Страны
         Турфирмы 
       
Отели          Билеты        
Подобрать тур
|
 Болгария  Греция  Египет  Израиль  Индия  Испания  Италия  Кипр  Китай  ОАЭ  Россия  Таиланд  Турция  Финляндия  Франция  Хорватия  Черногoрия  Чехия  Автобусные туры |
Достопримечательности Шахрисабза. Шахрисабз достопримечательностиДостопримечательности Шахрисабза. Исторические памятники Шахрисабза
Зеленый город-сад Шахризабз знаменит своими уникальными архитектурными памятниками, большинство из которых было построено при Тимуре и Тимуридах. Величественный белый дворец Ак-Сарай, огромный голубой купол мечети Кок-Гумбаз, монументальные ансамбли Дорус-Саодат и Дорут-Тилляват - эти и другие достопримечательности Шахрисабза призваны были превратить родной город Амира Тимура во вторую столицу, не менее роскошную, чем Самарканд. Дворец Ак-Сарай
Мемориальный комплекс Дорус-Саодат
Мемориальный комплекс Дорут-Тилляват
Мечеть Кок-Гумбаз
© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора. www.centralasia-travel.com Шахрисабз. Велосипедная прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности. 2013 г.Возраст Шахрисабза превышает 2700 лет. В древности, под именем Кеш, он входил в историческую область Согдиана и одно время был даже её столицей. В кишлаке, расположенном на окраине города, родился великий Тимур. Из Самарканда я выехал на частном легковом автомобиле, предварительно заняв место рядом с водителем, который, после того, как заурчал двигатель, приложил ладони рук к лицу, и быстро что-то прошептал. Я поинтересовался, т.к. видел это уже неоднократно: - Помогает? - Конечно, - ответил он убеждённо. Практически сразу, после того, как мы выехали из Самарканда, вдали показались нечёткие контуры гор. Нам предстояло одолеть их в ближайшее время. Какой-то памятник отпечатал свой силуэт на фоне далёких вершин. Внешне он напоминал виденные ранее скульптурные изображения Алишера Навои. Горы здесь не слишком высоки, а потому снежными шапками не обзавелись. Тем не менее, регулярно открывались замечательные виды. Наш путь лежал из Самаркандской области в Кашкадарьинскую. И та, и другая являются весьма густонаселёнными регионами ( 3,3 и 2,8 миллионов человек соответственно). Основная часть жителей - сельчане, а потому посёлки с деревнями встречаются вдоль дороги постоянно. Причём часто они выглядят достаточно живописно. Вдоль трассы устроены забегаловки разного уровня комфортности. Водитель практически у каждой из них сигналил или махал рукой в открытое окно в знак приветствия. - Что, Вы всех здесь знаете? - Да. Я уже почти двадцать лет вожу людей по этому направлению. - Знаете, я недавно проехал из Бишкека в Ош по протяжённой горной дороге. Так там водителя, привезшего в чайхану пассажиров, кормят бесплатно. А как у вас? - Я тоже не плачу денег, - ответил шофёр, но останавливаться нигде не стал. Конечно, жизнь в подобных местах заметно отличается от городской. В лучшую или худшую сторону сказать не берусь. Бывают случаи, когда можно рассчитывать только на собственные силы. Каков будет характер человека, выросшего в таком уединённом уголке? Несколько раз попадались всадники на ишаках. Обратил внимание, что они сильно били своих животных ногами по рёбрам, поддерживая, таким образом, постоянный ритм движения. - Это что, так принято обращаться с ослами при верховой езде? - бросил я безадресный вопрос в салон. - Да. Иначе на нём далеко не уедешь... На соседних с шоссе склонах встречались россыпи валунов и скал самой причудливой формы. Конечно, они привлекали внимание туристов и путешественников, которые использовали любезно предоставленные им Природой гладкие поверхности для выражения своих чувств. Нам же, мчащимся мимо на железных конях, оставалось лишь мысленно соглашаться с их восхищением здешними пейзажами. Почти сразу, после въезда в Шахрисабз, мы уткнулись в машину ГАИ, поставленную поперёк проезжей части. Наш водитель остановился и открыл дверь: - Сейчас разберусь, что они тут устроили. Я здесь всех ментов знаю... Но тотчас же вернулся, буркнув что-то про приезд министра. Пришлось ехать в объезд. Прибыв на место он высадил всех из автомобиля и отогнал его в тень. Потом вернулся ко мне: - На осмотр Шахрисабза вполне хватит двух - трёх часов. Я буду ждать этих, - он показал на парочку иностранцев, приехавших с нами, - так многие делают. Базируются в Самарканде, а сюда ездят только на экскурсию. Я собрал велосипед. Та часть города, по которой мы успели проехать на машине, показалась мне малоинтересной. Это обстоятельство подтверждало, что произнесённые водителем слова близки к истине. Трибуна со сценой. Видимо, здесь бывают какие-то мероприятия. Возможно, они как-то связаны с руинами дворца Ак-Сарай, построенного по приказу Амира Темура в 1380 - 1404 годах. Название "Ак-Сарай" переводится как Белый Дворец, но он был не белым, а бирюзово-синим. Определение "ак" употреблено здесь не в прямом значении, а в переносном, то есть, "благородный", "аристократический". Кроме дворца в комплекс входили большая площадь и сад. В настоящее время можно увидеть только останки портала входа, высотой более 30 метров, считается, что само сооружение было примерно в два раза выше. Посмотрим на комплекс с противоположной стороны. Здесь находились остальные сооружения Ак-Сарая. Восстановить его облик можно благодяря подробному описанию, которое сделал посланник испанского короля Гонсалес де Клавихо, посетивший дворец в 1404 году. Середину занимал огромный двор с водоёмом посередине. Ак-Сарай ненамного пережил династию Тимуридов. Уже во второй половине XVI века правитель Бухары, Абдуллахан, не раз осаждавший непокорный Шахрисабз, распорядился разрушить великолепные постройки Тимура; кирпич же стали растаскивать местные жители, как хороший строительный материал. Поблизости от бывшего дворца установлен памятник Тимуру. Территория рядом с памятником, в момент моего пребывания там, благоустраивалась. О некоторых объектах можно было сказать, что они готовы к эксплуатации. В бывшем медресе находится Музей Тимура. Когда я вошёл, во дворе шла уборка. Навряд ли это было связано с моим появлением, скорее всего, работникам было известно о появлении в Шахрисабзе высокого гостя из Ташкента, который мог бы проверить, как здесь расходуют государственные деньги. А может быть, и вообще, это была обычная приборка территории, которую, как ни оттягивай, а делать когда-то нужно. Передо мной две японки долго торговались с билетёрами, упрямо повторяя "Нот Мани!". В конце концов, они надоели и их пустили без билетов. Я поставил свой велосипед недалеко от входа. - Японцы что, бесплатно прошли? - Да. Ну их. Жадные какие... - Ясно, халявщики, значит... Тогда, если спросят, чей это велосипед, скажите, что на нём катался Тимур. - Хорошо, - служитель улыбается. Возможно, эти арки скрывают внутри себя комнаты, в которых жили обучающиеся в медресе студенты. Сложный орнамент. Молодцы узбекские резчики по дереву. Экспонаты музея находятся внутри здания и под крышей соседнего портика (айвана). Посмотрим сначала снаружи. Внутри помещения установлен макет, показывающий маршруты завоевательных походов Тимура. Поехал дальше и около этого дома разговорился с почтенным аксакалом. Узнав, что стоящий перед ним велосипед, проехал по улицам большинства крупных городов бывшего СССР, он окинул его одобрительным взглядом, а хозяина транспортного средства, чтобы честно поделить свою благосклонность поровну между ними, пригласил пройти в дом. Оказалось, что дедушка принимает на постой туристов, прибывших в Шахрисабз. А потому показал, что он предлагает своим гостям. Мне понравилось. Не знаю, как у него обстоят дела с так называемыми удобствами, но жилище выглядит очень колоритно, а это очень важно. Караван-сарай "Коба" (XVI век). Известно, что "Кобой" величали Иосифа Виссарионовича Сталина в начале его революционной деятельности. Сталин интересовался Тамерланом, во время его правления останки последнего были исследованы. Нет ли здесь какой-нибудь таинственной связи времён? Через какое время происходит следующее рождение человека?... Фрагмент двора. На остальной территории идёт бойкая торговля. Небольшая мечеть. Крытый рынок Чорсу (XV век). Заглянем внутрь. Сундуки для приданого. Если кто-нибудь поедет в эти края за невестой (которая не пьёт, не курит, готовит вкусный плов и уважает мужа), то сначала посмотрите, есть ли что-либо подобное у неё в доме. От этого будет зависеть семейное счастье. Посмотрим вокруг. Это место находится рядом с рынком. Группа женщин что-то примеряет, не дожидаясь возвращения домой. Небольшая автостанция. Потенциальный пассажир находится здесь. Если на рынок можно прийти пешком с пустыми руками, то возвращаться с покупками удобней на транспорте. Мемориальный комплекс Дорус-Сиадат ("Обиталище власти") начал строиться в конце XIV века. В 1376 году в Самарканде внезапно скончался старший, горячо любимый, сын Тимура, двадцатидвухлетний Джехангир. Тело Джехангира, "справедливого царевича, храброго воина, мелькнувшего на земле, как роза" (характеристика, данная одним независимым историком Средневековья), было привезено в Шахрисябз, город упокоения его предков, здесь захоронено, и через некоторое время над ним был возведен мавзолей. На данном фото слева мечеть, справа мавзолей. Вид с тыльной стороны. Понятно, что сооружение изначально было больше. На этом фото мавзолей Джехангира виден хорошо. Он примыкает справа к сохранившемуся фрагменту громадного пилона, как бы укрываясь за ним. Похоже, что планируются восстановительные работы. В каком объёме, трудно сказать. Мечеть Хазрет Имам пристроена к мавзолею в середине XIX века. Входим внутрь. Возможно, перед нами захоронение Джехангира. Но где-то здесь погребён и второй сын Тимура, Омар-шейх. Пройдёмся по территории комплекса. Какое-то здание с небольшим минаретом. Посередине спальное место. Ещё задолго до современных рекомендаций врачей, жители жарких стран самостоятельно пришли к выводу, что послеобеденный сон чрезвычайно полезен для здоровья. Если кто-то не согласен с данным утверждением, то пусть попробует, съев порцию плова (желательно двойную), запить её хорошим чаем и прилечь в тени на пару часов. Желательно, чтобы погода была солнечной, а кровать располагалась в тени, на несильном ветерке. Скорее всего, при пробуждении, появится стойкое убеждение, что наша жизнь - штука, в общем-то, неплохая. Если её правильно организовывать... Место для имама. В этой башенке кран с водой. Штука очень нужная в здешних широтах. Табличка, укреплённая на этом чинаре гласит, что он посажен в 1370 году. Не Тамерланом ли? Низ его ствола напоминает слоновью ногу. Здесь тоже торгуют. Следующий интересный объект - мемориальный комплекс Дорут Тилават ("Место чтения Корана"). Он начал строиться Тимуром, как усыпальница своего отца, Амира Тарагая, и духовного наставника Шамсиддина Кулола. Остальные сооружения были достроены при его внуке Улугбеке. Вид с тыльной стороны. И со стороны входа. На входе меня окрикнули: - Эй, мистер! - Я не мистер, а товарищ! - Товарищ! Оплатите входной билет!... Внутри, по местному обычаю, шла торговля. В Узбекистане везде продают тюбетейки. Разговорился с продавцом, выяснилось, что внешний вид этих головных уборов может кое-что рассказать специалисту. Особенно это касается расцветки и орнамента. Два мавзолея. Левый построен в 1374 году для отца Тимура и его наставника. С Кулолом я немного запутался, и даже Интернет не смог помочь. В Бухаре есть мавзолей Саида Амира Кулола, а в Шахрисабзе Шамсиддина Кулола. И годы жизни, и деятельность показывают, что это один и тот же человек. Но как он может быть похоронен сразу в двух местах? Слева от мавзолея пристроено здание медресе. Справа мавзолей Гумбази Сайидон, возведённый Улугбеком в 1438 году для своих потомков. Одно из захоронений. Мечеть Кок-Гумбаз ("Голубой купол") была построена в 1435 году на фундаментах более раннего здания домонгольского периода. Расположенная на единой оси с мавзолеем Шамсиддина Кулола она стала соборной мечетью города. Надпись на портале свидетельствует о том, что мечеть возведена Улугбеком от имени своего отца Шахруха. Зайдём внутрь. Михраб (место, где молится имам) показывает направление на Мекку. Голуби нашли себе уютное место. Картина с необычным сюжетом. Аксакалы рассматривают голого мальчика. Интересно, как это соотносится с канонами Ислама, запрещающими изображать людей? Часть захоронений находится на заднем дворе. Трудно сказать, где усопшие чувствуют себя комфортнее. Здесь, на свежем воздухе, или в замкнутом пространстве мавзолея... Посмотрим двор комплекса. Кран с водой. Но я вспомнил о том, что нужно заполнить бутылки только выйдя наружу. Поблизости оказалась колонка. Когда очередь дошла до меня, то я не только напился и затарился водой, но и хорошенько смочил свою панаму. После чего немного её отжал и надел на голову. Вниз сразу потекли струи живительной влаги, а я поймал на себе восторженные взгляды местной детворы. Стоящий рядом со мной пожилой мужчина улыбнулся, глядя на это. Я показал на его тюбетейку и предложил сделать то же самое, но он только отрицательно покачал головой в ответ. Кстати, в Узбекистане часто можно набрать продаваемый напиток в пластиковую бутылку, которую предложит продавец. Не помню уже, нужно ли за неё платить. Такие бутылки называются "бакалажки". Попадались цыгане, которые их собирали целыми тачками. Куда они их везут дальше никто не знал. Мечеть Кундузак. Я находился в Шахрисабзе уже несколько часов. За это время удалось осмотреть все его монументальные сооружения. Если что-то и ускользнуло от моего взора, то после всего грандиозного, что удалось сфотографировать, оно не вызвало бы у меня интереса. Стало понятно, что ночевать в Шахрисабзе я не буду. Следующий пункт путешествия - областной центр Карши. Осталось только пообедать, для чего я подъехал к небольшой чайхане. Посмотрел в казан. По-моему, это был суп шурпа. Я сделал заказ, поставил велосипед на видном месте и стал ждать, неспешно потягивая горячий чай. Видимо, в окружающем пространстве витало понимание того, что далёкого, а потому уважаемого, гостя необходимо развлечь. Вскоре появился безногий нищий на тележке и стал громко ругаться матом. Причём, было не совсем понятно, кому адресованы его проклятия. Пока он развлекал публику, один из посетителей схватил прямо с мангала что-то съедобное и стал торопливо запихивать себе в рот. Его скрутили, отобрали то, что он не успел проглотить и вытолкали пинками. После того, как мне принесли заказ, всё стихло. Через полчаса я уже договаривался с водителем легковушки об условиях дальнейшего движения... Назад Вперёд Перейти к другим рассказам boris-mavlyutov.livejournal.com Достопримечательности Шахрисабза | Registon TravelДворец Ак Сарай В Шахрисабзе в эпоху правления Темуридов было возведено несколько монументальных зданий. Самым величественным из них был дворец Ак-Сарай. Его романтические руины видны издали и производят незабываемое впечатление. Амир Темур задумал превратить Шахрисабз во вторую столицу, не менее роскошную, чем Самарканд. Строительство дворца было начато в 1380 году и велось более четверти века. Известно, что в сооружении дворца принимали участие зодчие и мастера из Хорезма, покоренного незадолго до того. С историей этого грандиозного здания связано несколько легенд. Согласно одной из них, в глину для первых кирпичей царской стройки был добавлен золотой песок. Размах строительства был поистине царский. Великий государь денег не жалел. Он непременно хотел, чтобы его строения были самыми большими и лучшими в подлунном мире. Недаром надпись на колоссальном портале дворца гласила: «Если сомневаешься в нашей силе и могуществе – взгляни на наши постройки». По описаниям современников и по материалам археологических исследований ученые воссоздали планировку и художественный облик дворца Темура. Хотя Ак-Сарай переводится с узбекского как «Белый дворец», однако в названии дворца это означает «благородный, аристократический». Поражают, прежде всего, масштабы здания. Один только парадный двор, план которого удалось восстановить, занимал 250 метров в длину и 125 метров в ширину. А высота главного портала, увенчанного арочными зубцами, достигала 70 метров – размеров двадцатиэтажного дома. Угловые башни в высоту были не менее 80 метров, а входная арка имела пролет более 22 метров. Как свидетельствовал Рюи Гонсалес де Клавихо, посол короля Кастилии при дворе Темура, главный вход во дворец вел через очень высокие и широкие двери, «украшенные золотом, лазурью и изразцами очень красивой работы. Посередине над дверью был изображен лев, положенный на солнце – герб царя Самаркандского…». Эта дверь вела в торжественный зал для приемов. Роскошь отделки дворца дополняли изразцовые плиты настила пола, остатки которого были найдены при археологических раскопках. Дворец служил для отдыха и развлечений, а также и для отправления государственных дел. На оси двора было расположено перекрытое куполом помещение для заседаний дивана – государственного совета. Оно имело по двум сторонам малые залы заседаний советников – таваджибеков и диванбеков. Среди дворцовых построек находился и гарем, богато украшенный и щедро отделанный. Перед ним располагался тенистый сад с водоемами, облицованными узорчатыми плитками. Один из водоемов предназначался для священных рыб. Вода поступала по свинцовому желобу с ближайших гор. До сих пор вызывает восхищение декор Ак-Сарая, сверкающим панцирем покрывавший стены и своды дворца. Крупные геометрические орнаменты на его фасадах выполнены в основном из синих и голубых глазурованных кирпичей. На фоне шлифованного кирпича они мерцают и придают всему сооружению особый колорит и величавость. Ниша портала изукрашена изящными резными мозаиками и майоликой и надписями из Корана, выполненными почерком сульс. Стены дворца, дворцовую площадь также украшали изразцовая мозаика с сочетанием голубых, зеленых, желтых и красных цветов. А колоссальную угловую башню опоясывало выложенное почерком «куфи» назидательное изречение: «Султан – тень Аллаха». Среди декоративной облицовки сохранилась надпись с именем мастера Мухаммада Юсуфа Тебризи и датой выполнения работ – 798 г. (1395). В конце XVI века Шахрисабз восстал против владычества Шейбанидов. И после осады непокорного города бухарский правитель Абдуллахан II приказал разрушить Ак-Сарай как и другие постройки Темуридов. В 60-х годах XVIII века руины дворца Амира Темура оказались внутри урды – резиденции Шахрисабзского бека. Портал Ак-Сарая украшал парадный двор урды с тронным залом и казначейством. На территории бывших царских садов и прудов располагался черный двор «ташкари» с помещениями для нукеров, прислуги и караула. У восточного входа в Ак-Сарай разместили Пушкарный двор – тупхона. До наших дней сохранились лишь громадные устои портального свода дворца, но и эти остатки былого великолепия до сих пор служат символом могущества государства Амира Темура. Комплекс Дорут Тиловат Мемориальный комплекс Дорут-Тиловат («Место чтения Священного Корана») сформировался в 1370-1371 после смерти выдающегося религиозного деятеля Шамсиддина Кулала, основателя Суфизма, духовного наставника Эмира Тарагая и самого Темура, и учителя Бахауддина Накшбанди. Его могила сразу же стала местом почитания для его многочисленных последователей. Рядом с могилой Шейха Кулала стояло здание медресе Дорус-Тиловат. Останки Эмира Тарагая были перенесены в одну из комнат медресе. Во время правления Темура, могила Кулала была покрыта плитами из мрамора. Позднее, в период правления Улугбека, над местом захоронения Шамсиддина Кулала и на остатках прежнего и более скромного здания был построен мавзолей с куполом. Мечеть Кук-Гумбаз (Голубой Купол) была построена напротив мавзолея в 1435г. Надпись на портале указывает что мечеть была построена Улугбеком от имени своего отца Шахруха. Она также известна как пятничная соборная мечеть Шахрисабза. В 1437-1438гг., два года спустя после строительства мечети, по приказу Улугбека была построена усыпальница для потомков и членов клана Темуридов, за южной стеной мавзолея Шамсиддина Кулала. Среди мраморных надгробных плит XV-XVIIвв., перенесенных в усыпальницу в разные периоды с соседнего кладбища, есть некоторые, которые содержат имена термезских Сейидов. Отсюда и происхождение второго и дальнейшего названия усыпальницы – Гумбази-Сейидон (Купол Сейидов). Таким образом, вокруг закрытого внутреннего двора медресе Дорут-Тиловат, на протяжении XIV-XVвв. сформировался единый мемориальный комплекс, который состоит из мавзолея Шамсиддина Кулала, самого медресе с гурханой Эмира тарагая, мечети и макбарата, или усыпальницы, Улугбека. Между двумя знаменитыми мемориальными ансамблями Дорус-Саодат и Дорус-Тиловат лежит старое кладбище, где были похоронены члены местной аристократии и чиновники. Комплекс Дорус-Саодат Комплекс Дорус-Саодат («Хранилище власти») предназначался для всей династии Темуридов и был построен после внезапной смерти любимого сына Темура – Джахонгира в 1376. После смерти тело Джахонгира было перевезено из Самарканда в Шахрисабз, на историческую родину предков. Несколько лет спустя, Тимур созвал лучших зодчих из Хорезма и приказал им построить над могилой принца Мавзолей Джахонгира. Летописец двора Темура, Шарафиддин Язди, писал: «С левой и с правой стороны фасада здания он приказал, чтобы были построены здания макбарат (усыпальницы) и новая хазира для эмирзаде Джахонгира и других потомков и членов аристократии.» Второй сын Темура – Умаршайх (Омар-Шейх), убитый в 1393-1394гг. в возрасте 29 лет во время осады крепости Курд в Иране, был также похоронен в комплексе Дорус-Саодат. Темур приказал также построить усыпальницу и для него - Мавзолей Омар-Шейха. Но до наших дней сохранился только склеп Амира Темура, который так и остался пустым, потому что судьба распорядилась так, что великий правитель был похоронен в Гур-Эмире в Самарканде. Здания комплекса Дорус-Саодат были разрушены после того как в город вошли войска правителя Шейбанидов Абдуллахана II во второй половине XVIв. Из всех сооружений сохранился только мавзолей Джахонгира и склеп Амира Темура. В середине XIXв. возле него была построена многокомнатная мечеть Хазри Имама со сводчатым потолком в холле и декорированным айваном. Мечеть Кук Гумбаз В 1435 году в архитектурном комплексе Дорут-Тиллават напротив мавзолея Шамсиддина Кулола была построена самая большая в Шахрисабзе пятничная соборная мечеть Кок-Гумбаз. Надпись на ее портале говорит о том, что она возведена Улугбеком от имени своего отца Шахруха. Мечеть Кок-Гумбаз была возведена на фундаменте домонгольской постройки, причем зодчие при ее постройке следовали планировке древнего здания. К мечети когда-то примыкали летние галереи, от которых сохранились основания квадратных пилонов, поддерживающих арки, которые были перекрыты многочисленными куполками. Мощные пилоны ее восточного портала были украшены орнаментом, а на тимпане красовался мозаичный звездчатый гирих, столь характерный для эпохи Улугбека. На портале сохранилась арабская надпись: «Эта соборная мечеть на высоком месте красивейшая… в ней имеется большой купол. Этот купол в Шахрисабзе красуется как голубое небо над зеленым городом». В пилонах главного портала устроены винтовые лестницы, ведущие на кровлю. К устоям пилонов примыкает башня-гульдаста, напоминающая небольшой минарет. В нижней части она облицована мрамором, а завершается капителью из майолики. Северный и южный фасады оформлены открытыми проходами, которые ведут внутрь мечети. Мечеть венчает великолепный огромный купол, покрытый голубой керамической плиткой. Он и дал название мечети – Кок-Гумбаз, что в переводе значит буквально – «Голубой купол». Вокруг цилиндрического барабана купола идет куфическая надпись, содержащая аяты из суры Корана «Победа». Над ней по полосе синего цвета с терракотовым орнаментом выложены белыми глазурованными плитками слова: «Господство принадлежит Аллаху, богатство принадлежит Аллаху». Внутреннее пространство мечети Кок-Гумбаз почти квадратное в плане имеет четыре глубокие ниши, ориентированные по сторонам света. В западной нише, заполненной ганчевыми сталактитами, устроен михраб. Вся поверхность стен мечети была оштукатурена белым ганчем и расписана тончайшим сине-голубым орнаментом. Кок-Гумбаз на протяжении нескольких веков была главной соборной мечетью Шахрисабза. К востоку от нее еще во время правления Улугбека образовался мазар, на котором сохранились захоронения знати и духовенства из рода барласов, к которому принадлежали Темуриды. На мраморных надгробиях встречаются имена военачальников, участвовавших в походах Шахруха и Улугбека. Архитектурный комплекс Дорут-Тиллават оставляет неизгладимое впечатление, напоминая о блистательном историческом прошлом Шахрисабза. Мечеть Гумбази Сейидон Спустя два года после строительства мечети Кок-Гумбаз, по распоряжению Улугбека, у южной стены мавзолея Шамсиддина Кулола, вплотную к нему, была возведена усыпальница, известная под названием мавзолей Гумбази-Сейидон – «купол Сейидов». Таким образом, ансамбль Дорут-Тиллават получил свое завершение. Небольшой, изящных пропорций, однокамерный мавзолей украшает голубой купол на высоком барабане, по которому мозаикой выложена куфическая надпись. Почти квадратное в плане здание выстроено в стиле, характерном для времени Улугбека. С запада вход оформлен небольшим, слегка выдвинутым порталом и деревянной дверью, покрытой глубокой, в три плана резьбой с растительным орнаментом, в который вплетены эпиграфические надписи. Нижняя часть главного зала мавзолея отделана панелью из голубых шестигранных плит. Плафон и паруса купола, арочные ниши и все стены Гумбази Сейидон покрыты изумительной тончайшей росписью красного и синего цвета. Пояс под куполом заполнен геометрическим орнаментом, образующим звездчатый мотив. Сам купол украшен сложным многогранным гирихом. Медальоны между арками расписаны растительно-цветочным узором, а плоскости стен оформлены спиралями. Через окна, прорезанные в барабане, внутреннее пространство мавзолея освещается таинственным затененным светом, в котором купол кажется парящим на недосягаемой высоте. На портале мавзолея начертано арабской вязью «Султан великий, почетный и щедрый, достойный из султанов, властелин и защитник людей и веры Улугбек Гураган повелел соорудить этот мавзолей-макбарат, именуемый «Авлад ал-Мубарак» («Благословенные потомки»). Да увековечит Аллах его царство и правление, в месяце луны года 841 хиджры (1437 г.)» Среди ученых долгое время были разногласия по поводу принадлежности захоронений в мавзолее. Одно время считалось, что Улугбек построил мавзолей для потомков Темуридов. Однако ни на одной из надгробных плит, находящихся в мавзолее, нет свидетельств, что там похоронен кто-либо из потомков Улугбека. Среди мраморных надгробий, относящихся к X–XVII векам, перенесенных в мавзолей Гумбази Сейидон, четыре принадлежат знатным историческим лицам из рода термезских сейидов. Надо отметить, что во второй половине XIV века сейиды оказали огромную помощь Амиру Темуру в борьбе с монгольскими ханами. В частности Абу-ал-Муали, чье надгробие среди других можно увидеть в Гумбази Сейидон, непосредственно принимал участие в сражениях с монголами. Он также присутствовал на торжествах по случаю восхождения Темура на трон. Вокруг мавзолея имеется еще несколько захоронений. registontravel.com Достопримечательности ШахрисабзаШахрисабз Первые поселения близ Шахрисабза сложились в VI11-VII вв. до н.э. Достойное место отведено историей и Шахрисабзу, возникшему, по мнению академика В В. Бартольда в период греко-бактрийской культуры (Hill вв. до н. э.). В исторических источниках он именуется Кеш. О древней истории города свидетельствуют многометровые слои раскопанного археологами городища. Здесь найдены керамика и терракота, относящиеся к первым векам н.э. Город пережил походы персидских царей Дария и Кира, войск Александра Македонского. В VIII в. город был одним из основных центров восстания против арабов. Более 25 лет длилось восстание, руководимое Муканной. Шахрисабз - родина Темура. Он родился в 1336 г. в 12 км от города в кишлаке Ходжа-Ильгар. Здесь Темур провел детские и юношеские годы. Уже с начала своего властвования он собрал в Шахрисабз много искусных мастеров, руками которых были возведены и продолжали закладываться Мемориальный комплекс (Дорус-Саодат) (1394 г.):
Мавзолей Гумбази - Сейидан:
Мавзолей Джахонгира:
Мавзолей шейха Шамседдина Куляля:
Мечеть Кок - Гумбаз:
Портал дворца Ак-Сарай:
Руины Ак - Сарай Палас:
Китабский государственный геологический заповедник:
Фестиваль традиционной культуры «Асрлар садоси»
Мемориальный комплекс Дорут Тилават:
Крытый рынок Чорсу (XV в.):
Городская баня (XV в.):
Хонако Малик-Аждара:
Склеп -Могила Тамерлана:
Стена старого города Шахрисабза: Музей истории материальной культуры имени Амира Темура:
Памятник Амир Темуру на его родине Шахрисабзе около дворца Ак-Сарай: Ханако Мирхамид 1914 г: Комплекс медресе Чубин построен в XIX веке: Мечеть Кунчикар XIX в: Мавзолей Хазрат-Имама:
В Шахрисабзе ведутся большие работы по восстановлению и реставрации памятников:
traveluzbekistan.uz Достопримечательности Шахрисабза - SamarkandTour.comДворец Ак Сарай Ак Сарай или "Белый дворец" Амира Тимурa, находится к северу от исторической части Шахрисабза. Дворец был построен между 1380 и 1404 годами, мастерами прибывшими со всех уголков Империи Тимуридов. Но главными исполнителями работ по сооружению Ак-Сарая были хорезмийские мастера. Строительство здания было закончено за несколько месяцев до смерти завоевателя, и использовалось его наследниками. Во второй половине XVI века, с приходом к власти Шейбайнидов, провозгласивших столицей своего государства Бухару, Ак Сарай опустел и был заброшен. Серия землетрясений 1490 года разрушила часть сооружений дворца и ускорило его запустение. В советский период, эта территория была занята административными постройками, так например как служба по уборке города находилась возле пилонов дворца над "остатками" бассейна дворца, истинную ценность которого определили в начале 2000 года. После объявления независимости страны в 1991 году, на три четверти территории был разбит парк, в центре которого находится бронзовая статуя Тимуру. Первые дворцы Тимура – Куксарай и Бустонсарай были построены в столице империи Самарканде. Но Тимур редко останавливался в них, предпочитая загородные дворцы-сады, построенные вокруг города – Боги Шамол, Боги Дилкушо, Боги Баланд, Боги Майдон... Всего насчитывалось 12 этих садов-дворцов. А самый величественный и грандиозный дворец Тимур задумал создать на своей родине - Шахрисабзе. Дворец этот должен олицетворять всю мощь и богатство государства. По воле Тимура грандиозный входной портал дворца был обращен на небольшую площадь, на расстоянии 70 - 80 м ограниченную крепостной стеной. Сделано это намеренно, с целью, чтобы в сжатом пространстве площади человек ощущал бы подавляющую массу дворца, будучи лишен возможности зрительно охватить его целиком, с целью подавить, потрясти, ощутить собственное ничтожество тому, кто приближается к постройке, воплощавшей идею огромной, могущественной и абсолютной власти. Недаром среди надписей на портале еще в XVII в. можно было прочесть горделивую фразу: «Если ты сомневаешься в нашем величии - взгляни на здания, построенные нами!». Одним из чудес дворца был устроенный на крыше бассейн, с которого стекал живописный каскад струй. Вода в бассейн поступала по свинцовому желобу с горного перевала Тахтакарача. В основном, дворец Ак Сарай служил резиденцией во время пребывания правителя в городе. Здесь Тимур часто принимал иностранных послов. Руи Гонзалес де Клавихо, посoл короля Испании, принятый Тимуром именно в этом дворе так описывает Ак Сарай: «Во дворце очень длинный вход и очень высокие ворота, и здесь же, при входе, с правой и левой стороны находились кирпичные арки, отделанные изразцами, выложенными разными узорами… Сразу же за этими воротами находились другие, а за ними большой двор, вымощенный белыми плитами и окруженный богато отделанными галереями; а среди двора большой водоем, и этот двор занимает в ширину шагов триста, и через него входили в самое большое помещение дворца, куда вела очень большая и высокая дверь, отделанная золотом, лазурью и изразцами — [все] очень искусной работы. А над дверью посередине был изображен лев [на фоне] солнца, а по краям точно такие же изображения. Это был герб сеньора самаркантского. Из этой двери входишь в приемную комнату, построенную квадратом, стены которой были разрисованы золотом и лазурью и отделаны поливными изразцами, а потолок весь позолочен. Отсюда посланников привели в верхний этаж, так как весь дом был раззолочен, и там показали им столько отделений и покоев, что было бы очень долго рассказывать: в них отделка была золотая, лазоревая и других разных цветов, удивительной работы, и даже в Париже, где есть искусные мастера, эта работа считалась бы очень красивой. Потом им показали комнаты и покои, которые были назначены для пребывания самого царя и жен его; в них была необыкновенная и богатая отделка на стенах, на потолке и на полу… После этого посланников повели смотреть палату, которую царь назначил для того, чтобы сидеть и пировать со своими женами, очень обширную и роскошную; перед нею был большой сад со многими тенистыми и разными фруктовыми деревьями; в нем было много водоемов и искусственно расположенных лугов; и при входе в этот сад было такое обширное пространство, что много народу с наслаждением могло бы сидеть тут в летнее время у воды и под тенью деревьев. Так роскошна работа этого дворца, что для того, чтобы хорошо все описать, нужно ходить и осматривать все понемногу. Этот дворец и мечеть принадлежат к самым великолепным зданиям, какие царь до сих пор построил». В настоящее время от всего этого великолепия сохранились только два входных пилона, на которых крепились монументальные ворота, находящиеся на северной стороне дворца. Сейчас высота северного пилона составляет 44 метра. По подсчетам экспертов-архитекторов в своё время высота дуги арки достигала 70 метров (!), превоcxодя все подобные предшествующие постройки. Пилоны, а также фундамент были сложены из жжёного кирпича. Многочисленные лестницы обеспечивают подход на различные уровни сооружения. Пилоны украшены керамической глазированной плиткой. На "внешней" стороне пилоны украшены в основном плиткой синего, светло-голубого, туркуазного и белого цвета. "Внутренняя" сторона дверных пилонов украшена более богатым декором, как и в цветовой гамме (здесь присутствуют фиолетовый, голубой, зеленый, золотой, оранжевый и красные цвета), так и по сложности геометрических мотивов (каллиграфические надписи, растительные и геометрические орнаменты). Из записей посла Клавихо следует, что пройдя в ворота, попадаешь вo двор, украшенный глазурованной плиткой. Сейчас уже трудно полностью представить декор и план здания, так как существующих данных недостаточно, основные зоны дворца разрушены. Несмотря на это, даже сохранившиеся пилоны и облицовка поражают воображение. В 1973-74 годах археологическая группа под руководством Хайруллы Султанова обнаружила примерно 600 кв м мостовой и бассейна, декорированного глазированной плиткой на глубине от 1,5 до 2 метров. Форма и размеры плиток разнообразны (прямоугольные, в форме креста Соломона, креста Давида...) в зависимости от их расположения (углов, бордюра) и мотива который они образуют. Различаются три типа плитки, с монохромным светло-голубым декором, с полихромным декором (фиолетовый, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный, черный и белый) и полихромная плитка декорированная золотом. По окончании раскопок, бассейны были законсервированы для дальнейшего сохранения. В 2000 году, в связи с благоустройством территории, бассейны были представлены публике. Были сооружены бордюры, отделяющие бассейны и установлен навес. На остальной части территории бывшего дворца был разбит парк. После аномально холодной зимы 2007-2008 годов (когда температура достигала -30°-35°, хотя здесь обычно она не отпускается ниже -20°) были отмечены драматические последствия для памятника: наблюдалось отсоединение крепёжных материалов, кое-где плитка отклеилась и раскололась. Чтобы спасти этот уникальный памятник, внесенный в Список Мирового наследия ЮНЕСКО, в сентябре 2008 года, дно открытых бассейнов было засыпано десятисантиметровым слоем песка, оставив видимыми три зоны по 1 квадратному метру в каждой, специально для обозрения публики. Комплекс Дор-ус Саодат В историческом центре Шахрисабза находится один из самых интересных архитектурных памятников эпохи Тимуридов. Сейчас уже затруднительно связать друг с другом ряд разобщенных между собой строений — высокий мавзолей с коническим куполом и подземный склеп, отстоящий от него почти на 40 метров. В древности же они были составными частями единого очень крупного здания — Дор-ус Саодат («Вместилище власти»), замысленного Амиром Тимуром, как династическая гробница для него самого и его потомков. В 1376 году в возрасте 22 лет неожиданно умер Джехангир - старший сын Тимура, и для его погребения построили красивый мавзолей, «чрезвычайно высокое здание», как сообщает об этом придворный историк Тимура Шарафуддин Али Йезди в «Зафар-намэ» («Книге побед»). А через 18 лет при осаде крепости в Курдистане погибает второй царевич — Умар-шейх, прах которого перевезли из далекого Шираза в Шахрисабз и предали погребению в этой же усыпальнице. Весь этот комплекс и получил название Дор-ус Саодат. Мавзолей Джехангира, в полном соответствии с описаниями современников, действительно, очень высок: общая высота его с наружным куполом равна 27 м при размерах квадратного зала всего 6,3X6,3 м. Под сводами здания уцелела часть арабского изречения: «Мудрый действует с высоким намерением, глупец выжидает с высоким намерением». В 60-х годах XIX в. в ходе раскопок при проведении строительных работ к востоку от мавзолея Джехангира был обнаружен склеп самого Тимура. Склеп невелик, крестообразен в плане, в основе — квадрат со стороной 3,5x3,5 м. Стены склепа выложены из плиточного жженого кирпича, изнутри все поверхности, от пола до купола, сплошь облицованы плитами белого мраморовидного известняка. Архитектура склепа строга, парадна. Основные формы — арки — подчеркнуты широким резным поясом по контуру, резьба эпиграфическая. Надписи заполняют и каплеобразные медальоны, вырезанные на парусах и в глубине ниш. Исторических сведений они не содержат,— это тексты молитв, благочестивые изречения, выдержки из Корана. Склеп Тимура представляет собой пример зрелой, развитой формы усыпальницы, уникальной по силе образного и эмоционального эффекта. Комплекс Дор-ут Тиловат В 1370 году, после того как Амир Тимур стал правителем всего Мавераннахра, он решает построить для своего рода величественный мавзолей и перенести туда прах своего отца Амира Тарагая и своего духовного наставника шейха Шамсиддина Кулола. При жизни Шамсиддин Кулол пользовался колоссальным авторитетом в вопросах теологии, был образцом скромного образа жизни, на пропитание себе зарабатывал ремеслом гончара – кулола. Сам Тимур очень ценил ученость старца и прислушивался к его советам. По свидетельствам историка Ибн Араб Шаха, Амир Тимур связывал все свои начинания с молитвами Шамсиддина Кулола. Его ученик Бахоуддин Накшбанди стал впоследствии основателем суфийского ордена Накшбандиев. Могила Шамсиддина Кулола сразу же стала святым местом поклонения. В связи с этим в Шахрисабзе строится мавзолей Шамсиддина Кулола. По указанию Амира Тимура гробница великого шейха была облицована плитами из черного мрамора, а рядом, на остатках древней мечети был выстроен купольный мавзолей, куда в 1373 году был перенесен прах Амира Тарагая. К северу от мавзолея было пристроено медресе Дор-ут Тиловат, в котором обучали теологическим наукам и Корану, а также постоянно читали поминальные молитвы. Позже весь архитектурный комплекс получил наименование Дор-ут Тиловат ("Место размышления, созерцания"). Ансамбль Дор-ут Тиловат был завершен в годы правления внука Тимура, знаменитого ученого-астронома Улугбека. Гумбази СайидонВ 1438 году у южной стены мавзолея Шамсиддина Кулола Улугбек возводит макбарат (усыпальницу) для своих сородичей и потомков. Тексты на мраморных надгробиях XV-XVII вв., перенесенных сюда с соседнего кладбища, упоминают имена термезских сайидов – потомков пророка Мухаммада. Это и дало позднее название мавзолею – Гумбази Сайидон (Купол Сайидов). Архитектурное решение Гумбази Сайидон стройное и изящное. На стенах и куполе сохранились фрагменты орнаментальной живописи, выполненной ярко-синей краской на чисто белом поле. Мечеть Кок-ГумбазМечеть Кок-Гумбаз ("голубой купол") была построена на фундаментах более раннего здания домонгольского времени. Расположенная на единой оси с мавзолеем Шамсиддина Кулола она стала соборной мечетью города. К мечети когда-то примыкали летние галереи, от которых сохранились только основания квадратных пилонов, поддерживающих арки. Надпись на портале свидетельствует о том, что мечеть возведена Улугбеком от имени своего отца Шахруха. Главное здание Кок–Гумбаза сложено из квадратного кирпича. Главный большой квадратный зал расширяется четырьмя глубокими нишами по сторонам. Нишу с михрабом (направлением на Мекку) украшает богатая лепка. Стены изящно расписаны. Входной портал и купол облицованы майоликой, на манер инкрустации. От величественного святилища сохранилось центральное купольное сооружение. Диаметр купола равен 46 метрам, что больше, чем диаметр купола в соборной мечети Биби-ханум в Самарканде. Квадратный зал увенчан куполом, опирающимся на шестнадцатигранное основание. В углах массивных стен встроены четыре винтовые лестницы. На части наружного купола сохранились остатки коранических текстов, выложенных кирпичной мозаикой в майоликовом обрамлении. При подготовке статьи использованы материалы сайтов http://www.culture-timouride.com и www.wikipedia.org Куда еще сходить?www.samarkandtour.com Шахрисабз. Города и регионы Узбекистана. История, фотографии и достопримечательности Шахрисабза
Шахрисабз («зеленый город» перс.) – небольшой и очень уютный городок, лежащий в предгорьях Зарафшанского и Гиссарского хребтов в долине слияния рек Танхоз и Аксу. Расположенный в 90 км к югу от Самарканда на высоте 630 м над уровнем моря, Шахрисабз является одним из старейших городов на Земле, ровесником «Вечного города» Рима. Его возраст, если верить археологам, составляет 2700 лет. История города Шахрисабз начинается со стоянок древних земледельцев в III веке до н.э. А в китайских летописях от II в до н.э упоминается, что на этом месте был расположен древний город Сусе, правитель которого первым установил торговые отношения с Китаем и построил город Кеше. Во второй половине II века до н.э., город получает название Кеш и становится столицей Согда – одной из провинций империи Ахеменидов. В разные эпохи город много раз переносился и перестраивался, так нынешний Шахрисабз находится в 20-ти км от античного городища Кеше. В своей богатой истории город был немым свидетелем походов персидских царей Дария и Кира, когорт Александра Македонского, организовывал сопротивление арабским захватчикам, встречал и провожал бесконечные караваны на Великом Шелковом Пути. Наибольшего расцвета город достиг к середине XIV века н.э. В 1336 году на окраине Шахрисабза в кишлаке Ходжа-Ильгар родился будущий великий полководец и правитель - Амир Темур. Создав огромное и могущественное государство Мовара - ун - нахр со столицей в Самарканде, Темур всегда заботился о своей родине, по существу сделав Шахрисабз второй столицей империи. Так Бобур – потомок Темура, основатель империи Великих Моголов писал: «…Так как Кеш был местом рождения Темурбека, он приложил много старания и забот, чтобы превратить город в «подножие трона». Волею императора сюда направлялись лучшие строители, зодчие, мастера архитектурного декора, которые воплотили опыт и традиции разных стран в своих величественных произведениях. На благодатной почве Шахрисабза их творчество, умноженное на умение местных мастеров, дало великолепные плоды, заложив основы монументального стиля, который и определил особенности архитектуры Средней Азии в XIV- XV веках. В Шахрисабзе все, так или иначе, связано с именем Амира Темура. На этой земле похоронены его отец Амир Тарагай, и духовный учитель Шамсиддин Кулол, здесь же покоятся его сыновья Джахангир и Омар Шейх, несомненно, что и сам великий правитель хотел упокоиться здесь на родине предков, но судьба распорядилась иначе… До нынешних времен в городе сохранилось не там много памятников великого исторического прошлого, но все они уникальны. Благодарные потомки бережно хранят память о той великой эпохе, ведь не напрасно Шахрисабз внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ак-Сарай – «домашняя резиденция» Темуридов, пример парадного правительственного зодчества. В течение 20 лет, лучшие архитекторы Ирана, Хорезма, Северной Индии создавали это великолепное сооружение. Дворец, построенный в стиле того времени, включал в себя несколько дворов, вокруг которых находились жилые помещения и комнаты общественного назначения. Помещения были изысканно … Мемориальный ансамбль, включающий в себя три части: Склеп Джахангира, мечеть Хазрат имам и склеп Темура. Любимый сын правителя умер в 1376 году и поверг отца в полнейшее уныние, да так, что «сердце государя было закрыто для сострадания 30 лет». Тело молодого царевича перевезли на родину предков, где для него был построен мавзолей. Позднее вокруг мавзолея была возведена фамильная … Мемориальный ансамбль, от которого осталось только три сооружения на бывшем захоронении местной знати. Это мавзолеи Шамсиддина Кулола и Гумбази Сейидон, а также соборная мечеть Кок-Гумбаз. Самая ранняя постройка – мавзолей Шамсиддина Кулола. Шейх, скончавшийся в 1370, был духовным наставником Амира Темура, и был похорон с почестями и большим уважением. Несколько позже рядом был … asia-travel.uz Достопримечательности Шахрисабза | Места для посещения туристовВ Шахрисабзе в эпоху правления Темуридов было возведено несколько монументальных зданий. Самым величественным из них был дворец Ак-Сарай. Его романтические руины видны издали и производят незабываемое впечатление. Амир Темур задумал превратить Шахрисабз во вторую столицу, не менее роскошную, чем Самарканд. Мемориальный комплекс Дорус-Саодат с мавзолеем ДжахангираВ 1380 году в Шахрисабзе одновременно со строительством дворца Ак-Сарай началось сооружение еще одного монументального ансамбля, известного под названием Дорус-Саодат. До наших дней от ансамбля Дорус-Саодат сохранились мавзолей Джахангира и склеп Темура, в котором он так и не был погребен. Комплекс Дорут-Тиллават с мавзолеем Шамсиддина КулолаК юго-западу от ансамбля Дорус-саодат, на возвышенной части Шахрисабза, которая была ядром застройки древнего Кеша, расположен архитектурный комплекс Дорут-Тиллават. Он начал формироваться на окраине древнего родового мазара барласов, где был захоронен отец Темура Эмир Тарагай, скончавшийся в 1361 году. Мечеть Кок-ГумбазВ 1435 году в архитектурном комплексе Дорут-Тиллават напротив мавзолея Шамсиддина Кулола была построена самая большая в Шахрисабзе пятничная соборная мечеть Кок-Гумбаз. Надпись на ее портале говорит о том, что она возведена Улугбеком от имени своего отца Шахруха. Мавзолей Хазрат-ИмамаРядом с мемориальным комплексом Дорус-Саодат сохранилось до наших дней еще одно монументальное сооружение темуридского времени – это мавзолей Хазрат-Имама. Мавзолей Гумбази СейидонСпустя два года после строительства мечети Кок-Гумбаз, по распоряжению Улугбека, у южной стены мавзолея Шамсиддина Кулола, вплотную к нему, была возведена усыпальница, известная под названием мавзолей Гумбази-Сейидон – "купол Сейидов". Таким образом, ансамбль Дорут-Тиллават получил свое завершение. Крытый рынок ЧорсуШахрисабз – один из древнейших городов на Великом шелковом пути. Он расположен на перекрестке оживленных караванных магистралей, которые вели в Самарканд, Ташкент и Ферганскую долину, а также через Термез в Иран и Малую Азию. Впрочем, Шахрисабз был не только перевалочным пунктом привозных товаров. www.manzaratourism.com |
 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров |