Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Улица Спиридоновка в Москве. Улица спиридоновка в москве достопримечательности


Улица Спиридоновка - история, название и дома на Спиридоновке

Протяженность - порядка 480 метров.

Ближайшая станция метрополитена - Баррикадная.

Спиридоновка - происхождение названия

Свое название улица Спиридоновка получила по церкви во имя Спиридона «что на Козьем болоте». До 1941 года именовалась Спиридоньевской улицей.

В период с 1941 под 1994 годы носила имя писателя Алексея Толстого, который проживал в этом районе Москвы.

История улицы Спиридоновки

Улица Спиридоновка, скорее всего, появилась здесь ближе к середине XVI столетия. В те времена местность была болотистой и пустынной, что определялось в русском языке как «загородье». Название «Козье болото», которым начали именовать эту территорию, связывают с обитавшими здесь дикими козами, хотя потом здесь размещалась Козья слобода, принадлежавшая патриарху, и где жители выращивали этих животных для нужд царского двора и населения.

Как бы там ни было, но выстроенная церковь в XVII веке была освящена во имя Спиридона, который будучи епископом, не бросил дело, которым занимался в молодости (был пастухом) и продолжал заниматься выращиванием скота.

Помимо Козьей слободы, часть Спиридоновки входило в Ново-Никитскую слободу, расположенную поблизости от Никитских ворот Белого города. Там проживали государевы «тяглецы».

Стоит отметить, что еще в начале восемнадцатого столетия улица выходила на достаточно обширную площадь перед теми же Никитскими воротами, но уже к 1739 году эта территория была застроена новыми домами, а улица Спиридоновка получила нынешние контуры.

По переписи 1744 года на улице имелось 42 владения, поровну с каждой стороны. Большая часть подворий занимали притчи рядом расположенных церквей - во имя Спиридона и во имя Святого Георгия, а также дома мелких чиновников.

Пожар 1812 года не пощадил деревянных строений по улице Спиридоновке и они сгорели дотла. Многие владельцы, распродав участки новым хозяевам, переехали в другие места Москвы. Улица вновь отстраивается и здесь, как и прежде, возводят дома из дерева. Так, на плане города, датированного 1850 годом, на улице стояли в камне лишь Спиридоньевская церковь, да три особняка.

История улицы связана с известными жителями, среди которых полководец Георгий Константинович Жуков, поэт Иван Иванович Дмитриев, партийный работник Виктор Васильевич Гришин, писатель Алексей Николаевич Толстой, поэт Александр Александрович Блок, певица Клавдия Ивановна Шульженко, архитектор Георгий Александрович Кайзер и другие.

Архитектурный облик создавали зодчие Сергей Сергеевич Шуцман, Иван Сергеевич Кузнецов, Карл Константинович Альбрехт, Густав Августович Гельрих, Петр Семенович Бойцов, Иван Владиславович Жолтовский, Алексей Дмитриевич Чичагов и многие другие.

Дома по улице Спиридоновке и достопримечательности:

  - нечетная сторона

  - четная сторона

.....

История улиц и домов Москвы

progulkipomoskve.ru

Улица Спиридоновка в Москве — старинные места в москве

Итальянский путешественник Паоло Джовио, посетивший Москву в XVI веке, писал об этой местности: «В прилежащих к городу полях водится невероятное количество диких коз и зайцев». Козы, к слову, были вполне себе домашние: здесь располагались удобные выпасы и москвичи держали животных почти без присмотра, отчего и произвели они на путешественника такое впечатление. Само урочище Козье болото известно с XIV века; ровная болотистая местность, откуда брали свое начало ручей Черторый и речки Бубна и Кабаниха, располагалась между Тверской улицей, Тверским бульваром, Большой Никитской и Большой Садовой улицами. Старинное наименование урочища сохранилось и в названии построенной около 1600 года церкви Спиридония Чудотворца на Козьем болоте. Хранилась тут особо чтимая старинная икона святого Спиридония, который считался покровителем пастухов и скотоводов. Именно по церкви (уничтожена в 1932 году) была названа улица Спиридоновка.

В конце XVI – начале XVII века слобода была пожалована патриарху, отчего получила еще более удивительное современному уху наименование: Патриаршая Козья слобода. Примерно тогда же для осушения местности и разведения рыбы были выкопаны пруды, один из которых под названием Патриарший сохранился до нашего времени.

В начале XVII века патриархом был Гермоген, весьма почитаемый и уважаемый в народе, выступивший во времена Смуты против польско-литовской оккупации. Мирское имя его было Ермолай, чем объясняется название придела патриаршей церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенной в 1610-1612 годах. Отсюда же и название Ермолаевского переулка. Храм, звон чьих колоколов считался одним из самых выдающихся в Москве, был уничтожен, как и Спиридоньевский, в 1932 году.

В XVIII веке патриаршая слобода была ликвидирована, коз уже не было, огородов тоже, болота осушили, и древнее название Козье болото постепенно трансформировалось в Козиху. Спиридоновка же, чья длина совсем невелика и составляет около 800 метров, постепенно преобразилась. Сегодня это невероятно привлекательная для туристов улица, с тремя музеями и невероятной красоты домами. Не проходят стороной эту улицу и те, кто изучает творчество архитектора Федора Шехтеля. Спиридоновка, 2/6 – особняк Рябушинского, пожалуй, один из самых известных памятников русского модерна, одновременно – музей-квартира Максима Горького. Здесь он поселился в 1931 году, после возвращения из Италии, называл особняк «нелепым домом», велел убрать камин с барельефом женщины-бабочки, а свою комнату прозвал «спальней балерины». Во флигеле усадьбы Рябушинских в бывших помещениях для прислуги, в 1942 году поселился автор романов «Петр I» и «Хождение по мукам» Алексей Толстой. В 1945 году Спиридоновку даже переименовали в улицу Алексея Толстого, а в 1957 году, в сквере около флигеля установили памятник писателю. В 1987 году здесь открылся музей писателя.

В 2009 году в доме 4, стр. 1 открылся частный музей «Дом Иконы и Живописи имени С. П. Рябушинского» (сейчас закрыт на реконструкцию). Рядом, в доме 6, останавливался Александр Блок с супругой Любовью Менделеевой. Напротив – палаты XVII века, где, вероятнее всего, располагался приказ Гранатного двора.

На месте снесенной церкви располагается теперь пятиэтажный дом из теплобетона, построенный по проекту И. Голосова и украшенный аллегорическими изображениями науки, техники и искусства. Несомненно привлекает к себе внимание особняк З.Г. Морозовой (Спиридоновка, д. 17) – возможно, главное украшение улицы, доходный дом архитектора Бойцова  и величественный особняк Гавриила Тарасова.

um.mos.ru

Панорама Улица Спиридоновка. Виртуальный тур Улица Спиридоновка. Достопримечательности, карта, фото, видео.

У́лица Спиридо́новка (в 1945—1994 — Улица Алексея Толстого) — улица в центре Москвы в Пресненском районе между Малой Никитской улицей и Садовой-Кудринской улицей.

Происхождение названия

Получила название Спиридоновка (до 1945 года — Спиридоньевская улица) по церкви Спиридона, епископа Тримифунтского на Козьем Болоте, известной с 1627 года, разобранной в 1930-м году. В 1945—1994 годах — улица Алексея Толстого, в память о писателе Алексее Николаевиче Толстом (1883—1945), жившем на этой улице.

Описание

Улица Спиридоновка начинается от Малой Никитской, проходит на север, поворачивает на северо-запад, слева под острым углом от неё отходит Гранатный переулок, справа примыкают Спиридоньевский и Большой Патриарший переулки, затем улица пересекает Ермолаевский (справа) и Вспольный (слева) переулки. Заканчивается на Садовом кольце, выходя на Садово-Кудринскую улицу.

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне

№ 3/5 — Гранатный двор (бывшие мастерские по производству артиллерийских снарядов) — отреставрированные постройки XVI—XVII веков. Культурный слой признан памятником археологии федерального значения. Здание занимает Объединение декораторов интерьеров. № 9/2, памятник архитектуры (региональный) — жилой дом купца Х. Павлова (1820-е; реконструкция 1994 г.). В доме жили архитектор И. П. Залесский, актёры В. В. Ванин, М. И. Царёв, лётчик-испытатель М. Л. Галлай (мемориальная доска, 2006, скульптор И. Козлов, архитектор М. Корси). № 11, стр. 1, памятник архитектуры (федеральный) — особняк А. Ф. Беляева (1902—1904, архитектор И. И. Бони). № 13, памятник архитектуры (вновь выявленный объект) — особняк Р. И. Гесте (1907, архитектор С. С. Шуцман). № 15 — бывший дом ЦК КПСС, в котором жили Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный (1965–83), маршал Г. К. Жуков, член ЦК КПСС А. И. Шокин. № 17, памятник архитектуры (федеральный) — особняк З. Г. Морозовой — С. Т. Морозова. Построен в 1893—1898 годах архитектором Ф. О. Шехтелем при участии И. С. Кузнецова (наблюдение за строительством), В. Д. Адамовича, И. Е. Бондаренко (помощники), художника М. А. Врубеля (интерьеры). Пострадал от пожара в 1995 году, восстановлен. В настоящее время — дом приёмов МИД России. Ранее на этом месте стоял особняк поэта И. И. Дмитриева, построенный в 1814—1815 годах по проекту архитектора А. Л. Витберга. № 19 — бывший дом ЦК КПСС, в котором проживали 1-й секретарь Московского горкома КПСС В. В. Гришин, советский партийный и государственный деятель П. Н. Демичев (в 1972—2010). № 21, ЦГФО — доходный дом (1898, архитектор А. Э. Эрихсон; 1970-е). № 25 — доходный дом (1911—1913, архитектор К. К. Альбрехт). Здесь жила актриса Анастасия Георгиевская. № 27/24, памятник архитектуры (вновь выявленный объект) — доходный дом П. А. Скопника (1906—1908, архитектор Г. А. Гельрих). В настоящее время — Астрономо-геодезическое общество РАН; отделение связи № 1-К-123001.

По чётной стороне

№ 2/6, памятник архитектуры (федеральный) — особняк…   ... (Русский)

www.streetvi.ru

Прогулки по Москве. Улица Спиридоновка (Москва, Россия)

Продолжим гулять по улочкам, одним из немногих уцелевших уголков, когда-то прекрасной Москвы.

А начнём прогулку со Спиридоновки. Улица Спиридоновка расположена в центре Москвы на Пресне между Малой Никитской и Садовой-Кудринской улицами. Получила название Спиридоновка (до 1941 года — Спиридоньевская улица) по церкви Спиридона, епископа Тримифунтского на Козьем Болоте, известной с 1627 года, разобранной в 1930 году.

Затем улица носила имя Алексея Толстого, в память о писателе, жившем на этой улице. Улица Спиридоновка начинается от Малой Никитской, проходит на север, поворачивает на северо-запад, слева под острым углом от неё отходит Гранатный переулок, справа примыкают Спиридоньевский и Большой Патриарший переулки, затем улица пересекает Ермолаевский (справа) и Вспольный (слева) переулки. Заканчивается на Садовом кольце, выходя на Садово-Кудринской улицу. Спиридоновка — тихая, малолюдная улица. Атмосфера довольства и благосостояния царит здесь. На Спиридоновку 17 я шла чтобы посмотреть на особняк Саввы Морозова.Построен он был Шехтелем в 1898 году для купца Саввы Морозова, крупного предпринимателя и мецената. Сам Морозов был достаточно неприхотлив и даже аскетичен, а роскошный особняк заказал для своей жены.Новый дом Морозовых был призван поразить первопрестольную. И, пожалуй, это ему удалось.План и композицию дома на Спиридоновке Шехтель разработал за пару месяцев. Им было нарисовано около 600 чертежей будущего здания, среди них не только детали здания, но и мебель, детали, люстры. Работая над домом как над живым, единым организмом, Шехтель стремился учесть каждую мелочь и не допустить случайных ошибок ни в целом, ни в деталях. Над оформлением интерьеров особняка архитектор работал в союзе с художником М.А. Врубелем, которому принадлежит скульптурная группа "Роберт и монахини" на парадной лестнице особняка, витража "Рыцарь", панно "Времена года", рисунок орнамента в кабинете будущего владельца дома и ряд других элементов декора внутренних помещений здания.Строительство особняка началось в 1893 году, а окончательная отделка его завершилась в 1898г. Выполненный в духе "английской готики" особняк поражает воображение. Остроконечные башенки, зубчатые стены, стрельчатые окна, кованая решетка ограды, украшенная головами собак, замысловатые фонари на воротах – от дома веет средневековьем. В то же время в чертах дома прослеживаются и мавританские архитектурные элементы. Эти два стиля, сведенные воедино пластикой модерна, а также неразрывное взаимодействие архитектуры, скульптуры и живописи придали особняку неповторимую оригинальность, изумительную утонченность и исключительную пластическую гармонию и единство. Кто бы мог предположить тогда, что это творение Шехтеля станет вестником зарождающегося в России нового архитектурного стиля. Но одно тогда было точно очевидно: такого замка еще не бывало в Москве.

Стоит упомянуть и еще об одном немаловажном факте, касающемся этого дома.Он один из основных претендентов на право называться домом булгаковской Маргариты. Дом своим внешним видом соответствует описанному в романе, не соответствует только адрес. Видимо автор объединил описания двух домов в один, как он делал и с другими домами в романе.

Внутри здания. 1898г. Фото из интернета.

В настоящее время здесь дом приёмов МИД РФ. Но поскольку на приём меня не приглашали, фото внутренних интерьеров у меня нет.

Пойдём дальше. Спиридоновка 21.

Это доходный дом, 1898 г., арх. А.Э. Эрихсон.

Спиридоновка 27/24 Доходный дом П.А. Скопника. У здания 3 адреса, т.к. расположено оно буквой "П" — между Садовым кольцом, Спиридоновкой и Вспольным переулком.Архитектором его был талантливый уроженец Габмурга Густав Гельрих .

"6-этажный жилой дом в стиле позднего модерна. Пластичный фасад с эркерами завершается таким же пластичным абрисом крыши. Угловая часть имеет вид трёхгранной башенки с куполообразным завершением. В верхней её части на каждой грани — по одному полуциркульному окну. Снизу угловой эркер "подпирают" мужские скульптуры типа атлантов. На углу, под окном 3-го этажа, балкон с красивой решеткой. Один из характерных образцов московского доходного строительства в стиле модерн. Выразительная, волнообразная, благодаря неглубоким эркерам, пластика фасада подчеркнута глубоким карнизом, который последовательно "обводит" по контуру все фасадные выступы, превращаясь над эркерами в подобие козырька. Интересен и растительный декор здания, оформляющий фасад со стороны Садового кольца, а также неповторимую угловую часть сооружения, над гранёным башнеобразным телом которой неожиданно помещена вполне традиционная классическая купольная беседка на колоннах ионического ордера".описание из "Архитектурного путеводителя" (И.Л.Бусева-Давыдова, М.В.Нащокина, М.И.Астафьева-Длугач)

На углу Спиридоновки Дом № 24/1 и Спиридоньевского переулка стоит большой серый жилой дом "треста "Теплобетон" в стиле конструктивизма. На первый взгляд – обычный дом, но дом уникальный. Он был построен из редкой технологической новинки – теплобетона, то есть бетона с теплопроводным наполнением.

Дом выделяется и наличием барельефа с аллегорическими фигурами и поясняющими надписями: "Техника, искусство, наука". В архитектуре дома присутствуют два стиля — конструктивизм и сталинский ампир. Именно на этом месте стояла разрушенная церковь.

Спиридоновка 11. Памятник архитектуры – городская усадьба А.Ф.Беляева (1902-1904 гг.).

Построен в стиле рациональный модерн для известного врача у которого наблюдались Шаляпин и Собинов. Необычная ограда делает его привлекательным. А само здание строилось как подражание особняку Рябушинского, который находится в начале улицы.

Это дом №2 по Спиридоновке и №6 по М.Никитской.Степан Павлович Рябушинский (1874-1942) известнейший российский предприниматель, банкир, коллекционер, один из представителей династии Рябушинских. Особняк построен в 1900- 1903, архитектор Ф. О. Шехтель, мозаичный фриз выполнен в мастерской В. А. Фролова

Самое знаменитое здание московского модерна, шедевр зодчего. Его объемной композиции, фасадам и интерьерам присуща органичность, характерная для лучших мировых памятников этого стиля. Геометрически простые объемы сооружения перекрыты плоской крышей, над которой возвышается шатер стеклянного светового фонаря, расположенного над центральным холлом.На облицовочной керамической плитке кремового цвета четко выделяются крупные формы оконных обрамлений и широкая полоса многоцветной мозаики, реалистично изображающей цветущие орхидеи.Самостоятельной декоративной темой фасадов является тонкий ажур металлических украшений ограды участка и балконов, в которой преобладает мотив спирали.С 1931 года в доме проживал Максим Горький. Сейчас здесь располагается музей писателя.Внутренний интерьер очень хорошо описан у olevskaya в заметке В особняке на Малой НикитскойВот и закончилась прогулка, на улице практически каждый дом достоин внимания, но нельзя объять необъятного...

turbina.ru

Спиридоновка - улица в Москве

Улица Спиридоновка  - одна из тех московских улочек, которые остаются на слуху москвичей даже в том случае, если о них никто ничего не говорит.

 

Помимо того, что это одна из исторических улиц Москвы, Спиридоновка окутана лёгкой булгаковской мистикой: на ней разыгралась одна из ярких сцен романа "Мастер и Маргарита", когда поэт Иван Бездомный преследовал Воланда, Коровьева и Бегемота, попавших на улицу через Большой Патриарший переулок:

 

"Иван ахнул, глянул вдаль и увидел ненавистного неизвестного. Тот был уже у выхода в Патриарший переулок, и притом не один. Более чем сомнительный регент успел присоединиться к нему. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах.

 

Иван устремился за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно.

 

Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. Сколько Иван не прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. И не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Тут уж была толчея, Иван налетел на кой-кого из прохожих, был обруган. Злодейская же шайка к тому же здесь решила применить излюбленный бандитский прием - уходить врассыпную."

 

Михаил Булгаков,"Мастер и Маргарита"

 

Спиридоновка, как и многие другие исторические улочки Москвы, получила своё название по ближайшей церкви: Церкви Спиридона Тримифунтского, что на Козьем болоте. Церковь была построена в конце 16 века и до наших дней не сохранилась. В 1932-1934 годах на месте, где находилась церковь - угол Спиридоновки и Спиридоньевского переулка - был построен жилой дом треста "Теплобетон" в стиле конструктивизма.

 

Принято считать, что местность называлась Козьим болотом не просто так: говорят, здесь обитали дикие козы, а позже расположилась патриаршая Козья слобода, жители которой окультурили и стали выращивать этих животных. Возможно, именно поэтому церковь и была освящена во имя Спиридона, который с детства был пастухом и не бросил этого занятия даже став епископом.

 

Скорее всего, как улица Спиридоновка сложилась к 17 веку: тогда она доходила до Никитских ворот. В середине 18 века территорию у Никитских ворот начали застраивать, и улица приобрела современные контуры.

 

Вплоть до Отечественной войны застройка Спиридоновки была преимущественно деревянной: в основном вдоль улицы располагались хозяйственные и служебные постройки местных церквей и дома местных чиновников, и при пожаре 1812 года улица выгорела дотла. Тем не менее, после войны улицу вновь отстраивают в дереве: к 1850 году из каменных строений на улице были лишь Спиридоньевская церковь и 3 особняка. Разумеется, деревянная застройка улицы до наших дней не сохранилась.

 

На рубеже 19 и 20 веков на улице стали появляться особняки состоятельных москвичей: Фёдор Шехтель строит усадьбы для Саввы Морозова и его жены Зинаиды (1893-1898) и Степана Рябушинского (1900-1903), Иван Бони проектирует городскую усадьбу Агапита Беляева. Кроме того, по проектам архитекторов Густава Гельриха и Адольфа Эрихсона на Спиридоновке возводятся доходные дома.

 

Каменные особняки и доходные дома, построенные на рубеже 19 и 20 веков, и сформировали облик улицы, частично знакомый современным москвичам. Именно среди них и творилась та самая булгаковская мистика: помимо того, что по Спиридоновке совершил свою безрезультатную погоню Иван Бездомный, построенный Шехтелем особняк Саввы Морозова считается одним из возможных домов Маргариты. Булгаковеды полагают, что неоготический особняк больше всего похож на здание, описанное в романе, хотя и находится не совсем в переулках Арбата, как указано в книге: возможно, Булгаков при написании "Мастера и Маргариты" объединил 2 и более домов, от одного взяв образ, а от другого - подходящую географию.

 

Так или иначе, сегодня Спиридоновка - тихая и уютная улочка с красивыми оградами и особняками, отлично подходящая для медленных прогулок.

mosprogulka.ru

Прогулка по Спиридоновке : moya_moskva

IMG_6593.jpg

По этой улице приятно пройтись, особенно в выходной день, когда здесь мало машин, поэтому сворачиваем с Малой Никитской. За музеем-квартирой А.М. Горького и начинается наша прогулка по Спиридоновке. Улица названа так по церкви Святого Спиридония на Козьем болоте. Когда-то так называлась эта местность, где водились дикие козы, а Спиридоний в молодости был пастухом. Он почитается церковью как покровитель пастухов, коз и сельского хозяйства в целом. Со временем вокруг ручья на болоте построились дома, потом роскошные особняки. В новые времена церковь снесли, Спиридоновку переименовали в улицу Алексея Толстого, особняки заняли посольства. Но всё-таки, несмотря на построенные ещё в советское время многоэтажки, здесь и сейчас веет Старой Москвой.Кроме того, что на Спиридоновке - два особняка, построенные Шехтелем, два литературных музея, памятник Александру Блоку, здесь можно увидеть много интересных зданий в очень хорошем состоянии. В воскресный день на этой улице часто встречаются люди с картами, путеводителями, просто рассматривающие здания и с фотоаппаратами, в общем, прогулка получилась с положительными эмоциями.

1. Начало Спиридоновки  - дом № 3/5, одна из самых старых построек Москвы, палаты Гранатного двора . С этого места видна стрелка с Гранатным переулком, на стрелке - розовый дом в форме утюга, формирующий направление Спиридоновки.

IMG_6534.jpg

2. В XIV веке в Гранатном дворе располагались мастерские, где делались разрывные артиллерийские снаряды. В советское время тут были почти развалины, а в 1970-х годах строению угрожал снос. К счастью, в этот раз всё кончилось благополучно, и в 90-х комплекс наконец начали восстанавливать. После реставрации или реконструции, как считали специалисты, здание было приспособлено для Объединения дизайнеров интерьера.

DSCF0560.jpg

3. Вид на Гранатный двор.

DSCF0557.jpg

4.

DSCF0565.jpg

5. Угловой дом под номером 2/9 был построен в 1902 году для купцов, братьев Михаила и Николая Армянских. Этот доходный дом с общежитием для бедных студентов-армян, учившихся в Москве, возводился в два этапа: в 1899 году вдоль Гранатного переулка был выстроен трехэтажный каменный дом в эклектическом стиле по проекту архитектора Г.А. Кайзера, а в 1902 году архитектор В.А. Величкин, автор гостиницы «Савой» в Москве, мастер московского модерна, возвел массивное четырёхэтажное здание, примкнувшее к дому в Гранатном и продолжившееся по периметру Спиридоновки. Фасад был декорирован уже в стиле модерн. Нынешний вид дом обрел в конце 1930-х годов, когда его четырехэтажную часть надстроили одним этажом, а трехэтажную - двумя.До 1917 г. в доме проживала многочисленная семья его владельцев. Н.П. Армянский состоял членом Русского фотографического общества. Его брат М.П. Армянский был одним из учредителей Общества любителей лыжного спорта. В одной из квартир находилось частное училище для детей, которым заведовала А.Ф. Армянская. С момента постройки в квартирах этого дома во все времена проживала творческая интеллигенция: архитекторы, писатели. В квартирах этого дома  устраивались различные вечеринки и царила богемная жизнь. Сейчас в доме по-прежнему находятся жилые квартиры, за исключением первого этажа, где расположены, кроме галереи современного искусства «Открытый клуб», различные организации.

DSCF0670.jpg

6. Жилой дом № 9 купца Х. Павлова (реконструкция 1994) - это двухэтажный кирпичный дом, построенный по индивидуальному проекту в классическом стиле.

DSCF0674.jpg

7. Симпатичный особняк является объектом культурного наследия, построен в 1895 году. Симметрично расположенные входы выделены легкими ажурными козырьками.

DSCF0675.jpg

8. Дом №10, построенный в 1905 году архитектором П. В. Скосыревым по заказу его величества императора для артистов Большого театра. Особняк с красивым фасадом расположен в тихом огороженном скверике.

DSCF0663.jpg

9. В доме сохранились парадные мраморные лестницы, арочные окна и лепнина, напоминающие об историческом, театральном прошлом этого дома.

DSCF0667.jpg

10. Дом по адресу Спиридоновка, 11 тоже является памятником архитектуры. Городская усадьба А.Ф.Беляева, построенная в 1902-1904 годах архитектором И. И. Бони, - объект культурного наследия федерального значения. Дом построен в стиле "рациональный модерн" для известного врача, у которого наблюдались Шаляпин и Собинов. Необычная ограда делает домик очень привлекательным. А само здание строилось как подражание особняку Рябушинского, который находится в начале улицы. (Об особняке Рябушинского в http://galik-123.livejournal.com/59813.html) В настоящее время дом №11 - это посольство Перу, впритык за забором - владения Алжира.

DSCF0677.jpg

11. Взгляд в начало Спиридоновки, с правой стороны видны дома 2/9, 9, 11.

DSCF0684.jpg

12. Дом № 13 - особняк Р.И. Гесте построен в 1907 году архитектором С.С. Шуцманом, и опять объект культурного наследия. В этом особняке находится посольство Алжира.

DSCF0687.jpg

13. Адрес следующего владения № 14. Собственный доходный дом в стиле ренессанс архитектора П.С. Бойцова (1903), построен >при участии архитектора  А.В. Флодина. Этот дом сейчас занимает Генеральное консульство Греции. Балкон третьего этажа здания обрамлен металлической решеткой классического орнамента. Общая симметрия фасада с элементами архитектурного декора нарушена в первом этаже входным тамбуром, выступающим углом и граненым эркером над ним. Дом украшает массивная скульптурная группа: лев, побеждающий дракона, как напоминание о венской архитектуре.

DSCF0681.jpg

14. Дом № 16 - доходный дом П.С. Бойцова.

DSCF0683.jpg

15. А этот особняк (дом № 17) - главное украшение Спиридоновки. Федор Шехтель спроектировал стилизованный под замок особняк для Саввы Морозова и его жены. В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю Савву Морозова. Ради неё Савва переступил через обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу как большой позор для семьи. Несмотря ни на что, в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет.

DSCF0691.jpg

16. Савва Тимофеевич Морозов учился в Кембридже и был известным англоманом, поэтому для своего особняка он выбрал стиль английской неоготики. Построенный в 1898 году особняк был первой масштабной работой архитектора Шехтеля. Деньги, полученные от этого заказа, позволили ему построить для себя особняк в Ермолаевском переулке. Наблюдение за строительством осуществлял архитектор И. С. Кузнецов с помощниками В. Д. Адамовичем, И. Е. Бондаренко, интерьеры были заказаны художнику М. А. Врубелю.

DSCF0694.jpg

17. Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Особняк сильно пострадал от пожара в 1995 году, но был быстро восстановлен. Всё-таки, это объект культурного наследия федерального значения. В настоящее время это дом приёмов МИД РФ.

DSCF0698.jpg

18. Дом № 20 соответствует респектабельному стилю улицы, но кажется, что это новодел.

IMG_6576.jpg

16. На углу Спиридоновки и Спиридоньевского переулка стоит большой серый жилой дом № 24/1 треста "Теплобетон" в стиле конструктивизма. Этот уникальный дом был построен в 1932-1934 годах из редкой технологической новинки - теплобетона. В настоящее время - Союз дизайнеров России.

DSCF0696.jpg

17. Дом выделяется и наличием барельефа с аллегорическими фигурами и поясняющими надписями: "Техника, искусство, наука". В архитектуре дома присутствуют два стиля - конструктивизм и сталинский ампир. Именно на этом месте стояла разрушенная церковь.

IMG_6582.jpg

21. Вид в сторону Садового кольца - дома № 28 и 30.

DSCF0699.jpg

22. Дом Тарасова № 30/1 был построен по проекту Ивана Владиславовича Жолтовского (1867-1959), выпускника Императорской Академии художеств, приехавшего в Москву и уже выполнившего в старой столице и окружающих ее усадьбах несколько крупных заказов.Этот дом на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка выглядит как-то не по-московски. Такое впечатление создаёт шершавая рустованная (т. е. отделанная полосками как будто под плитку шоколада) стена и громоздкие обрамления окон. У этого дома есть итальянский прототип: палаццо Тьене, построенное в Виченце в середине XVI века знаменитым Андреа Палладио. Однако Жолтовский переосмыслил пропорции здания. В палаццо Тьене верхний этаж имеет большую высоту, чем нижний. Жолтовскому же больше нравились соотношения этажей в венецианском Дворце дожей: высокий нижний этаж и более короткий верхний. При этом декор фасада перекочевал на Спиридоновку практически без изменений.

DSCF0700.jpg

23. Заказчиком строительства был богатый купец Гавриил Тарасов, выходец из армянской семьи. На фасаде дома и сейчас можно прочесть надпись на латыни "Гавриил Тарасов  сделал". После революции в здании размещался Верховный суд, затем посольство Польши, а с 1960-х годов роскошные итальянские комнаты с колоннами, каминами и расписными потолками занимает Институт Африки Российской Академии наук. Дом Тарасова - объект культурного наследия федерального значения.

DSCF0702.jpg

24. Дома №№ 34, 36, 38 - доходные дома начала прошлого века известных архитекторов. Перед домами сквер с атрибутами советского прошлого. Как оказалось, появились пионеры в постсоветское время.

DSCF0707.jpg

25. Пожалуй, это одна из самых респектабельных улиц Москвы и погулять по ней очень приятно.

DSCF0705.jpg

moya-moskva.livejournal.com

Прогулка по Спиридоновке - Наводы

IMG_6593.jpg

По этой улице приятно пройтись, особенно в выходной день, когда здесь мало машин, поэтому сворачиваем с Малой Никитской. За музеем-квартирой А.М. Горького и начинается наша прогулка по Спиридоновке. Улица названа так по церкви Святого Спиридония на Козьем болоте. Когда-то так называлась эта местность, где водились дикие козы, а Спиридоний в молодости был пастухом. Он почитается церковью как покровитель пастухов, коз и сельского хозяйства в целом. Со временем вокруг ручья на болоте построились дома, потом роскошные особняки. В новые времена церковь снесли, Спиридоновку переименовали в улицу Алексея Толстого, особняки заняли посольства. Но всё-таки, несмотря на построенные ещё в советское время многоэтажки, здесь и сейчас веет Старой Москвой.Кроме того, что на Спиридоновке - два особняка, построенные Шехтелем, два литературных музея, памятник Александру Блоку, здесь можно увидеть много интересных зданий в очень хорошем состоянии. В воскресный день на этой улице часто встречаются люди с картами, путеводителями, просто рассматривающие здания и с фотоаппаратами, в общем, прогулка получилась с положительными эмоциями.

1. Начало Спиридоновки  - дом № 3/5, одна из самых старых построек Москвы, палаты Гранатного двора . С этого места видна стрелка с Гранатным переулком, на стрелке - розовый дом в форме утюга, формирующий направление Спиридоновки.

IMG_6534.jpg

2. В XIV веке в Гранатном дворе располагались мастерские, где делались разрывные артиллерийские снаряды. В советское время тут были почти развалины, а в 1970-х годах строению угрожал снос. К счастью, в этот раз всё кончилось благополучно, и в 90-х комплекс наконец начали восстанавливать. После реставрации или реконструции, как считали специалисты, здание было приспособлено для Объединения дизайнеров интерьера.

DSCF0560.jpg

3. Вид на Гранатный двор.

DSCF0557.jpg

4.

DSCF0565.jpg

5. Угловой дом под номером 2/9 был построен в 1902 году для купцов, братьев Михаила и Николая Армянских. Этот доходный дом с общежитием для бедных студентов-армян, учившихся в Москве, возводился в два этапа: в 1899 году вдоль Гранатного переулка был выстроен трехэтажный каменный дом в эклектическом стиле по проекту архитектора Г.А. Кайзера, а в 1902 году архитектор В.А. Величкин, автор гостиницы «Савой» в Москве, мастер московского модерна, возвел массивное четырёхэтажное здание, примкнувшее к дому в Гранатном и продолжившееся по периметру Спиридоновки. Фасад был декорирован уже в стиле модерн. Нынешний вид дом обрел в конце 1930-х годов, когда его четырехэтажную часть надстроили одним этажом, а трехэтажную - двумя.До 1917 г. в доме проживала многочисленная семья его владельцев. Н.П. Армянский состоял членом Русского фотографического общества. Его брат М.П. Армянский был одним из учредителей Общества любителей лыжного спорта. В одной из квартир находилось частное училище для детей, которым заведовала А.Ф. Армянская. С момента постройки в квартирах этого дома во все времена проживала творческая интеллигенция: архитекторы, писатели. В квартирах этого дома  устраивались различные вечеринки и царила богемная жизнь. Сейчас в доме по-прежнему находятся жилые квартиры, за исключением первого этажа, где расположены, кроме галереи современного искусства «Открытый клуб», различные организации.

DSCF0670.jpg

6. Жилой дом № 9 купца Х. Павлова (реконструкция 1994) - это двухэтажный кирпичный дом, построенный по индивидуальному проекту в классическом стиле.

DSCF0674.jpg

7. Симпатичный особняк является объектом культурного наследия, построен в 1895 году. Симметрично расположенные входы выделены легкими ажурными козырьками.

DSCF0675.jpg

8. Дом №10, построенный в 1905 году архитектором П. В. Скосыревым по заказу его величества императора для артистов Большого театра. Особняк с красивым фасадом расположен в тихом огороженном скверике.

DSCF0663.jpg

9. В доме сохранились парадные мраморные лестницы, арочные окна и лепнина, напоминающие об историческом, театральном прошлом этого дома.

DSCF0667.jpg

10. Дом по адресу Спиридоновка, 11 тоже является памятником архитектуры. Городская усадьба А.Ф.Беляева, построенная в 1902-1904 годах архитектором И. И. Бони, - объект культурного наследия федерального значения. Дом построен в стиле "рациональный модерн" для известного врача, у которого наблюдались Шаляпин и Собинов. Необычная ограда делает домик очень привлекательным. А само здание строилось как подражание особняку Рябушинского, который находится в начале улицы. В настоящее время дом №11 - это посольство Перу, впритык за забором - владения Алжира.

DSCF0677.jpg

11. Взгляд в начало Спиридоновки, с правой стороны видны дома 2/9, 9, 11.

DSCF0684.jpg

12. Дом № 13 - особняк Р.И. Гесте построен в 1907 году архитектором С.С. Шуцманом, и опять объект культурного наследия. В этом особняке находится посольство Алжира.

DSCF0687.jpg

13. Адрес следующего владения № 14. Собственный доходный дом в стиле ренессанс архитектора П.С. Бойцова (1903), построен >при участии архитектора  А.В. Флодина. Этот дом сейчас занимает Генеральное консульство Греции. Балкон третьего этажа здания обрамлен металлической решеткой классического орнамента. Общая симметрия фасада с элементами архитектурного декора нарушена в первом этаже входным тамбуром, выступающим углом и граненым эркером над ним. Дом украшает массивная скульптурная группа: лев, побеждающий дракона, как напоминание о венской архитектуре.

DSCF0681.jpg

14. Дом № 16 - доходный дом П.С. Бойцова.

DSCF0683.jpg

15. А этот особняк (дом № 17) - главное украшение Спиридоновки. Федор Шехтель спроектировал стилизованный под замок особняк для Саввы Морозова и его жены. В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю Савву Морозова. Ради неё Савва переступил через обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу как большой позор для семьи. Несмотря ни на что, в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет.

DSCF0691.jpg

16. Савва Тимофеевич Морозов учился в Кембридже и был известным англоманом, поэтому для своего особняка он выбрал стиль английской неоготики. Построенный в 1898 году особняк был первой масштабной работой архитектора Шехтеля. Деньги, полученные от этого заказа, позволили ему построить для себя особняк в Ермолаевском переулке. Наблюдение за строительством осуществлял архитектор И. С. Кузнецов с помощниками В. Д. Адамовичем, И. Е. Бондаренко, интерьеры были заказаны художнику М. А. Врубелю.

DSCF0694.jpg

17. Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Особняк сильно пострадал от пожара в 1995 году, но был быстро восстановлен. Всё-таки, это объект культурного наследия федерального значения. В настоящее время это дом приёмов МИД РФ.

DSCF0698.jpg

18. Дом № 20 соответствует респектабельному стилю улицы, но кажется, что это новодел.

IMG_6576.jpg

16. На углу Спиридоновки и Спиридоньевского переулка стоит большой серый жилой дом № 24/1 треста "Теплобетон" в стиле конструктивизма. Этот уникальный дом был построен в 1932-1934 годах из редкой технологической новинки - теплобетона. В настоящее время - Союз дизайнеров России.

DSCF0696.jpg

17. Дом выделяется и наличием барельефа с аллегорическими фигурами и поясняющими надписями: "Техника, искусство, наука". В архитектуре дома присутствуют два стиля - конструктивизм и сталинский ампир. Именно на этом месте стояла разрушенная церковь.

IMG_6582.jpg

21. Вид в сторону Садового кольца - дома № 28 и 30.

DSCF0699.jpg

22. Дом Тарасова № 30/1 был построен по проекту Ивана Владиславовича Жолтовского (1867-1959), выпускника Императорской Академии художеств, приехавшего в Москву и уже выполнившего в старой столице и окружающих ее усадьбах несколько крупных заказов.Этот дом на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка выглядит как-то не по-московски. Такое впечатление создаёт шершавая рустованная (т. е. отделанная полосками как будто под плитку шоколада) стена и громоздкие обрамления окон. У этого дома есть итальянский прототип: палаццо Тьене, построенное в Виченце в середине XVI века знаменитым Андреа Палладио. Однако Жолтовский переосмыслил пропорции здания. В палаццо Тьене верхний этаж имеет большую высоту, чем нижний. Жолтовскому же больше нравились соотношения этажей в венецианском Дворце дожей: высокий нижний этаж и более короткий верхний. При этом декор фасада перекочевал на Спиридоновку практически без изменений.

DSCF0700.jpg

23. Заказчиком строительства был богатый купец Гавриил Тарасов, выходец из армянской семьи. На фасаде дома и сейчас можно прочесть надпись на латыни "Гавриил Тарасов  сделал". После революции в здании размещался Верховный суд, затем посольство Польши, а с 1960-х годов роскошные итальянские комнаты с колоннами, каминами и расписными потолками занимает Институт Африки Российской Академии наук. Дом Тарасова - объект культурного наследия федерального значения.

DSCF0702.jpg

24. Дома №№ 34, 36, 38 - доходные дома начала прошлого века известных архитекторов. Перед домами сквер с пионерами. Как оказалось, они появились тут не так давно.

DSCF0707.jpg

25. Пожалуй, это одна из самых респектабельных улиц Москвы и погулять по ней очень приятно.

DSCF0705.jpg

galik-123.livejournal.com


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров