Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Синий камень – легенда на берегу Плещеева озера. Переславль залесский достопримечательности синий камень


описание, легенды и предания, фото

Адрес: Россия, Ярославская область, на берегу Плещеева озера, около Переславля ЗалескогоКоординаты: 56°47'03.2"N 38°49'30.4"E

На северо-восточном берегу Плещеева озера, неподалеку от берега находится большой валун серо-синего цвета. Сюда Синий камень принес древний ледник. Очень многие стараются приехать и прикоснуться к этому валуну. Некоторые спешат сюда из любопытства, а кто-то, веря в чудодейственные свойства легендарного Синь-камня.

След древнего ледника

Такое название дано валуну из-за его цвета. Синеватый оттенок он приобретает, когда намокает от росы или дождя. Камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца. Такие же по минералогическому составу камни встречаются, например, в Скандинавии. Солнечный свет, отражаясь от влажных «зерен» кварца и «чешуек» биотита, и придает валуну синеватый отблеск.

Камень, как и многие подобные валуны, был принесен сюда во время ледникового периода со Скандинавского щита огромными ледниковыми массами. Ученые считают, что валун весит около 12 тонн. Он имеет плоскую вершину, испещренную бугорками и небольшими вмятинами, и вытянут в длину примерно на 3 м.

Сейчас Синь-Камень постепенно уходит в землю, и возвышается над ее поверхностью лишь на 30 см. А раньше он выступал над землей примерно на полтора метра.

Легенды и предания

С этой плещеевской достопримечательностью связано много легенд и преданий. По не подтвержденному никакими документальными источниками и свидетельствованиями преданию, Синь-Камень был языческим божеством у жившего здесь в дохристианские времена народа меря. Сейчас камень лежит близко к берегу. Но есть документальные свидетельства, что прежде он находился возле Борисоглебского монастыря «на песках», утраченного еще в XVIII веке. В конце 1780-х годов этот валун захотели использовать для фундамента строящейся Духовской церкви. Камень стали перевозить через Плещеево озеро на больших санях. Но лед не выдержал и треснул, и камень затонул. А спустя 70 лет его непонятными силами «вынесло» на берег.

Легенда о самостоятельном «движении» камня – одна из популярных. Но ученые объясняют факт того, что валун оказался на берегу совсем другими причинами. Плещеево озеро за время своего существование было то полноводным, то мелело, и береговая линия несколько раз менялась. Потому то камень со дна «вдруг» оказался на озерном берегу.

Считается, что камень может «излечивать» болезни. У местных жителей эта вера в целительные свойства валуна передается из поколения в поколение. Многие приходят к нему, чтобы вылечить обычную простуду, а женщины – излечить бесплодие.

Туристический аттракцион

Синь-Камень стал настоящей достопримечательностью Переславщины. К сожалению, недобросовестные туристы отбивают от него кусочки и оставляют на валуне надписи. Для приезжающих возле камня оборудовали кострище и деревянный столик. Поток желающих увидеть чудесный валун и прикоснуться к нему не ослабевает.

Туристы обвязывают вокруг камня кусты и даже траву цветными тряпочками, ленточками и носовыми платками, а также стараются оставить на Синь-Камне монетки «на счастье». Многие «заряжают» на его поверхности стеклянные шарики, бусы, колечки, браслеты и продукты питания. И все - обязательно фотографируются.

Приверженцы эзотерических течений стараются совершить у камня свои обряды, померить его «ауру» и поговорить с «духами предков». Они возлагают возле валуна свои подношения, дары и загадывают желания.

Как добраться

Синий камень лежит в Ярославской области в нескольких километрах от старого города Переславль-Залесский, на северо-восточном берегу Плещеева озера, недалеко от села Криушкино. Теперь это место именуют архитектурным памятником «Клещинский комплекс», по названию остатков древнего городища.

Проехать мимо сложно. Место отмечено указателями и рядами лотошников, и от дороги прямо к камню ведет протоптанная тропа. Валун лежит в 50 м от берега и полукилометре от Александровой горы. От Переславля-Залесского до синего камня проще всего доехать на такси.

Рейтинг достопримечательности

Достопримечательности Ярославской областиРегионы РоссииСтранны Европы

Синий камень у Переславля-Залесского на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

Синий камень – место силы и исполнения желаний

 

Синь-камень

 

Синий камень (Синь-Камень ) — священный камень древнего городища Клещин близ Плещеева озера (теперь это ме

сто именуется архитектурным памятником «Клещинский комплекс») в Переславле-Залесском. Прежде он лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря, между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского чётко указывает, что камень находился в овраге. По укоренившемуся в туристических справочниках представлению, прежнее место камня — вершина Александровой горы, что неверно. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси.

Название камня связывают с тем, что после дождя цвет его меняется от серого к синему (такой цвет принимает мокрая поверхность). А в темноте он способен светиться.

 

 

Геологи объяснили этот феномен с научной точки зрения. Такие явления обусловлены наличием в составе камня мелкозернистого кварцевого биотитового сланца, который отражает свет. Поэтому, когда на Синий камень попадает вода, лучи света преломляются определённым образом, и отразившееся на поверхности чешуек биотита и зёрен кварца небо придаёт древнему валуну синий оттенок. Ночное свечение также связано с высокой отражающей способностью минерала. Судя по всему, кристаллики мелкозернистого кварца, таким образом, отражают лунный свет. Однако при этом подобных особенностей нет ни у каких других камней в округе.

Плещеевский великан — это семиугольная (в вертикальной проекции) плита с размерами: по длиной оси ~ 3.1 метра, а по короткой ~ 2.6метра. Над землёй валун возвышается в самой высокой части на ~ 0.6метра, в самой низкой на ~ 0.05 метра. Вся поверхность Синь-Камня покрыта выступами и впадинами размером ~ 3 см.

 

Когда-то (вероятно, когда камень был весь на поверхности) был рассчитан объём валуна, который составляет ~ 4м³. Вес великана такого объёма ~ 12 тонн (рассчитывался по удельной плотности аналогичных пород).

Вера в священные камни присутствует в религиозных воззрениях разных народов. С каждым из таких камней связана своя оригинальная легенда. Священные камни до сих пор почитаются в традиционных культурах например, на Алтае.

Синий камень на Плещеевом озере — одно из свидетельств существования подобных верований у восточных славян. Сохранились также Конь-Камень на острове Коневец (сейчас на нём выстроена часовня), Конь-Камень в селе КозьеТульской области, Горячий камень у реки Устья (посёлок Богдановский Устьянского района Архангельской области), Даждьбогов камень (он же Святой камень) у деревни Кременец в Белоруссии и т. п.

На Переславщине было много таких камней: Лось-Камень и Петух-Камень на реке Нерли Волжской, легендарная каменная баба на Берендеевском болоте. Наконец, ещё один синий камень, найденныйИваном Борисовичем Пуришевым при земляных работах, теперь лежит на Красной площади Переславского кремля возле Спасо-Преображенского собора.

 

История камня

 

Само озеро — уникальное место. Образовалось оно в результате движения ледника и является одним из самых старых озёр в России. Его возраст насчитывает более 30 000 лет. История Синего камня уходит в далёкое прошлое нашей страны.

 — путешественник. Никто доподлинно не знает всех путей этого таинственного валуна, прибывшего из Скандинавии на леднике, вероятней всего, из Онежско-Ладожского района.

Издревле здесь селились люди и считали землю вокруг озера святой. До сих пор в этих краях находят древние разрушенные селения и капища. Ныне историки совместно с археологами с полной достоверностью установили, что самое первое поселение на берегу Плещеева озера появилось более 2000 лет назад. Пионерами-поселенцами были финны—меряне, конечно же, язычники, но не приносившие кровавых жертв. Место поселения их привлекло тем, что здесь возвышалась гора высотой 30 метров над водой и отсюда хорошо просматриваемы отдалённые окрестности.

Прошли многие столетия. В ІХ—XI веках финнов на берегу огромного водоёма среди могучего леса сменили более многочисленные и сплочённые северные славяне, тоже язычники, поклонявшиеся языческому богу Яриле, а поэтому святыню своих предшественников они не повредили. Поклонение продолжилось. Именно тогда глыбу назвали Синь-Камнем, а гору, у подножия которой он лежал, Ярилиной горой. Камень считался сердцем Ярилы — бога Солнца, его украшали цветами, кусты подле него — ленточками, вокруг водили хороводы.

Не так давно академик РАЕН Валерий Чудинов с коллегами обнаружил на камне следы славянских рун (кириллицы ещё не было). Некоторые удалось расшифровать, и одна из них гласила: «Перунов камень» (Перун — один из главных славянских языческих богов).

По другим источникам камень являлся святилищем покровителя скотоводов, землепашцев и целителей, бога Велеса, так как рядом находилось капище Велеса. Согласно славянской языческой вере, души умерших поднимались по лунному лучу к вратам «нави», где их встречал сам Велес. Название Синь-Камень могло произойти и отсюда, ведь синий цвет – это цвет «нави». Если душа умершего оказывалась чиста, она отражалась от Луны и шла по солнечному лучу к обители Всевышнего — Солнцу. Синь-Камень служил тогда алтарём святилища. К нему несли дары. Духу, по мнению язычников, живущему в камне, приносились жертвы. Но всё же, суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны.

Рядом с камнем соорудили большой славянский населённый пункт под названием Клещи. Именно на этом месте вырос впоследствии город Переславль-Залесский.

С приходом христианства на славянские земли, Синь-Камню пришлось нелегко. Пошла жёсткая конкурентная борьба между ним и церковью за паству. После того, как христиане, уничтожавшие славянскую культуру, это капище и другие (Велесово капище неподалёку) были разрушены полностью. Варварские действия со стороны христиан дали почву настоящим чудесам.

Даже тогда, когда на Руси прочно укрепилось православие, население прибрежных районов Плещеева озера (даже истинные христиане!) не переставало поклоняться чудодейственному валуну и тайно боготворило его. Несмотря на наличие рядом Борисоглебского Надозёрного монастыря, переславцы нередко собирались у камня и устраивали буйное веселье, пляски и костры. В те времена православные священники чуть ли не в каждой проповеди убеждали и даже стращали местных прихожан тем, что в камне, к которому они привыкли ходить, живёт нечистая сила, отправляющая их души в ад ещё при земной жизни. Однако ни запугивания, ни увещевания не останавливали людей от поклонения таинственному валуну.

В XVI веке на Александровой горе был основан монастырь во имя благоверного князя Александра. На горе пытались строить церковь и резиденцию Александра Невского, но они неизменно полностью сгорали. От монастыря, и прочих построек ничего не осталось. Солнечный ветер сдул с поверхности Ярилиной плеши все архитектурные излишества.

Люди продолжали приходить к Синь-Камню, но всё изменилось в начале XVII века. Христиане (в частности дьякон Переславской Семёновской церкви Онуфрий) решили избавиться от него. В житии святого Иринарха Ростовского говорится о том, что преподобный посоветовал своему другу дьякону Онуфрию зарыть камень. Онуфрий по наущению великого подвижника выкопал яму, столкнул в неё камень, засыпал. Во славу божью! В ответ Синий камень наслал на святотатца жестокую лихорадку («студению трясобошную»).

Давайте посмотрим, что говорят о Синь-Камне люди, понимающие магическую суть дела. Вот Житие Иринарха: «Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в бояраку, в нём же вселися демон, мечти творя и привлачая к себе ис Переславля людей: мужей и жён и детей их и разсеивая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть».

Что значит «мечты творить»? Один из посетителей камня утверждал, что этот валун – нечто вроде комнаты из фильма «Сталкер», в которой осуществляются желания.

Но всё-таки «мечты творить» не означает лишь «сбычу мечт». Скорей это – мистические явления вообще. Например, Авраамий Ростовскийпоначалу всё никак не мог подступиться к чудскому идолу, стоявшему на берегу озера Неро. Потому, что там, в камне тоже жил бес, который «страшилища злы и мечты творяща своим омрачением». И только при помощи волшебного посоха Авраамию удалось разрушить бога ростовских туземцев. Великий святой воспринимал творимые бесом мечты как объективную реальность. А люди, не имеющие опыта взаимодействия с миром невидимым (в том числе и церковные), трактуют его как пустые мечтания. В лучшем случае – как наваждение. То есть – призрачность, галлюцинации, нечто лишь субъективное. Допустим. Но только почему субъективное – не действительно? Мечты, забрасываемые идолами в наши души, могут иметь очень серьёзные последствия.

Синь-Камень — крепкий орешек. В земле он пролежал некоторое время, а потом снова очутился снаружи. Водяная эрозия размыла склон, а замерзающий грунт понемногу выталкивал камень из земли, и уже через 15 лет он вновь был на поверхности. Пришедшие однажды на берег Плещеева озера рыбаки увидели, что Синий камень лежит на своём прежнем месте. Каким образом камень, имея 12 тонн массы, выбрался из-под земли, да ещё за сравнительно короткое время, никто не знал. Это чудесное появление только увеличило число его сторонников. Они потянулись к нему со своими надеждами и чаяниями.

В 1788 году борьба со «злым духом» вступила в новую стадию. В том году в Переславле стали возводить Духовскую церковь на берегу Мурмажа, притока реки Трубеж, которая впадает в Плещеево озеро южнее Борисоглебского монастыря. А чтобы прекратить «языческие вакханалии», камень, называемый к этому времени уже «чёртовым», решили положить в фундамент строящейся колокольни, дабы запечатать крестом давнего врага. Когда наступила зима, и озеро покрылось толстым и крепким льдом, валун скатили к берегу, взгромоздили на специально сооружённые сани огромных размеров и повезли по замёрзшему озеру. Однако недалеко от берега лёд не выдержал и проломился, а Синий камень погрузился в воду на полутораметровую глубину (2аршина). Бердников ошибочно писал про 2сажени, то есть 4,3 метра. Есть мнение, что лёд специально был подколот ортодоксальными христианами, чтобы не допустить языческого идола в православный храм.

«Туда и дорога», – решили православные. Все тогда подумали, что теперь уже избавились от камня навечно. Но буквально через год рыбаки заметили, что затонувший валун очень медленно, но неуклонно перемещается в сторону берега, прямо к своему старому месту. 70 лет спустя Синий камень снова вынесло на берег озера, причём севернее его прежнего местонахождения. Чудо? Дискуссия о причинах этого явления шла в газете «Владимирские губернские ведомости» и завершилась выводом о том, что это природный уникум, объясняли просвещённые попы XIX века. Священник Вознесенской церкви Переславля-Залесского (1842—1869) Н.М. Меморский дал простое объяснение: «Камень покоился на небольшой глубине и ежегодно вмерзал в лёд, а во время ледохода смещался к берегу, в сторону наиболее частого направления ветров, которые в этих местах могут достигать ураганной силы». Да и озеро обмелело. А с чего это оно обмелело? Уж не с того ли, что в нём утопили бога?

Для полноты картины приведём ещё несколько существующих теорий движения камней.

1. Днём нагретые солнцем камни удлиняются в южную сторону. Ночью, остывая (причём быстрее с северной стороны, где днём меньше нагревались), начинают уменьшаться. В результате таких деформаций камни передвигаются в южную сторону.2. На камень определённого удельного веса в плотном грунте может действовать «архимедова сила», выталкивающая и перемещающая его.3. Вибрационные воздействия, флюктуации гравитационного поля, различные деформации почвы также могут провоцировать перемещение камней.

Но какие бы реалистичные, фантастические или псевдонаучные теории не приводились в объяснение блужданий Синь-Камня, поневоле верится, что камень с такой историей, выслушавший столько слёзных мольб и горячих пожеланий, повидавший столько страдальцев, являющийся средоточием людского горя и надежд — уже не просто камень, а место общения с какой-то высшей силой, во власти которой и исполнять желания, и исцелять недуги, и казнить, и миловать.

В тот момент люди вновь обратились к Синь-Камню со своими молитвами. А в XIX веке нашумевшая история с Синим камнем, породила легенду. В народном сознании камень оказался связанным со стоящей неподалёку от его нынешнего местонахождения Александровой горой, на которой некогда проводились игрища с куклой Ярилы. Согласно легенде, камень якобы был сброшен с горы по личному указу царя Василия Шуйского. Этот сюжет, по всей видимости, — плод народной фантазии, поскольку не находит подтверждения в исторических документах. Несмотря на это, недостоверное предание об Александровой горе и Василии Шуйском постоянно тиражируется различными туристическими справочниками.

 

Мистический случай с камнем

 

И в наши дни происходят странные вещи рядом с Синь-Камнем. Автор одной из публикаций о Синь-Камне, взошёл на него просто для того, чтобы определить его координаты при помощи GPS. Но поскольку валун излучал приятное тепло, он прилёг на него и задумался. Мало-помалу впал в состояние транса. Не помнил даже, как сошёл с камня, совсем потерял себя. Помнил, что всё бродил вокруг, не хотел уходить. Помнил, что-то снимал. Наконец, сел в машину и зачем-то поехал вдоль озера на северо-запад, в противоположную от Переславля сторону. Километра через три остановился, щёлкнул издали Никитский монастырь, поехал обратно. И вдруг почуял: чего-то не хватает. Он потерял GPS. Остановился, ощупал карманы, пошарил по полу, огляделся. Машина стояла напротив Синь-Камня. Ну, точно: он там оставил прибор. Пошёл к валуну и провёл рядом с ним часа полтора в пустых поисках.

Навигатор нашёлся, но не у камня, а в трёх километрах от него (там, где он выходил из машины, чтобы щёлкнуть монастырь). Но пока он искал GPS, его голова так сгорела, что на следующий день буквально сочилась сукровицей – в той части, где у латинских попов тонзура. Вскоре темя его превратилось в сплошную болячку (ярилину плешь?), лоб страшно раздулся. Этот отёк потом больше недели сходил по переносью в подглазье. И он уже боялся, что потеряет зрение. Крепко получил между глаз. А говорили о пустых мечтаниях! Да такого ожога он и представить себе не мог!

Разумеется, кое-какое облучение добавилось и потом, когда, найдя GPS, он взобрался на Ярилину плешь. Но это было лишь продолжением сеанса у Синего камня.

 

Кому нужно обязательно посетить Синь-Камень

 

Вера в чудесные свойства Синего камня переходила из поколения в поколение и довольно устойчиво сохранилась и в наше время. К нему шли, да и до сих пор идут, и стар, и млад, непременно оставляя возле него свои скромные подношения и нашёптывая при этом свои сокровенные желания. Кому же показано посещение Синь-Камня — этой древней святыни? Во-первых, бесплодным парам. Боги, которым поклонялись у камня славянские язычники, Ярила и Велес, покровительствовали в т.ч. и плодородию, причём плодородию в широком смысле, т.е. и человеческому. Вот и припадают к Синь-Камню женщины, чтобы вымолить у высших сил ребёнка, а мужчины приходят сюда для обретения мужской силы.

Около Синь-Камня человек заряжается энергией, становится активным и жизнерадостным. Здесь приходит в норму давление, проходят головные и сердечные боли. По непроверенным и клинически неподтверждённым данным, камень помогает при бронхиальной астме, болезнях опорно-двигательного аппарата, псориазе, дерматозах и прочих недугах.

На Ивана-Купалу (Духов день) у Синь-Камня, как и в древности, собираются молодые девушки с парнями, т.к. считается, что в этот день, после ритуальных процедур можно унаследовать от него долговечность, прочность и твёрдость. А некоторые девушки привораживают тут своих избранников.

Многие утверждают, что после посещения Синего камня, пребывания на нём или рядом, душа человека будто наполняется необыкновенной энергией, проходят многие болезни. Для этого нужно всего лишь молча попросить его или просто поговорить с ним. От этого камня заряжают языческие, славянские амулеты, обереги, талисманы.

На осторожное уточнение, что здесь осуществляются такие желания, о которых человек, быть может, и сам не подозревает, люди обычно отвечают, что они ничего об этом не знают, просто постоянно сюда приезжают, загадывают желания, и всё сбывается.

 

Новая наука о чудесах Синь-Камня

 

С точки зрения метафизики, всё, что вытворяет Синь-Камень у Плещеева озера, объясняется элементарно. Просто, в этом месте пересеклись энергетические силовые каналы (т.н. лей-линии). Наши предки третьим чувством ощущали эти точки и тут же обустраивали в них свои святилища. В таких аномальных зонах случается всякое — летают огненные шары, пропадают люди, ходят камни.

Ассоциация «Экология непознанного» не могла обойти своим вниманием магический валун, и в 1996 году снарядила туда экспедицию. Полученные результаты шокировали всех. Энергетическая структура Александровой горы, совершенно не примечательной внешне, поразила даже видавших виды лозоходцев ассоциации. Эта структура состояла из пяти концентрических колец. Два наружных кольца значительного диаметра опоясывали гору и были заряжены отрицательно. Внутри них располагались ещё три небольших, с положительным зарядом. Радиометрические исследования подтвердили исследования лозометрические. Не менее сложное устройство имело и поле вокруг Синего камня. Вот почему Синь-Камень временами флюоресцирует, а зимой всегда свободен от снежного покрова.

А вот объяснение воплощения в жизнь пожеланий, загаданных у камня. В процессе загадывания, человек мысленно-эмоциональной энергией транслирует желание в камень, а есть мнение, что у минералов кристаллическая решётка способна аккумулировать и затем отдавать информационные посылы. Таким образом, терафим  «заряжается», причём сила заряда варьируется в зависимости от ритмического рисунка и искренности посыла, а также от того, вслух ли он произносится, или про себя. А не является ли Синь-Камень у Переславля таким терафимом, чей заряд проявляет себя в исцелении недугов и исполнении желаний?

 

Исследования Синь-Камня

 

Природа исполнения желаний и лечения болезней сакральными валунами и мегалитами долгое время оставалась загадкой. Пока в2011 году группа исследователей под руководством известного историка и эзотерика Михаила Калюжного не предприняла попытку приблизиться к этой многовековой тайне, проведя ряд экспериментов. Что из этого вышло, одному из изданий согласился рассказать сам исследователь.

Михаил Калюжный: «Я и мои коллеги много времени и сил положили на изучение влияния различных камней на организм человека. Особенно тех, что считаются в народе колдовскими или целебными. Основные исследования мы проводили на Синь-Камне — одном из немногих сохранившихся подлинных языческих камней-святилищ северо-востока России. Сегодня этот валун синего цвета, лежащий на берегу Плещеева озера, хорошо известен. Более того: туристов и паломников к нему везут целыми автобусами. Причём большинство едут вовсе не за красотами древнего Переславля-Залесского, а за чудом: существует поверье, что если встать на камень и загадать желание, то оно непременно исполнится. Сегодня около камня проводятся даже достаточно сложные магические ритуалы и церемонии. Вдоволь насмотревшись на эти магические забавы, мы с коллегами решили с помощью современных технологий проверить: есть ли рациональное зерно во всех этих «магических игрищах». Оказалось, что есть — и очень большое!

У нас возникла гипотеза: если Синь-Камень действительно волшебный физический объект, обладающий аномальными свойствами, то сразу после близкого контакта с ним в организме человека должны произойти существенные изменения, которые непременно отразятся в показаниях современной измерительной медицинской аппаратуры. Разумеется, в качестве контрольных приборов нужно было взять общепризнанные в научно-исследовательской практике приборы. Но древнее языческое святилище в лабораторию не привезёшь. Оставалось одно — проводить замеры непосредственно на природе. Мы использовали аппаратно-программный комплекс газоразрядной визуализации (аппарат для получения снимков на основе эффекта Кирлиан), который фотографирует и анализирует изображения сверхслабого свечения электроразряда на поверхности пальцев рук человека. А также прибор для измерения и анализа объёмной электропроводности биологически активных зон человека — «Амсат-коверт». Ну а, кроме того, — банальные тонометр и глюкометр.

Наши предположения подтвердились полностью! Всем, кто подходил к Синь-Камню, мы предлагали сначала «пообщаться» с нашими приборами, а затем встать на камень на 10 минут и попросить у него то, что они задумали. После чего — вновь «измериться». Тем, кто приехал на берег Плещеева озера просто ради любопытства и не планировал взбираться на языческую достопримечательность, мы тоже предлагали пройти две процедуры всех измерений с интервалом в 10 минут.

После обработки всех полученных измерений выяснилось: в первой — «мистической» — группе у 90% её участников оказались значительные изменения в показаниях сразу всех четырёх приборов; а во второй — изменения в показаниях были зафиксированы только у 6%. То есть, бесспорно, камень «работал»!

У большинства людей из первой группы результаты были однозначно положительными. В этом легко убедиться и читателям. Достаточно взглянуть на изображения свечений электроразрядов вокруг подушечек пальцев одной из участниц «мистической» группы».

Даже невооружённым глазом видно: на изображениях свечения вокруг подушечек пальцев человека до его общения с камнем есть значительные по размерам разрывы, которые указывают либо на неблагополучие того или иного органа, либо на зарождение неблагоприятного процесса, который со временем может привести к развитию заболевания.

При этом локализация разрывов «привязана» к конкретному внутреннему органу человека. И чем больше их величина, тем хуже состояние больного органа.

Наличие разрыва на фото свечения — всегда неблагоприятный факт. И, наоборот, свечение яркое, насыщенное и однородное говорит либо о хорошем состоянии органов и систем человека, либо о том, что в организме идут процессы по восстановлению состояния проблемных органов и систем. Именно такую картину мы и наблюдаем на фото свечений после общения человека с камнем: «дыры» затянулись, а насыщенность и однородность увеличились. Однозначно это очень благоприятный диагностический признак, который позволяет надеяться, что после общения с камнем организм запустил процессы своего самовосстановления и ему удастся привести себя в норму.

 

Синь-Камень сегодня

 

Ныне Синий камень — одна из достопримечательностей Переславщины. Это не лучшим образом сказывается на его состоянии. Туристы отбивают от камня кусочки, нередко портят его топорами и молотками и даже наносят на него надписи. Иногда от камня откалывают мелкие кусочки, чтобы носить их рядом с гениталиями. А некоторые, размельчив осколок в ступке, съедают его. Но сразу предупредим, что это, скорее всего, даст противоположный ожидаемому результат — какому божеству понравится то, что оболочку, в которую облечён его дух, расковыривают и едят. Синь-Камень отомстит!

Недалеко от камня поставлен указатель, оборудован деревянный столик и кострище. Как и многие другие культурные памятники, Синий камень стал полигоном для приверженцев разного рода нетрадиционных мистических учений, которые исследуют его «ауру» и устанавливают «контакты с духами». Приезжающие к камню также обвязывают кусты вокруг него верёвочками и тряпочками. Поверхность Синь-Камня усеяна денежной мелочью, цветами. Синь-Камень даже пытаются кормить — нередко на нём можно увидеть нарезанную колбаску, хлеб, дольки фруктов.

В настоящее время сюда приходят как обычные зеваки, так и настоящие современные язычники. Синий камень очень популярен и у родноверов. Здесь часто устраивают обряды, просят помощи у святого камня, отмечают славянские праздники, приносят дары. Камень наших предков, один из сохранившихся артефактов, наделён несомненной силой.

Сегодня Синий камень по неясным геологическим причинам уходит в землю. В 50-х годах XX века он возвышался над поверхностью чуть ли не в рост человека, а теперь его высота менее чем до колена. Некоторые считают, что «закапывание» камня происходит из-за топких (особенно в весенний паводок) берегов Плещеева озера. Бытует красивая, но мало-оптимистичная версия, что Синь-Камень появляется перед наступлением лучших времён, а пропадает в преддверии невзгод. Профессор Чудинов объясняет такое явление очень просто: многочисленные посетители камня попросту втаптывают его в землю, когда становятся или садятся на него.

Сегодня почва почти поглотила валун. Поэтому те, кто ныне приезжает полюбоваться им, видят лишь небольшую площадку высотой около 30 сантиметров. Поторопитесь же повидаться с милым синим великаном и загадать желание, пока он не исчез с земной поверхности навсегда.

7lostworlds.ru

Синий камень (Переславль-Залесский, Ярославская область)

На берег Плещеева озера мы приехали чтобы увидеть сразу три достопримечательности близ Переславля-Залесского - Никитский монастырь, Александровскую гору и Синий камень.

 

 

Легенды о валунах слагают с древнейших времен. Много напридумывали и о Синем камне. По одной из версий, в старину на Ярилиной горе (ныне Александровской) совершались языческие обряды. Камень на ней, якобы, считался сердцем бога Солнца и вокруг него проводили различные ритуалы.

 

 

По альтернативному мнению, крупный валун синего цвета был местом поклонения богу Велесу - покровителю скотоводов, землепашцев и врачевателей. Сюда собирались переславские язычники и при свете костра устраивали ритуальные пляски.

 

Представители церкви поначалу относились к этому сквозь пальцы, но в конце концом их терпение лопнуло и языческий идол был повержен. По преданиям, в XII веке его сбросили с горы. Такое кажется сомнительным, учитывая относительную пологость холма, примерно 12-тонный вес и отнюдь не круглые формы камня.

 

 

Более правдивой представляется мнение, что священнослужители закопали Синь-камень. Однако, постепенно валун вновь "выбрался" на поверхности, благодаря размыванию водой склона.

 

Не верится и в версию, что в XVIII столетии 12-тонную глыбу затащили на сани (это из чего же они были сделаны и что это были за богатыри такие) и повезли по льду (очевидное самоубийство с этаким-то тяжелым грузом). Разумеется сани провалились. Утонувший камень, видимо, воспользовавшись своими недюжинными магическими свойствами, 70 лет собирался с силами, да и всплыл над водой. Затем причалил к берегу немного севернее от Ярилиной горы.

 

Местные СМИ в те времена высказались, что валун вынесли движущиеся обломки льда и мощные потоки ветра.

 

 

Пока мы осматривали камень, на нём почти все время кто-то сидел. Неистребима вера людей в чудеса. Валуну приписывают исцеляющие свойства и каждый надеется, что на него тоже распространится его чудодейственная сила.

 

Вера еще больше усиливается, когда при прикосновении к валуну ощущаешь тепло.

 

 

А ещё люди зачем-то везде оставляют монеты. Порой даже не осознавая, что это кощунство. Например, в Ярославле мы слышали, как батюшка отчитывал двух мужчин, пытавшихся издалека попасть монеткой в чашу каменного монумента, называемого "Троица". Он говорил, что это святотатство и за такими действиями последует небесное наказание. 

 

Мужчины заметно побледнели и долго крестились перед бронзовой Троицей, оправдываясь перед всему, что они не знали и совсем не хотели никого оскорбить.

 

В общем, надо иметь представление, зачем мы что-то делаем, а не слепо следовать придуманным неизвестно кем ритуалам.

 

Ученые предполагают, что вес валуна составляет порядка 12 тонн. Толщина достигает 0,6 метров, длина и ширина 3,1 и 2,6 метров соответственно. Это сейчас он "врос" в землю, а ранее возвышался на высоту человеческого роста. 

 

 

Одна дама всё теребила своего супруга, удобно усевшегося на теплом камне и не спешащему его покидать, чтобы отправиться к какому-то волшебному дереву с целью привязать ленточки на исполнение желаний. На нашу ироничную реплику о такой магии, она обиделась и гордо отрезала: "По вере и воздастся!". Муж тяжело вздохнул и поплелся за не в меру энергичной супругой в сторону Плещеева озера, где стоял ряд деревьев.

 

Не удержавшись от любопытства, мы пошли посмотреть, что же это за чудодейственное дерево. При этом размышляя, что люди даже не задумываются о том, что совершают языческий ритуал, к христианской вере не имеющий никакого отношения. А ведь цитируют Библию.

 

 

Таблички, с описанием магических свойств растения, мы не нашли. Только разноцветные ленточки, привязанные туристами, слегка колыхались на ветру. "Блажен, кто верует, тепло ему на свете!".

 

 

Наше путешествие по Ярославской земле продолжалось. Впереди нас ждал Ростов Великий.

 

www.za7verst.ru

Синий камень Переславля — Вестник Переславля

На Земле немало таинственных и загадочных мест, веками волнующих и будоражащих воображение. Многие из них с древнейших времен были объектами ритуального поклонения у народов, населявших окружающие территории, словно по наследству, переходя от одних, покидавших свои земли, к другим, вновь приходящим, независимо от их религиозных верований, богов и сил природы, которым они поклонялись.

Как добраться до Синего камня и карту проезда - смотрите в конце статьи.

Синий камень –это легендарный серо-синий валун ледникового происхождения, часть языческого святилища близ Плещеева озера, Переславля-Залесского, Александровой горы и древнего городища Клещин.

Он лежит на северо-восточном берегу озера. Вес камня 12 тонн. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси. По поверьям обладает чудодейственной исцеляющей силой.

С Синим камнем связано много легенд, которые непременно стоить послушать. Согласно древнерусским преданиям в нем живет дух, исполняющий мечты и желания.

Сколько не пытались с бороться с Синь-камнем - закапывать, увозить - он со временем возвращался на свое место.

Приехав к Синь-камню непременно поднимитесь на Александрову гору. Вид с нее открывается впечатляющий: видно всё озеро и Переславль с его монастырями. 

Синим камень становится после дождя, пока он мокрый, но стоит солнцу высушить поверхность и этот исторический монолит на вид мало чем отличается от обычного валуна.

Рядом с синим камнем облюбовали себе место виндсерферы и кайтеры для покатушек, летом весь берег Плещеева озера уставлен палатками.

Раньше к Синему камню можно было пройти бесплатно, но сейчас все изменилось и требуется оплатить посещение.

Не смотря на то, что такой сбор денег нарушает Российские законы, никто не возмущается, сумма небольшая, но никаких удобств, даже автостоянки за нее не предусмотрено.

Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе свободно находиться на береговой полосе водного объекта общего пользования (к таковым относятся, фактически, все водные объекты естественного происхождения), а также использовать ее для личных и бытовых нужд, в том числе для любительской рыбалки. Для большинства водных объектов береговая полоса определяется шириной 20м, для рек протяженностью менее 10км ее ширина составляет 5м. Никто не вправе перегораживать береговую полосу, препятствовать проходу и нахождению на ней. (Речь идет именно о пешем проходе, нахождение автомобилей на береговых полосах также запрещается Водным кодексом РФ). Важно отметить, что с 2006 года запрещено оформлять береговые полосы в собственность (ст. 27 ч.8 Земельного кодекса РФ).

На участках, включающих в свой состав береговые полосы, которые были оформлены в собственность до 2006 года, действует публичный сервитут, обязывающий владельцев данных участков обеспечивать свободный проход и нахождение граждан на береговых полосах.

Но вернемся к истории Синего камня.

Синий камень находится в самом центре четырехугольника между Владимиром, Ярославлем, Москвой и Тверью. Здесь, на берегу Плещеева озера, расположился древний город Переславль Залесский, основанный князе

м Юрием Долгоруким в XII в. неподалеку от сгоревшей славянской крепости Клещин.

Вокруг крепости, по соседству со славянами, издавна проживали языческие финно-угорские племена «меря», главное святилище которых находилось на вершине горы, называемой теперь Александровой. Здесь они поклонялись, как божеству, необычному объекту — огромному, в несколько тонн весом, валуну непривычно синего цвета, меняющему свой оттенок в течение дня. Он был занесен сюда с далекого севера во времена великого оледенения.

Пришедшие на эти земли славяне, лишь незадолго до этого воспринявшие христианство и еще не утвердившиеся в новой вере, приняли этот камень, как некий священный знак бога Перуна. И это неудивительно, ведь совсем неподалеку проживали когда-то легендарные берендеи, поклонявшиеся древним языческим богам.

Чтобы остановить возрождавшуюся в неокрепших сердцах новых христиан ересь, было решено разрушить языческое святилище, и в один прекрасный день камень-идолище был свергнут с вершины в овраг под горой. Это вызвало возмущение мерян, которые в ответ сожгли крепость Клещин. Но князю Юрию был необходим опорный пункт на перекрестке дорог, связывавших древние княжества: Владимирское, Ярославское и Ростовское с недавно образованным укреплением на Москва-реке.

Так вместо сожженной крепости на карте России появился Переславль Залесский — город, неразрывно связанный с историей Великой России. Здесь родился Александр Невский. Здесь Дмитрий Донской собрал русских князей для обсуждения плана избавления от ордынского ига. Здесь, на Плещеевом озере юный Петр построил свой «потешный флот», положивший начало славному своими победами Российскому флоту.

История же камня на этом не закончилась, а, можно сказать, только началась.

Поверженный идол продолжал вызывать отголоски язычества в душах переславцев. В день Бориса и Глеба они украшали его цветами и лентами и устраивали вокруг него «бесовские игрища». Это продолжалось до начала XVII в., пока ростовский старец Иринарх, пользовавшийся непререкаемым авторитетом, не приказал закопать идола.

Дьякон местной церкви Онуфрий, выкопав рядом с валуном огромную яму, свалил его туда и засыпал сверху землей. Это не прошло для него даром — после совершенного им акта уничтожения демона дьякон долго болел лихорадкой, а камень, к радости горожан только приумножив число своих почитателей, через несколько лет вновь появился на поверхности, как ни в чем не бывало.

Лет полтораста его не трогали, но в 1788 году было решено использовать идола на благое дело — заложить камень в фундамент новой колокольни. Валун погрузили в огромную повозку, запряженную дюжиной лошадей, и повезли по льду замерзшего озера. Но языческий бог распорядился по-своему. Лед проломился и Синий камень ушел на дно.

Лет на 60 про него забыли, а в 1840 годы местные рыбаки стали замечать появившийся в воде около берега огромный валун, в котором узнали старого знакомого. Через несколько лет он оказался на берегу уже полностью. Местная газета тогда написала: «Даже поверженный кумир — все равно бог».

Синий камень в Переславле-Залесском до сих пор пользуется необычайной популярностью не только у жителей города — его слава, благодаря СМИ, разнеслась далеко по всей России. Считается, что он исполняет желания, излечивает многие болезни, помогает от бесплодия. Камень отличается необычным магнитным полем и уровнями радиации на разных своих краях. Падающий на него снег тут же тает. А вот откалывать от него маленькие фрагменты не стоит. Говорят, Синий камень наказывает за это.

Около Спасо-Преображенского собора в Переславском кремле лежит на площади еще один синий камень, найденный неподалеку, и кто знает, какие загадки таит он в себе...

Как проехать к Синему камню

Карта проезда к Синему камню.

 

pslavl.ru

Чудодейственный Синий камень из Переславль-Залесского.

Ранее уже писалось об одном из таинственных мест Переславль-Залесского, тогда речь шла об  аномалии поселившейся в Мертвом озере. Но есть в краях Переславль-Залесского и другие таинственные места. Но на этот раз аномальные отклонение от обычного восприятия мира вполне на пользу человеку. Ранее мы писали о методе обретения земных благ при помощи темных сил.

Сегодня речь пойдет о большом серо-синеватом валуне, который получил имя Синий камень ( или в старину Синь камень). Находится огромный валун весом около 12 тонн, на берегу Плещеева озера, что расположено в нескольких километрах от Переславль-Залесского.  Правда  в наше время многочисленные туристы и гости посещающие эти места могут наблюдать лишь малую верхушку валуна. Это связанно с тем что валун постепенно погружается в землю, что наверно можно объяснить историй камня.  

Добрую славу о себе, Синий камень получил в связи с тем, что в старых преданиях о нем рассказывается как о способном исцелять различные болезни, вплоть до бесплодия. И вот уже на протяжении многих столетий у Синего камня всегда можно увидеть посетителей. Приходят к Синему камню не только за исцелением, приходят просто посмотреть, бывают здесь и молодожены.

Согласно истории, и данным археологов, впервые  камню поклонятся начали первые поселенцы,  финны, и произошло это более 2 000 лет тому назад. В поисках места для поселения они вышли к  Плещееву озеру. Где видимо поселенцам понравилась гора высотой около 30 метров, на вершине которой и лежал валун. Облюбовав это место, поселенцы выравнивают вокруг камня площадку, и отстраивают молельню.

И не смотря на смену столетий, поселенцев финнов сменили славяне,  валуну все также поклонялись.  Вокруг Синего камня всегда находились люди. А вера людей в чудодейственные возможности камня, сохранялась и у последующих поколений. Впрочем сохранилась вера в Синий камень и до наших времен.

И даже когда на Руси установилось православие, народ по прежнему верил в чудодейственную силу Синего камня. И это не смотря на то, что Церковь, в лице священнослужителей отрицала подобное. Священники внушали местному населению что это чертово место, и живет там сущность нечистой силы. Однако они не смогли поколебать веру человека, и люди различных возрастов, по прежнему ходили к камню

В итоге священники решают избавиться от проклятого идола. И после обращения к иерархам, местный настоятель получает приказ от царя Василия Шуйского. На основе которого он распоряжается отрыть глубокую яму, в которой и  закопать проклятый камень. Какого же было удивление местных жителей, когда несколько лет спустя Синий камень вновь оказался лежащим на своем месте. Как подобное мог проделать камень массой около 12 тонн, и сейчас трудно сказать. — для статьи использовались материалы Википедии

Была и еще одна история произошедшая с Синим камнем. Это случилось в 1788 году, когда в Переславль-Залесском начали отстраивать церковь. И решено было заложить мешающий камень  в фундамент колокольни.  А с приходом зимы, когда озеро сковал прочный лед, валун взгромоздили на специально собранные для него огромные сани. Но эта  затея не удалась, лед не выдерживает такого большого веса, и камень уходит под воду неподалеку от берега. Тогда народ подумал, что теперь камень скрылся навсегда.

Но по прошествии пары лет, рыболовы заметили, что камень лежащий на пятиметровой глубине двигается. И движется камень к своему прежнему месту. И уже спустя 40 лет Синий камень вновь находился на своем прежнем месте.

zetfail.ru

Клещинский комплекс и Синь-камень

В 140 км от Москвы в Ярославской области стоит город, основанный еще самим Юрием Долгоруким. Немалую роль в становлении этого города сыграло расположенное неподалеку Плещеево озеро. Это пресное озеро ледникового происхождения и находящиеся вокруг него густые леса привлекали сюда поселенцев еще со времен эпохи неолита. 

Эти же земли стали домом для северо-восточных славян, которые пришли сюда предположительно в IX в. и начали создавать свои первые поселения.

Таким образом, повествование летописца об основании в 1152 году на этой земле нового города «Переславля» вовсе не стоит воспринимать как то, что новый город возник в глухом месте, среди густых лесов и непаханых полей. Это место не только было давно обжито, но и многолюдно.

Знакомство с историей Переславля-Залесского лучше начинать с посещения Клещинского археологического комплекса, в состав которого входят крепостные валы древнего славянского городища Клещина, загадочная Александрова гора и таинственный Синий камень, бережно хранящие историю этого уголка Древней Руси.

Древний город Клещин

Предок современного города Переславля-Залесского – город Клещин находился на северо-восточном берегу Плещеева озера, между двух оврагов – Малой Слюды и Глинницы. Свое название древний город получил от озера, которое изначально называлось Клещиным, так как даже при слабом ветре оно «клескало» (от старинного глагола «клескать»). Затем «к» сменилась на «п», появился глагол «плескать», и озеро стало Плещиным, а еще позднее - Плещеевым.

Город возник как славянский укрепленный пункт среди поселков финно-угорского племени меря, жившего на берегах озера. Точное время его основания не известно, но есть сведения, что в X-XI веках он уже был достаточно оживленным и имел мощные по тем временам укрепления. Это обусловлено тем, что в то время Клещин был пристанью на волоке водного торгового пути со средней Волги через Оку, Клязьму, Малую, или Клязьминскую, Нерль, Плещеево озеро и Большую, или Волжскую, Нерль, в верховья великой реки, а дальше - на Новгород. Торговцы доставляли сюда восточные товары – пряности, ткани и украшения, а взамен увозили местную продукцию – мёд, воск, лён, пеньку и дубильные экстракты. Основными занятиями местного населения было земледелие, скотоводство, охота и рыбная ловля, торговля и различные ремесла.

Город был хорошо защищен 40-метровыми кручами со стороны озера на юге и глубокими оврагами на западе и востоке. Центральная часть города была защищена полукилометровым валом, который достигал в высоту 3-х метров. В наиболее уязвимой, северной части крепости, высота валов достигала 7 метров. По гребню земляных валов шла деревянная стена с башнями, четыре из которых были проезжими. Сама крепость была невелика – всего 100 м в ширину и около 175 м в длину. Такие скромные размеры не позволяли вместить туда население города, поэтому внутри крепости находились лишь дом княжеского наместника, Спасская церковь, помещение для небольшого воинского отряда и необходимые хозяйственные сооружения. Дома жителей располагались к северу от крепости.

В 1152 г Юрий Долгорукий перенес крепость на новое место – на берег реки Трубеж и основал там город Переславль-Залесский. Клещинский детинец опустел, и постепенно некогда богатый торговый и ремесленный город превратился в рядовое село, Городище, которое существует по сей день.

Последнее упоминание о городе Клещине встречается в летописи конца XII века в перечислении городов Залесья. С тех пор упоминаний об этом городе нет.

Сейчас на месте расположения некогда процветающего города указывают остатки земляных валов с проёмами от проезжих башен и остатки дорог, которые когда-то вели от пристани на озере в город.

Александрова гора

Если со стороны Плещеева озера взглянуть на северо-восточный берег, то можно увидеть конусообразный зеленый холм, как бы отделенный от остального берегового массива. Археологические раскопки, проводившиеся здесь в 1853 году, показали, что холм был на 10 метров надсыпан сверху. Всего высота холма составляет около 30 метров. В народе он звался Ярилиной плешью, так как когда-то являлся единственной в округе возвышенностью, не покрытой лесом. Подобные холмы обычно обустраивались славянами-язычниками для исполнения своих культовых обрядов. Можно предположить, что холм использовался в качестве ритуального места для проведения обрядов в честь любимого бога северо-восточных славян – Ярилы.

Ярило – один из самых важных и почитаемых славянских богов. Это бог весеннего солнца, плодородия и расцвета жизненных сил человека.

Во время раскопок холма археологами были обнаружены древние кострища, орудия труда и быта славян IX—Х веков, арабские монеты 859 и 900 годов. На вершине холма были найдены обломки кирпичей, остатки бревен, стрелы и кинжалы, бытовая утварь, татарские монеты середины XIV века и следы различных построек. А ещё ближе к поверхности Ярилиной плеши лежала надгробная плита, датированная 1512 годом. Но самая интересная находка – остатки христианского храма, сгоревшего в огне.

Благодаря этим находкам удалось воссоздать историю холма, любопытного памятника Древней Руси.

После укоренения христианства на этих землях, на вершине Ярилиного холма был основан монастырь. Построенный из дерева, он одновременно служил крепостью соседнего города Клещина и стерег Угличскую дорогу, ведущую к северо-западу от озера. Когда административное управление краем в середине XII века было перенесено в новый город Переславль-Залесский, Клещин запустел, а маленький монастырь-крепость утратил свое значение. Со временем он исчез, не оставив потомкам даже своего имени.

Народное предание гласит, что в XIII в. на вершине холма стоял домик Переславского князя Александра Ярославича, вошедшего в историю под именем Невского. Отсюда и получил холм свое второе название – Александрова гора.

Сейчас вершина горы, которая некогда была ровной площадкой, вся покрыта ямами и бугорками – это результат проводившихся здесь раскопок. С нее открывается прекрасный вид на близлежащие монастыри, Плещеево озеро и живописную природу.

Блуждающий синий камень

Синий камень, пожалуй, самое посещаемое место Клещинского комплекса. И это неспроста. Камень окружен легендами и имеет столь древнюю историю, что посетить Переславль-Залесский и не прийти к нему на поклон просто невозможно. Ученые считают, что громадный 12-тонный валун был принесен сюда ледниками во время великого оледенения еще в незапамятные времена.

Свое название камень получил из-за необычного цвета – во время дождя он меняет окрас с серого на ярко-синий. Научное обоснование этого феномена в том, что в составе камня большое содержание мелкозернистого кварцевого биотитового сланца. Лучи света, падающие на камень, преломляются на поверхности воды и придают валуну синий оттенок. Говорят, что в темноте валун может светиться, это кристаллики кварца отражают лунный свет.

Так или иначе, но необычный камень сразу же привлек внимание первых поселенцев, появившихся в этих краях. Сначала меряне в VIII-IX вв., а затем и вытеснившие их славяне стали обожествлять камень. Они поклонялись ему, приносили жертвы. Славяне чтили Синий камень наравне с другими своими божествами – Ярилой и Велесом. Во время праздника весны камень украшался цветами и лентами, вокруг него водили хороводы.

Следует сказать, что жертвы славян отнюдь не были кровавыми. Чтобы задобрить бога ему преподносились пироги и блины, жители жертвовали камню часть урожая (зерно и солому). Принятие христианства славянами никак не сказалось на отношении к синему камню. Его по-прежнему почитали, любили и обращали к нему свои мольбы.

Существует легенда о том, что изначально Синий камень находился на вершине Ярилиного холма. В конце XI в. поборники христианства решили сбросить языческую реликвию вниз, и построить на этом месте православный храм. Храм простоял недолго – он сгорел во время пожара, который случился сразу после этого события. Таким был ответ камня на осквернение святого места. Однако подтверждений этой истории нет.

Последние 150 лет Синий камень лежит на сыром болотистом лугу, на левом берегу ручья, впадающего в Плещеево озеро. Однако, даже без учета легенды, это не первое его месторасположение. Несмотря на свои огромные размеры, валун много путешествовал. Известно, что в конце XVI в. камень находился в овраге за Борисоглебским монастырем, в городе Переславле.

Через пять столетий после введения христианства на Руси местные жители продолжали поклоняться камню, и это сильно беспокоило служителей церкви. Было решено положить конец этому явлению «языческих христиан».

Тогда преподобный Иринарх, пользовавшийся в округе большим уважением, дал распоряжение дьякону местной Семеновской церкви Ануфрию зарыть камень в землю. Для этого рядом с камнем была выкопана огромная яма, куда его столкнули и засыпали сверху землей. Но недолго ликовала церковь. Воды озера размыли грунт, и камень вновь оказался на поверхности, еще больше упрочив свое значение и увеличив число поклонников. После этого события на 150 лет камень оставили в покое.

Затем была предпринята другая попытка избавиться от камня. Переславским духовенством было решено использовать камень в фундаменте колокольни новой церкви, строившейся на берегу реки Трубеж. В зиму 1788 года валун был спущен к озеру и погружен на дровни, запряженные дюжиной лошадей. Во время перевозки через озеро, лед не выдержал и проломился, а камень пошел на дно. Церковные власти не только не расстроились, но и обрадовались. Теперь о камне точно можно было забыть навсегда. Однако прошло 60 лет, и камень появился из вод озера, теперь на северо-восточном берегу. Здесь он и находится по сей день. 

На самом деле, волшебному появлению камня из водных глубин нашли научное обоснование. Переславский краевед Меморский Н.М. объяснил, что камень вынесло на берег вместе с ледяными торосами, а тех, в свою очередь, каждый год гнали к берегу весенние южные ветры. Так, вмерзший в лед валун, медленно, но непреклонно годами продвигался к берегу, чтобы занять свое место на земле, где он имеет полное право находиться.

Сегодня к Синему камню продолжают сходиться люди. Кто для того, чтобы просто взглянуть на чудесный валун, а кто, для того, чтобы поведать ему свои сокровенные желания и попросить помощи. Говорят, что камень лечит от многих болезней, и люди верят. Сам камень по своей структуре пористый, и некоторые откалывают от него небольшие кусочки, чтобы носить с собой в качестве талисмана. 

Адрес: с. Криушкино, подножие Ярилиной горы

  • Валы города Клещина
  • Валы города Клещина
  • Синь-камень
  • Синь-камень

Фотогалерея Переславля-Залесского

 

v-puty.com

Синь Камень В Переславле - древнеязыческая святыня

«Бысть во граде Переславле камень, в нём же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе людей…»Житие преподобного Иринарха

Недалеко от Переславля-Залесского, близ Ярилиной плеши (Александрова гора, Лысая гора), на берегу Плещеева озера лежит, сохранившийся с незапамятных времен, древний языческий ритуальный объект — Синь-камень (Синий камень) — огромный валун весом 12 тонн, испещренный мелкими выбоинами, бугорками и, если приглядеться, языческими рунами и надписями.

Синий камень. Плещеево озеро

«Ярилов камень», «каменный бес», «живой камень», «бродячий камень» — как только не называли в разные времена Синий камень, издревле слывший чудодейственным, исцеляющим, волшебным, способным самостоятельно передвигаться, менять положение.

Место «паломничества»«Подношения» Синему «идолищу»

Несмотря на то, что камень в древности был облюбован язычниками, современные христиане также совершают «паломничество» к этому памятнику природы и не брезгуют просить его о помощи, оставляя у его подножия леденцы и монетки, привязывая ленточки к ветвям стоящего неподалеку деревца.

Камень, в котором отражается небо…

Почему Синий?

Сам по себе Синь-камень имеет неравномерный серый оттенок, однако стоит пройти дождю, как мокрая поверхность камня становится темно-синим, а в темноте, говорят, камень светится. Ученые-геологи объясняют это тем, что камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца, поверхность которого отражает свет.

Существует и другая теория о возникновении названия Синь-Камня. В бесчисленных заговорах на любовь встречается выражение «Синь-горюч-камень», а само название «синий камень» — это, скорее, понятие. Наши предки считали синим иссиня-черный цвет, и этот цвет относился к миру мертвых (синяк-мертвец, синец-черт). Синь-камень считался переходом между миром живых (явь – Ярилина плешь) и миром мертвых (навь – Плещеево озеро).

Падающий на Синь-Камень снег вскоре тает

Факты и поверья, связанные с Синь-Камнем:

    • Синий камень способен самостоятельно передвигаться (смещение положения камня доказано учеными, однако ими не зафиксирован факт непосредственного движения).
    • По каким-то причинам снег, попадающий на Синий Камень, тает, поэтому зимой вокруг камня находится только лед, а сам камень остается голым.
    • Синий камень исцеляют людей от болезней (женщин – от бесплодия), дарит мужскую силу.
    • Если Синь-Камень погружается в грунт, жди аномальных холодов; если выбирается наружу – жди сильной жары.

От м. Щелковская 150 км по Ярославскому шоссе до автовокзала «Переславль-Залесский», далее около 8 км пешком (на автобусе или маршрутке) на северо-восток мимо деревни Городище. Идти по дороге вдоль берега Плещеева озера до таблички с указанием расположения Синего Камня, далее свернуть на запад (влево) и пройти около 150 метров до самого камня.

rusmystery.ru


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2018     Предложения лучших туроператоров