Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Варзуга (село) Посмотреть на карте. Варзуга достопримечательности


Жемчужина Кольского Севера Варзуга. часть 6

Вторую половину последнего дня я посвящаю исследованию архитектуры села. Настало время поближе познакомиться с деревянным зодчеством Русского Севера!

Тропинка уводит меня в сторону от села, вдоль реки к одной из главных достопримечательностей Варзуги- золотому кресту.

Ещё в первый день во время разведывательной рыбалки я приметил эти ворота, но оставил их на десерт. Ну а сам крест находится на горе и хорошо виден из любой точки села. К нему ведет деревянный настил, утопающий в ковре из мха.

Кое где из земли пробиваются скрюченные низкорослые березки.

Надпись на памятной доске гласит:

Сокральное тзначение северного поморского креста трудно переоценить. Установка креста-всегда узловая точка в жизни помора, особое событие в жизни, память сердца.

Воздвижение креста-это ясный акт свободной воли человека, открыто заявляющего о выборе своей веры, о своей приверженности памяти предков, о своей идентификации, исторической духовной традицией люда Поморья и Святой Руси в целом. В праздничные дни августа 2009 года варзужане в полной мере реализовали этот благодатный духовный потенциал, доставшийся нам от предков, воздвигнув на месте древнего городища села Золотой Крест Варзуги.

Хоть этот крест и молодой, но уже успел обзавестись собственной легендой. Варзужане говорят что если взять с собой из села камень, принести его на гору к кресту и загадать желание, то оно исполнится. Камни можно оставлять как перед крестом, там и забрасывать внутрь деревянного основания через специальные поднимающиеся люки в кровле. С горыоткрывается отличный вид на село. Это самая высокая точка в округе.

Но тропа не обрывается возле креста, а уходит куда-то в лес.

Примерно через 100 метров можно увидеть вот такое сооружение.

От этого "голубца", от иконы Господа Вседержителя начинается молитвенный путь , идущий от Золотого Креста Варзуги к святому источнику. Надпись на голубце напоминает о самом главном, о том, что всё в этом мире начинается от Бога и им заканчивается. "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний"

До источника примерно ещё 4 км. Он считается целебным, имеет благоустроенную территорию, бурлящие ключи и множество старинных легенд и сказаний. К сожалению, время не позволяло мне прогуляться к этому месту и я оставил источник на следующий свой приезд.

назад возвращаюсь той же дорогой-вдоль речки.

Что касается жилой архитектуры Варзуги, то она достаточно разнообразна. Основным строительным материалом является дерево. Местная древесина не очень хорошо подходит для строительных нужд и зачастую дерево приходилось привозить откуда-то из под Мурманска. В селе есть как простенькие домики-пятистенки, так и более сложные в архитектурном планепостройки.

Стадо коров готовится к вечернему заплыву.

Возраст большинства домов уже давно перевалил за 100 лет. Жители до сих пор стараются использовать традиционные приемы обработки древесины и строительства. Но не брезгуют и современной строительной пеной при заделке образовавшихся щелей.

Практически все дома в очень хорошем состоянии. Мне с трудом удалось отыскать покосившиеся избы. Должно быть хозяева умерли или слишком стары.

Во время Великой Отечественной Войны многие варзужане ушли на фронт защищать нашу Родину. Память об этих отважных людях жива в сердцах их потомков и в центре села установлена памятная стела. Территория вокругухоженная и возле памятника свежие цветы.

Одной из главных достопримечательностей Варзуги является Здание Петропавловской церкви на Никольской стороне села. Построено оно в 1864 году. Эта церковь была самой певческой, "намоленной " и любимой прихожанами. С началом репрессий 1937 года службы в ней совершать было запрещено. С началом войны в здании расположили столовую длявоеннослужащих, обслуживающих варзужский военный аэродром. После войны храм был приспособлен под склад сельмага и использовался для хранения продуктов. Петропавловская церковь стала второй церковью села Варзуга ( после Успенской), где в 1999 году были возобновлены богослужения. Современный вид храма очень сильно отличается от того что было раньше. Не хватает флигелей и колоколен. Внешне постройка не производит впечатления рабочего храма. Скорее всего её открывают только по большим праздникам.

Следующей моей точкой стала расположенная в самом центре села церковь Святителя Николая Чудотворца с приделами пророка Божьего Илии и преподобного Сергия Радонежского.

Церковь построена в 1705 году. Это вторая по древности, наряду с Никольской церковью с. Ковды (1705), деревянная постройка на всем Кольском Севере. Во времена большевистских гонений Свято-Никольская церковь одной из первых была конфискована у прихода. С 1934 года в ней размещался колхозный магазин. В 1937 году с колокольни были сброшены и разбиты древние колокола, а она сама завалена с помощью трактора. В 2010 году здание Свято-Никольской церкви было освобождено и готово к началу реставрационных работ.

Новые купола из дерева уже изготовлены и лежат неподалеку в ожидании начала работ. При снятии внутренней обшивки была обнаружена спрятанная древняя икона святителя Григория Богослова.

Практически перед каждым домом можно наблюдать ещё один тип архитектурного сооружения-баню. Все они очень похожи друг на друга -крохотный пятистенок с низким потолком. Чаще всего располагаются возле реки. Есть совсем старые с закопченными стенами-топить по белому в Варзуге начали относительно недавно. Сегодня в селе уже есть газ, но большинство жителей предпочитает пользоваться проверенными веками деревянными банями.

Большинство домов обшито деревянной доской и здесь талант местных зодчих проявляется в полной мере. Используются самые разнообразные приемы отделки и декорирования фасадов. Отдельно хотел бы отметить резной декор.Красная звезда справа от номера дома говорит о том что в этой семье кто-то воевал. Таких звезд в Варзуге очень много.

А мы жили вот в этом красивом домике вместе с местной семьей.

Вещи собраны, удочки смотаны и разложены по тубусам. Прощаемся с гостеприимными хозяевами и переправляемся на другой берег откуда нас должна забрать машина. Остается самое главное-то что я оставил напоследок-шедевр деревянного храмового зодчества Успенская церковь.

Успенская церковь впервые упоминается как предел Никольского храма, восстановленного соловецкими монахами в 1491 году на старом "месте церковном" на Никольской стороне села. Спустя ещё 70 лет, в 1563 году, Успенская церковь уже упоминается как отдельно стоящее здание, возведенное на противоположном, ныне Пречистенском, берегу рекиВарзуга-"церковь, которая уже была с "верхом"(шатром) "

В своем нынешнем обличье церковь просуществовала более трехсот лет.

В 1999 году здание Успенской церкви закрылось на реставрационные работы и лишь в 2009 году обрело вновь свой первоначальный величественный вид.

Успенская церковь кажется удивительной стройной и вовсе не громоздкой, несмотря на свою почти 40-метровую высоту. Силуэт её органически сливается с окружающей природой , повторяя очертания небольших пушистых елей, встречающих гостей на подъезде к селу. По своему масштабу, совершенству форм и времени постройки здание является уникальным. Тем более для столь высоких полярных широт. Эта исключительность, видимо, и позволила сохранить во времена гонений не только само здание Успенской церкви, но и её внутреннее убранство. Но это лишь видимое , житейское объяснениетого, почему не были приняты решения безбожного актива колхоза с предложениями "завалить" эту церковь, не выполнены директивы первых секретарей Мурманского обкома с требованиями немедленно ликвидировать "Этот позор Мурманской области". Церковь сохраняется молитвами тех мучеников, монахов и мирян, что похоронены под её трехсотлетним срубом.Тех, кто строил эту красоту, кто служил Богу в этих древних стенах, кто всё лучшее что имел в жизни и что мог сделать своими руками, посвящал Господу. Она сохраняется молитвами тех наших предков, которые твердо знали , что село живет до тех пор, пока богатеет не своими домами, а своими церквями.

Новые прирубы "бочек" на венцах Успенской церкви являются основой знаменитых "кокошников" , изысканного украшения церкви, этого шедевра северного деревянного зодчества. сейчас они ещё выделяются по цвету древесины, но пройдет пару лет и уже сложно будет распознать новодельные элементы, подарившие храму вторую жизнь.

Рядом с крытой галереей доживают свой долгий век старые кокошники, долгое время украшавшие храм.

Я очень хотел попасть внутрь, но неожиданно уехавший в Кандалакшу батюшка, забрал с собой единственный ключ от храма... Так что будет ещё один повод вернуться сюда в мае =)

Наша команда занимает места в микроавтобусе и мы покидаем это замечательное 590-летнее село Варзуга. Обратный четырехчасовой путь до Кандалкши пролетает незаметно. В какой-то момент дорогу нам перебегает медведица с медвежатами. Это произошло очень быстро и я даже не успел дернуться, а не то что камеру достать. Ещё пара красивых снимков сделанных на обратном пути

Поездка в Варзугу оставила очень приятные воспоминания . Я был приятно удивлен тем что люди живут очень хорошо, берегут свои традиции, чтут предков, не бухают, радуются жизни, верят в Бога и растят детей. Село живет и у него однозначно есть будущее. Но прочитав другие отчеты из этих мест я понял что Варзуга скорее исключение из правил, потому что в окрестных селах царит разруха и забвение. Я попробовал выяснить у хозяев дома в чем же их секрет благополучия. Оказалось что всё просто. Чтоб жить хорошо нужно мало бухать и много работать. Жители села трудятся вместном совхозе, в рыболовных артелях выходящих на промысел в Белое море и так по местному по чуть-чуть. Львиная доля доходов приходится на поломнический и рыболовный туризм. Как-то у меня завязался разговор с Мариной- хозяйкой дома в котором мы жили- мне никак не давало покоя то что местные не держат никакой живности. Были кролики у кого-то несколько лет назад, но сейчас совсем нет. А как же коровы? спрашиваю я. Женя ( хозяин) улыбается, показывает на реку и говорит-вот наша самая главная корова, протяженностью 254 км =) И действительно, людей кормит река. С давних времен она являлась основным источником пищи-в реку заходит семга. Сегодня семгу охраняют как зеницу ока, потому что у людей есть понимание того что без неё село погибнет как и всё вокруг. Ежегодно в село приезжают иностранные туристы которые готовы оставлять безумные деньги за то чтобы им дали поймать на спиннинг 3-4 рыбки по строгим присмотром. Целая индустрия туризма- рыбинспектора, пилоты вертолетов, лодочники и просто жители села живут на эти деньги целый год. Кроме иностранцев приезжают и русские. Для них всё стоит в десятки раз дешевле, но всё равно какие-никакие деньги да оставляют. Кроме этого у людей есть ещё и постоянная работа. Например, Марина работает сельским фельдшером. Лечит людей и принимает роды. Зарплата небольшая, но с учетом всех северных и полярных коэффициентов получается около 20 тысяч рублей в месяц. Тратить эти деньги в селе особо не на что-нет ни театров, ни кино, ни ресторанов. Правда есть один музей-народного промысла. Ключи от него хранятся у Жени и за вход платить не надо =) Сам же Женя занимается кладкой печей. Спрос на его услуги постоянный. Большая часть мужского населения в разные времена успела поработать рыбинспетором на реке. А ещё мне там попалась одна интересная профессия-баянист. Старенький дедушка ( у которого я покупал бу-шные блесны, выловленные им из реки по низкой воде) рассказывал что он постоянно выступает на корпоративах и для иностранцев. По его словам, даже в Москву несколько раз вызывали играть для руководство какой-тосолидной фирмы =)

Вот так и живет Варзуга. Надеюсь вернуться туда в мае чтобы познакомиться поближе с серебрянкой и досмотреть другиедостопримечательности,коих там ещё предостаточно, а пока что всё, мой отчет окончен!

Приятно путешествовать по России, но дорого! Немного о ценах. Билеты Москва-Кандалакша-Москва -9000 ( купе) , Микроавтобус Кандалакша-Варзуга-Кандалакша -12 000 за восьмиместный микроавтобус(делится на всех). Проживание-450 рублей в сутки, питание -450 рублей, лицензия поймал-отпустил- около 1000 в сутки с человека, лодка с бензином -ещё около 1000 рублей на человека за 3 дня. Ну и, как говорится, удовольствие полученное от рыбалки-бесценно!

часть 1часть 2часть 3часть 4часть 5

yura-koshel.livejournal.com

Варзуга и два её берега: varandej

Варзуга - единственное село Терского берега, стоящее не у моря, в двадцати километрах от устья одноимённой реки. Расположенная севернее, она словно нависает над побережьем, и на протяжении веков была флагманом терских селений. Известная с 1466 года, именно Варзуга была столицей "волости Тре", и вплоть до основания Мурманска соперничала с Колой за роль центра Кольского полуострова.Особую роль Варзуга сохранила и ныне, в чём-то напоминая мезенскую Кимжу. Достаточно сказать, что и мезенцы, и терчане независимо друг от друга прозвали жителей этих двух сёл "фараонами". Но эта особая роль да сила впечатления - всё, что роднит Кимжу и Варзугу. В остальном два села по разные стороны Белого моря бесконечно различны.

И сразу извиняюсь за размер поста. Меньше - никак, а разбивать пополам рассказ о селе, где почти всё интересное видно с одной точки - бессмысленно.

...Так получилось, что я в Варзугу ездил дважды. Сначала - автобусом, на два часа, но наверняка. Автобус ходит по понедельникам, средам и пятницам, к его отправлению прибывает рейс из Кандалакши, из Умбы он выходит в 10:30, до Варзуги доезжает примерно к часу, а назад уходит в 15:00. Второй раз я поехал сюда на попутке, поймав первый же "Урал", и провёл здесь целый день до полуночи, пока не уехал назад с оказией. Не проблема на самом деле заночевать и прямо в Варзуге, и здесь меня все стыдили за то, что я выбрал тоню Тетрина - но очень уж хотелось пожить у моря.Автобус пребывает на площадку у въезда в село, почти оттуда же лестница ведёт на высокий холм, с которого снят и вводный кадр. Как на ладони главная достопримечательность Варзуги - настоящий погост-тройник:

Шатровая Успенская церковь (1674) и прямоугольная Афанасьевская (1854). Колокольня - новодел (2001), условно "по мотивам" снесенной. На переднем плане, у кладбища - часовня Уара Мученика (2005), простенькая, но с красивейшим и очень современным резным убранством. Вокруг храмов - несколько гражданских зданий, где живут отец Митрофан и его команда, о которых я расскажу чуть позже. Домик в центре кадра - как я понял, лично Митрофана, а дом с башней справа - что-то вроде общежития.

Успенская церковь уникальна по целому ряду пунктов. Например, это самая северная в России допетровская постройка, почти на Полярном круге. Да и в мире есть ли постройки такого возраста севернее? Многие считают её и самым совершенным деревянным шатровым храмом - впрочем, мне церковь в Пияле показалась совершеннее. К тому же, хотя на фотографиях она кажется огромной, в действительности Успенская церковь очень маленькая.А вот колокольня рядом, кто бы что ни говорил, меня впечатлила. Считается, что это точная копия стоявшей здесь до революции, но мне показывали фотографию - верхушка колокольни явный новодел. Причём очень нетрадиционный: "четверик на восьмерике". Деревянный модернизм в северной деревне - разве это может не впечатлять?

Посмотрим левее. Здесь хорошо видно, что Варзуга - это как бы два разных села. На этом берегу - Пречистенская сторона, которая фактически является не селом, а колхозом "Всходы Коммунизма". Эти коттеджи колхоз раздал сотрудникам в бессрочное пользование, но землю под ними оставил себе. Вообще, о "Всходах Коммунизма" и его погибшем в автокатастрофе председателе Святославе Калюжине я уже писал в прошлой части: для Терского это как для России "Газпром". Облик Пречистенской стороны - наглядное тому подтверждение. Ну а за рекой - Никольская сторона, "Варзуга для своих", настоящее северное село, куда обязательно надо добраться. Мы ещё полюбуемся Варзугой с тех песчаных холмов.

Над селом то и дело появляется вертолёт. "Всходы Коммунизма" занимались лесом и рыбой - в сущности, больше ничего тут и нет. И кто-то догадался, что можно в лесу и из леса построить кемпинги, где будут за деньги ловить рыбу. В окрестностях Варзуги появилось 14 рыбачьих баз отдыха на глухих озёрах, и их основной контингент - иностранцы. Особенно часто поминают норвежцев и американцев, а википедия пишет, что самый популярный тут гость - англичане. Как бы то ни было, на этих кемпингах отдыхают  в том числе начальники корпораций с всемирно известными брендами (например, "Kodak"), рок-звёзды (например, Эрик Клэптон) и другие подобные личности. И спрашивается, зачем ТАКИМ людям из развитых северных стран ехать в Мурманскую область? Внятного ответа мне никто дать не смог, только что-то про самую экологически чистую сёмгу.

Вот куда-то туда этот вертолёт их и возит. Вид вверх по течению Варзуги - и там дальше нет ни единого населённого пункта:

Спускаемся. Так выглядит главная площадь села, в обиходе это место известно как "у ресторана". Сюда прибывает автобус, за моей спиной - выезд. Коттеджики смотрится очень забавно:

Сам же ресторан, обычно закрытый (зато открыт магазин в другой секции здания) - тоже шедевр деревянного зодчества. Советского:

В особенности - его конёк:

Во второй приезд в первом домике у ресторана меня поили чаем, угощали гречкой и котлетой из горбуши. Здесь это не роскошь - горбуша рядом плавает, в речке. Вообще, звать гостя на чай в северных деревнях абсолютно нормально, это даже не акт вежливости. Хозяйка дома Ирина - как я понял, повар всея Варзуги, так как ей предстояло кормить прибывших из Москвы студентов-практикантов. Ещё в доме жили два её сына, у старшего - жена и маленькие дети, а младший только-только вернулся из Североморска, где служил на флоте.Небольшая зарисовка почти у её крыльца - "Жигуль" с модным тюнингом на фоне коттеджей Пречистенского берега:

Далее - пойдём к погосту:

На погосте сейчас кипит жизнь. Так получилось, что в Варзуге подобралась целая команда людей с редким для нашей страны сочетанием качеств - честных, но деловых. Среди них - покойный Калюжин, но ныне за главного - иеромонах Митрофан (Баданин), настоятель этих церквей. Его имя я слышал не раз задолго до приезда в Варзугу. Он инициировал и возглавляет реставрацию погоста; известен как писатель и публицист - автор житий Кольских святых, книги "Неугасимая лампада Курска" (попытка духовного осмысления катастрофы в Баренцевом море), организатор ежегодной конференции в Варзуге. Самого Митрофана мне повезло увидеть только в самом конце - я ехал назад той машиной, которая его привезла. Но я общался с его сподвижниками, будь то послушник или столяр-мирянин, и верю - таких людей не смог бы собрать кто попало.

Ещё в Кандалакше в толпе, ждавшей автобуса, меня нашёл человек и попросил передать в Варзугу оказию - рулон гидроизоляции и две коробочки скрепок. Я поотнекивался-поотнекивался, но повёз. Уже в Умбе, садясь в ПАЗик, я сразу стал другом для местных, стоило было сказать, кому везу груз. На следующий день, выйдя с тони Тетрина на тракт, я остановил "Урал", который вёз доски сюда же. Вот  так получилось - в один день я вёз оказию, в другой - оказия везла меня. Более того - и вывез из Варзуги на второй день меня именно тот человек, который передал мне оказию в Кандалакше.

В основном же меня сопровождал здесь послушник Андрей из Питера - в прошлом тоже путешественник, автостопщик, в итоге осевший здесь, на "малой родине". С ним мы хорошо сошлись в теме православной философии, в вопросах смирения и отношения к постигшим бедам. Темой прошлой конференции в Варзуге было "Страдания и их роль в духовном становлении человека", Андрей показывал мне книгу докладов, и под всеми абзацами, которые попались мне на глаза, я был готов подписаться.

Ещё запомнился плотник, имя которого я забыл - очень доброжелательный мужичок из Умбы, живший на втором этаже дома с башней. Позвал меня в свою комнатку с видом на церкви, угостил чаем и бутербродами, долго разговаривали о жизни. Он рассказал, что в Умбе у него трёхкомнатная квартира - жену похоронил, дети выросли, сам на пенсии. Но возвращаться туда его совсем не тянет - так и живёт здесь, работает (если мне не изменяет память) бесплатно, но и без напряжения - когда самому хочется, или когда Митрофану особенно надо. Работает на совесть - когда уезжает, обнаруживается, что и заменить-то его тут некем. Вот такой вот коммунизм в отношениях отдельно взятых людей.

Впрочем, не всё тут однозначно благостно. Зайдя в дом с башней в поисках Андрея, я заглянул в одну из комнат, услышав там голоса. Голос принадлежали телевизору, а на койке лежал форменный бомж с забинтованной рукой, который потребовал "Пить!". Я налил ему воды, принёс - он выпил, разлив полстакана на себя. Как мне потом рассказали, это звонарь Олег - он поранил руку циркуляркой, и ушёл в запой. Подозревают, что уже и не выберется. Меня он в итоге, выбравшись вечером из дома, маленько ограбил:-Слушай, ну тут дело такое, я одному человеку 300 рублей должен, а все мои деньги у Митрофана. Он тебе вечером отдаст!.Я уже так привык, что тут все честные, и поверил. Увы, алкоголь даже самого честного помора превращает в животное. Когда я рассказал о случившемся другим, меня крепко отругали - вполне теперь возможно, что уже и нет этого Олега на свете или он стал калекой, и всё из-за бухла, купленного на мои деньги. Впрочем, отругали, но добавили - не я виноват, а алкоголь.

Впрочем, это единственный негативный эпизод моего общения с обитателями Терского. Вообще же, о поморах и алкоголе на тоне Тетрина мне рассказывали примерно такую историю:-А у друга моего в Чаваньге отец жил, убили его пару лет назад. Как убили? Да он алкоголик был, 15 лет бухал не просыхая. А тут у него в Москве родственница померла, а квартира по наследству ему переходила. Ну, он обрадовался, запил еще сильнее, по деревне ходил и на радостях всем всё подарить обещал: тебе - телевизор, тебе - невод и так далее. Кончилось тем, что он просто забыл, кому что обещал. И когда его отъезд обмывали, обнаружилось - на телевизор три претендента, на невод - два... В общем, по пьяне мужики его отп*здили, а он взял - и помер. Потом друг мой с доктором туда приезжают, а доктор покойника режет и другу показывает: вот печень - она бы прослужила ещё от силы полгода, вот почки - они бы прослужили максимум 7-8 месяцев. А за драку никого не наказали - милиции там нет, а как приехала - мужики просто все в лес ушли.

Но вернёмся к погосту, который действительно стал центром села. Здесь же и сцена для уже упомянутых конференций, и странный термометр на ножке (выше), и очень красивый крест - и только сейчас до меня дошло, что скорее всего его и сделал тот самый столяр, поивший меня чаем.

Что же касается Успенской церкви, то недавно её реставрировали "Поморские плотники". Кому надо - поймёт, что это значит. Тем не менее, церковь не бросили гнить, как Одигитрию в Кимже, и когда внезапно закончились деньги - Митрофан сумел найти спонсоров. Отреставрировали в итоге очень красиво... хотя, преподаватели МАРХИ (о них позже) тут нашли несколько недостатков, которые я бы в принципе не заметил. В закатном свете церковь безумно красива - будто огонь и дерево нашли общий язык:

Более того, я и внутрь просочился, хотя сейчас это запрещено - там идёт реставрация. А между тем, в церкви сохранился аутентичный иконостас, где значительная часть икон - 17 века:

А также резьба - фигурки ангелов в полёте:

И неожиданное для деревянной церкви великолепное паникадило:

Погост стоит у реки, и вдоль берега тянется улица аутентичных поморских изб - едва ли не единственная на этой стороне:

Две местные жительницы идут к переправе. Вообще, Варзуга - село живое, шумное, даже весёлое. Много детей и молодёжи, причём последние исправно сидят "Вконтакте". Но при этом, как уже говорилось, здесь не исчезли северные нравы. В этом ещё одно отличие от Кимжи, чьё очарование наоборот в остановившемся времени.

Вообще, о Варзуге я слышал и то, что она сильно испорчена туризмом, и здесь у многих "доллары в глазах". Не заметил. Туристов тут правда много, причём в основном на джипах и мотоциклах, с крутой фототехникой и вообще. Может быть, к таким и правда отношение потребительское. Я же приехал на ПАЗике, вместе с обычными варзужанами - и ко мне отношение было тоже как к обычному человеку.

Река Варзуга - красивая и довольно широкая:

Выше села - глухие берега:

На зелёном острове пасутся коровы, которых оттуда в село перегоняют вплавь:

За рекой - Никольская сторона. Крест на горе обозначает место, где стояла известная с 1466 году крепость, столица волости Тре. Вообще, чтобы понять значение Варзуги в Новгородской республике и в первые десятилетия под Москвой, надо пояснить: Новгородская республика имела чёткое административное деление, и состояла из пятин (5 центральных провинций, сходившихся к Новгороду) и волостей - синонимом этого слово можно считать "владения", "доминионы". Волостей было тоже пять: Заволочье (Архангельская область), Пермь (юг нынешней Коми и север Пермского края), Печора (север нынешней Коми), Югра (за Уралом) и собственно волость Тре. Вот там и стояла столица самой северной новгородской колонии:

...Вообще, в первый час в Варзуге я испытал разочарование, особенно вспоминая Кимжу без единого здания ХХ века. Андрей мне сказал сразу: "За два часа Варзугу не понять". Согласен - как ни пафосно, но главная достопримечательность здесь - люди. Но если у вас мало времени, к пониманию Варзуги можно приблизиться, просто переправившись через реку.

Рейсовый карбас с мотором тут курсирует с 9 до 17 часов, перевозит даже одного человека, и стоит это 10 рублей. В неурочное время переправиться тоже можно за баснословную сумму 50 (пятьдесят) рублей. Вот он, этот карбас - у берега:

Вообще, прокатиться на карбасе, который в этих краях то же, что в Египте - фелюк, тоже необходимо. В лодках я немного разбираюсь, всё же сам вырос на крупной реке, и больше всего поразился тому, насколько карбас лёгкий и маневренный - по воде он буквально скользит. Борта очень низкие - сначала это как-то пугает. Причём, судя по всему, речные и морские карбасы несколько отличаются друг от друга. Вид с лодки - будто прямо от поверхности:

Вот мы и на Никольской стороне:

Здесь всё совсем иначе:

Узкие кривые улочки меж изб, бани вдоль воды, лодки во дворах. Настоящий Север, вот только редко встретишь на Севере такую ухоженность.

Женщина стирает бельё. Обратите внимание на размер чайки:

Люди что-то собирают на Коровьем острове (пардон, название даю сам):

Когда-то здесь был свой погост-тройник, две церкви которого - Петропавловская (1854, длинная) и Никольская (конец 18 века) обезглавлены и напоминают амбары. Есть тут где-то и "пень" колокольни, но я его даже не заметил:

Петропавловская церковь используется как клуб, а для Никольской как раз и заготовлены те доски и главки у Митрофана. Но - 5 храмов (включая часовню Уара) в селе! Два тройника напротив друг друга - если удастся возродить и второй... Это потрясающе.

Ещё один крест. Никольская сторона чуть выше по течению, чем Пречистенская - и напротив церквей уже дикий берег:

В центре - воинский мемориал, почти такой же, как в Кимже:

Центр Сохранения Поморской культуры:

Изба - впрочем, архитектура и здесь не слишком архаичная:

Зато народ - ещё более искренний, чем на той стороне. На одной из улиц повстречался мне седой мужчина ("стариком", "дедом" его назвать язык не повернётся), по виду - чистокровный помор: худощавый, сухой, обветренный, и с тонкими моршинами и буквально светящимися голубыми глазами. Поговорили немного, позвал меня к себе в избу чаю попить да ухи поесть, и мне было очень жаль, что пришлось отказаться - на том берегу ждал автобус. Не столь продолжительными, но очень тёплыми были и все остальные контакты. А ещё - здесь нормально ходить без спросу по чужим дворам! По крайней мере напрямую через двор я и вышел за околицу:

К вот этим песчаным холмам. По сути дела это барханы, покрытые травой - и лишь трава держит их движение. Доказательство тому - соседняя Кузомень, утонувшая в освободившихся песках.

С этих холмов вид ещё более завораживающий, чем с холма в центре:

Отлично виден погост, спуск к реке, лодка у переправы:

И холм, откуда снимались виды в начале поста. Внизу - "ресторан", наверху - школа, на склоне - два ряда коттеджей. И - такие же точно пески:

Кладбище - не запрятанное в лесу, а открытое реке, взглядам и небу. Туда я дойти не успел:

И заметьте, какие чёткие тут все линии. Это не фотошоп, здесь действительно такой воздух. Покинув эти края, понимаешь, что на большей части мира смотришь как будто бы сквозь грязное стекло.

Оглянемся:

Ведь на самом деле именно река Варзуга считается границей Терского берега, а всё, что я здесь показал - это ещё Кандалакшский берег. По другой версии, границей является Умба. Как бы то ни было, там дальше нет дорог и транспорта, туда непросто переправить джип, у водителей расценки там - 350 рублей за километр. Фактически, тамошние сёла достижимы лишь с моря, и их названия звучат удивительно - Чаваньга, Тетрино, Чапома, Никодимский Маяк, Пялица... В те сёла можно раз в месяц дойти из Мурманска на теплоходе "Клавдия Еланская" (день и две ночи пути), да иногда летает самолёт. Ну, или подружиться с местными и добраться с оказией - но это не сделать наскоком. Однако я понял, что очень-очень хочу туда, и думаю - когда-нибудь вернусь.

Во второй приезд я хотел заскочить в Варзугу ненадолго, найти там машину до Кузомени, из Кузомени как-нибудь выбраться на тракт, и далее на попутках куда успею. В итоге я не попал на Кузомень и на мыс Корабль с его аметистами, а в Варзуге кантовался до вечера. Мог и пораньше уехать с тем же грузовиком, но почему-то передумал. Мне обещали, что батюшка приедет часов в 7 вечера, машина сразу пойдёт назад, и водитель Боря сделает для меня пару остановок. В итоге батюшка вернулся далеко за полночь. Но задержался я тут отнюдь не по ошибке, а просто мне очень здесь понравилось и не хотелось уезжать. Так все 8 часов я и курсировал между погостом, про обитателей которого уже рассказывал, и палаточным лагерем, который в тот же день разбила группа МАРХи. Люди очень приятные - и преподаватели (среди прочего нашли общего знакомого - av4 ), и студентки-первокурсницы, которым тут предстояло прожить две недели. Очень странно было видеть совершенно московские лица в северном пейзаже. Мне кажется, хоть кто-нибудь из них, вернувшись в Москву, будет видеть мир немножечко иначе.

На этом и закончу рассказ о путешествии вокруг Белого моря, которое я за 9 дней увидел с трёх сторон - с юга (Архангельск, Онега), запада (Беломорск, Кандалакша) и севера (Терский берег). Но не о путешествии вообще - потому что дальше мой путь лежал к Баренцеву морю.

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.Летний берег (Архангельск и окрестности).Архангельск-2011.Северодвинск. Ягры и Севмаш.Северодвинск. По центру.Онега.Онега. Город.Онега. Река.Кий-остров. Крестный монастырь.Кий-остров. Природа.Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.Ворзогоры.  Село над Белым морем.Западный берег Белого моря.Беломорск. Город.Беломоро-Балтийский канал и Бесовы следки.Кандалакша.Кандалакшский берег. Виды с сопки.Терский берег.Про Терский берег в целом.Тоня Тетрина.Оленица и Кашкаранцы.Варзуга.Окрестности Мурманска.Кола.Мурмаши.Печенга.Железная дорога Кола-Никель. Самая северная в мире.Заполярный и Кольская сверхглубокая.Никель.Печенга и окрестности.Баренцево море.Дополнение. Полярная ночь-2009..

varandej.livejournal.com

Маршрут выходного дня. Терский берег. Часть 3 - Варзуга

Последний день нашего путешествия мы провели в Варзуге, намереваясь этим же днем вернуться домой.

1. Ранним утром мы были в Варзуге. Село раскинулось по обеим берегам одноименной реки. Уже с утра вовсю кипит жизнь - туда-сюда снуют люди на квадроциклах, толпы туристов беспрестанно фотографируют, лодочники возят через реку всех желающих.Варзуга - самое древнее поселение на Кольском полуострове. 6 лет назад село отметило свое 590-летие. Сейчас тут проживает около трехсот человек. .

2. Кстати, бывший настоятель Успенского прихода села Варзуга Митрофан, ныне епископ Североморский и Умбский собирается создать здесь монастырь. Но подобные решения о создании монастырей принимаются на уровне патриарха, поэтому неизвестно претворится ли идея в жизнь.      

3. По этой лестнице можно подняться на высокий холм, с которого видно обе стороны села. Туда мы сейчас и пойдем.

4. Это вид с холма на другую - Никольскую сторону. Переправится на нее можно без проблем на лодке.

5.На Кольском полуострове Успенская церковь - это единственная уникальная по архитектуре потройка 17 века. Деревянный шатровый храм, построенный как и многие без использования гвоздей. Не удивительно, что церковь считается самым совершенным шатровым деревянным храмом - она действительно очень, очень красива!

6. А на обратном пути мы заехали в село Колвица, расположенное на берегу Кандалакшского залива. Давным-давно в Колвице были солеварни и конюшенный двор. А в начале 20 века в селе числилось 15 дворов и более сотни жителей. В советские же годы в Колвице был организован большой колхоз. Занимались как промыслом рыбы, так и оленеводством. Вообщем было много чего, была жизнь, сейчас это просто дачный поселок.

7. Чуть дальше есть интересное место с порогом, на котором раньше функционировала небольшая гидроэлектростанция. Как раз с остатков строения и сделана фотография.

Вот и подошло к концу трехдневное путешествие на Терский берег Белого моря. Суммарно было проехано более 1000 километров.  

Первая часть путешествия - Кашкаранцы и мыс КорабльВторая часть путешествия - Кузомень и дикие лошади

antonsafronov.livejournal.com

Варзуга, Мурманская область - фотографии, описание

Варзуга – одно из самых старых поселений на Кольском полуострове. Известна она еще с 15 века и уже тогда была главным поселением Терского берега. Даже сейчас она заметно выделяется среди немногочисленных окрестных деревень.

Варзуга, Мурманская область - фотографии, описание Варзуга. Вид со смотровой площадки.

Несмотря на то, что в самом селе единственная достопримечательность – это деревянные церкви (Успенская церковь 1674 года постройки, колоколня и часовня), если уж вы оказались на терском берегу, то стоит сюда заехать. Это прекрасная возможность посмотреть, как живут люди на нашем севере. В отличие от многих других сел Мурманской области, Варзуга не производит впечатление полузаброшенной. Кроме погоста здесь оборудован подъем на смотровую площадку, с которой открывается вид на село и реку, что для небольших сел Мурманской области очень нетипично.

Село можно назвать одним из немногих туристических центров Кольского полуострова, приезжают сюда не только российские туристы, но и иностранцы. Летом 2017 года здесь открылся дом приезжих (гостиница), цены от 800 руб./чел. при трехместном размещении. Можно снять жилье и у местных.

Варзуга разделена на две части одноименной рекой. Западная часть - это колхоз, до сих пор носящий название "Восходы коммунизма". Раньше в колхозе в основном занимались ловлей и переработкой рыбы, сейчас кроме этого активно развивается рыболовный туризм. Большинство домов в центральной части однотипные, но именно здесь находится и активно реставрирующаяся церковь, и магазин, и очень редко работающий ресторан.

Восточная часть (Никольская сторона) это и есть старое село, сюда туристы добираются не так часто. Перебраться сюда можно на моторной лодке, переправа работает практически круглосуточно, но вечером и ночью придется отдать за нее немного больше денег. В этой части села дома поменьше и постарше, но все равно и дома и огороды выглядят ухоженными. Большой крест на холме отмечает расположение старинной крепости Тре. Если пройти чуть вверх по реке, можно дойти до песчанных холмов. Здесь, в отличии от расположенной неподалеку Кузомени, пески сдерживаются деревьями и растительностью, но на открытых местах их видно. Выше по реке места совсем дикие, населенных пунктов там нет. Именно за этой дикой природой приезжают сюда большинство туристов.

Стоит заехать в Варзугу и любителям рыбалки. В одноименной реке есть семга, форель, хариус и щука, а горбушу местные даже не считают стоящей добычей. Одним из источников дохода населенного пункта является как раз рыболовный туризм. Сезон рыбной ловли - с 15 мая до 1 июля и с 1 сентября по 15 октября. Отлов рыбы разрешен только по рыболовным путевкам и строго только в определенных местах. Говорят, что с Варзуги без рыбы не уходят.

Рядом с селом находятся несколько мест, которые точно стоит посетить. В паре километров по дороге Умба-Варзуга находится поворот на Кузомень, а в 20 км по этой же дороге расположен мыс Корабль с аметистовыми пляжами.

Как добраться до Варзуги?

Варзуга. Деревенские домики: фото 2/ Варзуга. Деревенские домики.

Проще всего добраться до Варзуги на автомобиле. Ближайший крупный населенный пункт – поселок Умба. От Умбы нужно ехать по дороге на Варзугу. Расстояние между Варзугой и Умбой – 134 км, километров через 50 дорога становится грунтовой. Планируя такую поездку нужно обязательно учитывать, что: 1. Последняя заправка по дороге в пос. Умба. 2. Единственная мастерская по ремонту автомобилей находится там же. 3. Часть пути приходится на грунтовую дорогу, поэтому лучше ехать туда на машине с высоким клиренсом, а лучше на внедорожнике.

Добраться до Варзуги можно и на автобусах из Кандалакши, с проездом через Умбу. Расписание и наличие билетов можно узнать на автовокзалах, автобусы ходят 2-3 раза в неделю, в зависимости от сезона. От Умбы до Варзуги автобус идет около 2,5 часов

goodroute.ru

Жемчужина Кольского Севера Варзуга. часть 1

Давно мечтал побывать на Севере нашей страны, но как-то всё не былоподходящей возможности и в итоге нигде севернее Петрозаводска я небывал. Ситуация изменилась в этом году, когда один мой друг, во времяочередного выезда на подводную охоту в Астрахань, предложил посетить Русский СеверУже не помню почему, но речь тогда шла именно оКарелии. Основной целью нашей поездки должна была быть рыбалка на семгу,но меня, помимо рыбы, интересовала ещё и возможность увидеть исфотографировать нетронутую человеком суровую северную природу, а такжепосмотреть на деревянную архитектуру и по возможности перенять бесценныйопыт у северных зодчих . Билеты на поезд Москва-Мурманск до Кандалакшибыли выкуплены за 2 недели до поездки и обошлись примерно 9000 рублей воба конца. До последнего момента детали путешествия оставались для менязагадкой. Вся подготовительная работа сводилась к закупке оченьспецифический рыболовных снастей и к подготовке фототехники. Во всемостальном наша группа полностью полагалась на одного из участников нашейпоездки-Сергея, который уже неоднократно бывал в этих местах. Итаксказано, сделано. В назначенный час пятеро отчаянных авантюристовсобираются на платформе ленинградского вокзала чтобы отправиться вувлекательное путешествие. Занимаем сразу 4 купе в пустом вагоне иразмещаемся с комфортом. Для некоторых участников поездкитридцатичасовой переезд на поезде в одну сторону стал настоящимсюрпризом. Как раз в этот момент и выяснилось что мы едем вовсе не вКарелию, а гораздо севернее и при этом будем пересекать полярный круг.Стало понятно что поездка займет явно не 3 дня и люди попросту нерассчитали время отсутствия на работе =) Итак, загрузившись в поездпоздно ночью, ужинаем, выпиваем за начало нашего мероприятия вспециально выделенном под ресторан одном из 4 купе и спать. Утро вечерамудренее!

Утро стремительно ворвалось в купе , пронизывая всёвокруг солнечными лучами. Где-то за окном мелькали многочисленные леса,сменяющиеся озерами. Наш поезд прорывался сквозь Карелию. Когда едешь сдрузьями на рыбалку время летит незаметно и вот, миновав с десятокмаленьких станций и полустанков мы приблизились к ночи. А ранним утромследующего дня нас встретила туманная Кандалакша. Водитель Миша ужеподжидал нас на своем стареньком микроавтобусе недалеко от вокзала.Перегрузка вещей, рассадка и дальше в путь-нам предстояло проехать ещёоколо 350 км до нашей цели-старинного села Варзуга. За спиной мелькнулипоросшие густым лесом сопки и где-то внизу заблестела водная гладьБелого моря. Я впервые увидел сопки и раньше почему-то представлял ихсовсем по другому. Спустя час хорошая асфальтированная дорогазаканчивается и начинается грунтовая федеральная трасса Кола. А мы темвременем подъезжаем к Умбе. Опять появляется Белое море.

Вдоль трассы тянется вереница деревянных снегозадержателей.

Маяк и небольшая метеостанция на берегу моря.

Оставшиеся3 часа пути проходят по вот такой дороге. Говорят что в мокрую погодупередвигаться здесь достаточно проблематично. Сухая трасса тоже имеетсвои минусы, так как за 3 часа весь салон автомобиля покрывается плотнымслоем дорожной пыли. Вдоль дороги растут густые заросли розовогоИван-чая. И пейзаж за окном вызывает самые положительные эмоции.

Наподъезде к Варзуге решили ненадолго остановиться чтобы насобиратьгрибов на жарку. Разбредаемся в разные стороны и минут через 15возвращаемся, насобирав больше ведра белых и подберезовиков. Земля влесу покрыта мягким хрустящим ковром из мха .

Природав этих местах очень своеобразная. Высоких деревьев практически нет. Всеони среднего или маленького размера и зачастую скручены в 3 погибели.

Грибовтьма! Срезаешь один, тут же отводишь взгляд в сторону, а там ещёнесколько и так до бесконечности. В основном белые и подберезовики, новстречаются и грузди со свинушками.

Подороге Сергей берет наши паспорта и уходит в офис рыбсовхоза дляоформление рыболовных путевок. В это время года можно оформить тольколицензию поймал-отпустил.

А мы же подъезжаем к реке Варзуга, которая и дала название этому селу.

Самосело является самым древним поселением на Кольском полуострове. В 2009году Варзуга отметила свое 590-летие. Трагический для села 1419 годсчитается годом его основания, поскольку под этим годом поселениевпервые упоминается в письменном источнике. Именно на этом месте в 1419году его жители приняли мученическую кончину от "мурманов", и эту датуподтверждает комплексный радиоуглеродный анализ проб, взятых припоследних археологических изысканиях , проведенных в районе Городища.Хотя, конечно же, дату возникновения здесь поселения следует отнести кмного более раннему времени. Если в 1419 году сюда из Скандинавии пришлиразорять Варзугу 500 человек "мурманов" , то значит было ради чего идтив такую даль . Значит поселение варзужского погоста в 1419 году ужебыло известным и богатым.

Село раскинулось по обеим сторонамреки Варзуги. Гордость села и святыня всего Кольского Севера , красавицаУспенская церковь , определила название стороны села на правом берегуреки- Пречистенская. Церковь святителя Николая Чудотворца, что даланазвание Никольской стороне села-первый храм на Кольском полуострове.Время её строительства -конец 14 века.

Нам предстоит жить надругой стороне реки-Никольской и пока лодка делает первую ходку чтобыперевезти часть группы, я иду прогуляться к старинной деревянной церкви.

Оглавной жемчужине Варзуги более подробно я расскажу чуть позже, да ивнутрь попасть мне так и не удалось. А вот в соседний храм я всё-такизашел. Речь идет о церкви святителя Афанасия Великого

Можнобыло бы недоумевать, почему в далеком поморском селении построен храмво имя александрийского архиепископа и богослова первых вековхристианства. Вряд ли на Русском Севере мы еще встретим Афанасьевскиецеркви. Причина выбора имени этого святого состояла не столько в еговыдающейся роли в защите основополагающих христологических догматовПравославной Церкви, сколько в самой дате его памяти. 31 января испоконвека все Поморье праздновало так называемый "Афанасьев день"- деньвозвращения солнца на Терский берег после долгой полярной ночи. В 1932году здание Афанасьевской церкви было отобрано под детские ясли. Позжездесь организовали мастерскую по изготовлению лодок. Дольше всего ,вплоть до 1998 года, здание служило колхозным клубом и спортзалом , всвязи с чем претерпело значительную внутреннюю перестройку.

Чудотворнаяикона Божьей Матери "Ахтырская" -древняя святыня села Варзуга и объектмолитвенных прошений для многих паломников. Серебряный оклад этой иконысам осветлился и с тех пор люди в несут в дар различные драгоценныеукрашения.

Особаяварзужская достопримечательность -водоплавающие коровы. Каждое утростадо коров плывет через реку на острова, туда, где заливные луга исочная трава. И каждый вечер заплыв повторяется в обратном направлении.=)

Вдоль реки перед каждым домом стоят небольшие баньки.

А мне пора на тот брег. Выхожу на улицу и направляюсь к реке. Сергей уже оформил рыболовные лицензии и ждет меня возле лодки.

Нашукомпанию любезно согласилась приютить у себя в доме семья местныхжителей, так что у нас была возможность прочувствовать на себе бытрусской глубинки, хотя, признаться, он оказался вовсе не таким каким ясебе его представлял. Собираясь в дорогу, мама говорила мне-сынок, бери ссобой различные крупы и тд.-подаришь людям-у них там такого нет... имбудет очень приятно и они отблагодарят тебя сушеными грибами и прочимидарами природы. Каково же было мое удивление, когда зайдя в дом, яувидел микроволновку, автоматическую стиральную машинку и даже ноутбук синтернетом! Мои стереотипы разбились вдребезги =) но об этом позже.Сытный обед, снаряжаем спиннинги и быстрее к реке-на разведку!

Рыбыв первый день мы так и не поймали, но зато я увидел как где-то нарусле, словно дельфины, прыгали какие-то черные тела. Как мне потомобъяснили, это была лошалая семга или в простонародье лох =) Эта рыбазашла в реку весной, одела свой брачный наряд, изрядно похудела иприготовилась к нересту. Самки в это время ходят с красной икрой вбрюхе. По вкусовым качествам такой лох сильно проигрывает жирненькойсеребрянке только-только зашедшей в реку из моря. Вот за этойсеребрянкой мы как раз и приехали.

После рыбалки зашел в местныймагазин чтобы окончательно развеять свои сомнения по поводуизолированности деревенской жизни на севере. Оказалось что ассортиментуодного из пяти варжуских магазинов может позавидовать любой подмосковныймагазин, не смотря на то что от Варзуги до ближайшего крупногонаселенного пункта около 350 км. Хлеб привозной, фрукты, овощи ,сладости-всё есть. Цены ниже московских. Но есть и свои особенности-умагазинов нет лицензии на спиртное, поэтому его продают из под полы исвежее молоко просто так купить нельзя-нужно утром принести бидончик ивечером забрать с молоком.

Продолжение следует

yura-koshel.livejournal.com

Окрестности Мурманской области: расстояние Мурманск Варзуга

Село Варзуга -где этоНесмотря на всю свою суровость и холод, Русский Север ежегодно манит туристов, которые пересытились теплым, ласковым морем и знойным солнцем. При этом многие для отдыха выбирают именно окрестности, такие, например, как Варзуга. Что же манит людей в эти края? Климат, который очень тяжело назвать идеальным? А может быть природа?

Оказывается, в большей степени действительно природа является решающим фактором, ведь как прекрасно отдохнуть в местности, где чистый воздух идеально сочетается с нетронутой человеком природой и особым духом поморской старины. Да, под это описание очень правильно был приведен пример села Варзуга, так как это место вобрало в себя все перечисленные качества.

Расположение на карте

Село Варзуга относится к Терскому району Мурманской области, является административным центом сельского поселения. Количество постоянно проживающих жителей здесь очень маленькое, всего порядка 400 жителей. Расположилась Варзуга на Кольском полуострове. Если в интернете найти Варзуга фото, то можно убедиться в том, что это место обладает потрясающей красотой и просто поражает своей невинностью.

История села

Варзуга является самым старым поселением в Мурманской области, соответственно из-за этого имеет достаточно непростую и длинную историю, которую можно смело разделить на несколько периодов:

  • до 1478 года считается одним из самых крупных сел Кольского полуострова;
  • после 1478 года переходит под власть Москвы, называется волостью;
  • в 1614 году становится собственностью Новоспасского и Соловецкого монастырей;
  • с 1764 года становится свободным селом, благодаря ликвидации монастырских вотчин Екатериной Великой.

Сегодня это село, которое расположилось на двух берегах реки Варзуги. На расстоянии всего 22 км река впадает в Белое море. То есть, можно сделать вывод, что это место будет очень интересно любителям рыбалки. Ведь, согласно карте местности, именно здесь отличные условия для этого.

Погодные условия

Варзуга зимой-обзорКогда же лучше всего ехать на Север? На данный вопрос нет однозначного ответа, ведь любая погода хороша. Все зависит скорее от того, какие цели преследует отдыхающий. Так, например, зимой в Варзуге повышенная влажность, температура поднимается на термометре не более -5 градусов.

Весной – большое количество пасмурных дней, температура сравнительно приемлемая – до 10 выше ноля. Что касается лета, то о теплом солнышке можно только мечтать, ведь градусник в самые пиковые дни показывает не более 17 градусов выше ноля. Осень на удивление достаточно солнечная, дождей в этот период крайне мало – температура воздуха держится на отметке 5 – 12 градусов выше ноля.

Достопримечательности окрестности Мурманской области

Несмотря на такое небольшое население, Варзуга имеет немалое количество церквей:

  • Успенская церковь расположилась на правом берегу реки, состоит из деревянного шатрового храма высотой около тринадцати метров. Ее еще называют памятником русского деревянного зодчества, построена была в далеком 1674 году, а в 1996 году храм успешно реставрировали.
  • Церковь Николая Чудотворца находится на левом берегу реки, была построена в 18 веке.
  • Петропавловская церковь построена в 1864 году в честь св. Петра и Павла.
  • Церковь успения пресвятой богородицыАфанасьевская церковь расположилась на правом берегу среди множества частных домов.
  • Колокольня ранее входила в состав Успенского комплекса, расположилась на правом берегу.
  • Дом безыменного Инока Терского – сегодня это часовня, которая была воздвигнута на могиле древних времен.

Как добраться

Для того чтобы посетить это поистине прекрасное и чистое место, которое благодаря большому количеству святых мест само по праву считается святым, нужно добраться до Мурманска. Непосредственно из Москвы путь предстоит нелегкий, ведь преодолеть преграду можно на самолете либо на поезде. Что в последнем случае говорит о длительной поездке – около 36 часов. Далее из Мурманска во все направления по области можно добраться с помощью автобуса.

Но, к сожалению, в Варзугу прямого транспорта нет, поэтому нужно будет доехать вначале до города Кандалакши. И уже отсюда также можно доехать только на автобусе, но только в определенные дни: понедельник, среду и пятницу один раз в день, в 07:50.

Проживание

Если вы все-таки решили отправиться на отдых непосредственно в Варзугу, то обязательно нужно знать, что в этой местности нет гостинец, и это неудивительно. Ведь население настолько гостеприимно относится к приезжим, что с радостью не только встретят вас и расскажут об истории села, но и пригласят на ночлег к себе.

Если такой вариант вам не удобен, то всегда можно воспользоваться гостевыми домами, которые благодаря постоянному потоку туристов здесь появились. Также за пределами поселка существуют турбазы с комфортабельными номерами.

turisti.guru

Варзуга (село), История, Достопримечательности

Герб Варзуга (село)

Страна Россия
Субъект федерации Мурманская область
Муниципальный район Терский
Сельское поселение Варзуга
Автомобильный код 51
Почтовый индекс 184712
Высота центра 52 м
Код ОКАТО 47 220 000 004
Телефонный код +7 81559
Первое упоминание 1466
Координаты Координаты: 66°24′00″ с. ш. 36°37′00″ в. д. / 66.4° с. ш. 36.616667° в. д. (G) (O) (Я)66°24′00″ с. ш. 36°37′00″ в. д. / 66.4° с. ш. 36.616667° в. д. (G) (O) (Я)
Часовой пояс UTC+4
Население 351 человек (2002)

Варзуга — село в Терском районе Мурманской области. Административный центр сельского посления Варзуга.

Население — 351 житель (2002). Расстояние от районного центра 140 км. Село расположено на двух берегах реки Варзуги в 22 км от ее впадения в Белое море. Левая, более древняя сторона села носит название Никольской, а правая — Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов).

История

Некогда Варзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова. Одно из первых упоминаний о ней содержится в грамоте 1466 года, когда варзужанин Тимофей Ермолинич передал Соловецкому монастырю свои угодья в реке Варзуге и по морскому берегу — ловища и леса.

В ранний период существования Варзуги важную роль в жизни селения играл Соловецкий монастырь, который построил в Варзуге подворье, стал вести в реке лов семги, а также в марте 1491 года была освящена церковь во имя Святого Николая Чудотворца — покровителя мореходов.

После падения самостоятельности Новгорода (1478 год) Терская земля перешла под власть Москвы. Варзуга именуется «волостью» — отдельной административной единицей, подчиненной двинскому наместнику великого князя с резиденцией в Холмогорах.

Вид на село

Вид на село

Подробные сведения о Варзужской волости содержатся в описи 1563 года. В государевом селе насчитывалось 167 семей в 124 дворах. По масштабам Русского Севера это — весьма многолюдное селение. Промысловые и сельскохозяйственные угодья (луки и сенные покосы) в волости находились в совместном владении местной сельской общины, церковных (Соловецкий, Николо-Корельский и Антониев-Сийский монастыри) и светских собственников.

В 1568 селения Северо-Западного Беломорья подверглись опричному погрому, совершенному отрядом Басарги Леонтьева, Варзуга тоже не осталась в стороне. Это событие вошло в историю как «Басаргин правёж» (правёж — взыскание долгов или податей посредством мучений). Донесения о правёже не сохранилось, но результаты и последствия этого злодеяния отчетливо видны в описи села, проведенной в мае 1575 года. Спустя семь лет после «Басаргина правёжа» в Варзуге было 79 пустых дворов и 33 поросших бурьяном места, на которых до погрома стояли крестьянские дома; никем не использовались 11 семужьих тонь, а Успенская и Никольская церкви «стояли без пенья».

В 1614—1619 годах Варзужская волость стала вотчиной Соловецкого и Новоспасского монастырей и Патриаршего Дома. За пользование тонями и покосами варзужские крестьяне платили своим владельцам оброчную подать. Но Екатерина II в 1764 году своим указом ликвидировала духовные вотчины, перевела монастырских и патриарших крестьян в разряд государственных с передачей им в общинное владение всех волостных угодий. Деревня стала свободной и быстро разбогатела.

По переписи 1897 года в Варзуге насчитывалось 793 жителя, а в 1910 в селе уже проживало 1001 житель, действовали училище Министерства народного просвещения и церковно-приходская школа.

Революция 1917 года не прошла для Варзуги незаметно. Жизнь начала перестраиваться и 1 мая 1930 года четырнадцать семей варзужан объединились в колхоз, который назвали «Всходы коммунизма».

Панорамный вид на село Варзуга

Панорамный вид на село Варзуга

Достопримечательности

 

www.travellers.ru


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров