Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Кудымкар. Кудымкар достопримечательности


Гостиница Парма (г. Кудымкар)

Коми-Пермяцкий национальный ордена «Знак почёта» драматический театр им. М.Горького

cUmMOaCqA68

Основной достопримечательностью небольшого города Кудымкар, что в Пермском крае России, является великолепно архитектурно построенный Государственный драматический театр им. М.Горького.

Коми-Пермяцкий краевой национальный драматический театр в г.Кудымкаре — один из старейших  театральных коллективов Западного Урала.  Сегодня он является главным центром культуры  Коми — Пермяцкого округа.

 

Его история своими корнями уходит в 20-ые годы прошлого столетия, когда замечательный коми-пермяцкий художник Пётр Иванович Субботин-Пермяк в Кудымкаре организовал художественно-промышленные мастерские, при которых был  создан драматический кружок. Когда же мастерские были закрыты, кружок распался. Но его предпосылки не пропали даром.

theatre

 

Наступил  знаменательный 1930 год, когда  было начато  строительство драматического театра. С целью  создания его творческого потенциала была приглашена русская профессиональная труппа из Свердловска.  Для подготовки актёрских кадров  ею при театре  была набрана  национальная актёрская студия. В 1935 году  она завершила работу, и  её выпускники образовали первую труппу театра. С  этого момента театр стал считаться профессиональным.  А Коми-Пермяцкий округ из всех национальных округов Советского Союза  стал первым, имеющим свой профессиональный  театр.

IMG_1365

 За годы своей  деятельности театр, набирал опыт и преумножал свою славу. Его репертуар   украшали лучшие произведения мировой драматургии, а спектакли на коми-пермяцком и русском языках  были адресованы  зрителям всех возрастов и социальных категорий.

Официальный сайт театра

Музей краеведения им. Субботина-Пермяка

museum

В городе имеется местный музей краеведения имени Субботина-Пермяка. Интереснейшая музейная экспозиция, повествующая о жизни коренных народов этих земель коми-пермяков, ждет своих посетителей на улице 8 марта в Кудымкаре.

Памятник Кудым-Ошу

kudym-osh

Еще одним интересным местом города по праву считается памятник Кудым-Ошу. Кудым-Ош, является героем коми-пермяцкого национального эпоса. Монумент представляет собой фигуру героя эпоса, выходящего их гигантской книги, сопровождают его медведь и филин. Памятник был установлен на улице 50 лет Октября в 2008 году. Его автором стала пермский скульптор Валентина Ракишева.

Памятник Чебурашке и крокодилу Гене

che

В 2009 году в городе был установлен еще один интересный памятник. Посвящен он героям советского мультфильма Чебурашке и крокодилу Гене. Памятник представляет собой две деревянный фигуры, любимейших детьми и взрослыми, героев. Находится он на улице Лихачева.

Пармайлово

Небольшая деревушка Пармайлово (Кочевский район Пермского края) интересна музеем деревянной скульптуры, который создал местный житель Егор Федорович Утробин.

Идея музея у него возникла случайно. Построив здесь свой дом, вместо столбов забора он поставил фигурки разной нечисти, чтобы те отгоняли от дома все плохое. Но на этом умелец не остановился. Поскольку Егор Утробин в изяществе владеет мастерством изготовления деревянной скульптуры (это увлечение у него с детства), количество фигур из дерева становилось все больше. Постепенно появилась мысль создать настоящий музей.

Администрация сельского поселения пошла навстречу. В 1993 году чиновники выделили рядом с домом Егора Утробина участок. Самостоятельно, на одном лишь энтузиазме этот умелец создал настоящий музей деревянных фигур под открытым небом, привлекающий сюда все больше и больше туристов.

Каждая из фигур музея имеет свое имя. Здесь можно увидеть лесную нечисть, лешего, чертей, Кощея Бессмертного, крокодила с длинным языком, богатырей, местных пьяных мужиков и т.д. Причем все они отличаются от традиционных представлений об этих персонажах. Многие экспонаты созданы по мотивам коми-пермяцких народных сказок и легенд. Сейчас здесь уже более четырех десятков деревянных фигур.

Кроме того, здесь возводится сказочный терем, проект которого подготовил сам Утробин. На первом этаже будет банкетный зал, а на втором также разместится музей.

Подходящий для скульптур материал Утробин находит в окрестном лесу, выбирая подходящие деревья, пни, коряги… Идя по лесу, он сразу видит из чего какую фигуру можно сделать.

Чтобы побывать в этом уникальном музее под открытым небом, приезжают даже издалека, в том числе иногда бывают здесь и иностранцы.

В отличие от других музеев, здесь нет определенных часов работы. Деревянные скульптуры можно посмотреть практически в любое время.

В 2011 году создатель музея забил тревогу. Деревянные скульптуры, незащищенные от осадков и неблагоприятных погодных условий, постепенно начали разрушаться. Деньги на защитную пропитку и краску собирали буквально всем миром. Кроме того, для их сохранности мастер планирует создать защитные вырезные навесы.

Если повезет, здесь можно застать самого хозяина музея, который может провести экскурсию по музею и рассказать много интересного.

Кувинский пруд

Основной силой, приводящей в действие механизмы заводов, была вода. В имении Строгановых повсеместно были созданы руками рабочих и служащих искусственные водоемы – большие и маленькие. Мельницы были первыми механизмами, работающими на движущей силе воды.

В Пермском имении на всех заводах Строгановых имелись пруды, которые строились вместе с заводом. В отличие от Запада, где преобладал тип плотины в каменном исполнении, с водосливным устройством, на Урале сооружались свайно-насыпные дамбы, оборудованные водосбросом с повышенным порогом. Высокие плотины обеспечивали наибольший эффект вернобойных колес. Гидроустановки обеспечивали заводы энергией вплоть до замены воды паром.

Осенью 1852 года в Куве были забиты первые сваи под сооружение плотины и заводского корпуса. Сооружена плотина и насыпи, проведено укрепление берегов, проведена специальная закладка основания плотины с применением фортификационных методов строительства плотин того времени.

Заводская плотина была длиной 400, шириной 7 и высотой 2,5 саженей. Перевезено грунта 4750 куб. саженей. При засыпке плотины и строительстве прореза грунт утрамбовывался вручную специально работающими рабочими, которых называли «токмарями». Строительство пруда было закончено в 1853 году.

Площадь пруда составляла 151 га.

В августе 1979 года из-за ливневых дождей уровень воды сильно увеличился, своевременно сброс воды не был сделан, прорез прорвало, и пруд ушел.

Восстановление пруда началось в ноябре 2008 года.

Церковь Богоявления Господня в Майкоре

Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, строившаяся с 1911, но так и не оконченная. Планировался к постройке крупный четырехстолпный храм с многоярусной колокольней под каркасным шатром. До революции были сооружены только стены до уровня окон и колокольня. Пустует.

xn--80aaajza4aehomfn3d.xn--p1ai

Кудымкар | КомиОкруг.РФ

Город кудымкар - административный культурный и национальный центр Коми-Пермяцкого округа. Расположен в Предуралье, при впадении р. Кувы в р. Иньву (бассейн р. Камы) преимущественно на левом, высоком берегу этих рек, занимая довольно круто спускающийся к Иньве южный склон ее долины, на севере взбираясь на соседнее приподнятое плато и перебрасываясь также на правый берег Иньвы и Кувы, Общая территория Кудымкара 31,8 кв. км. Население 31,9 тыс. человек (на 2008 г.)

Существует несколько версий происхождения названия. По одной из них оно происходит от соединения собственного имени Кудым и «кар» — городище, укрепленное место. По другой версии, высказанной А. Ф. Теплоуховым, Кудымкар (Куд-дын-кар) — городище, расположенное при устье (дын) р, Кувы, которая еще в 1678 г. называлась Кудва. Сравнивая с северо-удмуртским словом «куд» — болото, можно предположить, что Кудымкар — «город на болоте» или «в болотистой местности», Известный языковед А, С. Кривощекова-Гантман считает, что слово Кудымкар означает «городище в сосновом бору»,

История возникновения Кудымкара уходит в глубокую древность. На высоком 40-метровом левом берегу пруда, образованного при слиянии рек Кува и Иньва, на месте, называемом Красная горка, расположено Кудымкарское городище, датируемое VII-XV вв, Южная часть высокого мыса почти отвесно обрывается к р, Куве, а с запада и с востока склоны его круто спускаются в овраги. Состояние памятника аварийное, так как южная оконечность мыса подмывается водами городского пруда. Первым исследователем его был А, Е. Теплоухов в 1879 г. В мощном культурном слое (до 1,5 м) навдены остатки наземных бревенчатых жилищ, очагов, ям-кладовок, большое количество костей, керамики, наконечники стрел, ножи, пряслица и иные предметы, относящиеся к концу Ломоватовской — Рода-новской культур. В северной части городища расположено кладбище крещеных коми-пермяков, относящееся к XV — XVII вв.

Укрепленное Кудымкарское городище просуществовало до начала русской колонизации бассейна р. Иньвы в XVI в.

Во второй половине XVI в. рядом с городищем выросла русская деревня с одноименным названием, переросшая со временем в погост и село — центр деревенской округи. По переписи писца И. Яхонтова 1579 г, деревня Кудымкар с семью дворами была самым значительным поселением на протяжении 7000 верст течения Иньвы. В начале XVII в. здесь стояла единственная на всю округу деревянная церковь в честь Николая Чудотворца с колокольней. К1623 -1624 гг., по данным переписи М. Кайсарова, количество дворов увеличилось до 32. Погост Кудымкар был центром большого округа, объединяющего на пространной территории 11 деревень и 13 починков. Коми-пермяки относились к черносошному крестьянству.

В 1700 году по высочайшему Указу земли по Обве, Иньве и Косьве присоединяются к Строгановской вотчине. Жители села Кудымкара, как и всех остальных коми-пермяцких селений, становятся крепостными Строгановых. В1715 г. в Кудымкаре находились деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, земская изба, двор для приезда начальных людей, мельница и 50 дворов, в которых проживало 474 человека.

В 1749 году по второму разделу между братьями Строгановыми Кудымкар с окрестными селениями достался барону С. Г. Строганову. Его сын Александр Сергеевич владел Кудымкаром с 1756 по 1811 г., при нем было построено одно из первых каменных зданий Кудымкара — храм, также во имя Николая Чудотворца.

Серков Николая-ЧудотворцаВ 1817 году владелицей Пермского имения становится графиня С. В. Строганова, разделившая (1833) управление имением на 5 округов. В особый округ выделяется Иньвенская лесная дача, центром которой становится село Кудымкар. По приказу помещицы в селе в 1827 -1842 гг. по особому плану строятся деревянный дом управляющего округом (1832), питейный дом (1835), здание Строгановского правления (1836), Софие-Иньвенская больница с садом (1836) и аптека при ней (1842), два дома для членов правления (1834,1843), дом для станового пристава (1834), приходское училище и при нем два флигеля для смотрителя, столовый дом (1840), общественная баня (1843), каменная кузница и слесарная с кладовой (1843) и другие. Построенные здания образовали прямые улицы и правильные кварталы, которые сохранились до нашего времени. Каменная церковь оказалась в центре большой площади, напротив поднялась двухэтажная каменная контора Строгановского правления. Эти два каменных здания положили основание центральной части села — центра вотчинного правления Иньвенс-кого округа (дачи). Обывательские дома были преимущественно деревянные.

В 1834 — 35 гг. через р. Иньву за счет С. В. Строгановой был построен мост «на быке с двумя проходами», названный в честь нее «Софийским». С введением земских учреждений в 1870 г. в Кудымкаре сосредоточилась вся администрация западной половины Соликамского уезда. Здесь же была открыта и первая в крае земская больница (1870). Осенью 1892 г. И. Я. Кривощеков, географ-краевед, историк, первый коми-пермяцкий ученый, в то время бывший окружным лесничим, высадил вокруг церкви саженцы из питомника Казанской земледельческой школы, тем самым заложив первый в селе сад, который сейчас носит его имя.

По сведениям в 1897 г. в Кудымкаре насчитывалось 254 двора, которые составляли 60 кварталов.

В 1908 г. в Кудымкаре вместе с деревнями Бабино, Ярково и Оськино числилось 227 дворов. Количество жителей по сравнению с 1897 г. увеличилось с 1100 до 1195 человек. Всего же с 1850 г. население выросло примерно на 70 %.

После Октябрьской революции Кудымкар становится политическим центром обширного края, сыграв решающую роль в складывании экономической, культурной и этнической общности коми-пермяков после предоставления им государственности в форме национального округа в 1925 г. В то время он представлял собой относительно небольшое село.

Население и территория Кудымкара с момента образования округа начинают расти. По переписи 1926 г. вместе с влившимися в него деревнями в нем насчитывалось 657 хозяйств. В это время Кудымкар состоял из четырех сельских общин, в названиях которых отражались характерные черты топографии города: Гора, Подгора, Ярково, Бабино. С преобразованием Кудымкара в окружной центр в нем началось интенсивное строительство общественных и жилых зданий и стало усиленно развиваться коммунальное хозяйство. К1932 г. здесь было построено более 150 домов, а в дальнейшем строилось по 12-15 зданий ежегодно. Основным материалом оставалось дерево. В1933 г. Кудымкар отнесен к категории рабочих поселков, в 1938 г. — преобразован в город.

Старое здание в КудымкареК 1948 г. в городе насчитывалось 1038 домов, занимавших 3020 тыс. кв. м, а общая площадь составила 11270 тыс. кв. м. В городскую черту были включены ближайшие деревни, окружавшие город со всех сторон на расстоянии до 2 км. Центр города в 1930-е годы сместился от церкви на восток. Новые кварталы вытянулись вдоль р. Иньвы и заняли до самого верха крутой левый склон долины этой реки и край прилегающего плато. В новом центре расположились окружной исполнительный комитет и окружной комитет партии, почта, театр, кинотеатр, средняя школа, а дальше, к северо-западу, вдоль высокого берега р. Кувы, ряд техникумов: лесотехнический, сельскохозяйственный, медицинский, и корпуса больничного комплекса. На левом берегу р. Иньвы разместились основные жилые кварталы, торговые помещения, учебные заведения, среди которых выделялось большое кирпичное здание Учительского института. В юго-западной части города сложился один из промышленных районов (второй — в поселке Юрино).

Постановления 1954- 57 гг., определившие новые пути в развитии архитектуры и строительства в стране, так или иначе, затронули и Кудымкар. В1955 г. институтом Ленгипрогор (архитектор Г. В. Азбукин) был создан генеральный план города. В1967 г. тем же институтом был разработан новый генплан. Строится ряд новых зданий: комбинат «Комипермлес», формирующий западную часть главной городской площади (1959), Кудымкарская школа-интернат (1962), гостиница  «Парма», окружной узел связи (Пермпроект, 1967), автовокзал, кинотеатр «Комсомолец» (Пермгражданпроект, архитектор Р. А. Зернин, 1968) и др. Начинают возводиться комплексы трех- , четырех- и пятиэтажных жилых домов по типовым для всей страны проектам. Национальные особенности просматриваются только в декоре кладки стен кирпичом контрастного цвета.

Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР от 19.02.1990 г. № 12, коллегии Госстроя РСФСР от 28.02.1990 г. № 3 и президиума Центрального совета ВООПИиК от 16.02.1990 г. № 12 (162) Кудымкар как город, имеющий архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой, представляющие археологическую и историческую ценность, включен в список исторических населенных мест РСФСР.

В настоящее время строительство Кудымкара осуществляется в соответствии с генеральным планом, выполненным Московским институтом реконструкции малых и средних исторических городов России с участием местных архитекторов, который был утвержден городской администрацией в июне 1996 г. Новый генплан разработан в рамках федеральной программы возрождения и развития малых исторических городов России, принятой Правительством Российской Федерации в 1991 году. Постановлением Министерства культуры РФ город в 1990 году в числе других 26 включен в государственную программу возрождения, строительства, реконструкции и реставрации. Принято постановление Правительства № 662, где говорится о централизованном финансировании выполнения данной программы. В Министерство строительства представлены и защищены технико-экономические данные о необходимости дальнейшего развития окружного центра.

Город развивается как административный, деловой, культурный центр округа. Важное направление проекта связано с историко-культурным наследием. Для сбережения сохранившихся объектов в центральном районе города рекомендуется выделить историческую зону площадью около 80 га. Необходимо сохранить сеть улиц регулярного плана, характерные образцы архитектуры города 20- 50-х годов XX века, памятники археологии, истории, архитектуры. В шести кварталах исторической застройки, примыкающих к берегу р. Кувы, намечено создать городок мастеров для возрождения народных ремесел. Городской пруд необходимо расчистить и создать музейно-технический комплекс из плотины, мельницы и старого здания электростанции.

Здание ГЭСКак и всякое историческое поселение, г. Кудымкар обладает богатым историческим и архитектурным наследием. Состав историко-архитектурного наследия разнообразен и отражает историю города от основания до наших дней. К наиболее ранним следует отнести сооружения, связанные с деятельностью Строгановых, Никольскую церковь и Окружную управу. Большую ценность представляет памятник промышленной архитектуры 20-х годов XX в. — электростанция на р. Куве. Ряд зданий связан с жизнью и деятельностью выдающихся сынов коми-пермяцкого народа-художника П. И. Субботина-Пермяка, писателей А. Н. Зубова и М. П. Лихачева, легендарного разведчика Н. И. Кузнецова. Большой пласт культуры XX в. выражен в общественных зданиях «советской» архитектуры, отражающих господствовавшие в середине века архитектурные направления.Памятниками архитектуры г. Кудымкара представлены различные этапы его становления и развития. В городе можно выделить ряд ансамблей, объединяющих здания и сооружения, относящиеся к одному историческому периоду и выполненные в близких архитектурных формах. Прежде всего, это ансамбль церковной площади — исторический центр города. Здесь расположены Свято-Николь-ская церковь, Строгановское окружное правление и здание старейшего учебного заведения — 2-классного училища. Кроме того, в ансамбль входит великолепный сад, разбитый И. Я. Кривощековым.

xn--c1ajfbilcr1a.xn--p1ai

Кудымкар — милый сердцу городок (Кудымкар, Россия)

Прежде, чем писать заметку, посмотрела, что уже рассказали пользователи Турбины о столице Коми-Пермяцкого округа, чтобы не повторяться. Однако оказалось, что пока никто из обитателей сайта не посвящал статьи этому населенному пункту. Поэтому позволю себе более подробный рассказ и более детальный фотоотчет.

Первые упоминания в книгах о городском поселении Кудымкар встречаются в 1579 году, однако к этому времени поселение уже существовало довольно длительное время. Значит, Кудымкар намного старше своего официального возраста. По археологическим данным городище возникло в VII веке на высоком берегу реки Кувы. Это самая высокая точка в городе, и местные жители называют ее Красная горка.

Согласно легенде, именно с этого места началась история Кудымкара, а основал его герой коми-пермяцкого эпоса Кудым-Ош. Хотя эта лишь одна из многочисленных версий о происхождении названия.

Памятник герою-основателю Кудым-Ошу, открыт в 2007 году. Посох — символ вождя, сова — мудрости, медведь — олицетворение силы. Медведь, по коми-пермяцки — Ош.

Часть наименования "кар" или "кор" происходит из фино-угорского языка и означает "гнездо". Позже значение расширилось, и теперь в коми-пермяцком языке оно означает "укрепленное поселение" или "гора, возвышенность". Еще по одной версии слово, образованное из "куд" — сосна и "ма" — земля, буквально означало "сосновая земля". Позже "кудма" трансформировалось в "кудым". Также исследователи признают в происхождении слова "Кудымкар" наличие части слова названия реки Кувы, на берегу которой и было основано городище. Ранее она называлась Кудва (Куд-река), т.к. "ва" в значении "вода, река" присутствует в названии большинства прикамских рек. И значит поселению на ее берегах "по наследству" от названия реки достался корень "куд". Другая река, протекающая в городе, называется Иньва.От названия перейдем к жителям города. Интересный факт, то что многие из них говорят на двух языках: коми-пермяцком и русском. А в некоторых соседних деревнях — только на коми-пермяцком! Коми-пермяцкий происходит из фино-угорской группы языков, очень мелодичный и певучий. Древние коми-пермяки занимались земледелием, рыбной ловлей, охотой.

Историческая часть города, с ее прямыми улицами и регулярной планировкой, оформилась в первой половине XIX века, когда село было перестроено по плану Строгановых. Подробнее о городских постройках в комментариях к фото.

Мое знакомство с этим городом началось в глубоком детстве: здесь жили бабушка с дедушкой, родились папа и брат, и сейчас живут мои родственники. В школьные годы я все лето проводила в Кудымкаре. И сейчас, когда появляется возможность, с радостью приезжаю на свою малую родину, в этот милый, провинциальный городок.

Население современного города составляет около 30 000 человек. Это административный, деловой, культурно-образовательный и промышленный центр, "родовое гнездо" коми-пермяков. В городе находится филиал удмуртского гос университета, техникумы и профессионально-технические училища: медицинское, педагогическое, сельскохозяйственное, лесотехническое и другие. Часы досуга горожане могут провести в Доме культуре, кинотеатре, драматическом театре им. М.Горького (сейчас строится новое здание театра), национальной библиотеке им. М.П.Лихачева, краеведческом музее им. П.И. Субботина-Пермяка. А летним днем прогуляться по парку культуры и отдыха им.И.Я.Кривощекова, в парке Победы или посидеть в кафе, в котором отведать блюда национальной кухни.

Россия, Пермский край, Кудымкар, 26-29 сентября 2012 года

turbina.ru

Кудымкар (Пермский край)

Происхождение названия

О происхождении названия «кудымкар» существует несколько версий. Согласно одной из них, название происходит от слияния имени собственного Кудым и слова «кар», означающего «городище», «гнездо», «укрепленное место». Согласно версии, высказанной археологом и писателем Александром Фёдоровичем Теплоуховым, «кудымкар» («куд-дын-кар») можно трактовать как городище в устье («дын») реки Кувы, которую еще в 1678 году называли Кудва. Сопоставляя с северо-удмуртским «куд» (болото), можно также трактовать «кудымкар» как «город (городище) на болоте» («в болотистой местности»). А известный филолог и лингвист Антонина Семёновна Кривощекова-Гантман полагала, что слово «кудымкар» могло означать «городище в сосновом бору».

Возникновение поселения

Поселение на месте современного Кудымкара существовало еще в глубокой древности. На левом высоком берегу озера, образованного слиянием рек Иньва и Кува, находится Кудымкарское городище («Красная горка»), датируемое исследователями VII–XV вв., – памятник родановской культуры, признанный памятником археологии федерального значения. В настоящее время городище находится в аварийном состоянии, т.к. южную оконечность мыса подмывают воды городского пруда. Здесь археологами найдены остатки бревенчатых жилищ, ям-кладовок, очагов, кости, керамика, ножи, наконечники стрел, пряслица и другие предметы конца ломоватовской – родановской культур. Северную часть городища занимает кладбище крещеных коми-пермяков, датируемое XV–XVII веками. 

Во 2-й половине XVI столетия вблизи городища возникла русская деревня Кудымкар. По данным переписи писца Ивана Игнатьевича Яхонтова за 1579 г. Кудымкар был самым значительным селением на протяжении 7 000 верст течения Иньвы. В то время здесь было 7 дворов с населением 11 душ (мужского пола). В начале XVII века в погосте стояла деревянная церковь Николая Чудотворца с колокольней, единственная во всей округе. Согласно переписи Михаила Кайсарова, в 1623–1624 гг. здесь насчитывалось уже 32 двора. Погост Кудымкар являлся центром большого округа, который объединял 11 деревень и 13 починков, а коми-пермяки относились к категории черносошных крестьян.

Кудымкар в XVIII – XIX вв.

По Высочайшему Указу от 1702 г. земли по Иньве, Обве и Косьве были присоединены к Строгановским владениям, жители села Кудымкар, как и других коми-пермяцких сел и деревень, становятся крепостными промышленников Строгановых. По сведениям за 1715 г. в Кудымкаре действовал деревянный храм Николая Чудотворца, в селе располагались земская изба, мельница, двор для приезжающих начальных людей. В селе числилось 474 жителя в 50 дворах.

В 1749 г. при втором разделе между братьями Строгановыми село Кудымкар с близлежащими селениями досталось барону Сергею Григорьевичу Строганову. С 1756 по 1811 гг. Кудымкаром владел его сын Александр Сергеевич, при котором была выстроена каменная церковь, как и прежняя освещенная во имя Николая Чудотворца, ставшая одним из первых каменных сооружений села.

В 1817 г. Пермское имение переходит во владение графини Софьи Владимировны Строгановой. В 1833 г. она разделила управление имением на пять округов. Иньвенская лесная дача была выделена в особый округ с центром в селе Кудымкар. В 1827–1843 гг. по приказу графини в селе по особому плану были построены многие здания: в 1832 г. – деревянный дом управляющего округом, в 1834 и 1843 гг. – два дома членов правления, в 1834 г. – дом станового пристава, в 1835 г. – питейный дом, в 1836 г. – здание Строгановского правления и Софие-Иньвенская больница, в 1840 г. – приходское училище с двумя флигелями для смотрителя и столовый дом, в 1842 г. – аптека при больнице, в 1843 г. – общественная баня, слесарная с кладовой, каменная кузница и другие здания. Эти строения образовали правильные кварталы и прямые улицы, сохранившиеся до настоящего времени. Церковь оказалась стоящей в центре широкой площади, а напротив располагалась 2-х этажная кирпичная контора Строгановского правления. Два этих каменных здания стали основой центральной части села Кудымкар – центра правления Иньвенского округа. Частные дома преимущественно были деревянными.

В 1834–1835 гг. на средства С. В. Строгановой через реку Иньву был построен мост, названный в честь графини «Софийским». Когда земской реформой 1864 г. были введены земские учреждения, в Кудымкаре с 1870 г. была сосредоточена вся администрация западной части Соликамского уезда. Тогда же, в 1870 г., здесь открыли и первую в крае земскую больницу. 

В Списке населенных мест Пермской губернии за 1869 г. значится село Кудымкорское Соликамского уезда при реках Инве и Куве, в 180 верстах от уездного города Соликамска. Здесь числилось 50 дворов и 474 жителя обоего пола – 201 мужского и 273 женского. Указаны: православная церковь, 2 православные часовни, 4 базара, 1 мельница. 

Осенью 1892 г. Иван Яковлевич Кривощёков, географ-краевед и картограф, бывший в то время окружным лесничим, высадил вокруг храма саженцы, выращенные в питомнике Казанской земледельческой школы, заложив тем самым первый в Кудымкаре сад, который носит его имя поныне. 

По сведениям за 1908 г. в селе Кудымкар с деревнями Бабино, Оськино и Ярково насчитывалось 227 дворов с 1 195 жителями. 

После революции

После Октябрьской революции 1917 г. Кудымкар превращается в политический центр обширного края, село сыграло решающую роль в формировании экономической, этнической и культурной общности коми-пермяков после образования 26 февраля 1925 г. Коми-Пермяцкого национального округа в составе тогда еще Уральской области. В то время Кудымкар был относительно небольшим селом.

После образования округа население и территория села начинают расти новыми темпами. По данным переписи 1926 г. в Кудымкаре вместе с вошедшими в его границы деревнями насчитывалось 657 хозяйств. Тогда село состояло из 4-х сельских общин, отражавших в своих названиях характерные особенности топографии города: Подгора, Гора, Бабино, Ярково. С получением статуса окружного центра в Кудымкаре начинается интенсивное строительство жилых и общественных зданий, развивается коммунальное хозяйство, инфраструктура. К 1932 г. в селе было построено свыше 150 домов, в дальнейшем ежегодно сдавалось 12–15 новых зданий. Строительство велось в основном из дерева. 

В 1933 г. село Кудымкар было отнесено к категории рабочих поселков, а уже через 5 лет, в 1938 г., рабочий поселок преобразован в город.

В 1930-е гг. центр Кудымкара сместился от Никольской церкви на восток. В 1948 г. город насчитывал 1 038 домов. В городскую черту вошли ближайшие деревни, располагавшиеся на расстоянии до 2 км от города. Новые кварталы вытянулись вдоль реки Иньвы, заняв земли крутого левого склона долины реки до самого верха, а также край прилегавшего плато. В новом городском центре располагались теперь окружной исполнительный комитет и окружной комитет партии, театр, кинотеатр, почта, средняя школа. Дальше, в сторону северо-запада, вдоль высокого берега Кувы протянулся ряд техникумов (сельскохозяйственный, медицинский, лесотехнический), корпуса больничного комплекса. Левый берег Иньвы был застроен основными жилыми кварталами, торговыми помещениями, учебными заведениями, самым заметным из которых был Учительский институт. Юго-западную часть города занял один из промышленных районов.

В 1955 г. сотрудниками института «Ленгипрогор» под руководством архитектора Г. В. Азбукина был составлен генеральный план Кудымкара. В 1967 г. «Ленгипрогор» разработал новый генплан. В этот период вводится в эксплуатацию ряд новых зданий: в 1959 г. – комбинат «Комипермлес», в 1962 г. – Кудымкарская школа-интернат, в 1967 г. – гостиница «Парма» и окружной узел связи, в 1968 г. – кинотеатр «Комсомолец», автовокзал и другие объекты. Начинается строительство типовых 3-х, 4-х и 5-этажных жилых домов. 

С 1990 г. Кудымкар входит в Союз российских городов, город, имеющий памятники архитектуры, градостроительные комплексы и ансамбли, сохранившиеся древний культурный слой и природные ландшафты, представляющие историческую и археологическую и ценность, объявлен памятником истории и культуры.

Кудымкар, как историческое поселение, обладает богатым архитектурным и историческим наследием, состав которого разнообразен и является отражением истории города от его основания до наших дней. Наиболее ранние сооружения связанны с деятельностью Строгановых, в частности Никольская церковь и Окружная управа. Несомненную ценность представляет электростанция на реке Куве – памятник промышленной архитектуры 1920-х гг. Некоторые здания связаны с жизнью выдающихся деятелей коми-пермяцкого народа: художника-авангардиста Петра Ивановича Субботина-Пермяка, писателей Андрея Никифоровича Зубова и Михаила Павловича Лихачева, разведчика Николая Ивановича Кузнецова. Культура XX века представлена также общественными зданиями «советской» архитектуры.

www.bankgorodov.ru


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров