Страны
         Турфирмы 
       
Отели          Билеты        
Подобрать тур
|
 Болгария  Греция  Египет  Израиль  Индия  Испания  Италия  Кипр  Китай  ОАЭ  Россия  Таиланд  Турция  Финляндия  Франция  Хорватия  Черногoрия  Чехия  Автобусные туры |
Бразильский архитектор Оскар Нимейер: биография, работы. Музей и культурный центр Оскара Нимейера. Оскар нимейер достопримечательностибиография, работы. Музей и культурный центр Оскара НимейераОскар Нимейер родился в Рио-де-Жанейро 15 декабря 1907 г. Это событие произошло на улице, которая была названа спустя некоторое время именем его деда Рибейру ди Алмейды. Этот человек был министром бразильского Федерального верховного суда. Юность архитектораКак вспоминал Оскар, в юности он вел богемную жизнь. Будущий архитектор Оскар Нимейер женился, едва окончив школу. Сначала он работал в типографии, а затем, в 1930 году, начал обучение в Национальной школе изящных искусств, находившейся в Рио-де-Жанейро. Оскар выбрал для себя архитектурный факультет. Через 4 года Нимейер завершил обучение. Он отправился работать в проектную мастерскую Лусио Косты, бывшего своего преподавателя. Лусио является основоположником бразильской архитектуры в стиле модерн. Сотрудничество с Шарлем де КорбюзьеСначала Оскар работал бесплатно. В мастерской он познакомился с одним человеком, который сильно повлиял на его творчество. Речь идет о Шарле ле Корбюзье, французском архитекторе. Он был консультантом для молодых мастеров, работавших над проектом здания министерства здравоохранения и просвещения в Рио-де-Жанейро. Этот человек сразу отметил талант Оскара. Он поручил ему руководство проектом. Нимейер, благодаря этой работе, получил славу зодчего, не боящегося экспериментов. Ему удалось виртуозно сочетать весьма неожиданные формы и линии с функциональным назначением деталей и материалом, из которых они изготовлены. Впоследствии эти черты станут фирменным знаком творений Нимейера, которые проявятся практически в каждом из 600 проектов, выполненных им в разных странах. Павильон Бразилии и комплекс ПампульяИмя зодчего в 1939 году стало известно уже за пределами страны. Нимейер, совместно с Лусио Костой, спроектировал павильон Бразилии, представленный в Нью-Йорке на Всемирной выставке. В начале 1940 годов архитектор получил новый крупный заказ. Жуселин Кубичек, впоследствии ставший президентом страны, а в то время бывший префектом крупного города Белу-Оризонти (Бразилия), поручил ему возвести комплекс сооружений на берегу оз. Пампулья. Здесь должен был быть яхт-клуб и теннисный клуб, церковь, зал танцев, музей. После завершения проекта Пампулья стала чуть ли не самой главной достопримечательностью страны. Ее сразу же стали называть бразильской архитектурной жемчужиной. Проект комплекса зданий ООНОскар Нимейер стал настоящей знаменитостью. В 1947 году он был членом группы архитекторов, работавших над комплексом зданий ООН в Нью-Йорке. Нимейер был самым молодым среди них. Возглавлял группу американский архитектор Уоллес Гаррисон. Авторы стремились к тому, чтобы их работа имела символическое, философское значение. Нимейер разработал концепцию "Мастерской мира". Она понравилась коллегам, проект утвердили, однако по ряду причин осуществить его так и не удалось. Дача КаноасУ зодчего-экспериментатора было множество идей. В частности, на весь мир прославилось еще одно его необычное творение – дача Каноас. Он построил ее в пригороде Рио-де-Жанейро в 1953 году. Сегодня этот пригород является престижным районом Сан-Конраду. Как утверждают специалисты, использованные при возведении этой дачи решения до сих пор остаются свежими, хотя прошло уже более 50 лет. Дом буквально встроен в окружающую его среду. Взять, к примеру, огромный валун, который при строительстве был оставлен там, где он пролежал, возможно, тысячелетия. Архитектор решил воздвигнуть стену дома прямо над ним. В итоге получилось, что часть огромного камня находится вне дома, а другая часть – внутри. Это придает строгому интерьеру здания фантастическую оригинальность. Однако эта работа была лишь увертюрой к делу жизни великого зодчего, которым стал город Бразилиа, новая столица государства. Проектирование бразильской столицыЕще в 19 веке появилась идея перенести бразильскую столицу, которой являлся в то время Рио-де-Жанейро. Тогда эту идею аргументировали тем, что Рио, расположенный на берегу Атлантики, в случае нападения подвергается большему риску, чем город, находящийся в глубине страны. Тем не менее считается, что главная причина переноса бразильской столицы – необходимость развивать центр страны, малонаселенный в то время. В 1957 году эту ответственную и почетную задачу Жуселин Кубичек, теперь уже президент Бразилии, поручил решить Оскару Нимейеру и Лусио Косте. Последнему принадлежит общий план застройки города, а Оскару – проекты основной массы жилых комплексов и зданий. Как утверждают специалисты, работа этих архитекторов стала самым известным градостроительным экспериментом того времени. Практически на пустом месте через 3 года вырос город, который сразу стал одним из самых впечатляющих населенных пунктов планеты. До сих пор не появилось равных ему на земле. Дата официального открытия – 21 апреля 1960 г. Основные здания бразильской столицыСначала город был рассчитан на проживание в нем 800 тыс. жителей, однако сейчас их насчитывается более 2,1 млн. Как говорят бразильцы, их столица по своей форме напоминает самолет. Если подняться на телевизионную башню, расположенную в центре города, вы увидите "летящий лайнер", который состоит из невиданных прежде улиц, площадей, парков и зданий. В центре – треугольная площадь Трех властей. По углам ее находятся 3 здания: Дворец президента, Верховный суд и Национальный конгресс. Это "кабина самолета". "Крылья" его – жилые кварталы, которые так и называются – "южное" и "северное" крыло. Оставшаяся часть столицы также имеет четкое разграничение на сектора – бизнес-сектор, гостиничный, посольский, зоны развлечений. Ошеломляет буквально каждое здание, которое спроектировал Оскар Нимейер. Достопримечательности эти поражают нас неожиданными формами, дерзкими линиями, непривычными контурами. К примеру, у подножия башен-близнецов Национального конгресса, каждая из которых имеет 28 этажей, раскинулась обширная платформа. На ней расположены 2 громадные чаши – корпусы палаты представителей и сената (на фото выше). Первая из этих чаш перевернута и являет собой широкий купол, а вторая расширяется к небу. Национальный театр, выполненный в виде пирамиды, также поражает нас своей оригинальностью. Основная часть этого здания расположена под землей. Примечателен и кафедральный собор со своим громадным стеклянным конусом. Это здание (на фото нижее) опоясывают белые колонны, заточенные, словно карандаши. Они упираются в землю, затем, повторив форму церкви, стрелами своими уходят в небо. Здание кафедрального собора больше похоже на корабль инопланетян, приземлившийся ненароком, нежели на храм в традиционном его понимании. А неподалеку от него расположено еще одно чудо архитектуры – здание Дворца Итамарати, который в народе называют Дворцом арок. Оно принадлежит Министерству иностранных дел. Это здание также обрамлено колоннами, которые формируют галерею с высокими бетонными арками и широкими проемами. Весьма неожиданной деталью для такого серьезного учреждения является большой пруд, который окружает Дворец Итамарати со всех сторон. В нем весело резвятся рыбешки. Мы описали лишь основные здания, которые создал в бразильской столице Оскар Нимейер. Проекты его разнообразны и многочисленны. В совокупности контраст пирамид и куполов, округлые чаши и стреловидные колонны, парки и площади, строгие геометрические формы, логика и простор в планировке улиц придает городу выразительность и яркость. Тем неожиданнее выглядит место работы бразильского президента – дворец "Планалту" (на фото ниже). Его автором также является Оскар Нимейер. Архитектура этого здания весьма примечательна. Эта небольшая постройка в четыре этажа совсем не похожа на дворец. Только караул указывает на то, что именно здесь принимаются политические решения, которые влияют на судьбу самого крупного государства Латинской Америки. Множество государственных зданий спроектировал Нимейер Оскар. Правительство, к примеру, получило свой Дворец в 1960 году. Однако, несмотря на столь высокие заслуги перед государством, архитектору все-таки пришлось покинуть родную страну. Расскажем о том, как это произошло. Жизнь Нимейера в эмиграцииВ 1945 году Оскар вступил в Коммунистическую партию Бразилии и остался верен ее идеалам до самой своей смерти. Архитектор проектировал новые города, однако страдал от того, что не может ликвидировать лачуги и трущобы. Своих убеждений Нимейер не скрывал никогда. Из-за них он не смог остаться в Бразилии после того, как в 1960 годах состоялся военный переворот. Оскару пришлось эмигрировать в Европу. Он осел в Париже. Этот вынужденный отъезд архитектор называл "самовольной высылкой". Нимейер затем путешествовал по свету, посетил в числе прочих стран и Советский Союз, где нашел множество почитателей и единомышленников. Он стал борцом за социальный прогресс и мир на земле. За это он был удостоен награды "За укрепление мира между народами" (Международная Ленинская премия). Как и раньше, архитектор усердно работал. Кажется, что география его творчества поистине безгранична: Италия, Германия, Франция, Ливан, Конго, Гана, США, Алжир и множество других государств. Наиболее известными его проектами этого периода были ЦК Французской компартии, расположенный в Париже, а также "Мондадори" в Милане. Возвращение в Бразилию, мемориал Ж. КубичекаТолько в начале 1980 годов Оскар Нимейер возвратился в Бразилию. Он сразу же принялся осуществлять свою мечту – проект мемориала, посвященного памяти "отца" бразильской столицы Жуселина Кубичека. Мемориал, очертания которого напоминают нам серп и молот, окружен зеленью. Он расположен неподалеку от телебашни. Это одна из основных достопримечательностей бразильской столицы. Последние годы жизни, смерть архитектораВ последние годы жизни Оскар Нимейер работал в своей студии, находящейся в Рио-де-Жанейро, на набережной Копакабана. К числу его последних работ относится реконструкция "Самбадрома". Еще в 1984 году был построен этот проспект с трибунами. Во время карнавала здесь устраиваются соревнования школ самбы. Только к 2012 г. этот проспект был приведен в соответствии с проектом Нимейера. Выдающийся бразильский архитектор Оскар Нимейер скончался 6 декабря 2012 г. в больнице города Рио-де-Жанейро, где он проходил лечение в течение месяца. Оскар не дожил до 105-го дня рождения всего 10 дней. Его единственная дочь, Анна Мария Нимейер, умерла в возрасте 82 лет в июне 2012 г. Этот объект находится в испанском Авилесе и представляет собой гигантский музейно-выставочный комплекс. В концертных и экспозиционных залах центра проводятся различные культурные мероприятия – выставки фотографов и художников, танцевальные представления и театральные постановки, концерты и кинопоказы, обучающие лекции и семинары. Этот объект интересен и с точки зрения архитектуры. Он похож, скорее, на детскую площадку, чем на музейный комплекс. Центр состоит из пяти зданий, каждое из которых отличается ярким цветом фасадов и причудливостью форм. Культурный центр, расположенный в Авилесе, - это единственная цветная постройка в творчестве Оскара Нимейера. Это решение было выбрано не случайно – постройка должна была стать своего рода средством от депрессии для населения небольшого промышленного городка. Долгое время к Авилесу относились как к "гадкому утенку" севера Испании. Он обычно ассоциировался у жителей страны с дымящими трубами расположенных здесь сталелитейных заводов. Вместе с этим выставочным комплексом Оскар подарил городу новую жизнь. Строительные работы были начаты в 2008 году, а завершены в 2011. Пять частей центра - это киноцентр, смотровая башня, аудиториум и центральная площадь. Музей Оскара НимейераКуритиба (Бразилия) - это город, который известен не только как самый молодой город в Бразилии. Именно здесь расположен знаменитый музей Нимейера. Он посвящен современной архитектуре, изобразительному искусству, дизайну и видеоарту. Строительство здания было завершено в 2002 году. Сначала этот объект назывался "Новым музеем", однако получил имя Оскара Нимейера уже в 2003 г. Это здание называют также "Всевидящим глазом" или "Музеем глаза" из-за своей оригинальной конструкции. По форме она напоминает огромный глаз, висящий в воздухе. Сегодня настоящей эмблемой Куритибы является Музей современного искусства. Оскар Нимейер начал работать над проектом еще в 1967 году. Тогда он построил бетонное здание в стиле модернизм для одного высшего учебного заведения. Позже, в 2001 г., он вернулся к этому проекту и преобразил его. Так появилась огромная пристройка из стальной сетки, белого бетона и зеркального стекла, известная как Музей Оскара Нимейера. "Глаз" находится на постаменте, в центре искусственного водоема. Свое имя прочно вписал в историю архитектуры выдающийся зодчий Оскар Нимейер. Его работы известны на весь мир. Они не перестают удивлять и восхищать наших современников. fb.ru ТОП 10: Оскар Нимейер. Живее всех живых.О́скар Рибе́йру ди Алме́йда ди Ниме́йер Соа́рис Фи́лью реализовал свой первый проект (детские ясли в Рио-де-Жанейро) в 1937 году, в свои неполные 30 лет. Последним проектом, реализованным при жизни архитектора, стала телевизионная башня в Бразилиа, открытая в 2012 г. Нимейер работал постоянно и неустанно. На его рабочем столе остался лежать проект здания ресторана в Рио-де-Жанейро, над которым 104-летний зодчий трудился в последние дни жизни. Творец жив в своих творениях. А это значит, что более 400 зданий, построенных этим фантастическим архитектором в 18 странах мира, продолжают жизнь своего Творца. В настоящий момент по его проекту заканчивается строительство музея Пеле в городе Сантос. А сколько еще готовых, но пока нереализованных проектов увидят жизнь благодаря коллегам и ученикам Нимейера, смогут рассказать наши потомки. «Нет архитектуры древней и современной. Есть хорошая или плохая» «Главное в архитектуре — чтобы она была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог насладиться ею…» «Я всю свою жизнь любил смотреть на облака, ожидая откровения в их постоянно меняющихся формах» «…прямые линии и углы делят и разделяют пространство, а я всегда любил изгибы, которые являются сутью окружающей нас природы» «Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака, тело любимой женщины» «Только бетон позволяет мне управлять изгибами такого широкого размаха… бетон обеспечивает непрерывную модуляцию пространства» 1. Дом Каноас (Casa das Canoas) – Рио-де-Жанейро, Бразилия. 1954Чертежи и фотографии этого дома, построенного Нимейром для своей семьи, вошли в международные справочники по архитектуре, как яркий пример слияния здания с окружающей природой. Здесь нет четких границ и углов, конструкция дома адаптирована к неровностям земной поверхности. Одна из стен дома возведена над огромным камнем, пролежавшим тысячелетия на этом месте. Часть этого камня находится во дворе, а другая создает оригинальный интерьер гостиной. 2. Национальный Конгресс – Бразилиа, Бразилия. 1958Это самое известное здание Оскара Нимейера находится на центральной оси столицы Бразилии. Оно по праву считается главной архитектурной доминантой города. Здание вписано в окружающий рельеф и соединено с административными корпусами подземными переходами. За зданием Конгресса находится площадь Трех Властей, где проходят торжественные парады и встречи официальных гостей. 3. Дворец рассвета (Palácio da Alvorada) – Бразилиа, Бразилия. 1958Это трехэтажное здание общей площадью 7000 м², расположенное на полуострове водохранилища Параноа, является официальной резиденцией президента Бразилии. Медицинский центр, зал для конференций, бассейн, несколько обеденных залов, музыкальная комната и библиотека… Первый этаж дворца предназначен для официальных приемов; на втором этаже размещены помещения для личного пользования президента и его семьи. 4. Резиденция Копан (Résidence Edifício Copan) - Сан-Пауло, Бразилия.1966Огромное волнистое здание, напоминающее развивающийся флаг, это – самый большой жилой комплекс в Латинской Америке. В принципе, это один дом. Но дом настолько большой, что у него есть даже свой почтовый индекс. На площади в 6006 м², под крышей 38-этажного Копана, разместилось шесть жилых блоков, в которых проживает около 5 тысяч человек, и торговый центр. 5. Кафедральный собор (Catedral de Brasília) – Бразилиа, Бразилия. 1970Именно за проект этого собора Нимейер получил Притцкеровскую премию "за лучшее сооружение в стиле модернизма". Шестнадцать гиперболоидных колонн католического собора Пресвятой Девы Марии символизируют 8 пар рук, воздетых к небу. Чтобы попасть внутрь собора, необходимо спуститься на несколько метров под землю. Пройдя по темному коридору, как сквозь темноту собственных грехов, посетитель попадает в светлое, яркое, сказочное пространство. Свет с потолка и сквозь витражи, расположенные между 16 колоннами, дает ощущение бесконечного райского счастья. 6. Культурный центр Вулкан – Гавр, Франция. 1982Культурный центр Вулкан - одна из достопримечательностей города Гавра. Он состоит из двух блоков, которые называют соответственно «Большой вулкан» и «Малый вулкан». В Большом находятся театр на 1200 мест и 350-местный кинотеатр. В Малом – несколько различных залов от 60 до 500 мест. 7. Музей современного искусства – Нитерой, Бразилия. 1996По мнению архитектора, это его самый грандиозный проект. Здесь грандиозно все: необычный внешний вид здания, который все единодушно окрестили «космическим кораблем инопланетян»; расположение залов экспозиций по спирали; и завораживающий вид, который открывается со смотровой площадки. Этот вид на Рио-де-Жанейро с огромной скульптурой Христа, с океаном и пляжами, зачастую отвлекает посетителей музея от самих экспозиций. 8. Музей Оскара Нимеера - Куритиба, Бразилия. 2002Музей видеоарта, архитектуры и дизайна занимает площадь в 19 000 м². Здание музея, высотой 16 м с трехэтажным куполом диаметром 50 м, установлено в центре искусственного водоема на бетонном постаменте. Из множества прозвищ, за этим зданием закрепилось два: «Всевидящее око» и «глаз Оскара». Днем «глаз» из зеркального стекла отражает небо, а ночью светится изнутри. 9. Концертный зал Ибирапуэра (Auditório Ibirapuera) - Сан-Пауло, Бразилия. 2005Публика единодушно решила, что почти столетний архитектор Оскар Нимейер таким образом «показал язык всему миру». И действительно, ярко-красный козырек над входом в концертный зал напоминает длинный язык. Одной из особенностей конструкции здания является возможность опускать заднюю стену. Таким образом, зрители имеют возможность смотреть представления, находясь под открытым небом. 10. Башня Цифрового Телевидения – Бразилиа. 2012Строительство телевизионной башни было закончено в 2010 году, к 50-летию города Бразилиа, но торжественное открытие состоялось только 2 года спустя, 21 апреля 2012. Общая высота башни – 180 м. 60-метровая верхушка – это, собственно, металлическая телевизионная антенна. 120-метровое основание башни с двумя ответвлениями, заканчивающимися стеклянными куполами, Нимейер назвал «Цветок Серрадо». В верхнем «цветке», в 80 метрах от поверхности земли, планируется открыть ресторан, а нижний «цветок» будет использоваться в качестве художественной галереи. thearchitect.pro Бразилия, Музей Оскара Нимейера в городе Куритиба / Мировые Достопримечательности / Мировые достопримечательности. Фото достопримечательностей, идеи для путешествий. Туристический журнал.Оскаром Нимейера были спроектированы все важные правительственные здания столицы страны — города Бразилиа. За свою жизнь Оскар Нимейер создал более шестисот проектов, большая часть которых воплощена в железобетоне по всему миру. Куритиба – самый молодой город Бразилии, также известный, как её экологическая столица. Расположенный здесь музей Оскара Нимейера посвящен современному изобразительному искусству, видеоарту, архитектуре и дизайну. Музей был построен в 2002 году, первоначально он был назван «Новым музеем», но уже в 2003 году получил имя своего автора. Благодаря оригинальной конструкции здания, имеющей форму огромного, висящего в воздухе глаза, музей также называют «Музеем глаза» или «Всевидящий глаз». Музей Оскара Нимейера сразу стал эмблемой города Куритиба. История музея началась еще в 1967 году, когда Оскар Нимейер построил модернистское бетонное здание для одного из высших учебных заведений. В 2001 году Оскар снова вернулся к проекту и динамично его преобразил. Была создана огромная пристройка из белого бетона, стальной сетки и зеркального стекла. «Глаз» расположен в центре искусственного водоема, на постаменте, отделанном ярко-желтой керамической плиткой. В здании проводятся современные аудиовизуальные шоу. Внутри находятся два выставочных зала (высота потолков от 3 до 12 метров), площадью 2,1 тыс. кв. м., общая же площадь выставочных залов в двух зданиях составляет 19 тыс. кв. м. Более ранняя часть комплекса также была преобразована, чтобы отвечать самым последним музейным стандартам. Здание имеет три этажа, здесь находятся экспозиционные залы, магазины и рестораны. Старую и новую части здания обвивают два пандуса, объединяя строения в единый комплекс. Источник: turj.ru turj.ru биография, работы. Музей и культурный центр Оскара НимейераОскар Нимейер родился в Рио-де-Жанейро 15 декабря 1907 г. Это событие произошло на улице, которая была названа спустя некоторое время именем его деда Рибейру ди Алмейды. Этот человек был министром бразильского Федерального верховного суда. Юность архитектораКак вспоминал Оскар, в юности он вел богемную жизнь. Будущий архитектор Оскар Нимейер женился, едва окончив школу. Сначала он работал в типографии, а затем, в 1930 году, начал обучение в Национальной школе изящных искусств, находившейся в Рио-де-Жанейро. Оскар выбрал для себя архитектурный факультет. Через 4 года Нимейер завершил обучение. Он отправился работать в проектную мастерскую Лусио Косты, бывшего своего преподавателя. Лусио является основоположником бразильской архитектуры в стиле модерн. Сотрудничество с Шарлем де КорбюзьеСначала Оскар работал бесплатно. В мастерской он познакомился с одним человеком, который сильно повлиял на его творчество. Речь идет о Шарле ле Корбюзье, французском архитекторе. Он был консультантом для молодых мастеров, работавших над проектом здания министерства здравоохранения и просвещения в Рио-де-Жанейро. Этот человек сразу отметил талант Оскара. Он поручил ему руководство проектом. Нимейер, благодаря этой работе, получил славу зодчего, не боящегося экспериментов. Ему удалось виртуозно сочетать весьма неожиданные формы и линии с функциональным назначением деталей и материалом, из которых они изготовлены. Впоследствии эти черты станут фирменным знаком творений Нимейера, которые проявятся практически в каждом из 600 проектов, выполненных им в разных странах. Павильон Бразилии и комплекс ПампульяИмя зодчего в 1939 году стало известно уже за пределами страны. Нимейер, совместно с Лусио Костой, спроектировал павильон Бразилии, представленный в Нью-Йорке на Всемирной выставке. В начале 1940 годов архитектор получил новый крупный заказ. Жуселин Кубичек, впоследствии ставший президентом страны, а в то время бывший префектом крупного города Белу-Оризонти (Бразилия), поручил ему возвести комплекс сооружений на берегу оз. Пампулья. Здесь должен был быть яхт-клуб и теннисный клуб, церковь, зал танцев, музей. После завершения проекта Пампулья стала чуть ли не самой главной достопримечательностью страны. Ее сразу же стали называть бразильской архитектурной жемчужиной. Проект комплекса зданий ООНОскар Нимейер стал настоящей знаменитостью. В 1947 году он был членом группы архитекторов, работавших над комплексом зданий ООН в Нью-Йорке. Нимейер был самым молодым среди них. Возглавлял группу американский архитектор Уоллес Гаррисон. Авторы стремились к тому, чтобы их работа имела символическое, философское значение. Нимейер разработал концепцию "Мастерской мира". Она понравилась коллегам, проект утвердили, однако по ряду причин осуществить его так и не удалось. Дача КаноасУ зодчего-экспериментатора было множество идей. В частности, на весь мир прославилось еще одно его необычное творение – дача Каноас. Он построил ее в пригороде Рио-де-Жанейро в 1953 году. Сегодня этот пригород является престижным районом Сан-Конраду. Как утверждают специалисты, использованные при возведении этой дачи решения до сих пор остаются свежими, хотя прошло уже более 50 лет. Дом буквально встроен в окружающую его среду. Взять, к примеру, огромный валун, который при строительстве был оставлен там, где он пролежал, возможно, тысячелетия. Архитектор решил воздвигнуть стену дома прямо над ним. В итоге получилось, что часть огромного камня находится вне дома, а другая часть – внутри. Это придает строгому интерьеру здания фантастическую оригинальность. Однако эта работа была лишь увертюрой к делу жизни великого зодчего, которым стал город Бразилиа, новая столица государства. Проектирование бразильской столицыЕще в 19 веке появилась идея перенести бразильскую столицу, которой являлся в то время Рио-де-Жанейро. Тогда эту идею аргументировали тем, что Рио, расположенный на берегу Атлантики, в случае нападения подвергается большему риску, чем город, находящийся в глубине страны. Тем не менее считается, что главная причина переноса бразильской столицы – необходимость развивать центр страны, малонаселенный в то время. В 1957 году эту ответственную и почетную задачу Жуселин Кубичек, теперь уже президент Бразилии, поручил решить Оскару Нимейеру и Лусио Косте. Последнему принадлежит общий план застройки города, а Оскару – проекты основной массы жилых комплексов и зданий. Как утверждают специалисты, работа этих архитекторов стала самым известным градостроительным экспериментом того времени. Практически на пустом месте через 3 года вырос город, который сразу стал одним из самых впечатляющих населенных пунктов планеты. До сих пор не появилось равных ему на земле. Дата официального открытия – 21 апреля 1960 г. Основные здания бразильской столицыСначала город был рассчитан на проживание в нем 800 тыс. жителей, однако сейчас их насчитывается более 2,1 млн. Как говорят бразильцы, их столица по своей форме напоминает самолет. Если подняться на телевизионную башню, расположенную в центре города, вы увидите "летящий лайнер", который состоит из невиданных прежде улиц, площадей, парков и зданий. В центре – треугольная площадь Трех властей. По углам ее находятся 3 здания: Дворец президента, Верховный суд и Национальный конгресс. Это "кабина самолета". "Крылья" его – жилые кварталы, которые так и называются – "южное" и "северное" крыло. Оставшаяся часть столицы также имеет четкое разграничение на сектора – бизнес-сектор, гостиничный, посольский, зоны развлечений. Ошеломляет буквально каждое здание, которое спроектировал Оскар Нимейер. Достопримечательности эти поражают нас неожиданными формами, дерзкими линиями, непривычными контурами. К примеру, у подножия башен-близнецов Национального конгресса, каждая из которых имеет 28 этажей, раскинулась обширная платформа. На ней расположены 2 громадные чаши – корпусы палаты представителей и сената (на фото выше). Первая из этих чаш перевернута и являет собой широкий купол, а вторая расширяется к небу. Национальный театр, выполненный в виде пирамиды, также поражает нас своей оригинальностью. Основная часть этого здания расположена под землей. Примечателен и кафедральный собор со своим громадным стеклянным конусом. Это здание (на фото нижее) опоясывают белые колонны, заточенные, словно карандаши. Они упираются в землю, затем, повторив форму церкви, стрелами своими уходят в небо. Здание кафедрального собора больше похоже на корабль инопланетян, приземлившийся ненароком, нежели на храм в традиционном его понимании. А неподалеку от него расположено еще одно чудо архитектуры – здание Дворца Итамарати, который в народе называют Дворцом арок. Оно принадлежит Министерству иностранных дел. Это здание также обрамлено колоннами, которые формируют галерею с высокими бетонными арками и широкими проемами. Весьма неожиданной деталью для такого серьезного учреждения является большой пруд, который окружает Дворец Итамарати со всех сторон. В нем весело резвятся рыбешки. Мы описали лишь основные здания, которые создал в бразильской столице Оскар Нимейер. Проекты его разнообразны и многочисленны. В совокупности контраст пирамид и куполов, округлые чаши и стреловидные колонны, парки и площади, строгие геометрические формы, логика и простор в планировке улиц придает городу выразительность и яркость. Тем неожиданнее выглядит место работы бразильского президента – дворец "Планалту" (на фото ниже). Его автором также является Оскар Нимейер. Архитектура этого здания весьма примечательна. Эта небольшая постройка в четыре этажа совсем не похожа на дворец. Только караул указывает на то, что именно здесь принимаются политические решения, которые влияют на судьбу самого крупного государства Латинской Америки. Множество государственных зданий спроектировал Нимейер Оскар. Правительство, к примеру, получило свой Дворец в 1960 году. Однако, несмотря на столь высокие заслуги перед государством, архитектору все-таки пришлось покинуть родную страну. Расскажем о том, как это произошло. Жизнь Нимейера в эмиграцииВ 1945 году Оскар вступил в Коммунистическую партию Бразилии и остался верен ее идеалам до самой своей смерти. Архитектор проектировал новые города, однако страдал от того, что не может ликвидировать лачуги и трущобы. Своих убеждений Нимейер не скрывал никогда. Из-за них он не смог остаться в Бразилии после того, как в 1960 годах состоялся военный переворот. Оскару пришлось эмигрировать в Европу. Он осел в Париже. Этот вынужденный отъезд архитектор называл "самовольной высылкой". Нимейер затем путешествовал по свету, посетил в числе прочих стран и Советский Союз, где нашел множество почитателей и единомышленников. Он стал борцом за социальный прогресс и мир на земле. За это он был удостоен награды "За укрепление мира между народами" (Международная Ленинская премия). Как и раньше, архитектор усердно работал. Кажется, что география его творчества поистине безгранична: Италия, Германия, Франция, Ливан, Конго, Гана, США, Алжир и множество других государств. Наиболее известными его проектами этого периода были ЦК Французской компартии, расположенный в Париже, а также "Мондадори" в Милане. Возвращение в Бразилию, мемориал Ж. КубичекаТолько в начале 1980 годов Оскар Нимейер возвратился в Бразилию. Он сразу же принялся осуществлять свою мечту – проект мемориала, посвященного памяти "отца" бразильской столицы Жуселина Кубичека. Мемориал, очертания которого напоминают нам серп и молот, окружен зеленью. Он расположен неподалеку от телебашни. Это одна из основных достопримечательностей бразильской столицы. Последние годы жизни, смерть архитектораВ последние годы жизни Оскар Нимейер работал в своей студии, находящейся в Рио-де-Жанейро, на набережной Копакабана. К числу его последних работ относится реконструкция "Самбадрома". Еще в 1984 году был построен этот проспект с трибунами. Во время карнавала здесь устраиваются соревнования школ самбы. Только к 2012 г. этот проспект был приведен в соответствии с проектом Нимейера. Выдающийся бразильский архитектор Оскар Нимейер скончался 6 декабря 2012 г. в больнице города Рио-де-Жанейро, где он проходил лечение в течение месяца. Оскар не дожил до 105-го дня рождения всего 10 дней. Его единственная дочь, Анна Мария Нимейер, умерла в возрасте 82 лет в июне 2012 г. Культурный центр Оскара НимейераЭтот объект находится в испанском Авилесе и представляет собой гигантский музейно-выставочный комплекс. В концертных и экспозиционных залах центра проводятся различные культурные мероприятия – выставки фотографов и художников, танцевальные представления и театральные постановки, концерты и кинопоказы, обучающие лекции и семинары. Этот объект интересен и с точки зрения архитектуры. Он похож, скорее, на детскую площадку, чем на музейный комплекс. Центр состоит из пяти зданий, каждое из которых отличается ярким цветом фасадов и причудливостью форм. Культурный центр, расположенный в Авилесе, - это единственная цветная постройка в творчестве Оскара Нимейера. Это решение было выбрано не случайно – постройка должна была стать своего рода средством от депрессии для населения небольшого промышленного городка. Долгое время к Авилесу относились как к "гадкому утенку" севера Испании. Он обычно ассоциировался у жителей страны с дымящими трубами расположенных здесь сталелитейных заводов. Вместе с этим выставочным комплексом Оскар подарил городу новую жизнь. Строительные работы были начаты в 2008 году, а завершены в 2011. Пять частей центра - это киноцентр, смотровая башня, аудиториум и центральная площадь. Музей Оскара НимейераКуритиба (Бразилия) - это город, который известен не только как самый молодой город в Бразилии. Именно здесь расположен знаменитый музей Нимейера. Он посвящен современной архитектуре, изобразительному искусству, дизайну и видеоарту. Строительство здания было завершено в 2002 году. Сначала этот объект назывался "Новым музеем", однако получил имя Оскара Нимейера уже в 2003 г. Это здание называют также "Всевидящим глазом" или "Музеем глаза" из-за своей оригинальной конструкции. По форме она напоминает огромный глаз, висящий в воздухе. Сегодня настоящей эмблемой Куритибы является Музей современного искусства. Оскар Нимейер начал работать над проектом еще в 1967 году. Тогда он построил бетонное здание в стиле модернизм для одного высшего учебного заведения. Позже, в 2001 г., он вернулся к этому проекту и преобразил его. Так появилась огромная пристройка из стальной сетки, белого бетона и зеркального стекла, известная как Музей Оскара Нимейера. "Глаз" находится на постаменте, в центре искусственного водоема. Свое имя прочно вписал в историю архитектуры выдающийся зодчий Оскар Нимейер. Его работы известны на весь мир. Они не перестают удивлять и восхищать наших современников. Источник: fb.ruКомментарии Идёт загрузка...Похожие материалы Искусство и развлечения Выдающийся архитектор Монферран Огюст: биография, работыСанкт-Петербург, или, как его еще называли, Северная Пальмира, своим величественным обликом не в последнюю очередь обязан европейским архитекторам, которых русские монархи приглашали для его украшения и обустройства. ... Новости и общество Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер: биография, работы, фотоВенский архитектор, оставивший после себя сказочные и необычные дома, говорил, что они состоят не из стен. Главное, по его мнению, это окна. У ломающего стереотипы в архитектуре мастера всегда были противники, утвержд... Новости и общество Российский архитектор Евгений Розанов: биография, работыОтечественная архитектура богата выдающимися зодчими. Но особую касту составляют архитекторы, работавшие в советский период, ведь они не только продуцировали новаторские идеи, но и могли их отстаивать в условиях жестк... Новости и общество Протоиерей Игорь Фомин: биография, работа, публикации и интересные фактыГерой настоящей статьи - настоятель храма при МГИМО протоиерей Игорь Фомин. Расшифровка некоторых понятий, представленных выше, будет дана в первых главах.Кто такой протоиерей?Так в русской православно... Искусство и развлечения Эммануил Виторган: биография и фильмография актера. Семья и культурный центр Эммануила ВиторганаЭммануил Виторган… Мало найдется сегодня людей, кто не слышал бы об этом очень популярном и чрезвычайно интеллигентном актере старой школы. В рамках одной статьи достаточно сложно описать весь жизненный путь че... Новости и общество Областная вологодская библиотека им. Бабушкина – крупный научный и культурный центр северо-запада РоссииВологда впервые упомянута в летописях в 1147 году. Населенный пункт, находящийся в 450 км от Москвы, является не только крупным городом на северо-западе России, но и одним из важных транспортных узлов этого района. Кр... Новости и общество Северо-Западный район – промышленный, торговый и культурный центр РоссииСреди всех регионов страны этот район известен производством продукции точного машиностроения. Он играет значительную роль в развитии отечественной науки и техники, здесь сосредоточены основные центры подготовки высок... Путешествия Савонлинна (Финляндия) – местная «Венеция» и культурный центр страныНа полуострове среди озер стоит город Савонлинна. Финляндия всегда привлекала путешественников развитой инфраструктурой, интересными достопримечательностями и красивой природой. Это же место известно многочисленными м... Путешествия Сказочная Финляндия. Лахти – спортивный и культурный центр СкандинавииИнтересными достопримечательностями, развитой инфраструктурой, необычными развлекательными программами и живописными пейзажами привлекает туристов Финляндия. Лахти – это один из крупных городов, являющийся еще и... Искусство и развлечения Андрей Иванович Штакеншнейдер - архитектор: биография, работы в Санкт-Петербурге и ПетергофеШтакеншнейдер – архитектор, чья фамилия знакома многим жителям России и ближнего зарубежья. Благодаря этому талантливому человеку были спроектированы многочисленные дворцы, здания, а также другие культурные памя... monateka.com Оскар Нимейер: биография, карьера архитектора и его лучшие работы | AdmagazineДата: 15.12.2016 , Обновлено: 11.01.2017 Сегодня родился архитектор, построивший новую столицу Бразилии с нуля и тем самым полностью определивший образ бразильской архитектуры. Оскар Нимейер ушел из жизни в возрасте 104 лет, оставив после себя десятки великолепных построек. Оскар Нимейер родился 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро. В 1934 году он окончил архитектурный факультет Национальной школы изящных искусств в родном городе. Там же он встретил своего будущего учителя и наставника Лусио Косту, который в свою очередь познакомил Нимейера с Ле Корбюзье. Первым важным проектом Оскара Нимейера стало Министерство просвещения и здравоохранения (1937–1943). С него, по мнению самого Нимейера, началась бразильская национальная школа современной архитектуры. Главным куратором проекта был Лусио Коста, а советником сам Ле Корбюзье. Нимейера назначили возглавить проект Министерства после того, как он предложил внести свои поправки, впечатлившие его наставника – Косту. С ним же Нимейер строит павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Главным проектом всей жизни Оскара Нимейера стала новая столица Бразилии – Бразилиа. Избранный в 1956 году президент Жуселин Кубичек поручил Нимейеру построить новый город с нуля. Генеральный план Бразилии создал Лусио Коста, а застройкой занялся Нимейер. Необычные геометрические формы, пластичные сооружения из железобетона, изогнутые дворцы и монументы – таким стал новый город Нимейера, пионера «брутальной» бразильской архитектуры. Нимейер всю жизнь был убежденным коммунистом, из-за этого в послевоенное время у него были серьезные проблемы с въездом в США. Во время вынужденной эмиграции во Франции он строит штаб-квартиру Французской коммунистической партии, а уже после окончания военной диктатуры в Бразилии, с 1992 по 1996 год, он становится председателем Бразильской коммунистической партии. В 1989 году Нимейер получил Притцкеровскую премию. Стиль Оскара Нимейера – неповторимый, криволинейный, вызывает у нас ассоциации с чем-то космическим и далеким. Архитектор продолжал творить до глубокой старости. В 89 лет он создает Музей современного искусства в Нитерое, в 2000-е годы по его проектам строятся Национальный музей и Национальная библиотека в Бразилиа и еще несколько культурных объектов. В честь дня рождения великого архитектора мы вспоминаем его важнейшие постройки.
1. Министерство просвещения и здравоохранения в Рио, 1937–1943Один из первых серьезных проектов архитектора. Лусио Коста, руководитель этого проекта, передал бразды правления Нимейеру в 1939 году, после того как тот предложил внести изменения, поразившие Косту. В создании Министерства также участвовал французский архитектор Ле Корбюзье, и общение с ним было для Нимейера "незабываемым", как он сам рассказывал впоследствии.
2. Павильон Бразилии на Всемирной выставке в Нью-Йорке, 1939Над павильоном Бразилии Нимейер также работал вместе со своим наставником Лусио Костой.
3. Дом Нимейера в Каноа, 1953В 1953 году Оскар Нимейер строит дом для себя и своей семьи. В этом проекте проявляется любимая "криволинейность" Нимейера, а также здесь он использует железобетон, как в будущих своих постройках.
4. Жилой дом Копан в Сан-Паулу, 1965Нимейер задумывал сделать это здание самым большим жилым комплексом в мире. Он спроектировал его в форме волны, объединив шесть блоков, пристроенных друг к другу. Помимо квартир в доме также есть собственные технические службы, ресторан, почтовое отделение, а на крыше есть вертолетная площадка.
5. Президентский дворец Алворада в Бразилиа, 1958Бразилиа – город, построенный Нимейером. Эта и следующие его постройки в столице Бразилии выполнены в уникальном стиле, который невозможно встретить ни в одном другом месте планеты.
6. Дворец правительства Планальто в Бразилиа, 1960
7. Дворец Национального Конгресса в Бразилиа, 1960
8. Дворец Итамарати в Бразилиа, 1962
9. Штаб-квартира Французской коммунистической партии в Париже, 1965Здание штаб-квартиры Французской коммунистической партии уникально благодаря своей конструкции. Весь вес здания держится на четырех точках опоры. Так же как и в Кафедральном соборе, нижний уровень штаб-квартиры находится под землей, а белый купол перед входом в здание – это крыша зала заседаний, также спрятанного под землей.
10. Кафедральный собор в Бразилиа, 1970Кафедральный собор строился больше десяти лет. Основная его часть находится под землей, а снаружи мы видим "воронку", состоящую из шестнадцати криволинейных опор, между которыми расположились витражи.
11. Пантеон Отечества и Свободы в Бразилиа, 1986Пантеон на площади Трех властей возведен в память о борцах за демократию и посвящен имени первого президента Бразилии, пришедшего к власти после свержения военной диктатуры – Танкреду Невеша.
12. Музей современного искусства в Нитерое, 1996Необычное здание музея расположилось на отвесной скале у берега моря. Из "чаши" открывается живописный панорамный вид на окрестности. Музей состоит из цокольного этажа, двух уровней и мезонина, а ко входу ведет извилистая красная рампа, по которой посетители попадают сразу в выставочный зал.
Текст: Софья Карпенко www.admagazine.ru биография и его работы :: SYL.ruОскар Нимейер - известный архитектор из Латинской Америки. Считается одним из основоположников современной школы бразильской архитектуры. Много экспериментировал в области железобетонной архитектуры. Был ярым приверженцем коммунистической партии, состоял в ней около 70 лет. Биография архитектораОскар Нимейер родился в Рио-де-Жанейро в 1907 году. Его родители были вполне обеспеченными. В юности будущий архитектор вел беспечный образ жизни, который можно назвать богемным. Главными его увлечениями были футбол и книги. Причем читал он много, но чаще всего бессистемно. В 21 год Оскар Нимейер женился на Анните Бальдо. Она была дочерью итальянских иммигрантов, которые приехали из Венеции. Ради свадьбы он даже бросил учебу. Этот брак принес ему единственную дочь, которую звали Анна Мария Нимейер. Интерес к архитектуре Оскар Нимейер проявил еще в привилегированном колледже, в котором учился. Впоследствии он часто рассказывал, что выбрал эту профессию случайно. Оскар вспоминал шутку, кто-то увидел, как он рисовал пальцем в воздухе, после этого на семейном совете решили дать ему художественное образование. В начале карьерыСтановление карьеры Нимейера пришлось на 30-е годы ХХ века. Он начинал работать под руководством основоположника современной латиноамериканской архитектуры Лусио Косты. Окончить государственную школу архитектуры Оскару удалось в 1934 году. Его первым осуществленным проектом стали ясли для детей в Рио-де-Жанейро. Их открытие состоялось в 1937 году. Нимейер как раз застал формирование школы современной архитектуры в Бразилии. Первым результатом ее работы стало строительство здания для Министерства просвещения и здравоохранения, которое достроили к 1943 году. Непосредственно руководил проектом Лусио Коста, в качестве советника ему помогал француз Ле Корбюзье - пионер архитектурного модернизма. Когда именитый мастер уехал, последние изменения в проект внес архитектор Оскар Нимейер. Они так впечатлили Косту, что после 1939 года дальнейшую разработку проекта посвятили только ему. Признание на международной аренеВзял за основу современный стиль Ле Корбюзье и пропустил его сквозь призму жарких тропиков Рио-де-Жанейро Оскар Нимейер. Его работы получили признание во всем мире в 40-50-е годы ХХ века. В 40-х он творил практически без остановки. По его проектам создавались гостиницы, яхт-клубы, церкви и казино. В 1946 году был построен банк в Рио-де-Жанейро, а на рубеже 40-50-х годов - технический центр. В 1947 году Оскар Нимейер, биография которого к тому времени была уже хорошо знакома многим, участвовал в проектировании штаб-квартиры ООН, которая располагается в Нью-Йорке. Политические взглядыВ годы Второй мировой войны архитектор открыто симпатизировал СССР. После победы Советского Союза он стал членом бразильской коммунистической партии. Для коммунистов в Латинской Америке тогда были непростые времена. Генеральный секретарь партии Престес вместе с 15 соратниками содержался в тюрьме. Когда они вышли, всех приютил у себя дома Нимейер. С середины 50-х годов Нимейер издавал архитектурный журнал, который придерживался взглядов левой интеллигенции. Периодически издание закрывалось, а затем работа над ним возобновлялась вновь. Для Нимейера политические взгляды и архитектурные решения были тесно связаны между собой. Например, он пытался решить социальные проблемы в Бразилии. Одна из самых серьезных - жилищные кризис, из-за которого многие вынуждены были жить в фавелах в полной антисанитарии. Из-за приверженности коммунизму въезд в США для него был закрыт. Например, в 1946 году ему отказали выдавать визу, несмотря на то что бразилец получал официальные предложения о работе сначала в Йельском университете, потом в школе дизайна в Гарварде. К работам архитектора 50-х годов относятся собственный дом Оскара Нимейера, который находится неподалеку от Рио-де-Жанейро, больница, жилой комплекс имени Кубичека, здание кондитерской фабрики, комплекс международной выставки в Сан-Паулу. Благоустройство столицыС 1957 года Нимейер начал обустраивать новую столицу - город Бразилиа. Его строили по инициативе президента страны Кубичека. Сам глава государства вскоре после инаугурации встретился с Нимейером, чтобы обсудить планы будущей столицы. В итоге ее перенос из Рио-де-Жанейро в Бразилиа состоялся в 1960 году. Многие здания отличаются контрастными и необычными формами: имеются сооружения виде чаши, стреловидной колонны, пирамиды, купола. Именно так выглядят, например, правительственные центры. Сам Нимейер проектировал президентский дворец, здание Верховного суда, Дворец национального конгресса, кафедральный собор, театр, больницу и Дворец правосудия. Все это здания, к которым приложил руку Оскар Нимейер. Достопримечательности Бразилии - именно так сегодня можно назвать многие из них. Отличительными чертами архитектуры Нимейера становятся выразительность, пластичность и теплота. Ему одному из первых удались монолитные строения из железобетона. Несмотря на свою необычность и даже вычурность, проекты зданий детально разработаны. Архитектор всегда стремился к появлению новых архитектурных форм. ЭмиграцияВ 1964 году Нимейер возвратился из продолжительной командировки в Израиль и не узнал своей страны. В Бразилии случился государственный переворот, в результате которого к власти пришли военные. Из-за установившейся в стране диктатуры архитектор был вынужден переехать во Францию, где жил с середины 60-х годов до 1985 года. Все это время в своей любимой Бразилии он бывал изредка и недолго. В то же время строительство общественных зданий в столице по его проектам продолжалось. Временами Нимейер жил на Кубе и в СССР. Последние годы жизниНимейер дожил до завершения в Бразилии военной диктатуры. Она пала в 1985 году. Сразу после этого архитектор вернулся на родину. В середине 90-х годов он руководил Бразильской коммунистической партией, причем ее ортодоксальным крылом, которое не согласилось с преобразованием компартии, произошедшим после распада СССР. Известный руководитель Кубы Фидель Кастро часто называл себя и Нимейера последними коммунистами на планете. Даже в весьма преклонном возрасте продолжал работать Оскар Нимейер. Музей современного искусства по его проекту был построен в 1996 году, когда архитектору было уже 89 лет. В 2000-е годы он руководил возведением собственного музея в Куритибе, национальной библиотеки в Бразилиа, культурного центра в Гоянии. Нимейер был тесно связан с Советским Союзом. В 1983 году его приняли в почетные члены Академии художеств. А в 2007 году президент Российской Федерации Владимир Путин подписал постановление о награждении архитектора орденом Дружбы с формулировкой за вклад в развитие отношений между двумя государствами. Оскар Нимейер умер в Рио-де-Жанейро в 2012 году. До своего 105-летнего юбилея он не дожил всего 10 дней. Незадолго до этого архитектор попал в больницу с диагнозом "почечная недостаточность". Она стала осложнением после перенесенного Оскаром вируса гриппа. www.syl.ru Архитектор Оскар Нимейер – вождь архитектурной революции ХХ векаДата: 06.12.2012 , Обновлено: 30.03.2015 Умер великий Оскар Нимейер. Когда ему было 97 лет, Алексей Тарханов беседовал с архитектором в его мастерской в Рио. Вот это интервью. Оскар НимейерРодился в 1907 году в Рио-де-Жанейро. В 1934 году окончил Национальную школу изящных искусств. В это же время познакомился с Ле Корбюзье. В 1952 году Нимейер построил штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке — его проект заказчики предпочли предложению Ле Корбюзье. В 1956 году Нимейер был назначен главным архитектором новой столицы Бразилии — Бразилиа. Там Нимейер спроектировал центральную площадь Трех властей и комплекс правительственных учреждений и министерств. В 1964-м он был вынужден уехать во Францию, где построил штаб-квартиру местной компартии. В 1989 году Оскар Нимейер получил премию Притцкера. Нет здесь никаких Оскаров Нимейеров, втолковывает мне по-португальски привратник в пыльных коричневых штанах. Несмотря на сорокаградусную ноябрьскую жару, я обливаюсь холодным потом. Зачем же я тринадцать часов сидел в самолете до Рио-де-Жанейро, дожидаясь, когда я наконец увижу последнего вождя архитектурной революции XX века? – Архитектор! Бразилиа! – мешая французский и английский, я рисую в воздухе здание Национального конгресса. – Ах Ошкаер! – восклицает привратник. – Ошкаер! Этот парень к нашему Ошкаеру. Давай поднимайся. Яхт-клуб и казино в Пампулье (1940—1945) Нимейер построил по заказу мэра Жуселину Кубичека. Позже мэр стал президентом и заказал Нимейеру проект новой столицы — Бразилиа. Мастерская у Нимейера на верхнем этаже 11-этажного небоскреба на Копакабане. Он так же потрепан, как привратник, и зажат между высотными соседями, но вид на океан и старый форт замечателен. Обеденный стол с венскими стульями в одном эркере, лавка с подушками – в другом. Мебель, спроектированная хозяином, и ряды безличных пластиковых стульев, как в клубном лектории. На белых стенах – карандашные наброски знаменитых проектов: Национальный конгресс в Бразилиа, музей в Каракасе, мечеть в Алжире. Не выставка, не портфолио, а так, воспоминания. Оскар Нимейер сидит в соседней комнатке за большим столом под книжными полками и смотрит на меня прозрачным взглядом из-под тяжело нависших век. Он очень стар и очень спокоен. – Ты сам откуда? Расскажи о себе – проще будет беседовать. Как Москва? В 1954 году Нимейер построил для себя и своей семьи дом в Каноасе (пригород Рио-де-Жанейро). Дом стоит на склоне холма и частично “врезан” в него — в подземных частях расположены ванные. Несколько лет назад Нимейер переехал в центр города. В Каса Каноас теперь музей. Внимательно выслушав мой ответ, говорит: – Да, жаль, нет больше СССР. Мы остались наедине с Америкой. А Буш – типичный сукин сын, как и все, кто его поддерживает. Я бы ему это в лицо сказал, но меня уже тридцать лет не пускают в Штаты. Ну и что – мне приятно, значит, я все такой же опасный. Ты сам-то, надеюсь, левых убеждений? – Наилевейших! Беспартийный коммунист. – Почему беспартийный? Надо было вступить в партию и бороться с ней, чтобы она стала правильней. Я шестьдесят лет в партии и пошел туда потому, что там были самые умные люди, каких я знал. Когда из тюрьмы выпустили Луиса Карлоса Престеса, нашего генсека, я ему сказал: “Возьмите мой дом для партии, вам он нужнее!” Здание Национального конгресса в Бразилиа (1958) – одна из архитектурных икон ХХ века. В высотных башнях расположены офисы, в корпусе-чаше – палата депутатов. Слева есть еще одна чаша, перевернутая вверх дном, – там заседают сенаторы. Я осторожно говорю, что его политические взгляды, похоже, пережили коммунизм в Восточной Европе. Но столько времени прошло, не может быть, чтобы жизнь осталась прежней – профессионально, эмоционально, физически. Нимейер поднимает веки: – Ничего! Ничего не изменилось, я такой же, как был, несправедливость меня так же возмущает и я так же радуюсь женской красоте, и солнцу, и океану. Закурим? Он раскрывает коробочку, предлагает мне тонкую сигару, подносит огонь. Пытается закурить сам, но не может свести язычок пламени и кончик сигары. Я помогаю, взяв его руку в свою. – Плохо вижу, – говорит Нимейер, с удовольствием окутывается облаком дыма и начинает рассказ глухим, к концу фразы сходящим на нет голосом, как у любого человека, который плохо слышит и боится заорать на собеседника. Фрагмент здания Национального конгресса в Бразилиа (1958). – Ле Корбюзье я встретил в конце 1930-х, он строил в Рио Министерство просвещения и здравоохранения. Лусио Коста, мой старший друг и учитель, рекомендовал меня в качестве чертежника. Три недели, что мы встречались с Корбюзье, я никогда не забуду. У меня был шанс отплатить ему добром, когда мы все работали над зданием ООН в Нью-Йорке. У него не ладилось, его проект явно не проходил, а я все тянул время, надеясь, что его предложение все же примут. Лишь под нажимом я представил свой вариант, который всех устроил. Корбюзье сказал мне тогда: “Ты поступил благородно”. Хороший был архитектор. Но он любил прямой угол, а я всегда предпочитал плавные кривые. Я даже написал стихотворение: “Я с детства не любил угол, я с детства рисовал овал. Кривые линии, они как морские волны, горы моей страны, тело моей любимой”. Это не нынешние компьютерные пространства, где чувствуешь себя как в желудке кита. Я все делаю от руки: пишу книжки, черчу, рисую. У меня нет компьютера. Так что мои кривые ручной работы. Фасад еще одной постройки Нимейера в Бразилиа – Кафедрального собора. Проектировалось здание в 1958-м, но достроили его только к 1970 году. Большая часть собора расположена под землей, наземная часть – “воронка” с шестнадцатью криволинейными бетонными опорами. Между ними – витражи. Собор считается примером сочетания в работах Нимейера модернизма и бразильского барокко. Спрашиваю его об архитектуре и власти, потому что знаю, как архитекторы облизывают начальников, от которых зависят. Нимейер всегда на равных держался с министрами, губернаторами и президентами. Помогал им, когда они были влиятельны, и сохранял дружбу, когда их карьера клонилась к закату. Это принесло ему сначала самые невероятные заказы в ХХ веке, а потом десятилетия изгнания. Ему припомнили и социализм, и Престеса. Кафедральный собор Бразилиа — одно из зданий центра новой бразильской столицы, построенной Нимейером. Он спроектирован в 1958 году и закончен в 1970-м. Большая часть собора расположена под землей. Наземная часть здания — “воронка” с шестнадцатью криволинейными бетонными колоннами. Крыша собора остеклена витражами. Недалеко от входа стоят огромные статуи четырех евангелистов. Говоря, что в творчестве Нимейера органично сочетаются модернизм и отголоски бразильского барокко, критики всегда приводят в пример Кафедральный собор. Один из военных, руководивших страной, выразился ясно: “Архитекторам-коммунистам место в Москве”. Нимейер, правда, выбрал Париж. Туда он уехал уже “создателем Бразилиа”. Бразилиа – сумасшедшая идея президента Жуселину Кубичека. В 1957-м он решил построить новую столицу, которой не будет равных и в XXI веке. Нимейер познакомился с Кубичеком еще в 1940-х – тот был мэром Пампульи. Яхт-клуб и казино Пампульи стали манифестом современной архитектуры в Латинской Америке. – Как выглядело место до Бразилиа? – Никак. Ужасно. Пустыня. Ни дорог, ничего. Вид на здание министерства обороны, Бразилиа, 1960-е. Обычно архитекторы, проектируя город будущего, строят в итоге величественный памятник прошлого. Но Бразилиа до сих пор никто не превзошел. Это был и архитектурный эксперимент, и инженерный, и социальный. Лусио Коста одним наброском определил генеральный план, похожий на птицу, раскинувшую крылья. Нимейер дал его рисунку плоть, построив здесь дворцы, чьи гнутые колонны, по словам Андре Мальро, лучшие после греческих. Нимейер этим до сих пор гордится. Фрагмент здания Министерства иностранных дел, или так называемый “Дворец Итамарати” (1962) – одной из построек Нимейера в Бразилиа. Посреди бассейна в 1967 году установлена скульптура Бруно Джорджи “Метеор”. Полиция не хотела пускать его в Бразилиа, не советовала президенту связываться с социалистом. Кубичек позвонил куда следует: “Нимейер не может уйти! Без него не будет города”. Министр обороны интересовался, каким будет здание министерства: в современном или классическом стиле. Нимейер спросил его: “А вы, генерал, какое оружие предпочитаете – современное или классическое?” Фасад “Дворца Итамарати” — министерства иностранных дел — в Бразилиа (1962). – В команду для работы в Бразилиа я взял не только архитекторов, но и нескольких друзей – умных, но безработных. Подумал, почему бы им не помочь. Будет с кем поболтать не только об архитектуре. Это было славное время, все надо было делать быстро, заново, мы днем работали, ночью пили вино и спорили, смотрели на звезды. Мы даже не знали, каким должен быть конгресс. Потом поехали в Рио – измерить старое здание, разделить на количество депутатов и понять, сколько им нужно места для машинисток и секретарш. Никогда бы не подумал, что Национальный конгресс с его космическими куполами и чашами придуман не высшими существами, а бандой молодых романтиков, глядевших на звезды. Наверное, потому он и похож на плод бессонницы. А Бразилиа, построенная всего за десять лет, выглядит как совершенно новый мир. – Какой же это новый мир! – взрывается Нимейер. – Мы строили для народа, а рабочим там негде жить. Мы были едины – архитекторы, рабочие, инженеры, политики. Сейчас между нами выросли стены, и никто не помнит, как все начиналось. Здание Верховного федерального суда Нимейер проектировал одним из первых во всем Бразилиа, и оно открылось раньше всех – в 1958-м, за два года до официального представления новой столицы страны. Передо мной человек, для которого его Притцкер до сих пор значит меньше, чем его Ленинская премия мира. Кто еще остался из той команды великих леваков ХХ века, гениев-коммунистов, которые служили оправданием коммунистов-злодеев? Арагон, Неруда, Пикассо... Нимейер в свои девяносто семь и не думает останавливаться. В 1960-х он был бесконечно знаменит. В 1980-х постмодернизм смеялся над искренностью, и им перестали интересоваться. Премии, которые он меж тем получал каждый год – в Венеции, в Лондоне, в Мадриде, в Токио, – встречались со снисхождением к почтенной старости. Как вдруг был закончен музей в Нитерое, и критики встрепенулись, обнаружив: старик жив и в полной своей силе. Это удивительное здание на фотографиях выглядит лощеным Гуггенхаймом, а вблизи слеплено из грубого бетона. Зал заседаний в штаб-квартире компартии Франции в Париже (1965). – Техника бедная, но эффективная, – объясняет Нимейер. – Это не сталь за бешеные деньги. Когда я увидел панораму, сразу решил, что ее надо сохранить, и поставил на холме эту бетонную чашку на одной опоре. Архитектура удалась, если она видна сразу, как закончены основные конструкции. Нитерой может нравиться или нет, но нельзя сказать, что это неинтересно. Ты, может, видал вещи и получше, но такой же – не видел. Архитектура – это всегда изобретение, надо уметь удивлять. Но теперь для меня самое главное – не архитектура, а семья, друзья и этот неправедный мир, который должен измениться или умереть. Хотя тебе я скажу – надежды нет. Мир катится к черту, и его ждет гибель. Ты не голоден? Может, придешь обедать? А хочешь – приходи вечером, мы ждем одного астрофизика, он обещал нам сегодня рассказать, как устроена Вселенная. Музей современного искусства в Нитерое (маленький город-спутник Рио-де-Жанейро) Нимейер построил в 1996 году. Критики восхитились, но решили, что это последняя работа архитектора-патриарха. Но Нимейер с тех пор построил еще с десяток объектов разного масштаба. Беседовал Алексей Тарханов www.admagazine.ru |
 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров |