Страны
         Турфирмы 
       
Отели          Билеты        
Подобрать тур
|
 Болгария  Греция  Египет  Израиль  Индия  Испания  Италия  Кипр  Китай  ОАЭ  Россия  Таиланд  Турция  Финляндия  Франция  Хорватия  Черногoрия  Чехия  Автобусные туры |
Куркиеки - культурный центр в Карельском Приладожье. Куркиеки карелия достопримечательностиПоездка в Карелию. Куркиеки и Койонсаари. Часть 1: Куркиеки.: russkij_severИтак, воскресенье, 16 июля. Собираемся в 7.30 на Удельной. Время раннее для старта, но это позволит нам провести на природе побольше времени. Для путешествия я арендую автобус, повезет наш постоянный водитель - Виктор, которому мы доверяем (ехать по трассе Сортавала можно спокойно лишь с проверенным водителем). Мы стартуем, едем быстро по полупустой дороге (что удивительно, обычно здесь довольно оживленно), и около 11 часов утра уже останавливаемся в Куркиеки. Забегая вперед, хочу сказать, что в этот день случилась в который раз одна и та же ситуация: в городе было пасмурно и прохладно, а за городом - жарко и солнечно. Это происходит много лет подряд регулярно, и отсюда вывод: статистически солнечная погода намного чаще за пределами города, где нет копоти, которая аккумулирует влагу и провоцирует образование туч. И поэтому надо чаще выезжать на природу. А те, кто не ездят, считая, что погода плохая, в итоге плохую погоду и получают, так как настоящее лето и отличная погода - у тех, кто путешествует, и это просто основано на научных фактах. Куркиеки - очень древнее поселение. Когда-то здесь был центр карельской земли. Корелы жили в основном на юге современной Карелии и на Карельском перешейке. Археологические данные говорят о том, что здесь была карельская крепость на одном из холмов, окружающих поселок. Первым упоминаием в летописи считается новгородская запись, датированная 1396 годом. В то время карельские земли, как и восток современной Финляндии, входили в состав Новгородской республики. После Смутного времени земли эти отошли от России к Швеции, и здесь появился шведский укрепленный город - Кроноборг. Через сто лет Россия победила в Северной войне, и по ее итогам Куриеки вернулся в Россию. Но в 1812 году Куриеки вошел в состав княжества Финляндского, и после революции стал территорией независимой Финляндии. В 1939-40 военным путем, в ходе Зимней войны, СССР забирает эти земли, о чем напоминают памятники погибшим советским и финским бойцам. Их захоронения совсем рядом, смерть примирила враждующие стороны, теперь они покоятся в соседних могилах, над которыми возвышаются памятники. Вот захоронение советских воинов. А вот здесь погибшие за родную землю финны и карелы. Это хорошо, что уважают память и о первых, и о вторых. Карельских названий улиц, к сожалению, не сохранилась. Въезд в поселок с трассы Сортавала идет по Советской, а проезд по самому поселку - по улице Ленина. Все как везде. Место, где расположен поселок - очень необычно. Со всех сторон его окружают небольшие каменистые горы, резко выдающиеся над поверхностью земли, как большие пузыри на воде. Такого я больше нигде не видел. На фото - одна из гор, что на окраине поселка. Благодаря такому ландшафту - здесь держится очень теплый воздух, а ветер слабее и реже, чем в других местах на побережье Ладоги. Средневековые карелы знали, где селиться - вероятно, тут был самый лучший климат из всех их земель. На фото - гора посреди поселка. Одна из горок, небольшая по размеру, расположена прямо у перекрестка Советской и Ленина, возле магазина-универсама. Мы поднялись на нее. Это нагрузило мышцы ног, но было не особо сложным делом. На залитой солнцем горе оказалось множество цветов. Виды с нее открывались неплохие. С другой стороны был крутой обрыв. Под горой раскинулось футбольное поле. А рядом - домики местных жителей. Надо отметить, что в поселке очень тихо и спокойно. Если кто из людей и появляется, что бывает редко, то идут не спеша, разговаривают не особо громко, жизнь тут очень неторопливая, тихая и расслабленная. Вдали мы видели еще одну гору, которую решили осмотреть на обратном пути, после посещения острова Койонсаари. Так и сделали, когда возвращались назад. Часть , кто устал, остались в автобусе, а другая часть, у кого было больше сил, полезла за мной в гору, которая называлась Маммаланмяки. Дороги наверх мы не нашли, лезли напролом, сметая кусты и ветви деревьев. Гора оказалась изрядно высокой - 60 метров над уровнем моря - и это оказалось неплохой тренировкой. На вершине оказался протяженный дикий лес, вопреки моим ожиданиям, что там будет голая скала. Пришлось и через этот лес продираться, но оно того стоило - с края горы открывались великолепные виды, а та горка, где мы были вначале, оказалась далеко внизу, будучи раза в два-три ниже. Стоим на вершине горы, довольные своей победой над природой. С вершины Маммаланмяки очень красиво смотрится Куркиекский залив Ладожского озера. Поев земляники и черники, которую мы нашли на вершине горы, спустились вниз по тропинке, найденной на другом ее склоне. Тропинка вывела в узкий проход между чьими-то участками, с одного из них на неожиданных гостей свирепо лаяла собака, а мы вышли через минуту на шоссе, бросив последний раз взгляд на гору. Возле поселка Куркиеки мы побывали на двух лесных озерах. Одно из них удивительное - на нем можно услышать многократное сильное эхо. Об этих озерах я написал отдельную заметку, можете ее прочитать здесь, посмотрев фотографии этого красивого уголка природы: http://pohod-vosemvrat.livejournal.com/11854.html Ну а после Куркиеки мы посетили остров Койонсаари, о котором будет вскоре отдельная большая статья.
Карелия. Куркиёки. Старое финское кладбище: cr2Куркиёки - посёлок в Лахденпохском районе Карелии, надалеко от границы с Ленинградской областью. С финского название переводится как "журавлиная река". До 1940 года здесь была Финляндия, после - по результатам Зимней войны - эта и другие территории отошли к России. Однако финские следы здесь остались. Один из них - старое кладбище, что в некотором отдалении от посёлка. Кладбище активно использовалось в первой половине 20-го века. Тогда здесь было похоронено более 1000 финнов. Сейчас рядом располагается и русское кладбище, но оно не интересное и туда я не ходил. От финского осталась лишь малая часть надгробий, но все нити не перерезаны. До сих пор сохранился перечень мест захоронений и карта расположения финских могил. Родственники из Финляндии по ним могут найти места последнего приюта своих предков. Судя по памятным лентам, финны приезжают. 1. На входе небольшая лютеранская часовня 2. Внутри ничего не сохранилось, зато на ней висит схема кладбища на русском и финских языках. Крест поставили в 1996 году в память о людях, живших здесь ранее 3. Кресты с несохранившихся могил 4. Предполагаю, большую часть надгробий могли уничтожить после вхождения этой части Финляндии в Россию 5. Почти все могилы в запустении 6. Неожиданно вышел свет 7. Толстые деревья могли сохраниться с финских времён 8. Часть надгробий стоят не рядами, а в хаотическом порядке. Может так и было, а может это просто перенесённые со своих мест памятники 9. Выделяющийся среди других памятник. Интересно, кем был этот Матти Роухиайнен? Что изображено на его надгробной плите? Солнце? 10. 11. Нет-нет, ничего общего с одной из соседних стран))Похоже, это финская ленточка. Что значат цвета и кто её здесь остаил, мне не известно 12. Ещё надгробия 13. Почти вросшая в землю плита. Или сваленный давным-давно памятник 14. А этот, похоже, разбили и пытались уничтожить надписи и даты. Интересно, для чего? Чтобы использовать плиту в хозяйстве, как это безнравственно делали после революции у нас с частями церквей и надгробными плитами? Загадка На схеме были обозначены могилы родителей президента Финляндии Лаури Кристиана Реландера, родившегося в Куркиёки и правившего Финляндией в 1925 - 1931 годах. Однако какие из найдённых надгробий они, точно сказать сложно. Скорее всего те, что на картинке 12. По крайней мере похоже, да и по схеме совпадало больше всего. На этом всё. Карелия - 2015: Старинное село Кинерма cr2.livejournal.com Поездка в Карелию. Куркиеки и Койонсаари. Часть 1: Куркиеки.Итак, воскресенье, 16 июля. Собираемся в 7.30 на Удельной. Время раннее для старта, но это позволит нам провести на природе побольше времени. Для путешествия я арендую автобус, повезет наш постоянный водитель - Виктор, которому мы доверяем (ехать по трассе Сортавала можно спокойно лишь с проверенным водителем). Мы стартуем, едем быстро по полупустой дороге (что удивительно, обычно здесь довольно оживленно), и около 11 часов утра уже останавливаемся в Куркиеки. Забегая вперед, хочу сказать, что в этот день случилась в который раз одна и та же ситуация: в городе было пасмурно и прохладно, а за городом - жарко и солнечно. Это происходит много лет подряд регулярно, и отсюда вывод: статистически солнечная погода намного чаще за пределами города, где нет копоти, которая аккумулирует влагу и провоцирует образование туч. И поэтому надо чаще выезжать на природу. А те, кто не ездят, считая, что погода плохая, в итоге плохую погоду и получают, так как настоящее лето и отличная погода - у тех, кто путешествует, и это просто основано на научных фактах. Куркиеки - очень древнее поселение. Когда-то здесь был центр карельской земли. Корелы жили в основном на юге современной Карелии и на Карельском перешейке. Археологические данные говорят о том, что здесь была карельская крепость на одном из холмов, окружающих поселок. Первым упоминаием в летописи считается новгородская запись, датированная 1396 годом. В то время карельские земли, как и восток современной Финляндии, входили в состав Новгородской республики. После Смутного времени земли эти отошли от России к Швеции, и здесь появился шведский укрепленный город - Кроноборг. Через сто лет Россия победила в Северной войне, и по ее итогам Куриеки вернулся в Россию. Но в 1812 году Куриеки вошел в состав княжества Финляндского, и после революции стал территорией независимой Финляндии. В 1939-40 военным путем, в ходе Зимней войны, СССР забирает эти земли, о чем напоминают памятники погибшим советским и финским бойцам. Их захоронения совсем рядом, смерть примирила враждующие стороны, теперь они покоятся в соседних могилах, над которыми возвышаются памятники. Вот захоронение советских воинов. А вот здесь погибшие за родную землю финны и карелы. Это хорошо, что уважают память и о первых, и о вторых. Карельских названий улиц, к сожалению, не сохранилась. Въезд в поселок с трассы Сортавала идет по Советской, а проезд по самому поселку - по улице Ленина. Все как везде. Место, где расположен поселок - очень необычно. Со всех сторон его окружают небольшие каменистые горы, резко выдающиеся над поверхностью земли, как большие пузыри на воде. Такого я больше нигде не видел. На фото - одна из гор, что на окраине поселка. Благодаря такому ландшафту - здесь держится очень теплый воздух, а ветер слабее и реже, чем в других местах на побережье Ладоги. Средневековые карелы знали, где селиться - вероятно, тут был самый лучший климат из всех их земель. На фото - гора посреди поселка. Одна из горок, небольшая по размеру, расположена прямо у перекрестка Советской и Ленина, возле магазина-универсама. Мы поднялись на нее. Это нагрузило мышцы ног, но было не особо сложным делом. На залитой солнцем горе оказалось множество цветов. Виды с нее открывались неплохие. С другой стороны был крутой обрыв. Под горой раскинулось футбольное поле. А рядом - домики местных жителей. Надо отметить, что в поселке очень тихо и спокойно. Если кто из людей и появляется, что бывает редко, то идут не спеша, разговаривают не особо громко, жизнь тут очень неторопливая, тихая и расслабленная. Вдали мы видели еще одну гору, которую решили осмотреть на обратном пути, после посещения острова Койонсаари. Так и сделали, когда возвращались назад. Часть , кто устал, остались в автобусе, а другая часть, у кого было больше сил, полезла за мной в гору, которая называлась Маммаланмяки. Дороги наверх мы не нашли, лезли напролом, сметая кусты и ветви деревьев. Гора оказалась изрядно высокой - 60 метров над уровнем моря - и это оказалось неплохой тренировкой. На вершине оказался протяженный дикий лес, вопреки моим ожиданиям, что там будет голая скала. Пришлось и через этот лес продираться, но оно того стоило - с края горы открывались великолепные виды, а та горка, где мы были вначале, оказалась далеко внизу, будучи раза в два-три ниже. Стоим на вершине горы, довольные своей победой над природой. С вершины Маммаланмяки очень красиво смотрится Куркиекский залив Ладожского озера. Поев земляники и черники, которую мы нашли на вершине горы, спустились вниз по тропинке, найденной на другом ее склоне. Тропинка вывела в узкий проход между чьими-то участками, с одного из них на неожиданных гостей свирепо лаяла собака, а мы вышли через минуту на шоссе, бросив последний раз взгляд на гору. Возле поселка Куркиеки мы побывали на двух лесных озерах. Одно из них удивительное - на нем можно услышать многократное сильное эхо. Об этих озерах я написал отдельную заметку, можете ее прочитать здесь, посмотрев фотографии этого красивого уголка природы: http://pohod-vosemvrat.livejournal.com/11854.html Ну а после Куркиеки мы посетили остров Койонсаари, о котором будет вскоре отдельная большая статья. autotravel.livejournal.com Карелия. Лахденпохский район. «Места силы».Наконец-то после довольно долгого перерыва мне снова удалось выбраться в короткое путешествие. На этот раз это была однодневная поездка в Карелию. Фирма «КарелияГид» предлагает несколько маршрутов по Карелии, один из них – в Лахденпохский район. Цель поездки – посетить так называемые «места силы». Маршрут начинается в посёлке Куркиёки и заканчивается на берегу Ладоги на острове Койонсаари. Поездка к мистическим местам, конечно же, не могла обойтись без мистики 🙂 . Автобус должен был отправиться от Казанского собора в 7-30, но в назначенное время я машину с нужным номером там не обнаружила. Мало того, сделав неосторожное движение, я удалила sms с телефоном гида. Оставшись без связи, пришлось действовать методом тыка и опрашивать всех, кто под руку попадётся – первым попавшимся оказался искомый гид. Выяснилось, что по каким-то форс-мажорным обстоятельствам автобус задерживается на час. Группа подобралась позитивно настроенная, поэтому никто особо по этому поводу не шумел – погуляли по сонному ещё Невскому, посмотрели со всех сторон на обновлённый Казанский собор, выпили «капуччино», тут и автобус подошёл. Выезжали из города через Литейный мост и Охту. Как оказалось, Литейный некоторым образом связан с целью нашей поездки. Существует легенда о том, что рядом с местом строительства моста находился древний священный камень – сейд, и при строительстве этот камень столкнули в Неву, после чего сработало проклятье. Строительство моста, действительно, шло достаточно непросто – дважды взрывались кессоны, гибли люди. Однако, мост был построен и служит до сих пор. Нам предстояло ехать около двух часов до Приозерска, а оттуда ещё около часа до посёлка Куркиёки. До Приозерска вполне приличное шоссе, а вот после нас ожидало около 25 километров грунтовки. Пока выезжаем из города, гид знакомит нас с историей тех мест, куда мы направляемся. Эту территорию населяли финно-угорские племена – карелы, финны, вепсы, ижора, а ещё раньше – саами или саамы. Постепенно воинственные карелы оттеснили саамов дальше к северу. Потом сюда пришли славяне. За господство над этими землями боролись шведы и новгородцы, а позже шведы и Пётр I. Швеция владела землями Приладожья по Столбовскому договору 1617 года, пока Пётр I не решил «прорубить окно в Европу». Некоторое время эта территория принадлежала Княжеству Финляндскому, входящему в состав Российской империи, а после 1917 года независимой Республике Финляндия. В 1944 году Финляндия была вынуждена уступить Советскому Союзу Карельский перешеек и Приладожье. На противоположном по отношению к Лахденпохье берегу Ладожского озера находится основанная Рюриком Старая Ладога. Историки до сих пор спорят по поводу того, был Рюрик скандинавом или славянином. По одной из версий Рюрик был внуком новгородского старейшины Гостомысла. Кстати, существует версия, что прототип шекспировского принца Гамлета Амелет — внук Рюрика. О жизни и верованиях того или иного народа мы можем узнать из сохранившихся легенд и мифов. Для Карелии это, прежде всего, эпос «Калевала», записанный со слов местных сказителей Элиасом Лённротом. «Калевала» состоит из пятидесяти рун и открывается мифом о сотворении мира. Я родилась в Карелии и с персонажами «Калевалы» знакома с детства – это и старый мудрый Вяйнемёйнен, и кузнец Илмаринен, и быстроногий охотник Лемминкяйнен, хозяин леса Хийси и злая старуха Лоухи – хозяйка северной страны Похъёлы. Ещё одним важным источником информации о жизни местного населения можно считать руны, сохранённые сказительницей Параскевой Никитичной Никитиной. Она принадлежала к народности ижора и исполняла руны на ижорском языке. Отец Параскевы Никитиной был кузнецом, а кузнецы в те времена были нередко ещё и костоправами и хранителями рун. В Финляндии Параскева Никитина известна под именем Ларин Параске и ей установлен памятник в Хельсинки на проспекте Маннергейма. Важное место в жизни карелов, вепсов, саамов занимала магия. Саамские шаманы — нойды общались с духами предков и с духами природы. Верховное божество саамов ––– Радиен Атче, отец всего сущего. Интересно, что Радиен Атче представлен Троицей – Бог-Отец (Батюшка Небо), жена Бога-Отца (Радиен Акка – Матушка Земля) и Бог-Сын (Радиен Пардне). Мадеракка — Мать-прародительница получает души от Радиен Атче. Саамские космогонические мифы очень интересны, и, на мой взгляд, они вполне согласуются с представлениями самых передовых современных учёных. Вепсские жрецы — арбуи больше занимались «бытовой» магией. Они делали предсказания, освящали браки, проводили похоронные обряды. Становились арбуями люди «со странностями», причём заниматься подобными практиками можно было только по достижении тридцатилетнего возраста. Считалось, что души умерших шаманов вселяются в камни – сейды. Вот с такими «одухотворёнными» камнями нам и предстояло встретиться в нашем путешествии. Дорожный указатель сообщает, что мы въезжаем на территорию Карелии. Асфальт заканчивается и начинается обещанная грунтовка. Выглядит дорога неплохо — по ней недавно прошёл грейдер, а прошедшие дожди более-менее прибили пыль, но трясёт на ней довольно сильно. Такое ощущение, как будто едешь по стиральной доске – лучше помолчать, чтобы не прикусить язык. Наконец, мы въезжаем в посёлок Куркиёки и направляемся к небольшой гостинице «Курки» («Журавль»), где нас уже ждёт обед. Название посёлка происходит от названия небольшой реки, которая протекает неподалёку – Куркийоки – Журавлиная река. Название красивое, но связанная с ним история печальна. Во время сезонного перелёта стая уставших журавлей приземлилась здесь, чтобы отдохнуть и подкрепиться, но холода в тот год наступили необычно рано, и река оказалась замерзшей. Измученные долгим перелётом птицы не смогли найти здесь пищу, и многие из них в этом холоде не дожили до утра. Утром местные жители попытались спасти тех, кто ещё подавал какие-то признаки жизни. В память об этом печальном событии и было дано название реке. Сейчас в посёлке Куркиёки около 900 жителей. А во времена шведского господства здесь был классический средневековый город – Кроноборг. Интересно, что при шведах только здесь сохранялся православный приход. Шведы позволили сохранить его из уважения к заслугам Родиона Лукьяновича Лобанова – русского боярина, перешедшего к ним на службу. В начале 20 века в Куркиёки был организовано сельскохозяйственное училище, которое позже выросло до Института сельского хозяйства, в котором преподавал известный финский биолог Вели Рясанен. Он был большим знатоком лишайников. Лишайники играли в жизни местного населения важную роль — в голодные годы они буквально спасали жизнь. Их сушили, потом варили в нескольких водах, чтобы удалить горечь, и ели. Кто пробовал, говорит, что вкус очень напоминает вкус грибов. Учёные долгое время не могли разобраться, куда отнести лишайники. Лишь в конце 19 века было установлено, что они представляют собой симбиоз грибов и зеленых водорослей. Второй президент Финляндии Лаури Кристиан Реландер был родом из Куркиёки, его отец был директором местного сельскохозяйственного училища. Первое «место силы» находится совсем рядом с гостиницей, к нему ведёт тропинка, отмеченная бетонными кубиками – они, конечно же, не имеют никакого отношения к древности, их установили где-то в 90-е годы любители эзотерики — постоянные посетители этих мест. Выходим по тропинке к плоской скале. Такие скалы называют бараньими лбами. Когда-то здесь проводились древние магические ритуалы. Сейчас сюда любят приезжать различные группы эзотериков. Видны следы их пребывания — остатки костра, монетки. Бросаются в глаза интересные следы на скале: Затрудняюсь представить, как они могли появиться. Такое впечатление, как будто камень был мягким, как пластилин, и эти следы были выдавлены на его поверхности. Буквально в нескольких метрах от этого места находится ещё один священный камень – камень-седло. По поверьям он исполняет желания. Рядом с камнем множество пенёчков – это опять дело рук любителей мистики, они устраиваются на этих пеньках для проведения своих ритуалов. Третий камень ещё более интересен. Это камень-ступа. Считается, что он обладает лечебными свойствами. В таких ступах в древние времена оставляли на ночь тяжелораненых воинов, которым уже нельзя было помочь какими-то другими средствами. К утру раненый должен был, если не восстановиться полностью, то хотя бы получить шанс на выживание. Я попробовала немного посидеть внутри этой ступы – как ни странно, ощущения довольно комфортные, несмотря на то, что камень холодный и влажный после дождя. Наверно, духи помогали воинам, но вряд ли тяжелораненый воин был в состоянии сам как-то войти с ними в контакт. Вероятно, жрецы проводили соответствующий ритуал. Садимся в автобус и едем к следующему пункту нашей программы – священному холму, где находилось древнее капище, и у подножия которого по сей день сохранились остатки протосаамского лабиринта. Холм находится рядом с посёлком Алхо, что в 9 километрах от Куркиёки. За лабиринтом постоянно ухаживают поклонники древних ритуалов, подкладывают туда новые камушки. О предназначении лабиринтов до сих пор ведутся споры, выдвигаются различные гипотезы, но ни одна из них пока не нашла достаточного подтверждения. По одной из гипотез лабиринты должны были способствовать успешной рыбной ловле, как бы имитируя заход рыбы в сеть. По другой они связаны с культом мёртвых и должны затруднить душам умерших возвращение в мир живых. Современные почитатели лабиринтов, в основном, загадывают там желания, пройдя против часовой стрелки до центра и оставив там какое-то подношение. Чего здесь только нет – и монетки, и игрушки, и даже кусочки шоколада. Каждый, видимо, оставил самое дорогое 🙂 . Я тоже решила пройти к центру лабиринта. Никаких необычных ощущений я при этом не испытала, но в самом центре у меня наглухо заклинило затвор фотоаппарата. Вернуть ему подвижность удалось только с третьей попытки. Неожиданно мне захотелось взять с собой камушек из лабиринта, что я и сделала. Считается, что на вершине холма, у подножия которого расположен лабиринт, когда-то находилось древнее капище, но до сегодняшнего дня никаких его следов не сохранилось. На мой вопрос, откуда известно, что капище здесь было, гид ответила, что такая информация была на старых финских картах. Установленные сегодня на вершине холма деревянные идолы – это уже современное творение группы «Сварог», члены которой приезжают сюда, чтобы отмечать древние славянские праздники, например, день Ивана Купалы. Наш гид побывала на одном из ритуалов, который проводился здесь. По её мнению, все воспроизведено довольно близко к описаниям, которые можно найти в сохранившихся письменных источниках. Интересно, что некоторые из старинных свадебных ритуалов совпадают с ритуалами, до сих пор распространёнными в Индии — например, ритуал, во время которого жених и невеста кормят друг друга. Различных ритуалов было множество — очистительные, оберегающие, свадебные, похоронные. Всем известная песня «Во поле березка стояла» — это записанный ритуал свадьбы Ярилы и Берёзки. На вершине холма есть несколько камней, каждому из которых приписывают определённые лечебные свойства. Вот этот камень для лечения спины: А вот этот — для лечения сердца: Нетрудно догадаться, в каких случаях помогает камень, у которого установлено деревянное изображение богини Макоши. Макошь – женское божество, стало быть, камушек этот помогает восстанавливать женское здоровье. Чуть в стороне есть ещё один интересный камень. Его называют камень-праща. Считается, что жрецы древности откалывали от него кусочки и делали из них обереги, которые давали нуждающимся в защите. У самой тропинки, ведущей на вершину холма, лежит камень, как будто расчерченный продольными и поперечными полосами, о происхождении которых ничего неизвестно. На некоторых деревьях можно увидеть ленточки, которые остались после проведения ритуалов. В центре холма видны остатки венка, оплетённого ленточками, который был разложен вокруг костра. Для древних капищ характерно расположение в самой высокой точке местности. Также всегда рядом должна быть вода. Здесь все эти условия соблюдены – холм возвышается над окрестными полями, а под ним протекает река Куркийоки.
Кроме священных камней у финно-угорских народов были распространены священные деревья – карсикко. Обычно это были хвойные деревья с особым образом обрезанными ветками, например, срубались все ветки с одной стороны. Такие деревья формировались в связи с особыми событиями – свадьба, рождение ребёнка, уход человека в мир иной. И сегодня ещё на старых финских кладбищах можно увидеть такие деревья. А нам пора отправляться дальше. Едем в направлении посёлка Вятиккя. Финское название Вятиккя происходит от русского слова «святик» — в этих местах любили селиться монахи, искавшие уединения. Наша следующая цель – остров Койонсаари на Ладоге. Существует версия, что именно Койонсаари выведен Пушкиным под островом Буяном. Ладога капризна и непредсказуема, с ней связана масса легенд. По одной из этих легенд некий купец перед дальним плаванием пошёл к жрецу-арбую, чтобы узнать, будет ли его путь благополучным. Жрец предсказал ему, что путешествие, в общем, будет благополучным, но нужно быть очень внимательным в самом его конце, чтобы избежать беды. Всё вышло так, как и было предсказано. Уже был виден берег, купец вздохнул с облегчением и расслабился, и в этот момент оторвался кусок скалы и рухнул прямо на корабль, погребя его под собой. С тех пор корабль купца периодически появляется в этих водах, но ни в коем случае нельзя ступать на его борт, как бы настойчиво вас ни приглашали. Чтобы попасть на Койонсаари, лодка не нужна – здесь построена дамба. Территория острова охраняется, въезд на автомобилях запрещён. В начале двухтысячных остров был арендован бизнесменом по фамилии Коган. Он вложил свои средства в устройство дамбы и дорог. Природа острова необычно красива. На его песчаных пляжах любят отдыхать местные жители. Также эти места облюбовали эзотерики, которые в июле проводят здесь свои слёты. Мы направляемся вдоль берега Ладоги к скале Хийси. По дороге нам встречается ещё один интересный объект – скала, похожая своими очертаниями на белого кита. Собственно говоря, здесь все скалы удивительны — просто невероятные сочетания цветов и линий. Глядя на эти скалы, я вспоминаю прекрасные иллюстрации к «Калевале», сделанные замечательной карельской художницей Тамарой Юфой. А вот и скала Хийси: Считается, что на её вершине тоже было древнее святилище. К сожалению, до наших дней никаких видимых следов не сохранилось. Попадаются камни с какими-то линиями, но их происхождение непонятно: Хийси – повелитель леса. О нём также рассказывается в «Калевале». Персонаж весьма непростой, это не добрый старичок-лесовичок. Хийси может принимать облик лося, и тогда нарушителям лесного порядка не поздоровится. Этим летом на территории государственного заказника «Щучье озеро» я встретила аж двух «хийси» сразу 🙂 . Но, поскольку в лесу я с самого раннего детства и умею себя вести прилично – не кричу, лесных жителей не беспокою, не мусорю, веток не ломаю – мне нечего опасаться гнева повелителя леса. Хийси ко мне вполне благосклонен – никогда не отпускает из своих владений без подарков. Этим летом все жалуются на отсутствие грибов, а у меня грибы уже из морозилки вываливаются. Виды со скалы Хийси открываются просто изумительные: Чудесное место – невероятная красота и удивительная тишина. Уходить не хочется, но нам пора в обратный путь. По плану мы должны вернуться в город не позднее 23 часов, но Приозерское шоссе непредсказуемо – пробка здесь может образоваться буквально из ничего. Снова преодолеваем уже знакомые 25 километров по грунтовке, потряхивает так, что вылетает флешка из плейера. Наш гид пыталась поставить фильм о Карелии, но его просмотр приходится отложить до выезда на асфальт. А фильм замечательный! Называется он «Карелия известная и неизвестная. На перекрёстках стихий». Кстати, домой мы добрались «без сучка и без задоринки» и даже раньше, чем рассчитывали. Видимо, древние духи были благосклонны к нам 🙂 . elena-smirnova.ru Рыбалка,охота,активный отдых в Куркиеки,лодки,рыболовные снасти,аренда коттеджа,снять коттеджДостопримечательности КуркиёкиКуркиеки Иивониеми Корписаари Силланкорва Вяттиккя Терву Кочерга оз.ТенткенлампиКуркиеки. Автодорога А-129. 168 км (километровый столб "180"). Поселок Куркиеки. Бывший Кронборг, ранее Кирьяж.Во времена шведского правления здесь располагалась усадьба графа Оксенштерна. В 1711 г. Кроноборг был освобожден русскими войсками и земли Оксенштерна перешли в казну. В 1743 г. земли Кроноборгской волости были подарены Скавронским, в 1797 г. перешли к Воронцовым и на месте усадьбы Оксенштерна появилась усадьба Воронцова. В 1873 г. имение было выкуплено финским государством, в бывшем имении Воронцовых расположилась сельскохозяйственная школа, а с 1897 г. - сельскохозяйственный институт. Институт был одним из лучших в Финляндии, ему принадлежали 56 зданий и 794 га земли. Полную информацию о Куркиеки можно получить на сайте "Кирьяж" либо прямо на месте, у владельцев ресурса - Игоря и Марины Петровых. Экспозиция Куркиекского краеведческого центра находится справа у шоссе, под склоном горы Линнавуори в доме финского биолога Вели Рясинена, который собрал огромную коллекцию лишайников, за что получил титул Короля Лишайников.
Здесь Вы можете получить исчерпывающую справку по истории Северного Приладожья. Неторопливым путешественникам будет любопытно остановиться на пару дней в Ласанен или в Куркиеки и осмотреть окрестности. Богатство истории здешних мест поражает воображение: здесь находились становища людей каменного века и городища карел. Прямо в ручьях лежат монеты эпохи шведского владычества. В 2002 году мы были свидетелями факта нахождения шведской монеты и керамики каменного века, которые теперь можно осмотреть в музейной экспозиции. На берегу реки, справа у дороги, у подножия горы Линнавуори находилась двухэтажная гостиница "Курки", которая сгорела зимой 2002-2003. Река от моста до впадения в Ладогу имеет "ухоженный" вид, многие туристы принимают ее за искусственный канал.
А на самом деле это река, но очень короткая - всего 300 метров длиной. Она начинается от слияния речек Рахоланйоки (Денежная) и Хейнйоки (Сенная) и заканчивается, впадая в Куркиекский залив. На левом берегу реки можно осмотреть памятный знак, отмечающий 600-летие поселка, советский и финские памятники погибшим в годы Гражданской, Зимней и Второй мировой войны. От деревянной кирхи сохранился только фундамент, здание сгорело в 1991 году. На правом берегу реки сохранился дом, где родился Лаури Кристиан Реландер - президент Финляндии (1925-1931).
Деревья были высажены учениками финского сельскохозяйственного училища: лиственница, кедр, веймутова сосна, клены... В полукилометре от центра поселка, вверх по реке в окружении лиственниц располагается гостевой домик "Усадьба". Построен в 1914 году по проекту известного финского архитектора Ларса Сонка. В доме сохранились старинные изразцовые камины, кухня с печью для выпечки хлеба. Здесь можно увидеть быт финского дома начала XX века. От домика возвращаемся к дороге и поднимаемся на гору Линнавуори по юго-западному пологому склону горы. Северный и восточный склон каменной горы — практически отвесен. Вершина — голый гранитный монолит. Сверху видна вся панорама окрестностей. В древности на скале было городище-крепость, и сейчас на Линнавуори видны остатки крепостных валов, защищающих городище с запада. К нашему сожалению, крепость была разобрана на постройку домов в середине 19-го века. На вершине горы, среди традиционных надписей типа "Кися и Ося были здесь", встречается выбитая на скале надпись, датированная 1901 годом. При выезде из поселка в сторону Лахденпохья, справа за болотцем высится скала Карвалинвуори, рассеченная трещиной. Это - следы землетрясения 1850 г. Недавняя геологическая экспедиция в результате обследования скалы получила ценные данные о развитии тектоники Балтийского щита. После снятия давления ледника в 2 километра толщиной балтийский щит до сих пор медленно поднимается. На юге Ладоги и Финского залива море наступает на сушу, на севере - наоборот. На северном побережье в километре от воды находятся береговые уступы, о которые несколько тысяч лет назад разбивались бурные волны Ладоги. Лиственично-пихтовая роща в Иивониеми. 2 км от автодороги А-129Следуя по поселку Куркиеки в сторону Хийтола, на втором (от реки) правом крутом повороте грейдера (не доезжая АЗС) расположен съезд налево на полевую дорогу. Примерно через 1 км видим указатель "Частная территория". (Частная территория распространяется ТОЛЬКО на луга и поля. Ходить по лесу и ездить по дорогам не возбраняется). Здесь лучше оставить машину и пройти 1.5 км вперед, мимо дома, сараев, по дороге через поле. Дорога спускается в ложбинку, слева виден Куркиекский залив, справа - луга у залива Хяменлахти. Около трансформаторной будки в конце линии электропередачи у начала подъема дороги надо свернуть налево и по границе поля и леса выйти к заливу. Ели и сосны сменяются лиственницами, затем пихтами. Молодое дерево выглядит как елочка с мягкими хвоинками и корой, как у березки, только темно-коричневой. Городище на острове Корписаари (по сведениям 2006 года въезд ограничен шлагбаумом с надписью "частная территория"). 5,5 км от автодороги А-129Выехав из Куркиеки в сторону Хийтола, надо свернуть с грейдера на первую (после АЗС) дорогу, отходящую влево. Дорога, проходимая для любой машины, примерно 3 км поднимается в гору Пимеямяки, затем на протяжении километра спускается к проливу Уйтонсалми, соединяющему заливы Найсмери и Куркиекский. Далее надо проехать еще около километра прямо по дороге, которая от пролива поднимается к горе Ранталиннавуори, поворачивает направо и выводит на луг. Сюда, в начале 90-х годов, на несколько сезонов подряд выезжал в летний лагерь клуб юных археологов из Санкт-Петербурга, здесь ребята реконструировали постройки становища, характерного для этих мест. Здесь можно было видеть быт людей, населяющих эти земли 1000 лет назад. Мы видели покрытую тростником глиняную хижину с коровьим черепом, отгоняющим злых духов, печь для обжига глиняных изделий и заготовки этих изделий. Силланкорва. Место битвы со шведами. 3 км от автодороги А-129Из поселка Куркиеки надо выехать по дороге на станцию Алхо. Проехав местную электрическую подстанцию и гостевой домик "Курки", и примерно два километра, пока справа, за поймой реки Рахаланйоки, не станет виден высокий обрывистый скальный массив - гора Аромяки. Справа у дороги видны руины дома. Сразу за домом можно поставить машину и пройти к реке. Здесь находилась мельница, сейчас видны лишь ее остатки.
Река тысячелетиями полировала скалу и протерла в ее толще узкий водосток.
На поле за рекой по преданию была битва между карелами и шведами. "В деревне Силланкорва ("У моста"), в той ее части, что зовется Лукарюхмя , была страшная битва. По преданию во время сражения воины стояли по колено в крови" Вятиккя. 8 км от автодороги А-129Проезд по грейдеру в сторону Лахденпохья. В 6-ти километрах от Куркиеки необходимо повернуть направо по указателю "Вятиккя". В конце дороги, у пролива к острову Койонсари, расположена турбаза. С разрешения администрации возможно пройти на территорию. Здесь располагается часовня преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Рядом на дорожке вкопан настоящий пограничный столб СССР, поодаль на поляне стоит зенитно-ракетный комплекс. Остатки былого железного занавеса… Над турбазой возвышается пологая скала, "замаскированная" елочками и можжевельником. Она поднимается над заливом, а на ее вершине расположена смотровая вышка. Сверху открывается вид на Ладогу за островом Койонсари, вдали из воды вылезают скалы, гладкие и покатые, как спины китов. Остров Койонсари. 8 км от автодороги А-129Остров Койонсари прикрывает Вятиккя со стороны Ладоги, от материка его отделяет узкая, заросшая камышом, протока. Остров славится своими многокилометровыми песчаными пляжами, уникальными для северной части Ладожского озера.
В июле 2008 пляж был буквально забит палатками и отдыхающими. С 2006 года территория на острове взята в аренду и благоустраивается. Уже нет тех свобод, к которым привыкли туристы-водники, которые десятки лет останавливались на пляже, но принимаемые меры выглядят вполне разумными при посещаемости, возросшей в десятки раз и тотальном замусоривании среды обитания. Через протоку переброшен автомобильный мост, по острову проложена дорога, установлены контейнеры для мусора и туалеты. Вход свободный, въезд - только для заброски вещей. К сожалению нет организованной парковки, все обочины и поля забиты машинами, трудно найти место, чтоб остановиться даже ненадолго. Терву.10,5 км от автодороги А-129Вернувшись на пару километров назад, в сторону шоссе, можно свернуть на лесную дорогу и проехать к поселку Терву. В 1857 г. интендант, барон Себастьян Грипенберг взял в аренду усадьбу Терву, где построил первый в Финляндии сырозавод. Сыр изготовлялся по швейцарской технологии. Масло и жирный сыр особой торговой марки возили на продажу в столицу Российской империи — Петербург. Сейчас (2006 год) эти основательные дома с гранитными стенами стоят в запущенном состоянии, в одном из зданий — местные мастерские. На холме у берега залива стоит белокаменный дом. Рамы полувыбиты-полузаколочены. Печальное зрелище. зал. Кочерга (Муролахти)Назван так из-за Г-образной формы. Расположен к северу от мыса Куркиниеми, практически сразу за ним - (GPS N61°13’28" E30°05’43")открывается узкий и длинный залив. Протяженность залива - около 4 километров. Ширина залива 0,1-0,5 кабельтова (20 - 90 метров). Глубины в нем 2-7 метров. Грунт - ил. В заливе есть множество обжитых мест для стоянки и верх сервиса - баня на понтоне! Банщик живет здесь же, договариваться о бане лучше заранее, за пару часов. Залив Кочерга пользуется бешеной популярностью и в выходные дни найти свободное место для стоянки практически невозможно. Залив также славится обилием раков, которые легко ловятся на мелководье у берега во время вечерних сумерек или ночью, с помощью фонарика и ловкости рук. Наличие раков свидетельствует о чистоте воды залива. Залив удобен для байдарочников тем, что из него можно попасть в Куркиекский залив минуя открытую Ладогу в случае шторма. В дальнем конце залива есть перешеек на котором распологался старый финский хутор. От него остались только фундаменты и заросли смородины. По перешейку идет тропа по которой можно перетащить байдарку из залива Кочерга в залив Куркиниеми и обратно Мельница на Соскуанйоки, озеро Тенткенлампи.4 км от автодороги А-129Выехав из Куркиеки к Лахденпохья, после домика (слева) с надписью "Автосервис" надо свернуть направо, на грунтовку к деревне Соскуа. Грунтовка проходит мимо окончания Куркиекского залива, над дорогой возвышается скала Рююхямяки, с которой открывается замечательный вид на залив. Через 2-3 км от шоссе начинается деревня, у дороги на обочине лежит доска с надписью Соскуа. Деревня, как и все здесь, не плотной застройки, а с далеко разбросанными домами. Надо проехать через деревню, примерно в центре деревни повернуть налево и доехать до сгнившего моста через Соскуанйоки. Мост обветшал и пройти через него можно только по основным продольным балкам из необъятных бревен. Перейдя через мост и пройдя 300 метров по краю поля, вверх по течению реки, видим домик мельника и порог на месте старой плотины.
Летом порог не производит впечатления, вода бушует здесь только весной.
На обратной дороге, как только закончатся поля у деревни Соскуа, и дорога перевалит через холм, спускаясь к Куркиекскому заливу, можно оставить машину и пройти по тропинке в южном направлении к лесному озеру Тенткенлампи.
Озеро имеет форму буквы "Г" и расположено между Куркиекским заливом и Соскуанйоки. Оба берега озера представляют собой сплошную скалу. Глубина озера около 20 метров. Вода очень теплая и прозрачная. Уже при заходе солнца видно дно на большой глубине. Радует изумительно четкое эхо с задержкой около секунды, отражающееся от противоположного крутого скалистого берега. otdyhaet.narod.ru культурный центр в Карельском Приладожье » Объекты историко-культурного наследия КарелииИсторические поселения Карелии все чаще привлекают внимание режиссеров. В августе в поселке Куркиеки проходили съемки мелодраматического фильма «Мы поженимся. В крайнем случае созвонимся», хотя по сюжету события фильма разворачиваются в Сибири. Почему же все-таки Лахденпохский район Республики Карелия? По словам режиссера фильма Татьяны Чистовой, «эти места привлекли своей нетронутостью». Карельское Приладожье – это не только интересные ландшафты, великолепная природа, живописные виды, благоприятные климатические условия, но и богатая история, большое количество памятников археологии и архитектуры. Для нашей республики особенно важно, что территория Лахденпохского района и особенно окрестностей п.Куркиёки - один из географических центров формирования карельского этноса. Именно здесь в период I тыс.н.э. появляется большое поселение племени корела, и сооружаются мощные крепости на горах (линнавуори) для защиты карельских поселений от постоянных набегов викингов и походов шведских рыцарей. Остатки этих крепостей сохранились до настоящего времени. Это подтверждают научно-исследовательские работы, проводимые на территории Лахденпохского района и пос. Куркиеки финскими (Т.Швиндт, А.О.Хейкель, Я.Апельгрен, П.Уйно) и российскими (А.Н.Кирпичников, С.И.Кочкуркина, А.И.Сакса) специалистами-археологами. В результате экспедиций учеными собран богатейший археологический материал, отражающий культурный опыт древнекарельского народа. За период своего существования в Северном Приладожье карелы создали достаточно богатый пласт материальной и духовной культуры: эпические песни, женские украшения, оружие, костюм. Поселок Куркиеки упоминается с XV века как центр Кирьяжского погоста Корельского уезда Русского государства. В начале XVI века Куркиеки был одним из главных в Приладожье торговых пунктов. В 80-х гг. XVI века земли Кирьяжского погоста были захвачены шведами. С этого времени и до начала XVIII в. территория современного Приладожья несколько раз была завоевана шведами и вновь возвращена Русскому государству. Только после победы в Северной войне 1700-1721 гг. и подписания Ништадского мирного договора в 1721 г. Корельский уезд перешел России. В это время была образована Финляндская губерния, частью ее являлся и Куркиекский уезд. С 1917 до 1940 года п.Куркиеки входил в состав государства Финляндии. В 1940 году, когда граница между СССР и Финляндией была перемещена, и Советскому Союзу отошла часть территории Финляндии, поселок Куркиеки стал центром вновь образованного Куркиекского района. Сложная история этой территории, многочисленные военные действия, миграции населения повлияли на формирование и сохранность архитектурного облика поселка. Историческая часть поселка сохранила общую структуру планировки и застройку конца ХIХ – начала ХХ вв. несмотря на утрату в начале XX века ряда важных композиционных акцентов. Архитектура исторических жилых и общественных зданий поселка является характерной для Северо-западного Приладожья того времени. Это, преимущественно, деревянные постройки, обшитые снаружи тесом. Выразительность фасадов достигается разнообразием характера обшивки, рисунком наличников окон, цветовым решением, формой крыши, разнообразием пропорциональных соотношений. Благодаря многовековой истории существования, событиям, связанным с приграничным расположением, и достаточно хорошо сохранившейся историко-культурной среде поселок Куркиеки включен в список исторических населенных мест Республики Карелия. По инициативе Администрации поселка в 2004 году начались работы, направленные на сохранение исторического облика поселка. Специалистами Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия летом 2004 года проведено обследование современного состояния застройки поселка. Всего на территории п.Куркиеки было обследовано 105 построек. Составлен план исторической части поселка, представляющей наибольший интерес с точки зрения архитектуры и градостроительства. 17 исторических зданий рекомендовано для включения в перечень объектов культурного наследия, 6 - в перечень объектов ценной историко-архитектурной застройки. В процессе исследований было выявлено, что во многих зданиях сохранились богато декорированные изразцовые печи, а также элементы декоративного оформления интерьеров, обладающие высокой художественной ценностью. Один из интереснейших памятников архитектуры в п.Куркиеки – усадьба, построенная по проекту выдающегося финского архитектора Ларса Сонка в 1914 году. Здание было продано в аварийном состоянии в 1991 г. Новая хозяйка - Лидия Евгеньевна Иванова занимается восстановлением дома. Реставрационные работы – дорогой и длительный процесс. Сложно было найти хорошего мастера, который выполнил бы работу качественно. К счастью, такой умелец нашелся в поселке. Большой объем работ уже выполнен, в настоящее время дом приобрел свой исторический облик, но предстоит еще немало сделать. Лидия Евгеньевна планирует восстановить не только отдельный дом, но и весь усадебный комплекс. Раньше рядом с домом стоял длинный сарай. Известно место, где он находился. «Вот с домом закончу, займусь сараем» - говорит хозяйка. Сейчас здание используется как гостевой дом, есть возможность размещения небольшой группы туристов, проведения культурно-просветительских мероприятий и выставок. Одно из помещений было оборудовано для проведений выставок по гранту «Ларчик Сонка», выделенному Министерством культуры и по связям с общественностью. Лидия Иванова создала негосударственное учреждение культуры «Усадьба» и возглавила его. Она работает в тесном сотрудничестве с Мариной Петровой, директором Куркиекского краеведческого центра, и участвует в совместных проектах. В этом году они приняли участие в конкурсе на соискание Национальной премии «Культурное наследие» и стали номинантами конкурса 2007 года. Экскурсия по долине реки Рахоланйоки, разработанная краеведческим центром, включает посещение усадьбы Сонка. Краеведческий центр ведет активную работу в районе по разработке турмаршрутов, созданию музея, проводит научно-практические конференции. Сотрудники Центра работают в пяти населенных пунктах: в г.Лахденпохья - на базе детской художественной школы, в п.Терваярви – на базе библиотеки, в п.Хийтола – на базе школы, в пп.Ласанен и Куркиеки. Особое внимание уделяется работе с детьми. Ежегодно проводится районный конкурс «Сигнальные костры древних карелов», археологические раскопки с участием школьников и волонтеров, экологический лагерь, выставки, краеведческие чтения, тематика которых связана с изучением истории и природы Карельского Приладожья. Центр участвует во многих межрегиональных и международных проектах. Один из них - «Королевство лишайников», был поддержан фондом Потанина в 2006 г. В первой половине 20-го века в п.Куркиеки работал крупнейший ученый Вели Рясянен. Он занимался изучением лишайников и их подробным описанием. Ученый дал названия 356-ти их новым видам, за что еще при жизни получил титул «короля лишайников». Недавно Куркиекский краеведческий центр переехал в историческое здание – дом, в котором жил Вели Рясянен. Было проведено архитектурное обследование здания, восстановлена первоначальная планировка, воссоздаются декоративные элементы, в планах – восстановление фасадов по чертежам из архива Финляндии. В настоящее время в нем идет ремонт, продолжаются работы по формированию музея. В отремонтированных помещениях уже размещены выставки и экспозиции. Одна из них посвящена лишайникам. Фонды музея пополняются в ходе проведения археологических раскопок. Многие из экспонатов принесли местные жители. По словам Марины Петровой в этом году число посетителей увеличилось вдвое. Поселок Куркиеки выгодно расположен на трассе Санкт-Петербург – Петрозаводск. Информационный указатель, установленный на дороге, служит хорошей рекламой. Основная часть туристов приезжает из Москвы и Санкт-Петербурга, но в гостевой книге есть записи посетителей из Франции, Швеции, Финляндии, Украины, Белоруссии и даже с Курильских островов. Благодаря наличию сайта Куркиекского краеведческого центра подробная информация о районе, его истории, инфраструктуре, турмаршрутах доступна в Интернете. Кстати, сайт активно посещается пользователями из 70 стран мира, хотя существует пока только русскоязычная версия. На нем зарегистрировано до 7000 посещений в день. Очень хочется, чтобы многовековая история поселка Куркиеки и его окрестностей стала известна всем жителям Карелии, заинтересовала и привлекла к изучению и сохранению культурного наследия Приладожья. Хочется пожелать успехов тем, кто доносит эту интересную и сложную историю до гостей, посещающих нашу республику.
monuments.karelia.ru Смерть Левиафана: Куркиёки - «Живой Город»Куркиёки жил и продолжает жить своей тихой жизнью. При финнах он был центром церковного прихода и муниципалитета. Тут существовал довольно большой порт, кооперативный магазин, школа, несколько предприятий, банк, больница, административное здание. Большая часть из вышеперечисленного сохранилась до сей поры. «Не дожил», разве что, «градообразующий» сельхозинститут, один из крупнейших в Финляндии. От него сохранилось несколько служебных построек, в том числе учительский дом (ныне музей «Кирьяж», реставрируется), дом директора (гостевой дом «Дом Сонка», арх. Ларс Сонк, национальный романтизм, 1914), ну и массивные цоколи центральных построек. В целом городок производит удивительно цельное впечатление – он считается самым сохранившимся ансамблем межвоенного финского «стиля столяра» - почти все постройки деревянные (тот же стиль называют «упрощенный швейцарский»). Не сохранились местные сакральные объекты – три городских кладбища разорены (отдельные могилы сегодня частично восстановлены или восстанавливаются), православная церковь разобрана после захвата городка СССР. Даже при коммунистической власти сохранялась главная достопримечательность города – Куркийоэнкирка, гигантский лютеранский храм, построенный в 1878-1880 годах. Колокольня вздымалась на 53 метра над заливом Лаиккаланлахти, службу могли слушать одновременно 1500 человек. В церкви имелось зимнее отопление и орган. После войны храм стал мельницей и зернохранилищем, впрочем, судя по фотографиям, это мало сказалось на облике его фасадов. А на рубеже 1980-х и 1990-х, казалось, что пришло и время долгожданной реставрации – ее начал международный фонд «Куркиёки», церковь оделась в леса. В ночь на 25 июля 1991 года храм загорелся и был за несколько часов полностью уничтожен огнем. Основной версией гибели шедевра деревянного зодчества считается преднамеренный поджог.Так Куркиёки оказался лишен обоих своих храмов и лютеранского, и православного. И, естественно, такое положение не могло сохраняться длительное время. Начались работы по строительству нового храма на месте разрушенной православной церкви. Однако что-то пошло не так: если верить рассказам местных жителей, из-за нарушений при строительных работах сакральная постройка «поплыла» и работы не были завершены. Почему организаторы строительства предпочли не делать «работу над ошибками», а бросить объект – неизвестно. Так или иначе, первая попытка духовного возрождения городка выдалась неудачной.Утраченная православная церковь КуркиёкиЗа вторую взялись по-настоящему серьезные люди из Петербурга – строительная компания «Дальпитерстрой». Уж не знаю, какие интересы привели их в Куркиёки, но именно здесь они решили построить новую православную церковь. Проект был избран типовой, согласие местных чиновников получено, местные жители тоже вроде бы проголосовали «за». Проблема была лишь в том, что церковь решили строить в самом центре поселка, на горе Кирккомяки, где прежде стояла церковь лютеранская. Участок православной церкви находится в стороне от главной дороги, поэтому он для стройки и не рассматривался.Проект новой церкви Куркиёки от "Дальпитерстроя" Против одобренной всеми храмостроительной затеи выступили только карельские любители архитектуры, историки, краеведы и их финские коллеги, среди которых Куркиёки тоже считается уникальным по сохранности ансамблем. Попытка «воткнуть» здание абсолютно чуждой поселку архитектуры на его главное общественное пространство была оценена однозначно – как атака на культурное наследие. Кроме того, строительство по новому проекту лишило бы поселок шанса на воссоздание прежней церкви, пусть даже теперь и в статусе православной. Были задействованы методы петербуржцам знакомые – историко-культурная экспертиза. Ее выполнил эксперт из музея соседнего города Сортавала. И вот 20 января на сайте республиканского центра по охране памятников (кстати, посмотрите его внимательно, так должен выглядеть сайт настоящего органа охраны наследия) появилось сообщение: «Приказом Министерства культуры Республики Карелия от 10 декабря 2014 года в Список выявленных объектов культурного наследия Республики Карелия включен объект «Церковная гора (Кирккомяки)», расположенный в устье реки Куркийоки в поселке Куркиёки Лахденпохского района». Под охрану была поставлена «градостроительная функция объекта, как композиционного и планировочного центра поселения, историческая функция объекта, как общественного пространства с размещенными на его территории объектами религиозного и мемориального назначения, исторически сложившиеся на территории объекта характер рельефа и планировочная основа объемно-пространственной композиции, а также расположенные на территории военно-мемориальные объекты, фундамент и цоколь утраченной в 1991 году лютеранской церкви (1880 г.)». Еще недавно такой поворот событий казался маловероятным – руководители поселка встречались лично с главой «Дальпитерстроя», релизы о запуске строительства новой церкви появлялись прямо на главной странице сайта местной администрации. И есть немалая вероятность, что если б не усилия местных хранителей наследия, сегодня, как это и предполагалось графиком работ, стройка шла бы полным ходом.Но и это еще не все. Марине Петровой, возглавляющей местный музей «Кирьяж», и ее соратникам удалось не только добиться того, что в Куркиёки в последние годы е было утрачено ни одного ценного объекта, но и наладить связи с местными бизнесменами. Так, в возрождение поселка вкладывается завод «Каларанта» («Рыбный берег»), работающий в старинном здании бывшей финской сыроварни. Среди совместных планов – выкуп и реставрация домов на главной улице поселка под проживание рабочих фабрики, популяризация местного культурного наследия, в том числе и через школы, возрождение местных ремесленных традиций. Как я уже упоминал выше, сейчас реставрируется здание музея, на очереди бывшая поселковая больница. Конечно, есть и множество проблем – удручающее состояние многих старинных домов, хаотичная дачная застройка, силуэт главной улицы, серьезно подпорченный новостройкой безвкусного отеля. Но все-таки, пусть пример крохотного поселка служит «маяком» для всех, кому кажется, что борьба с Левиафаном смысла не имеет. save-sp-burg.livejournal.com |
 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров |