все районные мероприятия, а в этом году в августе всех желающих приглашают на фестиваль «Ивьевский помидор», который пройдет в районе впервые.

Популярностью у горожан пользуется и летний кинотеатр, где проводят бесплатные кинопоказы. Классика мирового и отечественного кино, свежие хиты и голливудские блокбастеры – на берегу Ивьянки всегда интересно и многолюдно.

Как было бы здорово, если бы чистота в доме сама собой наводилась! Но без человеческих усилий в этом деле не обойтись. Маленькими секретами большого порядка с нами поделились на «Фабрике Ромакс» – крупнейшем в стране производителе товаров бытовой химии, парфюмированной косметики и бумажных изделий бытового назначения.

IMG_1959.jpgПроизводство размещается в агрогородке Липнишки на Ивьевщине. Побывать с экскурсией на местном заводе – уникальная возможность увидеть, как делаются моющие средства, бумажная продукция и другие мелочи, ежедневно используемые в быту.

– Продукция фабрики хорошо известна на белорусском рынке: около 70 процентов товара реализуется в нашей стране. Сейчас на предприятии работает более сотни человек, ассортимент вырос до 120 наименований. При изготовлении продукции используем качественное экологически чистое сырье и современное оборудование, – отмечает заместитель директора ООО «Фабрика Ромакс» Леонид Нехведович.

На предприятии постоянно экспериментируют, стремясь вывести формулу идеального моющего средства. И, кажется, им это уже удалось: находкой разработчиков фабрики стал бальзам для мытья посуды «Окси». Товар недавно появился на полках магазинов, но уже получил постоянную прописку на кухнях во многих домах. Мы расскажем, откуда начинается его путь.

Состав бальзама, как и всей производимой продукции, разрабатывали квалифицированные химики-технологи предприятия. По готовой формуле замешивается пробная партия, которая проходит несколько этапов проверки качества. Получив добро экспертов, разработку запускают в производство.

IMG_1933.jpg

В больших емкостях на участке приготовления препаратов строго по рецептуре замешиваются ингредиенты. Однако разливать товар не спешат: он должен еще отстояться сутки. Когда продукт готов для фасовки, проба берется еще раз и, если анализ в норме, средство продолжает свой путь в цех розлива. Проезжая по конвейерным линиям стройными рядами, безликие баночки преображаются – наполняются  разноцветной жидкостью: мылом, кондиционером, шампунем или пеной для ванн.

Надо сказать, что полиэтиленовую упаковку для продукции на фабрике разрабатывают и производят самостоятельно.

– Это один из факторов, позволяющий выпускать качественную продукцию и реализовывать ее по доступной цене, – говорит Леонид Нехведович.

Наблюдать за тем, как толстостенные заготовки помещаются в специальную камеру и как под давлением воздуха и высокой температуры капсула превращается в пластиковую бутылку, – один из самых увлекательных моментов экскурсии.

Затем работница закрутит на горлышке крышку, придаст бутылке индивидуальность, украсив ее этикеткой. Лазером наносится номер партии и дата изготовления. Бальзам для мытья посуды «Окси» помещается в картонную упаковку и уже готов к отправке.

Экскурсия по «Фабрике Ромакс» продолжится в цехах по производству полиэтиленовых пакетов и бумажной продукции. Там путешественнику будет не менее интересно.

IMG_1895.jpg

IMG_1694.jpg

В 1752 году король Станислав Август Понятовский даровал Гераненам Магдебургское право, а в 1792 году был утвержден герб Геранен – сердце, пронзенное мечом. Этот герб напоминает о трагической истории любви Сигизмунда II Августа и Барбары Радзивилл.

Елена Смоляниченко знает о Гераненах все. Она сорок лет отработала в Гераненской средней школе, нынче – на заслуженном отдыхе. Всю жизнь собирает историю местечка, пишет авторские исследования, а еще проводит экскурсии по знаковым местам.

– Нам приятно, что все больше туристов едут к нам, чтобы увидеть достопримечательности, – подчеркивает она. – К руинам некогда величественного замка, разрушенного на рубеже XV-XVI веков. Здесь началась история любви Сигизмунда II Августа и Барбары Радзивилл.

В свое время замок считался одним из красивейших в Великом княжестве Литовском, совмещал в себе достижения европейского оборонного зодчества и местные архитектурные традиции. Бастионный тип замка гарантировал надежную защиту от артиллерии неприятеля, был построен на искусственной насыпи, обнесен оборонительным валом и рвами с водой, имел вид квадрата, на каждом углу которого были возведены каменные башни. Возле южной стены замка красовался двухэтажный каменный дворец, построенный в конце XVI века на месте деревянного.

IMG_1707.jpg  – По сведениям историков, осенью 1543 года 24-летний великий князь Сигизмунд II Август, оставив резиденцию в Вильно, отправился во владения своих вассалов с целью разобраться с претензиями местной шляхты, – рассказывает Елена Ивановна.

Несколько дней, которые Сигизмунд II Август собирался провести в Гераненском замке, превратились в… недели. Причиной тому была красавица – литвинка Барбара из рода Радзивиллов, в двадцать лет оставшаяся вдовой. По описаниям современников Барбара была самой красивой женщиной двух держав – Польши и ВКЛ. Так начался их бурный роман.

IMG_1728.jpg

Поскольку великий князь был женатым человеком, он встречался с Барбарой тайно. А когда его супруга умерла, встречи стали более частыми, и через два года в Вильно они тайно обвенчались. В 1548 году после смерти отца Великий князь добавил к своим титулам польскую корону, 1 декабря 1550 года Барбара Радзивилл была коронована и стала королевой Польской державы. По свидетельствам современников, польская и белорусско-литовская аристократия не смирилась с влиянием Радзивиллов на молодого короля. Оппозицию Барбаре возглавила королева-мать Бона Сфорца. Как считают многие историки, именно она помогла невестке отправиться в мир иной. Вместе с тем существует другая версия: смерть от онкологического заболевания.

После смерти жены король тосковал, облекся в траур, надел на шею золотой медальон с ее волосами, к комнатам Барбары присоединил траурный зал. Проводил здесь дни напролет, был на грани безумия и даже от отчаяния решился вызвать душу Барбары с помощью алхимика в резиденции в Несвиже. Короля предупредили, чтобы он не прикасался к привидению, но, когда он увидел образ любимой, забыл об обещании и со словами «Басенька моя!» бросился к ней, чтобы обнять.

IMG_1742.jpg

С тех пор душа Барбары, поселившись в Несвижском замке, не знает покоя. Перед живыми она появляется в черном одеянии в знак траура по своей загубленной жизни и любви. 

Историю любви Сигизмунда II Августа и Барбары Радзивилл знает каждый житель Геранен. Туристы приезжают в Геранены именно за этой легендой. Прикасаются к древним руинам, убеждая себя в том, что она есть – вечная любовь.

IMG_1733.jpg

IMG_2297.jpg

Единственный в республике музей национальных культур работает в Ивье и восемь лет рассказывает об истории разных народов, которые на протяжении веков жили здесь вместе: белорусов, поляков, татар и евреев.

Здесь можно увидеть находки древнейших поселений края, карту ВКЛ 1613 года, аутентичные предметы средневековья и макет несохранившегося Гераненского замка, предметы из Ивьевской мечети 20-х годов, а также священные книги иудеев, ханукальные подсвечники и многое другое.

– Мы бережно храним многонациональную историю нашего края, где гармонично соседствуют культуры Запада и Востока, царит конфессиональное разнообразие и многонациональный колорит, – рассказывает Ирина Холяво, директор Ивьевского музея национальных культур.

IMG_2333.jpg

В музее три основных зала, где представлены постоянно действующие экспозиции: «Из истории коренного населения Ивьевщины», «Белорусские татары», «Белорусские евреи». В каждом из них нас ждали открытия. Мы, например, узнали, что в Ивье работала Арианская школа, основанная владельцем местечка Яном Кишкой в 1585 году. И сегодня удивляет программа, которую изучали в школе: богословие, основы математики, логика, история, поэзия, общественное право, риторика, этика, музыка, медицина, физика, греческий, латинский, польский и белорусский языки.

IMG_2352.jpg

Благодаря сложившимся просветительским традициям в местечке была основана одна из первых в Беларуси типографий. Предполагают, что «Грамматика» Мелетия Смотрицкого была отпечатана в 1619 году именно в Ивье. В экспозиции представлены образцы печатных книг минувших столетий – Псалтырь и молитвослов.

IMG_2362.jpg

Не угасает интерес посетителей к реконструкции быта наших предков, образцам изделий народного творчества. Изюминка экспозиции – батлейка, которая и сегодня радует постановками детей и взрослых.

В начале XV века на Ивьевщине появились татары: за бесстрашие в Грюнвальдской битве здешние земли им даровал Витовт Великий. На территорию ВКЛ они принесли культуру огородничества, которым занимаются их потомки. Один из самых ценных экспонатов – минарет из местной мечети.

Музей также бережно хранит память о культуре еврейского народа. До войны более 70 процентов жителей местечка называли себя иудеями, после их почти не осталось. Фотографии начала ХХ века в третьем зале возвращают нас на городские улочки, помогают увидеть, каким был город столетие назад.

Еще одна экспозиция рассказывает трогательные истории об участии земляков во Второй мировой войне, а рекреационный зал стал площадкой для творчества художников и народных мастеров.

IMG_2359.jpg

В музее используются не только аутентичные музейные предметы, но и современные технологии, позволяющие совмещать тексты, звуки, видео, фото, графику. Влюбленный в свое дело коллектив из десяти человек открывает каждому посетителю неизведанные страницы истории Ивьевщины и… свои сердца. В год сюда приезжает более шести тысяч туристов. К их услугам – экскурсии, выездные лекции, экскурсии по «Золотому кольцу Ивьевщины», музейные занятия.

IMG_2356.jpgIMG_2366.jpgIMG_2390.jpg

Мы в Гераненах, в мастерской заведующей сектором ремесел и традиционной культуры Зои Старостиной. С порога отмечаем: в помещении солнечно, хотя на улице пасмурная погода. Зоя Эдуардовна – член Белорусского союза мастеров народного творчества – владеет всеми техниками обработки соломы и лучшие экземпляры своей коллекции хранит в этом небольшом помещении. Пшеничный конь, запряженный в соломенную телегу, набор музыкальных инструментов, уменьшенная копия Гераненского замка, куклы, цветы, огромный венок на полстены и такая же необъятная шляпа, под которой от солнечных лучей вполне могут укрыться два или три человека.

IMG_1653.jpg

– Соломоплетение – визитная карточка национальной культуры региона. Нам есть что показать и чем удивить путешественника. Гераненские умелицы создают копии старинных вещей и современные изделия, обязательно сохраняя особенности старинной технологии, – говорит Зоя Старостина.

Туристам мастерица предложит освоить изготовление плоской соломенной плетенки – «зубатки». Заготовка может служить самостоятельным изделием, например венком, или стать основой для шляпы, цветов, пояса, корзины. Мы выбрали для мастер-класса венок на голову.

IMG_1633.jpg

Пока дело дойдет до самой работы, нужно провести серьезную подготовку материала: для дела годится только та солома, которую сжали на поле серпом!

– Из-под комбайна не пойдет, – говорит Зоя Старостина. – Сама еду на поле, вручную жну, укладываю в снопы. Потом надо хорошо высушить «урожай», разрезать по коленцам на колосе. Отсортировать по длине и толщине, связать в пучки. Если надо, отбеливаю. А перед самой работой опускаю в горячую воду на полчаса: солома становится гибкой и эластичной. «Зубатку» плетут из половинок соломенных трубочек: так она получается более тонкой и аккуратной. У мастерицы есть специальное приспособление, которым она разрезает соломенный стебель. Если такого нет, не беда. В помощь нить, нож или лезвие.

IMG_1620.jpg

Берем две половинки трубочки и накладываем одну на другую. Огибаем горизонтальную полоску вертикальной под углом 60 градусов. «Зубатка» получается в результате поочередного вплетения то двух левых, то двух правых полосок. Когда сплели цепочку нужной длины, обрезаем лишние края и закрепляем плетенку клеем ПВА. Венок можно украсить яркой шерстяной нитью и соломенными бусинами.

Маленький элемент национального костюма творит чудеса: надев веночек, девушка прямо на глазах преображается. А воображение добавит другие атрибуты белорусского платья и переместит обладательницу соломенного убора на пшеничное поле, где вместе с другими жницами она с песнями дожнет последние колосья, увяжет их в снопы и, разогнув натруженную спину, полюбуется на результаты своего труда.

В секторе ремесел и традиционной культуры агрогородка Геранены ГУК «Ивьевский центр культуры и досуга» туристов научат не только плести из соломы, но и ткать, шить текстильные куклы, создавать изделия в технике пэчворк. А знатная вышивальщица Анна Пуйдак «рисует» картины при помощи иголок и ниток. И путешественнику покажет, как это делается.

IMG_1623.jpgIMG_1666.jpg

Агроусадьба «Каля Нёмана» расположилась в агрогородке Морино Ивьевского района на территории заказника «Раздоры». На вид – традиционный сельский дом, но стоит войти во двор, как попадаешь на территорию тишины и гармонии и понимаешь, почему гости возвращаются сюда снова и снова.

  IMG_2137.jpg

Сельским туризмом Арчил и Алла Тоцкойновы стали заниматься в 2010-м, когда купили домик в деревне. Затем сложили воедино несколько хат – получился комплекс с сельским колоритом. Аутентичную мебель собирали по всему району, дизайном занимались сами, да пользовались советами друга-художника.   – Усадьба расположена в настоящей белорусской деревне с красивой атрибутикой сельской жизни, – рассказывают хозяева. – Неман за хатой, пляжный берег, тишина, шалаши с сеном во дворе. Рассчитана на семейный отдых. Некоторые семьи приезжают к нам уже в третий-четвертый раз. Из Беларуси, России, Польши, Германии, Норвегии…

IMG_2153.jpgВ деревне царит дружественная атмосфера. Дворики утопают в цветах и зелени, местные жители приветливо относятся к гостям. Рядом хвойный лес с чистым воздухом, обилием грибов и ягод и река. В нескольких метрах деревянная церковь Святой Троицы, построенная в 1856 году.   – Когда накапливается усталость от больших городов, шума и прочих неизбежных составляющих урбанизации, душа просит гармонии и естественности. Этим и примечателен сельский туризм, – подчеркивает Алла. – Помимо единения с природой и возвращения к истокам это возможность узнать потрясающую культуру и историю нашего края, окунуться в атмосферу сельской жизни и увидеть быт глубинки.

IMG_2146.jpgТоцкойновы удивляют своих гостей и необычной кухней – кавказской и национальной белорусской. Арчил – уроженец Азербайджана, остался в Беларуси после службы в армии, потому что встретил и полюбил красавицу Аллу. Долгие годы совместной жизни укрепили семейный союз и проверили силу чувств. На их столе, как правило, кулинарное «ассорти». Арчил любит готовить сам, радовать домашних, угощать гостей.

Гости агроусадьбы с удовольствием пьют настоящий айран, лакомятся творожной заправкой, маринованными сливами, шашлыком и фирменным картофелем в чугунке по-морински. Простые блюда настолько вкусны, что рецепт просят все. Одним из них Арчил Тоцкойнов поделился с нами, а мы, в свою очередь, раскрываем секрет нашим читателям.

IMG_2060.jpg

РЕЦЕПТ ОТ АРЧИЛА ТОЦКОЙНОВА

Курица и картофель в чугунке по-морински

IMG_2070.jpgКурицу разрезать на кусочки, посолить, поперчить, приправить чесноком. Жарить в растительном масле в чугунке на костре (на мангале) до готовности.

Очищенный картофель нарезать соломкой, засыпать в чугунок с раскаленным растительным маслом и на 10 минут – на мангал. Довести до готовности, выложить на блюдо, поперчить, посолить. Обложить вокруг курицы либо подать отдельно с творожной заправкой (смешанные творог, сметана, зелень, соль), соусом ткемали или любым другим соусом. Запивать айраном с нарубленной зеленью. Курица и картофель жарятся раздельно.

Приятного аппетита!

РАЙОН ГЛАЗАМИ ИВЬЕВЧАН 10 IMG_1565.jpg  Елена Смоляниченко, краевед, жительница деревни Геранены: – Незабываемые впечатления оставляет путешествие по «Золотому кольцу Ивьевщины». Маршрут уже стал популярным у белорусов, жителей Литвы и Польши. Первый остановочный пункт – деревня Дуды, там находится костел святой Девы Марии – единственный деревянный костел в районе. Затем удобно заглянуть в Ивье и пройти с экскурсией в костел святых Петра и Павла, мечеть. Главной достопримечательностью деревни Липнишки является костел святого Казимира. Следующая на пути – деревня Геранены. Путешественники обязательно посещают костел святого Николая, взбираются на замчище и на месте, где некогда возвышался Гераненский замок, знакомятся с историей древнего сооружения. А убранство и интерьер костела святого Владислава в деревне Субботники по достоинству оценят искусствоведы. Привлекает туристов дворец Уместовских в Жемыславле.

10 IMG_2188.jpgАндрей Волчок, учитель истории ГУО «Учебно-педагогический комплекс Лелюкинский детский сад – средняя школа»: – Много лет занимаюсь изучением истории Ивьевского района, в том числе событий Первой мировой войны на Ивьевщине. С сентября 1915-го по 1917 год по территории района проходила линия фронта. В районе деревни Щучий Бор сохранились немецкие оборонительные пункты, в деревне Бакшты есть два пулеметных дота, в агрогородке Морино – немецкий дот. Есть идея организовывать пешие или велосипедные экскурсии к местам боевых действий. А наиболее полное представление об Ивьевщине в годы Первой мировой войны позволит сформировать музейная комната, созданная в Лелюкинской средней школе.

10 IMG_2407.jpgМария Шабанович, бухгалтер Ивьевского музея национальных культур: – Каждому гостю, путешествующему по району, посоветую приехать в Ивье и посетить музей национальных культур, подобных которому в республике нет. Здесь собрана уникальная коллекция экспонатов, рассказывающая о гармоничном соседстве западной и восточной культур. Летом хорошо провести время можно на берегу озера в центре города, покататься на катамаранах. А вечерами там проходят концерты местной самодеятельности, демонстрируются фильмы.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Где переночевать и подкрепиться:

​♦ Гостиница в Ивье, мотели в деревнях Мостки и Расолишки, агроусадьбы «Над Гавьей», «Каля Нёмана», «Домик у реки Неман», «Наусть», «Сонтаки».

♦ В Ивье ресторан «Весна», кафе «Родны кут», «Версаль», бар «Молодежный». Кафе в деревнях Мостки и Расолишки.

Что посмотреть: ♦ Ансамбль бернардинского кляштора и костел святых Петра и Павла в Ивье – памятник архитектуры раннего барокко. ♦ Мечеть XIX века в Ивье. ♦ Усадьба Уместовских в деревне Жемыславль – памятник усадебно-парковой архитектуры XIX века. ♦ Костел святого Казимира в деревне Липнишки.

grodnonews.by

Ивье. Столица веротерпимости.: varandej

Православный крест, обитый жестью минарет, снег по колено и силикатный кирпич. Это Ивье - один из самых малоизвестных и удивительных городов Белоруссии (9,4 тыс. жителей, 130 километров на восток от Гродно). Если современная Беларусь славится чистотой, то Великое княжество Литовское славилось веротерпимостью. В Ивье, известном с 1444 года, мирно уживались евреи и татары, католики и ариане, славяне и литовцы. С католическим монастырём соседствует прекрасно сохранившийся ансамбль еврейского местечка, а с еврейским местечком - татарская слобода. Обо всём этом, а также о том, как татары попали в Беларусь, и пойдёт речь в этом посте.Только вынужден предупредить: день был просто аномальным тёмным даже для конца декабря, и фотографии соответствующие.

Автобусов от Гродно до Ивья очень мало (один прямой, пара рейсов на Ошмяны и Сморгонь, пара на Минск), да и те в основном идут утром и вечером. Приехав сюда около 10 утра, я обнаружил, что даже в Лиду автобус будет лишь в пол-третьего. Впрочем, Ивье стоит в получасе пешей ходьбы от большой дороги, и не проблема дойти в город от отворота. Автостанция расположена на противоположном конце города, и в центр от неё ведёт вот такая улица:

На автостанции я спросил у девушки, покупавшей билет, как пройти до мечети - она не знала. Я испугался - а не ошибся ли я городом? Девушка вызвалась проводить меня до центра, и всю дорогу болтала без умолку - она оказалась во-первых старшеклассницей, а во-вторых неместной - из села Жемыславль. Узнав, что я путешественник, очень долго расхваливала дворец в родном селе - и правда, очень красивый. А то, что я с России, её удивило не больше, чем если бы я был с Лиды. Вообще в Беларуси на россиян реагируют спокойнее, чем в русской провинции на москвичей.На полпути к центру миновали храм Святого Гавриила, перестроенный в 1995 году из жилого дома:

И распрощались на центральной площади:

Ивье состоит из двух самостоятельных районов в километре друг от друга. Северная часть города - бывший штетл (то есть еврейское местечко), южная - татарская слобода. Евреев (в отличие от татар) в Ивье с известных времён не осталось, но ансамбль построенных ими зданий едва ли не самый цельный в Белоруссии. На главной площади интересно несколько синагог, одну из которых иногда датируют 18 веком:

Другие здания, возможно, тоже связаны с еврейской общиной или администрацией местечка. Кагал или управа:

В дальнем конце площади ещё и типовой райком, который я не снимал. А от площади вниз ведёт главная улица с костёлом в перспективе:

Созерцая еврейские домики 19-20 веков, я понял, что приехал сюда не зря:

У некоторых домов вторая дверь на чердаке - через неё завозился товар, которым торговали местные Абрамы и Моисеи:

Плавно изогнутая улица вела под гору, прямиком к костёлу бернардинского монастыря:

Здесь я вспоминал другой виденный мной штетл - Шаргород, который мне рекомендовали как "самое хорошо сохранившееся еврейское местечко Украины". Не отрицаю, что Шаргород произвёл на меня более сильное впечатление и к тому же там есть древнейшая на постсоветском пространстве синагога - но всё-таки рядовая застройка в Ивье сохранилась заметно лучше:

Причём не только на главной улице:

В низине, у речки Ивья, сохранилась порядком реновированная водяная мельница - обратите внимание на крепление для её колеса у самой воды:

Ныне здесь магазин и кабак:

Бернардинский монастырь здесь известен с 1491 года, и тогда же был построен Петропавловский костёл, сильно перестроенный в 18-19 веках:

Но даже костёл здесь с шестиконечной звездой - впрочем, это ведь не только еврейский символ:

А о его возрасте напоминает апсида с пережитками готики:

Монастырский корпус 17 века же порядком осовременен:

В нише у крыльца собора - очень обаятельная Дева Мария:

А рядом с монастырской оградой - уменьшенная копия Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро:

"Маленькие люди с большими мечтами" - так назвал жителей штетлов, кажется, Шолом-Алейхем. Сейчас здесь живут белорусы - но город оставляет именно это ощущение. В комментариях leorer  привёл очень интересную схему еврейского Ивья 1932 года. А вот такая панорама открывается от костёла:

В 17 веке Ивье было еще и центром арианства - так здесь называли протестантское течение социниан (основанное Фаустом Социном в Италии). Ариане были антитринитариями, то есть отрицали догмат Троицы и во многом очеловечивали Бога. Кроме того, ариане отрицали заведомо греховную сущность человека: ведь если бы это было так, человек был бы не виноват в своих грехах. Соответственно, и Христос в их понимании пришёл на Землю не искупить грехи, а показать людям, как надо жить. Но в отличие от многих других антитринитарных сект, социниане не отрицали поклонения Христу как Божьему сыну. В общем, подробнее читайте в Википедии. В 17 веке арианство укоренилось в Великом княжестве Литовском, во многом благодаря Радзивиллам, и важную роль в образовании играли арианские школы, бывшие фактически светскими - там обучались и католики, и православные. В Ивье школа имела статус академии, то есть город был центром арианства в Литве. В 1647 году арианские школы были закрыты, а в 1658 ариан вообще изгнали из Речи Посполитой.

...От главной улицы примерно на середине длины направо (если стоять лицом к костёлу) отходит улица Советская. Она идёт через невыразительные кварталы частной застройки, но в какой-то момент вдруг замечаешь, что окружающие дома необычайно цветастые, а во дворах огромные теплицы - начинается татарский квартал:

Татары в Литве появились еще в 14 веке: потомки то ли военнопленных, вывезенных Ольгердом из захваченной в 1365 году Подолии (которая была с 1240 года провинцией Золотой Орды), то ли солдат, которых княжество нанимало на службу. Как бы то ни было, уже в 15 веке по всему ВКЛ были десятки татарских слобод, а сами татары к тому времени из воинов переквалифицировались в купцов и вели торговлю с Востоком - аналогичную роль играли армяне в Галиции и Подолии. Культура их была уникальной: например, усвоив западнорусский язык, татары писали на нём арабской вязью, в которую пришлось добавить несколько букв - возник такой оксюморон, как "белорусский арабский алфавит". Центрами татарской культуры стали Тракай и Ивье. Ныне численность этого народа, также известного как липки, около 25 тыс. человек (из них 10 тыс. в Белоруссии, еще столько же в Литве и Польше), и в Гродненской области, Белостокском воеводстве, южной Литве сохранилось полтора десятка мечетей (например, в Новогрудке).

Современное Ивье уникально тем, что татары здесь поныне составляют около 10% населения, то есть без малого тысячу человек, а жить предпочитают вокруг мечети. То есть, в Ивье существует полноценная татарская слобода. Впрочем, ее застройка мало отличается от белорусской, не считая более ярких тонов. Но кое-где сохранились вот такие старые избы:

Обратная сторона этой избы еще и глухая - окна только на торце и дворовом фасаде. На окнах - наличники, форму которых человеку, бывавшему в Поволжье, не спутать ни с чем:

Сфотографировать избу я смог только на глазах у мужика. Тот сразу удивился, зачем я фотографирую развалюху. Я честно ответил, что путешественник из России, интересуюсь татарской культурой. Мужик оказался чистокровным татарином - смуглым, чёрным, раскосым и очень боевого вида. Ну а когда я сказал, что родом из Перми (хотя и живу в Москве), он вообще меня зауважал - ведь Прикамье исторически татарский регион. Там много изб и деревянных мечетей, подобных ивьевским.

Деревянная мечеть построена в 1882 году на средства польской дворянки Эльвиры Замойской. Архитектура сверхтипична для татарских мечетей - по сути просто "дом с минаретом". Это касается и деревянных мечетей, и каменных. Причём по сравнению с волго-уральскими литовские мечети даже в большей степени "дома", а шатёр или вообще отсутствует (вместо него купол, как в Новогрудке), или очень маленький (как здесь).

Побродив по двору запертой мечети, я решил уходить, и в воротах столкнулся со старым имамом. После нескольких вопросов о том, кто я и зачем приехал, имам согласился показать мне мечеть. Надо сказать, на священнослужителя, тем более мусульманского, он был непохож - интеллигентный старик, скорее профессор на пенсии.

В мечети два входа - в мужскую и женскую половины. Мы заходили, само собой, в мужской - но на этом кадре, снятом через окно до встречи с имамом - женский:

Здесь надо разуваться - и я не ожидал, что в мечети окажется настолько холодно. Зима на дворе, конечно, и всё-таки не надетые вовремя шерстяные носки стоили мне простуды. Зал мечети - в общем, характерен для татарского ислама, вот только ни разу еще мне не доводилось в мечети фотографировать.

С противоположной стороны - михраб (аналог алтаря) и минбар (кафедра):

Женская половина отделена стеной с занавешенными окнами - во время намаза мужчины и женщины не видят друг друга:

На стенах - шамаили, один из самых узнаваемых элементов татарского искусства: орнаменты, изречения из Корана, святыни Ислама, сделанные характерным способом (аппликация из цветной фольги):

Здесь же и вышитые изображения, и даже фотографии. Слово "шамаиль" здесь не знают, и всё это называют "мухиры".А вот мемориальная доска повествует о строительстве мечети. Две даты внизу на самом деле одно и то же - ведь у мусульман другое летоисчисление (от нашего 622 года, когда Мухаммед переселился из Мекки в Медину) и лунный календарь.

В основном же Ивье выглядит так:

Говорят, ни разу за всю его 500-летнюю историю здесь не было национальных и религиозных конфликтов.

Мечеть находится почти на южном выезде из Ивья. Отсюда я еще около получаса шёл по лесной дороге к трассе, где вскоре поймал маршрутку до Лиды. О Лиде, расположенной на 30 километров ближе к Гродно - в следующей части.

ЧЕРНАЯ РУСЬ-2010Вступление. Обзор поездки.Новогрудок. Сердце Чёрной Руси.Гродно.Старый город.Вдоль Немана.Городница Тизенгауза.Разное.Замки Радзивиллов.Несвиж.Мир.Города и веси.Ивье. Столица веротерпимости.Лида. Триумф агроренессанса.Слоним. Беларусь эталонная.Сынковичи. Церковь-крепость.Жировичи. Православный центр Беларуси.Барановичи. Город.Барановичи. Железнодорожный музей..

varandej.livejournal.com

Ивье - Города и веси России

Ивье - город в Гродненской области с населением 10 тысяч, известно с 1444 года. Город отличается цельной, хорошо сохранившейся и не особо вылизанной исторической застройкой (в основном наследием еврейского местечка). Особая фишка Ивья - живущая здесь община белорусских татар, у которой имеется деревянная мечеть XIX века.Более подробно про Ивье можно почитать в посте varandej. У меня можно посмотреть летние виды этого замечательного городка.

Первый прикол Ивья (для русского глаза) - написание его названия по-белорусски. На заднем плане - автостанция с антикварным автопарком. Автобуса ожидали несколько бабушек в платочках, у двух из них платочки полностью скрывали волосы.

На стене соседней пятиэтажки - герб города.

Автостанция находится в "православной" части города. Тут находится церковь Гавриила Белостокского (перестроена из жилого дома).

Улица 1 Мая ведет в центр.

Сейчас уже сложно сказать, где исторически "православные" кварталы переходят в еврейские. Сейчас, как я понял, в Ивье преобладают католики.

Здесь пока не было никаких Дожинок, ни местных, ни общебелорусских, так что можно полюбоваться почти утраченным в Белоруссии колоритом местечка. Через несколько лет тут всё оштукатурят и покрасят в яркие цвета, процесс уже потихоньку пошел.

Синагога. Из-за отсутствия прихожан, бывшие синагоги в Ивье заняты организациями.

Еще синагога рядом.

Выходим на главную площадь, Комсомольскую.

Огромный райисполком.

И какой-то ужасный мемориал.

Улица Карла Маркса, главная в городе, застроена еврейскими домами с лавками.

Быв. водняная мельница.

Пришли в "католический" район, где находится основная официальная достопримечательность - Костел Петра и Павла (1490-е с переделками в XVIII веке и позднее).

При костеле - жилой корпус быв. монастыря Бернардинцев.

Позабавила сильно уменьшенная копия статуи Христа из Рио-де-Жанейро.

Обратно идем по еще одной колоритной (не помню, как называется) улочке.

Наконец, татарская слобода. Застройка тут сугубо деревянная и довольно скучная.

Запомнилась разве что эта покосившаяся хатка.

Интересная тут только деревянная мечеть 1882 года.

Белорусы - мирные люди, и даже ислам тут какой-то спокойный и безобидный. Уверен, что ни один из ивьевских татар никогда не взорвется в автобусе и не поедет на "джихад" в какие-нибудь горы.

Национальному и религиозному многообразию Ивья посвящен музей национальных культур.

В атмосферу этого многообразия можно начать погружаться возле соседнего сарая.

Рядом с музеем - небольшая "аллея скульптур". Представлены Ленин, Якуб Колас, К. Заслонов и Киров. Для кого же оставлен еще один постамент? :)

russiantowns.livejournal.com

Город Ивье - фото и достопримечательности

Город Ивье — фото и описание

Недалеко от Лиды в Гродненской области Беларуси находится непримечательный ничем на первый взгляд город Ивье. И нет здесь больших заводов, жизнь тихая и мирная, но именно это отмечает городок на картах путешественников. Ведь соединились здесь четыре религии: католицизм, православие, иудаизм и мусульманство. И именно мирное сосуществование четырех конфессий и привлекает к местечку недоуменные взгляды, ведь здесь действительно есть что посмотреть.

В начале XV века была заложена в этом месте крепость, которая и дала рождение городу. Считается, что имя городу дала княгиня Ева — жена князя Великого Княжества Литовского Гедемина. А уже в конце века, когда князь Витовт разрешил татарам, сражавшимся рядом с ним в непримиримых войнах с крестоносцами и Московским княжеством, многие из них избрали местные земли для заселения. Население против не было в силу своей толерантности, так и стало Ивье сосредоточением четырех разных культур.

Настоящей жемчужиной Беларуси и главной достопримечательностью города Ивье считается костел святых Петра и Павла, построенный в конце того же века, а несомненной популярностью у туристов пользуется фигура Христа, установленная рядом и до боли напоминающую знаменитую статую в Рио-де-Жанейро, только в уменьшенном виде. Появилась она не так давно, но очень ярко оттенила средневековую степенность храма, окуная туристов, пусть и на мгновения, в атмосферу Бразилии. Рядом находится и монастырь бернардинцев, которые не гнушались соседствовать с татарами.

Ивьевская православная церковь особой исторической ценности не представляет, хотя ее духовный вклад несомненен. Хотя бы тот факт, что тут находится икона Казанской Божьей Матери, побывавшая в космосе в течение 10 минут и совершившая 112 оборотов вогруг Земли, говорит о многом.

А вот для татар в конце XIX века все же решили возвести мечеть. Она поделена на женскую и мужскую части и сооружена по всем канонам строительства зданий такого плана того времени. Чуть позже были возведены минарет и галерея, строительство которых было проспонсировано местными уроженцами, уехавшими жить в США. Примечательный факт, что в советское время, когда религия подвергалась гонению, мечеть мирно функционировала и была единственным действующим мусульманским храмом в Беларуси. Здесь и сейчас проходят моления.

Что же касается иудаизма, то последователям этой религии повезло меньше. Раньше в Ивье были аж четыре действующих синагоги. А вот сегодня… в одном из сохранившихся зданий открыли магазин, в другом – спортивную школы, третье вообще пустует, а судьба четвертой и вовсе трагична.

Тем, кто предпочитает пешие прогулки, просто необходимо пройтись по Ивьевскому району. Именно рядом с городом еще сохранились частично развалины замка. Кроме того, можно посетить и средневековые курганы и могильники. Местные жители называют их «шведскими горами», утверждая, что насыпаны они были касками вручную над могилами погибших товарищей. Правда, археологи в один голос заявляют, что к шведам эти братские могилы не имеют никакого отношения. Чаще можно встретить татарские и даже языческие захоронения.

Ну и природа здесь просто завораживает. Ведь именно здесь начинается территория заказника Налибокская Пуща, территория которого вторая по величине после Беловежской старшей сестры в Беларуси. Тем не менее по разнообразию представителей, мало чем ей уступает.

Похожие записи

  • Достопримечательности Гродно Гродно – город, который дышит историей. Этот белорусский областной центр часто называют самым европейским городом Беларуси. И это утверждение небезосновательно. А центр Гродно – это вообще […]
  • Достопримечательности Бобруйска Не так давно Бобруйск начал греметь на всем русскоязычном Интернет-пространстве. Мало, кто из активных и не очень пользователей сети не знаком с этим беларуским городом, пусть и знакомство […]
  • Достопримечательности Бреста В школьные годы, когда учительница попросила перечислить города-герои, за Брест получил «двойку». Ведь так придумали пост-военные идеологи, что сам город (может в силу того, что через него […]

Опубликовано в разделе Беларусь

Post navigation

Рекомендуем ознакомится: http://samostoyatelnye-puteshestviya.ru

worldunique.ru

Памятник четырем конфессиям в Ивье

Небольшой городок Ивье стал символом белорусской религиозной толерантности. Среди верующих его даже называют «маленьким Иерусалимом». Четыре конфессии мирно сосуществуют здесь уже не одно столетие, и это при общей численности населения в десять тысяч человек. Католики, иудеи, православные и мусульмане имеют возможность исповедовать свою веру без пропаганды и давления со стороны других религиозных общин, а их сегодня в Ивьевском районе зарегистрировано около двадцати.

В честь этого достаточно уникального явления и установлен монумент «Единство четырех конфессий» в Ивье. Расположенный на центральной площади города, он сразу привлекает внимание масштабом и смысловым содержанием. Каждая конфессия занималась оформлением своей стелы. По идее создателей монумента, он призван выполнять еще и практическую функцию — быть своеобразным указателем для туриста. Дело в том, что каждая арка развернута в сторону храма конкретной религии.

Сегодня самой большой по количеству прихожан в Ивье считается католическая парафия. Костел Петра и Павла был построен еще в конце XV века, но до наших дней не сохранился. Теперь католики посещают храм, возведенный в XVII веке. Здесь же можно найти и монастырь бернардинцев, расположенный на высоком холме. Фигура Иисуса, установленная рядом, видна с любой точки города.

Каким-то чудом уцелела во время Второй мировой войны ивьевская синагога. Когда-то 76% населения города составляли именно евреи. К сожалению, эту общину полностью истребили во время гетто 1942 года, поэтому ее культура сохранилась только в культовой и бытовой архитектуре. Сегодня в синагоге расположен спортивный зал.

Более удачно сложилась историческая судьба исламской религиозной школы. Ивье издавна считается столицей татарской общины. Мечеть, построенная в 1882 году по личному приказу графини Замойской, существовала здесь даже в период Советского союза. Ее не коснулись на войны, ни разрушения. Мусульманская община в Ивье — одна из крупнейших в стране и насчитывает более одной тысячи прихожан.

Православие здесь стало самой молодой религией. Лишь в 1995 году была открыта церковь в честь священномученика младенца Гавриила.

Памятник четырем конфессиям призван еще раз подчеркнуть возможность мирного сосуществования столь разных религий на одной небольшой территории. В Ивье часто бывает так, что православные женятся на католиках, иногда вступают в брак и мусульмане с христианами. При этом, верующие стремятся избегать конфликтов и дают религиозное воспитание своим детям. Тем туристам, кого по-настоящему заинтересует эта тема, рекомендуется посетить уникальный частный музей-экспозицию жителя города Ивана Буйко. Среди реликвий этой выставки можно найти Псалтырь XVII века, еврейские хоры и даже Коран, написанный на русском языке.

Дата обновления: 10 апреля 2015

www.holiday.by

Проект "Туризм без чемодана": едем в Ивье (+Видео) :: Главное :: Гродненская правда

02.06.2017. просмотров: 2024

Проект "Туризм без чемодана": едем в Ивье (+Видео) В поиске новых впечатлений, интересного и приятного отдыха необязательно отправляться в далекое путешествие. Много удивительного и необычного, достойного внимания и открывающего нам новые грани жизни можно узнать и увидеть, не уезжая за пределы нашей области. Для этого не нужно брать отпуск, копить на поездку деньги и паковать большой чемодан. Достаточно подарить себе выходные – и воспоминаний хватит не на одну неделю.

Чтобы вы, дорогие читатели, получили готовые рецепты выходного дня и, собравшись в короткое путешествие «без чемодана», взяли с собой нашу газету как путеводитель. С нами не соскучитесь! Мы уже посетили Лидский, Новогрудский, Сморгонский, Гродненский, Щучинский, Островецкий, Ошмянский, Волковысский, Слонимский, Кореличский, Зельвенский, Мостовский, Свислочский,  Берестовицкий  и Вороновский районы, а сегодня вместе с «Гродзенскай праўдай» приглашаем в Ивье.

IMG_2171.jpg

Оказавшись здесь впервые, редкий путешественник сразу не отметит уникальность этого небольшого городка. Неповторимость местечка в многообразии национальных традиций и самобытности этнического колорита, которые веками формировали жившие здесь в мире и согласии белорусы, поляки, татары и евреи. Экскурсию по маленькому городу с большой историей провела для нас старший научный сотрудник Ивьевского музея национальных культур Марина Позняк.

ГОРОД ЕВЫ И ИВЫ

Статус города Ивье получило в 2000 году, однако история местечка насчитывает более шести столетий. Название населенного пункта, по легенде, связано с именем жены великого князя Литовского Гедимина Евы, известной своей благотворительной и просветительной деятельностью. Проезжая как-то по этим местам, она настолько прониклась красотой здешних ландшафтов, что попросила мужа построить здесь замок. Вскоре он был возведен, а вокруг него сформировалось поселение.

По другой версии, город обязан своим названием зарослям ивняка, некогда окружавшим его плотной стеной. Ива и сейчас в районе распространена повсеместно.

IMG_2435.jpg

ОДНА ТЕРРИТОРИЯ – ЧЕТЫРЕ КОНФЕССИИ

Ивье часто называют «белорусским Иерусалимом»: здесь в мире и согласии на протяжении столетий живут католики, православные, мусульмане и иудеи. В 2012 году на центральной площади города установлен памятный знак «В честь дружбы и единства конфессий Ивьевщины». Он представляет собой четыре величественные стелы с арками, каждая из которых посвящена одной из четырех конфессий. На католической части монумента размещена греческая анаграмма Христа, изображение святого Иоанна Павла ІІ и его слова «Адкрыйце дзверы Хрысту», на православной – лик Иисуса, покров Богородицы и цитата из Евангелия «Я есть путь, и истина, и жизнь», на иудейской – менора и приветствие «Мир вам», а на исламской – полумесяц и Коран.

Монумент выполняет еще и практическую функцию указателя для туриста: каждая арка обращена в сторону храма той или иной религии.

IMG_2197.jpg

ИВЬЕ-ДЕ-ЖАНЕЙРО

Старейшему памятнику архитектуры в Ивье – костелу святых Петра и Павла – более пяти сотен лет. Он начинал строиться в 1495 году в стиле поздней готики, потом неоднократно перестраивался, приобретая барочные черты. Во время боевых сражений, ареной для которых становилось Ивье, храм не раз повреждался, однако до наших дней сохранились фундамент и контрфорсы постройки XV века.

На небольшой возвышенности у костела стоит статуя Христа, из-за которой туристы нередко сравнивают Ивье с Рио-де-Жанейро. На самом деле в Ивье стоит копия статуи Христос-Царь из португальского города Алмада. Если посмотреть на город из-за спины Иисуса, создается впечатление, что он обнимает Ивье руками.

IMG_2242.jpg

ТАТАРСКАЯ «СТОЛИЦА»

Если въезжать в Ивье со стороны М6, сразу оказываешься в бывшей татарской слободе, где по сей день татары сохраняют компактность проживания.

Мусульманская мечеть была построена в 1882 году на средства графини Эльвиры Замойской. Ее не коснулись ни войны, ни разрушения, в советское время это была единственная действующая мечеть на территории Беларуси.

Район выделяется тесно стоящими домиками и ухоженными огородами с огромными теплицами, где местное население выращивает лук, редис, салаты, помидоры, огурцы. Масштабный вариант огородничества переняло и местное население. Если прокатиться по деревням, можно увидеть такие же большие земельные наделы и теплицы.

СЛЕДУЯ УКАЗАТЕЛЯМ

Если дальше следовать указателям на монументе «В честь дружбы и единства конфессий Ивьевщины», то можно увидеть большую синагогу – сейчас в ней находится спортивная школа. В городе было три синагоги: большая, средняя и меньшая – для учебы, молитвы и собраний. Еврейское население полностью истребили во время гетто 1942 года, поэтому их культура сохранилась только в культовой и бытовой архитектуре. Ежегодно в Ивье проходит митинг-реквием по невинно убитым во время Великой Отечественной войны евреям. Их потомки приезжают из Израиля, США и других стран.

Православие в Ивье – самая молодая религия. Церковь в честь священномученика младенца Гавриила Белостокского была открыта в 1994 году.

IMG_2228.jpg

КИНО НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

В центре города на берегу реки Ивьянка расположен летний амфитеатр – любимое многими местными жителями место. Здесь проходят все районные мероприятия, а в этом году в августе всех желающих приглашают на фестиваль «Ивьевский помидор», который пройдет в районе впервые.

Популярностью у горожан пользуется и летний кинотеатр, где проводят бесплатные кинопоказы. Классика мирового и отечественного кино, свежие хиты и голливудские блокбастеры – на берегу Ивьянки всегда интересно и многолюдно.

Как было бы здорово, если бы чистота в доме сама собой наводилась! Но без человеческих усилий в этом деле не обойтись. Маленькими секретами большого порядка с нами поделились на «Фабрике Ромакс» – крупнейшем в стране производителе товаров бытовой химии, парфюмированной косметики и бумажных изделий бытового назначения.

IMG_1959.jpgПроизводство размещается в агрогородке Липнишки на Ивьевщине. Побывать с экскурсией на местном заводе – уникальная возможность увидеть, как делаются моющие средства, бумажная продукция и другие мелочи, ежедневно используемые в быту.

– Продукция фабрики хорошо известна на белорусском рынке: около 70 процентов товара реализуется в нашей стране. Сейчас на предприятии работает более сотни человек, ассортимент вырос до 120 наименований. При изготовлении продукции используем качественное экологически чистое сырье и современное оборудование, – отмечает заместитель директора ООО «Фабрика Ромакс» Леонид Нехведович.

На предприятии постоянно экспериментируют, стремясь вывести формулу идеального моющего средства. И, кажется, им это уже удалось: находкой разработчиков фабрики стал бальзам для мытья посуды «Окси». Товар недавно появился на полках магазинов, но уже получил постоянную прописку на кухнях во многих домах. Мы расскажем, откуда начинается его путь.

Состав бальзама, как и всей производимой продукции, разрабатывали квалифицированные химики-технологи предприятия. По готовой формуле замешивается пробная партия, которая проходит несколько этапов проверки качества. Получив добро экспертов, разработку запускают в производство.

IMG_1933.jpg

В больших емкостях на участке приготовления препаратов строго по рецептуре замешиваются ингредиенты. Однако разливать товар не спешат: он должен еще отстояться сутки. Когда продукт готов для фасовки, проба берется еще раз и, если анализ в норме, средство продолжает свой путь в цех розлива. Проезжая по конвейерным линиям стройными рядами, безликие баночки преображаются – наполняются  разноцветной жидкостью: мылом, кондиционером, шампунем или пеной для ванн.

Надо сказать, что полиэтиленовую упаковку для продукции на фабрике разрабатывают и производят самостоятельно.

– Это один из факторов, позволяющий выпускать качественную продукцию и реализовывать ее по доступной цене, – говорит Леонид Нехведович.

Наблюдать за тем, как толстостенные заготовки помещаются в специальную камеру и как под давлением воздуха и высокой температуры капсула превращается в пластиковую бутылку, – один из самых увлекательных моментов экскурсии.

Затем работница закрутит на горлышке крышку, придаст бутылке индивидуальность, украсив ее этикеткой. Лазером наносится номер партии и дата изготовления. Бальзам для мытья посуды «Окси» помещается в картонную упаковку и уже готов к отправке.

Экскурсия по «Фабрике Ромакс» продолжится в цехах по производству полиэтиленовых пакетов и бумажной продукции. Там путешественнику будет не менее интересно.

IMG_1895.jpg

IMG_1694.jpg

В 1752 году король Станислав Август Понятовский даровал Гераненам Магдебургское право, а в 1792 году был утвержден герб Геранен – сердце, пронзенное мечом. Этот герб напоминает о трагической истории любви Сигизмунда II Августа и Барбары Радзивилл.

Елена Смоляниченко знает о Гераненах все. Она сорок лет отработала в Гераненской средней школе, нынче – на заслуженном отдыхе. Всю жизнь собирает историю местечка, пишет авторские исследования, а еще проводит экскурсии по знаковым местам.

– Нам приятно, что все больше туристов едут к нам, чтобы увидеть достопримечательности, – подчеркивает она. – К руинам некогда величественного замка, разрушенного на рубеже XV-XVI веков. Здесь началась история любви Сигизмунда II Августа и Барбары Радзивилл.

В свое время замок считался одним из красивейших в Великом княжестве Литовском, совмещал в себе достижения европейского оборонного зодчества и местные архитектурные традиции. Бастионный тип замка гарантировал надежную защиту от артиллерии неприятеля, был построен на искусственной насыпи, обнесен оборонительным валом и рвами с водой, имел вид квадрата, на каждом углу которого были возведены каменные башни. Возле южной стены замка красовался двухэтажный каменный дворец, построенный в конце XVI века на месте деревянного.

IMG_1707.jpg  – По сведениям историков, осенью 1543 года 24-летний великий князь Сигизмунд II Август, оставив резиденцию в Вильно, отправился во владения своих вассалов с целью разобраться с претензиями местной шляхты, – рассказывает Елена Ивановна.

Несколько дней, которые Сигизмунд II Август собирался провести в Гераненском замке, превратились в… недели. Причиной тому была красавица – литвинка Барбара из рода Радзивиллов, в двадцать лет оставшаяся вдовой. По описаниям современников Барбара была самой красивой женщиной двух держав – Польши и ВКЛ. Так начался их бурный роман.

IMG_1728.jpg

Поскольку великий князь был женатым человеком, он встречался с Барбарой тайно. А когда его супруга умерла, встречи стали более частыми, и через два года в Вильно они тайно обвенчались. В 1548 году после смерти отца Великий князь добавил к своим титулам польскую корону, 1 декабря 1550 года Барбара Радзивилл была коронована и стала королевой Польской державы. По свидетельствам современников, польская и белорусско-литовская аристократия не смирилась с влиянием Радзивиллов на молодого короля. Оппозицию Барбаре возглавила королева-мать Бона Сфорца. Как считают многие историки, именно она помогла невестке отправиться в мир иной. Вместе с тем существует другая версия: смерть от онкологического заболевания.

После смерти жены король тосковал, облекся в траур, надел на шею золотой медальон с ее волосами, к комнатам Барбары присоединил траурный зал. Проводил здесь дни напролет, был на грани безумия и даже от отчаяния решился вызвать душу Барбары с помощью алхимика в резиденции в Несвиже. Короля предупредили, чтобы он не прикасался к привидению, но, когда он увидел образ любимой, забыл об обещании и со словами «Басенька моя!» бросился к ней, чтобы обнять.

IMG_1742.jpg

С тех пор душа Барбары, поселившись в Несвижском замке, не знает покоя. Перед живыми она появляется в черном одеянии в знак траура по своей загубленной жизни и любви. 

Историю любви Сигизмунда II Августа и Барбары Радзивилл знает каждый житель Геранен. Туристы приезжают в Геранены именно за этой легендой. Прикасаются к древним руинам, убеждая себя в том, что она есть – вечная любовь.

IMG_1733.jpg

IMG_2297.jpg

Единственный в республике музей национальных культур работает в Ивье и восемь лет рассказывает об истории разных народов, которые на протяжении веков жили здесь вместе: белорусов, поляков, татар и евреев.

Здесь можно увидеть находки древнейших поселений края, карту ВКЛ 1613 года, аутентичные предметы средневековья и макет несохранившегося Гераненского замка, предметы из Ивьевской мечети 20-х годов, а также священные книги иудеев, ханукальные подсвечники и многое другое.

– Мы бережно храним многонациональную историю нашего края, где гармонично соседствуют культуры Запада и Востока, царит конфессиональное разнообразие и многонациональный колорит, – рассказывает Ирина Холяво, директор Ивьевского музея национальных культур.

IMG_2333.jpg

В музее три основных зала, где представлены постоянно действующие экспозиции: «Из истории коренного населения Ивьевщины», «Белорусские татары», «Белорусские евреи». В каждом из них нас ждали открытия. Мы, например, узнали, что в Ивье работала Арианская школа, основанная владельцем местечка Яном Кишкой в 1585 году. И сегодня удивляет программа, которую изучали в школе: богословие, основы математики, логика, история, поэзия, общественное право, риторика, этика, музыка, медицина, физика, греческий, латинский, польский и белорусский языки.

IMG_2352.jpg

Благодаря сложившимся просветительским традициям в местечке была основана одна из первых в Беларуси типографий. Предполагают, что «Грамматика» Мелетия Смотрицкого была отпечатана в 1619 году именно в Ивье. В экспозиции представлены образцы печатных книг минувших столетий – Псалтырь и молитвослов.

IMG_2362.jpg

Не угасает интерес посетителей к реконструкции быта наших предков, образцам изделий народного творчества. Изюминка экспозиции – батлейка, которая и сегодня радует постановками детей и взрослых.

В начале XV века на Ивьевщине появились татары: за бесстрашие в Грюнвальдской битве здешние земли им даровал Витовт Великий. На территорию ВКЛ они принесли культуру огородничества, которым занимаются их потомки. Один из самых ценных экспонатов – минарет из местной мечети.

Музей также бережно хранит память о культуре еврейского народа. До войны более 70 процентов жителей местечка называли себя иудеями, после их почти не осталось. Фотографии начала ХХ века в третьем зале возвращают нас на городские улочки, помогают увидеть, каким был город столетие назад.

Еще одна экспозиция рассказывает трогательные истории об участии земляков во Второй мировой войне, а рекреационный зал стал площадкой для творчества художников и народных мастеров.

IMG_2359.jpg

В музее используются не только аутентичные музейные предметы, но и современные технологии, позволяющие совмещать тексты, звуки, видео, фото, графику. Влюбленный в свое дело коллектив из десяти человек открывает каждому посетителю неизведанные страницы истории Ивьевщины и… свои сердца. В год сюда приезжает более шести тысяч туристов. К их услугам – экскурсии, выездные лекции, экскурсии по «Золотому кольцу Ивьевщины», музейные занятия.

IMG_2356.jpgIMG_2366.jpgIMG_2390.jpg

Мы в Гераненах, в мастерской заведующей сектором ремесел и традиционной культуры Зои Старостиной. С порога отмечаем: в помещении солнечно, хотя на улице пасмурная погода. Зоя Эдуардовна – член Белорусского союза мастеров народного творчества – владеет всеми техниками обработки соломы и лучшие экземпляры своей коллекции хранит в этом небольшом помещении. Пшеничный конь, запряженный в соломенную телегу, набор музыкальных инструментов, уменьшенная копия Гераненского замка, куклы, цветы, огромный венок на полстены и такая же необъятная шляпа, под которой от солнечных лучей вполне могут укрыться два или три человека.

IMG_1653.jpg

– Соломоплетение – визитная карточка национальной культуры региона. Нам есть что показать и чем удивить путешественника. Гераненские умелицы создают копии старинных вещей и современные изделия, обязательно сохраняя особенности старинной технологии, – говорит Зоя Старостина.

Туристам мастерица предложит освоить изготовление плоской соломенной плетенки – «зубатки». Заготовка может служить самостоятельным изделием, например венком, или стать основой для шляпы, цветов, пояса, корзины. Мы выбрали для мастер-класса венок на голову.

IMG_1633.jpg

Пока дело дойдет до самой работы, нужно провести серьезную подготовку материала: для дела годится только та солома, которую сжали на поле серпом!

– Из-под комбайна не пойдет, – говорит Зоя Старостина. – Сама еду на поле, вручную жну, укладываю в снопы. Потом надо хорошо высушить «урожай», разрезать по коленцам на колосе. Отсортировать по длине и толщине, связать в пучки. Если надо, отбеливаю. А перед самой работой опускаю в горячую воду на полчаса: солома становится гибкой и эластичной. «Зубатку» плетут из половинок соломенных трубочек: так она получается более тонкой и аккуратной. У мастерицы есть специальное приспособление, которым она разрезает соломенный стебель. Если такого нет, не беда. В помощь нить, нож или лезвие.

IMG_1620.jpg

Берем две половинки трубочки и накладываем одну на другую. Огибаем горизонтальную полоску вертикальной под углом 60 градусов. «Зубатка» получается в результате поочередного вплетения то двух левых, то двух правых полосок. Когда сплели цепочку нужной длины, обрезаем лишние края и закрепляем плетенку клеем ПВА. Венок можно украсить яркой шерстяной нитью и соломенными бусинами.

Маленький элемент национального костюма творит чудеса: надев веночек, девушка прямо на глазах преображается. А воображение добавит другие атрибуты белорусского платья и переместит обладательницу соломенного убора на пшеничное поле, где вместе с другими жницами она с песнями дожнет последние колосья, увяжет их в снопы и, разогнув натруженную спину, полюбуется на результаты своего труда.

В секторе ремесел и традиционной культуры агрогородка Геранены ГУК «Ивьевский центр культуры и досуга» туристов научат не только плести из соломы, но и ткать, шить текстильные куклы, создавать изделия в технике пэчворк. А знатная вышивальщица Анна Пуйдак «рисует» картины при помощи иголок и ниток. И путешественнику покажет, как это делается.

IMG_1623.jpgIMG_1666.jpg

Агроусадьба «Каля Нёмана» расположилась в агрогородке Морино Ивьевского района на территории заказника «Раздоры». На вид – традиционный сельский дом, но стоит войти во двор, как попадаешь на территорию тишины и гармонии и понимаешь, почему гости возвращаются сюда снова и снова.

  IMG_2137.jpg

Сельским туризмом Арчил и Алла Тоцкойновы стали заниматься в 2010-м, когда купили домик в деревне. Затем сложили воедино несколько хат – получился комплекс с сельским колоритом. Аутентичную мебель собирали по всему району, дизайном занимались сами, да пользовались советами друга-художника.   – Усадьба расположена в настоящей белорусской деревне с красивой атрибутикой сельской жизни, – рассказывают хозяева. – Неман за хатой, пляжный берег, тишина, шалаши с сеном во дворе. Рассчитана на семейный отдых. Некоторые семьи приезжают к нам уже в третий-четвертый раз. Из Беларуси, России, Польши, Германии, Норвегии…

IMG_2153.jpgВ деревне царит дружественная атмосфера. Дворики утопают в цветах и зелени, местные жители приветливо относятся к гостям. Рядом хвойный лес с чистым воздухом, обилием грибов и ягод и река. В нескольких метрах деревянная церковь Святой Троицы, построенная в 1856 году.   – Когда накапливается усталость от больших городов, шума и прочих неизбежных составляющих урбанизации, душа просит гармонии и естественности. Этим и примечателен сельский туризм, – подчеркивает Алла. – Помимо единения с природой и возвращения к истокам это возможность узнать потрясающую культуру и историю нашего края, окунуться в атмосферу сельской жизни и увидеть быт глубинки.

IMG_2146.jpgТоцкойновы удивляют своих гостей и необычной кухней – кавказской и национальной белорусской. Арчил – уроженец Азербайджана, остался в Беларуси после службы в армии, потому что встретил и полюбил красавицу Аллу. Долгие годы совместной жизни укрепили семейный союз и проверили силу чувств. На их столе, как правило, кулинарное «ассорти». Арчил любит готовить сам, радовать домашних, угощать гостей.

Гости агроусадьбы с удовольствием пьют настоящий айран, лакомятся творожной заправкой, маринованными сливами, шашлыком и фирменным картофелем в чугунке по-морински. Простые блюда настолько вкусны, что рецепт просят все. Одним из них Арчил Тоцкойнов поделился с нами, а мы, в свою очередь, раскрываем секрет нашим читателям.

IMG_2060.jpg

РЕЦЕПТ ОТ АРЧИЛА ТОЦКОЙНОВА

Курица и картофель в чугунке по-морински

IMG_2070.jpgКурицу разрезать на кусочки, посолить, поперчить, приправить чесноком. Жарить в растительном масле в чугунке на костре (на мангале) до готовности.

Очищенный картофель нарезать соломкой, засыпать в чугунок с раскаленным растительным маслом и на 10 минут – на мангал. Довести до готовности, выложить на блюдо, поперчить, посолить. Обложить вокруг курицы либо подать отдельно с творожной заправкой (смешанные творог, сметана, зелень, соль), соусом ткемали или любым другим соусом. Запивать айраном с нарубленной зеленью. Курица и картофель жарятся раздельно.

Приятного аппетита!

РАЙОН ГЛАЗАМИ ИВЬЕВЧАН 10 IMG_1565.jpg  Елена Смоляниченко, краевед, жительница деревни Геранены: – Незабываемые впечатления оставляет путешествие по «Золотому кольцу Ивьевщины». Маршрут уже стал популярным у белорусов, жителей Литвы и Польши. Первый остановочный пункт – деревня Дуды, там находится костел святой Девы Марии – единственный деревянный костел в районе. Затем удобно заглянуть в Ивье и пройти с экскурсией в костел святых Петра и Павла, мечеть. Главной достопримечательностью деревни Липнишки является костел святого Казимира. Следующая на пути – деревня Геранены. Путешественники обязательно посещают костел святого Николая, взбираются на замчище и на месте, где некогда возвышался Гераненский замок, знакомятся с историей древнего сооружения. А убранство и интерьер костела святого Владислава в деревне Субботники по достоинству оценят искусствоведы. Привлекает туристов дворец Уместовских в Жемыславле.

10 IMG_2188.jpgАндрей Волчок, учитель истории ГУО «Учебно-педагогический комплекс Лелюкинский детский сад – средняя школа»: – Много лет занимаюсь изучением истории Ивьевского района, в том числе событий Первой мировой войны на Ивьевщине. С сентября 1915-го по 1917 год по территории района проходила линия фронта. В районе деревни Щучий Бор сохранились немецкие оборонительные пункты, в деревне Бакшты есть два пулеметных дота, в агрогородке Морино – немецкий дот. Есть идея организовывать пешие или велосипедные экскурсии к местам боевых действий. А наиболее полное представление об Ивьевщине в годы Первой мировой войны позволит сформировать музейная комната, созданная в Лелюкинской средней школе.

10 IMG_2407.jpgМария Шабанович, бухгалтер Ивьевского музея национальных культур: – Каждому гостю, путешествующему по району, посоветую приехать в Ивье и посетить музей национальных культур, подобных которому в республике нет. Здесь собрана уникальная коллекция экспонатов, рассказывающая о гармоничном соседстве западной и восточной культур. Летом хорошо провести время можно на берегу озера в центре города, покататься на катамаранах. А вечерами там проходят концерты местной самодеятельности, демонстрируются фильмы.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Где переночевать и подкрепиться:

​♦ Гостиница в Ивье, мотели в деревнях Мостки и Расолишки, агроусадьбы «Над Гавьей», «Каля Нёмана», «Домик у реки Неман», «Наусть», «Сонтаки».

♦ В Ивье ресторан «Весна», кафе «Родны кут», «Версаль», бар «Молодежный». Кафе в деревнях Мостки и Расолишки.

Что посмотреть: ♦ Ансамбль бернардинского кляштора и костел святых Петра и Павла в Ивье – памятник архитектуры раннего барокко. ♦ Мечеть XIX века в Ивье. ♦ Усадьба Уместовских в деревне Жемыславль – памятник усадебно-парковой архитектуры XIX века. ♦ Костел святого Казимира в деревне Липнишки.

www.grodnonews.by

Мечеть в Ивье фото история описание

На фото единственная сохранившаяся на территории Беларуси Мечеть.

Мечеть в Ивье. Еще один экзотический образец деревянного культового зодчества является центром исламской культуры и располагается в небольшом городке Ивье, достопримечательность Гродненской области. Согласно одной из версий, его название происходит от татарского слова «Өyә, Eve» (гнездо, жилище). Возможно, эта версия и не является стопроцентно верной, однако то, что данная местность считается неофициальной татарской «столицей» Беларуси – абсолютно достоверный факт.

Как известно из летописных источников, в конце XIV века князь Витовт с целью охраны границ Великого Княжества Литовского пригласил несколько десятков тысяч татар, ведь они считались ловкими, умелыми и преданными воинами. А в 1410 году татары принимали участие в знаменитой Грюнвальдской битве против крестоносцев, и, как считается, именно от кривой сабли хана Багардина погиб великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген.

С тех пор татары обжились на белорусских землях, пустили тут корни, позаимствовали язык, значительную часть местных традиций и давно перестали считаться чужеземцами. Однако будучи подверженными неизбежному процессу ассимиляции, представители татарской общности все же старались отстоять свою идентичность посредством сохранения преданности мусульманской вере.

Поскольку в окрестностях Ивья татар жило немало, было решено возвести здесь деревянную мечеть с элементами модерна, строительство которой закончилось в 1882 году при финансовой поддержке графини Эльвиры Замойской. По плану строительства основа сооружения была квадратной, здание было разделено на две части: мужскую и женскую. Окрашенную в характерный для ислама зеленый цвет мечеть увенчал минарет, достроенный в 1922 году.

Примечательно, что из двух десятков мечетей, существовавших на территории Беларуси перед Второй Мировой войной, уцелела лишь одна – Ивьевская. А в советское время она и вовсе была единственным действующим мусульманским храмом во всей республике. Мечеть сохранила свои изначальные функции и в наши дни, а её посетители по-прежнему абсолютно мирно сосуществуют с живущими прямо по соседству католиками, православными, иудеями и атеистами.

Мечеть в Ивье уникальная мусульманская достопримечательность Беларуси.

posmotrim.by


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров