Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Извара. Музей-усадьба семьи Рерих. Извара ленинградская область достопримечательности


Извара | Пригороды Петербурга

Деревня Извара относится к тем пригородам Петербурга, о которых мало кто слышал. Изредка сюда приезжают школьные экскурсии и отдельные гости. Извара находится вдали от оживленных туристических маршрутов в тиши, в уединении и можно сказать, в запустении. И если бы здесь не было усадьбы знаменитого русского художника Николая Константиновича Рериха, название деревни вообще бы никто из туристов не знал.

Извара находится в Волосовском Районе Ленинградской области, примерно в восьмидесяти километрах на юго-запад от Санкт-Петербурга. До крупного областного центра – Волосово – тоже не близко – 10 километров. Без пересадок обраться до Инвары можно лишь на личном авто или в составе организованной экскурсии. Общественным транспортом тоже можно – вначале до Волосово на пригородном автобусе или на электричке, затем – до Извары пешком или на местном автобусе. Но ради чего туристам забираться в эту относительную глушь?

Музей-усадьба Рериха

Деревня Извара славится в первую очередь тем, что здесь расположен музей-усадьба Рериха – именно она привлекает сюда туристов. Ведь в Изваре этот великий русский художник провел свое детство, именно здесь писал лучшие свои картины. Сейчас усадьба Рериха – это достаточно большой музей, где можно познакомиться как с жизнью и творчеством художника, так и с экспонатами археологических раскопок, ведущихся в Изваре и окрестностях.

Усадьба Рериха в Изваре

Достопримечательности Извары на этом не заканчиваются. После того, как в начале двадцатого вера семья Рерихов продала усадьбу, деревня стала совсем другой. Здесь был основана колония для обездоленных детей. Казалось бы, что в этом такого? Как говорил мудрый Гюго: «Кто открывает школу, тот закрывает тюрьму» — так что значимость этого заведения невозможно переоценить. Здание училищного дома сохранилось, правда находится в таком плачевном состоянии, что смотреть больно.

Извара - колония для обездоленных детей

К нему пристроена действующая Казанская церковь — вторая по значимости достопримечательность Извары, и пожалуй, последняя.

Извара - Казанская церковь Надо сказать, что в Изваре есть еще одно впечаляющее место, но скорее это «антидостопримечательность» — устрашающие полуразрушенные столбы, остатки печей известкового завода. Ходят жуткие легенды, о том, что во время Великой Отечественной Войны здесь был концентрационный лагерь, и в этих печах кремировали заключенных. Мурашки по коже… Но из песни слова не выкинешь, из истории тоже..

Извара - природа

Еще надо отметить красивейшую природу Извары, которая вдохновляла Рериха на создание своих картин, и которой сейчас восхищаются туристы.

prigorod-peterburg.ru

Музей-усадьба Н.К. Рериха на карте Ленинградской области. Обзор достопримечательности и как добраться до места. Дворцы и усадьбы Ленинградской области. «Область 47»

Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре — это удивительная композиция из природных, археологических, архитектурных, исторических и культурных ценностей. Учреждение посвящено памяти выдающегося живописца, археолога и философа Н.К. Рериха. В «изварском доме» он провел свое детство и юношество.

Усадьба в Изваре имеет поистине богатую историю. Построена она была в первой половине XVIII века. Ее владельцами были многие известнейшие дворянские фамилии того времени. В конце XIX века усадьба перешла во владение четы Рерихов и была в их собственности вплоть до XX века. В последующие годы в усадьбе располагалась Санкт-Петербургская детская земледельческая колония.

Усадьба в Изваре Ленинградской области приобрела статус музейного комплекса в 1984 году. На сегодняшний день во владении музея 60 гектаров земли, старинный парк, родниковые озера. Архитектурную ценность представляют девять строений, датированных XVIII-XX веками. От Земледельческой колонии остался Училищный дом с церковью во имя Казанской Иконы Божией Матери. Кстати, до сих в церкви ведутся службы.

В Музее-усадьбе экскурсантам рассказывается о различных сторонах жизни Н.К. Рериха. Они узнают о его живописи и археологических находках, о его философских идеях и знаменитом Пакте Рериха. Картинная галерея музея включает в себя работы художника, относящиеся к раннему периоду его творческой деятельности.

В Музее Н.К. Рериха часто проходят различные мероприятия: временные выставки, творческие вечера, праздники, а также международные миротворческие акции. Так, к примеру, 9 октября в изварской усадьбе празднуется день рождения Н.К. Рериха. Мероприятие носит областной характер.

С 2002 года на территории музейного комплекса проводятся археологические и ботанические исследования. Также рассматривается вопрос об учреждении на базе Музея-усадьбы Н.К. Рериха Особо охраняемой природной территории «Памятник природы».

Режим работы

Рабочие дни: среда-воскресенье с 10:30 до 17:30.

Выходные дни: понедельник, вторник.

Санитарный день – последняя среда каждого месяца.

Как добраться

Проезд от Санкт-Петербурга по Таллиннскому шоссе или через Гатчину до Волосово (85 км) и далее – до Извары (12 км).

Транспорт: маршрутные такси № 655 от ст. метро Автово (за сквером напротив цирка, с 7.30 каждый час) и от метро Балтийская (напротив выхода из метро, у сквера, каждый час) – до Волосово, далее маршрутками № 34, 34-а – до Извары.

oblast47.ru

экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея

Музей-усадьба Рериха (Ленинградская область, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

Усадьба, в которой будущий великий живописец Николай Рерих провел детство и юность. Дом, в котором начала зарождаться его яркая личность, формироваться его широкие взгляды на жизнь. Природа, вдохновившая его на создание первых картин, принесших ему раннюю славу. Все это уютная деревушка Извара, что в окрестностях Санкт-Петербурга.

С финского название поселения можно перевести как «отец-гора», хотя сам Рерих, еще будучи совсем юным, предпочитал вспоминать о санскритском Ishvara, что означает «Господь», «Всевышний».

Музей, открывшийся в 1984 г., некогда занимал всего две комнаты мезонина. Сегодня же коллекция вольготно расположилась по всему имению, рассказывая нам не только о ранних годах Николая Константиновича, но и о времени, когда в доме находилась контора колонии для малолетних преступников.

Семья Рерихов владела усадьбой без малого 30 лет — с 1872 по 1900 гг. Именно здесь, в окрестностях Извары, юный Рерих занимался кладоискательством и археологией, изучал историю и увлекался ботаникой, в первую очередь отдавая все свое время, конечно, искусству: рисунку, живописи. Уже после поступления в Академию художеств здесь даже оборудовали мастерскую из бывшего птичника.

В коллекции музея масса репродукций знаменитых рериховских картин, но есть и два подлинника, которые, скорее всего, были созданы именно здесь. Это этюд «Папоротники» и эскиз фрески «Вечер богатырства киевского» из цикла «Славянская сюита». Обе картины находятся на втором этаже, в комнате, экспозиция которой рассказывает о студенческих годах Нико­лая Рериха.

В коллекции музея масса репродукций знаменитых рериховских картин, но есть и два подлинника, которые, скорее всего, были созданы именно здесь.

В целом, об экспозиции музея-усадьбы можно сказать только хорошее. Помимо обыденных для всех коллекций фотографий и вырезок из газет, здесь есть довольно интересные экспонаты. В частности, целый зал, посвященный Пакту Рериха, где хранится символ общности всех культур — «Знамя мира» (три красных точки в красном кругу). Интересна судьба этого пакта, ставшего родоначальников многочисленных деклараций ООН и Юнеско. Его подписали в 1935 в Вашингтоне главы США и порядка 20 стран Латинской Америки с целью защитить исторические памятники и музеи во время военных действий.

Разумеется, не могли оставить без внимания и тот тяжелый и долгий период, когда усадьба стала домом Земледельческой колонии для обездоленных детей. Под эти цели министерство юстиции приобрело имение в Изваре в 1912 г. Рядом с имением построили комплекс зданий в старорусском белокаменном стиле (проект Александра Яковлева) с домовым храмом Казанской иконы Божьей Матери. Именно в этих «палатах» находилась колония, а в бывшем доме художника — его контора. Тогда же здесь построили известковый завод — ныне развалины с торчащими кирпичными трубами и огромными жерлами печей (а вот храм отреставрировали и он открыт для прихожан).

После революции колония обездоленных ужесточилась до исправительно-трудовой, в каком виде и пребывала до начала 1950-х.


Сегодня и бывшая колония и завод представляют собой довольно мрачную, но живописную руину.

Наконец, еще одна местная достопримечательность — это уникальная Форельная башня на берегу незамерзающего пруда, построенная в 1900-х. Питаемая подземными источниками, она дает редкое для нас представ­ление о тогдашнем уровне хозяйствования — изобретательный мозг придумал многоуровневый бассейн для мальков форели, которые, подрастая, отправлялись в «большую жизнь» в пруд. Увы, на нынешний момент, башня заколочена.

Координаты

Адрес: Ленинградская область, Волосовский район, с. Извара. Телефон: (81373) 732-73, 732-98. Часы работы: ср-вс 10:30-17:30, кроме последней среды месяца. Стоимость посещения 40-70 RUB.

Как добраться: на машине по Таллинскому шоссе, свернуть налево по указателю на Волосово, ехать прямо и спустя 20 км повернуть направо по указателю «Музей Рериха», оттуда до усадьбы около 13 км. Можно добраться и на электричке до станции «Волосово», далее пересесть на автобус № 34.

Веб-сайт: http://www.roerich-izvara.ru

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Музей-усадьба Рериха

tonkosti.ru

Извара, Транспорт, Фото, История

Страна Россия
Субъект федерации Ленинградская область
Муниципальный район Волосовский
Сельское поселение Изварское
Код ОКАТО 41 206 818 001
Часовой пояс UTC+4
Координаты Координаты: 59°20′44″ с. ш. 29°30′54″ в. д. / 59.345556° с. ш. 29.515° в. д. (G) (O) (Я)59°20′44″ с. ш. 29°30′54″ в. д. / 59.345556° с. ш. 29.515° в. д. (G) (O) (Я)
Население 1721 человек (2007)
Телефонный код +7 81371
Почтовый индекс 188414
Автомобильный код 47

Извара (фин. Isvara) — деревня в Волосовском муниципальном районе Ленинградской области, административный центр Изварского сельского поселения.

Численность населения на 2007 год — 1721 человек.

Деревня расположена в восточной части района, в 10 км к югу от Волосова.

Транспорт

Через деревню проходит автомобильная дорога Н13 Кипень — Волосово — Сосново.

Осуществляется автобусное сообщение пригородными маршрутами:

Ближайшая железнодорожная станция — Волосово, находится в 10 км к северу от Извары.

Фото

История

Достопримечательности

Главная достопримечательность Извары — музей-усадьба известного русского художника, философа и ученого Николая Константиновича Рериха.

Также в деревне располагается Николо-Пятницкая церковь, построенная в конце XVIII — начале XIX века.

Улицы

  • ЛПХ
  • Виз
  • Станция
Музей-усадьба Рериха

Музей-усадьба Рериха

Организации

  • Отделение Северо-западного банка «Сбербанка России»
  • Администрация Изварского сельского поселения
  • Дом культуры
  • Школа
  • Отделение «Почты России», индекс — 188414.
  • Детский сад
  • Изварское лесничество Волосовского лесхоза
  • Дом сестринского ухода

 

www.travellers.ru

Извара. Музей-усадьба семьи Рерих | Просто жизнь

Музей-усадьба семьи Рерих «Извара» находится в Волосовском районе, примерно в 10 километрах от Волосово. Добираться сюда удобнее всего на экскурсионном автобусе. Однодневные экскурсии предлагает турфирма «Эклектика». Автобус отправляется в 10 утра с Думской улицы.

Нашим гидом была искусствовед Галина Патраболова и начала она экскурсию с памятных рериховских мест Петербурга. Мы проехали мимо дома на Университетской набережной, 25, где жила семья Рерих. На фасаде дома есть мемориальная доска. Считается, что род Рерих ведёт своё происхождение от скандинавских викингов, фамилия читалась как «Рёрих». Отец семейства – Константин Федорович Рерих был известным петербуржским нотариусом, услугами которого пользовались даже члены императорской фамилии, мать – Мария Васильевна происходила из купеческого рода Коркуновых-Калашниковых (да-да, шоколад «Коркунов» 🙂 ). В семье было четверо детей, Николай Константинович – старший из сыновей. Учились дети семьи Рерих в знаменитой гимназии Карла Ивановича Мая, что располагалась на 14 линии Васильевского острова в доме 39.

гимназия Карла Мая

Сейчас в этом здании Санкт-Петербургский Институт информатики и автоматизации РАН, но в здании есть небольшой музей гимназии Карла Мая. Гимназия эта давала подготовку,  позволяющую продолжить образование как в области гуманитарных, так и в области точных наук. Здесь не было отбора по сословному признаку, но зато были строгие приёмные испытания, которые нужно было выдержать. На фасаде здания гимназии барельеф – фигурка майского жука, именно так называли себя гимназисты.

эмблема гимназии Карла Мая

Николай Рерих с детства был ярко выраженным гуманитарием, рано начал рисовать, но по настоянию отца был вынужден получить юридическое образование, правда, согласился он на это с условием, что ему будет позволено посещать занятия в Академии Художеств. В результате было получено два диплома. Дипломная работа на юридическом факультете называлась «Правовое положение художников в Древней Руси». В Академии Художеств Рерих обучался у Куинджи. Начинал он писать маслом, но позже окончательно переключился на темперу. Талант Рериха был замечен довольно рано, достаточно сказать, что работа вчерашнего студента была приобретена таким ценителем как Третьяков.

Вспоминая Рериха, невозможно не сказать о буддийском храме Петербурга – дацане «Гунзэчойнэй» на Приморском проспекте, 91. Он был одним из инициаторов строительства этого храма. Надо заметить, что буддистом Рерих никогда не был. В настоящее время здание храма реставрируется и всё в лесах, но по-прежнему можно повращать во дворике барабаны, чтобы избавиться от грехов, и знаменитые львы-лягушки тоже на своих местах.

дацан

львы-лягушки

Кстати сказать, мы должны быть благодарны в числе других и Николаю Константиновичу Рериху за то, что Дворцовая площадь не была превращена в кладбище. Первоначально жертв февральской революции 1917 года предполагалась захоронить именно здесь. Вокруг Александрийского столпа уже начали копать ров, и только активное вмешательство деятелей культуры помогло это оставить. Было предложено другое место для захоронения – Марсово поле, которое к тому времени уже давно не использовалось как плац. К счастью, власти с этим предложением согласились, и главная площадь города не стала кладбищем.

Николай Константинович Рерих активно участвовал в жизни театра. Он готовил декорации для постановок театра Евреинова, работал с Дягилевым, написал либретто и подготовил декорации и костюмы  к балету «Весна Священная» на музыку Стравинского с хореографией Нижинского – этот балет с треском провалился в Париже, а позже был признан шедевром.

А мы направляемся в Извару. Это имение принадлежало семье Рерих на протяжении 28 лет — с 1872 по 1900 год. Первое письменное упоминание об этом месте относится к 1500 году – в переписной книге Водской пятины упоминается деревня Взвар Копорского уезда. Однако, археологические находки позволяют утверждать, что люди жили здесь еще в 12 веке.  Существует несколько различных версий происхождения  названия Извара. По одной оно переводится с одного из финно-угорских наречий как «большие холмы». Холмов или курганов здесь, действительно, было много. Другая версия более экзотическая, но, думаю, Николаю Константиновичу Рериху она нравилась больше 🙂 . По этой версии бывший владелец имения  граф Воронцов назвал его после своего путешествия по Индии «Ишвара», что в переводе с санскрита означает «Господь, Всевышний». Один из вариантов «индийской» версии – при Екатерине  II  неподалеку от этих мест поселился индийский раджа, которому она подарила поместье.

Усадебный дом полностью отреставрирован и выглядит очень симпатично:

дом Рерихов в Изваре_1

дом Рерихов в Изваре_2

дом Рерихов в Изваре_3

Николай Константинович Рерих очень любил Извару:

Отзыв Рериха об Изваре

Из оригинальных интерьеров дома сохранилось немногое. Единственная комната, обстановку которой удалось восстановить по имеющейся репродукции – это столовая. Правда, круглый стол пока найти не удалось, поэтому его заменили имеющимся прямоугольным.

Столовая дома в Изваре

А вот один из угОльных диванов, о которых пишет Н.К.Рерих, сохранился:

угольный диван

Можно увидеть в музее и вот такое любопытное сиденьице:

кресло

Одним из серьезных увлечений Н.К.Рериха была археология. Он занимался этим на профессиональном уровне. Сохранилось заявление Рериха, датированное 1910 годом,  в Императорскую Археологическую Комиссию с просьбой о праве на проведение раскопок в Новгороде.

заявка Рериха на раскопки

А вот это одна из его археологических находок – старинный новгородский крест:

Новгородский крест

Есть в музее-усадьбе и подлинники картин Рериха. Это его ученические работы маслом – картина «Папоротники», этюд с видом из окна дома на Университетской набережной, написанный им для любимого младшего брата Бориса:

Папоротники

Этюд

Представлена одна из публикаций в газете «Русь», которые отправлял Николай Константинович Рерих во время своего путешествия по сорока древним городам Руси:

газета "Русь"

И, конечно же, Знамя Мира – символ Договора  об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, подготовленного по инициативе Рериха и подписанного в Вашингтоне в 1935 году:

Знамя Мира

А это «Мадонна Знамени Мира» – авторская копия скульптуры Д. Тарабильдене:

Мадонна Знамени Мира

Есть в музее еще одна скульптура того же автора – бюст Н.К.Рериха:

 бюст Рериха

Мать семейства Мария Васильевна была хорошей хозяйкой. В Изваре даже  делались элитные сыры из молока местных коз.

В имении были конюшни. В усадьбу въезжали по аллее, идущей полукругом, оставляли в конюшне лошадей, и  после уже шли к дому:

Аллея

Старым деревьям в усадьбе более 120 лет, они помнят Рерихов:

старые деревья

А перед домом растут чудесные цветы:

цветы

Сейчас все хозяйственные постройки в полуразрушенном состоянии:

амбар

конюшня

сарай

После смерти отца семейства – Константина Федоровича усадьбу решено было продать, так как Марии Васильевне уже трудно было управляться с большим хозяйством.

Часть вырученных денег Николай Константинович Рерих использовал на поездку  в Париж, где он прожил полгода. В Париже он много общался с художниками, в том числе с Матиссом. Именно Матисс обратил его внимание на русскую иконопись, выразив удивление, почему русские всё время ищут что-то на стороне, имея у себя такие шедевры. В парижский период Н.К.Рерих начал писать темперой, продолжив работать в этой технике всю оставшуюся жизнь.

По окончании траура по отцу Н.К. Рерих женился на Елене Ивановне Шапошниковой. Она происходила из уважаемого рода, приходилась двоюродной правнучкой Кутузову. Шапошниковы и Рерихи даже находились в дальнем родстве, как и большинство дворянских родов России.

В семье родилось двое сыновей – старший Юрий, ставший востоковедом, и младший Святослав, пошедший по стопам отца и ставший художником.

В 1916 году семья была вынуждена покинуть Петербург из-за болезни Николая Константиновича. Он с детства был подвержен простудам, и на этот раз его здоровье вызывало серьёзное беспокойство из-за пневмонии. Лечивший его знаменитый гомеопат доктор Бадмаев посоветовал уехать в Сердоболь (ныне город Сортавала в Карелии) – там сосны, целебный воздух. С собой доктор дал Рерихам большой мешок лекарственных трав. Лечился настоями трав  Рерих достаточно долго, зато вылечился раз и навсегда – больше простудные заболевания его никогда не беспокоили. Но беда пришла, откуда не ждали – события 1917 года и первой мировой войны сделали невозможным возвращение в Петербург. По мирному договору, подписанному Лениным, граница проходила по реке Сестре, Сердоболь оказался на территории Финляндии. Мой прадед  с семьёй несколькими годами  раньше тоже был вынужден покинуть Петербург по настоянию врачей, и также события 1917 года не позволили ему вернуться назад, как планировалось.

Семья Рерих оказалась за границей практически без средств. Друзьям семьи удалось переправить им кое-что на первое время, а дальше нужно было как-то устраиваться. Они поселились в Лондоне. Старший сын успел закончить Кембридж, младший же доучивался уже в Колумбийском университете в США, куда они приехали в 1920 году.

В 1923 году Рерихи отправляются в Центрально-Азиатскую экспедицию, которая продлится 5 лет. За время экспедиции они посетили 25 стран, условия были очень тяжелыми, в экспедиции погибло 5 человек, а по завершении своего непростого путешествия Рерихи принимают решение поселиться в Индии, в долине Кулу, где открывают институт «Урусвати». Здесь в долине Кулу чета Рерихов и закончила свою жизнь. Во время 2-й мировой войны Рерихи помогали  СССР, перечисляя немалые средства. Однако, несмотря на это, когда они приняли решение вернуться  на родину и подали прошение, им было отказано. К счастью, Николай Константинович не успел об этом узнать – он скоропостижно умер от остановки сердца в разгар сборов. Вернуться в Россию удалось старшему сыну Юрию в 1957 году, он жил в Москве и работал в Институте Востоковедения АН СССР. Умер в 1960 году, при обстоятельствах, вызвавших предположения о том, что он мог быть отравлен. Часть наследия семьи Рерих оказалась в руках проходимцев. Младший сын Н.К.Рериха – Святослав остался в Индии. Он был женат на известной индийской актрисе Девике Рани – внучатой племяннице Рабиндраната Тагора. К сожалению, детей ни у одного из сыновей Николая Константиновича Рериха не было, род по этой линии прервался. Есть потомки   младшего брата Рериха – Бориса, одна из них работает в Эрмитаже.

А усадьбу Извара у Рерихов купил барон Верландер — тоже весьма интересная личность, почётный гражданин Санкт-Петербурга, автор «Путеводителя по Балтийской железной дороге». Барон решил заняться здесь разведением форели – речка Изварка берёт своё начало из холодных ключей, а холодная чистая вода – как раз то, что нужно форели.

В этом году было достаточно сухое лето, поэтому воды в прудах немного:

исток Изварки

Дальнейшая судьба Извары  связана с именем еще одного замечательного человека – известного русского педагога Михаила Павловича Беклешова. В 1912 году усадьбу выкупило Министерство юстиции, чтобы разместить в ней земледельческую колонию для беспризорников, воспитанием которых и предстояло заняться М.П. Беклешову. Девизом колонии были слова Гюго: «Кто открывает школу, тот закрывает тюрьму». Из зданий, построенных для колонии, сохранился Училищный дом с церковью. Церковь восстановлена и действует, а вот само здание пока имеет довольно неприглядный вид:

Училищный дом и церковь

Училищный дом

Наследие семьи Рерих оказалось распределенным по всему миру. Многие из почти 7000 картин Николая Константиновича находятся за рубежом, но и в России их, к счастью, немало. Есть они и в Москве в Третьяковской галерее, и в Петербурге в Русском музее. Музеев Рериха  в разных городах мира тоже немало, но единственный дом-музей, в котором жила семья Рерих – это усадьба  Извара.

elena-smirnova.ru

Музей-усадьба Н. К. Рериха (Извара)

Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре – единственный в своём роде музейный комплекс, неразрывно связанный с именем выдающегося русского художника, путешественника, археолога, общественного деятеля и писателя Николая Константиновича Рериха, где прошли его детские и юношеские годы. Время, проведённое в Изваре, наложило на творчество Н. К. Рериха неизгладимый отпечаток.

Ранняя история усадьбы

В X–XI столетиях местность, где сейчас располагается усадьба Извара, облюбовали славянские и угро-финские племена, активно осваивавшие пустующие территории плодородной Ижорской возвышенности. Спустя время возникшее на месте нынешней Извары поселение было присоединено к землям Великого Новгорода. Первые письменные упоминания об Изваре как о деревне Взвар, приписанной к Покровскому Озеретцкому погосту Копорского уезда, датируются 1500 годом и содержатся в «Переписной окладной книге Водской пятины», составленной вскоре после присоединения Новгородской республики к Великому княжеству Московскому. 

В 1617 году деревня Взвар, согласно Столбовскому мирному договору, была передана Швеции и получила новое название – мыза Изварская (Исфархоф). Почти целое столетие мыза находилась под юрисдикцией этого скандинавского государства, пока император Пётр I в ходе Северной войны не возвратил исконно русскую территорию в казну. 

Начиная с 1712 года, когда владельцем Изварской мызы стал генерал-майор, граф Михаил Борисович Шереметев, и до конца XIX столетия, когда усадьбу купил нотариус Санкт-Петербургского окружного суда Константин Фёдорович Рерих, у неё много раз менялись владельцы, а среди известных числятся представители княжеских и дворянских фамилий Трубецких, Салтыковых, Воронцовых, Хитрово, Веймарнов. 

Новые строения на мызе – господский дом с садом, огородом и хозяйственными постройками (конюшнями, скотным двором, амбарами и мельницей на берегу озера) – появились на мызе в конце XVIII столетия, в период владения ею Анной Ивановной Логиновой, и последующие хозяева усадьбы пользовались этими зданиями, не возводя новых и не разрушая существующих. 

«Родное гнездо» семьи Рерих

В 1872 году усадьбу Извара выкупил К. Ф. Рерих, а спустя два года у четы родился сын Николай – будущий художник, археолог, путешественник и писатель. Летние месяцы семья проводила в Изваре, поэтому маленький Коля часто исследовал окрестности, как губка, впитывая в себя всё увиденное и услышанное. Извара стала для мальчика особенным, родным местом, откуда он потом на протяжении всей жизни черпал вдохновение для творчества. Время, проведённое в усадьбе, определило его мировоззрение, а найденные в местной библиотеке маленькие книжицы, повествовавшие о Ледовом побоище, о Куликовской битве, о княгине Ольге, о князьях Борисе и Глебе, о великих полководцах А. В. Суворове и М. И. Кутузове подтолкнули будущего художника на размышления о культуре и истории Руси, её значении для человечества. 

Необъятные просторы Ижорской земли, на которой в древности происходили приносящие радость побед и горечь поражения битвы, дразнили воображение Н. К. Рериха, поэтому он вплотную занялся изучением истории своей малой родины. Кстати, один из вариантов названия усадьбы – Извара – по финно-угорски означает «большие холмы» или курганы, которых действительно было много в окрестностях усадьбы. Наряду с многочисленными преданиями о происходивших на этой территории событиях таинственные молчаливые курганы пробудили у Николая интерес к археологии, и ещё гимназистом он участвовал в раскопках, проводимых вбили Извары экспедицией под руководством доктора и археолога Льва Константиновича Ивановского. 

Археология навсегда осталась для Н. К. Рериха одним из любимых увлечений, но связал свою жизнь он с живописью. Талант Николая Константиновича как художника проявился ещё в детстве, поэтому родными для него в старом птичнике была устроена мастерская, в которой и родились его первые бессмертные полотна – «Сходятся старцы», «Поход», «Город строят» и другие, а живописные окрестности Извары со старинными курганами и вдумчивое изучение и размышления об истории Руси стали основой для написания исторических сюжетов – «Вече», «Заморские гости», «Плач Ярославны». Дипломную работу «Гонец» («Восстал род на род») даже приобрёл для своей коллекции Павел Михайлович Третьяков и в настоящее время эта картина украшает один из залов Третьяковской галереи в Москве.

Дальнейшая судьба усадьбы. Создание музея Н. К. Рериха

26 лет жизни Н. К. Рериха были связаны с Изварой, пока в 1900 году не умер его отец и с усадьбой не пришлось расстаться. Мать художника Мария Васильевна, духовным отцом которой был святой праведный Иоанн Кронштадтский, в своё время напутствовавший Николая Рериха на труд во благо Родины, продала усадьбу почётному гражданину Санкт-Петербурга, начальнику Красносельской железнодорожной станции, составившему путеводитель «По Балтийской железной дороге» Александру Петровичу Верландеру. 

В 1912 году имение Извару у А. П. Верландера выкупило Министерство юстиции и разместило там Земледельческую детскую колонию, дополнив к 1916 году усадебный комплекс новыми строениями. После революции Земледельческая колония была реорганизована в детскую исправительно-трудовую колонию, просуществовавшую в Изваре до 1950-х годов. 

Волею судеб уехавший из России после революции Н. К. Рерих больше никогда не возвращался в дом своего детства – Извару, но любовь к ней пронёс через всю жизнь, привив это чувство и своим сыновьям. 

Неутомимый путешественник, археолог, писатель, художник Николай Рерих прожил долгую плодотворную жизнь, оставив после себя бессмертное наследие – около 7000 картин, множество философско-художественных очерков, первый международный акт по охране культурных ценностей (Пакт Рериха), институт «Урусвати» в долине Куллу (Индия). Его имя, широко известное во всём цивилизованном мире, было не очень знакомо гражданам Советского Союза. Лишь благодаря старшему сыну Н. К. Рериха – Юрию, в 1957 году вернувшемуся в СССР и привезшему на историческую Родину картины и опубликованные за рубежом литературные труды отца, о творчестве Н. К. Рериха заговорили более предметно. И в 1974 году, когда зарубежная общественность пышно отмечала 100-летие со дня рождения художника, в Изваре, где прошло детство и юность Н. К. Рериха, было решено создать мемориальный музей. 

В том же 1974 году начались ремонтно-реставрационные работы в усадьбе, коснувшиеся не только восстановления зданий, но и расчистки парка с системой незамерзающих зимой родниковых озёр. К 1978 году Изваре был возвращён дореволюционный облик, но ещё целых шесть лет шли переговоры представителей культурной общественности с чиновниками об официальном открытии музея художника и праве увековечивания его имени. И вот в июне 1984 года в двух комнатах главного усадебного дома состоялось торжественное открытие первой экспозиции музея «Николай Рерих в Изваре», основу которой составили картины и произведения художника, подаренные музею его сыном Юрием Рерихом. 

В настоящее время в музейный комплекс включено 9 зданий XVIII – начала XX столетий, в бывшем господском доме воссоздано убранство гостиной с предметами мебели и личными вещами Рерихов, комнаты художника с его картинами. Помимо экспозиций, посвящённых жизни и творчеству Н. К. Рериха в Изваре, в музее экспонируются иконы из собрания Государственного музея истории религии, археологические находки, а в отдельном зале представлены материалы об истории детской Земледельческой колонии, располагавшейся в усадьбе с 1916 по 1950-е года. 

В музейном комплексе, имеющем официальный статус памятника природы и располагающемся на территории 59,6 гектаров, проходят посвящённые русско-индийским связям фестивали, выставки картин художников, фотовыставки, тематические поэтические и музыкальные вечера, ежегодный областной праздник «Зажигайте сердца», семинары и научно-практические конференции, проводятся обзорные экскурсии по музею и парку, работают кинозал, лекторий и керамическая мастерская. С 2002 года на территории музея-усадьбы действует научная экспедиция, занимающаяся изучением природы Извары, проводятся археологические раскопки. В структуре музея также имеются научная библиотека и архив, а среднегодовое количество посетителей составляет порядка 10 тысяч человек.  Информация для посетителей

До Извары из Санкт-Петербурга можно добраться маршрутным такси № 655, отправляющимся каждый час от станции метро «Автово» или маршрутным такси от станции метро «Балтийская» до города Волосово, затем на маршрутках №№ 34, 34-а до Извары.

Если ехать на личном автомобиле, то нужно выехать на Таллинское шоссе до Волосово (85 километров) и оттуда до Извары (12 километров). 

Двери музея-усадьбы Н. К. Рериха открыты для посетителей в течение всего года каждый день, кроме понедельника и вторника, с 10.30 до 17.30 часов. Последняя среда месяца – санитарный день. 

Вход в музей, экскурсии, фотографирование и видеосъёмка платные, поэтому цены нужно уточнять в кассе. Экскурсионные группы формируются на месте и проводятся в два этапа – в 13.00 и в 15.00 часов. Также можно заказать групповую экскурсию по телефону. 

Для лиц льготных категорий (Героев Советского Союза и Героев России, музейных работников, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, многодетных семей, детей до 18-ти лет, военнослужащих срочной службы, полных кавалеров Орденов Славы) каждую первую среду месяца вход в музей бесплатный. 

В деревне Извара с 12.00 до 18.00 часов без выходных работает кафе «Милана», в котором можно заказать как комплексный обед, так и что-нибудь попроще. Ближайшая к усадьбе гостиница «Наири» находится в городе Волосово, так что желающие отдохнуть могут в ней остановиться, предварительно забронировав номер по телефону (см. на официальном сайте музея-усадьбы). 

www.bankgorodov.ru

Извара / Владимир Кезлинг

Воскресным пасмурным днём неделю назад я ломал себе голову, размышляя, куда бы выбраться на несколько часов погулять. Недолгий поиск выявил небольшую деревню под названием Извара, где расположена бывшая усадьба Николая Рериха. Нагугленная информация показалась мне довольно интересной — до наших дней сохранилось деревянное здание усадьбы, рядом с ней разбит небольшой парк. Что ж, наверное, всё это стоит того чтобы туда съездить, решил я и через 10 минут уже отъезжал от дома.

Добраться до Извары оказалось не самой простой задачей. Навигатор опрометчиво пылился в ящике стола в офисе, а атласов в машине у меня отродясь не было. Дорогу до Извары я запомнил лишь примерно, понадеявшись, что смогу на месте разобраться по указателям. Добраться я смог лишь до города Волосово, находящегося километрах в 10 от цели, да и то только со второго раза. Никаких вразумительных указателей там не оказалось, поэтому пришлось опять прибегать к помощи интернета, который всё же помог мне разобраться где я нахожусь и куда всё-таки мне надо ехать...

Целый день по всей Ленинградской области стояла пасмурная погода, и только над Изварой почему-то был небольшой просвет в тучах. Обратно я уезжал уже под дождём.

Практически в центре деревни, словно трубы крейсера «Аврора», стоят остатки старого известкового завода. Поговаривают, что во времена войны фашистами здесь был разбит лагерь смерти и печи завода использовались для сжигания трупов.

Извара

Извара

В общем, довольно зловещее местечко с соответствующей атмосферой.

Извара

Извара

Бывшая усадьба Рерихов расположена через дорогу от завода. Действительно, до наших дней сохранилось деревянное здание усадьбы XVIII века, построенное в очень интересном стиле. Внутри расположен довольно посредственный музей.

Извара

Извара

Рядом со зданием усадьбы, как и было обещано, разбит небольшой парк.

Извара

Извара

Легко можно угадать старинные аллеи, разбитые в лучших традициях русских дворянских загородных усадьб.

Извара

Извара

Правда, сегодня парк переживает далеко не лучшие свои времена — большая часть находится в довольно удручающем состоянии.

Извара

Извара

Но разок прогуляться здесь всё-таки можно.

Извара

Извара

Извара

Извара

Извара

Извара

Извара

Извара

Извара

Извара

Извара

Извара

Извара

Извара

В дальнем конце парка расположено оригинальное здание, кажущееся на первый взгляд современным недостроем. На самом деле — это Форельная башня, построенная в начале XX века. В этом здании владельцы усадьбы разводили мальков форели, которых потом выпускали в расположенные рядом живописные пруды.

Извара

Извара

К слову, эти самые пруды образовались благодаря бьющим здесь ключам, поэтому вода в них даже зимой не замерзает.

Извара

Извара

The show will go on!

kezling.ru


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2018     Предложения лучших туроператоров